Психология ребенка 7 лет девочка. Кризис семи лет: характеристика и особенности, рекомендации родителям

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Задача родителей при подготовке к школе и в первых классах – помогать созданию зоны ближайшего развития и в ней работать с ребенком, быть с ребенком. Зона ближайшего развития – это одно из базовых понятий психологии развития, сформулированное нашими психологами и заимствованное западными. Это то, что ребенок не может сейчас сам, но может с некоторой организующей помощью взрослых.

Не когда мама делает вместо ребенка (это замещающее влияние), а когда мама создает условия, чтобы этот навык из возможного делался реальным. Зона ближайшего развития – это чуть больше, чем ребенок может сейчас. Предполагается, что родители знают, что ребенку предстоит освоить, и простраивают некоторые леса и опоры, по которым можно перейти к этому навыку.

В школу ребенок должен пойти сам

Самостоятельное приготовление домашнего задания – это зона ближайшего развития для подготовишки, для первоклассника. Сам он не научится этому, потому что школа не формирует такого навыка на данный момент. С нашей помощью – организующей, не замещающей, – ребенок в состоянии этот навык освоить.

И то же самое с разными конкретными затруднениями в учебе: что-то не получается, и мы делаем вместо ребенка и не делаем вместе с ребенком, помогая ему освоить. Это часто происходит потому, что родители отличаются гиперопекой, включены в детей с самого рождения. Гиперопека в учебе – это тупиковый путь. Нужно смотреть, как на следующую стадию развития не перекочевать с тем же стилем воспитания.

По возможности, ребенок в школу должен пойти сам. Надо понять, что это – не ваш 1 класс, хотя мы очень переживаем. Работа в зоне ближайшего развития: вы видите, что ребенок опять не положил физкультурную форму, и самое простое – положить форму вместо ребенка. Но это действие за него. С вашей стороны – помочь, направить, подсказать, но не сделать за него.

То же самое с учебными навыками. Кому-то сложно читать, кому-то – писать или отвечать на уроках. Очень важно, чтобы, когда начинается школьная жизнь, была поддержка: «Я верю, что у тебя получится». Не надо спасать ребенка, стараться за него сделать, объяснять, а дать понять, что он может сам, и вы верите в него, несмотря на сложности. Если ему нужна помощь, пусть не боится обратиться к вам.

Ребенку, который начинает соотноситься с системой образования, нужно много поддержки. У него еще не созрела мотивация, самооценка. Она пока на уровне дошкольника, и ему нужно бесконечно много подтверждений, что с ним все хорошо, что он – замечательный ребенок. Поскольку в учебе не всегда все гладко, потребность в поддержке дома возрастает.

Самое главное, чего надо избегать, когда ребенок пошел в школу – это формирование к нему оценочного отношения. С уроками пусть помогает тот, кто более спокойно к этому относится. Обычно пара подбирается так, что один более спокоен, другой менее. Чем больше взрослых нервничает по поводу ребенка, тем неоднозначнее может быть результат. Это как раз точка схождения амбиций – всем важно, чтобы был успех.

Концентрация на успешном в учебе ребенке

При проверке написания (например) вы ищете не самую кривую букву, а самую приемлемую и говорите: «Вот эта получилась здорово!», – и свой длинный комментарий, как получились остальные, не произносите.

Начало обучения в школе может быть для многих некоей точкой Х, когда к ребенку возникает несколько другое отношение, чем мы думали. Крайне полезно до того, когда такой момент настает, вспомнить, что было в детстве у вас: кто с вами сидел, кто нервничал, что вам хотелось.

Концентрация на успешности работает для всех детей – это одна из наиболее удачных вещей, которые можно сформулировать. Навык письма – один из наиболее сложных, наряду с тем, что ребенку нужно еще очень много чего освоить. Попробуйте написать пару предложений левой рукой письменными буквами, и вы сможете понять, отчасти, какие сложности испытывает при научении письму ребенок.

Кризис 7 лет

Кризис 7 лет, в отличие от кризиса 3 лет, может наступить раньше или позже. В целом он приходится на время, когда меняются первые молочные зубы на первые коренные. Если зубы меняются рано, – это может быть особенность семьи. Если зубы выпадают рано у одного ребенка из всех – может быть, он ранний по созреванию. Кризис 7 лет во многом имеет социальное происхождение и связан с началом школьного обучения.

Новообразования кризиса 7 лет:

– это, во-первых, произвольное внимание, которое ребенок может удерживать столько, сколько он хочет, на том, на чем он хочет. До этого внимание было более неподвластным ребенку. Это один из признаков, почему не стоит отдавать детей шестилетних в школу – очень важны полгода между 6,5 – 7, когда назревает внимание и еще множество вещей, связанных со зрительно-моторной координацией и с координацией глаз – рука. Педагоги всегда знали, что классы шестилетних и семилетних детей – это небо и земля.

– это, во-вторых, ученическая позиция, которая состоит из возможности адекватно реагировать на порицание, связанное с успехами, и умение принимать авторитет . До прохождения кризиса 7 лет ребенок на любой упрек обижается и расстраивается. После этого кризиса ребенок понимает, что мама так говорит не для того чтобы обидеть, а чтобы умение ребенка стало лучше (т.е. буква «А» стала более красивой).

– Кроме того, ребенок хочет, может и стремится к тому, чтобы перенимать образцы поведения, образцы мысли, образцы действия от другого взрослого, т.е. от учителя. И тут ребенку гораздо проще, если этот учитель не является родителем, потому что один из признаков кризиса 7 лет – это противопоставление себя родителям, негативизм и мысли о том, что родители понимают что-то хуже, чем новый авторитет.

Появление «Марьиванны, которая сказала» – нормальная примета новообразования, того, что теперь учитель будет для ребенка главным человеком в плане учебы. Это нельзя переламывать, это бесполезно. Спускать с небес этот невероятно прекрасный образ учительницы можно только в самых крайних случаях – при явном негативном настрое педагога к вашему ребенку.

Такое бывает, потому что у всех педагогов бывают любимчики и те, кого они не переносят на дух. Этого не должно быть видно, но так бывает редко: удобных и симпатичных себе детей педагог выбирает, шумных, активных, драчливых – не выбирает. Мальчикам здесь сложнее, чем девочкам, потому что девочки в начальной школе – очень удобные ученики.

Система образования в начальной школе подстроена под человека быстро реагирующего, быстро адаптирующегося, выносливого, способного быстро менять виды деятельности. Индивидуальный подход возможен только в маленьких классах частных школ либо в малокомплектных школах.

Если ваш ребенок выпадает из нормы по особенностям темпа, надо готовиться к тому, что он может не очень успешно это обрамлять, потому что ребенку очень важно, чтобы новый авторитет (учительница) к нему одобрительно относился. Неодобрительное отношение может разрушающе действовать. Сделать с этим ничего нельзя. Критическая оценка появится потом, в средней школе. В начальной школе учитель – божество.

В целом, кризис 7 лет подвигает ребенка к освоению новых социальных ролей. Учитель – ученик – вертикальные отношения. Подчиняться и уметь подчинять себе младших – горизонтальные отношения. Все, что ребенок освоил в школе, он принесет в семью и будет проигрывать на младших братьях и сестрах, на куклах. Если ребенок пошел в школу, стоит очень внимательно наблюдать, что же он такое им говорит, и вы тогда узнаете, что и как говорит «Марьиванна», какие слова употребляет.

Поиграть в школу можно заранее, в дошкольном возрасте. Можно сходить в школу и посмотреть, как там шумно на переменках, какие там парты. Нужно рассказывать истории про разных учительниц, вообще больше рассказывать историй из своей жизни про школу.

Мысль о том, что учительница – это человек со своими недостатками, достоинствами и слабостями, – в кризисе 7 лет ребенку не близка. Для него она божество в это время. Если божество милостивое – то вам повезло. Если нет – злобное, несправедливое, изрыгающее громы и молнии, – то не очень. Лучше готовить ребенка немного заранее к тому, что учительницы бывают разные.

Новый уровень самостоятельности

Ребенок в кризисе 7 лет упрям. Он упорно отстаивает то, что услышал в школе. Он не всегда управляем. Он имеет полярное поведение, как и в кризисе 3 лет: то ведет себя как взрослый и независимый, то – как малыш, который хочет на ручки. И эта полярность – признак .

Мама может отпихивать ребенка, обиженная негативными проявлениями, а это не правильно. Очень важно, по возможности, не терять спокойствия, видя, как ребенок оттачивает о вас свои возможности говорить «нет». Самое полезное, что можно сделать в кризисе 7 лет, – сталкивать ребенка с последствиями своей самостоятельности.

Не надо его ограждать от возможных ошибок, не надо пытаться его переубедить и испортить при этом отношения. Предупредить о последствиях мы можем.

Этот кризис довольно быстро проходит, и у ребенка возникает новый уровень самостоятельности, возможно, связанный с выполнением учебных заданий. Но учебная самостоятельность – сложный навык, состоящий из нескольких блоков.

Первый блок – это блок планирования.
Второй – формулирование задачи.
Третий блок – выполнение.
Четвертый блок – проверка.

Это то, чему ребенку нужно научиться за время начальной школы на материале разных предметов. На каждом этапе может возникать застревание. Например, планировать время уроков ребенок точно пока еще не может, потому что он еще не освоился во временном континууме. Планировать можно помогать и организовывать помощь в зоне ближайшего развития: «Давай придумаем время, и ты заложишь в свой телефон, когда тебе пора делать уроки».

Формулирование задач. Не всегда ребенок может сам понять, что нужно. Тут может возникать сложность из-за невозможности ребенка прочесть письменное здание, или неправильного понимания того, что Марьиванна сказала. Здесь в зоне ближайшего развития можно помочь, попросив ребенка объяснить, что надо сделать в задании.

Полезно ставить ребенка в отношении уроков в экспертную позицию: он – эксперт, а вы – на подхвате. Пока он будет объяснять задание, вы поймете, правильно ли понял он, и сможете чуть скорректировать проблему. Если вы уверены, что Марьиванна сказала что-то не то, то уже очень полезны контакты с одноклассниками: «Позвони Маше, спроси у нее», – пусть позвонит и узнает сам.

Блок выполнения. Тут работа в зоне ближайшего развития – оценить, можно ли это сделать за один присест. Если задание большое – разбить на куски, которые ребенку по зубам. Это тоже то, что дети сами не могут, им нужна организующая помощь. Увидели, что примеров очень много, предлагаете: «Давай сначала сделаешь столько, потом будет перемена, потом еще примеры».

Часто ребенок не может оценить объем задания даже до 3 класса. Необходимо научить ребенка не отвлекаться на объеме маленького куска: не вскакивать, не подбегать к пианино, не набирать номер, – не отвлекаться на всякие более интересные и приятные занятия.

Блок контроля, проверки. Это вообще – загадка, потому что это взрослые умеют проверять, и то не всегда хорошо. А в школе проверять не всегда учат. Только хорошие педагоги учат, как проверять диктант, как пример пересчитывать. Нужно учить проверять.

Это вообще прекрасное умение. Находить ошибки дети очень любят, и можно в игровой форме предложить ему такую «учительскую» роль – проверять. У ребенка самооценка еще не вошла в соприкосновение с реальностью. Самооценка ребенка-дошкольника завышена. В период кризиса 7 лет и вообще в начальной школе она идет к нормальной. На этом пути она может стать и заниженной – и это еще хуже. Но в 1-2 классе ребенок знает: все, что он сделал – прекрасно, и себя не проверяет: он постарался, написал, и, значит, это хорошо. Умение проверять – это отдельное умение, которое тоже формируется.

Сделать уроки – задача, состоящая из таких вот непростых блоков, и в каждом куске могут быть затыки. Но это все легко проходится, потому что человек – невероятно обучаемое существо, и важно верно направить его.

Не перегружать

Уметь себя проверить, уметь все спланировать может только не очень усталый ребенок. Ребенок перегруженный первым делом теряет способность к самоорганизации. При усталости вылетает то, что освоено не так давно: он еще может сложить 2 и 2, но не может себя усадить за стол и проверить то, что он написал. Систематически перегружая ребенка, лишая его способности самоконтроля, мы подписываемся под тем, что будем делать уроки вместо него, за него, толкая его.

Перегруженный, хронически усталый ребенок – не ученик. Уровень нагрузки – индивидуален. Это зависит от психотипа, от гемоглобина, от миллиона всяких факторов. И нужно смотреть: то, что вы ребенку дали, нормально или нет, – по общему состоянию, по общей вменяемости, по тому, как ребенок просыпается.

Две беды у младших школьников: хроническое снижение самооценки и хроническое переутомление. Они легко диагностируются внешними людьми, но плохо видны маме: на некоторые вещи нас глаз замылен. Склонны перегружать детей мамы и папы, которые сами перерабатывают. Склонны много требовать от детей мамы (и папы), которые от себя требуют многого.

Если вы знаете, что вы – человек с синдромом отличника, нужно понимать, что это первая вещь, которая готова будет обрушиться на голову вашего ребенка. Все амбиции, все ожидания, все требования к себе берут и переезжают на ребенка. Если вас это устраивает, пожалуйста: может быть, и получится добиться отличных результатов, и ребенок сможет добиться большего из-за ваших амбиций.

Но – у упавших на ребенка амбиций и ожиданий есть масса побочных действий: проблемы со здоровьем, можно отбить желание учиться, можно добиться красного диплома, но получить его лично для себя, в ущерб интересам ребенка. Это достаточно запредельная вещь – видеть, где ваши желания и амбиции, а где желания и амбиции ребенка. Нужно пытаться понимать, какие из ваших действий диктуются вашими желаниями, какие интересами ребенка.

По сложности протекания кризис у детей 6-7 лет может сравниться разве что с подростковым кризисом. В этом возрасте заканчивается беззаботная дошкольная жизнь малыша, он приобретает новый статус – первоклассника. Во многом кризис детей 6-7 лет обусловлен навалившимися на них обязанностями, с грузом которых маленькие ученики не всегда могут справиться без помощи родителей.

С чем связан кризис семилетнего возраста у детей

Примерно в семилетием возрасте родители сталкиваются с определенным кризисом личности, связанным с тем, что малышу нужно идти в школу. Здесь начинается новый период в жизни ребенка - младший . Родители, конечно же, весьма обеспокоены тем, насколько их чадо готово к тому, чтобы пойти в школу, справится ли с усвоением программы, как его примет новый коллектив.

В силу возрастной психологии справиться с кризисом у ребенка 7-ми лет можно только при комплексном подходе. Иногда требуется привлечение специалистов. Большинство родителей полагают, что наиболее важными моментами обучения в школе являются умение делать то, что говорят, сдерживать свои эмоции, выслушивать указания и т. д.

На первый взгляд может показаться, что ребенок постепенно достигает требуемого уровня психического развития. Действительно, о кризисе 6-летнего возраста звучат упоминания намного реже, так как в этот период малыш имеет относительно стабильную систему взаимоотношений с родителями, другими членами семьи и сверстниками. Данные отношения регламентируются при помощи целого ряда норм и требований. Ребенок выполняет ряд определенных обязанностей, например, соблюдает режим дня, помогает родителям по хозяйству и пр., кроме того, у него имеется определенное количество свободного времени.

Однако через некоторое время родители сталкиваются с одной очень важной проблемой - их чадо становится непослушным, раздражительным, все чаще капризничает. Кризис 7 лет ребенка проявляется регулярными конфликтами с взрослыми, младший школьник игнорирует те обязанности, которые раньше выполнял чуть ли не с удовольствием.

Родители замечают, что их ребенок перестал с ними взаимодействовать и никак не реагирует на напоминания, связанные с отходом ко сну, временем приема пищи и т. п. Позже он начинает спорить, прекословить, в значительной степени нарушать установленный режим дня, капризничать.

Стоит отметить, что в этот период жизни у ребенка наблюдается довольно серьезная стрессовая ситуация, связанная с тем, что социальная ситуация малыша резко меняется. Она приходит на смену отношениям между ребенком и родителями, виды деятельности младшего школьника заменяются новыми. Такой переход часто проходит довольно болезненно, он обычно сопровождается упрямством, различными негативными проявлениями. На данном этапе родители приходят в определенное замешательство - если ребенок перестает их слушать, не соблюдает ряд элементарных правил, то, как же он будет слушать учителя, когда пойдет в школу?

Психология кризиса детского возраста в 6-7 лет

Однако если рассматривать сложившуюся ситуацию с точки зрения психологии, то в кризисе у ребенка 7 лет ничего удивительного нет. Это вполне закономерный этап развития его личности, когда он переживает один из важнейших периодов своей жизни. Психологическое пространство образовавшегося кризиса представляет собой ту самую область, где ребенок начинает пробовать свои формирующиеся способности.

Дело в том, что прежде чем понять, каково это - действовать по определенным правилам, ребенок сначала должен осознать эти правила, выделить их из сложившейся жизненной ситуации. Именно это и служит причиной кризиса и непонимания между ним и его родителями. Дети постепенно выделяют те правила, которые были установлены для них, и первая их реакция - нарушение, что является вполне закономерным явлением.

А как понять, что у детей 7 лет начался кризис на физиологическом уровне? Молодой организм проходит активную стадию биологического созревания. К этому возрасту окончательно формируются лобные отделы больших полушарий головного мозга. Благодаря этому ребенок приобретает способность целенаправленного и произвольного поведения, он оказывается в состоянии планировать свои дальнейшие действия.

В этом же возрасте увеличивается подвижность нервных процессов, однако по-прежнему ключевыми являются процессы возбуждения, именно из-за них малыш непоседлив, его эмоциональная возбудимость находится на повышенном уровне. На развитие кризиса ребенка в 7 лет воздействует целый ряд окружающих неблагоприятных факторов. Психика малыша начинает по-новому реагировать на разного рода вредные внешние раздражители. К примеру, если малышу плохо, то у него возникают психомоторные возбуждения, заикания или тики. В младшем школьном возрасте у многих детей повышена общая эмоциональная возбудимость, регулярно появляются симптомы и синдромы страхов, он начинает чаще, чем раньше, проявлять агрессию.

Близость школьной скамьи также провоцирует кризис ребенка 7-го года жизни, и это связано с образованием внутренней позиции будущего первоклассника. В этом возрасте ребенок постепенно утрачивает свою детскую непосредственность. В более младшем возрасте его поведение является относительно понятным для окружающих его людей, в первую очередь для родителей. Когда у него начинается кризис семилетнего возраста, даже посторонний наблюдатель сможет заметить, что малыш лишился своей наивности и непосредственности в поведении. В общении с окружающими людьми, как со сверстниками, так и со старшими, тоже происходят определенные изменения. Его действия, начиная с этого возраста, объяснить не так легко.

Утрата непосредственности связывается с тем, что в поведение ребенка начинает вклиниваться интеллектуальная составляющая. В некоторых случаях поступки кажутся искусственными или натянутыми, они не всегда четко проявляются. Поэтому наиболее существенная черта кризисной ситуации этого возраста - разведение внешней и внутренней стороны личности, из-за которой возникает большое количество разного рода переживаний.

В этом возрасте он впервые пробует обобщить те эмоции, которые происходят внутри него. Если ситуация повторялась с ним неоднократно, то малыш в состоянии осмыслить ее и сделать вывод, как относиться к самому себе, своим успехам и положению. Он может примерно представлять себе, как отреагируют окружающие на тот или иной его поступок. Однако у переживаний есть и другая сторона - зачастую они вступают в конфликт друг с другом, что, в конечном счете, приводит к возникновению внутренней напряженности. Это не может не сказаться на психике ребенка.

Стоит отметить, что переживания ребенка в 6-7 лет имеют целый ряд своих особенностей. Они приобретают конкретный смысл, т. е. ребенок становится способен понять, какого рода переживания происходят в его душе - радуется он, огорчается, сердится и пр.

Очень часто бывает, что переживания ребенка связаны с тем, что он впервые в жизни сталкивается с новыми трудными или неприятными ситуациями, из которых ему приходится искать выход. Однако обобщение переживаний является одним из ключевых моментов для того, чтобы малыш смог преодолеть кризис семилетнего возраста.

Поведение ребенка перестает быть сиюминутным, он постепенно начинает осознавать свои возможности, в его голове начинают формироваться такие жизненно важные понятия, как самолюбие и самооценка. Они в значительной степени отличаются от того, что происходило с ним раньше. Ребенок младшего возраста очень любит себя, однако самолюбия (если его воспринимать в качестве обобщенного отношения к своей личности) и самооценки в нем не наблюдается.

Кризис развития ребенка 7-го года жизни: первый раз в первый класс

Помимо этого, кризис семилетнего возраста у детей психологами связывается с формированием нового для ребенка системного образования - внутренней позиции первоклассника. Возникает оно не ежеминутно, а начинает закладываться в психике малыша, начиная приблизительно с пяти лет. Дети постепенно осознают, что в ближайшее время им придется идти в школу, многие из них ждут этого момента как праздника, для них более привлекательными становятся серьезные дела, которые уже выбиваются из игрового процесса. Поэтому зачастую ребенок на этой стадии начинает нарушать сложившийся распорядок дня в детском саду, общество младших дошкольников становится для него в тягость. Он начинает понимать, что ему необходимы новые знания. Таким образом, возникает потребность в учении, которая может реализоваться после того, как малыш первый раз отправится в первый класс.

Иногда ситуация начинает развиваться в другом ключе. Детский кризис 7 лет может развиться и в том случае если дети под влиянием определенных обстоятельств не оказываются на школьной скамье, однако их позиция школьника к этому моменту полностью сформировалась. У детей возникает желание пойти в школу, они стремятся занять новое положение в обществе, обыкновенная дошкольная деятельность перестает их удовлетворять. Ребенок в этом возрасте стремится, чтобы его новая социальная позиция была признана окружающими. Он начинает протестовать против того, что родители относятся к нему как к маленькому. При этом совершенно не важно, где это происходит - на улице, среди незнакомых людей, или же дома, когда рядом только близкие люди. Подобный протест может выражаться в самых разных формах.

Само собой разумеется, что кризис семилетнего возраста формируется не ежеминутно, поэтому психологи выделяют сразу несколько этапов становления позиции будущего школьника. Прежде всего, они отмечают, что ближе к семи содам дети начинают положительно воспринимать школу, Даже несмотря на то, что основные содержательные моменты учебного процесса остаются для них загадкой. По большому счету, такая позиция ребенка остается еще дошкольной, он ее попросту переносит на школьную почву. Ребенок стремится пойти в школу, однако не собирается менять свой привычный образ жизни. В его сознании формируется позитивный образ этого учебного заведения за счет внешних атрибутов: ему становится интересно, есть ли там определенная форма одежды, как будут оценены его успехи, как придется там себя вести.

Следующий этап развития позитивной позиции будущего ученика по отношению к школе представляет собой возникновение ориентации на действительность учебного заведения, в частности, на ее содержательные моменты. Однако, прежде всего ребенок обращает внимание не столько на сам обучающий процесс, сколько на социализацию в коллективе.

Последний этап, связанный с формированием кризиса 7-летнего возраста, представляет собой непосредственное возникновение позиции ребенка, когда у него уже формируются социальная направленность и окончательная ориентация на ключевые составляющие жизни в самой школе. Однако, как правило, школьник полностью осознает это только ближе к началу третьего класса начальной школы.

Кризис младшего школьника и мотивы первоклассника

Кризис младшего школьника во многом провоцируется активным развитием мотивационной сферы, когда у него появляются новые мотивы совершить или не совершить тот или иной поступок. Здесь ключевую роль играют мотивы, которые могут побудить будущего первоклассника отправиться в школу:

  • познавательная деятельность, выражающаяся в учебном процессе;
  • мотивы, направленные на появление новых знакомств, кроме того, они связаны с принятием как данности того, что учиться необходимо;
  • ребенок стремится занять новое положение в отношениях с окружающими его людьми, т. е. он, по большому счету, переходит из одной социальной группы (дошкольники) в новую (учащиеся средней школы);
  • мотивы, которые имеют внешнюю направленность, ведь ребенку приходится так или иначе подчиняться требованиям, предъявляемым ему взрослыми людьми; V игровой мотив, переносимый в его сознании в новую сферу, которая теперь представляет собой учебу;
  • соревновательный мотив, базирующийся на получении более высокой оценки по сравнению с другими учащимися класса.

Чтобы подробно изучить все мотивы, которые движут поведением ребенка, можно воспользоваться одним хорошо проверенным психологическим методом. Предложите малышу небольшой рассказ, где каждый из героев по-своему объясняет свое желание идти или не идти в школу. При этом ребенок должен будет выбрать одну из предложенных версий. Как говорят детские психологи, дети в возрасте около шести лет имеют высокую побудительную силу игрового мотива, который зачастую сочетается с социальным или позиционным мотивом. В обучающих условиях (если 6-летний ребенок уже посещает школу) данный мотив постепенно отходит на второй план, а ему на смену приходят позиционный и познавательный. Этот процесс идет значительно медленнее, чем у шестилетнего ребенка, который пока не ходит в школу.

Эти данные говорят о том, что отдавать ребенка в школу до тех пор, пока он не достигнет определенного возраста, не следует. Так называемы1 «кризис первого класса» может весьма негативно сказаться на его развитии.

Психологи заметили, что между дошкольным и младшим школьным возрастом ребенок резко меняет свою самооценку. До достижения шести-семи лет он воспринимает себя исключительно положительно, причем это совершенно не зависит от того, в какой сфере он себя оценивает. Психологи наглядно демонстрируют проявление кризиса детского возраста в 6-7 лет при помощи простейшего упражнения под названием «Лесенка». Ребенку предлагают определить свои навыки и умения и поставить их на определенную ступень лестницы в зависимости от того, как он оценивает себя. Дети до шести лет всегда ставят себя на самую верхнюю ступень и определяют свое развитие как наиболее высокое.

Перед поступлением в школу ответы ребенка начинают резко изменяться. Во многом кризис первоклассника связан с тем, что он начинает разграничивать Я-реальное (тот человек, каким он является на самом деле в настоящий момент) и Я-идеальное (кем бы он хотел стать или какими навыками овладеть). Самооценка растущей личности становится более адекватной, малыш не собирается больше располагать себя на самой высокой ступени, однако уровень притязаний, который диктуется ему со стороны идеального Я, остается очень высоким.

В этом же возрасте очень сильно меняется отношение ребенка к взрослым. Примерно к семи годам дети постепенно начинают отличать свое поведение при общении с близкими людьми и прочими взрослыми, пусть даже и посторонними. Если спросить шестилетнего ребенка, о чем с ним может заговорить посторонний человек, то он ответит, что он предложит поиграть, позовет куда-нибудь. Получается, что дети в шестилетнем возрасте воспринимают чужих взрослых людей как приятелей или же, как близких. Но буквально через пару месяцев после того, как ребенку исполняется шесть лет, он может предложить сразу несколько вариантов относительно общения с посторонним человеком, рассказать, чего именно он ждет от обращения чужого. Например, дети зачастую говорят, что посторонний может попробовать узнать их адрес, имя и телефон. Они начинают постепенно различать разницу общения между близкими и чужими людьми.

В возрасте семи лет начинают формироваться произвольная умственная деятельность и поведение. Именно в этом возрасте ребенок становится способен воспринимать и удерживать ряд определенных правил, причем их значимость существенно возрастает. Все эти способности появляются в связи с тем, что в сознании ребенка возникает довольно сложная цепочка понятий.

Статья прочитана 21 306 раз(a).

Ребенку исполнилось 7 лет. Начинается новый рубеж в жизни. Малыш переходит на стадию взросления, идет в школу. И тут родители начинают бить тревогу, мол, чадо неуправляемо, не слушается, кривляется. Главное - не впадать в панику, чтобы безболезненно и грамотно преодолеть этот трудный этап, необходимо разобраться и узнать о причинах такого поведения.

Психические особенности развития ребенка 7 лет

Это переломный период в самореализации. Малыш начинает координировать поведение с установленными моральными нормами и правилами. Это сложный психологический этап в жизни ребенка, потому что он еще не может управлять своими эмоциями и сдерживать чувства. Испытывает потребность в уважении. Маленькому человеку важно ощущать себя личностью. Только удовлетворив желания ребенка, можно выстроить доверительные теплые отношения.

Следует поощрять самостоятельность чада, т. к. это способствует развитию интеллекта и инициативы, не наказывать строго за проступки. Иначе чувство вины станет камнем преткновения на пути к самореализации. И, конечно же, на характер ребенка будет влиять стиль воспитания родителей. Более комфортными и приемлемыми станут демократические условия руководства.

Первоклассники эмоционально больше развиты, чем ранее. И это зависит от опыта, получаемого вне стен дома. Детские наивные страхи сменяются новыми, осознанными опасениями, главное из них - отношение со сверстниками. И это для них становится первоочередным, нежели успехи в учебе и взаимодействие с учителем.

Мировоззрение, потребности и желания ребенка меняются. Это закономерный и естественный процесс. И вот мы плавно подошли к вопросу о том, почему возникает кризис у детей семи лет.

Что означает термин «возрастной кризис»

В обиход был введен Л. С. Выготским, который подразумевал под ним целостное перестроение личности по мере наступления очередного этапа взросления. По его словам, кризис - это критический пик в индивидуальном развитии человека. Случается на стыке двух возрастов.

Особенности переломного момента:

  • Нет четких временных границ. Обострение приходится на середину кризиса и является наивысшей точкой.
  • Наблюдается трудновоспитуемость. Это нежелание учиться, налаживать отношения с окружающими, переживания.
  • Характерно негативное развитие процесса. Ребенок становится безынициативным, безучастным.

Различают кризис:

  1. Новорожденного.
  2. Одного года.
  3. Трех лет. Период упрямства и отрицания.
  4. Семи лет. Был открыт ранее всех остальных. Характерно неустойчивое психическое развитие, желание занять позицию взрослого. В качества новообразования выступает самооценка.
  5. Тринадцати.
  6. Семнадцати и другие.

Протекает у всех по-разному в зависимости от среды. Итак, кризис - это череда внутренних изменений ребенка при второстепенных внешних факторах.

Рассмотрим основные симптомы

Разобраться в этом вопросе поможет психология развития и возрастная психология ребенка дошкольного возраста. Итак, кризис приходится смежной границей дошкольного и младшего школьного возраста, сигналами которого являются:

  1. Утрата наивной непринужденности. Ранее поведение основывалось сугубо на желаниях. Теперь же, перед любым действием малыш подумает, какова будет его цена.
  2. Кривлянье. Душевная замкнутость толкает на игру чужих ролей. Ребенок становится другим, кого-то изображая, скрывая истину.
  3. Закрытость. Дети часто из-за своих страхов, испытывают душевную тревогу, переживая, они попросту скрывают это внутри.

Особенности 7 лет трудно не заметить. Нрав резко меняется, прослеживается вспыльчивость, агрессивность и даже грубость. Иногда это проявляется в крайней форме: в виде порчи предметов, непослушания. Ребенок не идет на контакт, порой демонстрируя недовольство отказом от пищи и питья.

Встречаются и противоположные признаки кризиса у ребенка 7 лет, когда родители и педагоги сталкиваются с чрезмерной пассивностью и рассеянностью. Детям приходится трудно, так как необходимо быстро приспособиться к новым условиям. Чтобы иметь большее представление о характере семилетнего ребенка, обратимся к возрастной психологии.

Дошкольный и младший школьный возраст

Для начала узнаем, чем занимается возрастная психология. Она изучает развитие индивида на разных возрастных этапах его жизни. Нет четких границ между стадиями взросления. Становление и инволюция у всех протекает индивидуально.

Осуществляя переход от одной возрастной стадии к другой, человек переживает так называемый кризис. Рушится старая система взаимоотношений с окружающим миром и формируется новая. И, как правило, это сопровождается психологическими трудностями, как для самого человека, так и для тех, кто с ним взаимодействует.

Первые кризисы индивид проходит в год, три и семь лет (последний является переходным от дошкольного к подростковому периоду). Итак, младший школьный возраст - вершина детства. У ребенка на этом этапе формируется новая логика мышления. У него меняется мировоззрение, ценности, в школе появляется новый статус.

А вот если взять четырехлетнего малыша, нелестные отзывы в его адрес, некие обиды или досады не оставляют следов в его памяти и не влияют на процесс становления его личности. Только у некоторых дошкольников встречается тревожность и заниженная самооценка, из-за того, что в семье преобладают недовольства и высокий уровень требовательности. Или же встречаются школьники, которыми всегда восхищались и захваливали, с очень высоким мнением о своей персоне. Все это является следствием не собственного эмоционального опыта, а итогом от усвоения постоянно повторяющейся оценки родителей и близких, друзей.

И когда от родителей исходят жалобы о том, что их дети не проявляют интереса к учебе, быстро устают, не хотят ходить в школу - это говорит лишь о том, что к завершению дошкольного возрастного периода не был достигнут уровень подготовленности к школе. Так, благодаря психологии развития и возрастной психологии, мы узнали об особенностях детей дошкольного возраста.

Причины нетипичного поведения

В три года ребенок становится самостоятельным, а кризис 7 лет у детей характеризуется становлением и признанием личности. Итак, к причинам:

  1. Анализ собственных чувств. Начинает познавать эмоции. Осмысленно разграничивает события, вызывающие печаль и радость. А так как малышу сложно справиться с переживаниями, он проявляет агрессию и непослушание.
  2. Потребность в новых знаниях. Активно познает окружающий мир, прежних игр недостаточно, начинает копировать взрослых.
  3. Поступление в школу. Событие ознаменовано сменой окружения. Ребенок еще не может самостоятельно ставить цели, ему тяжело осознавать суть успеха.
  4. Получение нового социального статуса. Это связано со сменой сферы деятельности. Если для ребенка 6-7 лет сюжетно-ролевая игра была в приоритете, то при поступлении в первый класс, главной становится учебная работа. Ему предстоит научиться получать знания и правильно пользоваться ими.

Большую роль играют и физиологические причины, такие как динамичный рост организма и развитие мозга. Возникает вопрос, как долго протекает кризис 7 лет у детей? У всех по-разному, потому что зависит от многих составляющих и среды, в которой живет ребенок, а также физиологических особенностей. Может быть латентным и легким, затяжным и проблемным, и длиться от месяца до полутора лет. Тут важна грамотная помощь родителей. Как его распознать?

Поговорим о том, как проявляется кризис 7 лет у ребенка. Мальчик копирует поведение взрослых. Часто повторяя услышанные фразы от мужского пола. Порой они бывают непристойными, к примеру: «Она - дура, потому что все женщины глупы». Или такого рода: «Я сказал, и точка!». В этот момент не стоит его резко одергивать и отчитывать. Грамотно и спокойно объяснить, почему так не следует говорить, нужно отцу или дедушке, потому что мать перестает быть авторитетом для него. При этом он может оперировать фразой, мол, а почему папе можно так говорить.

Могут даже имитировать курение или чокаться, как взрослые с чашкой компота. В этом случае также не стоит кричать и бить ребенка, необходимо доходчиво объяснять.

Кризис у девочки 7 лет выражается в подражании взрослым женщинам. Они начинают интересоваться маминой косметикой, парфюмом и нарядами. Примеряют украшения. И тут работу с девочками тоже лучше проводить отцу или дедушке. Можно сказать, мол, какая ты у меня красавица и без всякой косметики. Если подобную фразу произнесет мама или сестра, которые пользуются всеми этими женскими штучками, слова малышкой будут восприняты в штыки, с завистью и обидой. Почему же ей нельзя? Девочке покажется, что ее не хотят пускать во взрослый мир. Детьми необходимо заниматься. Находиться с ними в доверительных отношениях, говорить как с взрослыми, больше проводить времени вместе.

В чем особенность кризиса этого возрастного периода

Первое, что необходимо взять за правило, - нельзя игнорировать любое нетипичное поведение ребенка, будь то кризис девочки 7 лет или мальчика. Это может привести к серьезным последствиям, таким как неуспеваемость в школе, а также закрытости, низкой самооценке, и даже глубокой стадии невроза.

Кризис 7 лет у детей в дошкольном возрасте меняет их мировоззрение, они начинают разграничивать «своих» и «чужих». В поведении прослеживается расчетливость. Чтобы получить желаемый результат, то есть выгоду, сначала проигрывают ситуацию. А любая критика со стороны родителей будет восприниматься с неприязнью. Если не поступит похвалы за самое простое выполненное задание, в ответ последует крик и плач.

Для кризиса возраста 7 лет у детей (младших школьников) также характерна излишняя любознательность. Чадо будет интересоваться серьезными вопросами, такими как политика, моральные устои, семейные взаимоотношения. И лишь по то той причине, чтобы проанализировать знания взрослых.

Дети понимают, что неидеальны, стремятся к познанию и мечтают о достижениях. Их непосредственность улетучивается. Нрав становится показным, манерным, а вместе с тем отношения с родителями натянутыми.

Точка зрения психологов

Выделяют две стадии кризиса:

  1. Первый этап характеризуется стремительным развитием. Результатом становится дисбаланс в отношения ребенка и окружающего мира.
  2. При грамотной работе родителей все стабилизируется. Происходит удачное формирование новой личности. Ребенок умеет осознавать и анализировать потребности. А полученные знания помогут скорейшей адаптации в новом социуме.

Психологи рекомендуют отдавать детей в школу с семи лет. Потому что до этого возраста у них преобладает игровая деятельность. Им сложно перестроиться, от этого и возникают проблемы с поведением. Но все же, вы понимаете, что столкнулись с кризисом 7 лет у ребенка. Что делать?

Не паниковать!

Это естественный процесс. Для начала стоит успокоиться. Главное, правильно себя вести, и все благополучно пройдет. Итак:

  1. Не лишайте ребенка свободы, ни в коем случае. Он самостоятельно должен разобраться в своих переживаниях. Вы обязаны лишь контролировать процесс и ненавязчиво направлять чадо.
  2. Снимите безграничную опеку. Дайте ребенку быть самостоятельным. Почувствовав это, малыш сам обратится за помощью. И тогда у вас будет возможность проявить заботу.
  3. Не обсуждайте своих детей с подругами. Иначе доверительные отношения не удастся выстроить никогда.
  4. Подготовка к новому образу жизни должна быть постепенной и совместной. Покажите ребенку будущий класс, поговорите с учителем. Вместе соблюдайте новый режим дня.

В знакомой обстановке малышу будет намного легче адаптироваться. Чтобы безболезненно преодолеть кризис 7 лет у ребенка, психологи дают некоторые советы.

Разумеется, к каждому ребенку нужен свой подход, но психологи дают общие наставления, которые не навредят. Итак:

  1. Не приказывайте! Все нужно преподносить в игровой форме. Можно рассказать поучительную историю о правильном поведении, на примере главного героя.
  2. Будьте на равных. Никогда не ставьте себя выше ребенка. Это уже личность, способная в поведении основываться на своем опыте.
  3. Разрешите малышу вступать в дискуссию. Он уже умеет осознавать, и формировать мнение. Дайте возможность высказать его, лишь научив правильно приводить аргументы. Так, вы покажете, что считаетесь с его решением.
  4. Не стоит резко переходить от игрушек к книжкам. Делайте это постепенно, посредством игры.
  5. Не нужно заставлять ребенка строго придерживаться распорядка дня. Это ему наскучит, пусть самостоятельно выберет очередность дел.
  6. Общайтесь на равных, чтобы малыш вам мог доверять. Вместе легче пройти школьную адаптацию.
  7. Не относитесь к ребенку, как к собственности. Не нужно взращивать копию. Разберитесь в себе, ведь малышу намного сложнее.

Всегда оставайтесь ребенку другом. Грамотные действия помогут преодолеть все возрастные кризисы.

Чтобы легко справиться с кризисом 7 лет у ребенка, психологи советуют:

  1. Можно немного отступить от распорядка дел днем или вечером, а вот что касается ночного сна, он должен быть полноценным. Укладывать малыша необходимо не позднее 9 часов.
  2. Следите за питанием, которое по-прежнему остается четырехразовым. Не забываем про витамины.
  3. Не стоит нагружать ребенка дополнительной информацией. Ему достаточно получаемых знаний в школе. Лучше отвлеките малыша, помогите избавиться от стресса, отправьтесь вместе на прогулку, позвольте покататься на велосипеде или роликах, погоняйте в мяч.
  4. Подпитывайте интерес к учебе. Купите набор юного химика или биолога, позанимайтесь вместе.
  5. Учите правильному общению, правильно ставить вопрос и грамотно отвечать.
  6. Позвольте ребенку стать самостоятельным. Не нужно прописывать за него буквы и цифры, складывать портфель и завязывать шнурки. У малыша должны быть свои обязанности, к примеру, протереть пыль, вынести мусор, подмести пол, собрать игрушки и книжки и так далее.

И главное - запаситесь терпением. Ни в коем случае нельзя срываться, кричать и тем более использовать нецензурную брань. Это усугубит положение, ребенок закроется. Только представьте, что будет твориться в душе малыша?!

И еще, позвольте ему выбрать интересные подготовительные курсы, отведите в спортивную секцию. Там он обретет новых друзей, будет учиться общению. Занимайтесь вместе, прописывайте цифры, и буквы, проговаривайте вслух, решайте простые математические и логические задачи, рисуйте, лепите из пластилина, составьте веселый коллаж.

Какие выбрать игры

Многие родители забывают про то, что их первоклассник все еще ребенок. Сюжетно-ролевые игры остаются для них любимым занятием. Играя в больничку, магазин, школу, дочки-матери, дети познают новые социальные роли, учатся общению. Главное - направить чадо в нужное русло, если он примерит образ плохого героя. Мальчика можно увлечь пазлами, конструктором, а девочку научить азам вязания, вместе приготовить ужин.

Занятия для детей 7 лет могут быть разного рода. Поиграйте в «Города». Все помнят эту увлекательную игру. К примеру, вы произносите слово Москва, ребенок придумывает название города на последнюю букву предыдущего слова - Архангельск и так далее. Увлекательно и познавательно.

Вспомните про «Крокодила». Можно играть вдвоем. Один про себя загадывает неживой или одушевленный предмет, и потом при помощи рук и мимики показывает его. Другие отгадывают.

Все игры должны быть направлены на развитие социализации, мышления и навыков, таких как уступчивость, взаимоуважение, умение договориться и так далее. Хвалите ребенка, причем не просто так, а за конкретное действие.

Не забываем про воспитание

Этот процесс не заключается лишь в поучении и наказании. Очень важно именно в детстве заложить в характере ребенка такие качества, как человечность, сострадание, порядочность, ответственность, эмпатия, а также научить быть добрым, ласковым, нежным, заботливым.

Хвалите его за хорошие поступки, качественно выполненную работу. Если же ребенок немного схалтурил, не стоит его ругать, тем более прилюдно. Нужно спокойно объяснить, что трудится спустя рукава - плохо и все необходимо переделать.

Учите ребенка предвидеть исход ситуации. К примеру, предложите помочь убраться в квартире, чтобы пойти поиграть на улице. Если откажется, не стоит заставлять, но дайте понять, что без его помощи вы будете дольше заняты домашними хлопотами, и прогулку придется отложить, причем времени на нее останется меньше.

Научить дисциплине помогут установленные дома правила. К примеру, не включать планшет без разрешения взрослых. Или чтобы поддерживать чистоту в доме, нельзя разбрасывать личные вещи.

Часто дети, попадая в новую среду, замыкаются в себе, боятся общения, становятся закомплексованными и неуверенными. Тут задача родителей - разглядеть это в своем малыше и помочь поднять самооценку, стать решительнее. Всегда хвалите ребенка, говорите, что лучше его никто не испечет блины, не подметет, не споет и так далее. Это важно.

Позвольте выбрать малышу спортивную секцию или какие-нибудь интересные курсы. Это расширит кругозор, даст возможность обзавестись новыми друзьями. Он перестанет бояться общения, станет более раскрепощенным. Научитесь слышать ребенка. Помогайте всегда и во всем, и тогда никакой возрастной кризис вам не будет страшен.

Характеристика кризиса 7 лет

Кризис семи лет - это период рождения социального «Я» ребенка (Л.И.Божович). Он связан с появлением но­вого системного новообразования - «внутренней пози­ции», которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка. Меняется и среда, и отношение ребенка к среде. Возрас­тает уровень запросов к самому себе, к собственному успе­ху, положению, появляется уважение к себе. Происходит активное формирование самооценки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Характеристика кризиса 7 лет

Кризис семи лет - это период рождения социального «Я» ребенка (Л.И.Божович). Он связан с появлением нового системного новообразования - «внутренней позиции», которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка. Меняется и среда, и отношение ребенка к среде. Возрастает уровень запросов к самому себе, к собственному успеху, положению, появляется уважение к себе. Происходит активное формирование самооценки.

Также кризис 7 лет обусловлен тем, что ребенок начинает играть новые социальные роли. Раньше он был просто мальчиком (девочкой), сыном и внуком (дочерью и внучкой), а теперь он еще и ученик школы, одноклассник. Завязывается первая настоящая дружба, и ребенку приходится учиться быть другом. Теперь ребенок - не сам по себе, он часть общества. Ему важно мнение окружающих, он учится общаться с ними. В зависимости от окружения ребенка и его места в нем формируется внутренняя позиция ребенка, которая определяет его дальнейшее поведение в течение жизни.

Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей, к перестройке потребностей и побуждений. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Появляется обобщенное отношение к самому себе, к окружающим. Происходит кризис личности «Я» (соподчинение мотивов). Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, - менее важным.

Происходит смена основных переживаний:

  • открывается сам факт переживаний;
  • возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях;
  • переживания приобретают смысл.

Таким образом, кризис семи лет представляет собой внутренние изменения ребенка при относительно незначительных внешних изменениях и социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей.

Основная симптоматика кризиса : 1) потеря непосредственности . Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка; 2) манерничанье; ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа закрыта); 3) симптом «горькой конфеты»: ребенку плохо, но он старается этого не показать. Возникают трудности воспитания: ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.

Еще кризис семи лет можно определить по таким признакам, как низкая самооценка, кривляния, пререкания, заторможенность, упрямство, вспышки гнева или агрессии (а может, напротив - чрезмерная застенчивость), повышенная утомляемость, раздражительность, замкнутость, проблемы с успеваемостью.

У детей, готовых к школьному обучению, начало учебной деятельности приводит к разрешению кризиса семи лет. Осуществляется переход к новому типу деятельности, создаются возможности для проявления возросшей самостоятельности ребенка, ребенок занимает новое положение, приобретает новый статус. Меняется структура прав и обязанностей ребенка как в школе, так и в семье. Постепенно те поведенческие реакции, которые создавали определенные трудности для родителей, начинают исчезать.

Обратную картину мы наблюдаем у детей с низким уровнем психологической готовности к школьному обучению. Первоклассники, у которых до этого симптомы кризиса были выражены слабо, вдруг начинают проявлять активные формы поведенческих реакций, начинаются споры с родителями, упрямство, непослушание. Таким образом, эти дети несколько позднее достигают определенного уровня психологической зрелости, и кризис протекает у них по времени несколько позже, когда они уже начали обучение. Это еще раз подтверждает, что кризис - это закономерный этап психического развития ребенка, и родителям следует с терпением и пониманием относиться к особенностям поведения их детей в этот непростой период.

Переживания ребенка и механизмы психологической защиты

Как уже отмечалось, противоречивые переживания ребенка могут усугублять его внутреннюю напряженность. Внутренний дискомфорт вызывает и другое противоречие, с одной стороны, стремление к независимости в действиях и поступках, с другой - отказ от выполнения того, о чем попросили родители. Несмотря на непослушание, споры с родителями, ребенку очень важно их мнение, оценка его достижений. И конечно, как и в любой кризисный период, ребенок становится более уязвимым, чувствительным к различным неблагоприятным воздействиям. Ему необходима эмоциональная поддержка и чувство стабильности, защищенности в семейной ситуации.

В тех случаях, когда ребенок не может прямо выразить свое состояние, начинают действовать механизмы психологической защиты. Рассмотрим некоторые из них (по материалам работ И. М. Никольской и Р. М. Грановской).

Отчуждение (или изоляция) - это защитный механизм, связанный с отделением чувства от ситуации. Нередко изоляция проявляется у ребенка достаточно рано при восприятии эмоционально травмирующих ситуаций или при воспоминаниях о них с чувством тревоги, этими событиями спровоцированным. Ребенок отключается от внешнего мира и погружается в собственный мир. В связи с активным развитием воображения в старшем дошкольном возрасте этот защитный механизм может особенно часто включаться у впечатлительных, ранимых детей.

После пяти лет, вследствие формирования половой идентичности и потребности в самопринятии, появляется сублимация - вытеснение сексуальности, особенно детского сексуального любопытства. Вначале оно сублимируется из частного в общую любознательность, а затем перерастает в мощное влечение к исследовательской деятельности. Сублимация неразрывно связана с усвоением нравственных ценностей.

Развитие речи и логического мышления позднее, уже в младшем школьном возрасте, приводит к возникновению компенсации ("У меня много ошибок при письме, зато я хорошо плаваю"). Таким образом, постепенно включаются интеллектуальные защиты.

Сновидение. Большинство родителей понимают, что, проявив внимание к снам ребенка, можно обнаружить источник его тревог. Тем более что у детей достаточно рано включаются формы психологической защиты, связанные с фабулой сновидения. Пониманию проблем, обнаруживающихся в фабуле сновидения, помогает и появление в них разнообразных животных, смысл которых проясняется из их ролей в содержании сказок. Ситуации преследования угрожающими существами нередко инициированы проблемами отношений в детском коллективе или семье, а беспокойство и тревога в детских снах часто говорят о неготовности к уроку.

Известный российский психолог Ю. Б. Гиппенрейтер приводит несколько важных правил, чтобы наладить общение с ребенком. Некоторые из них касаются того, как помочь ребенку взрослеть.

Правило 1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: "С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!"

Правило 2. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.

Правило 3. Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться "сознательным".


3. Противоречия и возрастные кризисы развития. Кризис одного, трех и семи лет. Сущность кризиса. Симптомы кризиса.

Противоречия и возрастные кризисы развития.

Существует несколько различных точек зрения на кризис.

Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты и не отчётливы. Обострение наступает в середине периода.

У разных детей кризисы проходят по – разному.

Главные изменения – это внутренние. Развитие приобретает негативный характер. На первый план выдвигаются инволюционные процессы, т.е. распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. Наряду с потерями создаётся что – то новое.

Таким образом возникают противоречия – с 1 стороны – между возросшими потребностями ребёнка и его всё ещё ограниченными возможностями, а с другой – между новыми потребностями ребёнка и сложившимися ранее отношениями со взрослыми.

Чаще всего выделяют кризисы: новорожденности, первого года, трёх лет, семи лет, тринадцати лет.

Кризис первого года.

Существует несколько различных точек зрения на кризис .

1.Кризис – это ненормальное болезненное явление, результат неправильного воспитания.

2.Наличие кризиса в развитии ребёнка является закономерностью, так как ребёнок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.

Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии ребёнка, которые резко меняются и могут принимать различный характер.

Развитие ходьбы.

Ходьба становится основным средством передвижения в пространстве.

Эльконин подчёркивал, что главное в акте ходьбы – не только то, что расширяется пространство, но и то, что ребёнок отделяет себя от взрослых.

Ходьба так же является основным новообразованием младенческого возраста и связана с разрывом старой ситуации развития.

Кризис связан с появлением первого слова, т.е. ребёнок узнаёт, что каждая вещь имеет своё название, т.е. появляется связь между знаком и значением, что выполняет символизирующую функцию речи.

Увеличение словаря ребёнка и развития речи идёт от пассивного словаря к активному.

Сфера аффектов и воли (гипобулические реакции – это несформированность произвольной регуляции движений). В итоге у ребёнка возникают первые акты протеста, противопоставление себя другим. И когда ребёнку в чём – то отказывают, он кричит, падает на пол, отталкивает от себя взрослого, т.д.

Таким образом, автономной речью, практическими действиями, негативизмом, капризами ребёнок обособляется от взрослых, настаивая на своей «самости».

Кризис 3 лет

Возраст 3 года называют возрастом «Я сам». Появляется новая форма желаний, которые непосредственно не совпадают с желаниями взрослых («Я хочу»).

К 3 годам у ребенка происходит значительное развитие самостоятельности в осуществлении движений (может сам есть, одеваться и т.д.), речь становится средством общения со взрослым. Ребенок начинает отделять себя от своих действий. Поведение взрослых, характер их отношений между собой, способы действий с предметами становятся для ребенка ОБРАЗЦОМ, предметом для подражания и воспроизведения. К 3 годам формируется ролевая игра, в которой ребенок начинает отождествлять свои действия с действиями взрослых, называет себя и их по имени. У детей увеличивается самостоятельность и стремление к ней. Возраст 3 лет называется возрастом «Я сам». Появляется новая форма желаний, которые не совпадают с желаниями взрослых.

Симптомы кризиса:

    Негативизм – поведение ребенка идет в разрез с тем, что от него требуют взрослые, происходит отделение ребенком собственных желаний от желаний других людей.

    Упрямство – реакция, когда ребенок настаивает на чем-либо не потому, что он этого хочет, а потому, что он это потребовал и настаивает на своем требовании.

    Строптивость – безлична и направлена против норм воспитания и сложившегося образа жизни.

    Своеволие, своенравие – это стремление к самостоятельности, когда ребенок все хочет делать сам.

    Протест, бунт, деспотизм, ревность в том числе и к другим детям.

Во всех симптомах кризиса присутствует установка на самостоятельность.

Симптомы кризиса говорят о том, что ребенок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми. Кризис 3 лет – кризис социальных отношений.

Кризис семи лет

Независимо от того, в 6 или 7 лет ребёнок пошел в школу, наступает кризис. Его сроки могут смещаться примерно с 6 до 8 лет, - насколько сильно ребёнок переживает ту систему отношений со взрослыми, сверстниками, как изменилось его восприятие в системе этих отношений.

Кризис 7 лет – это период рождения социального «Я» ребёнка. Он связан с появлением нового, системного новообразования, внутренней позиции, котораяя выражает новый уровень самосознания и рефлексию ребёнка.

Изменения самосознания приводит к переоценке ценностей, к перестройке потребностей и побуждений; появляется обобщенное отношение к самому себе и к окружающим, т.е. происходит кризис личности «Я» - соподчинение мотивам. В том числе происходит смена основных переживаний – открывается сам факт переживаний, переживания приобретают смысл.

Кризис 7 лет представляет собой внутр. Изменения ребёнка при относительно незначительных внешних изменениях и социальных взаимоотношений личности ребёнка и окружающих людей (физиологически: дети вытяг. В росте, выпад. Зубы).

Основными симптомами кризиса являются:

Потеря непосредственности, котораяя свидетельствует о том, что между переживанием и поступком вклинивается интеллектуальный момент, т.е. ребёнок хочет что-то показать своим поведением, придумывает себе новый образ, хочет изобразить то, чего нет на самом деле.

Его переживания и действия интеллектуализируются, что связано со знанием о том, как надо.

Демонстрация взрослого поведения (манерничание и кривляние); ребёнок может изображать какого-то конкретного взрослого и стремиться выполнять его обязанности.

Так же у детей появляется интерес к своему внешнему виду, он может долго выбирать во что одеться и спорить по этому поводу с родителями.

Дети перестают слышать или отрицают ранее не обсуждавшиеся требования взрослых, начинают нарушать привычные правила – прошлый детский образ жизни обесценивается, отрицается и отвергается. Ребёнок пробует взять на себя новые обязанности.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Стрижки по форме лица для женщин и девушек Стрижки по форме лица для женщин и девушек Разводы в молодых семьях Разводы в молодых семьях Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность