Что это за концепция "теория стакана воды". Стакан воды. Антология сексуальной революции большевизма

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

В статье «О быте: молодёжь и теория стакана воды». Авторство этой теории часто необоснованно приписывают Александре Коллонтай и Кларе Цеткин , которые, хоть и высказывали свободные феминистские взгляды , никогда не примитивизировали их до уровня «стакана воды».

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Аргументация (От общего к частному). Фильм «Стакан воды»

    ✪ Секрет последнего стакана воды

    ✪ ЕГЭ по физике. Сила Архимеда. Теория и задачи

    Субтитры

Истоки

Впервые эта фраза появляется в биографии Фредерика Шопена , написанной Ференцом Листом в середине XIX века (1852), это слова подруги Шопена, главной женщины-эмансипантки той эпохи, Авроры Дюдеван : «Любовь, как стакан воды, даётся тому, кто его просит» . Идеи эмансипации (освобождение от какой-либо зависимости, отмена каких-либо ограничений, уравнение в правах) женщины начали развивать в середине XIX века. Предсказания о том, что социализм уничтожит буржуазную семью, высказывали Маркс и Энгельс.

Марксистские взгляды на взаимоотношения мужчины и женщины

Эти взгляды разделял и поддерживал В. И. Ленин, который предлагал «неуклонные, систематические меры к замене индивидуального хозяйствования отдельных семей общим кормлением больших групп семей» в своей статье «Десять тезисов о Советской власти».

Теорию стакана воды он всё же не считал вполне марксистской, заметив в беседе с Кларой Цеткин:

Вы, конечно, знаете знаменитую теорию о том, что в коммунистическом обществе удовлетворить половые стремления и любовную потребность так же просто и незначительно, как выпить стакан воды. От этой теории «стакана воды» наша молодёжь взбесилась, прямо взбесилась. Она стала злым роком многих юношей и девушек. Приверженцы её утверждают, что это теория марксистская. Спасибо за такой «марксизм».

Луначарскому теория стакана воды не нравилась. Он утверждал, что при социализме сохранится любовь, причём она будет принципиальным образом отличаться от любви буржуазной: «Серьёзная, глубоко-сдержанная, вдумчивая, красивая любовь должна быть у нас взамен разврата буржуазии и „нигилистячего“ взгляда на „голую“ половую потребность».

Теория стакана воды как инструмент пропаганды в период Гражданской и Великой Отечественной войны

Декретъ Саратовскаго Губернскаго Совета Народныхъ Комиссаровъ объ отмене частного владенiя женщинами

Законный бракъ, имевшiй место до последнего времени, несомненно являлся продуктомъ того соцiального неравенства, которое должно быть съ корнемъ вырвано въ Советской Республике. До сихъ поръ законные браки служили серьезнымъ оружiемъ въ рукахъ буржуазiи въ борьбе ея съ пролетарiатомъ, благодаря только имъ все лучшiе экземпляры прекраснаго пола были собственностiю буржуевъ имперiалистовъ, и такою собственностiю не могло не быть нарушено правильное продолженiе человеческаго рода. Поэтому Саратовскiй Губернскiй Советь Народныхъ Комиссаровъ съ одобренiя Исполнительнаго комитета Губернскаго Совета Рабочихъ, Солдатскихъ и Крестьянскихъ Депутатовъ постановилъ:

§ 1. Съ 1 января 1918 года отменяется право постоянного владения женщинами, достигшими 17 л., и до 30 л.

Примечанiе: Возрастъ женщинъ определяется метрическими выписями, паспортомъ, а въ случае отсутствiя этихъ документовъ квартальными комитетами или старостами и по наружному виду и свидетельскими показанiями.

§ 2. Действiе настоящаго декрета не разпространяется на замужнихъ женщинъ, имеющихъ пятерыхъ или более детей.

§ 3. За бывшими владельцами (мужiями) сохраняется право въ неочередное пользованiе своей женой. Примечание: Въ случае противодействiя бывшаго мужа въ проведенiи сего декрета въ жизнь, онъ лишается права предоставляемого ему настоящей статьей.

