Общение в стационаре с детьми и их родителями. Селезнев С.Б. "Особенности общения медицинского персонала с больными различного профиля (по материалам лекций для студентов медицинских и социальных вузов)"

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Психология общения с родителями на педиатрическом приеме

Медицинская психология, в своей теории затронув отдельные аспекты взаимодействия врача и пациента, не освещает важных моментов о грамотных способах построения контакта. Здесь особую ценность приобретает т.н. психологическая компетентность врача – интегральная характеристика собственной личности специалиста, включающая свободную и осознанную активность (по Адлеру), опыт и мудрость (Фрейд), умение выстраивать зрелые межличностные отношения (К. Роджерс). Достижение компетенции как способности брать на себя ответственность за решение определенного круга вопросов во взаимодействии с пациентом – во многом вопрос личной мотивации самого врача, однако общий уровень психологической компетентности персонала влияет на качество всей системы медицинского обслуживания.

Большинство современных исследователей вопросы обращения с больными предлагают рассматривать в качестве прикладной отрасли психотерапии. Однако важно понимать, что психотерапевтические навыки требуют не просто особенной компетенции врача, но и предусматривают обладание им особенными человеческими качествами. Желание постигнуть глубинную методологию психотерапии зачастую справедливо отсутствует у медицинского специалиста узкого профиля.

При этом существует целый ряд психологических приемов эффективного общения , освоение которых доступно любому. Результатом применения этих приемов будет снижение конфликтности (а конфликты с врачом – неизменный спутник медицинской отрасли), повышение эффективности самого врачебного приема, и – как следствие - удовлетворенности специалиста от своей работы.

В простой системе врач-пациент применимы общие навыки эффективной коммуникации, однако в усложненной, педиатрической схеме врач-родитель-ребенок взаимодействие протекает по специфичным законам, имеет выраженные особенности, что требует от врача совершенно особой компетенции.

Формально пациентом на приеме педиатра выступает ребенок, однако по сути коммуникация врача происходит со взрослым, который (особенно на ранних порах, в довербальный период развития малыша) выступает как идентифицированный пациент . Таким образом, родитель в такой ситуации принимает на себя несколько ролей: пациента, посредника и ответственного взрослого, который отвечает за правильность выполнения всех медицинских предписаний, любых назначенных манипуляций. Такой широкий круг ролей с одной стороны осваивается родителем естественным образом уже с появлением ребенка, с другой – вызывает тревожные переживания в связи с новизной и сомнением в правильности их выполнения. Сложное ролевое сочетание – не единственный фактор возникновения тревоги, зачастую мешающей установлению контакта с врачом. В первые годы жизни, когда маленький человек еще не владеет способами точного словесного выражения собственных ощущений, его транслятором становится родитель. Точность такого «перевода» будет зависеть от нескольких факторов: особенностей личного склада взрослого, его психологического состояния, качества его контакта с ребенком.

Особенность компетенции педиатра заключается в способности быстрого «считывания» всех этих факторов одновременно, потому что именно с установления контакта с родителем начинается грамотный педиатрический прием. В случае отсутствия взаимопонимания между педиатром и родителем, недоверия взрослого к врачу не происходит формирования т.н. «комплаентности» (от англ. сompliance – уступчивость) – явления правильного выполнения врачебных рекомендаций и фармакологических назначений. Здесь знания в области практической психологии и системного семейного подхода должны найти сочетание с личными навыками эмпатии, тонкой наблюдательности.

Одним из главных и первичных факторов успешной коммуникации на педиатрическом приеме должно стать снижение тревожности родителя. Наиболее действенными будут прежде всего слова поддержки в его адрес, уверения в достаточно хорошей компетенции его как взрослого. Необходимо, даже если времени не так много, выслушать его рассказ о тех действиях, которые он предпринимает ради здоровья малыша; неизбежная критика от врача должна быть конструктивной, с указанием других эффективных способов помощи и обязательно сочетаться со словами поддержки по поводу грамотных решений, примененных способов помощи.

Сегодня, в век доступности информации даже по узкоспециализированным темам, врачам часто приходится сталкиваться с начитанными, «всезнающими» пациентами. Неравнодушный родитель, особенно молодой, при возникновении волнующих явлений в состоянии ребенка, стремится незамедлительно обратиться к разнообразным источникам: от интернета до знахарки. Информация, полученная таким хаотичным образом, помимо прочего зачастую содержит противоречивые данные, грешит гипертрофированностью угроз, что приводит к повышению общего тревожного фона. В таких случаях педиатр должен проявить некоторую долю авторитаризма, которая послужит укреплению медицинского авторитета. Очевидно, что авторитет должен быть основан прежде всего на высокой профессиональной компетенции, однако врачу необходимо развивать также навык доброжелательной убедительности.

В условиях строгого ограничения отведенного времени на прием педиатру необходимо не только провести необходимое обследование ребенка, но и предоставить родителю информацию, наиболее точно отражающую его результаты и имеющую при этом практическую ценность. Для того, чтобы эта информация была правильно услышана, она должна быть: во-первых, структурированной и не содержать противоречий; во-вторых, сформулирована на понятном родителю языке; в-третьих – содержать в себе элементы «человечности»: искреннего выражения не только своих опасений, но и позитивных прогнозов.

