Как договориться с трудным сотрудником пример беседы. Семь правил общения с подчиненными. Избегать чрезмерной эмоциональности

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

1. «Вафли» — они не умеют принимать решений, так что их нужно подстегивать.

2. «Завоеватели» должны побеждать, так что пусть будут лидерами команды.

3. «Трагики» ищут внимания, так что придется их игнорировать.

4. «Бунтари» нарушают правила без причины, их надо избегать.

5. «Лентяи» — народ скучный, пусть найдут себе занятие.

6. «Интриганы» отвлекают от работы, держитесь от них на расстоянии вытянутой руки.

7. «Подхалимам» доверять не стоит: игнорируйте их, но только вежливо.

8. «Вампиры» отнимают энергию, если только вы не сохраняете бодрость духа.

10. «Гении» предлагают лучшие идеи, но их приходится буквально вытряхивать. Понастойчивее с ними.

Как добиться уважения коллег

1. Будьте собой, не пытайтесь изображать кого-то другого.

2. Проявляйте интерес к другим людям.

3. Позволяйте разделить с собой минуту славы.

4. Одевайтесь и ухаживайте за собой в соответствии с местом, которое хотите занять.

5. Прежде чем говорить, выдерживайте паузу, давайте мыслям время оформиться.

6. Старайтесь «говорить диафрагмой» — так речь звучит ровнее и голос не срывается.

Как справиться с офисным хамом

1. Не пытайтесь успокоить его или извиниться.

2. Требуйте от него, чтобы он вел себя профессионально и проявлял уважение.

3. Если скандал не прекращается, покиньте помещение.

4. Свои эмоции проявляйте там, где никто не видит.

5. Вернитесь к невыясненному вопросу позднее.

6. Решите для себя, стоит ли продолжать общаться с этим человеком.

Пять правил делового общения

1. Отдавайте себе отчет, зачем вам общаться с этим человеком.

2. Выберите средство связи, которое ему подходит.

3. Формулируйте мысли как можно проще.

4. Используйте как можно меньше корпоративного сленга.

5. Жаргонные выражения исключены, если только вы не общаетесь со старым приятелем.

Как дать человеку задание в письме

1. Имейте представление о том, какого результата ждете.

2. В самом начале письма опишите, каким должен быть результат.

3. Объясните, почему это нужно, в нескольких аргументах.

4. Приведите доказательства, чтобы подкрепить важность каждого аргумента.

5. Повторите, какого результата ждете, и опишите, какие действия должны быть предприняты.

6. Добавьте, что человек получит после достижения результата.

Как создать хорошую презентацию

1. Спланируйте эмоциональное путешествие для публики.

2. Отметьте, в каких местах зритель должен будет ощутить сильные эмоции.

3. Расскажите историю шаг за шагом, в которой человек будет испытывать чувства в нужных местах.

4. Создайте простую структуру презентации.

5. Оформите слайды так, чтобы они относились к делу, были короткими, емкими, простыми, легко читались.

6. Отредактируйте свою презентацию и отрепетируйте ее.

Как провести хорошую презентацию

1. Говорите стоя, а не сидя.

2. Убедитесь, что все оборудование работает.

3. Найдите того, кто вас представит.

4. Установите для себя временные рамки, соблюдайте их.

5. Постарайтесь обойтись без шуток в попытке «разогреть» аудиторию: если вы не профессиональный комик, шутка наверняка прозвучит неловко.

6. Подстраивайтесь под атмосферу в зале.

7. Чтобы уменьшить страх от выступления перед аудиторией, обращайтесь к отдельным людям, а не ко всему залу.

8. Избегайте пустой болтовни.

9. Встречайтесь глазами с разными людьми.

Как заключать сделки

1. Определите четко, в чем предмет сделки.

2. Решите, что для вас важно, а что нет.

3. Будьте способны объяснить, почему это важно.

4. Имейте в запасе план B, чтобы не чувствовать излишнего давления.

5. Дайте возможность противоположной стороне начать переговоры.

6. Старайтесь прийти к решению вместе.

7. Заключая сделку, убедитесь, что соблюдены интересы обеих сторон.

8. Когда размер сделки определен, заканчивайте дискуссию.

Как использовать нетворкинг

1. Интересуйтесь людьми и тем, чем они занимаются.

2. Когда вас просят рассказать о себе, говорите о том, какая от вас может быть польза.

3. Если видите, что человеку не очень интересно, заканчивайте беседу.

4. Объясняйте, чем отличаетесь от коллег, работающих в вашей области.

5. Вступая в разговор, исходите из того, какие у вас общие интересы с этим человеком.

6. Если он вами заинтересовался, договоритесь об отдельной встрече.

Как ориентироваться в офисной политике

1. Разберитесь, чего хотят коллеги и что они могут.

2. Устанавливайте взаимовыгодные союзы с теми, кому вы доверяете.

3. Следите за тем, какие услуги оказываете другим и что хорошего делают вам.

4. Вступая в альянс, используйте его для того, чтобы достичь цели.

Руководитель - не такая уж простая должность. Допустим, вы создали свой бизнес и набрали сотрудников. Или же вас повысили до руководящей должности. От того, как вы правильно построите отношения с подчиненными, зависит многое. Поэтому необходимо быть готовым к руководству и знать, как вести себя с персоналом.

Типы руководства

Есть две основные системы руководства подчиненными. Первая из них именуется демократическая, вторая - командная или авторитарная.

Демократическая система предполагает более короткую дистанцию между руководителем и подчиненными. Руководитель главным образом использует методы убеждения. Авторитарная система предполагает раздачу четких указаний работникам, которые они обязаны выполнять.

