Типы школьных парт, правильная посадка за партой. Правильное рабочее место для ребенка

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

О том, как правильно сидеть за столом, должны помнить и взрослые, и дети. В случае ребенка, неправильная посадка может привести к искривлению позвоночника и другим серьезным последствиям. Стоит помнить, что для формирующегося организма находиться в неудобном положении длительное время – большой стресс. Но и для взрослых большинство ежедневных неудобств связано с неправильной посадкой за рабочим столом. Так, постоянные боли в спине и шее, головная боль и зрительное перенапряжение могут быть связаны со слишком высоким столом или неудобной спинкой стула.

Почему родителям необходимо следить за правильной посадкой ребенка? При постоянном искривленном положении быстро устают мышцы, появляются боли в позвоночнике, возможно развитие сколиоза. Искривление позвоночника – само по себе серьезная проблема, но также стоит знать, что у детей с этим заболеванием чаще развиваются бронхит, гастрит и пневмония. При нарушениях осанки могут беспокоить запоры и вздутие живота.

что подразумевает правильное положение за рабочим столом?

Стоит учитывать правило 3-х углов: колени под столом должны образовывать один прямой угол, бедра и спина – 2-й, а руки с согнутым локтем – 3-й угол.

  • Ноги должны твердо стоять на полу (можно использовать маленькую подставку). Колени, как мы уже говорили, согнуты под прямым углом.
  • Спина должна полностью быть прямой и полностью опираться о спинку стула.
  • Следите за тем, чтобы ребенок не опирался грудью о край стола.
  • Локти не должны задираться слишком высоко, для этого необходимо выбрать стол подходящей высоты.
  • Стул должен регулироваться по высоте, в обратном случае для с растущего ребенка вам придется ежегодно покупать стул по высоте.

Какой высоты должны быть стол и стул?

При росте 110-119 см высота стола должна быть 52 см, высота стула – 32 см;

При росте 120-129 см высота стола должна быть 57 см, высота стула – 35 см;

При росте 130-139 см высота стола должна быть 62 см, высота стула – 38 см.

Если у вас есть возможность купить усовершенствованную модель рабочего детского стола с наклонной столешницей, это будет большим преимуществом. Дело в том, что для рисовать ребенку удобнее всего под углом приблизительно до 5°, примерный угол для письма - 15° и для чтения около 30°. Если для этих действий ребенка можно менять положение столешницы, шея и спина будут находиться в покое, а значит, исключаются лишние нагрузки на организм.

familyr_health wrote in June 19th, 2012

текст: Вероника Бердина

«Не вертись за столом!» - часто ругают родители своих подрастающих детей. И совершенно напрасно. Как утверждают врачи, крутиться на стуле ребенку не просто полезно, а даже необходимо для правильного развития позвоночника. Долгое сидение без движения за партой в школе или дома может привести к раннему возникновению остеохондроза, а значит к головным болям, быстрой утомляемости, снижению внимания и болям в спине. В обиход медицинских работников, специалистов по проблемам опорно-двигательного аппарата, прочно вошел термин «динамичное сидение» или, иначе говоря, «движение во время сидения». Всем современным детям врачи рекомендуют во время занятий на уроках и дома время от времени менять положение тела, двигаться. А некоторые медики-новаторы предлагают и вовсе заменить в школьных классах неудобные стулья на подушки, на которых просто невозможно долго сохранять фиксированное положение.

«Летидор» выяснил, что такое «динамичное сидение», как правильно «вертеться за столом» и какая мебель позволит делать это наиболее эффективно.


«Сидим смирно!»: польза или вред?

Если провести приблизительные подсчеты, в среднем школьник проводит в сидячем положении 7-9 часов в день. Пять-шесть уроков в школе сменяются 2-3 часами подготовки домашнего задания, просмотром телевизора и играми за компьютером. На первый взгляд, в этом нет никакой опасности, мы привыкли думать, что если человек сидит, то его тело не несет практически никакой нагрузки. На самом деле это не так. Природа создала человека для движения, и при длительном сидении включаются процессы, изнашивающие организм.

Ортопед-травматолог Татьяна Орлова поясняет: «Длительное неправильное сидение без движения приводит к тому, что страдают межпозвонковые диски. В организме так все устроено, что когда человек садится, диск сжимается, а когда человек встает, диск увеличивается в размере, и в это время к нему идет приток жидкости. И вот когда мы долго сидим в неправильной позе, это приводит к длительному обезвоживанию межпозвонковых дисков и, как следствие, к их разрушению. Поэтому очень важно периодически вставать, двигаться, одним словом, снимать напряжение с позвоночника».

Годами школьников учили, что «сидеть прямо полезно для спины», «чтобы хорошо учиться, надо сидеть спокойно» и «концентрация внимания зависит от неподвижности во время сидения». Ортопеды категорически отвергают эти утверждения. Профессор А.Б. Ситель в книге «Соло для позвоночника», изданной в 2007 году, эмоционально высказывает свое мнение о недостатках современного школьного образования:

«Возмутительно заставлять сидеть детей за партой 40-45 минут неподвижно, особенно в первых классах! Возникает напряжение мышц спины и шеи, снижается вентиляция легких, и там легко возникают воспалительные процессы… И хорошо, что многие "оболтусы", словно повинуясь могучему инстинкту, все-таки вертятся на уроках и, получая замечания, а порой и тумаки, находят любой повод, чтобы спасти себя от неподвижности. И правильно делают!»

«Динамичное сидение» как технология

В 2001 году в Германии группа ученых из организации Bundesarbeitsgemeinschaft für Haltungs- und Bewegungsförderung e.V. (BAG) под руководством эксперта мирового уровня в области эргономики и опытного ортопеда Профессора Дитера Брейтхеккера (DieterBreithecker) запустила интересный эксперимент в одной из обычных школ Ганновера. Ученые предположили, что если кардинально изменить организацию учебного процесса с учетом физиологических потребностей детей, это существенно улучшит здоровье, физическое развитие, а главное, уровень концентрации и успеваемости учеников младших классов.

Эксперимент проводился в четырех начальных классах, в которых на тот момент обучалось 62 школьника. Детям на уроках предоставили возможность максимально активно двигаться, ходить по классу, стоять и даже лежать на полу. Школьные классы переоборудовали соответствующей мебелью, поставили удобные легко настраиваемые стулья, столы для работы стоя, парты с наклонными поверхностями, мягкие зоны. А учителей обучили новым методам работы с детьми: урок строился не по привычной классно-урочной схеме, обучение шло в группах, дети разрабатывали и защищали проекты. Главная цель эксперимента заключалась в том, чтобы совместить естественную потребность ребенка двигаться с успешным освоением школьной программы и посмотреть, что из этого получится.

Эксперимент шел четыре года, для чистоты исследования в соседней школе выделили контрольную группу из учеников начальных классов того же возраста. Эти дети занимались по традиционным школьным программам в стандартно оборудованных классах.

Результаты поразили даже ученых. В отличие от ребят из соседней школы, которые часами сидели за партами в статическом положении, дети из экспериментальной группы были гораздо активнее сверстников, все время проводили в движении. К концу четвертого класса у половины детей из обычной школы медики обнаружили деформации позвоночника, тогда как в тестовой группе все дети оставались здоровы. Улучшилась и успеваемость школьников. Если в начале исследования ученики обеих групп не отличались в выносливости, координации и восприимчивости, то к концу эксперимента ученики тестовой группы значительно опережали сверстников по этим параметрам, и как следствие, по качеству учебы.

Эксперимент признали многие эксперты мирового уровня, но даже спустя семь лет после окончания исследования «школы нового типа» не стали появляться массово. Переоборудовать классы, переучить педагогов и изменить годами формировавшееся сознание дорого и сложно. В России о динамических методах обучения говорят пока только на научно-практических медицинских конференциях. В школах, несмотря на то, что в лексикон педагогов прочно вошел термин «здоровьесберегающие образовательные технологии», как правило, ограничиваются, в лучшем случае, стандартными физминутками.

Как правильно сидеть

Если вмешаться в учебный процесс родители не могут, то контролировать, как ребенок сидит за столом дома, можно и нужно. Чтобы научиться самим и показать ребенку, как правильно сидеть, можно взять на вооружение метод «динамического сидения» Моше Фельденкрайза, известного исследователя и практика в области функциональной реабилитации, автора бестселлера «Самоосознание через движение». По мнению Фельденкрайза «динамическое сидение» должно соответствовать двум принципам.

Первый принцип: правильное положение тела при сидении такое, которое позволяет свободно двигаться в любом направлении. Проверьте, можете ли вы без изменения осанки повернуться направо и налево? Чувствуете ли вы плавный поворот позвонков при этом? Когда мышцы спины работают оптимально, при повороте задействуется весь позвоночник, а не отдельные сегменты. Можете ли вы свободно дышать грудной клеткой и животом? При динамическом сидении дыхание не требует усилий, мышцы живота расслабленны, диафрагма и живот могут двигаться свободно.

Второй принцип: основную работу по поддержанию вертикального положения тела должен выполнять скелет, а не мышцы. Именно скелет помогает мышцам не напрягаться. При правильной опоре на скелет во время сидения обе ноги стоят на полу, человек ровно сидит на обеих ягодицах, что позволяет равномерно распределять вес по седалищным костям, поясница должна быть слегка изогнутой. При этом человеку нужно сидеть прямо, а не отклоняться вперед или назад.

У метода есть одна особенность: специально «сидеть динамически» нельзя - если поза будет неудобной, результата не достигнешь. Специалисты советуют экспериментировать, слушать свое тело, и сознательно почаще менять позы во время сидения.

А для детей врачи-ортопеды Новосибирского исследовательского института травматологии и ортопедии разработали систему простых упражнений, которые позволят снять статическое напряжение с мышц. Часть из них выполнять нужно прямо на стуле, а часть, встав из-за рабочего стола, не реже чем через каждые полчаса сидячей работы.

Правильная мебель

Одним из важных факторов успеха ганноверского эксперимента стало то, что классы были оборудованы правильной эргономичной мебелью. Принципы подбора такой мебели можно взять на вооружение при оборудовании детской комнаты.

Итак, правильная эргономичная мебель должна соответствовать нескольким требованиям:

Стол и стул должны регулироваться по высоте, то есть фактически расти вместе с ребенком. Такая мебель может прослужить с 1 по 11 класс. У хороших столов должна быть удобная регулировка, которой ребенок может пользоваться самостоятельно.

Угол наклона столешницы должен регулироваться по высоте, чтобы ребенок мог сохранить правильное расположение тела при различных занятиях: чтении, рисовании, письме.

За правильным столом можно заниматься не только сидя, но и стоя. Специальная конструкция позволяет быстро переводить стол в нужное положение.

Правильный стул имеет изогнутую спинку, которая повторяет анатомический изгиб позвоночника. Спинка стула регулируется по высоте. Оптимальная высота спинки должна доходить до середины лопаток, удерживая позвоночник в правильном положении. Сидение стула должно регулироваться по высоте и глубине с учетом роста ребенка. Большим плюсом является также "дышащее" сиденье.

Правильная школьная мебель должна быть надежда и безопасна для ребенка, на ней должны быть специальные механизмы для предотвращения травм.

На российском рынке представлена эргономичная мебель производителей из Германии, Тайваня, Китая, России. Есть как столы и стулья в классическом понимании, так и интересные новаторские решения, которые точно понравятся детям. Среди таких новинок:

Пожалуй, самая интересная разработка эргономистов в области ортопедической мебели для детей. «Трехмерно-подвижный» стул, оборудованный пружиной, побуждает ребенка к непрерывной смене поз во время сидения, при этом стул колеблется как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости. Как пишут разработчики, «это укрепляет мускулатуру, делает спину ребенка сильнее, полезно для осанки и является отличной профилактикой проблем спины».

Предназначено это динамическое кресло для детей от 4 до 12 лет. Рассчитано на ребят весом приблизительно от 15 до 50 кг и ростом до 165 см.

SWOPPSTER полезен для межпозвоночных дисков, тренирует их и делает эластичными, мягко «прорабатывает» мускулатуру спины и ног, стимулирует кровообращение, тренирует суставы и предотвращает их изнашивание.

Необычный ортопедический стул, так называемый «коленный» стул. Есть разные варианты: кресло на устойчивых ножках и стул с подвижной основой. Сидя на таком стуле, ребенок невольно держит спину прямо, наклон сиденья помогает сохранять осанку в правильном положении. Упор для коленей препятствует сползанию и снимает часть нагрузки с позвоночника.

Стул с подвижной основой не позволяет ребенку долго сидеть в статическом положении, благодаря подвижной посадке укрепляет мышцы спины. Смартстул популярен в Европе и Америке, был замечен в мультсериале «Симпсоны» 2007 года выпуска.

Цена: от 6 до 9 тысяч рублей

Одна из самых популярных и дорогих марок ортопедической детской мебели. «Растет» вместе с ребенком, столы имеют два положения, для работы сидя и стоя, столешница наклоняется под нужным углом. Спинка стула удобно регулируется в соответствие с ростом ребенка. В некоторых моделях столов продумано удобное расположение компьютера и сопутствующей оргтехники, в конструкции стола предусмотрены системы для скрытия проводов и розеток. Дизайн продуман с учетом безопасности для школьника - углы скругленные, оформлены специальной кромкой. Комплект из стула и стола можно дополнить тумбочками с выдвижными ящиками и аксессуарами.

Цена: стул от 12 до 23 тысяч рублей, стол от 23 до 65 тысяч рублей.

Эргономичная мебель для детей изготавливается из импортируемых из Германии материалов, износостойких материалов из США с повышенной ударопрочностью и прошедшими усиленный экологический контроль. В ассортименте письменные столы и стулья для школы, компьютерные столы и стулья, а также аксессуары.

Цены: стол от 12 до 30 тысяч в зависимости от конструкции, стул около 8 тысяч рублей

Владелец марки - российская компания «Артим», обладающая эксклюзивными правами реализации продукции германских производителей мебели ORGOO и ROVO на территории РФ. Продукция, выпускаемая под торговой маркой KinderZeit, это письменный стол-парта и ортопедический стул, регулирующиеся по росту ребенка, а также всевозможные дополнения в виде полок, тумб, боковых приставок. Особенность марки в том, что на сайте можно подобрать собственную конфигурацию рабочего места, дополняя базовые элементы книжными поверхностями, подставками под стаканчики для рисования, тумбами, полками и кронштейнами для элементов компьютера, дополнительными столешницами и приставками.

Стоимость базовых деталей: стол от 18 000 рублей, стул от 16 000 рублей.

Российская марка « ДЭМИ »

Пермская компания, выпускающая мебель с 2003 года. Эргономичная мебель для школьников представлена в виде многофункциональных регулируемых парт и стульев-трансформеров, изменяющих высоту и глубину сидения. Продукция марки «ДЭМИ» обладает всеми характеристиками «правильной» ортопедической мебели, но при этом имеет ряд недостатков: жесткое сидение и спинку стула, непритязательный дизайн, жесткую конструкцию и острые углы. Но зато и стоит она в несколько раз дешевле, например, немецкой мебели. Весной в компании запустили новую дизайнерскую «фишку»: на парты и тумбочки наносится яркий рисунок - цветы или кораблики.

Средняя стоимость комплекта стол+стул 8000 рублей .

Родители должны следить за всеми возможными нюансами в жизни ребенка. Один из них - как малыш сидит за школьной партой. Очень важно осознавать, правильно ли он это делает и о чем стоит позаботиться, чтобы осанка ребенка не испортилась в процессе обучения.

О проблемах

Знать, как правильно сидеть за партой, должен каждый школьник. Ведь именно от этого могут возникать различные искривления позвоночника, а также сопутствующие заболевания: поражения ЦНС, проблемы с пищеварительным трактом и дыхательной системой.

Что делать?

Как проще всего научить малыша правильно сидеть за учебным столом? Показать, как дети сидят за партой. Картинки в этом деле - отличные помощники. Ведь ученику легче воспринимать ту информацию, которая поступает не только аудиально, но также и визуально. Помимо этого, ребенку также необходимо объяснить некоторые нюансы, которые могут быть не замечены на рисунке. Более того, хорошо создать «золотые правила сохранения осанки», которые можно повесить над рабочим местом школьника хотя бы дома.

Правила

Итак, как правильно сидеть за партой? Несколько простых правил. В первую очередь некоторые части тела ребенка должны располагаться по отношению друг к другу под прямым углом (по 90 градусов). Такой угол должен быть в коленях малыша (поэтому очень важно подобрать стульчик правильной высоты), а также образовываться между спинкой и бедрами ребенка. также очень важна для обучения школьника, ведь его локти должны полностью находиться на парте, а не свисать, как это часто бывает. Также важным пунктом является и то, что стопы ног ребенка должны полностью стоять на полу. Если же высоты стула не хватает, для ног нужно предусмотреть специальную подставку. Однако стоит учитывать тот факт, что ножки ребенок будет периодически то сгибать, то распрямлять, поэтому подставка должна быть довольно большой. Что касается стульчика, тут очень важно, чтобы его спинка могла двигаться, ведь она располагается немного под углом к пояснице малыша, поддерживая ее. Сама же поза ребенка должна быть легкой, естественной. Спина ученика не должна постоянно находиться в напряжении. Правильная осанка - это когда ребенку с прямой спиной очень удобно и комфортно. Также ровной должна оставаться шея, поэтому, опять же, очень важно правильно подобрать высоту стола для школьника.


Физминутки

Разбираясь, как правильно сидеть за партой, чтобы сохранить осанку, дети (а также и учителя в школе) должны помнить, что в перерывах между занятиями обязательно должны быть минутки отдыха. Не только психологического и умственного, но и физического. Очень хорошо делать небольшие зарядки между уроками, «разминать» кости, двигаться. Перемены придуманы также и для этого.

Профилактика

Зная, как правильно сидеть за партой, школьник должен об этом постоянно помнить. Хорошо дома сделать небольшие напоминалки, тогда они всегда будут попадать в поле зрения ребенка и подсказывать ему, что нужно себя контролировать. Однако стоит уточнить, что через определенное время это войдет в привычку и не будет тягостным для ученика. Понимая, как сидеть за партой так, чтобы сохранить осанку, не забудьте, что по такому же принципу должно быть организовано и место, где ребенок работает за компьютером. И, конечно же, отличной профилактической мерой являются умеренные физические нагрузки, которые будут тренировать спину и укреплять ее мышцы.


У родителей, которые отправляют свое чадо в первый класс, есть немало поводов для беспокойства. Как малыш будет чувствовать себя в новом коллективе? Легко ли ему будет даваться материал? В этом круговороте мыслей мамы и папы часто забывают о еще одном важном моменте - правильной положении ученика за партой.

Осанка школьника зависит от того, как первоклассник сидит на уроках. Привычка горбиться и сутулиться приобретается за считанные дни, тогда как отучить ребенка от нее действительно сложно. Вот почему с первых дней в новом амплуа ученика малыш должен понять, как сидеть за партой правильно.

Позвоночник ребенка младшего школьного возраста еще на стадии укрепления и формирования. Если у малыша красивая ровная осанка, это говорит о том, что позвоночник развивается без нарушений. Данные статистики показывают, что дети с искривленным позвоночником страдают от заболеваний пищеварительной, дыхательной и центральной нервной систем. Как же избежать этой проблемы и предупредить нарушения осанки у ребенка?


Правильное положение школьника за партой

Привычка сутулиться за партой опасна для здоровья. Кроме искривления позвоночника, страдает внимательность и успеваемость школьника в целом. Правильное положение за партой выглядит так:

  • локти малыша полностью лежат на столе, а не свисают вниз
  • спина выпрямлена, в ней не чувствуется напряжения. Она должна прикасаться к спинке стула
  • стопы полностью касаются пола или стоят на специальной подставке-опоре
  • стул для школьника должен иметь специальный выступ для поясницы
  • в согнутом положении колени образовывают прямой угол
  • также угол 90° должен быть между линиями спины и бедер
  • шею ребенок должен держать ровно, не вытягивая вперед и не наклоняя голову



Каким должно быть рабочее место школьника

Чтобы позвоночник ребенка развивался правильно, нужно создать благоприятные условия для ученика не только в школе, но и дома. Один из важнейших пунктов - выбрать письменный стол в соответствии с ростом малыша. Оптимальное решение - купить парту трансформер , которая будет «расти» вместе с вашим сыном или дочкой. Регулироваться по размеру могут и стулья, в некоторых моделях можно изменять угол наклона спинки.

Здоровая осанка ребенка во многом зависит от того, насколько правильно школьник сидит за партой. В школе положение ребенка за столом должен контролировать учитель, а дома - мама с папой. Стол и стул для ученика подбирайте по росту, чтобы сидеть было комфортно, и учеба давалась с легкостью.

Школьные годы – большой отрезок жизни. За это время мы успеваем не только повзрослеть, получить среднее образование и почувствовать себя самостоятельным человеком, но и приобрести проблемы со здоровьем. Одно из самых распространенных нарушений, доставшихся большинству по окончании 11 класса вместе со школьным аттестатом, - неправильная осанка. А все потому, что редко кто из родителей задумывался о том, как правильно должен сидеть их ребенок за партой. В приоритете были хорошие оценки, экзамены, долгожданные каникулы... А в классе день за днем позвоночник получал постепенные искривления. И даже если время от времени учителя напоминали, как правильно сидеть за партой, чтобы сохранить осанку, мало кто прислушивался к их советам. Чтобы не повторять собственных ошибок, научите своего ребенка сидеть за партой правильно.

Как сидение за партой влияет на спину?
Позвоночник – опора всего организма. В некоторых медицинских источниках прошлого времени еще можно встретить слегка пафосную метафору: позвоночник называют «столбом здоровья». Хотя, если разобраться, то это не такое уж сильное преувеличение. Ведь от здоровья позвоночника зависит не только внешний вид человека (а он очень важен, особенно в молодости!), но и работа всех систем органов. Не говоря уже о болях в спине, сопровождающих искривления позвоночника. Искривленный позвоночник мешает заниматься некоторыми видами спорта, выдерживать большие нагрузки, наслаждаться полноценной жизнью. И корень этих серьезных трудностей лежит в самых простых, даже элементарных, жизненных ситуациях. Потому, наверное, мы и не уделяем им должного внимания. И спохватываемся подчас слишком поздно, когда в позвоночник уже деформирован.

Но дело в том, что не только позвоночник поддерживает тело. Он, в свою очередь, тоже нуждается в поддержке, которую обеспечивают мышцы спины. Для их достаточной силы необходимы тренировки. И речь не только и не столько о спорте, хотя и он необходим растущему организму. Но общий режим активности напрямую влияет на состояние спинных мышц и позвоночника. Для правильного развития школьник должен активно двигаться, бегать, ходить, стоять на обеих ногах. Вместо этого дети и подростки школьного возраста проводят по несколько часов кряду сидя за партой, отвлекаясь лишь во время коротких перемен (да и то не все). Вернувшись вечером домой (куда добрались, сидя в автобусе или папиной машине), садятся за уроки или за стол перед компьютером (который, по сути, мало отличается от парты в школе). И так день за днем, год за годом. Эту неподвижность разбавляют уроки физкультуры пару раз в неделю, в лучшем случае – занятия в спортивной секции. Но они не уменьшают того вреда, который наносит здоровью неумение правильно сидеть за партой.

Как сидеть за партой – правила для сохранения осанки
Чтобы свести к минимуму вред от малоподвижного образа жизни, нужно с детства учить ребенка правильно сидеть за партой и любым другим столом. При том важно, чтобы он придерживался ваших рекомендаций не только под присмотром, но и тогда, когда вас нет рядом, чтобы напомнить о необходимости принять правильное положение. Единственный вариант – с самого детства объяснять, показывать и довести до автоматизма такое положение тела за партой:

  1. Спина должна быть ровной, позвоночник направлен вертикально. Допускается лишь небольшой наклон вперед, и то при условии сохранения позвоночника ровным, то есть наклон в случае необходимости осуществляется всем корпусом.
  2. Плечи все время должны оставаться на одном уровне и образовывать горизонтальную линию, без наклонов. Это получится само собой, если будет выполнено требование первого пункта.
  3. Между грудью и партой обязательно оставлять промежуток. В среднем он должен быть таким, чтобы помещалась раскрытая ладонь, повернутая вверх вдоль края стола. Ложиться на стол или прижиматься к нему грудью категорически запрещено – это нарушает вертикальное положение спины и прямоту позвоночника.
  4. Руки должны лежать на парте, причем при сгибе в локтях образуется приблизительно прямой угол. Если ребенок привыкнет опускать одну руку вниз, под парту, плечи не будут горизонтальными. Если обе руки опускаются вниз – плечи ссутуливаются, спина округляется и «горбится».
  5. Ноги должны стоять на полу твердо, рядом друг с другом. Обе стопы должны полностью касаться пола, от пятки до пальцев. Нагрузка на обе ягодицы при этом одинаковая.
  6. Запрещается класть ногу на ногу. Ноги должны быть параллельны друг другу и сгибаться в коленях так, чтобы бедро и голень образовывали между собой прямой (или максимально близкий к нему) угол.
  7. Подпирать голову одной или двумя руками, опираться о стол локтями и тянуться в любую сторону, прикасаясь к краю стола подмышками, - нельзя.
  8. Нельзя также наваливаться спиной на спинку стула. Она предназначена для легкой поддержки и временного отдыха. Если касаться спинки – то всем позвоночником, а не только поясничным или другим отделом.
Учтите также, что все эти правила подразумевают, что парта и сама соответствует стандартам. Когда-то в школах партой назывались не просто письменные столы в классных кабинетах, но цельные конструкции, состоящие из стола и соединенной с ним лавки. В современных школах чаще всего стулья и столы не связаны между собой. Это создает ситуации, когда правильно сидеть за партой просто невозможно. Чтобы избежать ошибок, запомните признаки правильной парты:
  • Размеры парты зависят от роста ребенка. Соответственно, в младших и старших классах не может быть одинаковых по высоте столов и стульев.
  • Если высота парты и стула подобрана правильно, то соблюдение правильной осанки не вызывает труда. Иначе невозможно будет поставить ноги на пол всей ступней и при этом согнуть колени под прямым углом.
  • Соответствие высоты стола и стула определяется возможностью положить на стол руки, согнутые в локтях под прямым углом. Если стул слишком низкий, угол сгиба будет острым. Если высота стола недостаточна – кисти рук будут неестественно выгибаться, что чревато развитием так называемого тоннельного синдрома в запястьях.
  • Нельзя сидеть за партой на табурете, у стула должна быть спинка. Спинка стула направлена вертикально или с незначительным регулируемым наклоном назад.
  • Стулья на колесиках мешают поддерживать стабильную позу во время сидения за партой, поэтому они менее желательны, чем обычные стулья на четырех устойчивых ножках.
Если нет возможности или желания регулярно покупать новую мебель, приобретите сразу парту с регулируемой высотой. Это позволяет скорректировать позу с учетом разного роста детей в классе. Дома же такое продуманное рабочее место гарантирует, что активный рост не станет причиной дискомфорта для ребенка, а вы будете уверены, что он сидит за столом правильно.

Как приучить ребенка правильно сидеть за партой
Многие родители были бы очень рады сберечь здоровье своих чад и внимательно контролируют их осанку в домашней обстановке. Но в школе положение тела сидящего за партой ученика зависит только от него самого и неравнодушия учителя. Вот несколько практических рекомендаций, которые повышают вероятность того, что подросток не забудет, как правильно сидеть за партой:

  1. Регулярно (каждые 15-25 минут) нужно хотя бы немного подвигаться. Не вставая из-за стола, достаточно потянуться, размять плечи, повернуть голову в одну и в другую сторону, повращать шеей и т.п. Это восстановит кровообращение, заставит нарушить застывшую позу и в целом пойдет на пользу и физическому здоровью, и умственной деятельности.
  2. Если речь идет о школьных партах, расстояние между ними должно быть таким, чтобы можно было полностью выпрямить ноги под столом. Это обеспечит возможность проделать упражнения из предыдущего пункта и комфортное самоощущение при сидении за партой.
  3. В классе также нужно время от времени пересаживать детей из-за одной парты за другую. Это нужно для того, чтобы ребенок оказывался в разных местах относительно доски, учителя, прохода между рядами парт. Соответственно, неизбежные отклонения от ровной позы будут меняться тоже и частично уравновешиваться.
  4. Если на парте стоит монитор компьютера, то его центр должен находиться аккурат напротив глаз ученика, на том же уровне. При этом оптимально расстояние от экрана до глаз сидящего человека – около 50 сантиметров.
  5. Одно из самых сложных для соблюдения, но крайне важных правил – не класть ногу на ногу под столом. Чтобы облегчить формирование этой привычки, выбирайте для школьника парту с ящиком, полкой или перекладиной, ограничивающей пустое пространство.
Сидеть за партой правильно – это, кроме положения тела, означает не сидеть за партой слишком долго. Как раз в возрасте до 16 лет происходит активное формирование опорно-двигательного аппарата. И все заложенные в это время дефекты могут с годами «аукнуться» склонностью к мигреням, быстрой утомляемостью, ранним остеохондрозом и другими неприятностями. Повышать нагрузку на позвоночник можно только постепенно. Дети до 10 лет должны вставать из-за стола и двигаться через каждые полчаса. А между тем, уроки в начальной школе длятся не меньше 40 минут. Поэтому хотя бы дома следите за осанкой ребенка, чтобы он привыкал и правильно сидел за партой даже без надзора.
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Как избежать трещин во время кормления грудью? Как избежать трещин во время кормления грудью?