Гендерное воспитание: почему нельзя растить девочек и мальчиков по-разному. Гендерное воспитание в семье. Консультация для родителей Особенности гендерного воспитания мальчиков и девочек

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Консультация для родителей

«Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье».

От того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить именно с учетом их индивидуальных и гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами они в дальнейшем станут, какими родителями будут для своих детей. Часто, родители забывают, что девочки и мальчики по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире.

Наблюдая за современными детьми, можно отметить, что девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Происходит унификация полов: «маскулинизация» женщин и «феминизация» мужчин. Притупление или потеря чувства гендерной принадлежности.

Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети затрудняются самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность, т. е несоблюдение необходимого перераспределения социальных ролей мужчины и женщины с учетом различия между полами.

Чтобы исправить ситуацию «смешения» полов, родителям нужно корректировать процесс воспитания девочек и мальчиков с гендерной позиции.

Что же такое гендер?

Термин «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и возникают во взаимодействии с другими людьми в рамках определённой культуры.

Гендер - социальный пол, психологический пол, полоролевые отношения.

Понятие «Гендер»складывается из следующих компонентов

Когнитивный - гендерное самосознание: «Я знаю, что я женщина/мужчина»

Эмоциональный - гендерная идентичность: «Я чувствую себя женщиной/мужчиной»

Поведенческий - гендерные роли и особенности поведения:
«Я веду себя как женщина/мужчина»

Чтобы понимать своих детей, важно помнить, что перед нами не просто ребенок, а мальчик или девочка. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, говорят и молчат, чувствуют и переживают. Их психика различается.

У мальчиков и девочек разный стиль мышления, выражения эмоций.

За этими различия – длительная эволюция мужского и женского пола, разные механизмы организации мозга, а, следовательно, и психики.

У мальчиков и девочек мозг развивается в разном темпе, в разной последовательности и в разные сроки. У них разный биологический возраст. Они развиваются и созревают разновременно. Мальчики младше девочек-ровестниц по биологическому возрасту. У них позже развиваются лобные доли мозга, которые отвечают за планирование деятельности и контроль за своим поведением.

Именно поэтому мальчикам труднее выполнять сложные (многоэтапные) поручения взрослых. Они не терпят однообразия, не сидят на месте, но лучше выполняют задания на сообразительность.

Новую информацию они анализируют с помощью правого полушария (пространственного, интуитивного, эмоционально-образного), девочки – с помощью левого.

У девочек примерно на шесть лет раньше, чем у мальчиков, формируются области левого полушария, ответственные за речь, рационально-логическое мышление.

Именно поэтому они легче усваивают алгоритмы и правила, любят задания на повторения, много и с удовольствием говорят.

Так что воспитывать мальчиков и девочек нужно по-разному, ибо одна и та же деятельность у них организуется при участии разных структур мозга.

У девочек сильнее развито непроизвольное внимание, их больше привлекает конкретная наглядность. Мальчики опираются на «дальнее зрение», поэтому любит догонялки, бросать предметы в цель, охотно расширяет свое пространство по вертикали: лазает по деревьям.

У девочек более развиты «ближнее зрение» и мелкая моторика, поэтому они любят небольшие игрушки. Играть и заниматься им комфортнее в ограниченном пространстве.

Они легче поддаются внушению; быстрее приспосабливаются к новой обстановке, чувствуют себя увереннее в необычных условиях. В семье и школе девочки могут вытеснять мальчиков на периферию жизни в неформальные уличные сообщества.
Круг познавательных интересов их менее разнообразен, чем у мальчиков. Из школьных учебных предметов они чаще предпочитают литературу, историю, иностранные языки. Больше, чем мальчики, любят читать, увлекаются поэзией, занимаются музыкой. В подростковом возрасте у девочек и мальчиков проявляется взаимный повышенный интерес, что обусловлено процессом полового созревания. В связи с этим у девочек возрастает внимание к своей внешности, проявляется активное стремление нравиться окружающим. Общение, дружба с мальчиком порой принимает характер влюбленности. В таких случаях весьма велика роль родителей, задачей которых является заблаговременное и тактичное формирование у детей понимания того, какими должны быть взаимоотношения между подростками мужского и женского пола, между юношами и девушками.

Какие правила применимы к обоим полам?

Дети должны усвоить общие для всех людей ценности, табу, нормы поведения и отношений между людьми, составляющие основу жизни в любом обществе: уважение к себе и к другим, умение делать выбор и нести ответственность за него, толерантность, милосердие… Эти жизненные ценности не имеют гендерных особенностей.

Мальчиков и девочек можно и нужно ставить в равное положение во всем, что касается выполнения домашних обязанностей: это поможет ребенку со временем стать самодостаточным взрослым.

Чем больше у него будет привычных умений и бытовых навыков, тем легче ему будет жить дальше.

Родители должны дать понять мальчику, что его мужественность не пострадает от того, вымоет посуду, а девочке - что она не перестанет быть женственной, если сумеет вбить в стену гвоздь.

Родителям следует понять, и тогда они смогут это донести до своих детей, что мужчина может жить в согласии со своей женской составляющей, не отказываясь от мужественности, а женщина может быть вполне женственной, принимая свои мужские черты. И никто при этом не утратить (мужской иди женской) привлекательности. И конечно, для всех детей важен навык внимательного, открытого и инициативного общения.

Памятка для родителей при общении с мальчиками и девочками.

    Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

    Никогда не сравнивай мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они такие разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.

    Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы взрослые.

    Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.

    Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

    Старайтесь, давая задание мальчикам, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.

С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

Чтобы поддержать мальчика, скажите: «Задание очень сложное, но ты справишься»

    Чтобы поддержать девочку, скажите: «Задание не очень сложное, ты уже такое делала»

Во-первых, очень важно чтобы между дочерью и мамой (а также папой) были теплые, доверительные отношения. В свою очередь родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.

Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.

Уважать личность дочери, проявляя удовлетворённость её поступками, формировать позитивную самооценку девочки.

У мамы с дочерью должны быть свои "женские секреты": мама должна находить время для разговора с дочерью «по душам». Беседы должны быть регулярными.

Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.

Мама должна привлекать дочь к "женским" домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.

Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, - что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды.

Девочкам требуется больше помощи и ободрения. Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь.

Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят.

Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими!

Папе, общаясь с сыном, следует сдерживать эмоции, стараться разговаривать, не повышая тона, спокойно.

Мальчикам нужно реже ЗАПРЕЩАТЬ, а чаще РАЗРЕШАТЬ что-то дополнительное за хороший поступок.

Мальчикам должны быть естественными проявлять свою эмоциональность (не ругать за слезы).

Мамам нужно больше доверять воспитание сына папе: он ЧУВСТВУЮТ, как нужно воспитывать мужчину.

Формировать в мальчиках чувство ответственности.

Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!

Обязательно должен быть физический, телесный контакт - для повышения самооценки мальчика.

Мама - ЗАБОТИТСЯ, а папа - ФОРМИРУЕТ мужчину.

Задача родителей - проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности.

Итак, мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постарайтесь понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать – зависит только от нас с вами.

Воспитание ребенка – длительный и сложный процесс, состоящий из множества психологических нюансов. Тем не менее, каждая семья стремится вырастить из своего маленького сынишки настоящего мужчину, а в дочке – воспитать женственность. Это и есть гендерное воспитание.

Гендерное воспитание – что это

По своей сути, гендерное воспитание – это формирование у детей понимания об их половой принадлежности, а также об обычных моделях поведения женщин и мужчин. Обычно ребенок начинает осознавать свой пол в возрасте около трех лет. Со временем малыши понимают, что пол постоянен и измениться не может.

Иногда родители не придают особого значения психологическим и физическим отличиям мальчиков и девочек или принципиально их игнорируют. Нередко малышек одевают в брючки и курточки, а ребятам покупают меховые шубки. Поэтому не стоит удивляться, когда окружающие путают пол ребенка.

То же самое касается и поведения детей. В любой детской группе есть бойкие девочки и нерешительные мальчики, так что ребенок хоть и знает, какого он пола, но порой имеет неправильное представление о том, как должны вести себя представители мужского и женского пола.

Нередко это происходит в семьях, в которых слишком авторитарная мама. Дети склонны копировать поведение родителей, и следствием искажения ролей в семье становится неуверенность и мальчиков и девочек. Особенно опасно это для мальчишек, которые становятся боязливыми, нерешительными и могут быть объектом насмешек в компании сверстников.

Гендерное воспитание детей

Теория гендерного воспитания состоит в том, что деткам уже в самом раннем возрасте нужно осознать их разницу по половому признаку. У мальчиков и девочек должны быть разные книги, мультфильмы и игрушки.

Существует определенная классификация детей по гендерному признаку. К какому типу будет ближе ваш малыш, зависит от особенностей его воспитания:


В настоящее время гендерное воспитание детей имеет определенные трудности. С самого рождения ребенка окружают в основном женщины: мамы, бабушки, воспитательницы, школьные учителя. Особенно негативно это сказывается на воспитании мальчиков.

При гендерном воспитании необходимо учитывать особенности каждого пола. Мальчики и девочки по-разному воспринимают любую информацию. Связано это со строением мозга человека: у девочек левое полушарие начинает развиваться раньше, поэтому они быстрее начинают говорить и в детстве лучше логически мыслят. Обычно они предпочитают общаться в небольшом кругу, в то время как мальчики уважают спорт, соревнования и не очень любят оставаться в одиночестве.

Учитывая, что дети по-разному воспринимают информацию, при воспитании девочек лучше опираться на слуховые методы, а мальчиков – на зрительные. Кроме того, у мальчишек движения рук тоже отстают примерно на полтора года. Поэтому играть с малышками лучше на социальные, бытовые темы. С ними можно рисовать, мастерить поделки, тогда как мальчики предпочтут активные занятия.

В воспитании ребенка очень важно учитывать гендерный аспект. К тому же, сейчас различия между полами часто стираются. Женщины порой зарабатывают больше, становятся жесткими, властными, мужчины же становятся ведомыми, предпочитая перекладывать проблемы на плечи жен. Чтобы малыш вырос самостоятельным и развивался соответственно своему полу, необходимо с детства прививать детям знания об их особенностях.

Тем не менее, нелепо требовать от ребенка того, чтобы от на 100% соответствовал вашему идеалу мужчины или женщины. Каждый малыш – это личность, и ваша задача состоит в том, чтобы помочь ему раскрыться, проявить свои лучшие качества.

Существуют диаметрально противоположные точки зрения о том, что такое гендерное воспитание и какие цели и задачи оно преследует. Пока мамские форумы пестрят статьями, требующими срочно надеть на девочку розовое платье, иначе она вырастет недостаточно женственной, педагогическое сообщество, говоря о том же самом, призывает отказаться от фраз типа «настоящие мужчины не плачут». Отсутствие общей точки зрения, а также такие сильные противоречия говорят о том, что в обществе остро стоит проблема стереотипов и происходит переосмысление гендерных ролей.

Что такое гендерные роли?

Есть такая шутка, что пол — это то, что у человека между ног, а гендер — что между ушами. Пол человека формируется ещё в утробе матери, а гендерная идентичность устанавливается в процессе воспитания и социализации. Оказывается, чтобы, по версии общества, быть «настоящей женщиной» или «настоящим мужчиной», недостаточно просто иметь соответствующие половые признаки – важно также обладать определённым набором личностных качеств и привычек, присущих твоей гендерной группе. Склонности, манеры и поведение, которых общество ожидает от «настоящих» мужчин и женщин, и называются гендерными ролями, которые, в свою очередь, диктуют нам набор стереотипов, считающихся в этом обществе сугубо женскими и сугубо мужскими.

Теория гендерного равенства

Во все времена общество обозначало чёткие границы между мужским и женским поведением и функциями, но даже на территории одной страны и среди одного народа понимание сугубо мужских и сугубо женских занятий могло быть разным. В последние тридцать лет на территории стран западной цивилизации укрепилась теория гендерного равенства, благодаря которой западный мир постепенно избавляется от гендерных стереотипов и уравнивает в правах женщин и мужчин. Это прописывается во множестве международных документов, обеспечивая людям одинаковый доступ к социальным и материальным благам, в том числе к образованию и здравоохранению. В основу теории гендерного равенства легли многочисленные исследования, доказывающие, что большинство черт, ранее приписывавшихся определённому полу, на самом деле зависит не столько от физиологических особенностей, сколько от социальной среды, в которой воспитывается личность.

Так, было доказано, что мозг мужчин и женщин действительно имеет определённые (хотя и весьма незначительные) различия, но, например, разницы в аналитических возможностях у мужчин и женщин нет. Более того, было установлено, что гармонично развитая зрелая личность сочетает в себе в равной степени и мужские, и женские черты. К такому выводу в конце XIX века пришёл австрийский психолог Отто Вейнингер. Вскоре после публикации его книги «Пол и характер» были открыты мужские и женские половые гормоны. Тогда учёные обнаружили наличие женских половых гормонов в мужском организме, а мужских — в женском. Именно сочетание половых гормонов и оказывает влияние на внешность и сексуальное поведение человека. Именно из-за разной концентрации гормонов в одном организме мы видим такое разнообразие проявлений «мужских» и «женских» качеств у представителей обоих полов.

Исследования показывают, что ребёнок осознаёт свой физический пол уже в 2-3 года. Но в этом возрасте он ещё не понимает, что это значит. Под влиянием взрослых он учится по одежде, причёске, общему внешнему виду и чертам лица определять пол других людей. К семи годам ребёнок окончательно осознаёт, что физический пол остаётся неизменным, даже если девочка наденет брюки, а мальчик вдруг отпустит длинные волосы.

Формирование же гендерной идентичности, то есть осознание своей гендерной роли в обществе, происходит уже в подростковом возрасте, когда у ребёнка появляется больше шансов познавать себя, свои вкусы и предпочтения, понять, что ему по душе, а что — нет. Этому способствует и половое созревание, сопровождающееся романтическими переживаниями и первыми попытками самостоятельно строить отношения со сверстниками своего пола и противоположного. Именно в этом возрасте человек начинает полуосознанно, под влиянием родителей, школы и общества, но теперь прислушиваясь к своим собственным ощущениям, примерять на себя соответствующую гендерную роль.

Традиционный взгляд на гендерные роли

Согласно традиционному воспитанию к этому возрасту дети знают, что девочки намного спокойнее мальчиков, аккуратнее и прилежнее учатся, имеют склонность к изучению языков и литературе, должны уметь готовить, шить и убирать. Девочки должны быть послушными, отзывчивыми и тихими, ведь они готовятся стать женами, мамами и хранительницами домашнего очага. Мальчишкам же в это время прививают стойкость и независимость, их учат полагаться на собственные силы и добиваться своего. Традиционное общество считает, что мальчикам легче даются точные и естественные науки, а вот проблемы с грамотностью для них вполне нормальны. Однако на практике девочки далеко не всегда хотят быть тихими и чуткими, а мальчишки могут быть весьма посредственными на занятиях физикой.
Традиционный взгляд на гендерные роли запрещает мальчику проявлять эмоции, ведь он «мужчина», а «мужчины не плачут», в то время как девочке, напротив, разрешается быть чувствительной, но её переживания списываются на «женскую природу», и особого значения им не придаётся. Мальчикам легко списывают любые драки и ссоры, зато если девочке доведётся дать сдачи, разразится скандал, имя которому «ты же девочка».

В таком обществе родители стараются развивать у ребёнка те качества и навыки, которые будут общественно приемлемыми. Девочек повсеместно обучают танцам, лепке и вышивке, стараются подтянуть оценки по русскому языку и литературе, не разрешая им заниматься, например, конструированием, программированием или шахматами и сквозь пальцы смотря на «тройку» по алгебре. Если же мальчик вдруг решит, что ему не хочется вечера напролёт проводить, гоняя по полю футбольный мяч, а интереснее было бы, например, рисовать или вышивать крестиком, родители могут и вовсе проигнорировать его желания, ужесточая контроль за посещениями тренировок — со словами «чтобы даже не думал бабскими делами заниматься».

Отказывая ребёнку в доступе к тем занятиям, которые ему интересны, а взамен подсовывая то, что больше соответствует гендерным стереотипам, родители не дают ему возможность развивать его природные способности (ведь неспроста же ему интересна эта область деятельности), учат вынужденной беспомощности, показывая, что жизнь подростка не принадлежит ему самому и за него всё решит кто-то другой, а заодно показывают, что мнение общества («девочки таким не занимаются») важнее его собственных чувств и желаний.

Тут и наступает конфликт внутреннего мира ребёнка с внешним, и провоцирует его родитель — человек, который изначально ассоциируется с заботой и защитой. Теперь ребёнок, безоговорочно доверявший маме и папе, вдруг узнает, что они не всегда будут на его стороне. Исчезает доверительное отношение, и без того достаточно потрёпанное в силу подросткового возраста. Если в семье нет понимания, то любой упрёк в несоответствии гендерным стереотипам из внешнего мира (особенно от сверстников) будет оставлять свой след в психике подростка и приведёт к формированию комплекса неполноценности, который серьёзно помешает ему в дальнейшем. К тому же ребёнок, которому навязывали увлечения, сам никогда не научится понимать, что же ему действительно нужно.

Природа свое возьмет

Главным аргументом против гендерного равенства и в пользу традиционного гендерного воспитания с четко обозначенными женскими и мужскими ролями традиционное общество называет природную необходимость девушки быть нежной и отзывчивой женой и матерью, а мужчины — защищать свою семью и вырывать себе место под солнцем. Если природа создала нас такими, то и воспитывать детей нужно в соответствии с тем, что она им уготовила. Но, позвольте, если природа так мудра и не может ошибаться, почему же она нуждается в подкреплении гендерной роли ещё и воспитанием? Если стереотипы поведения заложены в нас изначально, почему нам необходимо прилагать какие-то дополнительные усилия?

Девочка не сможет стать достойной матерью, если воспитывать в ней независимость и чувство собственного достоинства, а у мальчика не будет шансов защитить себя, если он будет заниматься танцами? Показательным для таких предрассудков можно считать случай из практики американского психотерапевта, наблюдавшего близнецов. В самом младенчестве по врачебной ошибке один из близнецов лишился пениса. Чтобы мальчик не чувствовал себя неполноценным в будущем, родители приняли сложное решение: сменить ребёнку пол. Так Джон превратился в Джоан. Джоан не знала, что родилась мальчиком, родители воспитывали близнецов в соответствии с их гендерными ролями. В подростковом возрасте у Джоан возникли проблемы со своей гендерной идентичностью, она проявляла всё больше качеств, которые чаще ждут от мальчиков, чем от девочек. Со временем родителям пришлось открыть Джоан правду, узнав которую, та решилась на повторную операцию. Теперь Джон женат на девушке и больше не испытывает проблем с гендерным самоопределением.

Природа расставила всё по своим местам, хотя в детстве Джоан играла с куклами и носила платья. Стало быть, не так уж и страшно, если мальчик в детстве будет проявлять чувствительность, а девочка — играть со сверстниками в войнушку, — природа всё равно возьмёт своё, когда придёт время, каких бы взглядов на воспитание мы ни придерживались.

Формирование личности

Рецепт отказа от гендерных стереотипов прост. Чтобы воспитать своего ребёнка достойным членом общества, стоит, в первую очередь, прививать ему общечеловеческие ценности. Например, драться плохо не потому, что «ты девочка», а потому, что цивилизованный человек не решает проблемы с позиции силы. Слёзы нужно сдерживать не только от того, что «мальчики не плачут», да и вовсе их сдерживать не стоит, но вот знать, где и когда ты можешь позволить себе выход таких эмоций, когда стоит перетерпеть, всё-таки необходимо, неважно, мальчик ты или девочка.

Ребёнок вырастет гармоничной личностью, если он будет знать, что, каким бы он ни был, его родители всегда будут на его стороне и поддержат любое его начинание, каким бы безумным оно ни казалось. Доверие в семье — залог формирования сильной и независимой личности, которая сможет преодолеть любые невзгоды и не будет вынуждена пробираться сквозь сложный и болезненный процесс осознания себя и своей уникальности. А фразы «ты же мальчик» и «ты же девочка» лучше выбросить из своего лексикона.

Обращение к отцам на межрегиональной конференции "Трансформация роли отца в условиях формирования осознанного родительства", Уфа, декабрь 2015 года.

Уважаемые мужчины, отцы, гости и участники конференции!

Сегодня мы говорим с вами о гендерном воспитании детей в семье. Для тех людей, которые редко соприкасаются с педагогикой или психологией, словосочетание «гендерное воспитание» замысловато и непонятно. А понятие «осознанное родительство» для многих уже стало привычно. И интерес к нему активно растёт и у мужчин, и у женщин, желающих ладить с детьми и строить отношения в семье на основе любви и взаимопонимания. И одной из основ осознанного родительства является гендерное воспитание в семье.

В российской педагогической науке на стыке XX-XXI столетий появилось новое направление — гендерология, наука, занимающаяся рассмотрением социального взаимодействия между представителями мужского и женского полов, основанных на межполовой социальной предрасположенности.

Понятие «гендер» было заимствовано отечественными исследователями у зарубежных коллег в 1980 году. Современная наука различает термины «пол» и «гендер» (gender). Первое использовалось для обозначения анатомо-физиологических особенностей людей. При помощи этих особенностей все человеческие существа делятся на мужчин и женщин. Но кроме биологических отличий между полами существуют также разделение их социальных ролей, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Для обозначения социального взаимодействия мужчин и женщин и было заимствовано английское слово «гендер».

Ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») — это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.

Он формируется в процессе воспитания личности и включает в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками). Таким образом, гендерное воспитание — это организация воспитания в семье с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе их взросления и полоролевой социализации.

Тема гендерного воспитания становится очень популярной в современном обществе. Это объясняется тем, что социальные роли мужчины и женщины стали стираться, разрушаются традиционные стереотипы мужского и женского поведения. Происходящее стало причиной многих конфликтов в семьях, вызвало непонимание, напряжение в семейных отношениях между мужчинами и женщинами и, соответственно, между родителями и детьми. Женщины зачастую берут на себя мужские обязанности, выполняют функцию мужчины. А некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность исполнять роль главы семьи и постепенно превращаются в «потребителей», возложив все обязанности по воспитанию детей на женские плечи.

Иногда женщины неосознанно стимулируют этот процесс отсутствием доверия к мужчинам. Отсутствие веры в мужчину является причиной многих конфликтов в семье. Я неоднократно в этом убеждалась на практике, в ходе проведения личных консультаций и чувственного практикума . Более того, на практикуме женщины выявили для себя, что недоверие к мужчине является для многих из них большим препятствием в создании счастливой семьи. А если семья уже создана, то неверие может стать причиной развода.

Что же происходит с нашими детьми на этом фоне? Обратимся к выступлению Захаровой И.Н. на семинаре педагогов ДОУ г. Волгограда 17 января 2013 года:

«На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей также вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребёнка , не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности дети не могут самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда была нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность».

Как же так получилось, что мы допустили происходящие с нами и детьми?

Безусловно, сыграли роль исторические события, революции, войны, восстановление жизнедеятельности страны, активное освоение новых территорий, смешение профессий. Но это только видимый, «верхний слой» причин феминизации мужчин и «омужествления» женщин.

Есть более глубокие причины, чем те, которые очевидны для всех. Главной же причиной происходящего является тот факт, что мы «отгородились» от природы. Дело в том, что многие психологические проблемы у человека возникают именно тогда, когда у него нет поддержки от сил Земли . Вследствие этого нарушается мужская или женская природа самого человека. Мы построили большие города, оторвались от природы и перестали себя слышать, чувствовать своё тело, душу в погоне за современными материальными благами. Мы находимся в гонке за машинами, квартирами, возможностями, успехом в обществе, признанием, значимостью, известностью и т.д. Живём в небоскрёбах, практически перестали ходить пешком, и этот список можно продолжать. Мы не только живём в состоянии «унисекс», но и постепенно превращаемся в роботов. Но сколько бы мы ни говорили о проблематике, делу улучшения нашей жизни это не поможет. Когда мы проблему переводим в разряд задачи, то ситуация становится решаемой. Поэтому предлагаю переключить нам сейчас своё внимание с проблем на задачи.

Итак, первая задача: Вернуть связь с природой.

Мы все родились на Земле. И сама Земля часто нам подсказывает, как нам на ней жить.

Устройство природной системы — это пособие по выстраиванию взаимоотношений между людьми, между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми.

Для того, чтобы это увидеть и осознать, нам всего лишь следует внимательно оглядеться в природе, понаблюдать за ней, исследовать её с Любовью, без вторжения, в качестве наблюдателя. Затем перенести в свою человеческую жизнь принципы экосистемы (природного комплекса, образованного живыми организмами, связанными между собой обменом веществ и энергией), синхронизируя себя, своё тело, сознание с ней и её ритмами.

Мы не только отделили себя от природы, но и научно «закопались» в лабораториях, хитросплетениях внутренних психических процессов, вместо того, чтобы шире открыть глаза и посмотреть вокруг. Всё, что нас окружает в природе, есть и внутри нас. Познавая природу Земли, мы познаём и свою человеческую природу. Когда глубоко осознаем, что мы часть природы и неотделимы от неё, нам легко и просто будет выстраивать все социальные и межличностные связи так же, как они существуют в природе.

Самый лучший для меня учебник по психологии — это окружающая природа. Эта абсолютно откровенная и легкодоступная «книга» стала для меня кладезем мудрости и большим подспорьем в оказании психологической помощи людям.

Безусловно, много исследователей изучают природу, но эти знания зачастую научны и очень «далеки от народа». Наука пока разговаривает на своём специфическом языке, непонятном для большого количества людей, хотя она и развёрнута к людям, и очень старается привнести в наше общество блага.

И сейчас нам всем, не только научным деятелям, и мужчинам, и женщинам очень важно о «сложных» вещах научиться говорить просто. Это тоже очень важная задача в построении счастливых отношений в семье.

Следует максимально приблизить гендерологию к жизни. Сделать её понятной и доступной для всех, и для детей в том числе. В школе дети изучают экосистему, её устройство, а родителям важно провести параллель с организацией человеческих отношений. На примере окружающего мира показать, как строятся отношения между полами.

Нам, взрослым, самим важно осознать, что мужчины по своей сути более активны в физическом проявлении, женщины — в психоэмоциональном. Соединяясь вместе, мы образуем гармонию. Своими отношениями мужчина и женщина складывают в единое целое разности. Природа вложила и в мужчин, и женщин свой естественный инструментарий для построения счастливой и бесконфликтной жизни. Она дала нам прекрасные тела, психику, наделила разумом и сознанием. Более того, талант строить доброжелательные отношения друг с другом, с детьми и со всеми людьми на Земле нам тоже подарены природой. Эти способности вложены в нас изначально. Но только далеко не все люди пока осознают эту простую истину. Нам самим следует её постичь и затем передать нашим детям. Это ещё одна важная очередная задача.

Всё, о чём я пишу, основано на многолетней практике психологического консультирования и ведения развивающих тренингов для женщин и чувственных практикумов по раскрытию женственности, улучшению семейных отношений. Всё, что делаю в своей профессии я, и то, что мы реализуем совместно с мужем в творческом взаимодействии с людьми в «Мастерской Счастья», направлено на раскрытие природной мудрости, данной всем от рождения.

И ещё очень важен тот факт, что самой Землёй создаются наикомфортнейшие условия для нас, чтобы мы жили здесь счастливо. Безграничная красота природы, её моря и океаны, горы и равнины, её вкусные угощения фруктами, овощами, злаками, орехами, её богатые недра. Наблюдая за природой, за её процессами, мы познаём устройство жизни на Земле, мы познаём свою природу, мужскую или женскую. Всё устроено на земле так, чтобы человеку здесь жилось хорошо. Да и сама жизнь устроена мудро. Один из главных смыслов жизни человека здесь на Земле — это общение и построение добрых отношений с окружающими людьми. И мы все наделены этим талантом, без исключения. Его просто нужно раскрыть в себе и показать на собственном примере своим детям.

А ведь каждый рождённый на земле ребёнок — это чистое и чувствующее существо. Каждый ребёнок включает в себя всё разнообразие земного мира и безграничность космоса. Но насколько всё это богатство раскроется, распакуется в ребёнке и проявится — это напрямую связано с ролью родителей в его жизни. Вся информация обо всём хранится в ребёнке в виде "скрытых файлов", потенциалов.

Осознанно воспитывая своих детей, мы помогаем им извлекать из своего внутреннего мира жизненно важные файлы. В семье осознанных родителей дети естественным образом познают себя и окружающий мир, перенимая опыт своих родителей. Главное — им не мешать.

Важно родителям в первую очередь смотреть на себя, друг на друга, на собственные проявления, как мужчины и как женщины.

Именно на этот аспект родительства мы обращаем внимание участников чувственного практикума . Хочу обратить и ваше внимание на отношения между мужчиной и женщиной, как на важнейшую задачу в реализации гендерного воспитания в семье.

Образ жизни родителей, их взаимоотношения между собой и окружающими, их поведение, мысли, переживания и поступки — это те условия, в которых ребёнок развивается и раскрывает свои таланты, способности, красоту своего духовного мира. Но так бывает не всегда. Часто маленькое существо попадает в противоречия своего гармонично сложенного природой мира и деструктивного родительства взрослых.

Бывает, вместо того, чтобы поддерживать раскрытие талантов ребёнка в различных областях жизни, родители своим примером демонстрируют, как можно жизнь сократить, заработать болезни, создать себе препятствия. Однажды я наблюдала такую картину: отец с бутылкой пива в руках очень жёстко отчитывал свою дочь за то, что она курит. Дочь не перестала курить, впрочем, как и её отец продолжает по вечерам пить по бутылочке пива. Девочка знает о вреде курения, даже уже падала от этого в обморок, но курить продолжает — по одной, две сигареты в день. Сколько бы отец не внушал своему ребёнку о вреде курения здоровью, его собственный пример нагляднее всяких слов.

Итак, роль родителей в жизни детей — создать условия для естественного проявления мужской или женской природы ребёнка и оказать помощь в максимальном раскрытии потенциалов, вложенных в человеческое существо природой, мужских или женских качеств. И это первозадача осознанных родителей. Когда в семье основное внимание уделяется этой задаче, то все остальные решаются легко. Дети здоровы, с желанием учатся в школе, общительны, социализированы, успешны, счастливы и талантливы.

Решение этой задачи начинается с самовоспитания родителей и с развития женственности в женщине и мужественности в мужчине, с осознания мужчиной и женщиной своих функций в семье, в жизни, своих жизненных задач, смыслов жизни, предназначения, миссии, а также с осознания родителями роли самого ребёнка в семье.

Появление ребёнка в семье — это новый виток в личностном развитии каждого члена семьи, мама раскрывается как женщина, отец — как мужчина.

В момент самих родов в мужчине происходит естественная инициация мужских качеств, а в женщине, соответственно, женских.

А также происходит естественная «распаковка» внутренних потенциалов мужчины и женщины, что в дальнейшем благоприятно влияет на все сферы их жизни, включая физическую, психоэмоциональную, духовную, ментальную или умственную, профессиональную, социальную и т.д.

И это очень важный момент в жизни семьи, именно он влияет на то, как в дальнейшем родители совместно будут воспитывать мальчика или девочку. Если мама чувствует себя женщиной, осознаёт свою женскую функцию, то и в своём ребёнке она будет видеть либо мужчину, либо женщину. Когда мужчина осознаёт свою функцию и свою роль в воспитании ребёнка, то воспитание в такой семье происходит достаточно успешно. Самоосознание себя мужчиной или женщиной — эта та основа, на которой строится гендерное воспитание детей в семье. В момент появления ребёнка в семье, если он прожит глубоко и осознанно родителями,происходит естественная активация гендерного подхода к воспитанию детей в семье.

Приведу пример из практики взаимодействия с осознанными родителями. В одной семье родился мальчик. Родители подошли к рождению очень осознанно, они год готовились к зачатию, женщина вынашивала ребёнка при поддержке мужчины, соответственно, проживали и совместные роды. Отец принял мальчика сам, как было изначально в традициях наших предков.

Роды — это интимный процесс пары, так же, как и зачатие.

Принимая малыша из лона жены, отец пережил целый спектр различных чувств и ощущений, до того момента ему неизвестных. Это была мощнейшая волна, которая нахлынула на него, по ощущениям — это был сильнейший прилив сил, ни с чем не сравнимый. И первое, что он сказал жене: "Мужчина родился". Безусловно, он думал о первой встрече с малышом, но не предполагал, что первое своё обращение к ребёнку начнёт со слова "Мужчина". Это произошло спонтанно, слово само вышло из души отца. Врят ли в это время он подбирал слова умом.

Родители стали более детально изучать основы гендерного воспитания и начали применять его в своей семье. Эта семья пришла к гендерному подходу вроде бы интуитивно, спонтанно, но на самом деле, оно стало естественным продолжением непрерывного процесса саморазвития мужчины и женщины, уже в новых ролях — отца и матери.

Из этого примера мы видим, что природа всё предусмотрела, наша задача её не нарушать, а поддерживать, включая отца в процесс родов . Мы ищем методики, технологии, как ввести правильно, мудро в семью гендерное воспитание. И возвращение в семью совместных естественных родов станет важным этапом вхождения осознанных родителей в процесс гендерного воспитания своих детей. Родители будут проживать важный жизненный процесс объединения семьи, где каждый из них принимает активное участие, при этом выполняя свои мужские или женские функции.

Осознав глубину данной задачи, мы с мужем приняли решение в 2016 году провести ряд чувственных практикумов , где участники смогут перепрожить своё собственное рождение, рождение своих детей и смоделировать будущие естественные роды счастливых и здоровых детей.

Рассмотрим ещё один аспект роли ребёнка в семье. С появлением в семье детей происходит укрепление, улучшение межличностных отношений мамы и папы, как мужчины и женщины. Природа более разумна, чем мы предполагаем. В семье появляется ребёнок именно того пола, который важно укрепить в данное время, в этой конкретной семье. Получается, что ребёнок — это своеобразная группа поддержки для кого-то из родителей . Если в семье родилась девочка, то это значит, что мама в данный момент времени находится на этапе активного раскрытия своей женственности, чем когда -либо. Для мужчины — это тоже великое благо. Дочь, усиливая мать, помогает и мужчине-отцу проявиться в жизни ещё большим творцом-мужчиной и самореализоваться в жизни.

Сейчас для всех уже не секрет, что женщина своим состоянием существенно влияет на реализацию мужа в жизни, на воплощение его замыслов и идей. И роль женщины велика во всех делах мужа. Женщина вкладывает свою энергию, душу во всё, что вершит её муж. Объединяясь, они с дочерью наполняют мужчину Любовью в ещё большем количестве. Взращивание дочери по-женски помогает и самой женщине раскрывать свои женские качества, соответственно женщина транслирует в поле семьи своё новое женское состояние. Принимая свою жену в новом качестве женщины-матери и её преображённую женственность, мужчина-отец соответствующе относится и к своей дочери, создавая самые благоприятные условия для развития женщины в девочке.

Таким образом, появление в семье ребёнка того или иного пола существенно влияет и на саморазвитие родителей.

Новый родившийся ребёнок объединяет род физически — на бытовом уровне в заботе о нём, и энергетически — вокруг ребёнка формируется поле Любви, в котором всем родственникам эмоционально и ментально комфортно. Задача родителей при формировании этого поля включить в него всех близких родственников, старших детей, бабушек и дедушек. В этот момент формируются новые взаимосвязи с предшествующими поколениями и с уже рождёнными детьми. Родителям следует обратить своё внимание на то, как они сами относятся к старшему поколению. Важно поддерживать в бабушках состояние женщины, а в дедушках — мужчины.

Иногда бывает, что в семьях бабушка, придя к этому статусу, становится просто бабушкой, бесполым существом, она — няня, помощница. Состояние женщины в ней стирается. Её главная задача — облегчить жизнь своей дочери или сыну, переняв часть заботы об их ребёнке. То же самое может происходить и с дедушками.

Осознанным родителям важно создать условия, в которых все поколения будут чувствовать, проявлять себя, прежде всего, как мужчины и женщины. Ребёнок естественным образом будет перенимать мужское или женское из среды, где проявлены обе ипостаси. Первостепенно следует обращать своё внимание на межличностные родовые отношения, на то, как все родственники между собой общаются, как они позиционируют себя, свою социальную роль в семейной среде. И это важная задача родителей — окружить ребёнка не просто братьями и сёстрами, бабушками и дедушками, тётями и дядями, а мужчинами и женщинами.

Более того, вспоминая народную мудрость "Бог даст ребёнка, даст и на ребёнка", хочется отметить ещё один важный факт. Когда в семье рождается ребёнок, то начинают раскрываться материальные и финансовые ресурсы семьи. Как правило, у отца появляется новая работа или прибавляется зарплата, открываются новые возможности и т.д., благосостояние семьи начинает расти. Безусловно, максимальный рост доходов происходит в тех семьях, где родители к своей роли относятся осознанно. Но и в тех семьях, где воспитание детей социально традиционное или интуитивное, тоже наблюдается рост достатка. И здесь очень важно, чтобы родители правильно распределили свой вклад в развитие семьи.

Иногда бывает так, что отец, прочувствовав рост финансового прихода в семье, начинает уделять этому вопросу больше своего внимания, как наиболее приоритетному в жизни. Его вдохновляет рост реализованности в материальной сфере, и он воспринимает это, как собственный успех, забывая о включенности в этот процесс всей семьи и непосредственно самого ребёнка. Такая ситуация приводит сначала к напряжению в отношениях между родителями ребёнка, затем к отдалению родителей друг от друга, энергетического, эмоционального спада матери и, соответственно, к болезням ребёнка, так как мать и ребёнок связаны тесно. Ребёнок чувствует состояние матери и перенимает его. Своими болезнями мудрое божественное маленькое существо старается привести семью в гармонию и равновесие, вернуть отца в семью. Мы предполагаем, что обладаем большим опытом жизни на Земле, а получается, что дети наши ещё более мудры, чем мы.

Многие родители воспринимают ребёнка, как данность, как некую человеческую обязанность, традицию продолжения жизни на земле. А так ли это на самом деле?

Предлагаю более детально определиться с тем, кто такой ребёнок, зачем дети рождаются именно в семье. Казалось бы, это самые простые вопросы. И есть различные традиционные, научные, психологические аспекты рассмотрения понятия "ребёнок". Они общеизвестны, и об этом можно прочитать в психологических учебниках, в учёных трудах.

Часто в теоретических выкладках науки мне было трудно найти ответы на многочисленные жизненные вопросы по улучшению взаимодействия с детьми. Даже применение современных прикладных методов психологии, психотерапии не давали желаемый результат до той поры, пока ребёнок воспринимался мной и родителями, как социальный субъект, которому нужно помочь адаптироваться к социальной среде, приспособиться и научиться жить в обществе людей.

Я исследовала вопрос эффективности психологической помощи родителям и детям. И когда вышла на первопричину, моя помощь людям в улучшении отношений с детьми стала более эффективной.

Я увидела, что дети — это не просто продолжение жизни на земле, дети — это формирование новой жизни на Планете Земля . Именно от этого постулата и стоит исходить. Это не они нас не понимают, когда мы их воспитываем, даже применяя современные методы. Это мы не принимаем детей с их большей мудростью, чем у нас.

Вы только вдумайтесь, прочувствуйте в своем сердце, что каждый родившийся ребёнок — это уникальность, новая важная частичка общей картины жизни. С каждым ребёнком на земле проявляется огромное количество энергии. Вы только представьте, сколько задействовано сил в создании, развитии и рождении одного ребёнка. Это колоссальный труд всей безграничной вселенной, звёзд, планет, галактик, нашей солнечной системы. В каждого ребёнка вложена информация о жизни всех предыдущих поколений, весь объём человеческого опыта, который накапливали люди за всё время жизни на Земле.

Мама и папа предоставляют ребёнку тело и возможность проявить новому родившемуся на земле человеку всё то богатство, которое вкладывается в него всеми силами — и физическими, и духовными, и энергетическими, и теми, которые человеческому сознанию даже трудно воспринять в силу нашей ограниченной ментальности. Вы только представьте — соединяются две клеточки, мамина и папина. Начинается ювелирная работа по созданию нового человека, которая не заканчивается с актом рождения, а продолжается на протяжении всей жизни. Вроде бы учёными многие процессы развития человека изучены, но многое остаётся до сих пор тайной, и у учёных объяснений нет. Я преклоняюсь перед мудростью природы, перед её талантом в деле создания человека. Чтобы осознать весь масштаб процесса формирования человеческой жизни на земле, следует обладать сверхсознанием, реальными знаниями устройства вселенной, галактик, солнечной системы и нашей Земли, а не теориями и предположениями.

Я бы очень хотела, чтобы вы на мгновение задумались о том объёме информации, который вложен в ребёнка в момент его появления на Земле. С каждым рождённым ребёнком на Земле проявляется огромный спектр способностей, новых возможностей. Задача родителей осознать тот факт, что их ребёнок — источник безграничной мудрости, талантов и способностей. С этим просто следует согласиться.

А от нас, от родителей, от мужчин и женщин, сейчас важен новый осознанный импульс в создании условий для естественного развития, воспитания детей. Когда мы все глубоко осознаем важность сближения с природой Земли, со своей природой, мужской или женской, объединим наши сердца, умы, сознание и действия, гендерное воспитание в семьях начнёт проявляться, как естественная среда гармоничного развития личности ребёнка. Мы перестанем соревноваться в уме и мудрости со своими детьми, менять их, подстраивать под себя, научимся быть довольными ими, даря Любовь, проявляя к ним уважение, принимая их такими, какие они есть. Вот тогда на Земле точно станет больше счастливых семей и соответственно, счастливых мужчин, женщин и детей.

А моя миссия — проявлять и показывать людям суть происходящих событий и явлений — для меня очень дорога и ценна. И я счастлива, что у меня есть возможность делиться опытом, знаниями со всеми теми людьми, которые идут дорогой Любви, Мира и Радости. Низкий вам поклон, отцы, за всё, что вы делаете для детей и для нас, женщин, за вашу мудрость, Любовь, заботу и поддержку. И благодарю вас всех за то, что вы слушали меня, и, возможно, ваш ум ещё сопротивляется услышанному, но сердце, я это знаю, чувствую, оно откликается. Прислушайтесь к нему, оно точно знает истину.

Также хочу поблагодарить организаторов конференции за их тонкое чувствование жизненно важных процессов нашего общества. Тема отцовства не просто актуальна, сейчас она основополагающее направление в развитии не только института семьи, но и всего человечества.

Гендерное воспитание мальчиков и девочек. Замечали ли вы, что маленькие детки различают, где мальчик, а где девочка в основном по внешним признакам пола? Мой сын никак не мог понять, что длинные волосы есть и у мужчин, а крупная и высокая тетя в брюках - это все-таки тетя, а не дядя. Однако мужчины и женщины различаются не только физиологически, а гендером, который детишки начинают осваивать немного позже.

Что такое гендер?

Термин «гендер» пришел к нам сравнительно недавно, поэтому мало кто четко понимает, что это такое. Слово «гендер» взято из латыни - genus переводится, как «род». Гендер определяет поведение женщин и мужчин с учетом их социальной роли. Если пол относится больше к биологическим особенностям, то гендер основан на совокупности задач, функций и ролей, которые общество ожидает от женщины и мужчины, как в их общественной, так и в личной жизни.

Когда начинать гендерное воспитание?

В принципе, многие родители понимают необходимость гендерного воспитания и проводят его почти с самого рождения крошки. Каким образом?

  1. Своим отношением к ребенку. К мальчикам всегда более строгое отношение, к девочкам - более мягкое, ласковое, им разрешается плакать и капризничать, их больше опекают и оберегают и т.д.
  2. Обучением детей определенному поведению. «Ты же мужчина, перестань плакать.» «Ты же девочка, ты должна быть аккуратной».
  3. Своим примером. Сыновья идентифицируют себя с папой и смотрят, как ведут себя женщины, ориентируясь на поведение мамы. А дочки, соответственно, наоборот.

Конечно, гендерное воспитание, как и любое , в основном проводится в семье. Однако в современном мире грани мужского и женского поведения стали неоправданно стираться. Многие представительницы слабого пола вынуждены вести себя, как им «не положено», а некоторые мужчины расслабляются настолько, что перестают быть настоящим «сильным полом». К тому же количество неполных семей катастрофически растет. А как мальчику можно разобраться в своем гендере, если его мама рвется на два фронта, совмещая «я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик »?

К четырем годам кроха может уже сориентироваться в своем гендере, он осознает, чем он отличается от противоположного пола и немного ориентируется в поведении, которого от него ожидают. Если же к этому возрасту в поведении малыша не проскальзывает его осознание гендера, то стоит задуматься, что не так, и направить свои усилия в эту сторону.

Что включает в себя гендерное воспитание?

В общем, все просто - дочку надо воспитать девочкой, а сыночка - мальчиком. Ошибка некоторых родителей в том, что они считают проявление женских качеств - слабостью, и навязывают дочерям вульгарность, жестокость, эмоциональную нечувствительность, думая, что так им легче будет жить. Но ведь можно просто учить самостоятельности, а не жестокости, умению постоять за себя, а не вульгарности, взращивать высокую самооценку. Ведь все-таки мы — существа разнополые не зря, и исполнять функции, социальные роли другого пола - это как наступать на горло собственной песне. Здесь, конечно, для начала нужно проводить гендерное воспитание родителей.

Как проводить гендерное воспитание?

  • показывать нужную социальную роль и поведение на своем примере;
  • в действиях других людей или героев сказок и адекватных мультфильмов находить необходимые для мужского или женского пола поступки и навыки;
  • направлять кроху к необходимому поведению и закреплять его похвалой;
  • не переусердствовать, не путать гендерные роли и заблуждения или предрассудки: мальчики не плачут, девочки должны уметь стирать, мальчики должны не боятся собак, девочки не играют в футбол и т.д.

Учителям и воспитателям можно применять

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
С чем носить темно-синее пальто: шарф, шапка, обувь Синее прямое пальто с чем носить С чем носить темно-синее пальто: шарф, шапка, обувь Синее прямое пальто с чем носить Пасхальный цыпленок крючком: очаровательный подарок к Пасхе своими руками Пасхальный цыпленок крючком: очаровательный подарок к Пасхе своими руками Ранее развитие дома: занятия с шестимесячным ребенком Ранее развитие дома: занятия с шестимесячным ребенком