Санпин для дошкольных учреждений. Санитарно-эпидемиологические требования для дошкольных учреждений — Российская газета. Какая температура должна быть в группе

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Мария Исаева
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049–13

I. Общие положения и область применения

1.4. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на дошкольные образовательные организации, осуществляющие услуги по развитию детей

1.9. Количество детей в группах доо общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты - для групп раннего возраста (до 3 лет) не менее 2,5 метра квадратного на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) - не менее 2,0 метра квадратного на одного ребенка, фактически находящегося в группе.

III. Требования к оборудованию и содержанию территорий дошкольных образовательных организаций

3.12. Игровые и физкультурные площадки для детей оборудуются с учетом их росто-возрастных особенностей.

IV. Требования к зданию, помещениям, оборудованию и их содержанию

4.11. В состав групповой ячейки входят : раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды, групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи, спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды, туалетная (совмещенная с умывальной) .

Допускается использовать групповую для организации сна с использованием выдвижных кроватей или раскладных кроватей с жестким ложем.

Спальни в период бодрствования детей допускается использовать для организации игровой деятельности и образовательной деятельности по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования. При этом должен строго соблюдаться режим проветривания и влажной уборки.

VI. Требования к размещению оборудования в помещениях дошкольных образовательных организаций

6.1. Оборудование основных помещений должно соответствовать росту и возрасту детей. Функциональные размеры детской мебели для сидения и столов должны соответствовать обязательным требованиям, установленным техническими регламентами или (и) национальными стандартами.

6.5. В групповых для детей 1,5 года и старше столы и стулья устанавливаются по числу детей в группах. Для детей старшей и подготовительной групп рекомендуется использовать столы с изменяющимся наклоном крышки до 30 градусов.

6.6. Стулья и столы должны быть одной группы мебели и промаркированы.

6.10. В ДОО используются игрушки, отвечающие санитарно -эпидемиологическим требованиям и имеющие документы, подтверждающие безопасность, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции. Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки следует использовать только в качестве дидактических пособий.

6.11. Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается.

6.15. Дети обеспечиваются индивидуальными постельными принадлежностями, полотенцами, предметами личной гигиены. Постельное белье маркируется индивидуально для каждого ребенка.

VII. Требования к естественному и искусственному освещению помещений

7.6. При проведении занятий в условиях недостаточного естественного освещения необходимо дополнительное искусственное освещение.

7.7. Источники искусственного освещения должны обеспечивать достаточное равномерное освещение всех помещений.

7.8. Все источники искусственного освещения должны содержаться в исправном состоянии .

VIII. Требования к отоплению и вентиляции

8.2. Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.

8.5. Все помещения дошкольной организации должны ежедневно проветриваться.

Сквозное проветривание не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. Проветривание через туалетные комнаты не допускается. В присутствии детей допускается широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года.

8.6. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра , эффективности отопительной системы. Проветривание проводится в отсутствие детей и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий.

При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2-4°С.

В помещениях спален сквозное проветривание проводится до дневного сна.

При проветривании во время сна фрамуги, форточки открываются с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъема.

В холодное время года фрамуги, форточки закрываются за 10 минут до отхода ко сну детей.

В теплое время года сон (дневной и ночной) организуется при открытых окнах (избегая сквозняка) .

XI. Требования к приему детей в ДОО, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса

11.2. Ежедневный утренний прием детей проводится воспитателями и (или) медицинскими работниками, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей. По показаниям (при наличии катаральных явлений, явлений интоксикации) ребенку проводится термометрия.

Выявленные больные дети или дети с подозрением на заболевание в ДОО не принимаются; заболевших в течение дня детей изолируют от здоровых детей до прихода родителей или их госпитализации в лечебно-профилактическую организацию с информированием родителей.

11.3. После перенесенного заболевания, а также отсутствия более 5 дней (за исключением выходных и праздничных дней) детей принимают в ДОО только при наличии справки

11.5. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется ДОО в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.

11.8. На самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.

11.9. Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной НОД не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут) . Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки.

11.10. Продолжительность непрерывной НОДдля детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут.

11.11. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной - 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.

11.12. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.

11.13. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику

XII. Требования к организации физического воспитания

12.1. Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей детского организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств.

12.2. Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом здоровья, возраста детей и времени года.

12.3. Физическое развитие детей первого года жизни организуют в форме индивидуальных занятий, включающих комплексы массажа и гимнастики по назначению врача.

12.4. С детьми второго и третьего года жизни занятия по физическому развитию основной образовательной программы осуществляют по подгруппам 2-3 раза в неделю.

12.6. Закаливание детей включает комплекс мероприятий : широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе, умывание прохладной водой и другие водные, воздушные и солнечные процедуры.

12.10. Для достижения достаточного объема двигательной активности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений.

Работа по физическому развитию проводится с учетом здоровья детей при постоянном контроле со стороны медицинских работников.

XIX. Требования к прохождению профилактических

медицинских осмотров, гигиенического воспитания и обучения,

личной гигиене персонала

19.1. Персонал дошкольных образовательных организаций проходит предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры, в установленном порядке <1>; аттестацию на знание настоящих санитарных норм и правил не реже 1 раза в 2 года, для персонала пищеблока, а также лиц, участвующих в раздаче пищи детям, - не реже 1 раза в год.

19.2. Каждый работник дошкольных образовательных организаций должен иметь личную медицинскую книжку, в которую должны быть внесены результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, сведения о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, допуск к работе.

