Занятие во второй младшей группе по речевому развитию. Особенности работы с детьми на занятиях

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Марина Казакова
Перспективное планирование «Развитие речи» по В. В. Гербовой во второй младшей группе в соответствии с ФГОС ДОУ.

Развитие речи по Гербовой .

Тема. Занятие.

Литература. Программное содержание. Совместная деятельность в процессе НОД. Работа с родителями.

1. Мой детский сад

Сентябрь. «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий. Чтение стихотворения С. Черного «Приставалка»

Гербова , 26 Вызвать у детей симпатию к сверстникам с помощью рассказа воспитателя (игры) ; помочь малышам поверить в то, что каждый из них – замечательный ребенок, и взрослые их любят. Словесная игра «Расскажи о себе» с помощью воспитателя.

Чтение воспитателем стихотворения С. Черного «Приставалка» .

Ответы детей на вопросы воспитателя.

2. Игрушки. «Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса»

Гербова , 29 Познакомить детей со сказкой «Кот, петух и лиса» (обраб. М. Боголюбской) . Чтение сказки воспитателем.

Беседа по сказке.

Заучивание песенки лисы.

Инсценировка сказки при помощи воспитателя.

3. Мое село. (рег. комп) «Звуковая культура речи : звуки а, у. Дидактическая игра «Не ошибись» »

Гербова , 30. Упражнять детей в правильном и отчетливом произношении звуков (изолированных, в звукосочетаниях, словах) . Активизировать в речи детей обобщающие слова. Рассказывание сказки воспитателем о Весёлом язычке.

Речевое упражнение (РУ) : «Язычок в домике» ; «Песенка маленькой Аленушки» ; «Плачь Аленушки» .

МПИ «В лес по грибы» .

ДИ «Не ошибись» . Выучить дома русскую народную песенку «Ладушки» (с четким проговариванием звука а, у) .

4. «Дары родного края (рег. Комп) «Звуковая культура речи : звук у» .

Г., 32. Упражнять детей в четкой артикуляции звука (изолированного, в звукосочетаниях) ; отрабатывать плавный выдох; побуждать произносить звук в разной тональности с разной громкостью (по подражанию) . РУ «Язычок в домике» ; «Паровоз гудит» ; «Позовем утят» .

Прослушивание чувашской песенки «Разговоры» .

ДИ «Кто что делает?»

Проговаривание звукоподражательных слов детьми. Прочитать дома с детьми стихотворение В. Берестова «Бычок» .

1. Грибы Октябрь. «Дидактическая игра «Чья вещь?» . Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога) .

Гербова , 34. Упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными и прилагательными. Помочь понять сюжет картины, охарактеризовать взаимоотношения между персонажами . Рассматривание предметов лежащих на столах.

ДИ «Чья вещь?»

Рассматривание сюжетной картины.

Беседа по картине «Опишите котенка» при помощи воспитателя.

2. Золотая осень! «Чтение стихотворения А. Блока «Зайчик» . Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила» ».

Г, 38. Помочь запомнить стихотворение А. Плещеева «Осень наступила» . При восприятии стихотворения А. Блока «Зайчик» вызвать сочувствие к зайчишке, которому холодно, голодно и страшно в неуютную осеннюю пору. Рассматривание природы осенью (на прогулке)

Заучивание стих-ия Плещеева «Осень наступила» .

ДИ «Чей листик» .

Слушание стих-ия А. Блока «Зайчик»

Беседа по стихотворению.

3. Перелетные птицы. «Звуковая культура речи : звук о. Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок» ».

Г, 37. Продолжать приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, объяснять содержание иллюстраций. Отрабатывать четкое произношение звука о. РУ «Заболело ушко» ; «Радость и боль» .

Инсценировка сказки «Колобок»

Рассматривание иллюстраций художников к сказке «Колобок»

4. Я человек. Чтение русской народной сказки «Колобок» . Дидактическое упражнение «Играем в слова» ».

Г., 37 Повторить с детьми сказку «Колобок» . Упражнять детей в образовании слов по аналогии. Беседа «Кто такой Колобок?»

Прослушивание отрывка из сказки.

Игра «Колобок»

ДИ «Играем в слова»

Рассматривание рисунков к сказке «Колобок» .

1. Труд взрослых. Профессии. Ноябрь. «Чтение стихотворения об осени. Дидактическое упражнение «Что из чего получается» ».

Г., 40. Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух . Упражнять в образовании слов по аналогии. Беседа.

Слушание стихотворения К. Бальмонта «Осень» .

ДИ «Дары осени»

Дид. упражнение «Что из чего получается?» .

2. Я – хороший, ты – хороший. Как вести себя. Учимся дружить. «Звуковая культура речи : звук и» .

Г., 41. Упражнять детей в четком и правильном произношении звука и (изолированного, в словосочетаниях, в словах) . Рассматривание кубика с картинками.

