Интеллектуальное развитие ребенка. Правильные действия для того, чтобы развить свои интеллект

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Стать умнее в один миг невозможно. Быть умным - это образ жизни, постоянный поиск и преодоление себя. Это довольно сложный, но вместе с тем приятный путь. И вы можете выбрать, как его начать.

1. Регулярно занимайтесь физическими упражнениями

Это улучшает кровоток и насыщает мозг кислородом, а хорошее физическое состояние способствует хорошему психическому здоровью. Выберите программу, комфортную для своего возраста и физических способностей. Главное здесь - регулярность.

2. Убедитесь, что вы спите достаточно

Многочисленные исследования показали, что недостаток сна снижает концентрацию внимания, краткосрочную и долгосрочную память, скорость решения проблем, остроту зрения и слуха, замедляет реакцию. Особенно для поддержания хорошего психического здоровья важна правильная комбинация глубокого и быстрого сна. Здесь вам снова помогут физические упражнения и от Лайфхакера.

3. Придерживайтесь здорового, сбалансированного питания

Ваш мозг нуждается в определённом количестве питательных веществ для оптимальной работы. Разнообразьте своё привычное меню, чтобы получать достаточно витаминов, аминокислот и углеводов. Для этого не обязательно покупать пищевые добавки! Ранее мы писали .

4. Если вы курите - прекратите!

5. Снизьте употребление алкоголя

Алкоголь в небольших количествах, особенно в сочетании с общением, может быть полезным для некоторых функций мозга. Но чрезмерное употребление может привести к острым и хроническим нарушениям его деятельности и вызвать необратимые когнитивные расстройства.

6. Регулярно изучайте новое

Обучайтесь чему-то новому, например иностранным языкам, игре на музыкальных инструментах. Научитесь чему-то, что давно хотели попробовать! Это способствует пластичности и гибкости мозга. Изучение математики является отличной тренировкой логики и абстрактного мышления, а также улучшает концентрацию, психическую выносливость и гарантированно поднимет ваш IQ на несколько пунктов. Используйте , чтобы научиться чему-то новому.

7. Поддерживайте дружбу с умными и образованными людьми

Сделайте встречи с ними регулярными и обсуждайте широкий круг вопросов - сложные интеллектуальные дискуссии подарят вам новые идеи и перспективы. Вы поймёте, как думают и выражают себя умные люди и что, возможно, стоит изменить в себе.

Если вы самый умный человек в комнате, то вы не в той комнате, где должны находиться.

Александр Журба, бизнесмен и венчурный инвестор

8. Читайте хотя бы одну серьёзную книгу в неделю и разнообразьте своё чтение

Это улучшит словарный запас и вербальный интеллект, а также повысит ваши знания и разговорный репертуар. Чтение должно быть !

9. Играйте в сложные компьютерные игры

Шутеры и гонки в лучшем случае развивают скорость реакции, но не дают вам умственной стимуляции. Выберите игру, которая включает в себя сложные правила, стратегию и требует определённых психических навыков. Такими являются, например, игры-головоломки Braid и Portal.

В многопользовательских онлайн-играх самым высоким порогом вхождения обладает, пожалуй, Eve-online .

10. Откажитесь от ограничивающих представлений о собственном интеллекте

Многие действительно квалифицированные люди склонны занижать свои способности и страдают от недостаточной уверенности в себе. Часто мнение родителей, чересчур критично настроенных (или даже некомпетентных) преподавателей значит больше, чем упрямые факты ваших успехов. Поверьте в себя и начните жить полноценной жизнью!

Что такое «Интеллект»?

Прежде всего, позвольте мне объяснять, что я имею в виду, когда я говорю слово «интеллект». Чтобы было понятно, я не просто говорю об увеличении объема фактов или битов знаний, которые Вы можете накопить, или то, что называют кристаллизовавшимся интеллектом - это не тренировка на беглость или запоминание – на самом деле, это практически противоположность. Я говорю об усовершенствовании Вашего подвижного интеллекта , или Вашей способности запоминать новую информацию, сохранять ее, затем использовать те новые знания как основу для решения следующей задачи или изучения еще одного нового умения и так далее.

Теперь, в то время как кратковременная память не является синонимом интеллекта, она очень связана с интеллектом. Чтобы успешно сделать интеллектуальный вывод, достаточно важно иметь хорошую кратковременную память. Таким образом, чтобы максимально использовать интеллект, стоит значительно улучшить кратковременную память – это как, например, использовать самые лучшие и современные детали, чтобы помочь механизму работать на высочайшем уровне.

Что из этого можно для себя извлечь? Это исследование имеет большое значение, потому что было обнаружено:

  1. Гипотетический интеллект можно тренировать.
  2. Обучение и последующий успех зависят от дозировки, чем больше Вы тренируетесь, тем больше пользы Вы извлекаете.
  3. Каждый человек может развить свои когнитивные способности, независимо от начального уровня.
  4. Прогресса можно достичь с помощью тренировок на заданиях, которые не напоминают вопросы в тесте.

Как можно применить это исследование на практике и извлечь из этого пользу?

Существует причина, по которой задача n-назад оказалась настолько успешным в увеличении когнитивных способностей. Эта тренировка включает в себя разделение внимания между конкурирующими раздражителями, то есть мультимодальность (один визуальный раздражитель, один - слуховой). Здесь нужно сосредоточиться на определенных деталях, игнорируя неподходящую информацию, и это помогает улучшать кратковременную память в течение долгого времени, постепенно увеличивая способность воспринимать информацию эффективно в нескольких направлениях. Кроме того, раздражитель постоянно переключали, таким образом, что никогда не возникало явления «тренировок на вопросы теста» - каждый раз было что-то новое. Если Вы никогда не сдавали n-назад тест, позвольте мне рассказать о нем: это очень непросто. Не удивительно, что от такого занятия столько пользы для когнитивных способностей.

Но давайте рассуждать с практической точки зрения.
В конечном счете, карты в колоде или звуки в произведении закончатся (эксперимент продлился 2 недели), таким образом, не практично думать что, если Вы хотите непрерывно увеличивать свои интеллектуальные способности в течение всей жизни, то одного n-назад будет достаточно. Кроме того, Вам это надоест, и Вы прекратите это делать. Я уверена, что я бы так и сделала. Не говоря уже о времени, которое Вы потратите на обучение таким образом – все мы постоянно очень заняты! Таким образом, нам стоит подумать, как смоделировать те же самые типы суперэффективных мультимодальных методов, стимулирующих мозг, - которые можно использовать в нормальной жизни, и все же получая максимальную пользу в росте когнитивного мышления.

