Силуэтный портрет. Искусство силуэта - разговоры обо всем и ни о чем за чашкой кофе

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Тема урока: Средства выразительности графики: пятно, контур, силуэт. Создание коллективной композиции.

Цели и задачи:

    Ознакомить учащихся с общим понятием силуэта, историей появления техники “Силуэт”, определить выразительные средства силуэтной графики; ознакомить с творчеством художника-графика Г. Нарбута;

    Его намерение состояло в том, чтобы метафорически связать историю и будущее города Прага с единственным лучом света, то есть отправить лазерный луч от слуха дома до Староместской площади через парижский класс до самого плеча самого метронома и прорвать его через зеркало к небу. Лазерная технология сегодня не так развита, как сегодня, поэтому реализации этой уникальной идеи не было.

    Владимир 518 и Давид Врбик интерпретируют Зденек Сикору. . Под поверхностью картин он проходит через свои традиционные инструменты двумя способами. Диалог между двумя левитирующими люстрами проходит на площади Кафка. . Специальная художественная установка представит диалог между двумя люминесцентными люстрами, которые также общаются с прохожими. Часто противоречивое восприятие классической люстры, которая в этом случае становится объектом, который берет на себя способность убегать от условностей.

    понимание роли техники силуэта в изобразительном искусстве,

    развивать пространст­венное мышление, воображение, образное видение;

    закреп­ление навыков работы с ножницами, воспитание аккуратно­сти,

точности, умение работать в команде, чувство единства.

Оборудование: ножницы, клей, черная бумага

Зрительный ряд: презентация «Силуэт», работы детей

Тип урока: комбинированный

Ход урока

1 . Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний

Беседа

Какие материалы используют художники-графики?

Назовите выразительные средства графики.

3. Объявление темы урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с силуэтной графикой и создадим коллективную силуэтную композицию в стиле покадрового мультфильма по сказке Владимира Сутеева «Под грибом».

4. Изучение нового материала

Одной из языковых возможностей графики является силуэтное рисование.

В широком смысле «силуэт» - характерное очертание предметов, как в природе, так и в искусстве, подобные его тени. В узком смысле «силуэт» - вид рисунка, т.е. плоскостное однотонное изображение фигур и предметов. Силуэт, нарисованный (тушью или белилами), либо вырезанный из бумаги и наклеенный на фон, образует сплошное, ограниченное контурами, тёмное или светлое пятно на контрастном фоне. В таком рисунке невозможно показать черты лица, или какие-нибудь детали, поэтому внешние очертания каждой фигуры должны быть очень выразительны. Силуэтные портреты делаются обычно в профиль. Силуэты можно не только рисовать, но и вырезать ножницами из чёрной бумаги.

В Европе силуэтное искусство распространилось с XVIII века. При дворе французского короля Людовика XVII министром финансов был некий Этьен де Силуэт (1709- 1767). О нём ходило много анекдотов, и однажды какой-то художник нарисовал на него карикатуру. Она была сделана необычно - как тень. С тех пор этот способ изображения стали называть силуэтом, по фамилии министра.

В начале XVIII века мода на силуэты, возникшая во Франции, в короткое время перекинулась во все стороны Европы, в том числе и в Россию. Излюбленными жанрами стали профильные портреты, бытовые сценки, иллюстрации, натюрморты.

Черные фигурки привлекали и художников ХХ века. Известны прекрасные работы Г.И. Нарбута (создал силуэтный жанр в иллюстрации), Е.С. Кругликовой, Н.В. Ильина (о Пушкине) и других.

Выразительными средствами в силуэтных композициях Силуэты мы встречаем не только на страницах книг, но и в повседневной жизни. Часто силуэты используют при изображении символов, эмблем.

5. Практическая работа

Арт-релакс, в ходе которого учитель рассказывает сюжет сказки, подводя учащихся к созданию мыслеобразов силуэтных картинок по сказке В. Сутеева «Под грибом».

Основные моменты, которые должны усвоить ученики:

Средства выразительности графики: пятно, контур, силуэт;

Пятно на контрастном фоне;

Контур силуэта;

Правильный ракурс для восприятия силуэта;

Отсутствие деталей.

Этапы выполнения работы:

1. Распределение по группам, в каждой группе свое задание: для покадрового расположения на картинках силуэтов необходимо заготовить определенное количество персонажей и фоновых деталей.

Кадр 1. (группа 1) Гриб, Муравей, дерево, тучи, трава, дождь, цветы;

Кадр 2. (группа 2) Гриб, Муравей, дерево, тучи, трава, дождь, цветы, Стрекоза;

Кадр 3. (группа 3) Гриб, Муравей, дерево, тучи, трава, дождь, цветы, Стрекоза, Мышка;

Кадр 4. (группа 4) Гриб, Муравей, дерево, тучи, трава, дождь, цветы, Стрекоза, Мышка, Заяц;

Кадр 5. (группа 5) Гриб, Муравей, дерево, тучи, трава, дождь, цветы, Стрекоза, Мышка, Заяц, Лиса;

Кадр 6. (группа 6) Гриб, Муравей, дерево, тучи, трава, дождь, цветы, Стрекоза, Мышка, Заяц, Лиса;

Кадр 7. (группа 7) Гриб, Муравей, дерево, трава, дождь, цветы, Стрекоза, Мышка, Заяц, солнышко, Лягушка, Воробей.

2. Техника безопасности при работе с ножницами.

3. Определение размеров персонажей, соизмерение с поверхностью листа.

В ходе работы индивидуальный инструктаж.

6. Завершение работы

Сбор композиций по кадрам. Основная мысль сказки. Выводы по уроку.

«ПРИЯТНЕЙШАЯ ТЕНЬ» В РОССИИ

Л.Л. РУДЕНКО

Истоки искусства силуэта уводят нас в глубокую древность…

Искусство изображения чернофигурных контурных сцен дошло до нас на античных сосудах, производимых в Аттике. Античные художники (VI веке до н. э.) виртуозно владели выразительным контуром и штрихом, создавая сложные многофигурные профильные композиции.

С изобретением бумаги в Древнем Китае (105 г. н.э.) появились «китайские тени». Из Китая по Великому шелковому пути они проникают в Западную Европу, где общественная культура начинает осваивать новое искусство. Но к середине XVIII века европейская жизнь искусства «китайской тени» замирает и переживает свой Ренессанс уже во Франции, где и получило название «силуэта».

России увлечение силуэтом приходится на вторую половину XVIII века. Честь знакомства русских с европейским силуэтом принадлежит императрице Екатерине Великой – немецкой принцессе по своему происхождению, и французскому мастеру Ф. Г. Сидо, которого по праву называли «художником ножниц». Он портретировал Екатерину Великую и преподнес ей в подарок её силуэт с подписью «Приятнейшая тень Екатерины II, самодержицы Всероссийской».

В Петербурге мастер работал всего два года с 1782 по 1784, и за столь короткое время создал около 200 портретов. Альбом силуэтов Ф. Г. Сидо «Двор императрицы Екатерины II, ее сотрудники и приближенные» был издан в Петербурге в России 1899 году.

Ф. Сидо. Силуэтные портреты
слева – «Приятнейшая тень Екатерины II» (1729-1796)»,
справа – портрет князя Потёмкина-Таврического (1739-1791)

Ф. Сидо.
слева – Император Пруссии Фридрих Великий (1712-1786)
справа – Папа римский Пий VI (1717-1799).

Приблизительно одновременно с Сидо в Петербурге работал немецкий рисовальщик И.Ф. Антинг (1753-1803),
выпустивший в 1791 г. альбом «Collection de cent silhouettes».

И.Ф. Антинг. Русский учёный Разумовский С.Я. (1734-1812),

В первой половине XIX века силуэтное портретирование становится одним из излюбленных художественных развлечений русского дворянства. «Силуэтную» эстафету подхватывает русский мастер – Федор Толстой (1783-1873), скульптор, медальер, рисовальщик и живописец.

Ф. Толстой. Российский царь Александр Первый (1777-1825)

Ф. Толстой.
слева – Солдат (1812-1820 г.г.),
справа – Человек, читающий книгу (37х35)

Лучшие силуэты Ф.Толстого, посвящены Отечественной войне 1812г.. Особый интерес представляет силуэтная композиция Ф.Толстого «Парад Павловского полка у памятника Суворову» времен императора Николая I (1796-1855).

Ф. П. Толстой. Парад Павловского полка у памятника Суворову
1816 – 1820-е г.г. (Илл.: – 7х21см.)
.

Силуэты Ф. Толстого, изображающие будни русской жизни, привлекают широтой, многогранностью интересов художника. Русские крестьяне в его работах – это достойные, сильные, привлекательные люди, вызывающие глубокое уважение.

Ф. П. Толстой. Сцена в избе. 1816 – 1820-е г.г.
(Илл. прим. – 8х21см.)

В середине XIX века интерес к силуэтному искусству в России почти исчез и вырезывание силуэтов обратилось в профессию странствующих артистов, добывавших себе этим занятием скудный кусок хлеба на публичных гуляньях и ярмарках. Люди светского круга охладели к этому искусству.

Во второй половине XIX века преемницей Ф.Толстого стала «прекрасная Диана». Так современники нарекли Е. Бем (1843-1914). Она создала жанр детских сцен – целый мир детства. Лучшие ее работы навеяны образами детей.

Е. М. Бем. Автопортрет.

Е. Бём. Силуэты из жизни детей (1877).

Новый период возрождения силуэта начинается в конце XIX в. в творчестве русского художника К. Сомова (1869-1939) – «он мастер линий, он маг линий» по выражнию А.Бенуа.

К.Сомов. Заставки к журналу «Золотое руно», 1906 г.:
слева «Поцелуй»; справа «Дама с собачкой».

Но временем настоящего возрождения искусства силуэта стало начало XX – века. Возвращение к традициям прошлого, чтобы понять настоящее – это было совершенно в духе идей Серебряного века. XX век принес новые имена: Нина Симонович – Ефимова (1878-1958), Георгий Нарбут (1886-1920), Михаил Добужинский (1875 – 1957) и Елизавета Кругликова (1865 – 1941).

Н. Симонович-Ефимова. Катание на санках.

Г.Нарбут. Автопортрет с семьей.

Г. Нарбут. И Крылов(1769- 1844), русский баснописец.

С именем М. Добужинского, крупнейшего мастера книжной графики, в истории русского силуэта связан целый ряд «украшательских» виньеток и концовок к журналу «Аполлон», отличающихся декоративностью и причудливостью форм оригинального узора. Добужинский заботится не столько о выразительности черного пятна, сколько о сложной извилистости линий контура, стараясь как можно больше ими рассказать.

М. В. Добужинский. Концовка. 1909 г..

М. В. Добужинский. Мадригал. 1908.

Другим крупнейшим мастером силуэта была Е. Кругликова. Ее творчество отличалось поисками новых современных средств и форм выражения и развивалось в реалистическом направлении.

Е. Кругликова. Силуэтные портреты русских поэтов «Серебряного века»
Слева Б. Пастернак (1890-1960), справа К. Бальмонт (1867-1942)


Е.Кругликова. Силуэтный портрет русского поэта
М. Волошина (1877-1932).

Е. Кругликова. Силуэтные портреты русской поэтессы
А. Ахматовой (1889-1966)

Е. Кругликова. Групповой портрет русских художников Е.Лансере, И.Репина и К.Петрова-Водкина в залах художественной выставки.

Возродившись, искусство силуэта уже не умирало. Его широко использовали и как самостоятельный жанр, и как прикладной для иллюстраций.

Н. Ильин. Царское село. Русский поэт Пушкин А.С. (1799-1837)

В.Гельмерсен. Илл. к роману А.Пушкина «Евгений Онегин»
(Илл. прим. – 7х7см.)

Произведения современных русских художников различных поколений показывают, что искусство силуэтного портрета успешно развивается.

Арина Даур (г.р. 1982)

слева Автопортрет (12х17), справа портрет К.Х. Андерсена

Игорь Бабаянц (г.р. 1940).
Портрет матери.

Александр Гусев (г.р. 1953).

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Как избежать трещин во время кормления грудью? Как избежать трещин во время кормления грудью?