Ребенок 1 сутки после родов. Что нужно знать молодым родителям: уход за новорожденным ребенком в первые дни жизни

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

На протяжении первых секунд после рождения малыш практически полностью обездвижен, не воспринимает звуковые и зрительные раздражители, не реагирует на боль, его мышцы полностью расслаблены, не вызываются рефлексы. Это состояние называется «родовой катарсис» («катарсис» в переводе с греческого означает «очищение»). Связано это с колоссальным количеством самых разнообразных ощущений и раздражителей, обрушивающихся на ребенка в первые секунды его жизни. Срабатывает защитный механизм, предотвращающий развитие у новорожденного так называемого информационного шока. Плод, на протяжении девяти месяцев находившийся в животе мамы, мгновенно оказывается в совершенно новых для себя условиях: вместо привычной температуры в матке 37°С, – температура помещения, кажущаяся ребенку очень низкой; вместо окружавшей его водной среды – воздушная; вместо относительной невесомости – сила земного тяготения; вместо темноты и тишины – яркий свет и шквал самых разнообразных звуков.

Чтобы защитить новорожденного от шока, в процессе эволюции и возникло это защитное состояние – состояние отсутствия реакции на внешние раздражители. Длится оно очень недолго и заканчивается при пересечении пуповины. В этот момент начинается жизнь ребенка как самостоятельного организма.

Первый вдох ребенка

Через 1–2 минуты после рождения ребенку пережимают пуповину при помощи двух стерильных зажимов, между которыми ее перерезают. Как только прерывается кровоток по сосудам пуповины, малыш совершает свой первый вдох. Если не пересечь пуповину, состояние ребенка постепенно будет ухудшаться. Если новорожденный с непересеченной пуповиной будет располагаться выше уровня мамы, объем его крови будет стремительно падать; если ниже – наоборот, нарастать (по закону сообщающихся сосудов). Оба эти состояния чреваты серьезными осложнениями.

Первому вдоху ребенка способствует тот факт, что на протяжении последних минут родов в крови плода возрастает концентрация углекислого газа, а уровень кислорода, наоборот, значительно падает – это раздражает дыхательный центр в мозге, он посылает сигнал о нарастающем кислородном голодании, и ребенок делает первый в своей жизни вдох, которому предшествует громкий крик.

Внешний вид младенца

Сразу после рождения ребенка на несколько минут помещают на живот маме. С одной стороны, это необходимо для того, чтобы полезные микроорганизмы, находящиеся на ее коже, попали на пока еще стерильную кожу новорожденного. С другой – такое тактильное взаимодействие между мамой и малышом способствует установлению психологического контакта между ними и помогает обоим справиться с перенесенным в родах стрессом.

После перерезания пуповины на животике новорожденного остается пуповинный остаток (кусочек пуповины длиной от 3 до 5 см), который особым образом обрабатывают дважды в сутки до момента его отпадения или отсечения на 3–4-й день после рождения.

Головка ребенка имеет очень необычную форму: она несколько удлинена сверху вниз и спереди назад. Причина этого в том, что головка плода в процессе родов постепенно меняет форму, приспосабливаясь к форме и размерам родовых путей мамы. Этот механизм позволяет избежать повреждения головки в ходе родов, так как ее исходные размеры значительно больше просвета родовых путей.

Лицо новорожденного обычно сморщенное. Веки, как правило, несколько припухшие за счет длительного сдавления, а также за счет задержки жидкости, которая происходит вследствие особенностей гормонального фона мамы перед родами.

Кожа только что родившегося ребенка имеет багровый, иногда синюшный оттенок, она обычно покрыта белой густой творожистой смазкой, состоящей из жиров и частичек верхнего слоя кожи плода. Эта смазка помогает малышу продвигаться по родовым путям мамы и защищает его кожу, пока он находится в ее животе, окруженный околоплодными водами. Если ребенок рождается преждевременно, смазка обильно покрывает все тело толстым слоем. В том случае, если роды запоздали, количество смазки бывает скудным, а в некоторых случаях она может совсем отсутствовать.

