Большая энциклопедия нефти и газа. Моногамная семья

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Большинству людей интересна тема семьи. Особенно яро разбирается в интернете и средствах массовой информации тема однополых браков, участившиеся браки людей с животными и с неживыми предметами. В свете бешеного ритма 21 века создается впечатление о полном безразличии в судьбе классической моногамной семьей. Существует множество определений единобрачному союзу. Общепринятыми все равно остаются неоднократно подтвержденные практикой слова.

Моногамный союз – пример крепкой связи, возникающей веками между «порядочными молодыми людьми» и «благочестивыми девицами». Стирается определение слова «моногамия», но подтверждается, что самой крепкой семьей была классическая. Энгельс выяснил - брачный союз, состоящий из мужа с женой и детьми, привел к наступлению эпохи цивилизации. Законные узы позволили укрепить институт семьи. Стало показательно, кто истинный отец ребенка, что обязывало мужчину обеспечивать семью. Эта определенность требуется для наследования детьми собственности отца.

Признаки моногамной семьи

Разбирая признаки современной моногамной семьи, выделяют следующие:

Индивидуальность (нуклеарность) - обозначает признание двух людей супругами общественностью и скрепление уз юридическим способом (бракосочетание, венчание);

Свобода выбора – позволяет женщинам и мужчинам самостоятельно выбирать партнера для создания семьи. Мотивы определяются самостоятельно (возможность вступления в брак по расчету/любви);

Экономическая самостоятельность – супруги имеют равные права в обеспечении семьи. Возможность самостоятельно выбрать сферу профессиональной деятельности, норму финансовых затрат;

Ответственность – означает ряд обязанностей и прав, закрепленных законом. Основные - супружеские и родительские. Нарушение влечет ответственность в рамках законодательства страны;

Преемственность – наследственные споры, сопутствующие процедуры передачи и выполнения условий получения.

Моногамия - что говорит Википедия?

Термин моногамии интернет ресурсом Википедия определяется как единобрачие; юридический союз мужчины и женщины; способность сохранения чувства любви к человеку противоположного пола на протяжении жизни. Историческое происхождение моногамии, до появления человека разумного, подтверждается рядом признанных фактов.

Моногамная семья - кризис отношений или эволюция?

Благодаря единобрачию разрешились спорные темы. Узаконенные узы помогают защитить права обеих сторон. Но моногамная приобщенность исторически изменялась, а недостатки моделей наталкивали общество продолжать искать идеальные варианты сохранения ячейки общества.

Изначально появилась патриархальная единобрачная семья, ее возглавлял мужчина, являющийся владельцем имущества. Многие историки связывают появление такой модели с необходимостью узаконить порядок наследования от отца к сыну. Положительным стал факт уменьшения беспорядочных половых связей, защищенности женщины-супруги от притязаний других мужчин, появления у детей законного кормильца. Но женщины теперь исполняли роль няни, уборщицы и наложницы, ее права в семье устанавливались обычно мужем. Право наследования имущества преимущественно принадлежало старшему сыну. Дети прав не имели, находясь в полном подчинении воле отца и матери. Большинство браков совершалось по желанию родителей.

Сегодня чаще встречается индивидуальный (нуклеарный) брак. Благодаря возможности равных заработков супруги уравнялись в правах. Права детей в избрании второй половины и выборе будущего жизненного пути стали равными. Но падение уважения к строгим семейным традициям привело к:

Многократному возрастанию разводов;

Падению рождаемости;

Лишению детей полноценного родительского воспитания;

Увеличению внебрачных союзов, и рождению детей юридически незащищенных;

Постепенному исчезновению традиций.

4. Моногамная семья.

Возникает из парной семьи, на рубеже между средней и высшей ступенью варваров. Её окончательная победа - один из признаков наступления эпохи цивилизации. Она основана на господстве мужа с определённо выраженной целью рождения детей, происхождение которых от определённого отца не подлежит сомнению. Дети со временем в качестве прямых наследников должны вступить во владение отцовским имуществом. Она отличается от парного брака гораздо большей прочностью брачных уз, которые теперь уже не расторгаются по желанию любой из стороны. Теперь уже, как правило, только муж может их расторгнуть и отвергнуть свою жену. В силу обычая, за ним остаётся право на супружескую неверность.

Евреепид описывал семью афинянина так: слово (oikurema).

" Жена" была среднего рода, как вещь для присмотра за хозяйством. Помимо деторождения она выполняла роль старшей служанки. Муж занимался своими гимнастическими упражнениями и общественными делами, к которым женщина не допускалась. Муж имел к своим услугам рабынь и находившуюся под покровительством государства проституцию.

Моногамия не была плодом индивидуальной половой любви, браки были браками по расчёту. Она была первой формой семьи, в основе которой лежали не естественные, а экономические условия именно победа частной собственности над первоначальной, стихийно сложившейся общей собственностью. Господство мужа в семье и рождение детей, которые были бы только от него и должны были наследовать его богатство,- такова была исключительная цель единобрачия, откровенно провозглашённая греками.

Единобрачие было великим историческим прогрессом, но вместе с тем оно открывает наряду с рабством и частным богатством, ту продолжающуюся до сих пор эпоху, когда всякий прогресс в то же время означает и относительный регресс, когда благосостояние и развитие одних осуществляется ценой страданий и подавления других.


Заключение брака в буржуазной среде.

В католических странах родители подыскивали жену для сына. Результатом была измена и со стороны мужа и жены. Церковь отменила развод.

Современная индивидуальная семья основана на явном или замаскированном домашнем рабстве женщины. Муж должен добывать деньги, быть кормильцем семьи. Он в семье господин, жена - прислуга.


Глава 3

Экономический подход в исследованиях семьи в современных условиях.

1. Теория Г. Беккера (1992)

В семье, как в ячейке общества, в свёрнутом виде содержатся все основные общественные отношения и противоречия.


Как же исследуется семья в экономической теории?


До второй половины 80 г. в нашей стране не уделялось практически никакого внимания семье в экономической теории. Под семьёй понималось группа людей, связанных родственными отношениями и ведущих совместное хозяйство для семейного потребления. Семья, или домашнее хозяйство, образуют заключительную фазу воспроизводства - потребления материальных благ и услуг. Семья включалась в фазы распределения и потребления продукта, но не выступала производящей ячейкой. Семья рассматривалась как домохозяйство. Но эти понятия хотя и тесно примыкают друг к другу, но различаются.

Основная функция семьи - рождение и воспитание детей, а также воспроизводство жизни взрослых её членов, которые связаны между собой родственными узами.

Основная функция домохозяйства - производство благ и услуг для обеспечения членов семьи.

Семья не потребляет, сколько производит человека, организует его жизнедеятельность, обеспечивает его развитие. В этом участвуют все члены семьи. Доходы, материальные блага, услуги, жилище, бюджет времени выступают основой и преходящими моментами этого производства.

Современное экономическое исследование общества в условиях перехода к постиндустриальному, информационному, технотронному обществу, в котором человек уже не является средством, а становится целью производства, выдвигает семью в центр своего научного интереса.

Осуществляя свой выбор в мире ограниченных ресурсов, человек в любой хозяйственной. Системе стремился свести к минимуму свои издержки и достичь максимума в получении выгоды. Универсальность этого принципа позволила ученым применить его не только в рамках экономической теории, но и объяснить мотивы человеческих действий в других неэкономических сферах жизни. Выдающийся вклад в такого рода исследования внес Г. Беккер, современный американский экономист, лауреат Нобелевской премии. Он дал оригинальное объяснение таким ситуациям, где прослеживается рациональный выбор.

Процесс усиления и усложнения взаимодействия, сращивания отдельных сфер общественной жизни, включение в экономический анализ демографических, социальных, психологических, национальных отношений, практические задачи достижения стабильного социально-экономического развития требуют нового подхода к изучению семьи.

Один из таких подходов использовал Г.Беккер. В своих работах он стремится объяснить природу и функционирование семьи, закономерности её формирование, репродуктивное поведение, внутренние взаимоотношения её членов и их семейные роли, объединяя все аспекты её функционирования в единой концепции, основанной на универсальном подходе.

Его характерные черты:

а). рынок является универсальной формой жизни человека.

б). человек сводится к экономическому потребляющему субъекту в условиях ограниченности ресурсов.

в). все виды человеческого поведения преобразуются в действия рационального эгоистического индивида, имеющего полную информацию об условиях своего функционирования на рынке и выбирающего оптимальный в рыночных условиях образ действий.


Семья рассматривается им как производственная ячейка, которая использует такие средства, как материальные ресурсы семьи, время, усилия её членов, в такие " товары", как здоровье, дети, удовольствия, отдых, положение в семье и др. ""Имеющиеся в распоряжении родителей ресурсы состоят из унаследованного капитала и трудовых заработков и расходуются либо на их собственное потребление, либо на содержание детей, либо на передачу детям человеческого и другого капитала. Содержание детей требует времени и издержки по их воспитанию связанны с ценностью бремени родителей. Родители ценят детей, которые оказывают им поддержку в старости"". 1 Эти "товары" распределяются между членами семьи по общему правилу: от каждого - по месту и роли в семейном производственном процессе, каждому - в соответствии с его ценностью на брачном рынке, на рынке рабочей силы”. Образование и другие виды обучения - это тоже капитал. Знания и способности полученные в прошлом, облегчают получение дополнительных знаний в настоящем. Норма отдачи от инвестиций в человеческий капитал может не только не сокращаться, но и повышаться по мере увеличения запаса человеческого капитала. Родительские вложения в ребенка являются гораздо более важным источником формирования запаса капитала в экономике чем наследство или накопление капитала в течении жизненного цикла”. 1 При объяснении закономерностей снижения рождаемости, Беккер исходит из того, что семья стремится максимизировать функцию полезности, имея в виду соотношение количества и " качества" детей в условиях ограниченного семейного дохода. Дети более высокого "качества", как и машины, более дорогие, но могут удовлетворять те же потребности меньшим количеством.

Понятия "качество детей", "самоуважение", "удовольствие" подразумеваются, но не определяются. “Родители выбирают оптимальные варианты своего потребления, количество детей и объема капитала, передаваемого каждому ребенку, учитывая издержки на воспитания и зависимость своей полезности от уровня полезности детей. Дополнительный ребенок уменьшает полезность, извлекаемую родителями от каждого отдельного ребенка. По мере развития страны рождаемость в конечном итоге падает, растущая экономика будет сдвигаться к устойчивому состоянию равновесия с низкой рождаемостью и высоким доходом на душу населения. Брак, рождения детей и другие формы семейного поведения реагируют на колебания совокупного выпуска и цен. Семейные решения вызывают долгосрочные колебания в экономике благодаря отсрочке в рождении детей и отсроченного рождения на численность рабочей силы.” 2 Беккер предполагает, что любая сторона семейной жизни имеет рыночную природу. Автору уже не важно, что именно он пытается объяснить: брачность, рождаемость, разводимость, сущность исследуемого - это товар. Надо, по Беккеру, использовать этот подход как универсальное средство, как машину, одинаково хорошо передвигающуюся по любой дороге, делающую кирпичи, стирающую белье и т.д. Беккер как бы случайно отбирает для анализа те факты, которые соответствуют технологии его объяснения, и отбрасывает те, которые противоречат заранее полученным выводам. Он не может объяснить закономерности развития семьи и демографического перехода, т.к. рыночный подход здесь уже не работает. Интересна экономическая концепция семьи и рождаемости, разрабатываемая Дж. Колдуэллом.

2. Анализ семьи по Дж. Колдуэллу

а) Каждый способ производства имеет свои экономические и зависящие от них демографические законы. Семейный способ Вв б) Те, кто господствуют в семье и принимают решения по всем аспектам её жизни, получают материальные и нематериальные выгоды от функционирования семейного способа производства. Высокая рождаемость выгодна именно им.

в) Семейный способ производства, в основном, самодостаточен, может существовать длительное время и в переходных к капитализму обществах и там, где капиталистические отношения не являются зрелыми. Семья может участвовать в нескольких сосуществующих способах производства.

г) Снижение рождаемости - следствие дезинтеграции семейного способа производства под влиянием капиталистических производственных отношений.

е) В семейном способе производства разные члены семьи получают различные преимущества. Материальные преимущества характеризуются типом и размерами трудовой активности, получаемых со стороны других членов семьи услуг, наличием свободного времени, правом диктовать свою волю.

ж) Материальные потоки в семье направлены от жены к мужу, от детей - к родителям. Господствует старшее поколение, в основном - мужчины. Такая система отношений стабильна, так как самим ходом жизни младшее поколение станет старшим и господствующим.

С переходом к капиталистическому способу производства происходит ломка системы отношений. Дети выключаются из семейного способа производства, их стоимость растет в связи с необходимостью их образования. Потоки богатства идут от старшего поколения к младшему. Более ценным становится труд вне семьи за заработную плату.

Необходимо включить в предмет экономической теории новые проблемы. Материальное производство нельзя сводить к производству материальных благ. Необходимо разработать теорию общественного производства непосредственной жизни, включающего два рода производства: средств к жизни и самих людей.


Глава 4

Аспекты анализа домохозяйства.


Современное обозначение домохозяйства. Оно представляет собой основную единицу социального и биологического воспроизводства, связанного с социально-экономической макроструктурой.

Домохозяйство не является полным соответствием понятию "семья". (совокупность лиц, проживающих совместно и связанных родством или свойством и общим бюджетом.)

Домохозяйство- имеет более строгую привязанность к его территориальным границам, не являющихся родственниками, и предопределяет существование экономических отношений собственности внутри домохозяйства.

Домохозяйство- уровень принятия решений о рождении детей и о других демографических событиях: семейное планирование, брак, миграции, решение оставить родительский дом.

Домохозяйство: представляет собой основную единицу социального и биологического воспроизводства, связанную с социально-экономической макроструктурой.

Исследуя механизм взаимосвязи домохозяйства и экономической макроструктуры возникает ряд проблем:

Каков механизм взаимодействия семьи и экономики, какова степень автономии от внешней экономической системы.

Возможно ли сопоставить домашний и профессиональный труд

Как распределяются профессиональные и семейные роли среди членов домохозяйства.

Каким образом факторы домохозяйства влияют на предложение женского труда, на спрос на женский труд, влияет ли разделение труда по полу в семье на изменения на рынке труда.

Является ли домохозяйство базисной единицей в процессе принятия экономических решений на микроуровне.


Взаимодействие семьи и экономики и степень независимости домашнего хозяйства от национальной экономики рассматриваются в теории " новой экономики домохозяйства".

Д. размещено внутри рыночной экономики и выполняет производственные и воспроизводственные функции согласно некоторому разделению труда.

Д. не имеет автономии и зависит от индустриальных обществ.

Д. рассматривается на срезе взаимодействия ряда рынков-рынка труда, рынка потребления товаров, финансового рынка (сбережений).

Д. является рыночной единицей, т. к. существует по законам рынка.

Все решения, принимаемые семьей, зависят от ценовых изменений в экономической среде.

Количественно оценить домашний труд можно используя концепцию затрат на подготовку человека. Полные затраты включают в себя затраты на удовлетворение физических потребностей, фактические затраты на ребенка и сумму дополнительных расходов, чтобы не пострадал жизненный уровень семьи от появления ребенка. Затраты оцениваются в денежных и физических единицах (годы труда).

Такой рассчет полных затрат даёт возможность оценить домашний труд, уровень взаимодействия домашних и профессиональных ролей, степени эксплуатации женского труда.

Идея оплатить труд домохозяйки достаточно утопична. Но идея компенсировать семье затраты при рождении ребёнка в целях создания возможности выбора альтернативных форм воспитания детей может быть реализована.

В нашем обществе сегодня популярны идеи о суверенитете семьи в принятии различных семейных решений. При всей правильности этой идеи предпочтение всё же должно отдаваться суверенитету личности.

Д. не должно рассматриваться в качестве однородной единицы.

Это сложная система отношений полов.

Как происходит распределение труда в домохозяйстве. В соответствии с теорией " новой экономики" деятельность семьи требует вложений в определенные навыки, т.к. семья получает выгоду, если её члены реализуют свои профессиональные возможности. Это вложения или в качестве прямых денежных затрат или времени.

Приоритет в воспитании детей отдаётся женщине. Однако воспитание детей и выполнение домашнего труда- это не природная роль для женщины, а социально сформированная и поддающаяся изменению.

Наличие у женщин семейных обязанностей ограничивает возможности её на рынке труда. Мужчин работодатели считают более "выгодными" работниками.

На отношения между полами в семье влияют общественные стереотипы. Юношей родители на западе устремляют на получение высокого образования и карьерное продвижение, из девушек стремиться воспитать хороших домохозяек.

Занятость матери ослабляет традиционные стереотипы в сознании детей на распределение ролей- положительно влияют на самоуверенность дочерей и умеряют амбиции сыновей.

Двухкарьерные семьи имеют меньше стрессовых ситуаций, если распределение семейных ролей осуществляется достаточно гибко

Концепция развития семейного цикла позволяет проследить механизм взаимодействия домохозяйственных факторов на определенном этапе развития семьи. В подростковой фазе (младшему 12-17 лет) с одной стороны подросток может заработать, с другой-образование становится платным. Это влечёт отток денежных

средств из семьи.

Стадии семейного цикла могут комбинироваться с производст-

венным трудом каждого члена или определять экономическую

ситуацию домохозяйства.

Зависимость между доходом домохозяйства и уровнем трудового участия женщин.

В низкодоходных семьях тенденция женской занятости. Это может объясниться исключительно невозможностью существования

семьи только на зарплату мужа. Данный феномен наблюдается в

нашем обществе.

В высокодоходных семьях увеличивается возможность оплатить уход за детьми.

Доходный уровень может влиять на изменение домашних и бытовых условий, на уровень жизни, возможность улучшить образование или профессиональную квалификацию.

На западе, в течение жизненного цикла семьи могут возникать фазы бюджетного давления: после заключения брака, когда идёт период установления хозяйства и рождение детей и в подростковой семье, когда затраты на высшее образование не покрываются заработками родителей.

В развивающихся странах: 1) семья с малолетними детьми, большинство детей не работает; 2) дети вступают в брак, рождение внуков. Подростковая фаза не является фазой давления - подростки приносят доход в семью, работают.

Для России: первая фаза давления: период установления хозяйства и рождение детей. Степень давления будет больше, чем на западе. Вторая фаза: дочь или сын вступают в брак, рождение детей у второго поколения.

Итак, домохозяйство является источником " неконкурентно-способности " женщин в условиях рыночной конкуренции. Рыночные силы направлены на снижение дискриминации, но решения принимаемые в домохозяйстве порождают новое распределение роли в рабочем процессе, усиливая дискриминацию.

С одной стороны, домохозяйственные факторы ограничивают предложение женской рабочей силы на рынке труда, ориентируя женщину на роль воспитателя детей и хранительницы очага. С другой, ограничивается спрос на женскую рабочую силу. Стереотипы в отношении " женских " и " мужских " ролей действуют на работодателей. При найме на работу предпочтение отдаётся мужчинам, т.к. любая женщина заранее воспринимается как невыгодный и нестабильный работник, имеющий домохозяйственную нагрузку.

Общие аспекты проявления доходного фактора

Влияющее на профессиональную занятость женщин:

Общий уровень дохода

Оценка домашней зарплаты каждого члена дома

Оценка личной собственности членов

Распределение доходов

Другие источники доходов

Конечное потребление.

В современных экономических условиях в домохозяйстве могут быть производственные отношения, то есть например, в фермерских хоз. или малом семейном бизнесе возможно включение продукции домохозяйства в рыночные структуры. Решение о том, чей труд будет оплачиваемым, будет зависеть от распределение производства и воспроизводства труда в домохозяйстве.

Типы классификации домохозяйств, связанные с

занятостью женщин.

1.Связана с типом семьи: полная, неполная, с детьми, без, с родственниками, несколько супружеских пар.

2.Виды брачных отношений: стабильные союзы, нестабильные

союзы, "визитирующие" и одинокие женщины.

3.Социальный статус: возможность оплатить уход за детьми.

Демографическая характеристика домохозяйства: размер, количество поколений, полововозрастная структура, семейный и брачный статус, отношение зависимости и иждивенчества.

Социально- экономические характеристики: территория проживания, занятость (полная, неполная), жилищные условия, доход,

образование членов.

Типы моделей женской занятости:

1. Беспиковая модель. Женщина не бросает трудовую деятельность в период воспитания ребенка.

2. Поздний пик: В старших и средних возрастах, когда закончен

период воспитания ребенка.

3. Ранний пик: Женщина участвует в трудовом процессе до рождения ребёнка. Идёт процесс вытеснения женщин из сферы

профзанятости.

4. Двойной пик: Женщина имеет перерыв в трудовом стаже.

Т. о. брак и наличие детей не имеют приоритетного влияния

на трудовую активность женщины.

В России сейчас наблюдаются две тенденции: снижается общий

уровень женской занятости и формируется модель двойного пика

(кризис, безработица, трехлетний отпуск по уходу за ребенком,

приводящий к дисквалификации или увольнению в случае реорганизации предприятия.

Многие из негативных социальных явлений, с которыми мы сталкиваемся в нашей жизни, - результат десятилетиями проводимой ошибочной, порой преступной демографической политики, направленной на уничтожение семьи. При этом идеологи коммунизма нередко опирались на ошибочное положение работы Ф. Энгельса « Происхождение семьи и частной собственности и государства ». Известен афоризм Н. Бухарина: «Дети принадлежат не семье, а обществу. В 60 годы повсеместно создавались школы-интернаты, причем не только для детей-сирот. Провозглашали, что при коммунизме все школы будут интернатами.

До недавнего времени предметом советской гордости был факт, что у нас самая маленькая в мире разница в оплате труда мужчин и женщин. Речь же шла не об истинном равенстве, а об уравниловке, при которой работник получал не за труд, а за факт существования. Тот же факт, что мужчины, как правило, работают больше, чем женщины, игнорировался.

Средства массовой информации внедряли в сознание нелепые представления о семье. Образ мужчины – кормильца, защитника- не создавали. Единственное положительное качество, которое предполагалось обязательным – быть защитником отечества. Но ведь основа Отечество – семья, и ее тоже надо беречь всю жизнь.

Провозглашенное равноправие мужчин и женщин на деле не выполнялось и не выполняется. Законы регламентирующие участие отца в воспитании детей, хотя и существуют, но добиться их выполнения бывает невозможно.

Доктор биологических наук В. Н. Геодакян предпринял попытку создать биологию пола. Мужской пол – авангард эволюции, отрабатывающий новые биологические решения, женский пол их сохраняет. По данным американского социолога Д. Карнеги, в подавляющем большинстве случаев причиной разводов служат сексуальная дисгармония.

Ценность мужчин в семье понижена.


Как укрепить семью?

1. В решении проблем семьи на государственном уровне приоритетным должно быть мнение не политиков, а ученых.

2. Закон должен гарантировать истинное равноправие (а не равенство, которое вообще быть не может) мужчин и женщин в семейных вопросах, и прежде всего в воспитании детей. 1

3. Прекратить дискредитацию мужчин в средствах массовой информации, литературе, искусстве. Вместо этого показывать реальный положительный образ мужчины хозяина дома, главы семьи (см. приложение № 3).

4. Что бы мы ни делали, всегда останется часть людей, которым не удастся создать семью. Общество должно учитывать интересы одиноких, а подрастающее поколение должно знать, что полноценная семья суждена не всем.

Приложение 1

Примеры домохозяйства.

Начало девяностых годов. Молодой крестьянин вернулся из армии к отцу в деревню. Семья отца была большая. Было принято решение – взять отрубную землю и строить усадьбу. Так на неосвоенном, неудобном участке в отдалении от села стали строить хутор Синицыны. Строили сообща, всей семьей по принципу: ты мне помоги сейчас, я тебе потом.

Поставили дом, распахали землю. Хутор расположился на площади около 6 га. Это – дом, хоз. Постройки, земельные угодия: посевы, покосы, пастбище, огород, сад, хвойные и лиственные насаждения – защитная лесополоса. Хоз. постройки скотный двор, дровяная баня, амбар, сельхозинвентарь, погреб, хранилище для зерна и сена. Жилой дом состоял из двух частей: летняя и зимняя половины.

Молодой крестьянин женился, семья росла. Прошли годы. Семья состояла из 13 человек: хозяин, жена хозяина, отец хозяина, 9 детей – восемь дочерей и один сын. Хозяин был основным работником в хозяйстве. Сына убили на финской войне. В хозяйстве работали все: и жена, и дочери. Основным источником существования было крестьянское хозяйство. Продукты питания: мясо, птица, мед, молочные продукты, овощи, грибы, ягоды давала земля, скот, труд, тяжелый, ежедневный. Овечья шерсть использовалась для изготовления валенок, одежды. Кожу животных обрабатывал сам хозяин, шил сапоги и легкую обувь для всей семьи. Он был большой мастер: делал веретена, домашнюю деревянную утварь, мебель, телеги, ткацкий станок. Женщины пряли лен, ткали холсты и шили одежду.

Весной в половодье ловили рыбу, охотились на зайцев, осенью заготавливали грибы, ягоды, делали соленья и запасы на зиму. Часть продуктов вывозили на продажу в город Череповец. На вырученные деньги покупали соль, сахар, чай, необходимую одежду, книги, посуду.

Семейные проблемы решали совместно: отец, мать, старшие дочери. Явного превосходства и главенства не высказывал ни один из супругов. Братья отца помогали делать тяжелую работу и ремонт. В остальном управлялись сами. Образование получили все, кто учился в школе, кто в техникуме.

После коллективизации домохозяйство распалось, хутор ликвидировали, землю распахали и отдали колхозу, дом перевезли в село, хозяйка умерла, дети пошли работать в город на бумажную фабрику, на фарфороразработки, на лесозаготовки. Жили на зарплату, хозяин пошел работать в колхоз, жил в селе, в маленьком доме с новой семьей.

Дети на хуторе воспитывались в трудолюбивой, доброжелательной семье. Сестры разъехались по всей стране, живут в квартирах. На месте хутора сейчас пустырь, заросший таволгой и лещиной.

Сейчас в России пытаются возродить домохозяйства. Это фермерские хозяйства, которые образовались в заброшенных колхозах. Мигрировавшие из городов, где остановились производства, семьи, пытаются организовать свои хозяйства. Например, переселенцы из Казахстана организовали семейную ферму, работают в хозяйстве все трудолюбивые члены, у каждого свои обязанности. Шестнадцатилетний сын ухаживает за стадом из 17 коров, убирает навоз, дочь 14 лет помогает сбывать молоко, яйца. Хозяин – глава семьи, заботится о качестве молока, выбирает и привозит корма, готовит землю под кормовые культуры, покупает коров.

Дом, доставшийся от колхоза, будет ремонтироваться.

Жизнь продолжается. Одно беспокоит хозяина – большие налоги.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема семьи важна для всех стран, независимо от типа экономической системы и уровня развития. Люди проводили большую часть своей жизни в состоянии зависимости от родителей в начальный период и от взрослых детей в старости. Брак – критический шаг для большинства людей, дети отнимают время, энергию и деньги родителей, причиной развода бывают экономические затруднения, психическая депрессия.

Итак, семья настолько важный институт. Что пытаться добиться объяснения ее поведения достойная задача для любой научной дисциплины. Добиться этого хотели многие выдающиеся личности с древности и до нашего времени. Древнегреческие философы Сократ и Ксенофонт. Их советами пользовались многие поколения. Русский “Домострой’’ 16вв. был незаслуженно забыт на многие столетия. Советская власть считала его мещанским пережитком, а жаль, его полезные советы и наставления очень бы пригодились молодым семьям и многих спасли бы от распада.

Много времени посвятил истории появления и развития видов семейных образований классик марксизма Ф. Энгельс. Причины массовой бедности населения. Проблемы рождаемости, ответственности за своих детей интересовали английского священника Мальтуса.

Наши современники Беккер и Колдуэлл пытались объяснить природу и функционирование семьи, закономерности его формирования. Семейные роли ее членов, переход семьи от многопоколенной к нуклеарной, уменьшению рождаемости. Справедливо будет сказать, что экономический подход внес огромный вклад в понимание причин резкого падения рождаемости на протяжении последних 100 лет, бурного притока с конца 50 гг. замужних женщин на рынок труда и других изменениях в семьях.

Сегодня экономика семьи – признанная и успешно развивающаяся область экономической науки. Число экономических исследований семьи растет. Они оказывают влияние на подход представителей других социальных дисциплин к этому фундаментальному институту.

Список литературы.


1.Антология экономической мысли в двух томах

2.Беккер Г. «Экономика семьи и макроповедение»,

США-ЭПЧ, 1994, №3 стр.93-97, №2 стр.99-107

3.Зверева Н.В. «Экономический подход в исследованиях

семьи в современных условиях», Вестник МГУ, серия

«Экономика», №6, 1994, стр.38-49

4.Калабихина И.Е. «Некоторые аспекты теоретического

анализа домохозяйства», Вестник МГУ, серия «Экономика»,

1995, №5, стр.28-41

5.Ксенофонт «Воспоминание о Сократе», «Домострой»

6.Розанов И.Д. «История русской экономической мысли»,

газета «Экономика и жизнь»

7.Сапунов В.К. журнал «Чудеса и приключения», №3, 1999,

8.Проневская И.В. «Семья в социальной философии Сократа, Платона и Аристотеля», Вестник МГУ, серия «Социология и политология», 1998, №4, стр.129-137

9.Эггельс Ф. «Происхождение семьи, частной собственности

и государства», Избранные сочинения, т.6, М., Политиздат,

Регулирования природопользователя, но продолжает уничтожать колоссальные дары природы. Нет сомнения, что изобретательный человеческий ум в конце, концов все же найдет им замену. Теория Джона Мейнарда Кейнса Дж. М. Кейнс – своего рода революционер экономической науки нашего века. Английский экономист, влияние которого на экономическую мысль в XX века сравнимо с воздействием Адама Смита и Давида...




...). Мы придерживаемся точки зрения, согласно которой региональная экономика является ветвью общей экономической теории, относящейся к разделу «Мезоэкономика», то есть рассматриваем региональную экономику как часть крупную подсистему национальной экономики (Макроэкономики). Курс методологически опирается на основы экономической теории и органически связан с конкретными экономическими дисциплинами, ...

Описания общей экономической картины, выявления главных факторов, получения приближенных представлений, ориентиров. К теоретической экономике относят экономическую теорию (политэкономию), которая и родилась как теоретическое направление в экономической науке, связанное с выявлением общих закономерностей протекания экономических процессов. Тесно примыкает к экономической теории моделирование, а...

27.06.2016 17:22

Некоторые ситуации, происходящие в современных семейных и личных отношениях, и вызывающие споры и возмущения некоторых из нас, станут яснее и понятнее, если мы внимательно рассмотрим и узнаем процесс формирования семьи в историческом аспекте. На изучение истории семьи меня подтолкнул случай с одним из моих пациентов, который, ничего не стесняясь, завел вторую жену и поселил её вместе с первой, ссылаясь на то, что его поступок соответствует положениям в книге Ф. Энгельса и «Манифесту Коммунистической партии».

История - очень важна для нас, без нее трудно понимать процессы, которые происходят в настоящем. Для человечества уже много веков считается нормой - моногамный брак, но в древние времена всё было иначе.

Развитие человечества имеет несколько этапов.

Первый этап - это дикость, которая в свою очередь делится на несколько ступеней. На низшей ступени, длящейся несколько тысячелетий, люди ещё не готовили пищу и жили естественно, на природе, собирали съедобные растения, орехи. Возможно, в это время начинает формироваться речь. Во время средней ступени люди открывают огонь, создают первые орудия труда, начинают употреблять в пищу рыбу. Жить начинают не просто там, где придется, а выбирают места рядом с рекой. На высшей ступени орудия усложняются, создаются первые лук и стрелы, с помощью которых становится возможным охотиться на дичь.

Второй этап — варварство. Он делится также на ступени. На низшей ступени люди приручают животных, выращивают растения, а также начинают заниматься гончарным делом. Средняя ступень отличается тем, что люди начинают строить дома с применением камня и кирпича. Выращивают растения для пропитания и создают систему орошения для ухода за ними. Из домашних животных образуются стада, люди лучше питаются благодаря молочной пище.И уже на высшей ступени человечество входит на путь цивилизации, который начинается с применения медной руды для производства орудий и создания письма.

Третий этап - это цивилизация, во время которого все уже приобретенные навыки развиваются, расширяется производство, распространяется искусство.

Но что же о семье? Известен факт, что стадо образуется только там, где есть полигамия. Там же, где существует крепкая семья - возникновение стада крайне редко. Семью ограничивает ревность самца, и она же отделяет семью от стада. Ревность в стаде отсутствует, там все самцы терпимы друг к другу, поэтому существование крупной группы возможно. В таких стадах и происходил переход от животных к человекоподобным, а потом к человеку. Поэтому благодаря полигамии мы стали людьми и существуем до сих пор. Можно сказать, что полигамия - это часть нашей природы и она естественно присутствует в нас, поэтому бороться с ней бессмысленно. Намного полезнее попробовать вписать ее в существующие рамки принятой в обществе полигамии.

До того, как создать моногамный брак, человечество прошло целый путь развития и образования следующих типов семей.

Групповой брак

Сначала существовал групповой брак, в котором участвовали множество мужчин и женщин, принадлежащих друг другу. Такая форма отношений практически исключала ревность, и именно она способствовала формированию человеческого общества. Такой период полигамии существовал достаточно долго. По мнению Ф. Энгельса ревность появилась намного позже и больше была социальной, нежели биологической.

Биологическая ревность больше присуща мужчинам, ведь потомство несет гены, а значит, продолжает тебя и твой род, поэтому очень важно быть уверенным в верности женщины. Но в древние времена ещё не было понимания чистоты потомства, ничего не знали о кровосмешении. Никого не смущали половые отношение между родственниками, братьями и сестрами и даже между родителями и детьми.

От таких союзов рождались болезненные дети, которые долго не жили. И только позже, с открытием кровосмешения и запретом на кровнородственные связи, перестали тратить время и средства на выхаживание нежизнеспособных детей. Но даже при таких свободных нравах иногда образовывались пары, которые неосознанно для себя какое-то время были моногамными, жили вместе, трудились.

Кровнородственная семья

Первой ступенью семьи стала кровнородственная семья, в которой отношения между детьми и родителями отсутствовали, но половая связь между братьями и сестрами принималась как само собой разумеющееся. Такой вид семьи давно исчез, но ее некоторые элементы можно встретить у племен аборигенов Гавайских островов. Аналоги таких отношений встречаются и в современном обществе. Яркий пример - семейные ритуальные празднования и встречи. Но обычно, секс здесь не доходит до окончательной стадии из-за принципов морали или других обстоятельств.

Всё это свидетельство того, что людям не удалось реализоваться профессионально, и свою энергию они пускают на отношения с родственниками. Если супруги действительно увлечены друг другом, то необходимость посещения подобных мероприятий у них практически отсутствует.

Пунуальная семья

Следующий вид семьи - пуналуальная, в ней брак между братьями и сестрами запрещен. Такие группы становились развитее и сильнее, нежели племена с кровосмешением. В пуналуальных семьях женщина может быть общей женой нескольких мужчин, но среди которых нет ее родных братьев. И наоборот, мужчина может быть общим мужем ряда женщин, и среди них нет его сестер.

В наше время такая форма тоже может проявляться в так называемых «шведских» семьях, поэтому опять же - не осуждайте никого, у всех нас одна история. В групповых семьях не всегда известно кто отец ребенка, так как мужей несколько, но мать всегда известна - поэтому род в те времена начинался вестись по материнской линии - так возник институт рода. Все родные сестры с братьями и детьми, имеющие одну мать-основательницу составили первый род.

Парная семья

Внутри групповых семей могли образовываться пары, которые длительное время жили вместе, привыкали друг к другу и обосабливались. Так формировались парные семьи. Те семьи, в которых не было кровосмешения, давали более здоровое потомство и соответственно в дальнейшем такие семьи и племена становились сильнее кровнородственных групп. Но в какой-то момент количество женщин уменьшилось и им приходилось платить какой-либо выкуп, чтобы жить только с одним мужчиной.

Парная семья появилась в переходный период от дикости к варварству, у нее ещё нет своего хозяйства и имущества. Также важный момент - теперь в семье появился один отец, все дети были от одного мужчины, который обеспечивал быт и добывал еду. В случае разлада в семье и развода - мальчики оставались с отцом и в роду, а девочки вместе с матерью исключались из него. Так появилась патриархальная семья, в которой права женщины стали ущемляться, она вместе с детьми стала собственностью мужа.

Моногамная семья

Возникновение моногамной семьи из парной - начало эпохи цивилизации. Глава моногамной семьи - мужчина, который является отцом детей, и изменять ему жена не имеет права. При этом муж может изменять, иметь рабынь, но жена принижена и занимается домашним хозяйством, не участвуя в общественных делах. В это время получает широкое распространение проституция. Моногамные семьи в своей основе имели экономические аспект - общее имущество, что было важнее любви, можно сказать - это были браки по расчету. Появляется неравенство полов, мужчины подавляют женщин.

Свобода в половых связях с введением моногамного брака не исчезла - развитие получила проституция. Женщины, в свою очередь, заводили любовников, а установление отцовства детей, рожденных в браке, основывалось только на нравственных аспектах.

Несмотря на форму брака, люди не меняются, в браке они остаются такими же, какими они было до него, поэтому со временем любой брак становится похож на спокойное сожительство, называемое тихим семейным счастьем.Когда брак заключается по расчету, он так или иначе принимает вид проституции, намного чаще с женской стороны, единственное отличие в том, что женщина продает свое тело один раз и навсегда, попадая при этом в рабство. В современное время очень часто в “приличных” семьях дочерей настраивают на то, что нужно искать богатого жениха, который будет ее обеспечивать.

Моногамная семья: кризис или эволюция?1

Не могут не вызвать удивление панические разговоры не только филистеров, но и отечественных демографов и социологов по поводу кризиса семьи. Чем же подпитывается такой пессимизм? Как правило, на протяжении последнего столетия ссылаются на одни и те же факторы: увеличивается число одиноких мужчин и женщин, растет количество разводов, снижается уровень рождаемости, становится больше «неполных» семей, интенсифицируются внебрачные связи и т. д. Рассмотрим две из обозначенных эмпирических закономерностей - разводы и рождаемость.

Кривая разводов на протяжении текущего века непрерывно росла. Так, в 1913 г. на 95 млн. православного населения Синодом было зарегистрировано около 4 тыс. разводов, к 1990 г. население страны выросло примерно в 3 раза, а количество расторгаемых браков более чем в 240 раз.

Значение разводов оценивается специалистами неоднозначно. Нередко развод интерпретируют как угрозу семье, подчеркивая исключительно негативные последствия прежде всего для детей. Со второй половины XX в. расторжение брака стало восприниматься как неотъемлемый компонент современной семейной системы. Осознание того факта, что развод является не причиной, а симптомом кризиса брака, приводит к переносу акцента в исследованиях на неформальную стабильность семьи. С этим же связана тенденция к переоценке разводов, признание за ними и позитивных моментов - средства прекращения конфликтов или урегулирования новой семейной ситуации.

Как бы ни оценивался развод с позиции нравственности - зло или добро - постановка задачи его предотвращения бесперспективна. Надо признать сомнительными попытки объяснить рост кривой разводов каким-либо частным фактором. Да и мотивы самих разводящихся, и последующая саморефлексия бывших супругов не могут пролить свет на истинную подоплеку прекращения брака. Одна часть женщин описывает послеразводную ситуацию в теплой тональности (расцвела, поправилось здоровье, появилась уверенность в себе, похорошела и прибавила в весе и т. д.), другая - оперирует исключительно холодными тонами (развестись хотела, но освобождения не ощущаю; после развода - одиночество, неполноценность; это похоже на похороны настоящего друга и т. п.).

Рост числа разводов, по моему убеждению, не в последнюю очередь предопределен переходом от «сватовства» как способа заключения брака к индивидуальной избирательности, или в более широком плане - к принципиально иному типу семейных отношений. Свобода выбора партнера имплицитно подразумевает и свободу расторжения супружества, если оно складывается неудачно.

Другая актуальная проблема семьи - проблема рождаемости.

Отрицать резкое снижение рождаемости было бы абсурдом. Так, в Ленинграде в 1990 г. среди всех родившихся 62\% составляли первенцы молодых матерей. Доля рождений вторых и последующих детей уменьшилась. И это тревожит. Первый ребенок практически появляется спонтанно, его рождение в большинстве случаев не планируется. По сравнению с предыдущими годами, как следует из того же источника, увеличилось число рождений у женщин моложе 20 лет на 2\% и у несовершеннолетних на 11\%, т. е. рост числа рождений происходит лишь в тех когортах, где сексуальность напрямую не связана с прокреацией (см.: Основные показатели демографических процессов в Ленинграде и Ленинградской области. Стат. сборник. СПб., 1991).

Факт снижения деторождения, таким образом, несомненен. Чем же это объяснить? Подавляющее большинство исследователей связывают падение рождаемости с резким ухудшением социально-экономической ситуации в стране. И в этом есть доля истины. Ибо и в тех странах, где социально-экономическое положение несравненно лучше, малодетные семьи составляют большинство (к примеру, в ФРГ или Франции). Отсюда, настаиваю я, все перечисленные процессы, в том числе разводимость и прокреация, по преимуществу обусловлены историческим типом семьи.

Еще в начале 80-х годов мною была высказана гипотеза о наличии трех идеальных исторических типов моногамии (см.:

Голос) С. И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. П., 1984). Эта идея не осталась незамеченной. Одни специалисты (Антонов А. И., Борисов В. А.) предали ее анафеме; другие (Арутюнян М. Ю., Заикина Г. А., Малярова К. В.) - разглядели в ней определенный эвристический принцип. Минуло почти десятилетие, и ныне немногочисленные демографы и социологи стали разрабатывать концепцию многообразия семейных типов. «Исторический тип семьи - как старый, так и новый, - задает лишь общие границы, внутри которых могут реализоваться соответствующие этому типу модели семьи... Это разнообразие имеет двоякое основание. С одной стороны, оно связано с продолжающимся переходом к современному типу семьи, с другой - с постпереходным плюрализмом ее форм» (А. Г. Вишневский. М., 1992.). Не все из сказанного представляется бесспорным. Главное - признание множественности идеальных типов семьи и фактического разнообразия их форм.

Анализ семьи, как любой системы, имеет два вектора: один направлен на раскрытие внутреннего механизма ее функционирования и взаимодействия элементов; другой - в окружающий семью мир, взаимодействие с которым составляет ее внешнее функционирование. Если соотношению семьи и общества в отечественной научной литературе уделялось много внимания, то изучение имманентных закономерностей оставалось в тени. Перенос исследовательского фокуса на собственные закономерности поставил задачу нетрадиционного определения понятия «семья».

Семья- это совокупность индивидов, состоящих по меньшей мере в одном из трех видов отношений: кровного родства (брат - брат, брат - сестра и т. п.), порождения (родители - дети), свойства (муж - жена). Характер названных отношений (грубо говоря, авторитарный-эгалитарный) может, по моему убеждению, служить критерием, определяющим этап развития моногамии. Следуя этой логике, можно сконструировать три идеальные исторические типа семьи: патриархальный (или традиционный), детоцентристский (или современный) и супружеский (или постсовременный).

Наиболее архаичный тип - патриархальный. Он опирается на зависимость жены от мужа и детей от родителей.

Этот тип возник в результате ниспровержения материнского права. Одной из иллюстраций перехода от материнского к отцовскому счету родства может послужить обычай «кувада» (от франц. cuvade - высиживание яиц), обнаруженный у примитивных племен Африки. После разрешения от бремени женщина сразу же приступает к повседневной деятельности, мужчину же укладывают в постель. Он имитирует схватки и послеродовую слабость, за ним тщательно ухаживают. Отец таким образом демонстрирует свою решающую роль в воспроизводстве потомства.

Главенство мужа, в частности, проявляется в том, что в его руках сосредоточены экономические ресурсы и принятие основных решений. В соответствии с этим и произошло жесткое закрепление внутрисемейных ролей. Было бы большим упрощением полагать, что изживание экономических и нравственных приоритетов главы семейства и сопутствующих обычаев происходит с легкостью. Напротив, имеется немало свидетельств, указывающих на сложность и противоречивость этого процесса. Мы сталкиваемся с практическим многообразием традиционных форм. Согласно М. Г. Панкратовой, в марийской семье, например, глава семьи (указали 4/5 опрошенных в 70-е годы) - мужчина. Сохраняется семейный этикет. Жена и мать мужа стараются подчеркнуть престиж мужчины - главы семьи. Жена уважительно отзывается о муже (по меньшей мере при гостях и посторонних), оказывает особое внимание свекру и свекрови. В домашнем, быту более 90\% семей сохраняют унаследованное разделение работ по полу. Стойкое и искреннее почитание традиций обнаруживается в Грузии.

Эстонские социологи сравнили ответы студентов коренной национальности из Тартуского и Тбилисского университетов относительно их семейных ориентации. Молодых людей спросили: возможны ли добрачные сексуальные отношения для мужчин и для женщин? Студенты из Тбилиси ответили - только для мужчин, большинство студентов из Тарту не увидели в этом отношении разницы между мужчинами и женщинами. Каждый третий эстонский студент расценил расторжение брака как естественное явление. В Тбилиси такое суждение высказали лишь 2\% респондентов. Треть грузин ответили, что они о возможности развода никогда не задумывались. И, наконец, следующий вопрос: если между супругами возник конфликт, то как он должен разрешаться? С точки зрения грузинских студентов, последнее слово за мужчиной. По мнению молодых людей из Тартуского университета, супругам следует обсудить причины возникшего конфликта и только затем принимать по возможности согласованное решение. Вывод прозрачен: молодежь Тбилиси по преимуществу ориентирована на патриархальные ценности.

Еще рельефнее проступают следы классической формы традиционной семьи в среднеазиатском регионе. У коренного населения наряду с уже описанными обычаями обнаруживаются и более древние. Скажем, до сих пор в ходу (в основном, правда, в сельской местности) обряд публичной демонстрации простыни после первой брачной ночи.

В России патриархальные принципы, хотя и не в столь откровенной форме, также живучи. Напомню две патрилинейные традиции: невестка меняет свою родовую фамилию на фамилию мужа; при названии новорожденного используется реестр семейных имен.

Другая центральная ось семьи: отношения родители - дети. В традиционной семье на протяжении многих лет господствовала абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания.

В отношениях порождения, нет сомнения, осталось меньше ритуалов, чем в супружеских отношениях. И тем не менее, один из обычаев довольно устойчив - «сватовство». У народов, исповедующих ислам, в большинстве случаев брачные договоры до сих пор заключаются между родителями; молодые люди становятся действующими лицами только после этого. Согласно мусульманским нормам, воля родителей - закон для детей, даже если она направлена против их интересов. Остается только удивляться наивности местных демографов и этнографов, которые, прикрываясь сомнительным идеалом стабильности семьи, склонны защищать все без исключения патриархальные предписания. Вот типичный пассаж: «...направляя острие идейно-воспитательной работы против купли-продажи невесты (калым), нельзя игнорировать связь этого обычая с элементами традиции уважительно подчиненного отношения детей к старшим и особенно к своим родителям, с установками своеобразного укрепления семейно-брачных отношений и института семьи в целом».

Итак, смысл патриархальной моногамии упрощенно можно свести к двум принципам: жесткой половозрастной субординации и отсутствию индивидуальной избирательности на всех стадиях семейного цикла. Эти принципы в текущем столетии в разных национальных регионах с разной степенью интенсивности подвергаются пересмотру. И когда сегодня подчеркиваются кризисные явления, то, надо понимать, речь идет в первую очередь о традиционном типе семьи. На самом деле эмансипация женщин и все ей сопутствующие социально-экономические перемены подорвали (но не ликвидировали) основы авторитарности, и как следствие - рост числа разводов, снижение уровня рождаемости, переоценка понятия «девственность» и т. п. Немало исследователей усмотрели в указанных тенденциях угрозу семье вообще и стали активно призывать к реставрации патриархальности. Не стоит заблуждаться на этот счет: попытки реанимации ее как массовой формы обречены на провал.

Со второй половины XIX в. в Европе формируется детоцентристский тип семьи. Для него характерно возвышение роли частной жизни, чувственной стороны брака и интимности. Более или менее равноправные отношения между мужем и женой привели к появлению устойчивой зависимости экспрессивной удовлетворенности от супружества, с одной стороны, а с другой - к осознанию того, что сексуальность, практикуемая в границах брака, не сводима к деторождению. Все это наводит супругов на мысль о необходимости планировать время рождения детей и их количество. В силу этого ограничивается репродуктивный период непродолжительным временем (в пределах 5-10 лет) и рождением одного-двух детей. Желанный ребенок превращается в объект родительской любви и стойкой привязанности. Тем самым канул в Лету обычай многодетности.

Решение о количестве детей принимают, по преимуществу, сами супруги. Возможности внешнего давления, как показывает практика, даже тщательно разработанные меры демографической политики (например, такой, как французская после второй мировой войны) предельно малы. Следует подчеркнуть, что детоцентристская семья по природе - малодетна.

В нашей стране поведение родителей, мотивированное интимно-эмоциональной привязанностью к детям, получило массовое распространение со второй половины текущего столетия. Даже в деревенской семье, где в недавнем прошлом детям не уделялось особого внимания, с 60-х годов многие родители, в том числе и те, кто сам окончил лишь начальную школу, мечтают дать детям максимально возможное образование. Дети, судя по высказываниям большинства опрошенных сельских жителей, - главный смысл семьи. Перемены в этом направлении подмечены и в среднеазиатском регионе. По наблюдению местного этнографа, в киргизской семье, сколь бы скромным ни был ее бюджет, изыскиваются средства на покупку одежды детям, посещение ими кино и т. п. Многие родители стремятся дать им образование и специальность.

Повышение материальных и духовных забот о детях - явление положительное. Однако гипертрофия долга, дополненная отходом от аскетической традиции, подчас приводит к противоположным результатам. Вредит и избыток нежности. Это можно наблюдать при изучении детей-невротиков. Согласно клиническим исследованиям, матери детей, страдающих неврозами, в отличие от матерей контрольной группы, реже общаются с ребенком на равных. Они навязывают ему свое мнение, не позволяя ребенку проявить самостоятельность.

Не боюсь ошибиться, утверждая, что детоцентристский тип семьи - существенный шаг в эволюции моногамии. Впрочем, лучшее доказательство - детальное рассмотрение характера супружеских отношений, а затем и отношений порождения.

Зарождение избирательности в предбрачный период предопределило новую семейную стратегию. Коль скоро выбор - основа личности (Б. Ф. Поршнев), то совместное проживание мужа и жены в условиях отсутствия ритуализированных ожиданий и однозначно закрепленных ролей требует адаптации их индивидуальных планов и поведенческих стереотипов относительно друг друга. Иначе говоря, должен возникнуть ряд тесно связанных между собой приспособительных отношений, каждое из которых в большей или меньшей (но непременно в значимой) степени оказывает воздействие на стабильность индивидуальной семьи. И действительно, судя по моим эмпирическим материалам (опрос 1978,1981 и 1989 гг.), существует семь адаптационных ниш: духовная, психологическая, сексуальная, информационная, родственная, культурная и бытовая. Эти ниши имеют подвижную иерархизированную структуру, сдвиги в ней предопределяются стадией развития индивидуальной семьи. К примеру, в начальной стадии, т. е. в промежутке между вступлением в брак и рождением ребенка, иерархия такова: духовная, психологическая, сексуальная и культурная. На следующей стадии «культурная» вытесняется «бытовой». Казалось бы, идея многовариантности и иерархичности адаптационного синдрома тривиальна, и тем не менее она практически до сих пор игнорируется. Специалисты, проявляющие интерес к проблемам семьи, нередко гипертрофируют одну из приспособительных сторон. Как правило, ту, которая соответствует их научному профилю, и недооценивают остальные. Появился ряд работ, приписывающих особое место психологической совместимости супругов. «Единство взглядов, эмоционального настроя, достижения взаимопонимания, примерно одинаковая оценка жизненных ситуаций, требование к сотрудничеству - все это входит в какой-то мере в понятие психической совместимости». Здесь дается расширительное толкование «психической совместимости», которая охватывает наряду с действительными показателями «психологического» (эмоциональный строй, свойства характера, тип темперамента) элементы духовности и культуры (единство взглядов, оценка жизненной ситуации). Однако даже принятие такой безбрежной трактовки «психологического» оставляет за его рамками сексуальную, бытовую и родственную адаптацию. Чем же вызвано именно такое представление о самодостаточности психологической совместимости?

Человеческая деятельность в индустриальном городе, как известно, регулируется формализованными правилами, нормами и поведенческими стереотипами. Отношения в сфере производства регламентированы технологическими нормативами и статусными предписаниями, нарушение которых автоматически влечет за собой дезорганизацию трудового процесса. Оказываясь за пределами своего предприятия, индивид сталкивается с иной, но в принципе столь же безликой системой - бытовой. (Иллюстрацией этой мысли могут служить взаимоотношения продавец - покупатель.)

И еще одна сфера деятельности - досуг. В свободное время, казалось бы, открывается широкая возможность для раскрытия личностного потенциала человека. Но на самом деле досуг в условиях крупных городов в принципе массовиден. В нем выработались культурные формы, способные на короткое время объединить совершенно незнакомых людей. Они требуют небольшого пространства на каждого участника, предполагают лишь минимум подготовки и мало рассчитаны на общение (спортивные феерии, эстрадные шоу, кино и т. п.).

В этих условиях семья оказывается той универсальной общностью, где в повседневных неформальных контактах супругов и родителей с детьми при благоприятно складывающихся отношениях восполняется дефицит личностного общения и тем самым «растворяется» негативная психическая и эмоциональная энергия. Если же психологической совместимости нет, это приводит к устойчивым конфликтам и дистрессу (к примеру, «бегству в болезнь»).

Не менее важным показателем индивидуализации супругов в рамках семьи является мера их сексуальной адаптированности. Еще относительно недавно в отечественной научной литературе было распространено мнение, что сексуальное приспособление в общем-то не оказывает существенного влияния на супружество. В последнее десятилетие эта точка зрения активно пересматривается. Больше того, часть сексопатологов, исходя из увеличения жалоб по поводу сексуальной дисгармонии, по закону маятника «качнулись» в противоположную крайность: стали считать дисгармонию главной причиной конфликтов и разводов. На чем же основано это утверждение? Вероятно, на клинических наблюдениях. Но ведь к врачам обращаются относительно немного мужчин и еще меньше женщин. Вместе с тем надо признать, что в супружеских отношениях гармония тела столь же важна, сколь и духа. А путь к гармонии тернист.

В условиях экономической поляризации населения нельзя обойти вниманием смысл бытовой адаптации. Мне уже доводилось дискутировать с теми специалистами, которые напрямую сопрягали жилищные условия, уровень доходов, насыщенность домашнего быта механизмами, совершенствование сферы обслуживания и т. п. с интенсивностью конфликтов и разводов. Трудно сказать, чего в этих заявлениях больше: наивной веры во всемогущество технического прогресса или неспособности проникнуть в многоликий мир личности. Ведь не секрет, что с середины 60-х годов большинство горожан стали проживать в отдельных квартирах. Но тем не менее это обстоятельство не повлекло за собой снижения числа разводов. Напротив, кривая разводов неуклонно стремится вверх. Почему?

В XX в. рост российских городов происходил преимущественно за счет сельчан. Мигранты нескольких поколений, оказавшись основными съемщиками коммунальных квартир, привнесли с собой и дух общины. Эти принципы, по-видимому, не только содействовали смягчению семейных напряжений, но и поддерживали низкую норму «комфорта» (согласно обычаю - «не выделяться»). Переезд в отдельную квартиру способствует кризису общинной идеологии и формированию поливалентного представления о комфорте, зависящем теперь в решающей мере от реального социального статуса индивида и ощущения им своей личной значимости. Хотя роль комфортабельности быта возрастает, но сказывается она опосредованно через «встроенность» в систему супружеских и родительских отношений. Сам же по себе благоустроенный быт не является гарантом семейной устойчивости. По моим данным, среди супругов, достигших высокого уровня сексуальной экспрессии, более 60\% психологически адаптированные, у каждой третьей пары эти отношения напряженные и только 7\% - оказались несовместимыми. Или другой штрих: 3/4 мужчин из общего числа убежденных в полном духовном взаимопонимании с женой испытывают от сексуального общения с нею удовольствие, остальные - удовлетворение. Среди духовно неадаптированных супругов уровень сексуальной отзывчивости жен (по оценке мужей) распределился так: менее 40\% - высокий, 44 - удовлетворительный и 16\% - низкий. Из всего изложенного следует, что, с одной стороны, между адаптационными нишами существует тесная связь. Словом, если отсутствует психологическая, бытовая или духовная совместимость, то трудно ожидать, скажем, сексуальной гармонии. Нельзя не заметить и относительную автономию приспособительных каналов друг от друга, что, полагаю, объясняется многообразием человеческих потребностей и способов их удовлетворения.

Я остановился подробно лишь на трех составляющих адаптационного синдрома, так как дальнейшая детализация (к примеру, раскрытие роли разветвленных родственных отношений) не даст никакого прироста знаний.

До сих пор речь шла лишь о внешнем поведенческом слое отношений. Более глубокий - интимность (intim - внутреннее). В отечественной научной литературе понятие «интимность» нередко употребляется в качестве эвфемизма сексуальности. По-видимому, это наследство традиций, идущих от ортодоксальной христианской морали, которая относилась к самоценности физической близости откровенно враждебно. Когда же говорится об интимности как атрибуте семьи, то подразумевается, что индивидуальность мужа и жены (соответственно родителей и детей) не только не противопоставляет их друг другу, а наоборот, благодаря созвучию экзистенциальных ценностей способствует более тесному сближению. Образно говоря, супружескую интимность (что, разумеется, касается и отношений порождения) можно представить как своего рода монаду, соединившую воедино две индивидуальности, образующие таким образом качественно иную близость, нежели адаптация. На инструментальном языке интимность - это взаимная симпатия, расположенность, признательность и эротическая привязанность мужа и жены, родителей и детей.

Казалось бы, если интимность в самом деле содействует супружеской удовлетворенности, то она, по всей вероятности, должна сопрягаться со всем адаптационным веером. И это действительно так. Данные опросов указывают на корреляционную зависимость параметра «интимность» по меньшей мере от четырех составляющих синдрома: психологической, духовной, сексуальной и информационной. Стало быть, ценности адаптации и интимности не просто сосуществуют, а составляют единую структуру, объединяющую мужа и жену и по внешнему поведенческому периметру, и по внутриличностным каналам, образуя тем самым частный стиль жизни. Посмотрите: приватность предоставляет в век интенсивных контактов любому человеку (от заводских рабочих до президентов) уникальную возможность снять маску, стать хотя бы на время самим собой.

Из всего вышесказанного образ детоцентристской семьи кажется более привлекательным. И хотя для такого мнения есть определенные основания, однако не стоит питать иллюзий. В конечном счете и в этой семье сковывается, ограничивается проявление личностного потенциала, что с наибольшей очевидностью проступает по линии родители - дети. Вместе с тем надо не забывать следующего. Здесь представлен идеальный тип, в реальной же практике его формы разнообразны. Ведь даже такой унифицированный, детерминированный жестким обычаем тип семьи, как патриархальный, и тот неоднороден. Возможность развертывания многообразия детоцентристского типа заложена изначально, по всем трем линиям отношений, неоднозначностью механизмов адаптации, интимизации и их взаимодействия.

В последние десятилетия наблюдается зарождение еще одного типа моногамии, который я условно назвал супружеским. В такого рода семье стратегическое отношение определяется не родством (как в патриархальной) и не роди-тельством (как в детоцентристской), а свойством. Понять это можно так. Норма семейной жизни меняется: родители в такой семье отказываются полностью подчинять собственные интересы интересам детей. Попутно отмечу, что зафиксированное движение расценивается частью исследователей как одно из фундаментальных, определяющих лицо современной цивилизации.

Супружеская семья- исторически наименее стереотипизированное образование. Если иметь в виду зрелую ее стадию, то здесь открываются уникальные возможности для отхода от господства зависимых отношений и раскрытия деятельной палитры по всем структурным составляющим: муж- жена, родители -дети, супруги - родственники, дети - прародители. Иными словами, в границах одного семейного типа возникают разнообразные и богатые отношения между полами и между поколениями, возможности индивидуальной самореализации для всех. Эта общая идея, чтобы быть адекватно воспринятой, требует уточнений.

Первое. Почему возлагаются особые надежды на супружество, разве в прошлом его не было? Да, не было. Само собой разумеется, супруги, т. е. муж и жена, по меньшей мере в европейском цивилизованном обществе, составляли первооснову семьи. Но я веду речь не о супругах, а о супружестве.

Супружество - это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое имманентными ему ценностями. Подчеркну неинституциональный характер связи и симметричность прав и ответственности обоих супругов. Это, кстати, и указывает на исторически недавнее происхождение данного феномена. В самом деле, принципы, лежащие в основе супружества, могли практически реализоваться лишь в результате социальных сдвигов, сопровождавшихся индивидуализацией мужчин (расширение избирательности, внутренней ответственности, усиление самоконтроля) и распространением обозначенных качеств на женщин, что, согласитесь, было бы невозможно без их экономической и гражданской эмансипации.

Второе уточнение связано с дешифровкой ценностей постсовременной семьи. По-видимому, нет особой нужды доказывать общность «корней» детоцентристского и супружеского типа. Они базируются на одном и том же - институте ухаживания. Отсюда неудивительно и совпадение двух базовых ценностей - адаптационного синдрома и интимности. Вместе с тем между современным и постсовременным типами семьи есть и существенное различие. Приведу простой пример. Где-то через десять-пятнадцать пет совместной жизни жена (муж) только собирается открыть рот, а муж (жена) может с большой достоверностью сказать, о чем пойдет речь. Этот момент опасен: брачные партнеры хорошо адаптированы, а потому легко предсказывают реакцию другого, что открывает путь отчуждению. В детоцентристской семье рутинность нередко способствует либо переносу акцента на отношения порождения, либо вовлечению одного из супругов (иногда и параллельно) в пьянство, наркоманию, сексуальный разврат. Все это, разумеется, чревато конфликтами и разводами.

В постсовременной семье вырабатывается антирутинный механизм-автономия.

Важно не забывать прописную истину: социализированный человек в каких-то пределах автономен, в техногенном мире всегда остается место для вариаций и самостоятельных решений. Чем выше уровень цивилизационно-культурного развития общества, чем ярче член такого социума сознает себя как индивидуальность, тем насущнее его потребность в обособлении. Созвучная тенденция прослеживается и в семье. Здесь, в частности, автономность выражается в том, что интересы каждого из супругов шире семейных, и круг значимого общения для каждого из них выходит за рамки супружества. Их эмоциональные устремления регулируются не столько обычаями, традициями и внешними предписаниями, сколько индивидуальными представлениями, эстетическим идеалом и нравственными ценностями.

Заключая рассмотрение имманентной базы постсовременного типа семьи, отмечу взаимозависимость и взаимодополняемость механизмов устойчивости (адаптация, интимность) и развития (автономия). И действительно, наши эмпирические данные выявили тесную положительную связь между интимностью и автономией. Так, подавляющее большинство мужчин, достигших высокого уровня интимности, сообщили, что жены активно поощряют их своеобразие, лишь каждый десятый подчеркнул противоположное. Зеркальная картина получена при низкой интимности. Принципиально те же тенденции обнаружены у женщин: в первом варианте - 50\% против 20, во втором - 4\% против 80. В то же время нельзя не обратить внимания на один, казалось бы, незначимый нюанс: даже при полной душевной расположенности мужья реже склонны поощрять и чаще настроены негативно по отношению к нравственно-эмоциональной автономии жен.

Яна Волкова 30 апреля 2018, 00:28

Мысль про допустимость второй жены в семье пришла одной моей знакомой во время декретного отпуска. Полный день в хлопотах с ребенком, на кухне и по хозяйству не оставляли ни малейшей надежды, что в этот бардак еще можно впихнуть и 8 рабочих часов в офисе. Что тогда останется на семью и себя? Со второй женой было бы гораздо удобнее : пока одна зарабатывает, вторая реализуется как мать и варит борщи. Потом меняются местами. И вот уже вторая развлекает детей и занимается домом, а первая удовлетворяет амбиции и строит карьеру. Конечно, вторую жену никто в их семье не завел, а денежный вопрос решился с помощью удаленной работы. Но муж сказал, что обязательно расскажет про ее мысли своим сотрудникам. Так, похвастаться, насколько мудрая у него супруга и как понимает психологию мужчин. Но только ли мужчин?

Моногамный брак – бывает ли долго и счастливо до гроба?

Полигамия. Если б я был султан…

Википедия определяет полигамию так:

От греч. πολύς ‒ «многочисленный» и γάμος ‒ «брак», многобрачие ‒ форма брака, при котором супруг одного пола имеет более одного супруга противоположного пола.

Различают два вида полигамии: многоженство (другое название ‒ полигиния) и многомужество (полиандрия)

Тут не путайте с моментом, когда человек много раз в жизни умудрился жениться и столько же раз развестись. Под полигинией и полиандрией подразумевается множественные семейные отношения в один промежуток времени.

Психологи утверждают, что мужчины более склонны к многобрачию, чем женщины. Они объясняют это историческими проблемами с выживанием человечества (болезни, голод и войны, в которых гибло, в первую очередь, мужское население) и их доминирующим инстинктом размножения.

Интересен и географический факт, что чем мягче климат и легче «самцу» добыть еду, тем общество проще относится к многоженству у мужчин. Мусульманские страны на юге и юго-востоке открыто практикуют полигамные браки до сих пор. Но с оговоркой, что мужчина берет вторую и третью жену только, если может обеспечить им и детям достойную жизнь без лишений.

Полигиния – культура и традиция востока

Но многоженство характерно не только для ислама. В австралийских, меланезийских, африканских, индейских племенах и даже в раннем иудаизме жены и наложницы были вполне обычным явлением.

Многомужество более характерно для северных народов на Аляске, у эскимосов и в Тибете. Причины возникновения совершенно разные: от диких обычаев сокращать женское население убийством девочек еще в младенческом возрасте (что приводило к банальной нехватке невест) до вполне практичных соображений, что два и более мужей прокормят жену и детей в трудных погодных условиях гораздо лучше одного.

Современные ценности цивилизованного мира принимают полигамные браки с явной неохотой

Многие путают такой тип отношений с обычной распущенностью. Но и психологи, и традиции настаивают, что люди, которые приняли многоженство или многомужество допустимым элементом в своей жизни, понимают всю серьезность взятых на себя обязательств:

  • Забота о финансовом положении семьи и содержание общего дома.
  • Моральная поддержка всех членов семьи, когда внимание уделяется одинаково всем мужьям или женам.
  • Забота о всех детях в семье, их воспитание и обучение.

Семья есть семья. Закрутить роман с коллегой, партнером по тренировкам и соседкой одновременно, когда они не знают друг о друге – это не полигамия. Это безнравственность и подлость по отношению к партнерам. Институт семьи священен даже для такой формы брака.

Многие барышни выступают за многомужество просто потому, что не могут найти совокупность основных ценных мужских качеств в одном индивидууме. Как в известном анекдоте, что умный, богатый и красивый – это три разных мужчины. При этом, те же женщины не рассматривают себя в составе полигинической семье категорически. Мотивируют в основном ревностью и чувством собственного достоинства.

Полиандрия – историческая необходимость или достижение феминизма?

Моногамия. Мораль или условность?

Та же Википедия определяет, что:

Монога́мия (от др.-греч. μόνος ‒ единый + γάμος ‒ брак) ‒ единобрачие, форма брака и семьи, в которой человек имеет только одного партнера во время своей жизни или в любой момент времени.

Распространение христианской религии и морали обозначило модель брака, где один муж и одна жена, как единственно верную и правильную с этической точки зрения. Впрочем, большинство глобальных религий тоже придерживаются идеи моногамных браков (по крайней мере открыто за полигамию не высказываются) и в той или иной мере осуждает измену основному партнеру.

Моногамию общество рассматривает, как опору этичности и зрелости человека

Мол, строить отношения с одним партнером, делать совместную жизнь интересной и разнообразной трудно. И поэтому достойно гордого звания хомосапиенса. А распыляться на случайные связи – удел тех, кто не может держать гормоны в узде. Многие философские течения поддерживают правильность отношений по формуле «1+1». А другие формы брака считают незаслуживающими внимания, сравнивая их с поведением животных.

Моногамная семья – крепкая основа культурного общества в наши дни

Забавно, что чем дальше, тем больше современная молодежь воспринимает мораль моногамности, как ханжеский пережиток прошлого и религиозную глупость. Кто-то объясняет это повальной развращенностью нового поколения, кто-то цикличностью истории. Но адепты полиаморных отношений и браков в частности, существовали всегда. И то, что это движение набирает популярность – вполне закономерное явление.

Полиаморные браки. Свежий ветер перемен?

Полиаморность в семейных отношениях допускает существования параллельных любовных связей и у мужа, и у жены. Еще такое явление называется «открытый брак». Участники таких союзов не ставят секс во главе интересов.

Основная их потребность – любовь во всех ее проявлениях

Второе главное условие приверженцев свободных браков – доверие, как бы странно это ни звучало. Абсолютно все отношения должны существовать с согласия всех участников, без секретов, интриг, сплетен и всего, что может навредить, доставить дискомфорт или разрушить связь. И если полигамия настаивает на ценности института семьи и его обязательности между участниками, то полиаморность не воспринимает брак, как нечто обязательное.

Юридического статуса такое гражданское сожительство группы лиц не имеет. Да и вообще, обычно полиаморные семьи понимают, что социум не одобряет такой стиль жизни, и стараются свои предпочтения не афишировать. Главное кредо фанатов открытого брака: «Любовь не делят, ее множат».

Коммуны хиппи – известный оплот открытых браков и полиаморных отношений

Условно, от привычного распутства открытый брак отличает та самая открытость. Ведь разовые или постоянные загулы от семьи, что там лукавить, характерны для многих мужчин и женщин. В полиаморном браке эти моменты находят понимание у партнера. И он не просто прощает «измены» , но и требует таких же преференций для себя. И если ревности и чувства собственничества в характере мужа и жены нет – открытому браку быть.

Ревность, как сдерживающий фактор в традиционном браке

Современная философия ставит личность человека и его счастье на первое место. Счастье может достигаться абсолютно любым способом, который не противоречит закону страны в которой эта личность живет. Допускает государство и религия многобрачие? Пожалуйста! Не против свободных отношений в коммунах? Занимайтесь любовью, а не войной! Институт семьи меняется, как и все остальное в этом мире. Увидим ли мы традиционный и привычный нам брак через 100-200 лет таким же?

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Как избежать трещин во время кормления грудью? Как избежать трещин во время кормления грудью?