Конспект по коллекции кукол. Конспект занятия «Народная тряпичная кукла. Оборудование и методическое оснащение

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

(В старшей группе)

Цель: приобщение детей к русской народной культуре.

Задачи:

Обобщить представление детей о русской народной кукле, о декоративно-прикладном искусстве России.

Воспитывать патриотические качества: прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа, развивать у детей национальное самосознание. Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Воспитывать нравственно- эмоциональные качества (воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности).

Развивать физические навыки, остроту зрения, мускулатуру кисти руки, координацию рук под контролем глаз.

Продолжать формировать умение работать малыми группами (элемент кооперации).

Ожидаемые результаты:

Усвоение знаний о традициях русского народа;

Умение различать обрядовых кукол от игровых и кукол – оберегов;

Умение изготавливать тряпичных кукол из подручного материала.

Оборудование и методическое оснащение:

Презентация на тему «Народная кукла»;

Выставка «Тряпичная кукла»;

Инструменты и материалы для практической работы (ткани, нитки, шерстяная пряжа и пр.);

Запись с русской народной музыкой;

Образец куклы (изготовленной педагогом ранее).

План занятия:

  1. Организационный момент;
  2. Сообщение темы, целей урока. Актуализация знаний;
  3. Новый материал;
  4. Физ. минутка;
  5. Практическая работа;
  6. Закрепление изученного материала;
  7. Анализ и оценка работ, итог урока.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети рассаживаются на ковре полукругом возле воспитателя.

Приветствие:

Добрый день и добрый час,

Я очень рада видеть вас!

Здравствуйте, ребята.

2. Сообщение темы, целей урока. Актуализация знаний.

Отгадайте загадку:

Расскажу ей сказку -

Она закроет глазки,

Поиграем - будем спать,

Уложу ее в кровать.

Что за милая игрушка:

Утром - дочка, днем - подружка?

Дети: Кукла.

Сегодня мы с вами поговорим о русских куклах.

Хотите послушать сказку про Алёнушку и Иванушку? Тогда слушайте.

Жила-была в одной деревне девица красавица. Красны щёчки, алые губки, волос к волосу, одним словом неописанной красоты девица. Но не было у неё жениха в этой деревне. Много ли времени прошло, не зная, а нашёлся ей жених из далёких краёв, как раз под стать ей, здоровый, красивый. Как увидели они друг друга, так и сели глаз не отведут, наглядеться не могут. Сваты в это время договаривались о свадьбе, а жених взял невесту под локоток и повёл к упряжке с лошадьми, уж больно прокатится ему захотелось, да и говорит:

«Да, красива ты, а что же ты делать умеешь? Рубашку мне сошьёшь?»

А Алёнушка ему отвечает: «Я всё делать умею, только шить не могу».

Иван говорит: «Ладно, а блины испечёшь?»

Алёнушка ему в ответ: «Я всё делать умею, только блины испечь не могу».

«Ладно» - усмехнулся жених, « а мешок сошьёшь?»

Алёнушка опять за своё: «Я всё делать умею, только мешок сшить не могу».

Иван удивился: «Ну а плясать ты умеешь, да песни петь?»

Обрадовалась невеста: «Умею, умею!»

Остановил тут жених лошадей и просит её спеть и сплясать.

Красавица спрыгнула на землю и пустилась в пляс.

А жених в это время стегнул лошадей и умчался в свои края.

Ребята, о чём эта сказка?

Дети: Эта сказка о ленивой девушке.

Почему так поступил жених?

Дети: Ему не нужна была ленивая жена.

Что умела делать невеста?

Дети: Ничего, кроме как плясать и танцевать.

Продолжим нашу беседу. Подумайте и скажите, как может девушка всему научится, и шить, и готовить, и ткать, прясть?

Дети : Её кто-нибудь научит.

Правильно. Ей показывает примером мама.

А ещё были помощницы - куклы, на них девушка оттачивала своё мастерство шить, вышивать.

В приготовлении пищи, ей помогала кукла «Крупеничка», почему она так называлась? Демонстрация куклы «Крупеничка».

Дети: у нее внутри крупа.

Посмотрите, потрогайте, как вы думаете, какая крупа содержится в мешочке?

Дети: гречка.

По запаху можно определить, что это гречка. Потрогайте, как пересыпается крупа, сколько её: много или мало?

У неё туловище шьётся мешочком и заполняется крупой, потом пришиваются руки и ноги и изготавливается сарафан. Кукла была с размер горшка, в котором обычно готовилась каша, потому, что крупы насыпали по пояс кукле, воды доливали по шею, а когда кукла была готова, то каша поднималась по голову. А чтобы узнать, когда можно было ставить горшочек с крупой в печь, то вначале туда помещали куклу, когда она становилась тёплой, то можно было ставить и горшок с крупой. Вот такие помощники были у девочек.

3. Новый материал.

Ребята! Посмотрите сколько много самых разных и удивительных кукол (показ современных кукол). Этими куклами мы играем в настоящее время. Посмотрите, какие они все красивые, не похожие друг на друга.

Показать тряпичные куклы. А что вы можете сказать об этих куклах?

Дети: Этими куклами играли наши предки, прабабушки и прадедушки. Куклы сделанные своими руками.

Знаете ли вы, что, первая и главная роль куклы в древности была призвана помогать человеку, оберегать его. Куклы изготавливали не только для игры. Еще до рождения ребенка шили куклу, чтобы он рос здоровым. Кукла служила символом, оберегом, каждая кукла имела своё предназначение.

А сейчас я хочу вас познакомить с новыми куклами.

Показ слайдов.

На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т.е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.

Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом – каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет.

А кто знает, что символизирует, означает красный цвет?

Дети: Красный – цвет крови, заката, красоты и т.п.

Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.

Посмотрите внимательно на этих кукол, при их рассмотрении, кто-нибудь заметил одну особенность этих кукол? Чем они похожи? Что их объединяет?

Дети: У кукол нет лица.

Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы.

Народные куклы делились на три группы:

  • Куклы-обереги;
  • Обрядовые куклы;
  • Игровые куклы.

Кто может объяснить значение этих кукол? А хотите подробнее узнать об этих куклах?

Дети: Куклы – обереги берегли людей, игровыми играли дети, обрядовые – нужны были для ритуалов.

Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.

Кукла на счастье.

Свое назначение она получила благодаря своей длинной косе – символ женского начала. Считается, что если носить такую куклу с собой – тебе будет сопутствовать успех и найдешь свое счастье.

Пеленашка.

Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша с мыслями и молитвами о нем. Такая кукла оберегала сон малыша.

«Кубышка-травница» .

Эта кукла наполнялась душистой лекарственной травой. Её подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял злых духов болезни.

Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Они имели религиозное значение.

Считалось раньше, что кукла «Плодородие» помогала иметь достаток и хороший урожай. Так же эту куклу называли Московка, Седьмая Я (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу.

Неразлучники

Это свадебная кукла. Мужская и женская фигура символично объединены общим плечом, чтобы дела вместе делались, и друг на друга положиться можно было.

Сёмик и Семичиха

Народные обрядовые куклы, олицетворяли собой хозяйственность, гостеприимство, порядочность. На праздник Троицы их вручали самым гостеприимным хозяевам.

Игровые куклы предназначались для забавы детям. В старину, в русской деревне, любимой игрушкой была кукла, сделанная из тряпок.

4. Физ. минутка

Гимнастика для глаз : А теперь наши глазки пусть немного отдохнут. Посмотрим на наших кукол сначала слева направо потом справа налево. Закроем наши глазки, а теперь широко-широко откроем. Какая кукла по счёту одета в зелёную юбку? В белую юбку? …

А сейчас все по-порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки в стороны, согнули,

Вверх подняли, помахали,

Спрятали за спину их.

Оглянулись-

Через левое плечо,

Через правое ещё,

Дружно присели,

Пяточки задели.

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

5. Практическая работа.

Во время работы звучат русские народные песни.

А сейчас я приглашаю вас за стол, мы с вами изготовим куклу.

Дети садятся за столы .

Ход работы:

1. Нарезать лоскутки: один цветной 10х10 см, два из белой ткани 10х20 см и 10х5 см

2. Берем большой белый лоскут и сворачиваем его в трубочку. Затем сгибаем его пополам.

3. Оформляем голову куклы. Для этого из пряжи нарезаем нитки длинной 15-20 см, если хотите сделать длинные волосы для куклы или 10 см, если прическа будет из коротких волос.

Продеваем пучок ниток через белую трубочку крест-накрест, берем белые нитки и затягиваем покрепче, получается голова. Нитку не отрезать.

4. Оформляем руки и туловище. Из оставшегося белого лоскутка так же сворачиваем трубочку, завязываем на концах белыми нитками (это кисти ручек). Прикрепляем руки к туловищу оставшейся ниткой от головы.

5. Наряжаем нашу куклу-девочку. Для этого берем цветной лоскуток, сворачиваем его по диагонали и посередине делаем небольшой надрез для головы, и 2 маленьких для рук. Платьице удобнее надевать через низ.

6. Платье подвязать пояском, заплести косы. Кукла готова. Осталось придумать имя.

6. Закрепление изученного материала.

1. Когда возникли первые игрушки?

Дети: В глубокой древности.

2. Из чего их делали?

Дети: Делали их из сена, ткани, нитей, крупы, лечебных трав.

3. Почему на самодельных тряпичных куклах не рисовали лицо?

Дети: Считали, что кукла с лицом приобретает душу и может навредить ребёнку, а куклы без лица оберегают дом и очаг.

4. Названия каких кукол вы запомнили?

5. Как называется кукла, которую мы сегодня научились изготавливать?

6. Для чего она служила, какое было её назначение?

Дети: Она оберегала от болезней.

Рассмотрите экспонаты нашей выставки и укажите, какие относятся к обрядовым, а какие к игровым и оберегам.

При подготовке были использованы материалы:

Конспект комплексной деятельности

Конспект

совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы из цикла занятий проекта «Мир кукол»:

по теме «Путешествие в мир кукол»

(воспитатель ИЗО Анисимова Марина Александровна)

Цель:

Воспитание любви к народной культуре через знакомство дошкольников с образом народной куклы. Задачи:

Обучающие

Научить основным технологическим приемам изготовления народной куклы;

Закрепить полученные знания и умения на практике.

Развивающие

Формировать у детей творческие способности в создании народных тряпичных кукол;

Развивать креативное мышление

Совершенствовать мелкую моторику (складывание, заматывание, завязывание узелков)

Расширять словарный запас: коллекционная, театральная куклы, «зернушка», «травница», «пеленашка».

Воспитательные

Развивать коммуникативные навыки;

Воспитывать бережное отношение к народной культуре, интерес к народному творчеству, через изготовление кукол из ткани;

Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда.

Методы и приемы

информационно – рецептивный

словесный

наглядный

рассматривание, образец воспитателя

беседа, искусствоведческий рассказ, использование образцов педагога, художественное слово.

сотворчество педагога с детьми, выполнение работы детьми.

Материалы : ноутбук, видео «сказочной бабушки», магнитофон, схемы –слайды последовательность изготовления куклы, разнообразные современные куклы (коллекционная, интерактивная, сенсорная, образцы тряпичных кукол (зернушка, травница, пеленашка).

Раздаточный материал

Ткань х/б белого цвета 20 x 20 (для туловища)

Ткань х/б разноцветная с крупным рисунком (для грудок)

Ткань треугольной формы цветная для косынки

Ножницы, вата, розовые шерстяные нитки, ножницы.

Ход занятия

Здравствуйте ребята! Мне подсказали, что здесь дружные добрые и отзывчивые дети. И мне захотелось познакомиться с вами. А этот чудесный мешочек поможет нам.

Меня зовут Марина Александровна (передаем мешочек по кругу, дети по очереди называют с в ои имена )

– (нажимаю на мешочек раздается смех ) Сколько наших добрых улыбок собралось в этом мешочке.

- (раздается аудиозапись ). Дорогие дети и уважаемые взрослые приглашаем Вас посетить необычную выставку кукол.

Давайте посетим и полюбуемся разнообразием кукол.

А у кукол этих чудных не бывает выходных

Ведь они все ждут на полках посетителей своих.

Как много разных кукол и у каждой своя история.

Эти куклы коллекционные, у них добрые выразительные глаза, милые улыбки – этими куклами любуются и украшают свои дома.

(фарфоровая кукла)

Эта кукла не просто игрушка

Это и дочка для вас и подружка

Даже вопрос ей можно задать

Песенку спеть и стихи рассказать.

(интерактивная кукла )

Кукла клоун с работой справляется

Согласно сценарию роль исполняется.

Она умеет двигаться… (кукла-клоун-марионетка)

– С этим персонажем сказки вы наверно все знакомы, кто это? Это тоже кукла, только она необычная. Давайте хлопнем в ладоши. ( кукла электронная –Баба Яга - смеётся )

Оглянитесь все вокруг вот компьютер – верный друг

Он наверно нам поможет, окунуться в сказку сможем.

(нажимаю на мышку появляется фрагмент к сказке )

(Говорит бабушка с экрана компьютера )

Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? Приготовила я для вас сундучок не простой, а живут в нем необычные куклы В старину на Руси кукол делали для разных случаев. таких кукол не купишь в магазинах, сделаны они своими руками откройте и посмотрите.

- Спасибо тебе бабушка. (открываю сунду чо к).

Как много кукол Я расскажу о некоторых из них. Названия кукол были очень просты и наивны.

Вот Кукла – зернушка делалась из мешочка с зерном осеннего сбора. Её обшивали, одевали, и всю зиму с ней играли дети. Весной зерно доставали и сеяли. Урожай был отменным.

А маленькому малышке мама делала куклу – пеленашку. Куколка вкладывалась в ладошку, чтоб малыш мог ей играть.

А вот эта кукла «Кубышка – травница» её изготавливали для лечения людей, у неё в юбочке лекарственные травы.

Давным – давно таких кукол делали не для продажи, а для себя. Их мастерили, сматывали, скручивали, сворачивали, неспешно, обстоятельно. С надеждой, а главное с большой любовью.

А сейчас поиграем : (физ.минутка )

Бабушка Танюшке куклу подарила

Глазки голубые и румянец милый

Светлая головка, маленькие ножки

Платье кружевное, красные сапожки

Жил с Танюшкою вместе котик полосатый

Он качал ей люльку лапочкой мохнатой.

Хотите попробовать сами смастерить вот такую куклу?(показываю образец куклы ). Эта кукла – подружка. С ней можно поиграть, её можно подарить, её можно рассказывать свои секреты, а когда укладывались детки с ней спать мама пела песенку: «Сонница – бессонница не играй с моим деткой, а играй с этой куколкой».

Садитесь за столы, открывайте свои сундучки, а поможет нам в этом компьютер. (включаю презентацию, дети самостоятельно выполняют работу)

Давайте полюбуемся на ваших куколок. В старину никогда куклы не оставляли на улице, не разбрасывали по дому их берегли. Кукол разрешалось брать в гости.

Сегодня Вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Вам понравилось делать кукол? Вы увидели результат своего труда.

Какой прямо сейчас хочется поиграть? Какую куклу хочется подарить лучшему другу? А какую, хочется взять с собой в кроватку?

Какие куклы Вам запомнились?

На память о нашей встрече я хочу подарить вам вот эти маленькие буклеты с помощью них вы вместе с мамой или бабушкой сможете сделать других кукол.

Мария Вдовина

Конспект занятия НОД

по теме : «Славянские обрядовые куклы » .

Изготовление народной куклы »

Участники : дети старшего дошкольного возраста.

Количество детей : 20 человек

Длительность : 25 минут

Цель занятия : Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа , через изготовление традиционной народной куклы .

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи :

Совершенствовать навыки игрового взаимодействия

ОО «Речевое развитие»

Воспитывать у детей коммуникативную культуру :

умение вести разговор на заданную тему

Совершенствовать речь как средство общения

ОО «Познавательное развитие»

Содействовать развитию у детей устойчивости внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной и звуковой основе

Содействовать формированию у детей мотива

познавательной деятельности

ОО «Физическое развитие»

Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

- образовательная : научить детей изготавливать народную куклу . Обогащать знания детей об истории возникновения и разнообразии народной куклы ;

- развивающая : развивать у детей мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, глазомер и умение работать с лоскутами ткани;

- воспитательная : воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле . Воспитывать эстетический вкус.

Предварительная работа

рассматривание альбомов «Русская народная игрушка » , чтение пословиц и поговорок о труде, изучение литературы по теме «Народная кукла » , музыкальное сопровождение.

Материалы :

Лоскуты хлопчатобумажной ткани квадратной, прямоугольной, треугольной формы

трех размеров, синтепон, белые нитки, красные нитки, коричневые нитки.

В НОД использованы методы :

Наглядный, словесный, практический, исследовательский, игровой, использование ТСО, ИКТ

приемы : художественное слово, рассматривание, демонстрации, беседа, рассказ воспитателя, показ способа действия.

Ход совместной деятельности:

Здравствуйте, гости дорогие! Давайте поприветствуем друг друга.

«Здравствуйте!»

Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики» )

Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки (показываем губки)

Здравствуйте, зубки (показываем зубки)

Губками «почмокали» («чмокаем» )

Зубками «пощёлкали» («щёлкаем» )

Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали (машем ладошками)

А теперь все вместе –

«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)

Проходите …У русского народа гостям всегда рады…

Вот и мы с вами сейчас сядем рядком да поговорим ладком! А поговорим мы о нашей Руси – матушке. Давайте, посмотрим презентацию.

Русский народ всегда умел хорошо работать, славился трудолюбием и усердием После трудового дня люди на Руси любили устраивать вечерние посиделки. В это время никто не сидел без дела. Вышивали, лепили, мастерили игрушки все – от мала до велика.

А вы знаете когда появилась первая кукла ?

Ответы детей :

Когда появилась первая кукла никто не знает , известно только, что она была сделана из золы. Эта кукла была оберегом женщины, дома, очага. При переезде эту куклу обязательно брали с собой.

Совершенно верно.

Издавна на Руси создавали кукол из различных материалов – из соломы, глины, нити и ткани и даже из дерева.

На какие группы делятся славянские куклы ?

По своему назначению куклы делятся на три большие группы :

обрядовые ;

куклы-обереги ;

Игровые.

Такие куклы охраняли , спасали, помогали в трудную минуту, давали мудрые советы. Кукол любили, берегли, передавали по наследству.

Когда девочке исполнялось пять лет она должна была мастерить кукол сама.

Каждую куклу - оберег делали к определенному событию и в определенный день года. Выполнялась такая кукла из лоскутков старой одежды и ниток. При ее изготовлении нельзя было пользоваться ни иглой, ни ножницами. Лицо кукле не рисовали . Считалось, что в неё может вселиться злой дух. Кукол "крутили", пребывая в хорошем расположении духа, надевали на себя нарядную одежду, чисто убирали в доме. В каждую куклу старались вложить частичку своей души.

Ребята, мы с вами тоже делали таких кукол, пожалуйста, расскажите о них.

Первая тряпичная кукла появлялась в доме с рождением малыша и называлась «пеленашка» . Ее клали в детскую колыбельку, она охраняла ребенка от дурного сглаза и злых духов.

Крупеничку делали после сбора урожая из самого отборного зерна или крупы и ставили ее к иконам в Красный угол. На следующий год она должна была принести хороший урожай. Такую же куклу делала молодая женщина, если у нее долго не было детей. И через год, по поверью, у нее должен был родиться ребенок.

Это обережные куколки «Кувадки» . Наши предки считали, что эти куколки оберегают новорожденного малыша от нечистой силы. Их вешали над кроваткой младенца, как забавные погремушки, обязательно в нечетном количестве. Делали их из одежды, которую сносили, и перематывали их ниточками, надергаными из ткани. Кувадки просты в изготовлении и могут стать основой для других, более сложных кукол. Они будут прекрасным подарком к разным праздникам или просто украшением.

Это игровая куколка на счастье. Куколка с толстой длинной косой, символизирующая здоровье и долгую жизнь, на самом деле невеличка – всего 4 – 5 см в высоту. Однако она крепко стоит на ногах, опираясь на свою густую косу, и обещает счастье своей хозяйке.

Это куколка – стригушка «Десятиручка» . Это традиционная обрядовая подарочная куколка девушке на свадьбу. Считалось, что куколка поможет молодой хозяйке справляться с множеством домашних дел. «Десятиручку» можно изготовить из ткани , соломы, липового лыка или из ниток. Эта куколка сделана из соломы.

Это куколка «Благополучница» , она была небольшого размера : предполагалось, что ее нужно все время держать при себе. Размер куколки – крошки позволяет ее вложить даже в кошелек, чтоб всегда иметь при себе такую помощницу. Внутри куклы спрятана монетка . Монетка внутри куклы должна быть с цифрой 5 : 5 копеек, 50 копеек. Магия числа пять : Земля, Огонь, Вода, Металл, Дерево. Это тот вид куклы , которую можно и нужно дарить!

Куколка «Колокольчик» . Эта куколка – веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Колокольчик – оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

Гости дорогие, много вы знаете про кукол, молодцы, ну а не засиделись ли вы без дела?

Давайте поиграем!

Становитесь в круг…

(Под песню «Клубок» )

(Проводится игра «Уж я улком щла…»

Дети встают в большой круг, держатся за руки.

Цель игры не порвать ниточку).

Уж я улком шла,

Переулком шла,

Клубок ниточек нашла,

Клубок катится,

нитка тянется,

Клубок дали-дали-дали,

Нитка доли-доли-доли,

Я за ниточку бралась,

Тонка нить оборвалась…

После того, как клубок свернется по спирали, надо найти дырочку.

Встают обратно в круг со словами.

Отдохнули, а теперь от скуки берем дело в руки!

Ребята, хотите сделать лоскутную куколку сами?

Мы с вами сегодня будем делать несколько куколок. На столах лежат заготовки кукол : кукла «Кувадка» , кукла «Благополучница» , кукла «Пеленашка» К каждой, есть схема, но так как ребятам будет немного сложно разобраться со схемами, я предлагаю нашим уважаемым гостям присоединиться к творческому процессу. Пожалйуста, проходите, занимайте места.

Давайте вспомним некоторые правила :

Для того чтобы изготовленная кукла несла в себе не только эстетические функции, но и правильно выполняла все возложенные на нее магические действия, мотанку следовало создавать, строго соблюдая основные требования :

Ни одна из тряпичных кукол-оберегов не имела глаз, носа или рта. Считалось, что изображая черты лица, кукла становилась подвержена черному колдовству. Кроме того создатель такой куклы мог не преднамеренно придать ему сходство с определенным человеком, тем самым вручая его судьбу этой поделке. Чтобы избежать подобного рода негатива, лицо любой куклы -мотанки оставалось чистым.

Традиционно к созданию куколок из отрезов ткани своими руками допускались исключительно женщины : мужчинам зачастую нельзя было даже наблюдать за процессом изготовления оберега . Так как тряпичные куклы несли в себе мощной магический заряд, к их созданию своими руками следовало подходить весьма осознанно и внимательно. Чаще всего этот процесс требовал от девушки особой подготовки и проводился в строго определенное время. Важен был и эмоциональный настрой мастерицы, так как от этого зависела и сила тряпичной куколки.

Приступать к изготовлению тряпичной куклы своими руками не советовали в большие церковные праздники и по воскресеньям. В процессе создания оберега запрещалось использовать любые острые и режущие предметы, так как, разрезая или прокалывая ткань, терялась магическая сила куклы .

Во многом своей обережной силой тряпичные куклы были обязаны многочисленным узелкам, которые на них завязывались. Поэтому и тут существовали определенные правила : узлов должно было быть четное количество. На каждый такой узелок мастерица могла прочитать заговорные слова, вкладывая в них пожелания благополучия, достатка и удачи для семьи.

В качестве основы для мотанки используется крест, выполненный из небольших деревянных веточек или щепок. Такая форма куклы -оберега несет в себе сакральный смысл, так как крест издавна считается особым магическим предметом.

Получившаяся кукла должна нравиться своему владельцу на интуитивном уровне. В этом случае можно говорить о том, что мотанка получила правильный энергетический заряд и сможет с успехом выполнять все возложенные на нее функции.

Пальчиковая гимнастика «Замок» .

На двери весит замок, кто его открыть бы смог.

Мы замочком покрутили, мы замочком постучали,

Потянули и открыли.

Стол стоит на толстой ножке,

Рядом стульчик у окошка

Два боченка под столом,

Вот какой я видел дом.

За работу

Ребята, теперь кукла готова ! Молодцы! Вы настоящие мастера и рукодельницы!

Ребята, чем занимались наши предки во время посиделок?

Каких кукол мы с вами делали сегодня?

Почему кукол делали без лица?

Планируемый результат :

Дети усвоят первоначальные представления о возникновении куклы на Руси ;

Могут самостоятельно изготовить куклу из подручного материала;

Занятие будет способствовать дальнейшему познавательному интересу к истории народных традиций и обычаев нашего народа .

Дальнейшая работа :

Приобщать детей к культуре и традициям народа через цикл занятий по ознакомлению с народными промыслами на Руси ;

Знакомить с новыми приемами над созданием лоскутной куклы .

Файл "/upload/blogs/detsad-325510-1492364410.jpg/upload/blogs/detsad-325510-1492364432.jpg" не найден!










Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Такие разные куклы»

Чепёлкина Оксана Валентиновна

МКОУ «Ш-И № 18»

Пояснительная записка

Тема: «Такие разные куклы»

Цель: Приобщение детей к духовному наследию народа.

Задачи: Расширять представления детей о культурном наследии своего народа

Обучить детей основам изготовления оберегов

Формировать эстетический вкус

Познакомить с народной игрой

Воспитывать дружеские отношения

Формы и методы реализации : беседа, рассказ воспитателя о куклах-оберегах, вопросы к детям, рассматривание кукол – оберегов «Пеленашка» и «Десятиручка», подвижная игра, пальчиковая игра, просмотр слайдов, продуктивная деятельность

Возрастные группы обучающихся : 8 лет

Ожидаемые результаты : Возрождение духовно-нравственных традиций в воспитании младших школьников

Сохранение патриотического и культурного наследия.

Оборудование : ноутбук, проекционный экран, мультимедийный проектор, сундук, колыбель с куклой-ребенком, кукла Десятиручка, аудиозапись –плач ребенка

Раздаточный материал : вата, лоскутки ткани, нитки, карты-схемы поэтапного изготовления куклы

Словарь закрепляемый на занятии : куклы-обереги, берегини, безликая, ритуал, крестьяне, Древняя Русь

Тема: «Такие разные куклы»

Круг приветствия

(Дети заходят в группу, становятся в круг приветствия)

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй вольный ветерок!

Здравствуй маленький дубок!

Здравствуй утро, здравствуй день!

Нам здороваться не лень!

В: - Солнце красное встаёт, спешит на ярмарку народ!

А на ярмарке товары: продаются самовары!

Продаются ситцы, ткани, бусы, ленты… – разные товары. Покупают люди сушки …, а на дивную игрушку смотрят долго, не спеша! До чего же хороша!

Этим весёлым, радостным задором мы начинаем наше занятие.

Посмотрите, что это? (Ответы детей: игрушки)

В: - Все дети, во все времена, любили и любят играть в игрушки.

А у вас есть игрушки?

А как появились они у вас?

Что вы можете сказать об игрушке?

(Дети высказываются, используя знания, полученные на предыдущих занятиях.)

Что могут делать современные игрушки?(Ответы детей: ходить, говорить, летать…)

В: - А вот в старину дети и мечтать не могли о таких чудесах.

И сегодня, я хочу познакомить вас с игрушкой особой – народной. Такими игрушками играли на Руси дети много лет назад. Хотите узнать, а какой игрушке идёт речь? Тогда вам нужно отгадать загадку: (слайд 2)

Есть ноги, но не ходит.

Есть рот, но не говорит.

Доставляет детям радость, но сама

радоваться не может.

Кто это? (кукла)

(слайд 3) (на экране появляется кукла)

Скажите, а для чего нужны куклы?

Ответы детей. (слайд 4)

В: - А вы знаете, что давным-давно в русской деревне кукол не покупали, а делали самодельные тряпичные куклы. (слайд 5)

Их делали из лоскутков ткани и родители, и сами дети. По древним поверьям считалось, что глаза, нос и рот рисовать нельзя. Куклы были безликие, то есть без лица. Если нарисовать кукле лицо, то она приобретет душу и может навредить ребенку, а куклы без лица оберегали дом и очаг. Такие куклы называли берегини, их передавали по наследству от матери к дочери; они помогали своим хозяевам во время невзгод и спасали их от нечистой силы, оберегали их.

Хотите познакомиться с некоторыми из них? (да)

Тогда смотрите на экран.

Эта кукла называется Зернушка. (Слайд..6)

Делали её после того, как соберут урожай. В основе этой куклы – мешочек, который наполняли зерном. Зерно в ней символизировало обережные силы Земли. Зернушка была оберегом семьи, оберегом на сытость и достаток в семье.

В: -А это кукла «Кубышка – травница». (Слайд.7)

Как вы думаете, почему её так называли?

(ответы детей)

В: -Потому что, эту куклу делали из лекарственных трав. Она оберегала от болезней всех, кто живёт в доме.

В: -А эту куклу зовут Покосница. (СЛАЙД 8)

Как вы думаете ребята, зачем делали куклу Покосницу?

Покосницу "крутили" к сенокосу. Издавна в деревнях покос считался праздником. Крестьяне, отправляясь косить, надевали светлую праздничную одежду. Кукла тоже была нарядной, яркой. Руки у этой куклы старательно перематывали красной обережной нитью. Такая куколка оберегала руки косцов от ран.

Ой, слышите, кто-то плачет? Кто же это может быть?

(Ответы детей: это ребенок плачет.)

В: -Пойдём посмотрим.

(подвожу детей к детской колыбели, там кукла-младенец)

В старину, когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, : (воспитатель сворачивает куклу Пеленашку) быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу- оберег «Пеленашку» и кидала ее в колыбель, приговаривая:

Сонница-бессонница,

Не играй моим дитятком,

А играй этой куколкой.

Ребята, как можно еще успокоить маленького?

Ответы детей:

(Покормить, покачать, спеть колыбельную).

В: -Давайте споём колыбельную для нашей куклы.

«Ходит сон по хате»

Ходит сон по хате

В сереньком халате,

А сониха под окном

В сарафане голубом,

Ходят вместе они,

Спи, мой дитятко усни.

Баю – бай, баю – бай,

Крепко глазки закрывай.

В: _ Молодцы ребята, ребёнок успокоился и больше не плачет, теперь у него хорошее настроение, а мы можем продолжить наше занятие.

(Дети садятся на свои места)

В: - Ребята, а у вас сейчас какое настроение, хорошее или плохое?

(Ответы детей)

А кто из вас, ребята, знает, какая кукла на Руси считалась оберегом хорошего настроения? (Ответы детей).

Это кукла Колокольчик. (СЛАЙД 9)

Она считалась оберегом хорошего настроения. Если в доме есть такой оберег, то в доме всегда будет радость и веселье.

У меня для вас сюрприз:

(Воспитатель достает из коробки куклу «Десятиручку»,заранее изготовленную собственноручно)

Посмотрите внимательно на эту куклу. Что вы видите в ней необычного?

(Ответы детей: у неё много рук)

В: - Правильно ребята вы заметили, у неё много рук и поэтому её назвали «Десятиручка».

А зачем ей столько рук?

(Ответы детей)

В: - Эта кукла помогала в разных домашних делах, в рукоделии. Дел было слишком много и Десятиручка помагала с ними справиться. Надеюсь, что она и нам поможет в дальнейшей нашей работе.

В: - Но на Руси умели не только работать, но умели отдыхать и играть в разные игры! (слайд 10)

А вы любите играть?

Хотите поиграть в русскую народную игру «Гуси-гуси» ? (слайд 11)

Тогда становитесь в круг.

Кто мне скажет, с чего начинается любая игра?

(Ответы детей)

Правильно, со считалки. Какие считалки вы знаете?

(Ответы детей)

Игра «Гуси-гуси»

(По окончанию игры воспитатель незаметно подводит детей к стоящему в углу сундуку)

Я заметила, что тут сундук стоит, да не простой, а волшебный... И указание есть как его открыть:

Фу - ты, ну – ты, лапти гнуты,

Сундучок, сундучок,

Открывай свой бочок!

Кто запомнил заветные слова?

Давайте вместе скажем, ласково, как в старину разговаривали с вещами.

(Все вместе проговариваем заветные слова)

(Открываю сундучок, а там записка и коробочка с лоскутами, заготовками для кукол)

В: - Посмотрите, здесь записка и коробочка, а в ней что-то лежит.

Давайте посмотрим, что же это?

Дети: - Это лоскуты.

В: -Илья, читай, что написано в записке?

Ребёнок: Делу –время, а потехе - час.

В: - Не зря так говорят у нас. Хватит дети, забавляться, пора делом заниматься. Предлагаю вам изготовить из лоскутов куклы-обереги своими руками. Проходите и садитесь на свои места.

Пальчиковая гимнастика

Наша куколка гуляла

(шагают по столу средний и указательный пальцы)

И играла, и плясала

(шагают по столу безымянный и средний пальцы)

До чего ж она устала

(шагают по столу мизинец и безымянный пальцы)

Забралась под одеяло

(р-к кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее).

(слайд 12)

В: - Ребята, куклу-берегиню нужно создавать с добрыми мыслями и любовью.

А сейчас посмотрите на карты-схемы пошагового изготовления куклы.

При изготовлении крестьянской куклы-оберега нельзя пользоваться иглой.

1) Сейчас мы с вами изготовим голову куклы. Для этого возьмите вату и скатайте из неё шарик. Положите шарик на середину большого лоскутка круглой формы.

2) Набивку обтягиваем и туго перевязываем ниткой.

3) В середину лоскутка поменьше кладем то, что получилось и опять обтягиваем и перевязываем ниткой.

4) Также поступаем и с третьим лоскутком ткани.

5) У нас получилась юбка из трёх слоёв ткани и голова. Теперь берем белый лоскуток прямоугольной формы. В середину его кладем то, что получилось ранее. Обтягиваем белой тканью голову куклы и туго перевязываем.

6) Теперь делаем руки. Для этого свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук. Немного ткани подворачиваем внутрь рукава. С краю отмеряем размеры ладошки и манжеты рукава и перетягиваем ниткой.

7) На голову кукле повязываем платок.

8) Всё, кукла готова.

В: - В Древней Руси существовал ритуал с куклой Берегиней, им пользовались, когда хотели избавиться от какой-нибудь напасти. Куколку брали в руки, 3 раза поворачивались против часовой стрелки и приговаривали: "Отвернись злом, повернись добром!".

Давайте возьмём своих куколок в руки, встаем в круг и повторим ритуал, как когда-то давно на Руси.

Ребята, теперь у каждого из вас есть своя кукла-оберег! Берегите её, ведь вы её делали своими руками да с добрыми словами. А она за это будет вас беречь от болезней и злых людей. Таких кукол любили, берегли, передавали по наследству и хранили в сундуке. Предлагаю и вам спрятать своих берегинь в сундук.

Берегинюшка моя,

Во сундук кладу тебя.

Ты тихонько там лежи

И весь дом мой береги!

Итог занятия:

Чем отличается современная кукла от тряпичной?

Почему народная кукла была безлика?

Зачем люди делали таких кукол?

Молодцы!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по познавательно – речевому направлению

развития детей №7 «Рябинушка»

Конспект урока технологии на тему
«Тряпичные куклы»

подготовила

воспитатель

Железнова Эльвира Радифовна

г. Набережные Челны

2013

План-конспект занятия «Тряпичные куклы»

Цель:

познакомить с куклой-пеленашкой

Задачи:

- познакомить с процессом изготовления куклы-пеленашки;

Развивать мелкую моторику рук;

Воспитывать бережное отношение к игрушкам, народным традициям

Дидактический материал:

раздаточный материал: заготовки тряпичных кукол, лоскутки различной ткани для изготовления куклы-пеленашки, атласная ленточка;

демонстрационный материал: кукла тряпичная, звукозапись пьесы П.И. Чайковского «Новая кукла».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Угадайте, кто сегодня к нам пришел в гости, я вам прочту загадку:

Что все это значит?

Дочка, а не плачет,

Спать уложишь – будет спать

День, и два и даже пять.

2. Знакомство с куклой

Кто это, ребятки?

Кукла

К нам в гости тоже пришла кукла Света. Позовите куклу по имени. А теперь позовите ласковым именем. Что же можно сделать с новой куклой? Можно поиграть с нею, нарисовать ее. А вот один человек про новую куклу сочинил музыку. Человека этого зовут Петр Ильич Чайковский. А был он композитором. Композитор – это тот, кто сочиняет музыку. Давайте послушаем, какую же музыку сочинил композитор Чайковский. Вы слушайте и представляйте, о чем хотел рассказать композитор. (Звучит пьеса «новая кукла» из детского альбома П.И. Чайковского). Вам понравилась музыка? (да) Что вам представлялось, когда вы ее слушали? (кукла в магазине, как девочка впервые играет с куклой).

Но это не просто кукла. Какая она, из чего сделана? (из тряпочек, лоскутков) Да, это тряпичная кукла. Давным-давно на Руси наши прапрабабушки играли только такими куклами, сделанными из ткани.

Тряпичных кукол берегли. Вырастает девочка, становится мамой и куклы свой дочке передаёт.

Посмотрите, ребята, кукла пришла к нам с сундучком. Давайте посмотрим, что же в нем? (открываем сундучок).

Ой, кто это, ребятки?

Маленькая кукла

Да, это маленькая кукла называется кукла-пеленашка. Посмотрите, она выглядит как маленькая ляля, в платочке и в пеленочке, и повязана лентой. Раньше таких кукол всегда делали перед рождением ребеночка, ее клали в колыбельку, и она хранила ее.

Давайте мы убаюкаем нашу лялю:

Баю-баю, баю-бай.

Ты собачка не лай.

Белобока не скули

Нашу куклу не буди.

Все, заснула наша лялечка. А в сундучке то у нас еще что-то лежит. Это лоскутки ткани, посмотрите. Наша кукла хочет, чтобы вы сделали себе таких же пеленашек. Ну что, сделаем?

3. Практическая работа

Вот у нас уже есть готовые куколки, которые раньше наши бабушки называли кувадки. Нам осталось надеть платочек на голову куклы и запеленать. Берем маленький лоскуток ткани, какой он формы? (квадрат). Сворачиваем квадратик вот так, что получилось? (косынка) Какой формы? (треугольник). Молодцы! А теперь заворачиваем в косынку голову куколки. Молодцы, ребятки! А теперь кладем нашу лялю на большой лоскуток, какой формы? (квадрат) и заворачиваем как пеленкой. Вот так: сначала закрываем ножки, затем левую ручку и правую. Молодцы! А теперь возьмем ленточку и красиво завяжем пеленашку. Мы неслучайно взяли красный цвет ленточки, потому что раньше верили.что красный цвет оберегает ребеночка.

Вот наши куклы-пеленашки готовы! Какие они красивые! Теперь возьмите их на руки и давайте их тоже уложим спать (повторение потешки)

Баю-баю, баю-бай.

Ты собачка не лай.

Белобока не скули

Нашу куклу не буди.

Молодцы, ребятки!

5. Рефлексия

А сейчас давайте встанем в круг, возьмемся за руки и вспомним, о чем же мы сегодня говорили. Что нового вы узнали на занятии? Чему научились? Почему эти куклы – пеленашки? (пеленки, пеленать) А что вам больше всего понравилось? (выслушиваю ответы детей). А теперь давайте отнесем наших кукол-пеленашек в спальню и положим в кроватки, и они будут оберегать вас во сне. Молодцы!

Список использованной литературы

1. Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла - Спб.: Паритет, 2003.

2. Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы - М.: Ладога-100, 2007.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

    www.rodno.ru

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Как избежать трещин во время кормления грудью? Как избежать трещин во время кормления грудью?