Как только новорожденный начинает кричать, цвет кожи изменяется – она из синюшной становится ярко-розовой.

Первый туалет ребенка

После пересечения пуповины новорожденного обмывают теплой водой и обтирают сухими стерильными пеленками. После этого удаляют смазку, обрабатывая кожу ребенка стерильным маслом (смазка имеет жировую основу и растворяется маслом). Затем младенца снова обтирают пеленкой. Цвет кожи новорожденного чаще всего ярко-розовый, но может быть и бледно-розовым.

В некоторых случаях, когда в процессе родов малыш долго не может продвинуться в родовых путях, или если у него тугое обвитие пуповины вокруг шеи, на личике могут появиться голубые или фиолетовые точки. Это мелкие кровоизлияния в кожу, причиной которых является давление извне (от стенок влагалища мамы) или/и кислородное голодание (при обвитии пуповины).

После завершения первого туалета новорожденного ему закапывают в глазки антибактериальные капли для профилактики инфекционных заболеваний глаз.

Первый осмотр ребенка

Врач-педиатр, все это время находившийся рядом с новорожденным, после завершения его обработки полностью осматривает малыша и делает заключение о его состоянии на момент рождения.

Существует специальный тест, состоящий из пяти критериев, по которым оценивают состояние новорожденного через 1 минуту после рождения и повторно – спустя 5 минут. Оценочными критериями являются следующие показатели: пульс, дыхание, мышечный тонус, рефлексы и цвет кожных покровов. Таким образом, оценка по шкале Апгар всегда состоит из двух цифр, первая из которых отображает состояние ребенка на момент рождения, а вторая – его способность к адаптации. Как правило, первая оценка на 1–2 балла ниже, чем последующая. Показатели 8–10, 7–9 баллов являются нормальными. Более низкие цифры свидетельствуют о кислородном голодании малыша в родах и нарушенной адаптации.

Если состояние мамы и малыша нормальное, то через 20 минут после рождения новорожденного прикладывают к груди.

Раннее прикладывание к груди играет очень важную роль в становлении грудного вскармливания, формировании иммунной системы крохи и способствует физиологичному течению послеродового периода у мамы.

Первые часы жизни

Первые два часа после рождения малыш, как и его мама, должны провести в родильном зале. Ребенок при этом может находиться в поле зрения мамы. Если роды были партнерскими или есть акушерка, которая в послеродовом периоде может постоянно быть рядом с родильницей, малыш какое-то время может находиться у мамы на руках. Многие женщины сразу после родов испытывают слабость, желание подремать, их неоднократно осматривает акушер-гинеколог, поэтому на протяжении этих двух часов в родзале ребенок не всегда может находиться в непосредственном контакте с мамой.

В первые 30 минут жизни младенец пребывает в состоянии максимального напряжения приспособительных реакций. Происходит кардинальная перестройка систем дыхания и кровообращения, о которой говорилось выше. На протяжении этого периода ребенок очень возбужден, он практически постоянно громко кричит (это необходимо для полного расправления легочной ткани и лучшей вентиляции легких), активен, зрачки его расширены, тонус мышц, практически отсутствовавший в первые секунды жизни, значительно повышается.

В последующие шесть часов жизни малыша наступает период относительной стабилизации. Обычно, если младенец благополучно справился с первыми задачами, поставленными перед ним жизнью, и адаптация проходит успешно, то он засыпает. Частота сердечных сокращений ребенка урежается, дыхание становится менее глубоким, мышечный тонус уменьшается. В эти часы происходит снижение температуры тела по двум основным причинам. Во-первых, тело крохи, попавшее после рождения в гораздо более прохладную среду, быстро охлаждается за счет теплообмена и испарения влаги. А во-вторых, в этот период снижается уровень основного обмена веществ и, соответственно, теплопродукция. К тому же у всех новорожденных система терморегуляции еще совсем незрелая, и им сложно поддерживать постоянную температуру тела. Ребенок нуждается в дополнительном обогреве, иначе может произойти так называемая холодовая травма или же, наоборот, новорожденный может достаточно легко перегреться, что для него также нежелательно. Особенно это актуально для детей, рожденных преждевременно: у таких малышей данное пограничное состояние, как, впрочем, и все остальные, проявляется более остро, зачастую переходя из физиологического состояния в начальную стадию заболевания.

Спустя 2 часа после рождения ребенка еще раз осматривает педиатр, и кроху переводят из родильного зала в палату послеродового отделения.

Важность первого дня жизни ребенка невозможно переоценить. Первый вдох, первое кормление, первый контакт с мамой и окружающим миром, перестройка системы кровообращения и колоссальный объем информации, поступающий через органы чувств в мозг малыша, – все эти моменты во многом предопределяют то, как новорожденный будет адаптироваться к внеутробному существованию, как будет протекать период новорожденности и как он будет развиваться в дальнейшем.

Нужны ли ребенку обследования?

В подавляющем большинстве случаев никаких дополнительных обследований малышу сразу после рождения не требуется. Исключение представляют те случаи, когда возникает подозрение на то или иное врожденное заболевание. Так, поводом для обследования является подозрение на гемолитическую болезнь новорожденных – состояние, вызванное разрушением эритроцитов плода из-за иммунологического конфликта, связанного с различной резус- или групповой принадлежностью крови мамы и плода. Такой конфликт может развиться в случаях, когда у мамы резус-фактор крови отрицательный, а у малыша – положительный. В этом случае у ребенка сразу после рождения берут кровь из пуповины для определения группы крови и ее резус-фактора, а также для определения концентрации билирубина. У некоторых новорожденных малышей берут кровь на общий анализ для определения уровня гемоглобина (при подозрении на анемию) и лейкоцитов (при подозрении на внутриутробную инфекцию).

В первые 10 дней жизни новорожденного продолжается период активной адаптации организма к внешней среде. Кроха приспосабливается к новому способу дыхания и питания, пытается реагировать на зрительные и звуковые раздражители.

Как выглядит новорожденный на 10 день жизни?

Внешность малыша дает понять, что совсем недавно он перенес непростую нагрузку — роды. Лицо может быть несимметричным, опухлым и даже синеватым. После удаления первородной смазки на коже ребенка проявляется краснота — простая эритема, которая исчезает примерно через неделю.

После родов у малыша может возникнуть физиологическая желтуха. Она не требует особого лечения и, как правило, исчезает в течение 10 дней. Снижение массы тела является следствием стресса и не налаженного процесса лактации.

Новые умения

В 10 дней новорожденный уже может уметь ненадолго фокусировать взгляд на предметах, которые находятся на расстоянии 8-15 см. Также он непроизвольно смыкает пальчики, улыбается во сне и показывает оживление при появлении рядом человека.

Питание и сон младенца

Сон крохи занимает большую часть суток — около 18-20 часов. Спят дети прерывисто, по 2-3 часа с перерывом на прием пищи. Главной едой недельного малыша является материнское молоко, оно дает все питательные вещества организму и защищает его от инфекций. Грудь ребенку нужно давать раз в 3-3,5 часа, то есть около 6-8 раз в сутки. карапузу достаточно 10-20 миллилитров молока, на третий — он может съедать уже 30-40 миллилитров, а в недельном возрасте — 50-80мл.

Тщательно ухаживайте за ребенком!

Уход за младенцем должен быть тщательным. Обязательно протирать глазки ватным диском, чистить носик специальным тампоном, устраивать воздушные ванны и каждый день купать новорожденного. Кроме того, следует внимательно относиться к проблемным участкам кожи — складкам, где возможно появление опрелостей.

Никогда в своей жизни ребенок не будет так быстро развиваться и изменяться, как в первый месяц жизни. Поэтому самые первые дни самые тяжелые, насыщенные и важные.

Вот несколько этапов первого месяца жизни, на которые можно обратить внимание:

– первые 5 дней: адаптация новорожденного к окружающей среде. Обычно адаптация проходит без каких-либо отклонений, но особенно тщательное наблюдение не повредит. Обычно, бОльший период этого времени ребенок проводит в роддоме, где специалисты регулярно его обследуют. После выписки с новорожденным будет не лишним заручиться помощью близких: ежедневная влажная уборка, столь необходимая малышу, маме будет не по силам.

– 10 дней после рождения: к этому времени обычно уже заживает пупочная ранка. После выписки из роддома пупочную ранку следует обрабатывать 2 раза в день 1-2% раствором зеленки или хлорофиллипта, купаться недолго (5-7 минут) в слабо-розовом растворе марганцовки. Беспокоиться стоит в случае покраснения/ припухлости/ выделений из области пупочного кольца, или если корочка не отпадет по прошествии 2-х недель.

С 10-12 дней жизни ребенка несколько раз в день перед кормлением нужно выкладывать на животик, увеличивая время с 1-3 минут до 15-20. Это занятие нравится далеко не всем малышам, но позволяет укрепить мышцы животика, шеи, упрощает отхождению газов.

Новорожденный ребенок – что умеет

На 8-10 день малыш пытается поднять головку (из положения лежа на животе), на 14-15 день оборачивается на звук. Может появиться улыбка, пока неосознанная. Движения пока хаотичны. Появляются первые звуки. К концу первого месяца жизни малыш научится реагировать на звуки, лежа на животе, начнет поднимать и удерживать несколько секунд головку.

В спокойном состоянии ребёнок лежит с согнутыми ручками и ножками. Вы можете аккуратно разогнуть ручку или ножку при переодевании, обработке кожных складочек, не причинив боли малышу. Высокий тонус в мышцах ручек и ножек – совершенно нормальное состояние для первых месяцев. Но если малыш «зажат» слишком сильно, каждое непроизвольное движение вызывает беспокойство, это говорит о повышенном мышечном тонусе. Уже к 10–14 дню малыш начинает кратковременно фиксировать взгляд на ярком движущемся предмете, попавшем в поле его зрения, вздрагивает при резком звуке и моргает. К 18–22-му дню он уже может задерживать взгляд на неподвижном предмете.

Основной навык – удерживает в поле зрения Вашу фигуру

Речевые навыки – издает непонятные звуки: воркует, булькает, хрипит, чмокает

Эмоции и мимика – неотчетливые мимические движения, способен улавливать Ваши эмоции

Новорожденный ребенок – питание новорожденного

Несомненно, первое, чему придется научиться маме и ребенку – кушать. Естественным питанием для новорожденного было и всегда будем материнское молоко.

В последнее время врачи склоняются к регулированию выработки молока путем частого прикладывания ребенка к груди – по его первому требованию. Этот способ имеет только один недостаток: таких требований у малыша может быть до 12-14 в сутки, что очень выматывает маму.

Но режим питания обычно устанавливается уже через несколько дней после рождения – ребенок ест каждые 2,5 – 3,5 часа, кушая по 15-20 минут. Кстати, держать ребенка у груди более 25-30 минут не стоит – основной объем молока они выпивают за первые 5-10 минут, поэтому длительная и выматывающая трапеза того не стоит.

Объем съедаемого молока зависит от индивидуальных особенностей и потребностей, но если говорить об усредненных показателей, то они таковы: от 60-80 мл молока за одно кормление в первые дни рождения до 100-130 мл молока к концу первого месяца (цифры приведены для 6-7 разового питания).

Если врач посчитает, что молока новорожденному не хватает, он порекомендует докорм специальной адаптированной молочной смесью.

Новорожденный – сон новорожденного, сколько нужно спать

Еще раз повторимся – все дети особенные, некоторым необходим более длительный сон. В первые дни жизни новорожденные спят 22-23 часа в сутки, к концу первого месяца – 17-20 часов.

Новорожденный – вес и рост

Прибавка веса в первый месяц составляет 600-800 г, за месяц малыш вырастает почти на 3 см

Новорожденный – прогулки, когда начинать гулять

Летом можно выходить на воздух практически с первых дней после выписки из роддома, постепенно увеличивая время пребывания на свежем воздухе с 15 минут до 2-2,5 часов.

Зимой на улицу можно выйти на 10-14 день жизни ребенка, при условии, что погода безветренная, а градусник показывает не ниже -10. Начинать можно с 10-15 минут, увеличивая время прогулки до 1 часа. Зимой нужно следить, чтобы ребенок не замерз – необходим комбинезон с натуральной шерстью, теплое одеяло или конверт, теплая шапочка, утепленная коляска.

Новорожденный – врачи и прививки

При выписке из роддома вся информация о Вас и Вашем малыше попадет в детскую поликлинику, которая обслуживает район, в котором проживает новорожденный. Так что на следующий день ждите гостей в лице врача, в идеале вместе с медсестрой. Они должны посещать Вас поочередно каждый день первую неделю.

Прививки: гепатит В – сделан в роддоме в первые сутки; туберкулез (БЦЖ) – делается в роддоме на 3-7 сутки.

Новорожденный – поводы для беспокойства

Понятно, что вначале любое поведение малыша вызывает беспокойство и настороженность, но в следующих случаях обратиться к врачу нужно как можно быстрее:

– ребенок сильно и часто срыгивает;

– ребенок отказывается от груди;

– ребенок необычно возбужден или слишком вял;

резкие изменения стула (жидкий, пенистый, учащенный – более 7 раз в сутки);

– повышение температуры более 37 градусов;

– физиологическая желтуха не проходит более 3 недель.

Новорожденный – маме на заметку

Первый месяц – самый нелегкий из всех: мама и ребенок, который только-только появился, привыкают друг к другу, учатся понимать. Тем не менее, сейчас малыш растет на глазах – уже через 10 дней после рождения Вы увидите, как он сильно изменился.

Конечно, осознавать то, что мама совершенно не готова к рождению малыша, нелегко. Но не переживайте, 99 мам из 100 находятся точно в такой же ситуации – у них такое же смятение от непонимания, усталость от родов и нескольких суток в роддоме. Пройдет совсем немного времени и Вы воспрянете духом, а пугающие сейчас процедуры кормления, переодевания, купания и проч. покажутся сущей ерундой!

Только что родившийся малыш - это огромная радость. Но он так хрупок и беспомощен, что вместе с ощущением счастья молодые родители испытывают немалое беспокойство и даже страх. Особенно часто так происходит в том случае, когда ребенок - это первенец, и опыта обращения с маленькими детьми нет ни у мамы, ни у папы.

Даже просто взять малыша на руки - сложное дело, ведь он такой маленький, страшно как-то не так его повернуть, что-то повредить. Что уж говорить о прочих процедурах: купание, одевание, кормление - все это вызывает множество вопросов.

В общем, неплохо было бы прикладывать к детям инструкцию, как и к любому другому сложному механизму. К счастью, в последние месяцы беременности обычно есть достаточно свободного времени для ознакомления с информацией о том, как обращаться с малышом в первые дни жизни новорожденного, что нужно знать, и в чем вообще заключаются его потребности.

Роддом

Ваш малыш только что родился, и вам обоим нужно к этому привыкнуть. То, как пройдут первые дни в роддоме, зависит от самого медицинского учреждения. В некоторых из них малыша содержат в отдельной палате вместе с другими новорожденными, и приносят его лишь на кормление. Но эта практика все реже имеет место. Гораздо чаще только что родившийся ребенок находится вместе с мамой .

И это очень правильно. Ведь для малыша рождение является огромным стрессом. Только что он был в теплой, темной и влажной атмосфере, а затем внезапно попал в совершенно иную. И все, что у него осталось из привычных ощущений - это мамино сердцебиение. Уже не раз замечено, что, услышав его, малыш начинает вести себя спокойнее, расслабляется. Поэтому очень важно, чтобы была возможность брать его на руки, прижимать к себе.

Важные моменты

Роддом довольно сильно облегчает жизнь маме и малышу в первые дни жизни новорожденного. Медсестры и врачи следят за состоянием здоровья обоих, дают рекомендации и советы, даже учат пеленать. Санитарки делают уборку в палате, тщательно обеззараживая все поверхности. Так что задача молодой мамы пока что сводится лишь к соблюдению некоторых важных принципов.

В роддоме малышу поставят все необходимые прививки, а также будут регулярно следить за его весом. К моменту выписки масса тела ребенка должна начать увеличиваться. Если этого не происходит, то обычно маму и новорожденного оставляют под наблюдением еще на какое-то время. Когда состояние малыша прекращает вызывать беспокойство врачей, наступает долгожданная выписка . И после этого начинается один из самых интересных периодов - первые дни с новорожденным дома.

Вот вы и дома

Но сначала поговорим о том, какие вещи нужно приготовить к моменту появления малыша. Это необходимый набор, который очень облегчит жизнь всей семье, и в первую очередь, родителям:

Конечно, не стоит забывать и про одежду. В гардеробе новорожденного обязательно должны быть чепчики, распашонки и пеленки . По желанию, можно приобрести и ползунки, хотя удобнее будут комбинезоны. Одежда должна быть сшита из натурального хлопка, швы на таких детских вещах располагаются снаружи, так как при внутреннем размещении они будут натирать нежную кожу новорожденного.

При посещении магазина детских вещей во время беременности хочется набрать побольше милых маленьких распашонок и прочего. Но не стоит закупаться в огромных масштабах. Помните, что малыш растет чрезвычайно быстро. Для начала вполне хватит десятка распашонок, а также тонких и теплых пеленок в том же количестве. Добавьте в набор 2-3 чепчика, и этого будет более чем достаточно.

Гигиена

Содержание тела в чистоте важно для любого человека как в начале жизни, так и во все последующие дни. Кожа новорожденного очень нежная, она может раздражаться от любых, даже небольших, неблагоприятных факторов. Поэтому первое, на что нужно обратить внимание - это своевременная смена памперса .

Его нужно менять по мере заполнения. Но, даже если он относительно чист, а с момента надевания прошло уже три часа, то все равно следует надеть новый. Регулярная и своевременная смена памперсов поможет избежать раздражения на коже малыша и появления опрелостей. Если последние все же появились, то нужно обработать пораженный участок подходящим средством. Например, специальным детским маслом или присыпкой.

При каждой смене памперса ребенка необходимо подмывать теплой водой. Мыло при этом использовать нужно только в крайнем случае, например, после дефекации. В зависимости от пола, детей подмывают немного по-разному: девочек - по направлению спереди назад, мальчиков - наоборот. Особенно строго это касается малышек, так как при несоблюдении этого правила возможно инфицирование мочеполовой системы.

Перейдем к купанию. В самые первые дни жизни полностью купать новорожденного не нужно , следует только обтирать мягкой влажной тканью. Принимать ванну можно будет примерно через 3-5 дней, когда заживет пупочная ранка. Если искупать ребенка раньше, то в нее может проникнуть инфекция, а это чревато многими проблемами со здоровьем.

Если пупочная ранка уже зажила, то настало время сделать принятие ванны обязательным ежедневным ритуалом. Чтобы он был приятным и для родителей, и для новорожденного, следует соблюдать несколько правил.

Многие маленькие дети боятся воды. Чтобы этого избежать, сделайте первые купания максимально комфортными для ребенка. Обращайтесь с ним нежно и бережно , двигайтесь плавно, все время ласково разговаривайте. Постарайтесь сделать так, чтобы в ванной комнате было тепло. Это будет полезно как для здоровья ребенка, так и для его настроения во время водных процедур.

Кормление

Конечно, все нюансы кормления лучше обговаривать с педиатром. Но есть несколько общих правил.

Если младенец находится на искусственном вскармливании, то перед наполнением бутылочек смесью их необходимо простерилизовать. Это можно сделать либо с помощью специального устройства, либо просто прокипятить их вместе с сосками в кастрюле с водой.

Сон

Сон занимает большую часть времени в первые недели жизни маленького человека. Чтобы этот процесс был комфортным и приносил пользу, нужно соблюдать несколько простых требований:

Прогулки

Гулять с ребенком нужно и важно. Во-первых, свежий воздух полезен для здоровья и развития малыша. Во-вторых, во время прогулок ребенок очень хорошо и крепко спит, что также оказывает положительный эффект на его состояние. Конечно, гулять желательно подальше от оживленных дорог. Оптимальным вариантом будет парк или аллея . На детских площадках с коляской лучше не ходить: гуляющие дети громко кричат и быстро бегают, они могут случайно разбудить младенца или толкнуть коляску.

Одевать ребенка нужно тепло, но не чрезмерно. Оптимальным вариантом считается тот, когда на малыше ровно на один слой одежды больше, чем на взрослых. То есть если вам тепло на улице в футболке, то наденьте на ребенка распашонку и легкую кофточку, ползунки, носочки и чепчик.

Время прогулки варьируется по возможностям и потребностям. При наличии хорошей погоды можно находиться на улице почти весь день, заходя домой только на время кормления и смены памперса. Если температура воздуха чрезмерно высокая или низкая, то время прогулок, конечно, стоит сократить. При температуре ниже -25°C выходить с маленьким ребенком на улицу вообще не стоит. В таких случаях можно компенсировать прогулку качественным проветриванием одной из комнат, в которую затем уложить спать тепло одетого малыша.

Безопасность

В целом уход за новорожденным малышом не так уж сложен. Особенно облегчает жизнь тот факт, что в первые пару недель ребенок почти все время спит. Но есть несколько моментов, которым нужно уделять пристальное внимание, не расслабляясь:

И последнее, самое важное. Если вас настораживает какое-то отклонение от привычного состояния вашего ребенка, не занимайтесь самолечением. Не нужно испытывать на младенце различные "бабушкины" средства: отвары, растирания и прочее. Назначить адекватное лечение может только врач. Поэтому при любом беспокойстве насчет здоровья малыша обращайтесь к доктору.

При соблюдении всех этих нехитрых рекомендаций уход за новорожденным малышом не будет слишком сложным. Своевременные прогулки, кормление, купание и сон - это все, что нужно вашему обретенному счастью для качественного роста, развития и хорошего настроения.

Мир ребенка

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос... Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер. В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами. Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке. В то время как большинство рефлексрв, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его. Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину. Еще одно важное различие у новорожденных -- уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие -- более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный. Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны. Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпе- нию родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо. Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями. Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, от-ворочивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным. До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов. Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди. Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать. Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества -- время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния. Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть. Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать. Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его. Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход. Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок. Положить ребенка в подвесной домашний гама-чок и тихонько покачать. Покатать ребенка в машине. Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слыщат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка -- колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок. До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли -- родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения. Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами -- улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка -- свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями. Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой. Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша -- пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем. В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, -- приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дета нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным. Меняйте положение ребенка Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами. Детский календарь Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость. Не бойтесь избаловать ребенка Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз. Обращайтесь с малышом бережно Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Повседневные дела

Время кормления Сохраняйте хорошее настроение Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка. Протяните руку и дотроньтесь Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать. Купание Первые ванночки Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце. Общение через прикосновения После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа. Пеленание/одевание Поцелуи в животик Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь. Разденьте ребенка Не кутайте малыша. Если в комнате 20 -- 25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло. Время отдыха Включите ребенку радио Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его. Запишите на пленку шум стиральной машины Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть. Дайте малышу музыкальную игрушку Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса. Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть. Используйте пустышку Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ. Прогулка в коляске Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть. Игра теней Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу -- мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов. Пеленки и мягкие подушки За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Стрижки по форме лица для женщин и девушек Стрижки по форме лица для женщин и девушек Разводы в молодых семьях Разводы в молодых семьях Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность