Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зимние забавы. Конспект ООД «Зимние развлечения» с детьми старшей группы

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Тема: «ЗИМА. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

Цель:

  1. продолжать закреплять знания детей о временах года, а именно о зиме;
  2. продолжать учить детей слушать и понимать обращенную к ним речь и самим правильно пользоваться речью, отвечать полными предложениями на вопросы.
  3. Развивать мелкую моторику рук;
  4. Побуждать детей к бережному отношению у природе;
  5. Воспитание сенсорики;
  6. Развивать память, внимание, мышление;
  7. Активизировать и пополнять словарный запас;
  8. Совершенствовать координацию движений.

Материалы и оборудование: картинно-графический план; ковролин(фланелеграф); шнуровка «снежинка», конверты для игры «кто быстрее?»; цветные заготовки для изготовления кормушек (оригами); музыкальное произведение А. Вивальди «времена года»(зима); кукла со сменной одеждой; фигурки животных и птиц, хвойных и лиственных деревьев, небо, солнце, сугробы на липучке.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вступление

Воспитатель: Дети, сейчас я вам загадаю загадку, а вы ее внимательно послушайте и скажите, о каком времени года эта загадка.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (зима)

(Дети угадывают загадку)

Воспитатель: сегодня мы с вами будем продолжать говорить о зиме и зимних забавах.

— А кто из вас назовет сколько зимних месяцев? (Дети отвечают: три зимних месяца)

— А вы сможете назвать зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль)

— Молодцы, а теперь мне назовите самый первый зимний месяц. Про него еще говорят: году конец, а зиме – начало? (дети отвечают: это декабрь)

— А второй зимний месяц называется. . . . . (дети хором отвечают: январь)

— И третий, самый последний и холодный месяц? (дети называют: февраль)

— Ребята, а вы знаете какой сейчас месяц? (дети называют месяц)

2. Работа по картинно-графическому плану .

(вывешивается картинно-графический план на магнитной доске)

На картинно-графическом плане изображены картинки в той последовательности, которая указана на схеме(см. ниже)

(На фланелеграфе прикрепляется панно: ковролин голубого цвета, а на столе раскладываются атрибуты: фигурки животных, небо, солнце, сугробы, деревья хвойные и лиственные на липучке

Составляя рассказ по картинно-графическому плану, ребенок подходит к столу, рассказывает и прикрепляет фигурку к голубому полотну. Если ребенок затрудняется или забыл, то другие дети ему помогают).

— Небо (какое? серое, голубое, облачное, пасмурное, снежное, низкое, темное, хмурое)

Солнце (светит. Но не греет, оно прохладное).

Облака (какие? белые, серые, большие, маленькие, снежные, низкие, красивые, пушистые).

— Ветер (сильный, холодный, леденящий, слабый, северный, теплый).

— Птицы (уже улетели в теплые края, остались зимовать зимующие птицы: снегирь, щегол, клест, синица, сорока, ворона, воробей, голубь, дятел, поползень).

— День становится чуть длиннее, а ночь – короче. Ночью небо чистое, темное, звездное, красивое.

— Животные (медведь, еж – спят в укромных, теплых норках и берлоге. Чем сильнее мороз, тем крепче спит медведь. Заяц бегает в белой шубке. Он меняет шкурку для того, чтобы его не было видно на белом снегу. По лесу ходит голодный волк и лиса. Они очень злые. Белочка сидит на ветке и грызет орешки и сухие ягоды и грибы).

— Люди надели теплую одежду (теплые шапки, сапоги, варежки, шарфы, шубки), дети катаются на лыжах, санках, коньках.

— День зимой (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный, ясный).

— Снег (белый, пушистый, грязный, холодный, рассыпчатый, мягкий, хрустящий, липкий, блестящий).

— Сугробы (снежные, глубокие, высокие).

Воспитатель: А вы знаете пословицы и поговорки о зиме? (Дети отвечают: да, знаем )

  1. В зимний холод всякий молод.
  2. Что летом родится, зимой пригодится.
  3. Зима не лето – в шубу одета.
  4. Зима без снега – лето без хлеба.
  5. Мороз не велик, а стоять не велит.
  6. Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий.
  7. Много снега – много хлеба.
  8. Много снега на полях – много хлеба в закромах.

Воспитатель: молодцы ребята. Посмотрите на наш зимний пейзаж, вам он нравится? (Дети отвечают: Да, нравится).

Воспитатель: А чего в картине не хватает? Посмотрите внимательно. (В картине не хватает сугробов, ведь зима и много снега).

