Как развивается недоношенный ребенок. Прибавка в весе недоношенных детей

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Рождение недоношенного ребенка многих из родителей повергает в шок, некоторых пугает, и все они хаотично стремятся найти ответы на вопрос «Как происходит развитие недоношенного ребенка по месяцам».

Стоит сразу же развеять сомнения и успокоить взволнованных родителей. Ваш малыш просто захотел раньше появиться на свет. Да, он особенный, и с первого месяца требует к себе более трепетного и заботливого отношения, чем обычный новорожденный. Первый год жизни для таких малышей самый важный и ответственный. В это время происходит самый интенсивный набор массы тела ребенком.

Недоношенным считается ребенок, который появился на свет между 21-й и 36-й неделями беременности, с массой тела не превышающей 2500г и длиной тела менее 46-47 см. Рождается недоношенный малыш более слабым, по сравнению с малышом, рожденным вовремя. И развитие таких детей отличается от развития детишек рожденных в срок. Более того, развитие малыша рожденного на 33-й неделе, будет отличаться от развития ребенка рожденного на 25-й неделе. В среднем, недоношенный малыш может догнать по развитию и физическим показателям обычного ребенка от 1 года до 3-х лет, при условии, что он не будет подвержен заболеваниям. Часто болеющие дети достигают уровня доношенных, гораздо позднее. Различают 4 степени недоношенности ребенка, в зависимости от которых будет происходить и можно судить о развитии ребенка. При весе от2 — 2,5 кг ребенка из роддома не выписывают и он находится под наблюдением медиков.

Говоря о первом месяце жизни малыша, нужно сказать, что у него существует большой риск развития инфекционных заболеваний, протекающих с осложнениями. Причем, в первый месяц жизни ребенок набирает вес очень слабо. О хорошем развитии свидетельствует наличие сосательно-глотательного рефлекса, часто — при отсутствии этого рефлекса, недоношенных детей кормят через зонд. У недоношенных детей (до 3-х кг) не стабильна нервная система, нестабильность может удерживаться до 3-4 месяцев. Очень важно для деток первого месяца жизни удерживать стабильность дыхательной системы, пока не научатся самостоятельно дышать, требуется искусственная подача кислорода. С самого рождения с ребенком надо поддерживать тактильный и голосовой контакт, чтобы малыш чувствовал руки и голос мамы.

На 2-м месяце жизни недоношенный малыш начинает набирать массу тела. Это свидетельствует о хорошем развитии. В то же время эти малыши приподнимать голову, лежа на животе, не могут в отличие от доношенных детей такого же возраста. На 2-м месяце жизни у ребенка вырабатывается сосательно-глотательный рефлекс. Но детки при кормлении очень быстро устают и их необходимо докармливать сцеженным грудным молоком. Интервал между прикладыванием ребенка к груди должен быть небольшим.

Третий месяц жизни недоношенного ребенка характеризуется увеличением массы тела в полтора раза. Отвечать на улыбку родителей ребенок еще не может, но очень чувствителен к прикосновениям рук мамы. Для недоношенных деток важен температурный режим, в комнате температура воздуха должна быть не ниже 23 градусов. Ребенка необходимо тепло одевать, на ножках должны быть теплые шерстяные носочки. Необходимо постоянно следить за физиологическим состоянием малыша. Массаж недоношенным детям в этом возрасте еще не делают, так как мышечный слой еще не сформировался. Деткам противопоказан яркий свет, более комфортно малыши чувствуют себя при приглушенном, не ярком свете. Период бодрствования очень короткий, детки в основном спят, важна смена положения тела ребенка.

На 4-м месяце жизни малыш пытается поднять и держать головку, пытается фиксировать взгляд и издавать звуки. В это время можно начинать легкий массаж, очень хорошо плавание, водные занятия в ванной, показано принятие воздушных ванн, парение на руках.

5-й месяц развития недоношенного ребенка по месяцам характеризуется началом гуления. Малыш начинает улыбаться. Некоторые из детишек способны хватать подвешенную игрушку.

К полугоду жизни недоношенный ребенок увеличивает свою первоначальную массу в 2-2,5 раза. У него начинается быстрое психоэмоциональное развитие. Он пытается удержать игрушку. Также способен гулить и, поворачивая голову, находить источник звука. К 6 месяцам начинает выравниваться состояние и ребенок в своем развитии начинает приближаться к развитию доношенного ребенка. После 6 месяцев малыш может отличить близких от чужих людей (но не все детки).

Седьмой месяц жизни недоношенного малыша характеризуется тем, что он уже умеет переворачиваться на спину с живота, и на живот со спины. Малыш способен держать игрушку.

8-й месяц отмечен тем, что начинается активное гуление. Он легко переворачивается на спину и животик, возникает имитация ползания — ребенок встает на четвереньки и раскачивается. Также малыш может есть с ложки.

На девятом месяце жизни ребенок играет самостоятельно с игрушками, пробует вставать, удерживаясь за барьер, и самостоятельно присаживается на бок с опорной рукой. При кормлении малыш может тянуть кусочки еды в рот руками.

10-й месяц жизни недоношенного ребенка он уже может встать на ножки с поддержкой. Медики не рекомендуют ставить рано детей на ножки, недоношенных деток особенно. Малыш сосредотачивает внимание на движущемся предмете, способен произносить различные звуки.

К одиннадцатому месяцу жизни недоношенный малыш способен размахивать, класть и брать игрушку. Отзывается на свое имя, передвигается по-пластунски или ползает.

К году жизни малыши I, II, III степени недоношенности уже значительно догоняют по развитию доношенных детишек. Ребенка нельзя торопить вставать на ножки и ходить, не нужно ускорять развитие. Малыш начинает произносить некоторые слоги.

Рождение ребенка – всегда радость, даже если это уже не первенец. Но иногда появляются обстоятельства, которые усложняют мамам жизнь. Например, если ваш малыш родился на три недели (или более) раньше положенного срока, его развитие будет иметь некоторые отличия по сравнению с доношенными детками.

Терминология

Гестационный возраст плода – количество полных недель, которые провел с момента зачатия эмбрион, а затем и плод в утробе матери.

Недоношенный ребенок – новорожденный, который появился на свет еще до полного развития всех жизненно важных органов и систем. Такому положению дел соответствует гестационный срок до 37 недель (т.е. 260 дней).

Календарный возраст ребенка – оценивается с первого дня рождения малыша, и высчитывается таким же образом, как и у доношенных детей.

Корректировка – соответствует количеству недель, которые малыш не досидел в утробе. Этот параметр очень важен для оценки физического и нейропсихического развития недоношенного ребенка. Малыш, который родился раньше срока, до возраста 2 лет будет соответствовать, с учетом корректировки, критериям развития детей младшего возраста. Например, если хронологический возраст ребенка 16 недель, но он родился на четыре недели раньше, то его корректированный возраст составляет 12 недель. То есть нормальное развитие вашего малыша будет соответствовать развитию 12-недельного доношенного ребенка.

Особенности недоношенного ребенка

Недоношенные дети имеют некоторые особенности, которые стоит учитывать, дабы избежать дальнейших осложнений:

  • Рост может не соответствовать нормам (с учетом корректировки) из-за проблем с кормлением. У малышей, рожденных на ранних сроках, недоразвиты сосательный и глотательный рефлексы. Также эти детки не в состоянии контролировать движения языка, что препятствует нормальному кормлению. Если эти проблемы не решить, физическое развитие новорожденных детей может существенно отставать от нормального.
  • Сердце и легкие зачастую недостаточно развиты на момент рождения, и обуславливают появление расстройств дыхания и кровообращения.
  • Двигательный аппарат также имеет определенные особенности. Если доношенные детки после рождения имеют характерную «эмбриональную» позу (полусогнутые ручки и ножки), то в случае недоношенных малышей положение конечностей зависит от срока, на котором они появились на свет.
  • Центральная нервная система больше подвержена болезням, инфекциям.
  • недоношенных детей немного отстает, по сравнению с доношенными малышами они позже начинают реагировать и узнавать членов своей семьи.

Развитие недоношенного ребенка по месяцам

информация Наблюдение за ребенком является одной из основных задач врачей-педиатров. Поэтому существуют так называемые контрольные точки, когда доктор должен осмотреть ребенка и определить, здоров ли малыш.

Обязательными пунктами такого обследования являются измерение роста, веса, обхвата черепа, грудной клетки. В следующей таблице мы приведем рост и вес недоношенных детей в зависимости от срока гестации.

Срок гестации (недели) Рост (см) Масса тела (гр)
28 35,9 1124
29 37,9 1381
30 37,9 1531
31 38,9 1696
32 40,4 1827
33 41,3 2018
34 43,6 2235
35 44,4 2324
36 45,3 2572
37 47,6 2771

Первые полгода малыши в среднем набирают по 800 грамм, а следующие 6 месяцев – по 400.

Прибавка в росте:

  • за первый триместр жизни составляет по 3 см/мес.;
  • за второй – по 2 см/мес.;
  • за третий – по 1,5 см/мес.;
  • за последний – по 1 см/мес.

Также обязательно определить динамику нейропсихического развития, ведь этот критерий очень тесно связан с «взрослением» нервной системы, в том числе и мозга, и в случае выявлений каких-либо отклонений немедленное терапевтическое вмешательство поможет избежать дальнейших проблем.

Перед тем как рассмотреть развитие по месяцам, вы должны знать, что, несмотря ни на что, каждый малыш развивается в своем темпе, и опытные доктора прекрасно знакомы с этой особенностью. Также, изучая данную таблицу, вспомните о корректировке. Всегда используйте ее, а не календарный возраст, когда оцениваете развитие недоношенного ребенка.

информация Обычно ближе , рожденные раньше срока, догоняют доношенных детей, поэтому существенных отличий между ними не будет наблюдаться.

2 месяца (8 недель)

Моторика

  • Активно двигает ручками и ножками.
  • Разжимает кулачки и держит ладошки в раскрытом виде.
  • Поднимет головку и туловище, когда лежит на попе.
  • Держит предметы в ручках.
  • Контролирует движения головой, но все еще нуждается в поддержке.

Речь и ее восприятие

  • Реагирует на шум плачем.
  • Издает звуки «аааа», «ооооо».
  • Плачет, когда чувствует потребность чем-то.

Деятельность

  • Фиксирует взгляд на людях и предметах, следит за их движениями.

Эмоции

  • Умеет устанавливать визуальный контакт.
  • Улыбается.
  • Узнает маму и наслаждается контактом с ней.

4 месяца (16 недель)

Моторика

  • Складывает ручки вместе, ставит их в рот.
  • Тянется к предметам, которые его окружают.
  • Переворачивается с животика на спинку.

Язык

  • Комбинирует несколько простых звуков «га-гууу», «аааа-ооооо».
  • Смеется.
  • Поворачивает голову, когда слышит знакомые голоса.

Деятельность

  • Хватает предметы.
  • Кладет их в рот.
  • Радуется, когда видит игрушку.

Эмоции

  • Становится более активным, когда его окружают близкие люди.
  • Увеличивается интерес к зеркалам, малыш улыбается своему отражению.

6 месяцев

Моторика

  • Самостоятельно сидит.
  • Трясет погремушки, стучит ими.
  • Перемещает предмет из одной руки в другую.
  • Переворачивается со спины на животик.
  • Держит одновременно 2 предмета, по одному в каждой руке.

Речь и ее восприятие

  • Реагирует, когда к нему обращаются по имени, поворачивается и смотрит.
  • Болтает, начинает произносить слоги «да», «га», «ба», и т.д.

Деятельность

  • Обращает особое внимание на игрушки, которые издают звуки или светятся.
  • Наблюдает за предметом, который исчезает из поля зрения.

Эмоции

  • Реагирует на изменение в своем окружении.
  • Замечает присутствие или отсутствие родителей.
  • Выражает удовлетворение, счастье, недовольство.

9 месяцев

Моторика

  • Держит небольшие предметы при помощи двух пальчиков.
  • Самостоятельно перемещается – ползает, двигается вдоль мебели, ходит, держась за ручки.

Речь и ее восприятие

  • Понимает смысл простых слов (купаться, кушать, гулять).
  • Сочетает гласные и согласные, издает более сложные звуки (баба, мама, дада).
  • Имитирует разные звуки, движения.

Деятельность

  • Внимательно исследует предметы.
  • Сопротивляется, когда хотят забрать игрушку.
  • Учувствует в кормлении – старается держать ложечку, бутылочку.

Эмоции

  • Восторженно играет в «ладушки».
  • Настороженно относится к посторонним, они могут вызывать у малыша беспокойство.

Год

Моторика

  • Стоит самостоятельно.
  • Делает первые шаги.
  • Переворачивает несколько страниц книги одновременно.
  • Складывает мелкие предметы в ведерко или другую емкость.

Речь и ее восприятие

  • Реагирует на просьбы мамы сделать что-то.
  • Повторяет одно и то же слово по нескольку раз.
  • Отдает предмет, когда его об этом просят.

Деятельность

  • Лучше «орудует» ложечкой, держит бутылочку.
  • «Помогает» одеть себя.

Эмоции

  • Предпочитает общество родителей.
  • Играет с другими детками.

15 месяцев

Моторика

  • Ходит без помощи родителей.
  • Забирается на стульчик или на другую мебель.

Речь и ее восприятие

  • Использует 2 слова, помимо «мама» и «дада».
  • Требует, чтоб его покормили или дали попить.
  • Указывает на предмет, который ему хочется заполучить.

Деятельность

  • Кормит себя ложечкой, не хочет, чтоб ему помогали.

Эмоциональное

  • Целует.
  • Здоровается с людьми.
  • Слушает рассказы.

18 месяцев

Моторика

  • Рисует каракули.
  • Учится бегать.
  • «Пинает» мяч.

Речь и ее восприятие

  • Выполняет элементарные требования.
  • Говорит все больше (5-10 слов).
  • Указывает на носик, глазки, ручки, ножки.

Деятельность

  • Кушает сам, но очень неаккуратно.
  • Понимает, каково применение некоторых предметов (расчесывает себя, кормит куклу).

Эмоции

  • Иногда говорит «нет», когда не хочет чего-то делать.
  • Спокойнее реагирует на отсутствие родителя, но очень радуется, когда его видит вновь.

2 года

Моторика

  • Учится рисовать вертикальные линии.
  • Хорошо бегает, иногда падает.
  • Стоит на одной ноге без поддержки.
  • Поднимается по лестнице.
  • Переворачивает по одной странице в книге.

Речь и ее восприятие

  • Составляет короткие предложения (из 2-3 слов).
  • В словарном запасе имеет не менее 20 слов (в том числе «я», «он», «она»).

Деятельность

Маленькое чудо, родившееся раньше срока физиологического вынашивания с наименьшей массой, в акушерстве зовется недоношенным младенцем. Такие детки проходят множество испытаний и порой ведут настоящую борьбу на право выжить.

Физическое развитие недоношенных детей: таблица

То, как происходит развитие недоношенного ребенка по месяцам до года, наглядно представлено в таблице.

Вес, рост согласно степени недоношенности
1 степень 2 степень 3 степень 4 степень
Вес (гр) Рост (см) Вес (гр) Рост (см) Вес (гр) Рост (см) Вес (гр) Рост (см)
1 месяц 300 3-3,5 200 3,5-3,8 200 3,5-3,8 190 4,0
2 месяц 800 3,5 800 3,9 600 4 400 3,5
3 месяц 800 3,5 800 3,5 700 4,2 700 2,5
4 месяц 900 3,3 800 3,8 700 3,8 600 3,5
5 месяц 700 2,3 800 3,3 800 3 700 3,6
6 месяц 700 2 700 2,3 900 1,6 500 3,6
7 месяц 700 1,6 600 2,3 600 1,6 500 2,5
8 месяц 700 1,5 700 1,8 600 1,6 500 2,5
9 месяц 700 1,5 700 1,8 500 1,6 500 1,5
10 месяц 400 1,5 400 0,9 500 1,7 450 2,5
11 месяц 400 1,0 500 1 300 0,6 500 2,2
12 месяц 300 1,2 400 1,5 300 1,2 450 1,7

Определив, какое физическое развития малыша в норме, поговорим о психомоторном развитии ежемесячно.

Календарь развития недоношенных детей по месяцам

1-й месяц

Родители должны понимать, что психомоторное развитие недоношенного малыша первого года жизни отличается от деток, которые родились в срок. В первый месяц кроха, как правило, основное время проводит в спящем режиме. Это часто пугает родителей, но следует помнить о незрелости всех органов и систем ребенка, а особенно центральной нервной системы, что порой и является причиной сниженных рефлексов, включая чрезмерную сонливость.

2-й месяц

Второй месяц жизни недоношенного ребенка характеризуется возможными изменениями состояния здоровья малыша: патологические изменение психомоторного состояния, судорожный синдром и т.д. Родители должны быть внимательны к любым изменениям и своевременно обращаться к врачу. В этот период прибавка в весе намного ощутимее, чем в предыдущий месяц.

3-й месяц

Этот период характеризуется следующими навыками малыша:

  • он начинает фиксировать взгляд;
  • он делает неловкие попытки поднятия головы;
  • он реагирует на шум, тактильный контакт.

4-й месяц

Малыш уверенно поднимает голову и удерживает ее на короткий период. Издает звуки, пытается захватить игрушку, удерживая ее на несколько минут. Появляется симптом гипертонуса, который подается корректировке с помощью квалифицированного массажа.

5-й месяц

Рефлексы совершенствуются, малыш удерживает игрушку на долгое время, следит за движением предмета и фиксирует взгляд, поворачивает голову на звук.

6-й месяц

В этот период своей жизни малыш значительно прибавляет в весе. Поворачивается со спины на животик. Узнает близких, проявляет эмоции радости, улыбается, лепечет.

7-й месяц

Это время характеризуется следующими моментами:

  • малыш уверенно сидит;
  • улыбается осознано;
  • лепечет;
  • держит уверенно игрушку;
  • начинают прорезываться первые зубы.

8-й месяц

Месяц довольно насыщенный - малыш начинает самостоятельно изучать окружающий его мир, пытается ползать и дотянуться до заинтересовавшего его предмета. Возможно появление первого зуба. Ребенок различает интонацию речи взрослого: на более резкий тон может расплакаться, при мягком тоне проявляет радостные эмоции.

9-й месяц

В этом возрасте малыш уже окреп и в зависимости от степени недоношенности нагоняет своих сверстников, рожденных в срок, в психомоторном развитии. Он хорошо ползает, сидит, захватывает предметы, проявляет эмоции.

10-й месяц

В 10 месяцев малыш может делать попытки к первым шагам с помощью взрослых. Продолжается прорезывание зубов.

11-й месяц

Этот период жизни малыша насыщен новыми навыками, он может делать первые шаги самостоятельно, держать свою ложечку или кружку.

12-й месяц

Как правило, к году ребенок развивается согласно критериям психомоторного и физического развития доношенных детей. Однако бывают и некоторые отклонения, которые зависят от срока рождения, патологий и правильности реабилитации в течение первого года жизни.

Порой дети, рожденные с очень маленьким весом и с низкими шансами на выживание, при правильной реабилитации делают грандиозные успехи в развитии и ничем не отличаются в дальнейшем от своих сверстников. Необходимо помнить, что недоношенные детки относятся к группе риска и требуют особого медицинского наблюдения.

Развитие недоношенных детей до года всегда должно учитываться с поправкой на скорректированное время (СВ). Оно рассчитывается путем вычисления количества недель до срока родов от фактического возраста малыша.
Пример: крохе 28 недель (7 месяцев) – 10 недель (40 недель норма вынашивания – 30 недель, возраст, когда малыш появился на свет) = 8 (2 месяца). Другими словами, малышу 7 месяцев, но его развитие должно оцениваться как для 5. И это абсолютно нормально для этой ситуации. Выходит, что в 2 месяца фактического возраста у ребенка второе день рождение. Ведь в это время он должен был появиться на свет.

Особенности развития недоношенных детей.

  • Вес. В 3 месяца вес увеличивается в два раза, в 6 - в три раза, в год - в четыре-восемь раз. Неплохо к году малышу весить 8 кг.
  • Рост. Прибавляет малыш за первый год жизни около 25-38 см, приблизительно по 3-6 см. К году недоношенный ребенок вырастает в длину и становится 70-80 см.
  • Окружность. В первые 6 месяцев объем головы больше, чем грудной клетки. Их объемы будут одинаковые в полгода, а потом грудная клетка будет становиться больше.
  • Зубы. У малыша, рожденного после 35-й недели, первые зубки появятся в 8 месяцев. В 30-34 - в 9 , а до 30-й недели - к году.
  • Нервно-психическое развитие. В зависимости от времени рождения недоношенные дети сначала проходит развитие внутриутробных этапов (глотание, сосание, терморегуляции и другие). Затем, как все дети, держат голову и грудь, переворачиваются и ползают, стоят и самостоятельно топают. Только все эти этапы проходят немного позже.
  • Навыки. Конечно недоношенный ребенок отстает в развитии , задержки в освоении навыков не избежать. Но это не значит, что с ним не надо заниматься. Есть специально разработанные таблицы НПР, по которым можно сверять срок и наличие для такого ребенка того или иного навыка. Держать голову детки начинают в 4 месяца . Переворачиваться со спины на животик - в 8 месяцев . и седеть - в 11, а стоять и - в 12-14 месяцев.
  • Для физического развития, начиная со 2 месяца, грудничку необходимы занятия лечебной физкультурой ().


Как правило, к возрасту 2-3-х лет (с глубокой недоношенностью - максимум к полностью выравниваются в развитии и приобретении умений. Они ни чем не отличаются от своих сверстников, рожденных доношенными.
Каким будет развитие недоношенных детей до года - решать вам и зависит только от вас, родители. При правильном уходе все детки вполне благополучно получают все грани нужного развития.

Когда малыш окажется дома?

Недоношенный ребенок отстает в развитии и может находиться в больнице от семи дней до полугода, зависит это от уровня недоношенности малыша.

Периоды выхаживания грудничков, родившихся раньше срока, заключаются в следующем:

  1. Медицинское оказание основной помощи в родильном отделении.
  2. Оказание помощи в отделении интенсивной терапии.
  3. Кроху выписывают домой при положительной динамике.

При этом мать ребенка находится вместе с ребенком в больнице, сцеживает грудное молоко и ухаживает за ним, помимо медперсонала. Этот метод выживания самый исключительный и результативный, а является он способом «кенгуру». Недоношенного ребенка выписывают из больницы при следующих обстоятельствах:

  • Общее развитие недоношенного малыша находится в постоянном состоянии, без каких-либо осложнений.
  • Терморегуляция крохи находится в нормальном состоянии.
  • Малышу не требуются помощь врачей и оборудование для сердечно-сосудистой системы и органов дыхания.
  • Малыш хорошо прибавляет вес (повысилась до 2000 г), самостоятельно и хорошо сосет бутылочку или грудь матери.
  • В домашних условиях родители обязаны обеспечивать кроху правильным уходом, знать, как правильно кормить и при надобности знать, куда обратиться.

Уход за недоношенным малышом

Особенности развития недоношенных детей заключаются в изучении степени ухода в соотношении с доношенными малышами и составляет от одного до трех месяцев. Особенности врачебного наблюдения грудничков, родившихся раньше времени заключается в следующем:

  1. Медицинский осмотр у врача до месяца должен малыш проходить каждую неделю.
  2. После месяца ребенка наблюдают два раза в месяц до достижения им шести месяцев.
  3. Уровень гемоглобина определяют каждый месяц, чтобы предупредить у ребенка.
  4. Также рекомендуется принимать препараты со второй недели для у грудничка.
  5. Каждые три месяца необходимо консультироваться с невропатологом и ортопедом. А также в течение года дополнительное наблюдение ребенка другими специалистами (офтальмолог, эндокринолог, физиотерапевт, кардиолог, отоларинголог).

Вскармливание недоношенных малышей

У малышей, появившихся раньше времени, должна быть последовательность в способах кормления, которые должны знать родители.

  • Кормление грудью. Ребенок должен брать и сосать грудь самостоятельно. Так как нужно прилагать усилия при сосании, а малыш еще не набрался сил, то необходимо вскармливать сцеженным молоком из ложечки или бутылочки.
  • Кормление искусственно. Для этого применяют специальные смеси (богатое содержание витаминов, белка, жирных кислот) для недоношенных малышей. При использовании смеси для грудничка, надо посоветоваться со специалистом.
  • Недоношенных детей в первый месяц жизни кормят до 20 раз в день, порционными частями. Начиная со второго месяца, малышей набравших достаточный вес, переводят на восьми разовое кормление за сутки.
  • Малыша прикармливать необходимо после седьмого месяца. Начинать прикорм нужно с каш, потом добавлять в рацион пюре (мясное, овощное) и соки, а продукты кисломолочные вводят в последнюю очередь, докармливая смесью или грудным молоком после каждого прикорма.

Дети, родившиеся недоношенными, отличаются некоторыми особенностями по сравнению с доношенными малышами . Родителям нужно знать о них:

Недоношенные дети требуют особого ухода . При правильной заботе из них вырастают вполне здоровые мальчики и девочки. Они практически не отстают в развитии, однако развиваются по своей схеме. Природой им заложена задача в будущем догнать, а когда и перегнать своих доношенных сверстников. Поэтому в первый год жизни дети, родившиеся раньше срока, увеличиваются в весе и росте быстрее, чем доношенные детки.

Точная таблица для мальчиков и девочек по месяцам

Возраст Диапазон прибавки веса у девочек, гр Диапазон прибавки веса у мальчиков, гр Средняя прибавка роста, см
1 месяц 400-900 400-1200 3-3,5
2 месяца 400-1300 400-1500 3-3,5
3 месяца 500-1200 600-1300 3-3,5
4 месяца 500-1100 400-1300 2,5
5 месяцев 300-1000 400-1200 2,5
6 месяцев 300-1000 400-1200 2,5
7 месяцев 200-800 200-1000 1,5-2
8 месяцев 200-800 200-800 1,5-2
9 месяцев 100-600 200-800 1,5-2
10 месяцев 100-500 100-600 1
11 месяцев 100-500 100-500 1
12 месяцев 100-500 100-500 1

Шкала

Неонатологи выделяют 4 степени недоношенности детей:

Важно! Степень недоношенности ребенка определяют не только по его весу, а еще по степени развития органов. Иногда бывает, что дети с весом 2000 грамм рождаются значительно зрелей тех, что родились с массой 2500 грамм.

В первый год жизни разница в развитии с доношенными детьми составляет примерно 1-3 месяца . Это зависит от степени недоношенности крохи, а также генетическая предрасположенность ребенка. Примерно к 6 месяцам они начинают догонять своих сверстников.

Что и во сколько должны уметь умеренно недоношенные новорожденных по месяцам до года, когда начинают держать голову самостоятельно:

Что должны уметь малыши 3 и 4 степени с рождения до года?

Эти дети отличаются в своем развитии не только от доношенных детей, но и от умеренно недоношенных. Хорошо это видно в первые месяцы жизни. В это время ребенку особенно нужна медицинская поддержка и забота родителей. При правильном отношении к году малыш практически не отличается от других детей.

Как развиваются после 1 года: этапы

После года недоношенный ребенок внешне мало отличается от своих сверстников, но психоэмоциональное развитие будет отставать. Новорожденные, которые родились раньше срока, имеют свои особенности адаптации даже после года.

Врачи отмечают такие особенности:

  1. более позднее формирование речевого аппарата, неправильное произношение звуков, возможно, будет необходимость обратиться за помощью к логопеду;
  2. дети более плаксивы, капризны;
  3. хуже происходят процессы познания окружения и запоминания информации;
  4. недоношенному ребенку сложнее принять что-то новое, привыкнуть к новым людям.

Внимание! Полная зрелость недоношенного ребенка формируется обычно в 2-3 года. Раньше этого срока родителям не стоит паниковать. Но если этого не происходит к 3 годам необходимо обращаться за помощью к специалистам.

Малыш, который родился раньше срока, требует к себе особого внимания. Каждый набранный грамм – маленькая победа. Родителям необходимо строго контролировать вес малыша . Для этого может понадобиться приобрести электронные весы и взвешивать ребенка каждый день.

Выписывая недоношенного ребенка, врачи дают ряд рекомендаций по поводу ухода и питания малыша. Родителям следует четко придерживаться инструкций. Также следует помнить, что ребенок развивается по своей схеме, в зависимости от его степени недоношенности.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
С чем носить темно-синее пальто: шарф, шапка, обувь Синее прямое пальто с чем носить С чем носить темно-синее пальто: шарф, шапка, обувь Синее прямое пальто с чем носить Пасхальный цыпленок крючком: очаровательный подарок к Пасхе своими руками Пасхальный цыпленок крючком: очаровательный подарок к Пасхе своими руками Ранее развитие дома: занятия с шестимесячным ребенком Ранее развитие дома: занятия с шестимесячным ребенком