Проблемы подросткового возраста и пути их преодоления. Решение проблем подросткового возраста

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

В современном обществе сложилась отрицательная тенденция, когда о подростках вспоминают, только если речь идет о правонарушениях, преступности и наркомании. Как правило, средства массовой информации и педагоги предпочитают рассуждать о проблемах в отношениях с подростками, часто игнорируя такую важную деталь как становление личности подростка и помощь, в которой он нуждается в этот период. Чтобы развеять эту тенденцию необходимо знать, с какими проблемами сталкиваются подростки, и искать пути их решения.

Проблемы современных подростков

В жизни каждого ребенка наступает период, когда он впервые задается вопросом: «Кто я? Чего я хочу от жизни? Кем я хочу стать?». Вопросы растут в геометрической прогрессии, и в жизни наступает время поиска ответов. За короткий отрезок времени – с 11-ти до 16-ти лет ребенок делает огромный шаг в развитии и становится подростком. В это время кардинально меняется не только психика подростка, но и его гормональное и физическое состояние. Подросток становится уязвимым и без должной поддержки не в состоянии справиться со становлением своей личности самостоятельно. Начинается период внутренних конфликтов с самим собой, спутниками которых является частая смена настроения, поиск новых друзей и увлечений, а также появление агрессии. В этот период начинаются проблемы подростков с родителями. Причиной этого являются такие внутренние противоречия ребенка:

  • подросток считает себя взрослым, хотя по своим реальным силам еще остается ребенком. Главное противоречие здесь кроется в формуле: «я взрослый, поэтому другим взрослым я не доверяю»;
  • ребенок отстаивает свое право на роль уникальной и неповторимой личности, и тут же стремится «быть как все»;
  • подросток стремится принадлежать к той или иной социальной группе и быть её полноправным членом. Однако подростковые группы – самые закрытые и новичкам туда почти не попасть. Отсюда начинает свое развитие одиночество подростка и трудности в общении со сверстниками и социальным окружением.

Из этих противоречий произрастают все основные проблемы подростков: семейные, половые, и проблемы в поведении. Чтобы понять, как помочь ребенку с ними справиться рассмотрим наиболее распространенные проблемы.

Актуальные проблемы подростков

Большинство родителей, часто даже не догадываются, какие у подростков проблемы, ведь их дети предпочитают умалчивать о своих трудностях и не доверяют сокровенные мысли даже близким людям. Отсюда начинаются проблемы подростков в семье. Сложность в общении часто усугубляется тем, что родители не понимают, что ребенок вырос и общение с ним должно проходить уже не на том уровне, когда он был маленьким. Большинство проблем возникает именно из-за возрастной дистанции. Родители забывают, что когда-то они были такими же подростками, и проблемы их взрослеющих детей не кажутся им серьезными. Дети же в ответ ведут себя вызывающе, перестают уважать родителей, считая, что они отстали от жизни и их вкусы старомодны. В итоге теряется уважение и взаимопонимание. Еще одной головной болью родителей являются проблемы поведения подростков. Чаще всего вчерашние дети выбирают то поведение, которое нужно при необходимых обстоятельствах. Они либо садятся на шею родителям, либо воспринимают в штыки каждое слово взрослых. Часто со стороны такое поведение выглядит как знак протеста и вызов обществу. За такими «выходками» подростка обычно стоит одна из четырех целей:

1. Попытка избежать неудачи, т.е. мысль «я не смогу». Здесь может быть две причины:

  • ожидание ребенком оценки своих поступков (старается избегать тех дел, при которых он будет выглядеть неудачником или получит за них низкую оценку);
  • внушение родителей «мы любим только тех детей, которые хорошо учатся (тогда ребенок выполняет только те задачи с которыми он точно справится).

2. Попытка отомстить. Это самый сложный вид поведения. Месть подростка не обязательно имеет форму сильной обиды, но желание отомстить почти всегда является ответом на причиненную когда-то боль. При этом ответить ребенок может как через минуту после нанесенной душевной травмы, так и через много лет после нее. Проявляется месть в виде психических и физических атак: ребенок всеми силами вредит родителям или другим обидчикам, игнорируя любые их попытки примирения.

3. Демонстрация своей власти. Проявляется либо в словесном негодовании ребенка, которое переходит в конфликт, либо в тихом непослушании. Ребенок обещает сделать то, что его просили, а сам продолжает заниматься своими делами. Это поведение способно довести родителей до приступов ярости, а ребенок подливает масла в огонь фразами: «Ничего ты мне не сможешь сделать», либо убегает из дома. Основной причиной здесь является желание подростка уравнять свои права со взрослыми.

4. Привлечение внимания к себе. Зачастую проявляется в попытке ребенка отвлечь родителей от их дел, и провокации на ругань и наказание. Причина кроется в том, что подросток прекрасно понимает – на «плохих» детей больше обращают внимание, и ради этого внимания он пускается во все тяжкие.

На отдельной ступеньке стоят половые проблемы подростков. Подростковый период – это время не только психологического, но и гормонального созревания. Подростки воспринимают секс как своего рода эксперимент, зачастую из чувства любопытства. Молодые люди созревают для отношений намного раньше девушек, у которых долгое время главным выражением полового интереса является кокетство и застенчивость. Однако представители обоих полов одинаково интересуются отношениями, в том числе и сексуальными. И здесь главная задача родителей почувствовать тонкую грань между желанием ребенка любить и любопытством вызванным половым влечением. Даже не зная намерений подростка, лучше обезопасить его и объяснить какие последствия могут нести эксперименты сексуального характера. Например, стоит сказать, что беспорядочные половые отношения могут заглушить потребность в любви и сделать подростка несчастным на всю жизнь.

Проблемы в жизни подростка – явление неизбежное. И только в ваших силах, уважаемые родители, облегчить ребенку поиски самого себя и помочь преодолеть эти проблемы. Как бы ни вел себя подросток, прежде чем наказывать его, встаньте на его место и постарайтесь понять как ему сложно в этот период. Пусть не сразу, но ребенок оценит вашу поддержку и будет вам благодарен всю оставшуюся жизнь.

Многие родители хватаются за голову, когда их детям исполняется 12-13 лет. Послушные и примерные мальчики и девочки становятся грубыми, дерзкими, зачастую отрицают все, что прививали им дома. Есть, конечно, дети, которые и в переходном возрасте только радуют родителей, но их меньшинство. О наиболее типичных проблемах современных и причинах их конфликтов с родителями перед началом учебного года Правмиру рассказал психолог Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» при Московском городском психолого-педагогическом университете Петр Дмитриевский.

Проблемы современных детей

родился в 1975 году в Ленинграде. В 1999 окончил Институт стран Азии и Африки при МГУ. Работал переводчиком с японского в федерации каратэ. С 1999 года на общественных началах руководит подростковым приходским клубом при храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине (Москва). В 2009 получил второе высшее образование в Московском городском психолого-педагогическом университете и на факультете гештальт-терапии с детьми и семьей МГИ. С 2010 года работает в Центре социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» при МГППУ.

— Петр, на какие проблемы своих детей-подростков чаще всего жалуются родители, обращающиеся в ваш центр?

— Самая распространенная жалоба – он (она) «ничего не хочет». То есть родителям кажется, что их ребенок не интересуется ничем важным, слишком пассивен.

Мы пытаемся разобраться, почему подросток стал менее любопытным к миру. Иногда после одной или нескольких бесед оказывается, что любопытство осталось, просто то, к чему лежит душа подростка, не вписывается в систему ценностей родителей.

Конечно, интернет очень сильно поменял контекст развития подростка, и многие родители обеспокоены тем, что ребенок слишком много времени проводит за компьютером. Выясняем, что именно ищет подросток в интернете, в компьютерных играх – иногда ситуация сразу смягчается и члены семьи находят общий язык, а иногда проблема оказывается даже серьезней, чем представляли себе родители. В этих случаях требуется продолжительная и кропотливая работа с семьей.

Многим в подрастающем поколении интернет-общение почти полностью заменяет реальную жизнь, компьютер для таких детей становится единственным способом снять напряжение, справиться со сложными переживаниями.

Еще одна частая проблема, с которой к нам обращаются родители – сложности их ребенка в отношениях с одноклассниками. Причем это бывает как у детей стеснительных, робких, так и у импульсивных, физически очень крепких ребят, которым из-за своей импульсивности трудно регулировать свое поведение. Такие подростки часто признаются на консультациях, что не могут удержать себя в рамках. Их поведение создает дискомфорт и сверстникам, и учителям, но оно и им самим мешает.

У нас есть специальные группы, где в течение двух месяцев при модераторстве двух психологов ребята через череду игр и упражнений учатся выстраивать отношения со сверстниками. На первых занятиях многие зажаты, боятся, что если они поделятся своими переживаниями, другие их отвергнут. Но занятия помогают им стать более открытыми, что очень важно для общения со сверстниками.

Участие в группе дает подростку отличную возможность научиться выстраивать доверительные отношения, замечать манипуляции и обходиться с ними, избавляться от стереотипов в отношении себя и других, договариваться в ситуации конфликта.

Особенности возрастной психологии

–– А не связана ли зажатость подростка, его нелюдимость с одиночеством, которое он чувствует в семье? Ведь при нынешнем ритме жизни такое внутреннее одиночество нередко и во внешне благополучных, обеспеченных семьях. Родители отдают ребенка в хорошую школу, в секции, кружки, ни в чем ему не отказывают, но так устают на работе, что даже в выходные не находят сил пообщаться с ним, не интересуются его внутренним миром.

— Бывает и такое, причем я не думаю, что это примета именно нашего времени. Близкие отношения – и между супругами и между родителями и детьми – всегда требовали душевных усилий, а людям инстинктивно свойственно избегать напряжения. И чем больших усилий требует общение с другим, тем чаще у людей возникает желание уклониться от этого общения.

С подростком просто не бывает – у него возрастной кризис, период перестройки отношений со сверстниками, с обществом, с собой, с родителями, и по-человечески можно понять родителей, которые, сталкиваясь с изменением своего ребенка, его грубостью, непредсказуемым поведением, чувствуют бессилие и отступают. А загруженность работой вроде бы уважительная причина – для него же и стараются.

На самом деле бегство от проблем зачастую лишь усугубляет их. Родителям важно находить силы для диалога, учитывая такую особенность возраста, как желание приобрести больше самостоятельности. Желание естественное – в 12-13-14 лет большинству становится интереснее общаться со сверстниками, чем с родителями. Но признавая право подростка на автономию, поиск собственного пути, своей философии, своего круга знакомств, важно помнить, что он, хоть сам этого может не осознавать, нуждается в поддержке родителей и в столкновении с границами, выстроенными родителями.

Без таких границ взросление невозможно, поэтому воспитание подростка нельзя свести к поддержке и нежным словам – не менее важно договориться с ним, что можно, а что нельзя, у кого в семье какие обязанности. Объяснить, что совместное проживание на одной территории предполагает ответственность и необходимость достижения договоренностей. Тут родителям важно не перепутать устойчивость и внятность с унижением и жестокостью.

— В начале года всех потрясли несколько подряд . Родители некоторых из этих подростков даже не подозревали, что у их детей есть серьезные проблемы.

— По наблюдениям известных мне суицидологов значительного всплеска самоубийств не было, просто СМИ в течение нескольких дней активнее освещали такие трагические случаи. Это и правда рискованно, потому что подросткам свойственно подражание.

Не могу утверждать, но вполне допускаю, что кто-то из подростков не решился бы на последний роковой шаг, если бы не услышал о самоубийстве другого в новостях. Но что бы ни послужило причиной самоубийства, оно никогда не совершается спонтанно. Любой психиатр вам скажет, что от суицидных мыслей до их осуществления проходит время.

Поэтому если родители и учителя после трагедии говорят, что они ничего не замечали, их, конечно, жалко (особенно родителей!), но надо было приложить определенные усилия, чтобы совсем не заметить у ребенка признаков душевного кризиса. В семье иногда это сложно, и тогда важно, чтобы подростка могли подстраховать взрослые в школе.

Вот почему, в том числе, необходимо налаживать психологические службы. Пока же, по моим наблюдениям, даже в тех школах, где есть психологи, они завалены диагностической работой. То есть они должны проводить много тестов на выявление различных особенностей в классах и давать рекомендации учителям – таковы требования к ним.

Я думаю, что некоторые из этих рекомендаций для работы с определенной группой могут быть полезны и эффективны, но при таком понимании работы у психолога совсем не остается времени на индивидуальную работу с подростком, помощь конкретному ученику в прохождении трудностей. Тем более нет на это времени у учителей – учебные программы усложняются, а количество часов, отведенных на предмет, часто остается прежним. Поэтому учителя полностью сосредоточены на передаче знаний, и у них не остается времени на выстраивание с подростками отношений, при которых возможны обмен жизненным опытом и поддержка.

Естественно, я не обобщаю. Есть и педагоги с большой буквы, которые становятся для своих учеников не просто предметниками, но и старшими друзьями, мнение которых авторитетно для подростков, и психологи, вникающие в переживания каждого ученика, помогающие ему найти взаимопонимание с учителями, родителями.

Но, конечно, хотелось бы, чтобы таких специалистов становилось больше в современной российской школе. Некоторые учебные заведения обращаются и к поддержке внешних специалистов. Центр «Перекресток» активно сотрудничает со многими школами, наши психологи проводят там и групповые занятия, и индивидуальные консультации.

–– Часто ли у детей желание замкнуться, отчуждение от взрослых начинается с неуспеваемости в школе? По своему детству помню, что многие учителя на тех, кто не успевал по их предмету, сразу ставили крест. Иногда и родители перестают верить в своего ребенка, и это неизбежно приводит к заниженной самооценке, комплексам, на преодоление которых могут уйти годы.

— Вы затронули очень актуальную проблему. В психологии даже есть термин «стигматизация», означающий наделение человека уничижительным ярлыком, в результате чего он сам может поверить в свою никчемность.

Конечно, подростки особенно чувствительны к таким ярлыкам. Есть школы, в которых практикуется индивидуальный подход к каждому ребенку, но их до сих пор не так много. Некоторым педагогам не хватает ни сил, ни компетенции для работы с более сложными детьми. И вот вместо того, чтобы разобраться, почему ребенок с сохранным интеллектом не проявляет интереса к учебе, учителя в бессилии начинают говорить ребенку, какой он глупый, непутевый. Делают это, вероятно, из лучших побуждений – надеются через стыд пробудить в нем творческую активность. Это заведомо безнадежная система воспитания, но, несмотря на свою безнадежность, она широко распространена в российских школах.

Родители обычно в таких ситуациях впадают в одну из двух крайностей. Либо они безоговорочно занимают сторону учителей и начинают единым с ними фронтом давить на подростка, либо, наоборот, говорят, что ребенок прекрасен, а во всем виновата школа. Обе позиции неконструктивны, но, пожалуй, меньшее из двух зол — когда родители защищают «хорошего» ребенка от «плохих» учителей.

Поддержка взрослых ребенку необходима, поэтому лучше такая поддержка, чем никакой. Конечно, более по-взрослому было бы садиться и подробно разбираться в конфликте: в чем претензия учителя, в чем недовольство подростка? Если разговор пойдет в таком ключе, недалеко и до обнаружения общих целей и достижения ясных договоренностей между конфликтующими сторонами.

А если поддержки нет, велика ли вероятность, что подросток замкнется или даже уйдет из дома?

— Подростку в любом случае нужен круг, в котором его принимают и ценят. Если он не находит этого в социально приемлемых формах, будет искать в виртуальной реальности или в асоциальных группах. Некоторые действительно связываются с дворовыми криминальными компаниями, но сегодня чаще подростки уходят от одиночества в виртуальную реальность. Внешне это выглядит более благополучно – они не нюхают клей, не воруют автомагнитолы из машин, но для психики это все равно риск.

— Но ведь и до появления интернета были дети, предпочитавшие играм со сверстниками уединение. В том числе многие святые, например, . Понятно, что монашество – путь для немногих, и нельзя на него ориентировать обычного ребенка, но, например, в советском атеистическом обществе некоторые дети проводили все время за книгами или математическими задачами. И некоторые из них реализовались в науке. Таких детей, конечно, тоже меньшинство, но они есть. Правильно ли навязывать им стереотипы? Не ломаем ли мы их таким образом?

— Я вполне допускаю, что такие дети есть, и, конечно, ломать их неправильно. Вообще психологи сегодня стараются отходить от клише «норма-отклонение». Но в моей практике, пока недолгой, я сталкивался именно со случаями, когда у подростка есть потребность в общении, которую он не смог реализовать в силу отрицательного опыта. То есть его замкнутость была не органичным выбором, а следствием неудач, породивших определенные установки. Видимо, в тех случаях, о которых вы говорите, родители не обращаются за нашей помощью.

И все же я думаю, что зависание в интернете может быть вреднее многочасового чтения или увлечения точными науками. Естественно, нельзя согласиться с теми, кто видит в интернете только зло. Интернет дает быстрый доступ к информации, возможность регулярно общаться со сверстниками из других городов и стран, практиковаться в иностранном языке, расширять знания по другим предметам. Но использование интернета имеет и свои риски. Пока рано делать обобщающие выводы – эти риски только начинают изучаться, но уже есть какие-то наблюдения.

Например, можно с уверенностью сказать, что когда интернет становится главным, а то и единственным средством общения, у пользователя ухудшается умение быть в отношениях с реальными людьми. Подросткам, которые приходят на наши группы (а большинство из них как раз все свободное время проводят в сетях), очень трудно разобраться в эмоциях собеседника. Они прекрасно ориентируются в текстах, но не могут узнать что-то новое о человеке по его взгляду, интонации. Да и слышат они плохо – не привыкли к живому диалогу. Кроме того, им сложно удержать внимание на чем-нибудь одном – ведь интернет позволяет быть одновременно в нескольких окнах: музыка, видео, переписка, форум. В режиме многозадачности они чувствуют себя как рыба в воде, но сосредоточиться на одной задаче им непросто.

Этим же интернет существенно отличается от книги. Чтение книги – полезное времяпрепровождение (разумеется, если книга хорошая), развивающее, вряд ли чем-то заменимое, но все же однообразное, сводящееся к получению и усвоению текстовой информации. Людей, которым это занятие может заменить все остальное, не так много. В интернете же есть и тексты, и видео, и музыка, и картинки, и общение, и возможность для творчества. Получается, что очень многие потребности в информации, общении, развлечениях можно удовлетворить, не отходя от монитора.

Поэтому детей, зависающих в интернете, гораздо больше, чем книжных домашних детей, не стремящихся к общению. У большинства этих детей есть потребность в общении, просто реальному общению они предпочитают виртуальное. По мере того, как будут проводиться новые исследования, мы будем лучше понимать, как следует переживать этот очередной цивилизационный сдвиг, сравнимый с изобретением книгопечатания или началом использования огня, и какие риски для развития психики несет распространение интернета и компьютерных игр.

Преодоление психологического кризиса

–– Традиция психологической помощи в России только складывается. Может быть, поэтому некоторые родители, сталкиваясь с теми или иными проблемами ребенка, сразу ведут его к психиатру?

— Да, такие случаи бывают. Родители чувствуют свое бессилие в каких-то моментах воспитания подростка и острое желание как можно быстрее преодолеть этот кризисный момент. Проще всего в этой ситуации привлечь какую-то внешнюю силу. Для одних это психиатр, для других – кадетский корпус, но логика одинаковая: вместо того, чтобы выходить на диалог, применить силу в виде таблетки или военизированной структуры («Там-то из тебя сделают человека!»).

Хочу, чтобы меня правильно поняли – я не против кадетских корпусов. Есть ребята, которым это подходит. Если у ребенка есть интерес к военизированным играм, строгой структуре, ясным задачам, желание быть в команде, наверное, в кадетском корпусе ему будет интересно. Но я категорически против кадетского корпуса как репрессивной меры родителей, когда интересы и особенности ребенка вообще не учитываются. А такой вариант решения проблем приходит в голову родителям, пожалуй, не реже, чем идея о визите к психиатру. В отчаянии родители решают «спихнуть» подростка в жесткую иерархическую систему – раз он отказывается подчиняться им, пусть подчиняется чужим дядям. В подростковом возрасте очень важно приобретать опыт партнерских отношений, а такая воспитательная мера этому не способствует.

С последствиями таких мер я пока не сталкивался – на моей памяти и в моей практике было несколько случаев, когда родители в результате бесед со мной или моими коллегами отказывались от идеи отдать свое чадо на перевоспитание в кадетский корпус и находили решение проблемы в переговорах и прояснении взаимных обид.

– А с последствиями лечения у психиатра, когда в этом не было необходимости, сталкивались?

— Чаще бывает, что ребенку, который с подачи родителей наблюдается у психиатра и принимает лекарства, медикаментозное лечение в данный момент действительно нужно, но в сочетании с психотерапевтической работой. Такое сочетание необходимо не только детям, но и взрослым, если речь идет не о тяжелой психической патологии и интеллект у человека сохранен. Ну а в российской психиатрии часто упор делается именно на медикаментозное лечение.

Но мы, конечно, не ставим под сомнения назначения врача. Последнее дело – вступать в конкуренцию со специалистом в другой области, гораздо важнее встроиться в ситуацию, которая сложилась до прихода семьи к нам. Все-таки случаи, когда врач ошибочно прописывает ребенку психотропные препараты, редки. Просто лучше медикаментозное лечение и психотерапевтическую помощь начинать одновременно.

И, кстати, если родители сначала приводят ребенка к нам, так и происходит. Мы же видим, если ребенку нужна не только наша помощь, но и врачебная – психологов этому учат, и, не отказываясь работать с семьей, рекомендуем родителям показать его психиатру. У нас есть знакомые детские психиатры, в чуткости и квалификации которых мы уверены. Поэтому правильнее, на мой взгляд, не тащить ребенка сразу к психиатру, а сначала прийти вместе с ним к психологу. За исключением, конечно, случаев, когда психические отклонения очевидны. Но это отдельная тема. В центре «Перекресток» работают с подростками, у которых нет тяжелых патологий.

— Многие верующие люди, в том числе и священники, рассказывали, что в переходном возрасте их дети начинали бунтовать, переставали ходить в церковь. Опытные духовники советуют в таких случаях принимать этот бунт как свершившийся факт, не принуждать ребенка к хождению в храм, а молиться за него, уповая, что с Божьей помощью он через какое-то время сам вернется к церковной жизни. И некоторые действительно возвращаются. Но большинство-то православных родителей – неофиты, а неофитам несвойственно прислушиваться к советам духовно более опытных людей, зато свойственно желание, чтобы все было по правилам, благочестиво. Не знаю, правда, обращаются ли люди с такими проблемами в ваш центр – ведь неофиты, мягко говоря, с большим подозрением относятся к психологии.

— Тем не менее эта проблема мне как раз хорошо знакома. Вы правы – сюда на моей памяти с такими проблемами никто не приходил, но я еще с 1999 года руковожу подростковым приходским клубом при храме Космы и Дамиана в Шубине. И вот там с такими случаями сталкивался не раз.

Мы уже обсудили с вами, что в переходном возрасте ребенок начинает самоутверждаться, хочет быть взрослым, самостоятельным. И многие в период этого самоутверждения отвергают ценности, которые им прививали родители. Соответственно дети из верующих православных семей начинают бунтовать против Церкви и христианства как главной ценности их родителей.

Как любая сложно контролируемая ситуация, антицерковный бунт детей может привести родителей в замешательство, растерянность. И здесь также бывают попытки решить проблему с помощью привлечения жесткой внешней структуры, в данном случае – религиозно-аскетической. Изначальная цель такой практики – способствовать духовному росту человека, делать его жизнь богаче, интереснее, свободнее, но ревностные не по разуму родители и ее могут использовать для «воспитания» отбившегося от рук ребенка.

По-человечески переживания родителей, страх за своих детей, желание уберечь их от трагических ошибок понятны. Но без проверки мира на прочность и получения от этого мира обратной связи ребенок не сможет стать взрослым человеком, а на этом пути ошибки неизбежны. И у родителей всегда есть выбор: либо оказывать поддержку и наблюдать, как ребенок иногда радуется жизни, а иногда получает и негативную обратную связь, испытывая боль от своих ошибок, либо пытаться загнать его в какую-то клетку, где, скорее всего, не будет ошибок, но невозможен и творческий рост.

При всей бесперспективности второго варианта многие родители из-за страха за будущее предпочитают именно его. Если говорить о переживании верующими родителями антицерковного бунта, то я помню случаи, когда люди пытались силком потащить ребенка на исповедь, либо отправить в православный лагерь с жесткой дисциплиной в надежде, что там он научится регулировать свое повеление.

Как правило, этого не происходит, подросток все равно находит способ обойти сдерживающие механизмы, продолжает собственные мировоззренческие искания, осмысляет свои отношения с Богом. Если же он не находит возможности для такого осмысления, то, бывает, жестко рвет отношения. Такие подростки либо идут на открытый конфликт, либо, что хуже, уходят в скрытую оппозицию, когда внешне все атрибуты на месте (платочки, смиренный взгляд, елейный голосок), но при первой возможности идут в еще больший «разнос», чем их товарищи, бунтующие открыто. Любое игнорирование взрослыми потребностей подростка, в том числе и потребности в выстраивании своих смыслов, своей философии, ведет к психологическим проблемам.

О современных подростоках и их родителях

— Митрополит Антоний Сурожский говорил, что часто люди составляют проект, которому должен соответствовать другой человек. Например, родители заранее знают, в чем счастье их детей. Часто ли причиной конфликтов поколений и отчуждения детей становится их несоответствие родительскому сценарию?

— Мне кажется, у любого нормального родителя есть какие-то представления и идеи о том, что должно получиться из его ребенка. Совсем без таких представлений воспитывать детей невозможно. Невозможно требовать от родителей стопроцентной спонтанности и радости от любого самовыражения ребенка. Хорошо, что есть идеи – они задают какие-то семейные традиции.

Но все мы рождаемся с разными способностями, склонностями, особенностями нервной системы, и часто происходящее с ребенком не соответствует родительским ожиданиям. Вот если родители не хотят гибко реагировать на эту данность, возникают сложности, иногда приводящие к серьезным конфликтам.

Лучше сразу разобраться в причинах такого несоответствия. Дело может быть не только в ребенке – родителям хорошо бы понять мотивы, по которым у них сложились именно такие представления о воспитании. Ведь не секрет, что иногда первичной бывает не любовь к ребенку, а желание что-то доказать маме или подругам.

А иногда проблемное поведение подростка является следствием, реакцией на то, что происходит кризис в родительской паре. Вот и надо постараться понять, где выяснения отношений с родственниками и знакомыми, а где судьба ребенка, которая, надеюсь, дороже всех обид и конкуренции. Здесь может помочь визит к семейному психологу, исследование происходящих в семье событий.

Может быть, не совсем подходящее сравнение, но мне вспомнилось, как у Куклачева спросили, почему у него все так хорошо получается. И он ответил, что всегда следит, у какой кошки к чему есть предрасположенность, и он за этим следует, а не мучает животное в угоду своим идеям. По-моему, для воспитания человека такой принцип тем более подходит. Если родители чутко следят за интересами и способностями ребенка, больше шансов, что он будет развиваться гармонично.

— Родители сами были детьми, подростками. Почему же им часто не удается понять, что проблемы их детей связаны с возрастом? Забыли о своем детстве или наша информационная эпоха породила новые проблемы?

— Оба фактора играют роль. Многое из своего детства действительно с годами забывается. Довольно часто мама, жалуясь на ребенка, говорит, что в ее детстве ничего подобного не было, а когда начинаем с ней беседовать, выясняется, что и конфликты с родителями у нее случались, и в рискованные ситуации попадала. Когда мама это вспоминает, сама себе удивляется. Мифы относительно своего прошлого, конечно, мешают наладить диалог с детьми, понять их проблемы.

Но и контекст изменился. Если 200 лет назад люди из поколения в поколение жили примерно одинаково, одним укладом, то сейчас цивилизационные сдвиги происходят в течение жизни одного человека. В этом смысле родители и дети живут буквально в разных цивилизациях – на одной территории, но способы организации жизни у них сильно отличаются. Тем не менее есть вещи, объединяющие людей из разных цивилизаций. Например, еда или поездка на море. Вещи довольно приземленные, но через них можно прийти к совместным более глубоким интересам. Только для того чтобы встреча поколений произошла, и от взрослых и от подростков требуются творческие усилия. В этом вызов времени.

Еще одна особенность нынешней эпохи состоит в том, что авторитарная система воспитания, возможно, подходила для советской цивилизации, но если так воспитывать ребенка сегодня, похоже, ему в современном мире будет сложно. Сейчас чтобы быть успешным, нужно уметь гибко реагировать на нестандартные ситуации и иметь навык переговоров. И где же его приобретать, если не в семье?

Беседовал Леонид Виноградов

Трудный подросток. Проблемы и пути решения.

Трудный подросток. Иногда их называют трудно воспитуемыми, иногда социально дезадаптированными, или педагогически запущенными, иногда детьми с отклоняющимся, или предпреступным поведением. Во всех этих случаях речь идет о таких подростках, поведение которых значительно выходит за границы социальной нормы и которые плохо поддаются и, более того, как правило, активно сопротивляются воспитательным воздействиям со стороны учителей и родителей. Такие подростки составляют «группу риска» с точки зрения возможности совершения ими правонарушений. Здесь мы должны иметь в виду границу между правосообразным и криминальным поведением.

В школе обычно имеются сведения о трудных подростках, в первую очередь о тех, которые стоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, и часто администрация школы считает решение проблем этих детей первоочередной. В настоящее время большинство таких запросов касается подростков, которых подозревают в токсикомании, склонных к наркомании и алкоголизму, ведущих раннюю половую жизнь (последнее особенно волнует в отношении девочек), участвующих в неформальных объединениях анти- и асоциального характера. Много запросов и относительно подростков, замеченных в воровстве, хулиганских действиях.

В работе с трудными подростками важно понять пределы своей профессиональной компетенции, поскольку проблема перевоспитания таких подростков, конечно, может быть решена только в широком социальном контексте. Прежде всего задача состоит в том, чтобы в каждом конкретном случае выявить причины отклоняющегося поведения.

Традиционно причины трудновоспитуемости и противоправного поведения ищут, выясняя особенности семейного окружения, работы школы, влияния «улицы», неформальных групп. Не отрицая важности анализа этих факторов, необходимо подчеркнуть первоочередное значение психологической диагностики. Так, например, важно не просто определить и зафиксировать участие подростка в некотором неформальном объединении, но выяснить, какие потребности он удовлетворяет при этом: хочет ли он самоутвердится или почувствовать защищенность в группе, реализовать мотивацию дружеского общения или удовлетворить потребность в алкоголе, наркотиках. Чрезвычайно важно проследить путь, который привел подростка в данную группу, причем здесь также важен психологический аспект. Необходимо выяснить и субъективное отношение подростка к себе, своему поведению, окружению. О значимости последнего говорят, в частности, данные американского психолога К. Роджерса, который показал, что среди факторов, влияющих на прогноз будущего поведения несовершеннолетних правонарушителей(психологическая атмосфера в семье, условия школьного обучения, степень влияния знакомых, физическое развитие, наследственность и т.д.), наиболее весомым оказывается фактор самопознания – четкости и реалистичности осознания себя и своего окружения.

В работе с подростками, входящими в «группу риска» большое значение имеет профилактика возможных правонарушений. Правонарушению, как правило, предшествуют прогулы. Раннее их выявление и правильная работа по их ликвидации могут явиться одним из наиболее ценных методов профилактики. В этой связи заслуживает внимания разделение прогула как формы отклоняющегося поведения, результатом чего может стать противоправный поступок, и прогула, свидетельствующего о невротизации подростка и являющегося симптомом «школьной фобии» (школьного невроза).

Многих трудновоспитуемых подростков отличает плохая успеваемость. Обычно ее объясняют именно плохим поведением, подразумевая, что если исправится это поведение, то повысится успеваемость. Во многих случаях это действительно так. Однако в некоторых случаях подобное объяснение не позволяет разглядеть некоторых дефектов интеллектуального развития, имеющих подчас органическое происхождение, которое является подлинным источником неуспеваемости и, как следствие, трудновоспитуемости.

Необходимо отметить еще один нюанс. Трудновоспитуемые подростки в течение урока получают не только значительно больше замечаний, чем в среднем все другие учащиеся, но эти замечания имеют принципиально другой характер: во-первых, они, как правило, относятся не к отдельному проступку или ошибке, а сразу несут в себе отрицательную оценку личности подростка; во-вторых, к этой своей оценке педагог часто подключает весь класс, тем самым усиливая ее. Показательно, что сами учителя в большинстве своем этого не замечают.

Каждому педагогу необходимо знать:

– трудный подросток требует более бережного отношения к себе, доброго участия в его судьбе, т.к. жизненных проблем у него более чем достаточно.

– необходимо исследовать и понять причины его проблем, вспоминая слова А.С. Макаренко «Для того, чтобы работать с отдельной личностью, нужно ее знать…»

– педагог сознательно должен избегать при общении с трудным подростком таких выражений и замечаний, которые вызывают у него чувство глубокого неприятия: оскорблений, язвительных замечаний, угроз, незаслуженных обвинений, демонстраций собственной власти. Воспитательная мера не должна задевать гордость подростка. Атмосфера сочувствия сближает педагога и подростка. Искренность, такт и внимание –основа воспитания.

– школа – это второй дом для трудных подростков, лишенных тепла в собственном доме. Задача педагога создать благоприятный климат для подростков такого типа. Подростки откликаются на интеллектуальность и культурное воздействие школы.

– необходимо поддерживать моральный настрой подростка, позитивный взгляд на жизнь, мотивацию на обучение, перспективы на будущее, используя все возможные методы.

– задача педагога – поддерживать и развивать, содействовать и возрождать личность трудного подростка, изменять к лучшему.

И в заключение. Педагог просто обязан помочь трудному подростку по мере необходимости и возможности. Кто, если не ты?




В возрасте лет меняется система ценностей и интересов. То, что было ценно, обесценивается, появляются новые кумиры, характер взаимоотношений со взрослыми и родителями часто носит протестный характер. В этом возрасте подростки тянутся ко всему необычному, часто увлекаются неформальными течениями.








САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ВОПРОС ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА – ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ. В ЭТО ВРЕМЯ ФОРМИРУЮТСЯ ПСИХОСЕКСУАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ И ОРИЕНТАЦИИ. ПОДРОСТОК ПЕРЕЖИВАЕТ ПЕРВУЮ ЛЮБОВЬ, У НЕГО ВОЗНИКАЮТ ЭРОТИЧЕСКИЕ ФАНТАЗИИ И ПЕРЕЖИВАНИЯ. ОН МЕНЯЕТСЯ НАСТОЛЬКО, ЧТО ЭТОТ ПЕРИОД НАЗЫВАЮТ «ГОРМОНАЛЬНОЙ БУРЕЙ ИЛИ ЭНДОКРИННЫМ ШТОРМОМ».




ТАК КАК ПОДРОСТОК СТРЕМИТСЯ К КРАЙНИМ ПОЗИЦИЯМ В ОЦЕНКЕ, ТО ОН СКЛОНЕН ПЕРЕОЦЕНИВАТЬ, ИЛИ НЕДООЦЕНИВАТЬ СВОИ КАЧЕСТВА И СВОЙСТВА. ПОДРОСТКИ КРИТИЧНО ОТНОСЯТСЯ К ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ ЧЕРТАМ СВОЕГО ХАРАКТЕРА, ПЕРЕЖИВАЯ ИЗ –ЗА ТЕХ ЧЕРТ, КОТОРЫЕ МЕШАЮТ ИМ В ДРУЖБЕ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ.


САМООЦЕНКА ПОДРОСТКА НЕУСТОЙЧИВА: ОН СКЛОНЕН СЧИТАТЬ СЕБЯ ЛИБО ГЕНИЕМ, ЛИБО НИЧТОЖЕСТВОМ. ЛЮБАЯ МЕЛОЧЬ МОЖЕТ В КОРНЕ ИЗМЕНИТЬ ОТНОШЕНИЕ ПОДРОСТКА К СЕБЕ. ЕСЛИ ОН ВЫНУЖДЕН ПРИЗНАТЬ, ЧТО ЧТО-ТО НЕ ТАК, ЕГО МНЕНИЕ О СЕБЕ ПАДАЕТ ПО ВСЕМ ПУНКТАМ, ПРАВДА, ТАКАЯ ПРОТИВОРЕЧИВАЯ САМООЦЕНКА НЕОБХОДИМА ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ РАЗВИТЬ У НЕГО НОВЫЕ, ВЗРОСЛЫЕ КРИТЕРИИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ.


САМООЦЕНКА ПОДРОСТКОВ ПРОТИВОРЕЧИВА, НЕДОСТАТОЧНО ЦЕЛОСТНА, ПОЭТОМУ В ИХ ПОВЕДЕНИИ МОЖЕТ ВОЗНИКНУТЬ МНОГО НЕМОТИВИРОВАННЫХ ПОСТУПКОВ. ПОДРОСТКИ БОЛЬШЕ ДРУГИХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП СТРАДАЮТ ОТ НЕСТАБИЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ, ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И МОРАЛЬНОЙ ОБСТАНОВКИ В СТРАНЕ, ПОТЕРЯВ СЕГОДНЯ НЕОБХОДИМУЮ ОРИЕНТАЦИЮ В ЦЕННОСТЯХ И ИДЕАЛАХ – СТАРЫЕ РАЗРУШЕНЫ, НОВЫЕ ЕЩЁ НЕ СОЗДАНЫ.


ПОДОБНЫЕ ПОДРОСТКИ ОКАЗЫВАЮТСЯ ПЕРЕД ЛИЦОМ БОЛЬШОГО КОЛИЧЕСТВА «ЛИШНЕГО ВРЕМЕНИ», НО ДЛЯ НИХ ХАРАКТЕРНО НЕУМЕНИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНО ПРОВОДИТЬ ДОСУГ. У БОЛЬШИНСТВА ОТСУТСТВУЮТ УВЛЕЧЕНИЯ, ОНИ НЕ ЗАНИМАЮТСЯ В СЕКЦИЯХ И КРУЖКАХ, НЕ ПОСЕЩАЮТ ВЫСТАВКИ И ТЕАТРЫ ПОДОБНЫЕ ПОДРОСТКИ ОКАЗЫВАЮТСЯ ПЕРЕД ЛИЦОМ БОЛЬШОГО КОЛИЧЕСТВА «ЛИШНЕГО ВРЕМЕНИ», НО ДЛЯ НИХ ХАРАКТЕРНО НЕУМЕНИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНО ПРОВОДИТЬ ДОСУГ. У БОЛЬШИНСТВА ОТСУТСТВУЮТ УВЛЕЧЕНИЯ, ОНИ НЕ ЗАНИМАЮТСЯ В СЕКЦИЯХ И КРУЖКАХ, НЕ ПОСЕЩАЮТ ВЫСТАВКИ И ТЕАТРЫ.


БЕССОДЕРЖАТЕЛЬНО ПРОВОДИМОЕ ВРЕМЯ ТОЛКАЕТ ПОДРОСТКОВ НА ПОИСК НОВЫХ «ОСТРЫХ ОЩУЩЕНИЙ». АЛКОГОЛИЗАЦИЯ И НАРКОТИЗАЦИЯ ТЕСНО ВПЛЕТАЮТСЯ В СТРУКТУРУ ДИВИАНТНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ. ОЧЕНЬ ЧАСТО ПОДРОСТКИ ОТМЕЧАЮТ СВОИ «ЗАСЛУГИ»: УДАЧНЫЕ ПОХОЖДЕНИЯ, ХУЛИГАНСКИЕ ПОСТУПКИ, ДРАКИ, МЕЛКИЕ КРАЖИ РАСПИТИЕМ СПИРТНЫХ НАПИТКОВ.






ОДНИМ ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ МИКРОСРЕДЫ, В ОТНОШЕНИЯХ, ФОРМИРУЮЩИХ ЛИЧНОСТЬ, ЯВЛЯЕТСЯ СЕМЬЯ. ПРИ ЭТОМ РЕШАЮЩИМ ЯВЛЯЕТСЯ НЕ ЕЁ СОСТАВ – ПОЛНАЯ, НЕПОЛНАЯ, РАСПАВШАЯСЯ, А НРАВСТВЕННАЯ АТМОСФЕРА, ВЗАИМООТНОШЕНИЯ, КОТОРЫЕ СКЛАДЫВАЮТСЯ МЕЖДУ ВЗРОСЛЫМИ ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ, МЕЖДУ ВЗРОСЛЫМИ И ДЕТЬМИ.




МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ 4 НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ СИТУАЦИИ В СЕМЬЕ: ГИПЕРОПЕКА РАЗЛИЧНЫХ СТЕПЕНЕЙ: ОТ ЖЕЛАНИЯ БЫТЬ СОУЧАСТНИКОМ ВСЕХ ПРОЯВЛЕНИЙ ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДО СЕМЕЙНОЙ ТИРАНИИ. ГИПО ОПЕКА НЕРЕДКО ПЕРЕХОДЯЩАЯ В БЕЗНАДЗОРНОСТЬ. СИТУАЦИЯ, СОЗДАЮЩАЯ « КУМИРА СЕМЬИ» - ПОСТОЯННОЕ ВНИМАНИЕ К ЛЮБОМУ ПОБУЖДЕНИЮ РЕБЁНКА И НЕУМЕРЕННАЯ ПОХВАЛА ЗА ВЕСЬМА СКРОМНЫЕ УСПЕХИ. СИТУАЦИЯ, СОЗДАЮЩАЯ «ЗОЛУШЕК» В СЕМЬЕ. ПОЯВИЛОСЬ МНОГО СЕМЕЙ, ГДЕ РОДИТЕЛИ УДЕЛЯЮТ МНОГО ВНИМАНИЯ СЕБЕ И МАЛО ДЕТЯМ.


ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ. ФОРМИРОВАНИЕ КРУГА ИНТЕРЕСОВ ПОДРОСТКА НА ОСНОВЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО ХАРАКТЕРА И СПОСОБНОСТЕЙ. МАКСИМАЛЬНОЕ СОКРАЩЕНИЕ ПЕРИОДА ЕГО СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ – «ВРЕМЕНИ ПРАЗДНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ И БЕЗДЕЛЬЯ». ВКЛЮЧЕНИЕ ПОДРОСТКА В ТАКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КОТОРАЯ ЛЕЖИТ В СФЕРЕ ИНТЕРЕСОВ ВЗРОСЛЫХ, НО В ТО ЖЕ ВРЕМЯ СОЗДАЁТ ВОЗМОЖНОСТИ ЕМУ РЕАЛИЗОВАТЬ И УТВЕРДИТЬ СЕБЯ НА УРОВНЕ ВЗРОСЛЫХ.


СНИЖЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ ПУТЁМ ПОСЕЩЕНИЯ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ, ЕЖЕДНЕВНОЙ ГИМНАСТИКИ ДОМА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГАНТЕЛЕЙ, ЖЕЛЕЗНЫХ ГИРЬ И БОКСЁРСКИХ ПЕРЧАТОК (ПУСТЬ ПОДРОСТКИ КОЛОТЯТ ДРУГ ДРУГА В МИРНОЙ ДРАКЕ, ДАВАЯ ВЫХОД НАКОПИВШЕЙСЯ ЭНЕРГИИ, ЧТОБЫ АГРЕССИЯ НЕ НАКАПЛИВАЛАСЬ ПОДОБНО СТАТИСТИЧЕСКОМУ ЭЛЕКТРИЧЕСТВУ, ИМЕЮЩЕМУ СВОЙСТВО ВЗРЫВАТЬСЯ БОЛЕЗНЕННЫМИ РАЗРЯДАМИ).


НЕ ПРЕДЪЯВЛЯТЬ ПОДРОСТКУ ЗАВЫШЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, НЕ ПОДТВЕРЖДЁННЫЕ ЕГО СПОСОБНОСТЯМИ. ЧЕСТНО УКАЗЫВАТЬ НА ЕГО УДАЧИ И НЕУДАЧИ (ПРИЧЁМ УДАЧИ ОБЪЯСНЯЙТЕ ЕГО СПОСОБНОСТЯМИ, А НЕУДАЧИ – НЕДОСТАТОЧНОЙ ПОДГОТОВКОЙ). НЕ ЗАХВАЛИВАТЬ ПОДРОСТКА, ОБЪЯСНЯЯ ЕГО НЕУДАЧИ СЛУЧАЙНОСТЬЮ, Т.К. ЭТО ФОРМИРУЕТ У ПОДРОСТКА ЭФФЕКТ НЕАДЕКВАТНОСТИ.


РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Будьте всегда чуткими к делам своих детей. Анализируйте с детьми причины их удач и неудач. Поддерживайте ребёнка, когда ему нелегко. Старайтесь не ограждать подростка от трудностей. Научите преодолевать трудности. Постоянно контролируйте ребёнка, но без гиперопеки. Поощряйте даже едва-едва возникшие потребности в знаниях, в гармонии и красоте, в самоактаулизации. Рассказывайте ребёнку о своих проблемах, о том, что волновало вас, когда вы сами были в их возрасте. Покупайте своему ребёнку книги по психологии, самопознанию. Будьте всегда личным примером(учите делами, а не словами).


Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности и уж тем более иронии. Советуйте следить за своей внешностью. Ни в коем случае не запрещайте отношений с противоположным полом, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек. Познакомьтесь с друзьями своего ребёнка, просите их информировать вас о способах времяпровождения, но не превращайтесь в шпиона. Помните: недоверие оскорбляет! Следите за тем, какие книги читает ваш ребёнок, какие фильмы смотрит. Будьте всегда для своего ребёнка, прежде всего старшим, мудрым другом и только потом любящей(им) мамой(папой)!


На вопросы этого теста нужно отвечать «да», «нет», «не знаю». Итак: 1. На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом. 2. Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка. 3. Ваши интуиция и опыт – лучшие советники в воспитании ребенка. 4. Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали бы. 5. Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей. 6. Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение. 7. Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей. 8. Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют вас. Анкета «Хорошие ли вы родители?»


9. Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи вашего ребенка. 10. Вы можете удержаться от покупки интересующей вещи для ребенка (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом. 11. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка – физическое наказание (ремень). 12. Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали. 13. Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот, чем радости. 14. Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению. 15. У вас конфликты с собственным ребенком.


Подсчет результатов. За каждый ответ «да» на вопросы: 2,4,6,8,10,12,14, а также «нет» на вопросы: 1,3,5,7,9,11,13,15 получается по 10 очков. За каждые «не знаю» получаете по 5 очков. Подсчитайте полученные очки очков. Вы располагаете большими возможностями правильно понимать собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения – ваши союзники и решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости, вас можно признать примером, достойным для подражания. Для идеала вам не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего ребенка.


50-99 очков. Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или натурой вашего ребенка. Есть несколько проблем, на которые вы имеете влияние, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать - это не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже очков. Кажется, можно только больше сочувствовать вашему ребенку, чем вам, поскольку он не попал к родителю – доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для вашего ребенка, попробуйте иначе. Может, вы найдете кого-то, кто вам поможет в этом. Это не будет легко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего ребенка. Ресурсы: Лупоядова Л.Ю., Мельникова Н.А., Якимович И.Г. «Родительские собрания 8-9 классы. Беседы, лекции, практикумы, анкеты для родителей».- Волгоград: учитель, Цабыбин с.А. «Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч)».-Волгоград:учитель, / /20.Jpg vas.Jpg eliness1.Jpg _13214.Jpg

Психологические проблемы и трудные искания сопутствуют жизни ребёнка в переходный период во взрослую жизнь. Родителям они доказывают свою независимость, со сверстниками выстраивают отношения, вырабатывая новые для себя этические и социальные принципы, познавая мир с ранее неизвестных сторон. С чувством изменённого самосознания приходит индивидуальная и коллективная ответственность, и это сопряжено со многими осложнениями.

Проблемы подростков проявляются с 13 до 16 лет

Основные проблемы подросткового возраста связаны со взаимоотношениями с родителями и со сверстниками.

Причины возникающих проблем

Ошибки воспитания детей одна из самых распространённых психологических причин, которые нельзя назвать болезнями в общепринятом смысле, но они сродни им. Часто они приходят помимо воли ребёнка, и когда ему больше всего хочет понимания и поддержки, вместо них получает осуждение и давление.


Подростковый возраст начинается в 11-12 лет

Модель поведения ребёнка в этом возрасте зависит от типа его характера, общества, которое его окружает, образа жизни, материального достатка, состава семьи и многих других

Подросток обращает внимание на те ценности, которые помогают ему определиться и сформировать собственное отношение к окружающему миру. Хорошо, если он удовлетворён настоящим и при этом устремлён в будущее. Но так происходит не всегда.


Основные проблемы подростков

Легче всего ему удаётся общаться со сверстниками, а если это не так, ребёнок остаётся глубоко травмирован. Он хочет знакомится, нравиться, делить интересы и нормы симпатичной для него группы, сохранять свою самостоятельность и индивидуальность, без страха выражать свои чувства и высказывать своё мнение. Как можно быстрей подросток стремится стать взрослым, ему важно, чтобы все это поняли. Примером для подражания является активный и успешный человек, нацеленный на достижения. Подросток мечтает и фантазирует, придумывает свои законы и осуждает поведение окружающих его взрослых людей.

Причины неадекватности и страхов

Подростковому возрасту свойственна психологическая противоречивость. Часто они не могут сформулировать, чего на самом деле хотят. В одном человеке может уживаться застенчивость и агрессивность, он тяготеет к крайностям, Сталкиваясь с опасностями, подросток преодолевает трудности и при успешном их прохождении накапливает новый опыт. С развитием осознания он лучше понимает других и постепенно приобретает опору для дальнейшего роста.


Противоречивость подростков - одна из причин конфликтности

В этом возрасте подросток в полной мере начинает понимать категории прошлого и будущего, он открывает, что бытие конечно, и это вызывает у него беспокойство страх. Только осознание своей самостоятельности и индивидуальности внушает ему уверенность. В это время ему важно найти понимание, возможность примирить собственные чувства с настроением окружающих и приспособиться к устоявшимся нормам.

Особенно опасно, когда между ощущением своего идеального «Я» и тем, что есть на самом деле, определяется большая разница.


Что влияет на подростков

По этой причине появляются проблемы раннего подросткового возраста и аномального поведения в обществе. Психологи объясняют такую ситуацию отсутствием позитивного отношения к себе, обязательными составляющего которого являются:

  • положительное отношение к другим людям;
  • уверенность в своих силах;
  • чувство собственной значимости как результат общения и деятельности.

В противном случае после ошибок в общении подросток заявляется, что он никому не нужен, его не понимают и не любят.


Подростковый период - основные признаки

В этом возрасте у человека вместе с психическим взрослением происходит глобальная перестройка физиологического состояния. У него повышено внимание к своему телу, его заботят и тревожат замечания других людей. Он склонен преувеличивать даже незначительные недостатки своей внешности от признанных норм. Любое мнение со стороны окружающих является частью его представления о себе, будь то комплимент или критика.

Самооценка и её влияние на поведение

Конфликты часто связаны с отношением к подростку взрослых людей, чьё мнение влияет на его самооценку. Неловкое, неадекватное и оскорбительное отношение вызывает агрессивное или депрессивное поведение подростка, и которые в некоторых случаях переходят в хронические неврозы.

На формирование самооценки влияют чувство принадлежности к определённой социальной группе и осознание собственной значимости. Принадлежность - это всегда защищённость. Это важное чувство возникает с младенческого возраста, и в период взросления проверяется на прочность, перестраиваясь. Чувство собственной значимости укрепляет одобрение со стороны окружающих и компетентность в какой-либо области деятельности.


Самооценка подростков - как формируется по-разному

Низкая самооценка может быть результатом перенесённого насилия, неправильной психологической установки, зависимой от мнения других людей, и равнодушия близких. Родителям и педагогам важно знать о её значении для подростка и о последствиях её нарушения. Ребёнку весь мир может казаться враждебным социальные проявления, он всё воспринимает как угрозу своей безопасности, жизнь предстаёт в чёрном цвете, которые он не пытается исправить. Он не умеет выстраивать отношения, стесняется своего внешнего вида и склонен к осуждению других.

Адекватная самооценка делает человека доверчивым и доброжелательным к миру. Трудности для него - это возможность роста. Он уверен, что ни будь его, мир станет хуже.

Формирование самооценки - длительный процесс, в деле её становления учавствуют и родители, и педагоги.

Раздражительность и вспыльчивость

Подростки стремятся измениться, но совершать поступки, свойственные взрослым, в силу своего несовершеннолетия не могут. Секс - самое доступное средство для самоутверждения, всё остальное пока закрыто, и подростки чувствуют себя обделёнными. Бессознательно они ощущают несправедливость и готовы к вспышке гнева в любой момент. Другая причина вспыльчивости - изменения гормонального фона организма, состояние которого можно сравнить с предменструальным синдромом.


Практически все подростки очень раздражительны

Отчуждённость и необщительность

Состояния, которые связаны с конфликтом ребёнка и общества. Оценку себя и своего поведения со стороны других он воспринимает как бесспорную характеристику, не учитывая, что его сверстники или взрослые из его окружения могут быть необъективными или безжалостными. Ребёнок чувствует себя изгоем и, не ощущая поддержки, постоянно находит подтверждения. Это заставляет ребёнка прятаться и искать защиты, чтобы не получить очередную психологическую травму.


Отчуждение подростков проявляется в игнорировании взрослых

Оценку, навязанную со стороны сверстников, педагогов и родителей, в этом возрасте чрезвычайно трудно изменить.

Конформизм

Приспособленчество и беспринципность заставляет подростка быть таким, как принято в его группе или его окружении. Наглядным проявлением конформизма является стремление быть модным. В атмосфере распространения рекламы эта черта является очень часто встречающейся.

У подростков конформизм принимает гипертрофированное содержание, порой он боится быть не таким как все и отстать от правил группы, к которой принадлежит. Такое настроение делает ребёнка зависимы от сверстников, а на расстоянии от них чувствует себя неуютно. Приспосабливаясь, подросток может делать то, чтоявляется вредным и противозаконным.


Конформизм подростков формируется под влиянием окружения

Чтобы этого не произошло, важно для ребёнка уметь сказать «нет» тому, что ему повредит. Для этого нужны мужество и уверенность. Он должен знать, что умение сказать «нет» это круто и достойно уважения. Тот, кто умеет отстаивать свою позицию, чаще всего является лидером. Стоит подростку отказать хотя бы один раз, у него растёт уверенность в своих силах.

Наркотики и наркомания

О вреде наркотиков и пагубных последствиях употребления знают все, однако, проблема остаётся. Часто виной этому - конформизм. Ребёнку трудно отказаться, если этим занимаются все, кого он считает своими друзьями. Ему кажется, что, отказавшись, его будут считать чужим. Ради уверенности и стабильности своего положения в группе сначала подросток пробует наркотики и после этого не может остановиться.


Протест подростков выливается в осуществлении запрещенных действий

Наркозависимость в этом возрасте особенно опасна потому, что часть мозга, определяющая креативную направленность деятельности, недостаточно сформирована. Наркотики останавливают его развития и реанимировать способность к творчеству впоследствии без медикаментозных средств крайне трудно.


Наркомания подростков - способ проявления протеста

В подростковом возрасте ребёнок пересматривает свою шкалу ценностей принимает те, которые помогают ему войти в новый этап жизни. В идеале со временем ребёнок социализируется, его цели становятся более осознанными и направленными на всеобщую пользу.

Похожие материалы

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность Как сохранить загар после моря надолго Как сохранить загар после моря надолго Панно с венецианской маской из папье-маше своими руками Изготовление масок из папье маше своими руками Панно с венецианской маской из папье-маше своими руками Изготовление масок из папье маше своими руками