Религиозные праздники и их значение в культуре. Народные праздники и их значимость. Символы и обряды

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Церковные праздники являются центром богослужебной жизни Церкви, своей торжественностью они как бы предвосхищают здесь, на земле, будущее райское блаженство для праведников, а связываемые с этими праздниками воспоминания о Священной Истории нашего Спасения и о святых Божиих людях, явивших в себе образ святости и могших сказать: «не я уже живу, но живет во мне Христос», имеют исключительное назидательное значение для всех членов Церкви, — научают нас, как правильно веровать и как должно любить Бога. Своими праздниками Церковь свидетельствует о Своем Единстве, объединяя воедино прошлую историю нашего Спасения и настоящую нашу жизнь, Церковь Небесную, составленную из торжествующих святых, и Церковь земную, — из кающихся, спасающихся и достигающих святости. Вот как пишет о церковных праздниках великий сербский богослов преп. Иустин (Попович) (+1978):

«Вся жизнь Церкви — это беспрерывное служение Богу, поэтому каждый день в Церкви — это праздник, ибо каждый день есть Богослужение и воспоминание святых. Потому жизнь в Церкви есть беспрерывное Богослужение и жизнь «со всеми святыми» (Еф. 7, 18). Святые сегодняшнего дня нас передают завтрашним, завтрашние — святым следующего дня и т. д., круглый год без конца. Празднуя память святых, мы молитвенно и действительно переживаем их благодать и святые добродетели по мере нашей веры, ибо святые суть олицетворение и воплощение евангельских добродетелей, бессмертных догматов нашего спасения. Православное Богослужение есть живая жизнь Церкви, в которой участвует каждый член Церкви через переживание всего Богочеловеческого, всего апостольского и святоотеческого, словом — всего Православного. В этом переживании все Богочеловеческое прошлое Церкви присутствует как реальность наших дней. В Церкви все прошлое является настоящим и все настоящее — прошлым, и более того: существует только беспредельное настоящее. Все здесь бессмертно и свято, все Богочеловечески и апостольски соборно, все в Церкви Вселенское.

В самом деле, человеческое спасение состоит в соборной жизни «со всеми святыми» в Богочеловеческом теле Церкви. Эта жизнь непрерывна и проникает каждый наш день, ибо каждый день празднуется память одного или нескольких святых, которые трудятся в деле нашего спасения. Наше молитвенное общение с ними созидает нам спасение, поэтому необходимо празднование всех праздников, без исключения, праздников Господних, Богородичных, Ангельских, Апостольских, праздников святых мучеников и всех остальных. Все дневные и ночные Богослужения созидают наше спасение, а во всем этом находится весь Богочеловек Господь Иисус Христос, Глава и Тело Церкви, со всеми святыми и непреходящими истинами и бесконечная Его жизнь со всеми Его вечностями.

Каждый святой догмат нашей Богочеловеческой веры имеет свой праздник: Боговоплощение — Рождество, Воскресение — Пасха, вера — праздники святых мучеников, — и все остальные святые добродетели — праздники всем остальным святым. Истины святых догматов переживаются каждым верующим в «Теле Христовом», Церкви. Каждая догматическая истина переживается как вечная жизнь и органическая часть Вечной Ипостаси Богочеловека: «Я есмь Истина и Жизнь» (Ин. 14. 6). Святые Богослужения являются переживаниями святых вечных догматических истин. Например, догмат о Богочеловечестве Господа Иисуса Христа переживается в Рождестве, Благовещении, Преображении, Воскресении и др. праздниках Господних. Эта вечная истина непрестанно и во всей полноте переживается и так становится нашей ежесекундной жизнью. «Наше же жительство — на небесах, откуда мы и ожидаем Спасителя, Господа нашего, Иисуса Христа» (Флп. 3,20; Кол. 3,3)» (Православная Церковь и экуменизм. Ч.1. гл. 8).

Типы праздников

Разделение церковных праздников по их предмету. По предмету, в честь которого они установлены, праздники, разделяются на:

а) Господни — посвященные Господу Иисусу Христу и воспоминанию свершения им нашего Спасения (Рождество, Богоявление, Пасха, Вознесение и др.), а также почитанию Честного Креста Господня (Воздвижение, знамение Креста и др.),

б) Богородичны — посвященные Пресвятой Богородице, Ее жизни (Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во Храм и др.), явившимся Ее чудотворным иконам (Владимирской, Иверской, Казанской и др.), и Ее чудесам (Покров Пресвятой Богородицы).

в) Святых — посвященные почитанию небесных ангельских сил бесплотных (Собор Архистратига Михаила и др.), святых праотец, пророков, апостолов и равноапостольных, мучеников, святителей, преподобных, праведников и др.

Гражданские праздники. Помимо этих церковных праздников Святая Церковь издревле праздновала и праздники гражданские, связанные с особыми событиями в жизни христианского государства и общества — это начало индикта 1 (14) сентября и новолетие — 1 (14) января, «обновление Царяграда» посвященное установлению Св. Равноапостольным Константином новой столицы Римской Империи — Нового Рима, Константинополя, ставшего центром Христианского Царства. Пока существовала в России христианская монархия, Церковью праздновались дни царские, посвященные молитве за Царей и членов царствующего дома — восшествие на престол, помазание на царство, день рождения и тезоименитства. Теперь, когда, по грехам нашим, царство было от нас отнято, царские дни не празднуются, а новолетие, после введения большевиками нового календаря (вообще создавшего крупную путаницу в соотнесении дней гражданских и церковных), утратило свой общественный смысл.

Общецерковные и местные праздники. Одни праздники торжественно празднуются всею Православной Церковью или же целыми поместными церквами (так, праздник Покрова Пресвятой Богородицы особенно торжественно празднуется в Русской Церкви), другие составляют предмет особого празднования в отдельных местностях, епархиях и храмах. Местными праздниками являются, например, храмовые праздники — в честь тех святых, в память которых освящен храм или приделы во храме. Празднования храмовых святых бывают в таком случае более торжественными, чем в остальных местах и имеют свои особенности. Так, например, в храмах «Воскресения Словущего», посвященных празднику Обновления Храма Воcкресения Господня в Иерусалиме св. равноап. Константином в 335 г., на этот праздник (13 сентября) по обычаю совершается Пасхальная Служба.

Подвижные и неподвижные праздники. По времени празднования праздники разделяются на неподвижные и подвижные. Неподвижные праздники приходятся ежегодно в одни и те же числа месяцев, но в разные дни седмицы, а подвижные, хотя и приходятся в одни и те же дни седмицы, но переходят на разные числа месяцев. Подвижные праздники, в отношении времени празднования, находятся в зависимости от праздника Пасхи, который ежегодно переходит от одного числа на другое между 22-м марта и 25-м апреля.

Степени церковных праздников

По важности воспоминаемых событий и лиц и по торжественности Богослужения праздники разделяются на великие, средние и малые.

Великие праздники

В богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в красном круге.

а) Наивысший разряд этих праздников составляет «праздников праздник» Святая Пасха, — имеющая исключительную по торжественности службу, которая на утрене состоит почти исключительно из пения знаменитого Пасхального Канона Св. Иоанна Дамаскина.

б) За Святой Пасхой в особой торжественности следуют 12 великих праздников Господних и Богородичных, называемых двунадесятыми праздниками. Это двенадцать важнейших после Пасхи праздников в Православии. Они посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы (по хронологии церковного года, который начинается 1(14) сентября):

Рождество Пресвятой Богородицы — 8 (21)сентября,
Воздвижение Животворящего Креста Господня — 14 (27) сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря),
Рождество Христово — 25 декабря (7 января),
Крещение Господне (Богоявление) — 6 (19) января,
Сретение Господне — 2 (15) февраля,
Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля),
Вход Господень в Иерусалим (неделя Ваий) — за неделю до Пасхи (воскресенье перед Пасхой) – переходящий,
Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи, всегда в четверг – переходящий,
День Святой Троицы (Пятидесятница)- 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье – переходящий,
Преображение Господне — 6 (19) августа,
Успение Божией Матери — 15 (28) августа.

В России эти праздники до 1925 были также и гражданскими.
Эти праздники изображают историю нашего спасения от Рождества Пресвятой Богородицы (считается, что это событие является рубежом Ветхого и Нового Заветов), жизни Ее, Рождества Спасителя, Его Богочеловеческого Подвига, заканчивая Вознесением Христовым, Успением Пресвятой Богородицы — первого обоженного человека, совершенно соединенного с Богом, и воспоминанием нахождения в Иерусалиме св. Равноапостольной Еленой, матерью св. равноап. Константина, Животворящего Креста Господня — чем знаменуется высшее торжество Христианской Веры, — переход великого множества людей, включая самих могущественнейших римских императоров, под знак Креста Господня, признание могущественнейшими из людей своей зависимости от воли Божией и изъявление ими надежды на его силу. От начатка нашего спасения в Рождестве Пресвятой Богородицы, Церковь проводит нас через круг двунадесятых праздников к утверждению полного торжества Христианской Веры на Небе и на земле.

в) Кроме этих праздников, к великим (не двунадесятым) относятся:

Покров Пресвятой Богородицы - 1 (14) октября;
Обрезание Господне - 1 (14) января;
Рождество Иоанна Предтечи - 24 июня (7 июля);
Святых первоверховных апостолов Петра и Павла - 29 июня (12 июля);
Усекновение главы Иоанна Предтечи - 29 августа (11 сентября);

Особенности празднования великих праздников.

О великих праздниках в Типиконе (47-я глава) сказано: «имже бдение и вся служба праздника совершается по уставу».

В церковном праздновании великих праздников следует различать: день самого праздника и дни предпразднства, попразднства и отдания праздника.

Задолго до некоторых великих праздников Церковь начинает приуготовлять нас к их встрече — еще за полтора месяца до Воздвижения Креста Господня на утрене начинают петь: «Крест начертав Моисей», с 21 ноября в храмах поется: «Христос Раждается – славите».

Затем Церковь вводит нас днями предпразднства (их нет у Входа Господня и у недвунадесятых великих праздников) в непосредственную близость торжества. Наряду с молитвами и песнопениями воспоминаемым в эти дни святым, Церковь предлагает молитвословия и песнопения и в честь наступающего праздника. Двунадесятые праздники имеют по 1 дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, имеющего 5 дней, и Богоявления, имеющего 4 дня предпразднства. У Пасхи предпразднства нет.

Дни попразднства составляют продолжение праздника. В эти дни, на ряду с песнопениями святому, Церковь воспоминает и прославляет иногда участников события, вообще же — событие бывшего праздника. Число дней попразднства бывает неодинаково — от 1 до 9 дней, смотря на большую или меньшую близость одних праздников к другим или к дням поста: Благовещение — 1 день, (а от субботы Лазаревой — нет попразднства), Рождество Богородицы и Введение Ее во храм — 4 дня, Рождество Христово и Пятидесятница — 6 дней, Преображение и Воздвижение Креста Господня — 7 дней, Сретение — неодинаковое число дней в каждый год, от 0 до 7 дней, Богоявление и Вознесение — 8 дней, Успение Божией Матери — 9 дней, недвунадесятые великие праздники — 1 день. Попразднство Пасхи продолжается 40 дней.
Последний день попразднства носит название дня отдания праздника и отличается от дней попразднства большей торжественностью Богослужения, потому что последование этого дня удерживает большую часть молитв и песнопений самого праздника.
У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.

Богослужение.

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных, где расположены службы святым и праздникам на каждый день года. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях Постной и Цветной, где записаны все богослужения пасхального цикла.
В период предпразднства на службах, посвященных рядовым дням Минеи, начинают появляться песнопения грядущего великого праздника, все увеличиваясь в количестве и достигая кульминации в сам день праздника, когда поются только одни эти праздничные песнопения. В дни попразднства содержание служб опять возвращается к святым и событиям Минеи, но также имеют место и праздничные песнопения, количество которых все уменьшается, а в день отдания праздника снова преобладают.
На праздничной всенощной всех двунадесятых праздников служится лития (что значит «усиленное моление»). На литии поминаются общецерковные и местные святые, произносятся особые прошения об избавлении от всяческих бедствий. В это время поётся особая ектения с многократным «Господи, помилуй». Затем бывает благословение пяти хлебов (в память о евангельском чуде насыщения 5000 человек пятью хлебами), а также пшеницы, вина и елея (масла). Этот обычай идёт с глубокой древности - это освящение «плодов земли», во время которого люди молят Бога о ниспослании изобилия, благоденствия и мира. Во время каждения хлебов трижды торжественно поётся тропарь праздника.
В великие праздники всенощное бдение бывает особенно торжественным и продолжительным, в эти дни торжеству праздника посвящается вся служба, не содержащая каких-либо иных прибавлений. В великие двунадесятые праздники каждая песнь утреннего канона содержит 17 или 18, а на пасху 19 песнопений и большая часть службы не читается, а поется.
Когда на воскресный день приходится один из четырех Господских праздников - Воздвижения, Рождества Христова, Богоявления и Преображения - вся служба носит исключительно праздничный характер, а воскресный элемент целиком опускается («воскресно ничтоже поем»).

В великие праздники церковь украшается особыми светлыми покровами и богослужение совершается при полном освещении, кроме того — в воскресные дни и великие праздники на богослужении не принято преклонять колен.
Богослужебные особенности двунадесятых Богородичных праздников
Двунадесятых Богородичных праздников всего 4: Введение, Успение, Благовещение и Рождество Богородицы. На эти праздники положено Всенощное бдение. Если праздник выпадает на будние дни и на субботу, то служится служба празднику, а если на воскресенье, то происходит соединение двух служб — Богородичной и воскресной. Это происходит потому, что нельзя отменять господский праздник, которым является воскресный день, праздником меньшим, пусть даже и двунадесятым, т.к. Богородица не выше Христа.

Кроме Великих, существуют средние и малые праздники:
Средние праздники

А) Одни обозначаются в богослужебных книгах красным крестом в красном полукруге и имеют, как и великие праздники, Всенощное бдение. Этих праздников в уставе церковном указывается немного:
26 сентября и 8 мая — Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова;
13 ноября — Св. Иоанна Златоуста;
6 декабря — Св. Николая Мирликийского Чудотворца;
2 января — Преп. Серафима Саровского;
30 января — Трех Святителей и Вселенских Учителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста;
23 апреля св. Великомученика Георгия
и еще некоторые другие, но к ним присоединяются праздники храмовые и в честь мощей святых в тех храмах, где они покоятся. Последования этих праздников, в отличие от праздников великих, не посвящаются исключительно воспоминаемому событию или святому, потому что на них к праздничному канону прилагается, канон Богородице на утрени. В «Уставе» (Типиконе) об этих праздниках сказано: «имже бдение совершается, прилагается же и канон Богородицы на утрени по уставу».
б) Другие средние праздники обозначаются знаком красного креста без полукруга. Это такие праздники как: Положение Ризы Господней (10 июля); Владимирской иконы Богоматери (21 мая); Св. Пророка Илиии (20 июля); Св. Равноапостольных Константна и Елены (21 мая); Св. Василия Великого (1 января). На эти праздники всенощное бдение не совершается, а накануне бывает великая вечерня, на утрени же положен полиелей и читается Евангелие. Святые, имеющие указанный знак, называются святыми с полиелеем.

Малые праздники.

а) Первого вида праздники обозначаются знаком красной скобки с тремя красными точками в средине. Святые, имеющие этот знак, называются святыми со славословием, потому что в эти дни великое славословие на утрени поется, а не читается.
б) Второго вида малые праздники обозначаются знаком черной скобки с тремя черными точками в средине.

Иконография.

Иконы праздников составляют основу «праздничного» ряда иконостаса. Иконы двунадесятых праздников в храмах, где есть полный иконостас, принято размещать во втором снизу ряду, между местным и деисусным рядами. Если храм освящён в честь одного из двунадесятых праздников, то соответствующая икона бывает и в местном ряду. Образ кладут на аналой посреди храма в день праздника, чтобы всякий входящий в храм сразу видел, какое событие отмечается церковью.
Каждый праздник имеет свой образ, запечатленный на иконе, также он имеет и свое поэтическое выражение в храмовых песнопениях в этот день. Иконография и гимнография разными средствами выражают одно и то же - смысл празднуемого события и его богословское толкование. Все праздники, как правило, имеют одну икону, только праздник Пасхи - две: Распятие и Воскресение, поскольку Пасха - это не тринадцатый праздник, а «праздников праздник, торжество из торжеств», он стоит в центре церковного календаря.

Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Основная цель праздника в ДОУ - формирование эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник интегрирует в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, драматизацию, изобразительное искусство.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

«Требования к организации и проведению

Праздников и развлечений в детском саду»

составила Букаткина Л.М.

Значение праздников и развлечений.

Требования к их организации и проведению


Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Основная цель праздника в ДОУ - формирование эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник интегрирует в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, драматизацию, изобразительное искусство. Мы поясняем один вид искусства другим; одно искусство взаимодействует с другим, выступая в едином ансамбле; взаимно дополняют друг друга произведения различной художественной специфики. Поэтому праздник, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности.

Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей - все это важные факторы эстетического воспитания.
Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений. Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада. Если воспитатель хорошо знает детей, их интересы, индивидуальные особенности, он умеет каждый день пребывания детей в детском саду сделать для них радостным и содержательным.
В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.

Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается прежде всего тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы, рекомендованным «Программой воспитания в детском саду». При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы. Наконец, говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. У детей младших и средних групп утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших дошкольников. Малыши способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т. д. Поэтому длительность праздника для них не должна превышать 20-30 мин. Для старших дошкольников длительность его увеличивается до 45-55 мин. и репертуар становится гораздо богаче и разнообразнее.

Желательно, чтобы в программе праздника гармонически сочетались разные виды искусств, коллективное и индивидуальное исполнение. Дополняя друг друга в решении одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия на детей, в то же время каждое из них оказывает свое особое влияние на ребенка. Учитывая сравнительно быструю утомляемость и возбудимость детей, необходимо правильно чередовать различные виды их художественной деятельности.
Праздник несет радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок принимал в нем посильное участие.

Для детей дошкольного возраста характерна потребность в неоднократном повторении хорошо знакомых песен, хороводов, танцев, что они делают с особым удовольствием и выразительностью. Поэтому в программу праздника надо обязательно включить значительную часть такого материала, внеся в него некоторые изменения (варианты, иное оформление хоровода, игры и т. д.). Но, конечно, нужны и новые номера.

Виды праздников и их содержание

В дошкольных учреждениях установилась замечательная традиция торжественно отмечать праздники. По своей идейной направленности и построению различают праздники трех видов:
1. Общественно-политические: День России, День защитника Отечества, День Победы.
2. Бытовые, к которым относятся новогодний праздник, праздник выпуска детей в школу и др.
3. Сезонные: проводы зимы, День птиц, летний праздник.

Общественно-политические праздники проводятся с особой торжественностью. Начинается такой праздник с парадного выхода детей в зал с шарами, цветами, затем они перестраиваются лицом к гостям. Начинается праздничная перекличка, за которой следует концерт. Торжественность уступает место веселым развлечениям, играм, пляскам, хороводам. Детские выступления перемежаются играми-аттракционами, которые вносят оживление, веселье и не требуют предварительной подготовки. Дошкольники соревнуются в ловкости, сообразительности. Завершающая часть праздника вновь подчеркивает торжественность и радость происходящего. Звучат приветствия взрослых, перекличка детей.

В каждом детском саду праздничный ритуал дополняется своими интересными находками. Эта особенность (разнообразие вариантов) характерна также для проведения и других видов праздников.

Бытовые и сезонные праздники отличаются от общественно-политических своей тематикой, связанной с бытом, жизнью детей, художественным оформлением и построением, в котором больше непосредственности, меньше торжественности. Особое место среди них занимает праздник Нового года, один из самых любимых детьми. Это сказочный, полный волшебных превращений праздник, сулящий дошкольникам немало волнующих неожиданностей.
Центр новогоднего празднества - сверкающая огоньками и игрушками елка. Красота ели обычно настолько захватывает детей, что праздник может начинаться только с нее. Под веселую музыку дошкольники вместе с воспитателем входят в зал и рассматривают елку, ее праздничный наряд. Обойдя ее несколько раз, они рассаживаются на свои места. Они поют веселые песни, водят хороводы вокруг елки. Но самое главное начинается с появления Деда Мороза и Снегурочки. Они приносят с собой шутки, забавы, игры, загадки, сказочные чудеса и конечно же подарки.
Елка стоит еще несколько дней в зале. По просьбе детей обычно повторяются фрагменты праздника. Каждый ребенок выбирает себе понравившуюся роль, снова звучат песни, проводятся игры.

Потом елка выносится на участок. Там она продолжает стоять еще некоторое время, с новыми украшениями из ледяных игрушек, цветных льдинок, слепленных из снега зверюшек. Когда интерес детей к елке ослабевает, ее убирают, но она не должна выбрасываться во двор или сиротливо стоять заброшенной и обломанной. В памяти детей елка должна сохраниться прекрасной и нарядной.

Темами сезонных праздников являются жизнь и деятельность Детей. Например, во время летнего праздника они показывают, как окрепли на даче, какими стали ловкими, сколько выучили новых песен, стихов и т. д. Праздник проходит обычно на участке или на лесной полянке. Украшения в большинстве своем создаются руками воспитателей и детей. Это могут быть гирлянды из зелени, цветов, окаймляющие площадку, раскрашенные шарики, фонарики, фигурки зверюшек, вращающиеся от ветра, большие, яркие, сделанные из картона и раскрашенные грибы, избушки и т. д.

Летний праздник обычно проводится в форме концерта, который заканчивается сказочной инсценировкой и здравицами во славу нашей Родины.

Главная цель такого праздника - показать счастливую жизнь детей, достигнутые ими успехи в развитии.

Праздники, несущие детям радость и веселье, служат важным средством их гармонического воспитания. Полноценная подготовка к ним и удачное их проведение зависят от серьезной, умной, творческой работы воспитателя.

Работа педагогического коллектива по подготовке к празднику. Проведение праздника

Ответственность за подготовку и проведение праздника лежит на всем коллективе дошкольного учреждения . Программа праздника составляется музыкальным руководителем совместно с воспитателями с учетом «Программы воспитания в детском саду» и утверждается на одном из педагогических совещаний. Здесь же определяются ответственные за каждый участок работы: оформление зала, подготовку костюмов, поделку атрибутов и т. д. Выбирается ведущий праздника. К этому следует относиться очень серьезно и ответственно, так как от ведущего во многом зависит успех проведения праздника. Ведущим должен быть педагог, обладающий высокой культурой, находчивый, веселый, знающий детей и их особенности, умеющий свободно и непринужденно держаться.

Праздник является не только средством воспитания детей, но и формой педагогической пропаганды среди родителей. Поэтому родителей следует включать в подготовительную работу к нему (подготовка костюмов, атрибутов и т. д.), приглашать на праздник.
Итоги проведения праздника необходимо обсудить на педагогическом совещании. Здесь же определяется работа по углублению впечатлений детей в послепраздничные дни. Обычно с ними проводится беседа о прошедшем утреннике, уточняются представления и впечатления о нем. Детские ответы желательно записать и поместить на стенд для родителей. Праздничное оформление групп и зала может быть сохранено в течение нескольких дней после утренника, а потом должно быть аккуратно с помощью детей убрано. На последующих занятиях следует повторить праздничный материал, дать детям для творческих игр флажки, шапочки, платочки и т. п. Во время занятий по изобразительной деятельности дошкольники рисуют, лепят на тему «Наш праздник», вновь переживая впечатления от него.

Виды и содержание вечеров развлечений

В детском саду сложился интересный опыт работы по проведению вечеров развлечений. Они организуются не реже одного раза в 10 дней в каждой группе во второй половине дня. По характеру участия в них детей и взрослых эти вечера делятся на три вида:
1. Вечера развлечений, подготовленные силами взрослых для детей.

2. Вечера, подготовленные силами детей.

3. Смешанные вечера развлечений, в которых принимают участие и взрослые, и дети.

По форме организации вечера развлечений делятся также на несколько типов: зрелищного характера, концерты и тематические вечера, детской самодеятельности, вечера-забавы и спортивных развлечений.

Многообразие вариантов вечеров развлечений, создаваемых творчеством самих воспитателей, наполняет каждый из них неповторимым своеобразием.

На вечерах зрелищного характера инсценируются знакомые детям сказки, читаются рассказы, стихотворения, звучат песни. Силами детей старших групп может быть подготовлена кукольная постановка. В ней охотно участвуют даже робкие дети, хотя они обычно стесняются выступать. Ведь в этом случае они находятся за ширмой. Участие в таких спектаклях делает их более смелыми, уверенными и общительными.

Во время вечеров-концертов организуется серьезное слушание детьми музыки. Проводятся они в основном в старших группах. Концерт должен состоять из 4-5 произведений, в основном знакомых детям. Однако эти произведения могут быть даны в необычном исполнении, чтобы внести в них элементы новизны. В концерте возможно исполнение и нового произведения. Таких концертов в год может быть не более 5-6.

Содержанием тематических концертов являются песни, стихи, игры, объединенные единой темой. Например, концерт по теме «Осень» может быть проведен так: дети по просьбе воспитателя делают осенние зарисовки. Потом по ним проводится концерт. Темы концертов могут быть самыми различными: «Мы - дружные ребята», «Без труда не проживешь», «Полет на Луну», «Весна, весна на улице», « Корней Чуковский » и др.

В подготовительной группе решили провести вечер «Мы - строители». Дети с воспитателем побывали на стройке дома, наблюдая за ходом строительства, познакомились с рабочими разных профессий. Им прочитали несколько рассказов о строителях, они разучивали соответствующие стихи, песни, отражали узнанное в рисунках, играх. Родители сделали для них мастерки, молоточки и т. п. Помогли оформить помещение группы.

На свой вечер дети пригласили строителей. На нем были исполнены песни «Мастерок» (К. Листова), «Мы работаем» (В.Витлина), «Непослушный молоток» (Ю. Чичкова), инсценировка стихотворения С. Баруздина «Кто построил этот дом?». Сюрпризом для дошкольников были загадки, которые загадывали гости.

На вечерах детской самодеятельности используются знакомые детям игры, песни, пляски, стихи. Тематика их может быть самой разнообразной в зависимости от интересов, знаний и умений дошкольников.

Выступления детской самодеятельности можно приурочить и к традиционно проводимому в детских садах раз в месяц дню рождения детей. Дошкольники вместе с воспитателями и родителями по секрету готовят подарки именинникам (рисунки, поделки), исполняют для них стихи, песни, танцы. Заканчивается такой вечер чаепитием с именинным пирогом. На дни рождения желательно приглашать и родителей именинников.

В спортивные вечера, которые проводятся со средней группы, входит выполнение детьми разнообразных физкультурных заданий, участие их в подвижных играх. В старших группах организуются также вечера соревнований, аттракционов и т. п. Длится такой вечер примерно полчаса.

Разнообразие вечеров развлечений позволяет чередовать их, наполняя детскую жизнь интересными и радостными событиями.

Намечая тот или иной вечер развлечений, воспитатель вместе с музыкальным работником продумывает и осуществляет подготовку к нему (работа с детьми, изготовление необходимых атрибутов и оформления и т. д.).

Литература:

"Дошкольная педагогика" . Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина "Просвещение", Москва, 1978 г. OCR Detskiysad.Ru

Консультации для воспитателей

Интегрированный подход к подготовке и проведению праздников и развлечений в детском саду.

Согласитесь, тяжело представить нашу жизнь без праздников. Они бывают летние, зимние, имеют масштабное или локальное значение, могут быть сакральными или светскими. Но давайте мы с вами найдем наиболее точное объяснение тому, что такое праздник, откуда произошло это слово и что оно означает.

Трактовка

Для большинства людей значение слова праздник очевидно. Однако мы решили сформировать его точную трактовку, а также раскрыть полный смысл. Итак, праздник - это некий отрезок времени, который отмечается в календаре. Он связан с определенными событиями из прошлого или с конкретными людьми, а также имеет мистическое или сакральное значение. В большинстве случаев понятие праздника неразрывно связано с религией или культурой конкретной страны. Стоит отметить, что некоторые источники указывают на то, что бытовые события из жизни не могут стать поводом для создания календарного торжества. Но давайте вспомним знамнеитый праздник урожая, масленицу и многие другие исконно славянские обычаи, которые неразрывно связаны с повседневным бытом нашего народа.

Несколько иные трактовки термина

Люди всего мира редко расшифровывают простые названия, употребляемые ежедневно, со словарной точностью. Что означает слово праздник в широком значении, в простом определении и без заумных объяснений?

Во-первых, это некое календарное событие, в связи с которым установили день отдыха. Иными словами, это - противоположность будням.

Во-вторых, это развлекательное мероприятие, веселое времяпрепровождение, которое может касаться как малой группы людей, так и большого количества народа.

В-третьих, значение слова праздник определяется также неким радостным событием, которое может не иметь отображение в официальном календаре. Яркими примерами служат дни рождения, годовщины и т. д.

Ну и, в-четвертых, существует такое понятие, как праздник души. Это просто возвышенное духовное состояние, которое дает возможность по-новому взглянуть на мир и переосмыслить его. Явление сугубо индивидуальное.

Этимология термина

Далеко не секрет, что современная русская речь, впрочем, не только устная, но и письменная, переполнена иностранными словами. Большинство латинских корней и суффиксов легло в основу нынешнего русского языка, но все-таки сохранились некоторые слова, славянское происхождение которых неоспоримо. Совсем давно, во времена становления и процветания Киевской Руси, наши предки не знали, что такое праздник в современном понимании данного термина. У них не было календарей, отсутствовало такое понятие, как рабочая неделя, да и дни рождения простых людей редко документировались и точно запоминались. Однако проведение радостных мероприятий, связанных с чем-то либо же с кем-то было явлением регулярным. Именно такой обычай и прозвали словом праздьнъ. Дословно со старославянского это переводится как свободный день от работы, не занятый делами.

Немного истории

По официальной версии, люди впервые узнали, что такое праздник, примерно тогда, когда изобрели календарь. С того момента, когда время приобрело четкие, так сказать, рамки или очертания, когда наши предки впервые стали считать часы, дни, месяцы и годы, в календаре появились дни, которые отличались от всех остальных. Изначально такими особыми днями считались переломные моменты в жизни природы, а также события, связанные с бытием правителей (к ним относились как к богам). Позднее люди начали отмечать даты, которые становились знаменательными за счет неких грандиозных событий (возведение храмов, крепостей, дворцов и т. д.).

Становление религии стало еще одним звеном в формировании традиции праздновать что-либо. Все сакральные события отмечались красным в календаре и освобождали каждого крестьянина от работы. Таким образом это все наследие дошло до наших лет и стало неотъемлемой частью современного бытия.

Культура и социум

Известный отечественный культуролог и философ Михаил Бахтин однажды сказал, что праздник является первичной формой культуры человека. Именно через данное явление, по его мнению, определяется система ценностей, которая объединяет социум в единое целое. В то же время праздники в каждой культуре свои, для различных народностей привычными являются различные торжества. Следовательно, это культурологическое явление объединяет конкретные группы людей в целостные социумы, но вместе с тем проводит четкие границы между существующими цивилизациями. Для примера можно взять значение праздника Новый Год в нашей стране и в Соединенных Штатах. Несмотря на то, что это торжество считается международным, для наших людей оно имеет огромное значение, в то время как граждане США отдают подобное предпочтение католическому Рождеству.

Смех и строгость

Многие люди, увы, не совсем корректно отвечают на вопрос о том, что такое праздник и каковы его характеристики. Они утверждают, что это непременно радостное, веселое, зажигательное событие, где происходит распитие спиртных напитков, поедание вкусных десертов и участие в конкурсах и играх.

На самом же деле праздники условно делятся на две категории. Первая из них действительно соответствует всему вышеописанному, и подобные торжества имеют место буквально во всех странах и культурах нашей планеты (только с учетом местных традиций). Такие праздники принято называть смеховыми или развлекательными. А вот вторая категория включает в себя ритуальный аспект, который настраивает нас на торжественный, но строгий, нередко даже сакральный лад. Речь идет о таких праздниках, как Рождество, Пасха, а также даты, связанные с государственными событиями в каждой отдельной стране.

Личность и общество

Как оказалось, очень много скрытого смысла, незаметных невооруженным глазом моментов и аспектов скрывает в себе такое простое слово как праздник. Определение ему мы уже дали, и не единственное, а теперь давайте рассмотрим, социальное ли значение у него или же личностное. Многие могут сказать, что бывают праздники личные, а бывают социальные. В качестве примера для первой категории приводится День Рождения, а для второй Новый Год, 8 Марта и т. д. Однако дело в том, что любое торжество не может быть проведено в присутствии лишь одного человека. По этой причине даже сугубо личные праздники - годовщины, семейные даты и прочие - требуют наличия минимум двух персон. Также важно отметить, что именно торжество и общество, которое для его проведения требуется, дают возможность каждой личности стать частью культуры, социума.

Заключение

Теперь вы наверняка знаете, что такое праздник, какой смысл несет в себе это простое, и весьма торжественное слово, и какую историю оно имеет. Для людей всех рас, для граждан всех стран нашего мира праздники - важная часть культуры. Они являются отображением их истории, их традиций, верований и ценностей.

ЗНАЧЕНИЕ ПРАЗДНИКОВ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ

Алекса Дарья Викторовна

студентка 3 курса, кафедра всеобщей истории АлтГПА, г. Барнаул

Щёглова Татьяна Кирилловна

научный руководитель, доктор ист. наук, профессор АлтГПА, г. Барнаул

В настоящее время многие из нас даже не задумываются о значении присутствия в своей жизни праздников, поэтому необходимо было исследовать, каково значении торжеств в судьбах как народа в целом, так и для отдельного человека в прошлом и настоящем времени. Сейчас наиболее острой стала рассматриваемая проблема, так как происходит с одной стороны постепенный отход от старых советских праздников к новым, а с другой стремительный, например, ведение Дня народного единства - 4 ноября или «большие зимние каникулы» после Нового года. На взгляд автора является важным показать влияние праздников на сознание людей, на их жизнь, какое влияние оказывала политическая идеология на торжества и выявление место религиозных праздников в жизни людей и так как мы живет в век глобализации, то какое влияние оказывают зарубежные праздники.

Жизнь русских людей в далеком прошлом состояла из череды будней и праздников. Будни - это время, наполненное трудами и заботами. В будни пахали, сеяли, жали, воспитывали детей… их отличительная черта, была обыденность домашнего существования, умеренность в еде, простая удобная одежда, замкнутость досуга.

Будням противопоставлялись праздники - время отдыха, веселья, радости, ощущение полноты жизни. Чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни, а сбои могли привести к хаосу и гибели мира, по народным представлениям. Праздники и церемонии конструируют жизнь человека. Они подхватывают его и момент рождения и посвящают в полновесные члены общества. Праздник приподнимает над обыденностью и ставит в точку единение прошлого, настоящего и будущего. Ежегодное празднование события придает ему важность на уровне вечности.

Праздник - это общение по поводу изобилия и веселья, утверждающий победу гармонии над хаосом. Праздник - это всегда порыв в утопию, он уравновешивает и нейтрализует бури и несчастья.

Эпоха Петра Iстала временем рождения в России гражданских праздников. Среди них можно назвать празднество встречи Нового года (в ночь на 1 января), в честь победы русского оружия, морского и сухопутного. Их роль заключается в воспитании у людей чувства патриотизма, любви к императору, в укреплении боевого духа армии, в приобщении к европейской культуре. «Прорубив окно в Европу» в русскую культуру потекли западные традиции. Многие говорили: а не загнал ли великий государь страну в европейский угол? Твердо на этот вопрос ответит нельзя и по сей день. С оной стороны, это несомненно, обратило русскому культуру, внесло в нее новое дыхание, а с другой - со времени России начала терять свою самобытность.

Многие русские праздники оказались не востребованы народом, их вытеснили новые иностранные торжества. Например, день Святого Валентина или День всех Влюбленных, на который принято, дарит валентинки, и признаваться в любви, охотно празднует современная молодежь. Только с 2008 года был установлен аналогичный праздник в России - День Петра и Февронии. Именно она были первыми влюбленными на Руси. О любви крестьянской девушки и князя повествует нам «Повесть о Петре и Февронии». Во время средневековья зазвучала тема всепобеждающей любви как высокого человеческого чувства, преодолевающего социальные преграды и наделенного чудодейственной силой. В XIX веке было много праздников, связанных с православной церкви, на которые влияла политическая идеология. Праздники проводились в честь значительных событий священной истории, особо чтимых святых, чудотворных икон. Церковные праздники, с их пышностью, яркостью, торжественностью богослужения должны были укреплять веру людей в Бога и память о святых угодниках. В тоже время с середины 1880-х годов Рождество и Пасха стали головной болью для полиции. Рождество и святочные дни были временем наиболее активной циркуляции «политических» слухов в крестьянской среде. В июле 1905 года во время крестного хода в Шуе по случаю Ильина дня большевики, по предложению М. Фрунзе, встали среди верующих и разбросали около тысячи листовок. Полиция ничего не могла предпринять, опасаясь оскорбить чувства верующих. Традиционный порядок религиозной жизни учитывался и, по сути, эксплуатировался революционерами пропагандистами. Они использовали народный уклад жизни привычки в своих интересах. Местные власти и церковь были бессильны перед такой тактикой бунтовщиков.

Время обратиться к первым советским праздникам, установленным новой власть в память о знаменательных датах борьбы пролетариата с буржуазией.

На них как и на праздники царского периода влияла идеология, устанавливаемая в государстве.

Первые советские праздники

В 1918 году диктатура победившего пролетариата установила декретом свои государственные праздники. Их первый комплект так отличался от сегодняшнего, что сравнение вселяет даже некоторый оптимизм: первые советские праздники скорее имеют отношение к смерти, чем к жизни.

1 мая – годовщина разогнанного в Чикаго митинга анархистов, требовавших сокращение рабочего дня до 8 часов.

Символы и обряды

Символика и обряды советского праздника складывались постепенно. Сразу после революции начался поиск форма празднования.

Торжественные марши с красными флагами отличались тем, что люди двигались строго вперед, никогда по кругу. Это символизировала дорогу в светлое будущему, к победе коммунизма.

Политические карнавалы, массовые действа, живые конструкции из пионеров, имитирующих производственное движение.

Постепенно, к концу 1920-х гг., стали входить методики и разъяснения о необходимости придания праздникам торжественного и сдержанного характера. Торжественность – признак стабильности.

Искупительная жертва

Великая победа в Отечественной войне до последнего времени казалось неопровержимым единственным успехом в иллюзорном мире социалистического достижения. Поэтому это был великий праздник – 9 мая, единственный способный объединить и примирить народ в патриотическом созидательном порыве.

По разным причинам советскому режиму стоило ее выдумать – сплачивающая роль Победы и ее празднования того бы стоила. Люди живут с сознанием того, что их жизнь выкуплена у смерти жизнями погибших.

Новый год

1 января оставался рабочим днем до 1947 года, когда заменил в качестве выходного День Победы. В период развитого социализма Новый год, взявший на себя функцию Рождества - семейного праздника торжества, - был единственным совсем неидеологизированным советским праздником.

Восьмое марта.

Самый лирический советский праздник сильно преобразился, а начиналось ведь, как праздник очень официальный и скучно-идеологический… Женский день замечателен тем, что это единственный праздник, сопровождаемый ритуальным переодеванием советского человека. Глава семьи надевал фартук и в компании сыновей неумело готовил еду и убирал квартиру.

День конституции

Что касается Дня конституции, введенного в 1936 году, то праздник этот оказался бродячим: то 5 декабря, то 7 октября, то 12 декабря, в конце концов, не стал ничем, кроме дополнительного выходного с небольшой идеологической накачкой.

Православные праздники

Православные праздники сохранили себя и в период советской власти, хотя празднование их не одобрялось властью, церковь еще в 1918 году была отделила от государства. Государство находило иных пути влияние на сознание людей, исключая религию.

Самым главным праздником считалась Пасха. Все церковные праздники делятся на несколько групп в зависимости от значимости для верующего людей.

К великим праздникам относились Рождество, Пасха и Троица. Они назывались Господскими, поскольку связаны с событиями из жизни Иисуса Христа. Кроме них существует Богородичные праздники. Вместе с другими они составляют годовой круг - 12 главных праздников. Такие праздники назывались двунадесятые и отмечались 2-3 дня.

Праздники могли быть подвижными и неподвижными. Многое зависит от дня Пасхи, который каждый год приходился на разное число. Соответственно менялись и дни, на которые попадали праздники. Но большинство являются неподвижными, так как бывают в один и тот же день года.

Малые праздники (полупраздники) устраивались в память святых покровителей того или иного ремесла, домашних животных, в память месточтимых святых, в дни начала или окончания полевых работ. Малыми праздниками считались также кануны больших праздников, например, Сочельники, воскресенье перед Масленицей. Маслеными считались и мужские и женские сборища: никольщины, моргосья.

Праздником в России считалось воскресенье, наступавшее через 6 дней. Он был принят как день отдыха еще древними славянами.

Игнорирование празднества людьми физически и психически здоровыми рассматривалось, как грех, нарушение этических норм и Божьих установлений. В русском быту существовали семейные праздники: именины, семейные братчины, отмечавшие важные события в жизни родственников.

Общинные праздники длились несколько дней. Многие из них справлялись предпраздником и попразднеством. Предпраздник был необходим для создания у людей определенного психологического настроя на праздник. Попразднеством решало задачу выведения человека из праздничной гульбы в будничную, повседневную жизнь.

В некоторых населенных пунктах отмечали собственные «заветные» праздники. Их день устанавливали «по обещанию», в зависимости от местных преданий. Чаще всего праздник устраивался в честь того святого, с которым связывали предотвращение каких-либо бедствий - эпидемий, засухи, пожара, падежа скота.

Русские люди считали, что любой праздник требует к себе уважение. Оно выражалось в прекращении всех работ, в состоянии полной праздности людей - «День свят - все дела спят», в заботе о внешнем виде деревни и собственного дома, в стремлении людей быть красивыми и нарядными, в желании сделать общение более приятным и радостным. Работа в праздник считалась грехом, неуважением к Богу и святым, а грязная или заваленная снегом деревня, неухоженный дом, плохо одеты люди - неуважением к празднику.

Праздники играли большую социальную роль в жизни русского народа. Прежде всего, они способствовали консолидации людей, живших в одном селе, деревне, городском квартале. Праздник, на который сходилась вся ближняя и дальняя родня, способствовал укреплению родственных связей, развитию родственной взаимопомощи. Праздник нес определенное образовательное значение. Общение позволяло узнавать новости, обмениваться впечатлениями, получать знания о далеких странах и народах. Праздник давал передышку в тяжелом труде крестьянина или ремесленника. Он отвлекал людей от будничных забот, семейных неприятностей, жизненных трудностей.

Что касается влияния политической идеологии на праздники, то иногда, хорошо спланированный праздничный конвейер внезапно обнажает грозный каркас тоталитарных устремлений, неистовой тяги государства к самосохранению. Государственная машина тяготеет упразднению истории как возможности собственной эволюции.

Чем жестче форма правления в государстве, тем более регламентированы и массовы празднества. У любого народа огромное количество разнообразных праздников. И лишь некоторые из них государство привечает и делает официальными. Государство, сложившееся насильственным путем, праздники себе назначает. Национальный набор нерабочих дней - срез данного общества.

Список литературы:

  1. Евлахова А. «Смутное время: предание и факты»// Власть. -2004 г. - № 4. -162 с.
  2. Иванов Ю. «Эх, загулял…»// Родина. -2005 г. -№ 5. -97 с.
  3. Капица Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. Справочник. – М.: Флинта: Наука, 2000 г. -368 с.
  4. Кураев А. «Что празднуем?»// Труд. -2004 г. -№ 9. -24 с.
  5. Митрохина О. «Скажи мне, что ты празднуешь…»// История. -2002 г. -№ 6.-89 с.
  6. Назаров В. «Злоключение одной российской даты»// Вокруг света. -2005 г. -№ 8 -154 с.
  7. Руднев В. Советские праздники и ритуалы. – Л.: Лен.издат., 1979 г. -189 с.
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Ранее развитие дома: занятия с шестимесячным ребенком Ранее развитие дома: занятия с шестимесячным ребенком Стрижки по форме лица для женщин и девушек Стрижки по форме лица для женщин и девушек Разводы в молодых семьях Разводы в молодых семьях