«Роль Е. И. Тихеевой в разработке проблем речевого развития детей дошкольного возраста. Развитие речи детей

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Родное слово - основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний.

К. Д. Ушинский

ОБУЧЕНИЕ РОДНОМУ ЯЗЫКУ - ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ДЕТСКОГО САДА

Лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться исключительно на родном языке.

„Язык есть удивительнейшее и совершеннейшее творение народной культуры.

Детские воспитательные учреждения должны жить духом своего народа. Родной язык, его беспрепятственное и всестороннее развитие должны быть поставлены в основу воспитания; к его народному духу, к его поэзии ребенок должен приобщаться с первых годов жизни.

Способность членораздельной речи является одним изнаиболее значительных и характерных проявлений развития человеческой личности. Развивающаяся речь способствует развитию личности в целом, и любая из сторон развития личности содействует развитию языка.

Роль речи в умственном развитии ребенка, единство сенсорного и лингвистического воспитания.

Являясь, с одной стороны, орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой - средством н их обогащению и расширению, к формированию нашего сознания, слово служит целям всей жизни, как обыденным и повседневным, так и наиболее высоким.

Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи - значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть и культуры человечества.

Особого внимания к себе требует взаимоотношение языка и мышления. Язык есть непосредственная действительность мысли.

Ребенок черпает свои первые основные, исключительно конкретные представления из окружающей его материальной среды при посредстве своих анализаторов. Слово закрепляет представление, добытые сенсорным путем. Лингвистическое развитие ребенка неразрывно связано с сенсорным.

Для ребенка в первую пору его жизни слова являются только вторыми оригиналами действительности. Первыми являются восприятия, поступающие в его сознание через органы внешних чувств - из окружающего его вещественного мира.

Материал с сайта pedlib.ru

Развитие речи ребенка обусловлено определенной закономерностью.

Условия жизни и воспитания ребенка могут благоприятствовать этому развитию и, напротив, могут его тормозить.

Ребенок родится с готовым аппаратом речи, но не говорит. Обусловлено это не только недоразвитием всей нервной системы и центра речи, но и рядом других причин:

1) новорожденный не владеет навыком пользования своим аппаратом речи, ему надо этот навык приобрести;

2) у него нет содержания для речи, ему надо это содержание накопить;

3) ему незнакомы словесные формы речи, он должен с ними познакомиться;

4) речь связана с проявлениями мышления и обусловлена ими;

5) язык развивается в условиях социального общения между людьми; между новорожденным и окружающими его людьми социальные связи еще не установились, их надо установить.

Руководство развитием речи детей должно вестись в этих направлениях. Надо содействовать тому, чтобы аппарат речи ребенка совершенствовался и развивался беспрепятственно, чтобы процесс овладения речью не тормозился.

Надо способствовать приобретению ребенком содержания для его речи - накоплению представлений, знаний, понятий, мыслей; надо предоставить ребенку наилучшие условия для овладения по возможности совершенными формами структуры речи; надо установить и постепенно расширять социальные связи детей. Попутно развивающаяся речь будет облекаться мыслью, и мысль будет питать язык. В этих направлениях должна развертываться вся методика по развитию речи, начиная со дня рождения ребенка.

Подробней pedlib.ru

Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) . – М.: Просвещение, 1981

Всесторонняя подготовка к основательному знанию языка проходит постепенно. У самых маленьких детей - через наблюдение вещественных предметов, созерцание внешнего мира далее через наблюдение предметов и языка в неразрывном единении. Это та ступень, про которую Фребель сказал, что «слово, как нечто противоположное внешности, должно постоянно наподобие тени следовать за внешним обликом, чтобы способствовать прочному усвоению этого облика внутренним миром, а равно и органами внешних чувств ребенка».

И наконец, ступень, на которой предполагается, что ребенок овладел уже речью настолько, что может свободно высказывать свои мысли и понимать к нему обращенную речь, язык фигурирует уже без непосредственной связи с окружающим его, внешним миром, а опирается уже и на представления, ранее приобретённые и отвлеченные. На этой ступени, которая начинается приблизительно на третьем году жизни ребенка, выступает во всем значении и силе новый фактор духовного развития детей - живое слово, опирающееся на сформировавшийся уже к тому времени достаточно сложный мир их внутренних восприятий.

Собственно, каждое слово, произносимое человеком, является живым словом, но мы в ряду занятий по развитию речи под названием «занятия по живому слову» подразумеваем такие занятия, которые не требуют иллюстративного материала, а черпают содержание из готовых запасов представлений детей. К ним мы относим:

Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) . – М.: Просвещение, 1981

Необходимо приспособлять к интересам развития детей уже существующую, готовую обстановку, работать над ней, изменять, обновлять и этим расширять круг представлений детей и запас их речевых форм. Оказывать ребенку помощь в овладении пространством, в накоплении конкретных представлений, понятий, руководить при поддержке слова процессом его ориентировки в окружающей обстановке, обучать его наблюдению и языку в неразрывном единении - таковы требования, которые должны быть предъявлены к воспитателю.

Ощущения и восприятия - первая ступень в познании мира, развивающаяся речь опирается на базу сенсорных представлений. Органы внешних чувств - орудие познания, и в развитии речи ребенка они играют главнейшую роль.

Правильное восприятие предметов является глазной умственной работой ребенка. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятий.

Прежде всего и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами, при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение.

Мысль ясная, обусловленная точным знанием, самостоятельно добытая человеком найдет свое словесное выражение; обеспечить этот процесс, ему содействовать- основная цель школы речи.

Сущность слова слагается из его содержания и формы. Гармоническое единение того и другого обусловливает ценность слова. От пустых слов мы должны оберегать детей всеми мерами.

Слово, связанное с наглядным представлением, должно быть воспринято слухом, произнесено и сохранено в памяти. Для того чтобы слово сохранилось в памяти, ребенок должен воспроизводить его слухом и сознанием много раз, а чтобы овладеть правильным произношением слова, он должен часто его повторять.

Подробней на сайте pedlib.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ДОШКОЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ Е. И. ТИХЕЕВОЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ДОШКОЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ Е. И. ТИХЕЕВОЙ - раздел Педагогика, Елизавета Ивановна Тихеева (1866-1944) Была Талантливым Педагогом И Крупным О...

Елизавета Ивановна Тихеева (1866-1944) была талантливым педагогом и крупным общественным деятелем по дошкольному воспитанию. Она активно участвовала в разработке теории дошкольного воспитания, творчески используя классическое педагогическое наследство (в первую очередь К. Д. Ушинского) и обобщая опыт работы. своего и других детских садов России.

Педагогическую деятельность Е. И. Тихеева начала в 80-х годах XIX в. на Кавказе. Вместе со своей сестрой Л. И. Тихе-евой-Чулицкой она обучала детей в бесплатной школе, открытой их отцом вблизи Тифлиса. В 90-х годах сестры переехали в Петербург и работали сначала в воскресной школе, а затем в организованной ими самими начальной школе.

Уже в первые годы своей педагогической деятельности Е. И. Тихеева обращала особое внимание на обучение детей родному языку в начальной школе. Руководствуясь указаниями К. Д. Ушинского о роли родного языка в обучении и анализируя свой опыт работы в начальной школе, Е. И. Тихеева составила в 1905 г. букварь “Русская грамота”, а затем несколько учебных пособий по родному языку для развития речи и мышления детей. Эти книги получили большое распространение.

В 1908 г. Е. И. Тихеева стала членом Петербургского общества содействия дошкольному воспитанию. В 1913 г. она выступила на Всероссийском съезде по семейному воспитанию с докладом “Роль государства, семьи и общества в деле дошкольного воспитания”.

Начиная с 1913 г. Е. И. Тихеева состояла председателем школьной комиссии общества, которая разрабатывала вопросы дидактики, методики начального обучения. С этого же времени она руководила детским садом, открытым этим обществом, организуя опытно-экспериментальную работу по созданию методики воспитания детей дошкольного возраста.

В 1914 г. Е. И. Тихеева была в Италии, где ознакомилась с работой “домов ребенка Монтессори. Отметив некоторые положительные моменты в сфере сенсорного воспитания детей в этих домах, она пришла к общему заключению о принципиально неправильном направлении их работы.

Е. И. Тихеева решительно выступала против мелкобуржуазной теории “свободного воспитания и “новой свободной школы”. В этой школе, писала она, отсутствует целенаправленное воспитание детей и необходимый порядок, господствует стихийность мер педагогического воздействия, “потворство слабостям, прихотям и проделкам учащихся”.

В годы первой мировой воины Е. И. Тихеева проводила большую консультационную и методическую работу по детским очагам, яслям, детским садам Петрограда, публиковала статьи, в которых выступала против превращения детских очагов в питомники по призрению детей, настаивала на организации в них воспитательно-образовательной работы, основанной на прогрессивных педагогических принципах. Она активно участвовала во Всероссийском съезде по призрению детей (1914) , доказывала, что не может быть призрения детей без общественного воспитания.

В мае 1917 г. Е. И. Тихеева как вице-президент Петроградского общества содействия дошкольному воспитанию обратилась с докладной запиской в министерство народного просвещения Временного правительства, в которой ставила вопрос о включении детских садов в систему школьного образования, но не добилась положительного ответа. -

Развернуть

Конец работы -

ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ. ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ И ПРИ ФЕОДАЛИЗМЕ ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ДОШКОЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ Е. И. ТИХЕЕВОЙ

Источник allrefs.net

Развитие речи детей

Развитие речи детей - раздел Педагогика, ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ. ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ И ПРИ ФЕОДАЛИЗМЕ ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ Центральное Место В Педагогической Теории Е. И: Тихеевой Занимает Методика Ра...

Центральное место в педагогической теории Е. И: Тихеевой занимает методика развития речи детей в процессе обучения их родному языку в семье, детском саду и школе. Эта методика, построенная на основе учения К. Д. Ушинского, разрабатывалась ею еще в дореволюционный период и была окончательно оформлена в советское время.

В 1913 г. вышла из печати работа Е. И. Тихеевой “Родная речь и пути ее развития”. Важные вопросы о значении, путях и средствах. развития родной речи Тихеева связывала с общим развитием русской культуры, языка, воспитанием у детей чувства любви к своему народу, родине.

Методику развития родной речи Тихеева разрабатывала на основе учения К. Д. Ушинского о народности воспитания, о единстве процесса речи и мышления, на основе богатейшего методического наследства великого русского педагога в области первоначального обучения детей родному языку. Свою методику она обосновывала современными ей научно-психологическими данными, проверяла собственным педагогическим опытом.

Вслед за Ушинским Е. И. Тихеева придавала родному языку исключительно важное значение как в воспитании и образовании детей, так и в общественной жизни: “Язык есть удивительное и совершеннейшее творение народного духа... Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи является могущественнейшим орудием умственного развития человека”. Тихеева справедливо отмечала, что родной язык в то время еще не занимал ни в семье, ни в детском саду, ни в школе соответствующего ему места, что “на культуру родного языка все еще обращено мало внимания педагогов и родителей, а между тем язык есть главный предмет в деле воспитания”.

Правильно указывая, что начинать лингвистическое и литературное воспитание человека надо с раннего детства еще в семье, Тихеева писала: “Навык правильной речи, как все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по части упорядочения и развития речи ребенка, развития в нем литературных и художественных вкусов, имеет колоссальное значение для всей его последующей жизни Первой задачей родителей в связи с этим, считала она, является самый тщательный уход за органом слуха детей, забота о развитии их слуховой наблюдательности.

Огромную роль в развитии речи маленьких детей играет пример взрослых, их правильная речь: “Никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым, главное-говорить медленно, ясно и громко”. Особенно велика роль матери в развитии речи и мышления детей.

У семьи имеется надежный помощник в развитии речи детей, говорила Тихеева,- это детский сад, который “по возможности расширяет, разнообразит и проводит уже не в узких рамках семьи, а в несравненно более широких условиях общественности все методические приемы.... “Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду”,- писала она.

Опираясь на знание языка, полученное детьми в семье, воспитательница в детском саду должна проводить систематическую работу по развитию их речи, использовать все, что могут дать для этого поэзия и искусство: “Живое слово, образная сказка, рассказ, в должное мгновение и с должной выразительностью прочитанное стихотворение, мелодия народной песни должны царить в детском саду, как и в семье, и готовить душу ребенка к дальнейшим, более глубоким художественным восприятиям Для детей дошкольного возраста взрослые должны отбирать литературные произведения, доступные им по содержанию и по форме.

Е. И. Тихеева указывала, что дети выражают свои мысли не только с помощью речи, но и жестами, звукоподражанием, изобразительными средствами и т. д. Она дала ценные методические рекомендации воспитателям детских садов, как использовать игры, лепку, рисование в целях развития детской речи.

Одним из методов обучения детей родному языку Е. И. Тихеева считала уроки наблюдения, связанные с рассказыванием: детям показывают предметы, называют их, а потом просят повторить слово. Так часто делают матери, но проводят эти уроки, как правило, бессистемно и не всегда правильно.

В детских садах такие уроки должны быть систематическими. Речь воспитательницы должна быть образцом для подражания детей.

Методика развития речи детей, разработанная Тихеевой до революции, была усовершенствована ею в советское время.

В 1937 г. она издала книгу “Развитие речи дошкольника”

Высказывания Е. И. Тихеевой о развитии речи детей в детском саду нс утратили своей ценности и в наше время.

Развернуть

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ. ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ И ПРИ ФЕОДАЛИЗМЕ ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

А и Б Стругацкие Хромая судьба... Только установление истории открывает нам истину и обосновывает концепции... Д С Лихачев История мать истины...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Развитие речи детей

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Подробней allrefs.net

Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) . – М.: Просвещение, 1981

Ребенок придет к нему со всеми своими радостями и горестями, расскажет обо всем пережитом, виденном и слышанном, покажет что угодно, каждое творение рук своих: работу, рисунок, и опытный воспитатель отнесется ко всему с любовным интересом, использует все в естественной беседе, полной для обеих сторон захватывающего интереса, в целях развития духовных сил и неразрывно с ними связанного языка ребенка. Такой умный и вдумчивый воспитатель не разовьет ни в ком наклонности к пустой бессодержательной болтовне. Речь, из жизни рождающаяся, служит целям жизни прежде всего, а такое служение не является ли основой и целью всякого воспитания?

СВЯЗЬ РЕЧИ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ

Творческая деятельность ребенка проявляется прежде всего в игре. В первую пору жизни детей труд преобразуется в ту же игру. Игра - первая ступень трудового воспитания.

Игра и труд, протекающие в коллективе, предоставляют исключительна благоприятные условия для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Одиноко играющий ребенок и тот говорит, инстинктивно пользуется языком как наиболее усовершенствованным средством для установления связи с окружающей средой.

Неисчислимы те знания, умения, которые ребенок приобретает в игре. Играя, он учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя - языка. Игру детей мы должны в первую очередь приспособить к интересам развития их языка.

Самодеятельность в области языка детей ни в чем не проявляется так ярко и интенсивно, как в игре и через игру - в труде. К организации игры и изобразительной деятельности детей главным образом сводятся методические мероприятия по развитию языка детей дошкольного возраста.

Забота эта должна предусматривать интересы организации обоих основных разделов игры - игр самостоятельных и игр дидактических, организованных. Подбор игрушек и пособий, приемы руководства игрой, виды и формы вмешательства в нее должны быть тщательно продуманы и усвоены воспитателями в связи с их влиянием на развитие речи детей.

Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) . – М.: Просвещение, 1981

Овощи, плоды, грибы и т. п.

Орудия труда.

Дидактические игры с мелкими игрушками ведутся главным образом с детьми младшего и среднего возраста. Они предусматриваются недельным планом. Педагог заранее намечает игрушки для очередного занятия и метод ведения этого занятия.

Личным участием в игре, своим примером он вводит детей в понимание того, чего от них ждут.

В основу всех видов занятий по развитию речи должно быть положено два требования: дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами. Но есть дети, которые еще не говорят.

Игры и занятия с такими детьми содействуют последовательному накоплению их пассивного запаса слов и ведутся соответствующим образом. Пополнение пассивного запаса слов опережает рост активного даже и тогда, когда дети овладели механизмом речи.

Совершается это за счет речи, которую ребенок слышит. А потому совет «веди счет словам своим» должен быть продуман: педагог не должен произносить лишних, ненужных слов, но он не должен ударяться и в противоположную крайность: необоснованно скупиться на слова, лишать детей восприятия содержательного, развивающего слова, обусловливающего развитие их собственной активной речи.

Рекомендуемые нами игры и занятия преследуют не только цель развития речи детей. Значение их шире. Живое участие в них нескольких детей дисциплинирует, развивает коллективистические навыки; упражняются память, внимание, воля.

Дети запоминают и усваивают быстро, но при условии сосредоточенного внимания. По существу их внимание слабо, неустойчиво, его надо воспитывать. В игре внимание детей сосредоточивается на определенном предмете приемами, поддерживающими интерес и активность.

Играя с ребенком, мы заставляем его «учиться» при себе, руководим его учением. Если дети деятельны, подвижны, непринужденно спрашивают и отвечают на обращенные к ним вопросы, интерес их поддерживается и они не утомляются.

Материал с сайта pedlib.ru

Тихеева Елизавета Ивановна - Сайт программы Детство и кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. Герцена

Елизавета Ивановна Тихеева (1867-1943)

Известный талантливый педагог и крупный общественный деятель в области просвещения и образования, один из первых специалистов по дошкольному воспитанию детей, руководитель опытного детского сада и заведующая кафедрой при Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена.

Тихеева Е. И. стояла у истоков оформления педагогики дошкольного детства, теории и методики дошкольного воспитания и первоначального обучения, а также организации системы отечественных частных, общественных и государственных дошкольных учреждений. Она активно участвовала в разработке теории дошкольного воспитания, творчески используя классическое педагогическое наследство (в первую очередь К. Д. Ушинского) и обобщая опыт работы своего учреждения и других детских садов России и других стран мира.

I. ВЕХИ ЖИЗНЕННОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПУТИ. Биоргафия. Елизавета Ивановна Тихеева родилась 12 (24) апреля 1867 года в городе Ковно (ныне это город Каунас, Литва) на территории Российской империи.

Педагогическую деятельность Е. И. Тихеева начала в 80-х годах XIX в . на Кавказе. Вместе со своей сестрой Л. И. Тихеевой-Чулицкой она обучала детей в бесплатной школе, открытой их отцом вблизи Тифлиса. В 90-х годах сестры переехали в Петербург и работали сначала в воскресной школе, а затем в организованной ими самими начальной школе.

В 1908 г. Е. И. Тихеева стала членом Петербургского общества содействия дошкольному воспитанию . Неутомимый пропагандист идей дошкольного воспитания Е.

И. Тихеева с 1913 по 1917 год занимала пост вице-президента Общества содействия дошкольному воспитанию, работает председателем школьной комиссии этого общества, которая занималась изучением вопросов дидактики и методики начального обучения. С этого же времени она руководила детским садом, открытым этим обществом, организуя опытно-экспериментальную работу по созданию методики воспитания детей дошкольного возраста.

Благодаря ее усилиям состоялся 1 Всероссийский съезд по семейному воспитанию (1913 год) , где она выступила с резкой критикой существующей системы воспитания, призывала к ее рациональной постановке начиная с дошкольного периода. В годы первой мировой войны возглавляемое ею общество открывает детские очаги и площадки, курсы по подготовке воспитателей.

В годы первой мировой воины Е. И. Тихеева проводила большую консультационную и методическую работу по детским очагам, яслям, детским садам Петрограда, публиковала статьи, в которых выступала против превращения детских очагов в питомники по призрению детей, настаивала на организации в них воспитательно-образовательной работы, основанной на прогрессивных педагогических принципах.

Е. И. Тихеева, как и некоторые другие педагоги, не сразу приняла идеи социалистической революции, но, увлеченная деятельностью Советского государства в близкой ей области воспитания, она одной из первых откликнулась на призыв Наркомпроса и приняла активное участие в строительстве советской системы дошкольного воспитания. После октябрьских событий 1917 года Е. И. Тихееву привлекают к работе дошкольного отдела Наркомпроса.

В 1920 - 1924 годах она являлась профессором Петроградского педагогического института дошкольного образования (затем Ленинградского государственного педагогического института) , где Е. И. Тихеева руководила опытным детским садом при институте. Итоги исследований Тихеевой и её сотрудниц были обобщены ею в книге «Детский сад по методу Е. И. Тихеевой при Ленинградском государственном педагогическом институте им. Герцена», Ленинград, (1928) .

В 30-40-е годы работая в ПИДО, вела активную преподавательскую деятельность как со студентами, так и с педагогами детских садов Петрограда-Ленинграда, заведовала кафедрой. Кафедра ПИДО, возглавляемая проф. Е. И. Тихеевой, обеспечивала курсы по организации дошкольного воспитания: «Современный Петроградский детский сад» или детский сад по методу Е. И. Тихеевой.

В предвоенные годы активно разрабатывала вопросы воспитания и развития ребенка раннего возраста.

Е. И. Тихеева умерла в блокадном Ленинграде в 1943 году .

II. КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИСоздала целостную педагогическую систему дошкольного образования и воспитания детей. Разработала авторскую концепцию организации «современного петроградского детского сада».

Е. И. Тихеева создала оригинальную теорию дошкольного воспитания. Она разрабатывала вопросы дошкольного воспитания, опираясь на основные положения русской классической педагогики. Через всю ее теоретическую и практическую деятельность проходит идея единства и преемственности воспитания детей в семье, детском саду и школе .

Е. И. Тихеева считала, что детский сад должен быть «подобием семьи» , что между воспитательницей и детьми должны быть непринужденные, доброжелательные, «семейные» отношения.

По мысли Елизаветы Ивановны: в детском саду дети должны жить полной жизнью, и воспитательнице следует поддерживать у них радостное настроение.

Центральное место в педагогической теории Е. И: Тихеевой занимает методика развития речи детей в процессе обучения их родному языку в семье, детском саду и школе. Эта методика, построенная на основе учения К. Д. Ушинского, разрабатывалась ею еще в дореволюционный период и была окончательно оформлена в советское время. Методика развития речи и мышления детей основывалась на систематических занятиях с использованием лексических упражнений, живого слова, произведений народной словесности, поэзии и произведений искусства.

В 1937 г. она издала книгу «Развитие речи дошкольника». Высказывания Е. И. Тихеевой о развитии речи детей в детском саду не утратили своей ценности и в наше время.

? Елизавета Ивановна Тихеева рассматривала дошкольное воспитание с точки зрения подготовки детей к дальнейшему школьному обучению с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Она считала важной составляющей дошкольного воспитания развитие у детей первоначальных трудовых и поведенческих навыков, формирования у них культуры языка. Она также считала важным иметь такую программу воспитательной и образовательной работы в детском саду, которая предусматривала бы возможность гибкого планирования работы педагога, учитывающей направленность и интересы детей.

Елизавета Ивановна Тихеева разработала свою оригинальную систему и дидактические материалы для развития органов чувств детей. Её методика основывалась на принципе парности, когда в играх и занятиях сопоставлялись разнообразные предметы, знакомые детям, игрушки, природные материалы.

Оборудование дидактической куклы Е. И. Тихеевой (кукла, мебель, посуда, одежда, постельные принадлежности и т.д.) на протяжении полувека использовалось в отечественных детских садах для организации игр-занятий с дошкольниками. Игры и занятия детей, в которых эти дидактические материалы используются, должны сопровождаться беседами. Руководящую роль в дидактических играх и занятиях Тихеева отводила воспитателю .

Тихеева разработала метод «игры-труда» , в котором обосновывалась взаимосвязь этих видов деятельности. Технология его реализации в детском саду потребовала создания для детей «кухни», «прачечной». «столярной и слесарной мастерской» и пр., основу самобытного оснащения этих уголков составляли мебель и оборудование «под рост ребенка».

Важное значение Тихеева придавала изучению детьми дошкольного возраста явлений природы .

«Детей следует воспитывать, учить, растить среди природы и при посредстве природы,- писала она. - Каждый детский сад должен иметь садик или хотя бы двор. Нужно организовать выращивание цветов, овощей, уход за птицами, животными, завести аквариумы и террариумы.

Эти работы и занятия, сопровождающиеся поучительными беседами, способствуют уточнению и расширению кругозора детей. В ознакомлении детей с природой и ее явлениями большую роль играют прогулки-экскурсии. Они должны заранее намечаться и методически разрабатываться воспитательницей детского сада»

III. НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ.Научное наследие Е. И. Тихеевой составляют: 15 монографий, 30 работ учебно-методической и воспитательной направленности, 50 статей в периодических изданиях.

В них впервые обосновывались идеи организации вариативной системы отечественного дошкольного образования с учетом как российского, так и европейского опыта.

Основные работы:

Букварь «Русская грамота»;1905 г.

«Современный детский сад, его значение и оборудование», С.-Петербург, 1914.

«Детский сад по методу Е. И. Тихеевой при Ленинградском государственном педагогическом институте им. Герцена», Ленинград, 1928.

«Родная речь и пути к ее развитию», СПБ, 1913.

Е. И. Тихеева «Развитие речи дошкольника», Ленинград - Москва, 1937.

Е. И. Тихеева «Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) » Пособие для воспитателей детских садов. Издание 4-е. Издательство «Просвещение», Москва, 1972 год.

Игры и занятия малых детей. Пособие для работников городских и колхозных детских садов и яслей. М.-Л.

Учпедгиз. 1935г.

Игры и занятия малых детей. 2-е изд. М., Просвещение, 1965.

Книга Е. И. Тихеевой «Современный детский сад, его значение и оборудование» , в которой изложена ее теория дошкольного воспитания, заканчивается приложением справочного характера по организации и оборудованию детского сада. Книга Тихеевой получила большое распространение еще в дореволюционной России (выходила в двух изданиях) , после Великой Октябрьской социалистической революции она была переработана автором и служила учебным пособием для практических работников и учащихся педагогических учебных заведений.

В 1937 г. она издала книгу «Развитие речи дошкольника» , которая многократно переиздавалась и была основным источником для обучения студентов в педагогических училищах и колледжах вплоть до самого последнего времени.

Идеи имеющие сегодня особое значение:

В детском саду не должно быть места отдельным учебным предметам в том смысле, как это понимается в современной школе. Беседы, рассказы, чтение, рисование, пение, работа всякого рода, игры, гимнастика - словом, все, из чего слагаются занятия в детском саду, должно находиться в строгом соотношении. «Все занятия должны переплетаться, оказывать друг другу услуги, взаимно поддерживать в стремлении к одной общей цели - стройному развитию всех способностей ребенка».

Тихеева подчеркивала, что детский сад ценен не только тем, что служит делу воспитания и обучения детей дошкольного возраста: он является в то же время местом пропаганды передовых идей по дошкольному воспитанию, “лабораторией мыслей и теории”, в которой могут учиться все, кто интересуется дошкольными вопросами. Она рекомендовала при детских садах проводить беседы по дошкольному воспитанию с родителями, устраивать периодические выставки детских работ.

Е. И. Тихеева говорила, что воспитателям детских садов нужна специальная широкая педагогическая подготовка, которая должна включать в возможно полном объеме все научные дисциплины, без знания которых невозможно заниматься изучением и воспитанием ребенка. Нужно широкое общее образование, чтобы воспитатель мог отвечать на различные детские вопросы, удовлетворять их запросы и интересы. Такую подготовку могут обеспечить лишь специальные государственные и общественные педагогические учебные заведения.

Развитие стиля речи у детей. Что такое стиль ? Зачем он нужен? В каком случае он проявляется у человека? Как воспитать стиль речи у малыша? Каких ошибок нужно избегать? Статья Е.И. Тихеевой «О стиле» (1923 год)

Сейчас, в наши дни, когда дети плохо говорят, часто мы ставим перед собой задачу до школы – помочь ребенку правильно произносить все звуки родной речи, овладеть ее лексикой и грамматикой и научиться говорить связно, понятно, логично и по возможности выразительно. И даже почти и не ставим задачу развития и воспитания индивидуального стиля речи ребенка. А такая задача, оказывается, ставилась основоположником методики развития речи в России Елизаветой Ивановной Тихеевой сто лет назад. И эта задача очень важна. Ведь речь — это зеркало внутреннего мира ребенка, его восприятия жизни, его индивидуальности. И она должна быть индивидуальной!

Много работая с детьми, я вижу как у одного малыша исключительно богатый глагольный словарь – «вбежал вихрем», «выскочил как пуля», «помчался», «поплелся», «полетел как самолет»- его речь быстрая, энергичная. А вот словарь прилагательных у этого ребенка очень беден. Чаще всего такая особенность речи наблюдается у мальчиков. У другого малыша глагольный словарь бедный, но зато какие прилагательные! Девчушка, возвращаясь с детсадовской прогулки, говорит мне: « У меня щечки от мороза раскраснелись как румяные яблочки!». Какое сравнение! Какой яркий образ – поэтический! Кто из этих двух малышей более развит в плане речи? Вопрос без ответа! Они просто разные! И как хорошо, когда есть эта разница. А такая разница в речи может быть лишь тогда, когда ребенок освоил родную речь достаточно хорошо и свободно в ней себя чувствует и ею владеет. Иначе речь его однообразна и «как у всех». И уже не до индивидуальности!

Давайте сегодня поговорим о стиле речи. Работая с книгами начала 20 века для педагогов в процессе подготовки к своему курсу по игровым коммуникативным ситуациям, я случайно наткнулась на эту статью – статью Е.И. Тихеевой «О стиле». И она стала для меня откровением, хотя еще 15 лет назад я на данную статью не обратила особого внимания – тогда я еще «не дозрела» до ее понимания. Сегодня, когда во всем мы ищем «стильность» , мы забываем, что «стильность» и стил ь зависит не от моды, не от того, что нам пишут журналы, не от того « с чем сочетается красный цвет, а с чем он не сочетается» и не от того, что «так говорить красиво, а так плохо и не принято». А от того, насколько богат наш внутренний мир и насколько мы научились выражать свое внутреннее человеческое богатство во внешнем мире – в своей речи, одежде, в создаваемых нами вещах, в обстановке, в своем образе жизни. Стиль Пушкина, Лермонтова, Есенина в литературе, стиль Репина, Айвазовского, Врубеля в живописи – их не перепутать друг с другом, так как они индивидуальны! И наша «стильность» зависит прежде всего оттого, насколько мы духовно богаты и индивидуальны и насколько мы научились творить свою жизнь и обстановку, которая нас окружает. И задача воспитания своего индивидуального стиля в начале 20 века ставилась уже по отношению к детям дошкольного и младшего школьного возраста! Ведь очень важно, чтобы ребенок вырос Человеком, а не частью толпы без своих интересов, взглядов, вкуса к жизни и индивидуальности!

В этой статье выражены очень важные мысли о том, что слово и речь нужны нам не для того чтобы просто болтать, то есть не для того чтобы говорить первое, что придет на ум или что попало. А для того чтобы развивать себя, слушать себя и выражать себя в мире – выражать то, что является нашей мыслью, плодом своего собственного размышления… Я всегда хотела послушать, как говорили люди раньше – хотя бы полвека назад, как они рассказывали, беседовали друг с другом. И вот в апреле мне попалась в Интернете аудиозапись речи К. И. Чуковского – он рассказывает слушателям о своей биографии. Послушайте эту запись! Какой разительный контраст с современной речью! Как много мы потеряли и продолжаем терять! Какой слог! Речь К.И. Чуковского медленная, размеренная, каждое слово выверено и точно передает эмоции, чувства, мысли! Такого уже не встретишь почти в наши дни. Слушая эту запись, как будто пьешь воду из чистейшего родника, а не из-под крана!

И еще одна очень важная мысль из статьи – слово малыша с первых дней его жизни должно отражать непосредственные впечатления ребенка, ЕГО опыт, ЕГО мысли! А не опыт и мысли взрослых, которые надо запомнить и повторить! Это должны быть выводы малыша! Его рассуждения, вопросы к взрослому, сравнения, гипотезы! Увы, как часто встречаются сейчас так называемые «развивающие видео», в которых малышу надо просто запомнить и повторить названия планет, вещей, цифр, букв, животных, стран на родном языке или на иностранном. А где здесь умение передавать в своем слове свои впечатления и эмоции? Где сравнение и размышление ребенка? Что может сказать и почувствовать ребенок, повторяя за диктором слово «пляж», «замок из песка» или «солнцезащитные очки», если он этого пляжа в глаза не видел??? И не знает, какие пляжи бывают, не лежал на песочке, не пересыпал его из руки в руку и не купался в море и никогда не надевал эти самые очки!!! Назвал, повторил за взрослым слова, всё хорошо запомнив — как собачка повторяет за человеком на дрессировке и… всё. Разве это развитие речи? Нет, это воспитание «пустой болтовни» , о которой тоже речь идет в этой статье. И которая названа выдающимися людьми 19 века самым разрушительным фактором для развития индивидуальности человека и воспитания его индивидуального стиля.

Желаю приятного прочтения и интересных мыслей и идей, осознаний и размышлений! И нового осознания того, что понимается под «развитием речи детей» и для чего всё это нужно и нам, и ребенку.

Статья из цикла «Детский сад 100 лет назад». Из истории отечественной дошкольной педагогики и методики развития речи. Книга Е.И. Тихеевой «Родная речь и пути к ее развитию » — статья цитируется по изданию 1923 года.

О стиле речи и его воспитании у детей.

«Совершенства и недостатки речи, ее индивидуальные особенности проявляются в том, что мы называем стилем. Содействовать развитию речи ребенка значит содействовать выработке его стиля. «Le style c est I home», сказал Бюффон.

Та же мысль выражена и в следующем изречении Паскаля:

«Истинное красноречие смеется над красноречием. Стиль естественный и прекрасный приводит нас в восхищение и удивление: мы полагали встретить писателя, а находим человека ».

А потому все меры, клонящиеся к развитию стиля ребенка, должны опираться на главнейшую и основную заботу – сделать из него человека. Наш язык находится в непосредственной зависимости от богатства нашего внутреннего содержания.

«Стиль покоится на глубоких основах наших познаний, на сущности вещей, поскольку нам дано постигать ее в видимых и осязаемых образах»,сказал Гёте.

Первая и основная забота воспитателя и учителя, задумывающегося над вопросом о развитии речи детей, — содействовать количественному и качественному росту их внутреннего содержания, накоплению в них представлений, образов и знаний; и только опираясь на это незыблемое основание, можно не развивать, а содействовать самодовлеющему, естественному развитию речи и стиля, создавая благоприятные для этого условия и обстановку.

То, что мы называем стилем, есть часть духовного облика самого человека. Это нечто рождается с человеком, растет незаметно и параллельно с его общим духовным ростом. Мы замечаем это нечто, когда оно уже налицо, и не можем уловить времени его окончательного «формирования». Да у человека глубокого и богатого содержанием этого времени и не бывает. Духовный рост его, а стало быть и рост его стиля совершается в течение всей его жизни. Изучать стиль невозможно. Стиль вытекает из самодовлеющего напряжения всех духовных сил и способностей человека. Великие стилисты не изучали стиля, а сила, красота, оригинальность их стиля вытекала из их духовной глубины, их их внутреннего содержания и знания дела.

Но слух и язык даны всем людям, а в силу этого и способность речи присуща каждому человеку независимо от его духовной ценности и содержательности. Жизнь поверхностная, пустая и исковерканная, школа непродуманная и извращенная создают, к сожалению, очень распространенный тип людей: внутренний мир их, духовный багаж мизерны и незначительны, но, благодаря ли тому, что язык их хорошо подвешен, благодаря ли заботам о чисто внешнем развитии их речи без соответствующих забот о их внутренней ценности, — эти люди обладают способностью болтать легко и свободно. Это – противный тип пустых поверхностных болтунов, трескучая болтовня которых, лишенная всякой ценности и содержания, так нестерпима для каждого человека, хоть сколько-нибудь глубокого и дорожащего своим временем. Ушинский с присущим ему пониманием вопросов воспитания и критическим отношением к явлениям жизни говорит по поводу этих «изболтавшихся личностей»:

« У нас не сознается та истина, что действительно хорошая речь вовсе не то, что гладкая болтовня, и что болтовню, не имеющую действительного содержания, нет надобности развивать в детях, а напротив надо подавлять, если она уже развилась под влиянием каких-нибудь жизненных условий».

Важные по своей глубине и значению строки посвятил этому же вопросу и Песталоцци :

«Невозможно определить, насколько порча языка – болтовня, проникла во все мировые явления нашего времени, насколько она господствует во всей своей губительной силе, куда бы мы ни обратили взор. Замечательно, что в наши дни более, чем когда-либо, эта порча, проявляющаяся чуть ли не с колыбели, поддерживаемая школою, укрепляемая жизнью, выражается среди нас, можно сказать, повсюду одинаково, начиная с кафедр и до трактиров и пивных. Она является центром, вокруг которого группируются все другие источники порчи человеческой. …

Пока человек остается достойным великого дара человеческого рода – речи, пока он пользуется им как могущественным средством для выражения и сохранения своих человеческих преимуществ, с чистым желанием облагораживать и очеловечивать себя посредством него, до тех пор этот дарованный ему дар остается его святыней. Но раз он стал недостойным его, раз он больше не сохраняет его как могущественное средство для проявления своих преимуществ как человека, и пользуется им без чистого желания посредством него себя очеловечивать, дар этот становится для него лишь материальным орудием для проявления своих животных чувств и постепенно приводит его к потере человечности».

Педагог, руководящий развитием речи детей, должен неизменно памятовать сам и внушать своим воспитанникам, что есть речь и речь. Развивать нужно только такую речь, которая не является синонимом болтовни, которая ценна и значительна не одним гладким внешним построением, но прежде всего глубиною содержания.

Болтовня, как типичная представительница речи бессодержательной и ненужной, за которой кроется бездонная пустота, спокон веков заклеймлена народной мудростью. Она является тем огромным злом человечества, которое заставило Карлейля и многих других великих людей петь гимны молчанию.

«Молчание, молчаливость!» — восклицает Карлейль – в честь их следовало бы воздвигать алтари, если бы наше время алтари еще воздвигало. В молчании формулируются и заключаются все великие дела, которым суждено вступить в жизнь, чтобы этой жизнью управлять. Среди твоих повседневных дел, сомнений, продержи свой рот закрытым в течение только одного дня, и с какой ясностью предстанут перед тобой твои обязанности, дела и намерения, от какого только сора и хлама не очистится твоя душа в тиши уединения! Народная мудрость гласит: речь есть серебро, а молчание золото, — а я говорю: речь – дитя времени, а молчание – вечности».

«Праздная болтовня – родоначальница пустоты, половинчатости, она создает наиболее благоприятную атмосферу для того, чтобы сорные травы приобретали господство над благородными семенами человеческой жизни, их подавляли и глушили. Это одно из наиболее вопиющих зол нашего времени, с которым следует бороться всеми мерами. Мудрейшее из мудрых старое речение: «береги свой язык, потому что из него проистекает источник жизни». Человек есть в сущности воплощенное слово. Слово, которое он произносит, есть сам человек. Для чего дан нам язык: для того ли, чтобы произносить правду о том, что мы видим, и этим служить братству людей, или для того, чтобы изощряться и опошляться с бессодержательной болтовне, смущающей души и, словно стенами мрака, препятствующей единению людей? Ты, владеющий речью, этим совершеннейшим даром, подумай об этом. Говори, я умоляю тебя об этом, только тогда, когда твоя мысль созрела в молчании, при уверенности, что слово, которое ты произносишь, не будет пустым, ничего не значащим звуком…»

«В молчании твоя сила. Глупец! Ты думаешь, что если некому записать твою болтовню, она безвредна и не вечна? Ничто не погибает, ничто не может умереть. Праздное слово, тобой произнесенное, подобно зерну, посеянному во времени и которое преумножится в вечности»

«Мой юный друг, которого я люблю и знаю, хотя никогда не видал, учись быть чем-нибудь и что-нибудь делать вместо того, чтобы болтать о том, что делали и будут делать другие. За словом, хотя бы даже чего-либо и стоящим, скрывается несравненно более ценное молчание. Молчание глубоко, как вечность; слово мелко, как время. Это тебе кажется странным? Горе тому времени, горе тем людям, для которых эта вековечная истина стала чуждой…»

Роль и значение, в этом смысле, слова,с одной стороны, и молчания, с другой, должен продумать каждый, кто взялся за трудно и ответственное дело воспитания юношества. Не всякое слово ценно. Наиболее ценно, конечно, то слово, в котором глубина и значительность содержания гармонируют с изяществом, силой и литературностью изложения . Но если этой гармонии уже суждено быть нарушенной, пусть это нарушение всегда совершается в пользу содержания. А потому, прежде всего и главнейшим образом, надо заботиться о том, чтобы всеми мерами, в том числе и путем слова, содействовать формированию в детях прочного и богатого внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению значительных по ценности мыслей и представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык не имеет цены и неразлучен с пошлостью. При наличности – он развивается естественно и легко из духовной глубины человека. Забота школы, воспитателя заключается лишь в том,чтобы не препятствовать, а способствовать этому развитию.

Гораздо легче научиться излагать свои мысли, чем эти мысли приобретать и усваивать. Мысль ясная, продуманная, духовно слившаяся с человеком, найдет легко свое словесное выражение, если человек пройдет через соответствующую школу речи. Особых способностей для этого не требуется.

«Чем истинно мудрее человек, тем проще язык, на котором он излагает свои мысли», сказал Лев Толстой .

И это несомненно так».

Так писала Е.И. Тихеева о развитии у ребенка стиля речи в 1923 году . А как современно звучат ее мысли сейчас!

Еще об истории дошкольной педагогики и методики развития речи Вы можете прочитать:

обучение речи дошкольников

Принципы: народного воспитания

1937 – «Развитие речи дошкольника». Задача: развитие словаря ребенка

Задачи обучения:

1. развитие аппарата речи детей, его гибкости

2. накопление содержания речи, обогощен.словаря

3. работа над функциями речи, её #

Факторы развития речи:

· закономерность развития речи

· условия в которых протекает подготовительный период формирования речевого аппарата

речевая среда дает детям словесные формы и образцы для подражания

ведущие прц:

Деятельностный подход к развитию речи (игра, труд)

Взаимосвязь развития речи с другими сторонами воспитания личности ребенка (умст, соц, эстет, физ, сенс.)

Наглядности (среди веществ мира)

Повторения и постепенности (окр. мир, среда, соц.жизнь, природа, дидакт.материал)

Виды занятий по обучению речи: 1. по словарю 2. по живому слову

Развития речи детей в процессе общения со взрослыми и сверстниками (Е.И. Тихеева, М.И. Лисина).

Цели развития языка – развитие двух сторон языка по культуре речи: грамотность и целесообразность.

средства : 1. общение со взрослым 2. культура яз.среды 3. обучение 4. виды искусства 5. худ. литература

общение – взаимодействие двух или нескольких людей, направлены на согласование и объединения их усилий с целью налаживания отношений.

формы общения ребенка со взрослым:

ситуативно-личностное (0-1) Дть ребенка – эмоциональное общение Средства – мимика, жесты

ситуативно-деловое (1-3) Дть ребенка – предметная Дть Средства – вербальные средства, слова

ситуативно-познавательное (3-6) Дть ребенка – игра, продуктивные виды Дти Средства – речь

внеситуативно-личностное (5-7) Дть ребенка – Лное общение Средства – речь

Культура яз.среда (речевая среда)

1. Материальная (предметы, игрушки) 2. Социальная (родители, воспитатели)

Требование от педагога:



Недостатки речи педагога:

1. многословность. 2. чрезмерная лаконичность. 3. часть употребления слов с уменьшительно ласкательных суффиксов. 4. небрежное произношение 5. монотонность речи. 6. бедность языка. 7. злоупотребление лишними словами

Язык возникает из потребности человекав общении с другими людьми. А потому включение ребенка в социальную среду и забота о планомерном расширении его социальных связей являются одним из основных условий развития его языка.


7 . Использование идей Е.И. Тихеевой в современной теории и практике развития речи детей дошкольного возраста. 1867-1944

сама руководила детским садом. Вслед за К. Д. Ушинским она считала родной язык фоном, на ко­тором развертывается все обучение и воспитание в детском саду и школе. Основное место в своей педагогической теории Е. И. Тихее­ва отводила методике развития речи.

В.И. Тихеева пришла к выводу о необходимости составления специальных программ и планов обучения детей в детском саду, а также организованных занятий. Важную роль сыграло появле­ние в 1937 г. книги Е. И. Тихеевой «Развитие речи дошкольника». В ней освещался опыт работы по формированию речи детей руко­водимого Тихеевой детского сада, а также опыт преподавания ме­тодики развития речи в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. С материалистических позиций рассматрива­лась роль языка как орудия социального воспитания.

Считая, что развитие речи должно быть обязательно связано с какой-нибудь деятельностью ребенка (игра, труд, праздники, ин­теллектуальная деятельность), Е. И. Тихеева и свою методическую систему строила лишь вокруг этих видов деятельности. Этим объ­ясняется нечеткое выделение задач развития речи ". Наиболее под­робно разработала Е. И. Тихеева такие вопросы, как обогащение словаря (план-программа ознакомления с окружающей обстанов­кой; методы работы над словарем детей), а также развитие связной речи (рассказы об игрушках и картинках, занятия по жи­вому слову).

Е. И. Тихеева была против слишком раннего обучения детей грамоте и иностранному языку. Она считала, что ребенка необхо­димо предварительно хорошо подготовить. Правда, Е. И. Тихеева допускала, что с детьми, хорошо овладевшими родным языком, можно начать изучение иностранного языка и несколько ранее, чем в 7-8 лет, но предупреждала, что родной язык должен оста­ваться первейшим фактором нормального всестороннего развития ребенка.

Психолого-педагогические основы разработки программ речевого развития детей (Программа воспитания и обучения в детском саду, Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду О.С. Ушаковой).

Программа развития речи детей определяет круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевые умения и навыки, которые должны быть усвоены детьми на каждом возраст­ном этапе, а также предусматривает воспитание определенных ка­честв личности. Например, выдвигая задачу формирования навы­ков диалогической речи (уметь отвечать па вопросы и задавать их), ирограмма одновременно подчеркивает необходимость воспитания у детей таких качеств, как общительность, вежливость, приветли­вость, сдержанность.

Программа развития речи, как и вся «Программа воспитания в детском саду», в целом построена на научных основах. Прежде всего всем своим содержанием она направлена на реализацию тео­рии коммунистического воспитания, т. е. на всестороннее развитие личности ребенка.

Кроме того, в основу программы положены данные психологии и смежных наук об овладении ребенком устной речью и особенно­стях его познавательной деятельности, что определяет объем и по­следовательность требований к детям на разных возрастных сту­пенях.

Программа построена также с учетом важнейшего педагогиче­ского положения о ведущей роли деятельности в развитии ребенка; ее материал имеет сложную структуру, так как соотнесен с раз­личными видами детской деятельности (игра, быт, занятия и др.).

И наконец, необходимо сказать, что программа развития речи создана с учетом главных дидактических принципов - систематич­ности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и до­ступности; в ней прослеживается концентричность в формирова­нии у детей речевых умений (т. е. прохождение па каждом возрастном этапе одних и тех же разделов с постепенным расширением углублением их содержания).

Все задачи и требования в программе изложены кратко. Четко названылишь общие требования к знаниям и умениям детей. Каж­дое общее требование программы воспитатель должен научиться конкретизировать.

В условиях общественного воспитания ведущим средст­вом формирования речи ребенка является обу­чение.

Обучение родному языку - планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей", усвоения ими системы элементарных знаний об окружающем и соответствующего словаря, формирования речевых умений и навыков.

Основная форма дошкольного обучения - занятия.

По дидактическим целям можно выделить такие типы занятий по родному языку: занятия по сообщению нового материа­ла; закреплению знаний, умений и навыков; обобщению и систематизированию знаний; итоговые или учетно-проверочные (контрольные); комбинированные (сметанные, объединенные).

Чтобы занятия приносили максимальный эффект, они должны отвечать общим дидактическими требованиями:

1. тщательная заблаговременная подготовка к занятию, определение его содержания и приемов обучения

2. Оптимальная интенсивность нагрузки

3. Воспитательный характер занятия

4. Эмоциональный характер занятий

5. распределение приемов обучения в соответствии со структурой занятия

6. речевая активность каждого ребенка на всех этапах занятия

7. сочетание коллективного характера обучения с индивидуальным подходом

8. правильная организация занятия

9. учет результатов занятия

10. необходимость закрепения пройденного материала на других занятиях или в другой Дти. (игра, ИЗО, дет книга, праздники, зрелища, бытовая ДТЬ)

1. Е.И. Тихеева – сторонница и последовательница взглядов К.Д. Ушинского.

2. Е.И. Тихеева о роли родного языка в развитии личности ребенка.

3. Основные теоретические положения методики развития речи детей, разработанные Е.И. Тихеевой.

4. Разделы работы по развитию речи детей.

5. Тихеева Е.И. о развитии ребенка в первые годы жизни.

6. Характеристика занятий по «Живому слову».

Большое влияние на содержание и методы работы детского сада оказала деятельность Елизаветы Ивановны Тихеевой (1867–1943), известного общественного деятеля в области дошкольного воспитания.

Е.И. Тихеева активно участвовала в разработке методической теории и практики на основе творческого использования классического педагогического наследия, изучения опыта детских садов в России и за рубежом, собственного педагогического опыта. Уже в первые годы своей педагогической деятельности под влиянием идей К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого Тихеева обратила внимание на роль родного языка в воспитании детей. Разделяя взгляды Ушинского и Толстого, она считала родной язык наставником и великим педагогом. Воспитание должно проходить на фоне родного языка. Это определило круг интересов Тихеевой. Основное место в ее педагогической деятельности заняли вопросы речевого развития детей. Она создала свою систему развития речи детей дошкольного возраста в условиях общественного дошкольного воспитания.

В 1918 г. Е.И. Тихеева ставит вопрос о возможности и необходимости создания единой программы речевого развития детей. Возможность ее создания она объясняет тем, что:

У всех детей речь развивается по одним и тем же законам;

Возрастные различия детей внутри одной группы невелики.

Далее Е.И. Тихеева оговаривает и то, что должно войти в данную программу по содержанию. Во-первых, это то, что ребенка окружает. Во-вторых, то, что реально может познать дошкольник. В-третьих, каждый педагог в подборе методики – «хозяин».

Прежде чем приступить к написанию содержания программы, Е.И. Тихеева разрабатывает задачи словарной работы с детьми, опираясь на механизм усвоения понятия, определенный в психологии (Л.С. Выготский). А также определяет основные принципы построения программы. К ним она относит принцип наглядности и связи с деятельностью.

Раскрывая принцип наглядности, Тихеева, прежде всего, выделяет виды наглядности:

Реальные предметы и игрушки их замещающие;

Картины;

Те образы, которые сложились у детей в результате ранее виденного и слышанного.

Она отмечает, что все, что познает ребенок, должно быть представлено ему наглядно.

Говоря о втором принципе, Тихеева отмечает, что только в деятельности, оперируя большим количеством предметов и орудий, у дошкольников активнее формируются словарь и активная речь.

Большее предпочтение Е.И. Тихеева отводит игровой деятельности и разрабатывает три группы дидактических игр. 1-я группа позволяет реализовать первую задачу словарной работы (обогащение словаря) и помогает ребенку установить связи между предметом, образом и словом его обозначающим. К данной группе относятся игры типа «Угости куклу Машу чаем», «К нам приехали гости» и т.п. 2-я группа игр позволяет реализовать вторую задачу словарной работы (уточнение словаря) и помогает установлению связей между предметом, его признаками и словами, это обозначающими. К этой группе относятся игры, построенные по принципу парности. Например: «Найди такой же флажок», «Домино-ягодка» и т.п. 3-я группа позволяет реализовать третью задачу (активизация словаря) и помогает установить связь между предметом, его образами и понятием в целом. К этой группе относятся словесные игры типа «Угадай по описанию», «Магазин игрушек» и т.п.

Не менее важное место в работе с дошкольниками занимает и трудовая деятельность, считает Е.И. Тихеева. Она выделяет 4 уголка, где ребенок может трудиться и между тем обогатить свой словарь:

Уголок труда;

Уголок природы;

Уголок игры; уголок кухни.

Е.И. Тихеева также определяет условия (материальные, социальные) организации работы с детьми раннего дошкольного возраста; методику проведения специальных занятий.

Таким образом, теоретическую основу разработанной Тихеевой системы составляют следующие положения:

Развитие речи осуществляется в единстве с умственным развитием. Дети овладевают родным языком в процессе познания окружающего мира. Особого внимания требует развитие языка в связи с мышлением. Язык развивается наглядным, действенным путем. Развитие речи опирается на базу сенсорных представлений;

Речь детей развивается в социальной среде при условии расширения социальных связей, в процессе общения с взрослыми и сверстниками. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих людей;

Речь детей развивается в деятельности и в первую очередь в игре и труде. Игра и труд создают условия для самодеятельности детей в области языка;

Руководство развитием речи должно охватывать все периоды жизни ребенка, включая и первый год жизни;

Обучение на специальных занятиях является необходимым и важным средством речевого развития дошкольников;

Развитие речи связано со всем педагогически процессом детского сада.

Е.И.Тихеева, ее роль в создании, методики развития речи детей дошкольного возраста.

Важную роль в создании методики развития речи сыграла деятельность Е. И. Тихеевой, талантливого педагога, последовательницы К. Д. Ушинского, общественного деятеля в области дошкольного воспитания. Е. И. Тихеева была знакома с опытом детских садов России, Италии, с 1913 г. сама руководила детским садом. Вслед за К. Д. Ушинским она считала родной язык фоном, на котором развертывается все обучение и воспитание в детском саду и школе. Основное место в своей педагогической теории Е. И. Тихеева отводила методике развития речи.

Е. И. Тихеева пришла к выводу о необходимости составления специальных программ и планов обучения детей в детском саду, а также организованных занятий. Важную роль сыграло появление в 1937 г. книги Е. И. Тихеевой «Развитие речи дошкольника». В ней освещался опыт работы по формированию речи детей руководимого Тихеевой детского сада, а также опыт преподавания методики развития речи в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. С материалистических позиций рассматривалась роль языка как орудия социального воспитания.

Считая, что развитие речи должно быть обязательно связано с какой-нибудь деятельностью ребенка (игра, труд, праздники, интеллектуальная деятельность), Е. И. Тихеева и свою методическую систему строила лишь вокруг этих видов деятельности. Этим объясняется нечеткое выделение задач развития речи. Наиболее подробно разработала Е. И. Тихеева такие вопросы, как обогащение словаря (план-программа ознакомления с окружающей обстановкой; методы работы над словарем детей), а также развитие связной речи (рассказы об игрушках и картинках, занятия по живому слову).

Е. И. Тихеева была против слишком раннего обучения детей грамоте и иностранному языку. Она считала, что ребенка необходимо предварительно хорошо подготовить. Правда, Е. И. Тихеева допускала, что с детьми, хорошо овладевшими родным языком, можно начать изучение иностранного языка и несколько ранее, чем в 7-8 лет, но предупреждала, что родной язык должен оставаться первейшим фактором нормального всестороннего развития ребенка.

К.Д.Ушинский – основоположник, методики развития речи детей дошкольного возраста.

К. Д. Ушинский доказывал, что самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретаемых знаний о тех предметах и явлениях, которые окружают ребенка. Поэтому необходимым условием самостоятельного понимания ребенком той или другой мысли является наглядность. Ушинский показал тесную связь наглядности обучения с развитием речи и мышления детей. Он писал: “Детская природа ясно требует наглядности”; “Дитя мыслит формами, образами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе”. Он советовал воспитателям путем простых упражнений развивать у детей способность наблюдать за разными предметами и явлениями, обогащать детей возможно более полными, верными, яркими образами, которые потом становятся элементами их мыслительного процесса. “Необходимо,-писал он,- чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах учителя и под его руководством ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль и мысль облекалась в слово”.



В развитии речи детей дошкольного и раннего школьного возраста Ушинский придавал большое значение рассказыванию по картинкам.

Он указывал на большое значение произведений народного творчества в деле воспитания и обучения детей. На первое место ставил он русские народные сказки, подчеркивая, что в силу особенностей развития своего воображения дети очень любят сказки. В народных сказках им нравится динамичность действия, повторение одних и тех же оборотов, простота и образность народных выражений. Выступление К. Д. Ушинского в защиту сказки как одного из воспитательных средств имело важное значение, так как некоторыми педагогами 60-х годов XIX в. сказки отрицались потому, что в них отсутствует “объективное реалистическое содержание”.

Большое значение в первоначальном обучении родному языку К. Д. Ушинский придавал и другим произведениям русского народного творчества - пословицам, прибауткам и загадкам. Русские пословицы он считал простыми по форме и выражению и глубокими по содержанию произведениями, отразившими взгляды и представления народа - народную мудрость. Загадки доставляют, по его мнению, уму ребенка полезное упражнение, дают повод к интересной, живой беседе. Поговорки, прибаутки и скороговорки помогают развить у детей чутье к звуковым краскам родного языка.



Психологические основы воспитания и обучения

В своем труде “Человек как предмет воспитания К. Д. Ушинский выдвинул и обосновал важнейшее требование, которое должен выполнять каждый педагог,- строить воспитательно-образовательную работу с учетом возрастных и психологических особенностей детей, систематически изучать детей в процессе воспитания. “Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях... Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями”.

В полном соответствии с учением русских физиологов-материалистов Ушинский выражал твердую уверенность в том, что путем целенаправленного воспитания, опирающегося на изучение человека, можно “далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных”. И это, по его мнению, является самой главной задачей настоящей, гуманистической педагогики.

Среди наук, изучающих человека, К. Д. Ушинский выделял физиологию и особенно психологию, которые дают педагогу систематические знания о человеческом организме и его психических проявлениях, обогащают знаниями, необходимыми для практики воспитательной работы с детьми. Учитель-воспитатель, знающий психологию, должен творчески использовать ее законы и вытекающие из них правила в разнообразных конкретных условиях своей воспитательной деятельности с детьми разного возраста.

Историческая заслуга К. Д. Ушинского заключается в том, что он изложил в соответствии с научными достижениями того времени психологические основы дидактики - теории обучения. Он дал ценнейшие указания, как надо в процессе обучения путем упражнения развивать активное внимание детей, как надо воспитывать сознательную память, закреплять в памяти учащихся учебный материал путем повторения, которое является органической частью процесса обучения. Повторение, считал Ушинский, нужно не для того, чтобы “возобновить забытое (это же плохо, если что-нибудь забыто), но для того, чтобы предупредить возможность забвения”; всякий шаг вперед в деле обучения должен опираться на знания пройденного.

Ушинский обосновал с точки зрения психологии важнейшие дидактические принципы воспитывающего обучения: наглядность, систематичность и последовательность, основательность и прочность усвоения учащимися учебного материала, разнообразие методов обучения.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Как избежать трещин во время кормления грудью? Как избежать трещин во время кормления грудью?