Воспитатель: правильно, сугробов не хватает. Ведь столько снега намело. Кто из вас прикрепит сугробы? (ребенок встает и прикрепляет сугробы к полотну)

Воспитатель: Выпал снег во дворе. Ребята давайте с вами выйдем во двор и слепим снежок. (дети встают в кружок и начинают выполнять пальчиковую гимнастику).

3. Пальчиковая гимнастика (координация речи с движением, развитие воображения)

СНЕЖОК

Раз, два, три, четыре Загибают пальчики, начиная с большого пальца.

Мы с тобой снежок слепили «Лепят», меняя положение ладоней.

Круглый, крепкий, очень Показывают круг, сжимают ладони вместе,

гладкий гладят одной ладонью другую.

И совсем-совсем не сладкий Грозят пальчиком.

Раз – подбросим Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок.

Два – поймаем Приседают, ловят воображаемый снежок.

Три – уроним Встают, роняют воображаемый снежок.

И. . . . . сломаем! Топчат воображаемый снежок ногами.

Воспитатель: Какой мы с вами снежок слепили. Давайте представим, что мы этот снежок взяли в ручки. Какой этот снежок на ощупь?

(Дети отвечают: снежок мягкий, гладкий, холодный, липкий, белый, хрустящий, твердый, пушистый)

Воспитатель: Ребята, а что будет если нам на ладошку снежинка упадет? (Дети отвечают: Она растает и превратится в капельку воды).

Воспитатель: Правильно. А как вы думаете почему снежинка превратится в капельку воды? (Дети: потому, что снежинка состоит из воды. Когда на улице морозно, вода замерзает и превращается в снежинку, а попадая на теплую ладошку она тает).

Воспитатель: Ребята, представьте себе, что мы вышли на улицу и начали топтаться по снегу, когда мы топчемся по снегу он хрустит. А вы знаете почему снег хрустит?

(Дети: да, знаем, потому, что снег состоит из снежинок, а снежинки состоят из маленьких кристалликов. Когда мы наступаем на снег, хрусталики ломаются и издают хруст ).

Воспитатель: Молодцы ребята, вы так много знаете про зиму. А вы рассматривали снежинки? Они такие все разные, ни одна снежинка не похожа друг на друга. Но если снежинка попадает нам на ладошку, она быстро растает.

— А вы хотите сделать себе такие снежинки, только которые не растают даже в самый жаркий день? (Дети: да, очень)

Воспитатель : Тогда давайте пройдем к своим местам и я покажу вам как сделать такие снежинки. (Дети проходят на свои места и воспитатель показывает ребятам как изготавливать снежинку. Дети под музыку выполняют шнуровку «снежинка»)

Воспитатель: Какие у вас снежинки получились. Вам нравятся снежинки? (Дети: да, очень нравятся).

Воспитатель: А теперь давайте подойдем к нашему зимнему пейзажу и прикрепим снежинки к картинке. (Дети прикрепляют снежинки к ковролину).

Воспитатель: Дети, вам нравится зима?(Дети: да, нравится ). А какие зимние забавы вы знаете?(Дети начинают рассказывать о том, какие зимние забавы и развлечения они знают ).

Воспитатель: Давайте встанем в круг и поиграем в одну зимнюю забаву – слепим снеговика (Дети становятся в круг).

4. Физминутка «СНЕГОВИК»

Давай дружок, смелей дружок Дети идут по кругу, изображая, что катят перед собой

Кати по снегу свой снежок снежный ком.

Он превратился в снежный ком Остановились, «рисуют» двумя руками круг

И станет ком снеговиком. «Рисуют» снеговика из трех кругов разного размера.

Его улыбка так светла показывают руками на лице улыбку и улыбаются.

Два глаза, шляпа, нос, метла, показывают 2 глаза, прикрывают голову ладошкой

Показывают нос, встают прямо и держат воображаемую метлу.

Но солнце припечет слегка — Медленно приседают.

Увы! И нет снеговика! Пожимают плечами, разводят руками.

Воспитатель: Как жаль, если такой веселый и красивый снеговик растает на солнышке. А вы, ребята, хотите сделать снеговика не из снега, чтобы но никогда не растаял? (Дети отвечают: да, хотим)

Тогда давайте пройдем на свои места и поиграем в игру «Кто быстрее».

(Дети проходят и садятся на свои места)

5. Складывание снеговика. Игра «Кто быстрее?» (развитие зрительного внимания, мышления, мелкой моторики)

Воспитатель: Ребята, давайте вместе посчитаем:

Раз, два, три – начало игры!

(Дети под музыку начинают собирать снеговика из частей. Кто первый собрал снеговика, поднимает руку. Воспитатель помогает ребенку, который немного затрудняется и подбадривает остальных.)

Воспитатель: Какие у вас красивые снеговики получились. Посмотрите них. Какого цвета туловище снеговиков? (Туловище у них белое)

— А ведерки какого цвета? (Ведерки зеленого цвета).

— Посмотрите на его глазки, какого они цвета? (Глазки у снеговика черные)

— а на что похожи они? (Глазки похожи на угольки )

Воспитатель : Такие снеговики точно никогда не растают. Вам понравилось собирать снеговиков? (Дети отвечают)

— Вам нравится зима? (Дети отвечают: да )

— А зимние забавы любите? (Дети: да, любим!)

Тогда давайте встанем в круг и покажем как мы любим зимушку-зиму.

6. Хоровод «Зимушка-зима»

(Дети вместе с воспитателем встают в хоровод, звучит мелодия и дети поют хороводную песню «Зимушка-зима».)

7. Воспитательный момент. Беседа с детьми.

Воспитатель: А теперь послушайте ребята стихотворение А. Яшина

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо.

Столько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло!

Приучите птиц в мороз

К своему окну.

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Воспитатель: Ребята, а как мы можем помочь птичкам зимой? (Дети: мы можем смастерить для птичек кормушки и покормить их).

Воспитатель: А кто знает, как сделать кормушку? (Ребенок говорит: Я знаю как помочь птичкам, можно для них сделать кормушку и начинает рассказывать стихотворение А. Чепурова:

Трудно птицам зимовать

Надо птицам помогать

Распилить я пополам

Досочку еловую

Вместе с папой смастерил

Птичкину столовую

Прилетают птицы в сад

Посидят, поговорят.

Им бояться нечего

Пусть мороз трещит сердито

Их столовая открыта

От утра до вечера.

Воспитатель: Какой молодец. Но мы не будем делать деревянную кормушку. А сделаем кормушку из бумаги. А кормушки будут у всех разные, разноцветные, и нашим птичкам точно понравятся такие кормушки.

Воспитатель: Давайте я вам покажу как изготовить такие кормушки. (Дети садятся на свои места и воспитатель показывает им технологию изготовления кормушки в технике «оригами». Звучит мелодия)

Воспитатель: Поднимите свои кормушки вверх, вам нравятся кормушки? Ну а птичкам они точно понравятся, давайте покормим наших птичек (воспитатель насыпает корм в кормушку и дети вместе с воспитателем уходят кормить птиц)

МКОУ СОШ № 8

Беседа

Классный руководитель

Федорченко Светлана Анатольевна

Зимние игры и ваша безопасность

Зимние прогулки всегда приносят огромную радость. Многие с осени начинают с нетерпением ждать снега, чтобы покататься на санках, скатиться с горки, покидаться снежками и построить снежные башни и лабиринты.

Но зимнее время омрачает радость традиционными для этого времени года простудами и очень распространенными травмами. Обезопасить себя от неприятных последствий зимних прогулок помогут простые, и, казалось бы, само собой разумеющиеся правила.

Для начала рассмотрим, так сказать, зимнюю технику безопасности.

Начинается она еще у двери. Для предотвращения переохлаждения проследите за тем, чтобы одежда была многослойной (между слоями сохраняется воздух, долго удерживающий тепло тела) и свободной, а обувь – просторной и легкой. Если вы гуляете в мороз, возвращайтесь в тепло каждые 15-20 минут.

Зимние забавы – это чаще всего активный и подвижный отдых, во время которого может произойти другая неприятная крайность – перегрев организма. Поэтому наденьте только необходимый минимум одежды, который позволит не замерзнуть и не будет мешать движениям. А лучшие сохранят руки теплыми непромокаемые варежки с мехом внутри. И не забудьте прихватить сменную пару.

При ветреной и морозной погоде полезно мазать лицо кремом минут за 10 до выхода на улицу.

Под снегом могут скрываться такие неприятные сюрпризы, как стекла от разбитых бутылок, камни, куски железа и проволоки и просто мусор. Поэтому место для зимних игр надо выбирать подальше от помоек, окон, подъездов и строительных площадок. По этой же причине старайтесь избегать неочищенных улиц. Опасность могут представлять также раскатанные ледяные дорожки и скопления сосулек.

Любому человеку в любое время года пригодится умение правильно падать. Зимой этому учиться легче. Найдите большой мягкий сугроб и потренируйтесь падать на бок, аккуратно смягчая падение руками и подгибая колени. Приземление на спину или вперед на руки травматически опасно.

У каждой зимней забавы есть и свои особенности.

Санки

Для прогулок на этом зимнем «транспорте» придется одеться потеплее. Будьте особенно бдительными, переходя дорогу: если санки нельзя толкать перед собой, то ребенка следует вынуть из них.

Учтите, что кататься на санках с горки нежелательно. Но если этого не избежать, нужно соблюдать правила поведения на горке.

Горки

На горке важно соблюдать дисциплину и последовательность. И убедитесь в безопасности горки: поблизости не должно быть дороги и препятствий в виде деревьев и заборов.

Для таких игр очень важно, чтобы одежда была непромокаемой и защищала от попадания снега внутрь.

Лепим снеговика

Технология известна каждому. Внесите нечто новое. Скатайте не один большой снеговик, а несколько маленьких. Каждого из них по-разному украсьте, используйте краски и свою фантазию.

Скульптура из снега

Если насыпать снег в плотную картонную коробку, и утрамбовать, то получится снеговой кирпич – основа для строительства крепости. А если готовое сооружение облить водой, – оно простоит до весны.

Краски для снега

На ½ стакана воды добавьте пищевого красителя, или акварели. Теперь можно делать разноцветный снег и лепить снеговиков, или другие фигурки.

Снежки

Не обязательно бросаться друг в друга. Можно сделать цель, как у лучников и соревноваться, кто выбьет снежками больше очков.

Основные правила безопасности во время зимних игр:


1. Ни в коем случае спуск горки не должен вести к проезжей части или водоему с тонким льдом.
2. Маленьким деткам надо кататься в немноголюдных местах, ребенок всегда должен оставаться в поле зрения взрослых.
3. На горке из-под снега не должны торчать коряги или камни.
4. Ребенок должен подниматься на горку там, где другие дети не спускаются с нее, а иначе его просто собьют.
5. Нельзя съезжать с горки паровозиком, в случае возникновения препятствия можно получить травму.
6. Нельзя кататься с горки головой вперед.
7. Нельзя бросаться снежками с ледяной корочкой, можно получить травму.
8. Если планируются подвижные зимние игры, не надо одеваться очень тепло, так как можно вспотеть и простудиться.

Беседа с детьми начальной школы (7-8 лет) по теме: Зимушка-забавушка


Гесть Ксения Александровна, учитель физической культуры, МОУ «Школа №53», п.Октябрьский, Люберецкий р-он, Московская обл.

Описание материала: Предлагаю вам конспект образовательной деятельности для детей 1-2 классов по теме «Зима». Данный материал будет полезен воспитателям старшей-подготовительной группы.
Цель: закрепить знания детей о зиме, зимних явлениях.
Задачи:
- учить согласовывать речь с движениями;
- развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления;
- развивать выразительность речи и выразительность движений;
- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение
Демонстрационный материал: Иллюстрации «времена года», снежинки, снеговик, кроссворд, «снежок», карточки со словами для игры «Третий лишний», музыка для релаксации (звуки бубенчиков) и звуки завывающего ветра.
Раздаточный материал: карточки с изображением явлений природы и предметов для упражнения «Бывает, не бывает».

Ход беседы:

Ведущий: Здравствуйте, ребята!
(звучит звук завывающего ветра и вьюги)
Кто знает верную примету,
Высоко солнце, значит лето.
А если холод, вьюга, тьма,
И солнце низко, то …. (зима)

Правильно! Мы поговорим сегодня о зиме.
Зима - одно из четырёх времён года, между осенью и весной.
А какой основной признак этого времени года? (ответы детей)… низкая температура, выпадает снег.
А какой зимой самый холодный месяц? (ответы детей) …январь!
Народные приметы
(дети объясняют каждую примету)
Зима холодная - лето тёплое.
Зима снежная - лето дождливое.
Зимний снег глубокий - летом хлеб высокий.
Сильно блестят зимою звезды - к морозу.
Кошка на печи - к стуже.
Воробьи дружно чирикают - к теплу.
Снежные хлопья крупные - будет оттепель.
Зима резвится не только в лесу, а у нас на носу.

Упражнение «Назови»
(У ведущей находится комочек из ваты - «снежок».)
Ведущая: Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кто получит «снежок» закончит предложение словечком.
Зимой метель... (метёт).
В лесу зимой голодный волк... (воет).
Деревья зимой... (спят).
Ночью ветер в трубах... (воет, завывает).
Зимой снег всё вокруг... (накрывает).
Из снеговой тучи снежинки... (падают, летят, кружатся).
Зимой вода в реке... (замерзает).
Зимой насекомые... (прячутся).
На зиму медведь в берлоге... (засыпает).
Мороз щёки и нос... (щиплет).
Иней на ветках деревьев... (блестит).
Под снегом травка зимой... (греется).
Ведущая: Молодцы! Хорошо справились с заданием, знаете зимние явления.
А знаете ли вы без чего не бывает зимы?

Упражнение «Бывает, не бывает»
Ведущая: Я раздам вам картинки (каждому по две картинки на которых нарисованы предметы, явления…), а вы на мой вопрос по очереди будете поднимать нужные карточки и отвечать:
«Не бывает зимы без... (снега, льда, горок, мороза,…)
Ведущая: Молодцы! Продолжим играть.
«Зимой можно…(лепить снеговика, кататься на санках…)
«Нельзя зимой…(есть снег, ходить без шапки…)

Кроссворд


(по горизонтали)
1. Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
(снежинка)

2. Не снег и не лед,
А серебром деревья уберет.
(иней).

3. Снег колючий по земле
Гонит ветер в...
(феврале)

4. Хлопья белые летят,
Тихо падают, кружат.
Стало всё кругом бело.
Чем дорожки замело?
(снег)

5. Эх, мягкая подушка,
Да не взять под ушко!
(сугроб)

6. Начинает календарь.
Месяц с именем...
(Январь).

7. Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Зима)

8. «Году конец и начало зиме!» –
Вот так загадку задали мне.
Морозы и вьюга, и снег на дворе,
К нам в гости приходит зима в...
(Декабре)

(по вертикали)
Что за нелепый человек
Пробрался в 21 век?
Морковный нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла.
(Снеговик)
Ведущая: Правильно!
Одна из главных зимних забав, знакомая всем с детства, - это лепка снеговика. Откуда же пришла к нам эта традиция? По одной из версий, она была связана с верованиями древних славян о существовании духов, управляющих облаками, туманами и снегами - небесных девиц, живущих в воздухе. Именно в честь них наши предки стали лепить снежных баб. Шло время, и, изменив, но, не утратив вовсе первоначального смысла, снежные бабы превратились в мужчин - снеговиков, символизирующих духа зимы, к которому взывали о помощи, просили о том, чтоб отступили сильные морозы. А метла в руках снеговика - некий символ его власти, который также связывают с тем, что метлой снеговик разгонял злых духов, не давая им проникнуть в дом, возле которого его слепили. Однако есть и другая версия происхождения снеговика, по которой он ассоциировался с неким злым и могущественным существом, кем-то вроде снежного человека. В древности наши предки боялись его и лепили идолов-снеговиков и приносили им дары, чтобы он не украл их детей.

Ведущая: Давайте и мы с вами построим снеговика.
(Пальчиковая гимнастика) .
Давай, дружок, смелей, дружок! (Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя).
Кати по снегу свой снежок – Он превратится в толстый ком. (Рисуют в воздухе круг).
И станет ком снеговиком. (Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх).
Его улыбка так светла! (Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку).
Два глаза, шляпа, нос, метла… (Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу).
Но солнце припечёт слегка – (Дети поднимают руки вверх).
Увы! И нет снеговика! (Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками).
Молодцы!
Получился у нас снеговик не простой, любопытный, озорной.
Знать хочу я, чем ещё ребята занимаются зимой?
(ответы детей: катаются на лыжах, коньках, санках, играют «в снежки»...)

Игра «Третий лишний»
Сейчас посмотрите на зимние слова, одно из трёх слов будет лишнее, вам надо назвать и убрать его, объяснив своё решение.
1. Декабрь, зима, январь.
2. Снежки, лыжи, коньки.
3. Метель, коньки, снегопад.
4. Снежок, снеговик, снегирь.
Правильно! Всё знаете о зиме, зимних явлениях.

РЕЛАКСАЦИЯ
Мы сегодня веселились и играли, и резвились.
А сейчас уже пора, отдохнуть нам, детвора.
(Дети расслабляются под звучание спокойной музыки. «Пробуждение» происходит под звучание бубенчика):
Тихо-тихо, мой бубенчик, позвени, позвени.
Никого-никого, мой бубенчик, не буди, не буди.
Громко-громко, мой бубенчик, позвени, позвени.
Всех мальчишек и девчонок разбуди, разбуди.
Дети встали, потянулись и мне улыбнулись,
С Зимушкой - забавушкой попрощались, в группу отправлялись.

Вывод.
Беседа в первую очередь является методом уточнения и систематизации представлений детей, полученных ими в процессе повседневной жизни и на занятиях. Характер беседы требует от ребенка умения активно воспроизводить свои знания, сравнивать, рассуждать, делать выводы. Посредством бесед дети усвоили сведения о конкретных предметах и явлениях, научились словом передавать признаки предметов, действия с предметами. Беседа также обогатила детей новыми знаниями. Участвуя в беседе, ребенок учился концентрировать свое мнение на одном предмете, вспоминая то, что знает о нем, приучался логически мыслить. В беседе дети четко выражают свои мысли, развивают умение слушать и понимать вопросы, правильно формулировать ответ на них - коротко или подробнее, в зависимости от характера вопроса, правильно задавать вопросы.

Список литературы:
1. "305 веселых загадок в стихах" - Савельева Е. А. – 2008г.
2. «Русские народные приметы и поверья» - Кульматов В.А., Кульматова Т.В. – 1999г.
3. «Зима, зимние забавы» (серия "Грамматика в играх и картинках") - Борисенко М. Г. / Лукина Н. А. – 2005г.
4. «Подвижные игры, физ.минутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой в логопедическом дет. Саду» - Овчинникова Т.С. – 2006г.

С дошкольниками второй младшей группы

Цель: познакомить детей с зимними забавами.

  • Образовательные: расширить знания детей о зимних развлечениях (катание на лыжах, на санках, игра в снежки, игра в хоккей, умение слепить снеговика); закрепить умение отвечать на вопросы воспитателя; учить рассматривать иллюстрации, обозначающие деятельность детей; расширять словарный запас; учить четко выполнять имитационные движения по показу взрослого.
  • Развивающие: развивать умение рассказывать стихотворение четко, проговаривая слова; развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений; развивать внимание, память, воображение.
  • Воспитательные: воспитывать чувство любви к природе, зимним праздникам; воспитывать умение выслушивать ответы товарищей и играть в коллективе.

Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

  • Практические методы: дидактическая игра; пальчиковая игра; подвижная игра; зрительная гимнастика; рисование.
  • Наглядный метод: просмотр презентации;
  • Словесные методы: беседа по презентации, загадки; заучивание стихотворения.

Материалы и оборудование: презентация, снежинка из картона, карточки для игры «Найди пару», шапка и шарф, магнитофон (веселая мелодия к игре «Лыжники») листы с изображение снеговика на каждого ребенка, карандаши.

1. Сюрпризный момент

Воспитатель: Ребята посмотрите, кто к вам сегодня пришел в гости. Это Незнайка, он пришел к нам вместе со своим другом.

Незнайка: Здравствуйте, ребята. Это мой друг Знайка. Как вы думаете почему его так зовут? Правильно. Это потому, что он все все знает. И сегодня Знайка вам расскажет о зимних забавах.

2. Беседа о зимних забавах.

Знайка: Здравствуйте ребята. Перед тем как вам начать рассказывать о зимних забавах, мне хотелось бы задать вам несколько вопрос.

  • Какое сейчас время года?
  • А чего зимой много много?
  • Какого цвета снег?
  • А какая зимой погода? Тепло или холодно?
  • В какие игры вы играете зимой?

Я смотрю вы затрудняетесь ответить на этот вопрос. Поэтому я пришел не с пустыми руками. Вот чтобы ответить на этот вопрос давайте посмотрим на экран. (Приложение 1.)

Отгадайте мою загадку:

Деревянные кони

По снегу скачут.

А в снег не проваливаются. (Лыжи.)

Посмотрите не картинку, что делают мальчики и девочки? Правильно, катаются на лыжах.

А вот еще одна загадка:

Все лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры -

Помчались с горы. (Санки.)

Посмотрите на картинку, что делают мальчики и девочки? Правильно, катаются на санках.

А это про кого загадка, послушайте:

Льется речка - мы лежим,

Лед на речке - мы бежим. (Коньки.)

Посмотрите ребята, что изображено на картинке? Это не просто мальчики катаются на коньках, а они играю в игру, которая называется хоккей. Чтобы кататься на коньках нужна специальная площадка, которая покрыта льдом. А как вы думаете, что у них у руках?

Незнайка: Я знаю, это палка которой мальчишки бьют эту черную штуку.

Знайка: Опять ты Незнайка не знаешь, а говоришь. Эту палку, как ты сказал, называют клюшкой, а черную штуку - шайбой. Смысл игры заключается в том, чтобы забить шайбу в ворота другой команды. Запомнил?

Незнайка: Запомнил.

Воспитатель: Ну а вы ребята запомнили, как называется игра?

Знайка: А вот и последняя загадка на сегодня.

Меня не растили -

Из снега слепили.

И вставили ловко

Мне в носик морковку. (Снеговик.)

Кто это? Правильно, это снеговик.

А еще, ребята, зимой можно играть в снежки и кататься со снежной горки.

Посмотрите на картинку - здесь вы увидите все зимние забавы.

Воспитатель: Посмотрите ребята за окном снегопад, как много снежинок летит на землю, давайте понаблюдаем за одной из них.

3. Упражнение для коррекции зрения.

Мы снежинку увидали, -

Со снежинкою играли.

Снежинки вправо полетели,

Глазки вправо посмотрели.

Вот снежинки полетели,

Глазки влево посмотрели.

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал...

А снежинки вверх и вниз.

Все! На землю улеглись.

Воспитатель: Теперь я вам предлагаю отправится на прогулку. Так как мы идем гулять зимой, то какие вещи мы будем одевать на улицу? Правильно теплые, и не надо забывать одевать теплые носочки и варежки. Ой, что это? Посмотрите все носочки и варежки перепутались, кто же это сделал?

Незнайка: Извините, это я нечаянно уронил полку где лежали эти вещи...

Воспитатель: Ничего страшного, наши ребята помогут тебе разобрать вещи.

4. Игра «Найди пару» (Приложение 2.)

Сейчас вам надо разделиться на две команды. Пусть будет команда мальчиков и команда девочек. Девочки будут находить пару варежкам, а мальчики - носочкам.

Воспитатель: Как вы хорошо справились с заданием, теперь вы готовы отправиться на прогулку.

5. Подвижная игра «Лыжники»

Знайка: Я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Лыжники». Вам надо построиться в две команды друг за другом. По сигналу воспитателя первые игроки надевают зимние шапочки и шарфики. Имитируя движения лыжников, вы продвигаетесь к финишной линии и обратно. Затем передаете одежду следующему игроку. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не выполнят задание.

6. Заучивание стихотворения О. Высоцкой «На санках»

Покатились санки вниз.

Крепче, куколка, держись!

Ты сиди, не упади,

Там канавка впереди!

Надо ездить осторожно!

А не то разбиться можно!

7. Пальчиковая игра «Мороз»

Воспитатель: Сейчас на улице холодно, и чтобы мы с вами не замерзли давайте хорошенько разотрем свои щечки, носики и губки.

Ой, мороз, мороз, мороз- (указательным и большим пальцем обеих рук

Щиплет щеки, слегка пощипать себя за щеки, нос и т.д.)

Щиплет нос,

Щиплет ушки,

Щиплет губки

Забирается под шубки (спрятать руки под мышки)

Чтоб согреться - посмотри (потереть ладони одна об другую)

Все, как следует, потри:

Щеки, носик, уши, губы… (потереть щеки, нос, уши, губы)

Пар пошел даже от шубы. (Развести руки в стороны, слегка вытянуть губы

и выдохнуть через них струю теплого воздуха)

8. Упражнение «Нарисуй снеговика» (Приложение 3.)

Знайка: Сегодня мы с вами много играли, катались на лыжах, катались на санках, теперь я вам предлагаю слепить снеговика.

Как вы его будете делать? Посмотрите на экран, сейчас я вам расскажу, как его надо сделать.

  1. Катаем большой ком.
  2. Катаем ком поменьше.
  3. Катаем самый маленький ком.
  4. Ставим их друг на друга.
  5. На голову одеваем ведро.
  6. Делаем глазки - угольки.
  7. Делаем нос - морковка.
  8. Делаем руки - веточки.

Воспитатель: А теперь попробуйте сами нарисовать снеговика по образцу.

Знайка: Ребята, вы рисуйте, ну а нам пора идти домой. Нам очень понравилось у вас в гостях. Я думаю, что мы скоро увидимся. До свидания.

Незнайка: Я как и вы узнал сегодня много интересного. Спасибо вам за помощь. До свидания.

Дети рисуют снеговика по образцу.

9. Подведение итогов

  • О каких зимних забавах мы сегодня с вами говорили?
  • О чем выучили стихотворение?
  • Кого нарисовали в конце занятия?

Приложения можно .

  • Закрепление представлений о зиме и ее предметах.
  • Уточнение, расширение и активизация словаря по теме “Зима и зимние забавы”. Активизация глагольного словаря, словаря прилагательных.
  • Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными, составление простых предложений, употребление простых предлогов).
  • Совершенствование навыков звукового анализа слов (выделение согласного на фоне слова).
  • Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного плавного выдоха, диалогической речи, зрительного внимания, мышления, общей моторики, координации речи с движением.

    Коррекционно-воспитательные цели. Формирование доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

    Оборудование. Наборное полотно, сюжетная картина “Зимние забавы”, сюжетные картинки-фрагменты, мяч, картинка с изображением вьюги, полоски-схемы слов (по количеству детей), цветные карандаши.

    Ход занятия

    1. Организационный момент (объявление темы занятия, создание эмоционально-положительного фона. Активизация словаря по теме “Зима”, совершенствование грамматического строя речи)

    Дети проходят в кабинет и встают рядом со своими стульчиками.

    Закрепление представлений о зиме и ее предметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме “Зима и зимние забавы”. Активизация глагольного словаря, словаря прилагательных. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными, составление простых предложений, употребление простых предлогов). Совершенствование навыков звукового анализа слов (выделение согласного на фоне слова).

    Сейчас сядет тот, кто подберет слова по теме “Зима”.

    Логопед произносит прилагательные, а дети подбирают к ним существительные.

    Снежный (что?)....Морозный (что?)….Сильный (что?)….

    Снежная (что?)….Ледяная (что?)….

    Белый (что?)…. Холодная (что?)….

    Логопед: Молодцы, правильно подобрали слова.

    2. Рассматривание сюжетных картинок – фрагментов к сюжетной картине “Зимние забавы”, самостоятельное составление предложений по картинкам – фрагментам (расширение глагольного словаря, развитие диалогической речи)

    На наборном полотне выставлены картинки –фрагменты. Детям дается время для свободного рассматривания, а затем логопед задает вопросы

    Кто изображен на картинках?

    Что делают дети?

    В какое время года можно играть в эти игры?

    3. Игра с мячом “Какой? Какая? Какое?” (активизация словаря прилагательных)

    Логопед предлагает детям встать и поиграть в мяч.

    Логопед: Сейчас я буду вам бросать мяч и задавать вопрос, а вы будете ловить его и давать ответ на этот вопрос.

    Снег какой? - белый, холодный, скрипучий.

    Ветер зимой какой - колючий, холодный сильный.

    Воздух зимой какой? - свежий, морозный, холодный.

    Горка какая? - Ледяная, скользкая, высокая.

    Лед какой? - блестящий, скользкий, гладкий.

    Логопед предлагает детям подойти к наборному полотну и помещает на него картинку южного зимнего дня.

    Логопед : На этой картине изображена вьюга. Что такое вьюга и как можно назвать вьюгу по-другому (метель, буран, сильный ветер)?

    Сейчас мы поиграем в игру - Вьюга, вы будете петь звук “у” то тихо, то громко, в зависимости от того, буду я поднимать или опускать руку. Чем выше рука, тем громче вы должны петь, чем ниже - тише петь.

    5. Беседа по сюжетной картине “Зимние забавы” и ее фрагментам (развитие связной диалогической речи, зрительного внимания)

    Логопед помещает на наборное полотно картину “Зимние забавы” и ее фрагменты, предлагает детям сопоставить картину в целом и картинки-фрагменты, вместе придумывают название картины, составляют предложения.

    6. Упражнение “Снеговик” (координация речи с движением, развитие общих речевых навыков).

    Логопед приглашает пройти детей на ковер и выполнить упражнение.

    Давай, дружок, смелей, дружок, Идут по кругу, изображая,
    Кати по снегу свой снежок. Будто катят ком.
    Он превратится в толстый ком, “Рисуют” руками круг.
    И станет ком снеговиком. “Рисуют” снеговика.
    Его улыбка так светла! Улыбаются.
    Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза,
    Прикрывают голову ладошкой,
    Трогают нос, держат метлу.
    Но солнце припечет слегка - Приседают
    Увы! - и нет снеговика. Разводят руками
    В. Егоров

    7. Составление рассказа по картине “ Зимние забавы” (развитие связной речи, зрительного внимания)

    Логопед: Давайте составим рассказ по картине, вспомним какое время года на ней изображено, кто изображен на ней, что делают дети на картине, какие зимние развлечения нарисованы на ней?

    Дети составляют предложения, логопед при необходимости помогает, задает наводящие вопросы.

    8. Упражнение “Определи место звука в слове” (совершенствование навыка звукового анализа слов - выделение согласного на фоне слова)

    Логопед предлагает детям пройти за стол, на котором лежат полоски-схемы слов. На наборном полотне картинки с изображениями: кот, носок, персик, комар, окно, ветка.

    Логопед: Посмотрите, пожалуйста, на задание. Нужно будет закрасить соответствующую клеточку, определив место звука (к) названиях картинок. Первая клеточка - звук в начале слова, вторая - в середине слова, третья - звук в конце слова.

    Дети выполняют задания и комментируют свои действия.

    9. Окончание занятия (оценка работы детей)

    Детям предлагается вспомнить все задания, которые выполнялись на занятии, сказать, что больше всего им понравилось делать.

    Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
    Читайте также
    С чем носить темно-синее пальто: шарф, шапка, обувь Синее прямое пальто с чем носить С чем носить темно-синее пальто: шарф, шапка, обувь Синее прямое пальто с чем носить Пасхальный цыпленок крючком: очаровательный подарок к Пасхе своими руками Пасхальный цыпленок крючком: очаровательный подарок к Пасхе своими руками Ранее развитие дома: занятия с шестимесячным ребенком Ранее развитие дома: занятия с шестимесячным ребенком