Общеизвестно, что эффективная коммуникация возможна только при обоюдном настрое на конструктивное взаимодействие. И если взрослый, самостоятельно выступая пациентом, чаще всего действительно желает помощи и готов ее принимать, то в случае «представителя» не всегда проявляет себя так осознанно, его поведение может быть конфликтным, противоречивым. Краеугольным камнем здесь служит характер его личных отношений с ребенком. Наблюдательный педиатр по разнообразным поведенческим проявлениям, а также по вербальной информации, которую он получает от родителя на приеме, должен уметь определить стиль родительского поведения . Признаки адекватного стиля - адекватное эмоциональное сопровождения ребенка, ориентация на его состояние, раннее развитие родительской компетентности; тревожного стиля – усиленное внимание к негативным сторонам поведения ребенка и своего состояния, поздно появившаяся родительская компетентность, неуверенность взрослого в себе, ярко проявляющиеся опасения за развитие ребенка; эмоционально отстраненного – игнорирующий характер эмоционального сопровождения, отношение к ребенку как к объекту, ориентация на приучение к режиму, на знания о развитии ребенка и мнения других, претензии к особенностям ребенка и жалобы на необходимость отдавать ему все силы, нехваткой времени на себя, неудовлетворенность условиями, отношением других; амбивалентного - резкая конфронтация ценности ребенка, противоположные тенденции в сопровождении отрицательных и положительных состояний ребенка, конфликт между своим состоянием и необходимостью подчиняться мнению других, неудовлетворенность собой, отношением других к ребенку и себе, осуждение себя наряду с оправданием; аффективно отвергающего – низкая или отрицательная ценность ребенка, сочетание игнорирования и агрессии в эмоциональном сопровождении ребенка, низкая родительская компетентность и некачественное удовлетворение потребностей ребенка. Большинство классиков системного семейного подхода считает соматические нарушения ребенка симптомами разлада в межличностных отношениях внутри семьи, особое внимание уделяется отношениям ребенка с матерью. Знание о стиле материнского отношения к ребенку будет способствовать формированию объемной терапевтической картины, поможет дополнить набор практических рекомендаций и в большой степени обусловит поведение самого педиатра с присутствующими на приеме. В задачи педиатра не входит коррекция стиля, который часто обуславливает возникновение определенных проблем со здоровьем ребенка, однако важно понимать, что вышеперечисленные рекомендации по установлению успешного контакта с родителем должны корректироваться под каждый конкретный пример. В каждом из них, даже в случаях возникновения антипатии к родителю, возмущения его поступками или словами, важно занимать не оценивающую или осуждающую, но поддерживающую позицию.

ТЕМА: «Психология больного ребенка»

Работа с детьми, уход за ними, больными и здоровыми, правильная оценка их поведения, реакций, поступков, требуют специальных знаний, прежде всего знакомства с этапами психического и физического развития ребенка. Психическое развитие ребенка, его личность с раннего возраста до периода зрелости претерпевают разнообразные сложные изменения, которые позволяют индивидууму с определенной степенью успешности адаптироваться в окружающей среде. Каждый этап индивидуального развития зависит как от конституциональных (генетических) факторов, так и от влияния окружающей среды, особенностей воспитания и различных вредоносных факторов, включая болезни. Особое значение имеют особенности личности (характера) больного ребенка.

Индивидуальное развитие характеризуется качественными изменениями личности ребенка в целом, отражающими ее прогрессирующее движение от низших к высшим уровням психической деятельности. В онтогенезе личности исследователи выделяют определенные качественно специфические стадии, или этапы, названия и количество которых различаются у разных авторов. Одним их наиболее распространенных вариантов систематики этапов развития личности является вариант, в соответствии с которым выделяют три этапа (фазы) становления личности.

Первый этап (адаптация) обозначают как этап формирования основного стереотипа личности, овладения средствами и формами деятельности. На этом этапе вначале (3-5 лет) приобретаются более простые, а затем (9-12 лет) более совершенные навыки и умения, а также происходит процесс выделения себя из окружающей физической и социальной среды.

Второй этап развития психической деятельности и личности получил название этапа индивидуализации. В этот период (до 15-16 лет) отмечается стремление индивида к максимальной персонализации. Формирующееся на этом этапе индивидуальное сознание еще в значительной мере эгоцентрично; для ребенка его индивидуальное переживается как более актуальное, чем общественное. В указанном возрасте уже возникают условия для широкого использования абстрактных понятий, для построения абстрактных концепций, гипотетических рассуждений и осуществления наблюдения с целью проверки своих гипотез. С данного периода создаются условия для научного мышления. Если ребенок живет настоящим, то взрослый наполовину живет и действует исключительно для будущего.

Третий этап (интеграция) - это формирование социального (общественного) стереотипа личности (16-21 год). Взаимоотношения юноши с окружающим миром определяются в основном степенью зрелости чувств, отражающих общее отношение его к среде. Формирование высших эмоций (этических, эстетических, интеллектуальных) и самосознания завершается в юношеском возрасте.

Влияние болезни на психическое развитие ребенка младенческого возраста

С давних пор известно, что ряд болезней (некоторые нейроинфекции, детские инфекционные болезни) может остановить психическое развитие ребенка. Однако задержка развития психики может возникнуть не только вследствие самих болезней и связанного с ними поражения головного мозга, но и вследствие влияния среды, в которой находится ребенок. Наиболее известными причинами задержки психического развития являются случаи так называемой педагогической запущенности и госпитализма. В этих случаях в результате неадекватных условий развития ребенок лишен возможности контактов со взрослыми, благодаря которым у него формируется эмоциональность, создается возможность получать информацию и накапливать запас знаний, усваивать более сложные формы поведения. Особенно неблагоприятно сказывается дефицит общения со взрослыми в первый год жизни ребенка или в младенческом возрасте.

Младенческий возраст подразделяется на три этапа:

    новорожденность (первые 4-6 недель), когда ребенок подготавливается к общению со взрослыми;

    первое полугодие, во время которого ведущей деятельностью становится ситуативно-личностное общение со взрослым;

    второе полугодие жизни, когда ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность.

Явления госпитализма, обусловленные дефицитом общения ребенка со взрослыми в первый год жизни, могут возникать при длительном нахождении его в медицинском стационаре, где педагогическая работа с грудными детьми неудовлетворительна. Помимо этого о госпитализме (от лат. hospitallers - гостеприимный) говорят при раннем разлучении ребенка с матерью (помещение в дом ребенка, а также, если ребенок находится в семье, где ему не уделяется необходимого внимания (асоциальные семьи, малоэмоциональные «холодные» матери)).

Не имея достаточного контакта со взрослыми, ребенок испытывает резкий дефицит эмоционально-сенсорной стимуляции - психическую депривацию, которая возникает вследствие такой жизненной ситуации, когда субъект не получает на протяжении длительного времени удовлетворения жизненно необходимых психических потребностей. Нахождение ребенка в условиях психической депривации, когда его внешний мир ограничивается рамками кроватки и висящими над ней одними и теми же игрушками, приводит к постепенному угасанию интереса к внешним раздражителям, в том числе и к общению со взрослыми.

В развитии явлений госпитализма прослеживается определенная динамика. При разлучении ребенка с матерью или другим близким человеком (особенно начиная с 6-месячного возраста, когда появляется нормальная потребность в общении) он вначале плачет, требует мать или того, кто может ее заменить. Через месяц у него появляется реакция «бегства», если к нему кто-то подходит. Еще через месяц он начинает избегать всех контактов с окружающим миром, его реакции на окружающее сводятся к минимуму, он уже не кричит, у него исчезают мимические выражения. Р.Спитц, занимавшийся проблемой госпитализма, возникающее при этом состояние крайней пассивности, выраженной апатии определял как «депрессию зависимости». Более распространенным термином, обозначающим подобные состояния у детей, который использовал в своем учебнике и Г.К.Ушаков, является аналитическая депрессия - «опирающаяся», зависящая от взаимоотношений с матерью.

Важнейшими психическими составляющими анаклитической депрессии являются атония и апатия, лишающие малыша вкуса к общению. Отмечаются также физические симптомы депрессии: бессонница, полный или частичный отказ от пищи, подверженность инфекциям, приостановка роста. Наиболее ярко депрессивные нарушения проявляются в поведении ребенка. На фоне общего снижения активности и безразличия, когда ребенок не реагирует на лица людей и новые игрушки, не кричит, если голоден или обмочился, У него повышается внимание и интерес к неодушевленным предметам и частям своего тела.

В дальнейшем можно наблюдать отставание в психоэмоциональном развитии ребенка. Сокращающийся объем вокализации отрицательно сказывается на дальнейшем развитии речи. В особо выраженных случаях наряду с задержкой общих темпов развития (способность самостоятельно сидеть, ходить и др.) отмечается утрата ранее приобретенных навыков. Внешне такие дети производят впечатление детей с глубокой задержкой нервно-психического развития, что действительно может иметь место в дальнейшем, если своевременно не будет поставлен диагноз и приняты меры по реабилитации. Перечисленные отклонения в основном обратимы, но для их устранения требуется активная помощь педагогов и психологов в течение длительного времени.

Гораздо более важными в работе медицинских учреждений являются мероприятия по предупреждению развития явлений госпитализма. Для этого целесообразно в максимально возможной степени сохранить контакт матери или другого близкого лица с ребенком во время пребывания его в стационаре, разрешать уход и общение. Если такая возможность отсутствует, то детям, помимо собственно медицинской помощи, требуется помощь лечебно-педагогическая. Недопустимо, чтобы уход за грудным ребенком сводился только к его кормлению и смене пеленок. Важно участие в уходе за ребенком педагогов, имеющихся в штате крупных больниц, а также использование эмоционально-игрового контакта с детьми в работе врачей, среднего и младшего медицинского персонала.

Реакция на болезнь у детей старше года

В детском возрасте наиболее четко выражены зависимость отношения к болезни и к пребыванию в больнице, с одной стороны, от индивидуального опыта ребенка и условий, в которых он воспитывается, а с другой - от этапа развития психики и степени зрелости его личностных особенностей.

У детей младшего возраста вследствие того, что самосознание полностью не сформировалось, нет дифференцированного отношения к болезни. В связи с тем, что еще не определилось «чувство болезни», жалобы ребенка, как правило, скудны. Помимо жалоб на боль, о заболевании может свидетельствовать его изменившееся поведение. Ребенок становится капризным, начинает ныть, не давая покоя матери, отказывается от еды и т.п. Может изменяться активность: он вял, перестает играть, все время стремится прилечь. Невротические и другие психогенные реакции на саму болезнь у детей дошкольного и младшего школьного возраста встречаются редко. Гораздо более выраженные реакции, дети дают на обстоятельства и манипуляции, связанные с болезнью.

Наиболее травмирующим моментом для многих детей, особенно не посещавших ранее детских дошкольных "учреждений, является госпитализация, воспринимаемая ими гораздо драматичнее по сравнению со взрослыми. Если взрослый человек, понимая ценность здоровья, согласен терпеть временные неудобства и неприятные манипуляции, то для ребенка госпитализация - это отрыв от родных, привычной обстановки и перспектива болезненных процедур.

Маленький ребенок живет минутой, он только в настоящем, прошлое и будущее для него не имеет конкретного значения. Для него важно отсутствие матери в данный момент и не имеет значения обещание, что мама придет. Сознательная реакция на присутствие матери у здорового ребенка выявляется уже к концу первого года жизни, и с этого времени можно наблюдать психогенные реакции на «отрыв» от матери. Педиатры отмечают, что дети, которые воспитываются в детских коллективах (ясли-сад), быстрее адаптируются к изменениям обстановки и лучше переносят болезненные и неприятные манипуляции.

При помещении в больницу без предварительной подготовки по экстренным показаниям у ребенка может возникнуть патологическая реакция протеста. Ребенок кричит, плачет, не отпускает мать, отказывается вступать в контакт с окружающими. Реакция протеста может продолжаться от нескольких часов до нескольких дней. У некоторых детей явления протеста затем достаточно быстро редуцируются, и у них складываются хорошие отношения с врачом, обслуживающим персоналом и другими больными детьми.

У других пациентов могут возникнуть невротические расстройства, включающие также аффективные проявления. В основе их развития лежат механизмы фрустрации (от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание). Негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения потребности быть рядом с матерью, проявляется эмоциональным дискомфортом ребенка, его беспокойством, а иногда - отчаянием. В этом состоянии ребенок становится плаксивым, плохо ест, не вступает в контакт с окружающими, при посещениях родных у него наблюдается бурная реакция отчаяния с требованием забрать его домой. Другие дети, напротив, становятся тихими, пассивными, ни на что не жалуются, при общении с родителями также тихо и монотонно плачут.

Невротические состояния и депрессивные расстройства, возникающие у детей младшего возраста как реакция на госпитализацию, проявляются преимущественно вегетативно-соматическими нарушениями. Среди наиболее часто встречающихся можно отметить расстройства дефекации, энурез, рвоту, повышение температуры, обмороки. Как проявления депрессии у детей Г.К.Ушаков выделял ночные страхи, двигательное беспокойство, анорексию, нервный зуд, дисфории. Подобные расстройства могут усложнять диагностику и лечение основного заболевания, для их верификации иногда требуется квалифицированная консультация детского психиатра.

Реакции детей на госпитализацию зависят от доминирующих черт характера ребенка и особенностей его воспитания в семье. Наиболее тяжелые реакции наблюдаются у детей, которых родители часто наказывают, бьют, пугают врачом и уколами. Такие дети помещение в стационар и проводимое лечение воспринимают как наказание. Своеобразное наблюдение было сделано педиатрами: дети значительно легче переносят уколы в руку, чем в ягодицы, поскольку последние воскрешают у них горькие впечатления, связанные с побоями, наказаниями.

Если родители всегда проявляли повышенное беспокойство о здоровье ребенка, со страхом говорили о больнице, то госпитализация такого ребенка всегда вызывает у него чувство страха, особенно если это ребенок дошкольного возраста. Для ослабления беспокойства и рассеивания страхов необходимо больше внимания уделять разговорам с ребенком, выяснению характера страхов.

Часто ребенок, воспитываемый как «кумир семьи» или в условиях «культа болезни», в больнице оказывается совершенно беспомощным, так как не имеет навыков самообслуживания и может подвергаться насмешкам товарищей по палате. Дети же, воспитываемые в условиях гиперопеки, особенно дети младшего школьного возраста, могут проявлять повышенный интерес к состоянию своего здоровья, испытывать в связи с этим беспокойство или, напротив, скрывать болезненные проявления во избежание запретов, которые на них обычно налагались в домашних условиях при любом недомогании.

Врачи-педиатры также должны помнить, что у них могут находиться на лечении дети с расстройствами интеллекта или другими видами психопатологии. Иногда реакции таких детей бывают настолько необычны, что дают основание врачу общесоматического профиля предполагать у них патологию психической деятельности (олигофрению, психопатоподобное поведение как результат органических заболеваний головного мозга, шизофрении).

Помимо детей с явной психопатологией могут наблюдаться дети с явлениями так называемого дизонтогенеза, реакции которых тоже не всегда понятны окружающим, и подход к ним должен быть особым. У детей с явлениями дизонтогенеза в результате патологии психического развития наблюдается дисгармония в развитии физических и психических функций с некоторым опережением психического развития. У них может наблюдаться изменение психической активности, нарушение коммуникативности (интерперсональных отношений) и координации психической деятельности. Порой наблюдается чрезмерная привязанность к одному из родственников, чаще к матери или бабушке. Дети не отпускают их ни на шаг, ходят за ними по пятам, короткие отлучки вызывают бурную реакцию, сопровождающуюся плачем. Помещение таких детей в детские учреждения или в больницу всегда заканчивается неудачей. В данных случаях необходима консультация психиатра.

В других случаях отмечается холодное, ровное отношение ко всем взрослым; ребенок спокойно, без слез и эмоциональной реакции, идет к близким и незнакомым людям, формально подчиняется режиму, но не вступает в контакт с окружающими.

Эти особенности развития ребенка могут не обращать на себя внимания родителей и не оцениваться ими как патология. Помещение ребенка в общесоматическую больницу обычно выявляет указанные особенности поведения. Врач должен уметь объяснить родителям, что такое поведение не является результатом чрезмерной любви к матери или дисциплинированности ребенка, а служит проявлением особенностей его психики, затрудняющим адаптацию. Иногда, в случае серьезных затруднений в работе с такими детьми, врач в ненавязчивой форме может рекомендовать родителям консультацию у специалистов - детского психиатра или психолога.

Приемное отделение – зеркало детской больницы. Чистота, уют, отсутствие суеты при приеме детей в больницу создают благоприятное впечатление о лечебно учреждении, уменьшают тревогу и настороженность у больных и их родителей.

Больничная обстановка при поступлении (особенно впервые) в стационар оказывает на многих детей отрицательное воздействие. Госпитализируемый ребенок с обостренным вниманием следит за действиями, поведением медицинских работников приемного отделения.

От внимательных, настороженных глаз больных детей и их родителей нельзя скрыть безразличие, а порой грубость и бестактность медицинского персонала, отсутствие у него чувства сострадания.

Медицинская сестра и больной ребенок - первая встреча

В приемном отделении оформляют медицинскую документацию на больного, измеряют температуру тела, определяют рост и массу тела, проводят объективное обследование по системам, санитарную обработку больного. В случае необходимости больному оказывают первую медицинскую помощь.

От профессиональной эрудиции медицинской сестры приемного отделения, правильности решения некоторых организационных вопросов, своевременного проведения противоэпидемических мероприятий, внимательного и чуткого отношения к больному и его родственникам во многом зависит характер эмоционально-поведенческих реакций ребенка, вызванных госпитализацией в стационар.

Задача медицинской сестры – как можно быстрее снять психоэмоциональное напряжение у ребенка и его родителей. От того, насколько хорошо проведет медицинская сестра первую беседу в приемном отделении, будут зависеть выраженность эмоционального напряжения и характер адаптации ребенка к стационару.

Медицинская сестра и больной ребенок - характер поведенческих реакций у детей

По данным систематических наблюдений за характером поведенческих реакций при поступлении в стационар, проведенных у 264 детей разного возраста, и по результатам опроса специально разработанными анкетами для детей и медицинских сестер приемного отделения, пациенты были разделены на три группы:

Первая – со спокойной реакцией на госпитализацию (64,5% детей).
Вторая – с умеренно выраженной негативной реакцией (27,8%).
Третья – с резко выраженной негативной реакцией (7,7%).

В структуре эмоционального статуса детей второй и третьей групп преобладали реакции пассивного протеста – плач, отсутствие положительных эмоций и контактов (умеренно и резко выраженные).

Анализ проведенных наблюдений показал, что в первой группе (со спокойной реакцией на госпитализацию) 70% составили дети школьного возраста (почти все – из организованных коллективов), 85% из них ранее лечились в стационаре. Большинство детей назвали основной мотив госпитализации – «желание быть здоровым». Осознание самими детьми необходимости госпитализации – главная причина спокойных поведенческих реакций в этой группе больных. Отсюда следует, что у старших детей желательно вырабатывать при госпитализации активную установку на лечение в стационаре.

Во второй группе больных (с умеренно выраженной негативной реакцией на госпитализацию) 50% составили школьники, а остальные – дети ясельного и дошкольного возраста. Большинство из этих детей (93%) были единственным ребенком в семье.

В третью группу (с резко выраженной негативной реакцией на госпитализацию) вошли преимущественно дети раннего возраста, из них 60% - из организованных коллективов в возрасте до 3 лет и впервые госпитализированных в стационар. Единственным ребенком в семье были 80% детей третьей группы.

У девочек негативные реакции наблюдались чаще, чем у мальчиков.

Таким образом, наблюдения показали, что реакция детей на госпитализацию может быть как спокойной, так и резко выраженной негативной. Из всех факторов, которые могут влиять на характер поведенческих реакций ребенка при госпитализации, на первое место следует поставить возраст и воспитание в семье (число детей в семье), а затем – частоту госпитализации и пребывание в организованном коллективе.

Почему столь важно правильно оценить характер эмоционально-поведенческих реакций у ребенка еще в приемном отделении? Потому что эмоциональный стресс при госпитализации может повлиять на ход адаптации к пребыванию в стационаре, эффективность лечения и сроки выздоровления.

Медицинская сестра и больной ребенок - создаем благоприятную обстановку

Думается, что если медицинская сестра уже при оформлении титульной стороны истории болезни обратит внимание на указанные нами факторы, то она в какой-то мере сможет прогнозировать возникновение негативных реакций при последующем осмотре и обследовании ребенка. Сможет предупредить их появление или уменьшить их выраженность путем создания оптимальной психологической обстановки в приемном отделении в данный момент.

В этой связи важную роль играет соответствующее оформление приемного отделения: яркие игрушки, картины ни стенах с изображением любимых героев из детских сказок, стенды со снимками детей, находящихся в стационаре, и пр. Все это переключает внимание ребенка, меняет его представление о больнице, ослабляет негативную реакцию на разлуку с близкими людьми.

Должна уметь создать такую обстановку и так подойти к больному ребенку, чтобы не запугать его предстоящим осмотром, а сделать его занимательным и интересным.

Можно по этому поводу привести воспоминания профессора С.С. Вайля о том, как хороший детский врач, лечивший его маленького внука, первый осмотр начал с того, что предложил малышу нажимать поочередно на пуговицы своего пиджака, и каждый раз при этом пищать по-разному. Ребенок охотно включился в игру, и осмотр был уже продолжением забавы. Каждого последующего посещения врача он ожидал не со страхом, а с нетерпением.

Очень важен в работе сестры приемного покоя хороший эмоциональный тонус – улыбка при обращении к ребенку, приятный ласковый голос, спокойный разговор. При обращении к больному ребенку нельзя «сюсюкать», искажать слова, разговорная речь должна быть правильной.

Медицинская сестра и больной ребенок - беседа с родителями

К родителям ребенка желательно обращаться по имени отчеству, на «Вы». Такая форма обращения ориентирует родителей на соответствующую форму обращения к медицинской сестре.

Во время беседы с родителями большое значение имеют тональность голоса, выражение лица медицинской сестры . Нельзя допускать, чтобы расспрос родителей о болезни ребенка звучал «как допрос».

Подавленная болезнью ребенка и предстоящей разлукой с ним, мать в таких случаях начинает волноваться, отвечает односложно на задаваемые ей вопросы. Тревога матери передается ребенку. Все это может усилить негативную реакцию на госпитализацию.

В подобных случаях врачу придется приложить немало усилий, чтобы восстановить контакт с родителями. Лучший способ расположить мать к себе – сказать несколько хороших слов о ее ребенке. Ведь дети всегда восхищают своей непосредственностью, они всегда по-своему красивы.

Негативные реакции на госпитализацию у детей усиливаются в случаях, если родители не могут сдержать своих чувств, при больных детях – плачут или «причитают» перед разлукой с ними. Больной не должен видеть слезы, тревогу в глазах матери.

В подобных случаях нужно успокоить, отвлечь каким-либо разговором, сообщить ей, в каком отделении будет находиться ее ребенок, дать номер телефона, по которому близкие могут получить сведения о состоянии ребенка, указать, в какое время дня можно звонить для этого в детское учреждение.

По мнению медицинских сестер приемных отделений, психологическая подготовка матери перед направлением ребенка в стационар должна проводиться еще в поликлинике.

Таким образом, в приемном отделении должно быть исключено любое психотравмирующее воздействие на ребенка и родителей. Необходимо учитывать эмоциональный статус ребенка при поступлении в больницу. Это позволит более эффективно осуществлять контроль адаптации к стационару и прогнозировать ее нарушения.

Проблема общения в работе медицинской сестры, больным ребенком и его родителями .

Данный вопрос всегда был актуальным, но именно сегодня он стал для меня специальным предметом исследования. Такое внимание к проблеме общения возникло совершенно не случайно. Слишком часто многие мои знакомые стали жаловаться на пробелы в работе медсестер. Особенно этот вопрос волновал молодых мам, которые только познали радость материнства и крайне нуждались в общении со знающим специалистом. Они отмечали дефицит в общении или неудовлетворенность в общении с медицинскими работниками.

Осознание того факта, что «частная» проблема общения приобрела значимость и от плодотворности ее решения в теории и на практике во многом зависит решение многих и многих жизненно важных человеческих проблем подтолкнуло меня написать данную статью.

В ней мне бы хотелось раскрыть проблемы, возникающие при общении медицинских сестер с родителями,больными детьми и их родственниками.

А также дать советы по предупреждению таких проблем.

Общение - процесс взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц.

В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель-продавец, учитель-ученик, врач-медсестра –пациент +родитель). В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции. Медсестра в данном случае выполняет свои определенные функциональные обязанности. Она не выбирает с кем ей общаться и как. Она играет свою роль.

От того, как она будет играть эту роль, в процессе общения будут зависеть взаимоотношения с ребенком и родителем, соответственно и результат выздоровления.

На мой взгляд, на этапе обучения в колледже преподаватели дисциплины «Сестринский уход в педиатрии» могут и должны нацеливать студентов на возможные проблемы в общении и коммуникации в отделениях педиатрического профиля, педиатрических участковых медсестер, школьных и дошкольных медсестер.

Основные правила, которые должна знать каждая медицинская сестра педиатрического профиля:

1. С первых дней общения с ребенком любого возраста отношение должно быть ровным, доброжелательным.

2.Медицинские работники, непосредственно находящиеся среди детей, всегда должны учитывать психологические особенности больных, их переживания, чувства.

3. Для лучшего понимания состояния детей важно, помимо выяснения индивидуальных психологических особенностей ребенка, знать обстановку в семье, социальное и положение родителей. Все это необходимо для организации правильного ухода за больным ребенком в стационаре и эффективного его лечения.

4.При общении с больными детьми медицинским работникам необходимо сохранять спокойствие, не поддаваться сиюминутным настроениям, уметь подавлять в себе раздражительность и чрезмерную эмоциональность.

5.Недопустимо также разделение детей на «хороших» и «плохих», а тем более выделять «любимчиков».

6. Тон разговора с детьми всегда должен быть ровным, приветливым. Все это способствует установлению между ребенком и медицинским персоналом доброжелательных, доверительных отношений и оказывает на больного положительное влияние. Дети необыкновенно чувствительны к ласке и тонко чувствуют отношение к ним взрослых.

7.Чуткость, т.е. стремление понять его переживания имеет большое значение при общении с ребенком.

8.Доброе отношение к людям рождает чуткость и бережность. Воспитанный человек не делает ничего такого, что могло бы задеть, обидеть, унизить другого.

9.Тактичность – непременное условие и обязательный признак воспитанности. Уважение к людям, бережное отношение к ним связано и с такой чертой личности, как терпимость. Хорошее отношение к людям должно быть красиво оформлено – приветливостью, подтянутостью, корректностью и сердечностью.

10.Вежливость – это качество общения человека с человеком.

Корректность – несколько подчёркнутая, официальная вежливость, иногда чуть суховатая; учтивость – вежливость почтительная, например, по отношению к старшим или к женщине; любезность – вежливость, в которой проявляется стремление быть приятным и полезным другому; в деликатности вежливость сочетается с особой мягкостью, тонкостью в понимании людей.

11. Психологическая грамотность- это умение по внешним признакам (поза, выражения лица, глаз, походка, движения) определить хотя бы в общих чертах состояние человека (радость, печаль, задумчивость, напряжённость мысли и соответственно с этим строить своё поведение).

12.Но есть не менее важные, вещи, на которые совсем мало обращают внимания: дикция, интонации, сила и высота звука, темп речи. Тембр голоса даётся человеку от природы. Но облагородить его звучание – в наших силах.

13.Чувство юмора и остроумие – это качества, которые очень высоко ценятся в современном обществе. Истинное чувство юмора всегда результат и признак нравственного здоровья, развитого интеллекта, глубокой культуры и хорошего воспитания. Развитое чувство юмора упрощает, облегчает и украшает общение.

14.Б ольшое терпение и любовь к детям кроме профессиональной подготовки, требуется от медицинского работника при уходе за ребенком.

15.Важно иметь представление о степени соответствия психического и физического развития ребенка, знать его личностные качества. Часто болеющие дети уже с раннего возраста выглядят более инфантильными, чем их более развитые здоровые сверстники.

16.У детей дошкольного и младшего школьного возраста нередко возникают навязчивые страхи: боязнь белых халатов, одиночества, страх боли, страх смерти и т.п. В связи с этим у таких детей часто развиваются вторичные невротические реакции (недержание мочи или кала, заикание, тики и т.п.). Медицинский работник должен помочь ребенку преодолеть страх.

17.Медицинский работник должен уметь компенсировать детям отсутствие родителей и близких. Особенно плохо переносят разлуку с родителями дети до 5 лет. Однако даже болезненно переживающие временный отрыв от родителей дети довольно быстро привыкают к новой обстановке, успокаиваются.

18.Медицинскому работнику принадлежит ведущая роль в создании благоприятной психологической обстановки в лечебном учреждении, напоминающей ребенку домашнюю обстановку (организация игр, просмотр телевизионных передач и т.п.). Прогулки на свежем воздухе сближают детей, а внимание и теплое отношение медицинского персонала обеспечивают адаптацию больных детей к новым условиям.

19.Доброжелательность, единство стиля и слаженность в работе, что помогает обеспечивать высокий уровень ухода и лечения детей, способствует формированию здоровой психологической атмосферы лечебного учреждения и повышению эффективности лечебного процесса.

20.Честность в общении с ребенком, они не терпят лжецов. Доверие ребенка легко потерять, если однажды не выполнить обещанного или солгать.

Взаимоотношения медицинских работников с родителями больного ребенка.

Медицинская деонтология предъявляет особые требования к медицинской сестре педиатрического профиля.

Родители, в большинстве случаев тяжело переживают заболевание ребенка. Особенно психически травмирована мать больного ребёнка, ее реакции могут быть неадекватными, поскольку захватывают энергетически очень мощную сферу «материнского инстинкта». Поэтому необходим индивидуальный подход к матери со стороны всех без исключения медицинских работников.

1. Родители бывают разные. Хороших людей больше.

Большинство родителей относятся к медицинским работникам с теплотой, доверием и благодарностью им за их нелегкий труд.

2.Трудные родители, и с ними надо работать.

Однако встречаются и довольно «трудные» родители, которые пытаются грубостью и нетактичным поведением добиться особого внимания сотрудников больницы к своему ребенку. С такими родителями медицинские работники должны проявлять внутреннюю сдержанность и внешнее спокойствие, что само по себе положительно действует на плохо воспитанных людей.

2. Общаться с родителями обязательно.

Несмотря на загруженность, медицинский работник должен найти время спокойно и неторопливо ответить на все вопросы. В этих случаях беседа медицинской сестры с родственниками не должна выходить за рамки ее компетенции.Она не имеет права рассказывать о симптомах и возможном прогнозе заболевания. Медицинская сестра должна вежливо извиниться, сослаться на неосведомленность и направить родственников к лечащему врачу или заведующему отделением, который имеет соответствующую компетенцию по этим вопросам.

3. При общении с родителями не поступаться необоснованным требованиям.

Не следует идти «на поводу» у родителей, стремиться выполнить необоснованные требования, например, прекратить назначенные врачом инъекции, изменить режим и диету и т.п. Такого рода «отзывчивость» способна принести лишь вред и ничего общего не имеет с принципами гуманной медицины и профессиональной преемственности.

4.Форма обращения.

Во взаимоотношениях медицинских работников с родителями немаловажное значение имеет форма обращения. Обращаясь к родителям, медицинские работники должны называть их по имени и отчеству, не допускать фамильярности и не пользоваться такими терминами, как «мамаша» и «папаша».

5.Медсестра должна быть близка с пациентами и их родителями.

Медицинская сестра обычно постоянно находится около пациентов, непосредственно общается с их родителями и поэтому должна всегда учитывать их психические особенности, чувства, переживания, суждения и их психосоматическое состояние.

6.Чуткость, внимательность к родителям.

При общении с родителями большое значение имеет чуткость, умение внимательно выслушать родителей и желание понять их переживания, подбодрить родителей сочувственным словом, убедить в необоснованности их опасений.

7.Доверительные отношения.

Медицинская сестра должна стараться способствовать возникновению между ней и родителями пациентов доверия.

8.Тактичность.

Медицинская сестра должна сохранять в разговоре умеренность тона, выдержку, всегда оставаться тактичной.

9. Собственное достоинство.

Проявляя в отношении сотрудников и больных чуткость, душевность, нежность и ласковость, медицинская сестра должна сохранять чувство собственного достоинства. Никогда не следует забывать, что между медицинской сестрой и больными всегда должна оставаться определенная дистанция, переступать грань которой непозволительно никому.

10. Грубость, черствость, бесчувственность и хамство непозволительны.

Медицинская сестра в общении не должна позволять себе грубости, черствости, невежливости и других отрицательных качеств. В медицинской среде не могут быть терпимы даже отдельные случаи душевной глухоты и бесчувственности.

11.Снисходительность к странностям родителей.

Во взаимоотношениях с родителями ребенка медсестра обязана быть снисходительной к их странностям, убеждениям, предрассудкам, верованиям. Если родители - люди глубоко верующие, не следует выражать свои атеистические убеждения. Но при этом фальшь в такой же степени недопустима.

12.Четкость и правильность изложения мысли.

Речь медсестры - важный инструмент её воздействия на родителей ребенка. В беседах с ними следует ясно и четко выражать свои мысли, чтобы они были понятны больным и оказали свое действие.

Правильная тактика общения медицинского персонала с родными и близкими больного ребенка создает должное психологическое равновесие межличностных взаимоотношений медицинский работник – больной ребенок – его родственники.

Постучитесь и спросите разрешения зайти в палату

Представьтесь, расскажите, какие ваши обязанности по отношению к ребенку

Обработайте руки

Спросите, удобно ли сейчас беседовать. На каком языке разговаривать?

Обращайтесь к матери и ребенку по имени

Старайтесь во время беседы быть на одном уровне с родителями (можно присесть на стульчик, кресло)

Родители должны видеть выражение вашего лица

Говорите спокойно и уверенно, не повышая голос.

Вначале спросите, как дела и какие проблемы есть у матери?

Выслушайте внимательно и запомните важную информацию.

Во время разговора смотрите на лица родителей, проявляйте внимание и сочувствие.

Позвольте родителям записать важную информацию.

Не спешите. Наблюдайте за реакцией родителей, их мимикой.

При появлении раздражения или растерянности остановитесь и спросите, что именно не понятно.

Говорите простыми доступными словами.

Ни в коем случае не обманывайте родителей

Говорите о том, что знаете. Предложите родителям получить более сложную информацию у лечащего врача.

После разговора спросите, какие вопросы возникли. Все ли понятно.

Попросите мать коротко повторить информацию!

Внимательно выслушайте ее, не перебивая и не дополняя. Лишь потом добавьте или исправьте сказанное матерью.

Для получения информированного согласия - дайте бланк и ручку

Избегайте сюсюканья.

Держите дистанцию.

Допускается использование уменьшительных ласковых слов во отношению к недоношенному, но время от времени обращайтесь к новорожденному по имени

Избегайте категоричности, приказного тона.

Если важно что-то выполнить – объясните, почему.

В иных случаях просто давайте совет, не приказывайте.

Обычно медсестры знают, какую информацию давать родителям, какие вопросы они задают чаще.

После каждой беседы родители запоминают от 10% до 30% информации. Вам придется ее повторять не один раз. Возможно, лучше дать информацию в напечатанном виде (бюлетени, плакаты, фотографии и рисунки, дневник…)

Не давайте лишней информации, с деталями и подробностями.

Сохраняйте медицинскую тайну о других пациентах

Неожиданный вопрос родителей может застать вас врасплох

Не пугайтесь! Вы все равно знаете больше.

Переспросите, это даст вам время собраться с мыслями

Может, вы не так поняли вопрос!

Вы можете дать полный ответ, или ответить частично, но не обманывайте родителей. Предложите родителям обратиться за информацией к врачу

Чтобы обезопасить себя от ошибок, нарушения прав пациента и своих прав, нужно знать законы, свои права и обязанности.

Не берите на себя больше, чем записано в ваших должностных обязанностях, больше, чем записано в листе назначений или истории болезни

Работайте спокойно. Если родители отказываются от процедуры, спросите, готовы ли они письменно зафиксировать свой отказ, и обратитесь к врачу.

Не обговаривайте с родителями врачебные назначения, работу других медсестер или персонала, другие истории болезни и других пациентов,

Не спешите высказать свое мнение о назначениях врача, назначенных исследованиях.

Уважайте себя так, чтобы другие уважали Вас.

В системе «медсестра-ребенок» существует важнейшее промежуточное звено - мать, родители и родственники.

К сожалению, больной малыш часто не может самостоятельно описать свои жалобы, характер и локализацию боли, а также время начала заболевания. В связи с этим педиатр или медицинская сестра, как правило, составляет представление о болезни маленького пациента на основании жалоб, предъявляемых родителями, объективного осмотра ребенка и данных дополнительного обследования.

Таким образом, медицинская деонтология предъявляет особые требования к медработникам, работающим с детьми. Ведь их деятельность основана не только на прямом контакте с детьми, но и на общении с ближайшими родственниками, в первую очередь с матерью ребенка, с ее восприятием состояния здоровья своего ребенка и характерологическими особенностями.

Поэтому, успех в лечении возможен при сочетании доверительных человеческих отношений между ребенком, медработником и матерью. А для этого медработник должен не только лечить, но и уметь разговаривать со своим маленьким пациентом и его матерью.

Родители в большинстве случаев тяжело переживают заболевание ребенка. Мать тяжелобольного в той или иной степени психически травмирована, и ее реакции могут быть неадекватными. Поэтому необходим индивидуальный подход к матери со стороны всех без исключения медицинских работников. Особое внимание должно уделяться матерям, осуществляющим уход за тяжелобольным ребенком в стационаре. Важно не только успокоить женщину словами участия, но и создать ей необходимые условия для полноценного отдыха, питания, убедить ее, что ребенок получает правильное лечение и находится в «хороших руках». Мать должна понимать важность и правильность назначенных врачом и выполняемых медицинской сестрой манипуляций, процедур и т.п. При необходимости обучают родителей (мать) выполнению отдельных манипуляций, например инъекций, ингаляций и др.

Большинство родителей относятся к медицинским работникам с теплотой, доверием и благодарны им за их нелегкий труд. Однако встречаются и «трудные» родители, которые пытаются грубостью и нетактичным поведением добиться особого внимания сотрудников больницы к своему ребенку. С такими родителями медицинские работники должны проявлять внутреннюю сдержанность и сохранять внешнее спокойствие, что само по себе положительно действует на плохо воспитанных людей.

Большого такта требует беседа медицинской сестры с родителями и близкими больного ребенка в дни посещений и приема передач. Несмотря на загруженность, медицинский работник должен найти время спокойно и неторопливо ответить на все вопросы. Особые трудности могут возникнуть, когда родители пытаются узнать диагноз заболевания ребенка, уточнить правильность проводимого лечения, назначения процедур. В этих случаях беседа медицинской сестры с родственниками не должна выходить за рамки ее компетенции. Она не имеет права рассказывать о симптомах и возможном прогнозе заболевания. Медицинская сестра должна вежливо извиниться, сослаться на неосведомленность и направить родственников к лечащему врачу или заведующему отделением.

Не следует идти «на поводу» у родителей, стремиться выполнить необоснованные требования, например, прекратить назначенные врачом инъекции, изменить режим и диету и т.п. Такого рода «отзывчивость» способна принести лишь вред и ничего общего не имеет с принципами гуманной медицины.

Во взаимоотношениях медицинских работников с родителями немаловажное значение имеет форма обращения. Обращаясь к родителям, медицинская сестра должна называть их по имени и отчеству, не допускать фамильярности и не употреблять такие слова, как «мамаша» и «папаша».

Контакты медицинских работников с родителями в детских отделениях тесные и частые. Правильная тактика общения среднего медицинского персонала с родными и близкими больного ребенка создает должное психологическое равновесие в межличностных взаимоотношениях медицинский работник - больной ребенок - его родители.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
С чем носить темно-синее пальто: шарф, шапка, обувь Синее прямое пальто с чем носить С чем носить темно-синее пальто: шарф, шапка, обувь Синее прямое пальто с чем носить Пасхальный цыпленок крючком: очаровательный подарок к Пасхе своими руками Пасхальный цыпленок крючком: очаровательный подарок к Пасхе своими руками Ранее развитие дома: занятия с шестимесячным ребенком Ранее развитие дома: занятия с шестимесячным ребенком