При отсутствии сведений о профилактических прививках работники, поступающие в дошкольные образовательные организации, должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок.

19.4. Персонал дошкольных образовательных организаций должен соблюдать правила личной гигиены : приходить на работу в чистой одежде и обуви; оставлять верхнюю одежду, головной убор и личные вещи в индивидуальном шкафу для одежды, коротко стричь ногти.

19.6. Воспитатели и помощники воспитателя обеспечиваются спецодеждой (халаты светлых тонов) .

19.7. Перед входом в туалетную комнату персонал должен снимать халат и после выхода тщательно мыть руки с мылом; работникам не допускается пользоваться детским туалетом.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26
"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

С изменениями и дополнениями от:

2. С момента вступления в силу СанПиН 2.4.1.3049-13 считать утратившими силу санитарно-эпидемиологические правила и нормативы:

- СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 N 91 (зарегистрированы в Минюсте России 27.08.2010, регистрационный номер 18267);

- СанПиН 2.4.1.2791-10 "Изменение N 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.12.2010 N 164 (зарегистрированы в Минюсте России 22.12.2010, регистрационный номер 19342).

Г.Г. Онищенко

Регистрационный N 28564

Пересмотрены санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.

Они не распространяются на семейные группы, размещенные в жилых квартирах (домах).

Сады могут быть с кратковременным (до 5 ч в день) или круглосуточным пребыванием, а также сокращенного (8-10 ч), полного (10,5-12 ч) и продленного (13-14) дня. Длительность нахождения ребенка в садике зависит от возможности организовать прием пищи (через каждые 3-4 ч) и дневной сон (при пребывании более 5 ч).

В дошкольную организацию по-прежнему принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Требования к предельной наполняемости групп также не изменились (к примеру, для садов общеразвивающей направленности на 1 ребенка до 3 лет должно приходиться не менее 2,5 кв. м игровой комнаты, от 3 до 7 лет - не менее 2 кв. м).

Детсады располагаются на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов. При этом должны соблюдаться нормативные уровни шума, загрязнения атмосферного воздуха, инсоляции и естественного освещения. В районах Крайнего Севера обеспечивается ветро- и снегозащита. Остальные требования к размещению детсадов отменены (в частности, минимальный радиус пешеходной доступности, расстояние до проездов, отсутствие магистральных инженерных коммуникаций городского (сельского) назначения).

Установлено, что постельное белье маркируется индивидуально для каждого ребенка. Ревизия, очистка и контроль за эффективностью работы вентиляционных систем осуществляется не реже 1 раза в год.

Температура в ясельных игровых и приемных комнатах должна быть не менее 22 градусов, в остальных группах - не ниже 21, в спальнях - не менее 19 (ранее - 22-24, 21-23 и 19-20 градусов соответственно).

Общая продолжительность дневного сна детей в возрасте от 1 до 1,5 лет составляет до 3,5 ч, от 1,5 до 3 лет - не менее 3 ч, от 3 до 7 лет - 2-2,5 ч.

Уточнен список продуктов, запрещенных для питания детей. Теперь в него входит все мороженое, а не только с содержанием растительных жиров. В то же время из перечня исключены сырокопченые, полукопченые, подкопченные мясные гастрономические изделия и колбасы, а также бульоны, приготовленные на основе костей, и замороженное мясо птицы.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

СанПиН для детских садов - свод требований, которые предъявляются к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ. Действие нормативного документа распространяется на все частные и государственные учреждения, в которых занимаются воспитанием и обучением детей. Они не распространяются только на домашние дошкольные учреждения, сформированные по инициативе родителей.

Свод санитарно-эпидемиологических правил создан для:

  • обеспечения условий, необходимых для соответствующего возрасту развития детей;
  • укрепления и сохранения здоровья воспитанников ДОУ;
  • создания безопасных и комфортных условий пребывания в учреждении.

СанПиН утверждается на федеральном уровне и все гигиенические, эпидемиологические и санитарные нормы, указанные в нем, являются обязательным к исполнению. На сегодняшний день действующим является с актуальными дополнениями и изменениями от 15.05.2013 постановление Роспотребнадзора № 26.

Нормативный документ касается работающих, реконструируемых, строящихся и проектируемых ДОУ и регулирует:

  • расположение, обустройство территории и помещений учреждения;
  • оснащение источников освещения, отопления и вентиляции;
  • организацию медицинского обслуживания и питания, распорядок дня;
  • правила приема детей в ДОУ и наполняемости групп;
  • организацию образовательно-воспитательного процесса детей с ОВЗ;
  • правила личной гигиены педработников и персонала.

Не зря сотрудники государственных санитарно-эпидемиологических инстанций систематически проверяют следование требованиям СанПиНа для воспитателей ДОУ , поскольку только так возможно достижение необходимого уровня комфорта и безопасности в учреждении, условий для развития детей и реализации педагогических методик, сохранения и укрепления психофизического здоровья малышей. За нарушение положений КоАП РФ ст. 6.6 предписывает штраф должностному лицу 1000-1500 рублей, организации 30-50 тыс.рублей.

CанПиН для детских садов с изменениями 2019

В декабре 2019 Роспотребнадзор представил новый CанПиН для детских садов , реформирующий систему питания во всех учреждениях, осуществляющих присмотр и уход за детьми. Документ был вынесен на общественное обсуждение и стал результатом многоэтапной работы над вопросами организации питания дошкольников с учетом территориальных и национальных особенностей для снижения рисков для здоровья детей и повышения здоровьесберегающей функции рациона. Примечательно, что все нововведения не отразятся на затратности организации питания, несмотря на построение цикличного меню с обязательным добавлением в него продуктов, богатых микроэлементами, бифидобактериями и витаминами.

По заявлениям представителей Роспотребнадзора, СанПиН 2019 года для детских садов не ограничивает права родителей и детей, поскольку регулирует только организацию питания в школах и ДОУ. Общественное обсуждение текста проекта длилось с 17 по 26 апреля 2019 и к 29 января 2019 года должна быть завершена независимая антикоррупционная экспертиза. Он призван упростить жизнедеятельность ДОУ, поскольку на сегодня организация питания в образовательных учреждениях разных типов регулируется разными . Ключевыми среди положений проекта считаются:

  • алгоритм вычисления количества обязательных приемов пищи и временных отрезков между ними;
  • разработка отдельного меню для детей-аллергиков и малышей, страдающих хроническими заболеваниями;
  • организация дополнительного питания детей, нуждающихся в отдельном от остальных малышей группы рационе.

СанПиН 2.4.1.3049-13 для детских садов

Поскольку, согласно тексту проекта, разделы XIII, XIV, XV, XVI СанПиН 2.4.1.3049-13, действующий для детских садов , считаются устаревшими и недействительными, важно акцентировать внимание на изменениях, прописанных в документе.

Цикличное меню

Цикличное меню в детских садах (п.6.2 Проекта) не нужно согласовывать с Роспотребнадзором, его разрабатывает юрлицо или ИП, который занимается организацией питания в ДОУ.

  1. Поскольку в приложениях к тексту проекта даны расчеты массы порций для детей разных возрастов, в реализации питания дошкольников по цикличному меню необходимо их придерживаться.
  2. Согласно , блюда и напитки по меню не могут повторяться в тот же и смежные дни.
  3. В приложении №8 к тексту проекта даны минимальные суточные наборы продуктов, следовательно, в цикличном меню они могут быть представлены в большем, но не меньшем количестве. Так, в меню для детей 3-7 лет обязательно должны быть колбасные изделия в количестве не менее 6,9 г, количество соли для малышей 1-3 лет - 2 г и 4 г для дошкольников 3-7 лет.
  4. Питание детей должно соответствовать утвержденному меню, однако в исключительных случаях допускается замена кулинарных изделий, блюд и продуктов на соответствующие по пищевой ценности.
  5. В ежедневном рационе, согласно , должны присутствовать молоко, птица и мясо, хлеб, растительное и сливочное масло, раз в два-три дня - рыба, яйца, творог и сыр, а дважды в неделю - продукты к лакто- и бифидобактериями.
В цикличном меню содержание белков должно обеспечивать 12-15% от калорийности рациона, жиров 30-32% и углеводов 55-58%.

Технологические карты по новому СанПиН

В обработке продуктов доминируют щадящие методы - запекание, припускание, приготовление на пару, варка и тушение, которые позволяют сохранить биологическую ценность блюд. В отличие от СанПиН для детских садов с изменениями 2018 года, в новых правилах технологические карты должны быть на все блюда, перечисленные в меню. Карты необходимо брать из рекомендованных рецептурных сборников, а после готовить блюда строго в соответствии с указанной в карте технологии. Технологических карты должны храниться в печатном виде, быть пронумерованы и оформлены согласно приложению № 5 действующего СанПиНа для детских садов (при этом сборник рецептов не обязателен). В технологической карте указывают:

  • алгоритм приготовления блюда, принципы подачи по ГОСТу;
  • фактический выход блюда (брутто и нетто);
  • нормы, правила сохранения определенного продукта;
  • перечень пищевых особенностей продуктов, витаминов и элементов, отвечающих пищевым стандартам, энергетическую ценность.

Приемы пищи по СанПиН 2019

В отличие от СанПиН для детских садов 2018 года , в тексте проекта количество приемов пищи зависит от длительности пребывания детей в учреждении, а потому если:

  • дети находятся в ДОУ 8-10 часов, предполагается четырехразовое питание (завтрак, второй завтрак, обед и полдник);
  • дети находятся 12 часов - питание пятиразовое (завтрак, второй завтрак, обед, полдник и ужин),
  • дошкольники находятся в саду круглосуточно, их кормят шесть раз в день, дополняя рацион вторым ужином.

В тексте п.6.4 проекта СанПиН вводится понятие уплотненного полдника, которым в детских садах можно заменить полдник и ужин только в том случае, когда дети находятся в саду до 10 часов.

Интервалы между приемами пищи по СанПиН для детских садов с изменениями 2019 не должны превышать четыре часа. При этом для групп кратковременного пребывания организация питания не предусмотрена.

Запрещенные продукты

В Приложении №7 Проекта СанПиН для детских садов с изменениями содержится полный перечень запрещенных в детском саду продуктов. К ним относится продукция, которая может оказаться потенциально опасной для жизни и здоровья детей, а именно:

  • что не соответствует требованиям Таможенного союза;
  • имеет признаки недоброкачественности, истекший срок годности или без маркировки, рыба, мясо и птица, не прошедшие ветконтроль;
  • непотрошеная птица, мясо диких животных, субпродукты (исключение - сердца, язык и печень), мясо и яйца водоплавающих птиц;
  • продукция из банок с деформацией или ржавчиной, консервы, в которых нарушена герметичность;
  • продукция домашнего изготовления (не промышленного);
  • яйца с признаками сальмонеллеза, мука и крупы с примесями или загрязненные амбарными вредителями.

К запрещенным, согласно проекту СанПиН 2.4.1.3049-13 для детских садов , относят продукты, употребление которых чревато риском появления пищевых отравлений:

  • пирожные и торты с кремовыми наполнителями;
  • зельцы, паштеты, ливерные и кровяные колбасы, форшмак, заливные блюда;
  • сырокопченые колбасы, блюда из рыбы (кроме соленой), птицы и мяса, которое не прошло термическую обработку;
  • холодные супы и окрошки;
  • творог из непастеризованного молока, фляжная сметана и творог, молоко, которое не прошло пастеризацию;
  • грибы и блюда из них;
  • концентрированные соки, квас, тонизирующие, энергетические и газированные напитки, холодные напитки из плодово-ягодного сырья;
  • острые специи и соусы, кетчупы, майонез, горчица, уксус, хрен;
  • жевательная резинка и карамель;
  • гидрогенизированные масла и жиры, хлопковое, кокосовое, пальмовое и рапсовое растительные масла;
  • первые и вторые блюда быстрого приготовления или изготовленных из сухих концентратов.

Для детей с аллергопатологиями

В с изменениями за 2019 детям с особыми пищевыми потребностями должно дополнительно разрабатываться отдельное меню с учетом имеющейся патологии (пищевая аллергия, целиакия, сахарный диабет), однако рекомендации по организации лечебно-профилактического питания не предусмотрено. В особых случаях продукты питания могут заменяться на аналогичные по пищевой ценности, что допустимо для детей с аллергопатологиями, но и в этом случае важно при разработке меню учитывать допустимые к употреблению продукты.

Витаминизация

В тексте не указаны разрешенные для С-витаминизации напитки и препараты. Однако в ДОУ чаще всего витаминизируют посредством введения аскорбиновой кислоты, а также напитков серии «Золотой шар» и «Валетек», о чем обязательно информируют родителей воспитанников. Заменять витаминизацию приемом БАДов, таблеток, драже и других лекарственных форм запрещено. Если в меню используются инстантные витаминизированные премиксы и напитки, дополнительная С-витаминизация не нужна, при этом объем витамина С должен соотноситься с суточной потребностью детского организма.

Питьевой режим

В дошкольных образовательных учреждениях, согласно СанПиН для детских садов 2019 года , допускается использование кипяченой питьевой воды, если она хранится не более трех часов и готовится в эмалированном чайнике без сколов. В остальном питьевой режим может обеспечиваться посредством бутилированной воды, стационарных питьевых фонтанчиков и установок, дозированно разливающих воду. Организовать питьевой режим должен воспитатель, а контролировать наличие воды и чистой посуды для питья должен младший воспитатель.

Моющие средства, оборудование и посуда

Для санитарной обработки, уборки и мытья посуды в пищеблоке, согласно СанПиН для детских садов с изменениями 2019 , разрешен определенный перечень моющих, дезинфекционных и чистящих средств, представленный в Письме Роспотребнадзора от 25.01.2006 N 0100/626-06-32 «О дезинфицирующих средствах». Если выбранное работниками пищеблока средство есть в перечне, использовать его можно только согласно инструкции по применению.

Для работы пищеблока необходимо заключение технического контроля оборудования, для чего привлекается комиссия из штатных или сторонних специалистов. В состав комиссии должны входить электрики, монтажники, инженеры и техники, которые составляют соответствующий акт и заверяют его своими подписями.

В тексте проекта запрещено использовать алюминиевые столовые приборы (предпочтительнее приборы из нержавейки, а также допускаются одноразовая посуда и столовые приборы).

СанПиН 2019 года для детских садов

СанПиН для детских садов с изменениями 2019 , разработанный Роспотребнадзором, вызвал широкий общественный резонанс и критику несмотря на то, что действующие правила в значительной мере устарели и требуют изменений. Волну негодования вызывают следующие важных аспекты документа:

    1. Сбалансированное меню . В тексте проекта разработчики предложили наборы продуктов, которым должны будут следовать организаторы питания в ДОУ. Диетологи высказались с резкой критикой предлагаемых продуктов, поскольку они не только не соответствуют рекомендациям ВОЗ и утвержденным ранее «Нормам физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения РФ», но и принципам здорового питания. Больше всего вопросов вызывает дозировка соли и сахара. Последний должен составлять не более 10 % от калорийности дневного рациона, однако это требование не учитывает содержание сахара в соках, сухофруктах, фруктах, кондитерских и прочих изделиях, которые потребляет дошкольник. Специалисты установили, что, придерживаясь заявленных в тексте проекта норм, дети получат в четыре раза больше соли ежедневно, чем требует их организм. Следовательно, обновленный СанПиН 13 года для детских садов не только не обеспечивает сохранение и укрепление здоровья детей, но и грозит развитием нездоровых пищевых привычек и таких заболеваний, как рак, инсульт и диабет.
    2. Архаичные требования и технологии. В проекте санитарных требований во многом сохранились положения, действующие согласно советским инструкциям и давно требующие актуализации. Устарели принципы витаминизации продуктов и блюд, оснащения пищеблоков и использования дезинфицирующих средств. Более того, разработчики ссылаются на сборники рецептур при том условии, что не существует утвержденных на федеральном уровне сборник рецептов для детских садов и школ. Следовательно, прежде чем ссылаться на них, сборники необходимо создать и закрепить их официальный статус, а лишь затем требовать в СанПиН для детских садов 2019 года соблюдения указанных в них технологий и рецептур.
    3. Вопросы качества . Несмотря на строгий регламент, качество питания во многих образовательных учреждениях остается неудовлетворительным, а потому родители стремятся докармливать детей домашней едой. Новые правила запрещают продукты, принесенные из дома. Запрет на домашние продукты и ранее был в приложении к СанПиН 2.4.1.3049-13 для детских садов , однако в новых правилах этот запрет расширен на все типы организаций, а потому дети, нуждающиеся в индивидуальном подходе к питанию будут дискриминированы. Более того, не все ДОУ могут обеспечить специальное меню для малышей, нуждающихся в диетических блюдах. В связи с этим актуальна потребность в официальной норме, разрешающей ребенку приносить в образовательную организацию для собственного питания продукты. При этом острой остается проблема фальсифицированных продуктов на рынке, которые преимущественно сконцентрированы в сегменте социального питания. Именно поэтому особое значение приобретают не СанПиН для детских садов с изменениями 2019, а государственное регулирование качества продуктов.


Каждый родитель знает, что для собственного ребенка необходим комфорт, который обеспечит дошкольное учреждение, в котором малыш проводит достаточное количество времени. Для того чтобы ребенку было комфортно, необходимо чтобы в помещении были соблюдены санитарные нормы. СанПиН – это особый документ, в котором прописываются важные нормы и правила, которые касаются освещения, чистоты и тепла.

С 2013 года данная бумага периодически обновляется, возникают все более новые требования к микроклимату, а также к размещению детей в детском саду. Новые нормы и правила питания, освещения, температурный режим, нормы мытья посуды, эпидемиологические требования в образовательном учреждении, а также технологические нюансы помещения находятся ниже. Рабочий документ разработан с учетом всех требований, а также согласно родительскому контролю и непосредственному участию.

Нормы питания в детском саду по новому СанПиН

В 2018 году для детей, которые находятся в детском саду, существует 5 разовое питание по санпину и картам. Это позволяет соблюдать баланс, который обеспечивает нормальное умственное и физическое развитие ребенка в такие важные для него годы. Что касаемо меню по санпину – это 10 дневное разнообразное меню, которое утверждено заведующей детского дошкольного учреждения. Разнообразие меню обеспечивается не только за счет умелого комбинирования блюд поваром, но и за счет применения различных методов обработки выбранного продукта.

В зависимости от возраста детей, объем порций может варьироваться. Для старших групп разработан среднесуточный объем потребляемых белков, углеводов и жиров, для младшей несколько иной. Если этого требует ситуация, комиссия снимает пробы с каждого приготовленного блюда.

Согласно санпину и новым изменениям в текущем году в каждом дошкольном учреждении должна быть оборудована специальная мойка, в которой обязательно присутствие горячей и холодной воды. В случае на подозрение какого либо инфекционного заболевания по санпину, следует обработать технические и технологические поверхности специальным раствором, к примеру, хлорамином или хлоргексидином. Также, должным образом должна быть обработана посуда в детском саду, согласно новым правилам и картам.

Технологические карты блюд для детского сада по новому СанПиН

В 2017 году технологические карты дополнились новыми блюдами, которые способны благотворно влиять на развитие и рост детей по санпину. Всего технологическая карта по санпину содержит около 280 различных блюд на каждый день, с учетом всех необходимых микро и макроэлементов, которые должны поступать в организм ребенка. Также технологическая карта содержит информацию про:


  • Подробный рецепт приготовления того или иного блюда по ГОСТ;
  • Нормы и правила хранения того или иного продукта;
  • Полный перечень пищевой ценности продуктов и изготавливаемых из них блюд;
  • Полный перечень всех витаминов и микроэлементов согласно пищевой таблицы;
  • Полная и пошаговая технология приготовления новых блюд для детей разных возрастов.

СанПиН для детских садов с изменениями по состоянию на 2017

Изменения в текущем году коснулись всех технологических характеристик детского сада по новому санпину. Таким образом, ростовая мебель в дошкольном учреждении должна быть только одной группы и соотносится с выбранной мебелью в помещении по нормам. В каждой группе должна присутствовать новая собственная мебель.

Если говорить о придворовой территории, то она должна быть ухоженной без ядовитых растений содержащих колючки. В случае если на территории детского сада имеется бассейн, он должен быть очищен после каждых 8 часов по санпину.

Обязанности младшего воспитателя в детском саду по СанПиН 2018

Согласно новым изменения СанПиН, младший воспитатель обязан:

  • Проводить развлекательные мероприятия, которые организовываются старшим воспитателем;
  • Обеспечивать внутренний распорядок и режим в детском дошкольном учреждении;
  • Знать основные санитарные нормы помещения;
  • Знать основы педагогики и воспитания, как детей младшей группы, так и старшей;
  • Ознакомлен с технологической картой блюд.

Правила мытья посуды в детском саду по СанПиН в 2018 году

Согласно новым изменениям в технологических картах и правилах мытья посуды, посудомойщик обязан:

  • Удалять остатки пищи только механическим путем по санитарным нормам;
  • Использовать несколько технологических ванн для мытья посуды, с обязательным температурным режимом, который соответствует температуре 65 градусов по Цельсию;
  • Использовать специальную сетку для просушивания посуды;
  • Использовать специальный раствор для дезинфекции;
  • Использовать специальную насадку по типу лейка.

СанПиН — температурный режим в детском саду

Согласно новым изменениям по документации и санитарным нормам в саду, температура в помещении должна быть примерно 21 градус по цельсию. При этом, в спальне разрешается температурный режим равный 18 градусов. Для помещений, в которых происходят игры с детьми по санпину, температура должна быть равна 24 градуса. Также, важное значение имеет влажность воздуха в помещении, которая должна быть не менее 60 процентов.

(4 оценок, среднее: 4,25 из 5)

Читать больше

Для большинства людей обувь является не просто красивым аксессуаром, подчеркивающим индивидуальность, а жизненной необходимостью. Ведь никто не ходит босиком, так как это опасно и попросту не прилично. Иногда, даже очень дорогая вещь оказывается бракованной или некачественной. В таком случае потребитель, благодаря действию закона о защите потребительских прав, имеет право предъявить торговой...

Сломался сенсорный дисплей? Почему это произошло, и как решить проблему подробнее в статье. 1 Что делать если не работает сенсор на телефоне?1.1 Сроки ремонта телефона1.2 Как починить тачскрин самостоятельно?2 Если не работает экран телефона?3 Можно ли вернуть деньги, если сломался телефон на гарантии?4 Что делать, если телефон снова сломался после гарантийного ремонта? Что делать если не...

Очереди в различные образовательные учреждения существует относительно недавно. Для того, чтобы занять место в списке желающих оформить своего малыша в детский сад, необходимо лишь иметь доступ в сеть и контактные данные для конкретного пользователя. Стоит отметить, что данная услуга доступна лишь только тем пользователям, которые прошли предварительную процедуру оформления в...

После долгих часов хождений в поисках “той самой” продукции бдительность ищущего становится легко усыпить, чем и пользуются некоторые продавцы-консультанты или непосредственно изготовители приглянувшегося покупателю товара. И вот купив, уже распаковав его, немного попользовавшись, вы обнаруживаете, что приобретенный товар оказался не блещущим качеством, а то и вовсе не пригодным для использования...

Наполняемость групп детского сада – острый вопрос. Все знают об оптимизации, уплотняемости, нехватке мест в дошкольных учреждениях для всех желающих. Создавая группу, записывая малышей, администрация сада обязана учитывать законодательные нормы по количеству детей в группе детского сада.

Из этой статьи вы узнаете

Нормы

В СССР комплектование групп проводилось по нормам, созданным постановлением Минтруда от 1993 года. В нем есть расчет количества персонала, оборудования. По советским законам в группе могло одновременно находиться не более 20 детей 3–7 лет. Сегодня нормы изменились.

1 октября 2010 года приняты новые СанПиН, по которым важным стал не списочный состав малышей, а фактический приход детей в сад. Нормы рассчитываются, исходя из площади игрового помещения. На каждого воспитанника должно приходиться не менее 2 квадратных метров для крох от 3 лет, не менее 2,5 квадратных метра – в младшей группе.

Расчет прост. Если площадь игровой комнаты составит 70 квадратных метров, то одновременно в ней могут находиться 28 ясельников или 35 воспитанников с 3 до 7 лет. При этом количество обслуживающего и педагогического персонала не увеличивается.

Учитывается только фактический список пребывания детей в садике в данный момент, по списку их может быть 45–49.

Еще одним новшеством в нормативном документе стало разрешение на переоборудование игрового помещения на время сонного часа в спальню. Детский сад приобретает раскладушки, воспитатели расставляют их в игровой комнате для тех, кому стационарных кроватей не хватает. После сна оборудование убирается, игровая зона свободна.

Стоит учитывать, что 2 или 2,5 квадратных метра на ребенка – это условный показатель. По факту игровая комната выполняет роль столовой, учебного помещения. Здесь стоят столы, стулья, игрушки, методическое оборудование. То есть половина зала занята мебелью. Таким образом, остается 50 процентов площади.

Детским садам с узконаправленной деятельностью повезло больше. Малышам с дефектами психического, речевого, умственного и физического развития предложили другие условия пребывания в ДОУ:

  1. С серьезными дефектами речи – до 10 воспитанников, с ФФНР – до 12.
  2. Глухонемых, глухих – допустимая численность 6 человек.
  3. Слабослышащих – до 8.
  4. Слепых – до 10.
  5. С ДЦП, нарушениями опорно-двигательного аппарата – не более 8.
  6. С умственной отсталостью, кретинизмом – до 10.
  7. В комбинированной группе с разноплановыми дефектами – набирать для образования можно не более 15 человек.

Такая ситуация не понравилась инициативным родителям дошколят, представителям Общественной палаты. Были поданы запросы на разъяснение законодательных актов, нормативных документов. Ответ пришел от Роспотребнадзора.

Разъяснения от Роспотребнадзора

В январе 2013 года на вопросы родителей о законности СанПиН 2.4.1.2660-10 ответили письмом. Роспотребнадзор объяснил, как нужно понимать увеличение группы в детском саду. Пункт 1.10 дает возможность администрации ДОУ формировать группу по списку максимум 50 человек. Если из записанных малышей утром пришли в садик 25 человек, площадь помещения позволяет вместить такое количество воспитанников, то закон не нарушается.

Остается один вопрос, если в один прекрасный солнечный день, все «списочные» решат посетить любимых воспитателей и придут в детсад полным составом, где им ложиться спать, кушать и играть?

Для нормирования пребывания возможно использование запасной группы в детском саду, то есть свободного, но оборудованного для такой ситуации помещения. В этом случае у ДОУ должны быть и «запасные» воспитатели, няни, игрушки, посуда и т.д.

Таким образом, СанПиН, установленные в 2010 году, действуют и в 2019-м. Изменений на данный момент нет. Наполнение, оборудование помещений ведется с учетом законодательных актов. Их соблюдение проверяется ежегодно министерствами, внеплановым контролем.

Сколько детей в группе вашего ребенка?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

Как проконтролировать соблюдение СанПиН

К сожалению, сегодняшняя действительность, тотальная халатность работников детских учреждений в вопросе присмотра за воспитанниками, их безопасности, обеспечения нормальными условиями пребывания в ДОУ не дает родителям возможности расслабиться и быть спокойными за детишек.

Контроль соблюдения прав дошколят – обязанность взрослых. Не нужно терпеть, пускать все на самотек. При возникновении вопросов, недовольства работой садика, воспитателей, нарушениях закона можно обратиться в государственные службы с заявлениями:

Администрация ДОУ

Решает вопросы внутреннего порядка. Если проблема серьезная, то лучше использовать письменную форму обращения, добиваясь ответа в той же форме. Это необходимо для дальнейшего заявления в вышестоящую инстанцию при бездействии заведующей ДОУ.

Управление образования муниципального, областного, федерального значения

Орган регулирует учебный план ДОУ, режим работы и отдыха воспитанников детского сада. К начальнику образовательного отдела можно прийти на личную встречу, написать письмо через официальный сайт.

Комплектование групп, отслеживание процента посещаемости относится к сфере деятельности управления. Именно по их срезам, диагностике и разрешается объединение нескольких групп в одну при низком проценте посещающих садик детей.

При обращении к начальнику управления образования в устной форме не забудьте составить письмо, требуйте его регистрации, ответа в электронной форме или письменно.

Роспотребнадзор

Письмо отправляется через сайт госуслуг, через официальную страницу службы. В заявлении обязательно укажите точные данные о проблеме, свои контакты. По жалобе разбирательство начнется не позднее 30 дней со дня подачи.

Специалисты Роспотребнадзора помогают устранить недочеты по содержанию детей, соблюдению гигиенических норм. К ним можно обратиться, если детям в многокомплектной группе не хватает кроватей, стульев, унитазов, шкафчиков для одежды, постельного белья. При несоблюдении СанПиН по площади помещения для группы в расчете на каждого ребенка заявление подается тут же.

На основе жалобы проводится выездная комиссия обычно совместно с прокуратурой. Заявление лучше составлять по факту нарушения прав детей, точно указывая дату, подробности произошедшего.

Прокуратура РФ

Принимает жалобы от населения через интернет, в письменной форме, лично. В основу заявления должен лечь факт нарушения норм, законов. Лучшим вариантом обращения будет коллективное заявления от большого числа родителей с подписями и расшифровками.

Полномочные представители президента по округам

Если администрация ДОУ, города, контролирующие органы местной власти бездействуют, не отвечают на ваши запросы, обращайтесь с письменными заявлениями на официальные сайты полпредов. Опишите ситуацию подробно, приложите ответы других структур на запросы по проблеме, ваши жалобы.

Представители партий

На местном уровне помогают администрации прийти в чувство, обратить внимание на соблюдение норм и правил организации образовательного процесса. Подключайте к проблемам в ДОУ представителей политических партий, если хотите создать общественное волнение, привлечь к жалобе внимание прессы.

На войне все средства хороши. Если права ваших детей нарушены, пользуйтесь любыми средствами для того, чтобы их отстоять. Не бойтесь осуждения, проблем на работе, третирования ребенка в детском саду. Здоровье, безопасность малышей важнее. А активность родителей в защите ребенка вызывает уважение и трепет у воспитателей, поэтому дошкольнику ничего не угрожает, скорее, наоборот, к нему будут относиться внимательнее.

Как добиться разделения группы

Иногда администрация ДОУ слишком увлекается оптимизацией, стремится перевыполнить план экономии средств, данный свыше. Комплектование групп в этом случае ведется с нарушением законов и принятых норм. Родители могут подавать жалобы на действия управления образования, заведующих детских садов в следующих ситуациях:

  1. Дети посещают детский сад постоянно в максимальном количестве.

То есть площадь помещения рассчитана на 28 человек, по списку малышей 40, ходят в ДОУ все. Нарушаются СанПиН. Для подачи заявления необходим подтвержденный факт наличия детей в группе в определенный период времени, заявления для разъяснения вопроса на имя заведующей, опрос воспитателей. Жалоба подается в прокуратуру, Роспотребнадзор.

  1. Нехватка спальных мест для всех присутствующих, обеденной мебели, посуды.

Например, кроватей и раскладушек 29, а детей в группу пришло 34. Вопрос: где спят и раздеваются 5 воспитанников ДОУ?

  1. Сон ребенка на чужой кровати без смены белья.

Не секрет, что раскладушку применяют только в том случае, если все кроватки заняты. В том случае, если Петя Иванов сегодня не пришел, то Машу укладывают на его кроватку, постелив чистое белье. Это не является нарушением закона. Чистый комплект из простыни и наволочки хранится в специальном ящике, подписанный датой упаковки после санитарной обработки. Если белье не сменили, гигиена нарушается регулярно, подавайте жалобу в Роспотребнадзор.

  1. Численность одной группы составила 50 детей.

В этом случае коллектив делится по закону. Образуются две группы одного возраста. Учтите, что комплектование ведется круглый год. Разделение производится сразу после добора.

Винить воспитателей в сложившейся обстановке не стоит. Наемные работники выполняют указания администрации. Относитесь к их работе в многокомплектной группе с пониманием. Уследить за таким количеством малышей крайне сложно.

Писать жалобы, заявления в прокуратуры за малейшую царапину, синячок не стоит. Но обратиться к заведующей, в органы надзора в случае систематических беспорядков, если воспитатель не справляется с нагрузкой, нужно обязательно.

Чем грозит несоблюдение норм

Формирование многочисленной группы в детском саду – большой риск. Нахождение в толпе, в тесном помещении, дефицит внимания пагубно сказываются на психическом и физическом состоянии детей. Малыши чаще болеют, отказываются идти в садик, плачут, нервничают, страдает память, внимание, сон.

Группа детского сада – это небольшое государство. Со своими интересами, целями, задачами и особенностями. А живут в нем наши дети, так сказать, граждане маленькой страны. Для гармоничного пребывания друг с другом 5 дней в неделю, не менее 8 часов каждые сутки, важно создавать оптимальные для этого условия. Одним из показателей правильной работы администрации сада является комплектование групп.

От того, сколько детей будет в группе детского сада, зависит:

  1. Эффективность образования

Даже в ясельных группах ведутся занятия по рисованию, лепке, развитию речи. Образовательные программы прописываются согласно возрасту и уровню здоровья дошкольников. Обучение ведется вплоть до выпуска детей в школы.

Проводить занятия с небольшим количеством детей в саду легче и эффективнее, чем в массово переполненной группе.

  1. Психическое состояние

Детский организм, психика – тонкая материя. Постоянное нахождение в толпе, одиночество, отсутствие заботы и внимания от педагога пагубно влияют на развитие личности. При расчете норм по количеству воспитанников ДОУ этот факт учитывается.

  1. Уровень здоровья

Медицинские исследования последних десятилетий указывают на понижение уровня здоровья новорожденных. Являются абсолютно здоровыми только 5–7 процентов первоклассников, 40 процентов малышей уже рождаются с патологиями, остальные заболевают в дошкольный период. Деятельность дошкольных образовательных учреждений направлена на улучшение показателей медицинских исследований.

  1. Обеспеченность свободной площадью в помещении для игр, движения

Чем больше детей в группе, тем масштабнее площадь. Каждый имеет право на свободное пространство для активных игр, общения с ровесниками, индивидуальных занятий.

  1. Безопасность

Представьте себе, что вам нужно одновременно держать в поле зрения 20 человек или 50. Какой вариант кажется реальнее? Скорее, первый. От возможности наблюдать, следить за всеми на прогулке, в процессе занятий зависит безопасность малышей в ДОУ (дошкольное образовательное учреждение).

Родителям важно «отвоевать» положенные по закону метры в помещении, личный стул, шкафчик для одежды, кровать. Нельзя допускать переполненности группы, размещения вещей нескольких детей в один шкаф для верхней одежды. Это грозит педикулезом, эпидемиями, распространением инфекций.

Как помочь ребенку адаптироваться

Чаще родителям и детям приходится смириться с уплотнением, если соблюдаются СанПиН, группа обеспечена всем необходимым. В этом случае нужно помочь дошкольнику адаптироваться в садике с большим количеством ровесников.

Для малышей 2–3 лет находиться 8–10 часов в окружении еще 35–40 человек такого же возраста сложно психологически. Шум, гам, толкотня, игры утомляют, вводят в состояние стресса. Родители могут оказать ребенку посильную помощь, чтобы развитие нервной и других систем не пришло в дисгармонию:

  • Принесите из дома подушку, постельное белье. Ребенок почувствует себя как дома в период сонного часа.
  • Разрешите взять в садик любимую игрушку.
  • Устраивайте внеплановые выходные. Оставляйте малыша с бабушкой или родственниками.
  • Наладьте с воспитателями доверительные отношения. Подружитесь с ними, подробно расспрашивайте о ребенке вечером. Внимательные родители (без фобий и агрессии) – залог безопасности ребенка в детском саду.
  • После садика проводите с ребенком больше времени в тишине, без телевизора, мультиков, шумных компаний. Малышу нужно отдохнуть от психологической нагрузки за день. Лучше погуляйте в парке, поиграйте в мяч, догонялки.
  • Соблюдайте режим сна. Невыспавшийся дошкольник устанет гораздо быстрее, будет раздражительным и нервным.
  • Забирайте ребенка пораньше, в выходные и отпуск не водите в детский сад.

Отвечать на вопрос, сколько детей должно быть в группе детского сада предельно, можно по-разному. Для комфортного пребывания, с точки зрения психологов, детей – не больше 20, лучше 15. По мнению экономистов, оптимизаторов, больше 40. Несовпадение мнений ведет к спорам, недовольству, хотя вопрос можно решать иначе:

  • разрешение комплектовать частные группы в здании муниципальных детских садов;
  • поддержка бизнеса по созданию сетей дошкольных учреждений с дневным пребыванием;
  • внимательное отношение к детям, их здоровью и развитию по-настоящему, а не ради отчета в министерства.

Только комплекс мер поможет в преодолении дефицита мест в ДОУ или при их избытке.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Стрижки по форме лица для женщин и девушек Стрижки по форме лица для женщин и девушек Разводы в молодых семьях Разводы в молодых семьях Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность