Чувствует ли ребенок боль матери в утробе. Что чувствует ребенок, когда находится в утробе матери? Эмоции, опасные для жизни. Что видит, слышит и чувствует ребенок в утробе матери

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Многие женщины вынашивают плод, не подозревая, что чувствует ребенок в утробе матери . Но его эмоции начинают свое развитие рано. С помощью современных исследований ученые узнали удивительные вещи о маленьком ребенке, который еще не родился.

Как влияет состояние матери на ребенка

Как только началось развитие малыша в утробе, каждое слово оказывает влияние на него. Женщине рекомендуется особенно следить за своим физическим и психологическим состоянием в первый и третий триместры, так как они являются достаточно сложными.

С 3-го месяца малыш начинает ощущать прикосновения, слышать звуки, чувствовать эмоции. Если будущая мать спокойная, тогда он успокаивается, но от агрессивной речи он становится беспокойным. Если часто повторять какие-то фразы, кроха в животе у мамы способен их запомнить.

Что чувствует ребенок

Ребенок в животе у мамы ощущает чувства из-за гормонов, которые появляются в материнском организме. Если женщина испугалась или расстроилась, вырабатываются гормоны стресса. Они доходят к малышу через кровоток, поэтому он начинает ощущать те же чувства. Если будущая мать находится в спокойном счастливом состоянии, тогда в крови появляются эндорфины, гормоны счастья. В результате малыш также их получает, от этого он радуется. Такие процессы наблюдаются еще вначале беременности.

Во втором триместре происходит развитие слуха, вкусовых рецепторов, открываются глаза. Но что чувствует ребенок в утробе матери:

  1. Врачи заметили, что во время малыш кривится от горьковатого вкуса околоплодных вод, но он охотно их поглощает, если у них чувствует сладость. Когда беременная женщина употребляет пищу, околоплодные воды впитывают вкус еды. Если женщина ела сладости, тогда и они становятся сладкими.
  2. До 17 недели кроха уже имеет острый слух. Ему доходят звуки из окружающей среды. Это может быть голос, музыкальные композиции. В таком маленьком возрасте ребенок запоминает частые звуки, поэтому после рождения, когда снова их услышит, он успокаивается. Исследования доказали, что классическая музыка положительно влияет на кроху, она его усыпляет. Родителям рекомендуется говорить с малышом в утробе, чтобы он узнал знакомые голоса после рождения. Они его также будут успокаивать.
  3. Малыш во втором триместре чувствует, когда кто-то прикасается к животу. Особенно это заметно на поздних сроках. Когда мать гладит живот, она способна почувствовать ребенка. Он может сделать ответный толчок, начать выгибаться.
  4. Можно только представлять, что чувствует ребенок в утробе матери. Ведь его ощущения разные. Было доказано, что он начинает видеть сновидения. Когда человек спит, и ему что-то снится, его глазные яблоки двигаются. Именно такое явление можно увидеть у малыша на 22 неделе беременности.
  5. Ребенок чувствует все переживания женщины. А они особенно часто появляются перед родами. Нередко будущая мать боится перед рождением ребенка, этот страх ощущает и малыш. По этой причине врачи советуют женщине постараться успокоиться, общаться с крохой в период схваток, чтобы он убедился, что ничего плохого не происходит. От этого ребенок родится намного спокойнее.

Как реагирует ребенок

Между женщиной и ее ребенком существует огромная связь. Малыш реагирует на изменения в настроении матери. Если случилась неприятность, он также будет переживать по этому поводу. По этой причине в период вынашивания плода не нужно переживать по пустякам. Ведь ребенок плачет только с мамой, поэтому стоит избегать слез.

Если у матери прекрасное настроение, она ощущает радость, тогда и крохе становится хорошо. Несмотря на то, что ребенок еще находится в утробе матери, он умеет улыбаться и веселиться.

Но не только радость и счастье ощущает малыш. Он реагирует и на стрессовые ситуации, печаль. Если мать находится в депрессивном состоянии, у нее ухудшается настроение, а в кровь поступает гормон кортизола, который дойдет и к плоду. В такой ситуации мало кто подозревает, что чувствует ребенок в утробе матери. Но его настроение также ухудшается, отчего он способен ощущать грусть и даже начать плакать. Это было доказано учеными.

Что хорошо, а что плохо для плода

Малыш ощущает все:
  1. заботу;
  2. радость;
  3. любовь;
  4. гнев;
  5. плач матери.
Одни эмоции беременной женщины хорошо влияют на плод, а другие – плохо. В первую очередь стоит запомнить, что все чувства матери передаются ее ребенку. Злость, крик плохо влияют на кроху, а радость и нежность доставляют ему удовольствие.

Специалисты рекомендуют следить за звуками, разговорами и даже мыслями. Будет полезно читать вслух сказки, смотреть положительные фильмы. Стоит отказаться от триллеров, мелодрам, боевиков, ужасов, так как они вызывают бурные эмоции. Лучше не слушать тяжелую музыку.

Каждой женщине стоит задуматься, что чувствует ребенок в утробе матери . Ей необходимо научиться контролировать свои чувства и эмоции, чтобы вырос ребенок, наполненный счастьем и радостью. Свое маленькое сокровище необходимо оберегать от негатива и злости.

Все беременные знают, что с младенцем в утробе нужно разговаривать, поскольку это идет на пользу малышам, ведь они, находясь в животе у матери, многое слышат. В этой статье мы расскажем, как развивается слух у плода, когда он начинает слышать по-настоящему и что именно он слушает в материнской утробе.

Эмбриогенез органов слуха

Процесс формирования органов слуха у малыша является одним из самых сложных. На 4-5 неделе беременности (когда у мамы только начинается задержка месячных) у зародыша появляется зачаток, который впоследствии станет внутренним ухом. На сроке беременности в 7-8 недель начинают формироваться структуры среднего уха. Наружное ухо окончательно формируется в третьем триместре, а отвердение хрящевой ткани ушей происходит незадолго до родов.


До пятого месяца беременности длится очень важный процесс закладки и формирования структур внутреннего уха. Лабиринт окончательно становится твердым к 18 неделе беременности. Слуховые косточки начинают становиться твердыми приблизительно на 3 месяце беременности и завершается этот процесс ближе к родам.

Наружное ухо даже при рождении несовершенно. Мягким остается слуховой проход, и завершается его окончательное оформление только в течение первого года жизни малыша.


Поскольку процесс эмбриогенеза слуха у ребенка еще не до конца изучен и очень многоступенчат, на любой из стадий может возникнуть непредвиденная ситуация, которая может привести к рождению малютки с нарушением слуховых функций.

Укажите первый день последней менструации

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018

Способность слышать

Способность слышать малыш в утробе матери приобретает на 15 неделе беременности. Именно к этому моменту завершаются основные этапы закладки внутреннего уха и уже идут процессы оформления среднего уха. Поначалу восприятие звуков у малыша не такое, как у нас с вами. Он слышит их, но кора головного мозга еще не созрела и не способна анализировать сигналы. Слух плода на 15-16 неделе беременности больше напоминает слуховое восприятие мира рептилиями. Он внутренним ухом улавливает лишь вибрацию, которую создают звуковые волны .


Стук маминого сердца – одна вибрация, громкий звук от падения тяжелого предмета рядом с мамой или звонка будильника – совсем другая вибрация.

Слышать почти как мы, малыш начинает лишь в 26-27 недель беременности. Это означает, что на данном сроке плод уже не просто слышит, а реагирует на звук. Он постепенно учится не просто слышать что-то, но и анализировать услышанное. Новорожденный поворачивает головку на источник звука. Этому он научился в утробе.

Последние три месяца внутриутробного развития малыш с удовольствием слушает звуки. Слух для него в третьем триместре – еще один способ познания мира вокруг.


Что слышно?

Слышно малышу не все. Наивно полагать, что в маминой утробе он пребывает в тишине и благодати, наслаждаясь голосом мамы, которая читает ему сказки. В утробе по уровню шума – почти как на небольшом заводе, и в нем малыш просто физически не может воспринимать все звуки извне. Он постоянно слышит шум кровотока в сосудах, дыхание мамы, перистальтику ее кишечника, стук сердца.

Если мама говорит, он хорошо слышит ее голос. На более поздних сроках беременности плод уже чувствует настроение своей матери по тембру и силе ее голоса. Если будущая родительница кричит, малыш начинает волноваться. На резкие звуки ребенок реагирует усилением двигательной активности. Так проявляется работа слухового нерва по мере формирования центра слуха в коре головного мозга.


Проверить это очень легко. Достаточно включить музыку в наушники и приложить их к животу беременной. Малыш начнет двигаться активнее или, наоборот, изменит поведение, притихнув. Ученые установили, что у ребенка на сроке беременности в 30 недель при этом начинают активизироваться отдельные зоны коры головного мозга – в основном, височные и лобные доли. Именно эти центры отвечают за распознавание разговорной речи, за логику и мышление, за способность к обучению.


Часто мамы спрашивают, на каком сроке беременности можно начинать читать ребенку книжки и общаться с ним. Ответ довольно прост – на любом. Но больше всего пользы для развития малыша будет от колыбельных звуков мамы и ее сказок в сочетании с ласковыми поглаживаниями живота рукой после 25-26 недели беременности. Именно на этом сроке плод начнет анализировать звук, его источник. У него появятся любимые музыкальные композиции, а также звуки, которые ему не нравятся.

Например, большинство беременных отмечают, что малыши после 28 недели беременности довольно нервно реагируют на хлопанье двери, на лай собаки, на звонок механического будильника.

Ребенку обязательно нужно давать слушать музыку. Он не может слышать ее через наушники, если они на ушах у мамы. Музыку в этот момент воспринимает только женщина. Ребенок ощущает ее эмоции и не более того.

Если же музыку включить через динамики, удовольствие от прослушивания получат оба – и мама, и ребенок.


Помните, что все звуки извне для малыша звучат немного приглушенно, ведь мешает брюшная стенка родительницы и околоплодные воды, в которых ребенок находится. Но в общем, он неплохо улавливает происходящее по ту сторону живота.

Именно поэтому не стоит ссориться и кричать, ругаться. Лучше приобщить кроху к классической музыке, нежным детским колыбельным, тогда эти мелодии он узнает и после рождения. Доказано, что новорожденные и грудные дети значительно лучше засыпают под музыку, которая им уже знакома со времен нахождения в утробе. После рождения малыши сразу узнают знакомые голоса – мамин, папин.


О том, когда ребенок в утробе матери начинает слышать, смотрите в следующем видео.

Что слышит плод?

Каково влияние музыки на плод?

Однако, прежде всего, ответим на самый важный вопрос: когда у плода появляется возможность слышать.

Современные специалисты не имеют однозначно точных сведений на этот счет. По данным исследований, проведенных во Франции, первые «слуховые» ощущения плода появляются очень рано. Однако они не являются в полном смысле слуховыми (такими, как их понимаем мы – взрослые). Они носят вибрационный характер. В это время развития кроха не слышит звуки, а только способен воспринимать звуковые колебания как вибрацию. Считается, что на этом этапе у ребенка формируется особая картина мира: все окружающее воспринимается не через звук, а через пульсацию.

В период до 16 недели внутриутробной жизни у ребенка происходит формирование внутреннего уха (органа слуха), которое начинает функционировать приблизительно с 20 - й недели. То есть именно с 20 – ой акушерской недели звуковые волны, которые доходят до плода, постепенно перерождаются и начинают ощущаться как слуховые. До ребенка теперь доходят отдельные звуки, а именно: шумы, издаваемые материнским организмом (кроха слышит громкую пульсацию сердца, мамин голос, шумы легких, звуки перистальтики кишечника и желудка, кроме того малыш воспринимает и шум, который издает кровоток в организме матери, а также кровоток в плаценте). Самыми громкими звуками, которые слышит малыш, являются голос мамы, а также стук биения ее сердца. Это удалось установить исследователям, которые ввели во время родов в матку мини-микрофон.

Звуки внешнего мира доходят до ребенка ослабленными и измененными, что объясняется наличием постоянного внутреннего шумового фона, а также водным окружением.

Современные специалисты высказывают догадки, что новорожденный способен узнавать голос матери, вспоминая его, поскольку уже слышал ранее – в период внутриутробного развития. Более того, ученым удалось доказать наличие слуховой памяти у плода. Американские исследователи провели показательный эксперимент: беременные женщины, начиная с 34 – ой недели вынашивания дважды в день читали своему ребенку вслух одно и то же стихотворение. Новорожденным, которые появились на свет у этих женщин, через некоторое время после рождения, были надеты наушники и дана соска-датчик, которая соединялась с устройством. Устройство могло переключать звучащий в наушниках рассказ в зависимости от характера сосания. Совершая сосательные движения с различной частотой, малыши могли либо прослушивать одно и то же стихотворение, начитанное голосом матери, либо голосом другой женщины. Младенцы старались сосать таким образом, чтобы слышать голос матери. Новорожденные также могли выбрать между несколькими стихотворениями, прочитанными матерью. И каждый раз они отдавали предпочтение уже знакомому – тому, которое слышали в последние месяцы внутриутробной жизни. Данный эксперимент позволил сделать вывод, что малыш узнает голос матери еще в утробе, а также способен различать стихотворения, вероятно по их ритму.

На 6 - 7 месяцах беременности плод способен не только слышать, но и дифференцировать внутренние шумы. Кроме того, малышу вовсе не безразлично, возбужденное или спокойное у матери сердцебиение, грустный или веселый у нее голос, ровное или прерывистое, напряженное дыхание. Если мать взволнована, ритм сердца встревоженный, сбит ритм дыхания, то плод замирает, будто бы предчувствуя опасность. К сожалению, эта опасность становится через некоторое время настоящей – в организм плода попадают гормоны, вызванные негативными эмоциями матери. А гормоны стресса, как известно, способны вызвать ухудшение самочувствия ребенка. Таким образом, можно говорить о способности плода устанавливать связь между характером звука и эмоцией, а затем и с собственным физиологическим состоянием.

В последние месяцы внутриутробного развития (начиная с 8-го месяца), плод воспринимает звуки все более дифференцировано. Французские акушеры провели эксперимент, в результате которого удалось доказать, что ребенок способен слышать не только внутренние шумы (описанные и перечисленные нами выше), но и внешние. Эти звуки из внешнего мира проходят через водную среду, что несколько искажает их. Кроме того, малыш слышит их через шумовую завесу внутренних звуков.

Как проходил эксперимент? Исследователи размещали мини-микрофон в матке роженицы после того, как происходил разрыв плодных оболочек. Датчик регистрировал интенсивность внешних звуков, которые достигали малыша, еще находящегося внутри утробы матери. Вот какие внешние звуки слышал плод, принимающий участие в исследовании: голоса в комнате, а также классическую музыку, которая транслировалась в родильном блоке.

После тридцать второй недели развития малыш способен не только различать внеутробные звуки, но и дифференцировать их. Лучше слышны ребенку низкие звуки, а также шумы, которые окрашены эмоциональным восприятием матери. Эмоции мамы позволяют крохе «разделять» голоса людей, с которыми она общается, на дружеские и враждебные. Если общение не приносит матери удовольствия, если близкие или любые другие люди заставляют ее переживать (что приводит к нервному сердцебиению, появлению тревожных ноток в голосе), ребенок ощущает опасность. И наоборот, если общение с кем-то приносит матери радость, спокойствие, то и ребенок понимает, что с этим человеком он в безопасности. Это знание можно взять на вооружение будущим родителям. Пересмотрите свои взаимоотношения с близкими, постарайтесь избегать людей, которые заставляют Вас нервничать, настройтесь на добросердечное отношение к окружающим. Тем самым Вы защитите еще не рожденного малыша от стресса и страха, которые вовсе не способствуют его благополучному развитию.

Положительный опыт плода – залог успешной адаптации его к новой внеутробной среде после рождения. Новорожденные часто расстраивают своих родителей постоянным жалобным криком. Почему ребенок плачет? Это может быть не связано с дискомфортом и внешними раздражителями. Случается, ребенка мучают воспоминания о том трудном опыте, который ему пришлось пережить в утробе матери. Немаловажное значение доброжелательность голоса беременной, а также положительные эмоции, которые возникают в ответ на внешние звуки. Вот почему беременным рекомендуется слушать музыку!

Влияние музыки на плод

Давайте сначала ответим на вопрос: «С какой недели беременности плод может воспринимать музыку?». Мы уже писали о том, когда плод начинает слышать. Однако восприятие музыки имеет некоторые особенности. Какие?

Специалисты говорят о том, что можно знакомить еще не появившегося на свет малыша с музыкальными произведениями, начиная с 32-й недели. Именно с этого времени плод способен реагировать на тоны музыки, которые проникают в матку (однако музыка должна по своей интенсивности превосходить ее основные шумы).

Как плод реагирует на музыку? Музыкальные звуки способны изменить частоту сердечных сокращений плода, а также оказать влияние на его двигательную активность. Музыку ребенок воспринимает не только на уровне звука. Большое значение для плода имеет эмоциональная сторона музыки – то, как ее воспринимает его мать.

Какую музыку можно давать слушать плоду?

Вне зависимости от эмоций матери есть музыкальные жанры, которые оказывают на кроху определенное, заведомо известное воздействие. Так, например, плод отдает предпочтение музыке классиков, народным песням, старинным романсам и оперным ариям. Тяжелое воздействие на ребенка оказывает грохочущая эстрадная рок-музыка. Более того, негативную реакцию порождают и звуки эстрадной музыки, которая характеризуется четкостью и однообразием ритма и высокой громкостью. Известны случаи, когда малыши буквально заставляли своих матерей покидать концертные залы и помещения дискотек. Плод в таких случаях сильно вертится, настойчиво толкает мать в живот, как бы пытаясь сказать маме: «Мне плохо и страшно в этом громком и душном месте».

С тридцать третьей недели развития ребенок избирательно реагирует на классические произведения, которые ему предлагает для прослушивания музыки. Так, например, музыка Бетховена и Брамса оказывают возбуждающее и волнующее действие, а Моцарт и Вивальди действуют успокаивающе. Ребенок не только избирателен в реакциях, он запоминает музыку и хранит воспоминания о ней всю свою жизнь. Случается, что люди узнают те или иные музыкальные произведения, которые слышали только в утробе матери. Показательна история американского дирижера Бориса Брота, который знакомясь с некоторыми произведениями в первый раз, заведомо знал скрипичную партию еще до того, как перелистывал страницу партитуры. Самому дирижеру не удавалось найти причину данного феномена. Это было похоже на чудо! Ему случилось упомянуть об этом во время разговора с матерью, которая прежде также занималась музыкой, будучи виолончелисткой. Мать просмотрела свои давнишние программы и с удивлением обнаружила, что ее сын «помнит» те произведения, которые она, беременная, разучивала...

Конечно, нет никаких оснований утверждать, что прослушивание классической музыки во время беременности послужит причиной появления на свет музыкально одаренного ребенка. Однако одно представляется очевидным: родится ребенок, восприимчивый к музыке. А это необычайно обогатит всю его жизнь.

Слышит ли будущий ребенок внутри утробы? Насколько хорошо и может ли пугаться громких звуков?

Формирование слухового аппарата

Органы слуха у малыша, по сравнению с другими системами формируются долго и сложно — до 16 недели, после уже происходит «созревание». Закладка начинается на 4 неделе внутриутробного развития из зачатков костей скелета. На 7 неделе у будущего малыша уже есть основы среднего уха. Постепенно органы слуха «вызревают» и начинают функционировать. Раньше 16 недели громкие звуки ребенок не чувствует, соответственно, они никак на него не влияют.

Что слышит ребенок в утробе матери?

Как только, уши эмбриона начинают действовать, он немного слышит, но чтобы хоть что-то услышать, звуки снаружи должны быть очень громкие, например, хлопок от петарды или рок-концерт. Ведь внутри животика у мамы находится амниотическая жидкость, она гасит звуки, плюс мешают вибрации самого тельца зародыша.
На 24 неделе внутриутробного развития, слух будущего младенца значительно улучшается, звук уже преображается в нервные импульсы. С этого периода малыш способен слышать не только громкие звуки, но и музыку. А на 27-30 неделе, слух будущего ребенка настолько зрелый, что различает громкую речь.

Не пугается ли ребенок громких звуков?

Ребенок внутри утробы не слышит очень хорошо, поэтому пугаться звуков не может, но он остро реагирует на состояние матери. Если громкие звуки вызывают стресс у будущей мамы, то малышу от этого тоже будет тревожно. Ко всему, дискомфорт, который испытывает беременная женщина от звуков громких и сверхвысоких или низких частот может негативно повлиять на беременность в целом, вплоть до преждевременных родов.

Какая громкость является допустимой

Чтобы комфортно себя чувствовать, общий шум в доме и на улице не должен быть выше 40 дБ в дневное время и 30 в ночное. В реальности, особенно в условиях города, фоновый шум превышает отметку в 60 дБ. Это не является очень критичным показателем, но у материнского организма вызывает состояние постоянного нервного напряжения.
Отдельную категорию источников звуковых колебаний, вредных для беременности, составляет бытовая техника. Следует избегать длительного просмотра телевизора, работы за компьютером, использования различных бытовых приборов, а так же прослушивания очень громкой музыки, ведь в наушниках звуковые колебания могут превышать отметку 100-120 дБ. При постоянном фоновом звуке городской суеты, устройства, воспроизводящие музыку всегда устанавливаются на повышенное звучание.
Чтобы беременность протекала нормально, избегайте споров, скандалов на повышенных тонах, громкой музыки, звуков работающей техники. Для малыша внешние звуки не приносят вреда даже громкие, но некоторые звуковые колебания могут отрицательно сказаться на состоянии беременности.

Сейчас все чаще говорят не только о пренатальной (т.е. «дорожденческой», если можно так выразиться) диагностике, но и о пренатальной психологии и даже о пренатальной педагогике. Скептики пожимают плечами, энтузиасты утверждают, что приступать к воспитанию ребенка надо чуть ли не до зачатия. Кто прав?

Попробуем рассуждать логически. Корректно ли считать стартовой точкой жизни момент рождения? Понятно, что нет. Только что родившийся ребенок обладает всеми пятью человеческими чувствами: зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом - это доказанный факт (да никто, собственно, всерьез и не подвергает его сомнению - даже самые заядлые скептики). Трудно себе представить, что все это «свалилось» на него сразу - в момент рождения. Известно, что ребенок, родившийся значительно раньше, чем ему «положено», реагирует на звуки и яркий свет. О чем это свидетельствует? По меньшей мере о том, что слуховой аппарат недоношенного ребенка уже в основном сформирован. Есть ли в таком случае у нас основания утверждать, что ребенок до рождения не видит и не слышит?

Откуда мы знаем?

Можно ли достоверно узнать, что чувствует и на что реагирует ребенок, находясь в утробе матери? В определенной степени - да. Чувственное восприятие не может не отражаться на физическом состоянии организма. Мы знаем по себе: сильное волнение заставляет сердце учащенно биться; слыша резкий громкий звук, мы инстинктивно вздрагиваем и т.д. Между прочим, именно на этой неразрывной связи между психикой и физиологией основан принцип действия пресловутого «детектора лжи», изобретенного в начале XX столетия. В первых модификациях этого устройства измеряли кожно-гальваническую реакцию человека, теперь - целый комплекс показателей, и в первую очередь - электроэнцефалограмму. Конечно, «лгуны» давно научились сознательно обманывать хитроумную машину, однако суть не в этом, а в том, что современная наука располагает весьма внушительным арсеналом средств, позволяющих по изменениям физиологических параметров человека зафиксировать его ощущения и даже (в весьма ограниченных пределах, разумеется) его мысли.

Что мы знаем?

Итак, что же достоверно известно современной науке о психо-интеллектуальном внутриутробном развитии ребенка? Не слишком много, но и не так уж мало.

Вкус и обоняние. К 13-й - 15-й неделе вкусовые рецепторы плода практически ничем не отличаются от вкусовых рецепторов взрослого человека. Между прочим, амниотическая жидкость, окружающая плод, может иметь отчетливый запах и привкус сильнопахнущих продуктов и специй, употребляемых в пищу матерью, - кэрри, тмина, чеснока, лука и т.д. (это известно еще с древности). Нет никаких свидетельств в пользу того, что ребенок в утробе может различать эти продукты по вкусу и запаху, однако известно, что недоношенный ребенок, родившийся на 34-й неделе, сразу же после рождения гораздо охотнее сосет сладковатую соску, чем безвкусную (точнее - с резиновым привкусом), - то есть способен отличить один вкус от другого и даже имеет собственные вкусовые пристрастия. Так что не исключено, что, скажем, узбекские дети с самого рождения «любят» плов, в русские - «щи да кашу»…

Зрение. Меньше всего известно ученым о внутриутробном зрении ребенка. С полной уверенностью можно сказать одно: в момент рождения ребенок лучше всего фокусирует взгляд на объектах, находящихся в 20-30 см от него (на таком расстоянии от глаз ребенка находится лицо матери во время кормления грудью).

Слух. Если о развитости обонятельно-вкусовых и зрительных ощущений плода судить довольно сложно, то абсолютно достоверно известно, что ребенок в утробе слышит! В течение большей части внутриутробного периода слух у ребенка, по всей видимости, доминирует над остальными четырьмя чувствами.
Исследования, проведенные около 10 лет назад в Белфасте, показали, что о «реактивном» - т.е. вызывающем реакцию - слуховом восприятии можно говорить уже через 16 недель после зачатия (раньше считалось, что лишь на исходе второго триместра)! Такие результаты поразили ученых: ведь это означает, что ребенок начинает слышать еще до того, как у него… заканчивается формирование ушей и слухового аппарата! Объясняют этот парадокс следующим образом: в процессе слухового восприятия на этом этапе принимает участие не только незрелый слуховой аппарат плода, но и его кожа (орган осязания , интегрирующий вибро-, термо- и болевые импульсы), а возможно, даже и кости. (У плода и у новорожденного ребенка чувства вообще практически невозможно отделить одно от другого - такое явление ученые называют «синестезией».) Полноценный слуховой аппарат формируется у ребенка приблизительно к 24-25-й неделе внутриутробного развития!

Кто лучше слышит?

Как это ни парадоксально, в каком-то смысле еще не родившийся младенец может больше, чем мы с вами: он нас слышит, а мы его - нет. Конечно, с помощью хитроумных лабораторных приспособлений можно не только услышать, но и увидеть малыша, но не переселяться же будущим родителям в кабинет акушера-гинеколога!

Для родителей, желающих начать общение со своим ребенком еще до его рождения, придумано устройство BabySound . Компактное и удобное, оно устроено по принципу электронного стетоскопа и абсолютно безвредно как для матери, так и для ребенка.

Приложите устройство к животу, наденьте наушники - и вы услышите самые удивительные звуки на свете - биение сердца вашего малыша! Что еще можно услышать? Как он ворочается, брыкается (дети есть дети!) и даже… икает (да-да, примерно с 10-й недели он частенько этим занимается)! Вы, если захотите, можете досконально изучить «распорядок дня» вашего крохи: когда он спит (а спит он немало - процентов 90 всего времени) - когда бодрствует, когда весел - когда задумчив. Вы узнаете, смешно ли ему, когда вы смеетесь (между прочим, УЗИ показывает, что, когда мама смеется, ребенок нередко начинает активно двигаться, по мере сил солидаризируясь с ее весельем), и грустит ли он, если вам плохо (согласно данным исследований, когда мама переживает стресс, у плода учащается сердцебиение, так что лучше переключиться с сиюминутной неприятности на мысли о ребенке - вы услышите, как он постепенно успокоится). А еще можно записать все, что вы услышали, на кассету и позже, уже после рождения малыша, проверить наконец, правда ли, что «внутриутробные» звуки успокаивают рыдающего младенца, настраивая его на вдумчиво-ностальгический лад.

Поговори со мною, мама…

Скептики могут сколько угодно фыркать и пожимать плечами, но мы возьмем на себя смелость утверждать, что еще в утробе матери ребенок способен к обучению! Правда, следует уточнить терминологию: родной речи вы его не научите, даже если будете говорить с ним с утра до ночи. Говоря о способности к обучению, мы имеем в виду уровень формирования рефлексов - но и это, согласитесь, немало! Например, в ответ на резкий громкий звук младенец вздрагивает, а его сердце начинает биться значительно чаще (боится?), а вот если этот звук повторяется с достаточной регулярностью, ребенок «привыкает» к нему и перестает реагировать. Успокаивающе действует на младенца и звук материнского голоса. Мало того, доказано (опять же на основании зафиксированных изменений физиологических параметров), что сразу же после рождения младенец узнает голос матери! Что это значит? Это значит, что в течение долгих месяцев, проведенных в утробе, малыш успел привыкнуть к этим звукам и - не побоимся этого слова - полюбить их!

Правда, не стоит думать, что плод в утробе слышит то же, что и мы с вами, и так же, как и мы с вами! Современная техника позволяет вести «репортаж»… прямо из матки. Американские ученые ввели в полость матки беременной женщины миниатюрный гидрофон и немедленно поняли, что материнская утроба - отнюдь не самое тихое место на свете! Чего только не слышит младенец: ток крови в материнских сосудах, бульканье и бурчание, доносящееся из маминого желудка и кишечника, звук ее голоса, пропущенный сквозь «фильтр» многочисленных препон, голоса других людей, доносящиеся извне и приглушенные солидной «звукоизоляцией»: амниотической жидкостью, плодными оболочками и материнской брюшиной… Проведите нехитрый эксперимент: принимая ванну, погрузитесь в воду с головой. Не правда ли, шум наполняющей ванну воды слышен теперь совсем по-другому, а прочие голоса и звуки доносятся как бы из другого мира? Вот вам слабая имитация того, что слышит ваш ребенок. С помощью BabySound вы можете слегка приблизить для него звучание вашего голоса к естественному (кто знает, может, так ему будет проще узнать голоса родителей после выхода из материнской утробы?). Только не напугайте малыша: как мы уже говорили, дети в утробе боятся резких и громких звуков! Можете негромким и нежным голосом… почитать ему сказку. Нет-нет, мы не собираемся утверждать, что он что-нибудь поймет, но он, возможно, запомнит ее звучание. Не так давно американский профессор психологии Энтони Де Каспер предложил одной беременной женщине на последних месяцах беременности ежедневно читать своему малышу какую-нибудь сказку. Будущая мама выбрала «Кота в сапогах». В первые дни после рождения мама, кормя ребенка грудью, читала ему «на выбор» разные сказки. Малыш начинал сосать заметно активнее, когда слышал «любимого» «Кота в сапогах». Можете дать вашему сыну или дочери послушать негромкую мелодичную музыку (что-нибудь вроде «Колыбельной» Брамса). Не все согласны с тем, что услышанная в утробе музыка влияет на дальнейшее развитие ребенка, но в том, что тихая, спокойная мелодия благотворно влияет на состояние плода, сомнений нет.

Одним словом, BabySound может стать помощником в общении родителей (причем не только мамы, но и будущего папы) с ребенком. А общение, как известно, - залог понимания!

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Как избежать трещин во время кормления грудью? Как избежать трещин во время кормления грудью?