Экологический проект «Юные метеорологи. Проект по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы «Мы познаем загадочный мир растений

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

МДОУ ЦРР «КРИСТАЛЛИК» ДЕТСКИЙ САД № 30

ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

«СБЕРЕЖЕМ ПРИРОДУ».

РАЗРАБОТАЛА:

ДМИТРИКОВА Г.Н.

ЖЕЛЕЗНОГОРСК

2015

НАШ ДЕВИЗ:

Берегите природу!

Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.

А Землю эту, не щадя,
Терзал за веком век
И брал всё только для себя
«Разумный» человек.

Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?

Сквозь фабрик и заводов дым,
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть!

Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворён в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов,
Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю –
Можешь только ты,
Разумный человек!

Лена Зеленина.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

«Природа для нас - кладовая солнца с великими сокровищами... И охранять природу - значит охранять Родину» . М.М. Пришвин.

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.

И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА:

Тип проекта: информационно - практико - ориентированный, групповой.

Продолжительность: долгосрочный.

Участники проекта: воспитанники группы, воспитатели, родители.

Срок реализации: 3 месяца.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Формирование системы осознанно - правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1. Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей.

2. Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе.

3. Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них.

4. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле, развивать эстетическое восприятие природы.

5. Вовлекать детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.

6. Формировать навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.

7. Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ - семья.

ПРОБЛЕМА:

Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе, могут вывести планету и человечество из того состояния экологической кадастрофы. Таким образом, проблема экологического образования подрастающего поколения - актуальная и главная задача ДОУ.

ГИПОТИЗА:

Целенаправленная работа по экологическому воспитанию дошкольников будет осуществляться эффективно, если:

Будет вестись систематическая работа на занятиях;

Работа по экологическому воспитанию будет вестись и в повседневной жизни с привлечением родителей.

ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ:

Интерактивная:

анкетирование,

интервьюирование,

дискуссия,

круглые столы,

консультации специалистов.

Традиционная:

родительское собрание,

«День открытых дверей»,

акция «Сбережем природу».

Просветительская:

организация клуба «Земля - наш общий дом»,

выпуск информационных листков,

стенд «Чистый воздух и вода - сохраним мы их друзья»,

уголок экологического воспитания.

Общественная:

создание инициативной группы

«Мы защитники природы».

ФОРМЫ РАБОТЫ В ДОУ И СЕМЬЕ:

В ДОУ:

1. Беседы педагога с детьми:

Познакомить детей с экологическими проблемами; воспитывать любовь к окружающему миру;

Пробудить чувство жалости, сострадания к братьям нашим меньшим.

2. Занятия:

Первично - ознакомительные;

углубленно - познавательные;

Обобщающие;

Комплексные.

4. Проведение акции «Сбережем природу».

5. Просмотр театрального представления «Мы друзья природы».

6. Познавательное развитие:

Рассказы из личного опыта;

Беседы об охране природы.

7. Проведение тематических занятий по охране природы.

8. Информационное поле для детей:

Выпуск плакатов и стенгазет;

Интервьюирование.

В СЕМЬЕ:

1. Беседы отца и матери:

«Лес - важнейший компонент биосферы»;

«Ценность леса»;

«Лес - кладовая природы»;

«Братья наши меньшие».

2. Экскурсия в лес.

3. Чтение художественной литературы.

4. Экологические игры.

5. Просмотри телепередач в выходные дни.

6. Информационное поле для родителей:

Непосредственное участие в выпуске плакатов;

Газет (подкрепленного из домашнего архива);

Анкетирование.

ТЕХНОЛОГИИ - ОБОРУДОВАНИЕ:

фотоаппарат;

компьютер;

интнрнет;

видеокамера.

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА:

Предметно - пространственная среда отвечает современным требованиям;

Уголки природы в группах;

Экологическая тропа на территории детского сада;

Огород на территории ДОУ;

Огород на окне;

Наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, видеофильмы, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);

Библиотека книг с экологическим содержанием;

Костюмы животных, растений.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

У ДЕТЕЙ:

Будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;

Поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;

Разовьется интерес к явлениям и объектам природы;

Научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.

ПЕДАГОГИ:

Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;

Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников;

Пополнится развивающая среда в группе;

Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

РОДИТЕЛИ:

Обогащение уровня экологических знаний родителей;

Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей;

Создание единого воспитательно - образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;

Возможность участвовать в совместных экологических проектах.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1. Определение темы, цели, задач проекта.

2. Определение объёма знаний детей об экологии и ее значении.

3. Подбор пособий, материала и атрибутов по теме проекта.

4. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта.

5. Разработка тематического планирования мероприятий.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

В наше время проблема экологического воспитания вышла на первый план, и ей уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина в деятельности человека в природе, часто безграмотная, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Каждый из тех, кто приносит вред природе, когда - то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей и эту работу необходимо начинать с раннего возраста.

Важно с раннего возраста воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например не затушенным костром, оставленному мусору. Показателями уровня экологического воспитания являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения.

Таким образом, воспитание адекватного отношения к природным объектам, забота взрослых и дошкольников о растениях и животным, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются направлением экологического воспитания дошкольника.

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

1 этап - подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.

(изучение программно - методического материала по направлению работы,

знакомство с новыми технологиями:

Личностно - ориентированная;

Технология сотрудничества;

Программа «Наш дом - природа» Н. А. Рыжова.

Подбор программно - методического материала по направлению работы).

2 этап - практический: собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

(составление перспективного плана проведения НОД, образовательной деятельности, наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников, проведение образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом работы, разработка конспектов НОД с использованием экологического материала, применение в работе с детьми сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения, художественное слово и загадки, проведение экологических праздников).

3 этап - оценочный: обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций (подведение итогов работы, презентация проекта (на педагогическом совете), определение перспектив работы).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:

Тема: «Лес - многоэтажный дом».

Цель: создать условия для формирования понятия экосистема леса, как природное сообщество, «этажи» леса.

Акция «Сбережем природу».

Цель акции: формирование представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека.

Просмотр театрализованного представления «Мы друзья природы» вместе с родителями.

Цель: повышение экологической культуры воспитанников и их родителей.

Тема: Экскурсия в парк.

Цель: организовать коллективную прогулку, понаблюдать за осенними изменениями в живой и неживой природе.

Тема: «Животные леса осенью».

Цель: закрепление знаний детей о жизни лесных животных в осенний период.

Тема: «Насекомые».

Цель: формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

Тема: «Водоем и его жители».

Цель: осознание детьми величайшей ценности воды в жизни человека, её качествах, обитателях, охране водных ресурсов.

Тема: «Человек – часть живой природы».

Цель: формировать представление о человеке как о части живой природы, учить определять общие и отличительные признаки человека и животных; развивать творческие способности.

Тема: «Растения в нашем уголке природы».

Цель: уточнить представления детей о комнатных растениях, о необходимых для них условиях жизни.

Тема: «Зимующие птицы».

Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Тема: «Как лесные звери проводят зиму».

Цель: систематизировать знания детей о жизни диких животных, как они приспосабливаются к зимним условиям.

Тема: «Жалобная книга природы» (совместно с родителями).

Цель: расширить представления детей о растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:

Результатом данного проекта, стала организация интересной, содержательной, общественно значимой, практической и экологической деятельности детей с учетом развития личности, возрастных особенностей, личного практического вклада каждого в дело охраны природы.

В ходе реализации проекта «Сбережём природу» были достигнуты следующие результаты:

Сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;

Дети освоили взаимосвязь в природе, стали более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;

Появился интерес к явлениям и объектам природы;

Научились экспериментировать, анализировать и делать выводы;

Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.

Используемая литература:

Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, 2012 г

Николаева С.Н. «Юный эколог», 2005

Рыжова Н.А. «Наш дом - природа», 1996

Бурштейн Л.М. Вода - это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.

Горькова Л.Г, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.

Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными.

Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников/ Под ред. С.Н. Николаевой.- М, 2005

Коломина В.Н. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: (


валентина платонова
Экологический проект (подготовительная группа)

Участники проекта :

Дети подготовительной группы

Воспитатели

База проектной деятельности :

МБДОУ ТР детский сад 1

Сроки реализации :

2016 - 2017 учебный год

Актуальность проекта

У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы , что ежедневно на Земле исчезают все новые и новые виды растений и животных; мы физически страдаем от загрязненности воздуха, воды, почвы…. Погруженные в повседневные дела и заботы, мы, к сожалению, забываем, что мир живой и неживой природы не вечен, он не может бесконечно сопротивляться пагубному влиянию человека. Мы хорошо владеем культурой поведения в обществе, но далеко не всегда умеем вести себя по отношению к природе.

Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка дошкольника трудно переоценить. Детская душа раскрывается в общении с природой. Дети с открытой душой и сердцем познают мир.

Для этого наметила цель и задачи, составила план работы.

Цель проекта :

Формировать у детей экологические знания , бережное отношение к природе и всему окружающему.

Задачи проекта :

Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которая составляет их непосредственное окружение.

Становление у детей научно-познавательного, эмоционально нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровья.

Задачи проекта :

Формировать систему элементарных научных экологических знаний , доступных для дошкольника.

Развивать познавательный интерес к миру природы.

Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

Прививать трудовые природоведческие знания.

Воспитывать гуманное, бережное отношение к природе родного края.

Ожидаемые результаты :

1. Расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях;

2. Развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней;

3. Воспитание бережного отношения к своему здоровью;

Успех реализации задач экологического образования дошкольников обеспечивается построением системы работы по данному направлению, включая следующие компоненты :

Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей предметной среды. Предметная среда окружает ребенка и оказывает на него определенное влияние уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, то есть обеспечивала развитие активной самостоятельной детской деятельности. Однако, чтобы предметный материал, который дается детям в свободное пользование, стал стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые можно опереться.

В детском саду экологически развивающая среда может быть организована как традиционный уголок природы, опытно исследовательская лаборатория, речевой, игровой уголок, уголок здоровья, музыкально – театрализованный уголок.

План проведение проекта

1 этап Подготовка

1. Сбор и анализ литературы по данной теме.

2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта .

4. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта

2 этап Реализация проекта Проведение мероприятий в группах .

3 этап Результат проекта 1 . Мини-выставка продуктов детской деятельности.

2. Подведение итогов.

3. Презентация проект .

Тематическое планирование

Совместная работа воспитателя с детьми Самостоятельная работа детей

1. НОД «Как живут наши пернатые друзья зимой.»

2. Наблюдение за температурой и воздуха.

3. Опыт с вертушкой. связь между сильным ветром и быстрым вращением вертушки.

4. Беседа «Можно ли морозу убить дерево?»

5. Труд в природе :

в уголке природы : уход за комнатными растениями и подкормка их;

в природе : ежедневная подкормка птиц.

6. Экологические игры

«Отгадай и прочитай» , «Каждую птицу - на свое место»

7. Чтение художественной литературы Ю. Коваль «Заячьи тропы» , И. Бунин «Метель» , С. Есенин «Пороша»

8. Фольклор песенки, потешки, приговорки о январе, дразнилки о птицах, народный календарь на январь.

1. Уголок природы Иллюстрации, модели на тему «приспособления животных и растений к жизни в условиях Крайнего Севера» , картинки с изображениями различных зимующих птиц.

2. Книжный уголок поместить репродукции картин : А. Саврасова «Зимний пейзаж» , Н. Ульянов «Снегери»

3. Уголок художественно-творческой деятельности

поместить природный материал для изготовления поделок на тему «птицы» ,

дидактическая игра «Где чей хвост?» , «Назови хозяина»

4. Уголок экспериментальной деятельности

Выложить кусочки коры от разных деревьев и лупу для рассмотра

1. НОД «Лес – это живой организм. Этажи леса.»

«Если хочешь быть здоровым»

2. Наблюдение за осадками. Во время метели, вьюги выявить характерные признаки этих явлений.

3. Опыт с водой. Продолжать знакомить со свойствами воды при замерзании.

4. Беседа «Кто в лесу «вредный» , а кто «полезный» ?», «Рождение леса»

5. Труд в природе

В природе уборка снега, посыпание дорожек песком, подкормка птиц.

В уголках природы уход за растениями уголка, посадка семян лука

6. Экологические игры «Пищевые цепочки» , «Хищник – добыча» , «К названному дереву беги»

7. Фольклор поговорки о феврале, загадки о лесе и его обитателях. 1. Уголок природы поместить модели существенных признаков зверей и птиц и соответствующие картины, макеты

2. Книжный уголок поместить репродукции картин А. Саврасов «Зимний пейзаж» , «Иней»

3 Уголок экспериментальной деятельности поместить магниты и различные мелкие предметы из различных материалов (скрепки, крышки от бутылок, и т. д., альбомы для зарисовки результатов опытов.

1. НДО «Как поссорился март и февраль»

«Как растет человек»

2. Наблюдение за солнцем на небе.

3. Опыт со светом

4. Беседа «Тайна географической карты»

5. Труд в природе :

В природе подкормка зимних птиц, расчистка участка от снега.

В уголке природы дети принимают участие в пересадке комнатных растений

6. Экологические игры «Узнай растение» , «Найди что опишу»

7. Фольклор народные приметы в марте, загадки о первых весенних явлениях в природе и о перелетных птицах 1. Уголок природы на панно смоделировать экологическую цепочку «Оживление природы» , поместить модель первые признаки весны

2. Книжный уголок поместить для рассматривания картины : К. Юон «Мартовское солнце» ,книги согласно перечню.

3. Уголок художественно-творческой деятельности. Рисование комнатных растений.

4. Уголок экспериментальной деятельности. Поместить различные виды фильтров и емкостей для воды в картинках.

1. НДО «Почему земля корми?» , «Зеленая аптека»

2. Наблюдение за деревьями.

3. Опыт с водой и почвой.

5. Труд в природе

весенняя работа на участке : сбор листьев, уборка сухих веток.

В уголке природы : уход за растениями в уголке.

6. Экологические игры «Живое - неживое» , «Дедушка Мазай и зайцы» , «Что растет в родном краю?»

7. Чтение художественной литературы. С. Маршак «Ледоход» , Г. Ладанщиков «Весенняя песня»

8. Фольклор. Поговорки и пословицы об апрели, апрельские приметы.

1. Уголок природы. Поместить модель признаков весны, иллюстрации растений лекарственных и ядовитых, а также растений нашего леса, занесенные в «Красную книгу»

2. Книжный уголок. Поместить картины для рассматривания : И. Бродская «Апрель»

3. Уголок художественно- творческой деятельности. Поместить обводки лекарственных растений и птиц, раскраски.

4. Уголок экспериментальной деятельности. Поместить кору разных деревьев, емкость с водой и разную по составу почву.

1. НДО «Весенние заботы птиц»

2. Наблюдение за растениями.

Понаблюдать за гнездами птиц.

4. Труд в природе.

На участке оформление клумбы, рыхление почвы.

В уголке природы подкормка комнатных растений минеральными удобрениями.

5. Экологические игры «Ласточки и мошки» , «Лягушки и цапля»

6. Чтение художественной литературы Ю. Дмитриев «Какие птицы бывают?» , Б. Заходер «Про всех на свете» , В. Астафьев «Стриженок Скрип»

7. Фольклор. Загадки о солнце и перелетных птиц, песенки – потешки о перелетных птицах 1. Уголок природы. Поместить иллюстрации с изображением разных видов гнезд, модель признаков весны.

2. Книжный уголок. Поместить для рассматривания картины : В. Бакшеев «Голубая весна» , А. Грицай «Первые дни мая»

3. Уголок художественно – творческой деятельности. Поместить обводку, штриховку, разнообразные раскраски.

4. Уголок экспериментальной деятельности. Предложить детям емкости с растворимым и не растворимыми веществами.

Познавательно - исследовательский проект по экологии.

Подготовительная группа

Познавательно - исследовательский проект «Прикоснись к природе сердцем» (подготовительная группа)

Вид проекта: Познавательно - исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели).

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Проблема:

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Актуальность:

Наш край - удивительно красивый. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Приобретённые в детстве умения видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию интересов. Необходимо научить детей беречь и любить природу.

Цель:

Формирование экологической культуры старших дошкольников через ознакомление с явлениями природы родного края.

Задачи проекта:

Учить детей понимать и оценивать природные явления нашего края, их влияние на человека, растения и животных.

Развивать познавательную активность, способность устанавливать причинно - следственные связи между поведением животных, растений и погодными явлениями.

Воспитывать бережное отношение к родной природе, учить видеть красоту в каждом её проявлении.

Совершенствовать изобразительные умения детей.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап

Практическая работа по подготовке необходимых материалов, обогащение предметно - развивающей среды;

Определение цели;

Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

Основной этап

Проведение комплекса мероприятий

Взаимодействие с родителями

Заключительный этап

Конкурс рисунков «Наш край».

Предполагаемый результат:

Сформированность представлений детей об явлениях природы.

сформированность желания изучать природу и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой;

пополнение активного словаря детей;

Предварительная работа:

Наблюдение в природе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание стихов, беседы, дидактические, подвижные и пальчиковые игры, физкультминутки.

Взаимодействие с родителями:

Совместная работа детей и родителей: совместное наблюдение за погодными явлениями, за облаками (форма, размер, цвет).

Памятка для родителей «Что подскажет нам природа – народные приметы» .

Методы и приёмы:

наглядный (наблюдение, показ, демонстрация);

словесный (рассказ, чтение, беседа);

практический (игра, упражнения, опыты и эксперименты).

Продукт проектной деятельности:

Выставка детских рисунков «А за окном то дождь, то снег», рисунки-загадки «На что похоже облако?».

Материалы к проекту:

Электронная презентация «Приборы метеоролога», «Природные явления», «Образование облаков и осадков», «На что похоже облако?».

Перечень примет о природных явлениях, поговорок о погоде, загадок о природных явлениях.

Картины, иллюстрации на тему «Красоты родного края» (знакомство детей с природой родного края в разное время года), «Растения – синоптики».

Художественная литература: И. Бунин «Лес, точно терем расписной», С. Есенин «Белая береза», «Поет зима - аукает», К. Бальмонт «Снежинка», «Осень».

Рисунки детей.

План реализации проекта:

Понедельник

1. НОД «Интересная наука – метеорология»

2. П\игра «Солнышко и дождик»

3. Просмотр презентации «Приборы метеоролога»

Формировать представление о науке метеорологии, приборах метеоролога.

Обогащать активный словарь детей по теме: метеоролог, метеорология, метеостанция и т.д. Совершенствовать движения, и выполнять их в соответствии с текстом.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Рассматривание карточек с изображением различных явлений природы (дождь, солнце, ветер, снег и т. д.);

Знакомство с приборами на метеостанции и приборами (снегомер, гидромер, гигромер, флюгер, наружный термометр)

Вторник

1. Рассказ «Спор облачка, дождика и грозы» (см. приложение)

2. Экспериментирование

«Круговорот воды в природе» (см. приложение).

Развивать любознательность.

Формировать представление детей об образовании облаков и круговороте воды в природе.

Чтение, ответы на вопросы, рассуждение.

Раскрыть многогранность природных явлений в жизни человека

Учить искусственно создавать природные явления, объяснять увиденное.

Среда

1. Наблюдения в природе « Солнце – источник тепла и света»

2. Пальчиковая гимнастика (см. приложение)

3. Настольная игра «Времена года»

Развивать умение устанавливать причинно - следственные связи, воспитывать культуру экспериментальной работы.

Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук.

Наблюдение: солнце как источник тепла и света, необходимое для всего живого (наблюдение за растениями на затененной и солнечной стороне участка).

Пальчиковая гимнастика «Кап-кап».

Четверг

1. Восприятие художественной литературы «Экологические сказки: Сказка о радуге»

2. Экспериментирование «Дружба песка и воды».

3. Просмотр мультфильма «Подарок для Милы»

Формировать представление о радуге как природном явлении, имеющем прямую взаимосвязь с погодными явлениями.

Развивать любознательность.

Обогащать активный словарь детей.

Закрепить знания детей о свойствах воды и песка.

Чтение, обсуждение экологической сказки «Сказка о радуге», формулирование детьми предположений о возникновении радуги как природного явления.

Экспериментальная работа на прогулке «Вода и песок». Постройки из песка «Песочный городок».

Пятница

1. День пословиц и примет (см. приложение)

2. Наблюдение в природе «Какого цвета небо?»

3. Рисование акварелью «На что похоже облако?»

4. П/игра «Найди свою пару»

Активизировать мыслительную деятельность детей, углубить экологические знания, воспитывать трепетное отношение к природе.

Познакомить с разными видами облаков: перистые, слоистые, кучевые.

Развивать наблюдательность и умение рисовать на основе личного опыта.

Пословицы, поговорки о погоде; народные приметы, связанные с явлениями погоды (животные, растения - синоптики); карточки с изображением животных и растений-синоптиков.

Просмотр фотографий: виды облаков.

Просмотр и анализ фотоальбома: «На что похоже облако».

Рисунки-загадки. Выставка рисунков.

Понедельник

1. НОД «У природы нет плохой погоды»

2. Наблюдение в природе: осадки, влажность

3. Пальчиковая гимнастика

Учить детей понимать неизбежность и важность в глобальных масштабах явлений природы.

Развивать наблюдательность.

Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук

Просмотр изображений явлений природы, в том числе и опасных для человека. Подведение детей к мысли о том, что любое природное явление достойно внимательного изучения, красиво само по себе, человек должен знать как вести себя в чрезвычайных ситуациях (во время грозы, ливня, сильных порывов ветра и т.д.)

Пальчиковая гимнастика «Солнышко» (В. Данько)

Вторник

1. Просмотр мультфильма «Земляничный дождик»

2. Составление рассказов «Я люблю такую погоду…»

3. Изодеятельность (рисование) «А за окном то дождь, то снег…»

Закрепить названий природных явлений с последующим их описанием.

Развивать воображение.

Учить изображать на листе бумаги погодные явления (выбор материала самостоятелен)

Просмотреть, проанализировать мультфильм «Земляничный дождик», ответить на вопросы по мультфильму, пофантазировать на тему «Я люблю такую погоду…», побудить детей к составлению фантазийных рассказов на тему природных явлений с последующим изображением их на бумаге.

Среда

1. День отгадывания загадок (см. приложение)

2. Трудовая деятельность в природе: полив растений

3. Наблюдение за облаками, солнцем.

4. Восприятие художественной литературы «Сказка про ветер»

Учить отгадывать и составлять загадки, опираясь на описание основных признаков природных явлений.

Закреплять знания о необходимости полива растений при жаркой и сухой погоде.

Закреплять умение пользоваться лейкой и граблями.

Развивать наблюдательность.

Повторить основные признаки природных явлений и, опираясь на них, формулировать содержание загадки. Проверку осуществлять с помощью картинок.

Пронаблюдать погодные условия и опытным путем установить, что при жаркой погоде земле, а, следовательно, и растениям необходима вода.

Четверг

1. Изо деятельность: иллюстрирование песни «Хорошая погода»

2. П/игра «Солнышко и дождик»

Закреплять умение иллюстрировать знакомое произведение.

Развивать воображение, внимание, зрительную и слуховую память.

Закрепить правила поведения при различных погодных явлениях.

Повторить знакомую песню «Хорошая погода», подготовить иллюстрации к презентации песенки на итоговом мероприятии.

Отрабатывать быструю смену действий, опираясь на музыку.

Пятница

Конкурс рисунков «Наш край!».

Приложение 1

Сказка о трех друзьях

Жили – были на свете Облако, Дождь и Гроза. Жили они, не тужили. Но вот однажды возник у них спор – кто же из них самый главный и нужный. Облако утверждало, что оно самое главное, так как оно закрывает землю от солнца, чтобы на земле не было слишком жарко. Дождь, говорил, что он самый главный и нужный, так как он поливает землю, а всему живому нужна вода. Гроза, говорила о том, что она нужна, ведь она разгоняет облака и тучи, чтобы потом светило солнышко, чтобы все росло, и расцветало.

Воспитатель: Какая интересная сценка. Скажите, а облака, дождь и гроза когда впервые появляются? Верно, весной. А какое сейчас время года? (Ответы детей). Посмотрите в окно, что вы видите на небе? Какая сегодня погода? (Ответы детей).

Поспорили облако, дождь и гроза. Как вы думаете, кто из них главнее? Чтобы это узнать, нужно знать, что собой представляют облака, дождь и гроза. Скажите, кто изучает природные явления и предсказывает погоду? (Ответы детей).

Приложение 2

Беседа о природных явлениях

Предлагаю вам посмотреть и послушать о природных явлениях. И первое, о чём мы поговорим -на экране (облака).

Воспитатель: Посмотрите, ребята, это облака. Они бывают разных видов: кучевые облака – держаться на небе кучками, появляются перед дождём. А это перистые. По состоянию облаков можно предсказать погоду. Когда они плывут высоко в небе и имеют небольшие размеры – жди хорошую погоду. Облака состоят из бесчисленного количества капелек воды. Посмотрите на экран и скажите, какое облако? (ответы детей - подбор определений).

Облака, гонимые ветром, соединяясь друг с другом, превращаются в тучу. Она становиться темного цвета (серого, фиолетового). Когда капелек воды набирается много, они становиться очень тяжелыми и выпадают на землю. Скажите, какие вы знаете осадки? (ответы детей).

Дождь - это один из видов атмосферных осадков. Капля дождя при своем падении нередко увлекают различные примешанные к воздуху частички (пыль, дым, пыльцу растений). Сильный дождь с крупными каплями называется ливнем.

Гроза - это сильный дождь с молнией и громом, а иногда и с градом. В солнечный день после дождя на небе мы можем увидеть радугу. Гроза возникает, когда теплый, влажный воздух быстро поднимается вверх и формирует грозовые облака. Идет дождь. Если влажный воздух поднимается еще выше, он встречается с еще более холодным воздухом (настоящим морозом) и капельки превращаются в крупинки льда, и идет град. Град обычно идет с дождем. Одни льдинки успевают растаять, другие же самые крупные падают на землю. Внутри грозового облака дождевые капли, и ледяные градины сталкиваются между собой, создавая в грозовой туче мощный энергетический заряд. Эти заряды, пробивая воздух, перескакивают с облака на соседнее облако или с облака на землю. Так возникает мощная искра. Это МОЛНИЯ.

Скажите, когда чаще бывает гроза? По каким признакам в природе можно догадаться, что приближается гроза? Что бывает вначале - гром или молния? (ответы детей). Показ видео - грозы.

Ребята, я предлагаю вам составить предложение про молнию…..(дети составляют предложение с опорой на картинку по цепочке)

Что может произойти во время грозы? (ответы детей) Молния, во время грозы очень опасна. Она очень часто попадает в одиноко стоящие предметы, может разнести в щепки целое дерево и устроить пожар. А знаете ли вы правила поведения во время грозы (ответы детей).

Верно. А еще во время грозы:

Зачитываются те правила, про которые дети не говорили.

Ребята, есть такая пословица «И гроза не всякому грозна». Почему так говорят (Ответы детей - разбор пословицы).

Теперь вы знаете о природных явлениях, и как вести себя во время грозы.

Приложение 3

Экспериментирование

Ребята, я приготовила для вас несколько загадок. Отгадайте.

Стучит без рук, Горит без огня. Это - гром и … (молния)

Возьмите по два шарика. Потрите о шерстяную ткань и соедините их. Что произошло? (Шарики отодвигаются друг от друга). Так происходит потому, что заряды отталкиваются друг от друга. Вот так же, как наши шарики отодвинулись друг от друга, в небе грозовые облака, сталкиваются друг с другом и отталкиваясь возникает мощная искра. Это и есть молния. Гром и молния раздаются одновременно, но так как свет движется быстрее звука, то мы видим сначала молнию, а затем слышим гром. Слушайте следующую загадку:

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять (вода).

Потрогайте её, - какая она? (ответы детей). Я вам сейчас покажу опыт, как капелька воды путешествует (кипящий чайник, к струе пара поднести холодное стекло).

Что выходит из носика чайника, при закипании воды? Откуда пар появился в чайнике? Ведь в него наливали воду? Вода при нагревании превращается в пар. Посмотрите, что произошло со стеклом? Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду. Так капелька воды путешествует в природе. Отгадайте ещё одну загадку:

Крупно, дробно зачастило

Всю землю напоило (дождь).

Возьмем лейку и посмотрим, что же произойдёт (идёт дождь). Что осталось после дождя? Лужи растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются. Солнце пригревает нашу землю, вода испаряется, так же, как испарялась при закипании в чайнике. А сейчас возьмите бутылочки и полейте из них. На что сейчас похожа струя воды? Ливень идёт день, идёт два. Когда сильная гроза и шквалистый ветер, ливень обрушивается на землю и льёт «как из ведра», говорят в народе. Что тогда происходит? А весной, когда тает снег, лёд на реках, вода выходит из своих берегов, то тоже может произойти наводнение. Дома, расположенные вдоль рек, могут быть затоплены. О приближающемся наводнении сообщают метеорологи, они предупреждают людей об опасности. При сообщении о наводнении необходимо срочно эвакуироваться. Если не успели, то надо подняться на возвышенность или на крышу дома и звать на помощь, позвонив в службу спасения. Назовите номер службы спасения. Вот какая природная катастрофа может произойти во время грозы.

Приложение 4

Пальчиковая гимнастика «Капли»

Капли первые упали

Пауков перепугали

Дождик застучал сильней

Птички скрылись средь ветвей.

Дождь полил как из ведра

Разбежалась детвора.

В небе молния сверкает

Гром гремит - не затихает

Дождь прошел и снова солнце

Засеяло нам в оконце

Приложение 5

Приметы, поговорки, загадки

Приметы о погодных явлениях

Первый снег всегда тает.

Пока лист с вишен не опал, сколько бы снегу не выпало, оттепель его сгонит.

Если с березы лист не опал полностью, снег ляжет поздно.

Постоянный снег ложиться ночью.

Ласточки летают низко - будет дождь.

Воробьи в пыли купаются - к дождю.

C листьев ивы обильно каплет влага - к ненастью.

Утром сухо, нет росы - жди дождя.

Растения - синоптики

Кроме вышеперечисленных признаков, предсказать погоду могут некоторые растения. Они заранее реагируют на изменение погоды.

* Фиалка душистая перед дождем прячет свои фиолетовые лепестки, так как влага губительна для нее. Так же ведут себя цикорий обыкновенный, сердечник луговой, звездчатка, вьюнок полевой, кувшинка белая. Их цветки закрываются перед дождем и ненастьем.

* Среди массы зелени ярко светят "фонарики" чистотела. Но вот они начали тускнеть, стали еле заметны. Растение сигнализирует: скоро будет дождь.

* В мае-июне луга покрыты желтым ковром одуванчиков. Это растение тоже заблаговременно предсказывает погоду. Представьте, что утром, проходя мимо знакомого луга, вы не узнаете его: желтый "ковер" почти исчез, цветки одуванчика сжались в плотный шарик, укрылись зелеными обертками. Солнце уже поднялось, греет вроде бы по-прежнему. А одуванчик не спешит раскрывать свой цветок. Секрет прост: близится гроза.

Одуванчик может предсказать погоду и после того, как отцветет, когда на его стройной ножке появится пушистый шарик. Сорвите такой шарик и дуньте на него. Множество пушинок легко срываются и поднимаются в воздух. Так бывает в ясную хорошую погоду. А перед дождем, когда влажность воздуха повышается, пушинки не легко сдунуть, они словно приклеены.

* По-своему реагирует на погодные изменения клевер луговой. Его трехлопастные листики перед ненастьем складываются. А задолго перед улучшением погоды, когда небо еще пасмурное, они распрямляются.

* Если ветки елки и можжевельника, устремленные в ясную и сухую погоду вверх, начинают опускаться - ждите ненастья.

* Есть и такие растения, которые уже за несколько дней до дождя начинают "плакать" - выделять из себя излишнюю воду. Так, примерно за три дня до начала дождя начинает "плакать" клен. Капельки воды появляются перед дождем на листьях камыша, ивы. Влажными становятся листья осокоря, черемухи.

(Ю. Теплов)

Пословицы и поговорки о погоде

Хоть и хороша погода, а зонтиком запасайся.

Серенькое утро - красный денек.

Сбежалися тучки в одну кучку - быть ненастью.

Сиди у моря да жди погоды.

С погодой не поспоришь.

Загадки о явлениях природы, погоде

Ревнул вол

за сто сел,

за сто речек.

Конь бежит

земля дрожит.

Летит орлица

по синему небу,

крылья распластала,

солнышко застлала.

Крашеное коромысло

через реку повисло.

Рассыпался горох

на семьдесят семь дорог,

никто его не подберет.

Шёл долговяз,

в землю увяз.

Заря-зоренька

ключи потеряла.

Месяц пошёл -

не нашёл,

Солнце пошло -

ключи нашло.

Бежал по улице,

на другую перешёл,

а по третьей полетел.

Без рук, без ног,

под окном стучится, в избу просится.

Без рук, без ног,

а ворота отворяет.

Белые мухи

на поле сели.

Белая скатерть

все поле укрыла.

Летит - молчит,

лежит - молчит,

когда умрет,

тогда заревёт.

Лежал, лежал,

да в речку побежал.

На дворе горой,

а в избе водой.

Гуляет в поле -

да не конь.

Летает на воле -

да не птица.

Дедушка мост мостит

без топора и без клиньев.

Старик у ворот

тепло уволок,

сам не бежит

и стоять не велит.

Екатерина Халтурина

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Юные метеорологи »

Разработала : воспитатель Халтурина Е. В.

МАДОУ “Детский сад №4” г. Нижнего Новгорода

Актуальность :

Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов, истребление лекарственных растений, разорение птичьих гнезд, и т. д. Для того чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствие системы непосредственного общения с природой.

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владения знаниями, но и умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Наиболее активно такое отношение к миру проявляется в старшем дошкольном возрасте. Дети проявляют интерес к познанию окружающего мира, демонстрируют самостоятельность и инициативность.

Широкие возможности для развития исследовательской активности ребенка-дошкольника открывает экспериментирование с различными объектами. И важно поддерживать стремление детей к познанию интересующих их явлений и событий.

Возраст участников : 5 – 6 лет

Сроки реализации проекта : с сентября 2016 года по август 2017 года

I этап – постановка проблемы

Проблема :

Детская : Во время наблюдения на прогулке у детей возник вопрос : «Для чего и как определяют погоду? Сможем ли мы самим определить погоду?»

Педагогическая : У детей дошкольного возраста не сформированы представлений о погоде, недостаточно условий для организации практических наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.

Цель :

Создание условий для познавательно - исследовательской деятельности экологического содержания у старших дошкольников, формирование у детей элементарных представлений о погоде, средствах и способах ее определения.

Задачи :

1. Формировать у детей представления о значении погоды в жизни человека.

2. Познакомить с профессией метеоролога .

3. Познакомить с приборами – помощниками, позволяющими определять состояние погоды; развивать умение снимать показания приборов и фиксировать их в дневнике наблюдений.

4. Развивать умение наблюдать, анализировать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.

5. Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.

II этап - сбор копилок

Совместно с детьми было собрано несколько копилок.

Первая копилка – это копилка информации о погоде, природных явлениях, профессии «метеоролог » , а также приборах, с помощью которых можно определить состояние погоды.

Были подобраны детские энциклопедии и познавательная литература : «Погода и климат. Серия : «Энциклопедия окружающего мира» Ф. Уотт, Ф. Уилсон, «Как меняется погода» П. М. Волцит, Г. Р. Граубин, «Маленькому почемучке о погоде» М. Султанова, «Откуда берется ветер?» С. В. Болушевский, «Погода» Б. Козгроув, «Прогноз погоды» А. А. Васильев, Р. М. Вильфанд, «Книги с секретами. Открой тайны. Погода и климат» Робинс.

Также были подобраны познавательные презентации для детей : «Явления природы» , «Что такое погода?» , «Почему идет дождь» и др.

Из книг и презентаций ребята узнали, что такое дождь, снег и град, как происходят туман и северное сияние; почему утром можно увидеть росу на траве; как образуются торнадо и цунами; где бывают землетрясения.

Также дети узнали о профессии «метеоролог » и о приборах, позволяющих определить состояние погоды.

Вместе с детьми составили модель «Трех вопросов»

Что мы знаем о погоде?

Погода бывает разной.

(Данил)

Про погоду говорят по телевизору (Арсений)

Летом теплее, чем зимой.

(Егор)

Погода – это ветер, дождь, снег, тепло или холодно (Маша)

В группе на окне есть термометр, он измеряет температуру на улице

(Иван)

Ветер дует (Алина)

Ветер бывает холодный и теплый (Алена)

Ветер гонит облака (Рома)

Бывает сильный и слабый ветер (Ваня)

Черные предметы нагреваются лучше, чем белые (Полина)

Что хотим узнать о погоде?

Что такое погода?

(Кирилл)

Что такое прогноз погоды? (Надя)

Кто составляет прогноз погоды? (Настя)

Как действует термометр?

(Леша)

Почему дует ветер?

(Саша)

Какие бывают ветра?

(Алена)

Ветер может что-нибудь сломать? (Даниил)

Откуда берутся облака?

(Максим)

Почему бывает тепло или холодно? (Андрей)

Как узнать?

Спросить у воспитателя

(Максим)

Можно найти приборы и попробовать самим определить погоду (Агния)

Посмотреть телевизор (Сергей)

Спросить у родителей (Егор)

Детям стало интересно, что думают их сверстники по этой проблеме. Была разработана анкета и проведено анкетирование среди сверстников : «Могут ли дети самостоятельно определить погоду?»

В анкетировании приняло участие 47 детей нашего детского сада.

Вторая копилка - изображений природных явлений.

Третья копилка – копилка изображений метеоприборов , с помощью которых можно определять погоду : термометр, гидрометр, барометр, анемометр, облакомер, дождемер, термограф, флюгер, метеоЗонд , метеоСпутник .

Мы вместе с детьми выяснили, что прогноз погоды делают метеорологи на метеостанциях .

Метеоролог – это специалист , который работает на метеорологической станции , осуществляет сбор сведений о процессах в атмосфере, анализирует полученную информацию и составляет прогноз погоды.

Прогнозы метеорологов используют в самых различных целях :

Для сельского хозяйства (чтобы знать, когда благоприятно сажать, собирать урожай и т. д. ;

Для авиации (чтобы знать, когда безопасно летать самолетам) ;

В судоходстве (чтобы уберечь корабли и пароходы от штормов и ураганов) ;

В градостроительстве (чтобы строители знали, когда безопасно строить высокие дома) ;

Простым жителям, ведь мы должны знать, как одеться, будет ли дождь, не ожидается ли ураганный ветер и т. д.

Работа метеоролога не проста , осуществляется она на свежем воздухе, часто в неблагоприятных погодных условиях. Измерения в строго заданные временные интервалы специалисты проводят независимо от состояния погоды (дождь, град, шторм, гроза и т. д.) . Работать на отдаленных метеостанциях специалисты часто вынуждены в условиях изоляции, одиночества. Поэтому метеоролог должен уметь переносить неблагоприятные погодные условия и одиночество.

III этап – создание картотеки (классификация собранной информации)

На третьем этапе были подведены результаты анкетирования, по которым выявлено, что 34 человека (72%) считают, что дети сами могут определить состояние погоды с помощью несложных приборов, а 13 человек (28%) детей считают, что дети могут определять состояние погоды только с помощью взрослого.

На этом же этапе все природные явления из копилки дети разложили по разным признакам :

1. По сезонам

2. Водные природные явления

3. Воздушные природные явления

4. Природные явления, происходящие на земле :

5. Необычные природные явления

IV этап – создание модели

Чем дальше мы погружались в тему проекта , тем больше дети хотели сами попробовать себя в роли метеорологов . Было решено создать модель детской метеостанции . Некоторые приборы нам удалось достать, а некоторые мы изготовили вместе с детьми. Так у нас появились самодельные «ловушки» . Вместе с детьми мы определили, что включает в себя метеостанция и прогноз погоды :

Показание температуры воздуха;

Сила и направление ветра;

Наличие осадков;

Состояние неба и солнца;

Влажность воздуха.

Модель метеостанции .

Вместе с родителями мы создали метеостанцию на участке детского сада.

Были приобретены и изготовлены :

Термометр для измерения температуры воздуха (один термометр располагался на солнце, второй – в тени для сравнения температуры,

Флюгер для определения силы и направления ветра,

Барометр (из банки) для определения атмосферного давления

Гигрометр (из еловой шишки) для определения влажности воздуха,

Дождемер для определения количества выпавших осадков,

Измеритель глубины снега.

Наша метеостанция




В процессе наблюдений за состоянием погоды дети научились определять температуру воздуха, влажность, давление, силу и направление ветра (с помощью флюгера и компаса, количество осадков (с помощью дождемера или снегомера, различать виды облаков – перистые, кучевые, слоистые (с помощью «ловушки облаков» )

Все наблюдения дети фиксируют как в индивидуальных дневниках, так и в общем календаре погоды. Благодаря этому мы можем :

– с какого числа по погодному календарю наступила зима с устойчивыми отрицательными температурами?

– когда была первая оттепель?

В каком месяце была самая высокая температура? Самая низкая температура? и т. д.

Дети сравнивали показания приборов на участке с настоящим прогнозом погоды и делали выводы о его соответствии или изменении в течение дня.

Увлеченность детей метеорологическими наблюдениями нашла свое отражение и в игровой деятельности : дети играли в «путешественников» , «спасателей» или «летчиков» , которым был необходим прогноз погоды; а также проводили передачи «Прогноз погоды» с рекомендациями по одежде и играм для детей на улице.

Созданные объекты метеостанции позволили вовлечь детей в увлекательную познавательную деятельность экологического содержания , а разная погода стимулировала детей к исследованиям, так как интересно наблюдать разные показания приборов и делать соответствующие выводы.

Исследовательская деятельность может осуществляться детьми самостоятельно, нужно только создать условия, стимулирующие такую деятельность. Совместное создание с детьми тех самых условий – это тоже часть увлекательной познавательной деятельности. Таким образом, мы изменили стереотип наблюдений за природой на прогулке и погрузили детей в мир познания и исследования.

V этап – презентация проекта

Проект был представлен :

Для детей старших и подготовительных групп детского сада,

Для педагогов детского сада

Для родителей

VI этап – постановка новой проблемы

Конечно же, современный человек привык полагаться на прогноз погоды, которые делают синоптики. Но не следует забывать и о том, что рядом с ним есть настоящие, природные барометры, которые точно и заблаговременно предсказывают изменения погоды, прогнозируют наводнения и землетрясения. К этим живыми барометрами относятся : животные, птицы, насекомые, и растения.

В процессе чтения познавательной литературы мы с детьми узнали : если внимательно понаблюдать за поведением животных и растений, можно научиться самостоятельно предсказывать погоду. Как себя ведут растения перед дождем? Как себя ведет кошка или собаки, предчувствуя наступление холода?

Дети решили изучать поведение животных и птиц, наблюдать за растениями и определять, как это связано с изменениями в погоде. Это будет продолжением нашего проекта .

экологический проект


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Экологический проект

для детей подготовительной группы

«Рябинушка»

срок реализации проекта:

01.012.14г. по 01.04.15г.

Нестерова Татьяна Геннадьевна

2015 г.

Экологический проект «Рябинушка»
(для детей подготовительной группы)
Цель
: формирование системы экологических знаний и стремление к самостоятельному поиску, формировать представление о себе как об активном члене коллектива через проектную деятельность.
Тип проекта:
познавательно-исследовательский, групповой, долгосрочный.
Обоснование выбора проекта:
гуляя на участке, на снегу возле дерева дети нашли красно-оранжевые ягоды. У них возникло желание узнать о дереве, откуда упали эти ягоды.
Предполагаемый результат:
сформировать у детей представления о рябине, воспитание эмоционального и бережного отношения к рябине, как живому объекту мира природы, о пользе рябины.
План реализации проекта:

Планирование

Что вы знаете?
Это - ягоды, они красно-оранжевого цвета, круглые, маленькие, растут на дереве.
Что вы хотите узнать?
С какого дерева эти ягоды? Какие они на вкус? Съедобные или не съедобные? Едят ли их птицы? Какие птицы прилетают к дереву?
Как можно узнать?
Спросить родителей. Посмотреть в энциклопедии, журнале, книгах. Посмотреть телепередачу о природе. Посмотреть в интернете.
2.

Сбор сведений

Наблюдение «Наше дерево»

Цель:
развивать познавательную активность детей, закреплять знания о рябине, учить выделять ее среди других деревьев.
Чтение книг:
Рыжова Н.А. Экологическое воспитание в детском саду. – М.: ООО «Карапуз», 2001г. Горщенко Е. Природа и люди. – М.: Просвещение, 1976г. Красиков С. Лесная энциклопедия. – М.: ТОО «Природа и человек», 1997г. Петров В.В. Растительный мир нашей родины. – М.: Просвещение, 1992г. Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они? – М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001г.
Рассматривание пейзажных картин
И.Э. Грабарь «Рябина»
Цель:
приобщать детей к художественному творчеству, развивать эстетическое восприятие.
Дидактическая игра «Деревья»

Цель:
расширять и уточнять знания детей о деревьях, закреплять названия деревьев, вызвать эмоционально-положительный отклик на игровое действие.
Песни о рябине.

«Тонкая рябина» О.Рождественская. «То березка, то рябинка…» Пионерская песня.1985г. О родном крае.
Цель:
приобщать к музыкальному творчеству, развивать познавательный интерес.
Стихи о рябине.

Рябина.
Красненькую ягоду Мне дал рябина. Думал я, что сладкая, А она как хина. То ли эта ягодка Просто не дозрела, Толь рябина хитрая пошутить хотела. И.Такмакова
Рябина.
Хоть зима свои перины Расстелила у рябины И вокруг морозом веет Ярко ягода алеет. В.Сибирцев *** Скучная картина Тучи без конца. Дождик так и льется, Лужи у крыльца. Чахлая рябина Мерзнет под окном, Смотрит деревушка Стареньким пятном. Что ты рано в гости, Осень к нам пришла Еще просит сердце Света и тепла! А. Плещеев
Народные приметы.
Рябина зацветает – пора сеять лен.
Рябина цветет ясно – много овса будет. Хорошо рябина цветет – к урожаю льна. Поздний расцвет рябины – к долгой осени. Если уродится рябина – рожь будет – хороша. В лесу много рябины – осень будет дождливой, если мало – то сухой.
Загадки
. Платье потерялось, а ягоды остались. (рябина) Под ярусом, ярусом висит зипун с красным гарусом. (рябина) Висят на ветке подружки, прижались тесно друг к дружке. (ягоды рябины) Весною зеленела. Летом загорала. Осенью надела Красные кораллы. (рябина)
Выставка поделок из рябины.

Цель:
развивать эстетическое восприятие, привлечь родителей к активному сотрудничеству в процессе проекта.
Подвижна игра «Беги к рябине!».

Цель
: учить находит рябину среди других деревьев, повышать двигательную активность.
Экскурсия к рябине.

Цель:
познакомить детей с природными наблюдениями на примере рябины, рассмотреть птиц, прилетающих к дереву, развивать наблюдательность.
Экспериментирование «Какая это ягодка, а вот – какая ягодка…»

Цель:
учить совместно заниматься исследовательской деятельностью, делать выводы, развивать познавательный интерес.
Вывод:
Это – ягоды рябины. Осенью они – горькие, а зимой – сладкие. Они съедобные. Рябина – лекарственное растение. Из ягод рябины варят варенье. Птицы охотно едят ягоды рябины.
3.

Продукт творческой деятельности.
Изготовление альбома «Ой рябина, рябинушка». Фоторепортаж «У рябины». Совместные работы детей и родителей.

Реализация проекта.

Познание.

Занятие «Рябинушка»

Цель:
продолжить экологическое развитие старших дошкольников, расширить и пополнить знания детей о рябине, воспитывать бережное отношение и любовь к природе, развивать и активизировать словарь детей, логическое мышление.
Художественное творчество в рисовании.

Рисование с натры «Ветка рябины»

Цель:
продолжать знакомить детей с натюрмортом, учить предавать характерные особенности: форму частей, строение ветки, листа. Закреплять умение красиво располагать ветку на листе бумаги, упражнять в рисовании акварелью.
Художественное творчество в лепке.

«Рябина»

Цель:
совершенствовать технику рельефной лепки, показать новые приемы лепки, добиваться сходства с образцом.
Художественное творчество в аппликации.

«Снегирь на ветке рябины»

Цель:
закрепить умение вырезать части круглой и овальной формы, учить составлять изображение из частей, учить предавать в аппликации образ птиц, особенности ветки дерева, закреплять приемы аккуратного наклеивания, развивать эстетическое восприятие.
Работа с природным материалом.

«Бусы из рябины»

Цель:
продолжать учить работать с природным материалом, учить аккуратности, усидчивости, развивать воображение и эстетический вкус.
«Панно из листьев рябины»

Цель:
учить детей составлять узор, подбирать по цвету и по форме листья для осуществления замысла, познакомить с понятием «кайма».
5. Презентация проекта.
Выставка альбома «Наша рябинушка», фоторепортаж «У рябины», выставка поделок. Праздник «Дерево года».
Анализ:
«Что мы узнали?» - обсудить с детьми то, что они узнали, чему научились, что сделали своими руками, высказывания детей записать.

Опись материалов.
1. Конспект образовательной деятельности «Рябинушка» 2.Конспект наблюдений. 3.Фотоматериалы. 4.Подборка художественных произведений. 5.Подборка дидактических игр. 6.Художественное слово о рябине.

Дидактические игры

«Деревья».
Цель: расширить и уточнять знания детей о деревьях, закреплять названия деревьев, вызвать эмоциональный отклик на игровые действия.
2.

«Собери целое».
Цель: учить детей составлять целое из частей, формировать целостноый образ рябины.
3.

«С какого дерева этот листочек?»
Цель: закреплять названия деревьев, учить находит листья соответствующие этому дереву.
Подвижна я игра «Беги к рябине!»

Цель:
учить находить рябину среди других деревьев, повышать двигательную активность.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 85 города Тюмени
Образовательная деятельность

тема «Рябинушка»
Подготовила: воспитатель Нестерова Т.Г. 2015 г.

Цель:
продолжить знакомить детей с природными изменениями в природе на примере рябины, рассказать о пользе рябины.
Ход:

Педагог.
Ребята, какое сейчас время года? Скажите, какая погода сейчас на улице? Как назвать погоду одним словом? Да, сегодня на улице холодно, ветрено, морозно. Одним словом – Зима. А зимой всегда морозно, холодно. Когда нам холодно, что мы делаем? (Ответы детей)
Педагог
. А есть те, что не одеваются зимой, а наоборот - раздеваются. Вы догадались, о чем я говорю? Конечно это деревья. Пойдемте, проведаем нашу рябинушку. Поговорим с ней. Расскажем о том, что мы узнали нового за это время. Одеваемся тепло и выходим в парк.
Педагог.
Скажите, можно узнать нашу рябинку? Куда делись ее красивые листья? Для чего облетают листья на деревьях? Что было бы если листья с деревьев не облетали на зиму? (Ответы детей)
Педагог.
Правильно вы говорите, что если бы листья остались на заму, то дерево могло бы замерзнуть. Ведь в листочках много влаги или воды. А вода зимой замерзает, а вместе с влагой в листьях замерз бы и сок в ветках и стволе. Сок дает жизнь дереву. И еще, помните, что дерево на зиму не умирает, а просто спит, отдыхает до лета. Летом оно хорошо потрудилось и может отдохнуть.. Дети подходят к дереву, гладят ствол, определяют какой он на ощупь.
Педагог.
Посмотрите, пожалуйста на рябинку и скажите, какая она сейчас? Какое у нее настроение? (ответы детей)
Педагог.
Много ли ягод на рябине? А раньше на ней было много ягод Что случилось? (Ответы детей)
Педагог.
Значит много птиц прилетело к ней. Какие птицы прилетали к рябине? (Ответы детей)
Педагог.
Почему же эти птицы не улетели в теплые края? Таким птицам трудно искать корм. Что нужно сделать чтобы им помочь? (Ответы детей)
Педагог.
Правильно, нужно подкармливать птиц зимой. Педагог. Дети, как вы думаете, а только ли птицам нужны ягоды рябины? (Ответы детей)
Педагог.
Осенью ягоды рябины собирают и сушат люди, потому что рябина обладает лекарственными свойствами. Настой из ягод рябины пьют при простуде и других болезнях. А еще из ягод делают рябиновое варенье и джем. А к лесной рябине прилетают лесные пчелы, они собирают нектар с цветов рябины. Рябиновый мед очень ценится в медицине. Вот видите, какое полезное и нужное дерево – наша рябинушка.
Педагог.
А сейчас давайте отойдем и посмотрим, может быть сейчас прилетят птицы к рябинке.
Педагог.
Давайте попрощаемся с рябинкой и прочитаем ей стихотворение В.Сибирцева «Рябина», которое мы разучили. (Дети читают стихотворение, прощаются с деревом)

Подборка художественных произведений
1. Рыжова Н.А. Экологическое воспитание в детском саду. – М.: ООО «Карапуз», 2001 г. 2. Горщенко Е.И. Природа и люди – М.: Просвещение, 1976 г. 3. Красиков С. Лесная энциклопедия – М.: ТОО «Природа и человек», 1997 г. 4. Петров В.В. Растительный мир нашей природы – М.: Просвещение, 1992 г. 5. Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они? – М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001 г.

Муниципальное автономное образовательное учреждение

детский сад № 85 города Тюмени

Конспект «Наблюдение за рябиной»

с детьми подготовительной группы
Подготовила; Воспитатель Нестерова Т.Г. 2015 г.
Цель: расширять знания о рябине, продолжать наблюдение за рябиной зимой.
Ход наблюдения.
Нарядилась рябинушка, вышла погулять. Платье в красных бусинках – их не сосчитать. Стала с ребятишками хоровод водить, С платьица по бусинке каждому дарить. Стали ярче рябинушки щечки детворы, Щедрые у рябинушки для детей дары. Рябина пригодна для посадок в снегозащитной полосе, отличается высокой холодоустойчивостью. Ягоды рябины терпкие, горькие, но тронутые легким морозцем, становятся приятные на вкус и слаще. Воспитатель задает детям вопросы. - Какие на вкус ягоды рябины зимой? - Какие птицы прилетают полакомиться ягодами?
Исследовательская деятельность
Сравнить ягоды на морозе и после.
Трудовая деятельность
Расчистка дорожек от снега. Цель: оказывать помощь дворнику.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 85 города Тюмени
Конспект образовательной деятельности

по художественному творчеству в рисовании

с детьми подготовительной группы

рисование с натуры «Ветка рябины»
Подготовила: воспитатель Нестерова Т.Г. 2015 г.

Программное содержание.
Учить детей передавать характерные особенности натуры: форму частей, строение ветки и листа. Закреплять умение располагать ветку на листе бумаги. Упражнять в рисовании акварелью, кистью (всем ворсом и концом его). Учить составлять рисунок с натурой, добиваться точности изображения.
Материалы.
Красивая ветка с небольшим числом ответвлений. Альбомный лист. Акварель. Кисточки. Кассета с аудиозаписью музыки «Осень» из альбома П.И.Чайковского «Времена года».
Ход занятия.
Весною зеленела. Летом загорала. Осенью надела Красные кораллы.
Педагог.
О каком дереве эта загадка? (Ответы детей) Педагог. Правильно, это рябина. Сегодня на занятие я принесла ветку рябины. Рассмотрите ее хорошенько и скажите, что вы видите.(Ответы детей) Воспитатель уточняет с детьми особенность, активизирует детей, спрашивает как лучше расположить рисунок на листе бумаги. Затем детям предлагается вспомнить приемы работы с акварелью.
Педагог.
Перед началом работы давайте разбудим наша ручки и поиграем нашими пальчиками, чтобы они лучше рисовали. Пальчиковая гимнастика «Кисточку верчу, кручу, рисовать научить ее хочу».
Педагог.
А сейчас приступайте к работе. Дети рисуют под музыку «Осень» из альбома П.И.Чайковского «Времена года»
Итог занятия:
Выставка детского творчества «Ветка рябины»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 85 города Тюмени

Конспект образовательной деятельности по художественному творчеству

в аппликации

с детьми подготовительной группы

«Снегирь на ветке рябины»
Подготовила: воспитатель Нестерова Татьяна Геннадьевна 2015 г.

Программные задачи:
закреплять умение вырезать части круглой и овальной формы, продолжать учить составлять изображение из частей, учить передавать в аппликации образ птицы, особенности ветки рябины, закреплять приемы наклеивания, развивать эстетический вкус
Материалы:
цветная бумага, клей, альбомный лист, кисточки для клея, салфетки, ножницы.
Ход:
Воспитатель спрашивает детей каких птиц они видели на прогулке у рябины и загадывает загадку про снегиря. Воспитатель предлагает сделать аппликацию «Снегирь на ветке рябины». Затем объясняет: как лучше выполнить эту работу и рассматривает образец, напоминает детям о правилах работы с клеем и ножницами. Перед началом работы дети делают пальчиковую гимнастику «Птички». В конце занятия – выставка детских работ.

ФОТОМАТЕРИАЛ

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Ранее развитие дома: занятия с шестимесячным ребенком Ранее развитие дома: занятия с шестимесячным ребенком Стрижки по форме лица для женщин и девушек Стрижки по форме лица для женщин и девушек Разводы в молодых семьях Разводы в молодых семьях