История юбки. История юбок: от появления до покорения мира

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Казалось бы, ну что может быть в ней интересного, юбка и юбка. Всегда была, всегда будет, ничего таинственного и необычного в ее истории быть не может. А вот и нет. Насколько важный это элемент - юбка, видно уже из такой поговорки, как "Бегает за каждой юбкой" - о мужчине-ветренике. Не за платьем каждым, заметьте, бегает, и не за туфельками какими-нибудь красивыми, а за юбкой. Значит, не такой уж и обычный это предмет туалета, как кажется. Начнем со слова .


Как ни странно, в русском языке слова "юбка" и "шуба" - родственники, имеющие прямого предка. А предок этот... арабское слово "джубба". Так называлась верхняя длиннополая арабская одежда с длинными рукавами. Когда-то давным-давно арабы завезли в Европу и предмет, и слово, и оно, путешествуя по языкам и странам, во Франции превратилось в "жюп" - юбку, в украинском и некоторых других южнославянских языках - в "жупан", вариант шубы. Придя в русский из польского, а в польский - из немецкого, "джубба" стала "юбкой", а позаимствованное напрямую из арабского слово "джубба" превратилось в "шубу". Так и получилось, что два предмета, ни капли не напоминающие друг друга, оказались родственниками

В средние века на Руси юпой называли и нижние мужские штаны, и женскую набедренную одежду. Ясность в эту понятийную неразбериху внес Петр I, издавший в 1701 году указ, в котором за юбкой официально закрепилось "звание" женской одежды.

Итак, юбка. Если не знаешь, кому принадлежит цитата, смело говори - Пушкин, шутили знатоки в известной игре. Перефразируя их, можно сказать, что если не знаешь, откуда появился тот или иной предмет, веди историю от Древней Греции . Однако в случае с юбкой этот номер не пройдет. У древних гречанок юбок практически не было. Их одежда была преимущественно плечевой: хитоны, туники, различные виды накидок-плащей. Более того, она практически не имела половых различий, похожую одежду носили и мужчины, и женщины.

А вот в Древнем Египте юбки были, причем и у мужчин, и у женщин, однако у первых она была более распространена. Носили их, как правило, представители знати и фараоны, но не как самостоятельную одежду, а как одежду нижнюю (типа чехла), или как двойной фартук (спереди и сзади, с разрезами по бокам типа украинской паневы). Такой "фартук" - часто только из передней половинки - схенти, синдон - был составляющим элементом праздничных богатых одеяний, он обильно украшался вышивкой нитями и драгоценными камнями, отделкой из другой ткани и аппликацией. У представителей знати и у людей старшего возраста он был более длинный, чем у простых юношей. Простой люд тоже носил схенти, но из простых тканей без отделки. Подобный вид юбки сохранился, как ни странно, в наше время в Восточной Финляндии. Там он называется хурстут и состоит из двух полотнищ, закрывающих бока и не сходящихся сзади и спереди.

Кроме Древнего Египта, похожая одежда была у древних шумеров, вавилонян, финикийцев и т.д. Там она состояла из полосы ткани, которую оборачивали вокруг бедер и закрепляли на талии при помощи шнура или ремня. Древние персы превратили этот предмет одежды практически в юбку-"солнце" и назвали его шароварами-анаксиридами. На самом деле шаровары - это условно сказано: просто перехваченная между ногами широченная юбка чем-то напоминала штаны. В такой юбке было удобно садиться верхом на лошадь.

Нечто подобное - смесь рубашки и юбки - носили и в древней Ассирии. Там такая одежда называлась "канди". И так же, как и в Древнем Египте, значение имела длина - чем длиннее, тем богаче и знатнее обладатель. Пожалуй, канди из всех своих "сестер" сильнее всего напоминала арабскую джуббу.

Если же заглянуть в еще более древние времена, в эпоху каменного века в Европе или в африканские, австралийские пустыни, к американским индейцам и многочисленным дикарям Полинезии, Микронезии и т.п., то там юбок было сколько угодно. Точнее - набедренных повязок. Их делали из шкур и хвостов животных, листьев, папоротника, соломы, травы и прочих подручных материалов. Или как у папуасов Новой Гвинеи уже в наше время - берется кусок цветастой ткани, заправляется за пояс и запахивается на боку. Отдельно мы такие юбки рассматривать не будем, потому что на европейскую моду они влияния не оказали. Хотя примитивная юбка древних индусок, называемая дотис, оказала определенное влияние на классическое сари.

Любопытны юбки одной из азиатских народностей - буи. Выглядели они как мешки, присборенные у пояса. С материальным достатком в этом племени на протяжении всей его истории было не очень хорошо, вот тамошние дамы и додумались: в будни они носили юбку изнанкой наружу, а в праздники переворачивали другой стороной, не замызганной на работе. Была одна юбка - стало две.

Однако вернемся в Европу. Начиная с античных времен юбки были распространены в Древнем Риме. Но лишь у... рабов. Они представляли собой большой кусок ткани, которая превращалась в одежду только при условии, если его сначала определенным образом складывали, а затем определенным образом надевали.


Юбкой в эпоху раннего средневековья называли одеяние типа рубахи длиной до колен, присборенное у горла и подпоясанное. Использовали его и мужчины, и женщины.

Женщины же долгое время, вплоть до XV века, носили цельнокроеное прямое свободное мешкообразное платье-тунику, спадающее мягкими складками. Надевалось по два платья одновременно - верхнее и нижнее. Верхнее шилось из богатых тяжелых тканей - бархата, парчи. Нижнее - из тканей полегче. Белья в то время, как вы помните, еще не носили, и можно сказать, что нижнее платье где-то играло роль белья.

В XV веке платье стало отрезным - разделилось на лиф и собственно юбку. Произошло это из-за моды на приталенную, облегающую одежду, которая начала требовать точного кроя и четкой посадки на фигуре. Впервые юбка начала крепиться непосредственно на талии, место "крепления" закрывал опускавшийся ниже лиф. Однако надо сказать, что многие историки моды не рассматривают в этот период юбку как отдельный элемент женской одежды и признают ее появление лишь в XIX веке.

Рассуждая о женской моде средних веков и эпох Возрождения и Просвещения, они употребляют термин "платье", мотивируя это тем, что отдельно от предназначенного ей лифа юбку все равно никто не носил. (Можно подумать, в XIX веке юбку носили без лифа!) В средние века, кстати, юбки и лифы часто шились из разных по цвету и фактуре тканей, так что можно и нужно говорить о юбке тех веков как об отдельном элементе одежды.

Юбка в XV веке имела длинный шлейф, который был призван подчеркнуть значимость своей обладательницы.


Считается, что моду на шлейф как составной элемент юбки ввела фаворитка короля Франции Карла VII красавица Агнесса Сорель. Церковники страшно возмущались такой модой и называли шлейф "хвостом дьявола".

К концу 1500 года церковники настолько всех утомили, что власти были вынуждены пойти на компромисс: ношение шлейфа было разрешено исключительно в качестве дополнения к парадному платью. Но, несмотря на это, шлейф оставался в женском костюме практически всегда; новый всплеск этой моды пришелся на XVIII век, например, шлейф коронационного платья Екатерины II имел длину 70 м, ширину - 7 м, и его несли аж 50 пажей. Шлейф появился даже на бальных платьях; это часто приводило к травматизму - дамы путались в шлейфах, своих и чужих, и падали. Тогда придумали отстегивающийся шлейф: в обычной жизни он есть, но пошла дама танцевать - и вот его нет.


С началом эпохи Ренессанса законодательницами моды стали испанки, которые ввели в гардероб каркасный костюм. Плоский конус лифа почти полностью скрывал грудь, которая утягивалась в жесткий корсет и даже забинтовывалась перед надеванием платья. Платье превращалось в футляр, который уплощал и без того худощавую фигуру испанки. Юбка к тому времени - уже давно отдельная часть костюма и часто шьется из ткани, отличной от лифа по цвету и отделке.

Шлейф постепенно отошел в тень, вместо этого длинного и, в общем-то, неудобного "хвоста дьявола" собственную значимость и амбиции женщины стали выказывать шириной юбок. Юбки сажаются на специальный плотный чехол с металлическими (реже деревянными) обручами разных размеров. Обруч по-испански "вердуго", поэтому юбки на каркасе получили название "вертигадо" или "вертюгаден". Узкая в талии, юбка расширяется книзу, облегая конусообразный каркас без единой складки. Юбок обычно было две: верхняя имела спереди треугольный разрез или застежку на петли и банты. Этот оригинальный и ранее не используемый декоративный прием в моделировании женского костюма получит свое дальнейшее развитие и обогащение в ХVII веке.


В народе такую юбку прозвали "хранителем добродетели". Почему она получила такое странное прозвище? Все дело в том, что юбка превратилась в огромное многоярусное сооружение, нижние юбки для придания пышности набивались конским волосом, что делало наряд невероятно тяжелым и неудобным для излишне стройных соответственно моде дам. В таком на ряде женщина становилась полностью недоступной. Кроме этого, как бы быстро женщина не двигалась, ног под такой юбкой разглядеть было невозможно. Испанкам, согласно строжайшему этикету и суровому фанатичному аскетизму католической церкви, ноги показывать было нельзя ни в коем случае. Культ воинствующего рыцарства и религиозный фанатизм обусловили противоречивую эстетику испанского костюма, в котором одновременно сочеталось утверждение типичного для Ренессанса подчеркивания природных форм и пропорций фигуры с требованием спрятать "грешную плоть", запретить обнаженные участки тела, изменить пластичные мягкие округлые контуры фигуры угловатыми жесткими линиями.


На эту же идею работала и колористическая гамма. Если раньше под влиянием арабов готические мотивы в тканях были яркими и красочными, то теперь цвет ощутимо блекнет, основными цветами становятся цвета монашеских орденов: черный и коричневый, серый и белый, реже красный, фиолетовый или зеленый. Под влиянием церкви вводятся гладкие ткани и монохромное решение костюма. Если узоры и появлялись, то представляли собой геральдические мотивы, большие медальоны со стилизованным изображением животных, а также символов христианской религии.

Перед процедурой надевания тяжеленный каскад парчовых или бархатных юбок, обильно расшитых драгоценными камнями, лентами и тесьмами, которые нашивались по вертикали или диагонали, водружался на еще более тяжелый металлический каркас, который устанавливался на полу. После чего дама в эту конструкцию буквально "входила", лиф же к ней просто пристегивался. Мастерство создания подобных платьев в этот период просто поражает воображение. Как такое великолепие можно сделать на руках, без швейной машинки и без всех тех технических средств, которые сегодня так облегчают жизнь портных? Но чего не сделаешь р ади моды!

Изобретена же такая жесткая юбка была, как говорит предание, в 1468 году королевой Кастилии Жанной Португальской, женой Энрике Бессильного. Супруг, судя по всему, оправдывал свое прозвище, потому что Жанна придумала такое платье, чтобы скрыть тайную беременность, полученную, понятное дело, не от мужа.

Прошло некоторое время, пока вся Европа не взяла вертюгаден на вооружение. Первыми были Франция и Италия. Там, невзирая на тяжеленный каркас, юбки стали легче, кокетливее. Худощавость чопорных испанок французов не удовлетворяла, вот юбки и приобрели округлые формы за счет специальной набедренной подушки в виде ватного кренделя. Она здорово облегчила жизнь поклонницам каркасной моды.


Горячей поклонницей новой французской юбки стала английская королева Елизавета; она много времени уделяла своему гардеробу, как-то восполняя этим недостаток внешних данных. Никто, кроме нее, не смел надеть такую юбку, и запрет этот был отменен лишь с ее смертью.


Позже всех эта мода, которая и дала толчок выделению юбки как отдельного предмета одежды, приходит в Германию, где еще долго сохранялся s-образный силуэт и отсутствовала каркасная основа. Именно тогда из немецкого языка в польский, а оттуда в русский и проникает слово "юбка".

Женщины-дворянки могли позволить себе эту дорогостоящую, громоздкую одежду, которой к тому же должно было быть много - состоятельная дама должна была иметь не менее тридцати платьев: на каждый день месяца. Недаром возникла пословица: "Дворянство носит свои доходы на плечах". Дамы "третьего" сословия поступили проще: они сократили и количество нарядов, и количество обручей своих юбок, и ниже колен ткань стала ниспадать свободным воланом. Обычные же горожанки вообще не использовали обручи-вердуго, нося мягкие пластичные юбки, заложенные на талии крупными складками, либо просто присборенные

Испанские юбки тем временем еще больше расширились, при желании на них можно было возлежать.

В Европе к концу XVI века эпоха Ренессанса достигла своего расцвета. На изготовление юбок шли дорогие ткани: шелк, парча, бархат, покрытые вышивками и украшенные орнаментом из цветов, ваз, гондол. Весь костюм той эпохи строился на сочетании пышных драпировок тяжелых тканей и богатой отделки. Очень разнообразны были цветовые предпочтения: особенно модными считались зеленый, красно-винный, смарагдовый. Но не дай Бог надеть юбку синего цвета! За это инквизиция могла и на костер отправить: даму в синей юбке приняли бы за ведьму или блудницу, несмотря на длину юбки или фасон. Бытовало даже такое выражение: "Синяя юбка - значит..."


Но с севера задули новые ветры. Под ними увяла испанская мода. Пришла пора одежды удобной, свободной, доступной. Роль законодателей мод перехватили французы. Французские женщины и три века назад отличались характером динамичным, эмоциональным. Тяжелые, негнущиеся испанские наряды были им не по вкусу. Придворные портные, задавая тон моде, искали новых решений. Им, например, понравилось, как поступают со своими юбками прачки: во время работы те, не церемонясь, поднимали подол юбки и затыкали за пояс. Такая юбка устраивала и принцесс, и гризеток, ведь теперь не было грехом показывать женские ножки, а заодно уж и красивые нижние юбки и подкладку.

В XVII веке , в период долгого правления Людовика XIV - с 1643 по 1715 год - все законы моды диктует французский королевский двор в Версале. Это время называют "версальским диктатом". Наступила мода стиля "барокко ", что означает "странный, причудливый". В качестве примера и модного эталона выступали вкусы короля-"солнца". Начиная с этого века уже можно говорить о "мировой моде". Способствовали этому новому понятию - мода - непрерывно и быстро меняющиеся фаворитки Людовика, то подчеркивавшие, то скрывавшие определенные части тела. Так, например, Луизе де Лавальер, страдающей небольшой хромотой, ниспадающие до пола пышные воланы юбок, отделанные кружевами, лентами и драгоценными камнями, позволяли искусно скрывать свой дефект. Другие фаворитки, напротив, специально приподнимали по бокам края юбок, демонстрируя не столько ослепительные кружева на нижних юбок, сколько изящество и совершенство своих ножек.

Мода этого периода свободная, легкая и очень живописная. В начале 60-х годов XVII века в женском костюме сохраняются плотный удлиненный лиф и разделенная спереди юбка. Верхняя юбка была обычно короче нижней, свободной и удобной. Даже жарким летом надевали несколько юбок одновременно, зимой же их число могло доходить до дюжины, и не только во Франции, а повсеместно в Европе. Количество одновременно надеваемых юбок соответствовало богатству и знатности их владелицы. Все юбки обильно украшались вышивками, кружевами, воланами. Однако самая нижняя юбка была одна. Пока эта юбка была в стирке, хозяйка вынуждена была лежать в постели под одеялом. Почему при таком обилии юбок никто не додумался завести хотя бы пару нижних юбок - история умалчивает. В истории моды есть такие вот тайны, разгадать которые с нашей современной логикой не представляется возможным.

Самой выразительной линией женского костюма той эпохи стала линия двойной юбки. К лифу крепились обычно две юбки: фрипон - нижняя и модест - верхняя. Нижнюю юбку шили из муара, тафты, камлота. У верхней юбки спереди оставался разрез, но полы его драпировались, подкалывались к лифу с помощью шнурков и бус, выворачивали яркой декоративной подкладкой вверх, открывая нижние юбки.


Вся отделка платья и украшения под влиянием придворного этикета и стиля барокко располагались исключительно спереди. Это было характерно и для мужского костюма. Такое украшательство спереди было вызвано необходимостью в присутствии короля стоять к нему только лицом.

В XVII столетии француженки носили юбки, о фасонах которых можно догадаться по одним только названиям: "удивленные", "робкие" и даже "нахальные". Однако таскать на себе килограммы ткани - не очень большое удовольствие, поэтому иллюзия "юбок под юбками" создавалась так называемыми фижмами, которые держались на эластичных пластинах из китового уса. Вместо китового уса, который был довольно дорогим, часто использовалась проволока. Периметр таких юбок-фижм достигал восьми метров. Войти в узкие двери в таких конструкциях возможности не было, доходило до того, что внутренние покои замков перестраивались, чтобы двери могли пропускать модниц.

В 1717 году Шарль Луи Монтескье писал в своих "Персидских письмах": "Я несказанно дивлюсь причудам французской моды. Парижане уже забыли, как одевались этим летом, и совсем не знают, как будут одеваться зимой. Если женщина уедет на полгода из Парижа в деревню, она вернется оттуда настолько отставшей от моды, как если бы прожила там тридцать лет. Сын не узнает своей матери на портрете: таким странным покажется ему платье, он подумает, что художнику просто вздумалось пофантазировать. Кто поверит, что архитекторам не раз приходилось понижать или расширять двери в зависимости от требований моды".

На протяжении XVII века французский костюм, как женский, так и мужской, меняется шесть раз. Для тех веков - немыслимая скорость, доселе невиданная! Изменился темп жизни, начался бурный процесс формирования нового облика человека, вот мода и менялась. Конечно, эти изменения касались в основном лишь дворянского костюма.

Наряду с любовью к ярким декоративным тканям светлых, чистых тонов возникает интерес к нежным полутонам и ахроматическим цветам - серому, белому, черному, которые подчеркивались цветовым контрастом, например, серый цвет верхней юбки и огненно-красная подкладка. Лишь в начале XVII века французский король Генрих IV впервые вводит черный цвет как символ траура.

Костюму эпохи Ренессанса были свойственны экстравагантность форм, живописность декоративных разрезов, которыми пестрела одежда, богатство отделки, которая выражалась в использовании украшений. XVII веку была присуща перегрузка рельефными украшениями, которые скульптурно, за счет переплетения нитей, создавались на поверхности ткани. Использовались и многочисленные оборки, рюши, кружева, гофрировки, буфы, отделка шнуром, галуном, позументом из золотых и серебряных нитей. В связи с этим в моде появились гладкие и тонкие ткани: муар, газ, атлас, тафта, тонкая шерсть. Орнамент на ткани диктовала мода барокко: крупные декоративные цветы причудливых очертаний, завитки, плоды граната и виноградные гроздья, ромбовидная сетка с розетками (так называемый трельяж). В композицию узора включались даже короны, вазы, корзины, детали садово-парковой архитектуры. Размеры узоров были настолько велики, что их раппорт достигал иногда полуметра. Это время было эпохой господства кружев, которые не так давно появились и за них отдавались целые состояния. Широко применялся также и гипюр, плетеные узоры которого напоминают набивные и тканые рисунки. Он украшает и верхние, и нижние юбки, которые стали шить из дорогого шелка. Выглядели они необычайно богато.

Лиф платья, подолы юбок украшались буквально пучками многочисленных лент. О моде тех лет Ж.-Б. Мольер писал: "От башмаков до шляпы - банты, ленты, банты, ленты...

К началу XVIII века с появлением моды рококо дамская мода совершила очередной виток: вернулась юбка в виде купола. Законодательницами мод стали актрисы, хотя при первом появлении таких юбок на театральных подмостках они были жестоко освистаны. Но именно поэтому - таков закон моды! - куполообразные юбки получили широкую известность. Это снова повлекло за собой сооружение каркасов, все чаще в них использовались дерево или бамбук, чтобы металл не утяжелял костюм. На этот каркас натягивалась ткань, получалось что-то вроде корзинки. Носить подобную корзинку было непросто; походка должна была вызывать покачивание юбки, при этом совсем неожиданно появлялся подол нижней юбки и открывались ножки чуть выше щиколотки. Зрительный эффект от покачивающейся юбки дополнялся шумовым. Покрытый чехлом каркас своими многочисленными металлическими или деревянными планками, соединенными клеенкой, издавал разнообразные интригующие шорохи и поскрипывания, поэтому такую шумящую юбку тут же окрестили "крикуньей". В такой "аморальной" юбке было запрещено приходить в церковь. Ослушниц прилюдно наказывали: юбка с них стаскивалась и тут же сжигалась. Но известно, что запретный плод сладок. И уже никакими стараниями нельзя было заставить модниц изменить широкой юбке.

К 80-м годам юбка приобрела еще более причудливый вид. Сзади ниже пояса привязывали ватную подушку, и юбку парижские острословы стали называть Cul de Paris , что в буквальном переводе звучит если не ругательством, то откровенной и грубой насмешкой.

Ширина юбок была необъятной. В них с трудом можно было жить, двигаться, менять положение, юбки на каркасах по-прежнему не проходили в дверь, и тут кто-то додумался сделать каркас складным. В результате этого ширина дверных проемов, мебели и относительно небольших экипажей перестала быть для женщин проблемой. Каркасы чаще всего делали на шарнирах - это позволяло регулировать ширину юбки, прижимая ее руками по бокам. Такая юбка подчеркивала тонкость талии и делала фигуру вместе с лифом в корсете похожей на два треугольника с вершинами в области талии.

Позже форма каркаса изменилась: теперь юбки приобрели овальную форму - сплющенную как спереди, так и сзади и вытянутую на боках. Кольца каркаса заменяются двойными фижмами, сделанными из китового уса, двумя полукупольными формами для каждого бедра отдельно, которые соединялись на талии тесьмой. Юбка пристегивалась к жесткому корсету. Корсет плотно шнуровался сзади.


Спрос на фижмы был огромен, и это привело к еще большему, прямо таки хищнеческому развитию китобойного промысла. В 1722 году возникло даже первое в мире акционерное общество китобоев.
Все прихотливые превращения юбки были в общем-то закономерны, если иметь в виду, что именно в это время в европейском искусстве царил стиль рококо, стремящийся к грациозности, прихотливой орнаменталистике, изысканности, передаваемой асимметричными декоративными образами. В этом скрывался уход от действительности в мир фантазий, мифов, эротики.
Рококо - время повального флирта, кокетства и распущенности нравов. Нежелательная беременность была обычным делом, никто на это косо не смотрел, однако скрывать животик до поры до времени все-таки приходилось, и это тоже нашло отражение в костюме: появляется новый вид женского платья - кунтуш, или платье со складкой Ватто (Антуан Ватто, знаменитый художник эпохи рококо, вовсе не придумал эту складку сзади, на спинке, просто он часто изображал на своих картинах такой наряд).

Кунтуш - это свободное цельнокроеное платье, узкое в плечах, мягко спадающее при помощи складки Ватто на широкий каркас по линии бедер и скрывающее талию. Округлившуюся или нет - но мода на такое платье стала повальной. Спереди кунтуш низко открывал шею и грудь, отвлекая внимание все от той же округлившейся талии.

Совсем не длинная юбка открывала ножки, затянутые в разноцветные чулки, чуть ли не до середины икр. Неслыханная дерзость для тех лет, практически мини-юбка! Дерзкий образ соблазнительницы дополняли изящные туфли на высоком изогнутом каблуке.

Возможно, что на изменение длины юбки сыграли выступления знаменитого в то время врача-гигиениста Теодора Троншена (1709-1781), швейцарца по происхождению, друга Вольтера, Дидро и Руссо. Троншен утверждал, что длительные прогулки для дам - лучшее средство, чтобы сохранить фигуру и хорошее самочувствие. В громоздких длинных юбках на каркасе не очень-то погуляешь, и каркас был удален, а подол юбки укоротился.


Сатира на юбки bouffante. Гравюра на меди, около 1785 года. Карикатура высмеивает юбки на каркасах и корсет.

В качестве декора в тот период использовалось буквально все: букеты живых и искусственных цветов, драгоценные камни, нашитые на платье, рюши из кружев, тесьмы, часы-брелоки на цепочке и т.п.

В этих условиях неимоверно вырос престиж модных портных. Молодая модистка Роза Бертен становится личной портнихой Марии-Антуанетты, она входит в покои королевы без доклада, и платят ей больше, чем первому министру короля. Современники прозвали Розу министром моды.

К 70-м годам XVIII века снова популярным становится шлейф: на время танцев было принято отстегивать его или закладывать в особые карманы в складках юбки.

Во Франции, законодательнице мод, громоздкие юбки продержались до конца XVIII века, затем их вытеснила одежда античного образца. Мода начала тяготеть к классицизму, утвердившемуся в искусстве с XVII века. Правда, классицизм к этому времени несколько обуржуазился. К тому же модницы высшего общества и их последовательницы из третьего сословия довольно быстро довели классические образцы до крайности, следуя девизу «одеваюсь, как хочу». Так называемые мервейез («чудесницы», как именовали французы модниц-кокеток) отказались от корсета и от рубашек в пользу туник из прозрачной ткани, перехваченных поясом под самой грудью.

Платье теперь состоит из тугого облегающего лифа и прямой сборчатой юбки, пришитой к лифу не на талии, а прямо под грудью. Более нарядным вариантом было двойное платье, где верхнее застегивалось на груди, оставляя открытым весь перед нижнего платья. Именно этот античный идеал явился одним из основных источников формообразования костюма. Это сказалось в значительном упрощении ассортимента предметов одежды, а также тканей, украшений, цветовых решений костюма.

В период Реставрации (1815-1830) дамская мода окончательно уступает претенциозности. Впервые дамские туалеты стали делиться на дневные и вечерние. Постепенно дамский торс снова заковывают в корсет, юбка возвращается к металлическому каркасу, который к середине прошлого века сменяется кринолином; колокол юбки удерживается льняным чехлом, проплетенным конским волосом, от которых и получила свое название ( crin - конский волос, line - лен). Вскоре от конского волоса в кринолине осталось одно название: его с успехом заменили нижние юбки, державшиеся на костяных обручах, а позднее на проволочном каркасе. Это было третье по счету рождение юбки с обручами. На сей раз возврат к моде 16 века был прихотью модельера Шарля Фредерика Ворта, англичанина по происхождению, законодателя парижской и мировой моды середины 19-го века. Но если раньше вертюгарден была доступна в основном аристократам, то теперь она стала юбкой для всех. Проволочные кринолины выпускали десятками миллионов. На их изготовление ежегодно уходило сотни км проволоки.


Но привычный уклад жизни и моды изменила франко-прусская война 1870-1871 г, падение монархии и Парижская коммуна. Быт уже не мог вернуться в прежнее русло. «Исчезла красота старых времен, когда женщина напоминала кеглю, а ее плечи - бутылку шампанского», - вздыхал по ушедшему художник Дега. Не удивительно, что Ворт, попытавшийся было воскресить кринолины, потерпел неудачу.

Новая реформа юбки назревала за океаном. Американки, переселявшиеся на запад своей страны, путешествовали в повозках, испытывали трудности полукочевого бытия. Корсет и кринолин были не для них.

Европейские дамы, которым были чужды заботы американских переселенок, делали в это время все возможное, чтобы изменить силуэт фигуры. К 1870 году они обзавелись турнюром - валиком, который подкладывали под юбку ниже талии со стороны спины. Кто-то из мебельщиков воспользовался модой на турнюр, чтобы замаскировать под юбкой легкий складной стульчик: на него можно было присесть, устав от ходьбы. А к 1880 г возвращается фасон столетней давности Cul de Paris . Выходные туалеты отягощаются шлейфами.

Юбка долгое время была не только и не столько была украшением женщины, большей частью она была еще и пыткой - вспомним обручи каркаса, тяжесть дюжины нижних юбок. Между 1910-1914 годом женщины обзавелись еще и «хромающей» юбкой, как ее называли немцы. Она была настолько стянута у лодыжек, что передвигаться в ней можно было только прихрамывая.


Появление такой юбки является интересным примером того, как мода иногда отбрасывает все разумные доводы. Приведем цитату из источника того времени: «В ней (этой юбке) скрыта возможность скромно выделиться, в ней содержится даже некоторый намек на гротеск, этот туалет является искажением традиции. Сама история его возникновения выглядит довольно странной. Сначала ни одна из театральных знаменитостей не хотела принять эту сенсационную модель дома Пакен. Даже актриса Сара Бернар (1844—1923 гг.), которая уже ввела в моду много смелых новинок, отвергала ее, сознавая свой преклонный возраст. Однако, в это время, актрисе Цецилии Сорель, которая до сих пор славилась очень тонким вкусом в выборе одежды, понадобился особый костюм для особой роли. По роли она должна была простоять длительное время, опершись о колонну, а затем самым элегантным образом отделить от нее свою фигуру, что могло быть достигнуто только объединением всех важных линий и плоскостей туалета в единое орнаментальное, органически связанное целое, не противоречащее контуру женской фигуры. «Хромая юбка», казалось, выполняла эти требования, тем более что она не выглядела при этом карикатурно, как при хождении. К несчастью, полусвет нашел в этой новинке то, в чем нуждался. А поскольку уже длительное время он был в определенном смысле посредником моды для остального общества, и другие круги приняли это негармоничное, возмутительное швейное изделие. Так одежда, сковывавшая движения, рассчитанная на скульптурную позу, стала одеждой для выхода, балов, и нелепость победила без усилий, без боя, собственно говоря, против воли».

Юбка – базовый предмет женского гардероба, история появления которого доподлинно неизвестна. В V-IV веках до н.э. она уже была распространена. Древние люди не делили одежду по половому признаку – мужчины и женщины разного возраста в то далекое время одевались почти одинаково.

В современном обществе она классифицируется как элемент женского гардероба, хотя изначально предназначалась для защиты воинов от непогоды. Ниже – история юбки с картинками, в которой кратко перечислены основные вехи развития.

Римская империя

Мужская история происхождения юбки связана с Римской империей. Предмет гардероба носили юристы, политики, аристократы и богатые воины, чтобы подчеркнуть социальный статус и материальное благосостояние. Представителям среднего класса позволялось его надевать в исключительных случаях – на форумы и важные собрания.

Для пошива использовались натуральные восточные ткани, в качестве аксессуаров – ленты, драгоценные камни и ручная вышивка. Длина обязательно должна была закрывать колено, что также являлось признаком высшего класса.

Греческая мода оказала серьезное влияние на римский стиль. Это особенно отчетливо прослеживалось в драпировках, многослойности, богатых цветах. Благодаря греческим веяниям эта одежда заняла почетное место в повседневном и торжественном гардеробе римлян.

Средневековье

История создания юбки в Европе началась в Средневековье. В то время модным считалось отделять лиф от низа платья, что открывало портным новые возможности для экспериментов с объемом, длиной и дизайном.

Популярностью пользовался шлейф – его длина увеличивалась пропорционально происхождению обладательницы. Королева носила шлейф в 11 локтей, принцессы – в 9 локтей, а шлейф герцогинь был втрое короче.

Мода не нашла понимания у католических священников, ассоциировавших шлейфы с хвостом дьявола. Они отказывались исповедовать дам, приходивших к ним в таких нарядах.

Испанский след

Испания занимает особое место в истории возникновения юбки, ведь именно в этой стране в XVI столетии появился ее современный прототип. Это была широкая, объемная и тяжелая модель. Носить ее на теле было сложно из-за большого веса, поэтому предприимчивые испанцы изобрели «вердуго» — каркас из обручей.

Дамы ставили каркас на пол, ступали внутрь обручей и пристегивали тканевую основу к корсету. Носить увесистые наряды простолюдинки не могли – это была привилегия аристократок.

Миди

В XVII веке на первый план вышли практичность и удобство. Женщины могли укоротить одежду, сделать ее удобной, свободной и практичной. В это время появились тонкие модели для весны и лета и с шерстяной подкладкой для зимы.

Постепенно в моду вошла длина миди – она быстро стала популярной, так как позволяла представительницам прекрасной половины демонстрировать ножки, не боясь наказания инквизиции.

В XVIII столетии наступила эра кокеток. В моду вошли шелковые наряды, отороченные кружевами, модели из прозрачной ткани, перехваченные поясом.

Вечерний кринолин и турнюр

Деление предметов гардероба на дневные и вечерние началось в 1815 году – в период, вошедший в историю юбок годе и других фасонов, как период Реставрации.

Он ознаменовался возвратом к металлическим каркасам, проволочным конструкциям, бамбуковым кольцам. В таких нарядах дамы выходили в свет.

Во второй половине XIX столетия жесткий каркас заменил кринолин – плотная материя из конского волоса, благодаря которой наряд хорошо держал форму.

К концу столетия в одежде появился дополнительный элемент – турнюр. Он представлял собой валик, с помощью которого барышни увеличивали себе ягодицы. Некоторые делали это настолько усердно, что становились натурщицами для карикатуристов.

Современная история

  1. Равные права женщин и мужчин.
  2. Демократичность кроя.
  3. Актуальность мини.
  4. Свобода выбора.

Шлейфы и кринолин изжили себя – их сменили простые и демократичные юбки. Влияние на крой и длину оказывали популярные танцы. Танго, рок-н-ролл, чарльстон утверждали моду на короткие модели с разрезами, сквозь которые видны ноги.

Перед Первой мировой женщины активно носили одежду из прозрачной ткани. Юбки стали еще короче, оголив колени. Блюстители нравственности запаниковали – в некоторых американских штатах власти попытались законодательно запретить ношение нарядов короче 15 см от земли.

Универсальную одежду, которая одинаково хорошо будет сидеть на всех девушках, найти достаточно трудно. Тем не менее, есть несколько фасонов, подходящих практически для всех типов фигур. Одна из этих волшебных вещей - юбка полусолнце. Ее струящийся силуэт может скрыть слишком широкие бедра или же, наоборот, компенсировать их отсутствие, может подчеркнуть линию талии и даже зрительно увеличить грудь. Поэтому если в вашем гардеробе все еще нет такой вещи, настоятельно рекомендуем ее приобрести. Тем более, что юбку полусолнце или пластье с юбкой полусолнце можно сшить практически из любой ткани - начиная с шелка и заканчивая денимом.

История юбки полусолнце

Ни один историк моды с достоверной точностью не скажет вам сегодня, кто же выдумал фасон такой юбки. Ясно одно - история юбки полусолнце неразрывно связано с юбкой солце-клеш. Эти две модели очень похожи между собой, но главное их отличие состоит в том, что юбку солце-клеш шьют из круга, без каких-либо соединяющих швов, а вот юбка полусолнце создается из полукруга и имеет хотя бы одну сцепку. Причем это не обязательно может быть именно шов, есть и юбки полусолнце с запахом.

Вероятнее всего, юбка полусолнце была создана как дилетантское подражательство модным в 50-60-е годы прошлого века силуэтам женской одежды «песочные часы». Однако, эта копия получилась настолько удачной, что сегодня практически ни одна коллекция видных дизайнеров не обходится без такой юбки в разных ее вариациях.

Разнообразие моделей

Несмотря на то, что в основе всех юбок полусолнце лежит одинаковый принцип кроя, они заметно отличаются друг от друга. Прежде всего, модели юбок полусолнце различаются по своей длине - от ультрамини до длинных со шлейфом. Кроме того, существуют разные ткани для создания этих юбок. Полусолнце можно сшить из шелка, атласа, джинса, коттона, вельвета, бархата и даже шерсти - все зависит от того, в какое время года будет носиться эта вещь и по какому случаю.

Также интересно разнообразие определения линии талии в таких фасонах. Например, есть юбка полусолнце на кокетке, которая, как правило, застегивается на молнию и пуговицу и акцентирует большое внимание на талии. Такие юбки больше всего подходят стройным девушкам, желающим обратить внимание окружающих на свой тонкий силуэт. Есть юбка полусолнце на резинке - более упрощенный, повседневный вариант, который подходит для всех типов фигур. Есть также юбки с поясами (как тонкими, так и широкими), юбки с запахами, юбки с боковыми застежками и т.д.

С чем сочетать юбку полусолнце?

Ответ на вопрос с чем носить юбку полусолнце напрямую зависит от того, в каком стиле выполнена эта одежда. Например, если в вашем распоряжении находится короткая юбка полусолнце яркой расцветки, то к ней лучше всего подобрать:

Если же вы планируете надеть длинную юбку полусолнце в пол, то одежду и аксессуары к ней нужно подбирать достаточно тщательно. Отлично будут смотреться:

  • однотонный верх, контрастный с цветом юбки;
  • разнообразные жилеты (меховые, джинсовые - в зависимости от сезона);
  • туфли или босоножки на каблуке;
  • массивные, заметные аксессуары - ожерелье, серьги, кольцо с крупным камнем;
  • клатч или небольшая сумка-конверт на тонкой цепочке.

Выбрав юбку полусолнце в клетку (красную) можно создать необычный ансамбль в стиле лондонской уличной моды. Как известно, красная клетка является неофициальным символом английской моды, и если скомбинировать юбку подобной расцветки с «жесткими» аксессуарами, кожаной жилеткой и туфлями с шипами, вам не будет равных ни на одной богемной вечеринке.

Екатерина Малярова

Юбка-солнце — история возникновения

Сейчас уже никого не удивить юбкой-солнце, ведь кажется, что она была всегда. Однако, когда-то это был нонсенс и, как принято говорить у современных модниц, — тренд сезона и обязательный маст-хэв.

В этом году данному предмету гардероба исполняется 70 лет. В далёком 1947-м актриса и певица Джули Линн Шарлотт решила попробовать свои силы в роли модельера. Сделала она это не от большой тяги к моде и пошиву, более того, девушка ранее никогда не держала нитку с иголкой в руках. Причина же была банально простой – бюджет семьи стал слишком мал и нужно было как-то выкручиваться, ведь женщины любили выглядеть красиво во все времена;)

Так Линн впервые в жизни создала юбку, для шитья которой не нужны были особые навыки, было достаточно одного отреза ткани и одного шва. Чтобы её изделия были интереснее, Джули украшала юбки различными фетровыми аппликациями. Успех не заставил себя ждать, так как в послевоенное время людям хотелось яркости и лёгкости в повседневной жизни, и у женщины появились первые заказы и клиенты.

Современная же юбка-солнце уже состоит не просто из одного шва, вернее — теперь она может быть и с карманами, и с поясом, и разной длины, но об этом чуть ниже.

С чем носить юбку-солнце?

Итак, если вы приобрели или только собираетесь данную модель юбки, то рано или поздно перед вами встанет вопрос – а с чем же носить юбку-солнце? Не волнуйтесь, она сочетается практически со всеми вещами.

Вот вам несколько советов:

Беспроигрышный вариант во все времена – это белая рубашка. Само собой, она должна быть заправлена, чтобы подчеркнуть талию и добавить женственности.

— На основе этого, вы смело можете комбинировать юбку-солнце с близкими по цветовой гамме оттенками блуз и топов.

— Так же одним из самых удачных сочетаний является юбка + тельняшка. Не ограничивайте себя лишь классическими расцветками, смело выбирайте синюю, зелёную, красную, или желтые полоски.

— Для более прохладной погоды отдавайте предпочтение тонкому шерстяному джемперу или кашемированному кардигану, но помните, что они не должны быть слишком длинными, дабы не нарушить пропорции фигуры.

— Так же не стоит забывать об универсальности косухи, а в прохладную погоду просто накинуть её на плечи. В результате получится контрастный, но весьма гармоничный, комплект.

— Что же касается обуви – забудьте о устаревшем правиле – «если юбка – то обязательно каблук». Современные тенденции наконец-то шагнули навстречу удобству и комфорту, так что теперь модницы смело могут носить этот предмет гардероба и с плоским ходом, будь то босоножки, лоферы, балетки, слипоны или даже кеды и кроссовки.

Какому типу фигуры можно носить юбку-солнце?

Любому и каждому! Достаточно лишь подобрать нужную длину и ткань. К примеру, девушки невысокого роста смело могут носить мини, как с обувью на каблуке, так и без. Так же им пойдут миди – но вот здесь уже лучше отдавать предпочтение каблуку или танкетке, чтобы не «ломать» пропорции тела.

Обладательницы же модельных параметров смело могут примерить на себя юбку-солнце любой длины. Однако, необходимо заметить, что в их случае не стоит комбинировать мини и обувь на каблуке, дабы не выглядеть вульгарно.

Девушкам с пышными формами идеально подойдет классическая длина миди, чуть ниже колена или до середины икры, так как такая юбка-солнце скрывает от глаз самые массивные части тела, демонстрируя нам лишь изящные щиколотки. А ткань лучше выбирать достаточно плотную, однотонную или с мелким принтом.

Юбка-солнце выше колена

Юбка-мини – это юбка, длина которой значительно выше колена.

Если вы миниатюрная девушка – то такой тип юбки-солнце идеален для вас. Смело миксуйте её с блузами, рубашками, топами, тельняшками, выбирайте туфли, босоножки или кеды.

Если вы обладательница высокого роста, лучше отдайте предпочтение обуви на плоском ходу, комплектам в кэжуал стиле или этаком спорт-шике.

Юбка-солнце миди

Этот тип юбки является классическим и постоянно возвращается в моду. Когда-то такая длина считалась самой сексуальной и женственной, так как оставляла интригу и загадку, но давала повод для фантазии, оголяя женские щиколотки.

Она подходит абсолютно всем без исключения, нужно лишь подобрать правильную обувь – низких девушек поставить на каблуки, высоким вручить балетки или сандалии. Следить за тем, чтоб верх не был слишком объёмным, то есть заправлять блузу или топ, и ваш образ будет безупречен.

С юбкой-миди с легкостью можно составить, как романтический, таки деловой комплект.

Юбка-солнце макси

Это юбка-солнце максимальной длины, в пол, либо на ладонь выше от пяток. Идеальная длина для высоких барышень. Миниатюрным же леди стоит быть с ней несколько поаккуратнее, дабы визуально не убавить рост.

Чаще всего такие юбки одевают либо на торжественное мероприятие, тогда отдают предпочтение лаконичным оттенкам из ткани которая хорошо держит форму, либо наоборот – шёлку и фатину. Вторым же поводом одеть юбку-солнце макси является пляж, для такого случай зачастую выбирают лёгкие и яркие ткани.

Юбка-солнце с принтом

Если вам надоели классические однотонные лаконичные модели, хочется чего-то смелее и экстравагантнее, то отправляйтесь на поиски юбки-солнце с принтом. Благо, сейчас их просто огромное разнообразие – не сдающая позиций клетка, всегда актуальные цветы, принты-картины, тропическая тематика, разнообразные полоски и многое-многое другое.

Если же вы уже являетесь счастливой обладательницей юбки-солнце с принтом, то помните, что не стоит перегружать образ узорами. Выбирайте спокойный верх, к примеру, одного из цветов, задействованного в рисунке, таким образом вы уравновесите яркость комплекта и достигните гармонии.

Но, если вы всё же хотите соединить в комплекте несколько принтов, то проследите за тем, чтоб они были в одной цветовой гамме.

Кожаная юбка-солнце

Отдельно хотелось бы сказать несколько слов о юбке-солнце из кожи или из такой модной и популярной нынче эко-кожи. Такая вещь сама по себе достаточно самодостаточна и создавая с ней комплект можно не думать о дополнительных ярких акцентах. Кожаная юбка-солнце подойдет, как для смелых и взрывных комплектов в сочетании с футболкой, так и для офисных и деловых леди, подчеркнув строгость и уверенность своей обладательницы. Её можно сочетать с блузами, свитерами, тельняшками, футболками и рубашками, в том числе и джинсовыми.

А благодаря неуёмному аппетиту модниц, дизайнеры предоставили нам не просто привычные модели черного цвета, но и серые, коричневые и бежевые, а для более смелых девушек есть яркие красные, синие или не сдающие свои позиции винные оттенки.

Кожаная юбка-солнце и свитер

Звёзды, выбирающие юбку-солнце

Конечно же, знаменитости не смогли пройти мимо столь универсальной и стильной вещи, как юбка-солнце. Будь это молодая звезда канала Дисней, актриса или первая леди страны, каждая из этих девушек и женщин с удовольствием примеряет на себя юбку-солнце, отдавая предпочтение той или иной длине, спокойной гамме или игривому принту, роскошным каблукам или удобному плоскому ходу. Бери пример со звёзд и смело носи столь женственный предмет гардероба, ведь ты этого достойна!;)

Символ элегантности и строгой женственности, самый востребованный предмет женского гардероба и верный способ подчеркнуть женскую красоту не выходя за рамки приличий. А ведь юбки-карандаш могло и не быть, если бы не один курьезный случай и смекалка братьев Райт.

История

Все началось с того, что в 1908 году некая госпожа Берг стала первой женщиной, которая совершила перелет на самолете. Казалось бы причем здесь юбка? Дело в том, что первые самолеты были совершенно другими, чем сейчас: пассажиры сидели не в удобном отсеке, а между крыльями. Пышная юбка из легкой ткани госпожи Берг начала развиваться, приподниматься… в общем создавать аварийную ситуацию и ставить даму в крайне неловкое положение. Чтобы устранить конфуз, братья Райт попросту перевязали юбку веревкой чуть выше лодыжек, не подозревая, что совершили очередную революцию, на этот раз в мире моды.

Как водится, на месте события велась фотосъемка. Снимки облетели весь мир, и их увидел Поль Пуаре, который сразу же увидел новый фасон юбки, который сразу же окрестил hobble skirts - хромая юбка. Надо сказать, что этот предмет одежды был лишь отдаленно похож на современную юбку-карандаш из : она была по прежнему длинной, облегала бедра, а к низу расширялась в форме колокольчика.Но кстати, знаменитый фасон платьев «Русалка» совершенно точно является прямым потомком неудобной юбки, и актуален по сей день.Также есть версия, что прототипом юбки-карандаш, является другая культовая вещь - маленькое черное платье, которое также имело облегающий низ длиной до колена.

Первая мировая война повлияла не только на судьбы и умы людей, но и на моду: много богатых и знаменитых модельеров потеряли свои состояния и возможность продолжать свое дело, именно потому, что одежда стала стремительно меняться, а они не смогли идти в ногу со временем. Так hobble skirts вышла из моды из-за того, что сковывала движения, а женщинам тех лет приходилось много работать (большая часть мужчин погибла или стала инвалидами)и как следствие носить удобную одежду. Также сыграл роль и дефицит : юбки стали короче, а брюки приоритетнее.

Наконец в 1940 году появилась первая юбка-карандаш в том виде, в котором ее знают современные дамы, авторство принадлежит Кристиану Диору. По тем временам это была самая настоящая провокация, но дамы, уставшие от бесформенной и не слишком красивой одежды, с радостью приняли новые тенденции моды. Самые первые юбки шились из и были частью костюма с жакетом, но позже их начали комбинировать с блузами и мягкими свитерами.

Новая модель имела ряд преимуществ: она подчеркивала прелести женского тела, на нее уходило меньше материала, ее легко было сшить самостоятельно, если удавалось , но настоящий бум на юбку-карандаш случился после того, как ее стали надевать знаменитые женщины.Мэрилин Монро (ее можно увидеть именно в этой юбке из в фильме «В джазе только девушки»), Одри Хепберн, принцесса Грейс и другие известные дамы двадцатого столетия красовались в юбке от Диора на светских раутах и с тех пор, каждая женщина считала обязательным иметь такую юбку в своем шкафу.

Наши дни

В восьмидесятые годы, юбка карандаш внезапно потеряла статус строгой и элегантной: ее шили из ярких тканей немыслимой расцветки, носили с кожаными и джинсовыми куртками, украшали бахромой и металлической фурнитурой… В 2000 году она вернулась в свой первозданный стиль: строгие линии и спокойные цвета и стала считаться одеждой для офиса. Сегодня юбка-карандаш уместна в любой обстановке будь то деловой прием или вечеринка, все зависит от и расцветки. По мнению кутюрье, эта модель хорошо сочетается с верхом из гипюра , бархата или шифона.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность Как сохранить загар после моря надолго Как сохранить загар после моря надолго Панно с венецианской маской из папье-маше своими руками Изготовление масок из папье маше своими руками Панно с венецианской маской из папье-маше своими руками Изготовление масок из папье маше своими руками