Значение экологического воспитания и образования среди младших школьников. Значение экологического воспитания для всестороннего развития личности дошкольника

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

ВВЕДЕНИЕ

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

Напряженная экологическая обстановка на всем земном шаре требует, чтобы образование на всех уровнях формировало у обучающихся представления об окружающем мире как о среде, которая, предоставляя разнообразным живым существам разнообразные условия для плодотворной активности, является при этом средой с очевидными пределами ресурсов и возможностей.

В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.

Интерес к экологической проблематике не случаен. Он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Однако технократическое мышление настолько сильно, что экологический кризис представляется как нечто внешнее по отношению к человеку, а не как то, что заключено в нём самом. Поэтому формирование экологического сознания, экологической культуры и мировоззрения личности в целом должно стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания.

Гипотеза: воспитание основ экологической культуры детей среднего дошкольного возраста будет эффективным, если наибольшее внимание будет уделяться предметно-развивающей среде в детском саду.

Объект - экологическое образование детей среднего дошкольного возраста.

Предмет - предметно-развивающая среда как средство экологического образования детей среднего дошкольного возраста.

Цель исследования - изучение педагогических условий воспитания и основ экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические и методические основы проблемы экологического образования дошкольников.

2. Рассмотреть основы экологической культуры как результата экологического образования дошкольников.

3. Проанализировать роль предметно-развивающей среды в экологическом образовании детей среднего дошкольного возраста.

4. Рассмотреть методику использования предметно-развивающей среды как средство экологического воспитания.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы о дошкольном образовании.

Экологическое образование детей

Значение, цели и задачи экологического воспитания детей

Экология как наука существует десятки лет. Не удивительно, что экология стала очень популярной в последние тридцать лет, когда во многих странах люди на себе почувствовали, что ухудшение состояния окружающей среды отрицательно влияет на здоровье людей и качество жизни .

Это коснулось буквально всех компонентов окружающей среды. В городах воздух стал загрязненным - из-за обилия автомобилей, выбросов промышленных предприятий, повышения плотности застройки, уменьшения площади парков и скверов. Ухудшилось качество воды в реках: появились нефтяные разводы на поверхности воды, многие реки и озера «зацвели» и даже купание в них стало невозможным, в воде появились соли тяжелых металлов, радиоактивные вещества, ядохимикаты. Уменьшилась площадь лесов, а сами леса, особенно вблизи населенных пунктов потеряли свою привлекательность: стали исчезать сосновые и дубовые рощи, липы, клены. Их вытеснили другие, менее привлекательные породы - ольха, кустарники. Резко обеднели флора и фауна.

Разумеется, люди стали бить тревогу. Наиболее активная часть стала называть себя «зелеными», экология стала популярной. Неизбежно расширились границы экологии. Говорят о «социальной экологии», «инженерной экологии» (появилось множество факультетов и кафедр с таким названием), «политической экологии», «экологии культуры» и даже «экологии семьи».

Впервые термин «экология» (с греческого «эйкос» или «ойкос» - дом; «логос» - знание, наука) был введен в 1866 г. известным немецким естествоиспытателем Эрнестом Геккелем, который определил экологию как науку, изучающую «отношения организмов с окружающей средой». В настоящий момент существует разного рода определения понятия экология, но все они сводятся к тому, что экология - это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.

Исходя из этих принципов миропонимания, основной целью экологического образования детей является формирование у них экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Прежде, чем начать говорить о самом предмете данного исследования, следует остановиться на задачах экологического воспитания, т.е. на том, на что будут направлены и ориентированы все обоснованные методы и приемы педагогического воздействия на развивающуюся личность ребенка-дошкольника. Итак, задачами экологического воспитания являются:

Приобщение детей к экологической культуре;

Формирование основ экологического миропонимания;

Способствование формированию, расширению и углублению представлений дошкольников о природе;

Развитие у детей соответствующих содержанию знаний познавательные умения (анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объекты природы);

Привлечение детей к экологически ориентированной деятельности: совершенствовать природоохранную деятельность;

Обогащение личного опыта детей положительным, гуманным взаимодействием с природой, расширение экологически ценных контактов с растениями и животными, объектами неживой природы.

Экологическое образование дошкольников - это процесс формирования у детей осознанно-правильного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение возникает во взаимосвязи интеллектуальных, эмоциональных и действенных компонентов. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, проявляющуюся в разных формах его поведения.

Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды. .

Экологическое образование это:

Непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей (Проект ФЗ «Об экологической культуре»),

Формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний (Модельный закон).

Экологическое воспитание - это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде (Проект ФЗ «Об экологической культуре»).

Большинство педагогов связывают экологическое воспитание детей дошкольного возраста лишь с привитием им любви и бережного отношения к природе. Между тем психолого-педагогические исследования последних десятилетий позволяют определить и конкретизировать предмет, содержание этого направления и связать их с исходными понятиями экологии. Именно привнесение научно-экологического подхода позволяет переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое воспитание и уже в дошкольном возрасте начать формирование экологической культуры.

Экологическая культура - совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности к природе.

Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира: они ежедневно открывают для себя новые предметы и явления. Малышей все интересует, побуждает думать, задавать вопросы, предлагать своё, иногда очень нестандартное интересное объяснение. Ребёнок обладает природной страстью к познанию мира, он склонен к открытиям, любит путешествовать, да и в наблюдательности ему не откажешь.

ЗудоваОльгаИвановна

Значение экологического воспитания в жизни дошкольников

Детивсегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Природа - неиссякаемыйисточникдуховного обогащения. Зеленные леса и луга, яркие цветы, бабочки, пауки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя - все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления – знание о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней, это важнейшие задачи детского сада.

Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, нередко приводит к образованию различных предрассудков и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожению ими лягушек, ежей, полезных насекомых.Это наносит вред не только природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточая ее. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы детиуже в дошкольном возрасте получиливерные сведенияо природе.

Интереск природетоже необходимо воспитывать. Показывая детям, чтои как надо наблюдатьу животных и растений, обращая их вниманиена внешний вид, движения, повадки, взрослыйформирует не только знания о природе, но и отношение детей к ней. Нужно всегда учитывать возраст ребенка и знать, что привлекает его внимание в данном предмете или явлении. В непосредственном соприкосновении с природой вместес наблюдательностью развивается и любознательность.

Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Формирование экологической культуры населения, начало ее становления падает на первые семь-восемь лет жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

"Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину". Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;

Развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано.

Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого взрослый сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждому его движению. Они очень наблюдательны и внимательны к словам, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

"Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда...Есть твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету." Антуан де Сент-Экзюпери (французский писатель, поэт)

Человек прежде всего отличается от остальных видов тем, что взаимодействует с природой через создаваемую им культуру, т. е. человечество в целом, развиваясь, создает на Земле культурную среду благодаря передаче из поколения в поколение своего трудового и духовного опыта. Но, как отмечал К. Маркс, - «культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно... оставляет после себя пустыню».

Остановить стихийное развитие событий могут знания о том, как ими управлять и, в случае с экологией, эти знания должны «овладеть массами», по крайней мере, большей частью общества, что возможно лишь через всеобщее экологическое образование, начиная со школьной скамьи и заканчивая. вузом и послевузовским образованием.

Экологические знания нужны каждому человеку, чтобы сбылась мечта многих поколений мыслителей о создании достойной человека среды, обеспечить гармонию человека и природы. Но эта гармония невозможна, если люди враждебно настроены друг к другу. Важнейшее из экологических условий выживания человека и всего живого - это мир на Земле. Именно к этому обязан стремиться экологически образованный человек.

Но было бы несправедливо строить всю экологию только «вокруг» человека. Экологически образованный человек не допустит стихийного отношения к окружающей его среде жизни. Он будет бороться против окружающего его варварства, находя наилучшие «экологически чистые» варианты взаимоотношения природы и общества. Из сказанного следует, что в настоящее время беспредел в нарушении экологических законов можно остановить, только подняв на должную высоту экологическую культуру каждого члена общества, что возможно, прежде всего, через изучение основ экологии

Лекция 2. Взаимодействие организма и среды

План лекции.

1. Понятие о среде обитания и экологических факторах

2. Основные представления об адаптациях организма

3. Лимитирующие факторы

4. Значение физических и химических факторов среды в жизни организма

5. Эдафические факторы и их роль.

6. Ресурсы живых существ как экологические факторы

1. Понятие о среде обитания и экологических факторах

Среда обитания организма - совокупность абиотических и биотических условий его жизни. Известны три среды обитания: водная, наземно-воздушная и почвенная вместе с подстилающими горными породами. Среда организмом воспринимается через экологические факторы - это определенные условия и элементы среды, которые оказывают специфическое воздействие на организм. Они могут быть природными и антропогенными. Природные факторы делят на абиотические и биотические.

Абиотические факторы - это совокупность факторов неорганической среды, влияющих на жизнь и распространение организмов. Их делят на физические, химические и эдафические. Физические факторы - это те, источник которых - физическое состояние или явление (механическое, температурное воздействие и др.), химические происходят от химического состава среды (соленость воды, содержание кислорода и др.), эдафические (почвенные) - это совокупность химических, физических и механических свойств почв и горных пород, оказывающие воздействие как на организмы почвенной биоты, так и на корневую систему растений (влияние влажности, структуры почв, содержания гумуса и т. п. на рост и развитие растений).

Биотические факторы способны влиять на абиотическую среду, создавая микроклимат или микросреду: например, в лесу летом прохладнее и влажнее, а зимой - теплее. Но микросреда может иметь и абиотическую природу: под снегом, в результате его отепляющего действия, выживают мелкие животные (грызуны), сохраняются всходы озимых злаков.

Антропогенные факторы - факторы, порожденные человеком и воздействующие на окружающую среду (загрязнение, эрозия почв, уничтожение лесов и т. д.).

Факторы, изменение которых во времени повторяется регулярно, называют периодическими (климатические, приливы и отливы, некоторые океанские течения), а те, которые возникают неожиданно, - непериодическими (нападение хищника, извержение вулкана и т. д.)

В настоящее время стихийное развитие взаимоотноше­ний с природой представляет опасность для существования не только отдельных объектов, территорий, стран и т. п., но и для всего человечества.

Это объясняется тем, что человек тесно связан с живой природой происхождением, материальными и духовными по­требностями, но, в отличие от других организмов, эти связи достигли таких масштабов и форм, что это может привести (и уже приводит!) к практически полному вовлечению живо­го покрова планеты (биосферы) в жизнеобеспечение совре­менного общества, что поставило человечество на грань эко­логической катастрофы.

Человек, благодаря данному ему природой разуму, стре­мится обеспечить себе «комфортные» условия среды, быть независимым от ее физических факторов, например, от кли­мата, от нехватки пищи, избавиться от вредных для него жи­вотных и растений (но совсем «не вредных» для остального живого мира!) и т. п. Поэтому человек, прежде всего, отли­чается от других видов тем, что взаимодействует с природой через создаваемую им культуру, т.е. человечество в целом, развиваясь, создает на Земле культурную среду благодаря передаче из поколения в поколение своего трудового и ду­ховного опыта. Но, как отмечал К. Маркс, «культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно... оставляет после себя пустыню».

Остановить стихийное развитие событий помогут лишь знания о том, как ими управлять и, в случае с экологией, эти знания должны «овладеть массами», по крайней мере, большей частью общества, что возможно лишь через всеоб­щее экологическое образование людей, начиная со школь­ной скамьи и заканчивая вузом.

Экологические знания необходимы каждому человеку, чтобы сбылась мечта многих поколений мыслителей о соз­дании достойной человека среды, для чего надо построить прекрасные города, развить настолько совершенные произ­водительные силы, которые смогли бы обеспечить гармо­нию человека и природы. Но эта гармония невозможна, ес­ли люди враждебно настроены друг к другу и, тем более, если идут войны, что, к сожалению, имеет место. Как спра­ведливо отметил американский эколог Б. Коммонер в на­чале 70-х гг., «поиски истоков любой проблемы, связанной с окружающей средой, приводят к неоспоримой истине, что коренная причина кризиса заключена не в том, как люди взаимодействуют с природой, а в том, как они взаимодей­ствуют друг с другом... и что, наконец, миру между людь­ми и природой должен предшествовать мир между людь­ми».

Таким образом, экологические знания позволяют осо­знать всю пагубность войны и распрей между людьми, ведь за этим кроется не просто гибель отдельных людей и даже цивилизаций, но это приведет к всеобщей экологической катастрофе, к гибели всего человечества. Значит, важней­шее из экологических условий выживания человека и всего живого - это мирная жизнь на Земле. Именно к этому должен и будет стремиться экологически образованный человек.



Экологическое образование предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности.

В систему экологического образования заложены следующие принципы: гуманизация, научность, непрерывность (взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни), систематичность и взаимосвязанность раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии.

Экологическое образование выполняет следующие педагогические функции:

Способствует становлению и развитию единой картины мира в сознании студента;

Является существенным компонентом гуманизации всего образования (дошкольного, школьного, высшего);

Формирует общеучебные и общечеловеческие умения прогнозировать свою деятельность и деятельность других людей;

Расширяет возможности нравственного воспитания в процессе обучения.

В мировой и отечественной практике рассматриваются три возможные модели экологического образования:


Однопредметная Смешанная

вводится учебная вводится новый

дисциплина Многопредметная курс экологиче-

экологической экологизация ской направленности

направленности традиционных с одновременной

учебных курсов и экологизацией

дисциплин традиционных

учебных предметов

Большинство отдают предпочтение смешенной модели, реализация которой требует разработки учебного курса «Экология», экологизация традиционных учебных дисциплин, а также серии практикумов.

Экологическая ответственность связанна с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленный последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим.

Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры – это система знаний, умений. Ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности является:

- экологические знания;

- экологическое мышление (умение правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности);

- экологическое поведение (в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе и др., которое должно быть экологически оправданным и целесообразным, чувство любви к природе). Экологическое поведения включает в себя ряд параметров: - рациональное отношение к природе, - избирательность в отношении к природе, - сознательное отношение к природе.

5. Основные экологические понятия и термины

Основной (элементарной) функциональной единицей биосферы есть экосистема. Экосистема - единый естественный комплекс, образованный за длинный период живыми организмами и средой, в которой они существуют, и где все компоненты тесно связаны обменом веществ и энергии. Но, в соответствии с представлением Ю. Одума, не всякая комбинация жизнь-среда - может быть экосистемой. Ею может стать лишь среда, где имеет место стабильность и четко функционирует внутренний кругооборот веществ. Выделяют микроэкосистемы (пенек с грибами, небольшое болото), мезоэкосистемы (участок леса, озеро, водохранилище) и макроэкосистемы (континент, океан).

Глобальной экосистемой есть биосфера нашей планеты. Часто экосистему отождествляют с биогеоценозом. И. Дедю считает, что категории экосистема и биогеоценоз совпадают на уровне растительной общности и принципиально различаются лишь выше и ниже этого уровня. «Экосистема» - понятие более общее. Компоненты биогеоценоза - биотоп и биоценоз.

Биотоп - однородное за абиотическими факторами среды пространство, занятое биоценозом (то есть место жизни вида, организма), а биоценоз - сообщество организмов (продуцентов, консументов и редуцентов), которые живут в границах одного биотопа. Понятие «биоценоз» - условное, поскольку вне среды существования организмы жить не могут, но ним удобно пользоваться в процессе изучения экологических связей между организмами. В зависимости от местности, отношение к человеческой деятельности, степени насыщения, полноценности и т.п. различают биоценозы суши, воды, естественные и антропогенные, насыщенные и ненасыщенные, полночленные и неполночленные.

Во время изучения экосистем характеризуют: 1) их видовой или популяционный состав и количественное соотношение видовых популяций; 2) пространственное распределение отдельных элементов; 3) совокупность всех связей, в первую очередь - цепей питания.

Экосистемы - открытые термодинамические функционально целостные системы, которые существуют за счет поступления из окружающей среды энергии и частично вещества и которые саморазвиваются и саморегулируются.

Одним из важных экологических понятий есть гомеостаз. Гомеостаз - состояние внутреннего динамического равновесия естественной системы (экосистемы), которое поддерживается регулярным восстановлением ее основных элементов и вещественно-энергетического состава, а также постоянным функциональным саморегулированием компонентов. Гомеостаз есть характерным и необходимым для всех естественных систем - от атома и организма к космическим образованиям. Все популяции имеют свойства, благодаря которым они поддерживают свою численность на оптимальном уровне в условиях среды, которые постоянно изменяются. Эти свойства и являются гомеостазом.

Вид (биологический) - совокупность организмов с родственными морфологическими признаками, которые могут скрещиваться друг с другом и имеют общий генофонд. Это основная структурная единица в системе живых организмов. Вид подчинен роду, но имеет подвиды и популяции. Виды имеют морфологические, физиолого-биохимические, эколого-географические (биогеографические) и генетические характеристики.

Популяция - совокупность особей одного вида с одинаковым генофондом, которая живет на общей территории на протяжении многих поколений.

Сообщество - совокупность различных популяций существуюших на определенных территориях.

Сегодня различают десять групп экологических факторов (общее количество - около шестидесяти), объединенных в специальную классификацию: за временем - факторы времени (эволюционные, исторические, действующие), периодичности (периодический и непериодический), первичные и вторичные, за происхождением (космические, абиотические, биотические, природно-антропогенные, техногенные, антропогенные), за средой возникновения (атмосферные, водные, геоморфологические, физиологические (генетические, екосистемные)), за характером (информационные, физические, химические, энергетические, биогенные, комплексные, климатические), за объектом влияния (индивидуальные, групповые, видовые, социальные), за степенью влияния (летальные, экстремальные, ограничивающие, возмущающие, мутагенные, тератогенные), по условиям действия (зависимые или независимые от плотности), за спектром влияния (выборочного или общего действия).

Одни и те же экологические факторы неодинаково влияют на организмы разных видов, которые живут вместе. Для одних они могут быть благоприятными, для других - нет. Важным элементом есть реакция организмов на силу влияния экологического фактора, отрицательное действие которого может возникать в случае излишка или недостатка дозы. Поэтому есть понятие благоприятная доза или зона оптимума фактора, и зона пессимума (доза фактора, за которой организмы чувствуют себя угнетенно).

Биоценоз - совокупность совместно обитающих популя­ций разных видов микроорганизмов, растений и животных. Термин «биоценоз» впервые применил Мебиус (1877), изучая группу организмов устричной банки, т. е. с самого начала это сообщество организмов было ограничено неким «географическим» пространством, в данном случае границами отмели. В дальнейшем это пространство было названо биотопом, под которым понимаются условия окружающей среды на определенной территории: воздух, вода, почвы и подстилающие их горные породы. Именно в этой окружающей среде существуют растительность, животный мир и микроорганизмы, составляющие биоценоз.

Понятно, что компоненты биотопа не просто существуют рядом, а активно взаимодействуют между собой, создавая определенную биологическую систему, которую академик В. Н. Сукачев назвал биогеоценозом . В этой системе сово­купность абиотических и биотических компонентов имеет «... свою, особую специфику взаимодействий» и «определенный тип обмена веществом и энергией их между собой и другими явлениями природы и представляющее собой внутреннее про­тиворечивое диалектическое единство, находящееся в посто­янном движении, развитии» (Сукачев, 1971).

Термин «биогеоценоз» был предложен В. Н. Сукачевым в конце тридцатых годов. Представления Сукачева в дальней­шем легли в основу биогеоценологии - целого научного на­правления в биологии, занимающегося проблемами взаимо­действия живых организмов между собой и с окружающей их абиотической средой.


ТЕМА 2: ОСНОВЫ ГЕОЭКОЛОГИИ. ОХРАНА АТМОСФЕРЫ.

1. Атмосфера и её значение.

Вопрос о воздействии человека на атмосферу находится в центре внимания специалистов и экологов всего мира. И это не случайно, так как крупнейшие глобальные экологические про­блемы современности - «парниковый эффект», нарушение озо­нового слоя, выпадение кислотных дождей, связаны именно с антропогенным загрязнением атмосферы.

Охрана атмосферного воздуха - ключевая проблема оздо­ровления окружающей природной среды. Атмосферный воз­дух занимает особое положение среди других компонентов био­сферы. Значение его для всего живого на Земле невозможно переоценить. Человек может находиться без пищи пять недель, без воды - пять дней, а без воздуха всего лишь пять минут. При этом воздух должен иметь определенную чистоту и любое отклонение от нормы опасно для здоровья.

Основные функции атмосферы:

Защитная экологическую функцию, предохраняя Землю от абсолютно хо­лодного Космоса, потока солнечных излучений, задерживается масса метеоритов (толщина атмосферы около 480 км, служит щитом),

Атмосфере идут глобальные метеорологические процессы, формируются климат и погода,

Регулирует сезонные и суточные колебания температуры (если бы на Земле не было атмосферы, то суточное колебание температуры достигало бы +/- 200С 0),

Источник газов, которые принимают участие фотосинтезе, и обеспечивает дыхание).

Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь. Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе. Действительно -- это составная часть такого воспитания, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью в неволе содержат диких животных или без должного ухода -- морских свинок и хомячков, которые страдают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто в воспитательных целях во время летних прогулок детям предлагают собирать цветы или ловить бабочек, стрекоз и других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребятишек. Не имея морителей, которые и нельзя давать маленьким детям, ребёнку ничего не остаётся, как оторвать крылья, затем ноги и наконец голову своей жертве или живьём наколоть её на иголку. Таким образом, подобные воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причём довольно жестоко.

В формировании мировоззрения личности важную роль играет окружение ребенка, социальная и культурная среда, а также его особенный взгляд на все с самого раннего возраста .

Формирование личности, ее социализация связаны с социальным воспитанием. Эта забота общества о своем подрастающем поколении. Воспитание должно обеспечить такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. Социальное воспитание связано с образованием, просвещением, обучением и самообразованием ребенка. Педагогу следует помнить, что на ребенка в процессе формировании личности влияют:

  • - природа и родной язык;
  • - общение в семье, в школе, окружающая среда;
  • - его деятельность;
  • - средства массовой информации, искусство, литература;
  • - образ жизни самого ребенка, его стремления, планы, роль, которые он выполняет в микросреде.

В исследованиях психологов и педагогов разработаны основные принципы социального воспитания. Принцип природосообразности, - изучение задатков и способностей ребенка и содействие в их развитии. Природные народности предлагает учет национальной культуры, традиций и родного языка. Принцип гуманности основан на признании индивидуальности каждого ребенка. Принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретении знаний, удовлетворение в общении.

В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он сможет реально оценивать последствия свой практической деятельности при взаимодействии с природой. Если в деле экологического образования и просвещения уже многое что начато, и самое главное, делается, то, в отношении экологической культуры мало что предпринято. Возможно, это объясняется и трудностью точного определения, что же такое «экологическая культура» . В самом общем виде можно сказать, что экологическая культура это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.

Экологически культурная личность должна иметь экологические знания по основным разделам экологии и экологии родного края (краеведению), то есть:

  • - иметь правильное определение и характеристику 100 терминов и понятий, широко используемых в современной экологии: экология, биосфера, ноосфера, природопользование, естественные (природные) ресурсы и т.д.;
  • - знать о жизнедеятельности и трудах ученых и общественных деятелей, внесших наибольший вклад в становление и развитие экологии.
  • - знать организации, движения и общества, которые занимаются природоохранной деятельностью: Всемирный фонд дикой природы, Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Римский клуб, Гринпис, Каспий табигаты и другие;
  • - знать природу своего родного края, а именно:
  • - местные природные условия
  • - природные особенности, реки и водоемы, ландшафты, типичные растения, и животных, климат и т.д. и т.п.;
  • - местные, охраняемые природные объекты;
  • - животных местной фауны;
  • - местных птиц;
  • - видов рыб местных водоемов;
  • - лекарственные растения местной флоры;
  • - памятники культуры и искусства местного и республиканского значения.

Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности.

Экологическое поведение личности в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе и др., которое должно быть экологически оправданным и целесообразным. Оно должно включать соблюдение следующих принципов .

Поведение экологически культурной личности включает соблюдение и параметров более высокого, второго порядка: эмоциональность или, наоборот, рациональность в отношении к природе; обобщение или избирательность в отношении к природе; сознательное или несознательное отношение к природе.

Экологически культурная личность при познании природы и общении с ней через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.) переживает свое отношение к ней и стремится сохранить дикую природу, проявляя тем самым любовь к миру природы.

Чувство любви к природе формируется через восприятие мира природы, что включает эстетический уровень восприятия природы; отзывчивость на жизненные проявления природных объектов; эстетическое освоение природы; познание мира природы с обработкой получаемой информации; практическое взаимодействие с миром природы. Личность, обладающая всеми компонентами экологической культуры, при общении с природой может дать психологическую и эмоциональную оценку ее восприятия, вызывая у себя определенные чувства по отношению к миру природы (положительные, отрицательные, нейтральные) и, тем самым, воспитывая у себя любовь к природе. Для того чтобы у экологически культурной личности возникли определенные чувства по отношению к миру природы, необходимо воздействие на него как отрицательных, так и положительных естественных реакций (факторов) мира природы.

Именно они вызывают у человека определенные эмоциональные и психологические ощущения. Но для их возникновения и оценки должны быть отложены «механизм обработки» полученных реакций мира природы.

Чувства экологически культурной личности под воздействием природы определяют направление и характер формирования экологического мышления и поведения и делают внутренние более содержательными экологические знания. Все компоненты экологической культуры между собой тесно взаимосвязаны и как их формирование, так и существование невозможно друг без друга. У личности обладающей экологическими знаниями, мыслящей и действующей экологически целесообразно, проявление чувства любви к природе гораздо глубже и прочнее .

Человек познает мир на протяжении всей своей жизни. В созидании целостности личности, культуры окружающего мира огромную роль играет образование. Особенностью экологического образования было то, что оно появилось ввиду жизненной необходимости всех людей на планете. Сластенин Ц.А. отмечает, что экологическое образование- это не часть образования, а новый смысл и цель современного образованного процесса - уникальное средство сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации». Цель экологического образования - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природоиспользования и пропаганду идей оптимизации, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств.

Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды. Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяет три фактора:

непосредственное познание природы;

школьное экологическое воспитание;

средства массовой информации.

Школьное экологическое воспитание обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний.

Важное место в системе экологического образования имеет начальная школа, которая является начальной ступенью в формировании ответственного отношения учащихся к окружающей среде и здоровью человека .

Как знакомить детей с правилами поведения в природе? Определенные экологические запреты абсолютно необходимы. Но «обрушивать» эти запреты «сверху» нельзя, нужна целенаправленная, кропотливая работа, ориентированная на то, чтобы правила поведения в природе были прочувствованы, понятны.

Социализация личности - это поведение в быту, способность к творчеству, восприятие культуры своего народа. Этнопедагогика, т.е. народная педагогика, способствует развитию личности, усваивающей социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в сказках, пословицах, поговорках, баснях и их значение в передаче нравственного опыта подрастающему поколению .

Этнопедагогику можно было бы в общем и целом представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Этнопедагогика - наука об эмпирическом опыте этических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающимся соединении народных традиций. Предметная область этнопедагогики не остается неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания. Как уже было сказано, этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваиваются социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, загадках, пословицах и поговорках, в играх и прочих, в семейном и общественном укладе, быте, традициях, а также философско-этические собственно педагогические мысли и воззрения, то есть весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на экологически культурное формирование личности.

В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь людей. Они проявляются и в отношении к природе, и в поэзии, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.

Чем больше будет участников педагогического процесса, понимающих воспитательной дело и желающих его улучшить, тем будет эффективнее его определяющее воздействие на подрастающее поколение. Народная педагогика есть педагогика масс, всеобщая педагогика, а не педагогика только педагогов - профессионалов. Тем не менее, она важнее всего для педагогов, особенно же - для воспитателей детских садов и учителей начальных классов.

Педагогическая наука ставит и решает много проблем, которые никогда не ставились и не могли ставится народной педагогикой. В то же время и у народной педагогики есть такие находки, на которые педагогическая наука не обращала внимание, несмотря на их бесспорную воспитательную ценность. Этнопедагогические исследования могли бы привлечь внимание педагогов к этим находкам, оживить их, вернуть в народное педагогическое сознание, в том числе - и родителям, как естественным воспитателям .

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Как избежать трещин во время кормления грудью? Как избежать трещин во время кормления грудью?