Научно-исследовательская работа «Эксперимент в детском саду. Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе: планирование

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Технология исследовательской деятельности в детском саду

Дошкольный возраст уникален, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

С. Гин

Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков, И.Д. Зверев, В.В. Запорожец, И.Я. Лернер, А.И. Савенков, Г.И. Щукина и др.) показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее. Так, оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.

Учебное исследование в детском саду рассмотрено в рамках программы «Одаренный ребенок в массовой школе» А.И. Савенковым. Автор определяет три уровня реализации «исследовательского обучения» в современной зарубежной педагогике:

  1. Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребенку.
  2. Педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск).
  3. Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработки решения осуществляются детьми самостоятельно. Мы считаем, что представленные уровни характеризуют последовательность этапов экспериментирования в аспекте повышения самостоятельности ребенка.

Термин «экспериментирование» понимается нами как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, которыйпозволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей ит.д. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т.п. Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Ценность реального эксперимента , в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый продукт. Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающегомира. Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специально созданных условиях и составляют задачу экспериментальной деятельности. Для обозначения подобной формы деятельности применительно к детям используется введенное Н.Н. Поддьяковым понятие «детское экспериментирование ». Такое экспериментирование является ведущим функциональным механизмом творчества ребенка.

П.В. Симонов и П.М. Ершов отмечают, что творческие личности - это люди, сохранившие в себе черты детства с его изумлением перед окружающим миром и свежестью взгляда, не отягощенного мыслительными стереотипами и готовыми решениями. Н.К. и Е.И. Рерих проповедуют творчество, радость, преодоление преград несовершенства, созидание, неприятие отрицания и гнева. Мы же сегодня сталкиваемся с тем, что ребенок уже в четыре года говорит: «Я не могу, не умею». Причем если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань от меня». Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. Творчество есть пространство свободы , поэтому творческая экспериментальная работа всегда свободна в том плане, что ребенок самореализует себя. Творчество как когнитивный, интеллектуальный процесс осуществляется в деятельности, является ее внутренней, неотъемлемой чертой и развивается согласно логике культурно-исторического процесса.

Разрабатывая содержание и технологии руководства экспериментальной деятельностью детей, мы ориентировались на принцип единства фило- и онтогенеза. Данный принцип предполагает, что ребенок в своем индивидуальном развитии повторяет культурно-исторический путь человечества. Исторически экспериментирование возникает в деятельности, когда субъект (человечество, ребенок) противопоставляет себя объекту (природе, предметам, физическим явлениям). С этого момента освоение действительности выступает как процесс постоянного совершенствования собственной деятельности и обогащения творческого опыта. Творчество в экспериментировании обусловливает создание новых реальностей и ценностей в процессе сознательного проявления способностей ребенка.

Особое внимание мы уделяем таким структурным элементам экспериментирования , как цель, идеал, предвидение способов его достижения, контроль процесса деятельности, включающим взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных проявлений личности. Каждый из этих элементов является необходимым и целостным компонентом экспериментального процесса, постоянно проникающим в другие. В связи с этим можно заключить, что экспериментирование стимулирует интеллектуальнуюактивность илюбознательность ребенка.

Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни. Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания. Руководство процессом развития нестандартного мышления детей со стороны воспитателя реализуется посредством использования им различных методов и приемов активизации интеллектуальной сферы ребенка.

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы (например, приобретение опыта работы с магнитами, различных способов измерения предметов и др.). Каждое фундаментальное естественно-научное понятие, с которым мы предлагаем знакомить детей (температура, время, жидкость, газ, твердое тело, тяготение, движение, свет, звук и т.д.), экспериментально обосновывается и проясняется для ребенка в процессе наблюдений, мысленного и реального экспериментирования. В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы выводятся ребенком самостоятельно, как результат постановки опыта.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специальноорганизуемыйпедагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. Усвоение системы научных понятий, приобретение «квазиисследовательских», экспериментальных способов позволит ребенку стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе. Однако знакомство дошкольников с физическими явлениями окружающего мира отличается по содержанию и методам от школьного обучения. В дошкольном образовательном учреждении приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе, любознательности ребенка и проводится в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил и законов в формализованном виде. Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт - постройку, сказку, насыщенный запахами воздух и т.п. Так эксперимент связывает творческие проявления с эстетическим развитием ребенка. Особое интеллектуально активное, эмоциональное отношение к окружающему, культивируемое педагогом, проявляется в стремлении индивидуально выразить в процессе эксперимента свое личное переживание и представление о предметах и явлениях мира. Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, объективирующего интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.

Организация самостоятельной экспериментальной деятельности ребенка , обеспечивающей его развитие, возможно при выполнении педагогом двух важных условий: стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включиться в реальный, фактически осуществляемый ребенком эксперимент. Оценка педагогом найденных им способов должна включать анализ критериев - насколько пригоден найденный способ для достижения целей эксперимента: решения задачи или ситуации. Постановка цели и задач эксперимента, их совместное достижение, оценка найденного способа действия -таковы три составляющие личностно-развивающего обучения, исключающего следование строго определенным эталонам и образцам. Именно такое познание способствует обретению ребенком творчески парадоксального видения мира, творческого,созидательного отношения к нему. Разрешение проблемной ситуации возможно различными способами - позитивными, негативными, и в зависимости от выбора способа ее разрешения формируется общая негативная или позитивная картина мира в сознании ребенка, а следовательно, и стратегия его поведения во взаимоотношениях с людьми и объектами.

Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий. Результатом реализации программы «Детское экспериментирование» является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

Целью данной программы является создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

Предлагаемая программа позволяет решать следующие задачи :

  1. Формировать у детей представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества.
  2. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира:
  • знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т.п.);
  • знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);
  • развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.).
  • Формировать у детей элементарные географические представления.
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
  • Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
  • В отличие от существующих работ по умственному развитию детей (И.С. Фрейдкин «Ознакомление с неживой природой», В.Н. Аванесова, Г.В. Урадовских «Ознакомление детей с некоторыми явлениями окружающей действительности» и др.), данная программа предполагает знакомство детей с физическими явлениями (свойства твердых тел, жидкостей и газов, электрические и магнитные явления, свойства света и звука и т.д.); со способами проведения эксперимента, раскрывающими скрытые свойства предметов и явлений окружающего мира, с правилами техники безопасности.

    При систематизации и подборе разделов программы использован принцип «от простого к сложному». При разработке методов обучения мы опирались на теоретические положения Ю.К. Бабанского, который указывал на необходимость соблюдения следующих связей, обусловливающих создание целостного образовательного процесса: «Связи педагогического процесса с более широкими общественными процессами и условиями. Связи внутри педагогического процесса; связи между процессами обучения, воспитания и развития; между процессами воспитания и самовоспитания; процессами педагогического руководства и самодеятельности воспитуемых; между процессами воспитательных влияний всех субъектов воспитания. Связи между задачами, содержанием, методами, средствами и формами организации образовательного процесса». Эти теоретические положения позволили нам построить содержание программы «Детское экспериментирование» и развивающие технологии работы с детьми. Данная программа содержит разделы «Измерение», «Земля и ее место в Солнечной системе», «Вещество», «Движение», «Свет и цвет», «Звук и слух», «Магнетизм», «В мире электричества», «Человек и законы природы». Содержание представленной программы разработано в соответствии с требованиями стандарта в разделе «Развитие естественно-научных представлений» по таким критериям, как создание условий для развития у детей интереса к физическим явлениям и свойствам окружающего мира; знакомство с различными свойствами веществ: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и др.; знакомство с основными видами и характеристиками движения, причинами и способами их изменения (скорость, направление, траектория и др.); знакомство с некоторыми физическими явлениями (магнитное и земное притяжение, электричество и др.); поощрение познавательной активности и самостоятельности детей (организация игр с водой, песком, глиной, снегом; экспериментирование с магнитом, лупой и пр.); организация наблюдений за физическими явлениями и свойствами предметов, близких к опыту детей (таяние льда и снега; движение различных видов транспорта и т.п.); развитие любознательности и поддержка инициативы детей (организация проблемных ситуаций; совместное обсуждение возникающих вопросов, познавательные игры и др.); создание условий для развития у детей географических представлений в соответствии с их возрастными возможностями; рассказы о Земном шаре, атмосфере (знакомство с глобусом, картами, Северным и Южным полюсами, материками, океанами, морями и пр.); знакомство с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле (рассказы о тайге, тундре, пустыне и пр.; использование художественной литературы, картин, слайдов для ознакомления детей с условиями жизни на Крайнем Севере, в джунглях и т.д.); рассказы о природных богатствах недр Земли (добыче и использовании угля и нефти, драгоценных камней и металлов и пр.); создание условий для развития у детей представлений о Солнечной системе и различных космических явлениях (наблюдение за движением Солнца и Луны; рассказы о вращении планет вокруг Солнца; с помощью иллюстративного материала знакомство с созвездиями, кометами, метеоритами, солнечным и лунным затмением и пр.); создание условий для развития у детей естественно-научных представлений в различных видах деятельности, в том числе в играх, на прогулках и пр.

    Анализ образовательных программ позволил выявить тот факт, что в них недостаточно раскрыто содержание знаний, умений, навыков, способов познания и опыта творческой деятельности по экспериментированию согласно требованиям стандарта. В образовательных программах экспериментирование указывается только в программе «Детство», но сам процесс не раскрыт, отсутствует логика работы педагога для приобретения ребенком нового знания, что не позволяет практикам реализовывать образовательную программу в полной мере, а с другой стороны - реализовывать стандарт.

    Согласитесь, каждый ребенок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности. Этому подчинен и стандарт второго поколения в начальной школе. Поэтому проектно-исследовательская деятельность в детском саду станет очень важной ступенькой при подготовке ребёнка к обучению в школе.

    Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

    1. Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

    Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской

    деятельности:

    Эвристические беседы

    Постановка и решение вопросов проблемного характера

    Наблюдения

    Моделирование (создание моделей об изменениях в неживой

    Природе)

    Опыты

    Фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,

    трудовой деятельности

    - «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы

    Использование художественного слова

    Дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

    ситуации

    Трудовые поручения, действия

    Создание условий для развития у детей естественнонаучных представлений в соответствии с их возрастными возможностями

    О физических свойствах окружающего мира

    Географических представлений

    Элементарных представлений о Солнечной системе и основных космических явлениях

    Знакомят детей с различными свойствами веществ: мягкость, твёрдость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и др.

    Знакомят с основными характеристиками движения: скорость, направление и др.

    Рассказывают о земном шаре и атмосфере.

    Знакомят с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на земле.

    Знакомят с разными видами ландшафта.

    Развивают представления о природных богатствах недр Земли.

    Показывают Солнечную систему, рассказывают и читают о затмениях Солнца и Луны и т. д.

    Развивают представления об основных физических явлениях: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.

    Рассказывают детям о странах и населяющих их народах разных рас и национальностей.

    Читают о видах поселения люд

    Оборудование для исследовательской деятельности

    1. Прозрачные и непрозрачные емкости.

    2. Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного

    размера, резиновые перчатки.

    3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл).

    4. Резиновые груши разного размера.

    5. Пластиковые, резиновые трубочки.

    6. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.

    7. Пластиковые контейнеры.

    8. Рулетка, линейка.

    9. Весы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи,

    термометр.

    10. Фартуки клеенчатые, щетки, совки.

    11. Цветные прозрачные стеклышки.

    12. Лупы, зеркала, магниты.

    13. Лопатки, грабли, лейки.

    14. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для

    самостоятельной исследовательской деятельности.

    Материал, подлежащий исследованию

    1. Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный

    уголь.

    2. Растворимые ароматические вещества (соли для ванн, детские

    Шампуни, пенка для ванн).

    3. Йод, марганец, зелень бриллиантовая, гуашь, акварель.

    4. Природные материалы: камешки, желуди, кора деревьев, веточки,

    мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки

    орехов.

    5. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон,

    кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.

    Правила безопасности жизнедеятельности детей

    1. Работа под наблюдением взрослого.

    2. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.

    3. Грязными руками не трогать глаза.

    4. Не брать руки в рот.

    Мастер-класс для педагогов «Исследовательская деятельность в детском саду»

    Подготовила: воспитатель МБДОУ Черёмушинский детский сад «Берёзка» Е.В. Новоселова

    Целью мастер-класса является: передача коллегам личного профессионального опыта, разработок в сфере исследовательской (экспериментальной) деятельности.
    Задачи мастер-класса:
    - создание условий для профессионального общения;
    - распространение передового педагогического опыта;
    - внедрение новых технологий воспитания.

    Исследовательская деятельность в детском саду

    Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность.

    Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения;
    - это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

    Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детскогоповедения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя.

    Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)

    Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.


    Одним из условий решения задач по экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает иоказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

    В моей группе оборудован экологический уголок в виде мини-лаборатории, которая постоянно пополняется материалом и оборудованием в соответствии с возрастом детей, количеством проведенны

    Опытов.
    В мини-лаборатории имеется необходимое оборудование для проведения опытов и исследовательской деятельности:
    – приборы-помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы,
    компас, магниты;


    – разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
    природный материал: камни, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена;




    – муляжи овощей и фруктов, модели животных.



    При оборудовании мини-лаборатории учитывались следующие требования:
    – безопасность для жизни и здоровья детей;
    – достаточность;
    – доступность расположения.

    В нашем детском саду ведётся экологический кружок «Мы и природа», руководителем которого я являюсь. Весь проект кружка разбит на 9 тем. По каждой теме мы с ребятами либо проводим опыты, либо моделируем разнообразные объекты.

    Сегодня я вам хочу продемонстрировать несколько экспериментов, которые мы проводим с ребятами. Прежде чем начать с моими помощниками научные эксперименты мы превращаемся в исследователей (надеваем белые халаты). И вас я попрошу надеть халаты.
    Для первого опыта мне необходимо два помощника.

    Опыт №1. Понадобится: сахар, разноцветные пищевые краски, 5 стеклянных стаканов, столовая ложка. Ход опыта: в каждый стакан добавляется разное количество ложек сахара. В первый стакан одна ложка, во второй – две и так далее. Пятый стакан остается пустым. В стаканы, выставленные по порядку, наливается по 3 столовых ложки воды и перемешивается. Затем в каждый стакан добавляется несколько капель одной краски и перемешивается. В первый красную, во второй – желтую, в третий – зеленую, а в четвертый – синюю. В чистый стакан с прозрачной водой начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с красного, затем желтый и по порядку. Добавлять следует очень аккуратно. Результат: в стакане образуется 4 разноцветных слоя. Большее количество сахара повышает плотность воды. Следовательно, этот слой будет в стакане самым низким. Меньше всего сахара в красной жидкости, поэтому она окажется наверху.

    Опыт №2 . Погрузите в миску с водой апельсин и увидите, как хорошо он умеет плавать. Затем очистите тот же апельсин и положите его в воду: он тут же опустится на дно. Почему? Расскажите ребенку, что в кожуре апельсина много пузырьков воздуха, он держится за их счет, как на «надувной подушке».

    Опыт №3 . Нужно взять свечу на блюдце и зажечь. Когда свеча разгорелась, накройте её стаканом. Что происходит? Для продолжения горения огню требуется топливо и кислород. Воск свечи является топливом, а кислород поступает из воздуха. Когда мы накрываем стаканом свечу, мы перекрываем доступ кислорода к пламени, и огонь гаснет.

    Опыт №4 . В следующем опыте со своими исследователями мы используем дрожжи, сахар и тёплую воду. Необходимо некоторое время для того чтобы дрожжи растворились и началась реакция, только тогда шарик начнёт надуваться.

    Летающие семена»

    Цель : познакомить детей с ролью ветра в жизни растений.

    Ход: Дать детям по одному «летающему» семени и одному «не летающему». Предложить поднять руки как можно выше и одновременно выпустить оба семени из рук (например: фасоль и семена клена).

    Вывод: семена имеют различные приспособления для полета, ветер помогает семенам перемещаться.

    «Потребность растений в воде»

    Цель: формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

    Ход: Из букета выбрать один цветок, нужно оставить его без воды. Через некоторое время сравнить цветок, оставшийся без воды, и цветы в вазе с водой: чем они отличаются? Почему это произошло?

    Вывод: вода необходима растениям, без нее они погибают.

    «Как вода поступает к листьям»

    Цель : на опыте показать, как вода двигается по растению.

    Ход: Срезанную ромашку помещают в воду, подкрашенную чернилами или краской. Через несколько дней разрезают стебель и видят, что он окрасился. Расщепляют стебель вдоль и проверяют, на какую высоту поднялась подкрашенная вода за время эксперимента. Чем дольше простоит растение в красителе, тем выше окрашенная вода поднимется.

    Вывод: вода поднимается вверх по растению.

    «Солнце высушивает предметы»

    Цель : наблюдать за способностью солнца нагревать предметы. Развивать любознательность, расширять кругозор. Учить детей делать выводы.

    Ход: Повесить на солнечном участке выстиранное кукольное белье, понаблюдать, как за время прогулки оно высохнет. Потрогать кирпичи, из которых выстроено здание детского сада на солнечной стороне и теневой стороне.

    Вывод: солнце нагревает предметы.

    «Передача солнечного зайчика»

    Цель : показать на примере, как можно многократно отразить свет и изображение предмета. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.

    Материал: зеркала.

    Ход: В солнечный день дети рассматривают «солнечный зайчик». Как он получается? (Свет отражается от зеркала). Что произойдет, если в том месте на стене, куда попал «солнечный зайчик», поставить еще одно зеркало? (Он отразится еще раз)

    «Радуга»

    Цель : познакомить с радугой как природным явлением. Воспитывать познавательный интерес к миру природы.

    Материал: таз с водой, зеркало.

    Ход: Видели ли вы когда-нибудь радугу после дождя? А хотите посмотреть на радугу прямо сейчас?

    Воспитатель ставит зеркало в воду под небольшим углом. Ловит зеркалом солнечные лучи и направляет их на стену. Поворачивает зеркало до тех пор, пока не появится радуга на стене. Вода выполняет роль призмы, разлагающей белый цвет на его составляющие. На, что похоже слово «радуга»? Какая она? Покажите дугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом.

    «Воздух невидим»

    Цель : познакомить со свойствами воздуха - не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха. Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

    Ход: воспитатель предлагает взять (последовательно) ароматизированные салфетки, корки апельсина, чеснок и почувствовать запахи, распространяющееся в помещении.

    Вывод: воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.

    «Движение воздуха»

    Цель : показать, что можно почувствовать движение воздуха. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать логическое мышление, воображение.

    Ход: Предложить детям помахать рукой у лица. Каково ощущение? Подуть на руки. Что почувствовали?

    Вывод: воздух не невидимка, его движение можно почувствовать, обмахивая лицо.

    «Буря»

    Цель : доказать, что ветер это движение воздуха. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый).

    Ход: Дети делают парусные кораблики. Опускают их в емкость с водой. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Большие корабли тоже движутся благодаря ветру.

    Вопросы: Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер очень сильный?

    Вывод: Ветер - это движение воздуха.

    «Рассматривание песка через лупу»

    Цель : определение формы песчинок. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

    Материал: песок, черная бумага, лупа.

    Ход: Из чего состоит песок?

    Из очень мелких зернышек - песчинок. Они круглые, полупрозрачные. В песке каждая песчинка лежит отдельно, не прилипает к другим песчинкам.

    «Песчаный конус»

    Цель : познакомить со свойством песка - сыпучестью. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

    Ход: Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, чтобы он падал в одно место.

    Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок в одном месте, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на течение.

    Вывод: песок - сыпучий материал.

    «Свойства мокрого песка»

    Цель : познакомить со свойствами песка. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

    Материал: песок, формочки.

    Ход: Засыпать сухой песок в формочку и перевернуть, что получится? Просыпать песок струйкой на ладонь. Затем песок намочить и проделать те же операции.

    Вывод: мокрый песок может принимать любую форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, и они слипаются.

    «Состояние почвы в зависимости от температуры»

    Цель : выявить зависимость состояния почвы от погодных условий. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

    Ход: В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать ее руками: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), светло-коричневая. Воспитатель поливает землю из лейки, предлагает опять потрогать ее, рассмотреть (земля потемнела, стала мокрой, липкой, склеивается в комочки, от холодной воды почва стала холоднее)

    Вывод: изменения погодных условий приводит к изменению состояния почвы.

    «Вода и снег»

    Цель : закрепить знания о различных состояниях воды. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

    Ход: Внести в группу снег и лед - что быстрее растает?

    В одно ведерко поместить рыхлый снег, во второе - утрамбованный, в третье - лед.

    Вывод: рыхлый снег растает первым, затем - утрамбованный, лед растает последним.

    «Таяние снега»

    Цель : познакомить детей со свойствами снега. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать логическое мышление, воображение.

    Ход: Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в теплое место. Снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.

    Вывод: снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.

    «Защитные свойства снега»

    Цель : познакомить со свойствами снега. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

    Ход: Поместить баночки с одинаковым количеством воды на поверхность сугроба, зарыть неглубоко в снег. Зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за состоянием воды в баночках.

    Вывод: Чем глубже будет находиться баночка в снегу, тем теплее будет вода. Корням под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем теплее растению.

    «Замерзание воды»

    Цель : закреплять знания детей о свойствах воды. Воспитывать познавательный интерес к миру природы.

    Ход: Налить воду в ведерко и на поднос. Вынести на холод. Где вода быстрее замерзнет? Объяснить, почему вода на подносе замерзает быстрее.

    «Прозрачность льда»

    Цель : познакомить со свойствами льда. Развивать любознательность, расширять кругозор. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

    Ход: В прозрачную емкость положить мелкие предметы, залить водой и поставить на холод. Рассмотреть с детьми, как сквозь лед видны замерзшие предметы.

    Вывод: предметы видны через лед потому, что он прозрачен.

    «Уличные тени»

    Цель : показать детям, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение. Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установления причинно-следственных связей, умение делать вывод.

    Ход: Рассматривание теней от разных предметов. Когда появляется тень? (когда есть источник света). Что такое тень? Почему она образуется? (это темное пятно, она образуется тогда, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее)

    Вывод: тень появляется при наличии света и предмета; очертание предмета и тени схожи; чем выше источник света, тем короче тень, чем прозрачней предмет, тем тень светлее.

    « Измерение размеров изображения с помощью различных линз»

    Цель : познакомить с оптическим прибором - линзой; сформировать представления о свойстве линзы увеличивать изображения. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

    Материал: лупы, очки, различные предметы: перышки, травинки, веточки.

    Ход: рассматривание лупы, наблюдение за изменениями размеров предметов и изображений через лупу.

    Вывод: при рассмотрении предметов их размеры увеличиваются или уменьшаются в зависимости от того, какая используется линза.

    «Веселые кораблики» (плавучесть предметов)

    Цель : учить отмечать различные свойства предметов. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.

    Ход: Воспитатель вместе с детьми опускает в воду предметы, сделанные из разных материалов (деревянные брусочки, палочки, металлические пластины, бумажные кораблики). Понаблюдать, какие предметы тонут, а какие остаются на плаву.

    Вывод: не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они сделаны.

    Название:
    Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность, Педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста, родители

    Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду «Где можно найти свое отражение?»

    Образовательная область: Познавательное развитие

    Вид деятельности: Познавательно-исследовательская

    Программное содержание:

    Закрепить , умение поэтапно проводить сбор информации, применять изученные методы, фиксировать графически информацию, используя в работе дневники исследователей;

    Учить детей определять где можно найти отражение и устанавливать от чего оно зависит;

    Развивать кругозор, экспериментальные, логическое мышление , память, внимание;

    Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, аккуратность.

    Предварительная работа: изучение определений: отражение, искажение, серебро, ртуть, олово, фон, познакомить с историей возникновения этих понятий; чтение басни «Мартышка в зеркале…», «Королевство кривых зеркал»; игры малой подвижности «Найди свое отражение».

    Методические приемы: бесед а по вопросам, эксперимент, решение проблемных задач, работа с дневниками, работа в парах.

    Материал: карточки с символическим изображением «методы исследования»; на каждом столе: зеркала разной формы и размера, стекла, посуда с водой; ложки, вилки, ножи, пузырьки разной формы; головные уборы для « ученых — исследователей»; подготовленные дневники исследователей, фломастеры, карандаши,; стол для экспериментов, бейджики для каждого ребенка.

    Ход занятия.

    Сегодня мы снова будем работать на территории исследовательской станции. Уважаемые коллеги, прошу вас приготовиться к проведению исследования. Но для начала я хочу предложить надеть бейджики ученых-исследователей. Занять свои рабочие места, приготовить дневники.

    Начинаем исследование.

    — Мы уже с вами определили тему исследования. Назовите ее.

    — (Где можно найти свое отражение?)

    — Совершенно верно. Как ее обозначим в дневниках исследователей?

    — (Буквой «О»…)

    — Теперь необходимо вспомнить этапы исследования. Прошу пройти к исследовательскому экрану и показать этапы исследования ученого-исследователя Дмитрия.

    Что необходимо сделать на первом этапе исследования? Поднимите карточки…

    — (Подумать самостоятельно…)

    Подумаем, что такое отражение?

    — (То, что мы видим в зеркале…)

    Обозначим графически. Напишем цифру 1. Если смотримся мы, значит, в зеркале видим себя. Как мы можем обозначить эту мысль?

    — (Нарисуем фигуру человека…)

    — А как графически обозначить, что мы видим свое отражение?

    -(Рядом точно такую же фигуру, только в прямоугольнике, то есть в зеркале…)

    — Где еще можно увидеть свое отражение?

    — (В окне, стекле, воде…)

    Обозначим графически. Нарисуем окно, кран с водой.

    Следующим этапом нашего исследования станет наблюдение. Поднимите вверх карточку, обозначающую этот этап.

    — Пройдите по группе и найдите предметы, в которых вы можете найти свое отражение?

    — (В телевизоре, на столе…)

    Зафиксируем наши наблюдения. Цифра 2. Телевизор, стол – графически.

    На каких поверхностях вы видели свое отражение?

    — (Ровных, гладких….)

    — Как обозначим?

    -(Нарисуем ровную линию, гладкую…)

    — А теперь пройдите к столу в лаборатории. На столе находятся предметы, посмотритесь в них. Какое отражение вы в них видите?

    — (Не ровное, кривое, смешное….)

    — Как вы думаете, почему такое отражение?

    — (Так как предметы гладкие, но не ровные…)

    — Да, все эти предметы отражают изображение, но искажая его, делая не ровным, смешным. Как этот этап обозначим в дневниках исследователей?

    — (Обозначаем этап цифрой 3, рисуем предметы, в которых вы видели искаженное изображение: вилка, пузырек, а на них линию, но не ровную…)

    Физминутка (дети расходятся по группе в поисках предметов, которое искажает отражение.)

    Вам необходимо найти в группе предметы, которые могут отражать, но искажать отражение.

    А теперь проведем Эксперимент. Прошу вас поднять карточки, которые обозначают данный этап. Выясним, как же зеркала отражают предметы.

    На ваших столах лежат листы. Напишите на них красиво, ровно печатными буквами слово НОС.

    — Положите зеркала на стол и положите листы, на которых написано слово перпендикулярно, прочитайте слово. Что получается?

    — (Слово СОН)

    Зеркало меняет последовательность букв на обратную, поэтому в зеркале следует читать не слева на право, а наоборот.

    — Зафиксируем результаты эксперимент. Напишем большую букву Э (цифра 4). Запишем слово НОС поставим стрелочку и запишем слово СОН.

    — Где еще вы встречались с таким отражением? Отражением наоборот?

    — Еще один этап исследования поможет нам узнать что-то новое – это поиск в ИНТЕРНЕТЕ, но мы не имеем возможности им воспользоваться, а вот Марина И. вместе с папой и мамой поискала информацию и подготовила познавательное сообщение о предмете, в котором вы можете увидеть свое отражение.

    Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду «Где можно найти свое отражение?»

    Познавательное сообщение.

    Что такое зеркало? Это гладкая поверхность, которая отражает свет и другие предметы.

    Возможно, древним людям зеркалом служила вода (в луже, в реке, озере), но мы, наверное, не узнаем, когда человек придумал зеркало. Но точно известно, что сначала зеркала делали из металлов, а отражение в таком зеркале было не точным, мутным.

    Позже зеркала стали делать из гладкого стекла со слоем металла сзади. Но само стекло – это еще не зеркало. Отражение дает узкий слой серебра, а стекло только предохраняет его от царапин и повреждения.

    Первые стеклянные зеркала из олова и ртути стали делать в Венеции. Мы используем их и по сей день.

    Что полезного об отражении вы узнали из сообщения?

    — (Что сначала зеркала делали из металлов…)

    — Обозначим информацию из интернета буквой «И». Как мы ее зафиксируем?

    — (Можно нарисовать прямоугольник и закрасить его…)

    — Где начали изготавливать первое стеклянные зеркала из олова и ртути?

    — (В Венеции)

    — Поставим букву «В» — Венеция.

    Уважаемые сотрудники, скажите, нужна ли нам дополнительные этапы исследования?

    — (Нет, мы все выяснили…)

    — Для данного исследования достаточно информации. Поэтому теперь приступим к презентации нашего исследования. (дети выступают по желанию, остальные задают вопросы выступающим).

    — Есть вопросы у сотрудников исследовательской станции?

    — Наша исследовательская станция на сегодня завершает свою работу. Хочу поблагодарить за помощь сотрудников и вручить им благодарственные письма за проделанную работу. Вы настоящие умелые научные сотрудники. Раздать благодарности).

    Рефлексия.

    Подойдите к столу и выберите себе смайлик с настроением, которое было у вас на протяжении всего исследования. Прикрепите его к своим благодарностям! Спасибо за работу.

    Название: Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду «Где можно найти свое отражение?»
    Номинация: Исследовательская деятельность в доу конспекты занятий по фгос, Педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста, родители

    Должность: старший воспитатель высшей квалификационной категории
    Место работы: МБДОУ д/с №82 г. Белгорода
    Месторасположение: г. Белгород

    Победитель всероссийского конкурса "Самая востребованная статья месяца" Октябрь 2016

    Сентябрь
    Занятие №1: «Наши помощники»
    Опыт: «Слушай во все уши»
    Цель: Дать детям представление об органах слуха – ухо (улавливает и различает звуки, слова и т.д.). Познакомить со строением уха человека и животного, уточнить, что уши у всех разные, учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков. Закрепить знания о правилах ухода за ушами, составить коллективные рекомендации по предупреждению нарушения слуха.

    Материал: Схема человеческого уха, картинки животных (слона, зайца, волка), д/и «Определи по звуку», гитара, бумажные листы на каждого ребенка, баночки с разными предметами (скрепки, деревянные палочки, поролон, песок, аудиозапись со звуками леса, реки, птиц и т.д.
    Литература: Мой организм. Авт.-сост. Козлова С.А. – М., 2000 г., с.58.
    Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие.– Воронеж, 2004 г., с.68.
    Опыт: «Как мы чувствуем запахи?»
    Цель: Познакомить детей с особенностями работы органа обоняния – носа, органа позволяющего определить запахи, сравнить с особенностями восприятия запахов некоторыми животными. Сформировать вместе с детьми рекомендации по охране этого важного органа. Способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к процессу экспериментирования.
    Материал: Продукты с явно выраженными характерными запахами (чеснок, лук, перец и т.д.), матерчатые мешочки, туалетное мыло, флакончик из-под духов, картинки животных (утконоса, лисы).
    Литература: Мой организм /Авт.-сост. Козлова С.А. – М., 2000 г., с.71.

    Занятие№2: «Знакомство со свойствами воздуха»
    Цель: Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.
    Материал: Воздушные шары на каждого ребенка, банка с водой, стаканчики и соломинки, свистки, бутылки, небольшие листочки бумаги, духовые инструменты.
    Литература: Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж, 2004 г., с.94.
    Волчкова В.Н. Познавательное развитие. – Воронеж, 2004 г., с.159.
    Опыты: «Где теплее?», «Подводная лодка», «Упрямый воздух», «Что быстрее?»
    Цель: Обнаружить, что воздух легче воды, выявить, как воздух вытесняет воду; выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх; Обнаружить, что воздух сжимается; Обнаружить атмосферное давление.
    Материал: Два термометра, посуда с горячей водой. 2) Изогнутая трубка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой. 3) Пипетки, шприц, подкрашенная вода. 4) Два листа бумаги
    Литература: Дыбина О. В. Неизведанное рядом с. 43

    Занятие №3: «Может ли растение дышать?»
    Цель: выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.
    Материал: Прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа.
    Опыты: Нужен ли корешкам воздух? Есть ли у растений органы дыхания?
    Литература: Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» с.28
    Занятие №4: «Почему листья осенью опадают?»
    Цель: Выявить потребность растения в воде. Установить зависимость роста и развития растений от поступления влаги в корни растений.
    Материал: Губки, деревянные бруски, емкости с водой, опавшие листья.
    Опыт: Вверх к листочкам, Как увидеть движение воды через корешки?
    Литература: Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» с.33-34

    ОКТЯБРЬ

    Занятие№1: «Вода в природе и в быту».
    Цель: Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту по одному из свойств текучести. Закрепить знания свойств воды: прозрачность, текучесть, способность растворять. Выработать умение определять температуру воды (холодная, горячая, теплая) на ощупь. Продолжать развивать познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную деятельность.
    Материал: Стакан с молоком, чайник с холодной водой, чайник с горячей водой, 2 тазика, стаканы, бокалы и ложки по количеству детей, коробочки с солью и сахаром, масло.
    Опыт: «Вода – помощница»
    Литература: Дыбина О.В. Неизведанное рядом. – М, 2005 г., с.41-42.

    Занятие №2 «Вода – источник жизни»
    Цель: Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома. Закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует. Познакомить с процессом конденсации. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду.
    Материал: 3-х литровая банка с водой, 2 стакана с чистой и грязной водой, поваренная морская соль, поднос, лейка, бумажные цветы, стаканчики с водопроводной водой.
    Литература: Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность» стр.43,
    Зенина Т.Н. конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами. – М., 2006 г., с.11.

    Занятие №3: «Вода – растворитель»

    Цель: Уточнить знания детей о значении воды в жизни человека. Закрепить свойства воды – вода растворитель. Объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке и дать элементарные представления о процессе фильтрации. Развивать навыки лабораторных опытов, по схемам – закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой, соблюдая правила техники безопасности с незнакомыми растворами.
    Материал: Прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (узкие, широкие), сосуды фигурной формы, стеклянные воронки и стеклянные палочки, фильтрованная бумага, лупа, сахар, соль, настойка календулы или ромашки, настой мяты, растительное масло.
    Литература: Тугушешева Г.П. «Экспериментальная деятельность» стр.46,
    Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с.41-42.
    Занятие №4: «Путешествие капельки»
    Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега, расширить представления о значении воды для жизни человека.
    Материал: эл.чайник, холодное стекло, иллюстрации на тему «вода»,схема «Круговорот воды в природе», глобус.
    Опыт: «Откуда берется вода?»
    Литература: Тугушешева Г.П. «Экспериментальная деятельность» стр.70-73

    Ноябрь

    Занятие № 1 «Магнит – фокусник»
    Цель: Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.
    Материал: Магнит, мелкие кусочки бумаги, пластмасса, ткань, стакан с водой, емкость с песком, скрепки, мелкие проволочки,
    Опыты: «Магнитные силы», «Мы – фокусники», «Притягиваются – не притягиваются»
    Литература: Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с.48-49.,
    Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность» №21 стр. 91 (Испытание магнита)

    Занятие №2 «Сила тяготения»
    Цель: дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.
    Материал: глобус, небьющиеся, разные по весу предметы: листы бумаги, шишки, детали от конструктора (пластмассовые, деревянные, металлические), мячи.
    Опыт: «Почему все падает на землю» Дыбина О.В. «Неизведанное рядом»,стр.51
    Литература: Тугушешева Г.П. «Экспериментальная деятельность» стр.47

    Занятие №3 « Хитрости инерции»

    Цель: познакомить детей с физическим явлением – инерцией; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни.
    Материал: игрушечные машины, небольшие резиновые и пластмассовые игрушки, открытки, монеты, стаканы с водой, сырое и вареное яйцо.
    Литература: Тугушешева Г.П. «Экспериментальная деятельность» № 5,8 стр.48,55.

    Занятие №4 «Что мы знаем о времени»
    Цель: Дать понятие «время», объяснить смену дня и ночи, смену времен года; рассказать об измерении времени, разновидности часов (от древности до наших дней). Закрепить понятие «беречь время».
    Материал: глобус, теллурием, свеча, сосуд с водой, макет солнечных часов, разные виды часов, картинки с изображением времен года, схема «Измерение времени делами»(Тугушева, стр.80).
    Литература: электронная презентация «Детям о времени».

    Занятие№1: «Знакомство с камнями. Какими бывают камни?»
    Цель: Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог. Познакомить с ценными камнями, которые используются для украшения построек и изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор). Показать изделия из драгоценных камней. Учить классифицировать камни по разным признакам. Поддерживать интерес к опытнической работе. Развитие тактильных ощущений, умение делать выводы, отстаивать свою точку зрения.
    Материал: Наборы речных и морских камней. Сосуд с водой, лупа. Салфетки на каждого ребенка, пластилин, керамзит, гранит, лимон, кремень, сахар, соль, «Ящик ощущений» . фото: памятник А.С.Пушкину, Памятник неизвестному солдату и т.д.
    Литература: Рыжова Н. А. «Что у нас под ногами» с. 77, Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой – М., 2003 г., с.23

    Занятие №2: «Живые камни»
    Цель: Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми.
    Материал: Мел, известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы. Рисунки папоротников, хвощей, древнего леса, лупы, толстое стекло, янтарь.
    Литература: Рыжова Н. Песок, камень, глина. //Дошкольное воспитание, 2003 г, № 10.
    Опыт: «Что есть в почве?» Дыбина О.В. Неизведанное рядом с.38

    Занятие№ 3: «Как появляются горы?» «Извержение вулкана».
    Цель: Показать разнообразие объектов неживой природы. Познакомить детей с причиной образования гор: движение земной коры, вулканическим происхождением гор. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов.
    Материал: иллюстрация с изображением вулкана, модель вулкана, сода, уксус, сухая краска, пипетка.
    Литература: Тугушешева Г.П. «Экспериментальная деятельность» стр. 87-91

    Занятие №4 «Твердая вода. Почему айсберги не тонут?»

    Цель: Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, о пустыне. Объяснить зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать.
    Материал: таз с водой, пластмассовая рыбка, куски льда разного размера, разные по форме и размеру емкости, кораблик, иллюстрации с изображение айсбергов.
    Литература: Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность» стр. 78-85;

    Январь
    Занятие №1 «Если зимушка пришла, много снега принесла»
    Цель: Закрепить знания детей о зиме, как времени года. Формировать представление о агрегатных состояниях воды (лед, жидкость, пар). Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия. Дать понятие изменения агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла.
    Материал: емкости со снегом, водой, льдом; пластилин, свеча, баночка для тушения свечи, металлическая тарелочка.
    Опыты: «Какие свойства», «Твердые - жидкие»
    Литература: Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» стр. 42, 54.

    Занятие№2 «Огонь – друг или враг»
    Цель: Расширять знания детей о жизни древнего человека, об открытии человеком огня. Как огонь дошел до наших дней, как он помогает человеку. Формировать представление о том, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения пожара. При горении образовывается пепел, зола, угарный газ. Соблюдение правил безопасности при проведении опытов.
    Материал: Камни, свеча, банка, бутылка с отрезанным дном, спички, зажигалка.
    Опыты: 1. Как первобытные люди добывали огонь?
    2. Человек подчинил себе огонь.
    3. Чем тушить огонь? Свеча в баке.
    Литература: Конспекты занятий в подг.группе (папка). Электронная презентация.
    Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с.145.

    Занятие №3 «Кто как видит »
    Цель: Путем экспериментирования установить, как видят человек и некоторые животные, проследить зависимость особенностей зрения животных от среды их обитания и образа жизни.
    Материал: повязка для глаз, прозрачная банка с водой, в которой находятся мелкие предметы; зеркало, фотографии животных.
    Эксперимент: 1. Одинаково ли видят оба глаза.
    2. Как видят заяц и птица.
    3. Какие глаза видят лучше: большие или маленькие?
    4. Как видит крот?
    Литература: А.И.Иванова «Естественно – научные эксперименты в ДОУ» Занятие №42, стр.169.

    Занятие №1: «Как увидеть и услышать электричество»
    Цель: Познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей. Познакомить с понятием «электрический ток». Объяснить природу молнии. Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.
    Материал: Воздушный шарик, ножницы, салфетки, линейка, расчески, пластилин, большая металлическая скрепка, шерстяная ткань, прозрачная пластмассовая салфетка, зеркало, вода, антистатик.
    Опыты: «Чудо прическа», «Волшебные шары», «Вертушка»
    Литература: Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– М., 2005, с.98 - 100.
    Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность» № 28, стр.106.

    Занятие №2: «Почему горит фонарик?»

    Цель: Уточнить представления детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки.
    Материал: картинка с изображением электрического ската, коллаж «Электричество вокруг нас», карманный фонарик, лампочка для фонарика, 6-8 лимонов, медная изолированная проволока, скрепки, иголка.
    Литература: Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность» № 29,стр.110

    Занятие№3: «Электроприборы»

    Цель: Развивать способности ребенка обращаться с элементарными электрическими приборами. Формировать представление о материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода) и изоляторах – материалах вообще не проводящих электричество (дерево, стекло и др.). Познакомить с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа). Совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов (нельзя прикасаться к оголенным проводам, вставлять в розетку металлические предметы с электрическими проводами, можно взаимодействовать только сухими руками). Развивать любознательность.
    Материал: Дерево, стекло, резина, пластмасса, металлические предметы, вода, электроприборы.
    Литература: Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2004 г., с.167.

    Занятие № 4: «Радуга в небе»
    Цель: Познакомить детей со свойствами света превращаться в радужный спектр. Расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет; упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме – алгоритму. Развивать любознательность и внимание.
    Материал: стеклянная призма, картинка «радуга», мыло в куске, жидкое мыло, чайные ложки, пластмассовые стаканы, палочки с кольцом на конце, миски, зеркала.

    Занятие №1: «Первоцветы. Как растут растения?»
    Цель: Обобщить представления о росте и развитии растений, установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды; учить быть внимательным и заботливым по отношению к растениям.
    Опыт: «Что внутри?»; «Вверх к листочкам»
    Цель: установить, почему стебель может проводить воду к листьям.
    Материал: стебель моркови, петрушки, деревянные бруски, лупа, емкость с водой, срезанные ветви деревьев.
    Литература: Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. с.86.
    Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– с.34.

    Занятие №2: Где растения любят жить?
    Цель: углубить представления о растениях, о существовании их в разных экосистемах – в пустыне, океанах, горах, тундре, способствовать установлению причинно – следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности растений от условий окружающей среды.
    Материал: горшки с растениями, воронки, стеклянные палочки, прозрачная емкость, вода, вата, лупа.
    Опыт: «Где растения быстрее получат воду», «Хватает ли света?»
    Литература: Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. с.87.
    Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– с.38.

    Занятие №3: «О чем поют весной птицы?»
    Цель: уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период, рассмотреть строение птичьего пера. Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.
    Материал: перья куриные, гусиные, лупа, замок-молния, свеча, волос, пинцет; эл.презентация.
    Опыт: «Как утроены перья у птиц?» , «Как с гуся вода»

    Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– с.40

    Занятие №4: «Кто как гнездо вьет?»
    Цель: развивать интерес к жизни птиц, расширить представления о месте обитания птиц, расширить знания о видах гнезд и их размещении, определить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Установить зависимость между характером питания и некоторыми особенностями внешнего вида птиц.
    Материал: плотный ком земли или глины, муляжи клювов из разных материалов, емкости с водой, мелкие легкие камешки, кора деревьев, зернышки, крошки.
    Соломинки, веточки, комки глины, сахарный сироп.
    Опыт: «У кого какие клювы», «Без рук, без топора, построена изба»
    Литература: Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. с.104-105.
    Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– с.32, 40

    Апрель
    Занятие№1: «Солнце, Земля и другие планеты»
    Цель: Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета. Развивать любознательность. На основе опытов дать представление о холодности планет. Чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее.
    Материал: Настольная лампа, шары, схема Солнечной системы.
    Литература: Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с прир.объектами (подг.гр.). – М. , 2006 г. , с.19.
    Гризик Т.И. Познаю мир. – М., 2001 г., с.136.

    Занятие№2: «Этот загадочный космос»
    Цель: Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому пространству. Расширять представления о профессии космонавта. Активизировать словарный запас: космос, космонавт, космическая невесомость.
    Материал: Фотографии космоса, Солнечной системы, Ю.Гагарина, космических кораблей.
    Опыт: «Темный космос», «На орбите»
    Материал: фонарик, стол, линейка; ведерко, шарик, веревка.
    Литература: Гризик Т.И. Познаю мир. – М., 2001 г., с.112.
    Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– с.55-56

    Занятие №3: «Рукотворный мир»

    Цель: учить детей различать природные объекты и предметы, сделанные руками человека, познакомить со свойствами бумаги, стекла, ткани, пластмассы, металла.
    Материал: предметы из различных материалов, эл.презентация.
    Опыт: «Родственники стекла», «Мир вещей».
    Литература: Гризик Т.И. Познаю мир. – с.
    Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– с.59.

    Тема: «Свет и цвет»
    Занятие: «Откуда радуга берется?».
    Цель: Развивать аналитические способности детей. Познакомить их с солнечной энергией и особенностями ее проявления. Воспитывать интерес к познанию закономерностей, существующих в неживой природе.
    Материал: Пульверизатор, фонарик, лист белой бумаги, хрустальный стакан, трехгранная призма.
    Литература: Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– М., 2005, с.150.
    Куликовская И.Э., Совгир И.Н. Детское экспериментирование.–М., 2005 г., с.63.
    Опыт: «Как увидеть радугу?», «Мыльные пузыри».
    Литература: Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность» № 31,стр.115.
    Опыт: «Волшебный круг».
    Цель: Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра. Развивать интерес к неживой природе. Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы.
    Материал: Цветовой волчок или юла.
    Литература: Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– М., 2005, с.151.
    Беседа: «Свет вокруг нас».
    Цель: Дать детям представление о свете. Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, их назначение. Опытническим путем определить строение рукотворных источников света. Классификация предметов, дающих свет на рукотворный и природный мир. Закрепить умение работать в группе. Обогащать и активизировать словарь детей.
    Материал: Картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа. Игрушечный фонарик и несколько предметов, которые не дают света.
    Литература: Ковалева Т.А. Воспитывая маленького гражданина. – М., 2004 г., с.18.

    Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
    Читайте также
    Стрижки по форме лица для женщин и девушек Стрижки по форме лица для женщин и девушек Разводы в молодых семьях Разводы в молодых семьях Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность