Как отучить ребенка от игры в телефоне. Как можно избавить подростка от компьютерной зависимости

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Компьютерная зависимость в среде детей и подростков давно приобрела угрожающие масштабы. Школьники сутки напролет могут проводить в Сети, общаясь в соцсетях или играя. Чтобы притупить бдительность родителей, они с легкостью заявляют, что ищут в Интернете необходимую для школы информацию или же проходят квест, развивающий их логическое мышление.

Как правило, игровая компьютерная зависимость у подростков появляется в том случае, если у них нет интересного и значимого занятия. Родители должны обеспечить ребенка возможностью выбрать род деятельности, который его увлек бы.

Что делать, если подросток зависим от компьютера

Для того чтобы бороться с компьютерной зависимостью как можно эффективнее, найдите подростку другое увлекательное занятие. После спортивной тренировки, танцев, посещения кружков и дополнительных занятий стрелять в движущиеся по экрану объекты точно будет неинтересно. А главное, подростку будет жалко тратить время на эти действия. Если на следующий день ему предстоит обсудить с друзьями не способ прохождения очередного уровня игры, а какие-то более серьезные вещи, то именно к этому он и будет готовиться. Разумеется, для этого у ребенка должны быть друзья, которым тоже есть чем заняться.

Только в подростковом возрасте есть возможность научиться играть на музыкальном инструменте, освоить сложные навыки спортивных и танцевальных действий, составлять композиции и чувствовать цвет.

Сколько детей утонули в подростковом возрасте, потому что не умели плавать и стыдились это показать?

Сколько подростков стали аддиктами, потому что у них не было возможности заниматься спортом, музыкой, живописью, театром и еще многим другим?

Зависимость от компьютера не грозит тому подростку, который имеет важное занятие и им самим поставленные задачи.

Тем не менее, стоит соблюдать некоторые предосторожности.

Чтобы не столкнуться с проблемой компьютерной зависимости у подростков, сделайте так, чтобы Интернет был только на том компьютере, который стоит в общем помещении. Тогда, проходя мимо, всегда можно было мельком увидеть сайты, которые посещает подросток.

Одинокая девочка может познакомиться с молодым человеком, который будет нежно и долго писать о том, что так ей близко. В каждом предложении он покажет ей, что хорошо ее понимает. Он может даже купить ей билет в Турцию или Сирию и предложить приехать к нему втайне от родителей. Что делать в этом случае? Если у вас есть взаимопонимание с дочерью, и вы с ней регулярно разговариваете, то вовремя уловите изменение в ее поведении, найдете причину и предотвратите ее попадание в сети сексуального рабства или ИГИЛ, убережете от встреч с незнакомцами. Кроме того, необходимо поговорить с девочками-подростками о существовании таких угроз. В Интернете легко найти информацию о том, что Россия - один из главных источников сексуальных рабынь для Ближнего Востока. Новая угроза - ИГИЛ, исламское государство - не виртуальная реальность, а реальность, в которой работают высококлассные специалисты, вербующие молодежь в свои ряды.

Например, скажите девочке, что вы узнали эту страшную статистику. Попросите найти доказательства, подтверждающие ее. Подросток должен искать не опровержения (это ослабит результат), а именно доказательства. Тогда вы сможете быть более спокойны в отношении данного вопроса. Конечно, другие проблемы требуют иных конкретных решений, но общая последовательность действий может быть такой же.

Допустим, у подростка в вашей семье есть компьютерная зависимость. Вы пришли с работы вечером, а подросток не выполнил домашнее задание, потому что вчера вы начинали его делать с ним после ужина. Вы осознаете, что он завтра не выспится, а потому быстро садитесь с ним и сами решаете примеры. Это очень удобно для подростка: весь день он играл на компьютере, а вечером вы за него сделали домашнее задание.

Чтобы отучить подростка от компьютера, как показывает практика, нужно изменить тактику. Укладывайте подростка спать в десять вечера с невыученными уроками. Пусть он либо встает на следующий день рано утром и сам их доделывает, либо идет в школу с невыполненным заданием и отвечает перед учителем за результат. Весьма часто это ведет и к изменению тактики подростка. Необходимо помнить, что если он не делал уроки сам, то может уже не понимать заданный материал. Поэтому в выходной вместо запланированных развлечений стоит объяснить ребенку несколько тем, чтобы удостовериться, что сын или дочь понимают суть заданий. Тогда тактика отхода ко сну в 10 часов вечера будет работать.

Как правило, избавиться от компьютерной зависимости самостоятельно подростку крайне сложно. Поэтому стоит передать ответственность за выполнение уроков ребенку достаточно рано. В то же время необходимо постоянно контролировать осознание подростком того, что он делает, и, если он чего-то не понимает, проходите материал вместе с ним.

Советы родителям, как избавить подростка от компьютерной зависимости:

  1. Компьютер с подключением к Интернету должен стоять в общей комнате, чтобы вы видели, проходя мимо, на каком сайте находится подросток.
  2. Возложите на подростка обязанность выполнения домашних заданий.
  3. Спрашивайте у ребенка, что интересного он узнал за прошедший день, и внимательно слушайте, задавая уточняющие вопросы. Поощряйте его интерес к знаниям и подталкивайте к критической оценке того, что он прочитал.

Статья прочитана 495 раз(a).

Компьютер, игровая консоль, всевозможные портативные электронные гаджеты – все это невероятно популярные устройства, ставшие основными игрушками у наших детей. Но действительно ли идеальный процессор так необходим маленькому ребенку? Как со временем не стать заложником ситуации, не прививая любовь к технике, а скорее наоборот, буквально оттягивая ребенка от нее? Как отучить ребенка от компьютера: мнения экспертов и родителей.

Первое знакомство с компьютером: особенности

Все меньше маленьких девочек и мальчиков в качестве игрушек получают кукол и машинок – современные родители делают акцент на электронике. Дети 2-3 года учат цвета и формы, складывают пазлы и знакомятся с окружающей действительностью с помощью планшетов или специальных детских компьютеров. Впрочем, многие из них могут легко осилить и взрослый ноутбук. На первый взгляд кажется, что в этом нет ничего предосудительного – ребенок в понятной и доступной для него форме растет и получает знания. Но мнение психологов на этот счет не столь оптимистично.

Как отмечает психиатр Серж Тиссерон, подобные увлечения техникой имеют достаточно негативное влияние на детский мозг, поскольку компьютер по своей сути рассчитан именно на взрослого. Если зрелый человек понимает разницу между реальной и виртуальной реальностью, то у ребенка даже 4-7 лет мозг еще только формируется.

Для того чтобы развитие было полноценным, ребенку до 6 лет нужно постоянно использовать все пять своих основных чувств. Он должен пробовать на вкус, рассматривать, нюхать, прислушиваться и трогать.

Его ключевая задача в таком возрасте: развивать мелкую моторику, которая стимулирует работу определенных отделов мозга, а делать это нужно с помощью привычных детских манипуляций: раскрашиваний, лепки из пластилина, вырезания. Если ребенок не научился развлекать себя до 6 лет вне дисплея, в дальнейшем это крайне негативно отразится на уровне его интеллектуального развития.

Памятка родителям: как создать здоровое отношение ребенка к технике?

Дабы в дальнейшем не кусать локти, родителям необходимо еще на заре взаимодействия ребенка и компьютера придерживаться определенных правил. Такая политика гарантировано удовлетворит все стороны, но только при условии грамотного подхода. Итак, что нужно делать родителям, первый раз предложив ребенку компьютер:

  • Дозировать игры . Если ребенок младше 5 лет, компьютерные игры должны длиться не дольше 15 минут. В день может быть не более 4 таких подходов. Разумеется, никто не будет сидеть над ребенком с таймером, но общая логика понятна – короткие циклы. Со старшими детьми можно длительность циклов увеличивать, например до получаса, но и их количество в день и неделю будет меньше.
  • Обсуждать каждый цикл. Представьте, что ваш ребенок не играет в компьютерную игру, а читает книгу или общается с другом. Вполне логично, что вам захочется узнать его мнение на этот счет. Эту же логику можно применять и после 15 минут игры за компьютером. Расспрашивайте его о том, что он понял, какая суть и цель игры, почему она ему нравится.

Детские нейропсихологии единодушны во мнении: специальные детские компьютерные игры помогут натренировать память, логику, пространственное мышление, но они абсолютно бессильны в вопросе развития речи и социализации. Общение с родителем помогает ребенку прогрессировать и в эмоциональной сфере.

  • Подбирать правильные игры. Если речь идет о детских компьютерах, то там по определению не может быть других игр. Если же ребенок пользуется родительской техникой, то чаще всего все крутится вокруг шаблонных игр, которые скорее помогают убить время, чем несут нечто полезное. В сети на профильных ресурсах можно найти хорошие, правильные игры, разработанные при участии педагогов.
  • Следовать правилу «3-6-9-12». В основе правила лежит следующий принцип: до 3 лет ребенок не должен пользоваться компьютером; до 6 лет ему не нужны приставки, до 9 лет ему совершенно не нужен Интернет; до 12 лет он выходит в глобальную паутину только в присутствии взрослого.

Подростки и компьютеры: особенности взаимоотношений

Если трехлетка может еще и не понимать всех прелестей компьютера, ограничиваясь 2-3 любимыми играми, то ребенок 8-12 лет – это уже полноценный юзер, которого достаточно сложно направлять в какое-либо русло.

Анна (40 лет, журналист, в разводе, растить сына Николая): «Сыну 15 лет. Наблюдаю, что с появлением в нашем доме компьютера у него резко снизилась успеваемость. Может до 2 часов ночи просидеть за играми, а потом не могу поднять его в школу. Успеваемость плохая, его ничего не интересует, только прохождение нового уровня. Устала бороться».

Ситуация распространенная. Действительно, от онлайн игр гораздо больше негатива, чем положительных моментов. Научные сотрудники Кембриджского университета провели любопытное исследование на более 800 подростках 14 лет. Им были заданы вопросы о том, сколько времени они тратят на выполнение домашнего задания, сидя в социальных сетях, играя в игры или просматривая телевизор. В течение нескольких недель они носили специальный датчик, который отслеживал частоту сердечных сокращения для понимания динамики физической активности ребенка. Результаты были неутешительны: ученики, которые по время выполнения домашних заданий, отвлекались на игры или телевизор, сдали экзамены гораздо хуже тех ребят, которые концентрировались только на учебе.

Кирстен Кордер, старший научный сотрудник Кембриджского университета, считает, что полностью увести детей от компьютеров нереально, и в этом мало смысла, поскольку в этом есть образовательный подтекст.

Задача родителей – донести до ребенка идею, что жизнь вокруг может быть не менее интересной, чем виртуальная. И лучше всего это делать не в виде нотаций или конфликтов, а с явным предложением альтернативы.

Например, проанализировав склонности ребенка, тип характера и темперамента, можно подобрать для него оптимальную секцию или кружок по интересам.


Эффективные методики борьбы с компьютерной зависимостью

Если родители пропустили процесс привыкания, и компьютерная зависимость уже настигла их чадо, то пора постепенно, но настойчиво отучать ребенка от компьютера. Что может сделать каждый родитель, озабоченный тем, как отучить ребенка от компьютерной зависимости: рассмотрим основные советы психолога по данному вопросу.

  • Обсудите с ребенком суть проблемы и тревоги по поводу его успеваемости и будущего. Объясните, что из-за игра на компьютере он, например:
    - Пропустил уроки;
    - Перестал общаться с друзьями;
    - Исключен из секции за непосещаемость и т.п.
    Важно не юлить, а прямо объявить ребенку, что вы намерены отучать его от компьютера. И далее предложить ряд мер по отказу от зависимости.
  • Откажитесь от запретов , криков, скандалов и ультиматумов. Все это породит утаивание и ложь. К тому же, любой ребенок, скажем, в 8 лет будет воспринимать это как повод отдалиться от родителей. А если вы будете агрессивны или враждебны, особенно с подростком в 13 лет, то он вообще откажется с вами общаться и замкнется в себе.
  • Ограничивайте время за компьютером . Если речь идет о зависимости от игр, то тут нужны строгие правила: сколько раз в неделю ребенок может играть, в какие игры он будет играть, и сколько будет длиться каждый сеанс. Родителям важно не только отслеживать, соблюдаются ли правила, но и обязательно хвалить ребенка, если он следует договоренностям. Если же что-то пошло не так, то лучше спокойно обговорить с ребенком детали: почему он не вложился в установленный график, что помешало.
  • Поощряйте действия «вне компьютерной жизни» . Если мама и папа каждый вечер сидят перед телевизором, ребенку ничего не остается, как развлекать себя, например с помощью онлайн игр. Придумывайте совместный досуг в семье или стимулируйте общение с ровесниками. Играйте вместе в «монополию», собирайте пазлы или модели самолетов. Или приглашайте домой друзей сына или дочки, предлагайте устроить вечеринки с ночевкой для любителей поиграть в компьютер ночью.
  • Интересуйтесь жизнью ребенка. Очень часто дети в виртуальной реальности чувствуют себя всемогущими, независимыми. Если же в реальной жизни ребенок далек по своим самоощущениям от всего этого, то вполне оправдано его желание находиться в вымышленной реальности как можно дольше. У родителей в таком случае один выход – помочь ему обрести уверенность в себе, чувства защищенности и комфорта и в обычной жизни. Стоит больше интересоваться переживаниями ребенка, разговаривать, активно задавать вопросы о его эмоциях. Необходимо акцентировать внимание на положительных событиях, происходящих в его реальной жизни.
  • Предложите постоянную альтернативу. Как правило, лучшей альтернативой станет спортивная секция. Если ребенку не интересен спорт, но он очень любознательный, поощряйте это. Заведите правило на выходных ходить в зоопарки, на разные шоу, ездить на природу. Покажите как интересна жизнь вне компьютера. Дома в будние дни постарайтесь найти ребенку хобби. Процесс созидания очень полезен для развития, поэтому конструирование, сборка 3-х мерных моделей, любое творчество станут прекрасной альтернативой компьютеру.
  • Обратитесь к психологу. Если все методики испробованы, но ничего не помогает, пора обращаться к специалисту.

Родителям очень важно найти точку соприкосновения со своим ребенком по данной проблеме. Сделать это непросто, учитывая, с каким нежеланием дети «лечатся» от компьютерной зависимости. Но дабы этот процесс был максимально результативным и прошел безболезненно, родителю необходимо спокойно и с понятной ребенку аргументацией объяснить, почему виртуальный мир не может заменить полноценной жизни:

  • Прежде всего, постоянные компьютерные игры отвлекают и снижают концентрацию на реальных достижения и намеченных целях.
  • Во-вторых, (если речь идет о подростке) в компьютерные игры взрослые люди не играют. Эту идею нужно вкладывать в подростка постепенно, акцентируя внимания на гармоничном взрослении.
  • Виртуальное пространство, каким бы захватывающим и увлекательным оно ни было, не может быть альтернативой полноценному общению. И для детей младшего школьного возраста, и для подростков крайне важны навыки социализации.

О важности личного примера

Борясь с зависимостью от компьютера, очень важно быть для ребенка не только наставником и помощником, но и быть достойным примером для подражания. Если, придя с работы, отец тут же садиться за компьютер и коротает досуг за онлайн играми, едва ли стоит надеяться, что у ребенка будут формироваться какие-то другие увлечения.

Светлана (38 лет, воспитывает сына Арсения): «Кажется, что все современные мужчины буквально помешены на танках. В них играет и мой муж, и мой сын. На выходных их никакими уловками не оттянешь из-за компьютера. Это отражается не только на наших отношениях, но я заметила, что мой 14-летний сын стал раздражительным, редко общается с друзьями, о высоких оценках говорить вообще не приходится – домашнее задание делать некогда. Муж пытается вразумить сына, но он же и сам зависим от компьютера».

И таких семей – каждая третья.

Сложно бороться с зависимостью ребенка, если ты сам от нее страдаешь.

Главная проблема любого родителя с подобным «недугом» – инфантильность. В таком случае, даже при условии самых благих намерений для ребенка, взрослому придется начинать с себя.

Видео по теме

Компьютерная техника прочно вошла в жизнь человека. Этого нельзя отрицать и невозможно изменить. Дети, знакомые с ней с ранних лет, воспринимают ее как нечто такое, что было всегда и без чего жизнь человека если и возможна, то очень сложна.

Представить мир без цифровой техники им так же сложно, как взрослым – без телевидения, телефона, автомобильного транспорта. Тот факт, что подросток «дружит» с ней, настораживать не должен, но когда он играет на компьютере или приставке целыми днями – это уже крайне серьезный симптом, который может сигнализировать о наличии нехимической зависимости, которая так же опасно и трудноизлечима, как и любая другая. Поэтому меры по предупреждению компьютерной зависимости и излечению от нее принимать необходимо.

Почему дети увлекаются компьютерными играми?

Каждый человек, даже не честолюбивый, мечтает о любви и уважении, успешности, достатке, власти. Особенно остры эти желания в переходном возрасте, когда подрастающий ребенок хочет доказать свою ценность себе и окружающему миру. В жизни не каждому удается доказать свои незаурядные интеллектуальные способности учебой, силу и ловкость – спортивными рекордами, талант – созданием настоящих шедевров, лидерские качества – в реальном общении со сверстниками.

Виртуальная реальность предоставляет возможность почувствовать себя героем , умелым воином или полководцем, разбойником, пренебрегающим общепринятыми нормами и завоевывающим богатство и любовь самой смелой и ловкой из всех красавиц мира, архитектором, возводящим города или какой-либо другой выдающейся личностью. Возможность почувствовать себя самостоятельным, уйдя ото всех в виртуальный мир, где не страшно совершать ошибки, пробовать разные пути тоже весьма привлекательна.

Скромный, застенчивый ребенок может испытывать эмоциональный голод , так как ему не хватает общения со сверстниками. Играя на компьютере или приставке, он может пережить страх, огорчение, возбуждение от битвы, сладость победы – и все это, не выходя из дома.

Многие из современных компьютерных игр предполагают возможность общения между игроками. Подростки, которые плохо идут на контакт со сверстниками в реальном мире, намного легче находят контакт с другими игроками – такими же, как и они. Это повышает их способность к социальной адаптации, самооценку.

Помимо игр, подростки используют компьютер для поиска ответов на свои вопросы, для общения в социальных сетях. Для некоторых представителей подрастающего поколения этот аспект не менее важен, чем возможность поиграть.

Почему это вредно?

Чрезмерное увлечение компьютерными играми о пасно искажением представлений подростка о реальности. Неоднократно в новостных программах показывали сюжеты о том, как «опьяненные» компьютерным дурманом дети убивали близких им людей.

Опасно увлечение играми на компьютере или приставке и формированием компьютерной зависимости . Игроман теряет связь с миром, не интересуется проблемами семьи, не общается с друзьями, забрасывает учебу, спорт, не хочет отрываться от игры даже для того, чтобы поесть. Все это негативно сказывается на его психическом и физическом здоровье.

Когда подросток много сидит за компьютером, у него формируется «клиповость» мышления , он становится неспособным решать задачи, требующие концентрации внимания. Научные исследования доказали, что подростки, работающие за компьютером более двух часов в сутки имеют в два раза больше проблем с концентрацией внимание, чем их ровесники, проводящие за ним меньше времени.

Подростков, страдающих близорукостью, с каждым годом становится больше. Отказываться связать это с созерцанием экрана было бы странным.

Следует также отметить, чтоотказ от реального общения, учебы, занятий спортом – не менее печальные последствия игромании.

Как сделать компьютер полезным?

Однако отрицать тот факт, что компьютер может принести пользу, тоже не стоит. Он помогает быть в курсе происходящих событий, быстро находить интересующую информацию, общаться, осваивать полезные навыки.

Если с компьютерных игр родителям удастся переключить внимание подростка на изучение программ, например, графических редакторов, на создание собственных программ, сайтов, то работа за компьютером принесет ему больше пользы, чем вреда.

Направив свое чадо на познавательные сайты, форумы, родители тоже сделают для него доброе дело.

Чтение электронных книг о подростках, просмотр экранизации произведений мировой классикипустым времяпровождением тоже не назовешь.

Перенаправляя подростка в нужное русло, не стоит забывать, что все хорошо в меру. Заранее стоит договориться, что в течение суток он проводит «за компом» не более двух часов.

Как сделать так, чтобы ребенок меньше времени проводил перед экраном монитора?

Легко поставить условие: «за компьютером – не больше двух часов». Добиться его выполнения невозможно, если не предложить подростку альтернативы.

Такой альтернативой может стать занятие в кружке или секции , где ребенку будет интересно. Сегодня существуют кружки, где занимаются робототехникой, созданием моделей самолетов – они придутся по душе «технарям». Спортивные секцииотличный выбор для тех, кто хочет быть «героем» и побеждать. Для творческих натур существуют художественные, музыкальные кружки. Там он встретит тех, кто разделяет его увлечения, и общаться с ними ему будет легко и приятно.

Другой альтернативой может стать семейный досуг. Это может быть активный отдых: туризм, рыбалка, велопрогулки, походы на байдарках, лыжи. Это могут быть «творческие» вечера: посещение театра, выставки, фотоохота. Не отменяются пикники на природе, путешествия, посещение друзей и родственников.

Для небольшой группы подростков, которые включают компьютер, чтобы почитать, альтернативой может стать обычная книга. Какие-то книги они найдут в библиотеке, в которую вы их запишите, другие им придется покупать. Стоить это будет недешево, но здоровье ребенка стоит дороже.

Другими словами, отлучить от компьютера подростка можно, но для этого родителям придется предпринять определенные усилия, иной раз немалые. Прежде всего, отказаться от многочасового сидения за компьютером придется им самим.

Здравствуйте, хотелось бы услышать Ваше мнение на тему «Компьютер и подросток».

На тренинге не раз говорилось, что отнять компьютер у ребёнка - это всё равно что отнять лобзик у дедушки. Говорилось также, что мы родители в принципе не можем ничего дать современным детям (родившимся после 1995г). То, что мы можем - это направить их интерессы в нужном направлении. Юрий также говорил, что «пусть ребёнок с компьютером будет, даже и на улице, следите правда, чтобы под машину не попал...». Вот так буквально я поняла его слова. И всё же...

Не даёт мне покоя эта мысль..., т.к. мой сын (13 лет) на мой взгляд проводит очень много времени на компьютере, и все его друзья тоже. Мы дома придумывали разные методы ограничения использования во времени, например, устанавливали правило: с 17- 21 часа компьютер выключен. Поначалу немного срабатывало (конечно не по воле сына, но деваться ему было некуда), но потом и это правило расплывалось...Одно бы дело, если бы он использовал компьютер с целью почерпнуть какие-либо знания, изучал какие-либо сайты по интересам (тогда мне бы был «бальзам на душу»). А то ведь занимается играми. При этом, играя в эти игры, он общается с другими подростками онлайн - они как бы создают команды и играют против др.др, такое вот виртуальное общение. В выходные я взяла сына и его друга на плавание в бассейн, и после, по дорогое домой предложила им пойти к нам, чтобы они вместе нашли себе занятие, на что они ответили, что они и так будут общаться онлайн каждый у себя дома. Кроме того, если мой сын приходит домой к своим друзьям, то тоже и там они вместе проводят время за компьютером.

Вразумительного ответа у меня на это к сожалению не последовало...

Всё больше осознаю, что действительно, альтернатив у меня как у родителя особо никаких нет. Раньше,когда были помладше и в игры играли, и рисовали, и снежные крепости строили и пирожки пекли вместе в свободное время, а сейчас только компьютер.

Каковы мои действия на сегодняшний день?

1.Прежде всего не ругаю его за то, что он проводит много времени за компьютером (ну если уж когда вообще все грани переходит)

2.Стараюсь отслеживать его интересы (правда, они меняются)

3.Подумываю сделать расписание дня (не уверена, как сработает это на подростка), но думаю, что для кожного вектора это будет полезно. Подозреваю кожный вектор снизу.

4.Хочу, чтобы он углубился в предмет, который ему нравится в колледже. Хочу сказать, что в колледже он хорошо успевает по всем предметам. Но на мои предложения, что можно успевать ещё лучше, и что всегда есть возможность улучшить и углубить знания, он отвечает, что ему и так достаточно....

Буду очень благодарна за любые системные предложения. Спасибо.

P.S. во мне засели слова Юрия: "...из ребёнка можно вырастить и гения и злодея". Поэтому вижу, что надо торопиться с правильными действиями..

Здравствуйте, Оксана.

Ваше беспокойство по поводу увлечения сына компьютерными играми очень понятно: мы привыкли думать, что чрезмерное сидение перед монитором губительно как для здоровья, так и для психики ребенка. Что если ребенок любит компьютерные игры, это непременно подрывает его здоровье и образует зависимость от игр или соцсетей.

Да, наше родительское волнение можно понять: многие дети с трехлетнего возраста с компьютером на «ты» (что с учетом нашего детства кажется фантастикой), и чем взрослее они становятся, тем совершеннее их умение ориентироваться в информации и новшествах, которые чуть ли не ежедневно возникают в Сети.

У технического прогресса и развития компьютерной индустрии есть масса положительных сторон. Это и небывалый доступ к самой различной информации, и огромные возможности для творчества и выражения себя, тьма полезных обучающих интернет-программ и центров, возможность общаться с другим человеком из любой точки мира – и многие другие, о которых совсем недавно мы не могли и мечтать. Нет ничего страшного для современного подростка в том, что Интернет становится его активной средой – это нормальное веяние времени.

Согласитесь, неразумно бороться с тем, что современные дети тянутся к компьютеру. Запрещать им осваивать компьютер и Интернет – это значит просто взять и лишить их возможности развиваться, запретить идти в ногу со временем. Что будет делать такой ребенок в будущем, когда абсолютно все процессы (как бизнес, так и государственные) будут управляться из Интернета? Он не сможет стать востребованным специалистом, если с детства не будет с компьютером на «ты». А значит, окажется не у дел, чего мы, родители, точно бы не хотели для своих детей.

Вопрос именно в том, какая активность там образуется : в умелых руках компьютер может стать союзником, но если он служит только тому, чтобы уйти от реальности и прожигать время впустую – он становится врагом.

Чем именно он окажется, зависит от множества факторов. Это и векторный набор подростка, и уровень развития его векторов, и отношения с родителями, и состояния векторов самих родителей.

Как должно быть в идеале?

В идеале ребенок должен тратить свое время не на виртуальное бездействие, а на созидание – он должен получать от этого пользу, учиться там чему-то, а не использовать компьютер как способ для получения одного лишь удовольствия. Как понимаем, в последнем случае речь идет о формировании у ребенка игровой зависимости.

В этом случае главная проблема – отсутствие других интересов. Игровая зависимость – это признак того, что ребенку не интересно заниматься чем-то еще. И самым верным способом избавления от этой зависимости станет поиск занятия, которое вытеснит из его жизни увлечение виртуальными играми.

Если у вашего ребенка есть кожный вектор, дисциплина ему будет однозначно полезна. Однако, вводя новый режим дня, будьте осторожны – не отнимайте у ребенка того, что ему так нравится, не лишайте его возможности играть в игры путем прямого запрета. Постарайтесь постепенно ограничивать его время на игры, одновременно вовлекая в другую активность.

Договаривайтесь с вашим сыном – кожники это любят. Например, договоритесь, что если ребенок превзойдет себя по профильному предмету в школе, то получит дополнительное время для игр. Используйте адекватное ограничение и вознаграждение, чтобы начать управлять процессом.

Чаще всего ошибка родителей в воспитании кожных детей заключается в том, что они предоставляют им слишком много свободы. Не понимая, что определенные рамки и ограничения не только не навредят ребенку, но и окажутся для него полезны. Пользуйтесь этой возможностью, придерживаясь золотой середины.

Но главной для вас сейчас должна быть не столько дисциплина, сколько поиск нового, развивающего интереса. У вас еще есть время – до окончания переходного возраста. Узнать, какие именно занятия могут вызвать у вашего сына искренний интерес, можно только правильно определив его вектора.

Например, у сына есть зрительный и анальный вектора? Значит, ему может оказаться интересным дизайн (веб-дизайн, дизайн интерьера и прочее). 13 лет – возраст, когда ребенок уже может при помощи компьютера что-то создавать, а не только развлекаться. Предложите ему изучить «Фотошоп» или какую-то другую программу, позволяющую создавать в ней что-то с нуля. Это тоже увлекательный процесс, чем-то напоминающий игру: создатель оригинального изображения контролирует весь процесс, и результат зависит целиком от него.

А может быть, углубившись в теорию векторов, вы поймете, чего еще так не хватает вашему ребенку: спорта, занятий в интеллектуальных кружках, активного отдыха вместе с родителями, путешествий – и так далее.

Еще одна сложность, которую вам предстоит сейчас преодолеть – это установить доверительные отношения вашим ребенком. По-настоящему понять его и заговорить с ним на одном языке вам также поможет тренинг по системно-векторной психологии. Многие слушатели отмечают, что их дети впервые стали прислушиваться к ним именно после тренинга – вдруг почувствовали, что с «мамой можно поговорить». Доверие очень важно и именно сейчас и нужно вложиться, чтобы установить такие отношения с сыном.

Вы на правильном пути, Оксана: изучение системно-векторной психологии поможет найти ответы на все вопросы. Вам стоит пройти первый уровень платных тренингов, чтобы картина сложилась целиком, а также пришло полное понимание векторов вашего ребенка. Уверена, что проблема с играми решится сама собой, когда в ваших отношениях восстановится доверие и когда вы сможете помогать своему ребенку развиваться в нужном для него направлении. Потому что интерес, который проснется у него к правильно подобранным занятиям, вытеснит бесполезное времяпрепровождение перед монитором.

На вопрос отвечала Кудрявцева Анна, учитель-филолог

Дети любят проводить своё время за играми. Психологи считают, что игра позволяет ребёнку моделировать окружающий мир и социальные отношения. Взрослые привыкли ограничивать детей в плане занятий с игрушками, хотя бы потому, что с пола надо всё убрать, разложить по ящичкам и полочкам, и только потом готовиться ко сну.

С компьютером всё по-другому: его не надо никуда убирать, он всегда стоит на своём месте. Поэтому первое время родители могут только порадоваться тому, что ребёнок чем-то занят самостоятельно, никого не дёргает, а в комнате нет беспорядка.

Но через некоторое время можно заметить, что оттащить от монитора ребёнка становится всё труднее и труднее. И тогда родители не понимают, как ребёнка отучить от чрезмерного увлечения компьютерными играми. Запреты перестают действовать, ребёнок кидается в истерику, и родителям становится понятно, что легче уступить. В то же время они понимают, что это путь в никуда.

Как отучить дошкольника от компьютерных игр

Самое простое правило, полагают психологи, именно в таком возрасте ребёнку пояснить, что компьютер – не игрушка, а рабочий инструмент. В той семье, где малыш видит, что взрослые за компьютером большую часть времени работают, он сам начнёт понимать, что имеет дело с серьёзной техникой. Если маленький человечек тянется к вычислительной аппаратуре, то надо научить его… работать на ней.

Есть множество программ, написанных в игровой форме, которые, на самом деле, являются обучающими. Можно подобрать их под возраст и способности чада, не рассказывая ему о том, что есть ещё «бродилки» и «стрелялки». Даже в этой ситуации следует ограничить время на компьютере , сославшись на то, что он нужен для работы папе или маме.

Но бывают ситуации, когда отец малыша приходит с работы и тут же кидается к компьютеру «избавлять мир от монстров», пока мать на кухне готовит ужин. Если в семье растёт девочка, то попросить её помочь маме, чтобы отвлечь от процесса папиной игры, легче, чем проделать тот же фокус с мальчиком.

Всё-таки рефлекс подражания построен так, что мальчик больше склонен копировать поступки мужской половины семьи – отца, деда, брата. Если в компьютер заигрывается мама, то дочка будет делать то же самое.

В таких семьях ребёнку проще пристраститься к играм, а вот отучить его будет непросто. Для этого родителям придётся начать с самовоспитания. Например, папа тоже может помочь с ужином маме: взять с собой сына и вместе накрыть стол, а то и приготовить соус к основному блюду.

Потом, после еды, можно сесть всей семьёй за настольную игру. Это тоже игра, но в неё играют все дружно, следовательно, происходит общение между членами семьи. Если перед этим ужин прошёл в столь же дружественной обстановке, то ребёнок увидит, что получать положительные эмоции можно и без компьютера – от простого и радостного общения.

Как отучить подростка от компьютерных игр

Если с малышом можно справиться частичными запретами, частичным перенесением акцентов на другие виды досуга, то с подростками дело обстоит иначе. Некоторые из них совсем не играют, но при этом их не оттащишь от общения в социальных сетях. Но это отдельная тема для разговора. Ведь даже через те же самые соцсети можно получить от собеседника дурной пример – заразиться компьютерной игроманией.

Если вы уже смогли добиться того, что ваш отпрыск использует компьютер в большей степени для учёбы, то вам никогда не удастся лишить сына или дочку вычислительной техники.Подросток вам аргументировано объяснит, что он не сможет подготовить доклад, который ему задали по географии, или подготовиться к математической олимпиаде.

В этой ситуации вам даже не удастся отключить интернет. Но вот ограничить те сайты, где есть вредная для неокрепшей психики информация, вы можете. Особенно, если в квартире стоит роутер, который раздаёт сеть по комнатам и на Wi-Fi.

Запрету должны подлежать не только сайты непристойного содержания, но и культивирующие в душе человека жестокость, непримиримость, расизм и нацизм. Как на компьютере подростка, так и на его смартфоне должны быть установлены антивирусные программы. А вот что надо поощрять, так это творческую работу за компьютером:

уроки рисования;
занятия по иностранному языку;
комплексы физических упражнений;
уроки танцев или игры на музыкальных инструментах.

С развитием ребёнка за компьютером тоже не надо перебарщивать, иначе может пострадать зрение и осанка. любую работу за столом надо чередовать с физической активностью. Если вам позволяют средства, то можно взять подростку абонемент в фитнес-центр. Если же нет – то можно просто отдать ребёнка в бюджетную секцию. Даже подростка можно заинтересовать некоторыми видами спорта или танцами.

Почему ребёнку вредно сидеть за компьютером

Начнём с того, что любая нагрузка должна быть дозированной. Если заставить человека с непривычки бежать марафонскую дистанцию, у него может пострадать сердце. Когда мы занимаемся за компьютером, то не замечаем, что перегружаем себя, потому что у нас не нарушается дыхание, не учащается пульс, а усталость наступает медленно.

Оценить, насколько страдают наши глаза, как сильно падает зрение, как на спине «растёт горб», трудно, потому что это происходит не сразу, а как бы исподволь. Медленно, но верно.

Страдает и психика. Это тоже процесс, до поры, до времени, незаметный. Это может проявляться в нарушении сна, излишней раздражительности или пребывании человека как бы в другом мире. Последний вариант – самый сложный для психолога.

Подмена реальности её виртуальным аналогом может свидетельствовать не только об увлечении ребёнка компьютером, но и об отсутствии у него коммуникативных навыков, а также – о неблагополучии в самой же семье.

Это может начаться с того, что родителям есть дело только друг до друга, что каждый вопрос крохи находит только один ответ: «Не смей перебивать старших и не влезай в разговоры взрослых!».

Демонстративное невнимание к чаду, которое старательно прикрывается стремлением научить ребёнка уважать старших, приводит к тому, что он начинает искать сам себя в той реальности, где он что-то может изменить к лучшему.

Таким миром часто оказывается компьютерная игра, где он себя проявляет как супергерой. И вернуть ребёнка к настоящему миру потом бывает сложно.

Чем компьютер привлекает детей

Мы рассмотрели только один момент – возможность почувствовать себя востребованным. Малышей ещё привлекают яркие эмоциональные игры, в которых часто используются образы героев любимых мультфильмов.

Лёгкость управления компьютером, равно как и лёгкость получения информации, масса возможностей, заключённых «в один ящик» – всё это привлекает ребёнка к компьютеру. Поэтому, чтобы отучить ребёнка от компьютера , надо найти что-то имеющее настолько же яркую эмоциональную окраску, как виртуальная реальность.

Компьютер как вредная привычка

Понять, что в жизни ребёнка компьютер стал вредной привычкой, получится тогда, когда вы заметите, что ваше чадо может проигнорировать такие само собой разумеющиеся вещи, как заправить постель, умыться, причесаться, почистить зубы и позавтракать, а первым делом мчится к компьютеру.

Если у чада есть детский планшет , и оно укладывает его рядом с собой «спать», то это можно принять за элемент игры, а не за зависимость от компьютера. Но когда ребёнок играет с планшетом вместо сна, то это уже тревожный симптом.

Если обстановка в вашей семье далека от идеала, то ребёнок хочет перенести точку опоры на виртуальный мир. Но если малышу взять кролика, котёнка или попугая – любое живое существо, за которым нетрудно ухаживать, но можно общаться, то тяга к компьютеру у малыша может пропасть. Ребёнок будет чувствовать себя востребованным, потому что кормит зверька или птицу. Он сам теперь выступает как родитель, и живность для него – тоже более счастливая реальность.

Если ребёнок растёт некоммуникабельным, можно к нему приглашать в гости своих знакомых с их детьми, а заодно познакомиться с родителями, чьи дети гуляют на вашей детской площадке и устроить совместные походы на природу, в парк или кафе-мороженое. Ребёнку надо доказать, что он что-то может в реальности сам, что общение бывает не только виртуальным, и что красивые картины природы можно увидеть, если куда-то поехать, а не смотреть их с экрана монитора.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Как избежать трещин во время кормления грудью? Как избежать трещин во время кормления грудью?