Экспериментирование в младшей группе. Картотека (младшая группа) на тему: Картотека игр-экспериментов для детей второй младшей группы

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Опыты для второй младшей группы

Воспитатель 1 квалификационной категории

Хилюк Ю. А

Описание опыта: Воспитатель насыпает в формочку песок и пробует построить куличик. Песок из формочки рассыпается. Воспитатель приглашает 2-3-х детей, чтобы они могли построить куличики. Далее, воспитатель смачивает песок водой и пробует построить куличик. Куличик получается. Воспитатель предлагает детям самостоятельно построить куличики из влажного песка.

«Опыты со снегом».

Цель: помочь детям выявить основные свойства снега (белый, холодный, тает от тепла руки), учить передавать результаты экспериментирования, используя в речи качественные прилагательные. Развивать любознательность, воображение.

Опыт №1. «Определение цвета».

Какого цвета снег? (белый)

Опыт №2. «Определение прозрачности».

Теперь я положу под комочек снега цветную картинку. Давайте посмотрим, видно картинку под снегом? (Нет, значить снег непрозрачный)

Взять горсть снега и высыпать её. Как можно назвать это свойство снега? (Сыпучий).

Опыт №4. «Воздействие температуры». Давайте посмотрим на снег, который был в стаканах. Что с ним случилось пока мы играли? (Он растаял) Правильно, под действием тепла снег превратился в воду. Значит, снег образуется из воды под действием мороза.

«Цветной снеговик».

Цель: расширять представления детей о свойствах снега, показать, что снег впитывает краску и приобретает цвет. Развивать связную речь, обогащать словарный запас.

Описание опыта: предлагаю детям вспомнить, что мы знаем о снеге. (Белый, холодный, в тепле тает).

Скажите, можно ли на снегу рисовать красками? (предположения детей). А чем рисовать, кисточками? Нет, на снегу можно рисовать цветной водой – краску разводим водой и рисуем. (Показываю детям). А еще можно снег опустить в цветную воду и он тоже станет цветным. (опускаем снег в воду).

Вывод: снег рыхлый поэтому он впитывает краску и становится цветным.

Опыт «Куда делась лужица?»

Цель: показать детям, как губка впитывает воду, предложить рассказать, что произошло, куда исчезла лужица. Актуализировать детское любопытство, вызвать желание экспериментировать.

Описание опыта: В гости приходит Нюша и рассказывает, что решила поставить в вазу цветы, но не удержала вазу и вода из нее пролилась на стол. (Разлить на столе воду)

Давайте поможем Нюше убрать воду со стола. Но как это сделать. Может убрать руками? (нет, руки будут мокрыми и намочим себе одежду, вода может на пол пролиться и там тоже будет лужа)

Посмотрите, у меня есть вот такие губки. Для чего же они нужны? Если я положу их в воду, что произойдет, посмотрим. (Губку промокаю в воду).

Ой, а воды на столе нет. Куда она делась? Правильно она впиталась в губку.

Вывод: Лужицу на столе можно убрать губкой, потому что она впитывает воду.

Опыт «Таяние сосульки».

Цель: продолжить знакомить детей со свойствами воды, показать, что в теплом помещении лед превращается в воду. Обратить внимание на то, что после таяния сосульки в образовавшейся воде есть песчинки и грязь, подвести к пониманию того, что брать снег и лед (сосульки) в рот нельзя.

Ход опыта: Принести с прогулки сосульки в стеклянной ба­ночке. Принести в группу и поставить в теплое место. От ком­натной температуры они растают, образуется вода. Обратить внимание на то, что вода грязная.

Вывод: сосульки под действием температуры тают, превращаясь в воду. Вода в стакане грязная, значит брать сосульки в рот нельзя.

Опыт «Температура предметов на солнце и в тени».

Цель: учить детей сравнивать температуру предметов в тени и на ярком солнце, дотрагиваясь до них ладонями, устанавливать взаимосвязь между температурой предметов и их расположением.

Предложить детям потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить детей, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить детям подставить ладошки солнышку, почувствовать, как они нагреваются. Затем предложить детям поставить на солнце и в тени несколько одинаковых предметов (ведерко, кубик, железную машинку) и в конце прогулки посмотреть, что с ними произошло.

Вывод: на солнце предметы нагреваются, а в тени остаются холодными. Солнце дает тепло.

Опыт «Легкий – тяжелый».

Цель: учить детей определять относительный вес предметов (перо, камень, вата, шарик, металлическая ложка), опытным путем устанавливать, провалиться ли в снег, или утонет в воде.

Вос-ль: (обращаю внимание на предметы, которые принёс утёнок – пластмассовые, деревянные, резиновые шарики, мячик резиновый и пластиковый, шишки, дощечки, камешки, шурупы, гайки).

Он просит узнать, всели эти предметы, могут плавать как он?

Но вначале давайте попробуем отгадать, какие из них не утонут.

Проверим (дети опускают предметы в воду и наблюдают).

Что плавает? Все ли предметы одинаково держатся на воде? Одинакового ли они размера? Почему они плавают? (лёгкие).

Вывод: Вода давит на предмет, толкая его снизу вверх. Если предмет легкий, вода его держит его на поверхности, предмет не тонет. Если предмет тяжёлый он давит на воду, и она его не может удержать – предмет тонет.

Опыт «Как «растут» проталины?»

Цель: предложить детям найти проталины и установить рядом флажки, чтобы определить, растут ли они. Обсудить с детьми, как при помощи флажков можно узнать, выросли проталины или нет. Развивать наблюдательность, познавательный интерес.

Описание опыта: посмотреть с детьми где видны проталины. Почему они образуются? Правильно, потому что солнце греет и снег тает.

Давайте посмотрим, могут ли проталинки расти. Предлагаю около них поставить флажки и в конце прогулки посмотреть, что произойдет.

Перед концом прогулки, снова посмотреть на проталинки и сравнить как было и как стало – по отношению к флажкам.

Вывод: проталинки увеличиваются, потому что солнце растапливает снег.

Опыт «Куда бегут ручейки?»

Цель: предложить детям пустить кораблики, щепки и определить направление движения воды по движению предметов. Пояснить детям, что талая вода собирается в углублениях и движется под уклон – образуются ручейки.

Описание опыта: рассматриваем ручейки на участке. Предлагаю детям узнать куда они бегут. Для этого по ручейка опускаем в плавание кораблики или щепочки и смотрим, куда они поплывут.

Вывод: все кораблики плывут в лужицу, потому что талая вода собирается в углублениях и движется под уклон – образуются ручейки.

Опыт «Уголь и мел».

Цель: продолжать знакомить детей с различными природными материалами, показать что уголь и мел, твердые материалы, но они легко крошатся, от кусочков угля и мела отделяются слои, поэтому ими можно рисовать. Мел оставляет белый след, уголь – черный.

Опыт №1 Сравнение цвета мела и угля

Мел - белый, а уголь черный.

Опыт №2 – Попробуем сжать мел и уголь в руке. Что произошло? (Мел и уголь твердые материалы). А если бросить их на землю, что будет? Посмотрим и проверим. (Они сломались, значит мел и уголь легко крошатся)

Опыт №3 - Проведем по доске или асфальту мелом и углем. Какой остался след от них? (Мел оставляет белый след, уголь – черный).

Опыт «Тонет – не тонет».

Цель: продолжить знакомить детей со свойствами воды, различных предметов; учить по образцу формировать предположение и проверять его при помощи опыта, делать вывод.

Катя, а чего – то ты такая чумазая? Посмотрите ребята на Катю. Что нам надо сделать, что бы Катя стала чистенькой? (выслушиваю ответы детей).

Правильно, её надо умыть водой. Давайте ее умоем. (ребёнок берёт куклу, воспитатель льёт воду из кувшина в таз).

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Ребята, посмотрите, какая Катя у нас стала чистая и красивая. Сейчас мы полотенец возьмём и вытрем твое личико.

ОПЫТ С ПРЕДМЕТОМ. Беру куклу и кидаю мяч в таз с водой.

Ой, Катя, что ты делаешь? Ребята, Катя развеселилась, стала играть с мячиком. Мяч подпрыгнул и упал в таз с водой.

Не плач Катя, не утонет мяч. Посмотрите и вы ребята, мяч не тонет, он плавает.

Ребята, что делает мяч? (плавает, не тонет).

Правильно. Мяч не утонул, он плавает в воде. Мяч резиновый, резина лёгкая. Поэтому он не тонет, а плавает.

А вот сейчас я возьму камушек и тоже брошу его в воду. Что случилось с камнем?

Правильно. Камень лежит на дне таза. Он тяжёлый, поэтому и утонул.

Что случилось с камнем? А что с мячиком? (ответы детей).

Правильно. Мячик – резиновый и легкий, он не тонет, а плавает. Камень – тяжёлый. Он утонул, лежит на дне таза.

Далее этот процесс повторяется со всеми предметами, которые лежат перед детьми. После того, как все предметы будут опущены в воду, воспитатель подводит итог опыта. Он говорит, что кубик и мячик не тонут, а плавают в воде, потому что они легкие. А ракушка и камешек утонули в воде, потому что они тяжелые.

Юлия Голомазова

Конспект ООД по познавательному развитию.

Опытно-экспериментальная деятельность

во второй младшей группе №1

Тема : Волшебница-вода. Воспитатель : Голомазова Юлия Вячеславовна.

Предварительная работа : игры с водой, чтение потешки «Водичка, водичка умой мое личико» . Просмотр картинок про воду, чтение загадок про воду.

Цель :

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.

Задачи :

Учить детей проводить несложные эксперименты;

Развивать анализирующее восприятие предметов неживой природы;

Развивать любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями;

Развивать любознательность, речь;

Формировать знания детей о целостной картине мира;

Воспитывать интерес и добрые чувства к окружающему миру;

Воспитывать бережное отношение к воде.

Словарная работа : вода, жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, сверкающий, блестящий, опыт , растворитель.

Оборудование и материалы : стаканчики, тарелочки, трубочки для воды, ложки, клеенки по числу детей, сахар, разноцветные краски, три чайника с холодной, тёплой и горячей водой, большие ёмкости.

Организованная образовательная деятельность .

Воспитатель :Ребята посмотрите кто к нам пришел в гости?

Дети : Капелька воды (нарисованная капля) . Воспитатель : Она говорит что не знает для чего она нужна. Давайте поможем ей разобраться!

Ребята, отгадайте загадку :

Она и в озере,

Она и в лужице,

Она и в чайнике

У нас кипит.

Она и в реченьке

Бежит, журчит. (Вода)

Воспитатель : Дети, как вы думаете, для чего нам нужна вода?

Дети : Люди пьют воду;

Варят еду;

Моют грязные фрукты и овощи;

Каждый день моют руки и лицо;

Поливают цветы, деревья чтобы не засохли;

Вода нужна рыбам и другим обитателям рек, озёр, морей и океанов;

Люди моют посуду, стирают одежду.

Воспитатель : Сегодня мы с вами превратимся в исследователей и узнаем о том, что такое вода, и о её свойствах. Вы готовы? Тогда в путь!

Опыт №1 : «Вода – жидкость» .

Дать детям два стаканчика : один – с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного стакана в другой.

Воспитатель : Что происходит с водой?

Дети : Она льётся.

Воспитатель : Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? (Жидкая)

Опыт № 2 : «У воды нет вкуса» .

Воспитатель предлагает детям взять трубочку и попробовать воду.

Воспитатель : Дети, скажите, есть ли у воды вкус? Какая она на вкус (Ответы детей) . Правильно у чистой воды нет вкуса. Но когда человек сильно хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит : «Какая вкусная вода!»

Опыт № 3 : «У воды нет запаха» .

Воспитатель предлагает детям понюхать воду.

Воспитатель : Дети, чем пахнет вода? Правильно совсем не пахнет. Чистая вода не имеет ни какого запаха.

Физкультминутка «Хомка»

Хомка, хомка, хомячок : полосатенький бочок,

Хомка ранненько встает-шейку моет, щечки трет

Подметает хомка хатку и выходит на зарядку

Раз, два, три, четыре, пять- хочет хомка сильным стать!

Воспитатель : Мы немножко отдохнули и теперь можем продолжить наши исследования.

Опыт № 4 : «Вода – растворитель» .

На столе два блюдца : в одном – обычный песок, в другом – сахарный песок. Два стакана с водой.

Опыт проводит воспитатель.

В первом стакане растворить обычный песок. Он не растворился.

Во втором стакане растворить сахарный песок. Он растворился.

Детям предлагается попробовать раствор – он сладкий.

Воспитатель : Некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые – нет. Значит вода растворитель.

Опыт № 5 : «Вода – меняет цвет» .

На столе разноцветные краски, кисти, стаканы с водой.

Воспитатель : А теперь сами попробуйте растворить краски в воде. Что произошло с водой? (Она окрасилась) . Какую краску растворяли, такой цвет и получился. Значит вода растворитель.

Опыт № 6 : «Снег – это вода» .

Воспитатель : Посмотрите у нас в блюдце лежит снег. Какой он? (холодный, белый, сверкающий, блестящий) . Ребята как вы думаете, а что произойдет со снегом в тепле? (он растает) Правильно! В тепле снег тает и превращается в воду.

Опыт№7 «Вода холодная, тёплая, горячая» .

На столе три чайника, в них вода разной температуры, пустые ёмкости.

Воспитатель : Предлагает детям протянуть руки, поливает на руки поочередно из двух чайников и, вместе с детьми, определяет температуру воды. Вода бывает холодная, тёплая.

А из этого чайника (третьего) я вам на руки поливать не буду. Потрогайте чайник пальчиками, только делайте это осторожно. Какой чайник?

Дети : Горячий.

Воспитатель : Какая в нем вода?

Дети : Горячая.

Воспитатель : Верно. Дети, а как вы думаете, можно ли трогать руками горячую воду?

Дети : Нет.

Воспитатель : А почему?

Дети : Можно обжечься.

Воспитатель : Верно, дети. Так какая может быть вода? (холодная, теплая, горячая) .

Итог :

Уважаемые исследователи, проделав наши опыты , мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода. Помогли нашей капельки ответить на ее вопросы. Какая бывает вода? (Ответы детей) . Правильно, вода жидкая, не имеет вкуса и запаха, вода прозрачная, может растворять некоторые вещества, бывает холодной, теплой, горячей. Для чего нужна вода? (Ответы детей) Пить, умываться, мыть руки и овощи, поливать растения, деревья, вода нужна рыбам, животным. Правильно.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить!

Спасибо вам ребята вы сегодня помогли капельки разобраться для чего она нужна. И были самыми лучшими исследователями.





Публикации по теме:

После проведения серии опытов с пеной совместно с педагогом, дети научились самостоятельно организовывать игры. Предлагаю вашему вниманию.

«Волшебница вода». Конспект интегрированного занятия (опытно-экспериментальная деятельность) в младшей группе «Волшебница вода» Конспект открытого интегрированного занятия (опытно - экспериментальная деятельность) в младшей группе Воспитатель.

Дети любят играть с водой! Они получают удовольствие, если просто моют пупсов, протирают листики комнатных растений, даже просто переливают.

Конспект НОД «Электричество вокруг нас» (опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе) Тема: Электричество вокруг нас. Цель: Расширение и обобщение знаний об электричестве и электрических приборах. Задачи: 1. Расширить знания.

В умывальной комнате также проводили опытно-экспериментальную деятельность с целью представления детям о том, что в помещении вода появляется,.

Авторы: воспитатели Закирова Ляюзя Мавлимовна, Савюк Раиса Викторовна, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида «Аленький цветочек» муниципального образования г. Ноябрьск Тюменской области.

Пояснительная записка

В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.
Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т д.) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.)
Предлагаемая ниже структура занятия-экспериментирования является примерной и может быть скорректирована в практике работы.

Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования

1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.
6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Примерная структура занятия-экспериментирования

1. Постановка исследовательской задачи.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы.
7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

Предметно-пространственная среда для экспериментирования

Организация мини-лабораторий в детском саду

В мини-лабораториях может быть выделено:
1. Место для постоянной выставки.
2. Место для приборов.
3. Место для выращивания растений.
4. Место для хранения природного и бросового материалов.
5. Место для проведения опытов.
6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.)

Приборы и оборудование для мини-лабораторий

1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.

Материалы для организации экспериментирования (младший возраст)

1. Бусинки, пуговицы.
2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.
3. Пластиковые бутылочки разного размера.
4. Разноцветные прищепки и резинки.
5. Камешки разных размеров.
6. Винтики, гайки, шурупы.
7. Пробки.
8. Пух и перья.
10. Фотопленки.
11. Полиэтиленовые пакетики.
12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.
13. Спилы дерева.
14. Вата, синтепон.
15. Деревянные катушки.
16. Киндер-сюрпризы
17. Глина, песок.
18. Вода и пищевые красители.
19. Бумага разных сортов.

Содержание исследовательской деятельности детей (младший дошкольный возраст)

Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей педагогам рекомендуется решать следующие задачи:
Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.)
Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.
Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).

Перспективное планирование опытов и экспериментов

Сентябрь

1. «Узнаем, какая вода»
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

2. «Игры с веерами и султанчиками»
Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха-это ветер.

3. «Поиграем с солнышком»
Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

4. «Свойства песка»
Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).

Октябрь

1. «Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с органами чувств и их назначением.

2. «Поиграем с ветерком»
Цель: обнаружить движение воздуха в природе.

3. «Что в коробке»
Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

4. «Почему осенью бывает грязно»
Цель: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.

Ноябрь

1. «Волшебные дощечки»
Цель: определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности.

2. «Легкий - тяжелый»
Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.

3. «Найди по звуку»
Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки.

4. «Глина, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).

Декабрь

1. «Горячо-холодно»
Цель: научить определять температуру веществ и предметов.

2. «Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупь самый твердый предмет.

3. «Окрашивание воды»
Цель: выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).

4. «Снег, какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).

Январь

1. «Игры с соломинкой»
Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

2. «Снег. Какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)

3. «Как из снега получить воду»
Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).

4. «Как воду превратить в лед»
Цель: познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).

Февраль

1. «Изготовление цветных льдинок»
Цель: познакомить с одним из свойств воды.

2. «Мороз и снег»
Цель: закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.

3. «Свойства льда»
Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности.

4. «Ветер по морю гуляет»
Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.

Март

1. «Плавает-тонет»
Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

2. «Бумага, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

3. «Посадка лука»
Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

4. «Поплывет не поплывет»
Цель: развивать представление о весе предметов.

Апрель

1. «Здравствуй, солнечный зайчик»
Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

2. «Веточка березы»
Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.

3. «Древесина, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

4. «Что в пакете»
Цель: дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным.

1. «Спрячь пуговку»
Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет.

2. «Пирожки для Мишки»
Цель: расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.

3. «Сравнение песка, почвы и глины»
Цель: познакомить со свойствами песка, почвы и глины.

4. «Ткань, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

Список использованной литературы

1. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
2. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
3. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
4. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.

ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ.

2 МЛАДШАЯ ГРУППА.

Опыт 1. Свойства лучей солнечных (на прогулке)

Цель: ознакомление со свойствами солнечных лучей (вода под воздействием солнечных лучей испаряется).

Материал: резиновые мячи, лейка с водой.

Описание опыта

В солнечный день на прогулке намочить резиновые мячи, положить на солнце и понаблюдать, как они будут высыхать.

Вывод. Вода под действием солнечных лучей испаряется.

Опыт 2. Почему не получился пирожок?

Цель: ознакомление со свойствами песка (песок сухой – сыпучий, из него нельзя приготовить куличики; песок влажный, из него можно изготавливать куличики).

Материал: песок, формочки.

Описание опыта

Педагог насыпает в формочку песок. Пробует сделать пирожок. Песок из формочки рассыпается. Дети берут в руки песок. Песок из рук детей высыпается. Педагог смачивает песок водой и еще раз пробует сделать пирожок. Пирожок получился. Педагог дает детям возможность потрогать песок и определить, что он мокрый. Пирожок можно сделать только из мокрого песка.

Вывод. Песок сухой. Он светлого цвета, сыпучий. Из сухого песка нельзя сделать пирожок. При смачивании песок становится мокрым, темного цвета. Из мокрого песка можно сделать пирожок.

Опыт 3. Ветер.

Цель: ознакомление со свойствами воздуха (движение, направление).

Материал: бумажные вертушки, султанчики.

Описание опыта

Дети на прогулке играют с вертушками. Вместе с педагогом обсуждают, почему они вертятся, определяют скорость, силу и направление ветра по вертушкам. Так же смотрят на деревья, по наклону ветвей определяют силу ветра.

Вывод. При наличии ветра лопасти бумажных вертушек и султанчики вращаются медленно или с ускорением. По вращению лопастей вертушки можно определить направление ветра. Скорость, силу и направление ветра можно определить и по наклону ветвей на дереве.

Опыт 4. Свойства льда.

Цель:

Материал: лед.

Описание опыта

Вывод.

Опыт 5. Снег в комнате тает.

Цель:

Материал: снег, баночка.

Описание опыта

Вывод.

Опыт 6.Таяние снега. (см. описание опытов 4, 5)

Цель: ознакомление со свойствами льда (тонкий, хрупкий).

Материал: лед.

Описание опыта

Педагог разбивает лед лопаткой. Дети под руководством педагога рассматривают кусочки льда. Кладут на ладошку кусочек льда и наблюдают за его таянием.

Вывод. Лет от тепла тает так же, как и снег.

Цель: ознакомление со свойствами снега (тает и переходит в жидкое состояние – при повышении температуры воздуха).

Материал: снег, баночка.

Описание опыта

На прогулке педагог набирает в баночку снег и ставит в групповой комнате. Дети под руководством педагога наблюдают за снегом.

Вывод. От комнатного тепла снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.

Опыт 7. Свойства снега.

Цель: ознакомление со свойствами снега (снег при повышении температуры воздуха тает).

Материал: снег.

Описание опыта

Педагог на прогулке берет снег в руки и показывает детям, как он медленно тает от тепла.

Вывод. Ладошка теплая, снег тает от тепла.

Опыт 8. Деревянный брусочек.

Цель: ознакомление с некоторыми свойствами дерева (твердое, не ломается, легкое, не тонет).

Материал: кукла, деревянные брусочки, предметы, сделанные из дерева: ложка, карандаш, матрешка, стул; емкость с водой.

Описание опыта

Педагог приносит куклу Катю. Кукла «держит» коробку. Дети выясняют, что в коробке лежат бруски дерева. Педагог и кукла Катя предлагают детям взять по брусочку и определить, какие они.

Дети вместе с педагогом совершают разные действия с брусочками: гладят (гладкие), пробуют переломить (прочные), опускают в воду (плавают, не тонут), держат в руке (легкие).Затем педагог предлагает в окружающей среде найти предметы, сделанные из дерева.

Вывод. Дерево твердое (не ломается), легкое (при погружении в воду не тонет, плавает).

Опыт 9.Бантик из бумаги и ткани.

Цель: ознакомление со свойствами бумаги (мнется, рвется, размокает в воде) и ткани (мнется, ее можно стирать и гладить).

Материал: Кукла, полоски бумаги и ткани, емкость с водой.

Описание опыта

Педагог приносит куклу Катю и говорит, что она грустная, так как не может завязать себе бантик. У Кати много разных бантиков, но все они сделаны из бумаги. Педагог делает вид, что объясняет кукле, что бант из бумаги порвется, но Катя «упрямится» и хочет завязать бант из бумаги. Все дети продуют завязать бант и убеждаются, что он рвется. Затем кукла «просит» постирать бант из бумаги. Дети пробуют окунуть банты из бумаги в воду. Банты из бумаги намокают и рвутся.

Аналогично проводятся опыты с бантами из ткани.

Выводы. Бумага рвется, намокает в воде. Ткань мнется, ее можно стирать, гладить.

Опы т 10. Свойства солнечных лучей.

Цель:

Описание опыта

Вывод.

Опыт 15. Свойства солнечных лучей.

Цель: ознакомление со свойством солнечных лучей (нагревание предметов).

Описание опыта

Педагог предлагает детям потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ладошки солнышку, почувствовать, как они нагреваются.

Вывод. Предметы, находящиеся в тени, без доступа солнечного света, холоднее. Предметы, находящиеся на обогреваемой солнечными лучами стороне, теплее.

Опыт 11. Свойства воды.

Цель: ознакомление с одним из свойств воды.

Материал: сосулька (кусочек льда).

Описание опыта

Педагог ломает сосульку. Дети под руководством педагога рассматривают ее, трогают. Спросить, какая она (холодная, прозрачная, гладкая). Внести в теплое помещение и понаблюдать, как она будет таять, во что превратится.

Вывод. Лед (в виде сосульки) твердый, гладкий, холодный, прозрачный. При повышении температуры воздуха лед постепенно тает, приобретая жидкое состояние и превращаясь в воду.

Опыт 12. Веселые кораблики.

Цель: ознакомление с различными свойствами предметов (плавучесть предметов).

Материал: таз с водой; предметы, сделанные из разных материалов.

Описание опыта

Педагог наливает в таз воду и вместе с детьми опускает предметы, сделанные из разных материалов. Наблюдают, какие предметы тонут, а какие остаются плавать.

Вывод. Не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они сделаны.

Опыт 13. Почему по дорогам побежали ручьи?

Цель: ознакомление со свойствами снега (тает и превращается в воду).

Описание опыта

Педагог предлагает детям посмотреть на дорогу в теневой стороне дома. Отметить, что на дороге лежит снег. Спросить: «Почему?» (Нет солнышка, снег лежит на дороге.)

Педагог предлагает детям посмотреть на дорогу на солнечной стороне дома. Отметить, что по дороге бегут ручьи. Спросить: «Почему?» (Солнышко нагрело снег и превратило его в воду.)

Вывод. Солнце нагревает снег, и он превращается в воду.

Опыт 14. Бумажные кораблики.

Цель: ознакомление со свойством бумаги намокает в воде.

Материал: бумажные кораблики.

Описание опыта

Педагог делает детям бумажные кораблики, дает потрогать, спрашивает, какие они (твердые, бумажные). Выносит кораблики на прогулку и дает детям. Дети пускают кораблики в лужу или ручеек. Наблюдают, как они намокают. Педагог спрашивает, почему кораблики намокают.

Вывод. Бумага намокает в воде, рвется.

Опыт 16. Что в пакете?

Цель: обнаружение воздуха в окружающем пространстве.

Материал: полиэтиленовые пакеты.

Описание опыта

Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Педагог спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, педагог набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спрашивает, что в пакете. Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Педагог обращает внимание детей на то, что, когда открыли пакет, он перестал быть упругим. Объясняет, что в нем был воздух. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).

Вывод. Воздух прозрачный, невидимый, легкий.

Опыт17. Игры с соломинкой.

Цель: ознакомление с тем, что внутри человека есть воздух.

Материал: трубочки для коктейля, емкость с водой.

Описание опыта

Дети дуют в трубочки на поверхность воды, появляются волны и пузыри. Педагог отмечает, что волны и пузыри на поверхности воды появились потому, что внутри человека есть воздух.

Вывод. Внутри человека есть воздух.

Опыт 18. Свойства мокрого песка.

Цель: ознакомление со свойствами песка (сухой песок рассыпается, мокрый песок лепится, он высыхает под воздействием солнечных лучей).

Материал: песок, лейка с водой, формочки.

Описание опыта

Намочить песок и понаблюдать с детьми, как он будет высыхать. Попробовать сделать торт из сухого и мокрого песка при помощи формочек. Сравнить, сделать вывод.

Вывод. Мокрый песок лепится, из него можно лепить разные фигуры; сухой песок рассыпается. Мокрый песок на солнце высыхает.

Опыт 19. Делаем дорожки и узоры из песка.

Цель: ознакомление со свойствами песка (из сухого песка можно выполнить любой узор, из мокрого – нет).

Материал: песок, лейка с водой, бутылочка.

Описание опыта

Педагог дает детям пластмассовые бутылочки, наполненные сухим и мокрым песком, и показывает, как можно рисовать узоры на земле. Мокрый песок не выпадает из бутылки, тогда как сухой свободно высыпается.

Вывод. Сухой песок сыпучий; наполнив им бутылочку, можно сделать дорожку или иной узор. Мокрый песок тяжелый, не выпадает из бутылочки.

Опыт 20. Узнаем, какая вода.

Цель: закрепление знаний о свойствах воды (прозрачность, без запаха, льется).


Период 1,5–3 лет - время активного развития в физической и мыслительной областях. Ребёнок меняется, лучше ориентируется в пространстве и исследует окружающую среду. В его действиях появляется познавательный интерес, который он переносит и в игровую деятельность. Взрослому необходимо использовать эти моменты спонтанной заинтересованности для формирования элементарных исследовательских навыков, показать малышам, что от опытных занятий с простыми предметами можно получить положительные эмоции.

Опытно-экспериментальная деятельность в первой младшей группе: задачи, методика организации и виды занятий

Первая младшая группа детского сада - одна из первых ступеней социализации в жизни ребёнка. К новому место, взаимодействию с воспитателем и одногруппниками нужно привыкнуть, и помогают легче адаптироваться в детском саду увлекательные занятия. Организуя опытно-экспериментальную деятельность младших дошкольников, педагог учитывает возрастные особенности детей:

  • На втором году жизни ребёнок овладевает предметной деятельностью. Он наблюдает, как взрослые манипулируют и орудуют вещами (посудой, инструментами, одеждой, мебелью и т. д.), и старается использовать их так же, по назначению. Ребёнок соотносит предметы между собой (складывает башенку из кубиков, составляет пирамидку из колец), употребляет как орудия (ест ложкой и вилкой, чертит палочкой на песке).
  • Впечатления от исследования окружающей действительности накапливаются и способствуют овладению речью. Дети трёх лет активно разговаривают, понимают обращения и просьбы взрослых, воспринимают не направленные на них высказывания. Речь становится средством активного познания окружающей действительности.
  • У трёхлетнего ребёнка появляются новые виды деятельности - игровая и продуктивная. Дети создают первые рисунки и с удовольствием рассказывают, что изображено в их «каракулях».
  • С каждым годом внимание становится всё более концентрированным. Но педагогу следует помнить, что без заинтересованности ребёнок не сможет максимально исследовать предмет или явление. В экспериментировании с детьми младшего возраста используются разнообразные приёмы для создания мотивации и формы работы.
  • Развивается восприятие предметов. В полтора года ребёнок называет один признак, наиболее ярко характеризующий объект (вода - мокрая, снег - холодный, камень - твёрдый). К трём годам он знает геометрические формы и цвета, может кратко описать свойства предмета (лёд - холодный, твёрдый, прозрачный; песок - сухой, сыпучий).

Развитие психики и мышления в раннем дошкольном возрасте происходит стремительно. Стихийная заинтересованность и спонтанное желание исследовать что-либо должно поощряться воспитателем. Интеллектуальный способности детей в будущем зависят от того, насколько эффективной была организация предметно-пространственной среды, в которой развивались исследовательские навыки, по какой методике строилось экспериментирование в младшей группе.

Экспериментирование с водой и песком развивает исследовательские навыки и служит профилактикой переутомляемости

Целью экспериментирования с детьми полутора-трёх лет является формирование исследовательского типа мышления, создание положительной мотивации для самостоятельного поиска новой информации об объектах живой и неживой природы. Современная система дошкольного образования строится на принципе максимальной независимости ребёнка, раскрытии и проявлении его качеств и способностей. Воспитатель не вкладывает, не передаёт детям знания в готовом виде, он указывает на возможность их получения. Дошкольники 21 века ощущают себя первооткрывателями и испытывают радость от обретения информации, они учатся действовать методом проб и ошибок. В процессе экспериментирования дети младшего возраста делают элементарные выводы, наблюдая за предметами, сравнивая их.

Наблюдение является одним из способов познания мира ребёнком

Задачи экспериментирования в первой младшей группе

Образовательные:

  • формирование первоначальных представлений о свойствах и качествах объектов живой и неживой природы;
  • формирование способности самостоятельного исследования предметов;
  • обучение умению использовать приборы в исследованиях (увеличительное стекло, лампа, весы).

Развивающие:

  • развитие мелкой моторики и координации движений;
  • развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия;
  • развитие внимания и памяти;
  • развитие речевых способностей.

Воспитательные:

  • создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию;
  • создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований;
  • развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции, воспитание усидчивости и аккуратности;
  • развитие умения выслушивать и выполнять задания взрослого.

В ходе эксперимента дети сравнивают свойства и качества объектов (например, цвет воды в колбочках)

Виды опытно-экспериментальной деятельности

Современные педагоги и психологи считают, что период дошкольного образования - наиболее благоприятное время для усвоения детьми общеобразовательных категорий, основных понятий из различных научных областей (физики, математики, химии). Старшие дошкольники самостоятельно формулируют проблемные вопросы «Как?», «Каким образом?», «Почему?», выдвигают гипотезы и проверяют их практическим путём. Воспитанники первой младшей группы задают вопросы простые: «Какое это на ощупь?», «Это холодное или тёплое?», «Разобьётся этот предмет?». Поэтому основной вид экспериментирования с детьми полутора-трёх лет - элементарный опыт. Этот вид деятельности доступен ребёнку второго года жизни и часто осуществляется стихийно: малыш уронил игрушку на стол - он услышал звук удара, целенаправленно роняет эту же игрушку на ковёр - фиксирует звук, кидает игрушку на паркетный пол - делает выводы о качестве объекта. Элементарные опыты можно проводить с детьми в уголке экспериментирования и с природными материалами во время прогулок.

Совершение элементарных действий над объектами и наблюдение за их свойствами являются одним из видов опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе

Простые опыты младшие дошкольники совершают в присутствии воспитателя, часто в совместных действиях. Воспитатель показывает малышам, как правильно использовать простые приборы и сосуды (ложки, банки). Маленьким детям часто хочется попробовать предмет на вкус, поэтому перед педагогом первой младшей группы стоит задача обучить культуры проведения опыта, объяснить, что лизнуть или съесть можно только съедобный объект. С этой целью во время игр-экспериментов воспитатель задаёт вопросы: «Можно ли лепить снег, ребята? А есть его можно?», «Из чего сделана сосулька? А лизать её разрешается?», «Получится руками слепить пирожок из песка? А попробоваться такой пирожок хочется? Будем мы ими угощаться?» Как вариант, можно проводить занятия, в которых проба на вкус является частью парктического исследования. На занятии «Какая вода?» детям предлагается провести простые опыты с водой и ответить на вопросы: опустить руку поочерёдно в миски с холодной, тёплой и горячей водой - «Вода мокрая или сухая? Тёплая или холодная? Холодная или горячая?», понюхать воду в стакане - «Вода пахнет или нет?», сделать глоток - «Есть вкус у воды или нет?», добавить и размешать в стаканчиках с водой соль, сахар - «Теперь вода безвкусная или нет? Какой она стала?».

Воспитатель учить детей пробовать объект на вкус только в том случае, если это является частью эксперимента

Исследовательский вид опытно-экспериментальной деятельности предполагает решение какой-либо проблемной ситуации. С детьми младшего дошкольного возраста исследования проводятся в совместной с педагогом деятельности. Проблемная ситуация строится чаще всего в игровой форме, воспитатель подсказывает детям, каким способом решить возникшую ситуацию, помогает сформулировать вывод исследования. Этап выдвижения гипотез в первой и второй младшей группах пропускается, исследование строится по плану: проблемный вопрос, практическая деятельность и наблюдение, формулировка выводов.

Совместная исследовательская деятельность развивает наблюдательность и познавательные способности детей младшего дошкольного возраста

Виды занятий по опытно-экспериментальной деятельности

Проведение практических исследований с воспитанниками первой младшей группе осуществляется на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, на прогулках, на занятиях в кружке дополнительного образования во второй половине дня под постоянным контролем педагога. Элементы опытно-экспериментальной деятельности включаются в структуру занятий по музыке, развитию речи, физкультуре, художественной деятельности.

Элементы экспериментирования могут присутствовать в различных формах образовательной деятельности

Занятия по опытно-экспериментальной деятельности бывают двух видов - игровые и собственно опыты и эксперименты.

Игровое занятие начинается с включения воспитанников в развлекательную, фантастическую или сказочную ситуацию («Ребята, сегодня мы превратимся в волшебников!», «Нас приглашает Снежная Королева в своё ледяное царство!», «Давайте произнесём волшебные слова и совершим путешествие на остров химиков!»). Далее ребята следуют указаниям волшебного персонажа или помогают решить задачи. Экспериментирование является практической частью игрового занятия и связано по тематике с сюжетом вымышленной ситуации.

Эксперимент с рисовой крупой проводится на занятии игровой формы

Занятия НОД (непосредственно образовательной деятельности) могут содержать игры с природными материалами, простыми веществами, тканью. Для детей младшего дошкольного возраста актуальны игры на сенсорное восприятие объектов: малыши изучают свойства предметов во время контакта с ними (мнут ткань, лепят куличи из обычного или кинетического песка). Упражнения и экспериментирование с мелкими предметами (пуговицами, бусинами, орешками и др.) полезны для развития мелкой моторики рук малышей, воспитатель проводит их в индивидуальной форме, чтобы обеспечить безопасность контакта ребёнка с подобным материалом.

Игры с объектами исследования направлены на расширение представлений об их свойствах

В качестве одной из структурных форм на занятиях по опытно-экспериментальной деятельности проводятся дидактические игры. Они способствуют развитию мыслительных способностей детей (воспитанники учатся сравнивать, обобщать, анализировать, использовать чувственный опыт и образы памяти) и направлены на расширение представлений о свойствах исследуемых объектов. Дидактические игры активизируют слуховое внимание («Что так звучит?»), зрительное восприятие («Найди где чья тень»), тактильные ощущения («Определи на ощупь»), развивают внимание и смекалку.

Дидактические игры способствуют сенсорному развитию и совершенствуют мелкую моторику рук детей

Собственно опыты и эксперименты с детьми полутора-трёх лет должны проводиться после предварительной работы по заданной тематике. Воспитатель читает на досуге сказки и стихотворения, проводит подвижные игры, даёт задания для рисования или лепки таким образом, чтобы тема последующего эксперимента понемногу раскрывалась для ребят, появлялся бы интерес к ней. Например, перед проведением опытов со снегом воспитатель во время прогулок обращает внимание детей на то, что снег бывает разным (мокрым, крупинчатым), на досуге читает стихотворения про зиму, проводит занятия по лепке снеговиков из пластилина и рисованию снежинок в нестандартной технике с восковыми карандашами и акварелью.

Интереснее изучать опытным путём объекты, с которыми ты уже в некоторой степени знаком

Организация опытно-экспериментальной деятельности осуществляется в рамках личностного подхода в обучении и воспитании. Реализация этого подхода возможна во время занятия НОД, когда детям даются задания различного уровня сложности для проведения опыта. Например, на занятии «Свойства снега» первой подгруппе воспитанников предлагается слепить из снега снеговичков, второй подгруппе - сделать снеговичков и украсить их при помощи гуаши. Важно, чтобы в конце занятия у каждого ребёнка было хорошее настроение. Если кто-то из ребят хочет попробовать выполнить задание другой группы (повышенной сложности), эта возможность должна быть предоставлена ему.

Дифференциация заданий происходит по уровню самостоятельности в выполнении действий воспитанниками. Одним ребятам достаточно предварительно показать план действий, с другими воспитанниками в младшей группе осуществляется совместная деятельность: воспитатель направляет движения ребёнка (ребёнок держит ложку, воспитатель его рукой совершает круговые движения, размешивают воду).

Показ действий часто проводится во время экспериментирования с младшими дошкольниками

Мотивирующее начало занятия

Чтобы экспериментальная деятельность оказалась эффективной в формировании и развитии исследовательских навыков, дети должны быть заинтересованы в изучении предлагаемого объекта. Рекомендуется начало занятий посвящать активации внимания и усилению мотивации к наблюдению за явлением или предметом, решению какой-либо проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос. В этих целях используется наглядный материал (плакаты, карточки и открытки, иллюстрации книг, энциклопедии), устраиваются подвижные и дидактические игры, тематические гимнастика и зарядка, проводятся беседы, в которых дети находят ответы и примеры из личного опыта, привлекаются к участию сказочные персонажи.

Экспериментированию с твёрдыми формами воды (снегом и льдом) предшествует изучение наглядного материала на тему «Зима»

Темы и варианты мотивирующего начала - таблица

Тема занятия Вариант мотивирующего начала
«Вода и её свойства» Привлечение вымышленного персонажа - Капельки.
Проведение беседы:
- Ребята, кто пришёл к нам в гости сегодня? (Капелька)
- Где можно встретить Капельку? (в реке, море, луже, в водопроводной воде, в чайнике и т. д.)
- В чём капельки помогают человеку? (мыться, стирать, убираться в доме, готовить пищу, поливать растения и т. д.)
Прослушивание стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?»
Проведение физкультминутки «Кап, кап, кап, дождик пошёл».
«Жила зима в избушке» Создание игровой ситуации.
Ребята получают видеописьмо от Зимушки-зимы: сказочный персонаж Зимушка рассказывает детям, что сейчас настало время её царствования в природе, она поселилась в избушки у леса на опушке, украсила землю и деревья пушистым снегом, построила ледяные мосты и рисует морозные узоры на окнах (просмотр слайдов). Зимушка приглашает ребят в гости в сказочный морозный лес.
Воспитатель произносит волшебные слова и дети переносятся в царство Зимушки-зимы, где им предстоит познакомиться с возможностями сказочной героини (т. е. изучить твёрдую форму воды: снег и снежинки, лёд и сосульки).
«Камень и дерево» Изучение наглядного материала.
Воспитатель показывает детям картинки и даёт задание: определить, что общего у изображённых предметов (берёза, дрова, забор, стул, кубики для игры, шалаш, плот, избушка - состоят из древесного материала; гранитный памятник, малахитовая шкатулка, речная галька, дорожка из плиток - сделаны из камня).
На рабочем столе стоит таз с водой, лежат деревянные шарики и морские камушки. Воспитатель спрашивает: «Какой опыт мы можем провести с этими предметами?» (Опустить шарики и камушки в воду и пронаблюдать, какие предметы утонут, а какие останутся на поверхности.)

Персонаж Капелька помогает детям узнать новое о воде и её свойствах

Примеры организации опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе

Предлагаем ознакомиться с вариантами опытно-экспериментальной деятельности дошкольников на занятиях с детьми полутора-трёх лет.

Опыты в младшей группе - видео

https://youtube.com/watch?v=IsvJEpzi-2w Video can’t be loaded: Опыты в младшей группе Гномики 1 (https://youtube.com/watch?v=IsvJEpzi-2w)

Занятие «Расскажем Хрюше о воде» - видео

https://youtube.com/watch?v=UMG8GQJooDc Video can’t be loaded: Занятие в первой младшей группе (https://youtube.com/watch?v=UMG8GQJooDc)

Занятие «Волшебная водичка» - видео

https://youtube.com/watch?v=hA_5Mk6kGQc Video can’t be loaded: Открытое занятие «Волшебная водичка» Группа № 5 (https://youtube.com/watch?v=hA_5Mk6kGQc)

Занятие с песком в первой младшей группе - видео

https://youtube.com/watch?v=xt1KwgcS1L0 Video can’t be loaded: Игра - занятие с песком в первой младшей группе в ДОУ №44 г.Барановичи (https://youtube.com/watch?v=xt1KwgcS1L0)

Занятие с кинетическим песком (песочная терапия) - видео

https://youtube.com/watch?v=fEKFt7wCcto Video can’t be loaded: Песочная терапия. Занятие с живым песком (https://youtube.com/watch?v=fEKFt7wCcto)

Мастер-класс «Экспериментирование в первой младшей группе» - видео

https://youtube.com/watch?v=ybOx7YEdKi0 Video can’t be loaded: Мастер класс Экспериментирование в 1 младшей группе (https://youtube.com/watch?v=ybOx7YEdKi0)

Опытно-экспериментальное занятие в детском саду

Занятие опытно-экспериментальной направленности в детском саду строится с учётом возрастных особенностей детей и в первой младшей группе по нормам САНПиН длится не более 15 минут. Для профилактики переутомления используются различные формы деятельности: игровая (дидактические игры, действия с игрушками), физическая (физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика), развлекательная (пение, разучивание стишков и поговорок), познавательная (изучение наглядного материала, проведение беседы).

Опытно-экспериментальное занятие состоит из следующих структурных элементов:

  • организационный момент - 1 минута;
  • мотивирующее начало занятия - 4 минуты;
  • игровая или двигательная активность - 4–5 минут;
  • практическая деятельность - 4–5 минут;
  • подведение итогов - 1 минута.

После проведения эксперимента воспитанники помогают привести в порядок рабочее место или демонстрационный стол, убрать инструменты.

Обязателен этап рефлексии в конце занятия: ребята делятся эмоциями от процесса открытия, сообщают, чем им понравилось занятие.

Экспериментальная деятельность должна вызывать положительные эмоции, которыми ребята делятся друг с другом в конце занятия

Картотека опытов и экспериментов в первой младшей группе - таблица

Тематика Содержание опытов и экспериментов
«Вода (жидкая форма)»
  • эксперименты с переливанием воды: наблюдение за тем, как вода принимает форму различных сосудов;
  • опыты с выявлением плавучести различных предметов: бумажных корабликов, деревянных кубиков, резиновых игрушек;
  • опыты с раскрашиванием воды (акварелью, гуашью, пищевыми красителями);
  • игры с вылавливанием предметов из воды при помощи сачка, с водяной мельницей, «ныряющими» игрушками.
«Твёрдые формы воды: лёд и снег»
  • действия со снегом: лепка, создание узоров из следов на снегу, наблюдение за таянием снега, рисование гуашью на снегу;
  • действия со льдом: на прогулке заливают водой снежную горку для куклы и наблюдают за образованием льда, растапливание кубиков льда, изготовление разноцветных льдинок, ледяных бусин.
«Песок»
  • действия с сухим песком: просеивание, рисование песчаной струйкой, игра с песочной мельницей;
  • действия с влажным песком: лепка руками песочных пирожков, изготовление куличов при помощи формочек и ведёрок;
  • действия с кинетическим песком: скатывание, лепка, разминание, выдавливание узоров.
«Бумага»
  • разрывание бумаги на кусочки и создание из них аппликации;
  • скатывание комочков из бумаги и создание объёмной аппликации;
  • разрезание бумаги на полоски и оформление ими картинки.
«Ткань»
  • экспериментирование с кусочком ткани: вытягивание нитей, сминание, смачивание, разглаживание;
  • экспериментирование с окрашиванием ткани.
«Свет»
  • игра с солнечными зайчиками;
  • знакомство с возникновением тени на стене, создание театра теней;
  • опыт с цветными линзами.
«Воздух»
  • экспериментирование с мыльными пузырями;
  • экспериментирование с воздушной струёй, ветром: игры с вертушками, султанчиками, флюгером, воздушным змеем, корабликами с парусами.
«Магнит»
  • экспериментирование с магнитов и металлическими предметами (для этих опытов обязательно знакомство с техникой безопасности).

Воспитанники первой младшей группы пробуют рисовать при помощи струйки песка

Конспект занятия НОД (опытно-экспериментальная деятельность) в первой младшей группе «Камень и дерево. Свойства предметов» - таблица

Программное содержание
  • Познакомить детей с понятиями камень,дерево;
  • познакомить с понятиями тяжёлый, лёгкий, шершавый, гладкий, тонет-не тонет;
  • воспитывать аккуратность;
  • развивать память, внимание, образное мышление;
  • воспитывать интерес к занятию;
  • учить грамотно отвечать на вопросы.
Материалы и оборудование
  • Деревянные шарики одинакового размера по количеству детей;морские камни разных размеров по количеству детей;
  • тазик с водой;
  • картинки деревьев и изделий из дерева;
  • картинки различных камней и изделий из них.
Ход занятия - Ребята, нам сегодня предстоит интересное и увлекательное дело. Посмотрите на картинки. (Показывает деревья и деревянные предметы.) Что на них изображено? Мы с вами уже знаем, что из дерева можно сделать множество различных предметов: и дома, и бумагу, и мебель, и игрушки. А сейчас давайте вспомним, какие бывают камни и что люди делают из камня. (Показывает картинки, ответы детей.)
Физминутка
- Сегодня, ребята, я вам принесла шарики из дерева и морские камушки. Потрогайте их, сравните. По форме они округлые, по весу - одинаковые. Покатайте их в руках, что вы чувствуете? (Дети сделали вывод, что деревянные шарики теплее, чем камушки, тяжелее, твёрже.)
- А как вы думаете, зачем я принесла в группу тазик с водой? (Ответы.)
- Как вы думаете, будет ли плавать на поверхности камень? А дерево? Что утонет? (Ответы.)
- А давайте сейчас мы сами всё увидим. (Дети по очереди бросают в воду сначала деревянные шарики, потом - камешки.)
- Итак, ребята, мы с вами увидели, что все шарики плавают на поверхности, значит, они легче, чем камни, которые утонули. Даже маленький камушек тяжелее большого деревянного предмета.
Этап рефлексии.
Дети делятся эмоциями от экспериментирования.

Оформление центра экспериментирования

Важным условием организации опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является создание предметно-познавательной среды. Это могут быть уголки для практических исследований в помещении группы, зелёные зоны на подоконниках для наблюдений за растениями. Возможна подготовка отдельной комнаты для функционирования кружка по познавательно-исследовательской деятельности. В центре экспериментирования или мини-лаборатории должно быть выделено место для тематических выставок и демонстрации достижений воспитанников (размещении стенгазеты, фотоотчётов). Для хранения тематических альбомов с картинками, материалов для игр-экспериментов и приборов выделяются стеллажи. Для проведения опытов продумывается место: демонстрационный стол, ученические парты и стульчики. Воспитатель знакомит детей с уголком экспериментирования, показывает, какие материалы хранятся в баночках и ящиках, спрашивает, с чем им хотелось бы позаниматься. Для детей 1,5–3 лет оформляется место свободного доступа - контейнер или полка: здесь для самостоятельного выбора предлагаются безопасные стимулирующие материалы. Это могут быть тканевые книжки для развития сенсорного восприятия, зашитые мешочки с разнообразным наполнением (камешки, семена, вата, опилки), резиновые, деревянные и пластиковые игрушки для экспериментирования.

Материалы для опытно-экспериментальной деятельности должны быть доступны воспитанникам

Материальная база центра экспериментирования состоит из:

  • природных материалов (ракушки, камешки, палочки, деревянные палочки, ореховые скорлупки, песок, семена);
  • образцов ткани, бумаги;
  • сосудов и ёмкостей (пластмассовые миски, баночки, стаканы);
  • приборов и инструментов (ложки, совки, трубочки, пластиковые увеличительные стёкла, воронки);
  • предметов для игр-экспериментов (водяные и песочные мельницы, вертушки, султанчики, формочки для песка);
  • вещества (сахар, соль, краски);
  • защитной одежды (фартуки, нарукавники, шапочки, перчатки).

Материальная база центра экспериментирования должна быть разнообразной и вызывать интерес у воспитанников

Деятельность младших дошкольников в центре экспериментирования осуществляется под непрерывным контролем воспитателя: он показывает, каким способом лучше исследовать предмет (извлечь звук, проверить прочность и др.). Неструктурированные материалы (крупы, сахар, соль) хранятся в недоступном малышам месте и предлагаются к изучению в совместной работе с педагогом. Ёмкости и приборы должны быть небьющимися, игровые наборы не содержат мелких деталей.

Особое внимание в настоящее время уделяется созданию центров воды и песка. Экспериментируя с этими веществами, дети не только формируют знания об их свойствах, но и совершенствуют сенсорное восприятие и мелкую моторику, а также восстанавливают баланс эмоционального состояния (занятия с водой и песком успокаивают, устраняют симптомы переутомления, снимают напряжение мышц). Воспитатель организует и руководит играми-экспериментами малышей, предотвращает риск попадания песчинок в дыхательные пути.

Играя с водой и песком, дети закрепляют и расширяют представления о свойствах этих веществ, развивают сенсорное восприятие и совершенствуют мелкую моторику

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста воспитывает любознательность и стремление к получению знаний. Проводя опыты с доступными предметами и материалами, воспитанники развивают мелкую моторику рук, восприятие различных органов чувств, память. Детское экспериментирование создаёт положительную эмоциональную атмосферу в группе и закладывает в каждом ребёнке черты исследовательского типа мышления.

Образование - высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность - учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса - часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Как избежать трещин во время кормления грудью? Как избежать трещин во время кормления грудью?