В первом случае у работников есть инициативы, во втором их нет. Что лучше использовать - каждый выбирает для себя сам. Но мы предлагает все-таки искать золотую середину. Нельзя слишком давить на коллектив и нельзя игнорировать отношения субординации. В первом случае вас сразу возненавидят, во втором - сядут на шею.

Интересуйтесь жизнью подчиненных и слушайте их

Хороший руководитель всегда знает, какие важные события происходят в жизни его подчиненных: свадьба, день рождения, рождение ребенка. Ненавязчиво интересуйтесь тем, как идут дела у сотрудников. Вы увидите - им будет приятно.

Если к вам пришли с жалобой - просто выслушайте все до конца, не прерывая работника. Просто настройтесь на понимание. Возможно, уже этого будет достаточно, чтобы проблема отчасти решилась.

Поощрение и наказание

Система поощрений и наказаний непременно должна присутствовать. Причем применяться она должна одинаково ко всем сотрудникам. Наиболее сложно это реализовать, когда среди ваших подчиненных есть родственники, друзья или даже любимый человек.

Отсюда следует несколько важных выводов. Во-первых, брать на работу близких людей не рекомендуется - объективность сохранить будет сложно. Во-вторых, никогда не заводите служебных романов - вы будете постоянно в зависимости. А уж есть роман не удастся, то ситуация будет одна из самых неприятных.

Коллектив всегда видит несправедливость, которая творится начальником. Все должны понимать, что в случае хорошей работы их ждет поощрение, в случае плохой - наказание. А если все будет несправедливо, авторитета вам не видать.

Для того, чтобы грамотно применять систему наказаний и поощрений, нужно ориентироваться на некие объективные критерии работы. Поэтому необходимо очень хорошо знать, что было сделано тем или иным сотрудником. Иногда сложно установить такие критерии, но так как вы руководитель - вы должны их придумать и довести до каждого сотрудника.

Как ругать, а как хвалить?

Что касается устного высказывания недовольства, то это нужно делать только лично. Если вы отругаете сотрудника среди его коллег, он будет унижен и вероятность того, что он будет от этого хорошо работать, стремится к нулю. Может быть только некоторое время, под страхом быть униженным снова. Поэтому наиболее эффективен будет разговор с глазу на глаз. Отчитывая, нужно подробно объяснить, какую ошибку совершил работник и что он может сделать для её исправления.

Поощрять работника, напротив, эффективнее публично. Поощрение необязательно должно быть выражено в денежной форме, если для вашей фирмы это накладно. Похвала может быть выражена словесно, или вы можете вознаградить работника правом взять выходной.

Можно ли кричать на подчиненных

Почти все начальники когда-либо повышали голос на своих подчиненных. Плюс этого метода в том, что можно действительно повысить производительность труда работника. Но если использовать крик постоянно, то эффективность от него будет нулевая.

Криком вы можете добиться чего-то только от того сотрудника, который понимает, что ругаете вы не его личность, а его работу. Таких людей очень мало, поэтому советуем вам быть сдержаннее.

Применение приведенных советов позволит вам сохранить нормальную атмосферу в коллективе и завоевать авторитет персонала.

  1. Всегда ставьте только четко сформулированные задачи. Работники должны хорошо представлять, что от них требуется. Вы можете при этом иногда подталкивать того или иного работника к совершенствованию профессиональных навыков, давая ему задание «на грани возможного». Но такое задание должно быть выполнимым.
  2. Руководите. Работники ждут от вас активных действий, и если их не будет, то производительность труда будет никакая, ваш авторитет как руководителя упадет. Регулярно оценивайте результаты труда работников: они этого ждут.
  3. Не давайте готовых решений. Если подчиненный просит у вас совета, не надо выкладывать готовое решение. Нужно подтолкнуть его к верным мыслям.
  4. Не слоняйтесь без дела. Начальник, который только и делает, что разгуливает по офису и пьет кофе, потеряет авторитет очень быстро.

Видео

Из видеоролика вы узнаете о типах взаимоотношений руководителя и подчиненных.

В российском менталитете прочно засел стереотип «Начальник всегда прав!», и руководство с подчиненными привыкло общаться директивно. При этом каждый мечтает заполучить лучшие кадры с рынка труда и удержать их как можно дольше. Но вряд ли высококлассный специалист выдержит такое отношение долго - потерпит немного, да уйдет.

Речь не о том, чтобы скатываться в американскую модель поведения: когда начальник «знает» дни рождения родственников сотрудника и шлет им корзинки с фруктами на праздники. Все-таки мы привыкли разделять личное и рабочее и такой подход честнее. Однако сменить ракурс с «я начальник - ты дурак» может быть крайне эффективно.

Я вывел для себя несколько правил в общении с подчиненными:

Говорить с сотрудниками на одном языке

Заметил, что многие руководители любят громкие слова, которые в лучшем случае сотрудники не понимают. В худшем - даже не слышат. Если прямо сейчас менеджера по продажам беспокоит, как воспримут новую функциональность заказчики и как это скажется на его премиальных, то высокие мысли начальника о «миссии» и «стратегии» компании отскочат от него, как горох от стены. Потому я предельно просто и с привязкой к текущему моменту объясняю всей команде, что происходит в компании. И не только в личном общении. Раз в месяц я готовлю письмо сотрудникам, где рассказываю о нововведениях, положении дел в компании, успехах и проблемных вопросах. Главное в таких письмах не скатываться на канцелярский язык и не говорить свысока. Сотрудники видят, что я не живу в параллельном мире, а понимаю их и говорю на одном с ними языке.

Отличать «не слышит» от «не согласен»

Сотрудник не выполняет задачу, потому что считает задачу или ее решение неверными или просто не самыми лучшими? Это не значит, что он «не слышит» начальника. Если у меня возникает такая ситуация, то я всегда готов выслушать аргументы. Ведь и я что-то могу упускать из виду. Если доводы логичны и не построены на эмоциях, я готов дать работнику свободу действий. Но если мы имеем два одинаково спорных варианта, я буду настаивать на своем, просто потому, что больше в него верю.

Убеждать, а не принуждать

Если сотрудник не согласен с моим решением, а я вижу, что его предложение неудачное, то найду время и аргументы, постараюсь убедить. История показала, что даже рабы работают хуже из-под палки, что уж говорить о свободных людях. Переубедить подчиненного почти всегда в силах руководителя. И работа в этом случае будет выполнена качественнее и, как правило, быстрее.

Объяснять, но не разжевывать

Человек должен понимать, что и для чего он делает. Но это не значит, что ему нужно разжевывать все до мелочей. Всt-таки мы нанимаем профессионалов и нет смысла в деталях им рассказывать, как делать их работу. Я ограничиваюсь подробным описанием результата, который хочу получить. Оговариваю стратегические нюансы. Но способы решения задачи специалист выбирает сам. Простой пример: я попросил секретаря сделать чай гостю, но только я знаю, что у него аллергия на мяту. Потому моя обязанность, зная это обстоятельство, указать на него. Тогда результат устроит всех.

Не требовать, как «от себя»

На первых порах я был очень требователен к сотрудникам. Спрашивал «как с себя». Высказывался в духе: «Что тут можно было делать 4 часа, здесь работы на 20 минут!» В такие моменты хотелось хвататься за любую задачу и все делать самому. Чтобы доказать, что я за 20 минут сделаю лучше и качественнее, чем он за 4 часа. Потом понял, что это не мотивирует сотрудника, а отвращает от работы.

Избегать чрезмерной эмоциональности

Чрезмерные эмоции в разговоре с сотрудниками мешают слышать. Я уже не говорю о переходе на крик. В такие моменты никто никого не слышит. Никакого диалога не получается. Руководитель действует с позиции силы? Понятно, что сотрудник будет терпеть, чтобы не потерять работу. Но не думаю, что это продлится долго. И тем более вряд ли будет мотивировать работать лучше.

В споре не давить, но спрашивать

Выйти на конфликт с начальством - для большинства сотрудников стресс. Это риск потерять работу или просто испортить хорошие отношения с руководителем. Потому я уважаю специалистов, готовых аргументированно отстаивать свою точку зрения. Я заметил, что если в такие моменты не давить, а пытаться понять, задавать вопросы, то спор перестает быть накаленным. Оппонент видит, что я пытаюсь понять его позицию. И вижу обратную отдачу - в виде большей привязанности сотрудника к общему делу: он охотнее ищет лучшие варианты для решения бизнес-задач.

Принять, что цели руководителя и сотрудников отличаются

Пожалуй, эта мысль для руководителя - одна из самых сложных и неприятных. К ней приходят не сразу. Людей в компании не мотивируют ваши глобальные цели: создать самую успешную в мире компанию или создать самый крутой на рынке продукт. Их мотивируют работать их личные потребности. Деньги - основной мотиватор. И я доношу до своей команды, что именно улучшится в их положении, если будут выполнены конкретные задачи бизнеса. Такая привязка: «успех компании - успех сотрудника» работает эффективнее, чем просто: «Иди и делай, что я сказал!»

И напоследок еще несколько фраз, которые в общении с сотрудниками приведут к негативному эффекту. Думаю, что большинство из них связанны с тем, что руководитель пытается доказать, что он умнее и сильнее. Хотя на самом деле обязан помогать расти своим людям, а не показывать им кто тут главный. Итак, вот эти фразы: «Есть задача - выполняй!», «Что-то не устраивает? – Вон дверь!», «Докажи мне, что ты способен на большее!», «Не надо оправдываться, просто иди и сделай!», «Я не обязан тебе разжевывать задачу, не понял – твои проблемы», «Меня не интересует твое мнение. Сделай, что я говорю!», «Это не мои проблемы» и много подобного. Пожалуй, для этих выражений не помешает сделать словарь плохого начальника.

Не стану приводить шаблоны и скрипты, чем эти фразы заменить. Кто-то использует юмор, кто-то – партнерский подход, кому-то проще написать письмо подчиненному, а кто-то загонит задачу в таск-трекер с дедлайном и четким описанием. У каждого свой стиль, главное - вовремя одергивать себя, если начали вылетать фразы из перечисленных выше.

У работников с начальником складываются разные отношения. Одни говорят на равных, другие боятся сделать неверный шаг. Обычно разговаривать с начальником необходимо каждый день, поэтому наладить контакт нужно еще в начале трудовой деятельности. Обязательное условие – проявлять уважение и строить отношения на доверительном основании. Будьте приветливы и толерантны. Даже со злым начальником можно найти общий язык.

Правила поведения

Хорошие отношения с начальством – залог комфортной обстановки в коллективе и продуктивной работы. Но каждый человек имеет свои особенности, сильные и слабые качества, вредные привычки. С этим нужно смириться. Изменить плохого, капризного начальника бывает очень тяжело, но подстроиться под его особенности – намного проще.

Первое, что следует сделать – очертить границы. Проблемы обсуждайте в спокойном тоне, но при необходимости отстаивайте свою точку зрения. Свои недовольства также можно озвучивать. Делать это лучше тет-а-тет и в вежливой форме. Объясните, чем недовольны, и предложите варианты исправления ситуации.

Не заводите пустых разговоров о шефе в коллективе. Лучше направьте эту энергию на повышение результативности. Попробуйте помочь начальнику в достижении рабочих целей. Это поможет наладить отношения, получить признание и улучшить свое положение.

Другие правила:

  1. Прогнозирование проблем. Не бойтесь сообщать о недочетах и ошибках. Можно ненавязчиво посоветовать, как сделать лучше или исправить ситуацию. Опытный и мудрый шеф оценит такое поведение и поблагодарит за помощь. Если попытка не обвенчалась успехом, второй раз лучше подобного не делать.
  2. Попросите совета. В сложных ситуациях, когда на кону успех или поражение всей компании, можно посовещаться о рабочих моментах. Продумайте план действий и согласуйте его с начальником. Это поможет избежать ошибок.
  3. Быть искренним. Есть начальники, которые негативно относятся к лести и лицемерию. Поэтому хвалить без причины – плохое решение. Лучше одобрять его деятельность, когда действительно считаете нужным.
  4. Сохранять нейтралитет. Между шефом и работником действуют сугубо деловые отношения. Лучше разговаривать с начальством только на рабочие темы. Бывает, что с ним лучше не заводить дружеских отношений и не навязываться. Оптимальное решение - трудиться на благо предприятия и качественно делать свою работу.
  5. Не давить на больные точки. Вместо того чтобы критиковать, сообщите о способах устранения проблемы. Если он опаздывает на собеседование, посоветуйте наводить будильник за 15 минут до планерки. Если забывает о встречах с заказчиками или других важных делах, напоминайте об этом. Подумайте, в чем еще можно помочь шефу, и не теряйте такой возможности.
  6. Поощряйте за хорошие поступки. Часто хорошие, но требовательные начальники не слышат теплых слов в свой адрес. Сделайте комплимент о стиле руководства, недавних успехах или за прочие заслуги. Делайте это искренне и от души, а не с целью услышать приятные слова в ответ.

Даже если он ведет себя неприемлемо, оставайтесь профессионалом. Сохраняйте спокойствие и ведите себя достойно. Внимательно выслушайте его и покиньте кабинет.

Пять типов руководителей

В психологии выделяют 5 основных типов начальников. Главные различия между ними – отношение к сотрудникам, личные качества и модель поведения.

«Всезнайка»

Ему важно чувствовать превосходство над другими. Чрезмерно высокомерный и самоуверенный. Решения принимает необдуманно. Считает, что знает все рабочие нюансы. Его поведение часто становится объектом сплетен и возражений. Не сумев этого стерпеть, любым способом желает наказать тех, кто плохо выразился о нем. Спорить с ним бесполезно. Практически каждого подчиненного считает плохим работником. Он никогда не прислушается к чужому мнению, считая его неправильным. Вместо спора необходимо использовать совет, который подчеркнёт позицию наставника.

Другие действия:

  • попросить помочь с решением рабочей проблемы;
  • спросить совета;
  • выразить уважение;
  • игнорировать негативные отклики и т. д.

Главное, чтобы руководитель почувствовал себя нужным. Такие действия помогут избежать конфликтов и скандалов.

«Джокер»

Они являются отличными бизнесменами. Любят рисковать, не боятся поражения. Любую ошибку воспринимают как вызов становиться лучше, не терпят конкуренцию. Поэтому наличие неформального лидера в коллективе воспринимают остро и попытаются любым способом устранить с рабочего места. «Джокеры»– отличные начальники для тех, кто любит трудиться в команде. Умеют правильно организовать работу с ориентацией на результат. Не пытайтесь конкурировать. У вас все равно ничего не выйдет, а отношения будут навсегда испорчены. Лучшее, что можно сделать – внимательно слушать команды и сдавать работу в срок. Тогда конфликтных ситуаций возникать не будет.

«Хозяин»

Самый распространённый тип начальников. Может позвонить поздно вечером по деловому вопросу или дать тяжелое задание на выходные. Будучи трудоголиком, он не умеет отдыхать. Результат деятельности подчиненных его радует редко, поэтому ссоры случаются часто. Подчиненных считает собственностью и часто называет плохими сотрудниками.

Как вести себя с «хозяином»:

  • изначально установить границы;
  • не брать домой работу;
  • не засиживаться на рабочем месте допоздна;
  • не бояться говорить «нет».

Важно отстаивать свои интересы. Если работа не является приоритетом, дать это понять. Если он позвонит глубокой ночью, есть смысл не брать трубку. Покажите, что приветствуете разделение дня на рабочее время и отдых. Сначала шеф может обижаться, но позже перестанет быть таким навязчивым по отношению к работнику.

«Деятель»

Задания озвучивает громко и конкретно. Требует их немедленного исполнения. Постоянно позитивный и энергичный. Всегда имеет план действий, которого обязательно придерживается. Не любит смелых и инициативных работников и часто их наказывает. У него тяжело отпроситься с работы пораньше, даже если причина уважительная. Премия - также редкое явление. Единственное правильное решение работника – ориентироваться на результат. Сдавать работу вовремя, постоянно повышать продуктивность. Такое поведение – гарантия хороших отношений.

«Душенька»

Самый вежливый и обходительный. Имеет чувство юмора, обожает общаться с подчиненными на рабочие и повседневные темы. Всегда поддерживает боевой дух и заботится о каждом работнике. Для него человеческие ценности важнее, чем профессиональные качества.

Правила поведения:

  1. Можно предлагать идеи по улучшению работы коллектива. Он обязательно примет их во внимание и попытается воплотить в жизнь.
  2. Спрашивать о рабочих моментах лучше наедине.
  3. С ним можно не бояться говорить о повышении или попросить зарплату (если были реальные успехи в деятельности).

Хвалить за успехи желательно, но только искренне. Он не приветствует лицемерие.

Разговор во время ссоры

Бывает, что шеф является инициатором всех конфликтов. В результате вместо благоприятной атмосферы в коллективе обстановка очень напряженная. Тогда сотрудники чувствуют отвращение не только к руководителю, но и к работе. Как результат – продуктивность низкая, настроение плохое и качество работы оставляет желать лучшего. Игнорировать постоянные оскорбления или делать вид, что это нормальное отношение, не стоит. Сядьте за стол переговоров и спокойно побеседуйте. Желательно иметь при себе доказательства негативного воздействия шефа. Это могут быть электронные письма, голосовые сообщения, СМС.

Худшее, что может сделать сотрудник-женщина во время ссоры – расплакаться. Необходимо даже в конфликтной ситуации вести себя достойно и не показывать слабость.

Правила, которых необходимо придерживаться при ссоре:

  1. Не опускаться до уровня шефа. Орать в ответ – худшее, что может сделать сотрудник. Подождите, пока босс успокоится, и только тогда выскажите свое мнение по поводу ссоры.
  2. Прерывание разговора. Есть люди, которые не могут долго слушать оскорбления. Тогда лучше извиниться, прервать беседу и выйти из кабинета. Попросите продолжить разговор после того, как шеф успокоится и придет в себя.
  3. Сфокусируйтесь на проблеме. Если вас ругают за проблему, которую вы действительно допустили, необходимо внимательно выслушать. Постарайтесь не обращать внимания на агрессивное поведение. Подумайте, как можете исправить ошибку или спросите совета.

В любой ссоре нужно вести себя достойно и не говорить на повышенных тонах. Это может только усугубить ситуацию. Излишняя эмоциональность – признак того, что человек не может адекватно оценить ситуацию и быстро найти решение. В этом случае гнев и агрессия – защитное средство.

Способы решения проблем

Часто случается, что сотрудник пытается объяснить начальнику его неправоту или предлагает забыть о конфликте, но он не отступает. В итоге каждый день сопровождается ссорами и скандалами. Если шеф постоянно в чем-то упрекает и кричит, стоит задуматься о смене работы. Терпеть подобное поведение – неуважение к себе. На этом рабочем месте вряд ли есть перспективы карьерного роста. Нужно заботиться о своем здоровье, тем более психическом.

Другое верное решение – перейти в другой отдел, если работа в фирме устраивает. Необходимо заранее узнать, есть ли вакантные места и поговорить с сотрудниками об их шефе. Но просить о переводе в другой отдел или департамент стоит руководителя всей фирмы. Внятно объясните ему сложившуюся ситуацию и попросите помочь.

Если сотрудник стал жертвой дискриминации со стороны начальства, стоит обратиться в соответствующие органы по защите работников. Есть конфликты, которые переступают грань закона, а инициатор требует наказания.

Заключение

Часто сотрудники не знают, как вести себя с шефом. Одни начинают лицемерить, другие – критиковать и обсуждать каждое его действие с коллегами. Но важно научиться строить доверительные отношения. В конфликтной ситуации необходимо вести себя достойно. Попытаться перебороть излишнюю эмоциональность и в нормальной обстановке всё обсудить. Если даже после нескольких разговоров с выяснением отношений устранить непонимание не удалось, стоит задуматься об увольнении. Иногда это единственное правильное решение.

Европейские компании имеют куда более обширные традиции по оценке персонала. Российские компании лишь недавно начали экспериментировать в этой области. Но большинство предпочитает перенимать опыт своих западных коллег, не всегда адаптируя его к нашим условиям. В рамках оценки персонала часто используется оценочное собеседование. Оно предполагает проведение диалога с сотрудником. По итогам оценки сотруднику формируются цели на следующий год. От качества проведения диалога зависит то, с каким настроением и с какими мыслями сотрудник продрожит работу. Поэтому необходимо соблюдать некоторые принципы, чтобы диалог был эффективным как для того, кто его проводит, так и для того, с кем его проводят.

Важнейшим этапом при оценке работы подчиненных является оценочное собеседование. Оценочное собеседование - это интервью с оцениваемым, решающее вполне определенные задачи.
Такое собеседование помогает руководителю и подчиненному определить их взаимные ожидания. Оценочное собеседование с работниками проводится также для того, чтобы сообщить им результат оценки эффективности их работы. Оно позволяет руководителю подвести итоги работы подчиненного, подкрепить желательное поведение, указать на недостатки в работе и разработать совместно с ним план улучшения работы.

До недавних пор в нашей компании не было практики проведения таких диалогов, однако, когда было принято решение поменять систему оценки, возникла потребность в поиске новых моделей оценки персонала.

В нашей компании вместо аттестации персонала была внедрена европейская модель, которую я обозначила как «Ежегодную оценку и диалог с сотрудником».

И если с выставлением оценок сотрудникам по итогам года руководители смогли разобраться, то с проведением диалогов с сотрудниками возникли большие проблемы, т.к. такой практики у большинства руководителей не было.

Диалог с сотрудником является ключевым моментом процедуры ежегодной оценки персонала. Построение диалога исходит из представлений руководителя о процессе управления людьми и о способах воздействия на их поведение. Можно выделить по меньшей мере три подхода, которые при этом могут быть использованы руководителем:

  • заставить - заставить улучшить работу или поведение, подавить сопротивление.
  • убедить - убедить работника в необходимости изменения.
  • привлечение работника к принятию решений - донести свою точку зрения, понять точку зрения работника и прийти к общему согласию. Разбудить у работника желание к профессиональному росту и личностному развитию. Определить, что нужно сделать для решения проблем, мешающих повышению эффективности его работы.

Очевидно, что третий вариант является верным с точки зрения наиболее эффективной мотивации сотрудника. Сотрудник сам принимает решение, а значит, несет за них ответственность.

Чтобы облегчить учесть наших менеджеров, была написана программа обучения проведению оценки и диалога с сотрудником.

В первую очередь необходимо было разъяснить, зачем мы вообще проводим диалог.

Для руководителя и для сотрудника цели в диалоге были обозначены разные:

для сотрудника:

  • Понять цели Компании и соотнести их со своими профессиональными целями;
  • Понять, насколько хорошо он выполняет свою работу, в какой степени руководителя устраивают его рабочие результаты;
  • Своевременно получить рекомендации, способствующие лучшему выполнению работы, более эффективно спланировать свою деятельность;
  • Быть включенным в процесс составления планов развития и формирование целей;
  • Донести до руководителя свою точку зрения.

для руководителя:

  • Получить обратную связь по встречным ожиданиям сотрудника;
  • Помочь сотруднику в повышении эффективности его работы, более полном использовании своего профессионального потенциала;
  • Добиться повышения производительности и выполнения задач бизнеса за счет повышения мотивации сотрудника.

Чтобы легче было контролировать процесс ежегодной оценки и чтобы помочь руководителям с планированием, процедура проведения диалога была расписана по этапам.

Шаг 1. Подготовка сотрудника.

Перед прохождением диалога сотрудник должен быть ознакомлен с оценочными критериями, а также подготовиться к ответам на следующие вопросы:

1. Что планировалось сделать за отчетный период?
2. Что было сделано?
3. Что не удалось сделать и почему?
4. Какие задачи запланированы на будущее?
5. Как можно будет оценить их достижение (как можно будет понять, что они достигнуты?)
6. Как можно улучшить сегодняшние результаты? Что для этого необходимо сделать?

Также сотрудник может подготовить отчет о выполнении плана работы и другие необходимые, с его точки зрения, документы. Сотрудник может не согласиться с оценкой руководителя, и поэтому он должен иметь возможность аргументировать свое мнение. К тому же во время диалога подводятся итоги работы сотрудника, и ему нужно достаточно времени, чтобы для самого себя еще раз повторить, какие цели были перед ним поставлены и каких он достиг.

Подготовка сотрудника важна для него самого, прежде всего. Поэтому на первых порах руководители могут забыть проинформировать сотрудника о предстоящей оценке, либо не сообщить ему о необходимости подготовиться.

Чтобы диалог не стал стрессовой ситуацией, группа оценки персонала самостоятельно высылала информационные письма сотрудникам с подробным описанием вопросов и самой процедуры проведения диалога и рекомендациями.

  • Просмотрите свои цели предыдущего года и оцените уровень достижения каждой поставленной цели.
  • Оцените свои сильные стороны и определите области, нуждающиеся в развитии.
  • Определите ваши следующие шаги для продолжения личного развития.
  • Определите и четко опишите 3-6 личных целей, на достижении которых вы хотите сконцентрироваться в следующем году, определите, каким образом вы будете оценивать их достижение.
  • Продумайте свои планы на будущее, чтобы вы могли четко и ясно описать их.

Чем активнее работник участвует в процессе оценки, тем выше его ответственность за выполнение решений принятых в ходе оценочного собеседования.

Шаг 2. Подготовка руководителя.

Чтобы диалог с сотрудником был успешным, руководителю нужно:

  • уметь находить психологический контакт с подчиненными;
  • уметь планировать и анализировать работу подчиненных;
  • понимать цели организации и задачи, стоящие перед сотрудником;
  • знать стандарты и критерии выполнения работы;
  • собрать максимально полную информацию о рабочих результатах сотрудника.

Именно такие требования к подготовке руководителя я проговаривала, когда проводила обучение. Но совершенно очевидно, что не все руководители отнесутся к этому ответственно и не все могут выполнить эти требования. Практика показала, что некоторые руководители не могут поставить цели на год для своих подчиненных, не могут выделить главное и т.п. Конечно, это относилось больше к менеджерам низкого уровня…Но все-таки открытие было не из приятных. Чтобы устранить эту проблему, мы сделали заказ на написание тренинга целеполагания для нашего учебного центра.

С первым пунктом (умение находить психологический контакт с подчиненным) дело обстояло сложнее. Тут уже потребовалась целая батарея тренингов по развитию коммуникативных навыков. Если руководитель испытывал трудность при проведении диалога с сотрудников, ему предлагалось предварительно пройти тренинги. Как ни странно, многие руководители откровенно признавали, что у них есть определенные проблемы и просили провести обучение.

Также мы рекомендовали руководителям создать базу, в которую они смогли бы заносить промежуточные оценки работника в течение года, допущенные ошибки, инициативы и т.п. Постоянный мониторинг в течение года поможет оценивающему составить четкое представление о достижениях сотрудника, трудностях и возможных неудачах.

По предыдущим оценкам сотрудников вся база была у группы оценки и руководитель мог воспользоваться этой информацией. Там он мог найти рекомендации к развитию, слабые стороны, карьерные ожидания сотрудника и определить, какого прогресса сотрудник достиг по каждому параметру.

С психологической точки зрения, руководитель должен иметь в виду, что цель оценки – помощь в повышении эффективности работы сотрудника, его отдачи и более полное использование его профессионального потенциала. Здесь не должно быть места эмоциям и субъективизму. Руководитель должен быть готов слушать и обдумывать то, что говорит оцениваемый, и вступать в диалог с ним.

Оцениваемый должен точно знать цели и критерии, по которым оцениваются его работа и рабочее поведение. Чем более справедливой считает работник оценку своего труда, тем выше его ответственность за выполнение решений, принятых в ходе оценочного собеседования, тем более он бывает удовлетворен ходом собеседования, тем в большей степени готов согласиться с итоговой оценкой и тем выше вероятность того, что он предпримет реальные шаги для повышения эффективности собственной работы и своего профессионального роста в будущем.

Шаг 3. Проводим диалог с сотрудником.

Руководитель должен как минимум за две недели назначить время собеседования для каждого сотрудника (собеседование обычно требует от получаса до полутора часов, в зависимости от того, какую должность занимает оцениваемый работник и какие обязанности он выполняет).

Но на первых порах всю процедуру ежегодной оценки и диалогов отслеживала группа оценки персонала. Чтобы проконтролировать, что диалог был проведен и никто не выпал из графика, все встречи мы забивали в графике лично. Трудоемкая, но нужная работа.

Руководителю и сотруднику назначались встречи (как правило, для этих встреч использовались переговорные комнаты, чтобы рабочие звонки и т.п. не мешали проведению диалога).

Пока процедура не стала привычной, специалисты группы оценки присутствовали на диалогах и помогали правильному течению процесса.

Некоторые руководители сами просили, чтобы мы присутствовали, другие после нескольких диалогов могли самостоятельно проводить диалог и не испытывали трудностей.

Чтобы не возникало длительного молчания или беседы на сторонние темы, каждому руководителю предлагался перечень примерных вопросов для проведения диалога с сотрудником:

1. Каковы основные требования к Вашей должности?
2. Какого уровня Вы достигли по каждому из этих требований?
3. Какие цели на прошедший период перед Вами стояли? (2-3 цели)
4. Были ли какие-то дополнительные, не запланированные задачи?
5. Как бы Вы сами могли оценить проделанную Вами работу?
6. Насколько удалось достигнуть каждой цели?
7. Что не удалось сделать? Почему это произошло? Что этому мешало?
8. Какие задачи запланированы на будущее?
9. С какой целью будут выполняться эти задачи?
10. Достижение каких задач будет являться наиболее значимым?
11. Как можно будет оценить их достижение (как можно будет понять, что они достигнуты?)
12. Как часто и каким образом было бы оптимальным их оценивать?
13. Какие сложности могут возникнуть при их реализации? Как можно предупредить их возникновение (что Вы можете для этого сделать?)
14. Каким образом можно было бы улучшить Ваши сегодняшние результаты?
15. Ваши умения, знания и способности используются ли сейчас наилучшим образом? Если, нет, что следует предпринять?
16. Какое обучение помогло бы Вам улучшить рабочие показатели?
17. Каковы Ваши ожидания от работы на будущее?
18. Какие виды стимулирования будут являться для Вас предпочтительными?
19. Насколько Вы довольны обратной связью, которую предоставляет Вам руководитель?
20. Какую обратную связь Вы бы хотели, чтобы он Вам предоставлял и как часто?

Как оказалось, вопросы очень помогли руководителям в построении диалога.

При этом руководитель должен постоянно помнить, что диалог должен мотивировать сотрудника.

Некоторые аспекты трудовой деятельности работника могут быть скрыты от руководителя, поэтому иногда оценка собственной работы (самооценка) бывает точнее, чем оценка со стороны начальства.

По итогам диалога руководитель формулирует сотруднику цели на следующий год.

Для того чтобы цели были понятны и достижимы, они должны быть:

1. Конкретными - формулировка должна содержать ответ на вопрос «что сделать?», т. е. глагол совершенного вида (обеспечить, внедрить, увеличить). Нельзя допускать в формулировке цели слова, не несущие смысловой нагрузки. Например: оптимальный, достойный, всеобъемлющий.
2. Количественно (качественно) измеримыми - при постановке цели необходимо задать четкие измеримые критерии, которые помогут судить о ее достижении. Для количественной измеримости используются цифры. Для качественной - техническое задание или иной другой документ.
3. Связанными с целями и задачами Компании и/или подразделения - цели, которые вы ставите, должны вытекать из целей более высокого порядка. В идеале необходимо определить иерархию целей, от философии предприятия к стратегическим и тактическим целям организации и подразделения.
4. Конечными - если у цели нет конечного срока исполнения, она имеет хорошие шансы не быть выполненной никогда. Поэтому при постановке целей нужно определять конечный срок исполнения.
5. Компромиссными (реальность и вызов) - цели должны быть реальными, т. е. достижимыми. В то же время они должны содержать в себе превышение предыдущего показателя.

Участие работников в постановке целей собственной работы приводит к лучшим результатам, чем принуждение или критика со стороны руководителя.

Чем лучше работник понимает, как результаты его работы связаны с достижением целей всей организации, тем больших результатов можно ожидать от диалога.

Количество целей для одного сотрудника, как правило, не должно превышать пяти-семи. Если их будет больше, то сотрудник не сможет их все удерживать в поле внимания, начнет распыляться.

Практика показала, что больше пяти целей практически никто не смог поставить, т.к. это достаточно сложно. Здесь нужно отличать цели от задач. Не нужно просто перечислять все задачи, которые руководитель хочет поставить перед сотрудником. Цели должны ставиться на развитие, как профессиональное, так и личностное, и совсем не нужно просто переписывать годовой план.

Чтобы руководители смогли понять, как должны быть сформулированы цели, можно провести небольшой тренинг и предложить им провести диалог и поставить цели для воображаемого сотрудника. Мы придумали несколько кейсов для работы в группе с руководителями (пример кейса см приложение 1).

Руководителям на обучении предлагалось рассмотреть предлагаемых героев и, исходя из анализа слабых и сильных сторон, поставить для них цели на следующий год.

Затем в группе прорабатывались ошибки руководителей – т.н. «неправильные цели». Для каждой «неправильной» цели руководители формулировали «правильную».

По итогам диалога руководителю необходимо убедиться, что цели задания и ожидаемые результаты ясны.
В нашей компании разработан бланк, в который вносятся результаты диалога (приложение 2). Руководителю требуется своевременно заполнить на подчиненного разработанную в организации оценочную форму. Если он оставит эту задачу на последний момент, то он может просто забыть, какие цели были поставлены.

Успех оценочного собеседования решающим образом зависит от уровня развития у руководителя необходимых навыков и умения создать условия, способствующие достижению в ходе беседы с подчиненным основных целей ежегодной оценки. Можно выделить ряд факторов, оказывающих влияние на успешность проведения оценочного собеседования.

Уровень развития у оценивающих необходимых навыков:

  • Умение устанавливать психологический контакт
  • Владение методами активного слушания
  • Планирование и анализ работы
  • Способность правильно выбирать и использовать методы оценки
  • Консультирование и развитие подчиненных

Качество подготовки к собеседованию оценивающих и оцениваемых:

Подготовка руководителя:

  • Понимание целей организации и задач, стоящих перед оцениваемым работником
  • Знание стандартов и критериев выполнения работы
  • Сбор максимально полной информации относительно рабочих результатов оцениваемого работника
  • Выявление путей получения наибольшей отдачи от оцениваемого работника

Подготовка подчиненного:

  • Понимание целей работы/задания
  • Знание критериев и стандартов исполнения работы
  • Знание своих сильных и слабых сторон
  • Понимание связи рабочих результатов и перспектив своего профессионального развития и карьеры

Процесс проведения:

  • Активное участие оцениваемого работника в процессе оценки
  • Конструктивные установки руководителя и в случае необходимости оказание помощи оцениваемым работникам

Достижение согласия относительно содержания работы:

  • Разработка плана действий для решения рабочих проблем, снижающих эффективность работы
  • Постановка целей работы на будущее
  • Определение параметров ожидаемых результатов
  • Достижение согласия по поводу обсуждаемых проблем

Контроль

  • Установление контрольных сроков
  • Установление контрольных показателей
  • Выбор формы контроля
  • Обеспечение того, чтобы получаемое работником поощрение соответствовало результатам оценки.

Такой диалог дает возможность сотруднику и руководителю получить обратную связь относительно встречных ожиданий, связанных с выполнением работы, перспективными задачами и условиями, необходимыми для эффективного взаимодействия. Поэтому при подготовке руководителей к проведению собеседования особое внимание следует обращать на то, как предоставлять подчиненному обратную связь и как получать ее от него.

Вопросы руководителя во время собеседования призваны установить не только истинный уровень эффективности работника, но и определить факторы, негативно действующие на его работу. Однако не стоит переоценивать способность работника к анализу факторов, определяющих эффективность его работы. Умение слушать предполагает способность даже по незначительным деталям, по отдельным штрихам выявлять наличие серьезных проблем, оказывающих влияние на работу сотрудника. Это поможет сформулировать те или иные предположения, которое могут быть проверены в ходе собеседования.
Оценочное собеседование требует от руководителя не просто умения слушать, но умения слушать активно – это навык, который нужно тренировать.

Шаг 4. Завершение оценочного собеседования

Это важнейший этап оценочного собеседования. На этом этапе подводится итог данным ранее оценкам, еще раз проговариваются цели и приоритеты предстоящего года.

По завершении собеседования руководителю важно обратить особое внимание на конструктивность критики. Подчиненный должен четко уяснить не только то, что он сделал что-то ниже установленных требований, но и как исправить допущенные промахи в предстоящем году.

Особенно важно обратить внимание на мотивацию сотрудника. Будет ли он после завершения собеседования гореть желанием совершенствоваться и достигать новых профессиональных высот или уйдет подавленным с мыслью о необходимости поиска нового места работы? Следует заканчивать собеседование на позитивной ноте, чтобы подчиненный уходил от руководителя с хорошим настроем на работу. В конце следует еще раз повторить те цели, которые должны быть достигнуты в будущем. Кроме того, необходимо определить дату, когда будет подводиться промежуточный итог выполнения работы, запланированной в ходе собеседования.

Когда в нашей компании только внедрялась новая система оценки персонала, мы решили проводить опрос сотрудников непосредственно после диалога.

Как выяснилось, многим руководителям понравилось проводить диалог, т.к. у них появилась возможность поговорить со своими подчиненными не о текущих задачах, а об их насущных проблемах и перспективах. В процессе диалога многие руководители (особенно молодые) отмечали, что получили совершенно неожиданную информацию, которая им очень помогла в установлении контакта с подчиненными.
Сотрудники, которых оценивали, также отметили важность проведения таких диалогов.
Однако, помимо интереса и воодушевление было и разочарование – некоторые руководители были сильно разочарованы ответами своих сотрудников (например, сотрудник не мог четко определить свои должностные обязанности). Причину такой плохой подготовки сотрудников руководители, конечно же, видели в своих недоработках.

В ходе диалогов также обсуждались и карьерные планы. Несколько сотрудников были рекомендованы к зачислению в кадровый резерв, в последствии они были повышены, а два человека в ходе диалога высказали пожелание уйти из компании, т.к. у них накопилось много невысказанных претензий, которые уже нельзя было преодолеть.

В целом же диалог с сотрудник оказал мотивирующее воздействие на сотрудников.

Приложение 1

Кейс для обучения процедуре проведения ежегодного диалога

Непоседа Иван

23 года. Работает у Вас в отделе специалистом по продажам уже полгода. Активен, как никто, берется за задачи любой сложности, несмотря на то, что многие из них не может решить самостоятельно. Жаждет получать опыт и развиваться, но ему явно не хватает знаний, он часто упускает важные детали, импульсивен, не рассчитывает свои силы и время. По образованию юрист, только что закончил университет.

По выполнению плана Вы поставили ему 2, т.к. он не показывает стабильный результат.
А вот по потенциалу ему можно поставить 4, потому что Иван – это просто неиссякаемый источник энергии и активности, которой нужно предать правильный вектор. К тому же он молод и проявляет высокую лояльность к Компании, стремится к карьерному росту и в принципе быстро усваивает новые знания.

-1
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Ранее развитие дома: занятия с шестимесячным ребенком Ранее развитие дома: занятия с шестимесячным ребенком Стрижки по форме лица для женщин и девушек Стрижки по форме лица для женщин и девушек Разводы в молодых семьях Разводы в молодых семьях