Сроки адаптации. Адаптация к детскому саду: как облегчить адаптационный период. Полезное видео о том, как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Выделяют первичные и вторичные адаптации . Первичная – при первом вхождении молодежи в трудовую деятельность. Вторичная – при переходе на новое рабочее место (со сменой или без смены профессии) или при существенных изменениях производственной среды (технические, экономические и социальные ее стороны).

Кроме того, различается адаптация рабочих, специалистов и служащих. Адаптация на промышленном предприятии, в учреждении, организации.

    Трудовая адаптация,виды

Выделяют пять видов производственной адаптации : профессиональная, организационная, общественная, психо – физиологическая и социально – психологическая. Ведущую роль при этом выполняет профессиональная адаптация.

Профессиональная адаптация определяется уровнем профессиональных навыков и умений работника, развитием устойчивых положительного отношения к своей профессии. На нее также влияют экономические и социально – психологические аспекты (условия труда, степень соответствия выполняемых работ, размер заработной платы, качества личности, социальные свойства личности) то есть адаптация к самой трудовой деятельности.

Именно профессиональная адаптация определяет сущность нашей жизни, развитие личности. Профессиональная адаптация характеризуется тем, освоил ли работник при получении специальности необходимый минимум знаний и навыков, в какой степени он обладает чувством ответственности, практичностью, деловитостью быстрой ориентировки в различных производственных ситуациях, навыками временного самоконтроля.

Наиболее важными периодами профессиональной адаптации является профессиональная подготовка и начальный период трудовой деятельности. В течение какого времени протекает период адаптации?

Вообще говоря, процесс адаптации протекает в течение всего срока работы, поскольку ни предприятие, ни работник не остаются неизменными.

Однако в среднем, минимальные границы этого периода определяются сроком, в течение которого администрация убеждается в профессиональной квалификации работника, а последний – в соответствии содержания, условий и оплаты труда своим ожиданиям.

Этапы и сроки процесса адаптации

В процессе адаптации можно выделить:

Стадию ознакомления – информация о новой ситуации

Стадия приспособления – работник переориентирован, признав главные элементы новой системы ценностей

Стадия ассимиляции – полное приспособление к среде, идентификация с новой группой (отождествление личных целей с целями предприятия).

Ядро коллектива – полная идентификация работы, наиболее квалифицированная, интересы предприятия выше своих.

Современное производство заинтересованно в сокращении сроков адаптации работников, особенно сроков профессиональной адаптации. Как уже отмечалось процесс адаптации протекает практически в течение всего периода работы на предприятии и завершается с достижением работником статистически ожидаемой средней зарплаты по данной должности и профессиям и его удовлетворенность основным элементам рабочей ситуации.

Неприспособляемость в течение длительного периода вызывает явления производственной и социальной дезорганизации.

Срок адаптации – складывается из отдельных этапов и зависит от скорости их протекания.

Этап адаптации характеризуется степенью согласования интересов производственного коллектива и работников.

Скорость адаптации – это временной интервал, который необходим для достижения того или иного этапа адаптации.

Процесс адаптации молодого рабочего обычно определяется сроком 2-3 года, молодого специалиста 1,5-2 года. В дальнейшем (при стаже работы более 3-х лет) адаптация протекает легче и для работника, и для коллектива предприятия.

Этапами адаптации могут считаться следующие:

1.начальная адаптация (низкий разряд, заработная плата, пассивность в общественной работе, редкое посещение собраний);

2.приемлемая адаптация (работник в принципе соответствует требованиям предприятия);

3.высокая адаптация (высокие показатели, трудовой и общественной активности, высокая заработная плата);

4.лидерство – наивысший уровень адаптации.

В процессе производственной адаптации все виды адаптации неразрывно взаимосвязаны и разделить их можно лишь условно, так как адаптация носит комплексный характер.

Адаптированность – определенный качественный этап данного процесса, который характеризуется определенными критериями (объективными и субъективными).

Критерии – трудовая и общественно – политическая активность, ценностные ориентации и установки.

К объективным критериям относятся трудовая и общественно – политическая активность, которые можно отразить следующими показателями: выполнение норм, выработки (производительность труда), качество продукции, совмещение профессий, расширения зон обслуживания, уровень квалификации, профессионально – квалификационная мобильность.

К субъективным критериям или ценностным ориентациям можно отнести следующие показатели: удовлетворенность профессией, содержанием труда, возможностями профессионального роста.

Следует отметить, что у руководителей полные сроки адаптации должны быть короче, чем у рядовых работников. Чем выше ранг руководителя, тем короче должен быть срок адаптации.

При высоком уровне адаптации показатели 3-х компонентов, получают высшие оценки (среда молодых работников 17-20%).

Нанимая нового сотрудника, работодатель хочет знать, сколько времени нужно для его полной адаптации, как быстро он станет эффективным и начнет приносить прибыль. Предсказать это, к сожалению невозможно, но помочь новичку влиться в коллектив и уменьшить продолжительность адаптационного периода - вполне по силам любой организации.

Из материалов этой статьи вы узнаете:

Цели управления адаптацией персонала в организации

Адаптация персонала - это процесс ознакомления нового сотрудника с содержанием и условиями трудовой деятельности, приспособление к социальной среде компании, это важная часть кадрового менеджмента. Внимание к этому процессу обусловлено тем, что зачастую недостаточно просто найти и трудоустроить специалиста. Новичок, придя в новый коллектив, непременно столкнется с рядом трудностей, большая часть которых вызвана недостатком информации. Новый работник не знает порядка работы, не представляет своего места в организационной структуре компании, не имеет прочных коммуникаций коллегами. Важно ввести специалиста в организацию, тем самым уменьшив число проблем, возникающих в начале работы.

Можно выделить следующие цели управления адаптацией персонала в организации:

  • Сокращение стартовых расходов в связи с низкой эффективностью нового работника;
  • Преодоление чувства озабоченности и неопределенности;
  • Развитие позитивного отношения к работе, поддержание чувства удовлетворенности новой должностью;
  • Сокращение текучести кадров среди новичков;
  • Экономия времени линейного руководителя и коллег нового сотрудника;

Направления адаптации персонала в организации и факторы, влияющие на ее продолжительность

Традиционно принято выделять два направления данного процесса:

  • производственный. Включает профессиональную, психофизиологическую, организационно-психологическую, социально-психологическую, организационно-административную и экономическую адаптацию персонала в организации.
  • непроизводственный. Подразумевает постепенное привыкание к общению с коллегами вне работы, в периоды отдыха.

    Все эти формы находятся в тесной взаимосвязи. Так, например, производственное направление, которое подразумевает процесс включения сотрудника в сферу производства, усвоения условий и норм трудовой деятельности, невозможно без организационного, когда у специалиста формируется понимание собственной роли в производственном процессе.

Длительность адаптационного периода зависит от многих факторов:

  • социально-демографические характеристики нового сотрудника (пол, возраст, образование, квалификация и т.д.);
  • организация работы, ее характер и содержание;
  • условия профессионального обучения;
  • социально-бытовые условия работы (размер заработной платы, социальная инфраструктура);
  • климат в коллективе и уровень развития коммуникаций;

Продолжительность данного процесса зависит от размеров организации и должности новичка. Темпы могут варьироваться в зависимости от вышеперечисленных факторов. В среднем, для окончательного привыкания к новым условиям может понадобиться от одной недели до двух лет.

Элементы системы адаптации персонала в организации

В разных компаниях функции управления адаптацией могут выполняться различными структурными подразделениями или даже отдельными сотрудниками. Среди них могут быть:

  • Служба управления персоналом (отвечает за методическое обеспечение процесса);
  • Отдел обучения и развития персонала (проведение инструктажа, курсов и семинаров);
  • Коллектив (групповое решение проблем, неформальное общение);

Наличие в компании проверенной адаптационной программы говорит о высоком качестве ее управленческих процессов. Данная система разрабатывается с учетом особенностей и потребностей конкретной компании. Как правило, она включает ряд постоянно проводимых мероприятий, которые дополняют друг друга и помогают новичку быстрее ознакомиться с деятельностью предприятия и установить отношения с начальством и коллегами.

Среди элементов системы адаптации персонала в организации можно выделить:

  • Welcome-тренинги (обеспечивают первичное ознакомление с историей компании, ее продуктами и услугами, корпоративной культурой, организационной структурой; позволяют сформировать лояльность новых подчиненных);
  • Кодекс сотрудника (содержит в письменной форме информацию, представляемую на welcome-тренингах, положения кадровой и социальной политики);
  • Система наставничества (передача навыков и стандартов от опытных коллег; происходит без отрыва от работы);
  • Программа адаптации (регламентирует цели, сроки и задачи, устанавливает последовательность мероприятий, определяет требования к знаниям и умениям сотрудника после завершения процесса);
  • Планы адаптации (в зависимости от категории должности определяют мероприятия, позволяющие быстро освоить информацию, необходимую для принятия решений; разрабатываются для ключевых специалистов, ТОП-менеджеров и руководителей);
  • Система аттестации (порядок оценки нового сотрудника, методы принятия решений о потенциале его развития, результатах прохождения испытательного срока);

Этапы процесса адаптации персонала в организации

Процесс адаптации персонала в организации можно условно разделить на несколько этапов:

Оценка работника
Работодателю необходимо уже на первых порах оценить, насколько новый сотрудник подготовлен к работе в компании. Например, если он, помимо специальной подготовки, обладает опытом работы в аналогичных подразделениях, ему потребуется гораздо меньше времени для полной адаптации.

Ориентация
Данный этап длится от 3 до 6 месяцев. За это время специалист должен влиться в коллектив и на практике познакомиться со своими обязанностями. Необходимо приобщить его к целям и проблемам компании, политике организации, разъяснить порядок расчета оплаты труда и предоставления дополнительных льгот, познакомить с техникой безопасности.

Действенная ориентация
На то чтобы новичок приспособился к своему статусу и полностью включился в работу уходит до трех лет. За это время он сможет полностью охватить организационный процесс, наладить межличностные отношения, стать полноправным членом коллектива и научиться самостоятельно принимать решения. Продолжительность этого этапа можно сократить, если оказывать новым специалистам эпизодическую помощь.

Функционирование
Это завершающий этап адаптация персонала в организации. Работа в этот период направлена только на консультирование новых сотрудников. Они постепенно переходят к стабильной работе и преодолевают производственные и межличностные проблемы. На этом этапе у работодателя появляется возможность провести мероприятия, необходимые для обеспечения определенного организационного поведения. В это время необходимо создать условия для реализации потенциала специалиста.

Следует отметить, что в случае, когда процесс отрегулирован должным образом, адаптационный период можно сократить в несколько раз, и специалист станет эффективно трудиться гораздо раньше. В противном случае, есть риск дезадаптации, которая проявляется в разрушении позитивных представлений о компании, испуге и унынии, а иногда и возмущении. Работник может начать нарушать режим работы, перестать проявлять инициативу. Если упустить этот момент, организация может лишиться ценного сотрудника еще до завершения адаптационного периода.

Сколько времени нужно для адаптации персонала в организации

Для того чтобы адаптационный период завершился максимально быстро, руководству компании необходимо следовать следующим рекомендациям:

  • организационно закрепить функции управления ;
  • разработать информационную систему, позволяющую администрировать процесс;
  • сформировать индивидуальные программы адаптации персонала в организации в зависимости от должностей и индивидуальных особенностей новичков;

Следует учесть, что продолжительность адаптационного периода во многом зависит от способностей персонала. В зависимости от умения приспосабливаться к новой обстановке можно выделить следующие категории сотрудников:

«Динозавры»
Это работники, поведение которых подчиняется определенным стереотипам, полученным на прошлом месте работы. Они склонны реализовывать их на новом месте. В том случае, если стереотип требуется изменить, сотруднику тяжело приспособиться к новым правилам поведения. Как правило, для них процесс привыкания длится очень долго и может вовсе не завершиться успешно.

«Крысы»
Специалисты этой категории поначалу производят положительное впечатление: они активны, быстро входят в курс дела и начинают генерировать новые идеи. Такие новички быстро сходятся с коллегами, выявляют неформальных лидеров и оперируют полученной информацией. Однако первое впечатление может быть обманчивым. Несмотря на то, что работник кажется “идеальным” и становится незаменимым, он действует исключительно в своих интересах, не разделяя ценности компании. Его волнует не общее дело, а собственный статус и возможность обрести власть.

«Обезьяны»
С точки зрения скорости процесса привыкания к новому месту, это и есть оптимальный сотрудник. Он быстро приспосабливается к правилам игры и существующим нормам поведения. Подчиненные этой категории способны быстро перестраиваться вместе с компанией. Они поддерживают нововведения и обеспечивают жизнеспособность компании.

Правильно выстроенная система адаптации персонала в организации способна помочь новичку быстро влиться в коллектив. Она способствует ускорению адаптационного процесса: новичок сразу понимает требования нового руководства и выходит на необходимый уровень продуктивности. Что касается самой компании, подобная система не просто снижает текучесть среди новых работников, но и сокращает расходы работодателя на подбор персонала.

Добрый день, уважаемые читатели. Сегодня я расскажу о том, как наладить процесс адаптации новых сотрудников так, чтобы они как можно быстрее стали работать в полную силу.

Согласитесь, что любой руководитель заинтересован в том, чтобы новый сотрудник влился в существующий коллектив, выполнял поставленные задачи, а не уволился через несколько недель.

Но, как показывает практика, большинство новых сотрудников покидают компанию в течение трех месяцев (поэтому, кстати, максимальный испытательный срок продолжается 3 месяца).

Обучение и адаптация нового сотрудника в организации – процесс довольно затратный, поэтому желательно обучить нового сотрудника так, чтобы вложенные в него знания принесли компании пользу в виде прибыли. Согласитесь, не эффективно постоянно тратить время на обучение меняющихся, как перчатки, сотрудников.

Давайте разберемся, почему новые перспективные сотрудники увольняются, не проработав и пары недель?

Первая причина – завышенные ожидания по отношению к новому рабочему месту.

Вторая причина – сложность его интеграции в коллектив. Если в компании высокая текучесть кадров, скорее всего, плохо налажен процесс адаптации новых сотрудников.

Нужно понимать, что в каждой компании, на любом рабочем месте есть свои плюсы и минусы, положительные и отрицательные моменты. Всем известна пословица: «Хорошо там, где нас нет», поэтому в самом начале работы новый сотрудник должен понимать, какой баланс положительного и отрицательного существует в данной компании. Отдельный кабинет или большая комната, в которой работают несколько сотрудников, режим рабочего дня, частота встреч с руководством – все имеет большое значение для комфортной и плодотворной работы. Не все, например, могут сосредоточиться, если рядом сидящие сотрудники говорят по телефону.

Одни и те же условия работы для одного человека могут показаться невыносимыми, а для другого – идеальными.

Одно из важнейших условий успешной адаптации – новичок не должен быть предоставлен сам себе, у него должен быть наставник, который будет курировать, отвечать на вопросы, помогать новому коллеге войти в трудовой ритм компании.

В основном мы будем говорить об адаптации продавца в новом коллективе. Поэтому давайте договоримся, что для простоты мы будем называть продавцом и продавца-консультанта, и менеджера по продажам, и специалиста по продажам, и других работников, связанных с продажами. Как правило, люди всех этих профессий являются посредниками между магазином и покупателем. В данном случае это главное.

Многие считают, что стать продавцом может каждый. Что здесь сложного? Встал за прилавок – и ты уже продавец.

Так, да не так. Во-первых, продавец продавцу рознь. Продавец кондитерских изделий, продавец одежды, продавец мебели и продавец элитной недвижимости для успешной работы должны обладать совершенно разными знаниями и умениями. И дело не только в том, что булка хлеба стоит 20 рублей, а особняк в Подмосковье – 20 000 000 рублей. Речь идет о разной специфике работы с каждым клиентом. Для грамотной работы, безусловно, нужны знания. Эти знания и умения как раз и передаются от наставника к новому сотруднику.

Программа адаптации нового сотрудника в организации

Чтобы облегчить сложный процесс адаптации нового сотрудника, нужны определенные усилия и специализированные программы. В программе адаптации перечислены конкретные мероприятия, которые проводит наставник, ответственный за новичка.

Сначала нужно определить, какие знания и навыки уже есть у нового сотрудника, оценить его опыт работы, выяснить черты характера. После этого для каждого новичка разрабатывается индивидуальная программа адаптации. Ее содержание определяется руководителем подразделения, в котором будет работать новый сотрудник, так как в каждом подразделении свои методы работы, свои особенности и алгоритмы решения поставленных задач, которые новичок должен усвоить. Программу стажировки утверждают все работники, которые участвуют в проведении обучения.

Программа адаптации нового сотрудника обычно делится на общую и специальную. Общая программа адаптации включает в себя знакомство с компанией в целом, ее , имиджем. На данном этапе у нового сотрудника формируется гордость за причастность к команде. Этому способствуют участие в корпоративных ритуалах, знакомство с девизом, гимном, вручение единой рабочей одежды. «Корпоративный дух» воспитывается через приобщение работника к задачам и миссии компании. В его формировании важна роль опытных сотрудников.

После того как новый сотрудник изучил общую программу адаптации, нужно переходить к следующему этапу.

Специальная (специализированная) программа охватывает круг вопросов, которые связаны с конкретным подразделением или рабочим местом. На данном этапе непосредственный и вышестоящий руководители и сотрудники разъясняют новому сотруднику специфику работы и конкретные задачи, стоящие перед подразделением.

Примерный план специальной программы адаптации нового сотрудника

Функции подразделения:

  • Цели и приоритеты
  • Организация и структура
  • Направление деятельности
  • Взаимодействие с другими подразделениями компании

Обязанности и ответственность:

  • Детальное описание текущей работы и ожидаемых результатов
  • Разъяснение важности данной работы для компании в целом, как она соотносится с другими видами работ в подразделении и в компании в целом
  • Нормативы качества выполнения работы и основные критерии оценки качества ее выполнения
  • Длительность и расписание рабочего дня
  • Дополнительные обязанности (например, замена отсутствующего сотрудника)

Процедуры, правила, предписания:

  • Виды помощи, которая может быть оказана, и как просить о ней
  • Отношения с местными и общегосударственными контролирующими органами
  • Правила, характерные только для определенного вида работ или конкретного подразделения
  • Правила техники безопасности
  • Информирование о несчастных случаях и авариях
  • Стандарты санитарии и гигиены
  • Правила взаимоотношения с работниками других подразделений
  • Правила поведения на рабочем месте
  • Ответственность за нарушения
  • Нормы перерывов в работе (перекуры, обед)
  • Телефонные переговоры личного характера в рабочее время
  • Использование оборудования
  • Контроль и оценка исполнения.

Обязательно предусмотрите в программе адаптации мероприятия, которые помогут преодолеть барьеры отчужденности между сотрудниками. Предлагаем такие варианты знакомства с компанией:

  • Разместите на стендах объявления с информацией о новых сотрудниках
  • Отправьте родственникам новичка поздравительную открытку в связи с его трудоустройством в компанию
  • Выдайте буклет, в котором содержится следующая информация:
    • история филиала, организационная структура
    • правила внутреннего распорядка
    • список членов административной группы с указанием внутренних телефонов
  • Познакомьте новичка с сотрудниками подразделения
  • Проведите экскурсию по офису и хозяйственным помещениям

Все вопросы, связанные с адаптацией новых сотрудников, целесообразно зафиксировать в «Положении об адаптации».

Контроль процесса адаптации нового сотрудника

Контролируйте процесс адаптации нового сотрудника в течение достаточно длительного времени. Если компания небольшая, и в ней нет специалиста по обучению персонала, с новыми сотрудниками должен работать руководитель направления и наставник из числа опытных сотрудников.

Успех адаптации нового сотрудника в коллективе во многом зависит от того, как отнесутся к новичку коллеги. Сотрудники, которые давно работают в компании («ветераны»), опытны, много знают и умеют, и могут стать настоящими наставниками для новичка, с первых дней наладить общение и взаимодействие и получать от него реальную помощь. Нужно только правильно их мотивировать и повышать самооценку. «Дедовщина» в коммерческой компании недопустима – она приводит к убыткам.

Руководители компании должны подчеркивать престижность наставничества, позиционировать его как ступень карьерного роста, поощрять морально и материально. Действительно, месяц практической работы в реальном времени с опытным и знающим сотрудником компании для новичка будет намного полезнее, чем курсы повышения квалификации и тренинги, на которых, как правило, проводят теоретики, а не практики.

Учитывайте и должность, на которую вы принимаете нового сотрудника – от этого также зависит подход к адаптации. Если речь идет о руководителе, он не должен выглядеть растерянным даже в первые дни работы на новом месте – это может привести к потере его авторитета среди коллег и подчиненных. Поэтому новичок на руководящей должности должен получить максимум информации о компании и своих должностных обязанностях еще до того, как приступит к работе.

Срок адаптации нового сотрудника на рабочем месте зависит от его личностных качеств и успешности проведения адаптационных мероприятий. Для того чтобы оценить эффективность адаптации новичка, он должен сдать зачет по каждой пройденной теме и итоговую аттестацию по окончании периода адаптации.

От результатов итоговой аттестации зависит сумма вознаграждения наставников (руководителей), которые работали с новым сотрудником (систему стимулирования наставничества имеет смысл разработать заранее и ознакомить с ней потенциальных наставников и руководителей).

Специалист отдела персонала должен ежедневно контролировать процесс вхождения нового сотрудника в должность, беседовать с ним, чтобы выяснить, насколько он удовлетворен работой, как его принимает руководство и коллектив, есть ли трудности во взаимодействии с ними, имеет ли место психологический дискомфорт.

Специалист отдела персонала также регулярно беседует с наставником нового сотрудника, своевременно принимает необходимые меры, если появляются какие-то проблемы в ходе адаптации.

Одним из эффективных способов получения обратной связи от новичков является проведение так называемых «круглых столов», в работе которых принимают участие специалист отдела персонала, наставник, начальник отдела, новый сотрудник.

«Круглые столы» проводятся дважды за период адаптации – сразу после окончания обучения и сдачи итоговой аттестации, и после трех месяцев работы. При проведении «круглого стола» очень важно создать доверительную обстановку, чтобы каждый участник мог откровенно высказать свое мнение по всем вопросам.

После проведения «круглого стола» специалист отдела персонала анализирует его результаты и знакомит с выводами руководителя подразделения и наставников. По результатам совещания с руководством составляется план мероприятий для устранения причин, мешающих успешной адаптации сотрудника на рабочем месте, если они были выявлены.

Чтобы оценить уровень социально-психологической адаптации новичка в коллективе целесообразно провести анкетирование. Это дает возможность каждому сотруднику быть услышанным, почувствовать значимость своей работы.

Очень хорошо зарекомендовали себя встречи наставников (менеджеров) всех подразделений компании по вопросам качества преподавания, во время которых каждый участник может высказать свое мнение о содержании и формах обучения, о том, какими качествами должны обладать новички, закончившие обучение. Мнения наставников, анализ результатов работы сотрудников, прошедших программу адаптации, помогают скорректировать процесс обучения, выявить новые потребности, разработать дополнительные программы.

У каждой компании есть свои стратегии презентации своих товаров и услуг, показывающие их преимущества и достоинства для потребителей. Но далеко не все также вдумчиво относятся к удержанию перспективных сотрудников, прошедших через «сито» отбора, а значит, способных приносить прибыль.

Высокая текучесть кадров - это всегда результат целой серии ошибок. Но лучше предупреждать ошибки, чем исправлять их. Выстроенная под конкретные задачи бизнеса система адаптации новых сотрудников в сочетании с грамотным отбором персонала позволяет добиться того, чтобы и новый сотрудник, и компания остались в выигрыше.

Как в вашей компании проводится адаптация новых сотрудников? Пожалуйста, расскажите в комментариях.

Адаптация одинаково важна как для предприятия, так и для самого работника. Безусловно, для любого предприятия персонал является основой успешного функционирования: от эффективности рабочих показателей каждого зависит качество производимой продукции, экономические показатели компании в целом и, как следствие, прибыль. В свою очередь для работника, проводящего на работе, как правило, большую часть своего времени, значение имеют насыщенность рабочего процесса, психологический комфорт и удовлетворенность условиями труда в целом (как материальными, так и не материальными его составляющими). О том, как правильно построить процесс адаптации работника на вашем предприятии, пойдет речь в статье.

Органичное взаимодействие между новопринятым работником и компанией - залог эффективности их дальнейшей совместной деятельности. Чем быстрее новичок овладеет принципами работы на новом месте работы, наладит взаимоотношения с коллегами и ознакомится со спецификой организации внутренних процессов, тем быстрее он начнет приносить прибыль компании и ощутит удовлетворение от работы.

К сожалению, на сегодняшний день как в Украине, так и в других постсоветских странах доминирующее количество компаний не уделяет должного внимания процессу адаптации новых сотрудников. В некоторых организациях об адаптации даже не слышали, в других - имеют лишь смутное представление о существовании такой программы. И лишь в некоторых компаниях адаптация - не только формализованная процедура, состоящая из нескольких отдельных этапов, но и процесс, важность которого понимают как сотрудники HR-службы, так и руководители.

Конечной целью тщательно и правильно организованной программы адаптации является получение сотрудником полной информации о компании, своей должности, обязанностях и требованиях, а также четкое понимание стоящих перед ним задач и целей . Сюда же необходимо отнести гармоничное «вливание» в коллектив и, как следствие всего вышеперечисленного, удовлетворенность выбором работодателя .

Составляя программу адаптации, следует учитывать особенности организационной структуры предприятия - численность персонала, иерархическую подчиненность, принятые нормы внутреннего взаимодействия между членами коллектива, контакты с внешними клиентами. Нельзя забывать и о нюансах составления программы для топ-менеджеров - обычная процедура, применимая для рядовых сотрудников, в данном случае будет малоэффективна.

Составление данной программы и четкое соблюдение всех этапов не является обязанностью исключительно HR-службы. Поэтому, прежде чем разрабатывать процедуру, необходимо заручиться поддержкой первого лица компании и топ-менеджеров, разъяснив им (в случае необходимости) целесообразность ее внедрения .

Как правило, самый сложный этап процесса адаптации совпадает с периодом испытательного срока (далее - ИС), который в большинстве компаний составляет 2–3 месяца.

Но следует помнить, что процесс адаптации будущего сотрудника начинается еще до приема его на работу. Уже на этапе переговоров с потенциальным кандидатом и формирования предложения о работе работодатель должен дать понять специалисту, что его прихода ожидают, на его профессиональный вклад в работу рассчитывают . И первый шаг, которым не стоит пренебрегать, - отправка кандидату предложения о работе (Job Offer, приложение 1 ), оформленного в виде письма. В нем должны быть указаны: должность, отдел, непосредственный руководитель, а также кратко - функциональные обязанности и составляющие его компенсационного и социального пакетов.


Приложение 1

Пример предложения о работе

Дата _________________________
Компания ____________________
Адрес ________________________
Ответственное лицо ____________

Уважаемый(-ая) ___________________________!

Наша компания с радостью и надеждой на дальнейшее плодотворное сотрудничество делает Вам предложение о работе на должности ______________________.

Целью данного документа является не только уведомление о том, что мы сделали выбор в пользу Вашей кандидатуры, но и желание уточнить и согласовать предложенные нами условия работы в нашей компании.

Должность ______________________ является руководящей и предполагает наличие в подчинении персонала на позициях:

  • ______________________
  • ______________________

В прямые обязанности входит: ____________________________________________.


На собеседовании мы обсуждали следующие условия:

Испытательный срок для данной позиции ______ месяца

Заработная плата на данной должности составляет ______ в течение испытательного срока и ______ после его окончания. Заработная плата выплачивается в гривнах.

Компенсационный пакет на данный момент включает в себя:

    предоставление мобильной связи;

    оплачиваемые отпуск и больничный;

    обучение за счет компании на корпоративных тренингах;

    предоставление медицинской страховки по истечении полугода работы на должности;

    предоставление оплаты транспортных расходов по мере возникновения производственной необходимости.

В дальнейшем, в зависимости от результатов Вашей работы и количества эффективно отработанного в компании времени, возможны дополнения к Вашему компенсационному пакету.

Отпуск составляет 24 календарных дня и делится на 2 периода (один период - не более 2-х недель).

Карьерный и профессиональный рост: руководством компании приветствуется и поощряется стремление сотрудника к развитию. Компания предоставляет возможность обучения сотрудника, а также условия, способствующие его карьерному и профессиональному росту.

В случае если у Вас возникли какие-либо вопросы, мы с удовольствием ответим на них. Ожидаем Вашего ответа в кратчайшие сроки.

С уважением,
____________________________

С условиями согласен(-на),
(имя, компания ) ______________________

Далее (не позднее, чем за несколько дней до выхода на работу) следует приступить к подготовке рабочего места будущего сотрудника. В крупных и средних компаниях уместно отправить письмо по внутренней электронной почте (это может сделать как руководитель, так и HR-менеджер) адресатам, принимающим участие в подготовке рабочего места: системному администратору, секретарю, менеджеру по закупкам. В письме, помимо даты выхода на работу нового сотрудника, должен содержаться перечень всего необходимого по комплектации рабочего места - мебель, техника, канцтовары и т. д.

В день выхода новичка на работу следует разослать всем работникам соответствующее сообщение, содержащее краткие сведения о нем (Ф. И. О., должность, отдел, внутренний номер телефона, корпоративный электронный адрес).

В первый день работы происходит первое знакомство нового сотрудника с компанией. Для этого менеджер по персоналу знакомит его с миссией, традициями, историей создания и развития компании, продукцией и ее потребителями, направлениями деятельности, корпоративной культурой, кадровой политикой.

Ознакомление может происходить в устной форме - индивидуальная беседа или адаптационное занятие (в случае приема на работу нескольких человек) с демонстрацией видеоролика о компании, либо возможен вариант самостоятельного изучения сотрудником корпоративного буклета.

Кроме того, менеджер по персоналу информирует нового работника о правилах внутреннего трудового распорядка, режиме работы, организационной структуре компании, выдает сотруднику должностную инструкцию (если есть - экземпляр «Справочника для новичков») и проводит экскурсию по офисным помещениям. В случае необходимости оформляет пропуск на территорию компании.

Далее к процессу адаптации подключается непосредственный руководитель . Он представляет новичка коллективу, подробно знакомит его с должностной инструкцией, структурой, функциями и ролью подразделения, а также назначает (по желанию) куратора. Последний - это своего рода наставник, который не только разъяснит специфику работы отдела и проконсультирует по текущим вопросам, но и будет координировать работу нового сотрудника, оказывать необходимую поддержку в течение испытательного срока.

В небольшой компании менеджер по персоналу или сам руководитель может лично познакомить новичка с каждым сотрудником, вкратце рассказав о функциях отделов.

Следующим звеном в процессе адаптации является постановка сотруднику целей и задач на период испытательного срока , которая происходит во время индивидуальной беседы с руководителем. Задачи излагаются в специальном бланке (приложение 2 ), в нем же проставляется оценка выполнения каждой из них.

Оценка сотрудника за период с ________________ по ________________

Примечание. В качестве оценки использовать 5-балльную шкалу:

    Задача не выполнена.

    Задача выполнена не полностью.

    Задача выполнена с задержкой сроков, есть замечания.

    Задача выполнена, есть небольшие замечания.

    Задача выполнена отлично, замечаний нет.

В конце каждого месяца ИС сотрудник обязан предоставить письменный отчет о проделанной работе, в котором в произвольной форме должно быть зафиксировано количество выполненных задач, объем их выполнения, в случае невыполнения - причины.

Оценка выполнения требований к работе

Оценка по каждому показателю должна быть обоснована.

Решение: (выделить номер решения )

    ИС успешно прошел.

    Принять на работу после окончания ИС.

    Уволить как не прошедшего ИС.

Причина увольнения ______________________________________

Общие выводы:

Замечания ________________________________________________
_________________________________________________________

Необходимо обратить внимание на ___________________________

Есть необходимость в дополнительном обучении _______________
__________________________________________________________

Дата

Оценку деятельности нового работника целесообразно производить по окончании каждого месяца ИС. Таким образом устанавливается обратная связь с непосредственным руководителем. Кроме того, работник может лично оценить свою работу, обсудить впечатления и задать интересующие вопросы.

Перед встречей он пишет отчет о проделанной работе, в котором описывает статус каждой из стоявших перед ним задач (выполнена, не выполнена), делает акцент на успехах, описывает возникшие в процессе выполнения сложности.

На основании отчета работника, сведений, полученных от его куратора, и собственных заключений руководитель оценивает прохождение работником ИС и принимает решение об:

    окончании ИС;

    увольнении сотрудника как не прошедшего ИС.

Кроме того, каждую неделю менеджер по персоналу проводит индивидуальную беседу с новым работником с целью получения информации о том, насколько он удовлетворен работой, как складываются его взаимоотношения с коллективом, нет ли трудностей в общении с руководством.

Особое внимание в процессе адаптации следует уделить профессиональному аспекту. В зависимости от деятельности компании, уровня подготовленности сотрудника, его будущих обязанностей (соответствие требованиям к должности) и притока персонала (массовый набор на стажировку, комплектация отделов сразу несколькими специалистами одного уровня) можно выделить несколько подходов к этому звену адаптации.

Профессиональная адаптация представляет собой постепенную доработку профессиональных знаний и навыков сотрудника до определенного уровня, необходимого для выполнения им своих обязанностей.

В зависимости от перечисленных выше факторов работник может пройти необходимое обучение в учебном центре компании, ознакомиться со спецификой будущей работы с помощью наставника, либо непосредственный руководитель сам введет его в должность.

Вариант «пусть работник сам разберется» заведомо проигрышный для обеих сторон. Во-первых, он может или не овладеть необходимыми навыками в полном объеме, или овладеть, но затратить на это больше времени, чем было бы потрачено на его обучение. Во-вторых, компания получит работника, профессиональный уровень которого оставляет желать лучшего. Соответственно, польза от его работы будет прямопропорциональна затраченным на введение его в должность усилиям.

За неделю до окончания ИС необходимо провести заключительный этап - итоговую беседу с сотрудником , в ходе которой подвести итоги его работы на основании суммарной оценки, полученной за весь ИС.

В некоторых компаниях для принятия окончательного решения о приеме в штат проводится круговая оценка методом «360 градусов», когда работник оценивается с разных уровней - руководителем подразделения, наставником, коллегами, подчиненными, клиентами (если они есть) и самим новичком.

Безусловно, проанализировать деятельность работника, принять соответствующее решение и составить приблизительный план предстоящего разговора руководитель обязан заранее. Решение о заключении долговременного сотрудничества либо увольнении должно быть взвешенным и тщательно продуманным.

Во время итоговой беседы, которая может проходить совместно с куратором, анализируются сильные и слабые профессиональные стороны сотрудника, отмечаются его успехи и неудачи, выслушиваются замечания и предложения, а также обсуждаются перспективы его работы в компании (в случае положительного решения).

После принятия окончательного решения о приеме на работу сотруднику предлагается заполнить анкету адаптации (приложение 3 ), которая поможет не только уточнить степень его удовлетворенности существующими условиями труда, но и будет способствовать выявлению «узких мест» в программе адаптации с целью ее усовершенствования.


Приложение 3


Анкета адаптации сотрудника
(заполняется сотрудником после прохождения ИС )

Предлагаем Вам принять участие в исследовании процесса адаптации сотрудников в компании «AАА». Ваши ответы помогут нам выявить и устранить проблемы, с которыми сталкивается человек на новом месте работы, а также усовершенствовать программу помощи адаптирующимся. Надеемся, что искренне отвечая на вопросы этой анкеты, Вы поможете быстрее освоиться в компании будущим новичкам.

Ф. И. О. __________________________________________
Должность ________________________________________
Отдел ____________________________________________

1. Как долго продолжался период Вашего освоения в компании? (нужное подчеркнуть )

2. Что Вам показалось наиболее сложным в течение этого периода? (нужное подчеркнуть )

  • Профессиональные обязанности
  • Вливание в коллектив
  • Условия труда
  • Другое _______________________________________
    ______________________________________________

3. Как Вы думаете, почему для Вас это оказалось трудным?

____________________________________________________________________

4. Удалось ли Вам решить возникшие проблемы? Как? Если нет, то почему?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

5. В каких случаях сложные ситуации возникали наиболее часто?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

6. Как долго Вам нужна была помощь коллег в работе? (нужное подчеркнуть )

8. Что, по Вашему мнению, могло бы особенно помочь Вам в период адаптации?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

9. Бывают ли у Вас конфликты?

10. Часто ли Вам приходилось менять место работы? (нужное подчеркнуть)

11. В какой мере Вы удовлетворены следующими факторами в нашей компании?

Пожалуйста, оцените:
1. Содержание труда
2. Занимаемая должность
3. Соответствие работы специальности
4. Соответствие характера работы Вашим способностям
5. Наличие перспектив должностного роста
6. Возможность повышения квалификации
7. Наличие степени ответственности за результат труда
8. Информированность о делах коллектива и компании
9. Бытовые условия труда
10. Организация труда
11. Режим работы
12. Заработная плата
13. Обучение
14. Составляющие компенсационного пакета
15. Отношения с руководителем (поддержка, общение)
16. Отношения с коллегами (поддержка, общение)

Благодарим за искренние ответы!

В заключение следует отметить, что созданию процедуры адаптации обязательно должен предшествовать анализ уровня профессионализма персонала компании. Его результаты позволят определить существующие потребности в профессиональной подготовке будущих работников, выявить слабые места и спланировать предстоящую работу по разработке процедуры адаптации, а также определить ее объем. Не секрет, что любая процедура может быть эффективна только в случае оптимального сочетания временных и материальных затрат на ее проведение, доступности и очевидности будущей пользы.

Статья предоставлена нашему порталу
редакцией журнала «Кадровик Украины»

Один из самых сложных этапов в жизни каждого человека – это период новорожденности, особенности этого возраста подробно описаны в неонатологической и педиатрической литературе, есть немало различного рода пособий и для медиков, и для молодых родителей. И даже будучи теоретически подкованной, для любой матери период младенчества её чада является самым непростым.

Появление на свет нового человека - величайшее чудо в мире. А если этот человек является вашим ребенком, то это двойное чудо, созданное природой и силой вашей любви. В первые минуты вы испытываете сложные и противоречивые чувства: облегчение от прекратившейся боли и растерянность от внешнего вида крохи, радость от первых объятий и беспокойство о состоянии ребенка, счастье от первого прикладывания к груди и гордость за свое новое положение.

Вот вы и стали мамой. Теперь ваша жизнь на многие годы тесно связана с жизнью этого самого дорогого на свете существа. Пока вы пытаетесь справиться с бурей чувств, вам не до характеристик периода новорожденности, а врач уже подхватывает вашего ребенка и ставит ему первую в его жизни оценку. Это оценка новорожденного по шкале Апгар, названная так по имени американского доктора Вирджинии Апгар, предложившей оценивать состояние новорожденных по пяти параметрам. Каждому показателю даются баллы, которые потом суммируются для оценки общего состояния ребенка.

Благодаря оценке новорожденных по шкале Апгар врачи могут сразу определить степень подготовленности младенца к внеутробной жизни и решить вопрос о необходимом объеме помощи, если она потребуется. Если ребенок громко закричал сразу после рождения или после отсасывания слизи из дыхательных путей, закашлял, зачихал, глубоко задышал, значит, получай свои первые 2 балла, которые ценятся выше любой «пятерки».

Если крик слабый, а дыхание редкое, поверхностное - дело плохо. Получай единицу и готовься к искусственной вентиляции легких. Эта оценка производится на первой минуте жизни, но не является окончательной. Новорожденному дается еще одна попытка, чтобы заявить о своем приходе в этот мир всерьез и надолго. Повторная оценка дается через пять минут после рождения, и многие дети с низкими показателями показывают чудеса своих адаптационных способностей: на глазах розовеют, начинают дышать ритмично и глубоко, сердечко бьется громко и ровно, а конечности производят активные движения.

Таблица «Оценка новорожденных по шкале Апгар» выглядит следующим образом:

Показатель Оценка в баллах
0 1 2
Частота сердцебиений, ударовв минуту Отсутствует Менее 100 Более 100
Дыхание Отсутствует Дыхание нерегу­лярное, частота снижена Нормальное, крик громкий
Мышечный тонус Отсутствует Легкая степень сгибания конечностей Активные движения
Рефлекторная возбудимость Отсутствует Гримаса Кашель,чихание
Окраска кожных покровов Бледно-синюшный Синюшность конечностей Розовый

При оценке новорожденного по шкале Апгар сумма баллов от 8 до 10 говорит о том, что ребенок здоров. Оценка 4-7 баллов свидетельствует о том, что состояние ребенка средней тяжести, и он нуждается в медицинской помощи. При оценке 1-3 балла речь идет о тяжелом состоянии и необходимости реанимационной помощи с привлечением дыхательной аппаратуры и круглосуточного мониторинга основных показателей.

Современные перинатальные центры оснащены высокотехнологическими методами лечения, квалифицированными специалистами и «золотыми руками» обслуживающего персонала, а это позволяет выхаживать даже глубоко недоношенных детей. Так что не переживайте, если ваш кроха получил плохую оценку при родах. Одна из особенностей течения периода новорожденности – быстрая адаптация: малыш подрастет и еще покажет себя настоящим богатырем, к тому же материнская любовь способна творить чудеса.

Период ранней адаптации новорожденных детей

Говоря об общей характеристике периода новорожденности, в первую очередь стоит отметить высокие адаптивные способности младенцев. Заключив кроху в первые объятия, вы испытываете растерянность и даже страх: он такой маленький и хрупкий, как бы не причинить ему боль и не сломать чего-нибудь. Успокойтесь! Слабость и хрупкость новорожденных слишком преувеличены вами. Он только что преодолел сложнейший путь, по трудности равнозначный восхождению на Эверест, очутился в совершенно новой для себя среде, но за пять минут сумел приспособиться к новому способу дыхания, кровообращения и питания. Разве можно считать его после этого слабым и беспомощным? Природа позаботилась о том, чтобы адаптация новорожденных детей была быстрой, чтобы малыши смогли в кратчайшие сроки приспособиться к окружающей среде, наградив младенцев способностью приноравливаться к любым внешним условиям, независимо от места рождения: на Крайнем Севере, в средней полосе России или в экваториальной Африке.

Вы должны использовать и развивать адаптационные способности в период новорожденности, чтобы ребенок рос здоровым. Для этого не требуется ни тяжелого физического труда, ни огромных материальных вложений, ни привлечения высококлассных специалистов. А нужно всего лишь формировать у ребенка с самого рождения привычку к здоровому образу жизни, основой которого являются грудное вскармливание, правильный режим дня, закаливание и активные физические занятия. Подумайте об этой основной особенности периода новорожденности прямо сейчас, пока малыш тихонько посапывает, обретя покой после пережитого стресса в надежных материнских объятиях.

К сожалению, многие молодые родители забывают о естественной адаптации новорожденного ребенка и окружают кроху повышенной заботой. А это не дает ему использовать данные природой адаптационные возможности. При малейшем дуновении ветерка ребенка кутают в многочисленные одежки, опасаясь переохлаждения и простуды, лишают на свежем воздухе, потому что «сегодня холодно и сыро», а главным показателем здоровья считают повышенный аппетит и килограммовые (если не больше) ежемесячные прибавки веса. А потом удивляются, почему в период адаптации новорожденный ребенок часто болеет, и бегают по врачам в надежде на чудодейственное средство, способное повысить иммунитет.

Период адаптации новорожденного ребенка после выписки из роддома

Первые дни после выписки из роддома даются нелегко. Мама еще не совсем оправилась после родов, а младенец требует постоянного внимания и заботы. К тому же осознание своей ответственности за здоровье крохи давит на психику и внушает страх за каждое действие: правильно ли делаю, не наврежу ли ему?

Ваше беспокойство в период ранней адаптации новорожденного совершенно естественно, но поддаваться панике из-за неопытности и отсутствия навыков по уходу за новорожденным не стоит. Как говорится, не боги горшки обжигают, и через пару дней вы приобретете уверенность и сноровку, которые позволят обходиться без посторонней помощи.

Период новорожденности - это самый сложный и ответственный период в жизни человека, когда все функции его организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия, а, следовательно, новорожденный наиболее уязвим для неблагоприятных воздействий окружающего мира. Основная задача организма в период адаптации новорожденного - как можно лучше приспособиться к условиям внеутробной жизни.

Несмотря на кажущуюся слабость и хрупкость новорожденного в период ранней адаптации, он обладает удивительной способностью приспосабливаться к условиям окружающей среды. А если уж такое нежное создание способно отстаивать свое право на жизнь и бороться за место под солнцем, то уж взрослые люди, ставшие его родителями, тем более должны освоиться в своей новой роли и отважно вступить в новую действительность, несущую не только радости, но и огромную ответственность за малыша.

Когда можно показывать новорожденного ребенка друзьям?

Будьте готовы еще к одному испытанию. Едва вы переступили порог родного дома с малюткой на руках, как вас уже требуют к телефону многочисленные друзья-подруги с поздравлениями, добрыми пожеланиями и насущным вопросом: когда можно прийти с подарками и взглянуть на плод любви?

Потребуется немалое мужество, чтобы отказать в приглашении всем желающим, включая близкую подругу. Когда же можно показывать новорожденного друзьям, чтобы не навредить младенцу? Нужно отложить знакомство крохи с вашим окружением хотя бы на один месяц. Народные обычаи, мудрости которых мы не устаем поражаться до сих пор, запрещали показывать новорожденного посторонним людям до сорокового дня, опасаясь сглаза. В сглаз мы нынче не верим, но этого правила придерживаемся по другой причине. Новорожденный адаптируется к новым условиям, его защитные силы слишком слабы, чтобы противостоять различным факторам окружающего мира, следовательно, его надо оберегать от излишних контактов.

Он родился стерильным и сразу же повстречался с множеством микробов, которые стали активно прописываться в его организме. К маминой микрофлоре он адаптировался еще во внутриутробной жизни, уже получил и продолжает получать с молоком антитела к ней. А каждый новый знакомый несет на себе целый букет своих невидимых, но весьма коварных существ. Как такому маленькому и слабенькому человечку с еще несформировавшимся иммунитетом противостоять нашествию визитеров и их агрессивных микробов? Да еще каждый посетитель норовит взять на руки, прижать покрепче и поцеловать. Нужно ли это ребенку?

Конечно, нет. Размышляя над тем, когда можно показывать новорожденного, не забывайте, что в первый месяц жизни организм ребенка адаптируется к новым условиям, к микрофлоре собственной квартиры и ближайших родственников, а это и так огромная нагрузка на иммунную систему, еще только-только начинающую работать.

Каждый гость, заглянувший «на минуточку», щедро делится своими стафило- и стрептококками с беспомощным малышом, который затем страдает от появившихся неизвестно откуда прыщиков на коже или нагноения пупочной ранки.

В это драгоценное время устанавливается и налаживается тесная связь между матерью и ребенком, и присутствие посторонних людей мешает этим интимным отношениям, делая затруднительным прикладывание к груди по требованию и невозможным сосредоточение на этом важном и ответственном деле.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
С чем носить темно-синее пальто: шарф, шапка, обувь Синее прямое пальто с чем носить С чем носить темно-синее пальто: шарф, шапка, обувь Синее прямое пальто с чем носить Пасхальный цыпленок крючком: очаровательный подарок к Пасхе своими руками Пасхальный цыпленок крючком: очаровательный подарок к Пасхе своими руками Ранее развитие дома: занятия с шестимесячным ребенком Ранее развитие дома: занятия с шестимесячным ребенком