Правовое воспитание: понятие, механизм, формы и методы. Правовое воспитание

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры, это специальное воздействие на сознание и поведение людей с целью выработки у них устойчивой ориентации на законопослушное поведение.

Правовое воспитание представляет систему элементов, образующих правовоспитательный процесс.

Его основными элементами являются: субъекты воспитания (государство и его органы, должностные лица, общественные организации, отдельные граждане); объекты воспитания (отдельные индивиды, группы населения - молодежь, военнослужащие и т. д.); содержание воспитания - передача воспитуемым юридического опыта общества;формы и методы правового воспитания.

В содержательном плане смысл и цель правового воспитания заключаются в том, чтобы поднять индивидуальное или групповое правосознание до уровня правосознания общества (социальной группы). Правовая информация, опыт, содержащиеся в общественном (групповом) правосознании, должны быть «доставлены» при помощи соответствующих средств, форм и методов в сознание воспитуемых. Поскольку общественное правосознание находит свое непосредственное воплощение в нормах права, постольку правовое воспитание во многом предполагает их усвоение.

Формы правового воспитания

К формам правового воспитания относятся:

§ правовое обучение (специальная подготовка и обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в школе);

§ правовая пропаганда (правовое воспитание населения в лекториях, общественных консультациях, телевидением, другими средствами массовой информации и т. д.);

§ правовое воспитание правонарушителей правоприменительными (правоохранительными) органами (правовоспитательная деятельность органов внутренних дел, суда, прокуратуры, органов, исполняющих наказание, и др.);

§ юридическая практика (особенно важна для практикующих студентов, которые получают знания в результате непосредственного участия в правоприменительной деятельности).

Правовое обучение как система передачи и усвоения прошлого исторического опыта, а также практики и навыков реализации права в условиях современной действительности призвано сформировать у индивида чувство уверенности и самостоятельности в правовой сфере, стимулировать правовую активность личности. Правовая активность предполагает добровольное, осознанное, инициативное, социально и нравственно ответственное поведение человека.

Формы правового воспитания, отражая внешнюю, поведенческую сторону взаимоотношений воспитателя и воспитуемого, могут быть как устные (лекции, беседы, встречи с юристами и т. п.), так и печатные (газеты, книги, плакаты и т. д.).

Вместе с тем правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности граждан. Это более глубинный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений Конституции и основных действующих законов.

Методы правового воспитания

Методы правового воспитания - это многообразные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на воспитуемых. К ним относят, прежде всего, убеждение и принуждение, личный пример, поощрение и др.

Средства правового воспитания делятся:

§ на материальные (нормативные и правоприменительные акты, акты толкования права, газеты, журналы и др.);

§ устные (лекции, семинары, беседы и т. п.).

В заключение следует отметить, что правовая культура является составной частью общей культуры и функционирует во взаимодействии с другими сферами культуры. Поэтому для совершенствования правовой культуры необходимо повышать уровень культуры в целом. В этом плане особо значимым является взаимодействие правовой и нравственной культуры. Именно нравственное сознание как элемент нравственной культуры опосредованно способствует деятельности личности в соответствии с предписаниями правового закона.

Правовое воспитание тесно связано с политическим и нравственным воспитанием. Нельзя сформировать у человека уважение к закону, если нет уважения к государству (законодателю), к другим людям - носителям субъективных прав и свобод.

Вопрос 2 Административные правонарушения и административные взыскание

Административное правонарушение представляет собой общественно опасное, противоправное, виновное деяние в виде действия или бездействия, за которое установлена административная ответственность.

Административные правонарушения обладают рядом признаков. Важнейший из них - противоправность - означает, что проступок представляет собой деяние, запрещенное нормативным правовым актом. Виновность состоит в том, что ответственность за проступок наступает только при наличии вины правонарушителя. Наказуемость проступка означает, что привлечь к ответственности за правонарушение можно только в том случае, если за это деяние нормативными правовыми актами установлена ответственность. Общественная опасность административного проступка состоит в посягательстве на безопасность дорожного движения, пожарную безопасность, правила, связанные с приобретением, хранением и использованием огнестрельного или служебного оружия, взрывчатых веществ, радиоактивных изотопов, сильнодействующих ядов и некоторых других объектов.

Состав административного проступка образуют четыре элемента: объект правонарушения, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объект административного проступка - это урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности общественные отношения, на которые посягает проступок. Причинение ущерба общественным отношениям возможно путем:

  • причинения вреда субъекту общественных отношений (например, доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения);
  • воздействия на вещь, по поводу которой возникло общественное отношение (уничтожение полезной для леса фауны);
  • устранения себя из общественного отношения, что влечет неисполнение обязанности (отсутствие регистрации по месту жительства). Объективная сторона административного правонарушения
  • это деяние, которое запрещено нормами административного или иных отраслей права и за которое предусмотрена административная ответственность.

О наличии объективной стороны можно говорить только в том случае, если в основе деяния лежит осознанное, волевое поведение. Таким образом, отсутствует деяние в том случае, если вред причинен под влиянием непреодолимой силы, физического воздействия, принуждения.

В некоторых случаях необходимо наступление общественно- вредных последствий. О присутствии объективной стороны можно говорить в данном случае лишь при наличии причинно-следственной связи между деянием и последствиями.

Иногда законодательство связывает наступление административной ответственности с такими признаками, как неоднократность, повторяемость.

Неоднократность - это совершение однородного деяния несколько раз. В данном случае неоднократные деяния составляют не несколько, а одно административное правонарушение. В том случае, если совершается несколько однородных деяний, каждое из которых в отдельности образует состав административного проступка, принято говорить о повторяемости. Повторяемость - это совершение одним и тем же лицом в течение одного года однократного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию.

В зависимости от объекта посягательства, административные правонарушения делятся на виды:

  • посягающие на права граждан и здоровье населения;
  • посягающие на собственность;
  • в области охраны окружающей среды, памятников истории и культуры;
  • в области промышленности;
  • в сельском хозяйстве, на транспорте, в области дорожного движения, связи и жилищно-коммунального хозяйства;
  • в области финансов и торговли;
  • посягающие на общественный порядок и установленный порядок управления.

Административное взыскание - это мера административной ответственности за административное правонарушение. Цели его - защита правопорядка, воспитание лиц, совершивших административные правонарушения, в духе уважения к закону и предупреждение совершения новых правонарушений самими правонарушителями и другими лицами.

В соответствии со ст. 3.2 КоАП за совершение административных правонарушений могут применяться следующие виды административных взысканий:

§ предупреждение;

§ административный штраф;

§ возмездное изъятие предмета, ставшего орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

§ конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения;

§ лишение специального права, предоставленного гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты);

§ административный арест;

§ административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

§ дисквалификация.

Административные взыскания в соответствии с законом делятся на основные и дополнительные. Возмездное изъятие и конфискация применяются в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий, а все другие - как основные.

Предупреждение как мера административного взыскания применяется за незначительные административные правонарушения и выносится в письменной форме.

Штраф - взыскание имущественного (денежного) характера. Минимальный размер составляет одну десятую, а максимальный - сто минимальных месячных размеров оплаты труда или до десятикратной величины стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества, а также размера незаконного дохода, полученного в результате совершенного административного правонарушения.

Определение размера штрафа с учетом инфляции производится по следующим основаниям:

§ по отношению к сумме стоимости предмета - объекта правонарушения. В частности, наложение штрафа в размере сокрытой (заниженной) суммы доходов от налогообложения;

§ в кратном исчислении к месячному доходу (до трехмесячного дохода, например);

§ в кратном исчислении к минимальному месячному размеру оплаты труда;

§ по отношению к должностному окладу.

Возмездное изъятие применяется как принудительная мера только в отношении предмета, который явился предметом или объектом административного правонарушения. Вырученная сумма за изъятый предмет передается бывшему собственнику имущества.

Конфискация - это принудительное безвозмездное обращение предмета, ставшего орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, в собственность государства.

Конфискация как мера административной ответственности состоит в безвозмездном изъятии только предмета правонарушения, но не вообще имущества правонарушителя как меры уголовной ответственности.

Лишение специальных прав, предоставленных гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты) на срок от пятнадцати дней до трех лет.

Лишение права управления транспортными средствами не может применяться к лицам, пользующимся этими средствами в связи с инвалидностью, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота - основной источник существования.

Административный арест применяется в исключительных случаях за отдельные виды правонарушений чрезвычайного положения - до 30 суток. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.

Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения.

Законодательство об административной ответственности организаций не упорядочено и не представляет еще сложившуюся систему. Нормы об административной ответственности организаций содержатся в отдельных законах, принятых в последние годы (например, в Земельном кодексе РФ). По общему правилу субъектами административной ответственности выступают организации - юридические лица. В отдельных случаях к административной ответственности могут привлекаться обособленные подразделения юридических лиц - филиалы. Административная ответственность юридических лиц наступает в виде штрафа.

История свидетельствует о том, что во всех государствах осуществляется особая деятельность по распространению знаний о праве и правопорядке, для чего используются имеющиеся в распоряжении средства: школа (всех уровней), печать, радио, телевидение, церковь, литература, искусство, юридические учебные заведения. Иными словами, правовое воспитание является составным компонентом идеологической функции любого государства.

Воспитание – это передача жизненного опыта и накопленных знаний от старшего поколения граждан к младшему поколению. Воспитательный процесс носит целенаправленный характер. Целью воспитательного процесса является становление и развитие личности в обществе. Государство обеспечивает управление воспитательным процессом в соответствии с задачами, которые ставит перед ним общество.

Существуют различные формы (виды) воспитания личности: семейное, школьное, патриотическое, нравственное, культурное, политическое, правовое, трудовое и т. д. Все они тесно взаимосвязаны, поскольку образуют единый процесс духовного воздействия на сознание и поведение людей.

Правовое воспитание есть составная часть общегражданского воспитания, важный социальный канал, который дает возможность прививать гражданам правовые знания. В условиях построения правового государства ощущается острая потребность в правовых знаниях.

Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность государства, общественных структур, средств массовой информации, трудовых коллективов по формированию в правосознании граждан устойчивых правовых знаний, убеждений, ценностей, потребностей и привычек правомерного поведения.

Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле . В первом случае речь идет о правовой социализации человека, когда человек воспитывается окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, в том числе и должностных лиц, у которых нет прямой цели оказать на других правовоспитательное воздействие. Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.

Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение оказывает и воспитательный эффект. При этом воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение – на рационально-познавательную, с целью информационно-ознакоми-тельного воздействия на человека.

Основной задачей правового воспитания является формирование и совершенствование в избранном направлении правового сознания индивидов и общественных групп. Усиление правового просвещения населения, преодоление правового нигилизма – одна из задач проводимой в стране правовой реформы.

Исходя из основной задачи, правовое воспитание следует сосредоточить на формировании в правосознании людей такой совокупности, которая включала бы:

1) знание системы основных правовых предписаний, правильное понимание и уяснение их содержания и значения;

2) глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку;

3) умение самостоятельно применять правовые знания на практике, согласовывать повседневное поведение и личное отношение к реальной действительности, свою практическую деятельность с полученными правовыми знаниями;

4) привычку поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями;

5) прочный и устойчивый духовный правовой иммунитет (невосприимчивость) к совершению любых нарушений правовых норм.

Входящие в эту совокупность компоненты правосознания образуют необходимую психологическую и идеологическую установку личности – быть в постоянной готовности к активному применению правовых знаний в жизни.

Эффективный процесс правового воспитания предполагает активную деятельность не только воспитателей, но и воспитуемых. Человек, как существо активное, не механически воспринимает предлагаемые ему правовые знания, выступает не только как объект, но одновременно и как субъект правового воспитания. Деятельная активность воспитуемого предопределяется уже тем, что он по своей человеческой природе способен направлять и развивать себя, обеспечивать постоянное самосовершенствование.

Основные функции правового воспитания:

1) передача воспитуемым (индивидам, общественным группам) определенной суммы правовых знаний, навыков и умений;

2) формирование правовых идей, убеждений и чувств в правосознании людей.

Механизм правового воспитания – это механизм перевода идей, содержащихся в общественном правосознании, особенно в его идеологической части, в правосознание воспитуемых. В систему правового воспитания входят такие элементы, как субъекты , объекты , совокупность правовоспитательных мероприятий , осуществляемых в определенных формах с использованием специальных правовых средств и методов.

1. Субъектами правового воспитания являются:

Органы и учреждения государства, должностные лица, для которых реализация воспитательной функции права является, как правило, одним из направлений деятельности;

Государственные и негосударственные образовательные учреждения юридического профиля;

Общественные организации и объединения граждан, на которые возлагается обязанность проводить работу среди населения. Примером могут служить общественные организации юристов, правозащитные организации и фонды.

Органы внутренних дел, относясь к первой из выделенных групп, имеют широкое поле взаимодействия с обществом. На них возложены задачи по противодействию преступным проявлениям, охране общественного порядка, обеспечению безопасности граждан. В качестве непосредственного субъекта реализации воспитательной функции права следует рассматривать низовое структурное подразделение МВД – территориальный или транспортный орган.

2. Второй составной частью системы правового воспитания являются объекты . Объектами правового воспитания выступают отдельные граждане, различные категории населения, в отношении которых осуществляется правовоспитательная работа. Точнее говоря, объектом правовоспитательного воздействия являются сознание, мировоззрение, взгляды, установки, а в процессе правового воспитания – мнения, оценки, суждения и, как конечный результат, правомерное поведение.

3. Третьей составной частью системы правового воспитания являются правовоспитательные действия. Они проводятся для достижения намеченных целей, прогнозированных результатов, положительного эффекта, с помощью определенных средств, с использованием соответствующих форм и методов. Их содержание – правовоспитательное воздействие субъектов на объекты; цель – воспитание граждан в духе уважения, соблюдения и исполнения законов, содействие формированию у них правосознания, привитие им навыков правомерного поведения и повышение их социально-правовой активности.

Формы правового воспитания – это:

1. Правовое образование граждан – изучение законодательства в общеобразовательных школах, колледжах, техникумах и вузах. Полученные знания должны превращаться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем – во внутреннюю потребность и привычку соблюдать нормативно-правовые акты, проявлять правовую активность.

2. Профессиональная подготовка специалистов в области права через юридические вузы, факультеты, специальные курсы повышения квалификации и т. д.

3. Правовая пропаганда в средствах массовой информации – распространение правовых идей и правовых требований среди населения. Проводится при помощи газет, журналов, телевидения, радио. Для этой формы характерен широкий охват аудитории.

4. Издание литературы по юридической проблематике (популярные брошюры, комментарии к законам, обзоры правовой практики и др.).

5. Создание компьютерных баз данных («Гарант», «Консультант-плюс», «Кодекс», «Референт» и др.), распространение правовой информации через Интернет.

6. Наглядная правовая информация (стенды фотографий правонарушителей, стенгазеты, боевые листки и т. д.).

7. Влияние юридической практики – законотворческой деятельности государства, Конституционного Суда РФ, работы общих судов, других правоохранительных органов. Например, участие в судебных процессах в качестве истца, ответчика, потерпевшего, народного заседателя, присяжного; заключение разного рода гражданско-правовых сделок, пользование услугами адвоката и т. п. Таким образом, юридическая практика предполагает практическое использование полученных знаний и умений в ситуациях, когда гражданин, с одной стороны, без посторонней помощи правильно выбирает ту или иную организацию или учреждение, куда ему необходимо обратиться для правового решения возникшей у него проблемы.

8. Влияние произведений литературы и искусства : романов и повестей, кинофильмов, театральных постановок, посвященных правовым проблемам.

9. Самовоспитание – заключается в формировании у себя глубокого уважения к праву, потребности строго следовать правовым предписаниям путем самообучения, самостоятельного анализа правовой действительности и личной практики.

Каждая форма правового воспитания имеет свои особенности. В процессе правового воспитания должны активно использоваться все имеющиеся правовоспитательные формы: профессиональное юридическое образование, правовое воспитание населения (кинолектории правовых знаний), тематические вечера по юридическим вопросам, общественные юридические консультации, правовое воспитание правонарушителей (деятельность суда, прокуратуры, органов внутренних дел и исполнения наказания и т. д.).

Формы правового воспитания можно подразделить на формы непосредственного и формы опосредованного воздействия на воспитуемых.

При опосредованном воздействии отсутствует непосредственное общение субъекта и объекта правовоспитательной работы. Опосредованное воздействие производится в основном с помощью СМИ. Оно рассчитано чаще всего на самую широкую аудиторию. Вместе с тем имеет место и передача правовой информации для определенной категории населения: для рабочих и служащих (например, по вопросам трудового права), для молодежи.

Непосредственное воздействие на воспитуемых наиболее полно проявляется при проведении правовоспитательной работы с конкретным лицом, например, в индивидуальных беседах. Такому воздействию свойственны, как правило, непосредственное общение воспитателей и воспитуемых, прямая и обратная связь между ними.

Методы правового воспитания – это способы целенаправленного воздействия субъекта правового воспитания на правосознание коллектива, группы или одного человека.

Методами правового воспитания являются: убеждение, поощрение, профилактика, предупреждение, потенциальная угроза применения санкции, принуждение, наказание, другие способы и приемы воздействия на сознание воспитуемых. Использование тех или иных методов зависит от конкретных обстоятельств.

В современный период, к сожалению, внимание к правовому воспитанию в значительной степени ослабло. Многие его формы вообще исчезли, другие используются явно недостаточно. Между тем они показали свою достаточную эффективность в прошлом и вполне могут быть использованы и усовершенствованы ныне, когда роль закона и юриспруденции в стране значительно выросла.

Государство и общество заинтересованы в формировании высокой правовой культуры на всех уровнях и во всех формах, используя для этих целей правовое просвещение и правовое воспитание.

Под правовым воспитанием принято понимать целенаправленное, систематическое воздействие на сознание и поведение человека со стороны государства, общественных организаций и отдельных граждан в целях формирования позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм Юридическая энциклопедия/ Тихомирова Л В., Тихомиров М.Ю. Издание 5-е, дополненное и переработанное/под ред. М.Ю. Тихомирова. - М.:2005. - С.670-671.

Правовое воспитание обладает относительной самостоятельностью целей, спецификой методов их достижения и организационных форм. Оно является многоцелевой деятельностью, которая предполагает наличие стратегических, долговременных целей и целей тактических, ближайших, общих и частных. Эти цели могут конкретизироваться с учетом специфики субъекта и объекта воспитательного воздействия, используемых форм и средств этой деятельности, а также институтов, осуществляющих правовое воспитание.

  • · субъекты воспитания (органы государства, государственные служащие, политики, преподаватели, журналисты и т.д.);
  • · объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы, социальные группы и т.п.);
  • · содержание воспитания (выражается в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, информации, опыту и т.п.);
  • · методы воспитания (убеждение, поощрение, наказание и иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект воспитания);
  • · формы воспитания:
    • 1. правовое обучение состоит в передаче, накоплении и усвоении правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях;
    • 2. правовая пропаганда заключается в распространении правовых идей и требований среди населения посредством телевидения, радио, иных средств массовой информации;
    • 3. юридическая практика способствует передаче юридической информации, знаний посредством участия граждан в процессе, прежде всего правоприменительной деятельности и т.п.;
    • 4. самовоспитание связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений.

Необходимо отметить, что очень органично между собой связаны правовое воспитание и правовое обучение. Воспитывающее обучение предполагает непрерывную связь процессов целенаправленного формирования сознания личности законопослушного гражданина и юриста-профессионала, включая правосознание, нравственные идеалы, правовые установки и ценностные ориентации, специальные, профессионально необходимые знания. Очень важно сформировать положительное отношение к праву, правовым явлениям и потребность к постоянному расширению и углублению правовых знаний. Особенно это важно для юристов-профессионалов, государственных служащих, служащих органов местного самоуправления. Только в этом случае можно считать, что человек будет не только декларировать теоретические знания, но и что сумеет овладеть ими в надлежащей мере и правильно применить в юридически значимых ситуациях.

Правовое обучение и воспитание является частью всего процесса духовного формирования личности, без которого нельзя обойтись. Главный объект воздействия при правовом обучении и воспитании - правовое сознание, устойчиво положительно ориентированное, развитое, должного уровня. Иными словами, правовое воспитание является составным компонентом идеологической функции любого государства. По мере развития и совершенствования государственности - меняется содержание и тактика, объекты, формы и способы воздействия на сознание масс и отдельных граждан, но в значительной степени стабильной, прежде всего, в развитых государствах остается его сущность в виде представлений о праве и правосознании, их сущности, ценности и функциях. Только в условиях реальной демократии возможна целенаправленная и специально организованная деятельность по правовому обучению юристов-профессионалов.

Правовое воспитание обладает относительной самостоятельностью целей, спецификой методов их достижения и организованных форм. Оно представляет собой многоцелевую деятельность, предполагающую наличие стратегических, долговременных целей и целей тактических, ближайших, общих и частных. Цели могут конкретизироваться с учетом специфики субъекта и объекта воспитательного воздействия, используемых форм и средств этой деятельности, а также органов, осуществляющих правовое воспитание.

Непосредственная цель правомерное поведение, в том числе правовая активность граждан и профессиональная активность юристов и других государственных служащих в процессе реализации их компетенции в юридически значимых ситуациях. Правовая активность предполагает определенную степень интенсивности деятельности в социально-правовой сфере, более высокую, чем просто соблюдение и исполнение правовых обязанностей, превосходящую обычные требования к должностному поведению.

Общество, разумеется, вполне устроило бы и просто правомерное поведение граждан, причем чем большего количества, тем лучше. Некоторые основные цели, указанные выше, достижимы лишь при соблюдении в правовой воспитательной работе следующих основных принципов: научность, плановость, систематичность, последовательность и дифференцированность, обеспечение комплексного подхода, а также создание благоприятных условий для реализации развитого здорового правосознания на практике. Содержание искомого уровня правосознания предполагает приобретение субъектами правового воспитания и обучения должного уровня правовой подготовки, системы убеждений, характеризующейся признанием права и пониманием необходимости следовать его предписаниям, владение умениями и навыками реализации права. Соответственно правовое воспитание и правовое обучение состоят в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умения использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда возникает необходимость в осознанном усвоении основных положений законодательства, в выработке чувства глубокого уважения к праву. Все полученные знания должны стать личными убеждениями, должны перерасти в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и профессионально-юридическую активность

Самовоспитание.

Самовоспитание - это наиболее эффективное средство для формирования правосознания всех субъектов права. Самовоспитание заключается в формировании у себя глубокого уважения к праву, потребности строго следовать правовым предписаниям путем самообучения, самостоятельного анализа правовой действительности и личной практике. Наряду со специальной подготовкой самовоспитание для юристов-профессионалов способ профилактики деформации сознания и личности и поддержания на должном уровне профессионализма.

Следует отметить, что необходимо отказаться от установки на преимущественно просветительскую деятельность, а направить все усилия на формирование соответствующего отношения к праву, принятие и признание его на уровне общечеловеческих ценностей и естественно-правовой концепции. Конкретные, предметные рекомендации по формированию и корректированию интеллектуально-эмоционально-волевых свойств личности, определяющих содержание ее правовой психологии, непосредственно даются психологической наукой. Здесь же следует заметить, что, занимаясь правовым обучением и воспитанием, необходимо оказывать воздействие, как на разум, так и на эмоционально-волевую сферу воспитуемого, для чего использовать известные методы: прежде всего убеждение и поощрение, а также угрозу принуждения и прямое принуждение, предусмотренное законодательством. Ничего иного, к сожалению, в части методов человечество не придумало. Выбор же первоочередной непосредственной сферы воздействия (рациональной или эмоциональной) зависит от особенностей психологии воспитуемого, на которого оказывается воздействие, и состояния его правосознания. Соответственно дозируется правовая информация, определяется ее содержание, ведущий метод воздействия, последовательность применения существующих методов.

Для воспитания правосознания юристов-профессионалов особенно эффективны практические упражнения (индивидуальные и групповые), игры и учения, решения конкретных проблемных ситуаций на основе фундаментальных теоретических знаний. Их надо учить не только и не столько законодательству, сколько юридическому мышлению и практическим действиям на основе законодательства в типовых и типичных ситуациях.

Правовое воспитание имеет свою систему, механизм, стадии.

Система правового воспитания - совокупность основных частей (элементов) правовоспитательного процесса, обеспечивающая его определенный порядок и организацию.

Систему правового воспитания составляют такие элементы:

1) субъекты - государственные органы, организации, специально уполномоченные государством лица, которые осуществляют правовоспитательную деятельность;

Раздел IV. Теория права

2) объекты - воспитуемые граждане или общественные группы;

3) совокупность правовоспитательных мероприятий, определенных способов и средств.

Субъект правового воспитания может иметь правовоспита-тельную функцию в качестве основной (Национальная юридическая академия Украины, Одесская юридическая академия, Киевская академия внутренних дел, Университет внутренних дел, юридические факультеты государственных университетов и др.) или в качестве одной из многих (Советы народных депутатов, прокуратура, адвокатура, органы юстиции, МВД и др.

).

Объект правового воспитания (граждане) в ходе правовоспи-тательного процесса испытывает влияние двух факторов, от которых зависит эффективность правового воспитания:

1) объективный фактор - позитивные внешние условия, которые способствуют правовоспитательной деятельности (демократизация общества, защита прав личности, успехи правотвор-ческой деятельности, юридической практики и др.), или негативные условия, которые затрудняют правовоспитательную деятельность (несовершенство законодательства, неотработанность способов и средств правового воспитания и др.);

2) субъективный фактор - позитивное внутреннее духовно-правовое состояние личности (ее правовая воспитанность, установка на правомерное поведение) или негативное (правовая установка на неправомерное поведение, одним из оснований которой является правовой нигилизм).

Совокупность правовоспитательных мероприятий может быть представлена в виде способов и средств правового воспитания.

Способы правового воспитания:

Правовое образование (или иначе: правовой всеобуч);

Правовая пропаганда;

Юридическая практика государственных органов и других организаций (напр., правовоспитательная деятельность суда, прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции, адвокатуры и т.д.);

Правомерное поведение граждан, их личное участие в осуществлении (реализации) и охране правовых норм;

Самовоспитание.

Средства правового воспитания:

1) нормативно-правовые акты, акты применения норм права;

Глава 26. Правовое воспитание. Правовой всеобуч

2) ознакамливающие и разъясняющие материалы о правовых актах в прессе (в каждой газете должны быть рубрики типа «Правовое образование», «Юридический всеобуч», «Консультирует юрист», «Спрашивайте - отвечаем»);

3) правовые радио и телевизионные журналы типа «Право», «Закон» и др. в республиканском (Автономная республика Крым), областных, городских и районных центрах, систематически информирующие о законодательных и иных нормативных актах Украины, о деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, органов юстиции, а также о состоянии правопорядка, борьбы с правонарушениями и т.п.;

4) юридические газеты, целью которых является распространение правовых знаний;

5) организационно-образовательные: пресс-конференции", брифинги2, встречи3, лекции, беседы, семинары, вечера вопросов и ответов, консультации и др.

Заслуживающим внимания является предложение о создании справочной информационно-правовой телефонной службы для оперативных ответов на вопросы индивидов, испытывающих потребность в выборе линии своего поведения с точки зрения соответствия нормам права, закона.

Механизм правового воспитания - порядок перевода правовых идей и установок, содержащихся в общественном правосознании, в сознание воспитуемых (личности, общественной группы).

Функциональными элементами механизма правового воспитания являются следующие:

1) общественное правосознание;

2) система норм права;

3) способы и средства правового воспитания;

4) правосознание воспитуемых, которое необходимо обогатить правовыми идеями и установками, содержащимися в общественном правосознании.

Пресс-конференция - собрание представителей прессы, телевидения, радио, которое официально созывается управлением юстиции (возможно совместно с УВД, прокуратурой, областным и арбитражным судами, организацией союза юристов и другими) для важной информации правового характера, ответов на вопросы.

Брифинг - короткая пресс-конференция.

Встреча - беседа руководителя или специалиста с одним или группой журналистов, как правило, по их инициативе.

Раздел IV. Теория праве

Стержневой нитью, связывающей все звенья (структурные элементы) механизма правового воспитания, является правовая информация, которая на уровне первых трех элементов выступает как оповещающая (дескриптивная), а на уровне четвертого элемента - как информация командная (прескриптивная).

Общественное правосознание и правосознание воспитуемых - это внутренняя, духовная часть механизма правового воспитания, а система норм права, способы и средства правового воспитания - его внешняя, инструментальная часть.

Механизм правового воспитания личности в духовном внутреннем срезе (правовоспитательныч процесс личности), может быть представлен в виде таких стадий:

1) накопление правовых знаний, правовой информации;

2) превращение накопленной информации в правовые убеждения, привычки правомерного поведения;

3) готовность действовать, руководствуясь этими правовыми убеждениями, т.е. поступать правомерно, в соответствии с законом.

Результатом действия механизма правового воспитания является уровень правовой воспитанности личности, ее правовая культура.

Правовая воспитанность - внутреннее духовно-правовое состояние, в котором находится личность в момент принятия решения о том, как поступить в тех или иных обстоятельствах. Это состояние правосознания личности, уровень ее правовой культуры, готовность к правомерному или противоправному поведению. Уровень правовой воспитанности - это не только знание права и понимание необходимости исполнять правовые предписания. Он определяется степенью сформированности отношения к праву и правовому закону как к ценностям, находящимся в демократическом обществе вне конкуренции.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Как избежать трещин во время кормления грудью? Как избежать трещин во время кормления грудью?