Святитель иоанн златоуст об исполнении супружеского долга. Человек может покидать свое тело по желанию

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?


По мысли святителя Иоанна Златоуста, мир в семейных отношениях не должен приноситься в жертву воздержанию. Об этом он говорит, комментируя то место в Первом послании к коринфянам апостола Павла, которое уже в его эпоху понималось некоторыми христианками как призыв к полному отказу от супружеского общения.

Вот эта цитата из послания апостола Павла: "А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе (1 Кор 7:1-7).

О том, что надлежит различать евхаристические трапезы и особым образом к ним готовиться, апостол пишет в том же послании 11:20-34. Тем самым для апостола Павла супружеская жизнь - это пространство свободы в любви; это внутреннее дело семьи, которое не подлежит никакой иной регламентации, кроме взаимного согласия и евхаристического благочестия.

Поясняя эти слова апостола, святитель Иоанн Златоуст акцентирует внимание на том, что семья - это таинство двух, поэтому решения в ней не могут приниматься единолично; они столь же совместны, как совместна и супружеская жизнь. Ключевым для него в приведенной выше цитате является слово "согласие".

Это место из послания апостола Павла к коринфянам святитель Иоанн Златоуст поясняет так: "Не лишайте себе друг от друга, точию по согласию (1 Кор 7:5) - что это значит? Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж - против воли жены. Почему? Потому, что от этого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство. Ведь если иные, имея своих жен, предаются прелюбодеянию, то тем более будут предаваться ему, когда лишены будут этого утешения. Хорошо сказал: не лишайте себе; то, что здесь назвал лишением, выше назвал долгом (1 Кор 7:3), чтобы показать, как велика их взаимная зависимость: воздерживаться одному против воли другого, значит лишать, а по воле - нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно.

Это делают многие жены, совершая большой грех против справедливости и тем подавая мужьям повод к распутству и всё приводя в расстройство. Всему должно предпочитать единодушие; оно всего важнее. Если хочешь, докажем это опытом. Пусть будет жена и муж и пусть жена воздерживается, тогда, как муж этого не хочет. Что произойдет? Не станет ли он предаваться прелюбодеянию, или, если не станет прелюбодействовать, не будет ли скорбеть, беспокоиться, разжигаться, ссориться и причинять жене множество неприятностей? Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Никакой. Сколько неизбежно произойдет отсюда огорчений, сколько хлопот, сколько раздоров!"

Христианское благочестие одного из супругов не должно причинять боль и страдание другому. Брак - это взаимодарение; каждый из двух приносит себя, свою жизнь в дар другому, а такие подарки не принято забирать назад. Святитель Иоанн Златоуст отвергает идею скверны, которой брачные узы якобы омрачают сочетавшихся ими.

Эта идея встречается в позднем иудаизме и в ряде гностических сект 2-4 веков, в наши дни мы обнаруживаем ее в сектах тоталитарных, но христианству она не присуща. Супружеские отношения не оскверняют, другое дело, что они отвлекают от молитвы, но не более того. Но с другой стороны, как возможно общение с Богом, цена которого - смута и огорчение в душе человека, разделившего с тобою свою судьбу? Выбор безбрачия возможен до брака, но никак не в нем.

Конфликт между личным благочестием и миром в семье надлежит решать в пользу мира, иначе под угрозой расторжения окажется то единство, на которое супруги испросили в таинстве венчания благословение Церкви.

"Если в доме муж и жена не согласны между собою, то их дом не лучше обуреваемого волнами корабля, на котором кормчий не согласен с рулевым. Посему апостол и говорит: не лишайте себе друг друга, точию по согласию до времени, да пребываете в посте и молитве. Здесь он разумеет молитву, совершаемую с особенным тщанием, потому что если бы совокупляющимся он запрещал молиться, то откуда бы взялось время для непрестанной молитвы (1 Фес 5:17)?

Следовательно, можно и с женою совокупляться и молиться, но при воздержании молитва бывает совершеннее. Не просто сказал, молитесь, но да пребываете, потому что (брачное) дело только отвлекает от этого, а не производит осквернения. А потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана (1 Кор 7:5). Чтобы ты не подумал, что это - закон, присоединяет и причину. Какую? Да не искушает вас сатана. А чтобы ты знал, что не диавол только бывает виновником прелюбодеяния, прибавляет: невоздержанием вашим (1 Кор 7:5)”.

Следует ли из этих слов святителя Иоанна Златоуста, что супруги-христиане должны игнорировать время постов? Отнюдь. Он говорит здесь совершенно об ином - об иерархии ценностей и напоминает о том, что действительно является скверной, а что нет, хотя и отвлекает от молитвы.

Пост - это время сугубой молитвы, отсюда традиция воздержания во время постов. Но если в еде каждый решает для себя сам, сколько и чего он может себе позволить, то в вопросах семейных отношений необходимо учитывать мнение другого супруга, более того, именно это мнение становится решающим в этих вопросах, хотя бы даже это наносило некий ущерб молитвенному настрою более аскетичного из них.

Здесь как в горном восхождении: группа ориентируется не на самого сильного, а на самого слабого и неопытного и свой режим движения выстраивает, исходя именно из его возможностей и уровня подготовки. Восходить надо, но восходить надо вместе. Иначе могут погибнуть все.

***

О супружеских отношениях во время поста:

  • Постового устава супружеских отношений не существует - диакон Андрей Кураев
  • - иеромонах Димитрий Першин
  • О воздержании на супружеском ложе - Лилия Малахова
  • Нужно ли супругам каяться в "блуде"… друг с другом? - протоиерей Андрей Дудченко
  • О супружеском воздержании во время поста - иерей Иаков Коробков

***

Вот почему Церковь не регламентирует ритм и меру брачных отношений, проведя всего лишь две ограничительные линии: они исключаются накануне таинства крещения и причащения. Да, это минимальный уровень, стартовый, если можно так выразиться. А далее - у каждой семьи свои обстоятельства и свой путь к Богу.

О том, какими могут быть эти пути, современный афонский подвижник, старец Паисий Святогорец, в одном из своих писем писал так: "Ты спрашиваешь меня о супружеских отношениях женатых священников и мирян. Святые Отцы не дают точных определений о том, как должны строиться эти отношения. Это значит, что супружеские отношения есть тема, которая не может быть четко определена, поскольку все люди не могут жить по одному шаблону. Вопрос супружеских отношений Отцы оставляют на рассуждение, любочестие, духовную чуткость и силу каждого человека.

Для того, чтобы быть более понятным, приведу примеры из жизни людей подвизающихся - женатых священников и мирян. Эти люди до сих пор живы, и я с ними знаком. Среди них есть такие, кто, создав семью, вступили в супружескую близость и родили одного, двух или трех детей, после чего живут в девстве. Другие раз в год вступают в супружескую близость ради рождения детей, а все остальное время живут как брат и сестра. Третьи воздерживаются от супружеских отношений во время поста, в потом вступают в супружескую близость. Четвертым не удается исполнить даже этого. Есть супруги, имеющие общение в середине недели, чтобы три дня перед Божественным Причащением и три дня после Него быть в чистоте. Иные спотыкаются и на этом. Потому, явившись после Своего Воскресения апостолам, Христос, дав им власть оставлять грехи, прежде всего сказал им: "Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы... Приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся". Цель в том, чтобы каждый подвизался с рассуждением и любочестием, в соответствии со своими духовными силами.

Конечно, вначале мешает молодость. Но с течением времени плоть ослабевает и дух может занять господствующее положение. А когда это происходит, то даже женатые люди начинают вкушать что-то малое от божественных наслаждений. Они естественным путем отходят от наслажденией плотских, на которые смотрят уже как на совершенно ничтожные. Так люди, живущие в браке, некоторым образом очищаются и, поднимаясь по легкой, пологой, вьющейся тропе, приходят в Рай. Тогда как монахи восходят в Рай, идя напрямую - по вертикали, карабкаясь по скалам.

Ты должен иметь в виду и то, что проблема супружеских отношений - это не только твоя проблема и ты не имеешь права регулировать этот вопрос сам, но, как пишет апостол Павел: "по согласию", тоже необходимо внимание. Сильный супруг должен ставить себя на место немощного. [...] Прости меня за то, что я зашел в чужой огород, ибо дело монаха - четки, а не подобные темы." Блаженной памяти cтарец Паисий Святогорец. Слова. Т. 4. Семейная жизнь. Суроти, Салоники: Монастырь св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова; М.: Святая Гора, 2005. С. 69-72.

Последнее касается и меня, однако этот текст я вынужден был написать в связи с полемикой, развернувшейся на разных ресурсах по поводу моего интервью агентству Интерфакс, в каковом, к сожалению, пришлось сократить эти обширные цитаты, важные для понимания позиции Церкви по данному вопросу.

Димитрий Першин , иеромонах

***

P.S. На материал о. Димитрия вышла аж целая серия критических статей. Не могу не удержаться от высказывания поддержки о. Димитрию.

Публикация о. Димитрия о том, канонических запретов на супружеские отношения во время поста формально нет, а значит, если супруги по каким-либо причинам будут в них вступать это не является грехом, грехом, разрушающим пост, тем более смертным грехом.

Да, единодушное мнение Церкви - воздержание во время поста для супругов ЖЕЛАТЕЛЬНО, ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНО.

Но и к немощам людей, особенно в период молодости должно быть снисхождение. Превыше всех добродетелей - ЛЮБОВЬ. Пост не должен быть причиной нестроений в семье.

Меня всегда поражала с какой легкостью многие пастыри продолжают цитировать, чью-то высказанную ревность не по разуму о том, что нужно обязательно воздерживаться от друг друга во время беременности и кормления грудью.

Вы можете представить нормального 20 - 25 летнего парня, чтобы тот с молодой красивой женой живя под одной крышей, не пожелал бы ее в течение года?

Скажу резко, но от души - я бы всех "ревнителей" благочестия из монастырей (этот ветер пастырского неразумия дует чаще всего оттуда), твердящих о полном воздержании во время беременности и кормления грудью, заставил бы пожить в однокомнатной квартире с какой-нибудь молодой бабой один год. Вот тогда бы я посмотрел, какие бы они песни пели о благочестивом воздержании. Да это же никакой нормальный мужик не утерпит.

У меня такое впечатление, что на форумах очень много импотентов, которые всему этому поддакивают... Или они своих жен не любят. И ли они вообще холостые...

Любимая жена желанна всегда, как и муж. Скажу более – это только в блуде каждая новая женщина всегда вызывает буйную страсть. При длительном супружестве, если между супругами нет НАСТОЯЩЕЙ ЛЮБВИ, близкие отношения затихают и даже прекращаются. И если через 15 – 20 лет совместной жизни взаимная тяга друг к другу остается сильной, то это не признак блудной страсти, а признак сохраненной ЛЮБВИ, ВЗАИМОПОНИМАНИЯ И ПРОЩЕНИЯ. Кто живет в счастливом браке, меня поймут…

Супружеские отношения такая тонка вещь, тут шаблонами нельзя оперировать. Желательно воздерживаться - да, но если была близость - какой это смертный грех? С точки зрения здравой аскетики нельзя принуждать к высокой степени воздержания молодых людей, у которых просто гормоны и здоровье бьют ключом. Другой вопрос - 40-летним воздерживаться проще...

Кстати, ни разу не слышал, что кто-нибудь из священников, пишущих по этой теме говорил - молодым не стоим брать подвигов воздержания, об этом надо думать в возрасте, а надо так говорить.

Все-таки многодневные посты - это не норма жизни христианина - это некое более высшее духовное состояние, и если кто-то этот подвиг не потянул, разве он пал до ада? Подчеркну ни я, и думаю, ни отец Димитрий и о. Даниил Сысоев (высказывающий аналогичные мысли)не защищают разжение сексуальной похоти.

Разговор ведется о снисходительном отношении к тем, что утерпеть не может, и при этом мучиться, думая, что этим согрешает, чуть ли не смертным грехом.

Сексуальные отношения - сфера, куда даже Бог не вмешивается. Единственное ограничение, которое дает Божие откровение - это воздержание во время месячных.

Нас спасет исполнение двух главных заповедей - Любви к Богу и Любви и к ближнему. Как законное супружеское соитие со взаимными словами любви нежностью - нарушает эти заповеди? Что от этого супруги меньше Бога любить станут?

Думаю, что в основе многих ревнителей воздержание лежит ложное представление, что супружеские отношения - это некая мерзость, грех, и что отношения только для деторождения… тогда для чего была дана человеку возможность оргазма?

Но это не так... а вот чревоугодие - это грех, и блуд грех... Но пищевое послабление в посту и супружеских отношениях - не может быть грехом.

"Милости хочу, а не жертвы" – говорит Господь. Милости и от немощных, и к немощным…. И вот этой милости к немощным я и не вижу в во многих комментариях …

24.03.2008.
С надеждой о нашем спасении,
Максим Степаненко, руководитель
Миссионерского отдела
Томской епархии Русской Православной Церкви

Половая потребность и блудная страсть составитель Ника

Заповедь: «жена своим телом не владеет, но муж…» (1Кор.7.4)

Заповедь: «жена своим телом не владеет, но муж…» (1Кор.7.4)

Существуют различные причины уклонения от супружеских половых отношений. Эти причины могут быть праведными и неправедными. К неправедным относятся, во-первых, уклонение для достижения своих целей (как определенный торг), обычно, оно свойственно женам.

«(Жена) более здесь погрешает, и погрешает не в видах богоугодного воздержания, а чаще всего злоупотребляя полным на сей раз равенством со своим мужем и, добиваясь угодливости себе с его стороны, она отвечает несогласием своему мужу на супружеское предложение. Но что же? Будто она хочет чем-то особенно одолжить его, если согласится с ним; будто собственность какую она здесь уступает; будто с ее стороны может быть в настоящем случае торг какой или договор, например, за обнову. Дотоле волей или неволей покорная мужу, она начинает величаться пред мужем, дорожить собой, заметив в нем плотское пожелание. Горделивость ее доходит даже до того, что каждый раз, как почувствует себя оскорбленною чем-либо со стороны мужа или получит отказ в какой либо вещи, - первою угрозою или местью объявляет, «чтоб муж не касался ее, чтоб не знал ее, и едва не клятвой подтверждает эту угрозу». Не нарушение ли это закона? не оскорбление ли это прав мужа? И что же отсюда происходит? Покоряя себе на минуту мужа, горделивая жена во все остальное время подпадает гораздо большей зависимости его, чем следовало бы. Она теряет в глазах мужа доверие, как человек изменчивый в своих отношениях, как готовый при случае досадить и отомстить. Она отравляет чувство наслаждения супружеского при совокуплении, между тем как это чувство вложено в природу человека Богом же. Она, наконец, в случае решительного бегства от мужа во время законных требований его или только по причине разных упреков ему в эту пору доводит его до падения с посторонним лицом. Тогда сбываются слова: «чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1Кор. 7, 6)».

Во-вторых, уклонение может быть по неприязни, обидам, по причине потери телесной привлекательности супруга(и), по влюбленности в другого человека или как уход одного из супругов в блудные мечтания и от них он получает большее удовольствие. Как правило, все эти уклонения приводят к желанию вступить в прелюбодейные связи или связи с блудницами(ками).

«…(некоторые супруги) охладели друг к другу, даже до такой ненависти или взаимной нетерпеливости, что когда, например, разговаривают между собой, а особенно остаются одни, не могут быть спокойны».

Такое отношение может быть как обоюдным, так и односторонним. И нежелание одной стороны вступать в брачные отношения, вызванные нетерпением и ненавистью, приводят другую сторону вначале к обидам, а затем также к ненависти. Поэтому необходимо хранить супружескую любовь, которая включает в себя и половые отношения.

Нравственное Богословие (Грехи против 7-ой заповеди, грех - холодность в супружестве…): «И так, супруги-христиане! вот ваш долг, который вы обязаны выплачивать друг другу каждый день и от платежа которого никогда не можете освободиться: это - взаимная любовь ваша! Сколь бы у одного из вас или у обоих друг против друга не накопилось с годами в душе недовольства, гнева, злобы, о! всеми силами противостаньте чувству взаимного охлаждения, а тем более взаимной ненависти. Страшное, богопротивное это состояние, когда и голос, и кашель, и взгляд и невинные привычки и вещи, которыми особо обладаете вы с привязанностью: все это становится вам ненавистным друг в друге! Сохрани вас Бог от такого взаимного ненавистного состояния! Воспротивьтесь взаимной ненависти и вражде! Чем дальше, тем будет хуже. Но всегда есть еще некоторая возможность возобновить вам свою супружескую любовь. О возобновлении ее более всего должен позаботиться муж: «муж люби свою жену». Женщина, как вообще существо более нежное и признательное, больше расположена любить того, кто старается, заслуживая ее привязанность, и дольше сохраняет к своему мужу любовь, которая в нем между тем охладела. Но это самое не дает права мужу менее стараться - заслуживать ее доверие и любовь, в той надежде, что она все простит ему или что ибез того она любит его (как вначале, супружеской жизни). За то по мере врожденной чувствительности жену глубоко трогает и равнодушие мужа, очевидная ненавистливость его: тогда немного шагов до отвращения ее к мужу. Спешите же вы, мужья, возобновить и поддержать супружескую свою любовь к женам, а вы - жены исправиться от всякого раздражительного разговора, взгляда и действия: в отношении к своим мужьям! Если же чья жизнь вначале проходила также в довольной любви и привязанности (к сожалению, есть такие, которые охладевают друг к другу года чрез два и даже чрез несколько месяцев после свадьбы: тут бывают уже особенно резкие причины); если с годами и с приближением к старости более охладевают и между многими супружеские чувства, возникает взаимная ненавистливость: тогда-то особенно такие супруги прибегните к этому сильнейшему рецепту против супружеской нелюбви, т. е. вспомните, что один из вас носит на себе образ Христа, а другая - Церковь, и что вы должны до гроба любить друг друга. Иначе вы бесчестите в себе этот образ, иначе сомнительна и ваша собственная любовь ко Христу, неживое ваше отношение к Церкви. О, возлюбленные супруги-христиане! храните и, если утратите, снова тысячу раз возобновляйте в себе взаимную супружескую любовь!».

В-третьих, уклонение может быть по чрезмерному подвигу воздержания (и об этом мы скажем в следующем разделе).

Итак, следует понимать, что заповедь: «жена своим телом не владеет, но муж» дается не для позволения неумеренности или любострастия между супругами, а дается на тот случай, если одна из сторон не желает вступать в близкие отношения, а другая желает их.

Нравственное Богословие (Грехи против 7-ой заповеди, грех - нарушение заповеди: «жена своим телом не владеет, но муж»): «Муж и жена по закону составляют одну плоть. И так относительно супружеского совокупления тело жены принадлежит мужу, но и над телом мужа имеет власть жена, кто бы он ни был по своему званию или образу жизни. Выходит, что муж и жена здесь господа один над другим, и вместе рабы друг другу. В других случаях муж имеет преимущество, а здесь нет. Воля одного лица в настоящем случае должна сообразоваться с волею другого. Уклониться от совокупления в известный раз может кто-либо не иначе, как только по согласию. А за тем надолго оставаться свободным от совокупления, если оно позволяется и физически (при здоровье) и нравственно (не во время говенья и приготовления к Тайнам Христовым), - так оставаться может одно лицо только дотоле, пока не последует требования со стороны другого. Тут добродетель целомудрия и награда за эту добродетель не относятся к одному, но к обоим, и одно лицо без другого не может на сей раз сделаться добродетельным: чудная зависимость, и смиряющая и возвышающая мужа и жену друг пред другом! Только порока невоздержания уже не разделяет другое лицо, которое желало бы быть воздержным, но подчиняется невоздержанию первого лица… Правда, эти слова Апостола не закон, но «совет»; не обязанность, какую они внушают, так что непременно или часто должны муж и жена между собой совокупляться, но только извещают о таком деле, которое предоставляется свободе супругов, которое сами супруги должны между собой устроить. Законом же, или вернее сказать нарушением закона, это дело становится тогда, как одно лицо будет противиться: тогда уже и грех и осуждение за грех».

Из-за этого между супругами могут быть конфликты, обиды, превозношение своими добродетелями, укоры немощной стороне и т. п., а эта заповедь определяет правое отношение к желаниям супругов.

Иоанн Златоуст (т.10, беседа 19 на посл.1Коринфянам): ««Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию» (ст.5). Что это значит? Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж (не должен воздерживаться) против воли жены. Почему? Потому, что от такого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство. Ведь если иные, имея своих жен, предаются прелюбодеянию, то тем более (будут предаваться ему), когда лишены будут этого утешения. Хорошо сказал: не лишайте себя; то, что здесь назвал лишением, выше назвал долгом, чтобы показать, как велика их взаимная зависимость: воздерживаться одному против воли другого значит лишать, а по воле - нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, совершая большой грех против справедливости и тем подавая мужьям повод к распутству и все приводя в расстройство. Всему должно предпочитать единодушие; оно всего важнее. Если хочешь, докажем это опытом. Пусть будет жена и муж и пусть жена воздерживается, тогда как муж этого не хочет. Что произойдет? Не станет ли он тогда предаваться прелюбодеянию, или, если не станет прелюбодействовать, не будет ли скорбеть, беспокоиться, разжигаться, ссориться и причинять жене множество неприятностей? Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Никакой. Сколько неизбежно произойдет отсюда огорчений, сколько хлопот, сколько раздоров! Если в доме муж и жена не согласны между собой, то их дом не лучше обуреваемого волнами корабля, на котором кормчий не согласен с рулевым. Потому (апостол) и говорит: «не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве».

Тихон Задонский (т.5. Прибавление «О взаимной должности христианской»): «Есть обычай неким мужам своих жен, а женам своих мужей под видом воздержания оставлять, но сие дело очень опасно, ибо вместо воздержания может последовать тяжкий прелюбодеяния грех, или в одном, или во обоих лицах. Когда муж оставит жену, а жена с другим будет грешить, то и муж тому же греху повинен будет, яко подал причину жене своей грешить; так же и жена, когда оставит мужа своего, а муж с иной будет грешить, то и жена тому же греху повинна ради вышеписанной причины. Сего ради, когда разлучение бывает ради воздержания, то должно быть это с согласия обоих лиц, и то на время, пока искусят себе, могут ли это бремя понести. Когда могут, хорошо: да пребывают так. Когда не могут, да сходятся тогда во едино; не всем бо все дано».

Исходя из вышесказанного делается однозначный вывод: уклоняющийся от супружеских телесных отношений по причине гнушения супругой(ом) грешит против естественных отношений, данных Богом.

Правила святых Апостолов (ст.51): «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил вместе и таким образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин».

Из книги В начале было Слово… Изложение основных Библейских доктрин автора Автор неизвестен

Управление телом. Дети Божьи, по существу, распоряжаются сами собой. Мы должны любить Бога «всем сердцем, всею душою, всею крепостию и всем разумением» (Лк. 10:27).Христианам дано преимущество развивать свои физические и умственные способности в полную меру своих сил и

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Что значит креститься для умерших (1Кор.15:28)? иеромонах Иов (Гумеров) В своих Посланиях св. апостол Павел говорит, что истина воскресения является необходимым основанием для духовной жизни. В крещении мы погребаемся с Христом в смерть (Рим.6:4). Если бы не было воскресения

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 2 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

33:23-33 Израиль незаконно владеет землей Осада города закончилась, Иерусалим пал, земля подверглась опустошению. Много народу погибло, другие же были уведены в плен или бежали. Но были и те, кто остался.В трудные времена люди не всегда проявляют лучшие свои качества. После

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

18. И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним; 19. все звери, и (весь скот, и) все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега Здесь говорится о быстром и точном исполнении божественного повеления, чем Ной еще раз свидетельствовал

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

18. И призвал фараон Аврама и сказал: что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя? 19. для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было ее себе в жену. И теперь вот жена твоя; возьми (ее) и пойди "И я взял было ее к себе в жену..." Отсюда можно заключать, что

Из книги Веянье звёздной управы автора Богачёв Михаил

60. И благословили Ревекку и сказали ей: сестра наша! да родятся от тебя тысячи тысяч, и да владеет потомство твое жилищами врагов твоих! "И благословили Ревекку..." Это молитвенное благословение имело пророчественный характер, поскольку Ревекка, в качестве жены Исаака,

Из книги Поучения автора Кавсокаливит Порфирий

9. А говорят: "кого хочет он учить ведению? и кого вразумлять проповедью? отнятых от грудного молока, отлученных от сосцов матери? 10. Ибо все заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного и там немного". На обличения Исаии

Из книги Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться автора Феофан Затворник

13. И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного, - так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть и будут уловлены. Словом Господа - правильнее: "со словом

Пока могуществом владеет день Пока могуществом владеет день,В его державе я - последний инок.Течение реки и птичьи тень-тень-теньВажней рожденья моего или поминок.Стволы дубов - ночные сторожа,Их гулкие гудки - сычи и совы,И ночь величественная госпожа,в её владычестве

Из книги Библия. Синодальный перевод автора

Злой дух владеет вами обоими Смотрите: Я расскажу вам одну историю! - сказл старец Порфирий.Одна монахиня, которая сильно стремилась к порядку, с раздражением сказала своему старцу:- Такая - то сестра возмущает весь монастырь своими трудностями и своим характером. Мы

Из книги Печальные ритуалы императорской России автора Логунова Марина Олеговна

20. Продолжение. Изъяснение расстройства, внесенного в природу человека грехом прародителей. Общение с Богом служило источником господства духа над душою и телом. Чрез нарушение заповеди человек отделился от Бога, и потерял господствование над душою и телом, и подчинился

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том III (июль – сентябрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Из книги Половая потребность и блудная страсть автора составитель Ника

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла Глава 11 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса

Из книги автора

Прощание с телом По примеру императора Петра I тела монархов предполагалось выставлять для прощания шесть недель. Хотя на практике только тело императрицы Елизаветы Петровны было доступно для прощания в течение этого срока: умерла 25 декабря 1761 г. – погребена 3 февраля

Из книги автора

Св. апостол и евангелист Матфей (Жребием владеет Бог) I. Ныне прославляемый св. апостол и евангелист Матфей происходил из колена Иудина и родился в Вифлееме; с детства он был учеником св. Симеона Богоприимца. Он был один из пребывавших постоянно при Господе Иисусе Христе и

Из книги автора

Заповедь: «имеющие жен должны быть, как не имеющие» (1Кор. 7, 29) Как было отмечено выше, человек может уклоняться от супружеских обязанностей по духовному рвению, по стремлению к чистоте ради исполнения заповеди Господа. И такое уклонение - святая обязанность каждого

21.07.2014 Обычно в присутствии друг друга супруги говорят о других. Тем для разговора о других много. В конце концов, не о себе же самих говорить? Вот и начинают супруги ежедневный забег по привычному кругу: деньги, вещи, враги, дети, друзья, единоверцы, проблемы, родители.


Откуда же это в нас? Погружаться в мир близкого человека мы с детства отучены родительским сценарием, живущем в каждом из нас.


Родители, в силу объективной занятости, тем не менее, ежедневно искренне интересовались нашей жизнью, точнее не совсем нами, а другими - теми, кто нас окружал. Родителям были интересны наши друзья и их родители. Они были внимательны к нашим оценкам и состоянию здоровья, были не безразличны к тому, как мы выполняли свои обязанности по дому. Родители интересовались кем и чем угодно, кроме нас самих. Вряд ли мы когда-либо слышали подобные вопросы от своих родителей: «Когда ты узнал, что тебя обманули, что ты почувствовал?», «А как ты справился со своей обидой?», «Что тебе нравится в твоих друзьях?». Вероятно, по этой причине мы с детства привыкли жить вне себя , жить на поверхности .


Переступив порог супружества, мы оказываемся в присутствии незнакомого, но близкого нам человека. О чем можно с ним поговорить? О чём и о ком угодно, только не о своём, только не о внутреннем и сокровенном. Вот и коротают супруги свою жизнь на поверхностном уровне - на уровне других. «Вы наверно знаете, как бывает, - замечаетмитрополит Антоний Сурожский (1914-2003), - когда идет разговор между двумя людьми: один говорит, а другой слушает поверхностно, потому что уже готовит ответ, или вопрос, или отповедь. И поэтому у слушающего нет внутри настоящего молчания, и он не может услышать за словами, которые доходят до его слуха, тех чувств, тех мыслей, которые говорящий хочет ему передать. И вот одна из наших задач заключается в том, чтобы научиться так молчать, чтобы слышать. Вы, наверное, знаете по опыту то, о чем я сейчас упомянул. Для того чтобы слышать, надо открыться, а для этого надо внутренне замолчать полностью, до самых глубин».


Чтобы так слушать близкого человека и так общаться с ним, с нашей стороны необходимо серьезное ежедневное усилие. «Над душой, - говорит архимандрит Иоанн Крестьянкин (1910-2006), - надо трудиться самим и не ждать, что само вырастет то, чего не сеяли». Свое прошлое мы не изменим, а вот научиться взаимодействовать с ним нам вполне по силам.


У супругов на этом пути есть как противники, так и помощники. Типичными причинами, провоцирующими разлад в супружеских отношениях, являются модели поведения наших родителей, на которых мы выросли.


Мужчина, чаще всего, принимает решение, ответив для себя, по меньшей мере, на один из двух вопросов: «Сейчас мне все это нужно или нет?» и «выгодно мне это или нет?».

В одной из передач «Модный приговор» Эвелина Хромченко удачно пошутила над этим, исключительно женским стереотипом: «Ученые выяснили, наконец, чего хочет женщина! (...) Но она уже передумала».


Встречаясь с подобной особенностью женской психологии, мужчина нередко чувствует себя обескураженным и обезоруженным. Все его доводы к своей супруге: «Ну это же выгодно! Тебе же это нужно!» разбиваются об убийственный ответ: «Не хочу!», и наоборот.


Каков же выход для мужчины? «Я убежден, - пишет Эрих Фромм (1900-1980), - что никто не может "спасти" своего ближнего, сделав за него выбор. Все, чем может помочь один человек другому - это раскрыть перед ним правдиво и с любовью, но без сантиментов и иллюзий, существование альтернативы».В чем же заключается эта альтернатива для супругов, чьи отношения, оставшись на поверхностном уровне , с годами заходят в тупик?


Аргентинский психотерапевт и писатель Хорхе Букай (1949) и его коллега и соавтор книги «Любить с открытыми глазами» Сильвия Салинас описывают типичный замкнутый круг, в который мужчину загоняют сначала его мама, затем жена и, наконец, он сам: «Сначала мужчина позволяет женщине себя поработить, а потом эмоционально обособляется».


Выход из подобного замкнутого круга Хорхе Букай представляет вполне в русле церковной традиции: «С точки зрения Встречи двух любящих людей, главная задача мужчины - научиться объяснять женщине, что с ним происходит, и прежде всего именно в связи с ней. За такую откровенность женщина должна быть благодарна: мужчина открывается, вместо того чтобы прятаться, как улитка, и тогда отношения становятся прозрачнее и есть возможность лучше понять друг друга. Мужчина тоже должен быть признателен женщине за открытость вместо указаний, как ему себя вести, кем быть».


Сильвия Салинас описывая случай из своей консультативной практики, приводит целый ряд важных моделей эффективного взаимодействия с близким человеком, как для мужчины, так и для женщины: «Мужчина настаивает на том, что хочет остаться один. Он давно заставляет себя играть обременительную роль, чтобы не сердить жену. Она ведёт себя, как мать, которая указывает, что ему делать, а он должен постоянно искать её одобрения. Его терпение иссякло, и он хочет уйти.


Проблема в том, что он не может определиться с тем, что с ним происходит и чего он хочет. Он не знает, кто он. Не может говорить о себе и поэтому эмоционально отстраняется. Жена же становится всё напористей, но, в конце концов, приходит в отчаяние от невозможности до него достучаться, и это его пугает. И он ещё больше замыкается в себе.


Наши занятия должны помочь мужчине выразить то, что с ним происходит. Если для того, чтобы быть с любимым человеком, нужно отказаться от самого себя, отношения обречены. Нашему знакомому трудно говорить о себе, и я учу его рассказывать о своих нуждах, помогаю избавиться от страха перед женой. Он в ярости, потому что долгое время был порабощен. Я учу его давать выход ярости, и вполне возможно, в их отношениях снова найдётся место любви...

Задача женщины будет заключаться в том, чтобы заглянуть внутрь себя и разобраться, что же с ней происходит. А так, она сидит перед ним, беспощадная к его высказываниям, а он впадает в ступор. Она испепеляет его взглядом, пока ждёт ответа, а он чувствует себя прижатым к стенке и молчит, словно язык проглотил. Если бы она научилась больше сосредотачиваться на себе, он перестал бы ощущать на себе такой гнёт…


На последней консультации я предложила им рассмотреть схему их отношений, и оба признали неспособность самостоятельно справиться с ситуацией. Он боится жену и поэтому подчиняется ей. Многим мужчинам в своё время так и не удался трюк по высвобождению из железной хватки матери, и потом они повторяют ту же ситуацию со своими любимыми. В этих случаях мы должны помочь им приблизиться к себе и партнёру, осознать, что можно оставаться собой и в то же время быть с любимой».


В Новом Завете, оставлен совет апостола Павла для супругов, совет который вероятно вызовет недоумение у современного читателя Священного Писания: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1-е Коринфянам 7,5).

Согласно церковной традиции речь идет не только о важности половых отношений в супружестве, но и о сохранении внутрисемейного доверительного пространства общения мужа и жены.


Слышите? «Не уклоняйтесь друг от друга». Исключение - личная духовная жизнь супругов. Пост и молитва - это как раз то, что организует нашу внутреннюю жизнь, помогая сохранить экологию души. Всё остальное не повод отвлекаться от близкого человека. Своего мужа, или свою жену нельзя менять на мир вещей и события из мира других людей.


«Не уклоняйтесь друг от друга» - планка на вырост, которую можно начать одолевать в своей паре уже сегодня…

). Что значит: «должное благорасположение »? Жена не властна над своим телом, но есть и раба и вместе госпожа мужа.

Если ты уклоняешься от должного служения, то оскорбляешь Бога ; если же хочешь уклониться, то лишь с дозволения мужа, хотя бы это и на короткое время. Потому и называет это дело должным, чтобы показать, что никто (из супругов) не властен над собой, но – рабы друг друга. Итак, когда ты видишь, что блудница искушает тебя, ты скажи: мое тело принадлежит не мне, а жене. То же пусть говорит и жена покушающимся нарушить ее целомудрие: мое тело принадлежит не мне, а мужу. Если же ни муж, ни жена не властны над своим телом, то тем более над имуществом. Послушайте, имеющие мужей и имеющие жен: если вам не следует считать тела своим, то тем более имущества. Правда, в некоторых местах и Ветхого и Нового Завета отдается мужу великое преимущество; так говорится: «к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт.3:16); и Павел в одном послании делает такое различие (между супругами): «мужья, любите своих жен,… а жена да боится своего мужа» (Еф.5:25, 33); но здесь (приписывается обоим) одинаковая власть, ни больше, ни меньше . Почему? Потому, что у него речь о целомудрии. В других отношениях, говорит, муж пусть имеет преимущество, а в целомудрии – нет, ни «муж не властен над своим телом» , ни жена (1Кор.7:4). Большое равенство чести и никакого преимущества.

«Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию» (1Кор.7:5) . Что это значит? Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж (не должен воздерживаться) против воли жены. Почему? Потому, что от такого воздержания происходит великое зло ; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство. Ведь если иные, имея своих жен, предаются прелюбодеянию, то тем более (будут предаваться ему), когда лишены будут этого утешения. Хорошо сказал: не лишайте себя; то, что здесь назвал лишением, выше назвал долгом, чтобы показать, как велика их взаимная зависимость: воздерживаться одному против воли другого значит лишать, а по воле – нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, совершая большой грех против справедливости и тем подавая мужьям повод к распутству и все приводя в расстройство. Всему должно предпочитать единодушие; оно всего важнее. Если хочешь, докажем это опытом. Пусть будет жена и муж и пусть жена воздерживается, тогда как муж этого не хочет. Что произойдет? Не станет ли он тогда предаваться прелюбодеянию, или, если не станет прелюбодействовать, не будет ли скорбеть, беспокоиться, разжигаться, ссориться и причинять жене множество неприятностей? Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Никакой. Сколько неизбежно произойдет отсюда огорчений, сколько хлопот, сколько раздоров!

Если в доме муж и жена не согласны между собой, то их дом не лучше обуреваемого волнами корабля, на котором кормчий не согласен с рулевым. Потому (апостол) и говорит: «не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве». Здесь он разумеет молитву, совершаемую с особенным тщанием, потому что если бы совокупляющимся он запрещал молиться, то откуда бы взялось время для непрестанной молитвы? Следовательно, можно и с женой совокупляться и молиться; но при воздержании молитва бывает совершеннее. Не просто сказал: молитеся, но: да пребываете, потому что (брачное) дело только отвлекает от этого, а не производит осквернения . «А потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана». Чтобы ты не подумал, что это – закон, присоединяет и причину. Какую? «Чтобы не искушал вас сатана». А чтобы ты знал, что не диавол только бывает виновником прелюбодеяния, прибавляет: «невоздержанием вашим».

Ввиду того, что многие воздерживаются и имеют чистых и целомудренных жен, притом воздерживаются сверх должного , так что воздержание делается поводом к прелюбодеянию, ввиду этого он (апостол Павел — Ред. Правблога) говорит: каждый пусть пользуется своей женой. И он не стыдится, но входит и садится на ложе днем и ночью, обнимает мужа и жену, и соединяет их друг с другом, и громко взывает: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию» (1Кор. 7:5). Ты соблюдаешь воздержание и не хочешь спать с мужем твоим, и он не пользуется тобою? Тогда он уходит из дому и грешит, и в конце концов его грех имеет своей причиной твое воздержание. Пусть же лучше он спит с тобою, чем с блудницей. Сожитие с тобою не запрещено, а сожитие с блудницей запрещено. Если с тобою он будет спать, нет никакой вины; если же с блудницей, тогда ты погубила собственное тело. Итак, садится [апостол] почти на брачное ложе и взывает: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию». Для того ты [жена] и имеешь мужа, для того ты [муж] и имеешь жену, чтобы соблюдать целомудрие. Ты хочешь иметь воздержание? Убеди к тому и мужа твоего, чтобы было два венца – целомудрие и согласие, но чтобы не было целомудрия и сражения, чтобы не было мира и войны. Ведь если ты воздерживаешься, а муж распаляется страстью, и между тем прелюбодеяние запрещено апостолом, значит, он должен терпеть бурю и волнение. Но «не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию» . И, конечно, где мир, там все блага; где мир, там и целомудрие сияет; где согласие, там и воздержание увенчивается; а где война, там и целомудрие подрывается. Но не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию . Всякого распорядителя брака превосходит Павел, невестоводитель вселенной. Поэтому он и не стыдится говорить: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно» (Евр. 13:4). Ведь и Сам Владыка его пришел на брак, воздавая честь браку Своим присутствием, и даже принес дары, превратив воду в вино. Итак, подвизайся [в воздержании], сколько хочешь; когда же ослабеешь, пользуйся общением [брачным], чтобы не искушал вас сатана. Вот три образа жизни: девство, брак, блуд. Брак – в средине, блуд – внизу, девство – вверху.

Девство увенчивается, брак соразмерно похваляется, блуд осуждается и наказывается. Итак, соблюдай меру в своем воздержании, смотря по тому, насколько ты можешь обуздать немощь своей плоти. Не стремись превзойти эту меру, чтобы не ниспасть ниже всякой меры. Как желающий нырять настолько уходит в воду, насколько только может войти, но, когда входит, смотрит, как далеко ему придется возвращаться, так и ты будь целомудрен настолько, сколько можешь снести, чтобы не потерпеть падения чрез меру.

Источники: свт. Иоанн Златоуст.

Спрашивает Татьяна
Отвечает Василий Юнак, 18.04.2012


Приветствую Вас, Сестра Татьяна!

Ваш вопрос: "Как часто мужчине нужно удовлетворение, ни реже скольки раз, чтобы не навредить здоровью и не было греха соблазна,и наоборот когда-озабоченность от безделья "

Никто и нигде не указывает частоту супружеских отношений. Причина - все люди различны, да и обстоятельства, влияющие на желание различны.

Если супруги физически и эмоционально здоровы, то вероятно нормальным можно считать от одного-двух раз в день до одного раза в месяц. Однако это - весьма приблизительно. Молодые супруги будут оставаться наедине чаще, равно как и встретившиеся после некоторой разлуки. Но это зависит также и от темперамента.

Чтобы не навредить здоровью - супружеская близость, если построенная со всей любовью и вниманием, никак не навредит здоровью. Более того, замечено, что супружеская близость может стать действенным лекарством от целого ряда заболеваний - и инфекционные, и сердечные, и ранения... причина? Наш организм устроен таким образом, что он способен излечить сам себя в нормальных условиях. А здоровая интимная жизнь очень даже нормализует состояние организма. Потому организм получает дополнительную силу для борьбы с болезнью или для заживления раны.

И вот здесь я хотел бы больше остановиться на "любви и внимании". И это чаще всего относится к мужчине, хотя иногда и сами мужчины страдают и терпят от невнимательности и неаккуратности жены. Постараюсь ответить для обоих.

Многие пособия по интимным вопросам утверждают, что большая часть женщин никогда не испытывает оргазм. Однако мало какие пособия сообщают, как это исправить. А исправляется всё очень просто: правильной прелюдией. Зачастую мужчина совершенно не думает об удовлетворении жены, а торопится удовлетворить себя. Но различия в физиологии мужчин и женщин требуют, чтобы мужчина во время прелюдии своими ласками уже довел или почти довел женщину до оргазма. Причем, если мужчина обычно испытывает лишь один оргазм во время полового акта, то женщина способна иметь несколько оргазмов, и это не навредит ни ей, ни ему. Потому во время прелюдии опытный и заботливый муж позволит жене испытать два-три оргазма, прежде чем займется собственным удовлетворением. Это важно также и потому, что во время прелюдии происходит естественное увлажнение влагалища. Обычно те, кто спешат и не уделяют достаточно времени прелюдии, вынуждены пользоваться маслами и кремами, которые непременно повлияют на здоровье. Учиться прелюдии нужно и важно. И если поначалу достичь оргазма будет трудно, то впоследствии это станет делом легким и обычным. Важно лишь внимание, аккуратность и терпение мужа. С другой стороны, важна открытость и внимательность жены также. Нужно аккуратно подсказывать мужу, но в то же самое время следует быть внимательной и к его телу - его органы легко ранимы и от неосторожного движения ему может быть причинена острая боль, которая сведет на нет многие добрые начинания.

Правильные интимные отношения - залог духовного и физического здоровья семьи. Это - и хорошее настроение, и укрепленное физическое здоровье, и уверенность в партнере, что он любит и заботится, и удовлетворение интимных потребностей настолько, чтобы никого не тянуло на сторону. А что значит - правильные интимные отношения?

Мы не говорим о видах и формах, мы не говорим о частоте - мы говорим об отношении! Правильные интимные отношения, это когда ими не торгуют! То есть интимность не должна выступать в виде поощрения или отказ от интимности в виде наказания. Или, что еще хуже, когда грубый интим выступает в виде наказания - некоего законного изнасилования. Правильные отношения - это отношения уважительности: и у женщин, и у мужчин бывают времена и периоды, когда полноценный половой акт невозможен. Что делать в таких случаях? Нужно обязательно уступать друг другу в пределах возможного - либо набраться терпения, либо найти некую, пусть не полноценную, но замену. В любом случае, тот партнер, который проходит через свое время ограниченных возможностей, должен стремиться проявить гораздо больше внимания и заботы не только в качестве компенсации своих ограниченных возможностей, но гораздо более ради того, чтобы второй супруг не ощутил себя отвергнутым. В такие времена сатана может особо искушать на стороне, и потому это время требует особого внимания и заботы.

В семье неизбежны ссоры по большим и малым причинам. Не допускайте, чтобы ссора отнимала у вас возможность интимной близости. Во-первых, в это время супруги наиболее уязвимы, и сатана и так искушает их, а если к этому добавится "наказание" или отчужденность в интимных отношениях, то сатаниниские обольщения возрастут многократно. Во-вторых, супружеская близость зачастую является средством примирения, особенно когда причина ссоры совершенно не существенна, или когда компромисс доступен, и лишь амбиции и самолюбие не позволяло достичь согласия.

Нужно помнить, что на протяжении лет и в зависимости от разных жизненных обстоятельств как у мужчин, так и у женщин бываю спады и подъемы в сексуальной активности. И эти спады или подъемы могут длиться годами. Потому, если вдруг один из супругов стал менее активным, или напротив, вдруг стал чрезмерно активным в сексуальных побуждениях, это не должно вас удивлять или пугать. Естественно, поговорить об этом необходимо, чтобы понять ситуацию и настроить себя соответственно. И в это время, когда активность супругов оказалась различной, нужно проявить особое внимание и заботу друг ко другу, чтобы помочь подстроиться под изменившиеся обстоятельства.

Иногда супруги вынуждены проходить через более или менее длительные периоды воздержания. Само по себе воздержание не вредит здоровью ни мужчины, ни женщины. Дискомфорт приносит, настроение понижает, но здоровью не вредит! Потому осознание такого периода весьма важно, чтобы соответственно настроиться на него. Но если воздержание от полового акта не вредит здоровью, то прерванное возбуждение очень вредно, причем если для женщины оно наносит лишь эмоциональный ущерб, то для мужчины оно может иметь и физические последствия. Потому, если желаете максимально избежать риска импотенции и простатита у мужчин и осложнений менопаузы у женщин, тогда старайтесь жить правильной половой жизнью в семье, не ограничивая друг друга, но и не измождая один другого. Будьте заботливыми и внимательными, и тогда счастье продлится до самой старости.

Благословенного супружества!

Василий Юнак

Читайте еще по теме "Секс, эротика и интим":

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
С чем носить темно-синее пальто: шарф, шапка, обувь Синее прямое пальто с чем носить С чем носить темно-синее пальто: шарф, шапка, обувь Синее прямое пальто с чем носить Пасхальный цыпленок крючком: очаровательный подарок к Пасхе своими руками Пасхальный цыпленок крючком: очаровательный подарок к Пасхе своими руками Ранее развитие дома: занятия с шестимесячным ребенком Ранее развитие дома: занятия с шестимесячным ребенком