Надежды родителя, или Почему ребёнку нужно ходить на кружок. Внешкольные занятия: какие и зачем они нужны ребенку и вам

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Кристина Петрова
Надежды родителя, или Почему ребёнку нужно ходить на кружок

(взято из просторов Интернета)

Канули в Лету те баснословные времена, когда можно было сказать школьнику : «Не пойдешь на кружок , пока не исправишь тройку!» . Теперь родители сами хотят , чтобы ребенок ходил на секцию , в кружок , ездил на тренировки – посещал школу после школы. Ради этого мы, рыцари педагогики и воспитания, стойкие и самоотверженные, готовы платить малые и немалые деньги, возить ребенка на занятия, часами ожидать его в раздевалке. Мы, несомненно, правы.

Мы – правы, и мы – молодцы, но! У нас имеются некие надежды , не зря ведь мы столько стараемся. Наверное, наш малыш будет лучше развит; он чему-то научится; эти посещения (и наши усилия) дадут ему что-то такое нужное , важное для дальнейшей жизни. Мы хотим получить видимый результат. О, мы даже верим, что результат появится не скоро, и необязательно это будут его работы, отчетное выступление, или поездка на соревнования. Но должно появиться отличие нашего ребенка от других детей, которые никакие кружки и секции не посещают.

На одной чаше весов – судьба Моцарта и Паганини, на другой – тысячи детей, которым полученное в детстве музыкальное образование не пригодилось. Мой знакомый, успешно окончив музыкальную школу по классу скрипки, на следующий день после экзаменов отложил инструмент со словами «Отдохну-ка я недельку» … и никогда больше не прикасался к нему.

Проходит месяц , два, полгода – и ничего существенного, кроме наших регулярных родительских трат денег и времени, не происходит . А ребенок уже готов пойти в другой кружок , в который ходят его друзья, или вообще никуда не ходить – ему надоело , он устал. А мы, родители , в некоторой растерянности : может, действительно? Это большая нагрузка, надо взять тайм-аут. Или : пусть занимается чем-то новым, что ему нравится. Возможна еще позиция : нет-нет, ни за что! Надо продолжить начатое, добиться результата, продолжать ходить , нехорошо так часто менять занятия, ничего не добившись.

С какой частотой менять увлечения? До результата? – собственной законченной поделки, выступления, обретения навыков? Это индивидуально. Поговорите с ребенком, возможно, ему «неинтересно здесь» , потому что трудно, не получается, он отстает. Или потому, что нет контакта с руководителем, нет друзей. Помогите ему и уговорите «походить еще недельку » , чтобы какой-то результат все же был. Добиваться конечного результата, путь он будет небольшим и скромным, но видимым – это очень важное умение для малыша.

Ну, и кто тут прав? Что делать? Главное, что никто не виноват. Часто менять внешкольные занятия, пока не найдешь своё – нормально. В пору многочисленных и бесплатных советских кружков так и происходило . Подобное мне довелось наблюдать в Харькове «в те давние-давние» годы, причем многие дети из поиска возвращались, так ничего и не выбрав. И лишь один-два из десяти оставались надолго в одном месте.

Бывает, что родители прикладывают все усилия, чтобы развить ребенка, вырастить из него «звезду» . А потом взрослая девушка заявляет : «Да, я на сцене, я добилась успеха. Во многом благодаря им, родителям . Но я их ненавижу! У меня не было детства! У меня никогда не было свободной минуты, чтобы поиграть в куклы с подругами, вдоволь поболтать, просто побездельничать иногда. Бальные танцы, фортепиано, стилистика, конкурсы, выступления…»

А бывает наоборот – ребенок бросает заниматься музыкой или танцами, потому что устал, надоело, ничего не успевает. А через несколько лет упрекает мать : «Почему ты тогда не настояла, разрешила мне бросить? Я так жалею сейчас!»

Общего рецепта нет. Будьте внимательны к своему ребенку, почувствуйте, предугадайте, как правильно поступить. Быть хорошим родителем – тоже талант !

Что привлекает детей, когда они сами выбирают кружок ? – Атмосфера. Она идеально соответствует их настроениям данного возраста : тихая работа с материалами или работа в команде; возможность блеснуть, стать звездой или получить конкретное умение; кружок совсем близко от дома, или прекрасная долгая дорога туда, где тебя никто не знает; повод хвастаться – вот я чем занимаюсь! А также – новые друзья, обаяние внешних атрибутов, и, конечно – руководитель кружка . Но обаяние его личности, его увлеченность действуют на ребенка подсознательно. Понимание приходит только к взрослому человеку, позже.

Да, вот так мы и вывели пару закономерностей : ребенку нужны разные занятия в разном возрасте, и то, что он сам хочет посещать свой кружок или секцию – верный признак правильного попадания.

Вторая закономерность – у вас, у руководителя и у ребенка должны совпадать настроения и мотивы. Поговорите с руководителем, ведущим занятия : чего он хочет? Что для него главное в этом деле? Подготовить детей к выступлению? Взять призовые места? Занять детей делом на пару часов? Обучить их конкретному умению? Сделать из них настоящих мужчин, леди, профи? Показать им красоту? Открыть детям их возможности? Тут не существует приоритета целей, следование каждой из них может очень много дать вашему ребенку.

На мой взгляд, занятия у по-настоящему увлеченного человека ценны сами по себе. Нашим детям сейчас не хватает просто жизни за пределами школы и дома. Не хватает мест, где можно найти новых друзей, проявить себя, столкнуться со сложностями мира, с сопротивлением материала. Не хватает целей, на пути к которым хотелось бы преодолевать трудности, и свою лень, и свои страхи, учиться терпению и вообще учиться.

Удачно выбранный кружок , интересное дело ценно не набором призов и даже не набором умений, а воспитанием характера. Это – главное в занятиях «после школы» . Впрочем, это знают и понимают многие родители , оттого и сердятся : «Да что ты прыгаешь с места на место? Отчего не стараешься? Почему бросаешь начатое дело?». Если ребенку совсем неинтересно, «не получается» , и ничто его не держит в этом кружке – лучше уйти . Но бывает так, что дети просто устают, тогда достаточно сделать перерыв на неделю-две, честно предупредив : «пока ты будешь отдыхать – другие уйдут вперед» . Итак, для ребенка важнее процесс пребывания в кружке , результат вторичен.

Таланты и способности. Если вы подозреваете, что ваш ребенок в чем-то гениально талантлив – надо искать своего учителя. Того, кто раскроет талант и закрепит его, научит малыша трудиться, даст ему основы мастерства. Другого пути не бывает. Руководитель, который «выявит способности» у любого ребенка, лукавит. Есть исключения, – талантливые в своем деле педагоги, но они, позанимавшись с ребенком, всегда честно ответят – есть ли в нем расположенность, искра, талант. В талантливом ученике заинтересованы обычно сами учителя.

То, что ребенок готов целыми днями рисовать или танцевать, доказывает, что он занят любимым делом, и задача хорошего руководителя – дать ему основы, научить мастерству. Но это еще ничего не говорит о его «таланте» . Способны все дети. Всех детей можно научить неплохо танцевать, рисовать, исполнять песни и рифмовать строки, работать с материалом, выполнять набор спортивных упражнений, держаться на коне. Так, собственно, и поступали наши предки, а чем мы хуже? Единственное замечание – у детей в таких культурах был серьезный стимул : этим занимались все. Без этих навыков ты не входил в эти «все» . Сейчас «все» сидят у больших или малых экранов и нажимают кнопки.

Развить способности можно, а рассчитывать на талант – нельзя. Эти завышенные ожидания могут психически подкосить ребенка. Талант – это не только способности + труд на годы, это и внутреннее врожденное упорство, желание воплотиться в выбранном деле, более сильное, чем у других людей. И еще несколько загадочных составляющих, например, особое, зачастую – новое и свежее видение мира.

Чего же нам ждать от реализации плана «а не пошел бы ты в кружок » ? Наш ребенок столкнется с новым : людьми, правилами, сложностями, предметами. У него есть шанс найти друзей и своего Учителя. Он сможет проявить себя в жизненных ситуациях самого разного плана, а мы будем рядом, и поможем, если что. Мы ведем его в кружок , чтобы помочь проявиться его личности.

Я знаю множество историй, когда внимательные родители и ответственные руководители секций работали над этим : «мой ребенок ленится, давайте что-то делать» , «малыш стесняется» , «обижает других детей» , «невнимателен» , и так далее. А грамоты, благодарности? Конечно, они будут! Но самым большим достижением станет то, что дети научатся работать над собой, доводить начатое до конца, внимательно относиться к делу, взаимодействовать с другими людьми.

Но не забывайте : для юных их дело должно быть любимым и желанным!

Рекомендации педагога-психолога:

нужно ли отдавать ребёнка в секцию или кружок?


Каждый родитель рано или поздно сталкивается с вопросами: а нужно ли отдавать ребёнка в секцию или кружок? Не станет ли это для него чрезмерной нагрузкой дополнительно к занятиям в школе? В какой именно кружок записать ребёнка? Как выбрать именно тот, который ребенок будет посещать и с удовольствием, и с пользой для себя?

Определённого ответа на эти вопросы дать нельзя. Поэтому родителям в каждом конкретном случае придется взвешивать все «За» и «Против».
Аргументы «ЗА»:

Занятия в кружке или секции – это:

Смена вида деятельности. Если ваш ребенок посещает спортивную секцию, то школьная умственная активность здесь сменяется физической. Если это музыкальная школа или художественный кружок - творческой. В кружках прикладного творчества - двигательной (моторной) активностью, то есть ручным трудом. Даже если ваши сын или дочка предпочли шахматы, математический или литературный кружок - все равно там они будут заниматься только тем, что им нравится, тем, что их интересует;
- смена стиля общения. Как правило, в кружках или секциях царит более неформальная обстановка, чем в школе. Не предъявляется столь жестких требований к дисциплине.

Смена круга общения. Внешкольные занятия, как правило, проходят в более малочисленных группах и ребенка не окружает многочисленное шумное сообщество, а потому он получает возможность отдохнуть от нахождения в школе;

Смена обстановки. Помещения, предназначенные для занятий с детьми, в детских клубах стараются оборудовать с учетом их интересов. Их оснащают играми, игрушками, материалами для творчества, спортивными снарядами.
Переключение поможет вашим сыну или дочери отдохнуть от утомительного учебного дня, справиться с накопившейся за день усталостью. После занятий в кружке или секции ребенок может со свежими силами приступать к выполнению домашних заданий.

Занятия в кружке, секции - это способ организации досуга ребенка. Это один из наиболее частых аргументов «за», приводимых родителями. Действительно, кружки и секции нередко являются единственным способом организовать время после школы для тех пап и мам, которые работают и не могут сидеть дома с любимым чадом после уроков. У ребенка, посещающего внешкольные занятия, меньше шансов попасть в какую-нибудь беду на улице, натворить что-нибудь дома, приобрести вредные привычки

Занятия в кружке, секции - это общение. Родителям застенчивого, стеснительного ребенка психологи часто рекомендуют записать его в какой-нибудь кружок. Как правило, дети в кружке более схожи между собой, поскольку у них общие интересы, что облегчает установление дружеских отношений.

Занятия в кружке, секции способствуют формированию ответственности, самостоятельности. Если ребенок хочет посещать любимый кружок, значит, он должен научиться запоминать и контролировать множество вещей сразу.

Занятия в кружке, секции способствуют развитию способностей. Если вы точно знаете, к чему у ребенка способности, тогда вы отдаете его в секцию, занятия в которой направлены на их развитие;
а если ни вы, ни ребенок пока точно не определились, чем он хочет и может заниматься - пусть занимается в разных кружках, пусть даже меняет их периодически - в этом случае его способности тоже будут развиваться. Запомните, детей, лишенных талантов, не бывает.

Занятия в кружке, секции способствуют повышению самооценки. Посещая секцию, заниматься в которой действительно интересно, даже самый неуверенный в себе ребенок обязательно добьется успеха, пусть небольшого, но очень важного для него.

Но есть, конечно, и аргументы «ПРОТИВ»:

1. Занятия в кружке, секции требуют дополнительного времени. Нельзя не согласиться с родителями, которые утверждают, что кружки отнимают время. Однако вряд ли ребенок в состоянии заниматься учебой весь день, ему все-таки нужен отдых. Занятия в кружке - один из возможных вариантов.
2. Занятия в кружке, секции - это дополнительные нагрузки. Действительно, у ребенка они и так немалые. Поэтому, выбирая ребенку кружок, следует соблюдать умеренность. Не записывайте его, без особой необходимости, в секции, где предполагаются ежедневные тренировки по несколько часов. Для организации досуга вполне достаточно двух занятий по 40-50 минут в неделю.

3. Занятия в кружке, секции - это дополнительные расходы. К сожалению, сбрасывать со счетов экономический фактор нельзя. Большинство кружков и секций сегодня действуют на платной основе. Однако не стоит отчаиваться. Проявив должную настойчивость, все же можно найти и отдельные бесплатные кружки при детских клубах, и те, в которых плата за занятия весьма умеренная. Конечно, скорее всего, денежная экономия будет сопряжена с некоторыми трудностями и неудобствами (удаленность от дома, неудачное время занятий, недостаточное оборудование помещений и т. д.). Но это все же лучше, чем ничего.

4. Ребенка кто-то должен отводить на занятия, а после их окончания - встречать. Далеко не всем повезло с детским клубом под окнами дома. Иногда приходится не только ходить, но и добираться на общественном транспорте. Конечно, одного ребенка не отпустишь. Приходится маме и папе отпрашиваться с работы или просить помощи у бабушек и дедушек.
Итак, взвесив все за и против, вы решили отдать своего ребенка в какой-нибудь кружок, но пока не знаете, в какой именно?

Выбрать один-единственный - действительно задача не из простых. К наиболее распространённым относятся:

1. Спортивные секции:

Физическое развитие: способствуют общему физическому развитию, укрепляют здоровье, развивают ловкость и координацию движений, вырабатывают мышечную силу;

Психическое развитие: помогают выработать силу воли, настойчивость, уверенность в себе, умение постоять за себя, умение терпеть боль и усталость, преодолевать препятствия, навыки работы в команде;
- дополнительные преимущества: хороший отдых после длительного сидения за партой, возможность ребенку выплеснуть накопившуюся энергию в конструктивной форме;

Спортивные секции могут быть самыми разнообразными: хоккей, волейбол, баскетбол, футбол, теннис, различные виды борьбы, легкая атлетика, батут, бассейн;

2. Хореографические кружки:

Физическое развитие: способствуют общему физическому развитию, развивают ловкость и координацию движений, помогают выработать чувство

ритма, гибкость;

Психическое развитие: требуют силы воли, твердого характера, умения бороться с трудностями и неудачами. Как правило, сопровождаются публичными выступлениями, что вырабатывает уверенность в себе. Дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность;

Дополнительные преимущества: двигательная активность помогает преодолеть усталость после школы. А владение техникой исполнения различных танцевальных элементов всегда пригодится вашему ребенку.
3. Художественные кружки:

Физическое развитие: развивают мелкую моторику;
- психическое развитие: формируют усидчивость, развивают внимание, учат самоконтролю, терпению, воспитывают творческое отношение к окружающему миру, развивают воображение;

Дополнительные преимущества: ребенок научится работать с различными художественными материалами (гуашь, акварель, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры), использовать нетрадиционные материалы: листья, семена, скорлупу орехов и т. п.

4. Музыкальные школы, кружки:

Физическое развитие: развивают чувство ритма, музыкальный слух, тренируют мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;
- психическое развитие: вырабатывают силу воли, усидчивость, дисциплинированность. От ребенка потребуются хорошие внимание и память;
- дополнительные преимущества: ребенок получит музыкальное образование.
5. Вокальные студии:

Физическое развитие: развивают чувство ритма, музыкальный слух;
- психическое развитие: выступления на сцене помогут ребенку побороть страх общения, стеснительность, обрести уверенность в себе;
- дополнительные преимущества: вашему ребенку поставят голос, научат технике пения.

6. Театральные студии:

Физическое развитие: занятия по технике речи дают возможность разрабатывать речевой аппарат, научиться говорить правильно и красиво. Занятия по сценическому движению направлены на обретение контроля над своим телом;

Психическое развитие: развитие коммуникативных навыков - умения ясно выражать свои мысль и чувства, умение понимать других людей. Развитие основных психических функций - внимания и памяти. Преодоление страха перед публичными выступлениями. Развитие воображения. Возможность для самовыражения;
- дополнительные преимущества: знакомство с театральной культурой.
7. Кружки прикладного творчества:

Физическое развитие: развивают мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;
- психическое развитие: способствуют выработке терпения, усидчивости, настойчивости, требуют внимания и самоконтроля, развивают творческие способности;
- дополнительные преимущества: ребенок приобретет умения и навыки, которые обязательно пригодятся ему в дальнейшей жизни.

К этой группе, в частности, относятся кружки вязания, кройки и шитья, бисероплетения, мягкой игрушки, лепки.

8. «Научные» кружки» - направлены на познание различных научных областей, развитие мышления. Например:

Журналистики, где маленький репортер или редактор может попробовать свои силы в устном и письменном жанре;

Психологии, в которых ребенку помогут лучше понять себя, научиться общаться с окружающими, развить свои способности и побороть недостатки;
- историко-археологические, сочетающие изучение теории с посещением музеев, изучением местности в походах. Дополнительная информация, получаемая при этом ребенком, расширяет кругозор;

Компьютерные, направленные на овладение необходимыми в современной жизни навыками пользователя компьютерной техникой;
- иностранных языков, значимость и полезность которых трудно переоценить;
- шахматные, которые развивают логическое мышление, концентрацию внимания, самообладание, ответственность, самостоятельность.
Самое главное, выбирая кружок или секцию для ребёнка, обязательно учитывайте его интересы, желание и способности.

По мере взросления ребенка каждый родитель сталкивается с вопросом его разностороннего развития. В наши дни существуют студии, кружки и секции на любой вкус и кошелек. Как сделать оптимальный выбор с учетом возраста, увлечений и склонностей конкретной личности, АиФ.ru рассказала психолог Мария Ефимова.

Время пришло

Наталья Кожина, АиФ.ru: Мария, с какого возраста надо приобщать ребенка к кружкам и секциям?

Мария Ефимова: Психологи рекомендуют возраст 5-6 лет. Это оптимальное время, когда ребенок готов учиться, слушать взрослого и повторять «как надо». До этого же позволяйте малышу самореализоваться в своих творческих стремлениях: рисовать что-нибудь своё, петь, придумывать истории.

— Как понять, что нравится вашему ребенку, и вовремя направить его усилия в нужное русло?

— В раннем возрасте интересы ребенка только начинают зарождаться, поэтому вопрос, что ему нравится, а что нет, не решит проблемы. Большинству детей нравится заниматься самыми разными делами. Более явная склонность к какому-либо направлению проявляется только в подростковом возрасте.

До этого правильным будет такой подход: старайтесь развивать своего ребенка во всех направлениях. Пусть он попробует и лепку, и танцы, и какой-либо вид спорта, и игру на музыкальных инструментах, и шитье мягкой игрушки, и рисование. Подобное разнообразие поможет понять его склонности. Наблюдайте за своим ребенком в процессе игр — возможно, вы заметите ярко выраженную способность к чему-то особенному.

Представьте, перед вами список: виндсерфинг, вейкбординг, скрапбукинг (оформление вручную фотоальбомов, — ред .) — и у вас пытаются узнать, что из перечисленного вам нравится больше? Но вы просто не знаете, что значат эти слова! Именно понимание того, что стоит за каждым понятием, и поможет дать ответ. Следовательно, чтобы разобраться в склонностях своего ребенка, нужно сначала познакомить его с разными видами деятельности и дать в них поучаствовать.

— Что делать, если ребенок вообще не хочет ничем заниматься?

— Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выяснить, почему подобное происходит. Возможно, ребенок просто не знает, что ему там может быть интересно, или у него нет опыта общения в коллективе. В любом случае, заставлять малыша идти туда, куда вы считаете нужным, — ошибка, которая травмирует его психику.

Следует помнить, что бывают социально активные дети и те, которые комфортно себя чувствуют в привычной обстановке, в окружении знакомых людей. Чтобы не нанести психическому развитию ребенка непоправимый вред, не стоит насильно выводить его «в люди», вовлекать в игры или занятия. Процесс социализации должен быть мягким и постепенным. Вы можете договориться прийти в студию и посмотреть, чем занимаются детки, и если ребенок заинтересуется — принять участие. Возможно, для малыша важно, чтобы во время занятий мама была рядом, а не сидела в коридоре.

Главный постулат: посещение кружка должно приносить ребенку удовольствие!

Не хочу, не буду

— Стандартная ситуация для многих детей: ребенок сначала с азартом чем-то увлекается, а спустя несколько занятий говорит, что ему не нравится ходить в выбранную секцию. Стоит ли уговаривать его остаться там?

— Во-первых, стоит разобраться, почему ребенок изменил свое мнение. Поговорите с ним об этом в спокойной обстановке, узнайте, в чем причина: что-то не получается, не нравится руководитель кружка, задирают другие дети или сами занятия проходят вяло? Вполне может оказаться, что ваш малыш опережает основную группу в развитии, и предложенные задания недостаточно сложные, чтобы вызывать интерес — следовательно, он начинает скучать.

У ребенка школьного возраста обязательно спрашивайте, в какой кружок или секцию ему хотелось бы пойти, не записывайте просто по своему выбору. Помните, нет «правильных» или «неправильных» занятий творчеством. Не стоит заставлять ребенка посещать какую-либо студию только потому, что «все наши знакомые туда ходят» или «это престижно».

Выяснив причину, родители должны или разрешить проблему, или выбрать другое место для занятий. Если ребенок категорически против продолжения учебы, то не стоит заставлять его. Лучше договориться с ним о посещении последнего занятия, чтобы окончательно понять, будете ли вы туда ходить или стоит поискать другой кружок.

— Бывает так, что ребенок очень хочет заниматься, например, балетом, но педагоги уверены, что у него нет для этого способностей. Нужно ли идти на поводу у специалистов, чтобы избежать дальнейших разочарований?

— С одной стороны, наличие таланта — прямой путь к достижению значимых успехов в выбранной области. Естественно, если вы хотите, чтобы ребенок достиг высот, заниматься ему следует тем, к чему не просто лежит душа, но и есть предрасположенность. К тому же, если способностей нет, то в престижные школы и студии ваше чадо вряд ли возьмут, как бы велико ни было желание. Но это относится лишь к тем секциям, где изначально необходимо обладать определенными навыками.

С другой стороны, показательна история знаменитого Карузо , которому в детстве учитель пения сказал, что у того нет голоса. И лишь вера матери в его талант помогла мальчику поверить в свои силы и продолжить занятия. Она сказала: «Не слушай никого. Ты поёшь, как самый прекрасный соловей в мире. Я это точно знаю!».

Ребенку очень важна поддержка родителей. Если он хочет танцевать — пусть танцует, даже если ему не хватает пластики. Да, не факт, что он станет знаменитым танцором, но, по крайней мере, будет счастлив — а это гораздо важнее!

— Какое количество кружков и секций оптимально?

— Их может быть столько, на сколько у ребенка хватит времени, сил и желания, а у вас — денег. Главное не теряйте контакт с ним. Перегруженный ребенок становится вялым, сонным, теряет инициативу и интерес к жизни. Обязательно следите за состоянием и настроением своего малыша. Насколько он бодр и активен, хватает ли у него времени на игры? Тревожный звонок — если учителя жалуются, что ребенок спит на уроках, или вы замечаете, что он отказывается играть даже дома, потому что слишком устал и хочет отдохнуть.

Да, всестороннее развитие ребенка — это хорошо и правильно. Но оно должно идти рука об руку с заботой о его физическом и психологическом здоровье!

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
С чем носить темно-синее пальто: шарф, шапка, обувь Синее прямое пальто с чем носить С чем носить темно-синее пальто: шарф, шапка, обувь Синее прямое пальто с чем носить Пасхальный цыпленок крючком: очаровательный подарок к Пасхе своими руками Пасхальный цыпленок крючком: очаровательный подарок к Пасхе своими руками Ранее развитие дома: занятия с шестимесячным ребенком Ранее развитие дома: занятия с шестимесячным ребенком