Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?
Экологический проект для детей 5-7 лет «Живая природа»
Проект разработан для детей старших и подготовительных групп
В ходе реализации дети познакомятся с правилами поведения в природе, научатся сопереживать и помогать природным объектам.
В ходе опытно-экспериментальной деятельности, дети получат знания о природе.
Девиз:
Природа - это наше богатство.
Цель проекта:
создание условий для формирования у ребёнка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны. Формирование в детях осознано-правильного взаимодействия с окружающим миром природы.
Участники проекта:
дети старшей, подготовительной группы, воспитатели, родители.
Вид проекта:
среднесрочный.
Тип проекта:
досугово-познавательный.
Задачи проекта:
1. научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы,
2. научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы,
3. развивать умение делать выводы, устанавливать причинно-следственныесвязи между объектами природы,
4. научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности,
5. воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда,
6. воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
Продукты проекта: рисунки, исследовательские работы, схемы, выставки, план
экологической тропинки, кормушки, цветник, дидактические экологические
игры, комнатные цветы, фотографии.
Этапы проекта:
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Постановка цели и задач, определение направлений, методов исследования, предварительная работа с воспитателями, детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
ОСНОВНОЙ
Собственно исследовательский поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
Организация в группе познавательно-экологической среды.
Групповые краткосрочные исследовательские проекты по изучению объектов природы.
Разработка экологической тропинки и объектов наблюдения.
Наблюдение и помощь объектам экологической тропинки.
Оформить схему экологической тропинки в групповом уголке природы.
Посадка цветника, уход за цветами.
Изучение флоры родного края на занятиях по экологии, наблюдения на прогулках, экскурсиях.
Цикл практических занятий по изучению разрешающих и запрещающих экологических знаков.
Операция «Помоги природе».
Цель- уборка определённых уголков природы от мусора, помощь деревьям, насекомым.
Операция «Подарок птицам».
Цель - изготовление кормушек с помощью родителей, и развешивание их на территории детского сада.
Викторина «Знаем ли мы растения нашего края».
Экскурсия по экологической тропинки- закрепить названия деревьев, замечать изменения в природе, во внешнем виде деревьев и трав, с весны
до осени.
Ручной труд с природным материалом «Лесная полянка».
Выставка работ детей и совместных работ с родителями.
Экологическая беседа «К природе с добротой»
Составление альбома «Цветы нашего края»
Опытно исследовательская деятельность на огороде - вырастить корнеплодную культуру (морковь), для получения полноценного урожая.
Проведение выставки коллекции динозавров (игрушка) ребёнком в рамках личной коллекции.
Создание искусственного водоёма «Озеро» и прилегающей к нему территории.
ОБОБЩАЮЩИЙ
Обобщение результатов работы по экологическому плану «Экологическая тропа». Анализ, закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми. Педагогический совет по итогам проекта.
Обобщение уровня обогащения предметно-развивающей среды в группе.
Составление рекомендаций по дальнейшей работе, в экологическом воспитании дошкольников.
Результаты реализации проекта:
Разработан и апробирован перспективный план работы с детьми и родителями.
Созданы достаточные условия для организации деятельности группы по экологической направленности.
Разработаны критерии знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами поведения в природе.
Созданы условия по проведению опытно-экспериментальной деятельности.
Опыт по формированию у детей осознанного, экологически грамотного поведения в природе.
Развито чувство сопереживания и желания помогать объектам природы.
Составлен альбом « Цветы нашего края».
Создан искусственный водоём «Озеро» и оформлена площадка вокруг него.
Анна Туманова
Экологический проект в подготовительной группе «Дом под крышей голубой»
Экологический проект в подготовительной группе
«Дом под крышей голубой »
Словно крыша над землею ,
Голубые небеса .
А под крышей голубою –
Реки, горы и леса.
Океаны, пароходы,
И поляны, и цветы,
Страны все, и все народы,
И, конечно, я и ты.
Кружит в небе голубом
Наш огромный круглый дом.
Под одною голубою
Общей крышей мы живем .
Дом под крышей голубой
И просторный и большой.
Дом кружится возле Солнца
Чтобы было нам тепло,
Чтобы каждое оконце
Осветить оно могло.
Чтобы жили мы на свете,
Не ругаясь, не грозя,
Как хорошие соседи
Или добрые друзья.
Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться основы личности, отношение к окружающему миру, всему живому, что окружает нас каждый день. Детский сад – это первое звено в системе экологического образования и воспитания, на этапе которого необходимо сформировать основы культуры рационального природопользования.
Экологическое воспитание – это , прежде всего, нравственное воспитание, развитие представлений о самоценности природы, осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. Важно, чтобы дети смогли приобрести первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.
Осуществляя работу по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе , я поставила цель : сформировать у детей экологические представления , воспитать эмоционально-нравственное и практически-деятельное отношение к окружающей среде.
Наметила следующие задачи :
1. Расширять представления детей о разнообразии живой и неживой природы.
2. Формировать у детей экологическое мышление , способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде.
3. Закреплять у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать и в практической деятельности и в быту.
4. Развивать умение видеть красоту природы, обогащать эстетические чувства, желание выражать их в творческой деятельности.
5. Привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы.
6. Воспитывать бережное отношение к миру природы, стремление защищать и беречь всё живое.
Для решения этих задач я разработала и реализовала проект «Дом под крышей голубой » .
Тип проекта – практико-ориентированный, долгосрочный.
Длительность – 1 год.
Во время подготовительного этапа изучила и проанализировала научную и методическую литературу по тематике проекта , обогатила предметно-развивающую среду в группе : подобрала игры и задания экспериментального характера, разработала картотеку опытов, пополнила материалы и коллекции в нашем уголке природы и лаборатории, изготовила дидактические игры и наглядные пособия экологического содержания .
Разработала план работы на учебный год, в котором были намечены следующие темы :
Сентябрь «Родной планеты уголок»
Октябрь «В мире животных»
Ноябрь «Витамины круглый год»
Декабрь «Такие разные деревья»
Январь «Птицы – наши друзья»
Февраль «Волшебница-вода»
Март «Невидимка-воздух»
Апрель «Планета в опасности»
Май «Живая земля под ногами»
Работа по этим темам проводилась на основном этапе проекта с использованием разнообразных форм :
познавательные занятия и беседы с детьми,
чтение художественной литературы о природе,
экскурсии и наблюдения,
опытно-экспериментальная деятельность,
природоохранные акции,
художественно – продуктивная деятельность.
«Чтобы беречь Землю, природу, надо её полюбить, чтобы полюбить, надо узнать…» (Сладков А. Н.) Узнавать, прежде всего, мы начали природу родного края, города. Экскурсия в осенний лес по «тропе здоровья» подарила детям настоящую радость от общения с природой. Встречи со сказочными персонажами, подвижные игры и хороводы, чаепитие у костра содействовали сплочению ребят, вызвали чувство единения. Все вместе мы изучали деревья и кустарники родного края, наблюдали за птицами, за сезонными изменениями растений. Беседа на тему «Зачем растениям нужна вода, солнце и тепло» помогла детям понять общую связь живых организмов с внешней средой. Во время экскурсии ребята собрали разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе , в уголке природы (листья, ветки деревьев и кустарников, камушки) .
Большой пласт знаний об окружающей среде и её охране дети получили на занятиях по экологии . Ребёнок по своей натуре – исследователь, экспериментатор, ему нравится делать открытия. Опыты и эксперименты, проводимые на занятиях, позволили дошкольникам сделать собственные выводы о простейших причинных и функциональных связях в природе.
Например, при проведении опыта «Какой формы вода?» дети наливали воду в разные емкости, рассматривали сосуды с водой, выясняли, какой формы стала вода. Ребята самостоятельно делали вывод о том, что она принимает форму того сосуда, в котором налита, то есть не имеет своей формы.
Детям дошкольного возраста трудно осознать, что растения – это живой организм. Поэтому кроме организации наблюдений за ростом растений, я предложила провести опыт «Дыхание растений» : накрыть цветок стеклянной банкой на 3 часа и посмотреть, что будет. Увидев капли воды на стекле, убедились, что растение дышит, а значит, оно живое. Растения и нам помогают дышать, так как очищают воздух. Ребята самостоятельно пришли к выводу, что беречь растения – значит, заботиться и о своём здоровье тоже.
На занятии «Свойства песка и глины» дети высыпали песчинки и кусочки глины на листы белой бумаги, рассматривали их с помощью увеличительного стекла и давали характеристику. Песок состоит из маленьких круглых песчинок, сыпучий, легкий. Глина, наоборот, состоит из комочков, тяжелая, липкая. Это позволило не только расширить знания детей, но и обогатить их речь.
После ознакомления детей со свойствами магнита я предложила ребятам решить практическую задачу : как достать скрепки из воды, не намочив рук. Дети быстро разрешили эту проблему, воспользовавшись магнитом.
Некоторые опыты напоминают детям «фокусы» , они необычны и вызывают у ребят бурю эмоций, чувство радости. А главное – дети все проделывают сами, и выводы, полученные опытным путём, более осознанны.
Для старших дошкольников характерно стремление воплотить знания и впечатления, полученные в процессе занятий, бесед, экскурсий и наблюдений в художественно-творческой деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд) .
В. А. Сухомлинский подчеркивал : «…детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты».
Так, в процессе творческой деятельности детей, родились интересные выставки, коллективные коллажи и альбомы. В этой работе активное участие принимают родители.
В преддверии «Дня земли» были выполнены замечательные семейные поделки из бросового материала. А в рамках темы «Волшебница-вода» у нас прошла выставка семейных рисунков «Берегите воду!»
В группе мы объединили индивидуальные творения воспитанников, изготовив коллективный альбом «Портрет воды» . Рисуя иллюстрации для альбома, дети сделали открытие, что вода в природе встречается в неожиданном облике. Она может быть как приятной (снежинка, облако, ручеёк, море, так и опасной (тайфун, наводнение) .
С большим увлечением дети рисовали запретительные экологические знаки , проявив творчество и самостоятельность в процессе их придумывания. Это позволило закрепить знания экологически -безопасного поведения в природе, реализовать свои творческие замыслы.
К норвежской выставке изготовили художественный коллаж . В нём дети выразили свои впечатления о том, как вместе с родителями посадили летом деревья на территории детского сада.
Наши воспитанники приняли участие в региональном конкурсе «Дорога в завтра – 2013» на тему «Сохраним природу вместе!» . Были представлены 10 работ. Трое воспитанников стали лауреатами конкурса с рисунками :
-«Давайте станем дружно природу защищать,
не будем больше мусорить, а лес наш очищать!»
-«Покормите птиц зимой, сделайте кормушки,
чтоб без песен не пришлось гулять нам на опушке»
-«Хорошо на свете жить и с природою дружить!»
В своей работе широко использую такую форму наглядной агитации, как листовки, в которых дети призывают соблюдать правила поведения в природе : «Берегите природу!» , «Вырубка деревьев запрещена!» , «Не оставляйте после себя мусор!» и др. Эти листовки мы сначала вывешивали в раздевалке, а затем дети распространяли их среди знакомых.
Я стараюсь формировать у детей реалистическое понимание природы, любознательность, определённые трудовые навыки, и поэтому использую и такую форму экологического воспитания как проведение экологических акций , направленных на сохранение и бережное отношение к природе, обеспечивающих высокую степень активности и самостоятельности воспитанников. Они с энтузиазмом и желанием принимали участие в таких акциях :
«Наш красивый участок» Вместе с детьми и родителями летом изготовили поделки из шин и пластиковых бутылок на участках.
«Ёлочка – зелёная иголочка» . В декабре такая семейная акция стартовала у нас в детском саду. Каждая семья ответственно отнеслась к акции, фантазии участников не было предела! Все работали с душой и желанием. Ни одна ёлочка не повторила другую, и каких только елок мы не увидели – и из мишуры, и из ниток, и из ткани, из салфеток, из теста! Все ёлочки получились красивые и оригинальные. Участие в этой акции помогло и детям, и взрослым осознать, что чудо можно создать и своими руками, сохраняя тем самым жизнь зеленой красавице.
«Как деревья мы сажали, детский сад озеленяли» . Вместе с папами и мамами дети копали ямки, носили воду, держали саженцы. Каждому ребёнку хотелось посадить своё деревце. Время пролетело незаметно. И я потом на прогулках не раз замечала, те дети, которые участвовали в этом субботнике, интересуются, как чувствуют себя эти саженцы, подросли ли они.
«Птицы - наши друзья!» Родители совместно с детьми смастерили кормушки для птиц, которые мы вместе с ребятами развесили во время прогулки. Теперь следим, чтобы птичьи столовые не оставались пустыми, чтобы их не заносило снегом, не сдувало ветром, а корм был всегда свежий.
Проведенные акции затронули чувства детей, обогатили их духовно-нравственные представления и помогли сформировать практически-деятельное отношение к окружающей среде.
В результате реализации проекта у детей пополнился запас знаний об экологии и сформированы начала экологической культуры , осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы. Дети признают ценность жизни, видят связи живого с условиями среды и другими живыми существами, а также имеют представление о правилах поведения в природе, применяют их в конкретных жизненных ситуациях.
валентина платонова
Экологический проект (подготовительная группа)
Участники проекта :
Дети подготовительной группы
Воспитатели
База проектной деятельности :
МБДОУ ТР детский сад 1
Сроки реализации :
2016 - 2017 учебный год
Актуальность проекта
У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы , что ежедневно на Земле исчезают все новые и новые виды растений и животных; мы физически страдаем от загрязненности воздуха, воды, почвы…. Погруженные в повседневные дела и заботы, мы, к сожалению, забываем, что мир живой и неживой природы не вечен, он не может бесконечно сопротивляться пагубному влиянию человека. Мы хорошо владеем культурой поведения в обществе, но далеко не всегда умеем вести себя по отношению к природе.
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка дошкольника трудно переоценить. Детская душа раскрывается в общении с природой. Дети с открытой душой и сердцем познают мир.
Для этого наметила цель и задачи, составила план работы.
Цель проекта :
Формировать у детей экологические знания , бережное отношение к природе и всему окружающему.
Задачи проекта :
Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которая составляет их непосредственное окружение.
Становление у детей научно-познавательного, эмоционально нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровья.
Задачи проекта :
Формировать систему элементарных научных экологических знаний , доступных для дошкольника.
Развивать познавательный интерес к миру природы.
Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
Прививать трудовые природоведческие знания.
Воспитывать гуманное, бережное отношение к природе родного края.
Ожидаемые результаты :
1. Расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях;
2. Развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней;
3. Воспитание бережного отношения к своему здоровью;
Успех реализации задач экологического образования дошкольников обеспечивается построением системы работы по данному направлению, включая следующие компоненты :
Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей предметной среды. Предметная среда окружает ребенка и оказывает на него определенное влияние уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, то есть обеспечивала развитие активной самостоятельной детской деятельности. Однако, чтобы предметный материал, который дается детям в свободное пользование, стал стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые можно опереться.
В детском саду экологически развивающая среда может быть организована как традиционный уголок природы, опытно исследовательская лаборатория, речевой, игровой уголок, уголок здоровья, музыкально – театрализованный уголок.
План проведение проекта
1 этап Подготовка
1. Сбор и анализ литературы по данной теме.
2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта .
4. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта
2 этап Реализация проекта Проведение мероприятий в группах .
3 этап Результат проекта 1 . Мини-выставка продуктов детской деятельности.
2. Подведение итогов.
3. Презентация проект .
Тематическое планирование
Совместная работа воспитателя с детьми Самостоятельная работа детей
1. НОД «Как живут наши пернатые друзья зимой.»
2. Наблюдение за температурой и воздуха.
3. Опыт с вертушкой. связь между сильным ветром и быстрым вращением вертушки.
4. Беседа «Можно ли морозу убить дерево?»
5. Труд в природе :
в уголке природы : уход за комнатными растениями и подкормка их;
в природе : ежедневная подкормка птиц.
6. Экологические игры
«Отгадай и прочитай» , «Каждую птицу - на свое место»
7. Чтение художественной литературы Ю. Коваль «Заячьи тропы» , И. Бунин «Метель» , С. Есенин «Пороша»
8. Фольклор песенки, потешки, приговорки о январе, дразнилки о птицах, народный календарь на январь.
1. Уголок природы Иллюстрации, модели на тему «приспособления животных и растений к жизни в условиях Крайнего Севера» , картинки с изображениями различных зимующих птиц.
2. Книжный уголок поместить репродукции картин : А. Саврасова «Зимний пейзаж» , Н. Ульянов «Снегери»
3. Уголок художественно-творческой деятельности
поместить природный материал для изготовления поделок на тему «птицы» ,
дидактическая игра «Где чей хвост?» , «Назови хозяина»
4. Уголок экспериментальной деятельности
Выложить кусочки коры от разных деревьев и лупу для рассмотра
1. НОД «Лес – это живой организм. Этажи леса.»
«Если хочешь быть здоровым»
2. Наблюдение за осадками. Во время метели, вьюги выявить характерные признаки этих явлений.
3. Опыт с водой. Продолжать знакомить со свойствами воды при замерзании.
4. Беседа «Кто в лесу «вредный» , а кто «полезный» ?», «Рождение леса»
5. Труд в природе
В природе уборка снега, посыпание дорожек песком, подкормка птиц.
В уголках природы уход за растениями уголка, посадка семян лука
6. Экологические игры «Пищевые цепочки» , «Хищник – добыча» , «К названному дереву беги»
7. Фольклор поговорки о феврале, загадки о лесе и его обитателях. 1. Уголок природы поместить модели существенных признаков зверей и птиц и соответствующие картины, макеты
2. Книжный уголок поместить репродукции картин А. Саврасов «Зимний пейзаж» , «Иней»
3 Уголок экспериментальной деятельности поместить магниты и различные мелкие предметы из различных материалов (скрепки, крышки от бутылок, и т. д., альбомы для зарисовки результатов опытов.
1. НДО «Как поссорился март и февраль»
«Как растет человек»
2. Наблюдение за солнцем на небе.
3. Опыт со светом
4. Беседа «Тайна географической карты»
5. Труд в природе :
В природе подкормка зимних птиц, расчистка участка от снега.
В уголке природы дети принимают участие в пересадке комнатных растений
6. Экологические игры «Узнай растение» , «Найди что опишу»
7. Фольклор народные приметы в марте, загадки о первых весенних явлениях в природе и о перелетных птицах 1. Уголок природы на панно смоделировать экологическую цепочку «Оживление природы» , поместить модель первые признаки весны
2. Книжный уголок поместить для рассматривания картины : К. Юон «Мартовское солнце» ,книги согласно перечню.
3. Уголок художественно-творческой деятельности. Рисование комнатных растений.
4. Уголок экспериментальной деятельности. Поместить различные виды фильтров и емкостей для воды в картинках.
1. НДО «Почему земля корми?» , «Зеленая аптека»
2. Наблюдение за деревьями.
3. Опыт с водой и почвой.
5. Труд в природе
весенняя работа на участке : сбор листьев, уборка сухих веток.
В уголке природы : уход за растениями в уголке.
6. Экологические игры «Живое - неживое» , «Дедушка Мазай и зайцы» , «Что растет в родном краю?»
7. Чтение художественной литературы. С. Маршак «Ледоход» , Г. Ладанщиков «Весенняя песня»
8. Фольклор. Поговорки и пословицы об апрели, апрельские приметы.
1. Уголок природы. Поместить модель признаков весны, иллюстрации растений лекарственных и ядовитых, а также растений нашего леса, занесенные в «Красную книгу»
2. Книжный уголок. Поместить картины для рассматривания : И. Бродская «Апрель»
3. Уголок художественно- творческой деятельности. Поместить обводки лекарственных растений и птиц, раскраски.
4. Уголок экспериментальной деятельности. Поместить кору разных деревьев, емкость с водой и разную по составу почву.
1. НДО «Весенние заботы птиц»
2. Наблюдение за растениями.
Понаблюдать за гнездами птиц.
4. Труд в природе.
На участке оформление клумбы, рыхление почвы.
В уголке природы подкормка комнатных растений минеральными удобрениями.
5. Экологические игры «Ласточки и мошки» , «Лягушки и цапля»
6. Чтение художественной литературы Ю. Дмитриев «Какие птицы бывают?» , Б. Заходер «Про всех на свете» , В. Астафьев «Стриженок Скрип»
7. Фольклор. Загадки о солнце и перелетных птиц, песенки – потешки о перелетных птицах 1. Уголок природы. Поместить иллюстрации с изображением разных видов гнезд, модель признаков весны.
2. Книжный уголок. Поместить для рассматривания картины : В. Бакшеев «Голубая весна» , А. Грицай «Первые дни мая»
3. Уголок художественно – творческой деятельности. Поместить обводку, штриховку, разнообразные раскраски.
4. Уголок экспериментальной деятельности. Предложить детям емкости с растворимым и не растворимыми веществами.
МБДОУ «Детский сад п. Аэропорт»
Исследовательский проект экологической направленности
подготовительная группа
https://pandia.ru/text/78/454/images/image002_122.gif" alt="C:\Users\юлия\Desktop\Новая" align="left" width="505 height=367" height="367">
воспитанник подготовительной группы
Руководитель проекта: ,
Воспитатель МБДОУ «Детский сад п. Аэропорт»,
Томской области, Томского района
Название: «Секреты наших растений…!»
Продолжительность проекта: долгосрочный (декабрь – февраль)
Продукты деятельности всех групп объединяли в одно целое для решения проблемы и оформляли очередную страницу альбома под названием «Как вырастить картофель на подоконнике?».
Делали вывод о том, удалось ли нам ответить на вопрос.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ.
Экспериментирование может использоваться в различных видах самостоятельной деятельности детей, поэтому старались создать в группе все условия для развития опытно-экспериментальной деятельности детей. Поместили карточки с символическим изображением «методов исследования». Например, подумать – изображение «?», посмотреть в книге – изображение книги, наблюдение – изображение микроскопа, спросить у другого человека – изображение человека.
Приобретенные знания и навыки дети синтезировали и пользовались ими при решении познавательных и практических задач в самостоятельной исследовательской деятельности.
При сборе сведений дети расспрашивали своих родителей об интересующем их вопросе, тем самым обменивались знаниями и опытом. Также обращались к книгам и энциклопедиям как источнику информации, просили прочитать взрослых.
Полученные в процессе сложной и серьезной работы сведения ребята обобщали, пробовали дать определения некоторым понятиям. Моя задача заключалась в том, чтобы – уточнить, конкретизировать определение, научить смело высказывать свои предположения.
Таким образом, самостоятельная продуктивная деятельность детей способствовала развитию способностей к поисковой деятельности: планирование этапов своих действий, выбору материала и способу действия, умению аргументировать свой выбор.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
К организации поисковой и творческой деятельности детей подключила родителей. На собрании рассказала о проекте, его целях и задач, сделав акцент на то, что без их помощи и участия будет трудно осуществить задуманное.
Прежде всего, родители пополнили книжный уголок детскими справочниками и энциклопедиями, прекрасно иллюстрированными, имеющими хорошие краткие и доступные детям информативные плакаты.
Для развития естественно-научных представлений предлагала родителям темы бесед с детьми:
Неживая природа: воздух, вода, почва, свет.
Чем полезны овощи?
Что можно приготовить из картофеля?
Большую помощь оказали родители в изготовлении карточек для фиксирования наблюдений, которые использовались детьми в самостоятельной деятельности, подборе посадочного материала.
Таким образом, роль родителей в реализации проекта – непосредственно участие и поддержка творческой активности детей.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Продуктом исследовательской деятельности стал альбом: «Как вырастить картофель на подоконнике?» с результатами нашей исследовательской работы.
Ребята в роли исследователей рассказали на заключительном занятии о проделанной работе, о том, чему они научились, о своих впечатлениях.
Много теплых слов о проекте было сказано родителями. Они отметили, что дети стали больше интересоваться окружающей действительностью, у них появилось стремление к самостоятельному получению знаний, они активно вступают в общение, аргументируют свой выбор.
В ходе исследовательской деятельности по решению проблемы дети научились самостоятельно действовать, достигать результата и обозначать его с помощью условной схемы (зарисовывать результаты опытов, обобщать полученную информацию).
При обсуждениях в группе, а также в процессе самостоятельной исследовательской деятельности в детском саду и дома приобрели умение строить гипотезы и высказывать предположения об ожидаемом результате, систематизировать ранее полученные и вновь приобретенные знания.
Экспериментируя с объектами неживой природы, дети узнали о свойствах веществ.
Работа в творческих группах помогла в развитии коммуникативных навыков детей, в совершенствовании стиля партнерских отношений.
Главный итог этой работы – педагогический. Ребенок провел настоящее исследование, почувствовал вкус самостоятельной экспериментальной работы, получил первые навыки ее проведения.
1. Вводное занятие. «Как вырастить картофель на подоконнике?»
Проблема: Как можно вырастить растение? Что для этого нужно? А вы хотели бы вырастить какое-нибудь растение? Я предлагаю вам вырастить картофель, но не на огороде, а в помещении группы. Как вы думаете, мы сможем это сделать? Почему? Что для этого необходимо?
2. Зачем растениям семена?
Что было бы с растениями, если бы у них не было семян?
Как подготовить семена к посадке?
Как правильно посадить растение?
Какие условия нужны для прорастания клубней картофеля?
3. Знакомство с абиотическими факторами
Свет.
Знакомство с процессами, происходящими на свету: фотосинтез (образование питательных веществ), движение, испарение, рост растения.
Температура.
Источник тепла – солнечное излучение.
Почва.
Состав почвы: песок, глина, воздух, вода, перегной, соли. Живые обитатели почвы. Плодородие – главное свойство почвы. Поглощение воды и солей из почвы растениями.
Типы почв.
Влажность. Значение воды для растений.
Влияние важнейших абиотических факторов на живые организмы.
4. Культурные растения в жизни человека
Роль культурных растений в жизни человека. Красота, практическое значение.
Знакомство с семенами картофеля (величина, форма, окраска, строение клубня)
Технология выращивания. Глубина посева, температурный режим, всхожесть.
Значение картофеля как продукта питания. Продовольственная и кормовая ценность.
Подготовка картофеля к посадке.
5. Исследовательская работа
Проращивание картофеля на свету и в темноте:
Материалы:
Клубни картофеля, ведерки, земля.
Создание условий для всходов: освещённость разной интенсивности, разное время полива и одинаковые температурные условия.
Наблюдение за ростом и развитием картофеля в течение месяца. Контрольный замер один раз в неделю и занесение результатов в таблицы.
Анализ результатов за неделю. Выводы.
Анализ и сравнение результатов опыта. Выводы.
6. Обобщение и подведение итогов работы
Оформление альбома по исследовательской деятельности.
7. Заключительное занятие
Подведение итогов. Награждение детей.
См. Презентацию проекта.