Психология неудач — почему успешные люди не боятся совершать ошибки

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

«Ну, подумаешь, ошибся», — говорит один мой коллега, из-за механической описки занизив стоимость товара в десять раз. Другой отказывается браться за интересные проекты из страха сделать что-то неправильно. Эти две крайности — яркий пример того, как по-разному мы реагируем на эту неприятную, но необходимую часть жизни — ошибки.

Какими бывают ошибки? Каждый случай уникален, и привести единую классификацию достаточно сложно. Но некоторые типы ошибок все же хочется выделить:

1. Грамматические — большинство участников опроса в Интернете считают, что именно эти ошибки достойны снисхождения. Среди молодежи популярен своеобразный сленг, т.н. «албанский», где слова даже специально коверкаются. Но если вы работаете в солидной организации, неграмотность в письме и устной речи может сослужить вам плохую службу. Поэтому за речью лучше все-таки следить.

2. Ошибки по невнимательности. Отвлекся, не проверил единственную мелочь — и конечный результат может быть совсем не тем, который ожидался. В пример могу привести подписание нашим партнером контракта, где вместо 30 календарных дней стояло 30 банковских. Юрист не заметил этого нюанса, и график платежей фирмы был сорван.

3. Ошибки по незнанию. Именно на этих ошибках учатся. Сколько раз мы поправляем малыша, когда он коверкает слова, сколько раз приходится замазывать йодом синяки, шишки и порезы, пока ребенок познает опасности мира! Хорошо, когда рядом есть человек, который может подсказать, не допустить неверного шага. Но иногда помощи ждать неоткуда, и мы действуем на свой страх и риск, неизбежно ошибаясь. Это источник бесценного опыта, если, конечно, человек делает из ошибки соответствующие выводы, и не наступает дважды на одни и те же грабли.

4. Ошибки, которые приводят к серьезным последствиям. Именно они — наиболее болезненны, так как связаны с существенными потерями и стрессом. Стоит поучиться реакции на ошибки у людей, деятельность которых связана с риском. Врачи, биржевые маклеры, бизнесмены, пожарники, каскадеры — в работе каждого из этих людей малейший промах может кардинально изменить судьбу. И если риск неизбежен, то и ошибки неизбежны тоже.

5. Ошибки во взаимоотношениях. Мы недооцениваем человека или, наоборот, возлагаем на него слишком большие надежды. Одно неосторожное слово может принести боль и навсегда разрушить любовь и доверие. Именно эти ошибки люди склонны запоминать на всю жизнь, их прощают с огромным трудом. «Всегда найдутся люди, которые причинят тебе боль. Нужно продолжать верить людям, просто быть чуть осторожнее», — призывает Габриэль Гарсиа Маркес.

Ученые установили, что реакции мозга человека на свои и чужие ошибки идентичны. А вот психологически мы по-разному на них реагируем. Себе мы склонны прощать многое, к другим зачастую более критичны. Не спешите злорадствовать, заметив ошибки другого. Помните: и вы от них не застрахованы.

Мудрые советы по поводу отношения к ошибкам предлагает Дейл Карнеги. Попробуйте установить «ограничитель беспокойства», заранее примиряясь с возможными неудачами. К примеру, вместо того, чтобы переживать о потере 10 тысяч долларов в бизнесе, можно решить для себя прекратить инвестирование при убытке в 2 тысячи и так далее. «Существует лишь один способ в этом мире извлекать пользу из прошлого — он заключается в спокойном анализе наших прошлых ошибок, чтобы никогда не повторять их в будущем, а затем следует полностью забыть о них» , — говорит этот знаменитый специалист в области человеческих взаимоотношений.

Не бойтесь совершать ошибки! На них строится наш опыт, из них состоит жизнь. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Примиритесь со своими промахами, тогда будет легче их исправить.

Пусть ваша жизнь, несмотря на любые ошибки, будет радостной и легкой!

Я выпустила одиннадцатый класс уже в шестой раз и хочу рассказать, чему действительно учит школа. Я не буду писать об очевидном. Что школа учит добывать знания, переобуваться в сменку, убирать за собой стаканы в столовой, дарит школьных друзей и первую любовь.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Учёба в школе ценна не профильной математикой и не биологией. Ну не ради же нюансов клеткостроения будить любимого ребёнка в субботу. Речь пойдёт о том, чему важному может научиться человек в хорошей школе. Именно из-за этих умений мой сын будет лишён всех преимуществ домашнего обучения и индивидуального подхода и пойдёт в школу. Хорошую школу, конечно.

Школа учит лучше понимать себя

В столовой я обедала на днях с одной моей коллегой. Её дочь, умница, красавица, почти отличница, заканчивает 11 класс. Оказывается, дома она говорит, что «если в вузе нужно также целыми днями только учиться, а не жить, то ей высшее образование получать ну совсем не хочется». Хорошо, что семья девочки к её доводам прислушивается и планируют её поступление в вуз не с такой погруженностью в науки, как у нас в профильном классе. Ну не хочет человек тратить молодость на формулы. Попробовала, не понравилось. Получается, школа её не только помучила, но и помогла понять свои интересы, границы своих возможностей.

Другая одиннадцатиклассница, отучившись в химическом классе без видимых проблем и с видимыми успехами, решила сдавать литературу и поступать в гуманитарный вуз. Говорит, поняла, что химия - это не её.

Школа помогает многое понять

Что мне интересно, легко ли мне даётся это направление;

Могу ли я без подготовки написать контрольную;

Запоминаю ли я информацию с урока или приходится зубрить;

Комфортно ли мне с людьми, у которых похожие интересы;

Если ночь просидеть за компьютером, могу я высидеть шесть уроков;

Страшно ли выступать перед аудиторией.

Главное, школа помогает понять, хочет ли ребёнок учиться дальше и в какой форме. Дети, уставшие от теории и решения абстрактных задач, уходят в колледжи и техникумы. Там образование более практическое, приземлённое.

И есть те, кто почувствовал интерес к наукам в школе и отправился покорять самые крутые вузы. Или те, кто отказался от слишком формализованного ЕГЭ, зато покорил нужный университет с помощью участия в олимпиадах.

Я думаю, мудрость в том, чтобы не пытаться переделать школу под себя, сетуя на сложность, или, наоборот, на примитивность программ, жалуясь на отсутствие знаний, или, наоборот, на завышенные требования учителей. Нужно присмотреться к ребёнку в этой системе. Понять, как он раскрывается, в каком направлении он хочет развиваться, куда он хочет двигаться.

Школа помогает сформировать здоровое отношение к ошибкам

Наверное, по мне трактором проехалась профессиональная деформация. Но я не считаю, что исправление ошибок травмирует. Если, конечно, оно не переходит на личности и соответствует заранее оговоренным критериям.

Я считаю, что один из важнейших уроков, который может преподать школа, - это отношение к ошибкам. Нормально, что первоклассник не умеет видеть свои ошибки, страдает из-за них, тревожится от страха перед новыми. Также нормально для взрослого человека давать себе разрешение на ошибки, на то, чтобы не быть идеальным. Нормально уметь свои ошибки переживать спокойно, анализировать их, идти дальше.

Школа является промежуточным звеном, тренировочным полем для отработки этих жизненно важных, необходимых для успеха навыков. Именно в неправильном отношении к ошибкам я вижу причину неуспешности школьных отличников во взрослой жизни.

Школьные ошибки - они учебные, тренировочные. Ошибся в контрольной - сделай работу над ошибками. Не сдал - пересдай. Сдал на двойку - замнётся под весом других оценок, за домашку там, за лабораторную.

Даже двойка в году - это не приговор. Она просто превращается в осеннюю переэкзаменовку

Вот так и формируется здоровая . Что-то вроде «ничего страшного, двигаемся дальше». Для взрослой жизни, насколько я вижу, такой принцип может оказаться очень полезным.

Школа учит приспосабливаться к обстоятельствам

Одна моя коллега однажды сказала: «Я оцениваю не знание физики, я оцениваю решение конкретной задачи». «Какая несправедливость!» - подумала я тогда. А потом передумала. Как оценить знание?

Некоторые убеждены, что те самые устные экзамены в вузы оценивали исключительно знания. Видимо, те преподаватели вузов, принимавшие те устные экзамены, обладали каким-то особым умением оценивать хоть и лично, но объективно. Хотя об этом нам лучше поведают абитуриенты, провалившие те экзамены. Согласны ли они с тем, что их знания оказались неоценёнными?

А я и правда оцениваю конкретную работу. Ответы на конкретные вопросы. И учу школьников вписываться в повороты. Уверена, что им в жизни это может пригодиться. Читала, что есть активисты, предлагающие отменить оценки, критерии, стандарты. Они верят, что это лишнее. Я не верю.

Не оттого, что я против нестандартных ответов, творческих порывов и выходов за границы обыденности. Я за то, чтобы отличать стандартное от нестандартного, уже известное от принципиально нового, уместное от неподходящего. Я не считаю, что от того, что я научу ребёнка быстро и, совпадая с ключами, отвечать на тестовые вопросы или решать генетические задачи стандартными способами, у него пропадут индивидуальность и творческое начало.

Я не исключаю из работы олимпиадные задания и парадоксальные примеры. Но я учу не путать ошибочные и нестандартные суждения

На занятиях по подготовке к ЕГЭ (есть у нас такой муторный спецкурс) я говорю: «Дорогие мои, вы должны попасть в ключи. Не блеснуть своими знаниями биологии, а набрать баллы. В большинстве случаев это совпадёт. В остальных делайте выбор в пользу ключей». Вот таким ужасам я учу.

Зато в будущем, если у них будет задача набрать баллы в каком-то рейтинге, написать заявку на грант, пройти стандартизированный отбор, им может пригодиться умение анализировать критерии, чтобы (ясно что временно) им соответствовать.

Школа учит правильно относиться к неприемлемому

Рано или поздно в школе вам встретится человек, которого вам будет невозможно принять. Им может стать задира-одноклассник, неприятный сосед по парте, предвзятый или некомпетентный учитель, злой завуч.

Жизнь так устроена, что в будущем нас ждёт немало таких встреч. И опыт показывает, что взаимодействия с неприятными, отталкивающими, неприемлемыми, просто фу какими личностями в жизни не избежать. А школа - это такой инкубатор будущей жизни.

Именно в школе дети впервые сталкиваются с необходимостью общения, а часто и подчинения людям, которым не то что подчиняться, с ними находиться рядом не хочется

И в школе у детей есть страховка - родители, другие учителя, классный руководитель, иногда одноклассники или даже директор. Есть люди, которые помогут справиться с ситуацией в эмоциональном плане. И эти ситуации могут стать точками личностного роста. Особенно если их не раздувать, не преувеличивать искусственно и не усугублять. В любом случае у ребёнка остаётся опыт.

Так можно научиться не доказывать ничего тому, кто не готов слушать. Или понять, что не всегда всё заканчивается справедливо. Зачем учить таким гадостям детей? Затем, что им предстоит жить не в зефирном королевстве с добрыми феями по законам Страшилы Мудрого.

Главное, чтобы школьник в конфликтной ситуации не оставался одиноким, чтобы была поддержка. Чтобы именно учили, а не обтёсывали под свои нормативы. Одна из выпускниц нашей школы, учительница и моя коллега, призналась, что из уроков биологии в школе она сделала главный вывод: «Я поняла, куда деваются глупые дети - они вырастают и становятся глупыми взрослыми».

Я намеренно не называл пост «психологические проблемы» и в этом важный момент: это не проблемы, это некие ситуации, области, которые требуют внимания и развития. Если мы хотим улучшить удары - мы тренируем удары, если хотим быстрее бегать, соответственно нужно уделить внимание развитию скорости. По аналогии, если мы хотим обрести психологическую устойчивость, невозмутимость, способность дольше сохранять концентрацию или целеустремленность – нужно заниматься (развивать/тренировать) указанными качествами. Я считаю, что в случае с детьми это не проблема, а некое исходное состояние . Слезы, обиды или длительная потеря концентрации, продолжающиеся в позднем юношеском или взрослом возрасте, дают повод говорить о психологических проблемах. А пока, в детском или подростковом возрасте это направления работы, области, которые требуют внимания и корректировки.

Оба наших футболиста по-разному обнаруживали такие области. Скажу что поиск выходов для одного, действовал и на второго. Одному объясняют, а второй «мотает на ус» и либо избегает вообще, либо готов к сложностям лучше.

Начну с младшего. Михаил, в какой-то момент стал болезненно воспринимать ошибки в упражнениях и играх. Если выполнил неточный пас или его удар был не пушечным в угол – расстройство. Если он не лучший на тренировке – слезы со злостью. Я уж не говорю, о том, что если он ошибется как-то значимо – трагедия. Естественно, что если случалась такая ситуация – оставшаяся часть тренировки была не очень удачной, малоэффективной. Этот момент меня расстраивал, и я пытался изменить отношение Михаила к ошибкам. Отношение изменить удалось: мы разобрали, какую роль играют ошибки и как к ним правильно относиться. Ошибки необходимый элемент на пути прогресса и именно реакция на ошибки во многом отличает чемпиона от всех остальных . Чемпион «встает», исправляет и идет дальше, продолжает развитие.

Но вот что интересно, отношение к ошибкам изменилось, но эмоциональные срывы все еще продолжались. Ключевым моментом стало изменение отношения к ситуации, причем, прежде всего, моего. Суть в следующем: то, что ребенок реагирует эмоционально, расстраивается при неудачах и так далее – это знак, точное подтверждение его неравнодушия, что для него это важно, это его амбиции . Это не плохо, это хорошо . Он хочет быть первым, ему не все равно. Не нужно подавлять проявление таких эмоций. Не нужно отбивать желание. Можно и нужно научиться эмоции перенаправить. Перевернув отношение, мы подкрепили его новым взглядом на ошибки и эмоции стали более управляемы. Ошибки все равно будут, но если он хочет быть первым, нужно собраться и следующее действие выполнить идеально. Возможен только такой путь.

По мнению Даниела Гоулмена (Эмоциональный интеллект) любые отвлечения на негативные эмоции отнимают у нас ресурсы «рабочей» (оперативной) памяти . Памяти, которая нужна для администрирования текущей деятельности, управления основными сознательными процессами. Стоит сказать, что на подсознание, то есть на то, что работает «на автомате» это влияния не оказывает. А стоит, потому что этот тезис подчеркивает необходимость перевода в «автоматическое» состояние как можно больше действий на футбольном поле (ну или каком угодно другом поле вашей деятельности). Но это немного другая тема - точно раскроем ее позже, а сейчас вернемся к нашей. Итак, сокращение ресурса внимания приводит к ошибкам в деятельности. То есть цепочка «ошибка-расстройство-ошибка » только еще больше раскручивается при появлении звена «расстройство». Расстройство, гнев, обида и другие негативные реакции на свои или чужие действия («ну что за пас?!») снижают возможности игрока, приводят к новым ошибкам. Есть смысл объяснить это именно вот так как написано, ну или своими словами, но с такой сутью и выводом – обижаться нерационально. Обижаться и злиться невыгодно. Но без эмоций не обойтись, и как я уже сказал, не нужно их подавлять, ими нужно управлять. Сильная эмоциональная энергия может питать не гнев, а спортивную злость, не агрессивность, а напористость и так далее.

Можно включить любой футбольный матч и просмотреть его с ребенком на предмет поиска ошибок у лидеров, и как они себя потом ведут. Будьте уверены, даже в матче топ-клубов топ-игроки будут совершать ошибки: от неверных решений, необоснованных каких-то действий, до обычных технических. Ошибаются даже они, что уж о детях говорить. Нет игрока, выполняющего пасы со 100% точностью, выигрывающего 100% единоборств, выполняющего 100% удачных обводок и бьющего в створ 100% ударов. Мы просмотрели с таким подходом несколько матчей и это здорово помогло. Важно, что такое обращение к статистике нас не успокоило, а показало что это нормально, ошибки случаются. Кроме того, еще и сам просмотр стал осмысленнее – не просто боление в ожидании гола, а анализ какой-то. Это хороший навык.

Еще неплохо помогли мотивационные ролики Грега Плитта (в озвучке Алексея Мокшина – Спортфаза) и другие подобные – там много и сильно об ошибках и решительности. А сентенция отношения к ошибкам в этом видео:

Ошибки неизбежны, эмоции нужны, но можно изменить отношение к первым и управлять вторыми. Когда ребенок допустит ошибку, нужно донести ему (и себе), что это нормально, так бывает, он старается, а значит если продолжит - все получится.
***

Старший пришел в группу новичком и очень уверенным в себе, но его отставание от партнеров составляло года два, и он быстро уверенность сменил на робость. Возможно и мои тревоги и размышления по этому поводу на него повлияли. Точно стоит оградить от Ваших сомнений ребенка, от родителей нужна поддержка: не слепая безумная вера в «мой самый лучший», а уверенность подкрепляющая старание ребенка. Кстати, важный педагогический момент: хвалить нужно деятельность, а не какие-то качества, это задает верные установки на работу, на продолжение развития.

В возвращении уверенности в себе помогло изменение горизонтов: мы наметили главную цель, разбили ее на задачи и начали работать, тренироваться осмысленно. Это было строительство «фундамента» и разговоры о том, что важно именно так и правильно именно так. Прошло относительно немного времени и глядя на первые результаты своей работы он получил уверенность в себе в целом, и в конкретных тренировках и матчах. Теперь уверенность базируется на знании: мои действия правильные, наш путь длинный и мы идем верной дорогой. Есть понимание, что ошибки неизбежны и без них не обойтись, но нужно отреагировать на них правильно, это позволит быстрее их исправлять и свести к минимуму. Сейчас цепочка выглядит так: «ошибка-концентрация-старание-правильное действие ».

Конкретно Арсу помогло прочтение книги Дэна Милмана "Совершенное владение телом и разумом" (). В книге есть график, ярко демонстрирующий разницу между обычным (поверхностным) и основательным подходом.

График был перерисован Арсением раз 5: он оценил свои перспективы и действия и сравнил их с некоторыми партнерами.

***
Текущая сфера нашей работы – сохранение концентрации в течение тренировки и игры, как можно дольше. Недавно Л.В. Слуцкий сказал , что совсем не терять концентрацию вообще не возможно. Это вероятно так, тем более важно быть сконцентрированным в ключевой момент. Над этим и работаем.

***
Управление эмоциями возможно, но этому не научиться мгновенно, тем более, когда речь идет о детях. Шаг за шагом можно подойти к моменту, когда эмоции будут направляться в нужное русло. Свои и чужие неверные решения или просто отвернувшаяся удача будут мобилизовать еще больше, подкреплять концентрацию и старание. Важно начать.

Уверенности и настойчивости Вам!


Как изменить отношение к неудачам и ошибкам
Страх совершения ошибки, страх провала и неудачи – это основной стоп-фактор вашего успеха и перемен к лучшему. В одном из своих видео я говорила о ловушке-22 и обратила ваше внимание на тот факт, что чем сильнее мы жаждем успеха, тем больше избегаем совершения ошибок. Это очень сильно ограничивает нашу творческую активность и практически “сводит на нет” все попытки сделать что-то по-новому, ведь результаты непредсказуемы, а соответственно и вероятность потерпеть поражение тоже увеличивается.

Предлагаю вам прямо сейчас определить, как вы обычно реагируете на неудачи . Прочитайте список различных установок и отметьте для себя те, которые присущи вам:

  • Я смиряюсь с поражением.
  • Я обвиняю других в своих проблемах.
  • Я склонен повторять прежние ошибки.
  • Я надеюсь, что неудача больше не повторится.
  • Я опасаюсь и избегаю возможных неудач.
  • Я преодолеваю неудачи и одерживаю победу.
  • Я принимать ответственность на себя.
  • Я учусь на своих ошибках.
  • Я осознаю, что неудача – это всего лишь часть пути к моим целям.
  • Я стараюсь найти нечто позитивное в каждой неудаче и поражении.
  • Я пересматриваю свои убеждения и избавляюсь от негативных установок.
  • Я иду на риск с целью добиться желаемого.
  • Я понимаю, что не все мои действия принесут результат.
  • Я проявляю настойчивость.

Поразмышляйте о последней неудаче , случившей в вашей жизни. Какова была ваша реакция на нее? Какими трудными ни были бы проблемы, ключ к их решению не в изменении ваших обстоятельств, а в изменении вашего отношения к ним. Эта истина давно всем известна, однако редко кто действительно использует ее в своей жизни.

7 ключевых идей для изменения отношения к ошибкам:

1. Создайте новое понимание неудачи. Ошибка – это естественная составляющая жизни, которая может оказать либо позитивное, либо негативное влияние на нас в зависимости от того, как мы ее определяем и как реагируем на нее. Писатель Норман Кузинс справедливо заметил: «Сущность человека - его несовершенство ». Приготовьтесь к тому, что будете совершать ошибки. Любой творческий процесс предполагает наличие неудачных попыток сделать что-то по-другому, создать что-то новое. Помните поговорку: “кто не ошибается, тот не работает”? Она отлично отражает суть идеи, что ошибки – это неотъемлемая часть любой деятельности.

2. Сформируйте собственное определение успеха. Спросите себя: что значит быть успешным? Как вы понимаете слово “успех” и как вы определяете, успешен человек или нет? Можно следовать общепринятому представлению о том, что есть успех и загнать себя в чужие рамки, покорно ожидая одобрения окружающих и избегая возможного осуждения и критики.
А можно сформулировать собственное понимание этого термина, ведь только вы знаете, что лучше для вас и какую жизнь вы хотите прожить.

3. Учитесь на своих ошибках. Неудачи содержат прекрасные возможности для получения новых знаний о себе и мире, в котором вы живете. При правильном восприятии, провалы и поражения способствует нашему личностному росту, они провоцируют перемены как в нас самих, так и в окружающей действительности. Напротив, постоянный успех может привести к самодовольству и стагнации в развитии личности.

4. Рассматривайте промахи и поражения как ступеньки на пути к успеху. Разрешите себе совершать ошибки, отпустите себя, наконец, в свободное плавание по волнам творческих идей и вдохновения. Вы имеете право ошибаться, так пользуйтесь им! В своей статье я подробно осветила этот вопрос.

5. Ищите новые возможности в проблемах и своих поражениях. Неудачи и ошибки могут стать существенным вкладом в ваш будущий успех, если вы перестанете концентрироваться на препятствиях и сможете увидеть возможности, которые они в себе содержат. Всегда рассматривайте проблемы и промахи как шанс что-то улучшить в своей работе и жизни в целом. Старайтесь найти положительные аспекты в произошедшем негативном событии.

6. Используйте конструктивную критику себе во благо. Как? Негативное восприятие и осуждение со стороны окружающих – это временное явление, если вы не увязнете в нем и не станете слушать и верить всему, что вам говорят. Внимательно оцените негативные отзывы на предмет их обоснованности, и если вы увидите в критике рациональное зерно – используйте его для развития личностных качеств и улучшения своего проекта и деятельности в целом. В статье я даю рекомендации как перестать критиковать и обвинять себя.

7. Будьте настойчивы и последовательны. Продолжайте попытки вновь и вновь. После каждого провала поднимайтесь и снова пробуйте. Концентрируйтесь на том, почему вы можете достичь цели, а не на причинах, по которым это будет трудно сделать. Помните, что формула успеха – это сумма непрерывных усилий и ценных уроков неудач.



Если статья оказалась полезной для вас - поделитесь ею в соц сетях,
возможно для кого-то она будет вовремя и очень поможет!

Вообще, отношению к ошибкам следует поучиться у детей. К счастью сейчас я имею возможность наслаждаться процессом обучения этих маленьких созданий. Вот где настойчивость, вот где сила духа. Посмотрите на маленького ребенка, для него каждая ошибка — это возможность учиться и больше узнать. Понаблюдайте за трехлетним ребенком, совершившим ошибку. Он изумляется, возможно, даже смеется и предпринимает очередную попытку. Допущенная ошибка не сковывает его действия, а скорее окрыляет. Она провоцирует его любознательность, представляет собой вызов, который ребенок охотно принимает.

А теперь понаблюдайте за десятилетним ребенком или взрослым человеком, который допустил какую-то промашку. Он будет украдкой оглядываться по сторонам, чтобы понять, заметил ли кто-нибудь совершенную им оплошность. Его гораздо больше будет заботить, как сделать допущенную ошибку незаметной для других или как попытаться представить ее несущественным эпизодом, чем возможность непринужденно учиться на допущенной ошибке. Но почему? Что случилось?

А дело вот в чем. За годы жизни в обществе вы понимаете, что взрослые – родители, родственники, учителя – ожидали от вас совершенства во всем. В поведении, в речи, в держании ложки. Ошибки, допущенные вами в школе или в жизни, выделялись «красным карандашом», за них вас порицали, наказывали, за них вы получали плохие оценки. Каждая ваша замеченная ошибка обязательно сопровождалась репликами типа: «Будь внимательным! Ну, что же ты, растяпа!? Да что у тебя все из рук-то валится!? Ну ты безрукий!» Знакомо? Это или нечто похожее всегда сопровождало ваши промахи. Пройдя через горнило таких оценок, немногие взрослые в состоянии вновь научиться позитивно относиться к своим ошибкам. Вот вам и реалии современной жизни. Среди огромного количества людей лидеров не так уж и много. Тех, кто готов рисковать, ошибаться, брать ответственность на себя, за свои промахи. Но именно они и получают те великолепные результаты, о которых остальным остается только мечтать.

Еще раз вернемся к выражению: «Не ошибаются только те, кто ничего не делает». И это справедливое выражение. Всякий, кто когда-нибудь что-то делал, подтвердит факт, что он, безусловно, ошибался. Но благодаря этим ошибкам он и научился тому, что умеет. Недаром говорят, что на ошибках учатся. Ребенок, который только учится ходить, обязательно падает. Потому что совершает ошибки при ходьбе. Школьник, который учится писать, обязательно делает кляксы в своей тетради. Кто из вас их не делал? Ошибка, ошибка, ошибка… Видите взаимосвязь? Чем больше ошибок вы совершите, тем выше вы сможете подняться.

Это конечно не означает, что нужно сломя голову нестись вперед, ломая руки, ноги, залечивая раны, чтобы с гордостью сказать: «Вот смотрите, как я могу действовать». Это не самое важное – действовать «сломя голову». Важно перенимать опыт других людей, важно анализировать свои действия и их результаты. А еще важнее поменять свое отношение к совершаемым вами ошибкам. Почему-то ошибка в понимании многих людей носит очевидный негативный смысл. И в этом во многом виновата культура, в которой мы воспитывались. Культура «приговорила» это слово на осуждение. Ошибка стала нарицательным понятием. Ошибаться – это однозначно плохо, так мы привыкли думать. Люди продолжают делать ошибки, но негативное отношение к ним не позволяет двигаться к своим целям. А как у вас обстоят дела с отношением к ошибкам? Вы все еще боитесь глупо выглядеть? Показаться смешным? Облажаться на публичном выступлении? Тогда как же вы сможете достичь великих вершин? Ведь чтобы идти к своей мечте, вам предстоит войти в зону неизвестного, а там ошибки неизбежны. Так что задумайтесь. Может, не так страшен черт, как его малюют?)))

Из всего вышесказанного следует несколько простых выводов.

Во-первых, ошибка – это нормальное явление, без которого невозможно творчество и жизнь.

Во-торых, отношение к ошибке должно быть соответствующим. Не осуждающим, а понимающим. Разве кому из нас придет в голову осуждать маленького ребенка, который пытается встать и все время падает?

В-третьих, измените свое отношение к ошибкам, научитесь анализировать их, делать выводы и в следующий раз совершать более совершенные действия. Ошибка – это, прежде всего, урок, который преподносит нам жизнь. И то, как мы отнесемся к этому уроку, с позитивной или негативной точки зрения, и сформирует Вас как личность.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
С чем носить темно-синее пальто: шарф, шапка, обувь Синее прямое пальто с чем носить С чем носить темно-синее пальто: шарф, шапка, обувь Синее прямое пальто с чем носить Пасхальный цыпленок крючком: очаровательный подарок к Пасхе своими руками Пасхальный цыпленок крючком: очаровательный подарок к Пасхе своими руками Ранее развитие дома: занятия с шестимесячным ребенком Ранее развитие дома: занятия с шестимесячным ребенком