§ 4. Все женщины, которыя подходятъ подъ настоящiй декретъ, изъемаются изъ частного постоянного владенiя и объявляются достоянiемъ всего трудового народа.

§ 5. Разпределенiе заведыванiя отчужденныхъ женщинъ предоставляетя Сов. Раб. Солд. и Крест. Депутатовъ Губернскому, Уезднымъ и Сельскимъ по принадлежности.

§ 7. Граждане мущины имеютъ право пользоваться женщиной не чаще четырёхъ разъ за неделю ни более 3-хь часовъ при соблюденiи условiй, указанныхъ ниже.

§ 8. Каждый членъ трудового народа обязанъ отчислять отъ своего заработка 2 % въ фондъ народного поколенiя.

§ 9. Каждый мущина, желающiй возпользоваться экземпляромъ народного достоянiя, долженъ представить отъ рабоче-заводскаго комитета или профессiональнаго союза удостоверенiе о принадлежности своей къ трудовому классу.

§ 10. He принадлежащiе къ трудовому классу мущины прiобретаютъ право возпользоваться отчужденными женщинами при условiи ежемесячнаго взноса, указаннаго въ § 8 въ фондъ 1000 руб.

§ 11. Все женщины, объявленныя настоящимъ декретомъ народнымъ достоянiемъ, получаютъ изъ фонда народного поколенiя взпомоществованiе въ размере 280 руб. въ месяцъ.

§ 12. Женщины забеременевшiя освобождаются отъ своiхъ обязанностей - прямыхъ и государственныхъ - въ теченiе 4-хъ месяцевъ (3 месяца до и одинъ после родовъ).

§ 13. Рождаемые младенцы по изтеченiи месяца отдаются въ прiють «Народныя Ясли», где возпитываются и получаютъ образованiе до 17-летняго возраста.

§ 14. При рожденiи двойни родительнице даётся награда въ 200 руб.

§ 15. Виновные въ разпространенiи венерическихъ болезней будутъ привлекаться къ законной ответственности по суду революцiонного времени.

Арх. УФСБ Орловской области, дело № 15554-П

После возмущения горожан, члены Совета поспешили откреститься от декрета и приписать его авторство Михаилу Уварову, владельцу местной чайной, которого они сразу же убили.

Точно не известно, исходил ли этот декрет непосредственно от верхушки советской власти или был следствием безграмотности отдельных местных органов, а может и удачной фальсификацией.

В период Великой Отечественной войны в агитационной брошюре нацистов «Недочеловек» утверждалось, что советские женщины - проститутки. Это прямо исходило из этого и других подобных документов.

Популярность теории в 20-е годы

«Теория стакана воды» (то есть уподобление половых отношений любому другому физиологическому акту, например, утолению жажды) достигла пика популярности в 20-е годы. О теории писала пресса, ей посвящались комсомольские диспуты.

Идеал советской женщины, сложившийся в 30-е годы, существенно отходит от теории стакана воды и от представлений Коллонтай. Советская женщина должна была теперь сочетать трудовые обязанности как в семье, так и во внешней сфере.

Считается, что пропаганда беспорядочности интимных связей, полигамии, промискуитета и прочих видов разврата пришла к нам с Запада вместе с сексуальной революцией, гремевшей во второй половине шестидесятых. Возможно, что «дети цветов» и сыграли определенную роль в формировании современных взглядов на семью во всем мире, но не стоит и умалять значения марксизма в этом процессе. Наиболее ярким проявлением агитации за свободные отношения между мужчинами и женщинами стала «Теория стакана воды» Александры Коллонтай, пользовавшаяся большой популярностью в молодежной среде двадцатых годов, а нынче почти забытая.

Предпосылки возникновения

Маркс определял семью как способ сохранения наследственных прав на нажитое имущество. Она же, в ее буржуазном проявлении, клеймилась позором и называлась инструментом закабаления женщины. Не имевшие отношения к коммунизму сторонницы эмансипации смотрели на брак примерно так же. Прогрессивные теоретики разных толков, проповедовавшие всеобщее равенство, сходились в XIX веке на том, что вскоре понятия «муж» и «жена» отомрут за ненадобностью. При коммунизме собственность как таковая исчезнет, следовательно, и наследовать станет нечего, и отцам не нужно будет переживать о том, похожи ли на них дети. К тому же семьи воспитывают эгоистов, а новому обществу понадобятся люди нового типа, свободные от устаревших взглядов. Педагогическая функция в идеале должна быть обобществлена, как и все остальное. Женщина будет работать наравне с мужчиной и ни в чем не будет ему уступать. Задача создания нового человека получала вполне конкретизированное направление. Новая женщина его родит, а общество воспитает. Просветленные идеей равенства труженики не станут готовить домашних обедов, питаться (а не есть) они отправятся в фабрики-кухни, там их покормят вкусно и полноценно три раза в день. Вот такие теоретические основы имела «Теория стакана воды». Но главное, что возбуждает любопытство обывателя, касается другого вопроса. Как будет происходить «это» при коммунизме?

Пчелы трудовые

Замечательные писатели-сатирики Ильф и Петров, рассуждая о «большом и малом мирах», сравнивали народные достижения в части великих строек и промышленного развития страны с пустячными фокстротиками, обывательскими претензиями на изящность и мещанскими представлениями о быте. В числе атрибутов отсталого мышления они, наряду с комодными слониками, называли выпускавшиеся, очевидно, тогда дамские подмышечники из пробки, названные «Любовью пчел трудовых». Тем не менее сравнивать советских женщин с этими работящими насекомыми придумала именно большевичка Коллонтай. «Теория стакана воды» напрямую связана с понятием «трудовых пчел», которым некогда озадачиваться поиском подходящего трутня для спаривания - они заняты делом.

Носительница идеи и ее олицетворение

Александра Михайловна Домонтович родилась в Петербурге в 1872 году. Она получила очень неплохое образование, хоть и домашнее, но разностороннее. В 1893-м она, по своему выбору, восстав против воли родителей, вышла замуж за В. Коллонтая, небогатого офицера, но через пять лет ушла от него, оставив ему сына. Дальнейшая ее биография связана с революционным движением. По воспоминаниям знавшего А. Коллонтай Ивана Бунина, изложенным в «Окаянных днях», женщина эта обладала двуличной натурой, что выражалось в склонности к переодеваниям. Вот она в рабочей косынка на митинге, а окончился он, тут же - ванна, коробка шоколадных конфет и задушевные разговоры с подругой. Роман Александры с большевиком Дыбенко проходил бурно, причем каждый из партнеров не связывал себя обетом верности. Большевичка продемонстрировала недюжинные дипломатические таланты, хотя и не без некоторых курьезных происшествий. Она избежала сталинских репрессий и благополучно умерла за год до кончины «отца народов». «Теория стакана выпитой воды» стала наиболее известным ее достижением, хотя было и множество других.


Смысл теории Теперь о сути взглядов Александры Михайловны на матримониальные вопросы. Итак, «любовь пчел трудовых» не имеет прямого отношения к высокому чувству, носящему это название. Концепция «Теория стакана воды» укладывается в два слова: «захотел – попил». А нет жажды, так и не надо. Интимные потребности людям будущего удовлетворять следует без излишней траты времени и эмоций, не прерывая по возможности производственной деятельности. Конечно же, столь примитивно эти взгляды не излагались, слог был изысканнее, а теоретическое обоснование просто безупречным, но суть примерно такая. Человек уподоблялся даже не животному, а крылатому насекомому, для которого главным побудительным фактором служил инстинкт размножения. Воспроизводство себе подобных особей также является делом общественно полезным, нужным и даже необходимым. Новая женщина, свободная от предрассудков и условностей, должна была зачинать детей именно так. Все люди равны, следовательно, и выбор отца для будущего потомства значения не имеет. Молодежь двадцатых по своей сути мало отличалась от современной. Стоит ли удивляться тому, что «Теория стакана воды» пользовалась огромным успехом?


Создателем «теории стакана воды» нередко называют Клару Цеткин – основательницу Коммунистической партии Германии, которая прославилась своей борьбой за права женщин. Приписывают авторство и Александре Коллонтай – русской государственной деятельнице, ставшей первой в истории женщиной-послом, а также революционерке Инессе Арманд.

Нельзя отрицать, что подобные взгляды были близки всем этим женщинам, и все же пальму первенства следует отдать не им, а Авроре Дюдеван – французской писательнице 19 в., творившей под псевдонимом Жорж Санд. Ее современник, венгерский композитор Ференц Лист, цитирует изречение писательницы: «Любовь, как стакан воды, дается тому, кто его просит».

Сущность концепции

«Стакан воды» в данном контексте рассматривается как обобщенный образ простейших человеческих физиологических потребностей, которые должны удовлетворяться по мере их появления, вне всякой связи с какими бы то ни было обязанностями. В один ряд с такими потребностями ставятся и отношения полов.

Вот человек голоден – и он что-то съел, он испытывает жажду – и он выпил стакан воды. После этого человек возвращается к своим делам, не вспоминая ни о потребности, которая его больше не беспокоит, ни об обстоятельствах ее удовлетворения. Предполагается, что таким же должно быть отношение к потребности в интимной близости. Никаких условностей в виде моральных запретов или брака быть не должно – они закрепощают женщину, низводя до положения «орудия производства».

Восприятие концепции в обществе

«Теорию стакана воды», как и близкую к ней идею общности жен в начале 20 в. часто приписывали социалистам и коммунистам. В определенном смысле основатели коммунистической идеологии сами давали к этому повод, предсказывая грядущее отмирание семьи. Такие прогнозы высказываются в «Манифесте коммунистической партии» К.Маркса и Ф.Энгельса, в «Происхождении семьи, частной собственности и государства» Ф.Энгельса.

В действительности, К.Маркс, Ф.Энгельс и их последователи против семьи как таковой не возражали и к упразднению брака не призывали. Они критиковали буржуазную семью, построенную на частной собственности и слиянии капитала – такая семья, по мнению теоретиков марксизма, действительно должна исчезнуть. К.Маркс иронизировал по поводу приписывания коммунистам идеи разрушения семьи, указывая, что «общность жен» фактически имеет место в виде проституции и супружеских измен.

Отрицательно относился к этой концепции и В.Ленин: «От этой теории стакана воды наша молодежь взбесилась», – говорит он. И утверждение не было голословным: в 20-е годы эту теорию даже обсуждали на комсомольских диспутах – настолько она была популярна.

Данную концепцию поднял на шит не В.Ленин и его сторонники, а Уваров – член крайне правой монархической организации «Союз русского народа». В 1918 г. в своем «Декрете Саратовского Губернского Совета Народных Комиссаров» он провозгласил «отмену частного владения женщинами». Впоследствии – во время Великой Отечественной войны – на этот документ опирались фашисты, объявляя всех советских женщин «проститутками».

В советском обществе «теория стакана воды» утвердиться не смогла. Она воскресла в 70-е годы 20 в. в виде «сексуальной революции» в странах Запада и в 90-е годы была подхвачена российским обществом.


Знаменитая теория стакана воды

В 2001 году в Сети появилась игра «Как стать революционером?» — германский ответ на американскую забаву «Как стать миллионером?». За два года в эту полит-игру сыграли 130 тысяч немцев, а вскоре вышла и книжка под тем же названием. Среди прочих вопросов один особенно меня заинтересовал:

КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ «ТЕОРИЯ СТАКАНА ВОДЫ»?

А. Анжела Девис
B. Эмма Голдман
C. Александра Коллонтай
D. Роза Люксембург.


Про Анжелу Девис у нас еще многие помнят; Эмма Голдман — американская анархистка и феминистка родом из России. Правильным считался ответ «C», с пояснением: «Александра Коллонтай, политическая активистка в революционной России, призывала женщин потреблять секс как стакан воды — без раздумий, без обязательств и без всякой романтики».

Именно так обычно и пишут, даже в научных книжках: «знаменитая теория «стакана воды» Александры Коллонтай». (Изредка упоминаются еще Клара Цеткин, Инесса Арманд и опять же Роза Люксембург.) Обратимся к источникам — вернее, к одному-единственному источнику. Это мемуарная заметка Клары Цеткин «Из записной книжки», опубликованная в 1925 году. Дело происходит осенью 1920 года; Цеткин, только что вернувшаяся из Германии, беседует с Лениным в его кремлевском кабинете. Впрочем, это не беседа, а нескончаемый ленинский монолог, целый трактат, прочитанный перед одним-единственным слушателем, двадцать три страницы прямой речи вождя. (Как историк замечу, что достоверность такого рода записей задним числом крайне сомнительна.)

Большая часть монолога посвящена «половому вопросу», на который, как и на все остальное, Ильич взирает с высот мировой революции. С этой точки зрения «половой вопрос» только помеха: «Сейчас все мысли работниц должны быть направлены на пролетарскую революцию», нельзя допускать «никакого расточения и уничтожения сил». А что на деле? «Мне так называемая «новая половая жизнь» молодежи — а часто и взрослых — довольно часто кажется разновидностью доброго буржуазного дома терпимости. (...) Вы, конечно, знаете знаменитую теорию о том, будто бы в коммунистическом обществе удовлетворить половые стремления и любовную потребность так же просто и незначительно, как выпить стакан воды. От этой «теории стакана воды» наша молодежь взбесилась, прямо взбесилась». И дальше: «Я считаю знаменитую «теорию стакана вод» совершенно не марксистской и сверх того противообщественной». «Конечно, жажда требует удовлетворения. Но разве нормальный человек при нормальных условиях ляжет на улице в грязь и будет пить из лужи? Или даже из стакана, край которого захватан десятками губ?»

Как видим, «теория» дважды названа «знаменитой». Тем удивительнее, что вся она известна только по мемуарам Цеткин; никаких признаков ее существования — по крайней мере в России — никто до сих пор не нашел.

Александра Коллонтай о «стакане» не говорила, напротив: в своих теоретических работах она защищала «крылатый Эрос» (духовную близость) против «бескрылого Эроса» (чисто физическое влечение). И лишь в ее рассказе «Любовь трех поколений» из сборника «Любовь пчел трудовых» (1923) младшая из трех героинь замечает: «Они мне нравились, и я чувствовала, что нравлюсь им... Все это так просто». «Вас удивляет больше всего, что я схожусь с мужчинами, когда они мне просто нравятся, не дожидаясь, когда я в них влюблюсь? Видите ли, чтобы «влюбиться», на это надо досуг, я много читала романов и знаю, сколько берет времени и сил быть влюбленной. А мне некогда. У нас в районе сейчас такая ответственная полоса». Сама Александра так не думала.

Откуда же взялся «стакан воды»? Ильич (пером Клары Цеткин) разъяснял, что «теория стакана воды» «не нова и не коммунистична. Вы, вероятно, помните, что эта теория проповедовалась в изящной литературе, примерно в середине прошлого века, как «эмансипация сердца». В буржуазной практике она обратилась в эмансипацию тела».

Ильич — или же Клара — допускает существенную неточность. Об «эмансипации плоти» (это более верный перевод) заговорили отнюдь не пресыщенные буржуи, а социалисты-сен-симонисты и, вслед за ними, Генрих Гейне. А в биографии Фредерика Шопена, написанной Ференцом Листом как раз в середине XIX века (1852), приводились слова подруги Шопена, главной женщины-эмансипантки той эпохи:

«ЛЮБОВЬ, КАК СТАКАН ВОДЫ, ДАЕТСЯ ТОМУ, КТО ЕГО ПРОСИТ».

Так что, пока не отыщутся другие свидетельства, творцом «теории стакана воды» будем считать Аврору Дюдеван, более известную под именем Жорж Санд.

Константин Душенко

Введение

Теория стакана воды (теория «бескрылого эроса») - взгляды на любовь, брак и семью, которые были распространены (особенно среди молодёжи) в первые годы советской власти. Заключались в отрицании любви и сведении отношений между мужчиной и женщиной к инстинктивной сексуальной потребности, которая должна находить удовлетворение без всяких «условностей», так же просто, как утоление жажды (заняться сексом просто, как выпить стакан воды).

Критически разобрана А.Луначарским в статье «О быте: молодёжь и теория стакана воды». Авторство этой теории часто необосновано приписывают Александре Коллонтай и Кларе Цеткин, которые, хоть и высказывали свободные феминистские взгляды, никогда не примитивизировали их до уровня «стакана воды».

Идеи эмансипации (освобождение от какой-либо зависимости, отмена каких-либо ограничений, уравнение в правах) женщины начали развивать в середине XIX века. Эти идеи поддержали марксисты. Предсказания о том, что социализм уничтожит буржуазную семью, высказывали классики марксизма, в частности Энгельс и Ленин. Ленин тем не менее отрицательно относился к теории стакана воды и называл её «совершенно немарксистской и сверх того противообщественной». «Конечно, жажда требует удовлетворения. Но разве нормальный человек при нормальных условиях ляжет на улице в грязь и будет пить из лужи? Или даже из стакана, края которого захватаны десятком губ?»

Теория стакана воды по своим идеям схожа с сексуальной революцией шестидесятых годов XX века на Западе.

1. Концепция новой женщины

Концепция новой женщины родилась во второй половине XIX века. Новую женщину описали в своих произведениях Жорж Санд, Генрик Ибсен, Николай Чернышевский и Иван Тургенев.

2. Марксистские взгляды на взаимоотношения мужчины и женщины

Марксистские взгляды на взаимоотношения мужчины и женщины и на функции семьи подробно изложены Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Согласно Энгельсу, семья является надстройкой над экономическим базисом. Например, моногамию Энгельс трактует как способ передачи богатств по наследству своим биологическим детям. По Энгельсу, семейное хозяйство при социализме должно стать частью общественного труда, а уход и воспитание за детьми - общественным делом. В связи с этим семья просто отомрёт. Отмирание буржуазной семьи предсказывает также «Манифест коммунистической партии».

Эти взгляды разделял и поддерживал В. И. Ленин, который предлагал «неуклонные, систематические меры к замене индивидуального хозяйствования отдельных семей общим кормлением больших групп семей» в своей статье «Десять тезисов о советской власти».

Теорию стакана воды он все же не считал вполне марксистской, замечая:

Вы, конечно, знаете знаменитую теорию о том, что в коммунистическом обществе удовлетворить половые стремления и любовную потребность так же просто и незначительно, как выпить стакан воды. От этой теории «стакана воды» наша молодёжь взбесилась, прямо взбесилась. Она стала злым роком многих юношей и девушек. Приверженцы её утверждают, что это теория марксистская. Спасибо за такой марксизм.

Клара Цеткин, «О Ленине»

Луначарскому теория стакана воды не нравилась. Он утверждал, что при социализме сохранится любовь, причём она будет принципиальным образом отличаться от любви буржуазной: «Серьёзная, глубоко - сдержанная, вдумчивая, красивая любовь должна быть у нас взамен разврата буржуазии и „нигилистячего“ взгляда на „голую“ половую потребность».

3. Популярность теории в 20-е годы

«Теория стакана воды» (то есть уподобление половых отношений любому другому физиологическому акту, например, утолению жажды) достигла пика популярности в 20-е годы. О теории писала пресса, ей посвящались комсомольские диспуты.

4. Образ советской женщины

Идеал советской женщины, сложившийся в 30-е годы, существенно отходит от теории стакана воды и от представлений Коллонтай. Советская женщина должна была теперь сочетать трудовые обязанности, как в семье, так и во внешней сфере.

6. Источники

    Воспоминания о В. И. Ленине. - 1957 Т. 2. - С. 483-484.

Примечания

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_стакана_воды

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Стрижки по форме лица для женщин и девушек Стрижки по форме лица для женщин и девушек Разводы в молодых семьях Разводы в молодых семьях Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность