Виртуальное общение – что это значит, правила, возможности и риски, плюсы и минусы. Общение реальное и виртуальное Реальное общение что

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. Можно сказать, общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным. В общении можно выделить ряд моментов: содержание, цель и средства. Рассмотрим их более подробно.

Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определённым действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. У человека количество целей увеличивается.

Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому.

Кодирование информации - это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Из определения общения можно сказать, что это сложный процесс, в который входят три составляющие:

  • 1. Обмен информацией между людьми;
  • 2. Организация взаимодействия между индивидами;
  • 3. Процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания.

Изучая материал по теме общения в современном мире, я столкнулась с проблемой, которую поднимают родители, психологи, учителя. Современные дети и подростки все больше времени проводят сидя за компьютером, телефоном в сетях Интернета.

На реальное общение времени остается все меньше и меньше. Меня очень заинтересовала эта проблема, я решила выяснить, насколько виртуальный мир вытесняет реальность. Большинство людей убегают от реальных проблем в виртуальный мир. Проходит время и, не осознавая это, человек начинает понимать виртуальный мир как неотъемлемую часть реального.

В Интернете возможно найти близких людей с одинаковыми интересами, и взглядами на жизнь. Интернет - знакомые не знают вас лично, и можно открыться им, рассказать свои мысли, переживания и мечты. Это то, что мы можем позволить в виртуальном мире. Здесь возможно легко забыть о проблемах. Пользователи социальных сетей пребывают в иллюзии близости, общения.

Виртуальное общение наполнено обманом, как любые другие формы зависимости. Кто-то, зависим от алкоголя, наркотиков, курения, кто-то от социальных сетей.

Учитель: Трясцына Е.М. МОБУ Артакульская СОШ, 2015г

Цель: ответить на вопрос: какое же общение всё-таки лучше: реальное или виртуальное.

Задачи: поговорить виртуальном и реальном общении, указать достоинства и недостатки обоих типов общения, проанализировать.

Здравствуйте, ребята! Вы выбрали для обсуждения очень интересную тему «Виртуальное или реальное общение – ваш выбор».

Наверное вы выбрали эту тему неспроста, может быть вас волнует какая то проблема… Попытайтесь аргументировать ваш выбор… Почему? (Сейчас многие люди слишком много времени для общения проводят в интернете)

Проблема...! Я с вами согласна, тема очень актуальна на сегодняшний день.

Задачи: Мы для себя должны сделать выбор, какому общению отдать предпочтение, а когда мы делаем выбор мы обычно, какое выбираем (лучшее, хорошее). А чтобы определить, что лучше, что нужно сделать? (сравнить) т. е. «+» и «-»

Попытаемся разобраться вместе - какое общение лучше, в чем достоинства и недостатки обоих типов общения

Недавно закончились зимние каникулы, они были длинными, а вы скучали, ребята по школе? А зачем вы ходите в школу (учиться), а в школе вы только учитесь? (нет, еще общаемся)

Немножко странный вопрос… Какое наказание ждет человека за тяжкое преступление? (одиночная камера). Как вы думаете, почему применяют такое наказание, чего лишается человек? (общение) Т.е. Общение – это одна из главных социальных потребностей человека.

Вывод – человеку нужно общение

«Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения» Антуан Экзюпери (франц. поэт, писатель, летчик).

Оно выступает как основная форма нашей жизнедеятельности.

Но какое реальное или виртуальное?

Прежде выясним: какой вид общения мы называем реальным (…), а какой виртуальным? (…)

Назовите места активного виртуального общения (Электронная почта, форумы, конференции, чаты, сетевые игры, гостевые книги, блоги, социальная сеть – все это инструменты, которые позволяет пользователям общаться друг с другом)

Представьте, что вы оказались на месте героя романа Даниэля Дефо Робинзона Крузо на необитаемом острове, только этот остров находится на реке Караидель. У вас есть все самое необходимое для ночлега, запас продуктов. Есть с собой компьютер и выход в интернет. Чем вы будите заниматься? Как вы думаете, как долго вы сможете оставаться в такой ситуации?

Какого общения вам будет нехватать? Но и в реальном общении…давайте послушаем рассказ про Фёклу

«Рассказ про Феклу».

«Фёкла выключила компьютер, накинула куртку, вышла из квартиры и чуть не растянулась, споткнувшись об огромный пакет с мусором.
- Чёрт бы побрал этих соседей, - громко выругалась Фёкла. - Что за свиньи?
Дверь пятнадцатой квартиры приоткрылась, и в проёме показалось лицо соседки.
- Под ноги надо смотреть, кобыла, - язвительно произнесла та.
- Растворись, - огрызнулась Фёкла, - пока я твой мешок тебе на голову не надела.
- Хамло! - выкрикнула соседка и немедленно захлопнула дверь.
- Старая дура! - ответила Фёкла, пнула ногой мусорный пакет, повернула ключ в замочной скважине и направилась к лифту».
В лифте Фекла обнаруживает собачью кучу и ругается с хозяином животного. Беседа заканчивается на оптимистической ноте: «Да пошла ты», - гаркнул хозяин собаки.
В автобусе новый конфликт: «Коззза, - произнесла девушка сквозь зубы и демонстративно отвернулась. Выходя, она намеренно наступила Фёкле на ногу, послав ей при этом ехидную презрительную улыбочку».
Дальше героиню поочередно выводят из себя - «безмозглая тварь» в регистратуре стоматологии, парень в потертых джинсах, не уступивший место в метро.
Фекла возвращается домой в расстроенных чувствах, включает компьютер и пишет о своих злоключениях: «Знаете, сегодня явно немой день. Меня не обхамила только ворона на ветке. И откуда в людях столько злобы…»
Пожаловалась она в блоге. Дальше происходит интересное:
«Соседка из пятнадцатой квартиры досмотрела очередную серию любимого сериала, отставила в сторону миску с чипсами, подошла к компьютеру и открыла френд-ленту. «Милая, не нервничай, - написала она. - Поверь мне, хороших, порядочных людей на свете гораздо больше».
Хозяин собаки, выгуляв своего питомца, вернулся домой, включил компьютер и стал читать френд-ленту. «Не обращай внимания на уродов», - оставил он комментарий. И, немного подумав, написал ещё один: «Ты самая классная».
В том же ключе отписываются в комментах автобусная девушка, «тварь» из стоматологии и «вонючий скунс» в потертых джинсах. «Он открыл ноутбук и зашёл в её журнал. Грустный пост. Её обхамили. Её! Он готов был порвать в клочья этих недостойных. Как, ну как можно хамить такой девушке? Она совсем не такая, как, например, та премерзкая девка в метро, которая мерила его сегодня презрительным взглядом. Она... Он набрался смелости, сделал глубокий вдох и написал ей: «Как бы я хотел встретиться с тобой в реале! Ты самая удивительная девушка на свете».
Героиня растрогана. «Какие всё-таки славные ребята собираются в интернете, - подумала она. - Понимающие, тактичные, всегда готовые поддержать... И почему они никогда не встречаются мне в реале?»

Мнение…(из рассказа) виртуальное лучше, но, наверное, и в нем есть свои плюсы и минусы. Как вы думаете?

Работа в парах: Давайте попробуем обсудить «плюсы» и «минусы» виртуального общения, в парах. Обсудите какой «+» и какой «-» для вас кажется самым важным и выскажите свою точку зрения.

Плюсы:

    Принимать большой объём информацию за короткий период времени и управлять её потоками.

    Взаимодействия людей убыстряются, существует возможность общаться сразу с несколькими участниками коммуникативного процесса, расширяется круг знакомств.

    За человеком остаётся выбор среды общения, собеседников.

    Расширяются возможности общения по интересам, что ведёт к усовершенствованию письменной речи, языка личности и развитию мышления.

    Нет препятствий во времени и пространстве для общения, снимается языковый барьер.

    Виртуальное общение обязывает выражаться правильно и выбирать слова для передачи своих мыслей.

    Можно попробовать себя в разных социальных ролях, это позволяет преодолеть комплексы, социальные барьеры.

    Появляется более демократичная среда.

    С помощью Интернета, зная только имя и фамилию человека, можно найти давнюю подругу, бывшего одноклассника, с которыми по каким-либо причинам вы перестали общаться.

Минусы:

    Отсутствует живая речь. (Нельзя уловить ни нюансов интонации, ни выражения глаз собеседника).

    Нет доступа к невербальной коммуникации (жестам, мимике), «не видно глаз собеседника».

    Существует опасность общения с нездоровыми индивидами.

    Усиливается замкнутость человека

    Невозможно "бродить по просторам" Интернета вдвоем или группой.

    Используется язык, противоречащий нормам обычного общения, специфическая лексика и сокращения.

    Употребление псевдонимов (ников), общение не с реальной личностью, а маской.

    Стирание возрастных и статусных границ.

    Такое общение затягивает, нам сложно оторваться, из-за чего, зайдя на пять минут пообщаться в чат, мы остаемся на несколько часов.

Главный минус общения в сети в том, что это полностью виртуальное, бесконтактное общение! Ведь, согласитесь, что все же значительно приятнее общаться с собеседником и при этом видеть его глаза, мимику, слышать его голос, видеть эмоциональный эффект и реакцию от услышанного.

Опасность зависимости!!!

И помните, что если вы проводите слишком много времени в сети, постепенно вы перестаете замечать реальность, виртуальный мир вытесняет ее, формируется стойкая зависимость , избавиться от которой практически невозможно без помощи специалистов.

Вы, не задумывались, нет ли у вас этой зависимости?

Проведем исследование : На каждый вопрос нужно ответить «да» или «нет»

Чувствуете ли вы некую зависимость от Интернета?

1.Часто ли Вы замечаете, что проводите в онлайн больше времени, чем намеревались?
2.Часто ли Вы пренебрегаете домашними делами, чтобы провести больше времени в сети?
3.Часто ли Вы заводите новые знакомства с пользователями Интернет, находясь онлайн?
4.Часто ли Вы проверяете электронную почту, раньше, чем делаете что-то другое, более необходимое?
5.Часто ли страдают Ваши успехи в учёбе, так как Вы слишком много времени проводите в сети?

6.Часто ли Вы занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда Вас спрашивают, чем Вы занимаетесь в сети?
7.Часто ли Вы ощущаете, что жизнь без Интернета скучна, пуста и безрадостна?

8.Часто ли Вы ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь Вас от пребывания в сети?
9.Часто ли Вы пренебрегаете сном, засиживаясь в Интернете допоздна?
10.Часто ли Вы выбираете провести время в Интернете, вместо того, чтобы выбраться куда-либо с друзьями?

11.Часто ли Вы испытываете депрессию, подавленность или нервозность, если не имеете возможности выйти в сеть?

12. У Вас больше виртуальных друзей, чем реальных?

За каждый ответ «да» ставится один балл, за ответ «нет» - ноль баллов. Подсчитайте баллы и напишите крупно на своем листе их количество.

Посмотрите на полученный результат. Если вы набрали от 0 до 4 баллов, вам пока ничего не угрожает, сеть один из способов времяпровождения. От 5 – до 8 баллов – у вас практически сформировалась зависимость от виртуального общения, но еще не поздно остановиться. Более 8 баллов - Виртуальное общение полностью заменило вам реальность.

Как помочь человеку избежать зависимости?

Попытаемся разработать правила общения в сети Интернет, используя опорные слова. Слайд:

    Помни о

    Никогда не

    Всегда

    Думай о

    Обрати внимание на

    Постарайся

    Посоветуйся с

    Узнай о

    Не забудь

    Ни в коем случае не

Все, наверное, пускали в детстве мыльные пузыри…(мыльные пузыри)

Как вы думаете, с виртуальным общением можно сравнить мыльные пузыри и почему?

Хотели ли бы вы оказаться, с компьютером на месте Робинзона Крузо не на 28 лет, а хотя бы на недельку? Почему?

Закрепление

Итак, какой выбор сделать…(на слайде начало 3-х предложений выбрать одно и законьчить…)

Я ВЫБИРАЮ………………………………….

МНЕ БЛИЗКА…………………………………

Я ПОСТАРАЮСЬ…………………………….

Я думаю, что у каждого из вас сегодня появился повод для размышления, тем не менее, выбор за вами. Я не противница виртуального общения, я лишь за то, чтобы человек оставался самим собой как в реальной, так и в виртуальной жизни. Я желаю вам взаимопонимания с вашими близкими, настоящих друзей, успехов в учебе и всего самого хорошего.

Помахали ручками…

Спасибо, ребята, за отличную работу, приятно было с вами пообщаться.

Виртуальное общение – неотъемлемая составляющая нашего времяпрепровождения. Для многих компьютер – не просто разновидность техники, а скорее собеседник. Само по себе виртуальное общение имеет ряд положительных аспектов: возможность обмениваться информацией с людьми, которые находятся за тысячи километров от нас, поиск единомышленников, способ найти удаленную работу, стать финансово независимым.

Правда, виртуальное общение также может стать причиной появления некоторых проблем , а именно:

Проблема самоидентификации и идентификации. В реальной жизни каждый из нас играет определенную роль, которая накладывает отпечаток на внешний вид, на общение, поведение. При виртуальном общении фактор внешнего вида не имеет значения, ведь можно написать о себе любую информацию. В онлайн-мире возраст, пол, сексуальную ориентацию, социальный статус выбираем мы сами. Например, 15-летний парень может написать о себе, что он – 25-летняя девушка. Стараясь общаться таким образом, чтобы никто не заподозрил несоответствие, такой парень будет непроизвольно вырабатывать у себя не совсем адекватные навыки, вместо того чтобы развивать характерную для своего пола и возраста модель поведения. Как следствие - он вряд ли будет успешен в реальном мире. Кроме того, при виртуальном общении в большинстве случаев не знаешь, с кем общаешься, тем самым затрудняется построение адекватных взаимоотношений. В реальном мире существует модель общения между подчиненным и начальником, учителем и учеником, родителями и детьми. В виртуальном мире эта грань стирается, теряется уважение и самоуважение.

Проблема развития зависимости от виртуального общения. Успешный и популярный человек вряд ли станет искать виртуальных собеседников, когда у него и так хватает друзей и приятелей. Если в реальном мире возникают сложности в общении, тогда многие люди начинают компенсировать этот недостаток в сети, проводя время на всевозможных форумах, в чатах. Заикаясь в жизни, можно быстро печатать, тем самым скрывать свой недостаток. Постепенно развивается желание общаться все больше и больше в онлайн-режиме, перерастая в зависимость, потребность.

Проблема привыкания ко лжи. Многие люди, общаясь виртуально, «разукрашивают» свою биографию, чтобы казаться более значимыми. Постепенно ложь входит в привычку, распространяясь даже на реальную жизнь.

Проблема безответственности. Данная проблема может становиться последствием предыдущей проблемы. Когда виртуальный собеседник не видит тебя, находится от тебя за тысячи километров, ответственность перед ним исчезает. Можно пообещать что угодно, взять на выполнение любую работу и не выполнить, ведь обещание давалось клавиатуре и монитору, а не живому человеку, да и во многих случаях наказать за невыполнение чего-либо в интернете не так-то и просто.

Проблема искажения информации. При помощи слов человек передает около 7% информации, звука и интонации – 38% , за передачу оставшихся 55% информации отвечает мимика, поза, жесты, то есть невербальные коммуникативные средства. При виртуальном общении, чтобы восполнить недостающие 93% передаваемой информации, стали использоваться в текстовых сообщениях всевозможные смайлики, знаки препинания, сокращения . Способны ли они передать весь спектр эмоций? Можно чувствовать нежность, ярость, страх, ненависть, при этом набирать одни и те же слова на клавиатуре. Иногда одна лишь улыбка полностью меняет смысл того, что мы говорим. Как же тогда воспринимать то, что высвечивается на экране монитора? Как холодный текст или так, как того хочется нам?

Проблема употребления специфичной лексики. Чтобы быстрее напечатать какую-то информацию, передать ее собеседнику, используют всевозможные сокращения. Непосвященному человеку будет сложно понять смысл такого сообщения. А в реальном общении всевозможные сокращения и другие особенности, характерные для виртуальной переписки, производят впечатление неграмотности.

Проблема враждебного отношения к «чужакам», не принадлежащим к каким-то сообществам. Люди, проводящие много времени на определенных форумах, в чатах, постепенно друг с другом знакомятся, объединяются в сообщества , появляются негласные правила. Когда непосвященный новичок попадает на такой форум и пытается начать общение, он может быть грубо высмеян, оскорблен постоянными «обитателями» форума. Мелкие ошибки, промахи непосвященного раздуваются до вселенских масштабов. Такой новичок либо постарается заслужить расположение старожил и сам будет в дальнейшем грубо относиться к новым пользователям, либо навсегда покинет этот форум.

Проблема появления онлайн-дневников. Бумажные дневники заводят для того, чтобы излагать свои мысли, делиться с бумагой своими эмоциями, проблемами, зная, что дневник вряд ли будет кто-то еще читать. Онлайн-дневник – полная противоположность бумажному дневнику. Заводя онлайн-дневник, его владелец понимает, что все напечатанное на его страницах будет доступно любому пользователю интернета. Неструктурированные обрывки мыслей, всевозможные фразы «напоказ», ложь, пошлости – результат таких виртуальных дневников.

По материалам сайта comp-doctor.ru

Лет десять назад общение через интернет в основном использовалось в развлекательных целях: чаты, социальные сети, аськи и подобное. Но сегодня интернет-общение еще и полноценный инструмент работы: вебинары и консультации по скайпу, решение групповых задач в общей беседе, обсуждение родителями школьных проблем, уточнение информации при удаленной работе и даже курсы обучения в режиме онлайн. Хорошо это или плохо? Давайте разберемся.

Общение в сети – особый вид коммуникации, при котором люди взаимодействуют через гаджеты и интернет. Стоит определить, что именно подразумевается под общением через интернет: электронная почта, социальные сети, скайп и видеочаты, чаты, онлайн-игры, комментарии под видео или статьями, форумы – в общем, практически все, что дарует интернет.

К особенностям интернет-общения относится:

  • Отсутствие информации (везде, где общение ведется не через камеру).
  • Отсрочка во времени (ответ можно дать гораздо позже полученного сообщения).
  • Устранение каких-либо барьеров (локальных, временных, языковых).
  • Привычное и комфортное место общения, что придает человеку уверенность и спокойствие.
  • Высокий риск дезинформирования и ложных представлений, обманов (О безопасности в сети читайте ).
  • Возможность разговаривать на любые темы и говорить о себе все. Странно, но факт: людям проще рассказать что-то особо постыдное и мучающее их душу (и тем самым освободить себя) незнакомцу в сети, нежели близкому другу.
  • Возможность быть самим собой или наоборот побыть в какой-то другой роли, образе.
  • Отработка письма, если сознательно следить за своей речью. Интернет-общение способно помочь повысить грамотность и улучшить изложение мыслей. А, например, ведение дневника – популярный метод психотерапии.
  • Ухудшение устной речи. На бумаге (клавиатуре, виртуальном листе) проще излагать свои мысли. А если не следить за письмом, то постепенно в речь войдут сокращения и сленги.

Интересный факт: в интернете люди склонны преувеличивать действительность, приукрашать свою жизнь и свой образ, а также показывать себя с лучшей стороны. Общаясь в интернете, мы узнаем только 3 % информации о человеке.

Общение по скайпу приближено к реальному взаимодействию, но все-таки уступает ему. Можно запланировать время соединения, подготовиться к нему и при желании воплотить какой-то образ.

Плюсы интернет-общения

Сам факт общения с разными людьми, устранение любых барьеров – плюс, особенно если речь идет о работе. Именно виртуальное общение позволяет многим людям работать, не выходя из дома. А для тех, кого реальные контакты энергетически истощают (чаще люди ) это настоящая находка.

Все, что касается работы и связано с интернетом – плюс. Не считая сохраняющегося нюанса в виде недостатка невербальных элементов . Это может иногда провоцировать непонимание или неверные представления о человеке. Но это решаемо. На том остановимся и поговорим о досуговом времяпрепровождении в интернете.

Среди плюсов можно назвать следующее:

  • возможность людей, страдающих от , комплексов или , заводить знакомства, находить друзей и партнеров по жизни;
  • добровольность взаимодействия;
  • возможность контролировать смысловую, содержательную, грамматическую и другие стороны информации;
  • возможность тут же найти дополнительный материал и уточняющие факты;
  • возможность прервать общение и отправить человека в черный список (плюс, но спорный);
  • стимулирование собственной мотивации, повышение и придание уверенности в себе (например, ведение дневника и общение с «братьями по разуму» при похудении);
  • развитие мелкой моторики.

Минусы интернет-общения

Общение в интернете ради развлечения мне кажется ущербной формой коммуникации. Да, иногда это единственная возможность (разделяют километры), но в остальных случаях я за реальные контакты. И вот почему:

  • При реальном общении мы видим все реакции собеседника по принципу «здесь и сейчас»: тон и скорость речи, жесты, мимику и так далее. Это снижает риски неверной трактовки информации или обмана.
  • Реальное общение живое. Оно не дает возможности удалить первую мысль. В интернете же человек четко фильтрует то, что пишет.
  • В интернете мы получаем и видим то, что нам хотят показать. В то время как в жизни удается разглядеть гораздо большее, тайны подсознания. Можно хранить гигабайты переписки и по сути не узнать о человеке ничего (а это потраченное время и силы), а можно за получасовую встречу получить полноценное представление о .
  • Сколько ни украшай общение в сети смайликами, оно остается сухим и безэмоциональным. Это, как я уже говорила, хорошо для деловых отношений (хотя тоже не на все 100 %), но плохо для неофициальных отношений.
  • Как правило, в интернете речь претерпевает изменения: сокращения, ошибки, сленг. Постепенно это усваивается и переходит в реальную жизнь (одно виртуальное «СПС», которое так же произносится некоторыми людьми в жизни, чего стоит). Качество речи – важный элемент личности. Интернет не развивает коммуникативно-ораторские .
  • Иллюзорное восприятие, мнимость сходства интересов и взглядов на мир, как следствие – разочарование и чувство утраченного времени. Особенно актуально для знакомств в сети интернет. Что мы видим, если речь идет о печатном варианте общения? Фотографии, картинки, смайлы, знаки и символы – информацию, которую нам хотят сообщить.
  • Взаимодействие через интернет оставляет только само общение как , хотя в жизни оно чаще является элементом другой деятельности (труда, учебы, игры), а поступки и действия ценятся больше, чем слова.
  • Случайная отправка письма не тому адресату, скрины, записи и другие «компроматы».
  • Пока виртуальное общение остается виртуальным, можно создавать и поддерживать любой свой образ. Именно это и формирует у некоторых людей зависимость от интернета. Уход от реальности в выдуманный мир – неадекватная стратегия поведения, а не решение проблем. На какие только ухищрения не идут люди, даже виртуальный секс придумали. Как этот процесс может быть виртуальным? Да, нет шанса забеременеть или заболеть, а в чем истинная проблема? Страх близости, неуверенность в себе, комплексы, несостоятельность в жизни – вот истинные проблемы.
  • Общение в виртуальном пространстве , речь и способы взаимодействия с миром. Чрезмерно «тепличные» условия вредны для личности так же, как и хронический стресс. Если в интернете человек создает свой идеальный и комфортный мир, то постепенно совсем отучается адекватно реагировать на внешние раздражители (а в реальном мире их всегда хватает). Чем чаще раздражение, тем выше желание окончательно погрязнуть в виртуальном общении.

Не будем забывать о возможности анонимного общения. К сожалению, часто это выливается в чувство безнаказанности и вседозволенности. Хотя иногда и проще высказаться анонимно, почувствовать себя увереннее, но можно этим преувеличить свои возможности.

К слову, влияние анонимности и ее использование зависит от индивидуально-личностных особенностей человека. Например, с обусловленной возрастом нестабильной психикой и индивидуальными психологическими проблемами (неуверенность, страхи) подвержены развитию вседозволенности, распущенности в интернете, которая позже переходит в реальную жизнь.

Интернет-общение как способ самовыражения

Безусловно, весь интернет – поле для самовыражения. Чем и пользуются блогеры и видеоблогеры, редакторы журналов, авторы страниц и групп в социальных сетях. Все это – формы общения в сети. Возможность самовыражения сама по себе прекрасна. Вопрос в том, как именно человек решит самовыражаться, что он хочет донести людям и что берет сам. Главное, чтобы не возникло «одиночества в сети»: когда и зрителей много, и почитатели есть, и друзья виртуальные, и комментариев хватает, а счастья в жизни нет, и за помощью обратиться не к кому.

Послесловие

Подводя итоги, хочется сказать, что я за совокупность реального и виртуального общения. Технологическим прогрессом нужно пользоваться, но делать это с умом. Например, можно вечером обсудить что-то с другом и сойтись на том, что при личной встрече все окончательно выяснится.

Как это часто бывает, проблема интернет-общения имеет две стороны. Нельзя оценивать ее по критериям «хорошо/плохо». Важен не сам факт виртуального общения, а суть этого общения и участвующие стороны. Можно общаться с интересными людьми и самореализовываться, а можно просто «убивать время», бегать от самого себя, создавая иллюзию жизни и общения.

Потому нельзя судить о рисках, не зная конкретного контекста. В статье я условно разделила факты об интернет-общении на плюсы и минусы, но, как вы наверняка заметили, каждый из них имеет две крайности: преимущество и недостаток общения в рамках всемирной паутины.

Заменит ли виртуальное общение реальное? Возможно. Хорошо ли это? Нет. Человек – социальное существо, общение – самостоятельная деятельность и составной элемент многих видов деятельности. Без реального эмоционально окрашенного общения мы не можем развиваться и , человеком, индивидуальностью.

Виртуальное общение – в определенной мере . В сети мы общаемся не с людьми, а с их образами (составленными ими или нами), многократно переработанным суррогатом личности. Реальное общение сложнее, выше риски обид и , не всегда есть шанс на ошибку и возможность быть неидеальным, самим собой, но оно гораздо интереснее и полезнее.

Джанталиева Анель

Научно- практическая конференция школьников - "Первые шаги в науку" направление -Психология (исследовательская работа)

Скачать:

Предварительный просмотр:

I.Введение………………………………………………………………………………………..2

II.Основная часть ……… ……………………………………………………………………..3-9

Глава 1.Понятие общения в психологии. Виртуальная реальность и человек……………3-5

Глава 2.Реальное и виртуальное общение «За» и «Против»……………………………………………………………………………………….6-8

Глава 3. Влияние виртуального мира на детское здоровье и психику?.............................8-9

III.Заключение………………………………………………………………………………….10

IV. Библиография………………………………………………………………………………11

I. Введение

«Общайтесь с людьми так, как будто они на самом деле такие,

Какими они хотели бы быть, и вы поможете им стать такими»,

Так говорил великий немецкий поэт Гёте .

Общение – имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Если бы с рождения человек был лишен, возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином. В общении происходит обмен духовными ценностями, передача информации от старшего поколения младшему, от одной нации другой. Очень большое значение для психического развития ребенка имеет общение со взрослым, особенно на ранних этапах его развития. Именно в процессе общения ребенок приобретает важнейшие психические и поведенческие качества. Ребенок максимально нуждается во взрослом. Общение взрослого с ребенком должно носить эмоционально - положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально - положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья.

Выготский Л.С. считал, что отношение ребенка к миру - зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку.

Поэтому так важно заложить основу доверительных отношений между ребенком взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка.

Стремительное развитие техники привело к появлению – виртуального общения . Данный вид общения становится все более и более популярным, человеку не зачем выходить на улицу, чтобы дойти до магазина, нет необходимости ходить в гости, в театр в кино, все можно через Интернет. Взрослый человек имеет некий опыт общения, так как многие родились в эпоху «не всеобщей компьютерной грамотности». Современные дети, рожденные с пультом от телевизора и с компьютерной мышью в руках, часто имеют низкие коммуникативные навыки, так как основное время проводят за виртуальным общением.

Сегодня каждый день множество людей неожиданно открывает для себя существование глобальных компьютерных сетей, объединяющих компьютеры во всем мире в едином информационном пространстве, имя которому - Интернет. Интернет многогранен и нельзя четко определить, что это такое. В настоящее время практически любой человек, обладающий доступом к компьютеру с простейшим модемом, может использовать в своей деятельности огромные, предоставляемые Интернет.

II.Основная часть

Глава 1.Понятие общения в психологии. Виртуальная реальность и человек.

Общение – намеренное влияние и воздействие на поведение, состояние, установки партнера. При общении происходит обмен информацией, взаимовлияние, взаимооценка, сопереживание, формирование убеждений, взглядов, характера, интеллекта.

В настоящее время невозможно представить себе жизнь людей вне общения. Изо дня в день люди во всем мире решают глобальные вопросы, спорят, принимают ответственные решения и просто обмениваются информацией по средствам общения. Общение охватывает особый класс отношений между субъектами, где обнаруживается содействие или противодействие, согласие или противоречие, сопереживание или эмоциональная глухота.

Виртуальное общение представляет собой особый мир, в котором человек может быть самим собой или кем-то другим, не боясь выражать свои эмоции, чувства, совершая самые невероятные поступки, не боясь пожалеть об этом.

Слово "в иртуальный " пришло из квантовой физики, где оно применяется в смысле "возможный, кажущийся" и относится к элементарным частицам в ненаблюдаемых состояниях. По аналогии, "виртуальная реальность" (понятие первым ввел американский предприниматель Д. Ланье) - это кажущийся, иллюзорный мир, противоположный реальному, в который может перенестись человек.

1. Общение в сети принято разделять на два вида:

- Синхронное общение , онлайн общение или общение в режиме реального времени, то есть когда участники находятся в один и тот же момент времени за своими компьютерами, подключенными к сети, а также необходимо, чтобы на компьютерах при этом были запущены одинаковые программные средства. Наиболее популярными видами онлайн общения являются так называемые чаты – быстрый разговор; печатная речь, возможно дополненная мультимедийными возможностями: звук, видео изображение. Программы для организации онлайн общения (программы мгновенным обменом данных) разнообразные, назовем лишь некоторые наиболее популярные, Skype, Googletalk, ICQ, Magent.

- Асинхронное общение в отличие от онлайн может проходить в отсроченном режиме отправки сообщений, не требующем одномоментного пребывания в сети общающихся. К таким видам ресурсов относятся форумы, блоги, электронная почта.

Виртуальное общение должно служить укреплению или построению новых отношений в реале, но никак не разрушению существующих в погоне за призрачными миражами.

Виртуальное дружеское общение строится на общности интересов, ценностей, мировоззрения и может продолжаться без подкрепления общением в реале в течении самого продолжительного времени и способствовать развитию личности обеих общающихся сторон. И такое общение не должно быть в ущерб общению в реале.

В виртуальном общении как никогда актуально правило: чем меньше ожидаешь от собеседника, точнее, чем меньше требований предъявляешь, тем больше шанс не разочароваться и получить положительный опыт и позитивные эмоции от знакомства, общения и интернет-отношений.

В последнее время довольно модно стало говорить о всевозможных социальных сетях, чатах знакомств, интернет-пейджерах, о зависимости людей от них, равно как и о влиянии последних на психику человека виртуальное общение при определённых условиях обернётся для нас рано или поздно социальной болезнью, которая как вирус будет распространятся и заражать одного за другим.

Первое, на что следует обратить внимание, так это на формирование психологической зависимости от интернет-общения в целом и от социальных сетей в частности. В психологии под зависимостью понимают особое поведение человека, выражающееся в том, что та объективная реальность, которая есть в наличии, перестаёт удовлетворять в полной мере духовные потребности личности (потребность в общении, в самоуважении, в реализации своего «Я» и т. д.), что в свою очередь заставляет его искать некую альтернативную реальность, где бы эти потребности могли получить удовлетворение. Это важно понять по той причине, что не всякое виртуальное общение можно назвать зависимостью. Вообще, большой вклад в определение критериев психологической зависимости, равно как и в избавление от них, вносит специальная научная дисциплина – аддиктология. Говорить о психологической зависимости от общения в сети интернет, да и от любого другого виртуального общения, неуместно в тех случаях, когда оно сопровождает деятельность человека, выступает своего рода инструментом.

Любое общение всегда преследует некую цель: это может быть как налаживание социальных контактов, так и организация какой-либо деятельности. В психологии общения выделяют три основные стороны: коммуникативная (обмен информацией), интерактивная (организация взаимодействия) и перцептивная (познание людьми друг друга) .И что виртуальное общение имеет в своей основе потребность, то становится ясным, что основная причина кроется в том, что некая часть населения утратила способность к самореализации в реальном обществе. Это же согласуется с концепцией Адлера, утверждающего, что в основе деятельности человека лежит стремление к собственной значимости, желание быть великим. Он руководствовался мыслью о том, что неполноценность одного из органов обязательно приводит к его компенсации за счёт других. А если орган заменить на некую составляющую самосознания, то проблема предстаёт в несколько ином виде. Мы приходим к тому, что стремление человека раствориться в виртуальном пространстве есть не что иное, как компенсация собственной малозначимости и в собственных глазах, и в глазах значимых людей. Также следует обратить внимание, на наличие у конкретного человека неких комплексов неполноценности, которые он пытается компенсировать путём создания себе аватара на просторах всемирной паутины. Убедиться в правильности этого вывода несложно, достаточно просто полистать страницы пользователей социальных сетей. Мы легко обнаружим массу кричащих ников (имя, выбранное в качестве визитки). Каких имён только не придумают! Но практика показывает, что за громкими псевдонимами обычно скрываются ничем не выделяющиеся личности, которые к тому, же нередко страдают от кучи всевозможных комплексов неполноценности. Для таких людей подобного рода самопрезентация есть не что иное, как реализация нереализованного чувства принадлежности, чувство собственной значимости. Но, и это достаточно важно, такого рода подмена реального «Я» неким вымышленным образом ничего хорошего человеку не приносит, наоборот, это прямой путь к самоуничтожению себя как личности, индивидуальности. Причина проста: придумавший себе некое альтернативное «Я» волей-неволей становится зависимым от этой выдуманной личности, поскольку вынужден скрывать за ней своё истинное лицо. И чем дольше человек упорствует в подмене собственного «Я», тем труднее ему становится, это своего рода замкнутый круг. Ведь рано или поздно человек, скрывающийся за аватаром, вступая во всевозможные социальные контакты, наткнётся на того, кто заинтересует его самого, но того, другого, будет интересовать уже не он сам, а тот образ, который человек, скрывшийся за «супер» - маской, так тщательно состряпал. И случается так, что люди сначала придумывают себе образ, живут бутафорской жизнью, а потом становятся зависимыми от неё же. Ведь казаться кем угодно легко, намного труднее быть кем-то.

Сейчас наблюдается активный рост интернет-пользователей, и если взрослое поколение не особо спешит в виртуальное пространство, то молодёжь, а тем более подростки, проявляют в этом направлении сверхповышенную активность. Многие молодые люди вообще не берут книги в руки и не читают литературные произведения с монитора, нет, они просто налаживают свою виртуальную жизнь, реализовывают себя на просторах бескрайнего виртуального пространства.

Глава 2. Реальное и виртуальное общение «За» и «Против»

Почему общение между людьми из реального постепенно превращается в виртуальное? Общаться с помощью компьютера намного проще. Виртуальный мир и общение в Интернете стало настолько популярным, что многие люди порой забывают об общении реальном. Реальная встреча ставит людей в определенные рамки, обязывает к непосредственному эмоциональному контакту, а Сеть - она всегда под рукой.

Нажал пару клавиш - и ты уже в центре общения. Хочешь подтвердить свою значимость - открыл страничку в «Одноклассниках», посмотрел, сколько человек на ней побывало, убедился в собственной востребованности.

а) Плюсы виртуального общения:

1. Добровольность контактов и отношений.

2. Возможность прервать общение в любой момент.

3. Ошибки виртуального общения легче исправить, особенно пока они не перешли в отношения в реале.

4. Более широкий круг общения – возможность найти собеседника по душам или партнера для создания серьезных отношений. Такого, которого нет поблизости в реале или начать общаться с ним затруднительно.

5. Не бывает виртуальной беременности и исключена возможность заразиться ЗППП.

6. Самораскрытие и развитие своих сильных качеств в виртуальном общении.

7. Развитие навыков общения, большая уверенность в себе в целом.

б) Минусы виртуального общения:

1. В том случае если общение ради общения в ущерб отношениям в реальной жизни.

2. Отсутствие невербальной коммуникации – при помощи жестов, интонации и т.д., что обедняет общение и дает почву неверно воспринимать собеседника, переоценивать или недооценивать.

3. Возможность повстречаться с вымогателями, влезающими в доверие с целью дальнейшего денежного обогащения.

4. Виртуальное общение обладает повышенной, по сравнению с обычными социальными контактами эмоциональной насыщенностью.

Чем общение online отличается от настоящего?

Всемирная паутина виртуального мира и общения в Интернете затягивает и вызывает почти наркотическую зависимость у своих пользователей. У людей появляется навязчивое желание войти в Интернет, ну а попав в него, человек не находит в себе силы покинуть веб-странички. Есть две основные формы виртуального мира и общения в Интернете: чат-зависимость - от общения в чатах, на форумах, телеконференциях, в режиме электронной почты. И веб-зависимость - от новых доз информации (виртуальный серфинг по сайтам, порталам и прочее). И все-таки большинство интернет-зависимых подсели на сервисы, связанные с общением. По статистике, самые заманчивые характеристики таких контактов: анонимность (86%), доступность (63%), и простота в использовании (37%). Таким сеть нужна для получения социальной поддержки, сексуального удовлетворения, возможности творения виртуального героя (создания нового Я).

Взрослый человек как будто уподобляется семилетнему ребенку, который хочет получить желаемое сию минуту. Еще одно популярное расстройство психики - синдром Мюнхгаузена . В его основе - симуляция болезни ради привлечения к себе внимания и сочувствия. Поскольку в Интернете никто не будет у вас требовать медицинскую карточку, разыграть из себя больного - проще простого.

ГЛАВА 3. Как виртуальный мир влияет на детские здоровье и психику?

Ребенок до 7-10 лет должен развиваться физически-в игре, движении. После десятилетнего рубежа силы организма концентрируются на развитии обмена веществ, сердца, легких, других важных органов. И только после 14 лет акцепт смещается на духовность. Маленькие дети, прикованные к монитору, статичны. Вместо положенного в этом возрасте физического прогресса идет интеллектуальная нагрузка - в итоге современные дети рано стареют. В 13-14 лет сегодня уже появляются склерозирование сосудов, атеросклероз и ранние раки. В десять лет ребенок может владеть тремя языками и азами компьютерного программирования, но не проходит банальный тест на физическое развитие: ровно пройти по одной половице и попасть мячиком в цель.

Виртуальному миру и общению в Интернете приписывают массу заслуг как средству обучения и расширения кругозора. Возможно, при правильной дозировке он поможет вырастить детей со сверхспособностями?

Родители умиляются, глядя, как их трехлетнее чадо управляется с ноутбуком. На самом деле все эти навыки сформированы на поверхностном уровне и никак не пригодятся во взрослой жизни. Взрослым легче посадить ребенка за компьютер и занять на какое-то время, чем формировать в нем другие ценности. Мысль о том, что компьютер развивает и необходим для школы - не более чем самооправдание.

США проводили эксперимент: детей с 5 лет обучали экстерном, и к 12 годам они оканчивали полный курс среднего образования. За их жизнью следили на протяжении многих лет. Оказалось, ни у одного из них судьба не сложилась: интеллектуально они были гениальны, но волевой и эмоциональный компоненты отсутствовали. Они не знали ни кто они, ни чего хотят. Ведь талант - это на 99% труд и умение себя организовать, и только 1% зависит от способностей.

А) Какие пробелы в жизни мы компенсируем уходом в виртуальность?

Чтобы ощущать полноту бытия, человек должен проявляться в нескольких сферах жизни. В созидании, работе - некой конструктивной деятельности во благо других, в заботе о теле, которое совершенствуется и платит сторицей за то, что оно здорово и им занимаются. В духовности - личности, которую мы обретаем, созидаемых нами смыслах, биографии. В общении с другими людьми, которое обогащает и дает обратную связь: ты живешь, ты признан. И если это общение мы не сделали реальным, не вложили в кого-либо свои эмоции, свою заботу - мы остаемся один на один со своим страхами, бедами…

Б) Как избавиться от виртуальной зависимости?

Жизнь устроена на энергетическом балансе «брать-давать». В Интернете мы отдаем свою энергию неизвестно куда и зачем. Сеть высасывает ее, как губка. Жизненная сила нам дается эмоциями, но не поверхностными, а направленными на то, чтобы действовать. А эмоции зависят от настроя: «нас-трое». Дитя настроя нужно собраться вместе, сложить наши эмоции, придумать какую-то идею и получить фонтан энергии для ее реализации. Человек способен выбросить себя в другие сферы жизни, где будет масса эмоций, и о компьютере он просто не вспомнит. Энергия зарыта в реальных делах, реальных действиях и реальных связях. И Интернет может стать помощником в их поиске. Используйте виртуальный мир как инструмент для расширения своих интересов в реальной жизни (познакомились - встретились). Ничто не заменит нам роскошь общения, но не виртуального, а реального.

III. Заключение

Для меня общение - один из самых главных моментов в жизни. Конечно же, некоторую честь своего времени я уделяю Интернету. Интернет – это очень удобная вещь, с его помощью мы можем получить много полезной информации. Но иногда эта всемирная сеть мешает людям, а особенно подросткам. В наше время компьютер есть практически у каждого, а соответственно и Интернет тоже. Для взрослых людей это не только игры и виртуальное общение, у большинства потребность использования этой сети возникает из-за работы. Более старшие люди умеют тщательно фильтровать информацию Интернета, в отличие от подростков. Те не понимая сути той или иной веб - страницы, заходят на неё, даже не задумываясь о возможности попасть в ловушку. Тем, кто попадает в неё, в дальнейшем придётся расплачиваться, причём из собственного кармана. К сожалению, в современное время эти случаи стали происходить всё чаще, и очень жаль, что мы не способны уберечь себя от этого.

Но это ещё не самая негативная сторона Интернета. В моём понимании самое ужасное – это нецензурные выражения. Идя по улице, мы то и дело слышим разные неприличные слова. Да, взрослые вправе выражаться так, как они хотят, но не при детях. Ведь дети внимательно слушают речь своих родителей и близких, они запоминают каждое слово, и в дальнейшем используют его в своей речи. Иногда взрослые, не прислушиваясь к тому, что говорят, могут сказать что-то непристойное, а потом удивляться откуда их дети это знают! Но в большинстве случаев дети узнают эту негативную информацию из Интернета. Если сейчас взять и прочитать переписку между двумя друзьями, то можно увидеть, насколько безграмотен и бескультурен язык. Дети начали забывать русский язык, стали выражаться так, как они того хотят, не понимая, что это не красиво.

К сожалению, в дальнейшем наша речь измениться, и я сомневаюсь, что к лучшему. Для общения, людям можно будет даже не выходить из дома, ведь у них будет Интернет.

Всё это очень печально, ведь общение подразумевает собой правильную и культурную речь, а главное контакт между собеседниками, а без всего этого понимание «общение» может вовсе исчезнуть из нашей речи, чего с моей точки зрения, ни в коем случае нельзя допустить.

Те, кто считают, что социальные сети виртуальным общением вытесняют реальное, не совсем правы. Всё же не стоит забывать, что компьютер, равно как телефон или тот же телеграф, это всёго-навсего инструмент, обеспечивающий возможности общения между людьми. По ту сторону монитора всегда сидит человек – никогда не забывайте об этой простой истине.

IV.Библиография:

1.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., Педагогика,1986.

М., “ЦПП”, 1997

2.Немов Р. С. Психология. М., 1998, 1 т.

3.Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Современный психологический словарь С-П «Прайм – ЕВРОЗНАК» 2007

4.Петровская Л. А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. М., 1989

5.Журнал - Школьный психолог № 6, 8 - 2009г; № 2 -2011г.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Как избежать трещин во время кормления грудью? Как избежать трещин во время кормления грудью?