Портреты известных художников 19 века. Русские портретисты первой половины XIX века

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Введение

I. Русские портретисты первой половины XIX века

1.3 Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847)

II. Товарищество Передвижных Художественных Выставок

IV глава. Искусство портретной живописи

Заключение

Цель данной работы рассказать о важности портрета, как одним из основных жанров искусства, о его роли в культуре и искусстве того времени, ознакомиться с основными работами художников, узнать о русских портретистах ХIX века, об их жизни и творчестве.

Многие из портретов также выглядят жесткими и похожими на манекены. У Брукса в его портрете такой же вид взгляда с чуть более высокой громкостью - возможно, чтобы компенсировать его плохую комбинацию.


Работа в шоу читается как довольно устаревшая, не только потому, что этот жанр живописи в значительной степени был отнесен к утомительному церемониальному использованию, но также и потому, что наше нынешнее положение дел гораздо более абстрактно. В настоящее время механизмы утверждения социального положения через искусство более тонкие и менее публичные; они состоят из собственности на произведение художника и, более того, доступ к интимным деталям практики и жизни художника.

В данной работе мы рассмотрим искусство портретной живописи в XIX веке:

Крупнейшие мастера русского искусства 19 в.

Товарищество Передвижных Художественных Выставок.

Что такое портрет?

История появления портрета.

Первая половина 19 в. - время сложения в русской живописи системы жанров. В живописи второй половины 19 в. преобладало реалистическое направление. Характер русского реализма определили вышедшие в 1863 из Академии художеств молодые живописцы, которые взбунтовались против насаждавшегося в академии классического стиля и историко-мифологической тематики. Эти художники в 1870 организовали

Сегодняшние художники являются предположительно независимыми акторами, делающими работу для себя и предлагая эту работу на рынке. Австрийский Ричард Герстл был тесно связан с прогрессивными музыкальными кругами Вены, в частности с Арнольдом Шёнбергом и его женой Матильдой, которые фигурируют в групповом портрете со своими детьми в Гертстеле, используя эту картину, детали портрета, лица и тела Шёнберга. Участие Герстля в семье Шенберга трагически закончилось его самоубийством, когда ему было всего 25 лет.

Образование Герста и художественная подготовка были несколько сложными. После исключения из школы в Вене Герстл получил образование у частных преподавателей. Затем он поступил в Академию художеств в возрасте 15 лет, где учился у профессора Кристиана Грипенкера, известного своим упрямством. Отказ Герстля от Венского Сецессиона и его презрение к художественной претензиям вызвали возмущение у профессора Грипенкера, который произнес незабываемую фразу «Ваш способ живописи - мой способ мочеиспускания в снегу».

Товарищество передвижных выставок, задачей которого было предоставление членам товарищества возможности выставлять свои работы. Благодаря его деятельности произведения искусства стали доступны более широкому кругу людей. Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) с 1856 собирал произведения русских художников, преимущественно передвижников, а в 1892 передал свое собрание картин вместе с коллекцией брата С.М.Третьякова в дар Москве. В жанре портрета передвижники создали галерею образов выдающихся деятелей культуры своего времени: портрет Федора Достоевского (1872) кисти Василия Перова (1833-1882), портрет Николая Некрасова (1877-1878) Ивана Крамского (1837-1887), портрет Модеста Мусоргского (1881), выполненный Ильей Репиным (1844-1930), портрет Льва Толстого (1884) Николая Ге (1831-1894) и ряд других. Находясь в оппозиции к Академии и проводимой ею художественной политике, передвижники обращались к т.н. «низким» темам; в их работах появляются образы крестьян и рабочих.

Если вы хотите узнать больше о Каттере и посмотреть подробности недавней ретроспективы на Каттере, посетите веб-сайт Национального музея истории и искусства в Люксембурге. Он фокусируется на организации форм в двумерном и трехмерном пространстве, вместо того, чтобы представлять индивидуальные сходства.

Почти контрастная фигура появляется на фоне контрапункта двух светлых и темных прямоугольников, таких как гигантская шахматная доска. На голове центральной фигуры голая молодая фигура видна в дыре, которая открывает плоскость в воображаемое пространство. Жесты и взгляды фигур проходят по длине, ширине и глубине композиции. Он по-прежнему является одной из самых загадочных и важных картин Шлеммера.

Возрастание и расширение художественного понимания, потребностей отражается в появлении множества художественных обществ, школ, ряда частных галерей (Третьяковская галерея) и музеев не только в столицах, но и в провинции, во введении в школьное образование рисования.
Всё это, в связи с появлением целого ряда блестящих произведений русских художников, показывает, что искусство привилось на русской почве, сделалось национальным. Новое русское национальное искусство резко отличалось тем, что оно ясно и сильно отражало главные течения русской общественной жизни.

Вскоре после казни портрета Мануэлиты Пуйрердон отправился в Испанию. Он поселился навсегда в Буэнос-Айресе в первом пребывании, поскольку художник только знал этот портрет Мануэлиты Росас, незавершенной Магдалины Коста, его любовь была отвергнута и, вероятно, первая работа над портретом его отца. Аффективный набор, если мы рассмотрим версию старой детской дружбы между художником и изображением. Эта комиссия определила цвет костюма и положение «более похожее на мораль и ранг». Тогда платье должно быть «красным на федеральной родине», а лицо изображало «с улыбающимся выражением» в «акте размещения на своем столе просьбы, адресованной его татите».

I. Русские портретисты первой половины XIXвека.

1.1 Орест Адамович Кипренский (1782-1836)

Родился на мызе Нежинской (близ Копорья, ныне в Ленинградской области) 13 (24) марта 1782. Был побочным сыном помещика А.С.Дьяконова, записанным в семью его крепостного Адама Швальбе. Получив вольную, учился в петербургской Академии художеств (1788-1803) у Г.И.Угрюмова и др. Жил в Москве (1809), Твери (1811), Петербурге (с 1812), а в 1816-1822 и с 1828 - в Риме и Неаполе.

Таким образом, доброта молодой женщины была представлена ​​в ее улыбке; и его оккупации в качестве посредника между народом и Верховным начальником в просьбе, которую он поставил на стол. В этом большом портрете устройства красный используется в разных вариантах, чтобы нарисовать большую часть представленных объектов, от недавнего модного платья, отделанного бархатом, коврами, занавеской, креслом к ​​букету елизаветинской вазы. Изображенная женщина, тогда 34 года, с полным телом, слегка очерчена вправо, мало контрастируя с зеленоватым фоном.

Первый же портрет - приемного отца А.К.Швальбе (1804, Русский музей, Петербург) - выделяется своим эмоциональным колоритом. С годами мастерство Кипренского, проявившееся в умении создавать не только социально-духовные типы (преобладавшие в русском искусстве эпохи Просвещения), но и неповторимые индивидуальные образы, совершенствуется. Закономерно, что с картин Кипренского принято начинать историю романтизма в русском изобразительном искусстве.

Белое кружево юбки, обсуждение художника с комиссией по улучшению визуального эффекта, обеспечивают светимость в хроматической однородности. Одна деталь - удивительная белая нотка шелковой тапочки. Комиссия должна была быть показана на гала-балу в его честь, организованном другой комиссией, состоящей из Бальдомеро Гарсиа, Юстакио Хосе Торреса и Хуана Мануэля де Ларразабала, которые также планировали распространять литографии одного и того же на участников. Эскиз, с небольшими вариациями в платье, возможно, был представлен художником для одобрения.

Русский художник, выдающийся мастер русского изобразительного искусства романтизма, известен как замечательный портретист. Портреты Кипренского проникнуты особой сердечностью, особой простотой, они напоены его высокой и поэтичной любовью к человеку. В портретах Кипренского всегда ощутимы черты его эпохи. Это всегда неизменно присуще каждому из его портретов - и романтическому образу юного В.А. Жуковского, и умудренному Е.П. Ростопчину (1809), портретам: Д.Н. Хвостова (1814 ГТГ), мальчика Челищева (1809 ГТГ), Е.В. Давыдова (1809 ГРМ).

Модель представляет собой портрет европейского дворянства в стиле тех, что исполняли Федерико де Мадразо и Карлос Луис де Рибера в Испании. Портрет Мануэлиты, хотя и принадлежащий к вселенной этих политических практик, выражает, однако, изменение в использовании изображений до тех пор, пока они не заняты вездесущим изображением Росаса. Образ Мануэлиты - человека, оцененного даже самими унитариатами, - был постулирован как посредник между народом и правительством, то есть он закрепил открытие для достижения большего консенсуса.

Этот портрет является утверждением Мануэлиты как федерального примера сыновней любви и благочестия, частных добродетелей, которые были публичными, никогда не столь необходимыми, как до следующего конца режима. Буэнос-Айрес, комитет Аргентины, Всемирная выставка в Нью-Йорке и выставка «Золотые ворота», ил. Буэнос-Айрес, Лосада, стр. 7, 20, ил. Буэнос-Айрес, Южная Америка, стр. 16, ил. Буэнос-Айрес, Гаглианоне, стр. Буэнос-Айрес, Эмеке, стр. Его появление между дагерротипом и картиной в: Потерянные образы: цензура, забывание, пренебрежение.

Бесценная часть творчества Кипренского - графические портреты, выполненные в основном карандашом с подцветкой пастелью, акварелью, цветными карандашами. Он изображает генерала Е.И. Чаплица (ГТГ), П.А. Оленина (ГТГ). В этих образах перед нами Россия, русская интеллигенция от отечественной войны 1812 года до декабрьского восстания.

Джованни Болдини, Эббот Уистлер, Жак-Эмиль Бланш, Антонио де ла Гандара, Хоакин Соролла и, прежде всего, американец понимал, что конец сийки умирает с обещанием славы и денег. Они обнаружили, что они могут заработать состояние, сидя перед мольбертом старой британской аристократии и новой промышленной и финансовой буржуазии, появившейся в Соединенных Штатах и ​​Европе. Червоточина к триумфу.

Художник показал, что она стоит, с одной из ремней упавшего платья, которая после критики перекрасила. Серебряная кожа и фигура выделяют сексуальность профана греческого. Неприемлемый для буржуазного взгляда. Задолго до Дэмиена Херста или использовали скандал в качестве приманки для продажи, эти художники научились превращать шум в деньги.

Портреты Кипренского предстают перед нами сложными, задумчивыми, изменчивыми в настроении. Открывая различные грани человеческого характера и духовного мира человека Кипренский всякий раз использовал разные возможности живописи в его ранних романтических портретах. Его шедевры, как один из лучших прижизненных портретов Пушкина (1827 ГТГ), портрет Авдулиной (1822 ГРМ). Печаль и задумчивость героев Кипренского возвышенна и лирична.

История Джованни Болдини пересекает границы этой фразы. Нарисуйте кружево юбки и плоть бедра. Портрет молодого Эрразуриса рисует еще одну провокацию. Сарджент зачислил тысячи гиней за портрет. Соролла продал один за 000 франков и показатель Уистлера на 500 фунтов стерлингов от герцога Мальборо.

Но ни стратегия беспорядков, ни стремление к социальному престижу своих моделей не оправдывают успех такой неортодоксальной группы портретистов. Им повезло «построить свою карьеру в рамках художественной системы, которая в те годы развивалась из государственной структуры в другую международную галерею, художественные общества и великие мировые выставки», отражается в прологе портретов Бель-Эпок, Барбара Гуиди, главный куратор галереи современного и современного искусства Феррары.

«Любимец моды легкокрылой,

Хоть не британец, не француз,

Ты вновь создал, волшебник милый,

Меня, питомца чистых муз. -

И я смеюся над могилой,

Ушед навек от смертных уз.

Себя, как в зеркале, я вижу,

Но это зеркало мне льстит.

Оно гласит, что не унижу

Престрастья важных аонид.

Известен впредь мой будет вид, -

Однако ни у кого не было коммерческого признания, как Сарджент. Американский художник находится на пике своей карьеры, и в Салонах говорят, что он самый дорогой портретист в мире. Это неправда. Их цены были сопоставимы с ценами Сороллы, Болдини, Филда или Кольера, объясняет Ричард Ормонд, племянник-правнук художника и, возможно, самый авторитетный голос художника. Болдини попросил до нескольких тысяч гиней для своих портретов, Соролла продает Марию, одетую как валенсийский фермер за 000 франков и Уистлер за 500 фунтов на ткань герцогом Мальборо.

Написал Кипренскому Пушкин в благодарность за свой портрет. Пушкин дорожил своим портретом и портрет этот висел в его кабинете.

Особый раздел составляют автопортреты Кипренского (с кистями за ухом, ок. 1808, Третьяковская галерея; и др.), проникнутые пафосом творчества. Ему принадлежат также проникновенные образы русских поэтов: К.Н.Батюшкова (1815, рисунок, Музей института русской литературы Российской Академии наук, Петербург; В.А.Жуковского (1816). Мастер был и виртуозным графиком; работая преимущественно итальянским карандашом, он создал ряд замечательных бытовых типажей (вроде Слепого музыканта, 1809, Русский музей). Умер Кипренский в Риме 17 октября 1836.

У последнего есть цены, которые «не были столь преувеличены, как у Болдини или Сарджент», - признается Гришко Петри, специалист в живописи. Сарджент очень скоро понимает прибыльную арифметику, изображающую могущественных мужчин и красивых женщин. Путешествие непрестанно: Рим, Венеция, Швейцария. Он изучает торговлю в парижской мастерской Каролуса-Дурана и поглощает Веласкеса, поскольку земля сушит воду. Он никогда не останавливается: Ронда, Гранада, Севилья, Марокко. Художник продвигает выкорчевание, вызванное двумя великими войнами.

Он итальянец по рождению, американская национальность, французская подготовка и британская резиденция. Он говорит на четырех языках, и его сексуальная ориентация - загадка. Но он превращает свою палитру в машину. Они обнаружили, что они могут заработать целое состояние, сидя перед мольбертом со старой британской аристократией и новой промышленной буржуазией.

1.2 Василий Андреевич Тропинин (1776-1857)

Представитель романтизма в русском изобразительном искусстве, мастер портретной живописи. Родился в селе Карповка (Новгородская губерния) 19 (30) марта 1776 в семье крепостных графа А.С.Миниха; позднее был отправлен в распоряжение графа И.И.Моркова в качестве приданого за дочерью Миниха. Проявлял способности к рисованию еще мальчиком, однако барин отослал его в Петербург учиться на кондитера. Посещал занятия в Академии художеств, сперва украдкой, а с 1799 - по разрешению Моркова; в годы учебы познакомился с О.А.Кипренским. В 1804 хозяин вызвал молодого художника к себе, и с той поры тот попеременно жил то на Украине, в новом морковском имении Кукавка, то в Москве, на положении крепостного живописца, обязанного попутно выполнять хозяйственные поручения помещика. В 1823 получил вольную и звание академика, но, отказавшись от карьеры в Петербурге, остался в Москве.

Сарджент: Акварели - это примирение с художником. Выставка предлагает посетить его менее коммерческую работу. Работает на бумаге, которую он предпочитает не продавать. Жидкая светимость, которая захватывает мраморные карьеры в Карраре или гондольеры Венеции. Самое продвинутое предложение реакционного живописца, который отверг Пикассо и Брак. Теперь его легко критиковать.

Но в те годы большинство считало, что кубисты или фовы были сумасшедшими, - объясняет Ричард Ормонд. Приход этих авангардов изменил портретную индустрию. Ни Пикассо, ни Фрейд не были склонны принимать их. Редактор и владелец галереи Елена Фостер была другом британского живописца. Люциан изображал людей, которых он любил, восхищался или развлекал, - вспоминает он. И вся жизнь кубистского гения живет в его портретах. «Но вряд ли кто-то представлял его за пределами своего семейного круга», - объясняет консерватор Кармен Гименес.

Художник из крепостных, который своим творчеством внес много нового в русскую живопись первой половины XIX века. Получил звание академика и стал самым известным художником московской портретной школы 20-30 - х годов. Позднее калорит живописи Тропинина становится интересней, объемы обычно лепятся более четко и скульптурно, но самое главное - вкрадчиво нарастает чисто романтическое ощущение подвижной стихии жизни, Тропинин - создатель особого типа портрета - картины. Портреты в которых привнесены черты жанра, образы с определенной сюжетной завязкой: «Кружевница», «Пряха», «Гитарист», «Золотошвейка».

Портрет восстанавливает свою интимную размерность, теряет идеализированный образ и становится оружием. «Пикассо начинает рисовать Ольгу Хохлова красивой женщиной, но по мере ухудшения отношений она становится монстром», - указывает Гименес. Сегодня несколько основных художников признают комиссии. Дэвид Хокни, Томас Страут, Алекс Кац, Люк Туйманс или Элизабет Пейтон соглашаются, если это предложение поступит от коллекционеров, друзей или определенных учреждений. И хотя это происходит на автомобильных дорогах, на его второстепенных дорогах группа неприводимых все еще претендует на красавицу.

Лучшее из портретов Тропинина, такие как портрет сына Арсения (1818 ГТГ), Булахова (1823 ГТГ). Тропинин в своем творчестве идет по пути ясности, уравновешенности несложными композициями портретного изображения. Как правило, образ дается на нейтральном фоне при минимуме аксессуаров. Именно так изобразил Тропинин А.С. Пушкина (1827) - сидящим у стола в свободной позе, одетым в домашнее платье, что подчеркивает естественность внешнего облика.

Ранние произведения Тропинина сдержанны по цветовой гамме и классицистически статичны по композиции (семейные портреты Морковых, 1813 и 1815; обе работы - в Третьяковской галерее, Москва). В этот период мастер создает также выразительные местные, малороссийские образы-типажи Украинец, (1810-е годы, Русский музей, Петербург). Булаков, 1823; К.Г.Равич, 1823; оба портрета в Третьяковской галерее).

С годами роль духовной атмосферы- выраженной фоном, значимыми деталями, - лишь возрастает. Лучшим примером может служить Автопортрет с кистями и палитрой 1846, где художник представил себя на фоне окна с эффектным видом на Кремль. Целый ряд работ Тропинин посвящает коллегам-художникам, изображенным в работе или в созерцании (И.П.Витали, ок. 1833; К.П.Брюллов, 1836; оба портрета в Третьяковской галерее; и др.). При этом тропининской манере неизменно присущ специфически интимный, домашний колорит. В популярной Женщине в окне (по мотивам поэмы М.Ю.Лермонтова Казначейша, 1841) эта непринужденная задушевность обретает эротический привкус. Поздние произведения мастера (Слуга со штофом, считающий деньги, 1850-е годы, там же) свидетельствуют об угасании колористического мастерства, предвосхищая, однако, острый интерес к драматическому бытописанию, свойственный передвижникам. Важную сферу творчества Тропинина составляют также его острохарактерные карандашные наброски. Умер Тропинин в Москве 3 (15) мая 1857.

Русский художник, представитель романтизма (известный прежде всего своими сельскими жанрами). Родился в Москве 7 (18) февраля 1780 в купеческой семье. В молодости служил чиновником. Искусство изучал во многом самостоятельно, копируя картины Эрмитажа. В 1807-1811 брал уроки живописи у В.Л.Боровиковского. Считается основоположником русской печатной карикатуры. Землемер по образованию, оставив службу ради живописи. В жанре портрета создавал пастелью, карандашом, маслом, удивительно поэтичные, лирические, овеяные романтическим настроением образы - портрет В.С. Путятиной (ГТГ). К числу прекраснейших его произведений этого рода принадлежит его собственный портрет (Музей Александра III), написанный сочно и жирно, в приятных, густых серо - желтых и желто - черных тонах, а также портрет, написанный им со старичка живописца Головоческого (Императорская академия художеств).

Венецианов - первоклассный мастер и необычайный человек; которым вполне должна гордиться Россия. Он с рвением отыскивал молодые таланты прямо из народа, преимущественно среди маляров, привлекал их к себе. Количество его учеников было свыше 60 человек.

Во время Отечественной войны 1812 создал серию агитационно-сатирических картинок на темы народного сопротивления французским оккупантам.

Писал портреты, обычно небольшие по формату, отмеченные тонким лирическим воодушевлением (М.А.Венецианова, жена художника, конец 1820-х годов, Русский музей, Петербург; Автопортрет, 1811, Третьяковская галерея). В 1819 покинул столицу и с тех пор жил в купленной им деревне Сафонково (Тверская губерния), вдохновляясь мотивами окружающего пейзажа и сельской жизни. Лучшие из картин Венецианова по-своему классицистичны, являя эту натуру в состоянии идеализированной, просветленной гармонии; с другой стороны, в них очевидно берет верх романтическое начало, обаяние не идеалов, а простых естественных чувств на фоне родной природы и быта. Его крестьянские портреты (Захарка, 1825; или Крестьянка с васильками, 1839) предстают фрагментами той же просветленно-естественной, классико-романтической идиллии.

Новые творческие поиски прерываются гибелью художника: Венецианов умер в тверском селе Поддубье 4 (16) декабря 1847 от увечий, - его выбросило из кибитки, когда лошадей занесло на скользкой зимней дороге. Педагогическая система мастера, воспитывающая любовь к простой натуре (около 1824 он создал собственное художественное училище), стала основой особой венециановской школы, наиболее характерной и самобытной из всех персональных школ русского искусства 19 в.

1.4 Карл Павлович Брюллов (1799-1852)

Родился 29 ноября (10 декабря) 1798 в семье художника П.И.Брюллова, брат живописца К.П.Брюллова. Получил начальное образование у отца, мастера декоративной резьбы, затем учился в Академии художеств (1810-1821). Летом 1822 его вместе с братом послали за границу за счет Общества поощрения художеств. Посетив Германию, Францию, Италию, Англию и Швейцарию, в 1830 он возвратился в Петербург. С 1831 - профессор Академии художеств. Человек замечательной судьбы поучительной и своеобразной. Он с детства окружен впечатлениями российской действительности. Только в России чувствовал он себя дома, к ней стремился, по ней тосковал на чужбине. Брюллов работал вдохновенно, удачливо, пламенно. В его мастерской за два - три месяца появились такие шедевры портретной живописи, как портреты Семеновой, доктора Орлова, Нестора и Платона Кукольника. В портретах Брюллова исполненных с беспощадной правдой и исключительно высоким мастерством видно эпоху в которой он жил, стремление к подлинному реализму, разнообразность, естественность и простоту изображенного человека.

Уйдя от исторической живописи интересы Брюллова лежали в направлении портретописи в которой и проявил весь свой творческий темперамент и блеск мастерства. Его блестящее декоративное полотно «Всадница» (1832 ГТГ), где изображена воспитанница графини Ю.П. Самойловой Джованина Паччини. Портрет самой Самойловой с другой воспитанницей - Амацилией (1839 ГРМ). В лице литератора Струговщикова (1840 ГТГ) читается напряжение внутренней жизни. Автопортрет (1848 ГТГ) - печально худое лицо с проницательным взглядом. Очень жизненный портрет князя Голицина, отдыхающего на кресле в своем кабинете.

Брюллов обладая могучим воображением, зорким глазом и верной рукой. У него рождались живые творения, согласованные с канонами академизма.

Сравнительно рано отойдя от практической работы, мастер активно занимался преподаванием в Академии художеств (с 1831 - профессор). Он оставил и богатое графическое наследие: многочисленные портреты (Е.П.Бакуниной, 1830-1832; Н.Н.Пушкиной, супруги великого поэта; А.А.Перовского, 1834; все - акварель; и др.), иллюстрации и т.д.; здесь романтические черты его дарования проявились еще более непосредственно, чем в зодчестве. Скончался 9 (21) января.1887 в Петербурге.

Вдохновляющим примером для товарищества послужила «Санкт-Петербургская артель художников», которая была учреждена в 1863 участниками «бунта четырнадцати» (И.Н.Крамской, А.И.Корзухин, К.Е.Маковский и др.) - выпускниками Академии художеств, демонстративно покинувшими ее после того, как совет Академии запретил писать конкурсную картину на свободный сюжет вместо официально предложенной темы из скандинавской мифологии. Ратуя за идейную и экономическую свободу творчества, «артельщики» начали устраивать собственные выставки, но к рубежу 1860-1870-х годов их деятельность практически сошла на нет. Новым стимулом явилось обращение к «Артели» (в 1869). С надлежащего разрешения, во всех городах империи передвижных художественных выставок, в видах: а) доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами; б) развития любви к искусству в обществе; и в) облегчения для художников сбыта их произведений». Таким образом, в изобразительном искусстве России впервые (если не считать «Артели») возникла мощная арт-группа, не просто дружеский кружок или частная школа, а крупное сообщество единомышленников, которое предполагало (наперекор диктату Академии художеств) не только выражать, но и самостоятельно определять процесс развития художественной культуры по всей стране.

Теоретическим истоком творческих идей «передвижников» (выраженных в их переписке, а также в критике того времени - в первую очередь, в текстах Крамского и выступлениях В.В.Стасова) была эстетика философского романтизма. Новое, раскрепощенное от канонов академической классики искусство. Фактически открывать сам ход истории, тем самым действенно подготавливая в своих образах будущее. У «передвижников» таким художественно-историческим «зеркалом» предстала в первую очередь современность: центральное место на выставках заняли жанрово-бытовые мотивы, Россия в ее многоликой повседневности. Жанровое начало задавало тон портрету, пейзажу и даже образам прошлого, максимально приближенным к духовным потребностям общества. В позднейшей, в том числе советской традиции, тенденциозно исказившей понятие «передвижнического реализма», дело сводилось к социально-критическим, революционно-демократическим сюжетам, которых тут действительно было немало. Важнее же иметь в виду ту беспрецедентную аналитическую и даже провидческую роль, которая была придана здесь не столько пресловутым социальным вопросам, но искусству как таковому, творящему свой суверенный суд над обществом и тем самым обособляющимся в свое собственное, идеально-самодостаточное художественное царство. Подобная эстетическая суверенность, с годами нараставшая, стала непосредственным преддверием русского символизма и модерна.

На регулярных выставках (всего их состоялось 48), которые показывались сперва в Петербурге и Москве, а затем во многих других городах империи, от Варшавы до Казани и от Новгорода до Астрахани, с годами можно было увидеть все больше образцов не только романтическо-реалистической, но и модернистской стилистики. Сложные же отношения с Академией в итоге завершились компромиссом, поскольку к концу 19 в. (вслед за пожеланием Александра III «прекратить раздвоение между художниками») значительная часть наиболее авторитетных передвижников была включена в академический профессорский состав. В начале 20 в. в Товариществе усилились трения между новаторами и традиционалистами передвижники перестали уже представлять собою, как они сами привыкли считать, все художественно-передовое в России. Общество стремительно теряло свое влияние. В 1909 прекратились его провинциальные выставки. Последний, значительный всплеск активности имел место в 1922, когда общество приняло новую декларацию, выразив свое стремление отразить быт современной России.

III глава. Русские портретисты второй половины XIX века

3.1 Николай Николаевич Ге (1831-1894)

Русский художник. Родился в Воронеже 15 (27) февраля 1831 в семье помещика. Учился на математических отделениях Киевского и Петербургского университетов (1847-1850), затем поступил в Академию художеств, которую окончил в 1857. Испытал большое влияние К.П.Брюллова и А.А.Иванова. Жил в Риме и Флоренции (1857-1869), в Петербурге, а с 1876 - на хуторе Ивановский в Черниговской губернии. Был одним из учредителей Товарищества передвижников (1870). Много занимался портретописью. Над портретами начал работать еще во время обучения в Академии художеств. За долгие годы творчества он написал многих своих современников. В основном это были передовые деятели культуры. М.Е. Салтыков - Щедрин, М.М. Антокольский, Л.Н. Толстой и др. Ге принадлежит один из лучших портретов А.И. Герцена (1867, ГТГ) - облик русского революционера, пламенного борца с самодержавием и крепостничеством. Но передачей внешнего сходства вовсе не ограничивается замысел живописца. В лице Герцена, как бы выхваченном из полумрака отразились его раздумья, непреклонная решимость борца за социальную справедливость. Ге запечатлел в этом портрете духовную историческую личность, воплотил опыт всей её жизни, полной борьбы и тревог.

Его работы отличаются от работ Крамского своей эмоциональностью, драматизмом. Портрет историка Н.И. Костомарова (1870, ГТГ) написан необычайно красиво, темпераментно, свежо, свободно. Автопортрет написан незадолго до смерти (1892-1893, КМРИ) лицо мастера озарено творческим вдохновением. Портрет Н. И. Петрункевич (1893) написан художником в конце его жизни. Девушка изображена почти в полный рост у раскрытого окна. Она погружена в чтение. Её лицо в профиль, наклон головы, поза выражают состояние задумчивости. Как никогда раньше, Ге уделил большое внимание фону. Цветовая гармония свидетельствует о нерастраченных силах художника.

С 1880-х годов Ге стал близким другом и последователем Л.Н.Толстого. Стремясь подчеркнуть человеческое содержание евангельской проповеди, Ге переходит ко все более свободной манере письма, до предела обостряя цветосветовые контрасты. Мастер писал замечательные, полные внутренней одухотворенности портреты, в том числе портрет Л.Н.Толстого за письменным столом (1884). В образе Н.И.Петрункевич на фоне окна, открытого в сад (1893; оба портрета в Третьяковской галерее). Умер Ге на хуторе Ивановском (Черниговская губерния) 1 (13) июня 1894.

3.2 Василий Григорьевич Перов (1834-1882)

Родился в Тобольске 21 или 23 декабря 1833 (2 или 4 января 1834). Был незаконным сыном местного прокурора, барона Г.К.Криденера, фамилию же «Перов» дал будущему художнику в виде прозвища его учитель грамоты, заштатный дьячок. Учился в Арзамасской школе живописи (1846-1849) и Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1853-1861), где одним из его наставников был С.К.Зарянко. Испытал особое влияние П.А.Федотова, мастера журнальной сатирической графики, а из зарубежных мастеров - У.Хогарта и жанристов дюссельдорфской школы. Жил в Москве. Был одним из членов-учредителей Товарищества передвижников (1870).

К рубежу 60-70 - х годов относятся лучшие портретные работы мастера: Ф.М. Достоевского (1872, ГТГ) А.Н. Островского (1871, ГТГ), И.С. Тургенева (1872, ГРМ). Особенно выразителен Достоевский, целиком ушедший в мучительные раздумья, нервно сцепивший на колене руки, образ высочайшего интеллекта и духовности. Задушевная жанровая романтика переходит в символизм, пронизанный скорбным чувством бренности. Портреты работы мастера (В.И.Даль, А.Н.Майков, М.П.Погодин, все портреты - 1872), достигающие беспрецедентной для русской живописи духовной напряженности. Недаром портрет Ф.М.Достоевского (1872) по праву считается лучшим в иконографии великого писателя.

В последние десятилетия жизни художник обнаруживает незаурядный талант писателя-очеркиста (рассказы Тетушка Марья, 1875; Под крестом, 1881; и другие; последнее издание - Рассказы художника, М., 1960). В 1871-1882 Перов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где среди его учеников были Н.А.Касаткин, С.А.Коровин, М.В.Нестеров, А.П.Рябушкин. Умер Перов в селе Кузьминки (в те годы - под Москвой) 29 мая (10 июня) 1882.

3.3 Николай Александрович Ярошенко (1846-1898)

Родился в Полтаве 1 (13) декабря 1846 в семье военного. Окончил Михайловскую артиллерийскую академию в Петербурге (1870), служил в Арсенале, в 1892 вышел в отставку в чине генерал-майора. Учился живописи в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И.Н.Крамского и в Академии художеств (1867-1874). Много путешествовал - по странам Западной Европы, Ближнего и Среднего Востока, Уралу, Волге, Кавказу и Крыму. Был членом (с 1876) и одним из руководителей «Товарищества передвижников». Жил преимущественно в Петербурге и Кисловодске.

Его произведения можно назвать портретом - типом «Кочегар» и «Заключенный» (1878, ГТГ). «Кочегар» - первое изображение рабочего в русской живописи. «Заключенный» - актуальный образ в годы бурного народнического революционного движения. «Курсистка» (1880, ГРМ) молодая девушка с книжками идет по мокрой петербургской мостовой. В этом образе нашла выражение вся эпоха борьбы женщин за самостоятельность духовной жизни.

Ярошенко был военным инженером, высокообразованный с сильным характером. Художник передвижник служил своим искусством революционно - демократическим идеалам. Мастер социального жанра и портрета в духе «передвижников». Завоевал себе имя островыразительными живописными композициями, взывающими к сочувствию к миру социально-отверженных. Особого рода тревожная, «совестная» экспрессия животворит лучшие портреты работы Ярошенко (П.А.Стрепетова, 1884, там же; Г.И.Успенский, 1884, Картинная галерея, Екатеринбург; Н.Н.Ге, 1890, Русский музей, Петербург). Умер Ярошенко в Кисловодске 25 июня (7 июля) 1898.

3.4 Иван Николаевич Крамской (1837-1887)

Родился в Воронежской губернии в семье мелкого чиновника. С детства увлекался искусством и литературой. По окончании уездного училища в 1850 году служил писцом, затем ретушером у фотографа. В 1857 году оказался в Петербурге работал в фотоателье. Осенью этого же года поступил в Академию художеств.

Преобладающей областью художественных достижений оставался для Крамского портрет. Крамского в жанре портрета занимает личность возвышенная, высокодуховная. Он создал целую галерею образов крупнейших деятелей русской культуры - портреты Салтыкова - Щедрина (1879, ГТГ), Н.А. Некрасова (1877,ГТГ), Л.Н. Толстого (1873,ГТГ), П.М. Третьякова (1876, ГТГ), И.И. Шишкина (1880, ГРМ), Д.В. Григоровича (1876, ГТГ).

Для художественной манеры Крамского характерна некоторая протокольная сухость, однообразие композиционных форм, схем так как в портрете заметны черты работы ретушером в молодости. Отличается портрет А.Г. Литовченко (1878, ГТГ) живописным богатством и красотой коричневых, оливковых тонов. Были созданы также собирательные работы крестьян: «Полесовщик» (1874, ГТГ), «Мина Моисеев» (1882, ГРМ), «Крестьянин с уздечкой» (1883, КМРИ). Неоднократно Крамской обращался к такой форме картины, в которой соприкасались два жанра - портретный и бытовой. Например произведения 80 - х годов: «Неизвестная» (1883, ГТГ), «Неутешное горе» (1884, ГТГ). Одной из вершин творчества Крамского является портрет Некрасова, Автопортрет (1867, ГТГ) и портрет агронома Вьюнникова (1868, Музей БССР).

В 1863-1868 годах Крамской преподавал в Рисовальной школе общества поощрения художников. В 1870 году Крамской стал одним из создателей ТПХВ. При письме портрета Крамской чаще прибегал к графической технике (применение сусла, белил и карандаша). Так выполнены портреты художников А.И. Морозова (1868), Г.Г. Мясоедова (1861) - ГРМ. Крамской - художник большого творческого темперамента, глубокий и оригинальный мыслитель. Он всегда боролся за передовое реалистическое искусство, за его идейность и демократическую содержательность. Плодотворно работал как педагог (в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, 1863-1868). Умер Крамской в Петербурге 24 марта (5 апреля) 1887.

3.5 Илья Ефимович Репин (1844-1930)

Родился в Чугуеве в Харьковской губернии в семье военного поселенца. Первоначальную художественную подготовку получил в школе типографов и у местных художников И.М. Бунакова и Л.И. Персанова. В 1863 году приехал в Петербург, занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художников у Р.К. Жуковского и И.Н. Крамского, затем был принят в Академию художеств в 1864 году.

Репин один из лучших портретистов эпохи. Целая галерея образов его современников создана им. С каким мастерством и силой запечатлены они на его полотнах. В портретах Репина все продуманно до последней складки, выразительна каждая черта. Репин обладал величайшей способностью чутьем художника проникать в самую суть психологических характеристик продолжая традиции Перова, Крамского, и Ге, он оставил образы знаменитых писателей, композиторов, актеров, прославивших русскую культуру. В каждом отдельном случае он находил разные композиционные и колористические решения, которыми наиболее выразительно мог раскрыть образ человека изображенного на портрете. Как остро щурится хирург Пирогов. Мечутся скорбнопрекрасные глаза артистки Стрепетовой (1882, ГТГ), а как написаны острое, умное лицо художника Мясоедова, вдумчивый Третьяков. С беспощадной правдой написан им «Протодьякон» (служитель церкви 1877, ГРМ). С душевным теплом написан больной М.П. Мусоргский (1881, ГТГ), за несколько дней до смерти композитора. Проникновенно исполнены портреты молодого Горького, мудрого Стасова (1883, ГРМ) и др. «Осенний букет» (1892, ГТГ) портрет дочери Веры, как солнечно сияет в теплой тени соломенной шляпы личико дочери художника. С большой любовью Репин передал лицо привлекательное своей молодостью, жизнерадостностью, здоровьем. Просторы полей, ещё цветущие, но тронутые желтизной травы, зеленые деревца, прозрачность воздуха вносят в произведение бодрящее настроение.

Портрет был не только ведущим жанром, но и подосновой творчества Репина вообще. При работе над большими полотнами он систематически обращался к портретным этюдам для выяснения облика и характеристике персонажей. Таков Горбун портрет, связанный с картиной «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883,ГТГ). С горбуна Репин настойчиво подчеркивал прозаичность, убожество одежды горбуна и всего его облика, обыденность фигуры больше, чем её трагизм и одиночество.

Значение Репина в истории Русского Искусства громадно. В его портретах в особенности сказалась его близость к великим мастерам прошлого. В портретах Репин достиг высшей точки своей живописной мощи.

Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Он создает острохарактерные народные типажи, многочисленные совершенные образы деятелей культуры, грациозные светские портреты (Баронесса В.И.Икскуль фон Гильдебрандт, 1889). Особенно красочно-задушевны образы родных художника: целый ряд картин с женой Репина Н.И.Нордман-Северовой. Виртуозны и его чисто графические портреты, исполненные графитным карандашом или углем (Э.Дузе, 1891; Княгиня М.К.Тенишева, 1898; В.А.Серов, 1901). Репин проявил себя и как выдающийся педагог: был профессором-руководителем мастерской (1894-1907) и ректором (1898-1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой.

После Октябрьской революции 1917 художник оказывается отъединенным от России, когда Финляндия обретает независимость, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с К.И.Чуковским). Репин умер 29 сентября 1930. Чуковский в 1937 выпустил сборник его мемуаров и статей об искусстве (Далекое близкое), неоднократно затем переиздававшийся.

3.6 Валентин Александрович Серов (1865-1911)

Родился в Петербурге в семье композитора А.Н. Серова. С самого детства В.А. Серова окружало искусство. Учителем был Репин. Серов работал около Репина с раннего детства и очень скоро обнаружил талант и самостоятельность. Репин направляет его в Академию художеств к П.П. Чистякову. Молодой художник завоевал уважение, а его талант вызвал восхищение. Серов написал «Девочка с персиками». Первое крупное произведение Серова. Несмотря на небольшой размер, картина кажется очень простой. Она написана в розово-золотистых тонах. Получил премию Московского общества любителей художеств за эту картину. На следующий год Серов написал портрет своей сестры Марии Симонович и назвал Впоследствии «Девушка, освещенная солнцем» (1888). Девушка сидит в тени, а лучами утреннего солнца освещена поляна на втором плане.

Серов стал модным портретистом. Перед ним позировали известные писатели, аристократы, артисты, художники, предприниматели и даже цари. В зрелом возрасте Серов продолжал писать близких, друзей: Мамонтова, Левитана, Остроухова, Шаляпина, Станиславского, Москвина, Ленского. Серов выполнял заказы коронованных - Александра III и Николая II. Император изображен в простой тужурке Преображенского полка; эту картину (уничтоженную в 1917, но сохранившуюся в авторской реплике того же года; Третьяковская галерея) зачастую считают лучшим портретом последнего Романова. Мастер писал и титулованных чиновников, и коммерсантов. Над каждым портретом Серов работал до изнеможения, с полной самоотдачей, так как если бы начатая работа была его последней работой.Впечатление спонтанного, легкого артистизма усиливалось в образах Серова и потому, что он свободно работал в самых различных техниках (акварель, гуашь, пастель), сводя до минимума или вообще на нет различие между этюдом и картиной. Равноправным видом творчества постоянно пребывал у мастера и черно-белый рисунок (самоценность последнего закрепилась в его творчестве с 1895, когда Серов исполнил цикл зарисовок животных, работая над иллюстрированием басен И.А.Крылова).

На рубеже 19-20 вв. Серов становится едва ли не первым портретистом России, если кому-то в этом плане и уступая, то лишь одному Репину. Кажется, что лучше всего ему удаются образы интимно-лирические, женские и детские (Н.Я.Дервиз с ребенком, 1888-1889; Мика Морозов, 1901; оба портрета - Третьяковская галерея) либо образы людей творчества (А.Мазини, 1890; К.А.Коровин, 1891; Ф.Таманьо, 1891; Н.А.Лесков, 1894; все - там же), где красочная импрессия, свободный мазок отражают душевное состояние модели. Но и более официальные, светские портреты органично сочетают тонкий артистизм с не менее тонким даром художника-психолога. Среди шедевров «светского» Серова - Граф Ф.Ф.Сумароков-Эльстон (позднее - князь Юсупов), 1903, Русский музей; Г.Л.Гиршман, 1907; В.О.Гиршман, 1911; И.А.Морозов, 1910; Княгиня О.К.Орлова, 1911; все - там же).

В портретах мастера в эти годы всецело доминирует модерн с его культом сильной и гибкой линии, монументально-броского жеста и позы (М.Горький, 1904, Музей А.М.Горького, Москва; М.Н.Ермолова, 1905; Ф.И.Шаляпин, уголь, мел, 1905; оба портрета - в Третьяковской галерее; Ида Рубинштейн, темпера, уголь, 1910, Русский музей). Серов оставил о себе благодарную память и как педагог (в 1897-1909 преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его учеников были К.Ф.Юон, Н.Н.Сапунов, П.В.Кузнецов, М.С.Сарьян, К.С.Петров-Водкин). Умер Серов в Москве 22 ноября (5 декабря) 1911.

глава. Искусство портретной живописи

Портрет-значительный и важный жанр в искусстве. Само слово «портрет» восходит к старофранцузскому слову «pourtrait», что означает: изображение черта в черту; оно восходит и к латинскому глаголу «protrahere» - то есть «извлекать наружу», «обнаруживать»; позднее - «изображать», «портретировать». В русском языке слову «портрет» соответствует слово «подобень».

В изобразительном искусстве, которому этот термин принадлежит изначально, под портретом подразумевается изображение определенного конкретного человека или группы людей, в котором передан, воспроизведен индивидуальный облик человека, раскрыты его внутренний мир, сущность его характера.

Изображение человека - основная тема живописи. Изучение ее начинается с этюдов головы. Все формальные картины подчинены созданию образа, передаче психологического состояния человека. В живописи изображение человеческой головы с натуры должно отвечать нашему привычному объемному видению и пониманию окружающего мира.

Приемы живописи головы в русской академической школе первой половины ХIХ века продолжают традицию лепки формы с помощью сильных и горячих теней. Мы можем судить об академических методах, рассматривая работы О. Кипренского, К. Брюллова, А. Иванова. Нельзя считать академические приемы чем-то одинаковым у всех художников, но общее для воспитанников академии - дисциплина формы.

Портрет может считаться вполне удовлетворительным, когда переданы интимно - личностные черты изображенного человека, когда воспроизводят оригинал в точности, со всеми чертами его внешности и внутреннего индивидуального характера, в наиболее привычной его позе, с наиболее свойственной ему экспрессией. Удовлетворение этого требования входит в круг задач искусства и может приводить к высокохудожественным результатам, если исполняется даровитыми мастерами, влагающими в воспроизведение действительности свой личный вкус и чувство природы.

Живопись - прежде всего изображение формы, объема. Поэтому часто предварительно прорабатывается форма одним цветом точно со всеми деталями. Потом света писали холодными, густо, фактурно; тени горячими, прозрачно, пользуясь лаками, маслами, смолами. Все это относится к живописи маслом. Акварели того времени - только подкрашенный рисунок, а темпера применялась для церковных росписей, далеких от работ с натуры.

Большое значение в академической живописи имела последовательность работы, система. Лессировки по сухому и мокрому придавали голове окончательную форму, цвет, выражение. Но, вероятно некоторые головы К.П. Брюллов писал сразу, сохраняя при этом строгую лепку, холодные света и горячие тени. Те же горячие тени лежат на портретах И. Н. Крамского. Краснота их смягчается обычно рассеянным музейным светом. Но если на портрет упадет луч солнца - поражаешься условной яркости красных теней.

Импрессионисты обратили наибольшее внимание на то значение, какое имеют теплые и холодные света в лепке живой головы. Или света холодные, а тени теплые, или наоборот. В каждой модели подбирают условия обстановки, исходя из цвета лица, одежды общего облика. Для создания интересного освещения используют экраны - картон, холст, бумагу. Экраном можно затемнить часть фона или одежды, отчего лучше выступит лицо.

Сохраняя подготовительный этюд М. А. Врубеля к портрету Н. И. Забелы - Врубель, где нанесены карандашом границы всех цветовых изменений. Поверхность лица разбита на очень мелкие площадки, наподобие мозаики. Если заполнить каждую из них соответствующим цветом - портрет будет готов.

В портретном образе отражается не только модель, но и сам художник. Поэтому автора и узнают по его произведениям. Один и тот же человек выглядит совершенно различно в портретах разных художников. Ведь каждый из них вносит в портрет свое отношение к модели, к миру, свои чувства и мысли, свою манеру видеть и ощущать, свой душевный склад, свое миросозерцание. Художник не просто копирует модель, не только воспроизводит её облик - он сообщает свои о ней впечатления, передает, выражает свое представление о ней.

Портретному жанру принадлежало большое место в системе академического обучения, поскольку педагоги начала ХIХ века видели именно в изображении человека путь непосредственного обращения художника к натуре.

По мере развития и утверждения в русском искусстве демократических тенденций в процессе решения общих творческих задач наблюдается сближение поисков в разных жанрах и особенно в портретной живописи.

Работа над портретом приводит художника к тесному соприкосновению с представителями различных социальных слоев современного общества, а работа с натуры значительно расширяет и углубляет понимание психологии воплощенных образов в картине. Портретная живопись обогащается типическими народными образами. Углубляется психологическая характеристика изображаемого в портрете человека, его нравственное, социальное осмысление. В портрете особо ощущается характерные для передвижников не только критическое отношение к жизни, но и поиски положительного образа, с наибольшей силой проявляющиеся в изображениях представителей интеллигенции.

Русское искусство имеет богатые традиции реалистической портретной живописи, идущие от XVIII века, оставившего значительное наследие. Они плодотворно развивались и в первой половине XIX века. В эти эпохи именно портрет, относительно свободный от власти канонов, по реалистической полноте своих образов шёл впереди и сюжетной - исторической, и бытовой живописи, которая делала в русском искусстве лишь первые шаги.

Лучшие портретисты XVIII века и первой половины XIX века доносят до нас типические черты своих современников. Но задачи типизации при сохранении индивидуального в человеческом образе вступали в противоречие в этих портретах с господствовавшей классической концепцией, в которой типическое понималось как отвлеченное от индивидуального. В передвижническом же портрете мы встречаем как обратное понимание типического: чем глубже проникновение в индивидуальность человека, чем конкретней и ярче воссоздан его образ, тем отчетливее выступают в его портрете общие черты, сложившиеся под воздействием определенных жизненных условий.

Список литературы

  1. Алешина Л.С. Русское искусство XIX - начала ХХ века -М., « Искусство» 1972.
  2. Бенуа А. История русской живописи в XIX веке - М., «Республика» 1999.
  3. Гомберг - Вержбицкая Э.П. Передвижники: книга о мастерах русской реалистической живописи от Перова до Левитана - М., 1961.
  4. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искуство - М., «Высшая школа», 2005.
  5. Искусство портрета. Сборник - М., 1928.
  6. Краткий словарь терминов изобразительного искусства.
  7. Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда - М., «Искусство», 1992.
  8. Матафонов С.М. Три века русской живописи - Сиб., «Китеж» 1994.
  9. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в одном томе - М., 1938.
  10. Рогинская Ф.С. Передвижники - М., 1997.
  11. Щульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.З. Культура России IX - ХХ вв. уч. пособие - М., «Простор» 1996.
  12. Яковлев В.М. О великих русских художниках - М., «Издательство Академии художников СССР» 1952.

Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.З., Культура России IX - XX вв. уч. пособие - М. «Простор», 1996 С. 205

Гомберг - Вержбицкая Э.П. Передвижники: книга о мастерах русской реалистической живописи от Перова до Левитана - М., 1961. С. 44.

Характерные особенности портретной живописи 19 века. В начале 19 века произошли большие изменения в общественной и политической жизни. Портретная живопись незамедлительно откликнулась на перемены, дала им художественное выражение. Уже в первое десятилетие 19 века в ней проявляются отчетливые романтические черты. Самым ярким и творческим воплощением живописи романтизма стал портрет и надолго сохранил свою ведущую роль в искусстве. Наиболее яркое и полное выражение русский романтический портрет получил в творчестве лучшего портретиста первой четверти 19 века – Ореста Адамовича Кипренского (1782-1836).

Фото 1 из презентации «Портреты Кипренского» к урокам изо на тему «Русский портрет»

Размеры: 500 х 587 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать фотографию для урока изо, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа фотографий на уроках Вы также можете бесплатно скачать всю презентацию «Портреты Кипренского» со всеми фотографиями в zip-архиве. Размер архива - 1643 КБ.

Скачать презентацию

Русский портрет

«Русская портретная живопись» - Также включает в себя вопросы и задание для самопроверки учащихся. В презентации указаны основные этапы становления русской портретной живописи. Содержание. Начало XVIII века. Особенности развития русской портретной живописи. Конец XVIII века – начало XIX века. Тема: Особенности развития русской портретной живописи.

«Изображение головы человека» - Изображение черт лица человека. Какие бывают портреты? Рисунок головы человека. Цели урока: Пропорции лица человека. Другие - как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно. Поистине мир и велик и чудесен! Н. Заболоцкий. Лицо и эмоции человека. Какие бывают лица? Иные холодные, мертвые лица Закрыты решетками, словно темница.

«Русский портрет XVIII века» - Проблема физического сходства играет решающую роль Живопись не умеет обобщать, не может увидеть в индивидуальном типичное - «Передразнивание» древней иконной живописи. XVII век – от парсуны – к портрету. «Портрет – единственная область живописи, в которой Россия … временами шла в уровень с Европой» И.Э.Грабарь.

«Фигура человека» - Танец. Скелет играет роль каркаса в строении фигуры. Подведение итогов. 2. Выполнение частей фигурки человечка из альбомного листа. Расположить свои фигурки на «арене цирка» путем приклеивания. У каждого человека свои характерные пропорции. 1. Альбомный лист. 2. Цветная бумага. 3. Ножницы. 4. Клей. 5. Простой карандаш. 6. Фломастеры.

«Портреты» - Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк. Валентина Телегина. Бианки Виталий Валентинович. Борис Валентинович Ширшов. Трутнева Евгения Фёдоровна. Владимир Иванович Воробьёв. Лев Иванович Давыдычев. Виктор Астафьев. Евгений Андреевич Пермяк. Домнин Алексей Михайлович. Ирина Петровна Христолюбова. Тумбасов Анатолий Николаевич.

«Портреты Кипренского» - Обращает на себя наше внимание сочетание наивного чистосердечия и юношеской серьезности. Образы русских женщин. Образ просвещенного человека пушкинской поры. «Портрет К.Н. Батюшкова». Влияние на становление портретной живописи Кипренского творчества зарубежных художников. Мужские портреты. Детские образы.

Всего в теме 14 презентаций

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Как избежать трещин во время кормления грудью? Как избежать трещин во время кормления грудью?