Основы безопасного поведения подростка. Если ребенок играет на улице

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные понятия, термины и задачи предмета "Безопасность жизнедеятельности". Классификация опасных и чрезвычайных ситуаций (ЧС). Правовое регулирование национальной безопасности и единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.

    реферат , добавлен 10.03.2009

    Понятие и признаки чрезвычайной ситуации, этапы ее развития. Классификация и разновидности чрезвычайных ситуаций, степень их опасности для жизни и здоровья людей. Первые действия и правила при наступлении природных и антропогенных чрезвычайных ситуаций.

    реферат , добавлен 10.12.2010

    Основные требования НПА в области обучения работников организации. Задачи обучения в области безопасности жизнедеятельности. Задачи подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Обучение работников в области безопасности жизнедеятельности.

    реферат , добавлен 03.11.2009

    Система управления безопасностью жизнедеятельности в Российской Федерации. Понятие чрезвычайных ситуаций, их основные источники и классификация. Аварии, стихийные бедствия и катастрофы как причины чрезвычайных ситуаций. Опасные производственные объекты.

    контрольная работа , добавлен 03.03.2010

    Понятие, цель и составляющие безопасности жизнедеятельности. Содержание аксиомы о потенциальной опасности. Основные виды опасностей. Особенности конфликтных и бесконфликтных чрезвычайных ситуаций, их классификация по скорости и масштабам распространения.

    презентация , добавлен 19.04.2014

    Анализ общей обстановки на объекте связи в случаях чрезвычайных ситуаций. Безопасность жизнедеятельности персонала и жителей населенного пункта в случае радиоактивного загрязнения. Оценка необходимости эвакуации жителей населенного пункта Старичево.

    курсовая работа , добавлен 30.03.2015

    Терминология основ безопасности жизнедеятельности. Основные задачи государственной системы предупреждения чрезвычайных ситуаций. Анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия в пространстве и во времени.

    презентация , добавлен 16.05.2013

    Комплекс мероприятий защиты населения и объектов хозяйствования от последствий чрезвычайных ситуаций. Выявление, оценка обстановки и принятие мер по ликвидации этих последствий чрезвычайных ситуаций. Определение размеров зон заражения и очагов поражения.

    контрольная работа , добавлен 23.04.2014

Для современного мира очень актуальна проблема безопасности детей и подростков. Опасения мам и пап понятны, ведь количество несчастных случаев и правонарушений, совершаемых в отношении детей и подростков вне дома, не уменьшается. Беззащитный подросток может пострадать от грабителя, которого интересуют деньги и ценности; от хулиганов, которым хочется покуражиться над безобидной жертвой; от насильника или маньяка; подвергнуться нападению собаки (как бродячей, так и домашней, даже в присутствии хозяина); попасть в дорожно-транспортное происшествие и др.

Да и дома подросток нередко становится жертвой - разбойного нападения на квартиру или ограбления; сексуального или иного домогательства в подъезде, лифте, на лестничной площадке, этаже; при общении в Интернете.

В последнее время привычными стали случаи школьного буллинга (терроризирования) и кибербуллинга (преследования с использованием цифровых технологий), ограбления в общественном транспорте или в магазине, предложения наркотиков под видом безобидных таблеток на дискотеках и пр.

Осознавая, что в современном мире процветают преступность и насилие по отношению к детям и подросткам, многие родители воспитывают сыновей и дочерей по типу "попугая в клетке" Но тотальный контроль и откладывание расширения границ самостоятельности часто приводит к непредсказуемым и даже плачевным последствиям. Родители могут полностью потерять контроль над почувствовавшим свободу подростком, ибо в этот период на первый план выходит признание сверстников. Вероятен и иной вариант развития событий: невозможность ощутить независимость в младшем школьном возрасте приводит к тому, что подростку становится ненужным общение с друзьями, а отдых в свободное время ограничивается просмотром телевизора, нахождением в Интернете или увлечением компьютерными играми. Выход из этой ситуации один: предоставить сыну или дочери необходимую информацию и обучить основным навыкам безопасности, т. е. приучить к определенному образу жизни в условиях, когда они всё больше времени будут проводить одни дома или вне его, причём как в привычных ситуациях, например при переходе проезжей части, катании на велосипеде, роликовых коньках, так и в экстремальных - при совершении над ними насилия или иного преступления. Обучение детей безопасному поведению - долг родителей, который надо исполнять постоянно.

Нередко дети получают травмы во время коллективных игр. Поэтому необходимо научить подростка бережно относиться к своему здоровью во время уличных игр, например при катании на скейтбордах, роликовых коньках, велосипедах, самокатах, при игре в хоккей или футбол. Мальчики часто получают травмы, лазая по заборам, деревьям, памятникам, играя на строительных площадках и т. п. Иногда послушный и воспитанный подросток идёт на риск, чтобы доказать сверстникам, что ему "не слабо", что он "настоящий мужчина" и ничего не боится (бывает, и девочки от них не отстают). Спасеньем в этом случае может стать формирование у несовершеннолетнего установки: "победа важна, но она не должна стоить жизни и здоровья".

Особый такт требуется от родителей при обучении навыкам безопасности, помогающим несовершеннолетнему избежать преступных посягательств на него, а также выбрать правильную стратегию поведения во время и после нападения. Как было сказано выше, красочное описание взрослыми страшных историй может привести к моральному травмированию подростка - и тогда в трудной ситуации его парализует страх, он станет уязвимым и будет не в состоянии что-либо предпринять самостоятельно. Поэтому, во-первых, необходимо внушать подростку уверенность в своих силах и в том, что строгое соблюдение правил поведения поможет ему избежать опасных ситуаций, а во-вторых, нужно развивать в нём такое качество, как готовность доверять своей интуиции и слушать внутренний голос. Однако не следует формировать у подростков завышенное мнение о своих способностях (например, физических - это может привести к серьёзным бедам). Подростки зачастую идут на контакт с компанией незнакомых взрослых или сверстников, вместо того чтобы благоразумно перейти на противоположную сторону дороги или убежать при первой возможности.

Родителям зачастую очень тяжело разговаривать с подростком, когда речь заходит о навыках безопасного поведения в случаях возможного сексуального насилия. Следует помнить, что многие взрослые скорее отнесутся с недоверием или даже с испугом к просящему о помощи подростку, чем с сочувствием. Поэтому необходимо объяснять юноше или девушке, что нет ничего зазорного в том, чтобы уклониться от драки или отдать ценности грабителю, особенно в ситуациях явного неравенства, дать понять подростку, что выход из криминальной ситуации без физического ущерба для себя означает абсолютно правильный выбор способа поведения.

Разъясняя подростку правила безопасности, важно внушить ему, что преступного нападения очень часто можно избежать, если:

  • - доверять собственной интуиции и действовать в соответствии с нею;
  • - ходить по улицам уверенно, обращая внимание на всё, что происходит вокруг;
  • - не демонстрировать посторонним (например, в транспорте или на улице) крупные суммы денег или другое ценное имущество;
  • - не привлекать к себе внимание одеждой или манерой поведения;
  • - обращаться за помощью (садиться в машину, впускать в квартиру) только к тем людям, которые принадлежат к заранее оговорённому кругу лиц;
  • - уклоняться от просьб незнакомцев помочь им в чём-либо;
  • - обязательно рассказывать родителям о попытках наладить интимный контакт с ним (касание интимных мест несовершеннолетнего; принуждение трогать различные части тела взрослого или целовать его и т. п.);
  • - избегать заброшенных мест (пустырей, недостроенных домов, строительных площадок);
  • - не срезать дорогу в малознакомой местности.

Это только некоторые аспекты, которые необходимо учитывать при обеспечении безопасности подростков. Бесспорно, что несовершеннолетнему необходима самостоятельность, поэтому каждый родитель должен быть способным в любое время суток завести разговор с подростком о его личной безопасности и поддержать во взрослеющем человеке сбалансированный взгляд на мир.

Десять «не» для детей и подростков не играй допоздна на улице; не ходи один в отдаленные и безлюдные места; не соглашайся идти с незнакомцем куда бы то ни было, не верь его обещаниям; не садись в чужую машину без родителей; не играй с незнакомыми взрослыми; не позволяй кому-либо прикасаться к твоему телу; не входи в лифт с незнакомым человеком; не принимай гостинцы или подарки от случайных людей; не впускай посторонних в свою квартиру; не скрывай от родителей, если кто-то сделал с тобой что-либо запретное, угрожал тебе.



Правила безопасности подростка на улице Следует избегать маршрутов, пролегающих через глухие дворы, пустыри, стройки, лесопосадки, плохо освещенные улицы и другие малолюдные места. Оказавшись в малолюдном темном квартале, иди посередине улицы. Это уменьшит опасность неожиданного нападения. Увидев впереди группу людей, пьяного или стоящий автомобиль с пассажирами, перейди на другую сторону улицы или измени маршрут. Если кто-то пытается с тобой заговорить, то не вступай в разговор. Сделай вид, что куда-то спешишь и иди в направлении освещенного и многолюдного места. Если тебе кажется, что кто-то идет за тобой, перейди несколько раз на другую сторону улицы. Если твоя догадка подтверждается, беги к ближайшему месту, где могут быть люди, либо просто в сторону освещенного участка улицы. При угрозе нападения кричи, зови на помощь. Если ты убедился, что тебе грозит опасность, разбей камнем или каблуком стекло в окне ближайшего дома, шумом и криком привлеки внимание жильцов и прохожих. Если преступники угрожают расправой, отдай им то, что они требуют: деньги, вещи. Жизнь и здоровье дороже вещей. Если ты подвергся нападению, постарайся как можно лучше запомнить приметы преступников





Как не пострадать во время уличных беспорядков и столпотворений Старайся не упасть: толпа затаптывает упавшего насмерть. При движении в плотной толпе не напирай на впереди идущего; соблюдай дистанцию: желание ускорить движение закончится полной пробкой. Избегай заторов, а особенно тех мест, где движение ограничивают острые углы, перила, стеклянные витрины или столики: в таких местах можно оказаться быть прижатым, раздавленным или серьезно травмированным. Избегай митингов и демонстраций. Если на концерте или на футбольном матче ты видишь много пьяных или сильно возбужденных зрителей постарайся уйти либо раньше окончания зрелища, либо значительно позже; оказаться в первых рядах такой публики опасно.





Если, возвратившись домой, ты обнаружил дверь открытой Не спеши входить в квартиру в доме может находиться преступник. Вначале прислушайся, не раздаются ли из комнат звуки, чужие голоса и т. п.; услышав знакомую речь, войди, обрати внимание близких на незакрытую дверь. Если в квартире тишина, будь осторожен: преступник может затаиться, приготовиться к активным действиям. Поэтому прежде всего проверь, целы ли замки и двери. Если дверь цела, пригласи соседей, знакомых вместе войти в квартиру. В случае необходимости найди для этого благовидный предлог (течет водопроводный кран, чувствуется запах газа и т. п.). Входя в квартиру, оставь дверь распахнутой настежь. Убедившись, что в квартире никого нет, проверь, на месте ли ценные вещи, закрыты ли двери шкафов и т. п. Если ты обнаружил следы взлома двери, в квартиру входить не следует: обратись за помощью к соседям, немедленно вызовите милицию, наблюдайте за квартирой до ее приезда




Несколько правил поведения при нападении собаки Для того чтобы побороть страх и волнение, собаку воспринимай не как животное, а как человека маленького роста, у которого есть острые зубы. Не пытайся бежать от собаки, не поворачивайся к ней спиной. Прими устойчивую позу, максимально прикрыв от укусов паховую область. Твердым голосом дай животному команду: «Стоять!», «Сидеть!», «Лежать!» и т. п. Помни: собака не любит, когда на нее кричат, на нее бегут, что-нибудь в нее бросают или когда резко меняется поза человека, на которого она нападает. Чтобы выиграть время, брось в сторону собаки любой предмет, не поднимая руку высоко. Защищайся с помощью палки, камней, песка



Для современного мира очень актуальна проблема безопасности детей. Наверное, поэтому многие родители не разрешают гулять без присмотра детям даже 10—12 лет, опасаясь за их жизнь и здоровье, ограничивая свободу их передвижения рамками квартиры, школы и секции (кружка).

Опасения мам и пап понятны, ведь количество несчастных случаев и правонарушений, совершаемых в отношении детей вне дома, не уменьшается. Беззащитный ребёнок может пострадать от грабителя, которого интересуют деньги и ценности; от хулиганов, которым хочется покуражиться над безобидной жертвой; от насильника или маньяка; подвергнуться нападению собаки (как бродячей, так и домашней, даже в присутствии хозяина); попасть в дорожно-транспортное происшествие и др.

Да и дома подросток нередко становится жертвой — разбойного нападения на квартиру или ограбления во время проникновения в жилище с просьбой о помощи; сексуального или иного домогательства в подъезде, лифте, на лестничной площадке, этаже; при общении в Интернете.

В последнее время привычными стали случаи школьного буллинга (терроризирования) и кибербуллинга (преследования с использованием цифровых технологий), ограбления в общественном транспорте или в магазине, предложения наркотиков под видом безобидных таблеток на дискотеках и пр.

Осознавая, что в современном мире процветают преступность и насилие по отношению к детям, многие родители воспитывают сыновей и дочерей по типу "попугая в клетке". Но тотальный контроль и откладывание расширения границ самостоятельности ("станет постарше, будет больше понимать — тогда дадим свободу") часто приводит к непредсказуемым и даже плачевным последствиям. Родители могут полностью потерять контроль над почувствовавшим свободу подростком, ибо в этот период на первый план выходит признание сверстников. Вероятен и иной вариант развития событий: невозможность ощутить независимость в младшем школьном возрасте приводит к тому, что ребёнку становится ненужным общение с друзьями, а отдых в свободное время ограничивается просмотром телевизора, нахождением в Интернете или увлечением компьютерными играми.

Выход из этой ситуации один: предоставить сыну или дочери необходимую информацию и обучить основным навыкам безопасности, т. е. приучить к определенному образу жизни в условиях, когда они всё больше времени будут проводить одни дома или вне его, причём как в привычных ситуациях, например при переходе проезжей части, катании на велосипеде, роликовых коньках, так и в экстремальных — при совершении над ними насилия или иного преступления. Обучение детей безопасному поведению — долг родителей, который надо исполнять постоянно.

Собака бывает кусачей

Маленькие дети всегда с радостью играют с животными на улице. Вырастая и выходя из-под опеки взрослых, они нередко охотно "жмякают" живого зверька или жалеют брошенного щеночка.


Отпуская ребёнка на улицу, установите жёсткое правило: нельзя подходить к незнакомым животным или призывать их к себе (свистеть, протягивать открытую ладонь и говорить "на-на" и т. п.).


В случаях же проявления животным малейшей агрессии, особенно собакой, необходимо спокойно, не суетясь и не отрывая взгляда от неё (т. е. не поворачиваясь спиной), уйти.


Если же животное пошло в атаку, то тут хороши любые средства: палки и камни (они могут отвлечь); немедленное бегство (лучше боком) по направлению к дереву или подъезду; точный удар в нос или, на крайний случай, засовывание руки (лучше левой, если правша), замотанной в одежду, как можно глубже в пасть разъярённому зверю.

Особый такт требуется от родителей при обучении навыкам безопасности, помогающим несовершеннолетнему избежать преступных посягательств на него, а также выбрать правильную стратегию поведения во время и после нападения. Как было сказано выше, красочное описание взрослыми страшных историй может привести к моральному травмированию ребёнка — и тогда в трудной ситуации его парализует страх, он станет уязвимым и будет не в состоянии что-либо предпринять самостоятельно. Поэтому, во-первых, внушайте подростку уверенность в своих силах и в том, что строгое соблюдение правил поведения поможет ему избежать опасных ситуаций, а во-вторых, развивайте в нём такое качество, как готовность доверять своей интуиции и слушать внутренний голос. Однако не следует формировать у детей завышенное мнение о своих способностях (например, физических — это может привести к серьёзным бедам).





Подростки зачастую идут на контакт с компанией незнакомых взрослых или сверстников, вместо того чтобы благоразумно перейти на противоположную сторону дороги или убежать при первой возможности.

Родительские ошибки

Мы привыкли считать, что научить ребёнка тем или иным правилам защиты можно только с помощью их многократного воспроизведения. Но, как показывает практика, это далеко не так. Кто из родителей не повторял набившую оскомину фразу: "Я тебе сколько раз говорил(a), так не делай", но ребёнок упорно допускает одну и ту же ошибку. Что это, непонятливость или дух противоречия? Ответ прост: это прежде всего действия самих взрослых, которые несовершеннолетний воспроизводит почти подсознательно. Сколько бы раз родители ни повторяли сыну или дочери, что перед тем, как открыть дверь, нужно узнать, кто за ней стоит, они никогда не выполнят этих указаний, если мама и папа сами не будут чётко выполнять их. Таким образом, в ситуациях, когда есть жизненная необходимость научить ребёнка правилам безопасности, например не разговаривать с незнакомцами на улице, важно самим выполнять их. И не нужно надеяться на то, что растущий маленький человек занят своим делом и не смотрит на родителей, когда они вступают в диалог с первым встречным. Впоследствии, оставшись один, он сделает то же самое.

Очень часто при обучении детей правилам безопасности активно используется частица не: "не ходи", "не открывай", "не разговаривай", "не бери" и т. д. Ребёнок на подсознательном уровне не воспринимает её значение. Поэтому всё, что говорят ему взрослые, он понимает наоборот: "не ходи" — ходи, "не открывай" — открывай и т. д. Кроме того, знание, как не надо делать, не помогает разрешить проблему. Важно учить на разрешительном фоне, демонстрируя, показывая и рассказывая, как можно и нужно делать.

В результате классические родительские фразы должны принять следующий вид: гуляй недалеко от дома; гуляй до того момента, когда заметишь, что становится темнее; обходи компании незнакомых подростков; избегай безлюдных мест, оврагов, пустырей, заброшенных домов, сараев, чердаков, подвалов; выходи из лифта, если туда зашёл незнакомый человек; открывай двери квартиры только тем людям, которых хорошо знаешь; перемещайся по улице в тёмное время суток (или в чужих районах) только в компании друзей (знакомых) и т. д.

Учитесь вместе с детьми предупреждать возможные опасности.

Например, вне зависимости от того, есть ли вблизи вашего дома открытый водоём, научите детей, как вести себя на воде.


Даже не умеющего плавать ребёнка необходимо обучить простым движениям и приёмам (нырять в ванне, задерживать дыхание или не закрывать глаз под водой), ведь чаще всего дети тонут из-за испуга, который возникает, когда они вдруг "теряют" дно. Объясните также ребёнку, какую опасность таят в себе замёрзшие открытые водоёмы и чем может закончиться хождение по льду.

Чтобы ребёнок не попал в опасные для жизни ситуации, разбирайте с ним каждое из обстоятельств.

Правила безопасного поведения для детей и подростков

Необходимо установить (особенно для младших школьников) следующие правила:

Обращаться за помощью (садиться в машину, впускать в квартиру) только к тем людям, которые принадлежат к заранее оговорённому кругу лиц;
. доверять внутреннему "сигналу тревоги" и применять доступные способы самозащиты, а в случае опасности — кричать, бежать и рассказывать взрослым
о своих неприятностях;
. уклоняться от просьб незнакомцев помочь им в чём-либо;
. отказываться от любых подарков со стороны незнакомых (малознакомых) и сообщать о подобных предложениях взрослым;
. обязательно рассказывать родителям о попытках наладить интимный контакт (касание интимных мест несовершеннолетнего; принуждение ребёнка трогать различные части тела взрослого или целовать его и т. п.);
. во время прогулки постоянно держаться друзей, никуда одному не уходить;
. избегать заброшенных мест (пустырей, недостроенных домов, строительных площадок);
. не срезать дорогу в малознакомой местности.




С целью профилактики сексуальных преступлений в отношении ребёнка важно внушить ему мысль о том, что незнакомые люди не должны вести с ним длительных бесед, когда рядом нет родителей, и прикасаться к нему. Наибольшее, что допускается — улыбка, краткое приветствие. Всё, что выходит за рамки такого краткого общения, должно заставить ребёнка насторожиться. Важно объяснить детям, что такое безопасный и опасный секреты. Например, тайное изготовление подарка для мамы ко дню рождения — это безопасный секрет. А вот опасный секрет — это тот, который заставляет ребёнка испытывать чувство страха, стеснения, ощущение, что его нельзя никому рассказывать.

Родителям зачастую очень тяжело разговаривать с детьми, когда речь заходит о навыках безопасного поведения в случаях возможного сексуального насилия. В подобной ситуации вместо слов "сексуальное домогательство" используйте фразу "безопасное и небезопасное прикосновение", а вытирая ребёнка после душа, покажите ему, к каким местам нельзя прикасаться другим лицам.

Устанавливая правила для детей 10—14 лет, следует помнить, что многие взрослые скорее отнесутся с недоверием или даже с испугом к просящему о помощи подростку, чем с сочувствием. Поэтому объясните юноше или девушке, что нет ничего зазорного в том, чтобы уклониться от драки или отдать ценности грабителю, особенно в ситуациях явного неравенства. Убедите, что в критический момент, если не знаешь, что сказать, лучше промолчать, но ни в коем случае не угрожать. Главное — дайте понять ребёнку, что выход из криминальной ситуации без физического ущерба для себя означает абсолютно правильный выбор способа поведения.

Разъясняя подростку правила безопасности, важно внушить ему, что преступного нападения очень часто можно избежать, если:

Доверять собственной интуиции и действовать в соответствии с нею;
. ходить по улицам уверенно, обращая внимание на всё, что происходит вокруг;
. не демонстрировать посторонним (например, в транспорте или на улице) крупные суммы денег или другое ценное имущество;
. не привлекать к себе внимание одеждой или манерой поведения.


Особого подхода требует обучение ребёнка правилам пользования лифтом.

Расскажите несовершеннолетнему, что даже взрослым зачастую тяжело, не оскорбив другого человека, отказаться ехать с ним или выйти из кабины. Поэтому нужно установить строгое правило: ездить в лифте вместе с незнакомцем ни в коем случае нельзя. А если кто-то настойчиво приглашает войти в лифт, то можно сказать: "Спасибо, я ожидаю друзей (родственников), и они вот-вот должны появиться", "Извините, но родители разрешают мне ездить в лифте только в одиночку". Кроме этого, объясните ребёнку, что следует немедленно выбежать из лифта, если в него зашёл неизвестный. Может, это выглядит не очень красиво и не всегда оправдано, но лучше подождать несколько минут, чем подвергнуть опасности свою жизнь и здоровье.

Это только некоторые аспекты, которые необходимо учитывать при обеспечении безопасности детей. К сожалению, нет однозначного ответа на вопрос о том, в каком возрасте ребёнка можно одного отпускать на улицу, посылать в магазин или оставлять дома. В каждой конкретной ситуации следует принимать в расчёт здравомыслие сына или дочери, их способность применять навыки безопасности на практике, учитывать круг общения подростка и существующие в регионе опасности, ибо уровень допустимой свободы в одном окружении может быть совершенно неприемлем в другом.

Вместе с тем бесспорно, что несовершеннолетнему необходима самостоятельность. Поэтому каждый родитель должен быть способным в любое время суток завести разговор с ребёнком о его личной безопасности и поддержать во взрослеющем человеке сбалансированный взгляд на мир.

Если ребенок потерялся

Нередки ситуации, когда даже дети 8-10 лет теряются в большом магазине или на улице. Для того, чтобы это не нанесло им сильной психологической травмы, разберите заранее эту ситуацию. Важно подготовить несовершеннолетнего к таким неприятностям. Например, по предварительной договорённости с 5-6-летним ребёнком спрячьтесь от него на несколько секунд и снова покажитесь; с более старшими детьми - подойдите к милиционеру или охраннику, объяснив, что это тот человек, к которому надо обратиться, если что-то случится; объясните сыну (дочери), что в подобных ситуациях может помочь любая женщина. Это правило универсальное, т. к. оно практичное (постоянно вокруг есть лица женского пола) и простое (его легко запомнить и ему легко следовать).

Заранее условьтесь с ребёнком, где вы встретитесь в том случае, если потеряетесь, либо договоритесь, что он никуда не будет уходить с того места, где заблудился, и дождётся вас. Не лишним будет перед тем, как отправиться с малышом на рынок или в иное людное место, сделать ему медальончик, где будут написаны его имя, фамилия, телефон или домашний адрес.

Если ребенок играет на улице

Нередко дети получают травмы во время коллективных игр. Поэтому учите ребёнка бережно относиться к своему здоровью во время уличных игр, например при катании на скейтбордах, роликовых коньках, велосипедах, самокатах, при игре в хоккей или футбол. Самый простой и надёжный способ предотвратить травму — приобрести шлем, налокотники, щитки и иные защитные приспособления, а главное, убедите сына или дочь пользоваться ими, даже когда он (она) катается без присмотра взрослых.


Мальчики часто получают травмы, лазая по заборам, деревьям, памятникам, играя на строительных площадках и т. п. Иногда послушный и воспитанный ребёнок идёт на риск, чтобы доказать сверстникам, что ему "не слабо", что он "настоящий мужчина" и ничего не боится (бывает, и девочки от них не отстают). Спасеньем в этом случае может стать формирование у несовершеннолетнего установки: "победа важна, но она не должна стоить жизни и здоровья". Поговорите с сыном или дочерью по душам, объясните, какие опасности таятся за бесшабашными детскими развлечениями и необдуманными поступками, например за обычной дракой или попыткой во что бы то ни стало догнать своего друга, бегающего по крышам гаражей.

Опасности на проезжей части

Поскольку склонность к подражанию заложена у ребёнка с рождения, при переходе через дорогу родителям надо думать о том, как бы они хотели, чтобы их чадо вел себя, находясь вдали от их зорких глаз. Печальная статистика свидетельствует, что 70 % школьников, погибающих в результате несчастных случаев, получают травмы, несовместимые с жизнью, в результате дорожно-транспортных происшествий на расстоянии 1-2 км от дома, т. е. на дороге, по которой они чаще всего ходят. Мамам и папам, идущим вместе с ребёнком, нельзя перебегать дорогу, если в отдалении идёт машина. Переходите проезжую часть только "по зебре" или на зелёный свет. Даже если десятки людей вокруг делают иначе, ребёнку необходимо объяснить, что они поступают неправильно.

Серьёзное препятствие для получения полного обзора дорожной обстановки - рост несовершеннолетнего: из-за стоящих транспортных средств ему не видно, что делается на дороге, как и водители не видят его за припаркованными машинами. Поэтому необходимо объяснить сыну или дочери, что прятаться или залезать под стоящие во дворе автомобили нельзя, ведь водителю, начинающему движение, не видны играющие или укрывшиеся позади машины дети.

Помните, что ребёнок может не услышать звука приближающегося автомобиля или другого сигнала не потому, что не сумеет их различить, а потому, что не может фиксировать внимание на нескольких объектах одновременно. Внимание детей избирательно и концентрируется не на тех предметах, которые представляют опасность, а на тех, которые в данный момент их интересуют больше всего. Да и скорость восприятия и реагирования на предупреждающие сигналы у ребёнка гораздо меньше, чем у взрослого. На реакцию детей большое влияние оказывают переживаемые ими в конкретный момент эмоции и темперамент каждого. Поэтому радость, удивление, интерес к чему-либо могут заставить ребёнка полностью забыть об опасностях, которым он подвергается, выйдя на проезжую часть.

Как научить безопасному поведению

Начнём с общих установок.

1. При выборе форм, методов и материала для обучения необходимо руководствоваться возрастом ребёнка, его интеллектуальной, эмоциональной и социальной зрелостью. Для самых маленьких подойдут игры с куклами (кукла потерялась, куклу хочет увезти на машине чужой человек и т. п.). Для детей постарше — разыгрывание соответствующих сценок (как дома, так и на улице); рассказы о детях, которые правильно вели себя в опасной ситуации; вопросы: "А как ты поступишь, если..." То есть следует использовать различные формы обучения, прививать простейшие правила безопасного поведения в доме и за его пределами, а по мере взросления ребёнка — пересматривать и обновлять их.

Детей в возрасте 4—8 лет нужно научить простым правилам: нападают — бью, кричу, убегаю; красный свет — стою; незнакомый человек — молчу, прохожу мимо, смотрю в другую сторону; незнакомец предлагает конфету, пытается погладить — рассказываю маме, папе и т. д.

Работу с десяти-четырнадцатилетними подростками следует направлять на развитие у них интуиции и внимательности, формирование умения держаться вместе с друзьями и хорошо ориентироваться в своём районе (знать безопасные места, где можно укрыться и получить помощь). Помните, что переходить к следующему этапу можно только после того, как усвоены предыдущие правила.

2. Не только рассказывать, но и защищать детей, пока они не научатся оценивать меру опасности, самостоятельно применять навыки безопасного поведения; учить использовать полученные знания на практике. Повторяйте пройденные правила, внимательно наблюдайте за результатами их применения, старайтесь предугадывать, какие навыки могут потребоваться ребёнку в ближайшем будущем.

Следует оберегать детей от информационного потока с реальными криминальными происшествиями, введя безапелляционный запрет на просмотр несовершеннолетними любого возраста телепередач, которые могут вселить в них ужас от происходящего. Да и самим мамам и папам нужно ограничивать своё стремление рассказывать в обучающих целях страшные истории, случившиеся с ровесниками их сына или дочери. Лучше сделать упор на навыках безопасного поведения, а не на опасностях, подстерегающих детей.

3. Судьбоносно важно любить детей и поддерживать с ними контакт. Отсутствие у ребёнка эмоциональной связи с родителями, ощущение им своей ненужности значительно увеличивает уровень риска. Благодаря контакту можно узнать о проблемах и вопросах, которые волнуют маленького человека, а решая их с ним, помочь ему научиться правильно вести себя в той или иной ситуации. Не перебивая, очень внимательно слушайте подростка, когда он рассказывает о прожитом дне, анализируйте всё сказанное им, интересуйтесь книгами, которые он читает, смотрите фильмы, которые он смотрит, вместе "бродите" по Интернету и осваивайте компьютерные игры. Вместе с ребёнком решайте не только его проблемы, но и свои, рассказывая ему о том, что вас волнует, как вы находите ответы на возникающие вопросы.

Меры профилактики виктимного поведения несовершеннолетних

Тематическое занятие «Как не стать жертвой преступления?» как способ обучения несовершеннолетних безопасному поведению

В 90-х годах в условиях экономического спада приходилось разрешать, прежде всего, неотложные проблемы детства и семьи и оказывать поддержку только малообеспеченным семьям. В последние годы началось формирование и реализация долгосрочной стратегии поддержки всех категорий детей и семей. В основу этой политики положены приоритеты семейного воспитания детей, обеспечения равных прав и возможностей для каждого ребенка и каждой семьи, адресной помощи социально незащищенным группам детей и семей.

Реализация профилактической работы возможна только в рамках обучения (с формированием мотивации на здоровый образ жизни, на изменение проблемного и рискованного поведения, на повышение социальной, межличностной компетентности) и на основе профилактических образовательных программ.

Задачи, решаемые в рамках данной профилактической работы: развитие эффективных стратегий поведения, способствующих обретению ответственности за свою собственную жизнь; приобретение уверенности для противостояния негативному влиянию среды, минимизация проявлений рискованного поведения.

Эффективными методами такого обучения могут быть: семейное консультирование, направленное на улучшение семейных взаимоотношений. Нормальные семейные взаимоотношения, поддержка семьи являются необходимым условием для полноценного развития личности ребенка, подростка и молодого человека, способствуют формированию привычки заботливого отношения к себе, своему здоровью, навыков ответственного и безопасного поведения. Кроме того, поддержка семьи необходима для изменения проблемного поведения, а также в случае сопереживания кризисной ситуации; занятия в школах, детских садах, темой которого будет являться «Как не стать жертвой преступления?». Данные занятия могут быть выражены в групповой игре, проведении анкетирования и другое; привлечение к работе людей, способных влиять на несовершеннолетних.

В современной педагогике различают общие формы обучения (коллективная, групповая, индивидуальная), формы организации учебно-воспитательного процесса (урок, кружки предметные, технического творчества, ученические научные общества, экскурсии и пр.).

Одной из важных и эффективных, на наш взгляд, форм обучения является разработка и проведение специальных тематических занятий в общеобразовательных школах, детских домах и Центра Временного Содержания Несовершеннолетних Правонарушителей (далее - ЦВСНП). Нами было разработано занятие по профилактики виктимного поведения несовершеннолетних.

Цель занятия: дать понятие о таком стиле поведения, при котором минимальным был бы риск попадания несовершеннолетних в обстоятельства, провоцирующие или способствующие совершению в отношении несовершеннолетних преступления.

Перед собой мы ставим следующие задачи:

Повысить осведомленность подростков о том поведении, при котором можно стать жертвой преступления;

Научить подростков принимать собственные модели поведения в опасных ситуациях;

Привить подросткам навыки, позволяющие избегать попадания в группы риска;

Снизить уровень виктимного поведения в группе обучающихся.

Данное занятие предназначено для общеобразовательных учреждений, детских домов и центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (Приложение А).

Рекомендуется определить учреждения и классы, где будут проводиться занятия, для того, чтобы предоставить тот материал, который больше всего необходим для этой группы несовершеннолетних. Например, девушкам старшеклассницам следует сделать акцент на ношение вызывающей одежды в темное время суток и к чему это может привести. Желательно проведение занятий блоком полтора часа, так как это то время, когда несовершеннолетние могут сконцентрироваться на данной теме, а сделав урок больше времени обучающимся будет уже сложно воспринимать материал. Во время занятия учащиеся могут задавать вопросы в устном и письменном виде (на стол ставится специальный ящик для записок, во время перемены учащейся могут оставлять в данном ящике свои вопросы). Рекомендуемый возраст - 12-16 лет.

Данное занятие носит название «Как не стать жертвой преступления?». Перед началом занятия учащимся раздаются анкеты, которые показывают отношение несовершеннолетнего к своей личной безопасности и кому по их мнению следует нести ответственность за их личную безопасность. Анкеты раздаются с той целью, чтобы несовершеннолетние адаптировались к данной теме занятия и в дальнейшем могли участвовать в дискуссии, а также проведение анкетирования позволит оценить ситуацию в классе и информировать подростков по данной теме.

Основные этапы проведения занятия:

1) Погружение в проблему.

На данном этапе обращается внимание, на то, что учащиеся стали старше, более свободны в своих действиях, и могут встретить неожиданные ситуации, которые могут угрожать их безопасности. Также обращается внимание на то, что они стали, более зрелыми и должны нести полную ответственность за свои действия и безопасность.

2) Постановка вопросов перед учащимися.

Цель данного этапа заключается в следующем: выявить насколько учащиеся информированы о том, что такое провоцирующее, неосмотрительное, аморальное и преступное поведение.

3) Примеры виктимного поведения.

На данном этапе специалист знакомит несовершеннолетних с таким поведением, при котором можно стать жертвой преступления, например, прогулка в темное время суток в безлюдных местах, переулках, парках, рощах и т.д.

4) Виктимность как психологическое и социальное отклонение.

Рассматривая виктимность как психическое и социальное отклонение (патологическая виктимность, страх перед преступностью и иными аномалиями), следует отметить особую роль страха перед преступностью как основной ее формы проявления на индивидуальном и групповом уровне.

5) Принципы безопасного поведения.

На данном этапе раскрываются основные принципы безопасного поведения. Основной акцент делается на профилактике неоправданно высоких рисков в собственном поведении. Приводятся соответствующие примеры.

6) Обучающее поведение.

Так как в предыдущих этапах были даны примеры поведения, при котором можно стать жертвой преступления, то на данном этапе, опираясь на эти примеры, специалист говорит о том поведении, при котором стать жертвой преступления практически невозможно. В частности на данном этапе говорится о физической и экономической безопасности.

7) Разминка (игра).

Специалист предлагает выйти к доске двум ученикам для участия в ролевой мини-игре. Первый ученик будет предлагать выкурить сигарету с наркотиком (коноплей) и всячески уговаривать второго ученика, как бы тот не отказывался. Цель - получить согласие.

Для вливания в данную игру учащихся, специалист до начала игры задает аналогичные вопросы группе обучающих.

8) Контрольные вопросы участвующим и совместные выводы по занятию.

На данном этапе специалист с помощью постановке вопросов по пройденной теме должен выявить, достигнута ли цель занятия.

9) Ответ на вопросы учащихся.

В завершении занятия специалист отвечает на устные и письменные вопросы учащихся. При ответе на письменные вопросы, которые находились в ящике, следует обратить внимание на их анонимность, а также доставая письменные вопросы из ящика желательно, чтобы учащиеся не видели почерка, так как по нему могут определить кто из учащихся задает данный вопрос, но ответ на него преподаватель излагает всей аудитории.

Занятие «Как не стать жертвой преступления?» показывает ту модель поведения, при которой минимальным становится риск попадания несовершеннолетних в криминальные группы, к минимуму сводится риск стать жертвой преступления. Не следует также забывать о других аспектах жизнедеятельности несовершеннолетнего.

Автор вел занятие, согласно плану разработанного урока. На уроке присутствовали несовершеннолетние мальчики в возрасте от 10-18 лет. Хочется отметить, что состав обучающихся проявил активную позицию в данной теме. Можно сказать большее, что автор получил сам определенные знания в данной области благодаря участвующим.

Большое значение следует придавать адресной поддержке и помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, которых где наблюдаются следующие основные группы: дети, проживающие в социально неблагополучных семьях и фактически лишенные необходимого попечения со стороны родителей; дети, родители которых находятся в стадии лишения родительских прав; беспризорные и безнадзорные дети; дети, на протяжении длительного времени без уважительных причин не посещающие образовательные учреждения; дети, подвергающиеся насилию и/или сексуальным домогательствам в семье; несовершеннолетние, подвергающиеся сексуальной эксплуатации, вовлеченные в занятия проституцией, порноиндустрию; дети-сироты; дети, подвергающиеся трудовой эксплуатации, вовлеченные в занятия попрошайничеством; дети, попавшие в алкогольную и наркотическую зависимость; несовершеннолетние, участвующие в деятельности преступных сообществ, подростковых и молодежных банд, экстремистских группировок.

Все представители указанных категорий - жертвы невнимания, равнодушия и/или преступных посягательств взрослых. Они лишены необходимых каждому ребенку условий жизни и развития и рискуют пополнить собой ряды асоциальных, общественно опасных групп населения или уже фактически находятся в этих рядах.

Для того, чтобы реализовать профилактическую работу, направленную на улучшение положения всех категорий несовершеннолетних и семей с несовершеннолетними, необходима более тесная координация деятельности подразделений, таких как органов местного самоуправления, общественных организаций, социально-ориентированного бизнеса, направленной на решение актуальных проблем детства.

Итак, обучение несовершеннолетних стратегии безопасного поведения следует проводить как во всех общеобразовательных учреждениях, так и в специализированных, например, ЦВСНП. Чем чаще будет вестись беседа с детьми по профилактике виктимного поведения, тем реже станут совершаться преступления против несовершеннолетних.

Также несовершеннолетние будет доверительнее относиться как к своим собственным родителям, так и органам правопорядка, которые смогут вовремя предотвратить преступления против несовершеннолетнего.

Жестокость лучше предупредить, чем с ней бороться. Наиболее сложной частью работы по профилактике виктимного поведения несовершеннолетних - это работа с их родителями, о чем и будет говориться в следующем параграфе дипломной работы.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Как избежать трещин во время кормления грудью? Как избежать трещин во время кормления грудью?