Развитие ребенка по месяцам до 1 таблица. Календарь развития ребенка по месяцам. месяц: уверены в движениях

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Под развитием ребенка понимается изменения во времени, происходящие не только с его ростом, весом, двигательными навыками, но и изменения, связанные с восприятием окружающего мира, речью, мышлением, взаимодействием с другими людьми. В первый год жизни ребенка наиболее интенсивно происходят процессы физического развития, в то время как, остальные сферы меняются в меньшей степени. Проследить, как происходит развитие младенца до года, и оценить его правильность поможет данная статья.

Нормы физического развития

Нормы физического развития позволяют оценить соответствие биологического возраста ребенка по его антропометрическим показателям его фактическому «паспортному» возрасту. Нужно помнить, что подобную оценку необходимо проводить не один раз, а регулярно, чтобы получить представление о темпах физического развития, которые служат дополнительным критерием его правильности. Периодические посещения врача-педиатра помогут сделать правильный вывод и вовремя обратить внимание на здоровье ребенка.

К антропометрическим показателям ребенка до года относят:

  • длина тела;
  • масса тела;
  • окружность груди;
  • окружность головы.

Все эти показатели довольно изменчивы и зависят от ряда факторов: питания, наследственности, гормонального фона, пола, внешних факторов (ухода, физических нагрузок, сна и даже атмосферы в семье).

Физическое развитие ребенка можно оценить методом ориентировочных расчетов и методом антропометрических стандартов. Первый служит для приблизительной оценки физического развития, второй же является более точным и достоверным.

Оценка методом ориентировочных расчетов вне зависимости от пола ребенка

При использовании этого метода применяются эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей 1 года жизни (Мазурин А.В., Воронцов И.М., 1999).

Определяемы признак Способ расчета
Длина тела Длина тела ребенка в 6 месяцев равна 66 см
Вычитается на каждый нехватающий месяц по 2,5 см
Прибавляется на каждый месяц больше 6 по 1,5 см
Масса тела Масса тела ребенка в 6 месяцев равна 8000 г
Вычитается на каждый нехватающий месяц до 6 по 800 г
Прибавляется на каждый месяц больше 6 по 400 г
Окружность груди Окружность груди ребенка в 6 месяцев равна 45 см
Вычитается на каждый нехватающий месяц по 2 см
Окружность головы Окружность головы ребенка в 6 месяцев равна 43 см
Вычитается на каждый нехватающий месяц до 6 по 1,5 см
Прибавляется на каждый месяц больше 6 по 0,5 см

Данный метод сначала предполагает обязательную оценку роста, а потом и всех остальных показателей. Если есть нарушения роста, то расчет всех остальных показателей (массы тела, окружности головы, окружности груди) проводят на длину тела, которая будет соответствовать возрасту. Расхождения, полученные в ходе вычислений должны входить в возрастной интервал, указанный в таблице, в противном случае делается вывод о нарушении физического развития.

Пример расчета

Возраст мальчика 1 месяц. Рост – 53 см, масса тела – 4,3 кг, окружность груди – 36 см, окружность головы – 36 см.

Рост.

  1. На каждый недостающий месяц до 6 месяцев вычитают по 2,5 см (2,5*5=12,5 см.), 66-12,5=53,5 см.
  2. Разность между фактическим ростом и тем, который должен быть 53,5-53=0,5 см.
  3. Находится в пределах 1 возрастного интервала (2,5 см) для этого возраста.
  4. Это средний показатель роста.

Масса.

  1. На каждый недостающий месяц до 6 месяцев вычитают по 800 г (5*800=4000 г), 8000 – 4000 =4000 г.
  2. Разность между фактической массой и той, которая должна быть 4300-4000 = 300 г,
  3. Находится в пределах 1 возрастного интервала (800 г) для этого возраста.
  4. Это средний показатель массы.

Показатели роста и массы не выходят за границы одного возрастного интервала по среднему значению, т.е. масса соответствует росту.

Окружность груди ребенка.

  1. На каждый недостающий месяц до 6 месяцев вычитают по 2 см (2*5=10 см), 45-10 =35 см.
  2. Разность между фактической окружностью груди и той, которая должна быть 36-35=1 см.
  3. Находится в пределах 1 возрастного интервала (2 см) для этого возраста.
  4. Это средний показатель окружности груди.

Окружность головы ребенка.

  1. На каждый недостающий месяц до 6 месяцев вычитают по 1,5 см (1,5*5=7,5 см), 43-7,5=35,5 см.
  2. Разность между фактической окружностью головы и той, которая должна быть 36-35,5=0,5 см.
  3. Находится в пределах 1 возрастного интервала (1,5 см) для этого возраста.
  4. Это средний показатель окружности головы.

Полученные значения характерны для среднего гармоничного, пропорционального физического развития.

Оценка методом антропометрических стандартов для мальчиков и девочек

Антропометрические стандарты определяются путем вычисления средних величин антропометрических параметров, полученных при обследовании групп детей, одинаковых по полу и возрасту.

Метод сигмальных отклонений

Основан на использовании таблиц сигмальных отклонений, которые содержат средние антропометрические величины (М) в зависимости от возраста и пола ребенка и соответствующие сигмальные отклонения (δ).

Таблица сигмальных отклонений по месяцам для мальчиков и девочек до года
Возраст Мальчики Девочки
Длина тела Масса тела Длина тела Масса тела
M δ M δ M δ M δ
Новорожденный 51,44 1,95 3,54 0,41 50,32 1,76 3,22 0,31
1 мес 54,21 2,31 4,22 0,54 53.89 2.25 3.98 0.48
2 мес 57.92 2.32 5.13 0.68 57.03 2.34 4.39 0.51
3 мес 60.01 2.45 5.98 0.75 59.94 2.53 5.58 0.52
4 мес 62.70 2.54 6.65 0.78 62.45 2.56 6.43 0.51
5 мес 64.57 2.56 7.45 0.76 64.65 2.67 7.09 0.54
6 мес 67.26 2.54 8.24 0.78 66.83 2.65 7.65 0.62
7 мес 68.82 2.26 8.74 0.84 68.98 2.56 8.19 0.64
8 мес 71.02 2.34 9.22 0.87 70.56 2.45 8.71 0.58
9 мес 72.89 2.54 9.64 0.85 71.84 2.43 9.16 0.63
10 мес 74.15 2.75 9.92 0.87 73.09 2.54 9.58 0.61
11 мес 75.26 2.97 10.32 0.89 74.16 2.77 9.95 0.63
12 мес 76.45 3.04 10.84 0.97 75.26 2.83 10.27 0.67

Находят разницу между средней величиной и индивидуальной и делят на соответствующее сигмальное отклонение. Последовательно находят отклонение от роста, массы тела, окружности грудной клетки. Полученные значения оценивают следующим образом:

  • Низкий – от М-2δ и ниже
  • Ниже среднего – от М-1δ до М-2 δ
  • Средний – от М-1δ до М+1δ
  • Выше среднего – от М+1δ до М+2δ
  • Высокий – от М+2δ и выше.

Пример

Возраст мальчика 1 месяц. Рост – 53 см, масса тела – 4,3 кг

Рост.

  1. Фактический рост ребенка 53 см, средний рост мальчика 1 месяца по таблице сигмальных отклонений – 54,21 см.
  2. Одна сигма для данного возраста – 2,31. Разность между фактическим ростом и тем, который должен быть 53-54,21 = -1,21 см, что менее одной сигмы (-1,21:2,31=0,5 сигмы).
  3. Это средний показатель роста.

Масса.

  1. Фактическая масса тела ребенка 4,3 кг, средняя масса мальчика 1 мес по таблице сигмальных отклонений – 4,22 кг.
  2. Одна сигма для данного возраста – 0,54. Разность между фактической массой и той, которая должна быть 4,3-4,22 = 0,08 кг, что менее одной сигмы (0,08:0,54= 0,15 сигмы).
  3. Это средний показатель массы.

Показатели роста и массы не выходят за границы 1 сигмы, т.е. масса тела соответствует росту – развитие гармоничное.

Центильный метод

Оценку антропометрических показателей проводят по специальным таблицам. Эти таблицы отражают изменения выбранных показателей (рост, масса, окружность груди и головы) среди детей одной возрастной группы. Пользоваться ими легко и удобно.

Центильные таблицы развития мальчиков и девочек по месяцам до года (кликабельно)

Окружность груди и окружность головы девочек до года Рост и вес девочек до года Окружность груди и окружность головы мальчиков до года Рост и масса тела мальчиков до года

Колонки центильных таблиц отражают количественные границы выбранного признака у определенной доли или процента (центиля) здоровых детей согласно возрасту и полу. Интервалы между центильными колонками называются зонами или коридорами, количество которых 8. Например, если центильная колонка в 90% и 97% показывает центильный коридор в 3% в таблице для определения массы мальчика возрастом 1 месяц, то из всей выборки детей, принятой за 100% только 3% будут обладать массой от 5,1 до 5,4 кг. Таким образом, вычислять ничего не надо и в зависимости от расположения центильного коридора можно оценить физическое развитие ребенка по выбранным показателям.

  • коридор 1 (до 3%) – «очень низкое»;
  • коридор 2 (от 3% до 10%) – «низкий уровень»;
  • коридор 3 (от 10% до 25%) – «ниже среднего»;
  • коридор 4 (от 25% до 75%) – «средний»;
  • коридор 5 (от 75% до 90%) – «выше среднего»;
  • коридор 6 (от 90% до 97%) — «высокое»;
  • коридор 7 (от 97%) – «очень высокое».

Например, если длина тела мальчика в 1 месяц составляет 55 см, то он попадает в пятый центильный коридор и обладает ростом выше среднего. Аналогично определяют центильные коридоры для оставшихся показателей. Расхождение между двумя выбранными коридорами должно быть не более единицы, в противном случае развитие ребенка признают дисгармоничным.

Индексы физического развития

Позволяют получить представление о гармоничности телосложения и состоянии питания.

Индекс Л. И. Чулицкой (индекс упитанности).

(3 окружности плеча+обхват бедра+обхват голени)-длина тела

Для грудного возраста считается нормой показатель в 20-25 см. Снижение индекса указывает на недостаточность питания.

Видео ребенок от рождения до года

Индекс Эрисмана.

Обхват груди (см)-1/2 роста (см)

Характеризует развитие грудной клетки и питание ребенка. Для грудного возраста считается нормой показатель в 13,5-10 см.

Как правильно измерить длину тела, вес окружность головы и груди

Длину тела детей первых двух лет жизни измеряют лежа при помощи горизонтального ростомера. Укладывают ребенка на поверхность ростомера таким образом, чтобы голова была прижата к его неподвижной планке, а тело и конечности были максимально вытянуты. Подвижную планку ростомера прижимают к пяткам ребенка и записывают показания.

Для измерения массы тела ребенка первого года жизни используются весы, на чашу которых предварительно кладется пеленка и показания устанавливаются на «ноль» Затем выполняют взвешивание.

Для измерения окружности головы грудничка переводят в вертикальное положение и накладывают сантиметровую ленту так, чтобы сзади она проходила по наиболее выступающей точке затылочной кости, а спереди по надбровным дугам.

Окружность груди измеряется у грудных детей в положении лежа. Сантиметровую ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток, спереди по уровню верхнего края околососковых кружков.

Видео измерение длины тела, веса, окружности головы и груди.

Психомоторное развитие ребенка с рождения до одного года

Включает психический уровень и моторный (двигательный). В психическом развитии принимаются во внимание развитие речи, взаимодействие с другими людьми и др. В моторном развитии учитывается общая моторная деятельность и мелкая моторика. Уровень психомоторного развития оценивается путем наблюдения за зрительными, слуховыми реакциями ребенка. Одним из методов оценки психомоторного развития является эмпирический метод (проверка на практике с помощью опыта), при использовании которого учитываются показатели нервно-психического развития.



Вконтакте

Рождение ребенка – огромная радость для всей семьи. Долгое девятимесячное ожидание осталось позади, впереди надежды на счастливое будущее малыша и тревоги о его здоровье.

Каждый родитель хочет, чтобы ребенок нормально развивался, был здоровым и активным. Но правильно отнестись к такой задаче новоиспеченным родителям бывает трудно.

Предложенная статья расскажет об установленных нормах в развитии ребенка: на что стоит обратить внимание, и на каких этапах развития чего следует от него ожидать.

Многие родители слышали определение «коридор развития», у большинства это понятие вызывало недоумение и растерянность.

Но ничего страшного в нем нет – это общепринятое понятие этапов физического развития ребенка.

Немного о том, существует ли разница в физическом развитии на первом году жизни между мальчиками и девочками.

Согласно антропометрической экспертизе, развитие детей обоих полов мало чем различается.

Все зависит от:

  • Индивидуальных особенностей.
  • Генетической наследственности.
  • Врожденных заболеваний.
  • Условий жизни и питания.

Учеными-исследователями ВОЗ выведена усредненная таблица норм физического развития ребенка по месяцам до года, его рост и вес.

В таблице также указана норма прибавки показателей по месяцам:

Возраст ребенка до года (месяцы) Рост, см Прибавка в росте, см Вес, кг Прибавка в весе, гр
Новорожденный 50-52 Нет 3,100 – 3,500 Нет
Один 53-56 4 3,700 – 4,150 650
Два 57-60 4 4,500 – 4,850 700
Три 61-63 4 5,250 – 5,650 800
Четыре 63-65,5 2,5 6,000 – 6,300 650
Пять 65-68 2,5 6,450 – 6,900 600
Шесть 67-70 2 7,000 – 7,500 600
Семь 69-72 2 7,550 – 8,100 600
Восемь 71-74 2 8,150 – 8,650 550
Девять 72,5-75,5 1,5 8,650 – 9,100 450
Десять 74-77 1,5 9,100 – 9,550 450
Одиннадцать 75,5-78,5 1,5 9,500 – 9,950 400
Двенадцать 76-80 1,5 10,000 – 10,350 350

Как видно из таблицы:

  1. Самый активный рост ребенка приходится на первый триместр жизненного цикла. В этот период организм перестраивается на самостоятельное функционирование.

    Малыш пассивен и проводит в состоянии сна до двадцати часов в сутки.

  2. Во втором триместре рост и вес возрастают медленнее, малыш больше времени бодрствует, реагирует на внешние раздражители, постепенно адаптируется к внешнему миру.
  3. Третий триместр – ребенок ведет активный образ жизни, продолжительность сна постепенно уменьшается, временные интервалы между кормлениями увеличиваются.

    Начинается этап познания мира. Прирост физических показателей падает.

  4. Четвертый триместр – самостоятельный человек. Ребенок пытается подражать взрослым, ведет себя осознанно, активно.

    Питание смешанное, в рацион добавляется твердая пища. Характерен наименьший прирост показателей.

Обратите внимание! В таблице представлены усредненные значения, параметры могут отличаться от индивидуальных показателей в зависимости от особенностей организма.

Что должен уметь ребенок: календарь развития по месяцам

Многих новоиспеченных родителей интересует вопрос, что должен уметь делать ребенок на каждом этапе первого года жизни.

Ниже приводится календарь развития ребенка с рождения и до 12 месяцев:

  • Первые дни и недели жизни малыш преимущественно спит, а в минуты бодрствования плачет, заявляя о голоде, мокрых памперсах, плохом самочувствии.

    Естественная для младенца поза – лежать на спине, поджав по бокам ножки и вскинув вверх ручки.

    Родителям надо самостоятельно переворачивать его на животик, слегка массируя спинку. В таком положении у малыша будут отходить газы и укрепятся мышцы спины, живота и шеи.

    К концу первого месяца ребенок, лежа на животике, начнет слегка приподнимать головку, стараясь ее удержать.

    Нормальному психологическому и физиологическому развитию помогут: общение с родными – ему надо петь песенки и включать классическую музыку.

    Прогулки на свежем воздухе – организм, обогащенный кислородом, нормально функционирует.

    После каждого пробуждения необходимо делать крохе массаж и совершать гигиенические процедуры, ежедневно купать новорожденного, добавляя в воду отвар череды и ромашки.

    Ближе к концу первого месяца малыш начинает фокусировать взгляд, находя движущиеся предметы. Он четко узнает маму по запаху и расстраивается, когда ее долго нет рядом.

  • Ко 2-му месяцу ребенок уже узнает близких людей и осмысленно улыбается, издает протяжные звуки, пытаясь выразить свои ощущения, ищет глазами и находит знакомые предметы.

    В этот период важно уделять внимание развитию малыша, занимаясь несложной гимнастикой и массажем.

  • В 3 месяца кроха начинает жить активной жизнью. Он твердо держит голову, самостоятельно переворачивается со спины на живот и наоборот.

    Учится управлять конечностями, пытаясь удержать понравившийся предмет в руках, выражает радость, произнося слитные слоги.

    Продолжительность фазы бодрствования и интервалы между кормлениями значительно увеличиваются.

  • К 4 месяцам малыш четко знает своё имя, хорошо различает знакомых и незнакомых людей.

    Понимает и различает человеческую речь, вступает в общение, любит играть с движущимися предметами, выделяя любимые.

  • В 5 месяцев – полностью владеет своим телом, передвигаясь на горизонтальной поверхности. Способен легко взять понравившуюся вещь, потянув ее в рот.

    Грудничок пытается ползать, найдя опору для упора ног, делает усилия прессом, стараясь принять вертикальное положение. Реагирует на общение, принимает в нем живое участие.

  • 6-ти месячный малыш проявляет интерес ко всему цветному и яркому, активно играет игрушками и погремушками, вышвыривая их из кроватки.

    Он самостоятельно становится на четыре конечности и пытается ползти. Если находит твердую опору – старается подняться во весь рост, опускаясь на пятую точку.

    Очень любит, когда ему читают книжки, показывая цветные картинки. Издаваемые им звуки носят осмысленный характер и напоминают односложные слова или песни.

  • К 7-ми месяцам появляются первые зубки, и кроха тянет в рот всевозможные предметы. Игры приобретают осмысленный характер.

    Малыш с удовольствием играет в сороку, ладушки, прятки и др., активно ползает, уверенно сидит, передвигается в ходунках или по манежу.

    В этот период ребенок начинает осмысленно впитывать новую информацию, перерабатывая ее.

  • Восьмимесячный карапуз активно познает мир, он абсолютно бесстрашен и полон различных идей.

    Родителям нужно постоянно быть начеку. Сон сокращается до двух раз в день, он много играет и проявляет интерес ко всему новому.

    Малыш прекрасно ориентируется в пространстве, идет на контакт, выражая мысли многосложным лепетанием, отождествляет своих от чужих, понимает и выполняет поставленные задачи.

  • В 9 месяцев ребенок крепко стоит на ножках, делает первые шаги, держась за опору.

    Начинает копировать действия взрослых. Уверенно держит предметы в руках, выполняя заданные действия.

  • Десятимесячный кроха полностью копирует мимику и жесты старших, произносит первые несложные слова, активно участвует в жизни семьи, интересуется сверстниками.
  • В 11 месяцев ребенок активно разговаривает, называя предметы и действия своими словами и сердится, если его не понимают.

    Хитрит и выражает нежелание делать то, что ему не хочется. Старается завоевать расположение, понравившегося человека, начинает улыбаться и строить рожицы.

    Хорошее настроение выражает пританцовыванием и хлопками в ладоши. Старается начать самостоятельно кушать, пить, снимать обувь, произносит имена близких по слогам.

  • В 12 месяцев ребенок полностью самостоятелен. Он уверенно залезает на диван, кровать, стулья и слезает с них, ходит, держась за руку взрослого, самостоятельно кушает, садится на горшок, открывает и закрывает дверцы шкафа.

    Малыш играет в сложные игры, складывает кубики, возит машинку, укачивает куклу или мягкую игрушку. Каждый этап жизни ребёнка по-своему интересен и незабываем.

Развитие недоношенных детей

Недоношенные дети – малыши, родившиеся с двадцать первой по тридцать седьмую неделю беременности.

Они существенно отстают в развитии от сверстников, нуждаются в дополнительном уходе и ласке.

  • В первый месяц ребенок плохо набирает вес из-за неразвитого сосательного рефлекса, ему тяжело сосать материнское молоко. Выход – сцеживание и кормление через специальный зонд.

    Поскольку у малыша ещё не развита терморегуляция, ему крайне опасно переохлаждаться или перегреваться. В этот период крохе важно находиться постоянно с мамой, ощущать её запах, тепло и любовь.

  • На втором месяце жизни сосательный рефлекс остается слабым, но ребенку надо его развивать, поэтому рекомендуется кормить малыша из бутылочки.
  • На третьем месяце жизни появляется интерес к еде, сну, грудничок начинает следить глазами за движущимися предметами, пытается поднимать головку, захватывать игрушки.
  • На четвертом месяце кроха самостоятельно держит голову, издает звуки, интересуется игрушками.

    Важно регулярно два раза в день проводить массажные процедуры, улучшающие тонус мышц, разрешается выносить на свежий воздух.

  • На пятом месяце грудничок уже удерживает в руках игрушку, хорошо различает звуки, поворачивая голову в их сторону, узнаёт материнский голос.

    Определяется начало нервно-психического развития, появляется первая осознанная улыбка.

  • На шестом и седьмом месяце ребенок самостоятельно переворачивается на животик. Его уже тяжело отличить от сверстников, проявляет активность. Рекомендован прикорм.
  • На восьмом месяце малыш пытается самостоятельно садиться, интересуется окружающим миром, понимает речь, начинает общаться со взрослыми, любит сказки, стихи, песни, яркие картинки, пытается ползать.
  • Девятый месяц – прорыв в развитии. Кроха нуждается в общении. С ним следует разговаривать, объяснять все действия, закладывать азы поведения, играть с игрушками. Малыш пытается произносить первые слова.

    Дальнейшее развитие недоношенного ребенка мало чем отличается от развития доношенных сверстников. К концу первого года ребенок ни в чем не отстает от других.

Как видно из представленного материала, родителям необходимо уделять больше времени развитию ребенка, контролируя его показатели, общаясь с малышом.

Необходимо учитывать, что здоровье крохи во многом зависит от образа жизни мамы при беременности и внимания родителей к своему ребенку.

Полезное видео

Ребенок от рождения до года, очень сильно зависит от мамы. Ему необходима мамина забота, тепло и улыбки.

В спокойной, доброжелательной обстановке ребенок хорошо растет и развивается, радуя тем самым своих родителей.

Чтобы малыш хорошо развивался и узнавал много нового, ему нужно помогать. Такой помощью может быть простое общение и физический контакт с мамой. А так же массаж, гимнастика, прогулки, развивающие игры и позитивный настрой.

В первый год ребенок проходит интенсивную фазу физического и умственного развития. И родители не всегда понимают, отстает ли их ребенок или опережает других детей. Для этих целей, ниже представлен календарь развития ребенка до года по месяцам.

Только имейте в виду, что каждый ребенок индивидуален и некоторые навыки он может осваивать немного раньше или позже положенных норм. А некоторые шаги в развитии может пропустить, без вреда для себя.

2 месяца

2 месяца

  • Издает звуки, например «Аааа», «Ауу», «Агг», «Агу».
  • На короткое время поднимает голову лежа на животе.
  • Лучше сосредотачивает взгляд на предмете.
  • Ищет источник звука глазами и поворачивает в его сторону голову.
  • Заметно оживляется когда с ним общаются взрослые.

3 месяца

3 месяца

  • Гулит и смеется при общении со взрослыми. Легко определяет источник звука.
  • Привлекает к себе внимание.
  • Из положения лежа на спине, поворачивается на бок.
  • Длительное время удерживает голову из положения «на животе» и «столбик» и даже поворачивает ее.
  • Перебирает ножками из положения «стоя» и отталкивается от опоры, когда родители держат его подмышки.
  • Пытается хватать предложенную игрушку и ему это удается.

4 месяца

4 месяца

  • Переворачивается со спины на живот и обратно.
  • Любит находиться в мамином обществе.
  • В ответ на улыбку, улыбается и смеется
  • В хорошем настроении визжит от восторга.
  • Появляются первые слоги.
  • Держит, трясет и пытается затащить в рот игрушку
  • Уверенно держит голову лежа на животе, поднимаясь при этом на локти.
  • Лежа на спине приподнимает верхнюю часть туловища с головой.
  • В вертикальном положении держит голову уверенно. При этом, может вертеть ей в разные стороны.
  • Может передвигаться по кроватки по пластунски.

5 месяцев

5 месяцев

  • Пытается сесть, когда его немного тянешь за ручки.
  • Сосет свои пальцы рук и ног.
  • Уверенней управляется с игрушкой и тянет ее в рот.
  • Хватает предметы находящиеся в его доступности.
  • Отстаивает свою игрушку, если кто-то пытается забрать.
  • Наклоняется в сторону упавшего предмета.
  • Любит находиться у мамы на руках.
  • Присматривается к незнакомым людям и месту.

6 месяцев

6 месяцев

  • Передвигается в пространстве на животе
  • Доползает до игрушки находящейся не далеко, и хватает ее вытянутой рукой.
  • Садиться и сидит некоторое время самостоятельно
  • Любит стоять и ходить с опорой, подмышками
  • Успокаивается при кормлении грудью.
  • Внимательно слушает речь других людей.
  • Откликается на имя.
  • Издает много разных звуков.
  • Настроение ребенка может часто меняться.
  • Начинает получать прикорм.

7 месяцев

7 месяцев

  • Более уверенно садится сам. И с удовольствием находится в таком положении.
  • Стоит на четвереньках, раскачивается взад-перед и даже немного ползает.
  • Любит ходить держась за руки взрослого.
  • Запас звуков и слогов расширяется.
  • Любит купаться.

8 месяцев

8 месяцев

  • Хорошо зазвита моторика рук. Перекладывает предметы из рук в руки, из емкость в емкость.
  • Уверенно ползает на четвереньках. При этом может держать игрушку в одной руке.
  • Любит играть сидя.
  • Встает держась за опору.
  • Очень привязан к родителям.

9 месяцев

9 месяцев

  • Активно ползает, сидит и передвигается стоя держась за опору.
  • Говорит «ма-ма» и «ба-ба» со смыслом.
  • Листает страницы в книжке.
  • Интересуется всем вокруг. До всего хочет дотянуться и потрогать.
  • Повторяет действия.
  • Выполняет простые поручения.

С девяти месяцев некоторые начинают ходить. Но бывает, первые шаги ребенок совершает и гораздо позже . Также дети уже залазят на невысокие кресла и диваны и спускаются обратно, этот процесс доставляет им особое удовольствие. Развитие речи в этом возрасте наиболее активно, малыш соединяет слоги, неосознанно конечно, но очень уверенно, кричит «МА-МА-МА», «БА-БА-БА» и другие. Узнать больше о

За первый год своей жизни ребенок учится всему: сидеть, стоять, улыбаться, следить... Каждые родители радуются каждому успеху своего малыша! Есть определенный календарь развития ребенка, по которому вы сможете легче ориентироваться в его новых достижениях.. Но имейте ввиду, что это всё относительно, каждый ребенок индивидуален, развитие по календарю плюс/минус месяц - считается нормой.

За первый год жизни ребенок совершает неописуемо большой скачок в развитии: из совершенно беспомощного существа, новорожденного, он превращается в человека, умеющего самостоятельно ходить, есть, говорить. Давайте же вместе понаблюдаем за этими удивительными изменениями, которые каждый день происходят в жизни ребенка до года.

Развитие ребенка по месяцам

Развитие ребенка по месяцам

Развитие ребенка до года по месяцам - Первый месяц

  • Фиксирует взгляд на лице взрослого и ярких предметах;
  • Первая улыбка в ответ на раз-говор взрослого;
  • Пытается поднимать и удержи-вать голову, лежа на животе.

В первый месяц жизни у ребенка проходит период адаптации

В первый месяц жизни ребенок называ-ется новорожденным. Этот период для малыша непростой, ведь он адаптирует-ся к окружающему миру и его организм работает с большим напряжением.

Спит и растет

По сути, 70 % времени первого месяца своей жизни младенец спит, находясь в непрерывном полусонном состоянии, на границе сна и бодрствования, ощущая при этом, что происходит вокруг. Привыкает к новой обстановке В спокойном состоянии ручки и ножки малыша согнуты в суставах и прижаты к туловищу, а в минуты бодрствования беспорядочно двигаются. В это время ре-бенок плохо фокусирует взгляд, но слы-шит хорошо и при резком звуке вздра-гивает и моргает. Постепенно зрение становится все лучше, и уже к третьей неделе малыш уже может задерживать взгляд на неподвижном предмете. Мыш-цы тоже укрепляются, и к концу первого месяца жизни кроха уже может припод-нять головку в положении на животе, удерживать ее несколько секунд и даже поворачивать в стороны.

Врожденные рефлексы новорожденного

К моменту рождения у новорожденного малыша имеются врожденные рефлексы, которые помогают ему адаптироваться в новой среде. Многие из них исчезают в течение первых месяцев жизни (поиско-вый, сосательный, хватательный, пла-вательный, рефлекс ходьбы и другие), но некоторые, например рефлекс чиха-ния, вздрагивания, моргания, зевоты, коленные рефлексы и некоторые другие, сохраняются на всю жизнь. Рефлектор-ная деятельность малыша позволяет врачам и детским психологам опреде-лить состояние развития ребенка и его нервной системы.

Нуждается в маминых тепле и заботе

Многие исследователи говорят о том, что в этот период жизни закладывается базовое доверие к миру, и строится оно на первичной эмоциональной и психологической связи с матерью. Все, что нужно новорожденному — пищу, тепло и безопасность, — малыш получает от мамы. Он питается ее мо-локом, слышит ее голос, стук ее сердца, чувствует родной запах. Благодаря мами-ной близости и поддержке малыш учится адаптироваться к внешнему миру.

Развитие ребенка до года по месяцам - Второй месяц

  • Спокойно бодрствует, рассматривая висящие над ним игрушки (над грудью примерно на расстоянии 50-70 см);
  • Следит взором за движущейся перед глазами игрушкой;
  • Прислушивается к голосу или звучанию предмета - движения затормаживаются;
  • Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним.

Ребенок на втором месяце учится жить по ритмам

У малыша формируется суточный ритм жизни: сон — преимущественно но-чью, бодрствование — днем. Дитя уже узнает мамины прикосновения, голос, эмоционально реагирует на „разговор" с ним. А мама научилась понимать свое-го кроху: почему он плачет, что хочет сказать писком...

Ребенок на втором месяце пытается управлять собственным телом

На втором месяце жизни ребенок, если не спит, практически все время размахи-вает рукам и ногами, еще не умея их кон-тролировать. Но, если вы уложите его на бочок, он сможет сам перевернуться на спинку. На третьем месяце малыш уже неплохо держит голову, лежа на животе и опираясь на предплечья.

Постепенно ребенок учится владеть своими руками: к концу второго месяца начинает приближать их ко рту, сосать палец, а к трем месяцам — рассматри-вать пальчики, потирать глаза и т.д. На третьем месяце жизни этот навык со-вершенствуется: малыш уже в состоянии удерживать в руках предметы и манипу-лировать ими. Увидев яркую игрушку, тянется к ней и пытается схватить. Ощу-пывает предметы руками, настойчиво тянет их в рот.

В этом возрасте ребенку уже удается сосредоточить взор на предмете, рас-сматривая его. Он провожает взглядом взрослого, отходящего от кроватки, и встречает его.

Ребенок на втором месяце радуется маме и улыбается

На первом месяце жизни малыш все время был недоволен, плакал, улыбался редко и лишь во сне. Со второго месяца у него возникает положительная эмоциональная реакция на мать, первое проявление потребности в общении, так называемый комплекс оживления. Глядя на склоненное над ним мамино лицо, дитя затихает, внима-тельно всматривается, широко раскры-вая глаза, а затем, радостно вскрикнув, размахивает ручками и ножками и... улыбается. Лучезарная, совершенно осознанная улыбка появляется с полутора-двух меся-цев. Это означает, что ребенок оконча-тельно адаптировался и начал получать удовольствие от жизни. Улыбнитесь крохе в ответ!

Развитие ребенка до года по месяцам - Третий месяц

  • Сосредотачивает свой взгляд на лице разговаривающего с ним взрослого, прислушивается к голосу, находясь в вертикальном положении у него на руках;
  • В ответ на разговор взрослого с ним проявляет радость: улыбкой, оживленными движениями рук и ног, звуками (комплекс оживления);
  • Случайно наталкивается руками на игрушку, низко висящую над его грудью;
  • Лежит на животе несколько ми-нут, опираясь на предплечья, хорошо удерживает голову;
  • Поддерживаемый под мышками, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренном суставе, о твердую поверхность;
  • В вертикальном положении на ру-ках у взрослого хорошо удерживает голову.

Комплекс оживления ребенка на третьем месяце

На третьем месяце комплекс ожив-ления возникает не только при виде близкого человека, но и при звуках его голоса, в моменты комфорта и удоволь-ствия — при виде маминой груди или бутылочки с молоком, после еды, купа-ния, на показ яркой игрушки, пение или звучание музыки.

В ответ на обращенную к нему речь или будучи в хорошем настроении малыш „гулит" — издает тихие короткие глас-ные звуки („э-а-о", „а-о-у").

Развитие ребенка до года по месяцам - Четвертый месяц

  • По звуку отыскивает невидимый объект - поворачивает голову к источ-нику звука (к голосу взрослого или зву-чащей игрушке);
  • Во время бодрствования часто улыбается, издает громкие звуки, мно-го двигается (комплекс оживления);
  • Громко смеется, когда с ним заи-грывают;
  • Рассматривает, ощупывает и за-хватывает висящие над грудью игруш-ки;
  • Во время кормления придержива-ет руками бутылку или грудь матери.

На четвертом месяце ребенок изучает окружающий мир

Этот отрезок времени — яркий и эмо-циональный. К концу 4-го месяца вы услышите смех вашего ребенка. Малыш подолгу пребывает в хорошем располо-жении духа, длительно, певуче и доволь-но громко гулит.

Ребенок на четвертом месяце хочет сидеть

Малышу надоело лежать, ему стано-вится интересен „вертикальный" мир. В 4 месяца он делает первые попытки сесть (напрягая пресс, тянется вперед, просится на ручки), в конце пятого ме-сяца уже сидит при поддержке за одну руку. При поддержке за ручки или под мышки „стоит", переступая ножками. Лежа на животе — приподнимается, опираясь на выпрямленные ручки. Будьте осторожны! На пятом месяце ребенок начинает переворачиваться со спины на живот. Не оставляйте его одного.

Ребенок на четвертом месяце все слышит и видит

На четвертом месяце жизни зрение ре-бенка постепенно приближается к зре-нию взрослого человека, и малыш при-обретает способность рассматривать предметы на близком расстоянии, начи-нает различать основные цвета и фор-мы. Внимательно следит за важными для него объектами (игрушками, роди-телями), неподвижными и движущимися. Быстро и безошибочно поворачивает-ся к источнику звука, прислушивается. Различает голоса близких. С пятого ме-сяца малыш уже узнает маму на рассто-янии 2-3 метра.

Развитие ребенка до года по месяцам - Пятый месяц

  • Отличает близких от чужих людей (по-разному реагирует);
  • Различает тон, с которым к нему обращаются;
  • Во время бодрствования подолгу певуче «гулит»;
  • Четко берет погремушку, которую держат у него над грудью;
  • Удерживает в руке погремушку;
  • Подолгу лежит на животе, подни-мая корпус и опираясь на ладони вы-прямленных рук;
  • Поворачивается со спины на жи-вот;
  • Ровно устойчиво стоит при под-держке под мышками.

На пятом месяце ребенок учится первым слогам

Примерно в 5 месяцев ребенок начина-ет произносить первые слоги с губными согласными „м", „б", „п". Правда, когда вы впервые услышите из уст пятимесяч-ного малыша долгожданное „мама", то, скорее всего, он произнесет его неосоз-нанно. Все равно продолжайте диалог с ребенком, употребляя слова с губными согласными: мама, папа, баба.

Ребенок на пятом месяце тренирует пальцы

Формируются первые хватательные дви-жения руки, к пятому месяцу малыш уже может перехватывать игрушку из руки взрослого. Захватывая, притягивая и отталкивая погремушки, дитя учится определять цвет, форму, вес, звуковые свойства предметов.

На пятом месяце жизни ребенок переходит в вертикальное положение

Этот возраст можно считать переход-ным: организм ребенка приспосаблива-ется к новому для него вертикальному положению. Новизна манит ребенка, в результате складывается умение ориен-тироваться в окружающем пространстве. Он открывает для себя новые предметы и учится обращаться с ними. В „иссле-довательскую" работу включаются все органы чувств: зрение, обоняние и вкус.

Развитие ребенка до года по месяцам - Шестой месяц

  • Начинает произносить отдельные слоги;
  • Свободно берет погремушку из разных положений, подолгу с ней занимается;
  • Переворачивается с живота на спину;
  • Передвигается по манежу, пере-ставляя руки или немного подпол-зая;
  • Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.

На шестом месяце жизни ребенок сидит и стоит

На шестом месяце малыш уже может си-деть в подушках, не заваливаясь набок, на седьмом — сидит самостоятельно, довольно продолжительное время, со-храняя при этом равновесие, и пытает-ся самостоятельно сесть из положения лежа на спине. На восьмом месяце ма-лыш осваивает и этот навык.

К концу восьмого месяца жизни он уже встает у опоры, приподнимаясь с колен, держась за решетку кроватки или мане-жа. Овладев этим навыком, все так же с помощью опоры, ребенок попробует сделать первые самостоятельные шаги.

Развитие ребенка до года по месяцам - Седьмой месяц

  • Подолгу лепечет - повторно произ-носит одни и те же слоги;
  • На вопрос «Где?» (часы, огонек и др.) ищет и находит взором предмет, неоднократно, называемый, постоян-но находящийся в определенном ме-сте;
  • Играя погремушкой, стучит, размахивает ею;
  • Хорошо и много ползает.

На седьмом месяце жизни ребенок ползает

С шестого месяца ребенок предпринима-ет первые попытки ползания, перемеща-ясь на четвереньках с опорой на ладони. На седьмом месяце он уже виртуозно ползает — быстро и во всех направле-ниях. Любопытству крохи нет предела! Так что заранее побеспокойтесь о его безопасности. Нужно сказать, что не все дети овладевают навыком ползания. Некоторые из них пропускают этот этап, сразу начиная ходить.

На седьмом месяце ребенок вертится

На 6-м месяце жизни ребенок овладел поворотами с живота на спину, и теперь он совершенно самостоятельно может перевернуться во все стороны, практи-чески на 360°. Поэтому малыша нельзя оставлять без присмотра на высоте, в не ограниченном бортами пространстве

Ребенок на седьмом месяце берет игрушки

Еще одним достижением ребенка ста-новится удивительная способность са-мостоятельно брать игрушки из любого положения. Он может выполнить это действие, лежа на животе, на боку, на спине. При этом рука начинает выпол-нять скользящие, обводящие движения с целью достичь и захватить предмет. На седьмом месяце ручки ребенка ста-новятся все более умелыми, он учится перекладыванию из руки в руку, постуки-ванию, отбрасыванию, притягиванию.

Развитие ребенка до года по месяцам - Восьмой месяц

  • Громко и повторно произносит различные слоги;
  • По просьбе взрослого выполня-ет разученные с ним движения («ла-душки», «до свиданья», «дай ручки» и т.д.);
  • Во время бодрствования занима-ется с игрушками долго: рассматри-вает, постукивает игрушкой об игруш-ку и т.д;
  • Сам садится и ложится (из сидя-чего положения);
  • Придерживаясь руками за барьер сам встает, стоит и опускается;
  • Переступает, держась за барьер;
  • Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке;
  • Пьет из чашки, которую держит взрослый.

Ребенок на восьмом месяце играет с пирамидкой

На восьмом месяце жизни малыш уже может совершать „прямые" и „обрат-ные" действия с предметами. Например, складывать шарики в миску и рассыпать их; снимать и надевать кольца на пи-рамидку, складывать кубики „кучкой" и раскидывать их и т.д.

На восьмом месяце жизни ребенок лепечет по слогам

Другим большим достижением ребенка к концу шестого месяца жизни является овладение слоговой речью (лепетом). Если к концу пятого месяца малыш гу-лил, радуя вас руладами гласных звуков типа „ауа", „уау", „ау", „иоа", то теперь вы четко слышите: „вау-вау-вау" или „бу-а-а", „бу-бу-б", „ва-ва-ва", „м-м-ма". Малыш подолгу и с азартом лепечет, повторяя в лепете одни и те же слоги.

Ребенок на восьмом месяце узнает предметы

Малыш уже может узнать свои игрушки с разного расстояния и под разным уг-лом зрения, ориентируясь на их внешние признаки: величину, форму, цвет, поло-жение в пространстве. На седьмом месяце жизни на вопрос „Где?" ребенок легко находил взглядом названный взрослым предмет. На тот же вопрос восьмимесячный малыш смо-жет указать на предмет пальчиком.

Ребенок на восьмом месяце играет с мамой

К концу восьмого месяца жизни у ребен-ка складывается сильная эмоциональ-ная привязанность к маме. Малыш готов проводить с ней каждую секунду своей жизни, старается подражать простым действиям — играм в ладушки, до сви-дания, прятки, ку-ку и т.д. Такие дейст-вия можно назвать не только игрой, но и общением, даже деловым сотрудни-чеством, в котором оба партнера прини-мают равное участие.

Развитие ребенка до года по месяцам - Девятый месяц

  • Подражает взрослому - повто-ряет за ним слоги, которые имелись в его лепете;
  • На вопрос «Где?» отыскивает не-сколько знакомых предметов, неза-висимо от их местоположения;
  • Знает свое имя - оборачивается на зов;
  • С предметами обращается по-разному, в зависимости от их свойств: катает шар, вынимает один предмет из другого, сжима-ет и разжимает резиновую игруш-ку;
  • Переходит от одного предме-та к другому, слегка придерживаясь за них руками;
  • Хорошо пьет из чашки, которую держит взрослый, слегка придержи-вая ее руками.

На девятом месяце ребенок становится крепче

Организм ребенка в целом уже подго-товлен к передвижению „на своих дво-их". Окреп его костно-мышечный скелет, сердечно-сосудистая и пищеварительная системы тоже приспособились к действу-ющей вдоль оси тела силе тяжести.

На девятом месяце ребенок делает первые попытки ходить

На девятом месяце (у некоторых детей этот этап может случиться чуть позже) ребенок начинает интенсивно овладе-вать ходьбой. Движения при ходьбе у него пока неуверенные, он часто па-дает, но продолжает свои попытки вновь и вновь. Во время передвижения малыш де-ржится за опору (стенку, бортик манежа, мебель), а если опоры нет — ползет.

Развитие ребенка до года по месяцам - Десятый месяц

  • Подражает взрослому - повторяет за ним разнообразные звуки и слоги;
  • По просьбе взрослого находит и дает знакомую игрушку;
  • Отвечает на заигрывания «догоню- догоню», на слово «ку-ку» натягивает на лицо материю, «сорока-ворона» подставляет ладошку и т.д.;
  • Играя самостоятельно, проделы-вает разученные действия с предме-тами, подсказанные их свойствами, например, вынимает и вкладывает, открывает и закрывает;
  • Входит на горку 3-4 ступеньки, держась за перила.

Ребенок в десять месяцев учится играть и подражать

Ребенок готов общаться, наблюдать за взрослым, подражать его действиям. Ему интересно, как взрослые пользуются окружающими предметами и какие при этом испытывают чувства.Малыш начинает почти зеркально копировать взрослых и отражать быто-вые ситуации и поступки. Подражатель-ная способность ребенка помогает ему научиться пользоваться ложкой, пить из чашки, класть головку на подуш-ку и т.д. Если у ребенка есть старшие братья или сестры, он тянется к ним, демонстрируя свою любовь и желание общаться.

У ребенка на десятом месяце развивается мелкая моторика

Ребенок может брать предметы двумя пальчиками, собирает разбросан-ные игрушки, достает игрушки из ящи-ка. Разъединяет и соединяет отдельные части предмета, собирая пирамидки, кубики, кольца во что-то целое, или, на-оборот, разбрасывает их.

На десятом месяце ребенок понимает обращенную к нему речь

Говорит отдельные слова: „папа", „мама", „дядя" и другие. Выполняет простые просьбы взрослых, хорошо по-нимает запрещающие слова, знает на-звания многих предметов, частей тела, выполняет несложные просьбы. Его ак-тивный словарный запас значительно увеличивается. Многие малыши с удовольствием и по-долгу имитируют беглую речь, произнося бессмысленные слоги, интонированные на „взрослый" манер.

Развитие ребенка до года по месяцам - Одиннадцатый месяц

  • Употребляет первые слова обо-значения (ав-ав, кис-кис, дай);
  • Некоторые слова в речи взросло-го начинают приобретать обобщен-ный характер (на вопрос «Где киса?» приносит и дает разных - плющевую, меховую, резиновую;
  • По предложению взрослого вы-полняет разученные действия с сю-жетными игрушками (покачай лялю, покажи у кисы глазки);
  • Овладевает новыми действиями с предметами, накладывает один ку-бик на другой, разбирает и собирает пирамидку.

На одиннадцатом месяце жизни ребенок - исследователь

Он стремится к самостоятельности. Значительно возрастает самостоятель-ность ребенка. Карапуз помогает при одевании, ходит, ест самостоятельно. Увеличивается время бодрствования малютки с 2 часов (как было в пери-од от 6 до 9 месяцев) до 2,5-5 часов. Вы почувствуете, что у ребенка возника-ет потребность проявлять все большую и большую активность.

На одиннадцатом месяце ребенок совершенствует навыки ходьбы

К11 месяцам ребенок начинает самосто-ятельно ходить, хотя еще часто падает. От первых шагов до уверенной ходьбы обычно проходит месяц-два. В случае необходимости малыш приседает, что-бы поднять упавшую игрушку, а потом встает.

На 12-м месяце он уже будет ходить более уверенно, только слегка придерживаясь за опору, а затем и вовсе без нее, совер-шенно самостоятельно.

Ребенок на одиннадцатом месяце начинает играть куклой

В этом возрасте ребенок учится играть с образной игрушкой (куклой, собачкой, мишкой и т.д.). Кукла для малыша — его второе я. Игровые сценки передают не только действия ребенка (разговари-вает, ест, пьет, спит), но и отражают его эмоциональный мир (плачет, смеется, радуется, сердится, боится, веселится, грустит). На 11-м месяце жизни меняется и роль картинки в развитии малыша. Теперь уже в плоскостном книжном изобра-жении дитя узнает знакомые игрушки: собачку („гав-гав"), куклу („ляля"), уточку („га-га").

Развитие ребенка до года по месяцам - Двенадцатый месяц

  • Легко подражает новым слогам;
  • Употребляет около 10 слов;
  • Увеличивает запас понимаемых слов, понимает по слову (без жеста) названия нескольких предметов, раз-ученных действий и знает имена не-скольких взрослых и детей (где мама? где Маша? как ляля пляшет? покорми кису и т.д.);
  • Самостоятельно ходит (встает, идет, садится - все самостоятельно и не от предмета к предмету);
  • Пьет из чашки, сам держит ее.

На двенадцатом месяце жизни ребенок говорит первые слова

Важнейшая линия развития ре-бенка в этот период — речь. Вы заме-тите, что малыш стал издавать такие голосовые рулады, которые раньше у него не получались. Дитя как будто экспериментирует, тренирует артикуля-цию, явно получая удовольствие от этих повторений. Появляется способность к речевому подражанию.

Теперь ребенок вслед за взрослым с ходу повторяет наиболее легкие ле- петные слова-обозначения (например, „ав-ав" — собачка, „га-га" — уточка, „кис-кис" — кошка и т.п.). Вы заметите, что малыш готов запоминать название каждого интересующего его предмета. Вполне сознательно он говорит первые слова, иногда повторяет простые фразы типа „Баба, иди".

Почти годовалый ребенок понимает обращенную к нему речь и узнает предметы

Количество понимаемых слов в 5-6 раз больше, чем ребенок может употребить в активной речи. Дитя реагирует на про-сьбу взрослого, понимает обращенные к нему просьбы: найти, принести, дать, положить на место и т.п. Знает слово „нельзя". Запоминая названия предме-тов, малыш учится обобщать предметы, находя их среди знакомого множества (куклы, мячики, машинки и т.д.), узнает знакомые игрушки на картинке.

Годовалый малыш ориентируется сре-ди предметов, выделяя некоторые из них по форме. Например, находит шарики и отличает их от кубиков или выбира-ет кольца из груды кирпичиков и т.п. Теперь, если кроха хочет, чтобы мама подала ему игрушку, он указывает рукой на желаемый предмет (раньше малыш просто разражался плачем, ведь мама не всегда могла понять, что именно нуж-но ребенку). Карапуз запоминает имена близких людей, знает имена животных, живущих рядом (например, кошка Мурка или собачка Альма).

Развитие ребенка до года по месяцам в картинках

Развитие ребенка до года по месяцам в таблицах

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
38.Вместо плача указывает на желаемый предмет ОК ОК
37.Осознанно использует слова "мама" и "папа" ОК ОК ОК
36.Идет самостоятельно ОК ОК
35.Идет с поддержкой ОК ОК ОК ОК ОК
34. Начинает ползать ОК ОК ОК ОК ОК
33.Берет предмет большим и указательным пальцем ОК ОК ОК ОК ОК
32.Кладет кубик в коробку ОК ОК ОК ОК ОК ОК
31.Стучит однимtext-align: justify; предметом о другой ОК ОК ОК ОК ОК ОК
30.Ищет спрятанную игрушку ОК ОК ОК ОК ОК ОК
29.Самостоятельно садится ОК ОК ОК ОК ОК
28.Играет в "прятки" ОК ОК ОК ОК
27.Различает чужих и близких ОК ОК ОК ОК
26.Пытается копировать речь взрослых ОК ОК ОК ОК ОК ОК
25.Пытается встать на ноги ОК ОК ОК ОК ОК ОК ОК
24.Произносит отдельные слоги (ба-ба, га-га) ОК ОК ОК ОК ОК ОК ОК
23.Берет в руку крошечный предмет (напр. хлебную крошку) ОК ОК ОК ОК ОК
22.Устойчиво сидит (когда сажают) ОК ОК ОК ОК
21.Пытается дотянуться до удаленного предмета ОК ОК ОК ОК
20.Сопротивляется, когда забирают игрушку ОК ОК ОК ОК ОК ОК
19.Сам ест печенье ОК ОК ОК
18.Может держать 2 кубика из 3х ОК ОК ОК ОК ОК ОК
17.Ищет выпавший из рук предмет ОК ОК ОК ОК
16.Перекладывает предмет из руки в руку ОК ОК ОК ОК
15.Хватает и удерживает в руке кубик ОК ОК ОК ОК
14.Пробует игрушки на "вкус" ОК ОК ОК ОК
13.Тянет ручку к погремушке ОК ОК ОК ОК
12.Поворачивает голову на звук ОК ОК ОК ОК
11.Поворачивает голову вслед движению предмета ОК ОК ОК ОК
10.Переводит взгляд с одногообъекта на другой ОК ОК ОК ОК
9.Раскачивается на руках, лежа на животе ОК ОК ОК ОК
8.Поднимает голову, лежа на животе ОК ОК ОК
7.Отвечает улыбкой на обращение к нему ОК ОК ОК
6.Гулит ОК ОК
5.Следит за движущимся вертикально предметом ОК ОК
4.Одновременно машет руками и ногами ОК ОК
3.Рефлекторно хватает кольцо ОК ОК ОК
2.Реагирует на звон
колокольчика
ОК ОК ОК
1.Следит за
движущимся горизонтально предметом
ОК ОК

Развитие ребенка до года по месяцам - Ежемесячная прибавка роста и веса

Возраст Средняя прибавка в росте Средняя прибавка в весе
1 месяц 3 - 3,5 см. 750 г.
2 месяца 3 - 3,5 см. 750 г.
3 месяца 3 - 3,5 см. 750 г.
4 месяца 2,5 см. 700 г.
5 месяцев 2,5 см. 700 г.
6 месяцев 2,5 см 700 г.
7 месяцев 1,5 - 2 см. 550 г.
8 месяцев 1,5 - 2 см. 550 г.
9 месяцев 1,5 - 2 см. 550 г.
10 месяцев 1 см. 350 г.
11 месяцев 1 см. 350 г.
12 месяцев 1 см. 350 г.
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Как избежать трещин во время кормления грудью? Как избежать трещин во время кормления грудью?