Как бороться с детскими истериками? Что нужно знать чутким родителям? Советы психолога: что делать, если ребенок дерется и не реагирует на "нет" и "нельзя"

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Еще вчера ваш малыш был таким мягким и послушным, а сегодня устраивает истерики, грубит по любому поводу, категорически отказывается выполнять мамины просьбы. Что с ним случилось? Скорее всего, ребенок вступил в так называемый кризис трех лет. Согласитесь, звучит внушительно. Но как же реагировать взрослым на такое детское поведение и что делать уставшим от капризов родителям?

В психологической литературе кризисом трехлетнего возраста называют особый, относительно непродолжительный по времени жизненный период ребенка, который характеризуется значительными изменениями в его психическом развитии. Кризис не обязательно наступает в третий день рождения, средний возраст возникновения – от 2,5 до 3,5 лет.

«Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!»

  • Период упрямства начинается примерно с 1,5 лет.
  • Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5-4 годам.
  • Пик упрямства приходится на 2,5-3 года.
  • Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
  • Девочки капризничают, чаще, чем мальчики.
  • В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых – до 19 раз.

Кризис — это перестройка ребенка, его взросление.

Продолжительность и острота проявлений эмоциональных реакций во многом зависят от темперамента ребенка, семейного стиля воспитания, особенности отношений между мамой и малышом. Психологи уверены, чем авторитарнее ведут себя родственники, тем ярче и острее проявляется кризис. Кстати, он может усилиться с началом посещения .

Если недавно родители не понимали, как приучить детей к самостоятельности, то сейчас ее чересчур много. Фразы «я сам», «я хочу/я не хочу» слышны регулярно.

Ребенок осознает себя отдельной личностью, с собственными желаниями и потребностями. Это важнейшее новообразование данного возрастного кризиса. Таким образом, для столь непростого периода характерны не только конфликты с матерью и отцом, но и появление нового качества – самосознания.

И все-таки, несмотря на кажущуюся взрослость, кроха не понимает, как получить признание и одобрение от родителей. Взрослые продолжают обращаться с ребенком, как с маленьким и несмышленым, а для него самого он уже самостоятельный и большой. И подобная несправедливость заставляет его бунтовать.

7 основных признаков кризиса

Помимо стремления к независимости кризис трех лет имеет другие характерные симптомы, благодаря которым его невозможно спутать с плохим поведением и детской вредностью.

1. Негативизм

Негативизм вынуждает малыша выступать против не только маминого, но и собственного желания. Например, родители предлагают сходить в зоопарк, а кроха категорически отказывается, хотя сам очень хочет увидеть животных. Дело в том, что предложения исходят от взрослых.

Следует отличать непослушание и негативные реакции. Непослушные дети поступают в соответствии со своими желаниями, которые часто идут вразрез с желаниями родителей. Кстати, негативизм зачастую избирателен: ребенок не выполняет просьбы отдельного человека, чаще всего мамы, а с остальными ведет себя как прежде.

Совет:

Не следует говорить с детьми в приказном тоне. Если ребенок по отношению к вам настроен негативно, дайте ему возможность успокоиться и отойти от чрезмерных эмоций. Иногда помогают и просьбы наоборот: «Не одевайся, мы сегодня никуда не пойдем» .

2. Упрямство

Упрямство часто путают с настойчивостью. Однако настойчивость является полезным волевым качеством, которое позволяет маленькому человечку достигать цель, несмотря на сложности. К примеру, достроить-таки домик из кубиков, даже если он разваливается.

Упрямство отличается стремлением малыша стоять на своем до конца только потому, что он этого уже однажды потребовал. Допустим, вы позвали сына обедать, а он отказывается. Вы начинаете убеждать, а он отвечает: «Я уже сказал, что не буду кушать, значит, не буду» .

Совет:

Не старайтесь переубедить кроху, потому что вы лишите его шанса выйти с достоинством из затруднительного положения. Возможный выход – сказать, что вы оставите еду на столе, а он сможет покушать, когда проголодается. Этот способ лучше применять лишь на время кризиса.

3. Деспотизм

Наиболее часто этот симптом встречается в семьях с единственным малышом. Он пытается заставить мать и отца делать так, как ему хочется. К примеру, дочка требует, чтобы мама все время находилась рядом с ней. Если в семье несколько деток, то деспотические реакции проявляются как ревность: малыш кричит, топает, толкается, отбирает у братика или сестренки игрушки.

Совет:

Не поддавайтесь на манипуляции. И в то же время старайтесь уделять больше внимания детям. Они должны осознать, что родительское внимание можно привлечь и без скандалов и истерик. Привлекайте кроху к домашним делам – готовьте вместе ужин для папы.

4. Симптом обесценивания

Для ребенка пропадает ценность старых привязанностей – к людям, любимым куклам и машинкам, книгам, правилам поведения. Внезапно он начинает ломать игрушки, рвать книжки, обзывать или кривляться перед бабушкой, произносить грубости. Тем более что лексикон малыша постоянно расширяется, пополняясь, в том числе, и разными нехорошими и даже неприличными словами.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Совет:

Постарайтесь отвлечь детей другими игрушками. Вместо машин займитесь конструктором, вместо книжек выберите рисование. Почаще рассматривайте картинки на тему: как следует себя вести с другими людьми. Только не стоит читать нравоучений, лучше проигрывайте тревожащие вас реакции ребенка в сюжетно-ролевых играх.

5. Строптивость

Этот неприятный симптом кризиса безличен. Если негативизм касается конкретного взрослого, то строптивость направлена на привычный образ жизни, на все действия и предметы, которые родные предлагают ребенку. Зачастую она встречается в семьях, в которых существуют разногласия по вопросу воспитания между мамой и папой, родителями и . Малыш просто перестает выполнять любые требования.

Совет:

Если кроха не хочет убирать игрушки прямо сейчас, займите его другой деятельностью – например, порисуйте. А через несколько минут вы обнаружите, что он сам начнет складывать машинки в корзину, без вашего напоминания.

6. Бунт

Трехлетний ребенок пытается доказать взрослым, что его желания столь же ценны, как их собственные. Из-за этого он идет на конфликт по любому поводу. Кажется, что малыш находится в состоянии необъявленной «войны» с окружающими, протестуя против каждого их решения: «Не хочу, не буду!» .

Совет:

Попробуйте оставаться спокойными, доброжелательными, выслушивайте детское мнение. Однако настаивайте на своем решении, если дело касается безопасности ребенка: «Нельзя играть с мячиком на проезжей части!».

7. Своеволие

Проявляется своеволие в том, что дети стремятся к самостоятельности, причем независимо от конкретной ситуации и собственных возможностей. Ребенок хочет самостоятельно купить какой-либо товар в магазине, рассчитаться на кассе, перейти дорогу, не держась за бабушкину руку. Неудивительно, что подобные желания не вызывают особого восторга у взрослых.

Совет:

Разрешите малышу самому сделать то, к чему он стремится. Если выполнит желаемое – получит бесценный опыт, если не сумеет – сделает в следующий раз. Конечно, это относится лишь к тем ситуациям, которые абсолютно безопасны для детей.

Видео консультация: Кризис 3 Лет, 8 проявлений кризиса. Что нужно знать родителям

Что делать родителям?

В первую очередь, взрослым нужно понять, что детское поведение – это не плохая наследственность или вредный характер. Ваш ребенок уже большой и хочет стать независимым. Пришло время выстраивать с ним новые взаимоотношения.

  1. Реагируйте взвешено и спокойно. Следует помнить, что малыш своими поступками проверяет родительские нервы на прочность и ищет слабые места, на которые можно надавить. Также не стоит кричать, срываться на детях, и тем более наказывать физически – жесткие методы способны усугубить и продлить течение кризиса ().
  2. Установите разумные ограничения. Не нужно забивать жизнь маленького человека всевозможными запретами. Однако не стоит впадать и в другую крайность, иначе из-за вседозволенности вы рискуете воспитать тирана. Найдите «золотую середину» – разумные границы, за которые категорически нельзя переступать. Например, запрещается играть на дороге, прогуливаться в холодную погоду без головного убора, пропускать дневной сон.
  3. Поощряйте самостоятельность. Все, что не представляет опасности для детской жизни, ребенок может попробовать сделать, пусть даже в процессе познания разобьется несколько кружек (). Кроха хочет рисовать на обоях? Прикрепите к стене ватман и дайте несколько фломастеров. Проявляет неподдельный интерес к стиральной машине? Небольшой тазик с теплой водой и кукольная одежда надолго отвлекут от проделок и капризов.
  4. Предоставьте право выбора. Родительская мудрость предполагает дать даже трехлетнему малышу возможность выбора как минимум из двух вариантом. Например, не натягивайте на него силком верхнюю одежду, а предложите выйти на улицу в зеленой или красной куртке:). Конечно, серьезные решения по-прежнему принимаете вы, но в непринципиальных вещах можно и уступить.

Как справиться с капризами и истериками?

В большинстве случаев плохое поведение трехлеток – капризы и истерические реакции – направлено на привлечение родительского внимания и получение желаемой вещи. Как следует вести себя маме во время кризиса трех лет, чтобы избежать постоянных истерик?

  1. Во время аффективной вспышки бесполезно объяснять что-то малышу. Стоит подождать, пока он не успокоится. Если истерика застала в общественном месте, попробуйте отвести подальше от «публики» и отвлечь детское внимание. Вспомните, какую кошечку вы видели во дворе, сколько воробьев сидело на ветке перед домом.
  2. Вспышки гнева постарайтесь сгладить при помощи игры. Дочка не хочет есть – усадите рядом куклу, пусть девочка ее покормит. Однако скоро игрушке надоест кушать в одиночку, поэтому одна ложка куколке, а вторая – малышке (смотрите видео в конце статьи) .
  3. Для профилактики капризов и истерик в период кризиса учитесь договариваться с детьми еще до начала какого-либо действия. К примеру, до похода за покупками договоритесь о невозможности приобретения дорогой игрушки. Попробуйте объяснить, почему вы не сможете купить эту машинку. И обязательно поинтересуйтесь, что бы кроха хотел получить взамен, предложите свой вариант развлечения.

Чтобы минимизировать проявление истерик и капризов , необходимо:

  • оставаться спокойными, не показывая раздражение;
  • предоставить ребенку внимание и заботу;
  • предложить малышу самому выбрать способ решения проблемы («что бы ты сделал на моем месте?» );
  • узнать причину подобного поведения;
  • отложить разговор до окончания скандала.

Некоторые родители, прочитав нашу статью, скажут, что не наблюдали у своих трехлетних детей подобных негативных проявлений. Действительно, иногда кризис трех лет протекает без явных симптомов. Однако главное в этом периоде не то, как он проходит, а то, к чему он может привести. Верный признак нормального развития детской личности на этом возрастном этапе – возникновение таких психологических качеств, как настойчивость, воля и уверенность в своих силах.

Таким образом, кризис трехлетнего возраста – абсолютно нормальное явление для взрослеющего ребенка, которое поможет ему стать самостоятельной личностью. И еще один важный момент – чем доверительнее и мягче взаимоотношения между малышом и матерью, тем легче он пройдет этот этап. Раздражение, категоричность и крики взрослых только усугубят негативное поведение ребенка.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:

  • Как правильно пройти кризисные периоды детства и юности и воспитать в ребенке уверенность и независимость.

Как мы пережили кризис

Игры на преодоление кризиса 3 х лет

Уроки психологии для мам

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Дети часто ставят своих родителей в такие ситуации, когда принять решение о том, что делать очень сложно. И одна из наиболее распространенных проблем – это истерики.

Малыш кричит, стучит ногами по полу, зачастую кидается игрушками и другими предметами, которые попадаются под руку, желая добиться своего. Что делать родителям, если детская истерика стала частью их жизни?

Наказать малыша, выйти из комнаты и подождать пока он сам успокоиться, игнорируя его, или же попытаться успокоить и свести конфликт на нет? Как эффективно бороться с истериками у детей 3-х лет, советуют психологи.

Кризис 3-х летнего возраста или почему малыш начал закатывать истерики?

Любая вспышка негатива имеет под собой основание, и истерики у ребенка 4 года жизни – не исключение. И здесь не имеет значения, воспитываете ли вы сына или дочь, причины всегда одни и те же. Поэтому в данной ситуации относится к детям стоит с равной долей терпения, не разделяя их по половому признаку.

Важно! Аргументы «ты же девочка, ты не должна себя так вести» или «настоящие мужчины так себя не ведут» - не аргументы ни в какой ситуации, особенно, если речь идет об истерике.

Главная причина возникновения истерик у ребенка – это «фрустрация». Термин обозначает невозможность удовлетворить все желания человека, которые возникли в этот момент. Взрослым людям также часто приходится сталкиваться с этим состоянием, как и детям, вот только переносят они его спокойней, осознавая, в большинстве случаев, неуместность своих истерик.

Естественный этап взросления ребенка – осознание, что весь мир, а в том числе и собственные родители, не намерены ему подчиняться, а значит придется искать компромиссы. Для ребенка 3-х лет такая модель мира выглядит неприемлемой, что и приводит к возникновению истерик.

Основная задача чуткого и любящего родителя – помочь ребенку пережить это время и принять тот факт, что мир не намерен ему подчиняться. Однако, за этим кроется очень сложная задача – если правильно распознать причину возникшей истерики, то станет возможно её устранить.

Что делать, если таким образом ребенок просто пытается добиться желаемого, или ему не хватает вашего внимания? А может быть, есть что-то, что его беспокоит, и он боится вам в этом, признаться.

Почему ребенок плохо себя ведет – основные причины непослушания

Существует такое понятие, как «кризис трехлетнего возраста». И для этого явления характерен ряд проблем, связанных с попытками ребенка самоутвердится и осознать себя как личность.

Поэтому, когда дело доходит до истерик, психологи выделяют три основные причины этого явления:

    Борьба за внимание родителей. Еще с младенчества мы приучаем ребенка, что его плачь – это сигнал для взрослых, который означает, что все, даже самые важные дела должны быть отложены, и внимание необходимо немедленно переключить на малыша. Поэтому естественно, что уже изрядно повзрослевший ребенок 3-х лет еще долго будет пытаться привлечь ваше внимание истериками и капризами;

    Вторая возможная причина возникновения истерики – попытка отстоять собственное мнение, которое скорее всего будет отличаться от вашего. Это наиболее характерно для детей 3-х лет, когда они впервые заявляют родителям «я сам» и пытаются справится своими силами, зачастую потерпев поражение. На этом этапе, худшее что может быть предпринято родителями – критика и упреки, которые следуют сразу же после неудачи. Так или иначе, они непременно приведут к возникновению истерики.

    Отдельным пунктом можно выделить и тот факт, что к истерикам нередко приводит осознание бессилия . Например, малыш попытался сделать что-то самостоятельно, но в силу возраста, у него это не получилось. Для родителя это может показаться естественным, а вот реакция ребенок в этот момент может быть бурной, и сопровождаться истерикой.

Важно! Ни в коем случае нельзя говорить ребенку: «Ну вот, я же говорил, что у тебя не получится» или «Я так и знал, что ты не справишься». Подобные комментарии и пренебрежительное отношение с вашей стороны только подтвердят ребенку мысль о его неспособности справится с проблемой, и со временем он перестанет даже пытаться преодолевать препятствия.

Это основные причины возникновения «внезапных» истерик у ребенка, которые должен знать и уметь распознать каждый родитель, чтобы правильно реагировать на подобные приступы и в результате вырастить здорового уравновешенного человека, уверенного в собственных силах.

Запреты во благо

Еще одна причина извечных конфликтов между детьми и их родителями – запреты. Нужно признать, мы запрещаем своим детям многое, хотя делаем это и для их блага. Проблема состоит в том, что у детей, как и подростков, отсутствует перспективное мышление. То есть, фактически для них не существует будущего. Оно кажется им далеким и нереальным.


Поэтому аргументы: «Не ешь сладкое, зубы рано выпадут» или «Не играй на компьютере, зрение испортишь» - для них всего лишь пустые слова. Ребенок хочет получить удовольствие здесь и сейчас, и последствия его мало интересуют.

Конечно, подобная неосознанность ни в коем случае не должна быть причиной попустительства со стороны родителей, однако нужно быть готовым, что это также может стать причиной плохого поведения и появления истерик. Ведь с каждым днем запросы малыша растут, и, соответственно, возрастает и количество ограничений для него, что может отражаться на его поведении.

Важно! Ни в коем случае не позволяйте ребенку манипулировать вами, и добиваться своего при помощи истерик. Один раз сдавшись, вы дадите ребенку повод пытаться проделывать это снова и снова, и истерики будут продолжаться еще не один месяц, а то и год.

Нужно понимать, что все запреты, которые вы озвучиваете ребенку должны быть стабильны. То есть, поставив один раз рамки, вы не должны их нарушать ни по своей воле, ни по воле ребенка.

Предположим, вы приняли решение, что теперь малыш будет отправляться в постель никак не позже девяти часов вечера и стойко продержались в течении нескольких дней. Однако тут нагрянули ваши друзья, и засидевшись допоздна, вы предоставили малышу возможность, скажем, смотреть мультики.

Будьте готовы, что после этого, в течении следующих нескольких дней, по вечерам малыш будет закатывать вам «безосновательные» истерики. Ведь если вы сами нарушили свой запрет, то продемонстрировали ему, что установленные правила могут быть изменены по вашему желанию.

Психолог рекомендует! Для здорового и крепкого сна малыша, не рекомендуется позволять ребенку смотреть мультики или играть в компьютерные игры, хотя бы за 2 часа до сна. Эти занятия действуют на нервную систему возбуждающее, что может негативно сказаться на качестве отдыха малыша.

Как бороться с детскими истериками и найти подход к собственному ребенку?

В отличии от заблуждений, бытовавших ранее, сегодня практически каждый родитель знает, что даже в трехлетнем возрасте все дети отличаются друг от друга и требуют индивидуального подхода. Особенно это отмечают родители, если в семье есть несколько детей. То, что раньше работало со старшим, может оказаться абсолютно не эффективным с младшим ребенком.

Решающим фактором, который определяет ваши действия в случае возникновения истерики у ребенка, является его темперамент. Те методы, которые способны предотвратить или остановить капризы одного малыша, скорее всего только усугубят проблему у второго. Поэтому, перед тем приступать к решительным действиям, необходимо понимать, к какой группе относится ваш малыш.


Психологи советуют родителям хорошенько разобраться с понятием «темперамент» и не путать его с «характером». Ведь характер поддается изменениям, и может корректироваться воспитанием, в то время, как темперамент заложен в ребенке от рождения, и сохраняется на протяжении всей его жизни.

У детей, как и у взрослых, выделяют 4 основных вида темперамента:

    меланхолик;

    флегматик;

    сангвиник;

Конечно, стопроцентного представителя каждого типа встретить практически невозможно, и чаще всего соотношение представляется в показателях 70 на 30.Однако, именно по большей части вы и можете ориентироваться, выбирая метод действия.

Сангвиники – наименее склонные к истерикам детки. Как правило, они жизнерадостны, и имеют устойчивую нервную систему, которая достаточно легко справляется со стрессами, если переключить её на другую деятельность. Такого ребенка легко можно отвлечь, если предложить ему новое, интересное ему занятие, или развлечение. Они очень любят проводить время со взрослыми – родителями, бабушками и дедушками, занимаясь совместными делами.

Единственная сложность, возникающая в процессе такого малыша – сангвиники очень хитрые. Заставить малыша сделать что-то против его воли практически невозможно, и здесь нельзя использовать слишком жесткие методы, чтобы не нанести ребенку травму. Добивайтесь своего терпеливо, настойчиво, но ласково. Их поведение напрямую зависит от вашего с ними обращения.

Совет психолога! Если в воспитании ребенка принимают участие бабушка, то обязательно оговорите с ней единую модель действий во время того, как ребенок закатывает истерику. Иначе, он очень быстро поймет, на кого они действую, а на кого нет.

Таких детей нельзя чрезмерно хвалить, если они этого действительно не заслуживают, так как они склонны к завышенной самооценке, которая в дальнейшем может привести к развитию «звездной болезни». Будьте умерены, как в своих похвалах, так и в критике. Трезво оценивайте достижения ребенка, аккуратно подталкивая его не останавливаться на достигнутом.


Меланхолик – один из наиболее требовательных типов, когда речь заходит о воспитании ребенка 3-х лет. Они легко расстраиваются и теряют веру в собственные силы. Они очень подвержены стрессам, быстро устают, и повышать голос, а тем более, физически наказывать такого ребенка категорически запрещено. Иначе, в дальнейшем, вам придется потратить много времени, чтобы устранить последствия такого воспитания.

Такие дети испытывают серьезные нагрузки, пойдя в детский сад, и в это время им требуется особая поддержка со стороны родителей, бабушек и дедушек. Причиной истерик у таких детей чаще всего является неспособность самостоятельно справится с обстоятельствами, и вам необходимо проявить максимальное терпение на время, пока малыш адаптироваться к новой среде.

В качестве воспитательных мер, для таких детей категорически не подходит «чтение нотаций», а также крики и угрозы. Лучший способ – быть примером, а в случае возникновения конфликтной ситуации, сначала успокоить ребенка, а после постараться создать для него максимально спокойную атмосферу в доме, проводя с ним время, не упрекая, и пристыжая его за эмоциональный приступ и неприличное поведение.

Не лишним будет поговорить и с воспитателем детского сада, если ребенок уже его посещает. Объясните ситуацию, и расскажите, как ей быть, если ребенок решил провести проверку на прочность и закатил истерику.

После того, как ребенок вернулся из детского сада, постарайтесь предоставить ему возможность расслабиться. Дети 3-х лет часто требуют длительного периода адаптации к новому коллективу и режиму дня.

Важно! Успокоить ребенка – совсем не означает пообещать ему сделать всё, что он захочет. Вы можете спокойным тоном рассказать ему как сильно вы его любите, и о том, что беспокоитесь о его здоровье и безопасности, аргументировав свой отказ реальными фактами.

Флегматики – очень спокойные и уравновешенные дети. Зачастую они медлительны и нерешительны. В этом случае наиболее эффективным способ воздействия будет словесное пояснение. Такие малыши очень восприимчивы к беседам, и если заниматься их воспитанием, то буквально через один-два месяца, истерики просто сойдут на нет, уступив место уравновешенности и поиску компромиссов.

Главное в воспитании флегматика – не подавлять его желания, и не доминировать над ним. Иначе, в итоге вырастет человек, который не знает, чего он хочет, и не способен принять самостоятельное решение.



Холерики – самые активны и подвижные дети среди всех четырех видов. Их истерики возникают, как правило постоянно, на фоне возникновения чрезмерных эмоций, а также в качестве реакции на гиперопеку со стороны родителей и родственников: дедушек, бабушек и прочих.

Такие дети наиболее склонны к проявлению агрессии, что в трехлетнем возрасте выглядит как истерика. Здесь оставлять без внимания такое поведение нельзя, иначе со временем, это может перерасти в постоянные вспышки антисоциального поведения.

Интересно! Подавить истерику ребенка-холерика 3-х лет практически невозможно, если реагировать его же методами. Крики и истерики с вашей стороны, только усугубят ситуацию, подпитывая уже существующий конфликт.

Намного лучше пойти от обратного, взяв на вооружение тон, противоположный тону ребенка. Спокойно, но уверенно вы должны пояснить малышу, что его требования не будут удовлетворены, даже если его истерика продолжится. Идти даже на маленькие уступки нельзя категорически.

Вы должны придерживаться своих справедливых требованиях, и не позволять ребенку манипулировать вами, используя свои приступы агрессии и капризы.

В заключение можно сказать, что воспитание уравновешенного ребенка, уверенного в своих силах – основная задача каждого родителя. Поэтому, столкнувшись с истериками и капризами у вашего малыша, вы должны действовать терпеливо и последовательно, не давая места собственным чувствам и эмоциям.

Всегда будьте справедливы, реагируйте последовательно, и не позволяйте ребенку манипулировать вами при помощи истерик, сколько бы лет ему не было.


7 признаков истерики у ребенка (видео)

Доктор Комаровский про детские истерики (видео)

Советы психолога, как справиться с истерикой у ребенка (видео)

Трехлетний возраст – еще одна важная ступенька в развитии ребенка. Маленькие почемучки очень активны и любознательны, они уже многое умеют и еще больше хотят узнать и попробовать. И у родителей может возникнуть соблазн дать ребенку всего и побольше, так как малыш действительно готов воспринимать новую информацию и учиться.

Но что действительно важно для трехлетки? Называть буквы и цифры или самостоятельно одеваться? На этот вопрос отвечает психолог, автор книги и тренингов Елена Первухина.

Потом будет поздно: 4 навыка, которым надо научить ребенка до 3 лет

Годовалый малыш очень сильно отличается от полуторагодовалого ребенка, а трехлетка совсем не похож на двухлетку. Маленькие дети стремительно растут и развиваются, ведь мозг в этом возрасте пластичен и способен поглощать всю доступную информацию.

«У меня не получается!» - это не преграда для малыша до 3 лет.

Ребенок в этом возрасте активен, весел и любознателен. Каждый день ребенок делает открытия, старается, растет и развивается.

Задумайтесь только, как хочется колечко надеть на пирамидку, а не получается - ручка маленькая, координации нет. Но ребенок каждый день старательно работает над тем, чтобы колечко оказалось именно там, где надо. Ему потребуется много проб и ошибок, чтобы получить результат. И он его получает! Колечко на месте.

А через несколько месяцев перед ребенком стоит новая задача - собрать пирамидку правильно. Сначала большое колечко, потом среднее, потом маленькое. И это испытание пройдено…

Я всегда удивляюсь и учусь у маленьких детей их оптимизму и умению справляться со сложными задачами. Они никогда не унывают, а идут к своей цели через препятствия и неудачи. Начал ходить - упал, встал, пошел, опять упал, опять встал, толкнул мячик, упал вместе с мячиком, встал, побежал за мячиком, упал, встал.

Ребенка до трех лет не сломить преградами, несмотря на то, что у него многое не получается, он готов каждый день стараться и получать то, что ему необходимо.

Трехлетка делает колоссальный скачок в развитии. И вот несколько основных навыков, которые обязательно должны сформироваться у малыша до этого возраста.

Навык 1: самостоятельность

До 3 лет важно позволить ребенку делать многое самостоятельно. Необходимо следовать за ним в его желаниях.

Например, на площадке собираются мамы с погодками. Маме хочется поговорить с подругами, постоять на одном месте. У ребенка же другие планы. За 5 минут он осмотрел все, что ему интересно - ему становится скучно, он начинает тянуть маму за собой, зовя ее в новое путешествие. Мама не соглашается, ребенок начинает капризничать, мама - ругаться и злиться: «Играй здесь, зачем я тебе столько игрушек вынесла, все дети как дети, а тебе все идти куда-то надо».

Чем больше желаний будет исполнено до 3 лет, тем больше желаний у него будет во взрослой жизни.

Когда мама следует за ребенком и слышит его, он понимает на подсознательном уровне: «Мои желания ценные, их видят, к ним прислушиваются, их исполняют. Желать хорошо, желать можно».

Если стремления ребенка игнорируются и вместо них навязываются свои - «не стучи в барабан, играй лучше в посудку», - то ребенок делает вывод: «Я не имею право сам желать, другие лучше меня знают, что мне надо».

Тогда во взрослой жизни человеку трудно будет найти любимую работу, любимое дело.

Чем больше «я сам» будет в жизни ребенка, тем увереннее в себе он будет.

До 3 лет ребенок должен попробовать самостоятельно одеваться, умываться, чистить зубы, убирать за собой игрушки, есть.

Предоставляйте малышу максимум свободы и взращивайте самостоятельность.

Радуйтесь, когда малыш сам убирает игрушку, сам натягивает колготки. Навыки самостоятельности сильно пригодятся ребенку в детском саду. Чем более самостоятельным он будет, тем легче пройдет его адаптация к новому месту и коллективу.

Навык 2: общение

Дети начинают разговаривать в разное время. Кто-то в полтора года, кто-то ближе к трем. Заговорить ребенку помогут его родители.

Всегда общайтесь с малышом с помощью простых предложений. Чем короче они будут, тем лучше. Не тараторьте, не частите, дайте ребенку время для ответа.

Даже если ребенок не разговаривает, диалог у вас с ним должен быть обязательно.

Часто мамы и бабушки ведут монолог, не давая ребенку шанса вклиниться в него. Задали ребенку короткий вопрос - ждите ответа. Даже если он молчит, он все равно что-то ответит: покажет пальчиком, кивнет головой. Вы можете простыми словами отвечать за него.

Например:

Что ты хочешь?

Ты хочешь водички. Мама, дай пить.

Навык 3: умение занять себя игрой

До трех лет маме надо познакомить ребенка с воображаемым миром, где действия происходят понарошку. Пусть в вашей игре одна и та же палочка будет и удочкой, и пистолетом, и подзорной трубой. Научите малыша играть!

Покажите, что вот мишка и собачка, которые пришли к доктору, потому что у них болит живот, а вот доктор, который дает им лекарство.

Маленькие дети, которые умеют так играть, могут занять себя сами на 15 минут.

В будущем, например, в детском саду, им будет намного интереснее, чем детям, которые просто катают машинки.

В свободной игре формируется воображение, восприятие, мышление. Все, что делает человека успешным, умным и талантливым.

К сожалению, сейчас многие дети не умеют играть - они пинают мяч, катают машинки, пристают к родителям («Мама, мне скучно, дай телефон»). Научите ребенка играть!

Навык 4: мышление

Некоторые родители дают детям планшеты с играми, аргументируя тем, что ребенок таким образом развивается: «Никаких стрелялок, только развивашки!»

Телефон с играми в руках ребенка до 3 лет - это преступление.

Да, это удобно - в доме тишина, мама отдыхает или занята делами. Но ребенок в это время не развивается.

До трех лет ребенка необходимо научить собирать простые пазлы из четырех и восьми частей. Те пазлы, которые ребенок собирает в телефоне, - не подходят, они мышление не развивают. Только настоящие, картонные, картинки помогут ребенку в развитии его мыслительных процессов.

Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

Новорожденный ребенок

Главное, в чем нуждается новорожденный – это телесный контакт с матерью, тепло и сосание груди. Эти потребности будут самыми важными на протяжении всего периода новорожденности - первого месяца жизни.

Ребенок 1 месяц

Главные достижения первого месяца - прибавка в весе от 500 до 1500 г, попытки удержания головы в положении лежа и зрительный контакт с мамой.

Ребенок 2 месяца

Двухмесячный малыш - очень общительный и подвижный: он улыбается маме, сообщает о своем состоянии разнообразными звуками и вовсю машет ручками и ножками, иногда попадая по подвешенной игрушке.

Ребенок 3 месяца

У трехмесячного малыша уже хорошо прослеживается ритм кормлений и снов. Ребенок активно общается с близкими улыбкой и звуками, любит изучать свои руки и уверенно лежит на животе, опираясь на предплечья.

Ребенок 4 месяца

В 4 месяца большинство детей умеют переворачиваться и все сильнее интересуются окружающим миром: их зрение приобретает "взрослое" качество, а ручки способны схватить игрушку.

Ребенок 5 месяцев

Пятимесячный малыш готовится к ползанию - крутится вокруг пупка, перекатывается. Может интересоваться едой взрослых. Часто на подходе первый зуб.

Ребенок 6 месяцев

В 6 месяцев малыша начинают знакомить с новой пищей - предлагают первый прикорм. Ребенок интенсивно общается с близкими, лепечет, начинает разнообразно манипулировать с игрушками.

Ребенок 7 месяцев

В 7 месяцев одни дети уже хорошо ползают, другие только пытаются оторвать туловище от пола. Некоторые осваивают сидение раньше ползания. Многие встают с поддержкой.

Ребенок 8 месяцев

Восьмимесячный ребенок при просьбе найти предмет отыскивает его взглядом. Появляются первые звукоподражательные слова. Большинство хорошо ползают, могут вставать с опорой из положения сидя.

Ребенок 9 месяцев

Малыш может стоять и переступать, держась за опору. Появляется "пинцетный захват" - ребенок теперь может брать предметы большим и указательным пальцами. Десны и прорезывающие зубы нуждаются в повышенной жевательной нагрузке.

Ребенок 10 месяцев

В 10 месяцев многие дети делают первые шаги. Малыша увлекает собирание предметов в коробки и разбрасывание их, закрывание и открывание крышек.

Ребенок 11 месяцев

В 11 меяцев многие дети начинают ходить и осваивают действия с предметами, соответствющие их назначению: куклу укладывают спать, на машине перевозят грузы. У некоторых детей появляются первые слова.

Ребенок 1 год

Годовалый малыш понимает и выполняет простые просьбы, подражает действиям детей и взрослых, манипулирует с пирамидкой, кубиками.

Ребенок 1 год 3 месяца

Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте.

Ребенок 1,5 года

В полтора года малыш произносит около 40 слов, могут появиться первые предложения. Интересуется книжками - рассматривает картинки, переворачивает страницы. Учится пользоваться карандашами, начинает осваивать навыки одевания.

Ребенок 1 год 9 месяцев

В этом возрасте малыш обычно уже ориентируется в простых формах и цветах, с интересом наблюдает за игрой детей ("играет рядом"). Может договаривать последние слова в знакомых стихах.

Ребенок 2 года

К этому возрасту многие дети осваивают горшок, научаются сами аккуратно есть. Ребенок может выслушать объяснения взрослого, некоторые дети начинают задавать вопросы.

Ребенок 2,5 года

В два с половиной года дети начинают говорить о себе "Я". Малыш может научиться кататься на трехколесном велосипеде, бросать и ловить мяч, с удовольствием рисует и лепит из пластилина.

Ребенок 3 года

Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

К 3 годам ребенок обычно осваивает трехколесный велосипед, качается на качелях, скатывается на санках. Умеет играть со сверстниками, обмениваться игрушками. Для детей 3 лет несложно выполнить одновременно два действия: например, топнуть и хлопнуть. Ребенок 3 лет не боится плавать, поддерживаемый взрослым. В игры для детей 3 лет можно включать следующие приемы и движения: перешагивать через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом, проходить по наклонной доске, перепрыгивать через линию на полу, прыгать в длину с места на двух ногах, спрыгивать с небольшой высоты. Трехлетний ребенок с удовольствием бегает, подпрыгивает, бросает и ловит мяч.

Рост и вес ребенка 3 лет данные отечественных педиатров

Рост и вес детей в возрасте 3 года данные ВОЗ

Познавательное развитие ребенка 3 лет

Отличие предметов по признакам :
В 3 года ребенок называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.
Трехлетний ребенок собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
Игры для ребенка 3 лет могут быть основаны на подборе плоских геометрических фигур к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).
Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма ("крыша"), цилиндр ("столбик"), кирпичик, конус.
Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.
Ребенок в 3 года собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).
Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний — между ними.
Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).
Составляет картинку из двух частей (на занятии).
Подбирает мозаику к несложному рисунку.
Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).
Подражает письму взрослого (имитирует).
В 3 года ребенок к рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке).
Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.
Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).
Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.
Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).
Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.

Игровые действия (начало ролевой игры) :
Трехлетний ребенок проявляет инициативу в игре (творческое начало). Может "брать роль" (называет себя в игре "мама", "врач" и т. п.). Осознает свою роль в игре.
Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).
Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.
Подражает другим детям (в любых играх).
Выполняет правила в подвижных играх.
Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу).
Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.

Социально-эмоциональное развитие ребенка 3 лет

Хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого.
Проявляет инициативу, независимость.
Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить. Доволен, когда хвалят.
Проявляет чувство гордости за себя ("лучше всех бегаю"), за родителей ("папа самый сильный", "мама самая красивая").
Любознателен, любопытен.
Долговременная память ребенка 3 лет опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.
Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.
Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.
Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.
Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду);ожидает от взрослого отрицательной оценки.
Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку ("Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться").
Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.
Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.
Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).
Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).
Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.
Могут возникать страхи, боязнь темноты.
Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).
Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от "боли" и т. д.).
Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки — различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).
Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.
Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.
Проявляет интерес к рисованию, лепке.
Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.
Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).
Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).
Огорчается при неумении что-то сделать.
Радуется своим умелым действиям, когда получается.
Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.
Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан).
Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.
Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.
Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).
Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.
Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.
Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).
Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.
Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.
Выражает симпатию к некоторым детям.
Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.

Речевое развитие ребенка в 3 года (до 1500 произносимых слов)

Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.
Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.
Свои действия часто сопровождает речью. Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).
Слова изменяет по числам и падежам. Задает вопросы познавательного характера: "Где?", "Куда?", "Почему?", "Когда?" и другие. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы. Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок. Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).
Появляется словотворчество и склонность к рифмовке. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.
Рассказывает связно по картинке знакомую сказку. Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения. Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).
Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.
Быстро отвечает на вопрос: "Как тебя зовут?". Знает свою фамилию.
Отвечает на вопрос: "Сколько тебе лет?". Показывает на пальчиках.
Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).
Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.
Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).
Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): "глаза смотрят", "уши слушают", "ноги ходят").
Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: "глаза — у всех, ноги — у человека, лапы — у животного, руки — у человека, крылья — у птицы".
В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: "Кто ты в игре?".
Играя, свои действия сопровождает словами.
Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.
По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу — слона, по брюкам — мальчика).
Имеет представление о числе, показывает и говорит: "один, два, три, много, мало".
Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для достижения цели.
Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.
Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).
Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).
Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению "Я".
Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.
Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.

Бытовые навыки ребенка 3 лет

Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.
Раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном.
Застегивает несколько пуговиц.
Завязывает (связывает) шнурки.
Знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение.
Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).
Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.
Замечает беспорядок в своей одежде.
Пользуется носовым платком.
Вытирает ноги при входе в квартиру.
Регулирует свои физиологические потребности.
Ест аккуратно.
Держит ложку за конец ручки.
Пользуется салфеткой.
Не выходит из-за стола до конца еды.
Не мешает за столом другим.
Говорит "спасибо", здоровается, прощается.

В возрасте от 2.5 до 3.5 лет ребенок, а вместе с ним и вся его семья, переживает кризис. Малыш уже перерос заведенные правила и порядки. Он требует перемен. Следствием этого кризиса становится перестройка, развитие волевых качеств и самостоятельности. Но родителей больше всего беспокоят симптомы: нежелание делать то, что они говорят, отказ от еды, сна, игр, слезы, крики, истерики.


Помните, что и слезы не существуют сами по себе. Если ребенок капризничает, этому всегда есть причина. Он не может донести до вас свои проблемы и желания взрослым языком и делает это так, как он умеет. Возможно, малышу не хватает вашего внимания, или в семье есть проблемы, которые он чувствует.


Очень важно, чтобы все члены семьи придерживались одинаковых принципов воспитания. Договоритесь с вашими бабушками, дедушками и нянями, что разрешать, а что запрещать. Постарайтесь донести до них важность вашего единогласия. В противном случае ребенок будет сбит с толку, и это отразится на его поведении.


Физические наказания психологи уже давно забраковали. Такое поведение унижает ребенка, делает его агрессивным. Пробуйте другие методы. Чаще всего очень быстро срабатывает ваше равнодушие, отсутствие внимания. Например, ребенок в магазине топает ногами и кричит, потому что захотел какую-то игрушку, которую вы ему не собираетесь покупать. Сначала скажите спокойным голосом о своем решении, объясните причину. Если ребенок продолжает «веселиться», скажите ему, что поговорите с ним, когда он успокоится, и перестаньте обращать на него внимание до тех пор, пока он не перестанет плакать. Вот увидите, ему очень быстро надоест. Осуждайте не ребенка, а его поступки. Не говорите «ты плохой», говорите «ты поступил плохо».


Если магазинные истерики – ваш «конек», не берите ребенка в магазин. Оставьте его с кем-нибудь дома или попросите кого-то из родственников сходить за покупками. Конечно, не у всех есть такая возможность, но если она у вас есть, то используйте ее.


Ребенок хочет самостоятельности. Если вы будете ему все запрещать, то он не повзрослеет. Предоставьте малышу свободу действия во всем, что не имеет опасности для его здоровья. Хочет сам кушать? Приятного аппетита! Хочет сам одеваться? Пожалуйста! Хочет резать салат? Дайте ему пластиковый ножик – пусть стругает.


Одевание – отдельная тема для трехлеток. Чтобы не опаздывать в детский сад начинайте собираться заранее. Не нужно в последнюю минуту ждать от ребенка чудес моментальной готовности. Ему нужно не менее 30 минут. Чтобы избежать «не хочу, не буду», предложите несколько подходящих платьев (брюк, рубашек) на выбор. Так вы создадите иллюзию самостоятельного принятия решения.


Старайтесь давать выбор во всем. В какие игрушки играть, что есть на ужин, куда пойти гулять…Даже выбор в получении наказания. Наличие альтернативы научит ребенка принимать решения и сэкономит ваше время и нервы.


Чтобы вовремя уложить ребенка спать, соблюдайте режим дня, готовьтесь ко сну заранее. Выключите телевизор, приглушите свет, поговорите о том, как прошел день, почитайте книжку. Это постепенно настроит малыша на сон.


Запаситесь терпением и помогите вашему ребенку пережить этот сложный период. Главное – спокойствие. Отсутствие бурной реакции - самое ценное для вас на этом этапе. Чем больше вы нервничаете, тем сильнее капризничает и перечит малыш.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Стрижки по форме лица для женщин и девушек Стрижки по форме лица для женщин и девушек Разводы в молодых семьях Разводы в молодых семьях Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность