Как писать каллиграфической ручкой. Каллиграфия для новичков. Что такое техника искусственной каллиграфии и как правильно обращаться с инструментами. Римская или Западная

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Красивый и аккуратный почерк - это целое искусство, и освоить его при желании может каждый. Даже если вы уверены, что ваша манера изображения букв выработана годами, и в силу возраста поздно что-то менять.

Процесс изучения кропотливый, отнимает время и энергию, но усилия окупаются прекрасно выведенным именем любимого человека и просто любой красивой цифрой или буквой.

Об этом создано много советов и научных трудов. Азы каллиграфии еще пару десятилетий назад преподавали в школах, но сейчас предмет в числе устаревших, его нет в программе. Однако красивый почерк в быту - это не навык неспешно и терпеливо выводить красивые буквы, а постоянное применение способностей.

Определение понятия

Каллиграфия - это искусство оформления знаков в виртуозной, гармоничной и экспрессивной манере. Дословно переводится как «красивый почерк».

Впервые термин, которым обозначали выделяющееся красотой и четкостью письмо, упоминается в Европе шестнадцатого века. Но истоки этого искусства были открыты задолго до того, как такое письмо получило название. Де-факто каллиграфия зародилась и начала развиваться, когда люди только приступили к использованию символов для трансляции информации. Примером искусства писать красивым и ровным почерком являются иероглифы (четыре тысячи лет до н. э.). Письмо египтян в третьем веке до нашей эры вытеснили греки, и приблизительно с этого момента во всех частях мира наблюдаются письмена с разными техниками.

Сейчас главные формы каллиграфии - это открытки, свадебные поздравления, шрифты, граффити и графический дизайн. Впрочем, ее значение в том же учебном процессе явно недооценено. Среди крупных фирм Японии распространены уроки каллиграфии для сотрудников в обеденный перерыв. По мнению руководителей компаний, это дорогое занятие полезно для здоровья и творческого потенциала. А ведь японцы - наиболее работоспособная, креативная в сфере разработок и продвинутая нация. Еще в 80-х годах прошлого века каллиграфия победила в интересном эксперименте одной из самых крупных компаний (речь все еще о Японии), цель которого состояла в поиске методик для подготовки специалистов будущего.

Под каллиграфическим почерком подразумевается техника разборчивого, аккуратного письма. Учителя, работники архивов, библиотекари - примеры профессий , для которых каллиграфия - необходимость, а не каприз.

Вступительный видеоурок.

Необходимые принадлежности

Первый шаг к осваиванию каллиграфии - подбор набора принадлежностей. Вам понадобятся:

  • перо или роллерная ручка. Первое - для более опытных, перья делятся на ширококонечные и остроконечные;
  • тетрадь, бумага;
  • мольберт.

Лучшие и наиболее доступные варианты ширококонечного пера для новичков:

  • Leonardt;
  • Speedball;
  • Brause&Co.

Они бывают с держателями или без них . С держателями удобнее, оптимальный вариант для новичков - пластиковый или же корковый.

На первом этапе разница между перьями несущественна, так что выбирайте на свой вкус. Чтобы правильно вставить в держатель перо, для начала сделайте клин. Он размещается посреди лепестков и металлического ободка. Перо крепится со стороны, а не по центру.

Видеоурок для начинающих.

Существуют специальные перья для левшей. Обращаем ваше внимание на автоматические ширококонечные японские ручки. Они бывают разных размеров - от 1 до 6 мм. Начинающим рекомендуем брать те, что пошире.

Остроконечные перья применяют для так называемых стилей письма «с нажимом». У них по центру расщеп, при нажатии расходятся усики, и линия утолщается. Среди недорогих и доступных перьев также представлена Звездочка.

Когда перо и держатель собраны, пора подумать, на чем вы будете писать. Для занятий каллиграфией подходит не всякая бумага. Если она будет слишком рыхлая или тонкая, перо не сможет скользить и тушь растечется. В тематических магазинах вам быстро помогут с выбором, но если такой возможности нет, то подбирайте материал для эскизов или же не сильно впитывающий чернила.

Что касается чернил, то лучше покупать Sumi или Speedball. На первых этапах предпочтительно использовать туши Гамма и KOH-I-NOOR, они дешевые и есть в каждом магазине канцтоваров.

Полезное упражнение, которое поможет вам отточить навык каллиграфии.

Каллиграфические прописи

Рекомендуем применение каллиграфических прописей, это простой способ коррекции почерка. Образец перед глазами влияет на интуитивное копирование стиля и исправление ошибок. Попробуйте, если желаете поработать над стилем письма, не посещая курсов и не нанимая учителей. Можно взять пособия, которые советуют первоклассникам , они очень удачно составлены.

Как и в любом другом обучении, важно позаботиться о рабочем месте. Стол должен быть удобным, уберите с него все лишнее, организуйте освещение (вам нужно много света). Если вы не собираетесь использовать прописи, вам следует самостоятельно расчертить бумажный лист. Новичкам лучше пользоваться простой ручкой, а со временем перейти к технологии написания перьями.

Полезные упражнения для новичков.

Поддельная каллиграфия

Поддельная каллиграфия - курсив, благодаря которому вы обучитесь применению перьевой ручки. Это важная техника для получения навыка написания на какой угодно поверхности. Отнимает больше времени, чем работа с перьевой ручкой, но если ваша цель - простая фраза, то вы обязательно оцените результат. Поддельная каллиграфия - легкий и веселый способ понять основы каллиграфии. Кстати, люди часто не отличают ее от подлинной.

Сначала напишите какую-то фразу в обычном курсиве так хорошо, как сможете. Затем нарисуйте линии для обозначения утолщения. Они появляются с движением вашей руки вниз или вверх для создания части буквы (параллельно ей). После обозначения всех утолщений вам нужно заполнить пустые участки. Готово!

О технике письма

Русская каллиграфия не имеет принципиальных отличий от других, правила универсальны.

Держать перьевую ручку можно так же, как и шариковую, но все же рекомендуется делать это правильно. Важно крепко держать перо. Безымянный палец и мизинец - опора, средний поддерживает ручку, держат ее большой и указательный пальцы.

С шариковой ручкой нужно обращаться пожестче, давить, с перьевой же следует вести себя нежно, иначе будут брызги.

Когда попрактикуетесь держать ручку, можете приниматься за написание. Приготовьте воду - вы будете промывать перо каждые несколько минут. Макайте в чернила перо, пока оно не дойдет до середины скважины, и приступайте к работе.

Для вас - бесплатный урок каллиграфии для начинающих.

Обучение ребенка

Начинать учить детей писать лучше всего, если вы чувствуете готовность ребенка к урокам и ребенку не меньше трех лет. Оптимальный же возраст - от пяти до семи; на практике начавшие заниматься прописью в раннем возрасте дети редко могут похвастаться каллиграфическим почерком, а потом развивать его еще сложнее и более затратно в плане сил и времени. Обучение должно начинаться с подходящей шариковой ручки и прописи с частой косой линейкой.

Красивая роспись

Роспись - это визитка каждого из нас, она должна смотреться замысловато и, конечно же, стильно. Здесь не выручат мастер-классы и тематическая литература, и это не то, что придумывают за несколько часов. Как правило, когда человеку впервые приходится ставить подпись, он инстинктивно выводит первые буквы имени и фамилии и какой-то хитрый завиток.

Если вы решаетесь на изменения, стоит понять, что именно не устраивает, и посмотреть на образцы качественных подписей. Можно попытаться поменять стиль , добавить какие-то элементы или поработать над углом наклона букв. От элегантной подписи зависит имидж владельца, забудьте о детской абракадабре.

Исправление почерка у взрослого

Принцип обучения красивому почерку аналогичен как для детей, так и для тех, кто хочет научиться этому в более сознательном возрасте. Нужно подготовить рабочее место, запастись бумагой и ручкой, а также прописями с русским или английским алфавитом.

Порядок действий:

  1. Займитесь подготовкой полноценного места для работы.
  2. Создайте условия для правильного положения тела: держите спину прямо, локти должны лежать на столе, а не свисать.
  3. Разложите бумагу для упражнений на расстоянии приблизительно 30 см от глаз.
  4. Держите шариковую ручку большим, средним и указательным пальцами, расстояние от пальцев до бумаги - не более одного сантиметра.
  5. Выбирайте буквы и повторяйте написание, сколько потребуется для достижения совершенного результата.

Вам предстоит оттачивать навык концентрации, стать терпеливым и даже дотошным. Применяются разные методики для быстрого обучения:

  • Если буквы получаются чересчур крупными или мелкими, то пользуются тетрадью или специальным трафаретом. Нужно стремиться к тому, чтобы не выходить за пределы линий. После продолжительных тренировок вы станете вписывать буквы в заданные поля на автопилоте.
  • В случае отсутствия соединения букв необходимо стараться писать, не отрывая от бумаги ручку.
  • Если отмечается сильный нажим, формируют правильное положение тела. Речь идет об осанке и расслабленности плеч и рук.

Каллиграфия - это не только об аккуратности написания, но и о сохранении авторского стиля. Поняв азы искусства красивого почерка, совершенствуйтесь, расширяйте круг задач, не стоит ограничиваться одними печатными буквами.

И не отчаивайтесь, если что-то не так, у вас все непременно получится!

Видео

Хотите научиться писать красиво? Это видео вам поможет.

В течение последних нескольких лет я проводила семинары, на которых обучала новичков современной каллиграфии. А также я отвечала на бесчисленное множество связанных с этим вопросов по электронной почте. Поэтому я поняла, что необходимо создать пост, который поможет научиться каллиграфии с ноля! Сегодня я расскажу, как освоить это искусство с помощью нескольких простых шагов.

1. Осваиваем поддельную каллиграфию

По моему убеждению, поддельная каллиграфия – созданная обычной ручкой (гелевой, шариковой и т.д.), а не пером, – это лучший первый шаг на пути к работе с пером. Я так считаю по двум причинам:

  1. Обычная ручка выглядит привычней. Вы все время ею пользуетесь, и можете с ее помощью нарабатывать мышечную память (позже она вам пригодится).
  2. Поддельная каллиграфия будет полезна не только начинающим. Каким бы ни был ваш уровень, это будет отличным вспомогательным средством при работе над некоторыми проектами. Например, табличка с именем, выполненная шрифтом Amy Style, на фото ниже.

Любой набор каллиграфических прописей-шаблонов, который можно скачать с сайта thepostmansknock.com , начинается с полей для поддельной каллиграфии. Если у вас пока нет таких, я рекомендую набор Amy Style . Этот шрифт отличают прямые вертикальные линии. Поэтому он идеально подходит в качестве начального этапа работы, как ручкой, так и пером, для правшей и левшей. Поупражнявшись пару недель в поддельной каллиграфии и набив хорошенько руку, можно браться за перо.

2. Собираем стартовый набор для современной каллиграфии


Подробное описание этого набора можно увидеть в посте «Оптимальный стартовый набор перьев для современной каллиграфии ». Вот список самых необходимых инструментов и ссылки на них:

  1. 2 остроконечных пера Nikko G . – Почему я считаю этот вид перьев лучшим для новичков, вы можете узнать по этой ссылке. (Не знаете, как различать перья? Посмотрите на маркировку на хвостовике пера. На ней указан производитель, например “Nikko G”, “Brause EF66”.)
  2. 1 прямой держатель пера. – Я использую держатели Manuscript с универсальным фланцем. Хотя подойдет любая прямая модель. Мне нравятся держатели с пробковым захватом General, потому что их удобно держать и они тоже универсальны.
  3. Бумага для лазерной печати плотностью 120 г/см2 (32#) – это недорогая и качественная бумага, по которой тушь не будет растекаться и размазываться.
  4. Тушь Sumi Ink и чернильница с резьбовой крышкой для хранения туши . (Можете также использовать индийскую тушь). Обе разновидности достаточно насыщенные и с оптимальной вязкостью.
  5. Художественный стакан . – По существу, просто возьмите стакан с водой. Он вам понадобиться для ополаскивания перьев.
  6. Неволокнистый материал (например, обеденная салфетка). – Бумажные полотенца тоже подойдут. Но их волокна будут постоянно застревать в прорези пера.

Я предлагаю вам самим собрать каллиграфический набор, а не покупать уже готовый. Как правило, они состоят из низкокачественных инструментов, неприспособленных для новичков. К тому же их цена часто завышена.

3. Промываем перья

Все перья покрываются слоем фабричной маслянистой смазки, сохраняющей их товарный вид до момента продажи. Перед использованием нужно удалить ее. Я для этого зачастую просто втыкаю перо в картофелину! О том, как и зачем это делать, вы узнаете в посте по ссылке .


После удаления смазки тушь будет стекать по перу гладко и равномерно. Если этого не сделать, перо может вообще не писать, или оставлять кляксы.

4. Готовим перо


Вы можете использовать пластиковый держатель Speedball. Но я советую приобрести модель с универсальным фланцем. Он снабжен четырьмя металлическими «лепестками» и кольцом, как на фото ниже. Такой держатель можно будет использовать со множеством перьев разного размера, а не только с каким-то одним видом. Чтобы узнать больше о разных типах прямых держателей, читайте пост по ссылке .


Вот так выглядит держатель перьев с универсальным фланцем.

Если ваш держатель выглядит как на фото ниже, то вам необходимо слегка загнуть лепестки вовнутрь. Часто они продаются именно в таком виде.


Чтобы узнать, как это сделать, смотрите видео ниже.

Справившись с этим, можно переходить к закреплению пера. Вставьте хвостовик пера точно под отверстием в кольце, как на фото ниже.


Если у вас не выходит, смотрите видео ниже.

При правильном расположении пера, оно должно крепко, не шатаясь, сидеть в держателе.


Ваше перо готово к работе!

5. Как правильно держать перо



Держите перо стандартным способом, как обычную ручку. Зажмите держатель между большим и указательным пальцами, оставляя средний палец с обратной стороны рукоятки. Пусть мизинец и безымянный палец опираются на бумагу, пока вы пишите. Читайте больше о том, как правильно держать перо, по ссылке .

6. Окунаем перо в тушь

Какое бы перо вы не использовали, всегда опускайте его в тушь не глубже уровня отверстия по центру пера. Иначе вы наберете слишком много туши, и она зальет весь лист, как только вы коснетесь бумаги.



Набрав пером тушь, слегка постучите им по стакану с водой, стряхивая излишки.

7. Начинайте осваивать современную каллиграфию!


Это раздел «Интенсивной проработки слов» из набора прописей-шаблонов Janet Style .

Главное различие между шариковыми ручками и перьями заключается в следующем: при выведении букв пером нужно сохранять одинаковый угол между пером и бумагой. Не стоит держать его в вертикальном положении, старайтесь придерживаться угла 45 градусов. Если угол слишком большой, перо будет цепляться за волокна бумаги, из-за чего тушь будет ложиться неравномерно. Тяжело усвоить правильную технику работы, не видя ее. Чтоб вам было понятней, я сняла это видео.

Перед тем, как приступить к какому-либо каллиграфическому проекту, советую потренироваться на прописях-шаблонах (опять же, прекрасным выбором будет набор Amy Style , ведь по работе с ним есть видео курс). Распечатайте прописи на бумаге для лазерной печати и наслаждайтесь процессом!


Распространенные проблемы

Опыт обучения современной каллиграфии дал мне уникальную возможность понять трудности и огорчения, с которыми сталкиваются начинающие. Вот список шести главных проблем и их решение:

  1. Перо цепляется за бумагу. – Уменьшите угол между пером и бумагой. Чем выше вы держите перо, тем сложнее вам будет работать.
  2. Тушь подается неравномерно. – Выход тот же, что и в предыдущем случае: попытайтесь соблюдать меньший угол наклона пера.
  3. Не удается провести линию одинаковой толщины. – Убедитесь, что кончик пера плотно и равномерно прижат к бумаге, и вы правильно его держите. Видео курс может вам помочь.
  4. Тушь растекается. – Это бывает из-за низкого качества бумаги. Убедитесь, что вы пишете по бумаге высокого качества (например, бумага для лазерной печати плотностью 120г/м2).
  5. У вас дрожит рука. – Читайте пост «Решение каллиграфических проблем: нажим пера и дрожащая рука ».
  6. Другие проблемы. – Читайте пост «Пять самых часто задаваемых вопросов о современной каллиграфии ».

Что делать дальше

В современной каллиграфии, как и в других занятиях, самое главное – постоянно совершенствовать свое мастерство. Все с чего-то начиняют. Я начинала вот так:


А вот одна из моих последних работ:


Для начала самой лучшей практикой будут прописи-шаблоны. Снова, начинающим я рекомендую Amy Style , хотя подойдет любой набор с сайта thepostmansknock.com . Пока вы только знакомитесь с формами букв, подбирайте для себя интересные проекты. Займитесь , другими видами искусства, связанными с каллиграфией (как вот этот способ создания знаков) и/или напишите таблички с именами на стол для ближайшего мероприятия. Пользуйтесь поисковиком на сайте thepostmansknock.com . Сейчас здесь находится более 300 статей, посвященных обучению каллиграфии и разным проектам. Пока учеба приносит вам радость, ваши навыки будут улучшаться.

Надеюсь, вам понравилось это руководство для новичков по освоению современной каллиграфии. Любые вопросы вы можете задать в комментариях. Спасибо, что прочитали мой пост. Желаю вам отличного дня!

  1. 1. Сперва необходимо научиться правильно сидеть во время письма. Это поначалу будет не совсем просто, однако спустя некоторое время правильное положение тела войдет в привычку. Итак, когда садитесь, старайтесь держать туловище и плечи ровно, а голову немножко наклоните вперед. Спину следует опирать на спинку стула. Только не опирайтесь грудью на стол и не наклоняйте туловище вперед! Не стоит одну ногу класть на другую, лучше под прямым углом согнуть ноги в коленях. Также следите, дабы ступни касались пола. Руки должны лежать на столе, и вы можете на них опираться. При этом локти следует держать за краем столешницы.
  2. 2. Если вы научились правильной посадке, теперь научитесь правильно держать ручку. Далеко не каждый взрослый при письме правильно держит ручку. Кто-то еще с детства так пишет, а другие сами переучились. Но им всем нужна практика. Положите ручку на левую сторону среднего пальца, придерживая ее снизу большим пальцем, а сверху – указательным. При этом расстояние от кончика ручки до указательного пальца должно быть приблизительно 1.5-2.5 сантиметра. Пальцы не нужно ни сильно напрягать, ни сильно расслаблять. Во время письма руке нельзя болтаться в воздухе, она должна опираться на мизинец.
  3. 3. Научившись первым двум составляющим, следует взять парочку прописей и потренироваться. Нет необходимости пытаться сразу писать целые предложения или слова, вначале научитесь рисовать красивые и ровные линии, писать отдельные буквы и лишь потом – слова. Не нужно также сразу пытаться быстро писать, скорость придет со временем.
  4. 4. Как только вы обучитесь аккуратно и медленно выводить буквы, вам следует понемногу увеличивать скорость письма. Вам может помочь в этом нелегком деле ваш знакомый, просто попросите его продиктовать вам текст, а вы записывайте его. Занимайтесь хотя бы по 20 минут ежедневно, и вы сможете добиться результата.
  5. 5. Чтобы обучение прошло быстрее, советуем также прочитать статью

Если вы хотите научиться каллиграфии, но не знаете, с чего начать, то эта статья именно для вас. В ней вы узнаете какие принадлежности вам понадобятся, как правильно держать ручку, немного трюков и как нужно практиковаться. Поверьте, вы быстро станете профессионалом!

Каждый может научиться каллиграфии. Даже если вы думаете, что ваш почерк отвратителен, найдется тот человек, который захочет, чтобы именно вы подписали свадебные приглашения перьевой ручкой. Особенно людям нравится современная каллиграфия, потому что она откровенно игнорирует традиционные правила и подчеркивает индивидуальность.

Прежде всего вам нужно обучиться искусственной каллиграфии.

“Поддельная каллиграфия” – это отличный курсив, с помощью которого вы сможете научиться использовать перьевую ручку. Хотя, честно говоря, технически она не “поддельная”. Это все еще каллиграфия, просто для нее не нужна перьевая ручка. Неважно, опытный ли вы каллиграф или только начинаете, поддельная каллиграфия – это очень важная техника, с помощью которой вы научитесь писать на любой поверхности.

Этот тип каллиграфии забирает больше времени, чем каллиграфия с помощью перьевой ручки. Однако, если вам нужно написать простую фразу, то эта техника покажется вам веселой и вам понравится отличный результат, которого можно с ее помощью добиться.

Итак, сначала напишите вашу фразу в простом курсиве. Не волнуйтесь, если вы пишите не так, как показано на образце ниже – просто напишите настолько хорошо, насколько можете. Эта техника работает практически со всеми соединенными буквами.

Затем вам нужно нарисовать линии, чтобы обозначить утолщения. Они появляются, когда ваша рука двигается вниз, чтобы создать часть буквы. К примеру, в букве “а” первая кривая слева – это утолщение, затем вы ведете перо вправо и снова вниз, чтобы обозначить правую ногу буквы “а”, и там появляется еще одно утолщение.

Когда вы обозначили все утолщения, просто заполните пустые пространства.

Поддельная каллиграфия – это веселый и простой способ понять каллиграфию. Кстати, зачастую люди не могут отличить поддельную каллиграфию от настоящей.

Теперь, когда вы попрактиковались в поддельной каллиграфии, вы можете двигаться дальше и приобрести прямой держатель пера.

Новичкам лучше пользоваться пластиковым или корковым держателем, так будет рентабельнее.

Затем вам понадобятся перья.

Это три пера, которые лучше всего подходят новичкам:

  • перо Brause Steno
  • перо Brause Rose
  • перо Brause Extra Fine 66

Когда вы приобрели и перо, вы захотите вставить его в держатель.

Вам нужно будет аккуратно сделать клин, как показано на фото выше, который будет расположен между внешним металлическим кругом и лепестками, что внутри. Вам кажется, что перо должно располагаться посредине, но это не так.

Всегда держите перо за его середину и избегайте зубчиков, потому что они острые и могут вас поранить…равно как и вы можете погнуть их, если вы нечаянно сожмете их сильнее, чем нужно.

Затем выберите бумагу.

Можете использовать бумагу для набросков или же любую бумагу, которая подходит для каллиграфии своим качеством впитывания чернил. Если бумага впитывает слишком много, тогда у вас вокруг букв будет получаться чернильная паутинка.

Также вам понадобятся чернила

Для новичков лучше всего подойдут чернила Speedball India или чернило Sumi. Многие пробуют использовать Higgins, но они дают тот ужасный эффект паутинки, о котором говорилось выше.

Последнее, что вам нужно сделать – это приготовить воду для промывания пера . Его вы должны очищать каждые пару минут.

Теперь вы готовы научиться держать перо! Для создания современной каллиграфии можно держать перо, как и обычную ручку. Только перьевую ручку нужно держать крепче. Держите ее большим и указательным пальцем, средний палец используйте для поддержки и более крепкого захвата, а безымянный и мизинец – как опору.


Теперь вы готовы писать! Погрузите ваше перо в чернила до средины скважины (скважина – это то отверстие посредине вашего пера).

Самое главное отличие перьевой и обычной ручек заключается в том, что перо должно скользить по бумаге, на него не нужно давить так, как вы делаете это с обычной ручкой. Иначе перо зацепится за бумагу и у вас получатся чернильные брызги. Посмотрите это небольшое видео, которое вам покажет, как нужно держать перьевую ручку и обращаться с чернилами.

Как новичок, вы можете попасть в ситуацию, в которой чернила откажутся переходить с пера на бумагу. Существует простой трюк, который поможет уговорить его сделать это: просто “поцелуйте” верхушкой пера воду и попробуйте снова. Чернила теперь должны вести себя просто прекрасно!

Если же чернила старые и забивают перо, поболтайте им в воде несколько секунд, а затем вытрите его мягкой тканью, которая не оставляет ниточек за собой.

Этой статьей мы открываем цикл статей о каллиграфии! В скором времени мы будем публиковать различные техники и уроки, так что следите за обновлениями и становитесь настоящим профессионалом в искусстве каллиграфии.

Обзор популярных инструментов, применяемых в каллиграфии, от пользователя LiveJournal - barbariskina .

Статья полезна не только тем, кто собирается освоить каллиграфию, многие инструменты также применимы и в леттеринге.

Наверное, мало кому из знакомых не известно о моем увлечении каллиграфией. Начала я примерно год назад с двухдневного интенсива, во вводной части которого нам рассказали об основных инструментах, и была возможность их опробовать.

А в этой статье я хочу рассказать, чем я пробовала писать за это время, что из этого получилось, и чем пользуюсь сейчас. Сразу признаюсь, что учусь я совсем не по правилам, за исключением недавнего курса по брашпену и пары мастер-классов - своими силами, мало углубляясь в классическое письмо.

Но, в своё оправдание хочу сказать, что у меня и не было задачи освоить каллиграфию во всех стилях и с нуля, скорее - получить удовольствие от процесса, понять логику инструментов, что идет на пользу моим шрифтовым картинкам. Плюс у меня есть приличный дизайнерский опыт и понимание основ , и этого хватает, чтобы получались более-менее симпатичные штуки в свободных модерновых стилях.

Ну и мир каллиграфии настолько обширен, что с какой стороны не подступись - все равно копать и копать))

Инструменты новичкам

Для новичков правильным будет такой порядок: самый простой инструмент, прописи (лучше писать понемногу и часто, чем редко, но 5 часов подряд), потом - смотреть работы мастеров и копировать их. Если есть возможность - ходить на мастер-классы, общаться с единомышленниками. Постепенно, при погружении в тему, появляется понимание и собственное направление, свои приемы, начинает складываться индивидуальный стиль.

Базовый инструмент, с которого как раз рекомендуют начинать новичкам - это ширококонечное перо. Им пишут как классические виды письма: минускул, итальянский курсив, готику и т. д., так и свободные современные стили. Из этого многообразия я пробовала только готику и совсем недолго.

Для начала попробуйте писать классическими широкими перьями. Лучше - с тушедержателем, это такая пластинка, закрепленная на пере, так туши хватает на более продолжительное время. Тушь у меня самая обыкновенная, Гамма или Кохинор, белила - обычные гуашевые. Начать можно с итальянского курсива или готики, по прописям много информации можно найти, там все достаточно просто, главное - соблюдать наклон пера и разработать руку.

Если после знакомства и упражнений с обычными перьями осталось желание продолжать (или вы можете себе позволить покупать инструменты подороже без точного понимания, будете ли ими пользоваться), то можно потратиться на Pilot Parallel Pen. Это заправляемая автоматическая ручка, главное ее удобство - не нужно постоянно макать перо в тушь, можно носить с собой и тренировать где угодно. У меня 2 размера - 6,0 и 4,8 мм. Есть еще 2 размера поменьше, но ими редко пользуются. Да и для начинающих, чем больше контраст штриха - тем лучше.

Картриджи можно докупать отдельно, а можно перезаправлять обычными чернилами (не тушью, а именно чернилами на водной основе). Я заправляю Гаммой, обычным шприцом без иглы, картридж ставлю в биндер, надеюсь, что по фото все понятно. Плюсы - дешево и не жалко, минусы - чернила плохо отмываются с пальцев)) Еще одно достоинство «параллелек» – возможность писать тонким краем и менять нажим и положение пера при проведении линии. Так можно добавлять интересные декоративные элементы. А при быстром проведении, особенно по фактурной бумаге, такая ручка «проскальзывает», штрихи получаются с очень интересной, рваной фактурой.

Кисти для каллиграфии

Когда буквы начнут получаться более-менее уверенно - можно пробовать для этих же видов письма плоские кисти. Ими писать немного сложнее, они не такие послушные, как перья, более пластичные, но в этом и их прелесть. Слышала, что для каллиграфии есть укороченные плоские перья, но в киевских магазинах не встречала. В качестве инструментов можно приспособить все, на что хватит фантазии - заточенную палочку, склеенные зубочистки, пластиковую карточку, я вот иногда пишу на больших форматах поролоновым спонжем (или что это вообще).

Примеры каллиграфии «параллельками» и плоскими кистями

А вообще мое увлечение каллиграфией началось с остроконечного пера. Там тоже куча видов и школ, более классических (типа cooperplate), декоративных (flourish) и более свободных (French style). То, что я пробовала писать - ближе к последнему скорее всего.

С перьями - вопрос сложный, их продается какое-то нереальное количество в зарубежных инет-магазинах (например, www.scribblers.co.uk или http://kalligraphie.com), а вот в местных магазинах - выбор не радует. Из того, что нашла в городе и пробовала, самыми подходящими для начинающих показались Leonardt 256 (1), не царапает бумагу и не требует виртуозного владения. Еще почти с такими же качествами - HIRO Leonardt №41 (2). Сейчас самое моё любимое перо – Leonardt G (3), очень пластичное, послушное, дает хороший контраст, но немного практики перед его использованием не помешает, наверное.

Еще два интересных пера (но эти уже для продвинутых) в моей скромной коллекции - синее Leonardt 40, дает потрясающий контраст линии, но требует аккуратного обращения. И Leonardt 801, это в основном для коперплейта, без тушедержателя нереально писать) Кстати, о тушедержателях (на фото под перьями – самодельный), их почти невозможно найти в наших магазинах, поэтому часто их вырезают самостоятельно из жести, или обматывают перо тонкой проволокой, что я обычно и делаю.

Примеры работ острым пером:

Брашпены

И, наконец, самые используемые инструменты - брашпены) Первое, чем я пробовала писать - это маркеры, просто потому, что они уже были. Copic Sketch (4) мне показались слишком мягкими, Letraset Tria (3) - уже получше, а вот Faber-Castell Pitt (1,2) - очень нравятся до сих пор, их вполне могу посоветовать для начала, чтобы понять логику инструмента и сделать первые упражнения. Цена у них приемлемая, и есть приятная упругость, чего мне не хватает в других инструментах.

Небольшие лайфхаки от меня - наконечник можно немного выдвинуть, а когда он растрепается - вытащить и перевернуть. Краски в них хватает надолго, у меня закончились некоторые цвета после года нерегулярных зарисовок и полутора месяцев упорных и многочисленных занятий каллиграфией. К тому же фаберы не требую специальной бумаги, в отличие от спиртовых маркеров. Но скрипят, муж жалуется))

Примерно с такими же наконечником, но чуть толще - Marvy Brush (9), тоже достаточно быстро убивается. Из заправляемых пробовала - Platinum Pocket Brush Pen (7), приятный, но и его наконечник изнашивается быстрее, чем ожидала, и чернилами не заправишь, нужно покупать родные картриджи.

Самый распространенный и достаточно удобный вариант ручки-кисти - Pentel Pocket Brush Pen (8). Автоматическая, заправляемая, чернила на водной основе - подходят. Заливаю так же, как и в «параллельки», только лучше с иглой, отверстие маленькое. Хоть и недешевы, но главное их достоинство - наконечник не цельный, а в виде кисточки, из-за этого он не изнашивается, очень пластичен и приятен в работе.

Но больше всего по душе мне все-таки водные кисти, у меня Aquash Pentel Watercolor(5) и Sakura (6). Бывают разных размеров, наконечник - кисть, как у предыдущей ручки, особой разницы в поведении я не заметила, а цена гуманнее, и заправлять нужно реже. В резервуар можно залить воду и писать акварелью, можно - уже разведенную акварель, можно - чернила (я развожу пополам с водой).

Ну и те же приемы можно использовать для письма обычными круглыми кистями, они требуют чуть большей уверенности, но зато ими можно писать на больших форматах. Это очень круто и очень полезно иногда делать, чтобы работа велась от плеча, раскрепостилась рука.

Вообще, по брашпенам у меня есть представления об идеальном инструменте, но пока я в поиске)) Их много на самом деле, есть еще, что попробовать. По видам письма - просто нереальное разнообразие, полный фристайл. У меня пока все примерно одинаковое получается, нет еще той легкости и наработанной «каллиграфической лексики».

А вот по картинке с копиями работ можно увидеть, насколько разные результаты можно получить.

А здесь видно, зачем мне нужен биндер для заправки картриджей чернилами)

Самодельный ColaPen

И добавлю еще один интересный инструмент, который делается самостоятельно из жести - ColaPen (последнее фото). Название как раз пошло от Кока-Кола, но их жесть мягковата, хорошо подходят крышки от открывающихся консервов. Схему вырезания в инете можно найти, вырезается “лопаточка”, сворачивается пополам. Инструмент очень любопытный, не всегда предсказуемый, дает классные эффекты. В зависимости от положения линия получаются толще или тоньше, появляются специфичные рваные края, неровности, брызги и затеки. Я недавно его попробовала сделать, очень нравится, хорошо помогает в борьбе с перфекционизмом))

Пару слов о бумаге: прописи пишу на обычной офисной бумаге, вниз кладу разлинованный лист, это позволяет не размечать все каждый раз, и не печатать линейки. Кохиноровская тушь (я чаще всего пишу голубой) приятно ложится на обычный ватман. Интересные эффекты получаются на дизайнерском фактурном картоне или бумаге для пастели, особенно если по цветному писать белой гуашью (пробовала и острым пером, и плоской кистью). То же самое актуально и для крафта.

Для занятий брашпенами купила 50 листов упаковочной бумаги, продается в строительных магазинах типа Эпицентра, стоит недорого, использовать не жалко, и большой формат всегда под рукой, если нужно. Очень пригодится и калька, можно писать и острым пером, особенно белилами мне нравится, и брашпенами, приятно скользят. Еще калька незаменима, при доведении надписи до окончательного варианта, ее накладывают на первоначальную надпись, делают исправления, и так можно несколько раз, очень удобно. Из моих личных предпочтений - очень нравится, как пишут браши по мелованной бумаге, этим добром можно разжиться в копи-центрах.

Вот вроде бы и все, чем я пользуюсь. Занятие это для усидчивых и увлеченных людей, в общем-то за счет увлеченности и получается столько упражняться)) Если получается криво - не расстраивайтесь, это нормально, все прописи идут в копилку опыта, моторика оттачивается, в какой-то момент «перещелкивает» и линии начинают получаться ровными, а еще через пару пачек бумаги вы начнете понимать, куда эти линии можно вести))

Поначалу все нужно делать медленно и плавно, не обманывайтесь легкостью и беглостью движений профессионалов, так круто и быстро получится чуть позже, с годами практики)) Возникает, конечно, противное чувство, что необъятное не объять, но определенных успехов все же можно добиться, тут от ваших целей зависит. Обычно насмотрюсь работ на Пинтересте, Бихенсе и других тематических сайтах, а потом утешаю себя тем, что эти люди занимаются только каллиграфией долгие годы))

Буду рада, если мой опыт будет интересным или полезным!

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Как избежать трещин во время кормления грудью? Как избежать трещин во время кормления грудью?