РУ «Крутись, вертись»

«Песенка жеребенка» ; «Колокольчики звенят» .

Прослушивание отрывка из сказки К. Чуковского «Краденное солнце» .

ПИ «Воробышки и кот» .

3. Домашние животные и птицы. «Рассматривание сюжетных картин» .

Г, 42. Учить рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения. Упражнять в умении вести диалог, употреблять существительные, обозначающие детенышей животных, правильно и четко проговаривать слова со звуками к, т. Рассматривание картины С. Веретенникова «Коза с козлятами» .

Беседа по картине.

Прослушивание рассказа.

Игра «Доскажи предложение» .

Инсценировка «Кто, кто в теромочке живет?»

4. Моя семья. + День матери. «Заучивание стихотворения В. Берестова «Петушки распетушились» .

Г., 61. Помочь детям запомнить стихотворение В. Берестова «Петушки распетушились» , Учить выразительно читать его. Рассказывание детьми знакомых стихотворений.

Чтение воспитателем стих-ия В. Бесрестова «Петушки распетушились» .

Заучивание стих-ия детьми.

Инсценировка.

5. Дикие животные. «Чтение стихотворений из цикла С. Маршака «Детки в клетке» ».

Г, 45. Познакомить детей с яркими поэтическими образами животных из стихотворений С. Маршака. Игровая ситуация «Экскурсия по зоопарку» .

Прослушивание стихотворений из цикла С. Маршака «Детки в клетке» .

1. Растем здоровыми, крепкими, жизнерадостными. Декабрь. «Чтение сказки «Снегурушка и лиса» ».

Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса» (обр. М. Булатова, с образом лисы (отличным от других сказок) . Упражнять в выразительном чтении отрывка – причитания Снегурушки. Беседа «Лиса в русских народных сказках» .

Чтение сказки «Снегурушка и лиса» .

Беседа «Какая лиса в сказке» .

Проговаривание звукосочетания ау.

2. Зима. Дидактическая игра «Эхо» , «Чудесный мешочек» ».

Г., 50. Упражнять детей в произношении слов со звуком э (игра «Эхо» , в определении качеств предметов на ощупь (игра «Чудесный мешочек» . Пересказывание сказки детьми при помощи воспитателя «Снегурушка и лиса» .

РУ «Плачь Снегурушки» .

Беседа «Что такое Эхо?»

ДИ «Эхо» .

ДИ «Чудесный мешочек»

Разучивание потешки.

3. Мир вокруг нас. «Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идет» , стихотворения А. Босева «Трое» ».

Г., 51. Познакомить детей с рассказом Л. Воронковой «Снег идет» , оживив в памяти детей их собственные впечатления от обильного снегопада. Помочь запомнить стихотворение А. Босева «Трое» . Беседа «Почему вы радовались снегу?»

Чтение воспитателем стихотворения А. Босева «Трое» .

Беседа по стих-ию.

4. Новый год! «Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» ».

Г., 53. Познакомить детей с русской народной сказкой «Гуси-лебеди» (обр. М. Булатова, вызвать желание послушать ее еще раз, поиграть в сказку. Рассматривание иллюстраций к сказке.

Чтение сказки «Гуси-лебеди» .

ПИ «Гуси-гуси» .

Игра «Назови ласково» .

Игра «Закончи предложение» .

2. Зимние забавы. Январь. «Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди» , картины «Зимой на прогулке» ».

Г. ,54. Продолжать объяснять детям, как много интересного можно узнать, если внимательно рассматривать рисунки в книгах. Учить детей рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы, высказывать предположения. Беседа «Какой рисунок к сказке «Гуси-лебеди» вам понравился больше всего?»

Рассматривание картины «Зимой на прогулке» .

Беседа по картине.

РУ «Плач Мишутки» .

3. Русское народное творчество. Игра-инсценировка «У матрешки – новоселье» .

Гербова , 52. Способствовать формированию диалогической речи ; учить правильно называть строительные детали и их цвета. Рассказ воспитателя.

Проблемная ситуация «Поможем матрешке построить домик» .

Строительная игра «Домик для Матрешки» совместно с воспитателем.

Проговаривание хода работы.

Музыкальная игра «Потанцуем с Матрешкой» .

4. Неделя мордовской сказки (рег. Комп) «Звуковая культура речи : звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка» ».

Г., 57. Упражнять в отчетливом и правильном произношении звуков п, пь. С помощью дидактической игры побуждать детей вступать в диалог, употреблять слова со звуками п, пь. РУ «Песенка мышат» ;

Игра «Заводные цыплята» .

Чтение стихотворения про мышат.

Заучивание стихотворения.

ДИ «Ярмарка» .

1. Зимующие птицы Мордовии. Февраль. «Звуковая культура речи : звуки б, бь» .

Г., 60. Упражнять детей в правильном произношении звуков б, бь (в звукосочетаниях, словах, фразах) . ДИ «Кубик» .

Речевая игра «Барабаны»

«Колыбельная для белочки» .

Рассматривание рисунков.

Заучивание стихотворения Г. Виеру «Ежик и барабан» .

2. Посуда «Звуковая культура речи : звуки м, мь. Дидактическое упражненение «Вставь словечко» ».

Г, 56. Упражнять детей в четком произношении звуков м, мь в словах, фразовой речи ; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи . Продолжать учить образовывать слова по аналогии. Рассматривание куклы.

Игра «Заводные куклы» .

Рассматривание сюжетной картинки, беседа по ним.

Рассказ воспитателя «Мурка» .

«Кошка» .

Обыгрывание детьми стих-ия.

ДУ «Вставь словечко» .

3. Наши папы. Защитники Отечества. «Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо» .

Г., 62. Беседуя с детьми о плохом и хорошем, совершенствовать их диалогическую речь (умение вступать в разговор; высказывать суждение так, чтобы оно было понятно окружающим; грамматически правильно отражать в речи свои впечатления ). Чтение стих-ия В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо» .

Составление ответов при помощи воспитателя.

4. Мебель. «Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» ».

Г, 59. Познакомить детей с русской народной сказкой «Лиса и заяц» (обр. В. Даля, помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец) . Обсуждение сказки «Кот, петух и лиса» .

Чтение сказки «Лиса и заяц» .

1. 8 марта. О любимых мамах. Март. «Чтение стихотворения И. Косякова «Все она» . Дидактическое упражнение ».

Г, 64. Познакомить детей со стихотворением И. Косякова «Все она» . Совершенствовать диалогическую речь детей. Беседа «8 марта» .

Чтение стихотворения о маме.

ДИ «Назови ласково»

ДУ «Очень мамочку люблю, потому что…»

Составление коротких рассказов детьми «Почему я люблю свою маму?»

Заучивание поздравления для мамы и бабушки.

2. Мы – помощники. Что мы умеем? «Звуковая культура речи : звуки т, п, к» .

Г., 65. Закреплять произношение звука т в словах и фразовой речи ; учить отчетливо произносить звукоподражания со звуками т, п, к; упражнять в произнесении звукоподражаний с разной скоростью и громкостью. РУ «Песенка язычка» (звук т)

Речевая игра «Ножки»

Рассматривание игрушек.

СРИ «Угостим Тяпу и Топа компотом» .

3. «Мордовское декоративно-прикладное искусство. «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» ».

Г., 67. Напомнить детям известные им русские народные сказки и познакомить со сказкой «У страха глаза велики» (обр. М. Серовой) . Помочь правильно воспроизвести начало и конец сказки. Беседа «Какая твоя любимая сказка?»

Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» .

Обсуждение.

ДИ «Кто жил в деревушке?» (по сказке) .

Рассматривание иллюстраций.

4. Одежда. «Рассматривание картины «Дети играют в кубики» .Дидактическое упражнение на

звукопроизношение (дидактическая игра «Что изменилось» )».

Г., 68. Продолжать учить детей рассматривать сюжетную картину, помогая им определить ее тему и конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей . Отрабатывать правильное и отчетливое произношение звукоподражательных слов (учить характеризировать местоположение предметов) . Рассматривание сюжетной картины.

Беседа по картине.

ДИ «Кто во что одет?»

Составление простого рассказа детьми при помощи воспитателя.

ДУ на звукопроизношение.

ДИ «Что изменилось» .

1. Весна – красна. Апрель. «Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна» . Дидактическое упражнение «Когда это бывает?» ».

Г., 70. Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна» . Учить называть признаки времен года. Беседа.

Чтение стихотворения А. Н. Плещеева «Весна» .

Беседа по стихотворению.

ДИ «Когда это бывает?»

2. День космонавтики. «Звуковая культура речи : звук ф» .

Г, 71. Учить детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук ф и звукоподражательные слова с этим звуком. ДИ «Волшебный кубик» .

Игра «Заводные ежики» .

Чтение стихотворения Г. Сапгира «Кошка» .

ДУ на звукопроизношение.

Рассматривание картины.

Чтение сказки «Три ежа»

Заучивание песенки ежей.

3. Зеленые друзья (растения) «Чтение и драматизация русской народной песенки «Курочка-рябушечка» . Рассматривание сюжетных картин».

Г., 73. Познакомить детей с русской народной песенкой «Курочка-рябушечка» . Продолжать учить рассматривать сюжетную картину и рассказывать о том, что на ней изображено. Беседа «Какие бывают курочки?» .

Слушание песенки про «Курочку-рябушечку» .

Ответы детей на вопросы поставленные в песенке.

Драматизация песенки.

Рассматривание картины «Птичий двор» .

Беседа по картине.

ПИ «Курочка хохлатка» .

4. В гостях у сказки. «Звуковая культура речи : звук с» .

Г, 75. Отрабатывать четкое произношение звука с. Упражнять детей в умении вести диалог. РУ «Песенка Язычка» (звук с) .

ДИ «Как журчит вода?»

Рассматривание картинки с изображением ласточки.

Чтение стихотворения «Ласточка» Л. Яхнина.

Беседа по стихотворению.

СРИ «Магазин» .

1. Транспорт. Май. «Чтение русской народной сказки Литературная викторина».

Г., 76. Познакомить детей с русской народной сказкой «Бычок – черный бочок, белые копытца» (обр. Булатова) . Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок, которые им читали на занятиях. Чтение сказки «Бычок – черный бочок, белые копытца» .

Беседа по сказке.

Ответы детей.

ДУ на звукопроизношение.

Литературная викторина.

2. На улицах города (ПДД) «Звуковая культура речи : звук з» .

Г., 77. Упражнять детей в четком произношении звука з. РУ «Комарик» (Звук з)

Рассматривание иллюстраций к сказке «Краденное солнце» .

Беседа по сказке.

ДУ на звукопроизношение.

Чтение стихотворения А. Прокофьева «На зеленой на лужайке»

Заучивание отрывка.

3. Насекомые. «Повторение стихотворений . Заучивание стихотворения И. Белоусова «Весенняя гостья» ».

Г., 78. Помочь детям вспомнить стихи, которые они учили в течение года; запомнить новое стихотворение. Литературная викторина «Стихотворения» .

Чтение и заучивание детьми стих-ия «Весенняя гостья» .

4. Пожарная безопасность. «Звуковая культура речи : звук ц» .

Г., 79. Отрабатывать четкое произношение звука ц, параллельно упражняя детей в интонационно правильном воспроизведении звукоподражаний; учить изменять темп речи . РУ «Песенка Язычка» (звук ц) .

Рассказывание сказки.

ДУ на звукопроизношение.

Танец-игра «Потанцуем с Белочкой» (на звукопроизношение) .

5. Цветы. Мониторинг.

«Как проверить успешность обучения детей родному языку»

Г., 85. Литературная викторина. Г., 86.

В пособии представлены примерные планы занятий по развитию речи и приобщению детей 3–4 лет к художественной литературе; даны рекомендации по организации и проведению занятий.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.

2-е издание, исправленное и дополненное.

Валентина Викторовна Гербова
Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий

От автора

Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и, прежде всего, от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.

Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.

Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой представлена в работах В. В. Гербовой "Развитие речи в детском саду", "Приобщение детей к художественной литературе" (М.: Мозаика-Синтез, 2005).

Пособие "Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада", написанное в рамках "Программы воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, дополняет рекомендации по важнейшему направлению педагогической деятельности – целенаправленному и планомерному обучению дошкольников на занятиях. Практическое назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий (определение тем и целей обучения, способов их реализации).

Особенности развития речи детей четвертого года жизни

На четвертом году жизни особое внимание уделяется формированию потребности высказываться самостоятельно .

Малыши говорят с целью что-то сообщить, объяснить, попросить, а также сопровождают речью игровые действия. Их сообщения и объяснения на треть состоят из сложных предложений, что позволяет совершенствовать синтаксическую сторону речи детей.

К трем годам появляется способность к речевому анализу . Ребенок, сам не умея правильно произносить слова, улавливает, когда кто-то другой произносит их с ошибками. Дети могут различать сходно звучащие слова (Сашулька – сосулька). Однако о речевом совершенстве слуха говорить еще рано (связную речь воспринимать на слух сложнее, чем отдельные слова).

В этом возрасте дети начинают улавливать на слух и воспроизводить некоторые интонации (радостные, назидательные, вопросительные).

Хотя четвертый год является периодом интенсивного усвоения звуков , наряду с правильным их произношением в речи детей наблюдается пропуск, замена, уподобление и смягчение звуков (произношение мягких звуков дается ребенку легче, чем твердых).

Правильное произношение звуков у ребенка легко нарушается при утомлении, болезни, общении с плохо говорящими маленькими детьми.

Дефекты произношения затрудняют усвоение грамматического строя речи, препятствуют общению ребенка со сверстниками, поскольку его высказывания малопонятны окружающим.

У детей 3–4 лет дыхание прерывистое, а темп речи ускоренный (реже – замедленный), поэтому их бывает трудно слушать. В связи с этим в содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи входят упражнения на совершенствование дыхания, силы, высоты голоса.

Проблема формирования словаря также много аспектна. Известно, что на третьем году жизни дети легко узнают отдельные предметы (овощи, мебель, посуда и т. д.), но не всегда правильно их называют. К трем годам малыши воспринимают предметы, пытаясь охарактеризовать их признаки, качества, действия с ними.

Понимание некоторых вопросов взрослого, касающихся знакомых предметов, может вызвать у детей затруднения, в частности, когда предмет выступает в качестве объекта действия. Дети, рассматривая картинку, безошибочно отвечают на вопрос "Кто (что) это?" (девочка, кукла, штанишки, иголка, нитка), но на вопрос "Кому девочка шьет штанишки?" некоторые из них отвечают "Мишке шьет" (совсем недавно воспитатель зашивал штанишки медвежонку).

В словаре детей четвертого года жизни фиксируются значительные количественные колебания, которые объясняются индивидуальными особенностями развития малышей.

К сожалению, до сих пор исследователи опираются на данные Е. Аркина о составе словарного запаса у детей четвертого года жизни, опубликованные в 1968 году. (Возможно, что у современного ребенка иные количественные характеристики.) Итак, по Е. Аркину в словаре ребенка: существительные и местоимения составляют 50,2 %, глаголы – 27,7 %, наречия – 5 %, прилагательные – 11,8 % .

Дети достаточно успешно осваивают так называемый бытовой словарь, что помогает им общаться. Кроме того, необходимо помогать детям усваивать слова, обозначающие части и детали предметов, их качества. Следует вводить в словарь некоторые родовые понятия, иначе группировку предметов малыши осуществляют, ориентируясь на случайные, а не на существенные признаки.

В этом возрасте наблюдается интенсивное освоение детьми предлогов, союзов, вопросительных слов (основы для совершенствования синтаксиса).

Словарная работа тесно связана с работой по совершенствованию грамматического строя речи (словообразование, словоизменение и т. д.).

Дети различают слова, ориентируясь на приставку, суффикс (пришел – ушел – зашел, чашка – чашечка). Малыши осваивают согласование глаголов прошедшего времени единственного числа с существительными, правильные формы родительного и винительного падежей множественного числа имен существительных (сапог, варежек, лисят), притяжательных прилагательных (заячий, лисий); начинают пользоваться прилагательными и наречиями в сравнительной степени.

Известно, что освоение грамматического строя речи особенно быстро происходит во второй половине третьего года жизни. (По данным исследователей до трех с половиной лет, а по некоторым показателям и до четырех лет, речь существенно не меняется.)

На четвертом году жизни постепенно увеличивается число простых распространенных предложений, появляются сложные предложения .

В этом возрасте дети задают вопросы, не связанные с их непосредственным опытом. ("Это кролик. А как его фамилия?" "Ночью солнце превращается в луну?" "Ты какая моя родственница?" (Обращается к воспитателю.))

Во второй половине года возрастает количество вопросов, нацеленных на выяснение причинно-следственных отношений.

Особенности работы с детьми на занятиях

С дошкольниками четвертого года жизни планируются специальные занятия по развитию речи и художественной литературе. На этих занятиях продолжается работа по совершенствованию звуковой культуры речи, грамматической правильности речи, по воспитанию интереса к художественному слову и накоплению литературного багажа.

Во второй младшей группе чаще всего организуются занятия, состоящие из одной части (чтение детям сказки, отработка четкого и правильного произношения звука и т. п.). На этих занятиях, кроме основной, параллельно решаются и многие другие задачи. Так, например, знакомство детей с новой сказкой является ведущей задачей занятия, но на этом же материале воспитатель формирует у малышей интонационную выразительность речи, активизирует словарь, совершенствует звукопроизношение и т. д.

С детьми 3–4 лет проводятся также комбинированные занятия, состоящие из двух самостоятельных частей. Допустимы самые разные варианты комбинирования:

Чтение произведения художественной литературы и отработка умения вести диалог;

Чтение (заучивание стихотворения) и совершенствование грамматической правильности речи;

Рассматривание сюжетной картины и игры (упражнения) на обогащение и активизацию словаря;

Дидактическая игра на формирование звукопроизношения и игры (упражнения) на совершенствование грамматического строя речи и т. д.

Конспект по развитию речи во второй младшей группе

Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц»

Цели : Познакомить с русской народной сказкой , помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец) . Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя. Развитие речи, внимания, памяти, мышления.

Задачи приоритетной образовательной области:

Речевое развитие:

Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.

На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.

Воспитывать умение слушать сказку, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

Продолжать способствовать формированию интереса к книгам.

Задачи в интеграции образовательных областей:

Художественно-эстетическое развитие:

Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку.

Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов.

Совершенствовать конструктивные умения, учить различать, называть и использовать основные строительные детали, использовать в постройках детали разного цвета.

Физическое развитие:

Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма.

Продолжать развивать разнообразные виды движений.

Воспитывать у детей умение согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.

Социально-коммуникативное развитие:

Приучать детей к вежливости.

Тип занятия: интегрированное.

План:

1. Вводная часть

2. Основная часть

3. Заключительная часть

Используемое оборудование для педагога: компьютер, игрушки – заяц, лиса, петух.

Ход НОД:

Этап 1. Вводная часть

Цель: создание атмосферы психологической безопасности и комфорта, развитие интереса у детей, установление зрительного контакта, осознание и принятие поставленной задачи.

Воспитатель: Собрались мы с вами в круг.
Я - твой друг, и ты - мой друг!
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: Молодцы! Улыбнулись и подарили друг другу хорошее настроение!
- А теперь давайте улыбнемся нашим гостям и скажем: "Добрый день!"
Молодцы, ребята! А сейчас давайте сыграем в игру, я вам показываю картинки, а вы мне произносите звуки. Хорошо!

Ответы детей.

Воспитатель: умнички, ребята!

Этап 2. Основная часть

Цель: закрепление и систематизация имеющихся у детей знаний.

Воспитатель: У меня для вас есть сюрприз - вот такая коробочка.
А коробочка эта не простая, а волшебная, потому что в ней любят прятаться сказки. А вы любите сказки?
- Вот сейчас мы проверим, какие сказки вы знаете? Присаживайтесь.

(дети договаривают слова, воспитатель показывает картинку или выбирают сами дети (разложенные на витрине))

В корзине картинки с сюжетами сказок

1. «Жили - были дед и баба, и была у них …

Снесла она яичко, не простое, золотое… » («Курочка Ряба»)

2. «Посадил дед…

Выросла она большая пребольшая… » («Репка»)

3. «… Сел медведь на крышу, да и раздавил его,

Еле успели все звери из него выскочить… » («Теремок»)

4. «… Вдруг навстречу ему лиса «Здравствуй, дружок! Какой ты хорошенький» А он ей сразу песенку петь… » («Колобок»)

5. «… Подслушал это волк, выждал, когда коза ушла,

(В корзинке, и на витрине надо поставить картинку «Лиса и заяц», затем к ней вернуться, когда будут угадывать сказку про лису.)

Воспитатель : Хорошо вы сказки знаете!

Ребята, посмотрите, кто это еще спрятался в корзинке?

Педагог достает из корзинки мягкую игрушку - лису.

Воспитатель : Молодцы, ребята. Лиса прибежала к нам из сказки, а как вы думаете из какой? В каких сказках мы с вами встречали лису? (Колобок, Теремок, Рукавичка.)

Воспитатель : Да, действительно, в этих сказках мы встречаем лису, но наша гостья прибежала из сказки, где обидела зайца и выгнала его из домика. Ребята, а вы знаете как называется эта сказка? А хотите ее послушать? («Заюшкина избушка», обращает внимание на картинку, чтение сказки )

Воспитатель : Ребята, а лисичка то к нам пришла с загадками. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала слушаем загадку и лишь потом говорим отгадку.

Воспитатель показывает слайды или на магнитной доске картинки выставляет

Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? (Зайка.)

Кто, большой и косолапый,
Мед достал из бочки лапой?
Скушал сладость и реветь.
А зовут его? (Медведь.)

Вот будильник во дворе,

Будет всех он на заре.

Красный гладкий гребешок

Это – Петя- … (петушок)

У меня отличный слух,
Острый взгляд и тонкий нюх.
Сразу лезу с кошкой в драку,
Потому что я… (Собака.)

Скачет по болоту
Зеленая квакушка.
Зелененькие ножки.
Зовут меня… (Лягушка.)

Воспитатель : Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами угадали. А все ли они герои сказки «Заюшкина избушка»? (Нет, лягушка из другой сказки.)

Правильно, ребята!

Физминутка.

Лисичка видит, что вы устали и хочет с вами поиграть. Хотите поиграть с лисой? Тогда встаем в круг.

Эй, ребята, что вы спите,
Нам животных покажите.
У лисички острый нос,
У нее пушистый хвост.
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты.
Лиса по лесу похаживает
Шубу рыжую поглаживает.

Заяц по лесу скакал,
Заяц корм себе искал.
Вдруг у зайца на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки.
Зайчик прыгнул, повернулся
И под деревом согнулся.

Вылез мишка из берлоги,
Разминает Миша ноги,
На носочках он пошел
И на пяточках потом.

Дети присаживаются на стульчики.

Инсценировка сказки.

Ребята я забыла о чем сказка, вы мне не поможете ее вспомнить? (Ответы детей) Тогда нам поможет театр картинок (если дети умеют инсценировать показывают сами).

Этап 3. Заключительная часть

Воспитатель: Спасибо артистам! Контрольные вопросы: Ребята, а вам понравилась сказка? А что больше всего вам понравилось?

Какую сказку мы посмотрели?

Как начинается сказка?

В сказке когда лиса выгнала зайчика,(какой он был, грустный,) Какие звери хотели помочь зайчику выгнать лису?

Почему собаки и медведь убежали? Лиса была доброй или злой? Что она сказала? Скажите это сердито (Дети изображают на лице злость)

А кто помог зайчику выгнать лису? Правильно петушок, а как вы думаете, какое у зайчика было настроение, когда он вернулся в свой дом? (Дети изображают радость)
-Какое жилище было у зайца, а какое у лисы?
-Что случилось весной?
-Чем закончилась сказка? - Чему она нас учит?

Воспитатель: Большое всем спасибо!

Хороводная игра «Постоим дом для Лисы и всех зверей»

Физминутка «Я хочу построить дом»
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Руки поднимают вверх, растопыривают пальцы)
Чтоб вокруг забор стоял, пёс ворота охранял,
(Дети поднимают руки, показывая забор, уши собаки (ладошками))
Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
- Молодцы!

Софья Попова
Конспект открытого занятия по речевому развитию во второй младшей группе

Цель : закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных, их детёнышах, о месте проживания.

Задачи :

1. Образовательные :

Закреплять знания детей о диких и домашних животных;

Формировать умение различать животных и их детенышей, правильно соотносить их названия;

Расширять кругозор и активизировать словарный запас детей через ознакомление с новыми животными;

Помогать детям употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детёнышей (волк – волчонок - волчата) ;

Закрепить согласование предлогов за, перед, на, под с существительными

2. Развивающие :

- развивать психические процессы детей : внимание, память, мышление;

Способствовать развитию связной речи , артикуляционного аппарата.

3. Воспитательные :

Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы;

Продолжать формировать интерес к живой природе;

Воспитывать чуткое отношение к диким животным, желание помочь;

Наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда.

Предшествующая работа :

Рисование животных по трафаретам.

Дидактическая игра «Кто где живет?»

Дидактическая игра «Помоги детёнышу найти его маму» .

Лепка животных из пластилина.

Чтение сказок : «Колобок» , «Три медведя» , «Волк и семеро козлят» , «Лиса, заяц и петух» .

Русские народные потешки и загадки о животных.

Ход занятия.

(дети заходят в группу )

В.: Ребята, посмотрите, сегодня к нам на занятие пришли гости . Давайте скажем им : “Здравствуйте!”

Д.: Здравствуйте!

В.: (Воспитатель и дети собираются в круг)

Эй! Ребята, подходите,

Друг на друга посмотрите,

Поздоровайтесь ладошками,

Улыбнитесь все немножко.

Всем, всем, всем, доброе утро!

Воспитатель : Какое у вас настроение стало?

Дети : Хорошее.

В.: Ребята, посмотрите, что это стоит на столе?

Д.: Коробка.

В.: Давайте её откроем . (воспитатель открывает коробку и достаёт оттуда другую коробку)

В.: Интересно, а что лежит в этой коробке? (воспитатель открывает коробку и достаёт оттуда другую коробку поменьше)

В.: опять коробка. Ребята, сколько коробок на столе?

Это какая коробка?

Д.: Большая.

Д.: Поменьше.

Д.: Маленькая.

В.: А что же в ней? (тихонько трясёт коробочку и загадочно произносит : “Там что-то есть! Открываем )

Д.: Да! (воспитатель достаёт из коробки игрушечного зайчонка)

В.: Ребята, кто же это?

Д.: Зайчонок.

В.: Я чувствую, как он дрожит. Что же случилось? (воспитатель слушает зайчонка, который шепчет ей что-то на ушко)

В.: Вот какую историю рассказал мне зайчишка. За городом у леса построили детский сад для зверят. Все дикие и домашние животные привели своих малышей в садик, а сами убежали по своим делам. Что тут началось : зверята стали рычать, пищать, кусаться. Воспитатель не знает, что делать? Бедный зайчишка ели ноги унёс. Ой, ребята, что же делать, нужно зайчонку помочь.

Дети предлагают варианты ответов :

Нужно вернуть зверят домой к своим мамам.

Дикие и домашние животные не могут жить вместе и т. д.

(Воспитатель может задавать наводящие вопросы)

Давайте отправимся в этот детский сад для зверят и скорее вернём малышей к своим мамам.

Д : Давайте!

В.: А на каком виде транспорта мы можем быстрее доехать до садика. Он же находится далеко, за городом?

Д.: На машине.

В.: Встаём в кружок. Берём в руки большие насосы и качаем колёса.

Д.: С-С-С-С-С (Звук С произносится твёрдо)

В.: Теперь берём в руки маленькие насосы, чтобы до конца подкачать колёса.

Д.: С-С-С-С-С (Звук С произносится мягко)

В.: Берём в руки руль, поехали :

Едем, едем на машине,

Нажимаем на педаль.

Газ включаем, выключаем,

Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают капли.

Вправо, влево. Чистота!

Волосы взъерошил ветер.

Мы шоферы - хоть куда!

В.: Вылезаем из машины. Смотрите, нам дорогу преградили деревья. Что это за деревья?

В.: А какие ёлочки?

Д.: Одна высокая, а другая низкая.

В.: Кто же сидит на высокой ёлочке?

Д.: Ворона.

В : Ребята, а давайте спросим у вороны, куда нам дальше идти? Здравствуй, ворона. Ты летаешь высоко, ты летаешь далеко. Не видела ли ты детский сад для зверят?

Ворона : Видела.

В : Подскажи дорогу.

Ворона : Подскажу, если поиграете со мной.

Перед ёлкой

Под ёлкой

За ёлкой

(Дети и воспитатель отправляются в путь в указанном вороной направлении. Вдруг слышится звук вьюги.)

В.: Ой, сколько снежинок налетело. (Осыпает ребят снежинками и каждому кладёт снежинку на ладонь. Далее выполняется дыхательная гимнастика “Снежинка”)

В. А вот и детский сад для зверят. Берите скорее по животному и присаживайтесь на стульчики.

(дети садятся на стульчики перед фланелеграфом на котором с одной стороны прикреплён дом, а с другой стороны лес)

В.: Ребята, что изображено с одной стороны?

В.: А с другой стороны?

В.: В лесу какие животные живут?

Д.: Дикие.

В.: А у бабушки в деревне?

Д.: Домашние.

В.: У каждого из вас в руках животное. Посмотрите на него внимательно и отправьте домой.

(Дети по одному выходят к фланелеграфу, называют животное. Говорят, где оно живёт, и делают вывод, дикое животное или домашнее ему попалось)

В.: «Наше путешествие кончается,

Нам пора обратно в детский сад.

А с зверятами мы не прощаемся,

Каждый их увидеть будет рад».

(дети встают в круг, берутся за руки, ходят по кругу и проговаривают чистоговорку)

Тара-тара-тара-ра,

Поднимайся, детвора!

поднимайся, детвора -

В детский сад идти пора!

Туру-туру-туру-ру -

Поднимаем детвору.

Поднимаем детвору -

Туру-туру-туру-ру! .

Тыры-тыры-тыры-ры!

Нету дома детворы.

Тра-тра-тра, тра-тра-тра -

В детский сад идём с утра.

В.: Вот мы и вернулись в детский сад. Я очень переживаю, нашли малыши своих мам или нет. А давайте посмотрим в волшебный экран.

(На экране идут слайды с животными и их детёнышами. Дети заканчиваю предложение воспитателя)

К маме кошке вернулся …котёнок, котёночек

Мама медведица рада встрече со своим …медвежонком

Мама волчица с любовь наблюдает за игрой своих волчат

В.: Ребята, вот и закончилось наше занятие . Кто к нам приходил? Что мы делали? Что вам запомнилось? (дети отвечают и тут же предлагают варианты, что делать с зайчонком.)

Публикации по теме:

«В мире домашних животных». Конспект открытого занятия по речевому развитию детей в первой младшей группе ЗАДАЧИ. Образовательные задачи: 1. Знакомить детей с домашними животными и их детенышами. 2. Учить отвечать на вопросы словом и предложениями.

Цель: закрепить знания и представления о домашних животных. Задачи: Активизировать словарный запас по данной теме; побуждать высказыванию.

Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию во второй младшей группе «В гостях у сказки» Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию во второй младшей группе на тему: «В гостях у сказки» Воспитатель: МКДОУ д/с.

Конспект открытого занятия по речевому развитию «Путешествие Даши» во второй младшей группе Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально- личностное развитие, физическое развитие, художественно.

Конспект открытого занятия по речевому развитию во второй младшей группе «Как Колобок свою сказку искал» Цель: способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми. Задачи: формировать умение точно отвечать на вопросы; закреплять.

Конспект занятия по речевому развитию во второй младшей группе «Путешествие Колобка» Конспект непосредственно – образовательной деятельности по речевому развитию Тема: «Путешествия румяного колобка» Цель: развивать эмоциональное.

Конспект занятия по речевому развитию во второй младшей группе «Помощь другу Лунтику» Конспект организации образовательной деятельности (ОД) воспитателем ФИО___Вовденко Наталья.

Конспект занятия во второй младшей группе по речевому развитию «Весенняя полянка» Цели и задачи: -Продолжать знакомство с лесными животными, дарить детям радость. -Развивать умение понимать речь взрослого, адекватно реагировать.

Конспект занятия по речевому развитию во второй младшей группе «Подарим зайке морковку» Конспект занятия во второй младшей группе по речевому развитию. Тема: Волшебный мир игрушек по стихотворению А. Барто «Подарим Зайке морковку».

Конспект занятия по речевому развитию во второй младшей группе. Рассказывание сказки К. Чуковского «Цыпленок» (3–4 года) ОО «Речевое развитие» Тема: Рассказывание сказки К. Чуковского «Цыпленок». - Все малыши хотят поскорее вырасти. То и дело они.

Библиотека изображений:

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Как избежать трещин во время кормления грудью? Как избежать трещин во время кормления грудью?