Воспитание, обучение, образование. Взаимосвязь обучения и воспитания

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

По дисциплине педагогика и методика обучения

Тема: «Воспитание и обучение»

Глоссарий

Воспитание - процесс и результат взаимодействия воспитателя с воспитанником с целью его личностного развития и усвоения социальных норм и культурных ценностей, подготовки к самореализации в том обществе, в котором он живет.

Деятельность - специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности на самого себя.

Дидактика - с греческого обозначает изучающий. Дидактика исследует процесс обучения, который организуется сознательно, систематически и планомерно.

Индивид - отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.

Индивидуальность - неповторимость, уникальность свойств человека.

Личность - понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность.

Мотив - материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок и ради которого они осуществляются.

Мотивация - динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку.

Навык - сформированное, автоматически осуществляемое движение, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.

Наследственность - свойство организмов повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

Образование - как социальное явление, это относительно самостоятельная система, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированная на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.

Психика - форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении регулятивную функцию.

Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Рефлексия - способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.

Рост - количественное изменение объекта; главная характеристика роста - это процесс количественных изменений без изменений внутренней структуры и состава входящих в него отдельных элементов.

Развитие - качественное изменение объекта; его главные признаки: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элементом, появление новых сторон, новых элементов в самом развитии, перестройка связей между сторонами объекта.

Самовоспитание - осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.

Социализация - процесс и результат усвоения ребенком социального опыта. В результате социализации ребенок становится культурным, образованным и воспитанным человеком.

Способности - индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а так же успешность выполнения различных видов деятельности.

Умение - способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия.

Введение

Обучение самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на гармоничное развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.

Будучи сложным и многогранным специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый взрослым человеком. Именно направляющая роль взрослого человека обеспечивает полноценное усвоение ребенком знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает ак субъект своего собственного формирования и развития.

Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно организованное воспитание. Объективный воспитательный процесс представляет собой широкое, многостороннее взаимодействие детей как активных субъектов деятельности с окружающей природно-социальной средой, прежде всего взрослыми людьми. В этом взаимодействии дети являются одновременно субъектом самоизменения и объектом воздействия, благодаря чему они созревают как личности, индивидуальности и приспосабливаются к условиям социальной жизни. Этим объясняется актуальность выбранной темы.

Тематика воспитания и обучения как условия психического развития человека, схожая с выбранной темой контрольной работы, рассматривалась в трудах таких авторов, как Д.Б. Элькониным, Я.А. Коменским, В.А. Сухомлинским, А.С. Макаренко, и др.

Целью данного реферата является выявление закономерности по теме «Воспитание и обучение». Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

· изучить литературу по теме;

· классифицировать информацию по теме;

· разработать комплекс упражнений (этапы) для совершенствования.

Проблематика по теме:

Идеалу (из желаемых состояний) препятствует отсутствие условий:

· индивидуальному подходу к каждой личности;

· творческому методу психического развития

1. Становление и развитие системы обучения

Становление и развитие системы обучения тесно связано с многовековым укладом и историей различных систем обучения и воспитания. Во все времена обучение являлось непременным условием ориентации человека в окружающем мире, способом формирования его взаимодействия с другими людьми и природой, возможностью включения в социально-экономическую и культурную жизнь народа.

Многие приемы, формы и методы обучения имеют тысячелетнюю историю и сохранились до наших дней. Если провести сопоставительный исторический анализ, то в современных системах обучения можно отыскать общие корни с древними подходами к образованию и воспитанию человека.

Школа язычества. История русского народа началась задолго до образования государства. Много тысячелетий назад люди, жившие в первобытных родовых общинах, обучали своих детей через включение в конкретные виды деятельности - изготовление орудий труда, собирательство, охоту, приобщение к религиозным тайнам бытия. С рождения и до 3-4 лет ребенок находился на попечении у матери, которая вместе с другими членами семьи обеспечивала уход за ним и воспитание. Дальнейшее обучение первобытных детей происходило в их повседневной жизнедеятельности, а также в играх, развивающих у детей ловкость, силу, смекалку, умение преодолевать неудачи. Игра - основная школа ребенка, удовлетворяющая его жажду действования, приучающая к подчинению общепринятым правилам, подготавливающая к взрослой жизни. До сих пор, как и тысячи лет назад, дети играют в «догонялки». В 7 веке восточные славяне детей племенной знати отдавали на воспитание до 7-8 лет в другую семью, подчиненную или зависимую. Так появилась исторически первая форма обучения и воспитания детей вне родной семьи.

Религиозный характер первобытного обучения определялся язычеством. Многочисленные языческие божества заполняли окружающий мир ребенка, предлагая образцы действий, отношений, правил поведения. Чтобы изучить их, требовалась собственная деятельность ребенка, в которой особое место отводилось таким учебным формам, как ритуалы, обряды, праздники, мифологические и фольклорные игры.

Значимые дальнейшие периоды обучения: 7 лет - мальчик переходит от женского воспитания к мужскому, начинает обучаться грамоте; 12 лет - подросток начинает выполнять мужскую работу; 17 лет - юноша становится взрослым.

Языческая система обучения построена на органичном вплетении мифологии в повседневную жизнь и деятельность человека. Мифические персонажи и их действия являются своеобразным учебником, по которому развивается ребенок, проходя соответствующие этапы взросления.

Введение христианства на Руси сопряжено с появлением летописей, которые несли в себе дидактическую функцию сохранения и передачи информации о событиях. Ведущую роль в развитии образования играли монастыри. Формы обучения в них базировались на чтении и переписывании книг религиозного содержания. Древне русское учебное средство - поучения, т.е. наказы и заветы именитых людей своим детям и внукам. «Поучения» Владимира Мономаха - не только исторический, но и педагогический документ. Дидактизм - один из главных принципов средневековой «учительной» литературы, цель которой - воспитание христианина.

Более высокая ступень образования - «книжное учение», доступна только для знати. В 1574 году книгопечатник Иван Федоров издает «Азбуку» - первый восточнославянский учебник. Обучение арифметике в Древней Руси состояло в овладении нумерацией и счетом на абаке. Изучались следующие арифметические действия: запись чисел в древнерусской нумерации, удвоение, раздвоение, сложение, вычитание, умножение, деление. Развитие ремесел в 12 веке повлияло на повышение общей грамотности ремесленников. Домострой - свод поучений средневековой эпохи на Руси. Всего в Древней Руси выделяется 8 разновидностей педагогической деятельности:

· училищная

· профессиональная

· церковноприходская

· монастырская

· сословная

· групповая

· бытовая

· индивидуальная.

В современных обучающих системах и методиках можно найти отголоски и продолжения старинных подходов, методов и приемов обучения.

Крупные школы имелись уже в третьем веке до нашей эры, например, в Двуречье и Египте. В них каждый учитель преподавал свой предмет. Однако распространенность и уровень образования в разные периоды древней истории были неодинаковыми у разных народов. Так, в Древнем Риме в период его расцвета как мировой державы начальные школы с пятилетним сроком обучения охватывали детей не только из богатых, но и из бедных (свободных) семей крестьян и ремесленников.

Во втором веке в Римской империи появились грамматические и риторские школы. Они давали широкое гуманитарное образование и готовили своих воспитанников к деятельности политического и судебного оратора. Это приводило к тому, что образование все более отдалялось от материального производства, его гуманитарный компонент, подчиненный общефилософской подготовки человека как единственно достойной свободного человека, противопоставлялся обучению, направленному на освоение конкретного дела.

В 12-13 веках в Европе появились университеты, достаточно автономные по отношению к феодалам, церкви и городским магистратам. Они готовили врачей, аптекарей, юристов, нотариусов, секретарей и государственных чиновников. Возросшие социальные потребности в образовании столкнулись с недостатком людей, подготовленных для осуществления обучения и воспитания. Выход был найден в отказе от индивидуального обучения и переходе к классно-урочной системе в школах и лекционно-семинарской - в университетах.

Применение этих систем обеспечило организационную четкость и упорядоченность образовательному процессу, позволило передавать информацию одновременно десяткам и сотням людей. Это повысило эффективность образования в десятки раз, снизило стоимость обучения, повысило его доступность и охват населения.

Объективные требования производства в 19 веке привели к тому, что в наиболее развитых странах были приняты законы об обязательном начальном образовании. Правда, образование трудящимся давалось лишь в той мере, в какой это соответствовало интересам господствующих классов. Итак, образование как социальное явление - это прежде всего объективная общественная ценность. Нравственный интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. Однако образование, имея общественную природу и исторический характер, в свою очередь, обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры общества, характер его политических и идеологических установок.

2. Развитие, социализация и воспитание личности

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развитие в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологии и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.

В зарубежной педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития выделяются 3 основных направления:

1. биологическое

2. социологическое

3. биосоциальное.

Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З. Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть постоянную борьбу с сами собой, он «надевает маску» или неудовлетворение с естественной потребностью замещает занятиями каким-либо видом деятельности.

Все явления общественной жизни (стачки, забастовки), как считают представители этого направления, естественны для простых людей, у которых от рождения заложены стремления к нападению, жестокости, бунтарству. Однако реальная жизнь показывает, что люди часто действуют даже против своих жизненных потребностей, выполняя долг патриота, борца и просто гражданина.

Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется, благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.п.

Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущения, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.

Определенный интерес в этой связи представляет схема, которую предложил Й. Шванцара, - она своеобразно иллюстрирует взаимоотношения трех факторов психического развития - наследственность, среды и воспитания (см. Приложение 1). Й. Шванцара считает, что врожденные и унаследованные предрасположенные, обозначенные обобщенным термином «наследственность», развиваются в результате внешних влияний - среды и воспитания. Взаимодействие всех трех факторов может быть, по его мнению, либо оптимальным (равносторонний треугольник АВС), либо дисгармоничным (АВС1, АВС2, АВС3).

Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменение биологии личности сказывается не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т.п.).

3. Особенности психического развития человека

Психическое развитие человека это последовательные, прогрессирующие и в целом необратимые количественные изменения психики людей. Эти изменения обусловливают переход живых существ от низших (более простых) к высшим (более сложным) формам взаимодействия с окружающей средой. Определяясь биологическим, общественно-историческим и онтогенетическим развитием жизни, изменения психики участвуют в этом процессе взаимодействия в качестве одного из важных его факторов. Научное изучение возникновения и развития психики - путь познания ее природы и сущности.

Психика в своей зачаточной форме возникла из раздражимости живых существ как активное отражение ими жизненно важных для них изменений окружающей среды, регулирующее их поведение. Развитие психики сопровождалось биологической эволюцией животных в связи с образованием и развитием их нервной системы. Развитие психики характеризовалось переходом от сенсорных к перцептивным и интеллектуальным способам регуляции поведения. Особенности психики человека, его сознание - продукт общественно-исторического развития. В нем на первый план выступила преемственная социальная связь человеческих поколений, передача старшим поколением младшему результатов практической и возникшей на ее основе познавательной теоретической и всякой другой деятельности, овладение младшим поколением этими результатами (орудиями, языком, знаниями, нормами поведения), его роль в дальнейшем созидании материальных и духовных ценностей.

Человеческий индивид рождается с природными возможностями человеческого психического развития, которые реализуются в общественных условиях его жизни с помощью средств, созданных обществом. Психика, сознание развиваются в процессе взаимодействия человека с окружающей его общественной средой, обучения и воспитания, овладения общественно выработанными способами действий с различными предметами, языковыми средствами общения, достижениями науки и т.д.

Постепенно человек становится субъектом общения, учения, познания и труда; формируется как личность с присущей ей системой психических свойств, внутренне обусловливающих организованность и устойчивость поведения в соответствии с ее общественным положением и складывающимися у нее сознанием и самосознанием.

Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом. Отношение социального и биологического в формировании и поведении личности чрезвычайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми. Так, смелость может доходить до безрассудства, когда побуждается желание привлечь к себе внимание (естественная потребность в достижении, признании). Другого человека смелость побуждает идти на встречу жизненным трудностям, хотя об этом никто, кроме него, не знает. Важно видеть и степень выраженности качества. Чрезмерная вежливость, например, может граничить с подхалимством, послушанием - быть показателем пассивного исполнения требований, безразличия, а непоседливость - свидетельствовать о живости интереса, быстроте переключения внимания и др.

Личность, по определению Л.С. Выготского, - это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции.

Основные функции личности - творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности - социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.

Общество с целью воспроизводства социальной системы, сохранения своих социальных структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические), образцы ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей. Тенденция социальной типизации личности и позволяет рассматривать социализацию как процесс адаптации и интеграции человека в обществе путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам.

Чтобы личность развивалась не только в системе школьного, Вузовского образования, предлагаем следующий алгоритм заданий различного типа:

1. Нужно уметь поставить перед ребенком научную задачу. Решение реальной проблемы, которая существует в соответствующей изучаемому предмету науке или другой области деятельности, например, предложите свою версию происхождения алфавита, земли, отдельных культурных традиций.

2. Исследование объекта. Например, исследуй слово «город», установите его происхождение, смысл, строение, признаки, функции. Разработайте и проведите исследование по установлению зависимости настроения человека от цвета его одежды.

3. Восстановление истории, т.е. выяснение причин сложившейся ситуации

4. Доказательство, поиск способов подтверждения версий или знаний, например, докажите или опровергните существование богов, духов, домовых.

5. Перевод, например перевод с языка одного предмета на другой: нарисовать музыку, «оживить» число, определить цвета дней недели.

6. Сделай по-своему. Предложить ребенку выполнить по-своему то, что ему уже известно, например, придумать обозначение числа, буквы.

7. Образ. Придумать и изобразить образ - рисуночный, двигательный, музыкальный, словесный с помощью соответствующих этому образу средств.

8. Эмпатия. Мысленно «проживите» объект и этапы его развития (растения, государства).

9. Сочинение. Сочинить задачу, поговорку, рифму, сюжет, роль.

10. Составление. Составить словарь, кроссворд, игру, родословную.

11. Планы. Разработать план домашней, классной или творческой работы. Составить индивидуальную программу занятий по курсу.

12. Рефлексия. Осознать свою деятельность: речь, письмо, размышления, на протяжении определенного участка времени. Вывести правила и закономерности этой деятельности.

Заключение

Изучена литература следующих авторов Хуторского А.В., Смирнова В.И., Немова Р.С., Сластенина В.А., Лихачева Б.Т., которые позволили выявить, что при рассмотрении процесса психического развития необходимо рассматривать вопрос о том, какую роль в этом процессе играет среда, а какую - врожденные задатки организма, биологические особенности человека. В науке до сих пор существуют разные точки зрения от крайне биологизаторских концепций, рассматривающих психическое развитие как процесс, преимущественно биологически обусловленный, до почти полного отрицания значения биологических предпосылок для формирования личности ребенка.

Л.С. Выготский в своих работах отмечал, что отличительная черта психического развития заключается в том, что в конце его у человека должно реально сформироваться то, что с самого начала существует уже в виде некоторой идеальной формы в окружающей человека среде, в первую очередь социальной, - и к воплощению чего направлено все развитие человека. Так происходит развитие познавательных процессов, овладение различными способами саморегуляции, нравственное формирование личности.

Таким образом, психическое развитие ребенка, формирование его личности может быть понято в рамках его социализации, т.е. усвоение им продуктов накопленного людьми социального опыта. В процессе социализации происходит превращение ребенка из организма (индивида) в психологически зрелого и морально полноценного члена общества.

В отечественной психологии общепринятым является положение о том, что формирование личности ребенка совершается под воздействием социальных условий и воспитания. Но вместе с тем следует учитывать биологические особенности организма, т.к. они входят в состав возникающих в процессе развития психологических новообразований и тем самым так или иначе влияют на структуру. Существуют такие природные свойства нервной системы, от которых зависят быстрота и легкость замыкания связей, это имеет значение для развития способностей к обучению. От врожденных свойств нервной системы (уровня активации) в известной мере зависит развитие интеллектуальной активности ребенка.

Не существует ни одной врожденной особенности организма, которая была бы полностью нейтральна для психического развития ребенка. Даже то, что ребенок рождается красивым или некрасивым, физически сильным или слабым, так или иначе сказывается на формировании его личности. Таким образом, ни одна психологическая черта не является непосредственно биологически обусловленной, и, с другой стороны, каждая психологическая особенность в процессе формирования испытывает косвенное влияние врожденных предпосылок. Социум также оказывает влияние на развитие психики и формирование личности. Воздействие среды будет зависеть прежде всего от того, через какие индивидуальные особенности ребенка они преломляются и какие переживания у него возникают (социальная ситуация развития). Ребенок не пассивное существо, впитывающее в себя различные влияния (психическое развитие не сводится лишь к усвоению социального опыта). В процессе развития происходит качественное преобразование личности ребенка на основе его собственной активной деятельности и его собственного отношения к среде.

Чтобы ребенок активно действовал и развивался необходимо направлять его деятельность, чтобы он не только усваивал принятые нормы, но и выражал свое отношение к происходящему, мы предложили ряд упражнений, которые активизируют его когнитивную, креативную деятельность (упражнения см. § 3).

обучение воспитание личность психический

Литература

1. Лихачев Б.Т. «Педагогика», Москва 1998 г., 464с.

2. Немов Р.С. «Психология», Москва 1999г., 688с.

3. Психологический словарь, под ред. Зинченко В.П., Москва 1997 г., 440с.

4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. «Педагогика», Москва 2002г., 576с.

5. Смирнов В.И. «Общая педагогика», Москва 2002г., 304 с.

Хуторской А.В. «Современная дидактика», Санкт-Петербург 2001 г., 544с.

Приложение 1

Схема Й. Шванцара:

Наследственность (врожденные и унаследованные предрасположения) обозначается АВ

Среда (объективное влияние окружающей среды)

Воспитание (целенаправленный процесс)

Серединная точка -- С

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Термин "воспитание" и его парадигмы. Социализация личности и ее культурное развитие. Место эстетического и нравственного воспитания в национальной педагогической системе. Профессионализм как интегральная психологическая характеристика человека труда.

    контрольная работа , добавлен 10.02.2013

    Понятие, сущность и цель современного образования. Структура и содержание образования. Обучение как целенаправленный процесс развития личности. Роль обучения и воспитания в развитии личности. Педагогические закономерности формирования личности.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2012

    Принципы воспитательного процесса и его специфические особенности. Роль обучения и самообучения в развитии личности. Общественная направленность социализации и формирования личности. Исследование проблем социализации молодёжи в современных условиях.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2011

    Ценность нравственного воспитания. Сущность и природа нравственности. Развитие морального сознания ребенка. Особенности и условия нравственного воспитания младших школьников, формировании личности. Проблемы нравственного воспитания и их исследование.

    реферат , добавлен 17.08.2010

    Механизм нравственного становления личности. Задачи нравственного воспитания, основные факторы, средства и методы. Личный пример, фольклор, связь поколений, идеал. Национальное своеобразие воспитания. Духовное богатство народа и народная педагогика.

    презентация , добавлен 09.02.2016

    Семья - социальный институт формирования личности. Ее социальные функции. Семейное воспитание в развитии ребенка. Аспекты психологии о семье. Роль родителей в развитии детей. Воспитание ребенка в различных по структуре семьях. Ошибки семейного воспитания.

    реферат , добавлен 25.06.2008

    Искусство как форма общественного сознания. Функции музыки как вида искусства. Роль музыкального воспитания в развитии личности ребенка. Цель и задачи музыкального воспитания и обучения в начальных классах. Дидактические принципы музыкального воспитания.

    презентация , добавлен 13.10.2013

    Процесс развития человека: понятие, результат, противоречия и условия. Роль наследственности и среды в развитии личности ребенка. Воспитание и его влияние на формирование детской личности. Деятельность как важный фактор совершенствования личности ребенка.

    презентация , добавлен 08.08.2015

    Этапы жизненного пути А.В. Запорожца. Особенности и развитие процесса восприятия. Влияние психических процессов на развитие, обучение и воспитание личности. Происхождение и природа эмоций. Общие закономерности формирования психических процессов.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2014

    Сущность понятий "индивид", "индивидуальность". Образование и социализация человека. Развитие, воспитание, обучение. Образовательный и педагогический процесс. Конкретные формы организации обучения, их классификация. Общие формы учебной работы учащихся.

В педагогической теории давно идет спор о том, является обучение частью воспитания ребенка или нужны какие-то специальные средства, чтобы обучение носило воспитывающий характер. Я. А. Коменский, признавая огромную воспитывающую роль обучения, не разделял обучение и воспитание.

Ж.-Ж. Руссо считал основной задачей естественное воспитание и одним из средств этого считал обучение, ставя его как бы в подчиненное положение к воспитанию. И. Ф. Гербарт ввел понятие «воспитывающее обучение», рассматривая обучение как основное средство воспитания.

Разрешение данного спора зависит от того, как понимать смысл воспитания. Если воспитание предполагает освоение ребенком социального опыта, то обучение является главной составляющей воспитания. Если же мы рассматриваем воспитание с позиции освоения человеком комплекса социальных ролей, то обучение - лишь средство, которое способствует этому. И чтобы расширить возможности влияния на этот процесс, необходимо при обучении постоянно уделять внимание реализации воспитывающих целей. В последние годы в педагогике в связи с этим подходом распространилось понятие «воспитывающие функции» обучения.

Целостность проявляется в единстве процессов обучения и воспитания: в процессе обучения происходит воспитание, а в процессе воспитания - обучение.

Воспитательные возможности обучения заложены как в содержании изучаемых предметов, так и в методах и формах обучения, т. е. охватывают как содержательную, так и процессуальную сторону обучения.

Основу учебной деятельности составляет такой вид социально значимой деятельности, как овладение научными знаниями и способами действий.

Учебная деятельность - деятельность предметная. Ученики производят разнообразные виды предметной деятельности: наблюдают за предметами и явлениями, ставят опыты, эксперименты, решают задачи, слушают объяснения учителя и т. п. Предметом учебной деятельности являются научные понятия, законы науки и опирающиеся на них общие способы выделения свойств, понятий или решение некоторого класса конкретно-практических задач.

Учебная деятельность есть форма активного отношения о школьника к изучаемому учебному материалу. Она начинается не с пустого места, а на базе некоторой переориентации индивида. Он организует свои «сущностные силы» не в самый момент деятельности, а в период подготовки к ней и направляет их в определенную сторону, обеспечивая определенной активностью. Активность познания - это проявление преобразовательного, творческого отношения школьника к объектам его познания. Она предполагает наличие таких. моментов, как избирательность подхода к объектам познания, выбор объекта в последующей деятельности, направленной на решение проблемы. Такое понимание учебной деятельности позволяет рассматривать ученика как активного субъекта этой деятельности. А это самый главный фактор личностного развития.

Учебная деятельность не может рассматриваться только как форма активности индивида. Это коллективная деятельность объединенных индивидов. Она опосредована педагогическим воздействием, предполагает общение между учителем и учащимися, а также между самими учениками. Деятельность является одной из основных форм включения подрастающих поколений в систему общественных отношений, в коллективистскую деятельность, в процессе которой усваиваются многообразные социальные качества и нормы. Учебная деятельность - это деятельность по самоизменению, ее продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте (Д. Б. Эльконин).

Организация воспитания в процессе обучения заключается в том, что детям должны быть предоставлены большие, возможности для приобретения опыта реализации тех или иных социальных функций.

При организации учебной деятельности большое значение для воспитания имеют целенаправленные действия педагога, способствующие созданию условий для освоения детьми новых отношений. Эти условия возникают из элементарных составляющих данной организации в учебных ситуациях. Ситуация - совокупность обстоятельств, на фоне которых актуализируется какое-либо событие. Событие само по себе не создает ситуацию, она создается сочетанием события с обстоятельствами, ведь одно и то же событие на ° фоне различных обстоятельств способно породить совершен-g но различные ситуации. Ситуация - система внешних по » отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредующих его активность.

В воспитании в процессе организации учебной деятельности особое значение имеет учет ситуативной доминанты - актуализированного внутреннего состояния человека посредством взаимодействия его с обстоятельствами внешнего мира (учителем, учениками, событиями настоящего момента и др.) в конкретный момент (Т. В. Машарова)7.

Среди всех учебных ситуаций особое значение имеет ситуация выбора. При разумном педагогическом управлении она позволяет поставить ребенка в позицию субъекта деятельности и оказывать развивающее влияние на личность ребенка. При выборе решения и при оценке последствий выбора создается основа для объективизации установок и ценностей личности как учителя, так и ученика, формируется общая направленность интересов каждой личности. Воспитательные цели более успешно реализуются в процессе обучения при интеграции учебной и других видов деятельности. Преподнося тот или иной материал, педагог опирается на информацию, полученную ребенком из других источников, и предлагает использовать при решении учебных задач те умения, которые получил учащийся в других условиях.

В учебной деятельности школьников коллективная и индивидуальная работа находятся в органическом единстве и сочетании.

В процессе групповой работы учащиеся контактируют не только с учителем, но и друг с другом.

Каждый ученик имеет возможность свободно высказывать свои мысли, свое мнение, обсуждать их с равными себе, отстаивать свою точку зрения. Общение в процессе групповой учебной деятельности удовлетворяет эмоциональную потребность ученика, вызывает интерес, положительное отношение к учению. Каждый ученик имеет возможность проговаривать изучаемые положения, правила, законы и получать помощь не только от учителя, но и от учащихся. Все это помогает осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку, повышает активность, самостоятельность каждого учащегося. Приобретаются навыки коллективной работы, коллективного сотрудничества.

X.Й. Лийметс показывает, что при групповой учебной деятельности возможны вариации в содержании и способах действий в зависимости от познавательных возможностей. Состав групп постоянно регулируется с учетом успехов каждого учащегося.

Индивидуальная работа характеризуется выполнением заданий отдельными учащимися. Она позволяет дифференцировать цель, мотивацию, содержание, характер, степень трудности учебных заданий, способы действий, темы, меру помощи и т.д. Индивидуальная работа может быть различной по степени самостоятельности, творческой активности. Поисковая, эвристическая деятельность, в процессе которой ученик строит гипотезы и самостоятельно определяет способы решения, носит ярко выраженный индивидуальный характер. Содержание, характер, степень трудности задания воспринимаются учеником каждый раз по-своему, прежде всего в зависимости от уровня подготовленности.

Таким образом, в процессе учебной деятельности у учащихся формируется опыт взаимодействия с другими учениками. Большие возможности для этого предоставляет групповая работа на уроках или использование различных форм взаимодействия при выполнении учебных заданий. Необходимо отметить, что учебная деятельность способствует развитию индивидуальности ребенка.

7. Воспитание во внеучебной деятельности

Внеучебная деятельность - интегративное понятие, которое определяет комплекс различных занятий учащихся, осуществляемых в свободное от учебных занятий время.

Деятельность, организуемая педагогами во внеучебное время, ориентирована на интересы детей, предоставляет им возможность выбора, в большей степени способствует их самореализации и самоопределению.

Внеучебная деятельность помогает удовлетворять разнообразные интересы детей в неформальном общении, клубах, любительских объединениях, кружках.

В свободное от занятий время учащиеся выбирают не только формы досуга, но и формы занятий, способствующих углубленному изучению того или иного предмета.

Основные педагогические условия, позволяющие достичь активной включенности детей во внеучебную деятельность:

Личностно ориентированное информационное обеспечение включения школьников в разнообразные занятия;

Планирование учащимися собственной внеучебной деятельности;

Готовность педагогов к управлению процессом включения детей во внеучебную деятельность.

Под личностно-ориентированным информационным обеспечением мы понимаем предоставление детям:

Информации об имеющихся видах внеучебной деятельности;

Информации о возможностях включения в эти виды занятий;

Возможности овладения информацией о себе, о чертах своего характера, свойствах, способностях и т. п.;

Педагогической помощи в самоанализе;

Педагогической помощи в самоопределении в позиции «Я» - «Деятельность».

Самоопределение в позиции «Я» - «Деятельность» является завершением акта выбора ребенком вида внеучебной деятельности, в которую он намерен включиться.

Сам акт выбора состоит из сопоставления информации о деятельности с информацией о себе.

Информация о деятельности включает:

Характеристику предмета и объекта деятельности;

Определение общей цели деятельности и «веера» задач;

Характеристику основных действий и операций, составляющих деятельность;

Варианты участия в деятельности;

Возможности личностного роста и удовлетворения личных потребностей;

Определение психологических и других свойств и качеств личности, необходимых для успешного освоения данного вида внеучебной деятельности.

Информация о себе должна содержать знания:

О своих индивидуальных чертах и свойствах;

О сущности процесса самоопределения.

Примером такой работы является создание разнообразных творческих объединений, волонтерских отрядов, предоставление возможности заниматься техническим творчеством, художественной самодеятельностью, работать в Интернете.

Организация внеучебной деятельности школьников не ограничивается стенами образовательного учреждения. Вне-учебная деятельность организуется также учреждениями дополнительного образования, детскими общественными организациями, социально-педагогическими комплексами.

Внеучебная деятельность может быть организована центрами, осуществляющими работу с детьми со специальными нуждами, - цетрами медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям, центрами по профилактике девиантного поведения учащихся.

Необходимо отметить роль семьи в организации внеучебной деятельности школьников. Наиболее эффективный результат в воспитании обеспечивается совместной организацией досуга родителей и детей. Именно в этом случае достигается взаимопонимание между родителями и детьми, которое способствует успешному социальному становлению молодого поколения.

Очень важно соблюдать принцип добровольности в организации внеучебной деятельности, не допуская диктата и насилия, а также формализма.

Становление и развитие педагогики как науки.

Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи: во-первых, освоить опыт предыдущих поколений; во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт; в-третьих, передать его следующему поколению.

Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам. Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда, называется педагогикой.

Исторически создание педагогической науки связано, прежде всего, с выделением педагогической деятельности в самостоятельную сферу общественной практики. Стремление к ее осмыслению повлекло за собой первоначально создание различного рода обобщений практического и духовного опыта, а затем и разработку специального научного знания.

Сначала эта отрасль знания разрабатывалась в недрах философии, в трудах таких древнегреческих философов Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель и др. В этот период появляется и термин «педагогика», который впоследствии закрепился в качестве названия науки о воспитании.

В начале ХVII века педагогика была вычленена из системы философского знания английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом. В 1623 году он издал свой трактат «О достоинстве и увеличении наук», в котором в качестве отдельной отрасли знания назвал педагогику как науку о "руководстве чтением".

В этом же столетии статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен трудами и авторитетом выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670 гг.). Он создал знаменитый труд «Великая дидактика», в котором разработал основные вопросы теории и организации учебной работы, а в книге "Материнская школа" изложил свои взгляды на нравственное и семейное воспитание детей. Вслед за Коменским в историю западноевропейской педагогики вошли имена таких ее виднейших представителей, как Джон Локк в Англии; Жан-Жак Руссо во Франции; Иоганн Генрих Песталоцци в Швейцарии; Иоганн Фридрих Гербарт и Адольф Дистервег в Германии и др.



В XVII веке Епифаний Славинецкий разрабатывает в своем труде «Гражданство обычаев детских» правила поведения детей в семье, школе и общественных местах. Большой вклад в развитие педагогической мысли внес М.В. Ломоносов, создавший ряд учебных книг по риторике и грамматике.

Значительно продвинули вперед отечественную педагогическую мысль работы К.Д.Ушинского, Н.И.Пирогова, В.П.Острогорского, П.Ф.Лесгафта, Л.Н. Толстого, П.Ф. Каптерева, К.Н. Вентцеля и др.

Великим педагогом России был К.Д. Ушинский - отец русских учителей. Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж. Например, «Родное слово» переиздавалось 167 раз.

Поиски российских теоретиков и практиков 20-х гг. XX в. во многом подготовили новаторскую педагогику А.С.Макаренко. Особое значение имеет созданная А.С. Макаренко теория детского коллектива, которая органично включает в себя тонкую по инструментовке и своеобразную по способам и приемам осуществления методику индивидуализации воспитания.

Педагогика как гуманитарная область знания: объект, предмет, функции, основные категории.

Педагогики – наука о воспитании человека. Предмет педагогики: воспитательная деятельность осуществляемая в учебных заведениях. Функции – познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.

Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В широком социальном смысле воспитание – передача накопленного опыта от старшего поколений к младшим. Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с человеческим обществом, став органической частью его жизни и развития, и будет существовать, пока существует общество. С появлением в обществе классов воспитание принимает классовый характер. Оно начинает служить господствующему классу, который и определяет его направленность, цели, содержания и формы. Когда хорошее воспитание становиться дорогим удовольствием, недоступным для всех людей в обществе, оно превращается в орудие дискриминация людей, средство возвеличения одних над другими. В современном обществе действует целый комплекс институтов, направляющих свои усилия на воспитание: семья, средства массовой информации, литература, искусство, трудовые коллективы, органы правопорядка. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знания, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

Обучение – это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Основу обучения составляют знания, умения и навыки. Знания – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства, путем многократного упражнения.

Образование - это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которым овладел обучаемый. Образованным принято называть человека, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить. Главный критерий образованности – системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. Общее образование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует диалектико-материалистическое мировоззрение, развивает познавательные способности. Политехническое образование знакомит с основными принципами современного производства, вырабатывает навыки обращения с простейшими орудиями труда, которые применяются в быту и современной жизни.

Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости.

Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.

Ефимова Наталья Евгеньевна,
учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ 692.

Обучение и воспитание - это сущностные функции образовательного процесса. Точно определенный научный предмет педагогики позволяет понять, что обучение и воспитание - это понятия, которыми обозначаются психологически разные аспекты единого явления - процесса педагогического развития и формирования личности.

В истории педагогики существует устойчивая тенденция рассмотрения обучения и воспитания во взаимосвязи. Многие исследователи подчеркивают, что поскольку под обучением подразумевается научение некоторому содержанию, то оно тем самым формирует свойства личности. Знающий человек, умеющий человек - это характеристика свойств личности. Кроме того, обучение знаниям и способам деятельности при условии их значимости для личности развивает ее нравственные, волевые и эстетические чувства. Следовательно, обучение есть вместе с тем и воспитание. В свою очередь, воспитание в любом его смысле означает формирование не только свойств личности, но и знаний, умений. Формирование мировоззрения, нравственных устоев предполагает усвоение системы знаний о мире, о социальных нормах, обучение умению этими знаниями пользоваться, воспитание ценностного к ним отношения. Последнее связано с развитием у учащихся эмоционального восприятия этих знаний и норм, формированием у них мировоззренческих и нравственных потребностей. То же относится и к воспитанию эстетических чувств, имеющих своим основанием получение информации об эстетических явлениях, обучение умению воспринимать красивое, творить его и формирование отношения к нему как к личной ценности.

Обучение и воспитание как факторы развития личности содержат сходные черты и элементы. Это обусловлено тем содержанием, которое предлагается учащимся для активного усвоения. Основой различия обучения и воспитания является то, что в первом случае акцент делается на усвоении знаний и способов деятельности, а во втором - на интериоризации социальных ценностей, формировании личностного отношения к ним.

Неизбежность воспитывающего влияния обучения обусловлена, прежде всего, тем, что оно ориентировано на человека как целостную личность, либо восприимчивую к воздействиям, либо отвергающую их. Обучающие воздействия накладываются на эмоциональный строй личности, соответствующий или не соответствующий им. Только в первом случае обучение становится личностно значимым и, следовательно, воспитывающим и личностно-развивающим.

Связь между обучением и воспитанием не односторонняя. Как обучение при определенных условиях влияет на воспитанность, так и уровень воспитанности оказывает влияние на эффективность обучения, на качество обучения. Обучение опирается на мотивационную сферу учащихся и вместе с тем развивает, углубляет ее.

Обучение воспитывает в необходимом обществу направлении, становится личностно-развивающим тогда, когда организуемая деятельность учения и ее предметное содержание соответствуют потребностям, интересам, мотивам учащихся, когда эта деятельность осуществляется в условиях, влияющих на возникновение и закрепление ценностного отношения к ней. Такие условия оказывают косвенное влияние, поскольку предметное содержание любой темы не является непосредственно эмоционально окрашенным. Однако наличие интереса к учебному предмету, стремление к самоутверждению, высокий уровень притязаний выступают косвенными условиями организации учения. Так, создание атмосферы состязательности на уроке стимулирует соответствующие мотивы учащихся, которые оказывают косвенное влияние на отношение к учебной деятельности.

И.Я. Лернер отмечает, что обучение и воспитание представляют собой единый процесс, предполагающий усвоение учащимися знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоциональной воспитанности. Если первые три элемента определяют уровень интеллектуального развития человека, составляют его содержание, то все названные компоненты обусловливают и составляют содержание духовного развития личности в целом. Масштаб и характер объектов, включенных в систему ценностей, вызывающих ту или иную силу эмоционального отношения, определяют уровень и масштаб духовного развития личности.

Анализ соотношения обучения, воспитания и развития личности показывает взаимосвязь этих процессов. Подобно тому, как целостна и едина личность, так целостен и процесс ее формирования, осуществляемый с помощью обучения и воспитания. Развивать гармоничную личность - значит, обучать ее знаниям, умениям, творческой деятельности и формировать эмоционально-ценностное отношение к миру через организацию различных видов деятельности.

И.А. Зимняя выделяет следующие четыре типы взаимосвязи между обучением и воспитанием:

1. Воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется. Это именно тот тип отношения между двумя процессами, в котором они как бы сливаются воедино. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который определяется как воспитывающее обучение.

2. Воспитание осуществляется в образовательном процессе определенной системы или учреждения и вне обучения, параллельно ему. Здесь должны подкрепляться все эффекты обучения, и в свою очередь оно должно действовать на воспитание.

3. Воспитание осуществляется вне образовательного процесса, трудовым коллективом, группой, общностью, где происходит и некоторое стихийное обучение и соответственно научение.

4. Воспитание осуществляется и другими учреждениями, общностями, сопровождаясь стихийным, а иногда целенаправленным обучением и научением.

Итак, для того чтобы новые поколения «успевали» становиться вровень со своим временем, культурой, цивилизацией, человеку необходимо было научиться ускорению особого процесса человеческого развития. Как отмечает В.Б. Ежеленко, воспитание и обучение есть суть человеческих способов ускорения объективного процесса развития человека в онтогенезе. Отсюда, в обобщенном значении, воспитание - это педагогически организуемое нравственное развитие человека на основе складывающихся и регулируемых отношений между людьми.

Также можно сказать, что обучение оказывает внешнее влияние на подростка, а результаты воспитания проявляются в поведении подростка.

Многие родители знают, как тяжело воспитывать ребенка в современном мире. Множество техники, гаджетов и игр накладывают большой отпечаток на развитие малышей и подростков. Очень редко в парке можно встретить школьников, с настоящими книгами в руках или рисующими классики на асфальте. Многие считают это пережитками далекого прошлого. А так ли далеко это прошлое и что забирает настоящее у современных детей?

Что такое воспитание и обучение?

Нужно отметить, что воспитание - это целый комплекс мероприятий, направленных на формирование личности. Великий ученый Павлов считал, что воспитание - это способ и возможность сохранения исторической памяти популяции.

В свою очередь обучение - это процесс формирования новых навыков, знаний и умений, а также развитие творческих способностей. Нужно отметить, что прослеживается четкая взаимосвязь воспитания и обучения. Ведь эти процессы всегда идут "рука об руку". Нельзя чему-то стараться научить ребенка, у которого не заложен процесс обучения и усидчивость с детства. Задачи обучения должны совпадать с целями и возможностями.

Типы взаимодействия обучения и воспитания

1. Непрерывная связь. Этот тип характеризуется постоянным непрерывным процессом воспитания во время образования и наоборот. В свою очередь процессы становятся единым целым и ребенок не воспринимает их как нечто разобщенное.

2. Параллельная взаимосвязь воспитания и обучения. Так осуществляются все процессы трансформации и преобразования детской энергии после школьных занятий: кружки, факультативы. Таким образом происходит обучение параллельно воспитанию.

3. Воспитание ребенка может осуществляться и вне образовательного процесса, однако оно всегда должно придерживаться определенной строгой концепции обучения. Это могут быть семейные вечера или чаепития, где вы изучаете этикет или основы экологии. Многие семьи ходят в походы или устраивают пикники, что бы научить детей правильному поведению в лесу, возле водоема или в парке. При этом в любой семье должно в первую очередь соблюдаться правило сохранения семейных ценностей и традиций.

4. Процесс воспитания может проходить и вне образования, например, в клубах или на дискотеках. Такой тип чаще всего характерен для подростков и более взрослых детей. Обычно родители боятся такого воспитательного типа, однако очень часто он играет решающую роль в становлении личности.

Механизм формирования единства обучения и воспитания

Многие считают что процесс воспитания происходит сам по себе, без особых усилий. Однако это - большое заблуждение. Ведь воспитание - это изменение уже имеющихся психологических установок, а также развитие новых. Этот процесс не может проходить быстро и без каких-либо усилий.

Основы обучения и воспитания закладываются еще в младенчестве, когда вы читаете ребенку сказки или поете колыбельные, когда вы учите его говорить, ходить и складывать игрушки. При этом ребенок обязательно должен вступать в межличностные отношения, чтобы опробовать свои навыки.

Педагогическое воздействия на ребенка

Для того чтобы ребенок принял какую-либо социальную установку, он должен обладать какими-либо знаниями о ней, она должна вызывать какие-либо эмоции и быть подкрепленной действием. Например, если вы хотите научить ребенка завязывать шнурки, сначала расскажите как и для чего это нужно сделать, затем охарактеризуйте то, что может случится, если их не завязать, и покажите как это делается.

Стадии процессов

И обучение, и воспитание детей протекает в следующих стадиях:

  1. Повышенное внимание.
  2. Интерес.
  3. Новая информация.
  4. Побуждение к действию или конечный результат.

Таким образом получается, что без какого-либо одного звена, невозможно формирование полноценного навыка. Например, если ребенку не будет важен конечный результат, то у него не возникнет интереса, или наоборот.

Психологические основы воспитания и обучения

При формировании любых навыков у ребенка должны присутствовать следующие ступени:

  1. Знание как нужно поступать.
  2. Желание совершать положительные поступки.
  3. Визуализация (видел, что так поступают взрослые).
  4. Самоупражнение.

Все обязательно должны учитывать возраст ребенка. Нельзя одинаково объяснять или пытаться научить чему-то годовалого малыша и десятилетнего школьника. Также стоит принимать во внимание индивидуальные особенности психо-физического развития ребенка и коллектив, в котором он находится.

Существуют методики убеждения и стимулирования в формировании определенных навыков у детей. Однако необходимо строго и четко придерживаться их постоянно. Нельзя сегодня поощрить ребенка за то, что он сложил свои игрушки, а завтра этого не сделать или, наоборот, поругать его за это. Также можно воспользоваться методом создания определенной деятельности в воспитании и обучении школьника или подростка.

Задачи обучения - это создание необходимых навыков, которые должны соответствовать конкретному типу личности ребенка. Невозможно не учитывая индивидуальные особенности применять педагогические приемы.

Проблемы современного воспитания и обучения

Современные программы обучения для детей настолько обширны и развиты, что их можно применять практически с рождения. Многие торопятся и начинают образовательный процесс еще до того, как ребенок научился говорить или освоил навыки ходьбы.

Методы и средства воспитания направлены на формирование личностных лидерских качеств и умений ими пользоваться. Однако за всем этим скрывается явная эмоциональная и умственная перегрузка. Многие родителе в стремлении сделать своего ребенка особенным забывают, что он еще ребенок. Зачастую у детей пропадает интерес к простым детским играм и занятиям, а также интерес к общению между собой.

Программа воспитания и обучения в детском саду

В целом программа в детском саду делится по возрастным группам. Дети младшего возраста осваивают методику формирования четкого распорядка дня. Здесь учитываются питание, сон и игровые навыки.

Дети осваивают навыки в соответствии с физическим и психическим развитием. Программа воспитания и обучения в детском саду во всех возрастных группах основывается на доверительных отношениях между детьми и воспитателем, а также на профессиональных навыках и умениях последних.

Результаты обучения детей нельзя оценивать сразу и одинаково. Ведь некоторые воспринимают информацию по особенному и могут креативно применять свои навыки в жизни. Многие ученые считают, что устойчивая связь определенного навыка возникает спустя 21 день ежедневного повторения. У детей данный принцип совершенно не работает. Некоторые схватывают и применяют новые знания с первого раза, а для других нужна мотивация и заинтересованность.

Как общаться с ребенком

Если вы хотите выстроить с ребенком определенную цепочку знаний, которые приведут к формированию какого-либо навыка, то вам необходимо сначала выстроить доверительные отношения. Порядок общения с ребенком всегда начинается с личностного контакта. Если вы видите, что ваш юный оппонент не в духе или не настроен на какую-либо беседу, то лучше этот момент отложить.

Все дело в том, что вы, стремясь создать положительный навык, можете сформировать отрицательный. Это очень часто прослеживается с подростками. Он, как бы делают наоборот. Хотя на самом деле виноват "педагог".

Порядок общения с ребенком в любом возрасте не должен быть навязчивым и явно поучающим. Например, если вы хотите научить ребенка бережно относится к природе, для этого не обязательно усаживать его перед собой со словами: "И так, сегодня мы поговорим о...". Такие моменты отпечатываются в памяти крайне негативно.

Результат обучения не всегда может быть ожидаемым. Если вы неправильно выбрали мотивацию или разъяснили возможный исход, то и навык может сформироваться совершенно неожиданный.

Очень часто в общении с ребенком взрослые придерживаются осторожности, обходят некоторые моменты стороной. Дети зачастую воспринимают это как недоверие и не могут полностью открыться.

Революции в области обучения

Издавна считается, что дети учатся в школе. А так ли это на самом деле? Непрерывная взаимосвязь воспитания и обучения привела к тому, что родители-учителя стали лучше, чем профессиональные педагоги. Они легче входят в личностный контакт и правильнее учитывают психологические особенности ребенка. Фактор индивидуального подхода в этом случае также решает многое. Ведь учитель в классе не может уделить много времени каждому школьнику.

В настоящее время происходит замена устного слова на письменное. Многим детям гораздо проще изъяснятся на бумаге, а также воспринимать письменную речь, нежели устную.

Третья революция - введение печатного слова. Она же сменилась четвертой - полной автоматизацией. В настоящее время тяжело представить школьника без компьютера, телефона или планшета. Печатные книжные издания стали редкостью, а контрольные работы пишутся на компьютерах.

Выводы

Любые нельзя расценивать как хорошие или плохие. В настоящее время существует множество методик воспитания и обучения, каждая из которых в отдельном случае может быть самой хорошей, а в другом самой плохой.

Тесная взаимосвязь воспитания и обучения приводит к формированию базовых навыков уже с рождения, которые в последствии должны подкрепляться и развиваться в детском саду, школе и вузе.

Методы воспитания не стоит путать с методами воздействия. Ведь при воспитании мы путем формирования определенного навыка хотим получить конечный результат - определенное личностное качество. Путем воздействия на ребенка мы стремимся получить мгновенный результат: остановись, не делай этого, и т. д.

В настоящее время многие родители придерживаются направления ограничения запретов в воспитании детей. Такая методика может иметь место только в том случае, если есть четкие рамки и границы, в которых вы ее применяете. Осознание запретов должно присутствовать в любом случае.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Как избежать трещин во время кормления грудью? Как избежать трещин во время кормления грудью?