Что умеет младенец в 6 месяцев. Долгожданные шесть месяцев: что должен уметь полугодовалый ребенок

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Возраст 6 месяцев – переломный этап в развитии грудничка. Это время первых зубов и введения прикорма. Малыш уже пытается сидеть самостоятельно, становится более подвижным и самостоятельным. Развиваются мышцы и изменяются пропорции тела. Поведение и эмоции становятся осмысленными. Целую ночь малыш спокойно и крепко спит и не просыпается от кормления. Он тратит много энергии, устает под вечер и поэтому легко засыпает.

Однако беспокойство из-за появления первых зубов может разрушить сон и спокойствие малыша. Давайте рассмотрим подробнее, что должен уметь ребенок в 6 месяцев.

Что умеет ребенок в 6 месяцев

  • Узнает голоса знакомых людей, которых при этом не видит;
  • Следит за передвижением людей и предметов;
  • Ищет и находит спрятанные игрушки или накрытые предметы;
  • Самостоятельно ползает, подползает к игрушке, которую видит перед собой;
  • Управляет двумя руками одновременно. Может хлопать в ладоши, брать и бросать предметы, перекладывать вещи из одной руки в другую и держать по игрушке в каждой руке;
  • Увеличивается количество слогов, которые может произносить ребенок. Имитирует взрослые звуки и к концу шестого месяца он знает и произносит до 40 различных звуков;
  • Садится при помощи взрослого и начинает садиться самостоятельно;
  • Самостоятельно занимается с игрушками 10-15 минут;
  • Включается в развивающие игры, среди которых пирамиды и кубики. Малыш самостоятельно может открывать и закрывать коробочки, складывать предметы;
  • Облокачивается на руку, лежа на животе, при этом второй захватывает игрушку или интересный предмет;
  • Опирается на предплечья, лежа на животе, держит при этом голову;
  • Легко переворачивается с живота на бок, на спину и обратно на живот;
  • Некоторые малыши уже в полгода пытаются встать, держась за край кроватки;
  • Открывает рот перед ложкой, кушает с ложечки мягкую полугустую пищу.

Особенности развития малыша в 6 месяцев

Физическое развитие грудничка обуславливает вес и рост. Увеличение этих показателей немного снижается по сравнению с первыми четырьмя месяцами жизни. Малыш уже набирает вес и рост не так быстро. Это обусловлено тем, что ребенок стал более активным и мобильным. Должный вес ребенка в 6 месяцев рассчитывают по формуле:

Масса тела ребенка в полгода = вес при выписке + 800Х6

Средний вес малыша в полгода составляет 7-8 кг, а рост – 66 сантиметр. По данным Минздрава России, физическое развитие грудничка в 6 месяцев характеризуется следующими показателями:

Двигательное развитие ребенка характеризует подвижность и устойчивость рук и пальчиков. Малыш легко хватает и удерживает игрушки, способен держать по предмету в каждой руке одновременно, перекладывать вещи из одной руки в другую. А зрение грудничка различает даже самые маленькие предметы. Шестимесячный ребенок подражает звукам, речи и движениям взрослого. В этом возрасте он испытывает и различает такие чувства, как испуг, напряжение и беспокойство, радость, восторг и веселье, недовольство, раздражительность и дискомфорт.

Питание и режим дня грудничка

Питание шестимесячного малыша также должно включать грудное кормление. Ведь только молоко мамы обеспечивает нормальное физическое и психическое развитие малыша. Такое питание формирует и укрепляет иммунитет, стабилизирует рост и вес. К полугоду у детей полностью исчезают колики и срыгивания, поэтому ребенок чувствует себя лучше.

В этот период в питание детей включают первый прикорм. В первое время давайте ребенку пищу в жидкой консистенции и небольшом объеме. Существуют различные мнения о том, что давать грудничку в первую очередь. Многие педиатры считают, что это должно быть пюре из овощей и фруктов.

Наиболее безопасное питание для детей представляет брокколи и цветная капуста, яблоки и бананы, кабачки и картофель. Будьте аккуратны, так как взрослые продукты могут вызвать аллергию! В любом случае пюре должно включать только один ингредиент. Только после введения каждого, продукты можно перемешивать.

Известный телевизионный доктор Комаровский считает, что первое питание должно состоять из творога и кефира. Так как эти продукты наиболее напоминают по составу грудное молоко. Это сделает переход к взрослой пище легким и безболезненным. Подробнее про питание грудничка в 6 месяцев и введение первого прикорма, читайте .

Развитие ребенка в 6 месяцев также должно включать дневной и ночной сон, развивающие игры и занятия, массаж и гимнастику, прогулку. Предлагаем примерный режим дня для детей в полгода.

6:00 первое кормление (грудное молоко)

6:30 гимнастика, уход и гигиена;

7:00 развивающие игры;

8:30 прогулка со сном на свежем воздухе;

10:30 второе кормление (прикорм, при необходимости докорм грудным молоком);

12:30 дневной сон;

14:30 третье кормление (прикорм, при необходимости докорм грудным молоком);

15:00 бодрствование (развивающие игры и занятия, массаж);

16:00 прогулка со сном на свежем воздухе;

18:30 четвертое кормление (грудное молоко);

19:00 бодрствование (развивающие игры, купание и плавание, подготовка ко сну);

20:00 – 21:00 ночной сон с перерывом на одно кормление грудью.

Не забывайте о соблюдении гигиены грудничка. Каждое утро умывайте и протирайте лицо и глаза, прочищайте уши и носик. Регулярно подстригайте ногти, так как малыш может случайно поранить кожу или слизистую. Следите за интимной гигиеной ребенка , меняйте памперсы и правильно одевайте малыша на прогулку.

Первые зубы у грудничка

К шести месяцам у малыша начинают прорезываться первые зубки. В полгода появляются нижние центральные резцы. Десна набухает и болит, поэтому ребенок чувствует дискомфорт и боль. В этот период он плохо спит, много капризничает и часто отказывается от еды. У некоторых детей даже поднимается температура, нарушается стул и появляется понос.

Чтобы помочь малышу, можно использовать специальные гели для прорезывания зубов. Они призваны снять воспаление и облегчить боль. Не используйте подобные средства без предварительной консультации с врачом! Многие родители применяют прорезыватели. Сегодня существует множество моделей, среди которых охлаждающие прорезыватели, изделия из латекса и силикона. Подойдет и обычная резиновая соска.

Развивающие игры и занятия

Развивающие игры и занятия тоже оказывают большое влияние на развитие ребенка. В этом возрасте используют музыкальные игрушки и цветные погремушки, книжки с яркими иллюстрациями, цветные кубики и пирамидки. Помните, что полугодовалый малыш уже может закрывать, открывать и разбирать различные предметы.

Регулярно разговаривайте с ребенком, рассказывайте истории с мимикой, жестами и движениями. Обязательно используйте разные интонации, так как дети в 6 месяцев легко распознают звуки, тона, чувства в голосе. Не забывайте о карточках с картинками. Проговаривайте названия изображений. Если это животные, издавайте такие же звуки, как они. Ребенок с радостью будет повторять за взрослым. Такие игры и занятия прогрессируют речевое развитие.

Включайте малышу музыку, он уже легко определит понравившуюся мелодию. Для моторики используйте лоскутные полотна и игрушки со специальным наполнителем. Проводите занятия по плаванию в ванной или даже в бассейне. Многие родители беспокоятся, правильно ли развивается малыш, не отстает ли он от сверстников. Чтобы это определить, можно провести небольшой тест на развитие ребенка.

Правильно ли развивается малыш

Чтобы определить развитие, сделайте с ребенком следующие упражнения:

  • Покажите игрушку на расстоянии 20-30 сантиметров. Малыш должен уметь переводить взгляд на игрушку и выделять вещь из обстановки. Кроме того, ребенок может потянуться руками или поползти к предмету;
  • Предложите малышу грудь, бутылочку со смесью или ложку с едой, он должен открывать ротик или совершать сосательные движения;
  • Если вы попробуете отнять игрушку у малыша, он должен крепко схватить предмет, не отпускать и сопротивляться;
  • Многие дети уже реагируют на свое имя;
  • Поговорите с ребенком, меняйте мимику и движения. Ребенок должен начать повторять за вами.

Нужно насторожиться и показать малыша педиатру, если он не может или даже не пытается сесть, даже при поддержке. Если грудничок не удерживает предметы в ладошке и не может перекладывать вещь из одной руки в другую. Тревогу вызывает, если он не улыбается и не узнает родителей, не реагирует на звуки и игрушки.


Полугодовалый ребенок сильно отличается от младенца, который только появился на свет, и физически, и эмоционально. Чему обучился карапуз к 6-месячному возрасту, какими навыками радует родителей ежедневно и как взрослые могут стимулировать развитие малютки в этом возрасте?

Физиологические изменения

  • Мускулатура спины и плеч к 6-месячному возрасту уже укрепилась настолько, что кроха может сидеть без наличия посторонней поддержки. Сидя, малыш удерживает равновесие и свободно управляет своими руками. Также развитие мышц важно для начала ползания.
  • Ребенок свободно перекатывается в любую сторону и очень подвижный, что требует повышенного внимания со стороны взрослых.
  • Зрение 6-месячных детей полностью развито и функционирует, как у взрослых. Ребенок с легкостью следит за предметами, которые двигаются, а также взглядами других людей.
  • У многих детей в этом возрасте прорезаются первые зубки. Они появляются на нижней челюсти. В связи с этим выделение слюны у шестимесячного ребенка усиливается.


Кроха в 6 месяцев уже может сидеть сам. Если ваш малыш еще не сидит, не переживайте и делайте соответствующие упражнения

Физическое развитие

За шестой месяц жизни карапуз набирает примерно 650 грамм, а рост младенца становится больше еще на 2 сантиметра. К этому возрасту вес крохи становится вдвое больше показателя, который определили сразу после рождения младенца. Грудная клетка за шестой месяц увеличивается на 1-1,5 сантиметра, а окружность головы – на 0,5-1 сантиметр.

Каждый ребенок развивается в своем темпе, однако для понимания, нормально ли растет малыш, были определены границы нормы, а также средние показатели физического развития деток определенного возраста. Зная о них, родители могут выявить, нет ли проблем с ростом малыша и не нужна ли ребенку дополнительная консультация педиатра. Основные показатели для 6-месячных детей мы представили в таблице:

Что малыш умеет?

Малыш шести месяцев уже научился сидеть без поддержки. Однако многие детки этого возраста пока еще не могут сесть самостоятельно. На кухне малыш уже может сидеть в специальном стуле, наблюдая, как мама готовит обед.

Еще одним очень полезным умением полугодовалого младенца становится ползание. Одни малыши активно передвигаются по-пластунски на животике, помогая себе ногами, а другие встают на четвереньки.


Стимулируйте малыша к ползанию, поскольку это хорошо укрепляет спинку малышу.

Не менее важные навыки 6-месячного малыша:

  • Малыш также начинает вставать на ножки, ухватываясь руками за какую-либо прочную опору. Если взрослый возьмет кроху за обе руки и немного подтянет к себе, то увидит, как младенец встанет на прямые ножки. Мало того, придерживая карапуза за грудь, можно заметить, как кроха начинает переступать ногами.
  • Ребенок отлично управляет своими ручками. Если кроху заинтересовал какой-либо предмет, малыш будет тянуться руками к нему. Выпавшую из руки игрушку ребенок с легкостью поднимет. Подержав предмет в одной руке, карапуз ловко может переложить его в другую ручку.
  • Ребенок уже может связать свои действия и результат, например, если дернуть рукой, игрушка с колокольчиком зазвенит, а если выбросить ее из кроватки, то упадет на пол.
  • Кроха по-прежнему изучает предметы, пробуя на «зуб». Это абсолютно нормальный способ познавать мир для полугодовалых деток, который нельзя воспринимать, как вредную привычку.
  • Ребенок уже отлично знает свое имя и отвечает на него улыбкой и оживлением. Малыш внимательно слушает речь взрослого. Если ему сказать о каком-либо знакомом крупном предмете, кроха сразу же найдет его глазами.
  • Речь 6-месячного младенца меняется. Кроха связывает звуки в слоги, но пока они не несут какое-то смысловое значение. Количество произносимых слогов становится больше с каждым днем. Такую речь называют лепетом.
  • Карапуз 6 месяцев относится к незнакомым людям с опаской и весьма насторожено. При этом полугодовалые младенцы более благосклонны к другим деткам. Они наблюдают за ними и нередко копируют их действия. С близкими малыш может проявлять нежность, например, прижиматься к маме.
  • Шестимесячные дети уже могут снимать еду с ложки губами.

Как оценить развитие малыша в 6 месяцев, смотрите в видеосоветах для мам канала «Супермамы».

Не нужно переживать, если ваш 6-месячный младенец пока не научился лепетать, сидеть без поддержки, дотягиваться до желаемого предмета, вставать на ножки, различать знакомых и незнакомых людей или есть твердую пищу – все эти навыки могут появиться чуть позже.

Но есть умения, отсутствие которых у малютки должно насторожить. К ним относят:

  • Перевороты с живота и на спинку и обратно.
  • Подъем верхней части туловища в положении лежа на животике.
  • Умение сидеть с поддержкой.
  • Повороты головы, чтобы рассмотреть окружающий мир.
  • Гуление.
  • Изучение игрушек с помощью рук (малыш стучит ими, трясет, ощупывает).
  • Изучение разных предметов с помощью рта.


Поскольку ребенок 6 месяцев изучает игрушки ртом, следите за их чистотой

О том, что малыш должен уметь в 6 месяцев, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

Занятия для развития

  • Дайте возможность младенцу проводить достаточно много времени на полу. Разложите вокруг крохи различные игрушки, чтобы младенец захотел к ним подползти.
  • Когда ребенок сидит на полу, сядьте напротив и покатайте мячик от вас к малютке и обратно.
  • Для развития координации папа может покатать ребенка у себя на плечах, а мама – усадить младенца на свою ногу и покачать медленно, а затем быстро.
  • Для хранения игрушек малыша приобретите небольшие коробки. Кроха увлеченно будет копаться в них, перебирая игрушки.
  • Ежедневно массируйте пальчики крохи по 2-3 минуты. Разминайте каждый пальчик по очереди, а также легко потягивайте его.
  • Давайте ребенку играть с формочками или коробочками разных размеров. Крохе понравятся также игрушки, в которых фигурки могут перемещаться по спирали, пищалки, матрешки.
  • Держащему в руках две игрушки ребенку предложите третью. Сперва кроха захочет ухватить ее, не отпуская имеющиеся игрушки, но потом поймет, что одну из игрушек придется положить.
  • Изготовьте для младенца несколько мешочков, в которых будут разные наполнители – пуговицы, фасоль, пшено, гладкие камушки и другие.
  • Для лучшего развития речи малыша постоянно общайтесь с крохой, когда он издает звуки. Отвечайте малышу, повторяя его лепет, а также озвучивайте все свои действия. При этом говорите о себе «мама», чтобы малыш начал соотносить это слово с вами («сейчас мама даст тебе колокольчик»). Точно также же приучите кроху к связи слова «папа» с отцом.
  • Показывайте младенцу книжки с яркими картинками. При этом рассказывайте о том, что в них нарисовано. Отлично, если в таких книжках будут короткие стишки с повторяемыми фразами.
  • Гуляя с крохой в парке, показывайте малышу листочки, деревья, траву. Если отправитесь с 6-месячным младенцем в магазин, не упустите возможности показать крохе фрукты, овощи, посуду и многие другие предметы, озвучивая их названия.
  • Привяжите к коляске крохи воздушный шар и наблюдайте, как малыш будет дергать за веревочку.
  • По-прежнему интересны младенцу и такие игры, как «ку-ку», «ладушки» и «сорока-ворона».
  • Разнообразьте купание младенца использованием разных игрушек. Пусть рядом с купающимся младенцем плавают кораблики, пластиковая посуда, резиновые игрушки.
  • Приглашайте в гости семьи с детьми, чтобы кроха учился общению с другим ребенком.


Играйте вместе с малышом, так веселее и увлекательнее

Поиграйте с ребенком в игры, показанные в телепередаче «Мамина школа» канала «ТСВ».

Уход

Ежедневными процедурами ухода за малышом шести месяцев продолжают оставаться:

  • Гигиенические процедуры – подмывание, умывание, стрижка ногтей, расчесывание, очистка ушей и носика. К ним добавляют чистку зубов, даже если первый зуб еще не появился. Очищать ротовую полость крохи советуют специальной резиновой щеточкой.
  • Закаляющие процедуры. В 6-месячном возрасте это воздушные и солнечные ванны, ходьба по мокрому полотенцу, обтирания.
  • Купание. Ванна не только поможет малышу расслабиться перед ночным сном, но и принесет массу положительных эмоций.
  • Массаж и гимнастика. Поглаживания, растирания, пассивные и активные упражнения помогают телу карапуза становиться более крепким.





Режим дня

Наличие режима дня очень важно для развития нервной системы ребенка. Крохе в возрасте шести месяцев требуется около 15-16 часов сна в сутки. Примерно 9-10 часов ребенок спит ночью, а остальное время распределяется на 3 дневных сна, длительность которых составляет до 1,5-2 часов. Старайтесь укладывать кроху в одинаковое время каждый день, а будить утром 6-месячного ребенка не стоит.

Прогулки в 6-месячном возрасте по-прежнему проводятся дважды в день с учетом погодных условий. Длительные гуляния возможны в хорошую погоду, а если на улице сильный ветер, ливень либо температура воздуха опустилась ниже -10, от прогулки стоит воздержаться. Во время прогулок малыш теперь уже не только спит, но и с интересом изучает окружающий мир.

Грудное вскармливание в шестимесячном возрасте немного изменяется. Сосание в ночное время смещается на последние часы перед пробуждением. При этом в первую половину дня кроха прикладывается к груди реже, а в послеобеденное время прикладывания становятся более частыми.

Ребенку шести месяцев, ранее получавшему только материнское молоко, начинают вводить прикорм , выбирая для него овощи в виде пюре или кашку. Следующим видом прикорма для 6-месячного крохи будут фрукты. Новое блюдо предлагают маленькими порциями в первой половине дня, наблюдая за состоянием и реакцией организма младенца.


Грудное молоко остается основой рациона 6-месячного ребенка

Дети на искусственном вскармливании едят 5 раз в сутки. Общий объем пищи для малыша 6 месяцев рассчитывают, разделив вес ребенка на 8. В среднем ребенок этого возраста съедает 1000-1100 мл пищи в день. Этот объем делят на число кормлений, поэтому примерная порция еды для одного приема пищи шестимесячного малыша будет составлять 200-220 мл. Меню прикорма для деток-искусственников включает овощи, каши, фрукты, сливочное и растительное масло.

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Полгода – это первый серьезный рубеж, первый «юбилей» в жизни ребенка, ведь во втором полугодии беспомощный малыш превращается в маленький вихрь, который начинает активно изучать окружающий мир, сначала на четвереньках, а затем и на двух ногах. В 6 месяцев малыш впервые самостоятельно садится, начинает есть «взрослую» пищу и учиться манипулировать двумя руками. В этом возрасте уже можно начинать развивающие занятия с ребенком, но для этого нужно знать, что должен уметь ребенок в 6 месяцев и на какие стороны его развития стоит обратить внимание.

Физическое развитие ребенка в 6 месяцев

На шестом месяце жизни ребенок прибавляет в весе примерно 500-600 грамм, его рост увеличивается на 1,5 – 2 см, в среднем дети в этом возрасте весят от 7 до 9 кг , а их рост составляет 65-70 см.

На шестом месяце жизни ребенок уже умеет уверенно переворачиваться со спины на живот и обратно и постоянно совершенствует свои умения, умудряясь перекатываться с места на место и даже падать с кровати или дивана, теперь малыша можно оставлять одного только в его кроватке или манеже.

Многие дети к концу шестого месяца уже умеют садиться самостоятельно , а те, кто еще не могут сделать этого, садятся, держась и подтягиваясь за что-то руками. Но в этом возрасте позвоночник ребенка еще не может долго выдерживать вес его тела, поэтому нельзя сажать ребенка больше чем на 15-20 минут за 1 раз, а также пользоваться ходунками, сидячими качелями или вертикальным «кенгуру».

В 6 месяцев ребенок начинает активно пользоваться двумя руками, теперь он может держать, крутить и вертеть игрушки не одной рукой, а двумя, а также перекладывать их из руки в руку.

В этом же возрасте дети, лежа на животе, приподнимают верхнюю часть туловища, опираясь на одну руку, а второй пытаются что-то достать или схватить. К концу 6-го месяца некоторые дети могут стоять, держась за опору, или начинают ползать. Те дети, которые пока ползать не в состоянии, начинают осваивать другие способы перемещения в пространстве – переворачиваются в боку на бок, отталкиваются от вертикальных поверхностей ножками, подтягиваются ручками или кружатся вокруг своей оси. Очень важно давать ребенку достаточно свободы для такой двигательной активности – это поможет укрепить мышцы спины, рук и ног и ребенок раньше начнет ползать и ходить. Для этого нужно ежедневно, несколько раз в день, выкладывать малыша на одеяло на полу или на кровати, раздевать его и давать возможность подвигаться в свое удовольствие.

К полугоду у большинства детей начинают прорезаться первые зубки , в этот период ребенок может стать капризным, вялым, отказываться от еды и игрушек. Заметить рост зубов достаточно просто – десны ребенка краснеют, опухают, он тянет в рот любые предметы, держит во рту пальчик или грызет соску, а также у него текут слюни.

Нервно-психическое развитие

В возрасте 6 месяцев уже можно начинать занятия по раннему развитию ребенка. Малыш уже умеет фокусировать свой взгляд на мелких предметах, например, на картинках в книгах, хорошо различает эмоции окружающих и радостно копирует звуки и движения взрослых. В этом возрасте он начинает идентифицировать себя – поворачивает голову, если слышит свое имя, радуется, когда его хвалят или начинает плакать, если слышит сердитый голос.

В 6 месяцев малыш уже узнает свои игрушки, любит играть в «ку-ку» и слушать разные потешки, сопровождающиеся простыми движениями, в этом возрасте у ребенка активно развивается речь – он произносит различные слоги, гласные, поет и «разговаривает» даже когда остается один.

Так что полгода – отличное время для первых развивающих занятий, теперь, когда ребенок сел, у него освобождаются руки и очень полезными в этот период окажутся различные игрушки для развития мелкой моторики рук. Главное, не давать ему мелкие предметы или игрушки, которые легко можно сломать, так как дети продолжают изучать мир «на вкус» и обязательно попробуют погрызть новую игрушку. Больше всего детям в таком возрасте нравятся игрушки, состоящие из крупных деталей, на веревочке или резинке, которые можно передвигать и тянуть, а также разнообразные пирамидки, пасочки и другие игрушки, которые вкладываются одна в другую или нанизываются на стержень. Не менее полезно для развития ребенка давать ему как можно больше разных по текстуре материалов на ощупь, это могут быть специальные мягкие игрушки, сшитые из разных тканей и набитые разными наполнителями или самодельные мячики, полосочки и другие игрушки с песком, рисом, горохом, фасолью и так далее.

К 6 месяцам становится заметна разница в характере и темпах развития ребенка, спокойные дети в этом возрасте больше заняты освоением своих рук, маленькие «энерджайзеры» предпочитаются двигательную активность и могут распевать целыми днями. Начиная с 6 месяцев, оценивать развитие ребенка становится сложнее, так как навыки приобретаются им постепенно и зависят только от темпов индивидуального развития. Например, ползать дети начинают с 6-7 месяцев и до года, а кто-то вообще не ползает, а сразу ходит и все это – вариант нормы. Поэтому родителям не стоит огорчаться, если их малыш не делает того, что уже умеют его ровесники, главное, чтобы его развитие соответствовало стандартным нормам. Так в 6 месяцев ребенок должен уметь.

К шестому месяцу - еще одному знаменательному рубежу в жизни ребенка - масса его тела увеличивается вдвое по сравнению с первоначальной, а вырастает он в общей сложности на 14-17 сантиметров. Если хотите проверить гармоничность его сложения, измерьте ширину плеч - в идеале она должна составлять 1/4 Длины тела.

Расширяется круг внимания ребенка, растут те его потребности, которые можно, пожалуй, назвать духовными.

Малыш явно больше нуждается в общении со взрослыми и всячески добивается, чтобы к нему почаще подходили. Одно средство ему известно давно: заплачешь - возьмут на руки. Но теперь иные дети ухитряются еще и вполне осознанно мочиться маленькими порциями, потому что усвоили: как только случается эта неприятность, тут же подходит мама.

Если у вас создалось впечатление, что малыш ведет себя именно так, вы, разумеется, не станете на него сердиться, а придете в восторг от его изобретательности и порадуетесь тому, что так много для него значите. Портал о здоровье www.сайт

Даже простые ваши действия при переодевании, умывании, купании обогащают малыша новыми ощущениями и впечатлениями. И совсем уж хорошо, если вы умеете во все это вносить элементы игры - то пощекочете ладошку, согнете-разогнете пальчики («сорока-ворона»), то невзначай позвените колокольчиком, то, поставив малыша себе на колени, поможете «попрыгать».

Ребенок начинает на удивление тонко воспринимать настроение в семье, эмоциональное состояние окружающих. В ситуациях, когда мама и папа, находясь поблизости, весело разговаривают друг с другом, делают какие-то танцевальные движения под музыку, он тоже начинает улыбаться, смеется, размахивает руками. Когда же рядом звучат сердитые голоса, когда мама раздражена и неласкова, он начинает хмуриться, морщиться, может и заплакать.

Если раньше он чаще огорчался из-за каких-то неудобств, то теперь его способны доводить до слез вещи иного порядка. Например, привык видеть на определенном месте будильник или другой очень нравящийся ему предмет, а недогадливая мама куда-то его переставила, так что ищешь-ищешь взглядом и никак не найдешь - вот обида-то!

На шестом месяце совершенствуется и все большее значение приобретает слух. Плачущий ребенок обычно успокаивается и начинает прислушиваться, если неожиданно рядом зазвучит музыка или вдруг запоет мама.

Внимательнее прежнего прислушивается малыш и к обращенной к нему речи, точно хочет ее понять. Продолжаются его собственные «а-а-а-а», «иль-ля-ля», а к концу месяца он начинает произносить губные согласные и первые слоги -- «ба-ба-ба», «па-па-па». Это уже новый этап развития предречевых реакций - лепет, тренирующий движения губ, языка, умение сочетать звуки с дыханием. Лепечут дети примерно одного и того же возраста во всем мире, и их лепет можно было бы назвать общим младенческим языком, если бы не один эксперимент парижских лингвистов. Они записали на магнитофон лепет детей из французских и китайских семей. При прослушивании этих записей французы в 75 % случаев правильно определили французских, а китайцы - китайских детей. Выходит, что в этом лепете уже есть какие-то признаки родного языка.

Говорите с ребенком побольше! Устраивайте с ним переклички, ког,г;д он, допустим, лежит в манеже, а вы заняты чем-нибудь в другом конце комнаты, используйте народные детские потешки, удобные для звукоподражания.

К примеру:

Наши уточки с утра - кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда - га-га-ra, га-га-га!

Наши курочки в окно - ко-ко-ко!

Ребенок уже умеет достаточно долго развлекаться сам. Это лучше получается в первой половине дня, а к вечеру он становится капризен, требует больше внимания. Последний дневной сон у него самый короткий, иногда малыш и вовсе не засыпает.

Дети, особенно страдающие какими-нибудь неврологическими расстройствами, обладают высокой метеочувствительностью. Они хуже себя чувствуют при изменениях атмосферного давления, погоды, им неможется перед грозой, так что нельзя абсолютно исключить и какое-то воздействие этого времени суток на биоритмы их организма. Но все же более реально другое объяснение: к концу дня ребенок устает, да и в доме становится шумнее - собираются все члены семьи, включают телевизор.

Лучше всего выйти с беспокойным ребенком на воздух - вечерняя прохлада, легкий летний ветер хорошо подействуют на него, и, если он и не подремлет сейчас, то придет в хорошее настроение и лучше уснет ночью.

Ввели ли вы уже прикорм своему малышу? Если ребенок не отстает в развитии от своих сверстников и показатели крови у него в норме, можно начинать прикармливать малыша с шестимесячного возраста, но если что-то не в порядке - лучше начать раньше. Про первый прикорм написано в статье "развитие ребенка в пятый месяц жизни", и если ваш малыш с овощными пюре еще не знаком, почитайте ее.

Каши - второй прикорм

Если ребенок уже привык есть пюре, теперь настала пора второго прикорма - каши. Обычно дети едят ее охотно, это, можно сказать, традиционная детская еда. Начинайте с любой, кроме самых грубых - перловой и пшенной. Если готовите кашу сами, крупу предварительно обязательно измельчить в кофемолке. Или пользуйтесь магазинными детскими кашками.

При склонности к жидкому стулу, лучше дать ребенку для начала рисовую кашу, а при запорах геркулесовую - она оказывает легкое послабляющее действие. Одна из самых полезных каш - гречневая, ее обычно хорошо переносят и дети, страдающие диатезом.

Варят кашу сначала на воде, потом добавляют молоко или смесь (к концу месяца можно будет готовить ее на цельном молоке). Каша должна получиться негустая, без комочков, может быть, ее придется и протереть. На полную порцию, то есть 150 г полагается 3 мл (половина чайной ложки) раствора соли, 5 мл (чайная ложка без верха) сахарного сироп, 5 г сливочного масла. Как и пюре, кашу начинают давать с половины - одной-двух чайных ложек и в течение недели доводят до полного объема.

Теперь рацион ребенка может выглядеть примерно так:

6 часов утра - грудное молоко или смесь (200 г);

10 часов - каша (150 г), фруктовое пюре (40-50 г);

14 часов - овощное пюре (180-200 г) с желтком (У4- 1/2), сок (30-40 г);

18 часов - грудное молоко или смесь (180-200 г), 3-4 чайные ложки творога, растертого с молоком;

20 часов - грудное молоко или смесь (200 г).

Постепенно приучайте ребенка к разным кашам, чередуйте их; можно готовить кашу «ассорти» из разных круп, а еще лучше добавлять в каши протертые фрукты.

Удобны готовые каши из сухих смесей, их много. Выбирайте такие, которые больше подходят для вашего ребенка.

Пропал аппетит

Ребенок всегда хорошо ел, а вдруг сегодня подолгу держит кашу или пюре во рту, не глотая. Отворачивается от ложки, всячески выражает недовольство.

Что случилось? Отказ от еды - первый симптом любого заболевания, и, возможно, через несколько часов все станет ясно. Но причины могут быть и другими. Ребенок плохо ест, когда устал, не выспался, перегрелся. Неустойчив аппетит у детей нервных, эмоциональных - они могут есть то вяло, неохотно, то почти с жадностью.

Если у ребенка нет аппетита много дней подряд, можно думать о каком-нибудь хроническом, внешне мало заметном заболевании, например, об анемии.

Но вот обследование проведено, малыш, к вашей радости, здоров, а ест все равно плохо. В таких случаях бабушки нередко вспоминают, что мама или папа в детстве тоже были плохими едоками. Но если ребенок остается веселым и бодрым, нормально прибавляет в весе (на шестом месяце это примерно 600 граммов), - оставьте тревоги!

Аппетит можно стимулировать. Гуляйте с малышом побольше, но не на открытом солнце. Минут за 10-15 до еды предложите ему немного несладкого фруктового или ягодного сока, подкисленной лимоном воды. И, пожалуйста, не нервничайте, не делайте проблемы из того, что ребенок не допил каких-нибудь 15-20 г смеси или не доел нескольких ложек каши.

Доктор Спок как-то заметил, что самый большой недостаток искусственного вскармливания в том, что мать видит, сколько осталось в бутылочке. Действительно, перенести это спокойно она обычно не может и всячески старается заставить ребенка проглотить то, чего ему уже совсем не хочется.

Как ни странно, но именно с опасения, что он недоедает, нередко начинается перекармливание. Стремясь сделать еду более калорийной, мама натирает в яблочное пюре еще и печеньице, молочную смесь готовит слишком концентрированной, в кашу кладет побольше масла, сахара.

Бойтесь, бойтесь, мамы, перекормить ребенка! Знайте, что уже сейчас решается вопрос, будут ли ваш сын или дочь, став взрослыми, мучиться со своими лишними килограммами... Жировые клетки закладываются в первые месяцы жизни. При избыточном питании их становится больше, они интенсивнее заполняются. Особенно велика такая опасность для ребенка, родители которого склонны к полноте. Он может унаследовать их тип обмена веществ, и тогда каждая лишняя ложка каши - толчок к появлению излишков жировой ткани. И, учтите, аппетит - штука капризная, с ним надо обращаться осторожно. Насильное кормление может вызвать у ребенка отвращение к еде, вплоть до привычной рвоты за столом, а прибегая к разным ухищрениям, развлекая за едой, - приучить его к большим порциям. Один из механизмов чрезмерного аппетита состоит в том, что желудок постепенно растягивается, и для того, чтобы нервные окончания, заложенные в его стенках, просигнализировали мозгу «Хватит!», требуется все больше пищи.

На шестом месяце ежедневно ребенок должен получать количество пищи, равное 1/7 его собственного веса, но по объему не больше литра и по калорийности не выше, чем предполагает его возрастной рацион.

В недавно изданных Всемирной организацией здравоохранения рекомендациях по детскому питанию говорится, что превышение калорийности всего на 15 % уже может иметь неблагоприятные последствия. Рекомендации пишутся для врачей, но что сделают врачи без родителей? Когда приходит час кормления, решающей инстанцией становится мама!

Новые упражнения

Вам очень хочется, чтобы ребенок поскорее стал сидеть - это и должно произойти, вот-вот. Но не форсируйте события, не сажайте малыша в подушки, как это часто делают. Если ребенок не сел сам, значит, он еще к этому не готов, и помочь ему можно, аккуратно занимаясь гимнастикой. Для предстоящей «вертикализации» и ходьбы очень важен навык ползания. К этому и готовят его новые упражнения, которые полезно ввести в уже освоенный комплекс гимнастики.

После массажа ног, например, попробуйте сделать упражнение «скользящие шаги». Сгибая в коленях ноги ребенка, лежащего на спине, попеременно прижимайте их к ягодичкам. Стопами он при этом как бы скользит по столу. Другой вариант упражнения, укрепляющего мышцы ног, - попеременно сгибать их в тазобедренных и коленных суставах. Это можно проделать 6-10 раз в постепенно ускоряющемся темпе.

После массажа грудкой клетки несколько раз согните и разогните его ручки. Чтобы было удобнее это сделать, дайте малышу обхватить большие пальцы ваших рук.

Еще одно новое упражнение - присаживание. Положите ребенка на спину, снова дайте ему обхватить ваши большие пальцы, а остальными держите его выше кисти и, разводя выпрямленные ручки в стороны, слегка потягивая к себе, побуждайте присесть. Это можно повторить 2-3 раза, если, конечно, малыш с готовностью идет вам навстречу и для него это нетрудно, а, наоборот, радостно, интересно. Впрочем, с интересами ребенка, с его настроением надо считаться всегда!

С шестимесячного возраста наступает новый этап в развитии ребенка. С этого времени начинается так называемый период подражания.

Конечно, ребенок еще слишком мал, чтобы вести себя так, как ведет взрослый. Внешне ребенок может даже никоим образом не реагировать (в смысле подражания) на то наше поведение, что он наблюдает. Но в сознании его, в памяти, будто на матрице, запечатлеваются слова и целые выражения, сказанные нами, стиль нашего поведения, проявления чувств.
Ребенок еще может не понимать, что в нем запечатлевается, но со временем разберется. Поэтому более пристально, чем прежде, следите за собой; особенно обратите внимание на проявление отрицательных эмоций - естественно, эти эмоции вы проявляете не по отношению к ребенку. Но он - невольный свидетель. Не удивляйтесь, если он когда-нибудь выдаст вам то, что «записал» теперь.

Вы не раз обращали внимание, как спит ваш ребенок. Вы даже любовались им - спящим. А заметили ли вы - не с открытым ли ртом он спит? Если с открытым, то причины этому могут быть две: либо ребенок простыл и у него заложен нос, либо у ребенка аденоиды. И в том и в другом случае вам необходимо, не откладывая, обратиться к вашему педиатру. А педиатр, если сочтет необходимым, назначит консультацию специалиста.

В возрасте шести месяцев у некоторых детей уже могут прорезаться первые зубы - два резца на нижней челюсти. У большинства детей это «приобретение», вызывающее много радости в семье, происходит в семимесячном возрасте. У иных детишек первые зубки прорезываются с запозданием.

Со временем, когда прорежутся все молочные зубы, вы насчитаете их двадцать. И они должны прослужить ребенку до школьного возраста. Поэтому очень важно их беречь.

Молочные зубы ребенка, как и постоянные, не вырастают из ничего. Молочные зубы заложены у малыша в деснах, постоянные - еще глубже, в челюстях. Поэтому забота о зубах ребенка должна начинаться еще задолго до его рождения. В период беременности эта забота заключается практически в одном - в правильном питании, чтобы в организме мамы присутствовали все витамины и микроэлементы и в достаточном количестве. Это же требование впоследствии относится и к питанию ребенка.
Постоянные зубы начинают «пробиваться» примерно с шести лет.

В питании ребенка, независимо от того, кормят его материнским молоком или коровьим или молочными
смесями, должно содержаться достаточно таких элементов, как кальций и фосфор. Именно при их участии полноценно растет костная ткань. Также необходимо достаточное присутствие витаминов А, С, D.

Замечено, что регулярные солнечные ванны благотворно действуют на образование костной ткани, в частности и зубов.

У ребенка во время прорезывания зубов замечено повышенное слюноотделение. Бытует мнение, что эти процессы как-то взаимосвязаны. Некоторые авторы считают, что никакой связи здесь не существует, что это обычное совпадение. Для мамы, ухаживающей за ребенком, нет большого практического значения - связано прорезывание зубов с усиленным слюнотечением или не связано, разве что следует чаще подкладывать под голову малыша пеленку, сложенную в несколько раз.

Если вы заметили однажды, что у вашего малыша усилился процесс слюноотделения, и посчитали, что вот-вот пойдут зубки, не опережайте время, не давайте ребенку твердых предметов для жевания: например, сушки, бублики, хлебные корки... Здесь скрывается опасность того, что ребенок откусит деснами кусочек размокшей в слюне сушки, а проглотить не сможет; тогда этот злосчастный кусочек способен застрять в дыхательных путях. Вы теперь понимаете, какой это риск...
Не подгоняйте естественные процессы.

Если у вашего ребенка «пошли» зубки и вы обнаруживаете, что слегка поднялась температура, что у малыша появились рвота и понос, не сваливайте все эти неприятные моменты на зубки. Вполне может быть, что
виной всему новый продукт питания, который вы сегодня дали ребенку. Или малыш заболел...
Не мучайтесь сомнениями, вызывайте врача.

Если у вашего ребенка не прорезались зубки вовремя, не переживайте. Это не связано с каким-нибудь недугом. Помните о том, что каждый человек индивидуален, и индивидуальность эта проявляется во всем.

Бывает, что зубки у ребенка появляются трудно: десны припухают, становятся болезненными, ребенок капризничает. В этом случае вам надлежит обратиться в вашу поликлинику к стоматологу.

Не исключена и такая ситуация: у ребенка вовремя появляются зубки, но расположены они, как вам кажется, неправильно - как бы направлены вперед. Это может быть результатом того, что ребенок сосет пальцы или слишком дружит с соской. Срочно примите меры по устранению дурных привычек. И проконсультируйтесь со специалистом - стоматологом.

В возрасте шести месяцев ваш ребенок начинает потихоньку садиться. Но он не способен еще сидеть уверенно и долго. Мышцы спины у него только развиваются... Вам очень хочется, чтобы ребенок уже сидел, вам вообще хочется, чтобы он побыстрее вырос. И вы садите ребенка в подушки... Не делайте этого! Ребенок сам будет сидеть, когда организм подготовится, когда окрепнут мышцы. Форсирование этого процесса может привести к искривлению позвоночника.

Вы замечаете, что ребенок тянется ручками, хочет посидеть. Вы можете предложить ему пальцы, пусть он схватится за них; помогите ему присесть на минутку -но не больше. Эта игра должна укреплять мышцы ребенка, а не утомлять его.

На шестом месяце большинство детей уже в состоянии достаточно уверенно удерживать голову. Но все равно некоторое время вы можете еще помогать ему делать это. Когда вы берете ребенка на руки, не держите его глубоко под мышками - в этом случае вы пережимаете малышу кровеносные сосуды и нервы. И тем самым доставляете ребенку неприятные ощущения.

В часы досуга молодые родители не прочь побаловаться со своим малышом. Ребенку ведь игры тоже доставляют огромное удовольствие... Во время таких игр будьте аккуратнее. Не поднимайте ребенка за руки. Мышцы и связки у него еще слабые и могут не выдержать нагрузки; это приведет к вывиху плечевых суставов.

Если вы заметили, что ваш ребенок беспокойный, нервный, но вроде бы здоров, что это может значить?
Это может значить только одно: вокруг ребенка неблагоприятная обстановка. Либо на ребенка постоянно покрикивают, одергивают его, ругают, забыв, что он еще совсем мал; либо ребенок постоянно является свидетелем бытовых споров и ссор. Ребенок, быть может, не понимает смысла ссор, но он отлично чувствует их отрицательную эмоциональную окраску.

Не требуйте от своего малыша слишком многого. Будьте с ним спокойны, умеренно требовательны, а не чересчур строги. И уж вовсе не позволяйте себе покрикивать на ребенка, если не хотите, чтобы он у вас вырос нервным.

Не устраивайте в присутствии ребенка ссор. Без ссор не обходится ни одна семья, какой бы идеальной она себя ни декларировала. Но вы, молодые родители, можете выяснить отношения между собой, закрывшись на кухне или в другой комнате. Ребенку вредно слышать разговор на повышенных тонах.

Возле ребенка должны царить тишина и покой -это непременные условия для развития нормальной устойчивой психики. Старайтесь говорить с ребенком спокойным серьезным или ласковым (без сюсюканья) голосом. Но и не балуйте малыша чрезмерным вниманием -от этого у него может сформироваться капризный характер.

Постарайтесь не приглашать домой шумных компаний и сами избегайте слишком людных мест. Юбилеи, торжества по поводу и без, вечеринки - не лучшее место для вашего малыша, даже если, придя в гости, вы помещаете его в отдельную комнату. Не забывайте, что вы вырвали его из привычной обстановки. А за стенкой еще шум, громкая музыка, смех... а через неделю вы будете удивляться: почему это ваш ребенок стал нервным, вздрагивает.

Нервозность в ребенке появляется и при постоянных нарушениях распорядка дня, к которому ребенок уже привык. Научитесь планировать свой день так, чтобы не нарушать его режим.

Не позволяйте ни себе, ни кому бы то ни было из близких устраивать с участием ребенка очень шумные игры, это может быть одной из причин его нервозности.

В возрасте шести месяцев ребенок уже не должен просыпаться ночью. Начав активно двигаться, он утомляется к вечеру; кроме того, он уже больше, чем прежде, съедает за вечернее кормление и успевает проголодаться только к утру. Если же ваш ребенок просыпается ночью, следует поискать причину - почему он беспокоится. Вполне уместно будет проконсультироваться по этому вопросу у педиатра.

Укладывая ребенка спать не носите его из комнаты в комнату. Ребенок уже сам должен знать часы своего сна. Добивайтесь от него большей самостоятельности: положили ребенка в кроватку или рядом с собой, спели песенку, покачали при необходимости, через две минуты он спит. Конечно, добиться такой самостоятельности от ребенка непросто; и не от каждого ребенка этого можно добиться, в особенности если он у вас с рождения на руках. Но вы знаете, к чему нужно стремиться.

Если ваш ребенок все же не засыпает в положенное для сна время или просыпается ночью да еще несколько раз, не сердитесь на него, не ругайтесь, даже не повышайте голос, не то сделаете еще хуже. Храните терпение, если хотите, чтобы ваш ребенок вырос здоровым и с уравновешенным характером.

Вам вдруг показалось, что ваш ребенок криклив - и этим отличается от других детей его возраста. Возможно. Но не забывайте, что ребенок - ваше маленькое зеркало. Может быть, вы и сами крикливы? Если так, то сделайте выводы и впредь при ребенке храните спокойствие. Подражание для детей - стиль жизни на долгие годы (а возможно, и не только для детей).

Если вы уверены, что ведете себя при малыше всегда спокойно, поищите причину крика: быть может,
ребенок в чем-то нуждается или нездоров. Вызовите участкового педиатра.

Вы читаете много литературы о маленьких детях, у вас есть знакомые с такими же маленькими детьми или ваши знакомые уже вырастили своих детей и теперь авторитетно вам заявляют, что ваш ребенок в шестимесячном возрасте должен уметь то-то и то-то... А вы вроде заметили, что ваш малыш этого еще не умеет. Не огорчайтесь, все придет. Присмотритесь к своему ребенку внимательнее, возможно, он умеет то, чего еще не умеют другие. Всякий ребенок уже с рождения - индивидуальность.

Что надо знать родителям пятимесячного малыша

Вашему ребенку уже исполнилось 5 месяцев. Процесс его роста вам был незаметен, но то, что ребенок вырос, вы видите по тому, как он перерос свою одежду. Вам приходится покупать ему рубашечки большего размера. Вы уже знаете требования к одежде: она должна быть теплой, не стеснять движений, нигде не жать, не тереть. Вы не ошибетесь, если будете покупать одежду ребенку на размер больше.

Если ваш ребенок все это время довольствовался маленькой кроваткой, то пора купить кроватку побольше - которая послужит малышу до школы. Если же вы сразу купили большую кроватку, то пришло время опустить у нее дно.

Ваш ребенок по-прежнему должен спать на не очень мягком ровном матрасике из какого-нибудь натурального материала. Также не нужна ребенку подушка (она может понадобится значительно позже - после двух лет). Даже когда ваш ребенок вырастет и пойдет в школу, вы иногда будете замечать: он спит, отодвинув подушку в сторону. Так ему удобнее.

Для того, чтобы ложе ребенка было ровным, положите на матрасик вчетверо сложенное одеяло. На одеяло не забудьте положить клеенку, если малыш спит без подгузника, и только затем - простыню. Концы простыни должны быть хорошо подвернуты под матрасик - не оставляйте на простыне складок.

Одеяло, которым вы укрываете малыша, должно быть легким и теплым. На одеяло надевается хлопчатобумажный пододеяльник.

Иногда в комнате возникают случайные сквозняки. Чтобы уберечь от них ребенка, перекиньте через спинку кроватки байковую пеленку или легкое покрывало. Пусть эти пеленка или покрывало так и остаются здесь все время.

Вы уже заметили, что ребенок ваш стал подвижен, и вас, естественно, радует это. Но в подвижности ребенка таятся и немалые опасности. Изучая окружающий его мир, ваш малыш стремится все схватить, чтобы рассмотреть поближе. Особенно привлекают его яркие блестящие предметы, которые он время от времени видит у вас в руках: ножницы, наперстки, иголки, нож, пилка для ногтей, вязальные спицы и т.д.

Вам понятно, что это не те предметы, с которыми можно ребенку играть - даже в более старшем возрасте. Не оставляйте перечисленные предметы в доступных для ребенка местах. Если же вы работаете с этими предметами и поблизости находится ваш ребенок, будьте начеку.

Опыт показывает, что образцовый порядок в доме - гарантия безопасности для ребенка. Каждая вещь должна лежать на своем месте. А чтобы она там лежала, вы не должны забывать ее положить на место. Неприятные сюрпризы, недоразумения и несчастья происходят в доме тогда, когда вещи перестают «знать место». Продумайте свой быт до мелочей, попробуйте смоделировать несколько опасных ситуаций, вынесите из детской комнаты все ненужное.

Вы уверены, например, что вам нужна в детской комнате ваза на столе? И скатерть?.. Ребенок однажды может схватиться за край скатерти и потянуть ее на себя. И ваза поведет себя не лучшим образом.

Не оставляйте вблизи ребенка острые предметы. Конечно, вы не оставите их специально, но вы можете их обронить. Упала иголка на пол. Вы склонились, поискали и не нашли. И успокоились. Будьте уверены: пройдет некоторое время, и эту иголку найдет ваш ребенок. Откуда ему знать, какую опасность она представляет. Например, для глаз. Или гвоздик, который случайно выронил отец.

Избегайте прогулок в ветреную погоду. Внезапный порыв ветра может насыпать ребенку пыли в глаза. И это закончится конъюнктивитом. В этом возрасте любая болезнь слишком опасна для ребенка и чревата осложнениями. В том числе и конъюнктивит - заболевание такого сложного органа как глаз.

Когда ребенку исполнится пять месяцев, он уже не спит так спокойно, как прежде, и, конечно же, сбрасывает с себя одеяло. Особенно если одеяло не по сезону теплое - ребенку под ним жарко, ребенок потеет. Вы заменили одеяло, но ребенок все равно сбрасывает его, дрыгает во сне ножками. А вы уже устали к нему подниматься; вас постоянно тревожит, как бы малыш не замерз и не заболел...
Пришейте к углам одеяльца завязки. Лучше, если это будут резинки. С их помощью вы можете привязать одеяло к прутьям кроватки и уже будете уверены, что ребенок ночью не раскроется.

Если ваш ребенок имеет обыкновение раскрываться ночью, отличным выходом из положения может быть использование спального мешка.

Вы не должны забывать о регулярном контроле со стороны педиатра. Врач профессионально оценит физическое и психическое развитие вашего малыша, соответствует ли это развитие возрасту; если необходимо, покажет ребенка профильному специалисту; оценит состояние здоровья; даст вам советы по уходу.

Поговорим об игрушках.

В этом возрасте ребенку требуются еще довольно простые игрушки. Основные требования к ним прежние: игрушки не должны представлять опасность для здоровья ребенка - нельзя давать игрушки с острыми краями, нельзя давать игрушки разбирающиеся на мелкие детали. Игрушки должны быть из материала, который легко помыть: резиновые, деревянные, пластмассовые.

Выбирайте для ребенка игрушки яркие, разноцветные, пестрые, разнообразных форм. Помните, что игрушка - это не просто отвлеченная забава, а предмет, развивающий ребенка; игрушка развивает цветовосприятие, пространственное воображение (соотношение форм); занимаясь с игрушкой, ребенок учится координировать свои движения, воспринимать предмет зрительно с разных расстояний; он пробует ее на ощупь - твердая игрушка или мягкая; и даже исследует на вкус.

Конечно, покупайте малышу игрушки по возрасту. Но если вы встретили в магазине что-то более сложное и не можете удержаться, купите и эту игрушку. Ребенок подрастет, и она придется ему кстати. Но если вы купили такую игрушку, не показывайте ее ребенку преждевременно - чтобы он не привык к ней и не потерял впоследствии к этой игрушке интерес.

Интерес ребенка к игрушке - это важно. Время от времени меняйте те игрушки, с которыми играет ваш ребенок. Если вы заметили, что малыш стал равнодушен к какой-то игрушке, спрячьте ее на недельку в шкаф и купите другую игрушку. Когда вы через неделю достанете игрушку старую, вы убедитесь, что ребенок будет опять с удовольствием играть с ней - и будет воспринимать ее как воспринимаете вы старого знакомого.

Поиграйте и вы в игрушки с ребенком. Ведь только от вас он может узнать, что это за игрушки: что собачка - это собачка, а котик с бантиком - это котик с бантиком; собачка лает, котик мяукает. Малышу все это безумно интересно. В этих первых играх перед ним предстает простенькая модель мира.

Вам необходимо знать, что игры с ребенком устанавливают между вами более тесный эмоциональный контакт. Такие контакты - это одна из основ ваших последующих с ребенком взаимоотношений. В частности - уважения, любви... Вы же хотите, чтобы ваш ребенок впоследствии долгие годы относился к вам с самой нежной любовью... Побольше занимайтесь с ним. Пусть он открывает мир с Вашей подачи, пусть он видит окружающее вашими глазами.

Давая ребенку разные игрушки (желательно по одной), называйте их. Ребенок, пусть еще и не способен сам говорить, запоминает слова и их значение. Со временем это поможет ему быстрее заговорить.

Если вы даете ребенку разборные игрушки, то выбирайте такие, какие не представляют для ребенка опасность: например, разборные матрешки, кубики, пирамидка. Детали разборных игрушек не должны быть слишком мелкими. Маленькие дети в этом возрасте постигают не только окружающий мир, но и собственное тело. И малышу бывает очень интересно засунуть в нос фрагмент мозаики или спрятать в ухо пуговку, оторвавшуюся от платьица куклы, и т.д.

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев

  • К 6 месяцам большинство малышей уже легко умеют переворачиваться на обе стороны, и со спины на животик. А некоторые, наиболее шустрые, начинают вставать на четвереньки и медленно передвигаться, переставляя ручки или немного подползать, пытаясь достать игрушку. Это время первых передвижений малыша, время, когда он начинает учиться ползать. Еще смешно, иногда, даже задом наперед, как бы отталкиваясь……А начинает подползать малыш даже не столько от того, что укрепил свою спинку, ручки и ножки, а потому, что он созрел умственно! Малыш уже созрел для того, чтобы думать и двигаться вперед, осваивать пространство. Сегодня малыш пополз, а завтра попытается сесть, освободит свои ручки для игры, а потом и пойдет…..
    Ползание стимулирует и развивает кроху физически, оно укрепляет спинку малыша. Лучше, когда ползание будет предшествовать сидению, потому что это благоприятно скажется на развитии позвоночника и внутренних органов. Предоставьте своему непоседе простор для исследования мира! Пусть он ползает по квартире, но обязательно обеспечьте ему безопасность.
    Новые впечатления очень радуют малыша и способствуют его развитию. Научившись ползать, ребенок очень быстро развивает в этом такое мастерство и достигает таких темпов, что можно с уверенностью сказать: спокойные времена для родителей миновали!
  • Ребенок в 6 месяцев уже свободно и легко берет игрушки из разных положений, играет ими, перекладывает игрушки из руки в руку.
  • Малыш научился владеть своим тельцем, он может теперь наклоняться справо налево и наоборот - при этом он переносит всю тяжесть в соответствующую сторону. Кроха уже может удержать в каждой руке по игрушке. В это время он учится управлять одновременно двумя руками. Не упустите моменты этого бурного роста, стимулируйте малыша для его интеллектуального развития, подпитывайте его ум первыми развивающими игрушками. В этом возрасте малыши очень любят всевозможные баночки и коробочки – открывать и закрывать их, вкладывать или вынимать предметы. Играйте с ним и одновременно читайте стишки. Так малыш будет учиться сам сопровождать ваши стихи различными модуляциями голоса, изменяя силу звука. Он будет радоваться, когда в ответ почувствует одобрительную реакцию родителей!
  • К 6 месяцам кроха уже узнает свое имя. Он очень радуется, если к нему обращаются, оборачивается в сторону взрослого человека.
  • Если раньше малыш любил, когда с ним разговаривают, то теперь он стремится принять участие в активном разговоре. У него появляются первые слоги, которые он старается произнести за взрослым. Это первый сознательный лепет. Он понимает обращенную к нему речь: ищет взглядом называемый предмет (Где лампа? Где стол?), или человека (папу или маму), смотрит внимательно на говорящего
  • Теперь ваш кроха уже узнает близких по голосам из соседней комнаты. Папа приходит с работы, а он радуется и восторженно ликует на руках! К чужим, наоборот, он относится теперь очень настороженно. Малыш может долго и внимательно рассматривать незнакомца, а потом или улыбнуться, или расплакаться. Это уже не 3-4 месячный несмышленыш!
  • 6-месячный кроха слушает музыку, он подпевает, воркует. Малыш может смеяться, он уже воспринимает музыку эмоционально и выразительно.
  • В 6 месяцев малыш может огорчаться, если ему что-то не удается, или радоваться, если он овладевает каким-либо предметом. Он осознанно обижается, если у него отнимают игрушку или не обращают на него внимание.
  • Понаблюдайте, как в 6 месяцев ваш кроха умеет хорошо кушать. Он уже уверенно открывает ротик и ест с ложки. Некоторые малыши к этому возрасту начинают хорошо пить из чашки. С этого возраста ваш малютка может уже принимать участие в ваших семейных обедах. Так он набирается опыта общения в семье.

Время чтения: 6 минут

Независимо от пола крохи (мальчик или девочка), для его полноценного развития родителям необходимо знать, что должен уметь ребенок в 6 месяцев. Он начинает активно переворачиваться, пытается ползать, выражать эмоциональное неудовлетворение. Передвижение на четвереньках помогает малышу проявлять активный образ жизни, исследуя внешний мир. Отдельное внимание следует уделять детскому питанию. Благодаря полезному меню младенцы получают необходимые микроэлементы.

Как выглядит ребенок в 6 месяцев

По весу шестимесячный грудничок должен соответствовать индивидуальным параметрам своего возраста. Отклонение от нормы зависит от интенсивности кормления, наследственности, заболеваний. Как видно из таблицы ниже, мальчики быстрее набирают вес:

Организм малыша готов переваривать не только молочное и жидкое меню. Постепенное приучение к взрослой пище должно сопровождаться правильным питанием из полезных продуктов. Вводят прикорм, начиная с овощного пюре, разбавляя его грудным молоком. Педиатры рекомендуют родителям с осторожностью вводить каши. Крохи остро реагируют на глютен, содержащийся в пшеничной крупе. Важно следить за проявлением аллергической реакции на новые продукты питания.

Развитие ребенка в 6 месяцев

В зависимости от пола, развитие малыша в 6 месяцев имеет отличия. Девочек категорически запрещается садить до полугода. Крохи еще не умеют разговаривать, но пытаются произносить слоги, которые сопровождаются эмоциями. Понять шестимесячных малышей можно по реакциям: они резво смеются и прихотливо рыдают, пытаясь привлечь к себе внимание. Большинство детей рано просыпаются и ведут активный образ жизни. Один из двадцати малышей в полгода активно ползает.

Что должен уметь ребенок

Индивидуальные физиологические особенности влияют на то, что умеет ребенок в 6 месяцев. Большинство карапузов начинают ползать. Они уверенно удерживают предметы руками. Развитие зрительных и слуховых анализаторов способствует активному изучению внешнего мира. Пытаясь получить информацию об интересующих предметах, шестимесячный младенец засовывает их в рот, покусывает или лижет.

Навыки

Наблюдая за новыми достижениями в поведении своего первенца, родители задаются вопросом, что должен делать ребенок в 6 месяцев. Каждый младенец уникален. Нельзя судить о его физиологической отсталости, если он неохотно переворачивается на живот. Прежде чем анализировать, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, следует принимать во внимание его рост, вес, особенности эмоционального состояния.

Педиатры выделяют навыки, которыми владеют 85% малышей. Лежа на животе, они приподнимают грудную клетку, начиная раскачивание всего тела. Большинство активных карапузов берутся осваивать ползание. Они способны самостоятельно садиться и умеют переворачиваться. Развитая моторика рук помогает им уверенно брать игрушки при попытке тщательно исследовать каждый предмет.

Физиологическое развитие

Что же должен уметь ребенок в 6 месяцев, определяется его физиологией. Отсутствие мышечного гипертонуса ножек и ручек позволяет малышу крепко держаться пальчиками за руки родителей, поднимаясь в положение сидя. Хорошо развитые мышцы спины помогают младенцу вставать, придерживаясь за край кроватк и. По статистике, мальчики начинают ходить позже .

Принимая во внимание тот факт, что девочек нельзя садить до шести месяцев, по достижению полгода они прекрасно умеют упираться и отталкиваться ножками от коленок мамы или папы. Кроха учится ползать по-пластунски, пытаясь приблизиться к понравившемуся предмету. Он резво переворачивается на бок и живот, раскачивает свое тело на четвереньках, преодолевает преграды.

Психоэмоциональное развитие

Чтобы определить психическое развитие, участковый врач обращает отдельное внимание на то, что умеет малыш в 6 месяцев. Кроха усовершенствует лепет, произнося до 40 разных звуков. В его речи наблюдается слияние гласных и согласных, поэтому ребенку удается имитировать услышанные фразы. Он реагирует на крик, гнев или похвалу. Крайне важно соблюдать спокойный тон при общении.

В 6 месяцев новорожденный способен проявлять нежность, ласку или боязнь. Интеллектуальное развитие мышления ребенка построено на формировании причинно-следственной связи. Кроха понимает, какую кнопку в игрушке необходимо нажать, чтобы раздался звук, или как привлечь внимание мамы криком. Особое внимание отведено не только навыкам, но и режиму сна. В распорядке дня шестимесячного карапуза должно присутствовать 2-3 сна.


Как определить проблемы в развитии ребенка

Чтобы определить задержку в развитии психических функций, родителям нужно тщательно следить за его психоэмоциональным поведением. Органическое поражение мозга как результат какого-либо заболевания диагностируется исключительно врачами. Убедиться в нормальном развитии чада вы можете при помощи специальных тестов:

  • На расстоянии 20-30 см от ребенка держите игрушку. Он должен уметь концентрировать свое внимание на предмете, периодически переводя взгляд на окружающую обстановку.
  • Если попытаться отнять у ребенка игрушку, он будет сопротивляться, выражать недовольство.
  • Умение младенца менять мимику является результатом передразнивания.
  • Ребенок умеет перекладывать предметы с одной руки в другую.

Как развивать ребенка в 6-7 месяцев

Для усовершенствования двигательных навыков важно правильно подбирать игрушки. Предпочтительно покупать деревянные брусочки и кольца, которые обеспечат необходимую мышечную нагрузку. Среди интересных игрушек психологи выделяют мягкие предметы, издающие звуки, прыгуны, каталки. Забавы с «пропадающими» игрушками отлично подходят для развития навыков общения. Спрятанная пирамидка поддерживает интерес к ней и ее названию. Систематическое чтение стихов помогает развивать интонацию речи малыша.

Упражнения

Игрушки с отверстиями разных форм, куда необходимо проталкивать соответствующие фигурки, отлично развивают мелкую моторику. Возьмите на вооружение такие упражнения:

  • Самостоятельно пошейте мишку, сову или зайку из яркого фетра. Важно декорировать его разными цветами, деревянными пуговицами, липучками, замком. В процессе игры показывайте крохе, как надевать петельку на пуговицу, закрывать замочек, соединять липучки.
  • Чтобы помочь ребенку научиться ползать, определять и понимать свое положение в пространстве, необходимо разложить игрушки на расстоянии 50 см от него. Пытаясь дотянуться до понравившегося предмета, кроха будет передвигаться, постепенно усваивая технику ползания.
  • Над кроваткой малыша развесьте фото мамы, папы, бабушек, дедушек, яркие картинки с цифрами, буквами, фруктами, животными.
  • Чтобы развивать речь ребенка и тренировать память, ежедневно показывайте ему фотографии и картинки, объясняя изображение одним словом.

Игры

Интересным занятием для ребенка станет исследование коробки с сюрпризами:

  • Неглубокую емкость заполните макаронами, деревянными брусками с отверстиями, обернутыми фольгой.
  • Предложите малышу поискать сюрприз, развернуть его, сформировать из брусьев пирамидку.
  • Для развития координации разложите на пути ребенка подушки. Чтобы добраться до цели, малышу потребуется преодолеть препятствия.

Уход за 6 месячным ребенком

Уход за малышом в полгода сопровождается гигиеническими процедурами – купанием, чисткой ушей, обрезанием ногтей, обработкой кожи. Избежать появления опрелостей поможет регулярное подмывание при смене подгузника. В полгода у малыша появляются зубы. Педиатры рекомендуют применять обезболивающие гели и давать 2-3 чайные ложки воды после каждого кормления, чтобы облегчить этот процесс. После купания необходимо проделывать специальный массаж.

Видео

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Как избежать трещин во время кормления грудью? Как избежать трещин во время кормления грудью?