Гроза пример верности и измены. Сочинение «Что толкает человека на измену? Причина душевных переживаний и трагедии

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Драма «Гроза», написанная А.Н. Островским в 1859 году, по своему жанру - социально-психологическая драма, но она близка к трагедии. Это доказывает не только трагический финал - самоубийство героини, но и сильнейший накал страстей, классическое противоречие между чувством и долгом в душе Катерины. Как тонкий мастер-психолог, рисует автор глубокие переживания героини, ее страдание, смену настроений. Так же ярко и трогательно рисует он последнее свидание Катерины с Борисом, заставляя читателей сочувствовать героине в той сложной ситуации, в которой она оказалась. Признавшись публично в своем грехе- измене безвольному слабому мужу, не сумевшему понять Катерину и защитить ее от нападок свекрови, - Катерина вызывает на себя шквал упреков и унижений, всеобщее осуждение. Тихону жалко ее, но больше всего жалко ему себя, поэтому он только пьет и жалуется на жизнь. Бориса отсылают на три года «в Тяхту, к китайцам», в контору знакомого купца. Он плачет и только просит не мучить Катерину, но защитить ее не может никто. Героине так тяжело, что она меч-

тает о смерти как о единственном избавлении от страданий, и единственное, что еще могло бы хоть как-то ее утешить - это увидеть Бориса. Любовь к нему осталась в ее сердце. «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!»- это поэтическое причитание Катерины сродни народному фольклору. Словно в ответ на ее призыв «Откликнись!» появляется Борис, услышавший голос героини. Их радость от встречи искренняя и непосредственная, но это, скорее, последняя возможность для Катерины поплакать на груди у любимого человека, и мало в этой встрече радости. Катерина просит прощения у Бориса, что выдала тайну их любви, что не смогла скрывать это в своей душе. Она себя считает во всем виноватой, искренне желая Борису «не тужить» о ней долго. Ей очень тяжело дома, и она бесхитростно рассказывает об этом: свекровь мучает ее, запирает, муж то сердится, то ласков, да «ласка-то его... хуже побоев». Единственная просьба ее к Борису - взять ее с собой. Но Борис так же слаб и безволен, как и Тихон. Завися от дяди материально, он не может его ослушаться: «Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду...» Когда-то он не хотел думать о том, что предстоит им с Катериной: «Ну, что об этом думать, благо нам теперь-то хорошо!» Теперь же он страдает: «Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!» Он беспокоится прежде всего о себе, боится, чтоб их не застали. Осознавая свою слабость, проклиная тех, от кого зависит, он в отчаянии восклицает: «Эх, кабы сила!» В этой сцене Катерина нравственно намного выше Бориса: она готова и к любви, и к самопожертвованию. «Вот теперь тебя видела, этого они у меня не отнимут, а больше мне ничего не надо». Ее внутренний мир гораздо богаче, тоньше, наполнен более сильными чувствами. В самоотверженной любви для героини главное - чтобы не сердился на нее, не проклинал ее Борис, его счастье и душевный покой ей дороже собственного. Поэтому после расставания с ним ей нечего больше ждать от жизни. Борис заподозрил что-то неладное, у него даже появилось предчувствие, что Катерина что-то задумала. Но, попросив, чтоб он подавал по дороге милостыню всем нищим с наказом молиться за ее грешную душу, Катерина настаивает на скорейшем прощании. Уезжает рыдающий Борис, и теперь Катерина остается одна, и ждать ей от жизни больше нечего.

Эта сцена глубже раскрывает внутренний мир обоих героев: слабость, бессилие и себялюбие Бориса и глубокое страдание и самоотверженную любовь Катерины. Раскрывается также нравственное превосходство героини: ясно, что Борис не герой, и прав был Н.А. Добролюбов, утверждая, что полюбила его Катерина больше «на безлюдье». Но, кроме более полного раскрытия характеров героев, эта сцена важна и еще по одной причине: она психологически мотивирует последующее самоубийство Катерины, подготавливая читателя к восприятию дальнейших событий. Все это дает нам основание сделать вывод о важности и значимости сцены в трагедии, а также о ярком мастерстве Островского-драматурга, создавшего многие незабываемые шедевры русского театра.

Проблематикой произведения в литературоведении называют круг проблем, которые так или иначе затрагиваются в тексте. Это может быть один или несколько аспектов, на которых акцентирует внимание автор. В этой работе речь пойдёт о проблемах «Грозы» Островского. А. Н. Островский получил литературное призвание уже после первой опубликованной пьесы. «Бедность не порок», «Бесприданница», « Доходное место» - эти и многие другие произведения посвящены на социально-бытовым темам, однако вопрос о проблематике пьесы «Гроза» нужно рассмотреть отдельно.

Пьеса была неоднозначно воспринята критиками. Добролюбов видел в Катерине надежду на новую жизнь, Ап. Григорьев подметил намечающийся протест против существующих порядков, а Л. Толстой и вовсе не принял пьесу. Фабула «Грозы», на первый взгляд, достаточно проста: всё основано на любовной коллизии. Катерина тайно встречается с молодым человеком, пока её муж уехал в другой город по делам. Не сумев справиться с муками совести, девушка признаётся в измене, после чего бросается в Волгу. Однако за всем этим житейским, бытовым, кроется куда более масштабные вещи, которые грозятся разрастить до масштабов космоса. «Тёмным царством» Добролюбов называет ту обстановку, которая описана в тексте. Атмосфера лжи и предательства. В Калинове люди настолько привыкли к моральной грязи, что их безропотное согласие лишь усугубляет ситуацию. Страшно становится от осознания того, что это не место сделало людей таким, это люди самостоятельно превратили город в некое скопление пороков. И теперь уже «тёмное царство» начинает влиять на жителей. После детального ознакомления с текстом можно заметить насколько широко разработана проблематика произведения «Гроза».

Проблемы в «Грозе» Островского разноплановые, но при этом не имеют иерархии. Каждая отдельно взятая проблема важна сама по себе.

Проблема отцов и детей

Здесь речь идёт не о непонимании, а о тотальном контроле, о патриархальных порядках. В пьесе показана жизнь семьи Кабановых. В то время мнение старшего мужчины в семье было неоспоримым, а жёны и дочери были практически лишены прав. Во главе семьи стоит Марфа Игнатьевна, вдова. Она взяла на себя мужские функции. Это властная и расчётливая женщина. Кабаниха считает, что заботится о своих детях, приказывая им поступать так, как хочет она. Такое поведение привело к вполне логичным последствиям. Её сын, Тихон, слабый и бесхарактерный человек. Мать, кажется, таким и хотела его видеть, ведь в таком случае человеком легче управлять. Тихон боится сказать что-либо, выразить своё мнение; в одной из сцен он признаётся, что своей точки зрения у него и вовсе нет. Тихон не может защитить от истерик и жестокости матери ни себя, ни свою жену. Дочь Кабанихи, Варвара, наоборот, сумела приспособиться к такому образу жизни. Она легко врёт матери, девушка даже сменила замок на калитке в саду, чтобы беспрепятственно ходить на свидания с Кудряшом. Тихон не способен ни на какой бунт, Варвара же в финале пьесы сбегает из родительского дома с возлюбленным.

Проблема самореализации

При разговоре о проблематике «Грозы» нельзя не упомянуть и этот аспект. Проблема реализована в образе Кулигина. Этот изобретатель-самоучка мечтает о том, чтобы сделать что-то полезное для всех жителей города. В его планы входит собрать перпету-мобиле, построить громоотвод, получать электричество. Но всему этому тёмному, полуязыческому миру не нужен ни свет, ни просвещение. Дикой смеётся над планами Кулигина найти честный заработок, открыто издевается над ним. Борис после разговора с Кулигиным понимает, что изобретатель так никогда и не изобретёт ни одной вещи. Возможно, это понимает и сам Кулигин. Его можно было бы назвать наивным, но ведь он знает, какие нравы царят в Калинове, что происходит за закрытыми дверями, что представляют собой те, в чьих руках сосредоточена власть. Кулигин научился жить в этом мире, не потеряв себя. Но он не способен так остро ощущать конфликт между реальностью и мечтами, как это делала Катерина.

Проблема власти

В городе Калинове власть находится не в руках соответствующих органов, а у тех, у кого есть деньги. Доказательством этого служит диалог купца Дикого и городничего. Городничий говорит купцу о том, что на последнего поступают жалобы. На это Савл Прокофьевич отвечает грубо. Дикой не скрывает, что обсчитывает простых мужиков, он говорит об обмане как о нормальном явлении: если купцы друг у друга воруют, то и у обычных жителей воровать можно. В Калинове номинальная власть не решает абсолютно ничего, и это в корне неверно. Ведь получается, что без денег в таком городе просто невозможно прожить. Дикой мнит себя чуть ли не батюшкой-царём, решая кому давать деньги в долг, а кому нет. «Так что знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю» - так отвечает Дикой Кулигину.

Проблема любви

В «Грозе» проблема любви реализуется в парах Катерина - Тихон и Катерина - Борис. Девушка вынуждена жить со своим мужем, хоть никаких чувств кроме жалости она к нему не испытывает. Катя бросается из крайности в крайность: она думает между вариантом остаться с мужем и научиться его любить или уйти от Тихона. Чувства к Борису у Кати вспыхивают мгновенно. Эта страсть толкает девушку на решительный шаг: Катя идёт наперекор общественному мнению и христианской морали. Её чувства оказались взаимны, но для Бориса эта любовь значила гораздо меньше. Катя полагал, что Борис так же, как она, не способен жить в застывшем городе и лгать ради выгоды. Катерина часто сравнивала себя с птицей, ей хотелось улететь, вырваться из той метафорической клетки, а в Борисе Катя увидела тот воздух, ту свободу, которой ей так не хватало. К сожалению, девушка ошиблась в Борисе. Молодой человек оказался таким же, как и жители Калинова. Он хотел наладить отношения с Диким ради получения денег, говорил с Варварой о том, что чувства к Кате лучше сохранять втайне как можно дольше.

Конфликт старого и нового

Речь идёт о сопротивлении патриархального уклада жизни с новым порядком, который предполагает равенство и свободу. Эта тему была очень актуальной. Напомним, что пьеса была написана в 1859 году, а крепостное рабство отменено в 1861. Социальные противоречия достигали своего апогея. Автор хотел показать к чему может привести отсутствие реформ и решительных действий. Подтверждением тому являются финальные слова Тихона. «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» В таком мире живые завидуют мёртвым.

Сильней всего это противоречие отразилось на главной героине пьесы. Катерина не может понять, как можно жить во лжи и животном смирении. Девушка задыхалась в той атмосфере, которая создавалась жителями Калинова долгое время. Она честна и чиста, поэтому единственное её желание было так мало и так велико одновременно. Катя просто хотела быть собой, жить так, как её воспитали. Катерина видит, что всё совсем не так, как она представляла себе до замужества. Она даже не может позволить себе искренний порыв - обнять мужа - Кабаниха контролировала и пресекала любые попытки Кати быть искренней. Варвара поддерживает Катю, но не может её понять. Катерина остаётся одна в этом мире обмана и грязи. Девушка не смогла вынести такого давления, она находит спасение в смерти. Смерть освобождает Катю от бремени земной жизни, превращая её душу в нечто лёгкое, способное улететь из «тёмного царства».

Можно сделать вывод о том, что проблемы в драме «Гроза» затронуты значительные и актуальные и по сегодняшний день. Это нерешённые вопросы человеческого бытия, которые будут волновать человека во все времена. Именно благодаря такой постановке вопроса пьесу «Гроза» можно назвать произведением вне времени.

Тест по произведению

Проблеме верности и измены посвящены многие произведения А.С. Пушкина. Так, рассказывается о предательстве гетмана Украины Мазепы. Он восстаёт против власти России и лично Петра I и идёт на союз с королём Швеции – Карлом XII . Причина измены Отечеству и ненависти Мазепы к русскому царю – оскорбление, некогда нанесённое Петром Мазепе. Царь за дерзко сказанное слово схватил гетмана за усы. Изменнику после разгрома шведских войск под Полтавой пришлось постыдно бежать.

также поднимается проблема верности и измены, которая тесно связана с главной проблемой произведения – честь и бесчестие. Верность здесь можно рассматривать как в личном аспекте, так и в социальном. Так, главный герой произведения – Пётр Гринёв – отказывается присягать на верность бунтовщику Емельяну Пугачеву и готов принять смерть, говоря, что уже присягал матушке-императрице. Не таков его противник и бывший товарищ по службе в Белогорской крепости – Алексей Швабрин. Этот герой с легкостью отказывается от офицерской шпаги и переходит в подчинение Пугачева.

Пётр Гринёв верен своей любви к Маше Мироновой: пообещав девушке жениться на ней, он не смиряется с запретом своих родителей, отказывавшим влюблённым в благословении. Героя также не останавливает пленение Маши Швабриным, который командует теперь Белогорской крепостью и удерживает дочь своего бывшего начальника, насильно склоняя её к замужеству с ним. Гринёв не оступается от решения вызволить Машу из рук Швабрина и едет в крепость, несмотря на то что начальник Оренбургского гарнизона отказывает герою в военной поддержке. Пётр едет за помощью к Пугачёву, рассказывая ему о самоуправстве своего бывшего товарища.

Маша Миронова так же верна своей любви, она прямо заявляет, что для неё лучше умереть, чем выйти замуж за нелюбимого.

Изменником присяги оказался и герой

Младший сын Тараса – Андрий – из-за любви к польской панночке предаёт своих товарищей и Родину:

говорит он панночке, когда тайно приходит к ней в осаждённый казаками город. Тарас Бульба не в силах перенести подобного унижения. Он не может простить сына за измену и в одном из боев, где Андрий сражается на стороне поляков, заманивает его в лес и убивает. В отличие от Андрия, старший сын Тараса – Остап, попав в плен к полякам, не склоняет головы перед врагом. Его пытают, но ни один стон не вырывается из его груди; после страшных пыток Остапа казнят.

проблема верности и измены также важнейшая. Испугавшись «мненья света», боясь потерять свою репутацию, Онегин не идёт на примирение с Ленским, изменяет их дружеским отношениям. Хотя избежать дуэли было так просто. Сам главный герой понимал, что небольшая ложь Владимира о том, что на именинах у Татьяны будет лишь тесный семейный круг, чтобы заставить его, Онегина, принять приглашение, и дальнейший флирт «в отместку» с невестой Ленского – Ольгой, повод для поединка несущественный. Да и Владимир уже на следующее утро после именин, заехав повидаться перед дуэлью с Ольгой и увидев её радость и счастье от встречи с ним, осознаёт, что для неё вчерашние танцы и разговоры с Онегиным не более, чем развлечение.

Примером истинной верности в этом произведении становится главная героиня – Татьяна Ларина. Она влюбляется в Онегина с первого взгляда и сохраняет это чувство и после того, как понимает, что её возлюбленный вовсе не тот романтический герой, каким ей его нарисовала воображение. Даже выйдя замуж за дальнего родственника Онегина – знаменитого генерала, в душе она продолжает хранить верность своей первой любви. Несмотря на это, Татьяна отказывает Евгению во взаимных чувствах, когда тот возвращается в Россию после нескольких лет странствий и влюбляется в преображённую Татьяну. Она с горечью и гордостью отвечает ему:

Верен своим чувствам и

Алексей Берестов влюбляется в крестьянскую девушку Акулину, за которую выдаёт себя Лиза Муромская, дочка соседа Берестовых – дворянина Григория Ивановича Муромского. Из-за глупой вражды между Берестовым и Муромским их дети никогда друг друга не видели. Всё это и позволило случиться истории, которую так увлекательно рассказывает Пушкин. Алексей Берестов настолько влюбляется в Лизу-Акулину, что намеревается соединиться с ней на всю жизнь, дать ей образование и, как говорится, умереть в один день. Он понимает, что никогда не получит благословения отца на этот неравный брак и, следовательно, наверняка лишится наследства, но это не останавливает молодого человека, готового в своих чувствах идти до конца.

из-за зависти и ревности идёт на предательство Печорина, так как тот оказался счастливее его в любви. В Печорина влюбляется княжна Мери Лиговская, которая прежде симпатизировала Грушницкому, имевшему на девушку свои планы. Лишённый великодушия, Грушницкий не может простить Печорину своего поражения и решается на подлый шаг – бесчестную дуэль. Он клевещет на Печорина, обвиняя того в близких отношениях с княжной Мери, а во время поединка предлагает бывшему приятелю пистолет, заряженный холостыми патронами.

Примером истинной верности может служить отношение Дмитрия Разумихина – одного из героев

к своему другу – главному герою произведения Родиону Раскольникову. Именно Разумихин поддерживает Раскольникова, когда тот мечется в страшным муках, пытаясь избежать задуманного им убийства старухи процентщицы. Дмитрий ничего не знает о планах Раскольникова, но видит, что тот находится в бедственном положении, поэтому, не раздумывая, предлагает ему своих учеников, чтобы дать возможность подзаработать. Именно Разумихин находит Раскольникова уже после совершения преступления, когда тот лежит в бреду в своей комнатке, похожей на гроб. Именно он вызывает врача и потом буквально кормит главного героя с ложки. Разумихин же заботится о матери и сестре Раскольникова, когда те приезжают в Петербург. Позднее, когда Раскольникова приговорят к каторге, Дмитрий, к тому времени женившийся на сестре Родиона Дуне, принимает решение за четыре года скопить первоначальный капитал и отправиться в Сибирь, поближе к острогу Раскольникова.

помолвленная с Андреем Болконским, поддаётся страсти, вспыхнувшей в ней при встрече с Анатолем Курагиным. Она тоскует по Болконском, который оставил её, чтобы поехать на лечение за границу, но порочная красота Курагина заставляет девушку на время забыть о женихе. Наташа думает, что её чувства к Анатолю настоящие, а главное – взаимные, она отказывается верить упорным слухам о непорядочности и распутстве Курагина. Девушка даже решается на побег с ним. К счастью, побег не состоялся. Но Наташе пришлось горько разочароваться в Анатоле. Она понимает, как больно сделала и Андрею, и своей семье, какой позор она навлекла на всех них. Осознание своей неправоты заставляют девушку обратиться к Богу, она раскаивается и горячо молится о прощении. В конце романа мы видим, как умирающий Болконский прощает Наташу за её поступок, когда девушка приходит к нему и говорит, что знает, какая она была «нехорошая», но теперь она изменилась.

Не такова другая героиня романа – Элен Курагина. Подобно своему брату Анатолю, она порочна и корыстна. Не особо скрываясь от мужа – Пьера Безухова, она окружает себя фаворитами. Пьер узнаёт об этом и оставляет Элен, но женщину это мало заботит. Главное, чтобы муж не переставал оплачивать её счета. Впоследствии она решает любыми путями развестись с Пьером. Именно в это время Элен встречается с двумя мужчинами и мучительно пытается выбрать между ними, мечтая о том, чтобы можно было выйти замуж сразу за двоих.

мы видим, как хранит верность первой и единственной любви героиня Надежда. Совсем юной, она, служившая при господах в доме, влюбилась в молодого барина – Николая Алексеевича. По словам Надежды, она отдала ему всю «свою молодость, свою горячку», да так и осталась ни с чем. Молодой барин бросил её, женился на девушке из своего круга. Встретившись случайно через тридцать лет на постоялом дворе, который держала Надежда, полковник Николай Алексеевич, вспоминает, как прелестна была девушка в молодости. Он просит прощения у Надежды за свой поступок тридцатилетней давности, целует ей руки и признается, что никогда в жизни счастлив не был. Уезжая, он думает, что действительно именно Надежда подарила ему не просто лучшие, но поистине волшебные мгновения жизни, но тут же предаёт свои воспоминания. «Вздор!» – думает герой. «Что бы мы делали, если бы я тогда её не бросил?». Ведомый социальными предрассудками и собственным эгоизмом, Николай Алексеевич не может представить себя Надежду матерью его детей и хозяйкой его дома.

Хранит верность первой любви и другая героиня Бунина

Проводив жениха на войну, вскоре она узнаёт о его смерти. И много ещё всякого было в её жизни после их последнего свидания: тяготы революционного времени, смерть родителей, замужество, отъезд из революционной России, скитания по Европе, зарабатывание на хлеб тяжёлым трудом. Но и по истечении стольких лет, где осталось, казалось, всего так много и разно, уже состарившаяся героиня задаётся вопросом: «А что же было в моей жизни? И отвечает себе: «Только тот холодный осенний вечер». Вся жизнь вместилась в один день – день, когда была молода и влюблена.

Сергей Иванович Тальберг предаёт жену Елену и бросает её в городе, который вот-вот захватят войска Петлюры, а сам бежит в Германию, где вскоре женится на другой женщине.

Маргарита остаётся верной Мастеру даже тогда, когда тот бесследно исчезает. Она делает всё, чтобы разыскать любимого и спасти его и его детище – роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри. Маргарита идёт даже то, что соглашается продать душу дьяволу. Ведь для неё вечное блаженство на небесах – ничто без того, кого она ждала всю жизнь, кого искала когда-то с жёлтыми цветами в руках. И верность женщины вознаграждена: Мастер найден, а его роман возрождён из пепла. И даже поступок Маргариты – продажа собственной души – прощается. Ведь сделано это было не ради эфемерных вещей вроде денег, славы или вечной молодости. Она пожертвовала душой ради спасения другого человека, а это важное обстоятельство для прощения.

Изменника Родины мы видим

Попав в плен к фашистам вместе со своим напарником Сотниковым, партизан Рыбак становится предателем. Видя окровавленные руки товарища, которого приволокли в подвал после пыток, Рыбак думает, что так просто он не дастся… На допросе он отвечает толково, хитро и старается понравиться полицаю. На следующий день Сотникова, Рыбака и ещё несколько крестьян, укрывавших их, ведут на казнь. Сотников пытается спасти товарища и кричит, что это он убил полицая, а Рыбак здесь ни при чём, оказавшись рядом случайно. Но это не трогает прислужников фашистов – местных полицаев. Видя, что жизнь его обречена, Рыбак падает в ноги к немцам и соглашается сотрудничать. Чурбак из-под Сотникова пришлось выбивать ему: немцам было нужно проверить Рыбака «в деле», «связать ему руку» кровью русского партизана. После этого герой ещё надеется сбежать, но, вглядевшись в полные ненависти глаза мужика-крестьянина, видевшего казнь, понимает, что после совершённого бежать ему некуда…

главный герой – Саня Григорьев является олицетворением верности – верности слову, идее, любви. Так, он не отказывается от мысли доказать свою правоту насчёт того, что полярную экспедицию капитана Татаринова погубил его родной брат – Николай Антонович Татаринов, а сам капитан Татаринов сделал большое географическое открытие. Будучи ещё совсем мальчишкой, он не боится гнева Николая Антоновича. Санька верен и своей любви к Кате Татариновой, нося это чувство в сердце всю жизнь. В свою очередь и Катя преданна Сане. Так, она отказывается верить в то, что её муж погиб во время бомбёжки санитарного поездка и отвергает помощь вечного врага Григорьева – Михаила Ромашова, принёсшего Кате страшную весть. ⁠ « Верность и измена »

«Гроза». Это молодая женщина, ещё не имеющая детей и живущая в доме свекрови, где, помимо них с мужем Тихоном, живёт ещё и незамужняя сестра Тихона, Варвара. Катерина уже какое-то время влюблена в Бориса, живущего в доме Дикого, – осиротевшего его племянника.

Пока муж находится рядом, она мечтает о Борисе тайком, но после его отъезда Катерина начинает встречаться с молодым человеком и вступает с ним в любовную связь, при пособничестве невестки, которой связь Катерины даже выгодна.

Основной конфликт в романе – это противостояние Катерины и её свекрови, матери Тихона, Кабанихи. Жизнь в городе Калинове – глубокое болото, которое все глубже и глубже засасывает. «Старые понятия» довлеют надо всем. Что бы ни сделали «старшие», им всё должно спустить с рук, вольномыслия здесь не потерпят, «барство дикое» здесь чувствует себя, как рыба в воде.

Свекровь испытывает ревность к молодой привлекательной невестке, чувствуя, что с женитьбой сына, её власть над ним держится только на постоянных упрёках и моральном давлении. В невестке, несмотря на её зависимое положение, Кабаниха чувствует сильного противника, цельную и не поддающуюся её самодурскому гнету натуру.

Катерина не испытывает к ней должного почтения, не трепещет и не глядит Кабанихе в рот, ловя её каждое слово. Она не разыгрывает печали, когда муж уезжает, она не пытается быть полезной свекрови, чтобы заслужить благосклонный кивок – она другая, её натура сопротивляется давлению.

Катерина – верующая женщина, и для нее грех – это преступление, которое она не может утаить. В доме родителей она жила так, как хотела, и делала то, что ей нравилось: сажала цветы, истово молилась в церкви, испытывая чувство просветления, с любопытством слушала рассказы странниц. Её всегда любили, и характер у нее выработался сильный, своевольный, она не терпела никакой несправедливости и не могла лгать и лавировать.

У свекрови же, однако, её ожидают постоянные несправедливые попрёки. Она виновна в том, что Тихон не проявляет, как прежде, должного почтения к матери, да и от жены его не требует. Кабаниха попрекает сына тем, что он не ценит страдания матери во имя него. Власть самодурши ускользает из рук прямо на глазах.

Измена невестки, в которой впечатлительная Катерина призналась прилюдно – это повод Кабанихи ликовать и повторять:

«А я же говорила! А никто меня не слушал!»

Все грехи и прегрешения оттого, что воспринимая новые веяния, не слушают старших. Мирок, в котором старшая Кабанова живёт, вполне её устраивает: власть над домашними и в городе, богатство, жёсткое моральное давление над домашними. Это жизнь Кабанихи, так жили её родители, и их родители – и это не менялось.

Пока девушка молода, она делает то, что хочет, зато выйдя замуж, она как умирает для мира, появляясь с домашними только на базаре и в церкви, да изредка в людных местах. Вот и Катерина, придя в дом мужа после вольной и счастливой молодости, тоже должна была символически умереть, но не смогла.

То же ощущение чуда, что вот-вот нагрянет, ожидание неизвестного, желание влететь и воспарить, что было с ней с её вольной юности, никуда не пропало, и взрыв все равно бы произошёл. Пусть не связью с Борисом, но Катерина бы все равно бросила вызов тому миру, в который пришла после замужества.

Катерине было бы легче, люби она мужа. Но каждый день наблюдая, как Тихон беспощадно подавляется свекровью, она растеряла и чувства, и даже остатки уважения к нему. Она его жалела, время от времени подбадривая, и даже не сильно обижаясь, когда униженный матерью Тихон вымещает на ней свою обиду.

Борис кажется ей другим, хотя он находится из-за сестры в таком же униженном положении, как и Тихон. Поскольку Катерина видит его мельком, она не может оценить его душевных качеств. А когда две недели любовного дурмана развеиваются с приездом мужа, она слишком занята душевными терзаниями и своей виной, чтобы понять, что его положение не лучше положения Тихона. Борис, все ещё цепляясь за слабую надежду, что ему что-то достанется из состояния бабушки, вынужден уехать. Он не зовёт с собой Катерину, на это его душевных сил не хватает, и он уходит со слезами:

«Эх, кабы сила!»

Выхода у Катерины нет. Невестка бежала, муж сломлен, любовник уезжает. Она остаётся во власти Кабанихи, и понимает, что та теперь не спустит провинившейся невестке ничего… если уж и раньше бранила её ни за что. Дальше – это медленная смерть, ни дня без попрёков, слабый муж и нет никакой возможности видеть Бориса. И верующая Катерина предпочитает всему этому страшный смертный грех – самоубийство – как освобождение от мук земных.

Она осознает, что её порыв страшен, но для нее даже предпочтительнее кара за грех, чем жизнь в одном доме с Кабанихой до своей физической смерти – духовная уже произошла.

Цельная и вольнолюбивая натура никогда не сможет выдержать давления и глумления.

Катерина могла бы бежать, но не с кем было. Потому – самоубийство, быстрая смерть вместо медленной. Свой побег из царства «самодуров русской жизни» она всё-таки совершила.


В пьесе А. Островского представлена жизнь города Калинова, "сборного города", который опутан существующими на каждый случай правилами и порядками. Большинство героев А. Островского следуют представлениям замкнутого калиновского мира, даже когда пытаются изменить его законам. В образах Бориса, Варвары, Кудряша автору удается показать тонкую грань между верностью и изменой: истинная вера в домостроевские порядки города Калинова давно утрачена, а патриархальный мир держится на лицемерной верности, формальном соблюдении прежних правил.

Писатель ярко описывает формализованные человеческие отношения, в которых никого на самом деле не заботит человечность, нравственность, глубина личности. Например, любовь при расставании с мужем надо проявлять по строгим правилам: не бросаться на шею, а кланяться, а потом выть на крыльце, демонстрируя соседям свое горе. Следовательно, следующие калиновским порядкам герои изменяют искренности, внутренней чистоте, сохраняя лицемерную верность общепринятым законам.

Своеобразной хранительницей патриархального мира в пьесе выступает Кабаниха. Автор вводит в повествование несколько сцен, в которых Кабаниха уличает домашних в несоблюдении старинного уклада, которому она беспрекословно следует.

Вера героини безгранична и очень строга, все силы она искренне вкладывает в удержание и отстаивание правил города Калинова; при этом внутреннее наполнение и сущность законов, очевидно, теряются в церемониальном отношении женщины.

В образе главной героини пьесы раскрывается вопрос о верности самому себе и своим представлениям. А. Островскому удается описать главную черту характера девушки в первой её фразе: "Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю" - можно сразу отметить, что героиня обладает цельным характером, искренностью, верностью собственным впечатлениям и способу восприятия мира. Катерина сохраняет и безграничную веру христианским правилам, но, в отличие от Кабанихи, религия является потребностью живой души, осмысляется и глубоко переживается в душе девушки.

А. Островский описывает жизнь Катерины в Калинове как постоянную попытку приспособиться, изменить саму себя в угоду правилам семьи, в которой она оказалась. Молитва для искренне верующей героини становится постылой обязанностью. Катерина пытается полюбить Тихона, построить с ним жизнь, но этому мешает живой внутренний протест против формализма и повседневной жестокости. Таким образом, героиня сохраняет верность собственным чувствам и взглядам даже в условиях общества, которое требует от неё подчинения воли.

В Катерине возникает чувство любви, но не к мужу, а к другому мужчине, которое воспринимается как нечто греховное: внутреннее стремление к свободе чувств сталкивается с верностью нравственным нормам и христианским заветам. Катерина идёт на нарушение одного из главных нравственных правил - верности мужу и семье, изменяет своей внутренней чистоте, безгрешности, искренности.

В пьесе Катерина сталкивается с изменой мужчин, которые её окружают. Мягкое, жалостливое отношение Тихона к жене воспринимается в глазах Катерины как недостаток, измена старинным порядкам и правилам. Тихон не отвечает представлениям Катерины о том, каким должен быть настоящий муж: он не может помочь, не может наказать, а в сцене отъезда он оставляет Катерину одну с её грешной страстью, чем рушит все надежды отчаявшейся девушки найти опору в любви мужа. Другой мужчина, Борис, тоже покидает Катерину в царстве черствых и лицемерных людей. Но реакция Катерины на предательство Бориса изображена писателем иначе, чем в сцене отъезда Тихона: она не злится, не бранит Бориса, а тихо и нежно прощается с ним, предчувствуя свой близкий конец и принимая внутреннее наказание за совершенный грех.

Измена мужу по задумке писателя мыслится как измена самой себе, и понимание греховности, вины за содеянное мучает Катерину. А. Островский вводит важную сцену признания Катерины перед Тихоном и Кабанихой, которое вызвано глубокими душевными терзаниями девушки и ощущением вины. Осознание измены страшно и мучительно для Катерины: она не видит иной возможности прощения и духовного очищения, кроме смерти. В дальнейшем героиня А. Островского берет на себя еще более тяжкий c точки зрения христианства грех - самоубийство. Таким образом, измена мужу, которая мыслится как измена собственным представлениям, нравственным ценностям и духовным идеалам, становится истоком душевной катастрофы Катерины. Писатель ярко иллюстрирует то, как человек, изменивший себе и окружающим, теряет внутреннее равновесие и спокойствие, переживает тяжелые внутренние страдания на пути измены.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Как избежать трещин во время кормления грудью? Как избежать трещин во время кормления грудью?