Итак, принимая все это во внимание, я разработала пять основных элементов, которые помогут в развитии подвижного интеллекта, или когнитивной способности. Как я уже отметила, непрактично постоянно выполнять n-назад задание или его вариации каждый день всю оставшуюся жизнь, чтобы получать пользу для когнитивных способностей. Но практичным является изменение образа жизни, в котором будет та же самая – и даже большая польза для когнитивных способностей. Это можно делать каждый день, чтобы получить пользу от интенсивной все-мозговой тренировки, а также это должно перейти в пользу для полного когнитивного функционирования.

Вот эти пять основных принципов:

  1. Ищите новшество
  2. Бросьте себе вызов
  3. Мыслите творчески
  4. Не идите легким путем
  5. Будь в сети

Каждый из этих пунктов сам по себе уже великая вещь, но если Вы действительно хотите функционировать на максимально высоком когнитивном уровне, лучше выполнять все пять пунктов, и так часто, как возможно. На самом деле, я живу по этим пяти принципам. Если Вы примете их как фундаментальные руководящие принципы, то я гарантирую, что Вы будете максимально использовать свои способности, превосходя даже то, на что Вы считали себя способным - все это без искусственного повышения. Отличная информация: Наука подтверждает эти принципы с помощью данных!

1. Ищите новшество

Это не совпадение, что такие гении как Эйнштейн разбирались во многих областях, или были эрудитами, как мы их называем. Гении постоянно ищут новые занятия, изучая новые области. Это - их индивидуальность.

Только одна черта из «Великой пятерки» из Пятифакторной модели индивидуальности (Акроним: ОДЕПР, или Открытость, Добросовестность, Экстровертность, Приятность, и Раздражительность), которая связана с IQ, и это - черта Открытости к новому опыту. Люди, которые имеют высокий уровень Открытости, постоянно ищут новую информацию, новую деятельность, новые вещи, которым можно научиться - новые события, в общем.

Когда Вы ищете новшество, происходит несколько событий. Прежде всего, Вы создаете новые синаптические связи с каждой новой деятельностью, в которой Вы участвуете. Эти связи основываются друг на друге, увеличивая деятельность нервной системы, создавая еще связи, чтобы на их основании создавались новые связи – таким образом, происходит обучение.

Интересующей областью в недавнем исследовании является нервная пластичность как фактор в индивидуальных различиях интеллекта. Пластичность относится к числу связей, созданных между нейронами, и как это влияет на последующие связи, и насколько длительные эти связи. В основном это означает то, сколько новой информации Вы в состоянии принять, и в состоянии ли Вы сохранить ее, производя постоянные изменения в мозге. Постоянно подвергая себя непосредственно новым вещам, помогает поместить мозг в исходное состояние для обучения.

Новшества также запускают выработку допамина (я упоминала это раньше в других постах), который не только сильно мотивирует, но и стимулирует нейрогенезис - создание новых нейронов - и готовит мозг к обучению. Все, что Вы должны сделать, утолить голод.

Превосходное условие для обучения = Новая деятельность-> выработка допамина-> способствует более мотивированному состоянию-> которое способствует вовлечению и созданию нейронов-> может происходить нейрогенезис + увеличение синаптической пластичности (увеличение количества новых нервных соединений, или обучения).

Как продолжение исследования Джегги, исследователи в Швеции обнаружили, что после 14 часов тренировок кратковременной памяти в течение 5 недель, наблюдалось увеличение количества обязательного потенциала допамина D1 в предлобной и теменной областях мозга. Этот определенный рецептор допамина, тип D1, связан с ростом нервных клеток и их развитием, между прочим. Это увеличение пластичности, способствуя большему закреплению этого рецептора, является очень полезным для того, чтобы максимизировать когнитивное функционирование.

Выполняйте дома пункт: Будьте «Эйнштейном». Всегда ищите новую деятельность для ума – расширяйте свои когнитивные горизонты. Изучите инструмент. Походите на курсы живописи. Пойдите в музей. Почитайте о новой области науки. Будьте зависимыми от знаний.

2. Бросьте себе вызов

Существует огромное количество ужасных работ, написанных и распространенных о том, как «тренировать мозг» и «стать умнее». Когда я говорю о «тренировочных играх для мозга», я имею в виду игры на запоминание и на скорость, целью которых является увеличение скорости обработки информации и т.д.; сюда относятся такие игры, как, например, Судоку, которыми советуют заниматься в «свободное время» (закончите оксюморон, учитывая развития когнитивных способностей). Я собираюсь развенчать часть того материала, который Вы ранее слышали об обучающих играх для мозга. Вот, что я Вам скажу: Они не работают. Индивидуальные обучающие игры не делают Вас умнее - они делают Вас более опытными в обучающих играх для мозга.

Итак, у них действительно есть цель, но результат не продлится долго. Чтобы чего-то получить из этих типов когнитивного вида деятельности, нужно обратиться к первому принципу поиска новшества. Как только Вы справляетесь с одним из этих когнитивных действий в обучающей игре для мозга, Вы должны идти дальше к следующей стимулирующей деятельности. Поняли, как играть в Судоку? Отлично! Теперь переходите к следующему типу стимулирующих игр. Проводилось исследование, которое подтверждает эту логику.

Несколько лет назад ученый Ричард Хэиер хотел узнать, можно ли значительно увеличить когнитивную способность с помощью интенсивных тренировок на новых видах умственной деятельности за несколько недель. Они использовали видеоигру Tetris в качестве новой деятельности, и использовали людей, которые никогда раньше не играли в игру, в качестве объектов исследования (знаю, знаю – представляете, такие люди существуют?!). Они выяснили, что после тренировок в течение нескольких недель на игре Tetris, у объектов исследования наблюдалось увеличение корковой толщины, а также увеличение активности коры головного мозга, подтверждением чего служило увеличение количества глюкозы, использованной в той области мозга. В основном, мозг использовал больше энергии в течение того периода тренировок, и становился толще - это означает большее количество нервных соединений, или новый изученный опыт - после таких интенсивных тренировок. И они стали экспертами в Tetris. Круто, да?

Вот в чем дело: После первоначального резкого когнитивного роста они заметили снижение как в корковой толщине, так и в количестве глюкозы, используемой во время выполнения задачи. Однако, они все так же хорошо играли в Tetris; их умение не ухудшалось. Сканирования головного мозга показали меньше мозговой активности во время игры, вместо ее увеличения, как в предыдущие дни. Почему же снижение? Их мозг стал более эффективным. Как только их мозг понимал, как играть в Tetris, и действительно начинал разбираться в нем, ему становилось лень что-то делать. Ему не нужно было работать так усиленно, чтобы хорошо играть в игру, таким образом, когнитивная энергия и глюкоза уходили в другом направлении.

Эффективность Вам не помощник, когда дело доходит до когнитивного роста. Чтобы мозг продолжал создавать новые соединения и поддерживал их активность, Вы должны продолжать идти дальше к другой стимулирующей деятельности, как только Вы достигаете пика мастерства в определенной деятельности. Вы хотите быть в постоянном состоянии небольшого затруднения, изо всех сил пытаясь достигнуть чего-то, независимо от того, что это, как отметил Эйнштейн в своем высказывании. Это держит мозг в подвешенном состоянии, так сказать. Позже мы вернемся к этому вопросу.

3. Мыслите творчески

Когда я говорю, что мыслить творчески поможет Вам усовершенствовать нервную систему, я не имею в виду написание картины, или выполнение чего-то вычурного, как, например, в первом пункте «Ищите новшество». Когда я говорю о креативном мышлении, я имею в виду непосредственное творческое познание, и что оно значит в то время, как в мозгу продолжается процесс.

В противоречие широко распространенному мнению, креативное мышление не является «мышлением с помощью правой части мозга». Здесь задействованы обе половин мозга, не только правая. Креативное познание включает в себя дивергентное мышление (широкий диапазон тем/предметов), способность находить отдаленные ассоциации с идеями, переключаться между традиционными и нетрадиционными взглядами (когнитивная гибкость), и создание оригинальных, свежих идей, которые также соответствуют деятельности, которой Вы занимаетесь. Чтобы все делать правильно, нужно, чтобы правое и левое полушарие работали одновременно и сообща.

Несколько лет назад доктор Роберт Штернберг , бывший Декан Университета Тафтс, открыл Центр PACE (Психология cпособностей, компетентности и мастерства) в Бостоне. Штернберг пытался не только определить основное понятие интеллекта, но и найти способы, с помощью которых любой человек может максимально развить свой интеллект посредством тренировок, и особенно, посредством обучения в школах.

Здесь Штернберг описывает цели Центра PACE, который был основан в Йельском университете:
«Основная концепция центра заключается в том, что способности не закреплены, они гибкие, их можно менять, каждый человек может преобразовать свои способности в свою компетентность, а компетентность в мастерство», объясняет Штернберг. «Особое внимание мы уделяем вопросу, как мы можем помочь людям изменить свои способности так, чтобы им было проще решать задания и справляться с ситуациями, с которыми они столкнутся в жизни».

Проводя исследование, Проект Радуга , он разработал не только инновационные методы креативного обучения в классе, но произвел оценку, которые проверяли студентов таким образом, что они должны были подходить к решению проблем творчески и практично, а также аналитически, вместо того, чтобы просто запоминать факты.

Штернберг объясняет:
«В Проекте Радуга мы оценили творческие, практические, а так же аналитические способности. Творческий тест мог быть, например, таким: ‘Вот мультфильм. Дайте ему название’ Практическим заданием могло бы быть фильм о студенте, который пришел на вечеринку, осматривается вокруг, никого не знает, и очевидно чувствует себя неловко. Что делать студенту?"

Он хотел понять, можно ли, научив студентов воспринимать задания с креативной точки зрения , заставить их узнать больше по теме, получать больше удовольствия от обучения, и переносить полученные знания в другие области научной деятельности. Он хотел разобраться, можно ли, изменяя методы обучения и оценки, предотвратить «обучение для сдачи тестов» и заставить студентов учить больше, в общем. Он собрал информацию по этой теме и таки получил хорошие результаты.

Вкратце? В среднем студенты в испытательной группе (те, которым обучали, используя креативные методы) получили более высокие итоговые баллы по окончанию курса в колледже, чем контрольная группа (в которой обучение вели с помощью традиционных методов и систем оценки). Но, для того, чтобы все было справедливо, - он дал испытательной группе тот же экзамен аналитического типа, как и обычным ученикам (тест, в котором представлено несколько вариантов ответов), и они также получили более высокие баллы на этом тесте. Это значит, что они смогли перенести знания, которые они получили, используя творческие, мультимодальные методы обучения, и набрали больше на абсолютно другом когнитивном тесте по тому же материалу. Вам это ничего не напоминает?

4. Не идите легким путем

Я уже упоминала ранее, что эффективность не послужит вам другом, если вы пытаетесь повысить уровень своего интеллекта. К сожалению, многие вещи в жизни ориентированы на то, чтобы увеличить эффективность. Таким образом, мы делаем больше, затрачивая при этом меньше времени, физических и умственных усилий. Однако это не имеет благоприятного воздействия на ваш мозг.

Возьмем один объект современного удобства, GPS. GPS является удивительным изобретением. Я отношусь к числу тех людей, для кого был изобретен GPS. Я ужасно плохо ориентируюсь на местности. Я все время теряюсь. Поэтому я благодарила судьбу за появление GPS. Но знаете что? Попользовавшись GPS в течение короткого времени, я обнаружила, что мое чувство ориентации стало еще хуже. Когда его не оказывалось у меня под рукой, я чувствовала себя еще более потерянной, чем раньше. Поэтому, когда я переехала в Бостон - город, откуда берут свое начало фильмы ужасов о заблудившихся - я перестала пользоваться GPS.

Врать не буду – моим страданиям не было предела. Моя новая работа подразумевала поездки по всем окраинам Бостона, и я терялась каждый день как минимум 4 недели. Я так часто терялась и бродила невесть сколько, что думала, что я потеряю работу из-за хронических опозданий (на меня даже пожаловались в письменной форме). Но со временем я начала находить нужный путь благодаря огромному навигационному опыту, который я приобрела с помощью только мозга и карты. Я действительно стала ощущать, где и что находится в Бостоне благодаря исключительно логике и памяти, а не GPS. Я до сих пор помню, как я гордилась тем, что нашла отель в центре города, где остановился мой друг, отталкиваясь только от названия и описания местности – даже без адреса! У меня было такое чувство, будто я окончила школу навигационного просвещения.

Технология во многом делает нашу жизнь проще, быстрее, эффективнее, но иногда наши когнитивные способности могут пострадать в результате такого рода упрощений и в будущем навредить нам. Прежде чем все начнут вопить и отправлять письма на электронную почту моим трансгуманистическим друзьям о том, что я грешу против технологии, я должна вас предупредить, что это вовсе не то, что я делаю.

Посмотрите на это так: когда вы едете на работу на машине, то на это уходит меньше физических сил, времени, и это более удобный и приятный способ, чем идти пешком. Вроде бы все хорошо. Но если вы только ездите или всю жизнь проводите на сигвэе , даже не короткие расстояния, то вы и не будете тратить энергию. Со временем ваши мышцы атрофируются, ваши физическое состояние будет ослабевать, и вы, вероятно, наберете лишний вес. В результате ухудшится ваше общее состояние.

Ваш мозг тоже нуждается в упражнениях. Если вы перестанете использовать свои навыки при решении проблем, ваши логические, когнитивные возможности, то как тогда ваш мозг будет всегда в лучшей форме, не говоря уже об улучшении ваших умственных способностей? Задумайтесь о том, что, если постоянно полагаться только на полезные современные удобства, то могут пострадать ваши навыки в определенной области. Например, программы-переводчики: замечательные, но мое знание языков заметно ухудшилось, как только я начала ими пользоваться. Теперь я заставляю себя думать над переводом, прежде чем узнаю правильный. То же самое относится и к проверке орфографии и автоматическому исправлению. По правде говоря, автоматическое исправление – это худшее, что было придумано для улучшения мыслительного процесса. Вы знаете, что компьютер найдет и исправит ваши ошибки, так что вы продолжаете себе печатать, даже не задумываясь о том. Как правильно пишется то или иное слово. В результате, через несколько лет стабильной автозамены и автоматической проверки правописания, являемся ли мы самой безграмотной нацией? (Хотелось бы, чтобы кто-то провел исследование данного вопроса.)

Есть моменты, когда использование технологии является оправданным и необходимым. Но бывают случаи, когда лучше сказать нет упрощениям и использовать свой мозг, пока вы можете позволить себе такую роскошь, как время и энергия. Для того, чтобы поддерживать себя в хорошей физической форме, рекомендуется как можно чаще ходить на работу пешком или подниматься по лестнице вместо лифта несколько раз в неделю. Разве вы не хотите, чтобы ваш мозг тоже оставался в форме? Откладывайте GPS в сторону время от времени, и окажите услугу своим навыкам ориентирования на местности и навыкам решения проблем. Держите его под рукой, но попробуйте сначала найти все сами. Ваш мозг поблагодарит вас за это.

5. Будь в сети

И вот мы подошли к последнему элементу на пути увеличения вашего когнитивного потенциала: компьютерная сеть. Что хорошего в этой последней установке, так это то, что если вы делаете предыдущие четыре вещи, вы, вероятно, уже делаете и это. Если нет, то начинайте. Немедленно.

Общаясь с другими людьми, либо через социальные сети такие как Facebook или Twitter, либо лицом к лицу, вы подвергаете себя таким ситуациям, которые позволят вам гораздо легче достичь целей 1-4. Сталкиваясь с новыми людьми, идеями и оказываясь в новом окружении, вы открываете себя новым возможностям для мыслительного роста. Находясь среди людей, которые могут не относиться к области вашей деятельности, вы сможете увидеть проблемы с новой стороны или открыть для себя новые решения, о которых вы никогда не задумывались прежде. Общение с другими людьми в интернете – это отличный способ научиться открывать себя для всего нового и воспринимать уникальную и значимую информацию. Я даже не стану вникать в то, какую общественную пользу и эмоциональное благополучие приносит компьютерная сеть, но это всего лишь дополнительное преимущество.

Стивен Джонсон , написавший книгу «Как рождаются хорошие идеи», обсуждает важность групп и сетей для продвижения идей. Если вы ищете новые ситуации, идеи, окружение и перспективы, то сеть является ответом для вас. Было бы довольно трудно реализовать концепцию «поумней», не делая сеть основной составляющей. Самое замечательное в компьютерных сетях: Выгодно для всех участников. Коллективный разум для победы!

Мне осталось упомянуть еще кое-что…
Помните, еще в начале этой статьи я рассказала историю о моих клиентах с расстройствами аутистического спектра? Давайте задумаемся на мгновение, как повысить уровень гибкости своего интеллекта в свете всего, о чем мы уже говорили. Чего эти дети способны достичь на таком высоком уровне? Это не случай и не чудо - это потому, что мы учли все эти принципы обучения в их программе терапии. В то время, как большинство других провайдеров терапии застряли на парадигме «Безошибочного обучения» и слегка модифицированных Методах Ловааса прикладного анализа поведения, мы приняли и полностью охватили мультимодальный подход к обучению. Мы заставили детей стараться учиться изо всех сил, мы использовали самые креативные методы, о каких только могли думать, и мы осмелились поставить планку, казалось бы, гораздо выше их способностей. Но знаете что? Они вышли за временные рамки, и заставили меня искренне поверить, что удивительные вещи возможны, если у вас достаточно воли, мужества и настойчивости, чтобы настроить себя на этот путь и придерживаться его. Если эти дети с ограниченными возможностями могут жить, при этом постоянно повышая свои когнитивные способности, то и вы сможете.

На прощание я задам вопрос для размышлений: Если у нас есть все эти вспомогательные данные, показывающие, что эти методы обучения и подходы к обучению могут иметь такое глубокое положительное влияние на когнитивный рост, почему программы терапии или школьные системы не воспользуются некоторыми из этих методов? Я бы хотела видеть их в качестве стандарта в области обучения, а не исключения. Давайте попробуем что-то новое и встряхнем немного систему образования? Мы бы значительно подняли коллективное IQ.

Интеллект – это не только то, сколько уровней в курсе математики ты прошел, как быстро вы можете решить алгоритм, или сколько новых слов более 6 символов вы знаете. Речь идет о том, чтобы приблизиться к новой проблеме, признать ее важные составляющие, и решить ее. Затем собрать полученные знания и применить их для решения следующей, более сложной проблемы. Речь идет об инновациях и воображении, и о том, чтобы суметь применить их для того, чтобы сделать мир лучше. Именно этот вид интеллекта и является ценным, и именно к такому виду интеллекта мы должны стремиться и именно его поощрять.

Об авторе: Андреа Кушевски – врач-консультант в области поведенческой терапии для детей, страдающих аутизмом, проживающая во Флориде; специалист по Синдрому Аспергера, или высокофункциональному аутизму. Она преподает основы поведения в социуме, коммуникацию, а также влияние поведения на сферу дома и общества, обучение детей и родителей методам терапии. Работа Андреа в качестве исследователя совместно с , американским отделением Исследовательской группы по общественным наукам METODO Transdisciplinary, Богота, Колумбия, исследует влияние нейро-когнитивных факторов поведения человека – сюда входят такие аспекты, как творческий потенциал, интеллект, незаконное поведение, и диффузорно-конфузорные расстройства типа шизофрении и аутизма. Также, будучи исследователем креативности, она – сама живописец и изучала различные виды визуальной коммуникации, начиная от традиционного рисунка к цифровой живописи, графического дизайна, и трехмерного моделирования, мультипликации в сфере медицинских наук и бихевиоризма. У нее есть блог на The Rogue Neuron и в Твиттере

элеонора брик

Тренировка мозга необходима каждому человеку. Без нагрузки, решения задач, обработки информации теряется навык думать, анализировать, мыслить. Для повышения интеллекта необходимо трудится ежедневно. Невозможно , выпив витамины или прочитав одну книгу за год. Новая информация заставляет мозг думать и повышает уровень IQ . Что читать для интеллектуального развития, кругозора и эрудиции?

Способы развития интеллекта

Уровень IQ зависит от грамотности, образованности человека, нестандартности мышления. Для интеллектуального развития тренируйте ежедневно мозг . Один из способов развития интеллекта – это чтение книг. Тщательно подбирайте список литературы: лучшие книги для общего развития интеллекта, словарного запаса и речи у взрослых действительно способны повысить качество жизни. А вот современные детективы, любовные романы не насытят информацией — такое чтиво расслабляет, но не учит.

Прежде чем непосредственно переходить к решению ставшего актуальным вопроса «какие полезные книги нужно прочесть для развития мозга, сознания, памяти, логического мышления, грамотной речи?», следует осознать, что развитие интеллекта невозможно без приобретения следующих навыков:

Повышения объема памяти . Необходимо для запоминания информации. Данные фиксируются и при случае извлекаются.
Увеличения словарного запаса . Беседа приобретает интеллектуальный оттенок, если собеседник умеет красиво высказываться. Обширный словарный запас помогает произвести впечатление умного человека.
Умение образно мыслить . Стимулирующие умственное развитие аудиокниги и развивающее речь интеллектуальное чтение способствуют , поскольку человек проживает описанную историю. Формируется опыт, образы запоминаются, при похожем случае информация всплывает и используется.

Навык скорочтения помогает усваивать информацию и обрабатывать тонны литературы. Интересная интеллектуальная литература для чтения и развития ума взрослого человека, книги по самоорганизации и эффективности мотивируют, заставляют следовать поставленным целям.

Какие книги нужно читать, чтобы повысить интеллект?

Интеллектуальные сайты в большинстве своем предлагают список книг для развития ума, улучшения речи и увеличения словарного запаса в общении — в такой список входит литература, затрагивающая различные сферы жизни . Развитие памяти, улучшение словарного запаса и способность к мышлению – это база, которая используется для обработки информации: чтобы стать всесторонней личностью необходимо расширить познания в основных отраслях.

Научные труды . Речь идет не о справочниках и энциклопедиях, состоящих из сплошных непонятных терминов. Читайте книги, рассказывающие историю творения мира, о природных явлениях, развитии культуры и искусства. Вспомните теорию Дарвина, почитайте труды Хокинга об истории времени.
Философская литература . Научные книги построены на теориях, доказательствах и учат понимать мир. Философия – это отрасль, посвящающая в тайны человеческих поступков и действий, изучает мышление людей. Включите в список философской литературы библейные издания различных религий. Сегодня многие увлекаются восточными авторами, делятся в социальных сетях мудростями. Яркий представитель восточной философии – Омар Хайям и его Рубаи. Интересны к прочтению, легко заучиваются наизусть. Дополните изучение философии книгами Стругацких, Ницше, Канта.
Художественные произведения . Знание классики – это как экзамен в интеллектуальное общество. Самые умные книги для взрослых, которые развивают интеллект, мозг и личность, будут бесполезны без полученной в свое время базы — основы закладываются со школьной скамьи, прививается любовь к поэзии и прозе. Если пропустили этот период, не желая , то пришло время наверстать упущенное. Художественные произведения помогают пополнить словарный запас, улучшают грамотность. Начните с таких книг: «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Незабудки» Пришвина, «Преступление и наказание» Достоевского, «Красное и Черное» Стендаля, «Войну и мир» Толстого. Современный интеллектуальный писатель Дюсимбиев Газинур и его рассказы отлично дополнит список классических произведений.
Исторические книги . Человек привык сравнивать сегодняшние события с прошедшими. Интеллектуал способен провести параллели на высоком уровне, так как знает историю развития своей страны и других государств. Чтение исторических книг дает знания о значимых событиях в мире и раскрывает особенности жизни знаменитых людей. История помогает осознать жизнь. Найдите труды популярных авторов: Лоренса, Бушкова, Мухина Юрия.
Чтение поэзии . Стихи один из древнейших способов передачи информации потомкам. Жанр легкий за счет рифмы, благозвучности и красоты речи. Постоянное чтение стихов способствует улучшению памяти и пополнению словарного запаса. Для развития интеллекта подойдет творчество Ахматовой, Шекспира, Бродского.

Определенного списка литературы для развития интеллекта нет. Есть рекомендации по чтению для школьников, студентов, абитуриентов, готовящихся к поступлению в ВУЗы. Главное — выработать навык чтения . Используйте свободное время для получения информации. В помощь придут современные гаджеты и аудиокниги. Со временем заметите, что чтение станет привычкой. Появится потребность в погружении в увлекательный мир, наполненный знаниями и открытиями.

Список книг для развития интеллекта

Основы закладываются в школьные годы. Поэтому множество книг выпущено с расчетом на подрастающую аудиторию. Но, не когда не поздно учиться, получать знания, тренировать память. Интеллектуальное развитие не имеет возрастных ограничений . Главное желание стать умнее и регулярность действий.

Список книг для развития интеллекта:

«Интеллект-тренинг», Родионова А. После прочтения трудов этого бизнес-тренера человек получает такие результаты: , запускаются процессы мышления, пополняется словарный запас. Книга построена по принципу обучающей литературы: читай и внедряй. Автор дает понять, что человеческие возможности неограниченны, никогда не поздно достичь совершенства. Читающему предлагаются варианты развития умственных способностей.


«Развивайте интеллект…». Труды Картера Филипа включают тесты, помогающие развитию интеллекта. Подойдут тем, кто готов решать разнообразные шарады и головоломки. Практические упражнения помогут в развитии мышления, улучшат память, сделают человека более сообразительным. Книга очень затягивает, на задачки приведены ответы.
«Мозг на 100%». Автор поведает, как . У обычного человека он находится в спящем состоянии. Просмотр сериалов, выполнение однообразной работы приводит мозг в спячку, теряются навыки, приобретенные в школе. Ольга Кинякина предлагает заставить работать мозг. В книге содержатся все необходимые упражнения, задания и задачки для улучшения памяти, развития интеллекта. Интенсивная программа способствует развитию мышления, .
«Основы механического запоминания». Книга Зака Белмора рассчитана на любой возраст. Более того, для лучшего усвоения информация и для достижения результата, автор разбил книгу на главы. Каждый из разделов предназначен для определенной возрастной группы. Выполняя упражнения, человек обучается запоминать большие объемы информации и полотна текста. Процесс запоминания упрощается, становится произвольным.

Рекомендуемое интеллектуальное чтиво для ума, хорошая классическая литература для развития речи представляют собой комплекс упражнений для тренировки мозга. Как человеку нужна вода для жизни, так мозгу – информация для размышлений. Принимайте пищу для ума ежедневно, уделяя чтению не менее 1 часа в день .

Что читают умные люди по духовному развитию и для интеллекта?

Подойдет литература, способная запустить процессы мышления и способствующая активизации памяти. Желая повысить уровень IQ, многие люди делают ставку на количество прочитанных книг. Если сюжет не увлекает, описанные упражнения кажутся нелепыми и бесполезными, то лучше отложить книгу и перейти к следующей. Просто чтение не сделает человека умнее , поскольку материал не будет применяться в жизни.

Труды Эдварда де Бона . Если хотите научиться мыслить не так все, готовы оторваться от стандартов, то начните с книги «Шесть шляп мышления». Во время изучения материала у вас появится возможность поиграть. Чтобы получить результат действуйте, выполняйте задания автора. Книга интересна включением различных жизненных ситуаций, к которым читателю предлагается подобрать свои шляпы мышления. Практические занятия помогают сделать мышление оригинальным и нестандартным. Еще одна занимательная книга автора – «Научите себя думать». В основе сюжета методика Эдварда, помогающая привить читателю навык хотеть учиться и развиваться. Предложенная методика направлена на усовершенствование мыслительного механизма. Книгу можно назвать самоучителем, так как она включает 5 этапов. Постепенное выполнение шагов приводит к желаемому результату.
Книги Рона Хаббарда . Хорошие отзывы получила книга «Технология обучения». Представляет собой учебник, основная задача которого, научить читающего учиться. Люди, последовавшие подсказкам автора, повысили интеллектуальный уровень на 15%. Рон Хаббард убежден, что IQ человека формируется из нескольких составляющих. И основная из них – это умение обучаться или другими словами системность получения новой информации в течение всей жизни человека. В книги «Самоанализ» автор делает акцент на памяти человека. Если своевременно не вспомнить интересный факт или историческую информацию, то не стоит и говорить об интеллектуальном развитии. Прочитанные книги будут забываться через несколько дней, если не запустить работу памяти на полную катушку. Книга содержит практические рекомендации, которые помогают человеку самосовершенствоваться. Особое внимание автор уделяет зрительной памяти, считая, что существует возможность ее развития.

«Развитие памяти для «чайников» . По названию книги понятна ее основная цель. Прежде чем приступать к изучению возьмите за основу, что универсальных и простых способов улучшения памяти не существует. Для достижения результата методики комбинируются. Чем больше способов вы используете, тем лучше эффект. Интересно, что комбинация методов приносит результат в независимости от возраста. Джон Богосиан Арден – автор книги, уверен, что свойства памяти одинаковы у студента и пенсионера, поэтому поддаются одинаковому развитию.

Прежде чем приступать к чтению книг, проверьте уровень интеллектуального развития . В интернете приведены тесты и предложено время для выполнения задач. При первом прохождении не спешите вложиться в установленный срок. Отвечая на вопросы теста, вы уже развиваетесь, поскольку решаете задачки и головоломки. Полученные данные помогут определиться, в каком направлении двигаться, чего не хватает вам: словарного запаса, творческого мышления, навыка запоминания информации. Затем приступайте к исправлению ситуации, изучая и практикуя предложенные книги.

Заключение

С учетом того, что люди говорят, мыслят и читают на разных языках, списки интеллектуальной литературы от различных составителей могут очень разниться: составить универсальный список невозможно – он будет слишком объемным. Поэтому читайте всегда, старайтесь непрерывно и последовательно совершенствовать свой интеллект — пусть это станет полезной привычкой, продлевающей жизнь и улучшающей общение с окружающими людьми. Читайте с пользой и с удовольствием!

17 марта 2014

Упражнения на развитие интеллектуальных способностей

Развитие мышления, логики, памяти, внимания, наблюдательности, восприятия, вербального и невербального интеллекта. Буриме, лимерики, загадки как средство интеллектуального развития. Приведены логические задачи, вопросы на развитие логики. Упражнение-разминка в процедуре группового тренинга. Процедура группового психологического тренинга. Участники играют в игру: будто они "мыслеголики" и хотят от этого излечиться. Процедура группового психологического тренинга. Участникам на короткое время показывается таблица с 25 буквами, далее по памяти следует составить слова из этих букв. Процедура группового психологического тренинга. Участники находят аналогии в несвязанных вещах. Упражнение направлено на развитие остроумия и вообще интеллекта. Упражнение поможет раскрыть интеллектуальные способности, актуализировать скрытый потенциал и развить остроумие. Выработка умения и привычки сравнивать между собой разного рода объекты, явления. Упражнение позволит несколько развить интеллект за счёт увеличения предметной силы мысли. Упражнение предназначено для индивидуального использования. Оно поможет научиться составлять словесный портрет, быстро запоминать внешний вид других людей, их характерные особенности. Развивает зрительную память. Совсем не просто думать без мата. Но надо, если есть желание повысить свой интеллект. Процедура группового психологического тренинга. Направлена на раскрытие интеллектуальных способностей. Процедура группового психологического тренинга. Участники запоминают различные позы. Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают иероглифы, записывают ими свои мысли. Процедура группового психологического тренинга. Участники ищут лишнее четырехзначное число. Процедура группового психологического тренинга. Направлена на развитие наблюдательности и зрительной памяти. Упражнение поможет повысить свой интеллектуальный уровень за счёт развития комбинаторных способностей. Никогда не помешает посмотреть на мир глазами дурака: с одной стороны это повысит ваше уважение к собственному интеллекту, к своим достижениям на интеллектуальном поприще, а с другой стороны - может способствовать расширению вашего мировоззрения, нахождению новых, полезных истин в самых разнообразных областях знания! Процедура группового психологического тренинга. Участники тренируются в абстрагировании-конкретизации. Упражнение по развитию наблюдательности, умения быстро оценивать личные качества других людей. Упражнение предназначено для развития понятийного мышления и в целом интеллекта. Процедура группового психологического тренинга. Участники стараются запомнить алгоритм выполнения действий с числами. Процедура группового психологического тренинга. Участники предлагают множество интерпретаций одной и той же истории. Небольшое упражнение поможет весьма эффективно развить гибкость мышления. Упражнение поможет развить интеллектуальные способности через раскрытие аналитических способностей. Упражнение развивает наблюдательность, интеллектуальные способности. Процедура группового психологического тренинга. Может использоваться как в тренингах интеллекта, так и в качестве интеллектуальной разминки иных тренингов. Участники подбирают рифмы. Упражнение поможет развить наблюдательность, умение разбираться в людях, понимать их проблемы. Процедура группового психологического тренинга. Каждый участник получает секретную инструкцию о том, как себя вести; другие должны догадаться. Упражнение направлено на развитие наблюдательности. Известное упражнение, направленное на развитие интеллектуальной гибкости. Процедура группового психологического тренинга. Участники разгадывают анаграммы: перепутаны не только буквы, но и слова. Процедура группового психологического тренинга. Упражнение направлено на раскрытие интеллектуальных способностей, развитие умения разбираться в людях. Процедура группового психологического тренинга, направленного на развитие интеллектуальных способностей. Развивает способность мыслить логично, рассудительно. Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают себе суперсилу. Упражнение направлено на развитие беглости мышления. Процедура группового интеллектуального тренинга. Участники выводят разные забавные выводы из заданной аксиомы, что "все относительно". Процедура группового или индивидуального интеллектуального тренинга. Участники наводят порядок в словах пословиц. Процедура группового психологического тренинга. Участники соревнуются между собой – кто придумает наиболее длинный хиатус (череда гласных букв в осмысленном предложении). Процедура группового психологического тренинга. Участники представляют себя шахматными фигурами. Процедура группового психологического тренинга, направленная на развитие интеллектуальных способностей. Хорошо подходит для раскрепощения группы, знакомства участников между собой (для начала тренинга). Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово «лишнее», не обладающее этим признаком, исключить. Процедура группового психологического тренинга. Участники делятся на 2-3 команды, коллективно считают в уме. Интеллектуальное раскрепощение. Упражнения, направленные на развитие памяти через расширение объёма памяти, освоение специальных приёмов запоминания и припоминания. Несколько упражнение на развитие памяти у подросктов. Развитие произвольности внимания, а также отдельных характеристик внимания. Развитие воображения, фантазии. Развитие аналитико-комбинаторных способностей. Никому не будет лишним развить своё воображение. Хорошее воображение позволяет нашей памяти работать более качественно и эффективно, а также является надёжной опорой нашего мышления, позволяя оперировать сложными образами. Один из способов развития воображения - с помощью поэзии. Изменение привычных временных связей. Изменение привычных пространственных связей. Изменение привычных связей общности. Несколько игр на развитие зрительной памяти. Основное в развитие наглядно-образного мышления - научить создавать новые образы, раскрепостить фантазию. Данное упражнение, а точнее цикл упражнений, предназначен для развития навыков скорочтения. Несколько игр на развитие тактильной памяти. Несколько словесных игр. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербального интеллекта. Данная техника поможет в выработке оригинальных идей, неожиданных решений проблемы. Предназначена для неопределенных ситуаций, в которых не ясны все возможные способы решения проблемы. Упражнения, направленные на развитие качественного восприятия. Развитие вербального интеллекта. Освоение мнемотехнического приема. Развитие внимания и памяти в процессе группового тренинга. Упражнение предназначено для развития памяти, вербального интеллекта. Развитие интеллекта в групповом тренинге. Развитие вербальной беглости. Формирование умения оперировать словами, точно выражать мысли. Вербальная беглость. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербального интеллекта. Развитие понятийного мышления. Развитие ассоциативного мышления. Развитие интуитивного восприятия вероятности событий, тактических способностей. Развитие вербального интеллекта: восстановление порядка слов в пословицах. Развитие концентрации внимания. Развитие концентрации внимания. Развитие понятийного мышления. Развитие логического мышления. Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают словесное описание монстра. Развитие концентрации внимания, воображения. Развитие вербального интеллекта, воображения. Развитие вербальной беглости. Нужно произвести обобщение и ограничение понятий. Развитие понятийного мышления. Развитие вербальной беглости. Развитие критичности мышления, внимания, чувства языка. Развитие понятийного мышления. Развитие внимания, чувства языка. Развитие внимания. Развитие воображения. Задание направлено на широту мышления, всесторонний анализ. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербальной беглости. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербальной беглости. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербального интеллекта. Интеллектуальное раскрепощение. Развитие логического мышления. Формирование установки на всесторонний анализ ситуации. Задание дисциплинирует и углубляет мышление. Развитие вербальной беглости.

На этом сайте тема о развитии интеллекта уже обсуждалась в статье . Однако я нашел новые способы, которые помогут Вам развить интеллект. Эти способы не новые, но их нужно обязательно использовать, чтобы был видимый прогресс. Что это за способы, Вы узнаете ниже.

Что такое интеллект?

Сначала неплохо было бы узнать, что такое интеллект , и уж потом знакомиться со способами его развития. Интеллект – это в первую очередь человеческая способность личности, которая позволяет ему мыслить, анализировать, запоминать и извлекать информацию из памяти. Как Вы видите, из этого определения можно сделать вывод, что интеллект охватывает сразу несколько отделов головного мозга. А это значит, что для развития интеллекта, необходим комплексный подход. Ниже я привел самые лучшие способы для развития интеллекта.

Как развить интеллект?

Первый и самый базовый способ это оптимальное время для отдыха . Очень трудно развивать свой интеллект, если Вам постоянно хочется спать. Если у Вас недосып, то рекомендую прочесть статью . Вы ведь сами замечали, что очень сложно на чем-то концентрироваться, когда Ваше внимание рассеяно и углубленно в себя. Были проведены некоторые исследования, которые доказали, что усталость снижает уровень IQ на несколько баллов. Поэтому, для 100% активизации всех умственных способностей, я советую Вам хорошенько высыпаться. Для этого вовремя ложитесь спать.

Второй способ это анализ информации при помощи записи . Иногда к нам приходят идеи, и у нас появляется возможность сделать выбор: или записать идею или запомнить ее. Я советую размышлять над идеями не устно (мысленно), а письменно. В письменной форме Вы будете фиксировать каждый свой шаг, и именно в письменной форме Вы активизируете сразу несколько участков мозга. Кроме того, анализируя информацию или идею в письменном виде, Ваша концентрация увеличивается как минимум в три раза. А это значит, что анализ становится очень глубоким, и Вы сможете .

Третий способ – выключайте телевизор . Просмотр телевизора точно не развивает Ваш интеллект, а вот вынос мозга обеспечивается. Я думаю, Вы знаете, что телек оказывает гипнотическое воздействие, а это значит, что Вы становитесь управляемым зомби. Я Вам настоятельно рекомендую после работы находиться одним в комнате с выключенным светом. В темноте и в тишине Вы способны генерировать гениальные идеи и находить реальные способы для . Тишина и покой помогают Вам развивать интеллект - запомните это.

Четвертый способ это развивающие игры . Для развития интеллекта Вам поможет игра в шахматы. Эта самая лучшая игра для развития интеллектуальных способностей, так как требует огромной концентрации, логического анализа и расчетов. В ходе игры из-за нескончаемых мыслительных процессов, развивается не только Ваш ум. Эта игра . А так, если Вам шахматы не нравятся, то Вы можете найти другие развивающие игры. На сегодняшний день их очень много, и проблемы их найти не будет.

Пятый способ – общение с разными людьми . Общение не только развивает Ваш кругозор, но и развивает Ваш интеллект. Для успешного развития интеллектуальных способностей нужно очень много общаться. Если Вы в какой-то теме не разбираетесь, то хотя бы внимательно слушайте, что Вам говорят. Выслушивайте чужое мнение, делайте свои выводы и так далее.

Шестой способ – читать книги . Самый банальный, доступный и мощный способ развить интеллектуальные способности. Тот, кто много читает, не дает своему мозгу расслабиться, и тот вынужден расти. это отличный способ прокачать мозги. Кроме того, начитанные люди никогда не испытывают сложности в общении. Им всегда есть, что рассказать своему собеседнику.

всегда являлись и будут являться мощным эффективным способом по развитию интеллекта. Я отдаю предпочтение кубику рубику, собиранию пазла, разгадыванию кроссвордов и загадок. А вообще, сейчас Вы с легкостью можете найти что-то свое.

Восьмой способ – . Я очень часто говорю, что человек – это запрограммированное ограниченное существо. Все мы каждый день делаем одни и те же вещи совершенно одинаково. На пользу Вашему интеллекту это никак не идет, ведь он не напрягается. Поэтому, Вам нужно начать делать обыденные вещи совершенно по-другому. В этом случае Ваш мозг начнет напрягаться. Например, Вы сегодня приняли решение поехать на работу другим маршрутом. И тут начинается долгий мыслительный процесс. Вы начинаете обдумывать, какой дорогой, во сколько надо выехать, чтобы во время приехать на работу и прочие мелочи. Другими словами, Вы начинаете экспериментировать, а это способствует развитию Вашего ума.

активизирует сразу несколько отделов головного мозга для воплощения поставленной задачи. При рисовании Ваша концентрация увеличивается, Вы как будто отрешаетесь от внешнего мира, далее, мыслительные процессы работают полным ходом, и Ваш мозг вынужден развиваться. Рисовать Вы можете все, что угодно и как угодно. Не старайтесь стать Пабло Пикассо, просто рисуйте то, что задумали.

Это десятый способ для развития интеллекта. Чтобы Ваш интеллект развивался, его надо постоянно чем-то кормить. И лучше будет, если эта информация будет новой. Начните изучать иностранный язык, или начните осваивать какую-нибудь программу, в которой Вы полный ноль. Короче, учитесь новому и делайте это с энтузиазмом.

Одиннадцатый способ развить интеллект всего скорее косвенный, чем прямой. Начните бегать, подтягиваться, отжиматься. При физической нагрузке вырабатывается нейротропный фактор мозга – белок, отвечающий за развитие нейронов, а нейроны являются ключевым звеном интеллектуальных способностей.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Как избежать трещин во время кормления грудью? Как избежать трещин во время кормления грудью?