Формы работы с разными видами семьи. Формы работы с семьёй. Планирование работы педагогов с семьей

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

«Формы работы воспитателя с семьей»

«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье».

В. А. Сухомлинский

Одним из важнейших направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения, как организующего центра воспитания является объединение усилий дошкольного образовательного учреждения, семьи и общественности. В этой работе есть своя специфика, проявляющаяся в содержании, методах и формах взаимодействия. Их особенности обусловлены такими факторами как: знанием объективных закономерностей педагогического процесса; четким представлением социальных функций дошкольного образовательного учреждения в современных условиях; пониманием особенностей и тенденций развития современной семьи; практической подготовленностью педагога к работе с родителями, общественностью по воспитанию подрастающего поколения. Для дошкольного учреждения актуальной сегодня является проблема дальнейшего углубления имеющихся представлений о семье, расширения представлений о содержании, формах и методах взаимодействия с семьей и выработке индивидуального подхода к ней. Этой проблеме посвящены работы ряда авторов: Т.Н.Дороновой, О.И.Давыдовой, Е.С.Евдокимовой, О.Л.Зверевой, Т.А.Марковой, Д.Д. Бакиевой, В.М. Ивановой и другие.

Одно из главных условий развития личности – это взаимодействие с семьями воспитанников. Главная задача воспитателя не только донести родителям и обогатить их педагогическими знаниями, но и привлечь их к педагогическому процессу. Для того чтобы привлечь семью к участию в делах группы и детского сада, стать партнерами в воспитании детей используются различные формы работы. Выделяют две большие группы форм работы с родителями:

    Традиционные формы: коллективные (родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и т.д.), индивидуальные (педагогические беседы с родителями, тематические консультации), наглядно - информационные (информационные стенды, буклеты, внутренняя газета детского сада, папки - передвижки).

    Нетрадиционные формы по Т.В. Кротовой: информационно – аналитические (социологические срезы, опросы, «Почтовый ящик»), досуговые (совместные праздники, выставки, конкурсы), познавательные (семинары - практикумы, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей), наглядно – информационные (информационные проспекты для родителей, организация дней открытых дверей, открытых занятий и других видов деятельности детей).

Я работаю в детском саду 1 год и вначале своего педагогического опыта применяю различные формы работы с родителями. Одна из наиболее традиционных форм работы – родительские собрания, целью которых является повышение уровня воспитательных умений, педагогической культуры родителей. Нужно помнить, что общение должно носить неформальный, доброжелательный характер. Родители на собрании - активные участники и партнёры в обсуждении проблемы. Приветствуется диалог, а не монолог педагога с озвучиванием правил, необходимых для выполнения родителями. Вначале года проводила собрание вместе со специалистами дошкольного учреждения, последующие практикую в нетрадиционной форме, которые направлены на установление неформальных контактов с родителями и участие в жизни детского сада. К нетрадиционным формам собрания относятся дискуссии, «Вопрос – ответ», «Круглый стол» и т.д. Общение на таких формах работы происходит в непринужденной форме с обсуждением различных проблем воспитания, учетом пожелания родителей. Родителям не навязывается готовая точка зрения по решению проблем, а предлагается искать тот или иной выход из ситуации. Также организую тематические консультации, на которые приглашаю несколько родителей, если есть трудности в развитии и воспитании ребенка.

Еще одной из форм работы с родителями на современном этапе является проведение различных конкурсов, вечеров вопросов и ответов. Это позволяет уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.

Одной из важнейших форм взаимодействия семьи и детского сада является индивидуальная работа с каждым родителем. Преимущество такой формы состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности, наблюдение за общением родителей с детьми, как в группе, так и дома), педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком. Одной из форм дифференцированной работы с родителями являются консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет. С родителями также можно использовать индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.

Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как совместный досуг детей и родителей. При их подготовке родители задействованы практически во всех мероприятиях: обмене идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника, помощи в разработке сценария, разучивании стихов, песен, танцев, работе над ролью, помощи в оформлении помещения, изготовлении сюрпризов и подарков, подготовке праздничного стола.

Не стоит забывать и об информационных уголках, папках – передвижках. Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей. Темы папок могут быть разнообразными: от материала, касающегося трудового воспитания в семье, материала по эстетическому воспитанию до материала по воспитанию детей в неполной семье.

Семья и детский сад – это два воспитательных компонента, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное – воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем все хорошее, великодушием и милосердием. Прибавим к этому культуру общения, тактичность, профессиональную компетентность – и картина психологии доверия будет достаточно полной. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству с родителями.

Я не останавливаюсь на достигнутом и продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.

Список литературы:

    Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей / Л.Е. Осипова. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 72с.

    Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: совместное воспитание дошкольников. - Ростов н/Д.:Феникс. 2011.- 102с.

    Образовательный портал: Электронный журнал Экстернат.РФ. Статья «Основные формы работы семьи в ДОУ»

    Все для детского сада. Консультация для воспитателя «Формы работы с семьей внутри детского сада»

Консультация на тему:

«Индивидуальная работа с семьей»

Воспитатель: Коротова Н.С.

Разговор о взаимоотношениях «детский сад – родители» - большой и нелегкий, это, пожалуй, одна из самых сложных проблем на сегодня. Хочется рассказать, как решались эти задачи в нашем детском саду.

Контингент родителей в детском саду сложный. Не раз в ответ на мои вопросы о доме, о родителях приходилось слышать от воспитателей удручающие ответы. Они свидетельствуют о том, что не все благополучно в семьях наших детей. Сегодня нельзя скрывать такие негативные явления, как пьянство родителей, безнадзорность детей, которые в выходные дни часто предоставлены сами себе и единственным занятием которых являются прогулки во дворе.

Есть категория родителей, которые ведут себя отчужденно, пренебрегают советами педагогов. Ощущается потребительское отношение к яслям – саду. Такие родители считают, что детский – сад место, где обязаны воспитывать их детей.

Часто коллеги детских садов спрашивают: У вас в дошкольном учреждении есть трудные дети?». Многие отвечают: «Нет у нас трудных, у нас много несчастных детей». Многие педагоги убеждены, что в этом есть и вина родителей.

Многие педагогические коллективы ищут эффективные пути работы с семьей. Опыт работы детского сада с семьей убеждает в том, что одной из исключительно важных форм осуществления контакта с родителями является индивидуальная работа.

В чем же преимущество этой работы?

Изучай семьи, беседуя с родителями, наблюдая за общением детей и родителей, педагоги ближе знакомятся с родителями своих воспитанников, легче намечают пути педагогического воздействия на ребенка, завоевывают авторитет, и постепенно создаются благоприятные условия для взаимопонимания. Оказалось, что именно организация индивидуальной работы с родителями вызывает небольшие затруднения у педагогов. И здесь важно установить контакт с родителями, найти верный тон разговора, дать конкретный и точный ответ.

Нужно стараться объяснить педагогам, что индивидуальные контакты помогают объединиться взрослым в воспитании ребенка, и успех возможен при всестороннем изучении семьи, что предполагает изучение индивидуальных особенностей родителей путем наблюдения, опросов и т.д.

Необходимо провести серию консультаций, на одной из них, раскрыть тему «Индивидуальный подход к родителям и детям». Выработать правила предварительной подготовки родителей к предстоящей беседе, например о том, как соблюдать педагогический такт в разговоре с родителями. Особое внимание следует обратить на следующие моменты:

    Нельзя начинать разговор с указания на отрицательные факты поведения ребенка, надо непременно отметить положительные стороны в его развитии;

    Следует внимательно, терпеливо выслушивать сомнения, возражения, замечания, жалобы родителей;

    Необходимо тактично указать на ошибки;

    Желательно давать только обоснованные ответы;

    Надо внушать родителям веру в своего ребенка при условии сотрудничества с детским садом.

Следующая консультация должна прозвучать на тему: «Изучение семьи для организации индивидуальной работы с родителями».

На консультации обсудить следующее:

    Каким должно быть первое посещение семьи ребенка;

    Как определить положение ребенка в семье через его рисунки по темам «Мой дом», «Моя семья».

Составить памятку с вопросами:

    Как дети встречают своих родителей?

    Как происходит расставание детей с родителями?

    Каков характер вопросов, просьб ребенка к родителям, и наоборот?

    Какова реакция родителей на детские шалости, капризы?

    Как родители разговаривают с детьми (речь, мимика, жесты)?

    Что из жизни ребенка в детском саду интересует родителей в первую очередь (успехи на занятиях, поведение, питание, сон и т.д.)?

Все это позволяет правильно планировать беседы с родителями, из которых нужно выяснить, чем наполнена жизнь ребенка в семье, какие методы воспитания используют родители, какие черты характера ребенка вызывают у них тревогу.

Полученный в ходе индивидуальных бесед материал позволяет в дальнейшем организовать беседы по группам. В результате подобных бесед родители стали чаще обращаться к педагогам за помощью и советом, откровенно рассказывать о своих проблемах, делиться сомнениями, даже сами стали приглашать воспитателей посетить семью.

Подгрупповые беседы можно проводить либо с группой родителей из одной семьи (т.е. мама, папа, бабушка, дедушка), либо с разными семьями, но с одинаковыми проблемами.

В беседах можно поднять вопросы на темы: «Как влияют взаимоотношения родителей на формирование личности ребенка»; «Роль авторитета родителей в воспитании детей»; «Как воспитать у ребенка чувство любви и уважения к матери»; «Мать – воспитательница» (для неполных семей).

Программа изучения семьи.

    Структура семьи и психологический климат (сколько человек, возраст, образование, профессия, межличностные отношения родителей, отношение родителей к детям, стиль общения). Основные принципы семейных отношений (гуманизм или жестокость, ответственность или анархия, взаимное доверие или подозрительность, взаимопомощь или невнимание).

    Стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают – положительные или отрицательные; причины семейных конфликтов и отрицательных переживаний родителей и детей.

    Социальный статус матери, отца в семье; степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребенка, участие в организации жизни семьи (хозяйственно – бытовая деятельность, досуг).

    Воспитательный климат семьи, наличие или отсутствие домашней педагогической системы (осознание целей, задач, методов воспитания); уровень педагогической культуры, подготовленность родителей, знание своего ребенка, адекватность оценок его поведения; участие матери, отца в педагогической деятельности семьи (конструктивной, организованной, коммуникативной).

Цель и методы изучения семьи.

Цель. Характер семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка.

Методы.

    Анкеты для воспитателей.

    Анкеты для родителей.

    Беседы с ребенком.

    Наблюдение за ребенком в сюжетно – ролевой игре «Семья»

    Изучение рисунка ребенка и рассказа на тему «Наша семья»

    Метод социометрии в рамках семьи.

Анкета для выявления уровня педагогической культуры родителей.

    На основе каких знаний вы воспитываете своего ребенка.

А) слушаете передачи по радио и телевидению.

Б) посещаете лекции для родителей.

Г) используете жизненный опыт.

Д) читаете педагогическую литературу.

2. Какие методы в воспитании считаете наиболее эффективными:

А) поощрение.

Б) наказание.

В) требование.

Г) убеждение.

Д) приучение.

3. Какие виды поощрения вы используете чаще всего:

А) словесная похвала.

Б) подарки.

В) ласки.

4. Какие виды наказания наиболее действенны в воспитании:

А) физическое наказание.

Б) словесная угроза.

В) лишение развлечения.

Г) проявление вами обиды.

Условно формы работы социального педагога с семьей можно разделить на:

индивидуальные (беседы, консультирование, посещение семьи);

групповые (групповые консультации, тренингидля группы родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка, создание групп взаимопомощи);

коллективные (различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, родительские конференции, встречи с представителями медицинских, социальных, юридических служб, проведение Дней открытых дверей для родителей в образовательном учреждении, организация досуговых мероприятий);

наглядно-информационные (выставки творческих работ детей и родителей, выпуск газет, школьных журналов, создание видеоматериалов, выставки книг по вопросам семейного воспитания).

Рассмотрим конкретные примеры форм работы с семьей.

Индивидуальная работа с родителяминачинается, как правило, с обстоятельной беседы по поводу истории развития ребенка. На всех этапах беседы, консультированияследует создать особую атмосферу доверительности отношений. В их основе лежит понимание социальным педагогом того беспокойства, тревоги, которое испытывают родители.

Беседа, проводимая по итогам изучения ситуации, направлена на:

Обсуждение общего состояния ребенка, особенностей его характера, степени и причин выявленных трудностей;

Обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям ребенка;

Совместную разработку системы конкретных мер помощи или специальной работы совместно с другими специалистами;

Планирование следующих встреч.

Посещение семьи на домуначинается с налаживания контакта. Семья намного лучше воспринимает человека, который готов выслушать, понять: «Извините, если я пришел в неудобное время, без предупреждения, надеюсь, что у нас будут встречи и в дальнейшем; у вас замечательные дети, но им необходима помощь...»

Задачи первого визита в семью: показать, что вы как специалист настроены на результативное сотрудничество; снять напряженность, которая может возникнуть при посещении социальным педагогом их дома.

Групповые формы работы с родителями. Наряду с индивидуальными формами работы с родителями в последние годы в практике социальных педагогов школ, профессиональных училищ, учреждений дополнительного образования, медико-психолого-педагогических центров все чаще используются групповые тренинги, групповое консультирование, родительские семинары и лектории.

Коллективные формы работы с родителями.Родительское собрание, как форма организации и сотрудничества, обеспечивает понимание родителями особенностей профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения, в том числе и социального педагога, привлечение родителей к совместному планированию, определению целей работы с детьми, активному участию в жизнедеятельности учреждения. Эффективность проведения родительского собрания повышается, если педагоги, проводящие его, верят, что семья способна к позитивным изменениям, уверены в важности и необходимости совместных действий семьи и учреждения; не констатируют ошибки и неудачи родителей и детей, а совместно их исследуют, опираются на жизненный опыт родителей.

Наглядно-иллюстративные методы в работе с родителями. Во многих образовательных учреждениях совместными усилиями педагогов и учащихся выпускаются специальные раздаточные материалы (газеты, журналы, брошюры) для родителей.

Эффективные формы сотрудничества

семьи и школы

Воспитывает всё: люди, вещи, явления.

Но прежде всего люди.

Из них на первом месте - родители и педагоги.

А. С. Макаренко

С введением Федерального государственного стандарта начального общего образования большое внимание уделяется работе с родителями.

Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой трехсторонний общественный договор между семьёй, обществом, государством. Родители обучающихся становятся субъектами образовательного процесса, непосредственно участвующими в ходе его проектирования и реализации.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.

Формы работы с родителями достаточно многообразны.

К традиционным формам работы классного руководителя с семьей относятся: посещение семьи ученика, проведение родительских собраний, переписка с родителями, создание классных и школьных родительских комитетов.

Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит зна­комство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родите­лями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ре­бенка, дает советы по организации выполнения домашних зада­ний и т.д.

Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей.

Родительское собрание остается основной формой совместной работы педагога и родителей, на котором обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности группы и воспитания детей в школе и дома.

По виду родительские собрания можно разделить и охарактеризовать таким образом:
1.Организационные, где составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей;

2. Тематические , посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся данной группы;

3. Итоговые, имеющие целью показать учебно – воспитательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизни группы.

Чтобы родители воспитанников захотели прийти на родительское собрание и могли вынести для себя полезную и интересную информацию, при проведении собраний необходимо придерживаться таких правил:

Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей;

Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;

Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.п.;

Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей воспитанников.

Помимо традиционных форм работы современная школа ищет новые, более эффективные формы взаимодействия классного руководителя с родителями ребенка.

Важным направлением работы классного руководителя является оказание консультативной помощи родителям. Одной из форм работы являются

Индивидуальные консультации . Проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности.

Существуют и «заочные» консультации. Одной из форм такой работы является «Почта доверия». Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей, куда родители могут помещать свои вопросы анонимно. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос.

Конференция - форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей.

Досуговые мероприятия остаются значимым вектором совместной работы с родителями. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья» и праздники, посвященные 8 марта, 23 февраля, День матери, и концерты художественной самодеятельности и др. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще неизвестные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концер­тов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки. В своих классах я ежегодно в 4 четверти провожу Родительскую неделю, где на разных уроках и занятиях кружка родители делятся своими умениями с детьми, проводя мастер-классы. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллектив­ные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Например, проведение 1 раз в год вечера-встречи «Мы ищем таланты», на котором демонстрируются поделки, сувениры - все то, чем семья увлека­ется в свободное время.

«Дни открытых дверей» существовали давно. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании, имеют возможность свободно посетить школу; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в школе, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей.

Общение в соцсетях в наше время стало очень популярно. Создаётся закрытая группа «В Контакте» и там выкладываются: фотоотчеты о пройденном дне, объявления, ссылки по проблемам воспитания и развития ребенка. Родители приобретают возможность быть в курсе событий. Это может способствовать сплочению родительского коллектива.

Условие оптимизации взаимодействия педагогов и семьи
Кроме поэтапной работы педагогов с родителями, опирающейся на определенные принципы, построение партнерских отношений с семьей также требует соблюдения следующих условий:
1.Сотрудничество с семьей требует от педагога обязательного выполнения на всех этапах работы правил, необходимых для оптимального педагогического общения:
- обращение к родителям своих воспитанников только по имени;
- умение выслушать родителей, как конкретное проявление интереса к людям вообще;
- проявление доброжелательности в отношении к родителям, улыбка в общении с ними;
2. Позаботиться о гуманизации и демократизации взаимоотношений педагога с родителями. Этому будут способствовать:
- замена обезличенных объявлений о предстоящих родительских собраниях индивидуальными именными приглашениями, сделанными совместно с детьми;
- оборудование уголка в классе для родителей, в котором есть небольшая библиотечка, программы воспитания, образцы детских работ, фотографии детей;

3.Отдавать предпочтение не коллективным, а индивидуальным формам работы с родителями.

4.Признать недостаточно эффективным средством воздействия на семью слово, не подкрепленное наглядностью. Поэтому следует реже прибегать к готовым оценочным суждениям о воспитаннике, полезно предоставить членам семьи возможность время от времени самим наблюдать за собственным ребенком, сравнивать его со сверстниками, открывать в нем новые, а может быть незнакомые черты.

5.Не следует при обсуждении педагогических проблем давать родителям готовые ответы, необходимо строить обсуждение таким образом, чтобы способствовать умению родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, находить причины своих педагогических ошибок.

Литература

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.

2. Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская деятельность классного руководителя в школе. М.: Вербум – М, 2003.

3. Решетников П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. М.: ГИЦ-В, 2002.

4. Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в школе. М.: ГИЦ-В, 2003.

5. Осипова М. П. работа с родителями. Минск: УП «Экоперспектива», 2003.

Методы социально-психологической работы - это комплекс специфических приёмов, способов достижения целей и задач в социальной работе. Формы обычно связаны с методами и институтами социальной работы; обычно выделяют как единичные мероприятия, так и как систематические, многоуровневые

Социально психологические методы принято рассматривать как часть социальной работы. Большей частью концепцию методов понимают как основные правила, в соответствии с которыми социальные работники и социальные педагоги должны применять свои знания и навыки в действии, определять соответствующие критерии эффективности своей работы. Методы включают систематизированный свод правил, позволяющих осуществлять социальную работу и разумно действовать.

Среди видов и форм социально психологической помощи, направленной на сохранение семьи и ее реабилитацию и поддержку выделяют:

а) экстренную работу (экстренная помощь, срочная социальная помощь, предоставление убежища, немедленное удаление из семьи детей, подвергающихся жестокому обращению, находящихся в опасности;

б) социальную психологическую работу, направленную на поддержание стабильности семьи;

в) социальную работу, ориентированную на восстановление или развитие семьи и её членов

Методы работы с семьей

Можно выделить следующие методы работы: диагностические и управленческие (воспитательные).

Диагностические: наблюдение - общенаучный метод исследования, предполагает целенаправленную, систематическую фиксацию проявлений деятельности личности, коллектива, группы людей. Наблюдение может быть сплошным и выборочным; включенным и простым; неконтролируемым и контролируемым (при регистрации наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); полевым (при наблюдении в естественных условиях) и лабораторным (в экспериментальных условиях). Опрос - это метод сбора информации, проводимый в виде интервью, беседы по заранее составленному плану. Тестирование - это один из методов исследования, заключающийся в диагностике личности, психического состояния функций, имеющихся и вновь приобретенных знаний;.

Управленческие и воспитательные методы включают в себя: (активные), ситуационно - ролевые игры и социально - психологический тренинг.

Методы социальной работы с населением в целом и с семьей в частности должны подбираться исходя из одной главной задачи - развития семьи, направления энергии ее членов на позитивные изменения в их жизнедеятельности. Прежде всего измениться должны способы взаимодействия людей друг с другом. Значение этого явления состоит в том, что следом за изменением актов взаимодействия изменятся и взгляды индивида, его восприятие жизненных явлений и событий.

В этом процессе есть свои этапы: выделение эпизодов, требующих иных подходов, стратегий поведения; вмешательство социального педагога в ситуации взаимодействия клиента с его близкими; выработка новых стратегий взаимодействий; достижение результатов общения социального работника с клиентом и членами его семьи.

Социальный работник влияет на семейную структуру - структуру взаимоотношений в семье. После его воздействия должна измениться психологическая карта семьи. Эта карта представляет собой поле, на котором изображены взаимосвязи членов семьи: пары, тройки, союзы супругов, их детей, родителей, живущих или не живущих вместе с ними. Вне зависимости от уровня сплоченности семьи, рода родственники более или менее открыты друг для друга, с большей или меньшей легкостью доверяют друг другу личные секреты. Бывает так, что муж делится наболевшим только с женой, а дочь только с отцом. Американские психотерапевты называют это явление семейной закрытостью: информация или не проходит совсем, или передается только между определенными семейными элементами (членами семьи). Это означает, что модель общения негибка, консервативна.

Вступая во взаимодействие с семьей, социальный работник добивается общения членов семьи друг с другом напрямую либо, наоборот, создает границы между ними. К примеру, иногда опека старшего над младшим оказывается чрезмерной и вместо пользы наносит вред развитию личности. Методы воздействия на семью в этих целях затрагивают все стороны взаимоотношений ее членов. К примеру, если муж и жена избрали один способ общения - игнорирование друг друга и все вопросы предпочитают решать через детей, то в процессе беседы с социальным работником ситуация может измениться быстро и эффективно. Делается это так: супруги и их дети рассаживаются в кабинете социального работника так, чтобы обращаться за посредничеством к третьим лицам им было крайне неловко. Жестом социальный работник предлагает им общаться напрямую. Канал взаимодействия начинает функционировать. Назовем этот прием работы специалиста социальной сферы методом наведения мостов.

"…Как и во всех человековедческих видах деятельности, в социальной работе первичен метод наблюдения …Наблюдение социального работника - профессионала и наблюдение рядового индивида имеют существенное отличие: специалист социальной сферы должен вести наблюдение с научных позиций. Его параметры должны планироваться перед каждой встречей с членами семьи. Наблюдать все подряд невозможно, и социальный работник вычленит ряд особенностей поведения, речи, взаимодействия испытуемых, на которые он постарается обратить внимание при проведении беседы. К примеру, можно понаблюдать, на какие вопросы опрашиваемый будет наиболее неохотно давать ответы или на чьи реплики более остро реагировать. Ведение специальных записей в журнале по окончании беседы поможет впоследствии вернуться к наблюдаемым феноменам и дать им более логичную и точную интерпретацию.

Метод описания ситуации социальным работником для клиентов или всей семьи в целом полезен в целях психодиагностики их психической состояний на первом этапе вхождения в семью. Наблюдая за реакцией партнеров по общению, социальный работник описывает их взаимоотношения так, как он их себе представляет. Это описание носит, конечно же, субъективный характер, так как социальный работник не знаком с историей семьи, биографическими характеристиками ее членов, их представлениями о мире и о себе, взаимоотношениями и взаимными ожиданиями…

Метод противоречивой оценки семьи. …Давая внешнюю оценку семье, социальный работник может сделать акцент на сильных сторонах функционирования семьи ради повышения меры самоуважения ее членов. В тех семьях, где критическое начало выше, чем самокритическое, позитивные высказывания специалистов будут приняты за истину, что не послужит коррекции взаимодействий и взаимоотношений.

Если же психолог выделит одни лишь негативные стороны жизни семьи, в его доброжелательность будет трудно верить, в ответ появятся либо агрессия, либо униженность. Вот почему акцентировании и сильных, и слабых сторон семейной жизнедеятельности поможет найти действительные болевые точки семьи и начать работу по оптимизации семейных взаимоотношений, улучшению психологической атмосферы семьи.

Метод ролевой игры наиболее полезен для обучения способам взаимодействия между людьми, а также для определения предназначения индивида в той или иной роли…. Не каждый человек объективно способен поставить себя на место другого и воспринять его не со своей, а именно с противоположной позиции…

Метод магнитофонных записей может принести немалую пользу для социальной работы с семьей. Суть его проста: беседа психолога с клиентом записывается на пленку, как и диалоги супругов в его присутствии. Делается это с согласия самих клиентов и в их же интересах. В одну из последующих встреч специалист по социальной работе может тщательнейшим образом проанализировать вместе с партнерами по общению все детали разговора. Более современное средство такого плана - видеомагнитофон, он позволяет получить всесторонний анализ события. Однако у этого метода есть и недостаток - во время беседы должен находиться оператор, который ведет съемку. Присутствие постороннего - нежелательный фактор, поскольку внимание партнеров по общению будет рассеиваться, и не все то, что хотелось бы сказать друг другу, можно будет произнести вслух.

Метод консультации - традиционный метод психолога-консультанта. Он может использоваться однократно или многократно, в зависимости от желания клиента и степени его затруднений. … ценности консультации будет тем выше, чем глубже психолог войдет в проблематику семьи - ее историю, особенности создания и развития, традиции, правила и нормы семейного общежития.

Западные социальные работники применяют такой метод, как работа в паре с коллегой …. С семьей знакомится не один, а двое социальных работников… Данный метод необходим в особо сложных случаях и там, где социальному работнику недостает знаний и опыта.

Метод использования группового мнения эффективен в социальной работе дружной и сплоченной семьей, переживающей временные трудности. Для одного члена семьи мнение всех остальных о его успехах, будущем, поступках может иметь большой психотерапевтический эффект при условии, что оно будет во всех нюансах продумано и подготовлено специалистом-психологом, социальным работником. Без посредничества семья вряд ли справится с задачей изменения самооценки индивида или его позиции в связи с общими семейными делами.

Ситуации, в которых целесообразно обращаться за поддержкой группового мнения, могут быть связаны с принятием важного для личности решения - заключения брака или его расторжения, смены места работы или учебы…

Социальный педагог должен учитывать тот факт, что коллективное решение более смелое, чем индивидуальное. Ответственность распределяется между всеми членами группы, тогда как субъекту действия придется самому нести основную тяжесть совместно принятого решения…

Собственно психологические и психотерапевтические методы социальной работы с семьей - методы убеждения и внушения . Они имеют между собой как общее, так и различное. Общее между ними - их подсознательный характер, связь с бессознательным в личности, зависимость от стороннего воздействия. И тот и другой методы осуществимы при специальной подготовке личности, осуществляющей воздействие. Человек, выступающий в роли субъекта воздействия, называется суггестором, его партнер, находящийся в роли объекта воздействия, - суггестией…

Так, метод внушения более эффективен для людей менее образованных, не имеющих высокого статуса, зависимых, с низкой самооценкой. Внушению легче поддаются женщины и дети. Метод убеждения срабатывает с теми людьми, которые имеют открытое и гибкое мышление, готовы к восприятию новой информации и заранее настроены на восприятие воздействия…

Цель обоих методов состоит в достижении изменений в сознании и поведении личности…

Метод информирования в социальной работе - самый распространенный, как и метод наблюдения. Его назначение состоит в передаче клиенту актуальной для него информации. Это может быть информация юридического, социально-экономического, медицинского, нравственно-эстетического, психолого-педагогического, социально-бытового характера.

Метод опоры на традиции и обычаи семьи эффективен своим воздействием на подсознание личности. У каждого из нас в генах записана программа поведения в самых различных ситуациях - социальных, национальных, половых, конфликтных и т.д. групповые нормы влияют на поведение личности самым прямым и непосредственным образом.

Социальный работник может обратиться за семейным опытом разрешения разного рода противоречий и опереться на него при условии, что данный опыт не противоречит здравому смыслу, специфике ситуации, особенностям личности клиента и его желанию прислушаться к позиции семьи".

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Как избежать трещин во время кормления грудью? Как избежать трещин во время кормления грудью?