Занятие по коррекции детских страхов для детей дошкольного и младшего школьного возраста (страх темноты). Конспект занятия с детьми старшего и подготовительного возраста по коррекции повышенной тревожности и страхов Тема занятия: «Путешествие в сказку Зан

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Коррекционно-развивающее занятие

«Профилактика и коррекция страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста»

Тема: «У страха глаза велики»

Форма: групповая

Аннотация

Страх – это одна из эмоций, возникающая в ситуации угрозы. Проблема изучения страхов школьников и дальнейшего поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия ребёнка весьма актуальна.

Очень сложно найти человека, который в определенных жизненных обстоятельствах не испытывал бы чувство страха или тревоги, поскольку это такие же неотъемлемые эмоциональные проявления, как и радость, удивление, гнев, интерес. Но при постоянном испытании страхов, зависимости от них может меняться и поведение человека, что проявляется в качестве неуверенности в себе, своих поступках и высказываниях.

Детские страхи, если правильно к ним относиться и понимать причины, вызывающие их, как правило, исчезают. Если же они остаются на протяжении длительного времени, то это говорит о наличии повышенной тревожности ребенка, неправильном поведении родителей, конфликтных ситуациях в семье. Проблема устранения страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста становится актуальной в последнее время.

Данное занятие направлено на коррекцию эмоциональной сферы детей, куда включаются упражнения по коррекции страхов у детей младшего школьного возраста.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, гармонизация эмоционально-личностного развития младшего школьника.

Задачи:

    Актуализировать у учащихся представление о чувстве страха;

    Способствовать преодолению негативных переживаний;

    Обучить символическому уничтожению страха;

    Способствовать снижению эмоционального напряжения.

Занятие ориентировано на групповую форму работы, длительность – 40 - 45 минут.

Материалы: листы бумаги формата А4, сундук для страхов, мяч, магниты, таблички с ситуациями, надписи «друг и враг», техническое оборудование, цветные карандаши, релаксационная музыка,

Занятие включает в себя следующую структуру:

    Разминка. На этом этапе происходит активизация внимания, включающая в себя упражнения, позволяющие настроить детей на работу.

    Основная часть - содержит игры и упражнения, направленные на профилактику и коррекцию тревожности и страхов.

    Заключительная часть состоит из рефлексии, релаксационных упражнений, направленных на эмоциональное и физическое расслабление.

Методы : игра, беседа, элементы сказкотерапии, арт-терапии, музыкотерапии.

Ожидаемый результат:

    Создана благоприятная эмоциональная атмосфера в группе;

    Сформированы навыки самоанализа;

    развиты компоненты воображения ;

    развивать навыки общения ;

    снижен уровень школьной тревожности у данной группы учащихся.

Ход занятия

    Ритуал приветствия.

Упражнение «Ласковое имя».

Цель: создание комфортной обстановки для каждого участника. Ученики становятся в круг. Психолог предлагает ребятам поприветствовать друг друга улыбкой и назвать ласково по имени, передавая «волшебный клубок».

Учащиеся садятся на места в круг.

    Разминка.

Упражнение «Изобрази животное».

Цель: Развитие мимики и пантомимики, снятие эмоционального и физического напряжения. - А сейчас, вы должны выбрать, в какое животное вы бы хотели превратиться. - Взмахом волшебной палочки я превращаю вас в выбранное животное. Только, кем мы станем – мы не скажем, а ребятам всем покажем (ребята мимикой и пантомимикой показывают выбранных животных).

    Основная часть.

Психолог – Ребята, давайте с вами вспомним, чувства с которыми мы с вами знакомы? Сегодня мы познакомимся еще одним чувством. А чтобы вы поняли, о каком чувстве мы будем говорить, я расскажу вам одну историю про девочку Галю.

Галя приехала к бабушке в деревню. Однажды она гуляла недалеко от реки, собирала цветы, пела песенки, и вдруг услышала, что позади нее кто-то зашипел: “Ш-ш-ш!” Галя обернулась и увидела большого гуся. Она испугалась и побежала домой. Прибежала к бабушке и рассказывает: “Я испугалась гуся! Он громко шипел и хотел меня ущипнуть” Бабушка успокоила Галю.

Какое чувство испытала Галя, ребята? Да, правильно, она испугалась.

Что это за чувство?

Вы испытывали чувство страха, вам было когда-нибудь страшно? Предлагаю вспомнить ситуации, в которых вам было страшно закончить предложение (несколько страхов) “Страшно – это когда ….” (варианты ответов: один, темно, незнакомый человек, шар лопается, собака хочет укусить, свет погас, ужастик смотришь, лифт останавливается).

Вывод : мы с вами выяснили, что у каждого из нас есть свои страхи.

Игра «Ассоциации».

Придумайте ребята, каким цветом могло бы быть чувство страха, каким

животным.

Упражнение «У страха глаза велики»

А теперь давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны.) У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают большие, круглые глаза при помощи рук.) Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки.) А затем и вовсе исчезает. (Пожимают плечами, в недоумении разводят руками.) Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.

Физминутка

Упражнение «Муха». Цель: снятие мышечного напряжение области лица. А сейчас мы немного отдохнем. Устройтесь удобнее на своих стульях, слушайте лесные голоса (звучит музыка леса). Делаем глубокий вдох через нос на счет 1, 2, 3, 4 и медленный выдох через рот на счет 4, 3, 2, 1. Солнышко вас согревает, вы устали, шевелиться не хочется. Вдруг прилетела муха и села на лоб. Чтобы прогнать ее – пошевелите бровями вверх-вниз. Муха кружится возле глаз – поморгайте ими, перелетает со щеки на щеку – надувайте по очереди каждую щеку. Муха села на нос - сморщите нос. Муха не улетает. Сдуйте ее с носа.

Упражнение «Дом страхов»

Рисунок страхов. «Мы с вами назвали множество различных страхов, а теперь

выберите то, чего вы боитесь больше всего на свете и изобразите на листе

бумаги».

Обсуждение рисунков и поселение страхов в дом (сундук для страхов).

Ребенку предлагается рассказать об изображенных образах и эмоциональных переживаниях, после чего рисунок отправляется в свой дом.

Стимулирующие вопросы:

Расскажи, что ты нарисовал? Что ты чувствовал, когда рисовал? О чем думал?

Беседа «Страх-друг или враг?»

Ребята скажите, а всегда ли страхи приносят нам вред? А вы знаете, что существуют не только вредные, но и «полезные» страхи. Иногда страх может быть нам и другом. «Полезные» страхи защищают нас, охраняют наше здоровье, жизнь. От «вредных» страхов мы хотели бы избавиться, они нам мешают.

Каждому ребенку предлагается ситуация, которую он определяет к полезному или вредному страху. Ситуации прикрепляются к доске.

Страх переходить дорогу на красный свет!

Страх брать голыми руками горячий чайник.

Страх становиться слишком близко к краю платформы, когда идет поезд.

Страх опоздать в школу

Страх темноты

Страх снов

Страх школы

Страх скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы.

О каком чувстве мы сегодня с вами говорили? Что нового вы узнали о страхе? Вы замечательно сумели побороть свои страхи, которые, как оказалось, не такие уж и страшные.

4. Рефлексия.

Цель: выяснение эмоционального состояния ребенка на занятии, подведение итога. Дети садятся в круг. Идет подведение итога занятия. - Какое упражнение вам понравилось? - Чему мы научились на занятии? Упражнение «Настроение группы». Цель: развитие умения распознавать свое настроение. Покажите свое настроение от занятия, изобразив рожицу на шарике.

Ритуал прощания. Все участники группы встают в круг и, взявшись за руки, дружно произносят: «Мы молодцы, ура!».

Литература, используемая при реализации программы:

    Алябьева, Е. А. Психогимнастика в начальной школе. Методические материалы в помощь психологам и педагогам [Текст] / Е. А Алябьева: учебно-метод. пособие. – М.: Творческий центр «Сфера», 2003. – 88 с.

    Астапов, В. М. Тревожность у детей [Текст] / В. М. Астапов: Уч. Пособие. – СПб.: Питер, 2004. – 224с.

    Крюкова, С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / С. В. Крюкова: учебно-метод. пособие. – М.: Генезис, 2003.- 204с .

    Кэррол, Э. Изард К. Психология эмоций [Текст] / Э. Кэррол, К. Изард: Уч. Пособие. – СПб.: Питер, 2007. – 464с.

    Курпас Л. Понимание и переживание эмоций // Школьный психолог.- 2011.- № 11.- с.18-20.

    Николаева Н. Коррекционная работа по преодолению детских страхов в консультативной практике // Школьный психолог. – 2007. – № 7. – С. 10-12

    Сиргиенко, Л. В. Особенности проявления детских страхов [Электронный ресурс] / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/556798

Людмила Казакова
Конспект занятия по коррекции тревожности и страхов детей старшего дошкольного возраста

Тема : «Волшебный город»

Цель : актуализация страхов , знакомство со способами преодоления страхов .

Материал : альбомные листы, краски, карандаши, кисти, баночки с водой.

Ход занятия

1. Приветствие «Я рада всех видеть»

Психолог : «Я рада видеть Сашу, Аню… и т. д.» . Всех по очереди приветствует психолог, дотрагиваясь до ладошек каждого ребенка.

2. Сказка «О волшебном городе»

Психолог зачитывает сказку о волшебном городе

«Когда-то давным-давно в одном чудесном городе жили маленькие веселые человечки. Жизнь их была светла и беззаботна. Жители ходили друг к другу в гости не только по праздникам, но и просто так.

Но однажды в город пришла беда. Налетел черный ураган, и все в жизни жителей изменилось. Исчезли смех и радость, а когда на город спускался вечер, вместе с ним приходил и страх . Кто- то вдруг начинал бояться темноты, кто-то – оставаться один дома, а кто-то боялся простую кошку или собаку, и у каждого человечка страх был свой .

Как-то раз в город приехал цирк, и все жители пришли на представление, но у них были хмурые лица, и никто ни разу даже не улыбнулся, хотя клоуны смешили изо всех сил. Тогда один клоун придумал раздать всем зрителям краски и нарисовать то, чего они бояться.

Когда все рисунки были готовы, их сложили в огромную кучу, и факир пустил в них свою молнию. В тот же миг страхи превратились в кучу пепла, а в город вернулись веселье и радость. И тогда все поняли, что страх можно победить , не важно, как (нарисовать, слепить, рассказать другу) – нужно только очень этого захотеть».

Обсуждение по вопросам :

– Как изменилась жизнь жителей города, после того как налетел ураган?

– Чего еще начали, по вашему мнению, бояться жители?

– Кто помог жителям избавиться от страха , и каким образом?

Зачитывается еще раз конец сказки : «И тогда все поняли, что страх можно победить , нарисовав его – нужно только этого захотеть».

Психолог подводит детей к тому , что страхам не нравится , когда о нем рассказывают и изображают красками, карандашами, фломастерами – он становится слабым и беззащитным.

3. Упражнение «Мой страх »

Психолог предлагает детям закрыть глаза и вспомнить то, чего они очень боятся. Каждый рассказывает о своем страхе . Психолог всем своим видом показывает, что понимает ребенка и соглашается с наличием того страха .

4. Упражнение «Избавление от страха »

Дети рисуют свой страх различными средствами, на свой выбор.

Затем свои рисунки рвут на мелкие кусочки. Психолог берет волшебную палочку и имитирует действия факира. В тот момент, когда факир поднимает палочку, дети разбрасывают мелкие кусочки по комнате.

5. Упражнение «Клубочек»

Предавая друг другу клубочек, дети рассказывают, с какими способами преодоления страхов они сегодня познакомились, и какое настроение после выполнения всех упражнений.

6. Прощание

Стоя в кругу, дотрагиваясь до ладошек соседа, все вместе говорят «До-сви-да-ния!»

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство коррекции психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Методическая рекомендация "Дидактическая игра, как средство коррекции психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР".

Конспект занятия по взаимодействию логопеда и психолога по коррекции речевого недоразвития речи у детей дошкольного возраста Программные задачи: Автоматизация звуков в речи. Разширение и обогощение словаря. Развитие связной речи. Развитие у детей уверенности в.

Использование методов кинезиологии в коррекции ОНР у детей старшего дошкольного возраста По данным Министерства здравоохранения РФ в настоящее время только 15 % детей рождаются абсолютно здоровыми, у остальных отмечаются те или.

Конспект НОД по профилактике тревожности и страхов у детей 5–6 лет в условиях сенсорной комнаты «Волшебный сон» НОД по профилактике тревожности и страхов у детей 5-6 лет на тему: «Волшебный сон» Подготовила: Педагог-психолог МБДОУ «Березка» Шакирьянова.

Конспект оздоровительного занятия для детей старшего дошкольного возраста Задачи: формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата, полноценному развитию.

Конспект занятия «Овощи» для детей старшего дошкольного возраста Конспект для детей старшего дошкольного возраста по теме "Овощи"

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию для детей старшего дошкольного возраста. Тема занятия: «Осенний ковер» Возраст детей: 5-6 лет Подготовила: Иванова Ираида Эрнестовна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 79 комбинированного вида», г. Саранск Описание.

МКДОУ «ЦРР-детский сад №7»

Педагог-психолог:

Поплавская Алла Александровна.

Занятие на тему: «Коррекция детских страхов».

Цель занятия: повышение уверенности в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка и коррекция поведенческих реакций средствами сказкотерапии.

Задачи:

1. Формирование у детей адекватных эмоциональных реакций в отношении себя, своих возможностей;

2. Обучение детей техникам конструктивного разрешения меж-личностных конфликтов;

3. Формирование у детей опыта конструктивного взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками.

Материалы и оборудование: карточки с изображением эмоций, иллюстрации с изображением различных страхов, бумага, карандаши, ножницы, текст сказки «Сказка про Чебурашку».

Ход занятия.

1. Приветствие. «Закончи предложение». Дети сидят в кругу. По кругу, по команде ведущего, дети по очереди заканчивают каждое из предложений:

Я хочу...

Я умею...

Я смогу... Я добьюсь...

Каждого ребенка можно попросить объяснить тот или иной ответ. Данное упражнение способствует повышению уверенности в себе, в своих силах.

2. Чтение сказки «Сказка про Чебурашку».

В данной сказке освещается проблема детских страхов (непосред¬ственно страха темноты). Ведущий, читает детям сказку.

Про Чебурашку.

Как-то раз, проводив друзей, Чебурашка остался дома один. Время было позднее. Он прибрался, умылся и собирался лечь спать. Коснувшись ручки двери, которая вела в неосвещенную темную спальню, Чебурашка вдруг почувствовал сильную тревогу; ему показалось, что в спальне кто-то есть. Этот «кто-то» скрывается в темноте, его не видно, и невозможно придумать, как себя вести: спасаться от него или предлагать дружбу. Страх Чебурашки стал настолько сильным, что он так и не решился войти в спальню. Что же делать? Может, позвонить Крокодилу Гене? А вдруг он засмеет его? А если про эти страхи еще узнает Шапокляк, тогда точно Чебурашке не избежать насмешек. Размышляя таким образом, Чебурашка вновь попробовал войти в спальню. Теперь этот «кто-то» даже чем-то потрескивал в комнате. Стало еще страшнее. «Надо покрепче закрыть дверь в спальню и срочно звонить Гене. Неважно, будут надо мной смеяться или нет», - подумал Чебурашка.

«Алло», - ответил на другом конце провода Крокодил Гена.

«Гена, мне срочно нужна твоя помощь. Похоже, Шапокляк подложила в мою спальню бомбу. Я чувствую, как она тикает».

«Чебурашка, а ты не забыл, что у тебя в спальне стоят большие часы с кукушкой - они и тикают». «Ой, Гена, может, это и не бомба, но точно что-то опасное. Приезжай скорее».

Как хорошо, что ты приехал! - воскликнул Чебурашка, открывая дверь Крокодилу Гене.

Они подошли к двери, ведущей в спальню. Чуть приоткрыли ее. Все было тихо. Ничего не тикало и не потрескивало. Но именно это и настораживало. Особенно Чебурашку. Скоро его настороженность и тревога начали передаваться и Гене.

«Что за глупости, - подумал он, - я начинаю бояться как в далеком детстве».

И тут Гена вспомнил, как в детстве ему было страшно заходить в неосвещенные комнаты.

Послушай, Чебурашка, я, кажется, понимаю, в чем тут дело. Со мной уже такое было.

Да?! Тебе тоже Шапокляк подкладывала бомбу? Почему ты мне не рассказывал?!

Шапокляк здесь ни при чем. Просто когда я был помладше, мне казалось, что в неосвещенных комнатах, таких как твоя спальня, обитают незнакомые мне существа. Я не знал, злые они или добрые, навредят они мне или, наоборот, будут помогать. Я ничего про них не знал, не мог их толком разглядеть, и мне ничего не оставалось, как их бояться. Ведь всем известно, что если ты чего-то или кого-то не знаешь, то ты начинаешь бояться.

Знаешь, Гена, я ведь вовсе не хочу с ними знакомиться. Если бы они были нашими друзьями, они давно бы вышли на свет, или как-то дали о себе знать.

Дорогой Чебурашка, они, может, и стали бы нашими друзьями, если бы действительно существовали.

Ну, а кто же тогда издает все эти странные звуки? - воскликнул Чебурашка.

Ты знаешь, Чебурашка, я тоже задавал себе этот вопрос. Когда я включал везде свет, мне казалось, что никаких посторонних звуков нет. И мне совсем не было страшно. Страх приходил только тогда, когда становилось темно. Я понял, что эти существа, если они, конечно, есть на самом деле, сами боятся!

Чего же?!

Боятся света. Но, - продолжал Гена, - когда я стал более внимательно прислушиваться к звукам в доме, полном света, то обнаружил, что все эти звуки есть!

Ой, - прошептал Чебурашка, - значит, эти существа все-таки не боятся света!

Не волнуйся, Чебурашка, - Гена улыбнулся и ласково обнял друга за плечи, - оказывается, наши дома умеют издавать звуки! Дом ведь тоже имеет свою жизнь. Просто звуки, которые он издает, очень тихие. Когда мы чем-то заняты, или разговариваем, мы издаем звуки громкие. Поэтому нам сложно услышать, как живет наш дом. А когда дневная жизнь затихает - не слышно машин на улице, выключен радиоприемник, спят соседи, мы можем слышать, как поскрипывает пол, ветер гудит за окном, тихий ход часов. Дом, в котором мы живем, начинает рассказывать нам свои сказки.

Ничего себе сказочки, что даже страшно войти в спальню! - воскликнул Чебурашка.

Когда чего-то не знаешь или не можешь себе объяснить, тогда и боишься. Придумываешь себе и бомбы, которые подложила Шапокляк, и чудовищ.

Чебурашка смутился - теперь его выдумка о бомбе казалась смешной.

Знаешь, Чебурашка, ведь я теперь, когда ложусь спать, слушаю сказки, которые рассказывает мне мой дом. Его звуки сплетаются в интереснейшие рассказы о приключениях и путешествиях.

Да, но чтобы лечь спать и слушать сказки, которые рассказывает мне мой дом, нужно еще войти в темную спальню, найти включатель и включить свет...

Значит, я не убедил тебя в том, что твой дом тебя охраняет, - задумчиво сказал Крокодил Гена. - Тогда я раскрою один волшебный секрет: когда входишь в темную комнату, начерти пальцем в воздухе круг и скажи: «Охраняй, Волшебный Круг. Мне знакомо все вокруг!»

Спасибо тебе, дорогой Гена! А почему ты мне сразу не сказал про волшебный круг и заклинание?

Проговорив заклинание, ты бы преодолел свой страх только на время. Тебе было бы не до того, чтобы слушать сказки своего дома. Потратив силы на борьбу со страхом, ты не узнал бы, как много интересного происходит в это время рядом с тобой.

Когда дверь за Крокодилом Геной закрылась, Чебурашка совсем по-новому оглядел свой дом. Он погладил рукой стены, двери.

«Неужели, вы каждую ночь рассказываете мне сказки! Конечно же, вы ждете меня, когда я гуляю с друзьями и учусь. Согреваете меня, когда холодно. Пробуете со мной разговаривать, издавая звуки. А я, не зная этого, боялся. Спасибо вам». И Чебурашке показалось, что пол благодарно скрипнул.

На всякий случай, входя в темную спальню, Чебурашка начертил Волшебный Круг и произнес заклинание. Правда, делая это, он уже совсем не чувствовал страха. Он лег в свою кроватку, подушка и одеяло его мягко и приятно обняли. Чебурашка закрыл глаза, и дом стал нашептывать ему сказочные истории, которые потом превращались в удивительные и прекрасные сны..

Вопросы для беседы:

Расскажи, чего боишься ты? Было ли такое, когда ты сильно испугался? Преодолел ли ты свой страх?

3. Рисование рисунка на тему «Чего я боюсь».

Дети, посмотрите на доску, сколько у меня тут разных страхов, мне так страшно стало. Давайте назовем, какие бывают страхи (ответы детей).

Детям раздают листы бумаги и карандаши. Им предлагается нарисовать то, чего они боятся. После рисования поговорить о том, чего же конкретно боится ребенок. Затем необходимо дать детям ножницы и попросить разрезать «страх» на мелкие кусочки, а мелкие на еще более мелкие. Когда «страх» рассыплется на мелкие кусочки, необходимо показать детям, что собрать его невозможно. Мелкие кусочки бумаги необходимо выбросить в мусорное ведро. Мусор увезут и сожгут, а вместе с ним сожгут и «страх», и больше его никогда не будет.

4. Игра «Цветик – семицветик».

Дети рассаживаются на полу в кружок, каждому раздается серединка цветка. Один ребенок садится в центр круга, другие дети по очереди говорят о нем что-то хорошее, хвалят, затем берут в руки один из лепестков (лепестки могут быть одного цвета или разноцветные) и отдают сидящему в кругу. Так у каждого ребенка, которого «похвалили», получается цветок с количеством лепестков равным числу участников группы. В центре круга должен посидеть каждый ребенок.

Ребята, у каждого в руках появился удивительный, волшебный цветок, которым мы украсим нашу полянку.

5. Итог занятия . Ребята, нам сегодня удалось избавиться от нескольких страхов, теперь они нам не будут надоедать, пугать нас. Теперь на нашей полянке будут расти только цветы. Спасибо всем!


Тревожность в настоящее время признается одной из самых актуальных проблем психологии. Наше время называют веком страха и тревожности. Таким образом, проблема коррекции тревожности актуальна для современного общества в целом. К тому же тревожный ребенок выполняет задания менее успешно, следовательно, при отсутствии психокоррекционной помощи он обречен на неудачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа коррекции тревожности (групповая)

Пояснительная записка

Тревожность в настоящее время признается одной из самых актуальных проблем психологии. Наше время называют веком страха и тревожности. Таким образом, проблема коррекции тревожности актуальна для современного общества в целом. К тому же тревожный ребенок выполняет задания менее успешно, следовательно, при отсутствии психокоррекционной помощи он обречен на неудачи.

Цель программы – коррекция высокого уровня тревожности у детей 5-7 лет

Задачи программы:

  1. Снизить уровень тревожности.
  2. Повысить уверенность в себе.
  3. Преодоление страхов ребенком.
  4. Снятие психомышечного напряжения.

Встречи проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 25-30 минут. Программа включает в себя 12 встреч, которые проводятся во второй половине дня. Форма организации встреч – групповая.

Программа состоит из 3 блоков, выделенных на основе поставленных задач. В 1 блоке – 3 встречи – занятия рассчитаны на создание доверительных отношений между психологом и детьми. 2 блок – 5 встреч – повышение уверенности в себе, снятие психомышечных зажимов. 3 блок – 4 встречи – направлен на преодоление страхов ребенка.

Программа построена на следующих принципах: принцип системности, принцип приоритетности коррекции каузального типа, деятельностный принцип, принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей, принцип комплексности методов психологического воздействия, принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка, принцип программированного обучения и коррекции, принцип учета объема и степени разнообразия материала, принцип эмоциональной сложности материала.

После проведения работы в первом блоке у детей с психологом формируются положительные и доброжелательные отношения друг с другом, без которых невозможен переход ко 2 блоку.

2 блок направлен на повышение уверенности в себе и это является ориентиром для перехода к 3 блоку.

По окончании 3 блока снижается тревожность, уменьшается количество страхов.

Общее время, необходимое для реализации программы 5 часов 25 минут.

Предполагаемый результат – повышение уверенности в себе, уменьшение количества страхов, снижение тревожности и как следствие преодоление трудностей в межличностных отношениях как со сверстниками, так и с родителями.

Работа с родителями проводится в следующих формах: консультации и использование наглядности (памятки).

Тематический план

Время (мин)

Общее время (мин)

I блок

Цель – создание доверительных отношений между психологом и ребенком.

Встреча 1

Росточек под солнцем

Что я люблю

Чтение рассказа «Вот если бы все было не так».

Встреча 2

Росточек под солнцем

Рисование самого себя

Встреча 3

Росточек под солнцем

Превращения

Рисование на тему “ Моё настроение”

Закончи предложение

II блок

Цель - повышение уверенности в себе, снятие психомышечных зажимов.

Встреча 4

Росточек под солнцем

- "Похвалилки"

Игра “ На что похоже моё настроение?”

Автопортрет

Встреча 5

Росточек под солнцем

Расскажи свой страх

Рисование на тему “ Чего я боялся, когда был маленьким.”

Водопад

Встреча 6

Игра "За что меня любит мама"

Продумай заранее

Расслабление под музыку

Встреча 7

- “ Конкурс боюсек”

Рисование на тему “ Волшебные зеркала”

Волшебное путешествие

Встреча 8

Рот на замок

Слон

Придумай весёлый конец

III блок

Цель - преодоление страхов ребенка.

Встреча 9

Скульптура

Моя жемчужина

Встреча 10

Неопределённые фигуры

Веселый страх

Встреча 11

Я сильный – я слабый

Апельсин (или Лимон)

Достань звезду

Встреча 12

Автопортрет

Мои достижения

Избавление от тревог

Итого:

5 часов 25 мин

Основное содержание

Встреча 1

“ Росточек под солнцем”

Цель: эмоциональное и мышечное расслабление.

Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко и росточек начинает расти и тянуться к солнышку.

“ Что я люблю?”

Цель: знакомство с ребенком.

Дети в кругу, каждый говорит по очереди, что он любит из еды, одежды, во что любит играть и т. д.

Чтение рассказа «Вот если бы все было не так».

Предлагаю послушать небольшую детскую историю про дракончика Памси, который всегда говорил: «Вот если бы все было не так…» и попал в состояние напряжения и грустил.

Дракончик Памси продолжал грустить, и был очень удивлен, когда его друг посоветовал ему прогонять темные мысли, когда только пожелаешь. Ему очень хотелось узнать, как же можно сделать это, и он с нетерпением ждал, когда же Друг научит его.

– Итак, Ты, Памси, грустишь из-за того, что не выдыхаешь огонь, как это делают взрослые драконы, и твоя шерсть не такая гладкая, как у них. Твой папа не живет с вами, и тебя это очень огорчает. У тебя остается мало времени для развлечений с друзьями, из-за того, что тебе нужно гулять с младшим братом? Ты не можешь все это изменить, но ты можешь изменить свои мысли об этом.

Попробуй подумать обо всем этом по-другому, как бы с другой стороны, а мысли выбирай только светлые. Памси был удивлен.

– Как это – только светлые? – спросил он.

– Очень просто! Ты собирал когда-нибудь цветы на лугу? Ты выбираешь лишь те, которые тебе нравятся, – Друг наклонился и сорвал два цветка.

– Назовем один из них «Даже если…», а другой – «В любом случае…». Это один из способов избавления от темных мыслей. Мы постараемся обо всем, что тебя огорчает, думать по-другому при помощи этих слов. Говори их вместо слов сожаления, которые ты повторял, когда грустил.

Вместо слов «Вот если бы все было по-другому» говори так: «Даже если я не умею выдыхать огонь, как взрослые, в любом случае, у меня есть друзья, такие же как я, и хотя они тоже пока многого не умеют делать, как взрослые, нам бывает очень хорошо вместе. Даже если папа не живет с нами, я могу с ним видеться, когда захочу. Даже если мне приходится гулять с младшим братом, в любом случае, нам с ним бывает очень весело, и у меня остается время поиграть с друзьями.

Памси сделал большие глаза – оказалось, что изменять мысли не так уж и сложно!

– Неужели, это помогает прогонять темные мысли и исправлять плохое настроение? – спросил он Друга.

– Очень даже помогает, но иногда приходится повторять эти слова много раз, пока настроение не станет лучше.

– Как твое настроение сейчас? – спросил Друг.

– О! Намного лучше! Но я хочу еще потренироваться. Это гораздо лучше, чем ждать, когда все пройдет само собой.

Обсуждение.

– У каждого из нас бывают ситуации, которые нас огорчают, однако не стоит надолго «застревать» на грустных мыслях.

Вывод – мы не можем изменить ситуацию, но мы можем сами выбирать, о чем думать и как думать.

Оказывается, мы можем с помощью правильных мыслей («Даже если… В любом случае…») и слов менять ситуацию. Давай потренируемся.

Подарок другу

Цель: повышение позитивного настроя.

Психолог и ребенок по очереди дарят друг другу улыбку (берет его за руки) или говорят что-то приятное.

Встреча 2

Росточек под солнцем

См. встреча 1.

«Волшебное имя»

Психолог задаёт вопросы, ребенок отвечает.

  • Тебе нравится твоё имя?
  • Хотел бы ты, чтобы тебя звали по другому? Как?

Ребенок выбирает понравившееся имя. Затем ребенок говорит несколько предложений о нем, о его достоинствах.

Рисование самого себя

Цель: достижение взаимопонимания и сплочённости.

Материал и оборудование: краски, карандаши, листы для рисования.

Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах:

  • в зелёном- такими какими они представляются себе;
  • в голубом – какими они хотят быть;
  • в красном – какими их видят друзья.

Подарок другу

См. встреча 1.

Встреча 3

Росточек под солнцем

См. встреча 1

Упражнение “ Превращения”

Цель: осознание своего эмоционального состояния

Психолог предлагает ребенку:

нахмуриться как… осенняя туча; рассерженный человек;

позлиться как… злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребёнок, у которого отняли мяч;

испугаться как … заяц, увидевший волка; птенец, упавший из гнезда;

улыбнуться как … кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса.

Рисование на тему “ Моё настроение”

Цель: осознание своего эмоционального состояния.

После выполнения рисунков ребенок рассказывает, какое настроение он изобразил.

Упражнение “ Закончи предложение”

Цель: развитие умения чувствовать настроение.

Ребенку предлагается закончить предложение:

Взрослые обычно боятся….; дети обычно боятся….; мамы обычно боятся….; папы обычно боятся….

Обсуждение.

Подарок другу

См. встреча 1.

Встреча 4

Росточек под солнцем

См. встреча 1.

"Похвалилки"

Цель: повышение самооценки ребенка.

Ребенок получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие или поступок. Причем формулировка обязательно начинается словами "Однажды я..." Например: "Однажды я помог товарищу в школе" или "Однажды я быстро выполнил домашнее задание" и т.д.

На обдумывание задания дается 2-3 минуты, после чего ребенок делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил именно то, что указано в его карточке.

В заключение можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того чтобы это заметить, необходимо внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к окружающим.

Игра “ На что похоже моё настроение?”

Цель: осознание своего самочувствия.

Ребенок говорит, на что похоже настроение. Начинает психолог: “Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе”.

Рисование на тему “ Автопортрет”

Цель: осознание своего самочувствия

Ребенку предлагается нарисовать себя с тем настроением, с которым он пойдет с занятия.

Подарок другу

См. встреча 1

Встреча 5

Росточек под солнцем

См. встреча 1

“ Расскажи свой страх”

Психолог рассказывает ребенку о своих собственных страхах, тем самым показывая, что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем ребенок сам рассказывает чего он боялся, когда был маленьким.

Рисование на тему “ Чего я боялся, когда был маленьким..”

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Ребенок рисует свои страхи.

Все страхи и ужасы остаются в кабинете у психолога.

"Водопад"

Цель: эта игра на воображение поможет детям расслабиться.

Материал и оборудование: магнитофон, спокойная музыка.

"Сядь поудобнее и закрой глаза. 2-3 раза глубоко вдохни и выдохни. Представь себе, что ты стоишь возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представь себя под этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по твоей голове... Ты чувствуешь, как расслабляется твой лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи... Белый свет течет по твоим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с твоей спины, и ты замечаешь, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.

А свет течет по вашей груди, по животу. Ты чувствуешь, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можешь глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет тебе ощущать себя очень расслабленно и приятно.

Пусть свет течет также по твоим рукам, по ладоням, по пальцам. Ты замечаешь, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к твоим ступням. Ты чувствуешь, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все твое тело. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляешься и наполняешься свежими силами... (30 секунд).

Теперь поблагодари этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил... Немного потянись, выпрямись и открой глаза".

Подарок другу

См. встреча 1.

Встреча 6

Приветствие

Цель: позитивный настрой.

Ребенку предлагается поприветствовать психолога так, как он хочет (в случае затруднений можно предложить поздороваться как представитель какой-нибудь страны).

Игра "За что меня любит мама"

Цель: повышение уверенности в себе

Ребенок говорит, за что его любит мама.

Затем можно попросить его, чтобы он повторил то, что перечислил.

На первых порах дети, чтобы показаться значимыми, рассказывают, что мамы любят их за то, что они моют посуду, не мешают маме писать диссертацию, любят маленькую сестренку... Только после многократного повторения этой игры дети приходят к выводу, что их любят просто за то, что они есть.

«Продумай заранее».

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Сядь спокойно в комфортной позе. Если хочешь, закрой глаза.

Вообрази себя в трудной ситуации. Например: Ответ у доски в присутствии директора школы.

Постарайся почувствовать себя настолько спокойно, насколько можешь.

Подумай, что скажешь и что сделаешь.

Придумывай возможные варианты поведения до тех пор, пока не почувствуешь себя абсолютно спокойно.

Что ты чувствовал, когда выполнял упражнение? Получилось ли у тебя успокоиться?

«Расслабление под музыку»

Цель: расслабление.

Сядь спокойно в комфортной позе. Закрой глаза. Медленно расслабь мышцы.

Представь, что находишься там, где очень хорошо и не надо ни о чем беспокоиться. Какое место ты представил? Расскажи о нем.

Подарок другу

См. встреча 1.

Встреча 7

Приветствие

См. встреча 6.

Упражнение “ Конкурс боюсек”

Цель: формирование уверенности в себе.

Психолог и ребенок передают друг другу мяч. Получив мяч, ребенок должен назвать тот или иной страх, произнося при этом громко и уверенно “ Я….. этого не боюсь!”

Рисование на тему “ Волшебные зеркала”

Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах, но не простых, волшебных: в первом- маленьким и испуганным; во-втором – большим и весёлым; в третьем- небоящимся ничего и сильным.

После задаются вопросы: какой человек симпатичнее? На кого ты сейчас похож? В какое зеркало ты чаще смотришься?

"Волшебное путешествие"

Цель: расслабление.

Материал и оборудование: магнитофон, спокойная музыка.

Предложите ребенку сесть поудобнее и закрыть глаза. Можно включить какую-нибудь плавную, приятную мелодию (музыка обязательно должна быть без слов!). Объясните, что сейчас вы будете играть в волшебное путешествие. Попросите ребенка расслабиться, сделать глубокий вдох, выдох и постараться представить то, о чем вы ему будете говорить.

А рассказать вы можете примерно следующее.

"Представь себе, что мы сидим в комнате и смотрим в окно, а там синее-синее небо. По небу неторопливо плывут облака. Очень красиво. Вдруг мы видим, что одно пушистое облако приближается к нашему окну. Его форма напоминает пони. Мы залюбовались этим зрелищем, а облако подплыло совсем близко к нам. Смотри, оно машет нам лапкой, как будто приглашает присесть! Мы осторожно открываем окно и усаживаемся на теплое облако. Устраивайся поудобнее, ощути, как здесь мягко и уютно. Можно даже полежать. Куда же мы полетим? Наверное, надо подумать о месте, где тебе всегда хорошо. Подумай о таком месте.

Облако стало двигаться. Вот уже наш дом кажется крошечным вдалеке, ниже пролетают стаи птиц. Удивительно хорошо. Вот, кажется, мы начинаем снижаться. Облако опускает нас на землю. Теперь ты можешь идти. Мы там, где ты спокоен и счастлив, где тебе очень хорошо. Посмотри, что там вокру? Какие в этом месте запахи? Что ты слышишь? Есть ли здесь кроме тебя какие-то люди или животные? Тут ты можешь делать все, что хочешь. Побудь в этом месте еще немного, пока я посчитаю до десяти, а потом снова пойдем к облаку (медленно считайте от одного до десяти). Ну вот, нам пора возвращаться, залезай на облако. Мы снова летим по самому синему небу. Вот уже показался наш дом. Облако аккуратно подплывает к самому окну. Мы с тобой залезаем в нашу комнату прямо через окно. Мы благодарим облако за чудесную прогулку и машем ему рукой. Оно медленно уплывает вдаль. Когда я посчитаю до пяти, оно растворится в небе, а ты раскроешь глаза (считайте до пяти)".

Примечание. Отнеситесь внимательно к рассказу ребенка - он может содержать очень важную информацию о том, где и от чего ваш сын (дочь) чувствует себя наиболее комфортно. А это уже можно использовать не только для фантастических путешествий, но и для того, чтоб "сказку сделать былью".

Подарок другу

См. встреча 1.

Встреча 8

Приветствие

См. встреча 6.

"Рот на замок"

Цель:

Изображение того, как выглядит в действительности образное выражение "Рот на замок!". Пусть ребенок сильно сожмет губы. Теперь, не отпуская, подожмет их так, чтобы они совсем не были видны. Так нужно продержаться несколько секунд, радуя родителей тишиной, а затем можно расслабить губы. Подчеркните для ребенка, что теперь его губы стали снова мягкими и ненапряженными.

«Слон»

Цель: расслабить губы и нижнюю челюсть

Эту игру желательно повторить несколько раз для большего эффекта. Чтобы ребенку не стало скучно, можно чередовать ее с аналогичной игрой "Слон", когда мальчик или девочка вытягивают губы вперед трубочкой, изображая хобот слона, а затем расслабляют их.

“ Придумай весёлый конец”

Цель: снижение тревожности, символическое уничтожение страха.

Необходимо придумать смешное продолжение и окончание этой страшной сказки.

Подарок другу

См. встреча 1

Встреча 9

Приветствие

См. встреча 6.

"Скульптура"

Цель: снять мышечное напряжение.

Ребенок - скульптор, психолог - скульптура. Затем меняются. По заданию скульптор лепит из "глины" скульптуру:

Ребенка, который всем доволен.

Ребенка, который грустит.

Ребенка, который чего-то боится.

Веселого ребенка.

"Моя жемчужина"

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения у ребенка и поднятие его самооценки, веры в свою уникальность.

Материал и оборудование: магнитофон, спокойная музыка.

Итак, предложите ребенку сесть и расслабиться. Пусть он закроет глаза и несколько раз глубоко вдохнет и выдохнет. Теперь можно приглашать его в путешествие по внутренним просторам. Идеально, если в качестве музыкального сопровождения у вас найдется мелодия, включающая звуки моря (разумеется, без слов).

Можно начинать рассказ-медитацию: "Душа каждого человека похожа на море. То она светлая и спокойная, солнечные блики светятся на ее поверхности, радуя окружающих. То налетит шторм, волны клокочут, крушат и сметают все, что подвернулось на их пути. В эти моменты окружающие могут бояться моря и избегать его. Но какая бы погода ни была, на дне моря все иначе. Давай попробуем опуститься в прозрачную бирюзовую толщу воды. Видишь, мимо нас проплывают стайкой маленькие блестящие рыбки? А вот морская звезда. Плывем еще глубже. Там, на самом дне моря, лежит истинное сокровище твоей души. Это жемчужина. Только ты можешь взять ее в руки. Подплыви ближе и рассмотри ее. Какой она излучает свет? Какие у нее размеры? На чем она лежит? Возьми ее аккуратно в руки. Такие жемчужины есть в душе и у других людей, но нигде нет даже двух одинаковых.

Слышишь звуки? Наверное, она хочет сказать тебе что-то важное о тебе самом! Послушай ее внимательно, ведь она знает, что ты уникальный, хороший, особенный. Ты хорошо расслышал, что она тебе поведала? Если да, то бережно опусти жемчужину снова на дно твоей души. Поблагодари ее за то, что ты можешь чувствовать себя счастливым. Что ж, пора плыть обратно. Когда я посчитаю до десяти, ты подплывешь к поверхности моря, вынырнешь и откроешь глаза".

Подарок другу.

См. встреча 1.

Встреча 10

Приветствие

См. встреча 6.

“Неопределённые фигуры”

Цель: снижение психоэмоционального напряжения.

Материал и оборудование: ватман с изображением различных фигур или отдельные карточки.

Психолог рисует различные фигуры, ребенок говорит на какие страшные существа они похожи.

«Веселый страх»

Материал и оборудование: ватман с изображением различных фигур или отдельные карточки, краски, карандаши.

Ребенку предлагается пририсовать к этим неопределенным фигурам что-то смешное, чтобы было смешно, а не страшно на него смотреть. Затем каждый рассказывает как он это сделал.

«Помоги Аху»

Цель: символическое уничтожение страха.

Психолог читает начало сказки про Аха. После прослушивания, ребенок предлагает как он хотел бы ему помочь. Жалко ли ему Аха. Потом сочиняет сам конец сказки.

Страх по имени «Ах»

В одной далеко стране жил был страх, звали его все Ахом. По ночам Ах выходил на улицу и заглядывал каждому в окна, врывался во сны всем и пугал. Детей он пугал, прячась под кроватью и в шкафу. Днем же он спал. Сложная работа была у Аха. Да и сложно ему было жить – не было друзей у него, все его боялись. Только днем, когда он спал, ему снились папа и мама. А ведь они говорили ему не идти на эту работу, просили найти что-то другое, полегче. Предупреждали его.

Но вот однажды утром, когда Ах шел домой, он вдруг увидел девочку. Она сидела на скамейке и смотрела на него широко раскрытыми ногами, но она не боялась его. Ее звали Катя.

Катя подбежала к нему и спросила: «Почему ты не спишь, ведь еще даже солнце не встало?»

Ах не мог поверить тому, что происходит. Она не боялась его. И тут он ответил ей: «Ты… Ты меня не боишься?»

«Вовсе нет, как тебя можно бояться? Ты такой милый, у тебя добрые глаза», - ответила она.

Ах улыбнулся, впервые его кто-то не испугался. Радости его не было границ.

Как тебя зовут?

Катя.

А тебя?

Меня все зовут Ах. А своего настоящего имени я уже и не помню. У меня нет друзей. Все меня бояться, - сказал Ах и горько заплакал.

Хочешь я буду с тобой дружить, ты только не плач. Я тебя не боюсь.

И они пошли в гости к Аху. Ах рассказал девочке много интересного. Они долго говорили, до позднего вечера, а потом девочка ушла домой.

Тут Ах понял, что не нужно пугать людей, что люди добрые и всегда помогут. И в эту ночь Ах заснул крепким сном и все жители города уснули спокойным сладким сном.

Подарок другу.

См. встреча 1.

Встреча 11

Приветствие

См. встреча 6.

Упражнение «Я сильный – я слабый»

Цель: формирование положительной “Я-концепции” , самопринятия.

Я предлагаю тебе проверить, как слова и мысли влияют на состояние человека. С этой целью мы выполним следующие упражнения.

Вытяни, пожалуйста, вперед руку. Я буду опускать твою руку вниз, нажимая на нее сверху. Ты должен удержать руку, говоря при этом громко и решительно: «Я сильный!» Теперь делаем то же самое, но ты должен говорить: «Я слабый», произнося это с соответствующей интонацией, то есть тихо, уныло...

Когда тебе было сложнее удержать руку?

Поддерживающие слова помогают нам справиться с трудностями и побеждать.

Упражнение «Апельсин (или Лимон)»

Цель: направлено на снижение уровня личностной тревожности.

Ребенок лежит на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Ребенок должен представить, что к его правой руке подкатывается апельсин, пусть он возьмет его в руку и начнет выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.)

«Разожми кулачок, откати апельсин ручка теплая..., мягкая..., отдыхает...»

Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты.

"Достань звезду"

Цель: настроить ребенка на достижение успеха, учит верить в неограниченность своих возможностей.

Материал и оборудование: магнитофон, спокойная музыка.

Ребенок должен удобно встать и закрыть глаза.

"Представь себе, что ты стоишь на поляне. Над тобой - темное ночное небо, все усыпанное звездами. Они светят так ярко, что кажутся совсем близко. Поляна залита мягким, нежно-голубым светом. Люди говорят, что, когда звезда падает, нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Еще говорят, что звезду нельзя достать. Но может быть, они просто не пробовали? Найди на небе мысленным взглядом самую яркую звезду. О какой твоей мечте она напоминает? Хорошенько представь себе, чего бы ты хотел. А теперь открой глаза, глубоко вдохни, затаи дыхание и постарайся дотянуться до звезды. Это не просто: тянись изо всех сил, напряги руки, встань на мысочки. Так, еще немного, ты уже почти достал ее. Есть! Ура! Выдохни и расслабься, твое счастье в твоих руках! Положи свою звезду перед собой в красивую корзинку. Порадуйся, глядя на нее. Ты сделал что-то очень важное. Теперь можно немного отдохнуть. Закрой глаза. Снова мысленно посмотри на небо. Есть ли там еще звезды, напоминающие тебе о других заветных мечтах? Если есть, то внимательно присмотрись к выбранному светилу. А теперь открой глаза, вдохни и тянись к своей новой цели!"

Подарок другу

См. встреча 1.

Встреча 12.

Приветствие

См. встреча 6.

Автопортрет.

Ребенок рисует свой портрет, затем психолог достает прошлые рисунки ребенка (в 3 зеркалах и т.д.) и спрашивает, что изменилось?

Мои достижения.

Цель: повышение уверенности в своих силах.

Ребенок символически изображает вокруг своего портрета свои достижения.

Упражнение «Избавление от тревог»

Цель: снятие тревоги, беспокойства.

Необходимое время: 5-10 мин.

Процедура: Расслабься и представь, что ты сидишь на чудесной зеленой лужайке в ясный солнечный день... Небо озарено радугой, и частица этого сияния принадлежит тебе... Оно ярче тысяч солнц... Его лучи мягко и ласково пригревают твою голову, проникают в тело, разливаются по нему, все оно наполняется очищающим целительным светом, в котором растворяются твои огорчения и тревоги, все отрицательные мысли и чувства, страхи и предположения. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в темный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Теперь тебе тепло и радостно.

Подарок другу

См. встреча 1.


Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Как избежать трещин во время кормления грудью? Как избежать трещин во время кормления грудью?