Дидактические игры по духовно нравственному воспитанию. Игры по социально-нравственному воспитанию

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

ИГРА, КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА.

«Без игры нет и не может быть

полноценного развития.

Игра - это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток

представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая

огонёк пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский

Перед нами стоят, следующие задачи по нравственному воспитанию детей:

1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формировать умение договариваться, помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками.

2. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. Объяснять детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых; учить слушать собеседника и без надобности не перебивать его.

3. Воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям; учить помогать им.

4. Формировать такие качества, как отзывчивость, справедливость и скромность.

5. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

6. Обогащать словарь формулами словесной вежливости: «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т.д.

7. Развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу (у мальчиков - стремление помочь девочкам, уступить место, подать стул, пропустить вперед себя в дверь; у девочек - скромность, заботу о других).

8. Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.

9. Воспитывать стремление выражать свое отношение к окружающей действительности.

10. Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение.

11. Воспитывать желание познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества), формировать бережное отношение к ней.

12. Воспитывать уважительное отношение к культуре других народов.

Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.

1.Игра, как эффективное средство нравственного воспитания.

Игра - одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника в семье.

В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль (врача, артиста цирка, шофера), ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживается, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.

Игра ребенка имеет свои особенности. Эмоциональная сторона игры часто определяется отношением между ребенком и взрослыми. Эти отношения вызывают у ребенка желание подражать старшим членам семьи, их взаимоотношениям. Чем демократичнее отношения между членами семьи, тем ярче они проявляются в общении ребенка с взрослыми, переносятся им в игру. Общение, разнообразные жизненные ситуации создают условия для игровой деятельности ребенка, особенно для развития сюжетно-ролевых игр с бытовой тематикой, происходит нравственное воспитание ребенка. Игра - как ведущий вид деятельности дошкольника, вызывает в его психике качественные изменения (о которых было упомянуто выше). Игра важна и для приобретения ребенком социальных навыков общения, взаимодействия со сверстниками, не говоря о том, что в процессе игровой деятельности происходит проникновение ребенка в мир взрослых людей. Таким образом, - человеческая игра это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.

Элементы ролевой игры начинают развиваться еще в раннем детстве. В дошкольном возрасте игра складывается в специфическую деятельность, которая имеет сложную структуру. Известно такое многообразие игр дошкольников, что необходимо структурировать наши знания, - в противном случае возникнет путаница.

Наиболее актуальным для дошкольников являются сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры.

1.Сюжетно-ролевые игры имеют следующие структурные компоненты:

Сюжет - то есть действительность, которую отражают дети в своих играх. Обычно они воспроизводят сцены из семейного быта и трудовой деятельности. При этом, каждому дошкольному возрасту свойственно воспроизводить разные стороны действительности внутри одного и того же сюжета (от сосредоточения на выполнении действия до отражения сложных социальных отношений).

На протяжении дошкольного детства происходит усложнение, как сюжета, так и содержания игры.

В ходе сюжетно-ролевых игр дошкольник берет на себя определенные роли и подчиняется правилам , требуя и от других детей их соблюдения. Учитывая данную особенность сюжетно-ролевых игр, взрослому важно грамотно руководить игрой детей, чтобы донести до них нравственные нормы поведения и правила, которые воспроизводятся детьми в процессе игровой деятельности.

2. Дидактические игры - это специфическая и содержательная для детей деятельность. Данный вид игры имеет готовый игровой материал, замысел и правила , т.е. дидактические игры, применяются в педагогическом процессе (в отличие от сюжетно-ролевых, которые имеют спонтанный характер). Дидактические игры имеют цель , т.е. эта игра направлена на получение конкретного результата. Цель имеет два аспекта:

Познавательный, т.е. то, чему мы должны научить ребенка;

Воспитательный, т.е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

Цель дидактической игры направлена на развитие определенных психических процессов, способностей. Игровой замысел представляет собой игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Во всех случаях замысел игры реализуется в игровых действиях , которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась.

Важной особенностью игры являются игровые правила , которые доносят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу.

Взрослый организует игру и направляет ее - он помогает преодолевать затруднения, оценивает действия ребенка. Дидактические игры являются осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно включается. Полученный социальный опыт становится его личным достоянием, так как его можно применить и в других условиях. Игра должна давать ребенку возможность применять на практике то, что ему знакомо и побуждать к усвоению нового.

У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. Большинство дидактических игр является коллективными. Наличие правил создает условия для самоорганизации детей, а это в свою очередь основа для формирования правильного поведения и отношений среди людей.

3.Подвижные игры направлены на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их биологической потребности в движениях. Отличительная черта подвижных игр - их эмоциональность (нельзя допускать монотонность). Подвижные игры должны содержать интересные двигательные задания, игровые образы, неожиданные ситуации. Существуют подвижные игры, направленные на развитие ловкости, координации движения, скорости и т.д.

Предлагаем вашему вниманию еще один вид игр, который вызывает интерес у дошкольников. Возможно, этот вид игр не так широко используется детьми (в силу того, что требует специального вмешательства взрослого), но их педагогическая ценность неоспорима.

Эти игры составляют большую группу игр с правилами. В основе их лежат разнообразные движение – ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и т.д. Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта.

Подвижные игры еще более разнообразны, чем дидактические. По происхождению различают игры народные и авторские. По структуре они могут быть разделены на игры сюжетные и бессюжетные (с использованием моторных игрушек, с включением спортивных элементов). Различают игры и по характеру их организации: в этом случае выделяются игры без разделения играющих на группы (команды) и с разделением на группы.

4.Театрализованные игры (игры драматизации) - делают возможным знакомство дошкольника с окружающим миром через образы, краски, звуки. Зрелищность вызывает радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры.

Театрализованные игры делят на режиссерские и игры-драматизации.

К режиссерским относят настольный театр, теневой театр. Тут ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа - объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

Игра-драматизация способствует умственному развитию детей, развитию психических процессов (память, воображение, внимание и т. д.) и таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, эмоциональная отзывчивость, воображение. Велико значение этих игр для эстетического воспитания дошкольников, развития художественных способностей и творчества, которое проявляется в поисках разнообразных средств выразительности для создания образа героя произведения. Развитие и совершенствование движений в игре способствует физическому развитию детей.

Особо хочется выделить значение игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании дошкольников. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к герою. Литературное произведение
сближает ребенка с литературным персонажем, активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия, способствует становлению нравственных мотивов поведения.

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Произносимые реплики ставят его перед необходимостью грамотно изъясняться. Улучшаются диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений, чувств и эмоций, мышления., воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных).

Вывод.

Таким образом, хочется сделать вывод, что игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности. Каждый вид игры (дидактическая, строительная, сюжетно-ролевая, подвижная, драматизация) оказывает влияние на нравственное развитие ребенка дошкольника.

Воспитатель

Ганина Марина Рафаиловна

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Мариинская специальная

(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Духовно-нравственное развитие воспитанников.

Игры,упражнения,притчи.

Воспитатель:

Меденцева Оксана Викторовна.

2013г.

1. Игра «Окажи внимание другому».
^ Цель : формирование умения выражать свое положительное отношение к другим, оказывать и принимать знаки внимания.
Ход игры: Дети становятся в круг и по очереди говорят что-нибудь положительное одному из участников игры. Знаками внимания могут отмечаться личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т.п. В ответ ребенок говорит: «Спасибо, я тоже думаю, что я...» (повторяет сказанное ему, а затем подкрепляет еще одной похвалой в свой адрес: «А еще я думаю, что я...»)

2. Игра «Принц и принцессы».
^ Цель : развитие уверенности в себе, умение выражать положительное отношение к другим.
Ход игры: Дети стоят в кругу. В центр ставится стул и объявляется, что это трон. На этот трон садится тот, у кого больше всего написано достижений и будет Принцем (Принцессой). Остальные ребята оказывают ему знаки внимания – делают из листов бумаги самолетики, по одному – запускают их в Принца и говорят ему что-нибудь хорошее.

3. Упражнение «Сотворение чуда».

Дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка» (карандаш, веточка или любой другой предмет). Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могу тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке», – или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).
Эта игра учит дошкольников эмпатии, умению понять чувства другого, посочувствовать ему.
4. Упражнение «Да».

Цель : совершенствование навыков эмпатии и рефлексии.
Группа разбивается на пары. Один из участников говорит фразу, выражающую его состояние, настроения или ощущения. После чего второй должен задавать ему вопросы, чтобы уточнить и выяснить детали. Например, «Странно, но я заметила за собой, что когда нахожусь в таком состоянии, то цвет моей одежды примерно одинаков».
Упражнение считается выполненным, если в ответ на расспросы участник получает три утвердительных ответа – «да».
5. Упражнение «Подари камешек».

Ведущий . «Ребята, возьмите, пожалуйста, из коробки по одному камешку и подарите его тому, кому захотите, но обязательно со словами: «Я дарю тебе этот камешек, потому что ты самый...»
Тем детям, которым ничего не досталось, камешки дарит ведущий, но обязательно отмечая при этом лучшие качества каждого ребенка, которому он дарит подарок.
. Упражнение «Щепки плывут по реке».

^ Цель : Развитие эмпатии, снятие агрессивности, развитие навыков невербального общения.
Материал : Аудиозапись со спокойной музыкой.
Проведение : Дети встают в две шеренги на расстоянии вытянутой руки друг от друга – они берега. Один ребенок – щепка. Он медленно «проплывает» между «берегами». «Берега» мягкими прикосновениями помогают «щепке». Говорят ей ласковые слова, называют по имени. «Щепка» сама выбирает, с какой скоростью ей двигаться. Упражнение можно проводить с открытыми или закрытыми глазами.
6. Упражнение «Ласковые руки – добрый взгляд – приятная улыбка».

Участникам предлагается положить свои руки сверху на руки соседа, сидящего слева, посмотреть ему в глаза и улыбнуться. И так по кругу.
7. Упражнение «Счастье».

Цели : Если большинство Ваших детей находятся в хорошем настроении, Вы можете провести эту игру, чтобы всем стало еще лучше и радостнее. Конечно, ни один человек не может быть счастливым постоянно, но настоящее сочувствие мы можем ожидать только от того человека, который чувствует себя счастливым – тогда у него достаточно энергии, чтобы замечать, как идут дела у других.
Материалы : Бумага для рисования и карандаши каждому ребенку.
Инструкция : « Знаете ли вы какую-нибудь историю про счастливое животное? Знаете ли вы какого-нибудь человека, который практически всегда счастлив? Когда вы сами счастливы, что вы испытываете? Я хочу, чтобы вы нарисовали картинку, которая покажет, что бывает, когда вы счастливы. Используйте краски и линии, формы и образы, которые выразят ваше понимание счастья...»
Помогите детям рисовать символами и абстракциями.
^ А теперь давайте обсудим, что делает вас счастливыми. Диктуйте, я буду записывать .
Запишите слова на доске и дайте детям продолжить эту запись. Если Вы работаете со старшими детьми, которые хорошо пишут сами, то можно разложить разные листы по следующим категориям: люди, места, вещи, работа... Десятилетние могут перед этим описать что-то, что их осчастливило вчера. Они могут даже помимо этого сочинить стишок, в котором каждая строка начинается со слов: «Счастье – это...». Строки рифмовать не надо.
Анализ упражнения:

    Почему мы не можем все время чувствовать себя счастливыми?

    Что ты делаешь, чтобы после какой-нибудь неприятности снова стать радостным?

    Когда ты испытываешь большое-большое счастье?

    Делаешь ли ты иногда что-то, что делает счастливым другого?

8. Игра «Целительное слушание».

    Было ли тебе трудно выполнять правила этой игры?

    Как ты чувствовал себя, выговорившись?

    Как ты чувствовал себя, будучи слушателем?

    Чувствовал ли ты себя надежно со своим партнером?

    Не находишь ли ты, что такое выслушивание - личный подарок?

    Как ты думаешь, многие ли люди имеют действительно настоящих слушателей?

9. Упражнение «Учимся ценить индивидуальность».

Цель : научиться ценить индивидуальность другого.
Время проведения : 60 мин.
Этапы игры :
Если бы мы умели ценить собственную индивидуальность, нам было бы легче принимать инакостъ партнера.
Члены группы рассаживаются по кругу, у каждого заготовлены бумага и карандаш.

    В начале игры скажите примерно следующее: «Мы часто хотим быть точно такими же, как остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, когда мы – как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить».

    Предложите каждому игроку написать о каких-то трех признаках, которые отличают его от всех остальных членов группы. Это может быть признание своих очевидных достоинств или талантов, жизненных принципов и т. п. В любом случае информация должна носить позитивный характер.

    Приведите три примера из собственной жизни, чтобы участникам стало полностью понятно, что от них требуется. Для создания игровой атмосферы используйте свою фантазию и чувство юмора.

    Участники записывают свои имена и выполняют задание (3 минуты). Предупредите, что Вы соберете записи и зачитаете их, а члены группы будут отгадывать, кто является автором тех или иных утверждений.

    Соберите листочки и еще раз отметьте положительные аспекты того, что люди не похожи друг на друга: мы становимся, интересны друг другу, можем найти нестандартное решение проблемы, дать друг другу импульсы к изменению и обучению и т.д. Потом прочтите каждый текст, и пусть игроки угадают, кем он написан. Если автора не удается «вычислить», он должен назваться сам.

^ 10. Упражнение «Я – это ты. Ты – это я».

Цель : Осознание собственной идентичности.
Этапы игры : Участники тренинга делятся на пары и рассказывают друг другу обо всем, что считают необходимым за определенный промежуток времени. Партнеры могут задавать друг другу любые вопросы. После общения в парах участники представляют друг друга, взаимно обмениваясь ролями.
Обсуждение игры :

    Что легче сделать: рассказать о себе или о других?

    Как Вы себя чувствовали, когда Вы представляли партнера?

    Как Вы себя чувствовали, когда Вас представлял партнер?

    В каких случаях мы чувствуем стеснение, а в каких – уверенность?

11. Упражнение "Ценности".
Участникам группы раздаются списки возможных человеческих ценностей:
- интересная работа
- хорошая обстановка в стране
- общественное признание
- материальный достаток
- любовь
- семья
- удовольствия, развлечения
- самосовершенствование
- свобода
- справедливость
- доброта
- честность
- искренность
- вера
- целеустремленность,
Затем каждому предлагается выбрать из списка пять самых главных для него ценностей и две ценности, которые не очень значимы в данный момент. После этапа индивидуальной работы участники объединяются в малые подгруппы (по 3-4 человека) и обсуждают свои варианты. Затем происходит общегрупповое обсуждение, во время которого участники делятся своими впечатлениями. 15 минут
12. Упражнение «Говорю, что вижу». Цель: проигрывание ситуации безоценочных высказываний.
- Описание поведения означает сообщение о наблюдаемых специфических действиях других людей без оценивания, то есть без приписывания им мотивов действий, оценки установок, личностных черт. Первый шаг в развитии высказываться в описательном ключе, а не форме оценок - улучшение умения наблюдать и сообщать о своих наблюдениях, не давая оценок.
- Сидя в круге, сейчас вы наблюдаете за поведением других и, по очереди, говорите, что видите относительно любого из участников. Например: <Коля сидит, положив ногу на ногу>, <Катя улыбается>.
Ведущий следит за тем, чтобы не использовались оценочные суждения и умозаключения. После выполнения упражнения обсуждается, часто ли наблюдалась тенденция использовать оценки, было ли сложным это упражнение, что чувствовали участник. 10 минут
^ 13. Упражнение «Враги». Цель : научиться через внешность видеть внутреннее, душу и характер человека, его отношения с другими.
Круг.
Один доброволец - в центре круга.
Задние: Сейчас погадаем. Группа - пытается представить врагов этого человека, людей, которые были, являются или могли бы быть врагами. Их:
- возраст...
- социальное положение...
- психологические характеристики...
- в «каких случаях и по какому поводу они стали бы врагами для сидящего в"центре...
2) Находящийся в центре круга - анализирует высказывания, предположения группы, если у него есть желание, то реагирует, подтверждая или отклоняя предположения других участников.
3) Затем в центр садится другой человек: по желанию или по жребию.
^ 14.Упражнение «Ветер дует на…» Цель: получить больше информации об интересах друг друга.
Инструкция: ведущий начинает игру словами: «Ветер дует на...(например, на того, у кого светлые волосы)». Все светловолосые собираются в центре круга, жмут друг другу руки и становятся на свои места.
Возможные варианты:

    Ветер дует на того, кто любит мороженое.

    Ветер дует на того, у кого дома есть животное.

    Ветер дует на того, у кого сейчас на волосах есть резинки или заколки.

    Ветер дует на того, кто любит пельмени.

    Ветер дует на того, у кого есть сестра.

    Ветер дует на того, у кого есть брат.

    Ветер дует на того, кто любит танцевать.

    Ветер дует на того, у кого много друзей.

Ветер дует на того, кто любит петь.
^ 15. Упражнение «Мы делили апельсин»
Цель: обучение конструктивным приемам общения.

Инструкция: ведущий предлагает разделить ЯБЛОКО на три части так, чтобы все остались довольны (решение – необходимо спросить, кто какую часть хочет).

^ 16. Упражнение «Передай сигнал»

Цель: обучение контактному общению.

Инструкция: ведущий предлагает детям встать в круг и взяться за руки, спрятав их за спину. Ведущий начинает игру сжав руку рядом стоящего участника, который должен передать сигнал следующему и так по кругу (глазами информировать нельзя).

^ 17. Упражнение «Карта класса»

Цель: развитие сопричастности к коллективу, значимости каждого.

Инструкция: ведущий предлагает ребятам составить карту своего класса где домами будут сами учащиеся, а дороги станут дорогами дружбы. перед учащимися вывешивается плакат на котором они размещают карточки со своими именами и рисуют дороги, соединяя их с друзьями. По окончанию карта вывешивается в классе.

^ 18. Упражнение «Совместный рисунок»

Цель: обучение навыкам взаимодействия, умению работать в парах и в группе.

Инструкция: ведущий предлагает учащимся разбиться на пары и держась руками за один карандаш выполнить какой-нибудь не сложный рисунок. По окончанию обсудить кому было легко, а кому сложно выполнить работу.

^ 19. Упражнение «Какие мы»

Цель: позитивное отношение в целом к своему классу.

Инструкция: ведущий предлагает назвать как можно больше определений класса начинающихся на каждую букву слова «КЛАСС».

^ 20. Упражнение «Клубок»

Цель: развитие самокритичности.

Инструкция: ведущий предлагает ребятам наматывая нить клубка себе на палец назвать свое плохое качество (по кругу). Затем обратно сматывая нить с пальца в клубок сказать как данное качество можно в себе исправить.

^ 21. Упражнение «Молекулы»

Цель: сплочение группы.

Инструкция: психолог рассказывает правила игры: по команде детям необходимо объединиться в пары, каждый раз разные. Тот, кто будет оставаться без пары, отвечает на вопросы:

Какие существуют правила дружбы?

^ 22. Упражнение «Знакомство»

Цель: представление себя и формирование навыков уверенного поведения, осмысление положительного образа «Я».

Инструкция: ведущий дает первому участнику игрушку и просит представиться, назвав свое имя. Затем игрушка передается следующему участнику и так пока игрушка не вернется к ведущему.

^ 23. Упражнение «Комплемент»

Цель: развитие позитивного отношения к окружающим.

Инструкция: ведущий дает первому участнику игрушку-символ и говорит комплемент: «Ты сегодня хорошо выглядишь» (варианты – ты очень добрый, веселый, красивый, хорошо учишься и т.д.) и просит сказать комплемент рядом сидящему и так пока игрушка не вернется к ведущему.

^ 24. Упражнение «Остров дружбы»

Цель: сплочение группы, установление тактильного контакта.

Инструкция: перед упражнением ведущий расстилает на полу газету. Затем говорит: «Представьте себе, что вы оказались на острове. Начался прилив. Для того, чтобы спастись, надо поместиться всем на оставшемся маленьком клочке земли. Таким островом спасения для нас будет служить газета. Надо всем поместиться на этой газете, никого не оставляя в воде».

^ 25. Упражнение «Я дарю тебе тепло» (авторская)

Цель: развитие доброжелательности к окружающим, установление тактильного контакта.

^ 26. Упражнение «Скульптура»

Цель: развитие умения понимать другого, работать в паре, творческое мышление и воображение.

Инструкция: ведущий рассказывает сказку: «Жили, были король и королева: Творец и Муза. И была у них дочь Глина. Родители берегли и лелеяли ее, никому не показывали. Она росла, и вскоре скульпторы узнали, что у творца и Музы есть очаровательная дочь. Многие хотели на ней жениться, но король всем отказывал. Муза огорчалась, а Творец отвечал: «Они любят себя, свой талант, а не ее». Однажды приехал в город молодой скульптор. Увидел глину и был пленен ее пластичностью, грацией. Глина спросила у скульптора: «Ты хочешь быть королем?» «Нет, мне нравиться твоя мягкость, неповторимость, пластика. Я вижу твой образ», - ответил скульптор. И глина стала его женой».

После рассказа ведущий обращается к группе: «Встаньте друг напротив друга, лицом к лицу, образуя два круга. Внутренний круг – это «скульпторы», внешний – «глина».

Затем роли меняются. Задача «скульптора» - вылепить любой образ, который вам напоминает ваша «глина». Время на работу 3 минуты».

^ 27. Упражнение «Чем мы похожи»

Цель: сплочение и создание доброжелательного эмоционального фона.

Инструкция: члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы жители Земли, или мы одного роста и т.д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

^ 28. Упражнение «Люди странного города»

Цель: обучение приемам позитивного взаимодействия, поднятие эмоционального фона.

Инструкция: психолог рассказывает детям о сказочном городе, где на площади есть старинные часы. Как только часы бьют один раз, все жители здороваются следующим образом: потирают друг другу ладошки, если часы бьют два раза – трутся спинками, если часы бьют три раза – прикасаются коленками друг к другу. Психолог дает команду, и все дети начинают ходить по комнате в свободном порядке. Психолог издает какой-нибудь звук, и дети начинают здороваться условным способом. Необходимо следить за безопасностью!

^ 29. Упражнение «Ладошки»

Цель: позитивное отношение друг к другу, умение увидеть хорошее в окружающих.

Инструкция: ведущий предлагает обвести каждому ребенку свою руку на листе формата А-4 и написать одно свое положительное качество. Затем лист передается по кругу, и каждый участник тренинга дописывает еще одно положительное качество хозяина «ладошки». Так продолжается до тех пор, пока «ладошка» не вернется на исходное место. Ребята знакомятся с мнением одноклассников о себе с положительной стороны. Если участников много, то их можно разделить на группы и «ладошка» пройдет круг по членам группы.

^ 30. Упражнение «Проводник»

Цель: научить детей доверию окружающим и ответственности.

Инструкция: ведущий раздает шаблон «дорожки» каждому ребенку и предлагает одному стать проводником, а другому ведомым с закрытыми глазами (работа в парах). Ведомый, слушая проводника карандашом двигается по «дорожкам». Проводник должен так провести ведомого, чтобы тот не коснулся края «дорожки». Затем участники меняются. Перед началом игры необходимо продемонстрировать упражнение на доске.

По окончанию игры провести обмен ощущениями, в какой роли было легче. Важно подвести итог о том, что оттого насколько ответственно ведет себя один, зависит результат другого.

^ 31. Упражнение «Я + ты = мы»

Цель: развитие быстроты реакции, координации, сплоченности команды.

Инструкция: по хлопку каждой команде необходимо быстро построиться:


    По росту;


    По цвету глаз (от темных до самых светлых);


    По дате рождения.

^ 32. Упражнение «Эмблема класса»

Цель: развитие образного представления о своем классе.

Инструкция: каждой группе на листе ватмана нужно изобразить эмблему, включив в нее главные составляющие и характеризующие элементы класса. Затем один из представителей группы «защищает» свою эмблему

48. Упражнение «Карта нашего пути»

Цель: развитие проективного представления о группе, планирование.

Материалы: три-четыре листа ватмана, карандаши, фломастеры, краски.

Инструкция: все участники делятся на три-четыре подгруппы. Каждой подгруппе предлагается выполнить рисунок на чистом листе ватмана – «Жизненный путь» или «Путь судьбы», представив его произвольным образом, например виде географической карты (Вселенной, Земного шара, отдельного материка, страны) с названием объектов. На карте могут быть такие объекты, как счастье, дружба, любовь, семья, род, здоровье, ценности и др. по завершении работы каждая подгруппа представляет свой рисунок с комментариями.

^ 33. Упражнение «Печатная машинка»

Цель: создание рабочей атмосферы, обращение к теме занятия.

Материалы: карточки с буквами.

Инструкция: каждый участник получает несколько карточек с отдельными буквами. Ведущий объясняет, что изт этих букв и знаков препинания участники группы должны вместе сложить высказывание, которое относится к теме занятия. Для удобства буквы каждого слова написаны одним, отличающимся от других, цветом. Предлагаемая фраза: «Вражду следует писать на воде, а дружбу – на меди». Содержание фразы требует обсуждения только в том случае, если она была составлена группой неверно.

Упражнение «Кто Я?»

Цель: осознание и формирование «Я-концепции», возможность презентировать самих себя.

Материалы: не требуются.

Инструкция: участники пишут 10 определений, отвечающих на вопрос «Кто Я?».

Желающие зачитывают свои определения, другие внимательно слушают и задают уточняющие вопросы. Этот процесс учит учащихся понимать самих себя и быть внимательными друг к другу. Важно, чтобы обсуждение проходило в атмосфере поддержки и уважения к каждому человеку.

^ Притчи: Байка «Ветер и Солнце»
Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились помериться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
- Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ. Сказал и начал дуть, что было мочи. Но чем больше старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав тепло солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

    Видишь ли, сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

Голова и хвост змеи

Некогда жила змея, голова и хвост которой все время спорили между собой. Голова говорит хвосту: «Меня должно считать старшей!» Хвост отвечает: «Я тоже достоин быть старшим». Голова говорит: «У меня есть уши, чтобы слышать, глаза, чтобы смотреть, рот, чтобы есть, при движении я впереди остального тела – вот почему меня должно считать старшей. А ты не имеешь таких достоинств, потому тебя нельзя считать старшим». А хвост в ответ: «Если я позволю тебе двигаться, то ты сможешь двигаться. А что, если я трижды обмотаюсь вокруг дерева?» Он так и сделал. Голова не смогла двигаться в поисках пищи и чуть не умерла от голода. Она сказала хвосту: «Ты можешь отпустить меня, я признаю тебя страшим».
- Хвост, услышав эти слова, тут же отцепился от дерева. Голова снова говорит хвосту: «Раз ты признан старшим, то посмотрим, как ты пойдешь первым». Хвост отправился вперед, но не сделал и нескольких шагов, как свалился в огненную яму, и змея погибла в огне.
^ О Ветре и Цветке
Ветер встретил прекрасный Цветок и влюбился в него. Пока он нежно ласкал Цветок, тот отвечал ему еще большей любовью, выраженной в цвете и аромате.
Но Ветру показалось мало этого, и он решил:
«Если я дом Цветку всю свою мощь и силу, то тот одарит меня чем-то еще большим». И он дохнул на Цветок мощным дыханием своей любви. Но Цветок не вынес бурной страсти и сломался.
Ветер попытался поднять его и оживить, но не смог. Тогда он утих и задышал на Цветок нежным дыханием любви, но тот увядал на глазах. Закричал тогда Ветер:
Я отдал тебе всю мощь своей любви, а ты сломался! Видно, не было в тебе силы любви ко мне, а значит, ты не любил!Но Цветок уже ничего не ответил.
^

Укравший топор

У одного человека пропал топор. Он подумал на своего соседа и стал к нему приглядываться. В самом деле: ходит он, как укравший топор, Смотрит, как укравший топор, - каждый жест, каждое слово выдавали в нем вора.
Вскоре топор нашелся. Когда после этого человек снова взглянул на соседа, тот ничем не был похож на укравшего топор…
^ Покинутый тайванец
Жил-был юный тайванец, отчаянно жаждавший руки девушки, живущей в соседнем доме. В течение двух лет он писал ей письма, по письму в день, где изливал свои любовные чувства.
В течение двух лет каждый день почтальон приносил письма девушке. Если бы молодой человек не предпринимал подобных усилий, юная леди вряд ли вышла бы замуж за того, за кого она в конце концов вышла, - за почтальона, приносившего ей все эти письма.
^ Искусство не спорить
В одном горном селении жил человек, известный тем, что он никогда ни с кем не спорил. И вот приехал к нему корреспондент, чтобы написать о нем в Книге рекордов Гиннесса. И между ними состоялся такой разговор:

    Скажите, а это правда, что вы прожили 90 с лишним лет и ни разу ни с кем не спорили?

    Да, это правда.

    Ну что, вообще ни с кем, ни с кем?

    Вообще ни с кем, ни с кем!

    И что даже с собственной женой?

    Даже с женой.

    Даже со своими детьми?

    Даже с детьми.

    И что, за 90 лет ни единого разочка?

    Ни разу.

    Никогда – никогда ни с кем, ни с кем? – уже накаляясь, продолжал корреспондент.

    Ну да, - спокойно отвечал старик.

Корреспондент (краснея и раздражаясь):
Да не может этого быть, чтобы вы за всю жизнь ни разу ни с кем не спорили!

Спорил, спорил, спорил… - примирительно ответил старик.

Райский ад
Однажды мулле Насреддину приснилось, что он был в раю. Красота вокруг! Правда, вскоре он начал ощущать голод, а вокруг никого.
Эй! Уважаемые! Есть тут кто-нибудь? – крикнул он. Тут же к нему явился человек и сказал:К твоим услугам, что ни прикажешь – все исполню!

Насреддин для начала попросил поесть, и вмиг все исполнилось. И чего бы он ни попросил – все вмиг исполнялось и в самом деле! Уж он наелся, напился, отоспался! Ну чего бы ему еще? Красивую женщину попросил, и вмиг доставили ему гурию – небесную деву. Кровать с лебяжьей периной - и была ему кровать! И вот так продолжалось несколько дней. И все было слишком хорошо, и всего было слишком много. Насреддину захотелось какого-нибудь напряжения, труда, так как за всю свою жизнь он не был без напряжения, без чего-либо, из-за чего люди переживают, печалятся. Все было просто невыносимо блаженно!
Тогда он Исполняющего желания и сказал ему:
Нет! Хватит! Это уж слишком! Мне бы какой-нибудь работенки. Знаешь, страшно надоело сидеть вот так с пустыми руками.

Исполняющий желаний ответил:
Я могу сделать все, кроме этого: здесь невозможна никакая работа. Да и зачем тебе работа?

Да надоело! Понимаешь?! Надоело! Уж лучше в ад отпустите, если здесь нет никакой работы! – сказал мулла.

Исполняющий желания смеялся до изнеможения. Успокоившись наконец, он спросил:
А где же ты, по-твоему, находишься?!

Друзья познаются в беде

Однажды муллу спросили:


    Мулла, ты можешь сказать, сколько сейчас у тебя друзей?


    Сколько сейчас, сказать не могу, - ответил мулла, - потому что у меня в этом году выдался хороший урожай и живу я в довольстве. Возможно, я смогу ответить на твой вопрос в следующем году.

Печенье

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

Дели по одному, - строго сказа Миша.

Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

Ровно? - спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки.

Ровно. Бабушка, налей мне чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

Рассыпчатые! Сладкие! – говорил Миша.

Угу! – отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму – она мешала ложечкой не начатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку черного хлеба.

Плохо

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:


    Как вам не стыдно!


    А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.


    Вот это и плохо! – гневно ответила женщина.

Сыновья

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой:


    Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.


    А мой поет как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая.


А третья молчит.


    Что же ты про своего сыне не скажешь? – спрашивают его соседки.


    Что ж сказать? – говорит женщина. – Ничего в нем особенного нету.


Вот набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины.

Другой песню поет, соловьем заливается – заслушались его женщины.

А третий к матери подбежал, взял у нее ведра и тяжелые потащил их.

Спрашивают женщины старичка:


    Ну что? Каковы наши сыновья?


    А где ж они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу!

Синие листья

У Кати было два зеленых карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:


    Дай мне зеленый карандаш.


А Катя говорит:


    Спрошу у мамы.


Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:



    Позволила Мама?


А Катя вздохнула и говорит:


    Мама-то позволила, а брата я не спросила.


    Ну что ж, спроси еще брата, говорит Лена.


Приходит Катя на другой день.


    Ну что, позволил брат? – спрашивает Лена.


    Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.


    Я осторожненька, - говорит Лена.


    Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.



    Это много, говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.


    Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зеленую.


    Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит.


И лицо недовольное сделала.

Посмотрела на нее Лена и отошла. Не взяла карандаш.

Удивилась Катя, побежала за ней:


    Ну, что же ты? Бери!


    Не надо, отвечает Лена.


На уроке учитель спрашивает:


    Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?


    Карандаша зеленого нет.


    А почему же ты у своей подружки не взяла?


Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:


    Я ей давала, а она не берет.


Посмотрел учитель на обеих:


    Надо так давать, чтобы можно было взять.

Игра «Водичка, умой мое личико!»

Дидактическая задача . Формировать доброжелательное отношение друг к другу; приучать к вежливости.

Игровая задача . Помочь Буратино выполнять правила поведения.

Игровые правила . Имитировать правила поведения так, чтобы все узнали, какие это правила.

Ход игры

Воспитатель показывает ребятам картинку, на которой изображено, как дети умываются: с удовольствием намыливают и ополаскивают руки, лицо, при этом не мешают друг другу. Потом показывает другую картинку: дети толкаются возле умывальника, брызгают друг на друга водой, пол мокрый, дети ссорятся, их волосы взлохмачены. Воспитатель просит детей сравнить картинки и сказать, какая картинка им нравится больше. Дети отмечают, что первая картинка им нравится больше, а вторая им не нравится, и объясняют почему.

Неожиданно в группу приходит Буратино, у которого порваны штаны, испачкан длинный нос, сбит набок колпачок —таким он пришел с улицы. Воспитатель спрашивает: «Буратино хочет кушать, можно ли ему идти за стол?» Дети объясняют, что сначала надо умыться.

Начинается игра «Умоем Буратино».

Все штанишки в черных пятнах, (Дети переглядываются и грозят пальцем.)

Ты, дружок, не аккуратен.

Сбит в полосочку колпак.

Нам в ответ: (Буратино отмахивается рукой.)

— Сойдет и так!

Весь в песке, в болотной тине (Буратино садится за стол.)

Был испачкан Буратино, (Дети возмущенно переглядываются.)

Как чумазый он пришел,

Так уселся он за стол.

Все ребята это знают — (Дети имитируют умывание.)

Так никто не поступает,

Перед каждою едой

Непременно руки мой! (Дети показывают чистые ладоши.)

Два часа от грязной тины (Дети моют Буратино.)

Отмывали Буратино,

Стал наш мальчик так хорош, (Дети хвалят Буратино.)

Так красив и так пригож.

Повязал себе салфетку, (Буратино повязывают салфетку.)

Аккуратно съел котлетку, (Буратино дают тарелку с едой.)

Суп не вылил на кафтан

И «спасибо» всем сказал. (Буратино встает из-за стола и раскланивается.)

Дети участвуют в инсценировке, которую можно проводить как с помощью куклы, так и с участием ребенка, играющего роль Буратино.

Далее дети играют с воспитателем в игру «Что мы делаем, покажем»: ребята выполняют движения, а Буратино отгадывает, что они делают; затем Буратино показывает движения, а дети отгадывают (моют руки, копают лопаткой, здороваются, прощаются, благодарят, извиняются).

Игра «Утешим медвежонка»

Дидактическая задача . Поощрять попытки детей пожалеть кого-либо и помочь.

Игровая задача. Помочь медвежонку и утешить его. Игровые правила. Показывать решение так, чтобы было всем понятно, как надо поступить.

Ход игры

В гости к детям приходит медвежонок. Он очень расстроен, плачет. Медвежонок разбил любимое папино блюдце и теперь боится идти домой. Скоро вечер, мама и папа будут беспокоиться. Что делать? Воспитатель побуждает детей помочь медвежонку и успокоить его. Дети подходят и говорят ему утешительные слова: не плачь, не беспокойся, мы поможем, не бойся, не грусти. Медвежонок от этих слов плачет еще больше. Воспитатель говорит, что все дело в разбитом блюдце, из которого папа всегда пьет чай.

Дети решают помочь медвежонку склеить старое блюдце и сделать новое. Дети получают заготовки — «разбитое блюдце» (нарисованное блюдце с отломанным кусочком) и «склеивают» их (зарисовывают узором). Затем рисуют рядом новое блюдце и дарят медвежонку.

Медвежонок благодарит ребят. Дети играют с медвежонком в игру «Правильно или нет?»

Воспитатель показывает ситуацию: человек плачет, закрыл лицо руками. Решение: подойти и обнять, погладить по голове, сказать хорошие слова.

Подобные ситуации воспитатель показывает несколько раз, потом дети могут их создавать сами, а медвежонок будет изображать, как надо поступить.

Игра «Самостоятельный енот»

Дидактическая задача . Учить правильно оценивать поступки; воспитывать самостоятельность.

Игровая задача . Показать еноту, как надо быть самостоятельным.

Игровые правила. Правильно подобрать карточку.

Ход игры

Воспитатель обращает внимание детей на то, что кто-то пыхтит за ширмой. Это енот, он не может завязать себе шнурки. Енот сердится и кидает башмаки. Воспитатель спрашивает у енота, почему у него такое настроение. Енот отвечает, что башмаки у него плохие, не слушаются, а шнурки не хотят завязываться, поэтому он и разозлился. Енот не верит, что у детей башмаки и шнурки никогда не капризничают.

Воспитатель просит ребят показать, как надо обращаться со шнурками, чтобы они завязывались, и с ботинками, чтобы они хорошо надевались и красиво выглядели. Дети берут заготовки со шнурками и показывают, как надо их завязывать. Потом они объясняют еноту, как надо ухаживать за ботинками: мыть, смазывать кремом, сушить, ставить на полочку.

Затем дети играют в игру «Что нужно?» Воспитатель дает им карточки с изображением предметов и карточки с изображением ухода за ними (на одной карточке изображена обувь, на другой — крем для обуви; одежда —щетка; ковер —пылесос; пол —швабра и ведро). Сначала дети рассматривают карточки, потом называют изображенные предметы и способы ухода за ними, потом подбирают соответствующие карточки.

Игра «Проводим уборку»

Дидактическая задача . Воспитывать аккуратное, бережное отношение к предметам и игрушкам, желание трудиться.

Игровая задача. Научить Незнайку убирать свою комнату.

Игровые правила . Правильно подобрать карточки.

Ход игры

Воспитатель просит детей помочь Незнайке, он не умеет убирать комнату. Дети рассказывают, как они сами заботятся обо всем, что есть в групповой комнате: протирают полки в шкафах, убирают на место игрушки, выбрасывают мусор в корзину. Незнайка хочет все это запомнить, и воспитатель предлагает поиграть.

Проводится игра «Убери на место». На карточках изображены предметы, которые надо «убрать на место», то есть подобрать к ним другие карточки, на которых изображено то место, куда надо этот предмет убрать: игрушки —на полки; книжки —в шкаф; карандаши —в коробки.

Дети рассматривают карточки, объясняют, что на них нарисовано, потом подбирают подходящий предмет.

Елена Гаврилова


Дорогие коллеги разрешите представить игры на формирование духовно - нравственного воспитания.

Игра - это основной вид деятельности в дошкольном учреждении. Через игру происходит социализация ребёнка. Формирование понятийного аппарата. Воспитание ориентируется на внутреннюю свободу личности. Закладываются ценностные ориентиры духовно - нравственного воспитания.

Занимаясь по программе "Истоки" я сделала вывод, что словесный материал, который даётся ребёнку, должен закрепляться, не только посещением экскурсий в "Музей Старины", расположенный в детском саду, посещением библиотек, а также в предметно - развивающей среде (в игре).

Я предлагаю игры, которые придумала сама на формирование духовно - нравственного воспитания.

[Игра № 1 Классификация

"Воздушный шар"

Цель:

формировать у детей осознание, понимание добрых поступков. Учить анализировать делать выводы. Отличать героев по поступкам. Формировать понятия положительного и отрицательного персонажа. Классифицировать их по данным понятиям.

Ход игры:

Воспитатель читает сказку, рассказ. Затем происходит обсуждение прочитанного произведения. Дети отвечают на вопросы воспитателя. По желанию пересказывают понравившийся отрывок из текста. Далее происходит классификация по средством вопросов воспитателя, то есть деление героев на положительных и отрицательных. Положительных героев сажаем в воздушный шар при этом ребёнок объясняет почему он выбрал именно этого героя (приводит примеры добрых поступков данного персонажа)







Игра № 2 Классификация

Лото "Доброе дело"

Цель:

Воспитывать в детях доброе отношение к близким, заботу о них. Учить анализировать и делать выводы. Учить соотносить предметы (орудия труда, действия и с добрым делом. Классифицировать их по данным понятиям.



Игра хороша ещё и тем, что дети сами принимали участие в её создании






Игра № 3

"Птица Счастья"

Цель:

Стимулировать детей на добрые дела, заботиться, оказывать помощь окружающим.

Описание игры:

Стенд в виде птицы (Павлин, расположен на уровне глаз детей в доступном месте. Рядом с птицей в коробочке лежат кружочки. В этой же коробочке лежат вырезанные лица детей или их метки на обороте каждой метки липучка для крепления. Ребёнок прикрепляет свою метку и от неё лучиком выкладывает кружочки. Они обозначают дела. Красный кружок - помочь на занятии, голубой кружок - помочь одеться товарищу, оранжевый кружок - помочь дежурным, зелёный кружок - помочь воспитателю полить цветы, синий кружок - принести и насыпать корм в кормушку и т. д. Кружочки прикрепляются в течении дня в конце дня подводятся итоги.




Игра № 4 Воспитание доброго отношения к окружающим,оказание помощи, поддержки.

"Добрая Тучка"

Цель:

Формировать понятие "Доброта" доброго отношения к близким, думать о своих поступках и поступках других сопоставлять их и делать выводы

Воспитывать в детях доброе отношение, заботу о ближнем своём,оказание помощи. Побуждать детей в стремлении делать добро другим людям.

Ход игры:

Вывешивается картинка тучки с ленточками. Прикрепляются метки детей на каждую ленточку. Затем на ленточку прикрепляются капельки добрых дел.





Татьяна Бадак
Игры в воспитании нравственных качеств дошкольников

К сожалению, наши дети стали меньше играть. Исследования показывают, что у ребят отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет.

Многие родители считают игру ненужным, пустым времяпрепровождением. Возникает вопрос : почему родители спокойно жертвуют временем для игры в пользу любой другой деятельности? Почему взрослые лишают ребёнка возможности играть со сверстниками?

В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей : педагогов, психологов, философов, социологов.

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника .

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры , ее правилами.

Дошкольный возраст – это ответственный период в нравственном становлении личности. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества, в котором живет. Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей : в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность, самостоятельность, инициатива. В обществе сверстников между дошкольниками устанавливаются положительные взаимоотношения, формируются доброжелательность и уважение к окружающим, возникает чувство товарищества и дружбы. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра , в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, развитие нравственного сознания у детей младшего школьного возраста наиболее продуктивно происходит в игровой деятельности.

В современных условиях дети зачастую предпочитают коллективным играм индивидуальные или компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми : у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру.

Изменились и сами игрушки. Игрушки, «создаваемые» для детей взрослыми, всегда отражают мировоззрение и представление об окружающем мире взрослых, их идеологию, технологию, вкусы, моду и пр. Поэтому они способствуют утверждению в сознании ребенка определенных социально-бытовых представлений, знакомят с общественным и семейным укладом. Являясь средством трансляции культурных ценностей, этических и эстетических норм, игрушка отражает не только достижения производства и технологии, но прежде всего – изменения социокультурного контекста. Показательно, что игрушки каждого поколения детей существенно различаются, в особенности куклы, бытовая утварь, транспорт. Очевидно, что, пользуясь этими игрушками, дети осваивают различные общественные модели и ценности, принятые в современном для них обществе. Это прежде всего относится к игрушкам, воспроизводящим и моделирующим образ человека – к куклам.

Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремления радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающим людям; заботливого отношения к малышам, пожилым людям; умения помогать им.

Развитие волевых качеств , таких как умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. Формирование самооценки своих поступков, доброжелательная оценка поступков других людей, умение спокойно отстаивать свое мнение, обогащение словаря формулами словесной вежливости, желание познавать культуру своего народа и бережного отношения к ней, а так же воспитание уважительного отношения к культуре других народов - это тоже критерии нравственного воспитания .

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Любовь маленького ребенка- дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу и матери, любви к своему дому, улице, детскому саду, городу.

Дети должны понять, что их город, лес, река, поле - частица Родины. Дошкольникам надо знать , какие заводы есть в городе; о лучших людях города. Знакомя детей с родным городом нужно обратить внимание на достопримечательности, памятники, музеи; следует подчеркнуть, что люди из других городов и сел приезжают, чтобы побывать в музее, увидеть исторические места. Мысль, что родной город интересен всем, побуждает гордость за родной край.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа.

В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт , в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры , сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.

Несправедливо будет, если не отметить значение дидактических игр в формировании нравственно-патриотических качеств дошкольника . В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры . В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества : произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность.

Важно через игру формировать у детей не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства . Только в этом случае ребёнка можно научить чувству общности, способности понимать другого, сравнивать себя с другими, прислушиваться к себе и окружающим. На этом фундаменте строится нравственное отношение к окружающим людям : сочувствие, сопереживание, терпимость, содействие. Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках , ставят в ситуацию морального выбора, когда он сам решает, как поступить, найти выход. Делая выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой.

Игры , направленные на доброжелательное отношению к сверстнику, гуманное отношение к людям

Игра «Жизнь в лесу»

Педагог (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей) . Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ) . Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ) . Готовы?

Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись. Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.

«Рукотворный и нерукотворный мир»

Цель : Упражнять детей в умении различать предметы рукотворного и нерукотворного мира, развивать внимание, мышление, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к вещам.

Игровые действия : воспитатель называет детям различные слова. Если слово обозначает предмет, сотворенный руками человека, то дети хлопают в ладоши. Если это предмет не сотворенный человеком, то дети поднимают руки вверх и произносят слово «Бог» .

Правила игры : правильно классифицировать и называть предметы.

«Назови ласково»

Цель : учить детей подбирать ласковые слова, образовывать уменьшительно-ласкательные слова и говорить их друг другу. Воспитывать дружелюбие , ласковость, нежность.

Игровые действия : дети встают в круг. Выбирается водящий – Фея Нежность. Этот ребенок по очереди дотрагивается волшебной палочкой до всех детей в круге. Выбранный ребенок говорит нежные слова соседу справа (слева) . Например, милый, дорогой Ванечка. И т. д.

Правила игры : думать, правильно образовывать и подбирать слова, слушать внимательно ответы товарищей, при необходимости – помогать.

Оборудование : волшебная палочка.

«Круг желаний»

Цель : содействовать развитию речи детей, коммуникативных навыков, мышления. Воспитывать миролюбие , твердое желание творить добро.

Игровые действия : дети становятся в круг и, передавая игрушку по очереди, друг другу, высказывают свои пожелания. Например, «Я хочу, чтоб все зло на планете исчезло» . И т. п.

Оборудование : любая игрушка (мяч, кукла, мишка и т. п.) .

«Вспомни сказку»

Цель : закреплять у детей знания содержаний сказок, рассказов. Учить анализировать и оценивать поступки героев. Воспитывать в детях желание совершать добрые дела

Игровые действия : дети вспоминают знакомые сказки и их героев, которые совершали добрые и злые поступки, анализируют и дают им оценку. За каждый ответ дети получают фишку. В конце игры педагог

Правила игры : вспомнить сказки, героев, дать оценку их поступков.

Оборудование : цветные фишки. Приз для победителя.

«Добро - зло»

Цель : учить детей различать добрые и злые поступки. Воспитывать мирность , дружелюбие, взаимопомощь и согласие.

Игровые действия : дети становятся перед взрослым. Взрослый по очереди называет детям любые слова, обозначающие какие-либо поступки, действия. Если слово обозначает добро, добрые дела, то дети хлопают в ладоши. Если это слово – зло, дети грозят пальцем и топают ногами.

Водящим можно выбирать детей.

«Тайный друг»

Цель : формировать доброжелательное, уважительное отношение к сверстникам.

Игровые действия : Сложить конверты с фотографиями детей в коробку и предложить каждому ребенку вытянуть один из них. Попросить детей не рассказывать, кто им достался на фотографии. Если кто-то вытянул свою фотографию, он вытягивает конверт снова. Объяснить детям, что тот человек, чью фотографию они вытянули, отныне становится их «тайным другом» , и в течение последующих трех дней они должны тайно проявлять к нему как можно больше внимания. Предложить детям нарисовать портрет своего «тайного друга» . Через несколько дней попросить детей угадать, кто был их «тайным другом» и провести с ними беседу о дружбе.

Оборудование : конверты по количеству детей, детские фотографии.

«Мой адрес…»

Дидактическая задача : формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу (комплекс) города Набережные Челны, номер дома, квартиры, телефона,этаж закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища. Материал : мяч Ход игры : все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит : Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.

«Наш детский сад» .

Дидактическая задача : закрепить знаний детей о дет. саде, о работниках дет сада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, музыкальный зал и т. д. Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве Материал : фотографии и иллюстрации детского сада, работников дет. сада. Планы дет сада, 1, 2 этажа, группы Ход игры : По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках дет. сада. По плану дети ориентируются в пространстве «Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому…»

«Наша страна» .

Дидактическая задача : Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице Материал : иллюстрации города Москвы, карта мира, фотографии. Ход игры : воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают «Малая Родина» . Цель : Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях г. Набережные Челны Материал : иллюстраций, фотографий города Ход игры : воспитатель показывает иллюстрации и картины. Вопрос- ответ,

. «Поиски добрых слов»

Дидактическая задача : раскрыть на примерах значение слов «простите, извините» , воспитывать дружеские отношения , объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства правоты и справедливости., связь слова и поступка, слово и отношение Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том,как следует извиняться, где и когда, как применяются эти вежливые слова

«Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений»

Дидактическая задача : обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения. Материал : картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том,как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие.

«Флаг России»

Дидактическая задача : способствовать закреплению знания флага своей страны (города, Республики) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают? Материал : полосы красного, синего и белого цвета Ход игры : Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России

«Герб России»

Дидактическая задача : способствовать закреплению знания герба своей страны (города, Республики) закрепить знания о том что нарисовано на гербе и что это обозначает Материал : картинка герба разрезанная на 6-8 частей Ход игры : Воспитатель показывает детям герб России, и предлагает детям составить герб одно целое из частей картинки.

«Расскажи о своей семье»

Дидактическая задача : Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их. Материал : Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи

«Найти флаг России, края,станицы

Дидактическая задача : способствовать закреплению знания флага своей страны (города, Республики закрепить основные цвета флагов, что они обозначают? Материал;картинки с изображением разных флагов Ход игры : среди 4-6 предложенных флагов найти нужный

«Найти герб России,края,станицы»

Дидактическая задача : способствовать закреплению знания герба своей страны, края,станицы, что они обозначают? Материал;картинки с изображением разных гербов Ход игры : среди 4-6 предложенных гербов найти нужный

«Благородные поступки»

Дидактическая задача : Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека. Материал : мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков. Ход игры : Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам) . Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.

«Вежливые слова»

Дидактическая задача : Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу. Материал : сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации : ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т Ход игры . Воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картине.

«Путешествие по станице»

Дидактическая задача : знакомить с родным городом, с достопримечательностямистаницы, с памятниками культуры. Материал : альбом фотографий родной станицей, иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей Ход игры : Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.

«Моих родителей зовут…»

Дидактическая задача : Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек… Материал : семейные фотоальбомы Ход игры : дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы. «Вчера- сегодня» Цель : развивать чувство времени у детей. Ход игры : Взрослый предлагает детям выслушав предложения, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого) . Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то, если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками.

«Страны и народы"

Дидактическая задача : Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира. Материал : глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира Ход игры : Воспитатель показывает картинку с изображением с изображением разных стран и народов мира. Рассказывает о них

«Я люблю…»

Дидактическая задача : воспитывать уважительное , заботливое отношение к близким людям, друг к другу, развивает коммуникативные способности Материал :-. Ход игры : Ведущий говорит детям : «Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем людям присуще это чувство. Я люблю свою семью, свою работу, люблю вас. Расскажите, а кого или что вы любите». Дети рассказывают о своих чувствах и привязанностях.

«Узнай о ком я говорю»

Дидактическая задача : закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми. Материал Ход игры : ведущий описывает портрет ребенка, дети отгадывают не примут в ней участие. «Продолжи пословицу» Цель : знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память, логическое мышление. Материал : картинки Ход игры : Воспитатель начинает пословицу , дети ее продолжают.

«Отгадывание и толкование загадок об (Армии, солдатах, Родине, растительном и животном мире)

Дидактическая задач : знакомить с устным народным творчеством, способствовать самовыражению детей, умению загадывать и отгадывать загадки на нравстаенно -патриотическую тему Материал : загадки и картинки с отгадками Ход игры : воспитатель загадывает , дети отгадывают загадку

«Скажи какая»

Дидактическая задача : развивать логическое мышление, память, речь, формировать навыки подбора определений к слову Материал : карточки с изображением, Родины, флага, герба и т. д. Ход игры :Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать что нарисована на ней одним и подобрать определения к нему Родина – огромная, могучая, красивая, бескрайняя и т. д

«Составь семейку»

Дидактическая задача : развивать логическое мышление, память, речь, формировать навыки подбора однокоренных родственных слов Материал : карточки с изображением Родины, флага, герба и т. д. Ход игры :Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать что нарисована на ней одним и подобрать родственные однокоренные слова к нему родина, родной, родители, родственник, родинка Герой - геройский, героический, героизм. Защита - защитник, защищать,

«Скажи какой»

Дидактическая задача : закрепление умения образовывать прилагательные от существительных, формировать знания о национальных языках своей Родины, развивать речь, логическое Материал : Картинки и иллюстрации людей разных национальностей Мышление Ход игры ; татарин- татарский, мордвин - мордовский….

«Кто мы? Какие мы?»

Дидактическая задача : Закрепить знания детей о человеке, знакомить с внешним строением тела и его возможностями, развивать умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи, вызывать интерес к познанию себя, воспитывать бережное отношение к себе и к окружающему миру. Материал : картины и изображения человека (мужчины и женщины Ход игры : воспитатель показывает картинки с изображениями и предлагает детям найти сходства и отличия.

«Волшебные слова»

Дидактическая задача : вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, объективно оценивать поведение, воспитывать доброжелательное и толерантное отношение к людям, умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи, Материал : картины и изображения людей Ход игры : злые- добрые, больные – здоровые….

«Какой подарок (букет) ты хотел бы подарить маме, бабушке….»: Дидактическая задача воспитывать внимание , доброжелательность, готовность доставлять близким удовольствие и радость. Закреплять умение общаться в вежливой форме, считаться с интересами другого. Материал : картинки и иллюстрации праздников и праздничных подарков. Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том, что все любят получать подарки, как их следует Преподносить и когда.

«Какие праздники ты знаешь?»

Дидактическая задача : Развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах. Материал : картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам. Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Как избежать трещин во время кормления грудью? Как избежать трещин во время кормления грудью?