Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?
Эдип, пожалуй, самый известный в психологии мифологический персонаж. Ведь наверняка о том, что существует Эдипов комплекс и комплекс Электры, вспомнит даже самый далекий от этой науки человек. Вспомнит, но вот рассказать подробнее уже вряд ли сможет.
Итак, что такое Эдипов комплекс, из-за чего он возникает и как дает о себе знать?
Миф об Эдипе
Мы начали разговор с упоминания античных мифов. И действительно, прежде чем речь зайдет о психологических аспектах проблемы, нелишним будет остановиться на аспектах культурных. Вспомним трагедию Софокла «Царь Эдип», основанную на мифологическом сюжете.
Царь Лай, правитель Фив, получает страшное предсказание: он умрет от руки собственного сына. Напуганный Лай велит слуге избавиться от своего новорожденного наследника, однако тот жалеет мальчика и передает его пастуху из соседнего царства. Пастух относит младенца к своему правителю, ребенок получает имя Эдип и становится приемным сыном царя.
Повзрослев, Эдип узнает о пророчестве. Считая своим отцом воспитавшего его человека, он решает покинуть царство, чтобы тем самым помешать пророчеству сбыться. В пути путешественник сталкивается со старцем. У них завязывается ссора, которая заканчивается тем, что Эдип убивает старика и его слуг.
Дорога приводит героя в Фивы. Город находится во власти Сфинкса, он загадывает прохожим загадку, которую никто не может отгадать, и безжалостно расправляется с людьми, дающими неверные ответы. Эдип отвечает правильно, и благодарные фиванцы предлагают ему стать их повелителем и взять в жены царицу: прежний царь Лай убит неизвестными.
Спустя несколько лет в Фивы снова приходит несчастье: неурожаи, голод, массовые смерти. Эдип просит оракула помочь справиться с бедами, и тот говорит, что во всем виноват убийца Лая. Если найти и наказать этого человека, город вновь будет процветать. Расследование открывает Эдипу горькую правду. Во всем виноват он сам. Старец, встретившийся ему в дороге, был Лаем.
Эдипов комплекс чаще всего рассматривается в связке с комплексом Электры - так называется его форма, возникающая у женщин. Эта античная героиня сталкивается с похожей ситуацией - становится соучастницей убийства собственной матери. Мать Электры с помощью своего любовника убила мужа и хотела избавиться и от детей, однако им, Оресту и Электре, удалось выжить, а впоследствии отомстить матери и ее сообщнику.
Трансформация определения
Автором понятия «Эдипов комплекс» стал . Основатель назвал таким образом влечение, которое ребенок испытывает к родителю противоположного пола одновременно с желанием избавиться от родителя одного с собой пола. Интересно, что на такие мысли Фрейда натолкнули его личные детские воспоминания.
Вообще, правильнее определять это явление не как однозначную враждебность к своему полу и тягу к противоположному, а как совокупность разнонаправленных чувств ребенка к родителям в целом. Дело в том, что, по Фрейду, комплекс может проявить себя в трех разных состояниях.
- Позитивный Эдипов комплекс.
- Негативный комплекс.
- Полный комплекс.
Позитивная форма - это уже обозначенная и наиболее известная трактовка. Особенности негативной формы в том, что она представляет собой обратную ситуацию: девочка тянется к матери, мальчик – к отцу. У детей отмечаются признаки обеих разновидностей - это объясняется наличием и мужского, и женского начал, составляющих личность человека.
Таким образом, мальчик не только испытывает тягу к матери и стремится устранить отца, но и ощущает привязанность к отцу и неприятие матери, характерные для девочки. Аналогично распределяются чувства и в жизни девочки. Все это сложное сочетание противоречивых переживаний Фрейд именовал полным Эдиповым комплексом.
На современном этапе фрейдовские представления подверглись значительной корректировке. Оспаривается утверждение об универсальном характере комплекса, акцент сместился с биологической стороны на социальную. Все больше сомнений вызывает наличие комплекса у девочек. Наметилась тенденция к использованию понятия в более широком смысле - для обозначения всего спектра отношений, возникающих между детьми и родителями.
Значение для человека
Проявление комплекса становится заметно в возрасте 3-5 лет, когда, согласно периодизации Фрейда, личность находится в фаллической, крайне важной для дальнейшего состояния психики, стадии развития. Этот период ознаменован возникновением интереса к отношениям полов и формированием Сверх-Я, контролера и цензора личности. В конце этой стадии комплекс смягчается, однако вновь дает о себе знать в подростковом возрасте - лишь тогда происходит его окончательное разрешение (причем по-разному для детей разного пола).
Подсознательный страх кастрации и боязнь наказания за недозволенные влечения к матери становятся силой, подавляющей Эдипов комплекс у мальчиков. Девочки же, по мнению Фрейда, воспринимают кастрацию как уже произошедшее событие, ведь пениса у них нет. Девочки одновременно испытывают и зависть, и влечение к отцу; в конце концов зависть к пенису переходит в желание получить от отца собственного ребенка, а комплекс медленно угасает.
Несмотря на эту разницу, Фрейд рассматривал комплекс применительно к ребенку любого пола на одинаковых основаниях. Назвать Эдипов комплекс у девочек комплексом Электры предложил не он, а . Фрейд, кстати, термин не оценил.
Эдипов комплекс, а вернее, его благополучное преодоление, считал Фрейд, лежит в основе всего процесса психосексуального развития и мужчин, и женщин. Неразрешенный комплекс у взрослых становится истоком всех отклонений в сексуальной сфере и расстройств психики вообще.
В этом смысле примечательно любопытное совпадение. Трагедия «Царь Эдип» начинается с того, что народ Фив просит помощи у своего правителя, а затем, по мере расследования Эдипа, перед нами разворачивается вся история произошедшего. По такому же принципу строится сеанс психоанализа: клиент обращается с проблемой, а задача терапевта - внимательно слушая и анализируя слова обратившегося, докопаться до сути его внутреннего конфликта, причина которого, как правило, кроется в раннем детстве.
Более того, психоаналитик пошел дальше и сделал вывод, что в комплексе совпадают начала религии, нравственности, социальных и культурных институтов, утверждающих универсальный запрет на инцест. Отсюда следует, что эдипальные проявления - основа основ человеческой цивилизации!
В настоящее время последователи психоанализа по-прежнему подчеркивают исключительную значимость Эдипова комплекса, а вот сторонники других направлений склонны относиться к этому явлению скептически. Автор: Евгения Бессонова
«Когда я вырасту, я женюсь на своей маме!». Такие признания приходится слышать не так уж и редко. Аналогично, девочка хочет выйти замуж за своего папу. Родители привыкли умиляться: ведь это просто детские фантазии, а может, и шутки. Но на самом деле эти признания – одно из проявлений эдипова комплекса. Имеющий его ребёнок излишне привязывается к родителю противоположного пола (сын к матери, дочь к отцу), а второго родителя может рассматривать как своего соперника. Фрейдистская теория объясняет это тем, что у ребёнка развивается сексуальное влечение к родителю противоположного пола. Часто понятие «эдипов комплекс» применяют только к мальчикам, а аналогичное поведение девочки называют комплексом Электры. Однако ряд авторов считает такой подход устаревшим, и «эдипов комплекс» применяется к обоим полам.
История
Название комплекса происходит от древнегреческого героя Эдипа, который убил своего отца и женился на собственной матери. После этого он страдал до самой смерти – ослепил себя, поссорился с детьми и в конечном итоге был изгнан из общества.
Описанное выше поведение детей – это всего лишь начальная стадия эдипова комплекса, когда влечение к родителям считается в целом нормальным состоянием психики. Проблемы начинаются позже, по мере взросления ребёнка. Если он не преодолеет эдипов комплекс, то в дальнейшей жизни столкнётся со многими трудностями.
Учение Фрейда
Фрейдисты считают, что мальчику справиться с этим комплексом легче, поскольку у него есть стимул – подсознательная боязнь кастрации. Тем не менее, в некоторых случаях избавление от психологического недостатка может стать непростым испытанием. С «общепсихологической» точки зрения (то есть если абстрагироваться от фрейдизма) эдипов комплекс у подростков и тем более у взрослых людей – это проявление отставания индивида в психологическом развитии.
Чем опасен комплекс?
К чему может привести эдипов комплекс? Прежде всего – к несамостоятельности подростка, которая может сохраняться и во взрослом состоянии. Вспомните «маменькиных сынков». Мать, ко всему прочему, сама может способствовать поддержанию эдипова комплекса в психике сына, излишне опекая его и лишая возможности проявлять собственную инициативу. Но этого мало. Привязываясь к «своей единственной женщине», матери, сын приобретает типично женские черты характера (точно так же, как дочь с комплексом Электры, привязанная к отцу, становится «мужественной», точнее – мужеподобной).
Далее – парень с эдиповым комплексом может испытывать трудности в общении с девушками. Здесь есть две стороны проблемы. Первая состоит в том, что робкие, «женоподобные» молодые люди, излишне привязанные к матери, у большинства девушек вызывают отторжение. Ведь мужчина должен быть сильным и смелым, это устоявшийся стереотип. Кстати, комплекс Электры у девушек аналогичного эффекта не даёт: многих мужчин притягивают жёсткие, храбрые, решительные дамы с «мужским» характером, хотя и не всегда они готовы вступить с ними в любовные отношения и создать семью. Парень-Эдип во многих случаях обречён на полное одиночество и непонимание. Вторая сторона – неспособность молодого человека адекватно оценить девушек, с которыми он сталкивается. Сознательно или подсознательно он сравнивает их с матерью и приходит к выводу, что встреченная девушка не идеальна, так как не похожа на неё. В конечном итоге он может полностью разочароваться в женщинах.
Лечение
Лечение эдипова комплекса весьма желательно проводить в раннем возрасте, поскольку в позднем сделать это значительно труднее.
- Пока ребёнок воспитывается обоими родителями, они должны в равной степени уделять ребёнку внимание. Кроме того, отношения матери и отца друг с другом должны быть гармоничными, тогда и ненависть сына к отцу исчезнет, уступив место уважению.
- Внимание мальчика должно вовремя переключиться на сверстниц противоположного пола.
- Если же эдипов комплекс проявляется у взрослого человека, то ему следует обратиться к психотерапевту. Однако и он сам может помочь себе, если начнёт меняться. Как уже говорилось, эдипов комплекс часто приносит мужчине огромные страдания, связанные, в частности, с одиночеством. Подверженный эдипову комплексу молодой человек должен осознать, что его мать не идеальна, у неё есть свои недостатки и слабые места, и быть ему настоящей спутницей жизни она уж никак не может. Мужчина должен научиться быть мужественным. При этом он должен как можно больше общаться – как в мужских компаниях, так и в обществе женщин, вниманием которых он должен постараться завладеть (и даже побороться за него).
Почему эдипов комплекс различается у женщин и мужчин?
Как мы уже говорили, «эффект» от эдипова комплекса у женщины и у мужчины совершенно различный. Проявляется это в первую очередь в силу того, что отцовская любовь и материнская – это две разные вещи. Любовь отца требовательна, она исходит больше от рассудка. Отец любит своих детей за конкретные заслуги – не больше и не меньше. А любовь матери исходит из чувств, она весьма невзыскательна: мать любит своего ребёнка только за то, что он у неё есть, со всеми его достоинствами и недостатками.
Привязываясь к отцу, ребёнок (любого пола) стремится больше работать над собой, а привязываясь к матери, он это стремление утрачивает, становясь более податливым и пассивным. Это различие отражают даже мифы. Электра, лишившись любимого отца, собирает волю в кулак и расправляется с ненавистной матерью, показывая пример сильного характера. А Эдип, узнав о своём «прегрешении» (отца он убил, не зная об этом), теряет рассудок, ослепляет себя и обрекает себя на вечные страдания – это характер слабой, деградирующей личности. От него ждали типично царского поведения (ведь он – правитель Фив), а в результате похоронили с позором.
А может, всё дело не в сексуальности?
Английский учёный польского происхождения Бронислав Малиновский, работавший в первой половине ХХ века, предпринял попытку опровергнуть теорию своего учителя – , которой до того ревностно придерживался. Он изучал жизнь аборигенных племён Новой Гвинеи, у некоторых из которых интимная жизнь родителей не укрывалась от глаз детей. В теории Фрейда есть понятие «первичной сцены»: ребёнок в очень раннем возрасте становится свидетелем интимных отношений родителей в той или иной форме, даже в виде невинного поцелуя, и это приводит к серьёзному психологическому потрясению, одно из следствий которого – эдипов комплекс (переживание ненависти к отцу как к сексуальному сопернику).
У аборигенов Новой Гвинеи «первичная сцена» была обыденностью, поэтому не приводила к подобным душевным потрясениям у детей, а гармоничные отношения матери и отца исключали возможность соперничества между отцом и сыном. Больше того, воспитанием детей занимался не отец – его роль традиционно сводилась лишь к зачатию, а родной брат матери, который по определению не может быть сексуальным партнёром матери, а значит – и соперником для сына.
Однако эдипов комплекс проявлялся и в этом обществе, только объектом ненависти сына становился дядя. Из этого Малиновский заключил, что эдипов комплекс имеет не сексуальную природу, а скорее социальную: неприязнь ребёнка осуществлялась по отношению к тому, кто имеет социальное превосходство – наделён правом приказывать, запрещать, наказывать, выносить строгую оценку; привязанность же сына к матери была не меньшей, чем в обществе европейском.
Независимо от того, чья теория верна – Фрейда или Малиновского, ясно, что эдипов комплекс – явление весьма сложное, которое совсем не исчерпывается проблемой подавленной детской сексуальности. Поэтому и преодоление комплекса не должно сводиться только к одной его стороне.
Название явления основано на древнегреческом мифе о царе Эдипе и одноименной драме Софокла , в котором Эдип, вопреки своей воле и не ведая того, убивает своего отца Лая и женится на матери Иокасте . Понимание эдиповой ситуации в качестве ключевого фактора в образовании невротических заболеваний возникло у Фрейда в ходе самоанализа, который он провел после смерти своего отца ; это понимание пришло на смену теории соблазнения .
Первое упоминание об Эдипе Зигмунд Фрейд (слева) делает в 1897 году в письме своему близкому другу Вильгельму Флиссу (справа).
Впервые Фрейд упоминает о драме Софокла в одном из писем своему другу Вильгельму Флиссу в 1897 году , в котором он пишет:
«Я также обнаружил на своем собственном примере влюбленность в мать и ревность к отцу… и теперь рассматриваю это в качестве универсального явления раннего детства. И если это так, то мы можем понять чарующую силу Царя Эдипа ».
Первое подробное рассуждение о явлении встречается в фундаментальном труде Фрейда «Толкование сновидений » (1899). Однако термин «эдипов комплекс» Фрейд вводит только в 1910 году в небольшой работе «Об особом типе выбора объекта у мужчин»:
«Мальчик, начинающий снова желать свою мать и ненавидеть отца как соперника… попадает, как мы говорим, под влияние Эдипова комплекса . Он не прощает матери, что она оказывала услугу полового сношения не ему, но его отцу, и расценивает это как акт неверности».
С тех пор термин прочно вошёл в употребление среди психоаналитиков классического направления.
Сущность
Описание
Эдипов комплекс у мальчиков
Процесс развития эдипова комплекса в случае с лицами мужского пола, согласно классическому направлению психоанализа, состоит в следующем. Мальчик, испытывая сексуальное влечение к матери, одновременно испытывает враждебные ревностные побуждения по отношению к отцу. Ребёнок пытается скрыть эти побуждения, поскольку ожидает наказания от своего отца в форме кастрации . Вследствие страха кастрации в психической жизни ребёнка формируется особая инстанция - Сверх-Я , под воздействием которой ребёнок подавляет инцестуозные побуждения по отношению к своей матери и начинает идентифицировать себя с отцом.
Эдипов комплекс у девочек
Девочки, по Фрейду, аналогичным образом направляют первые инцестуозные побуждения на мать. Однако в возрасте 2-3 лет, обнаружив у себя отсутствие пениса, девочка начинает испытывать так называемую зависть к пенису (англ. ), под воздействием которой реагирует усилением завистливой привязанности к отцу и возмущенной обидой на мать, видя в ней соперницу, претендующей на любовь отца. В конечном счете, конфликт разрешается попыткой девочки компенсировать свою неполноценность посредством желания иметь ребёнка.
Позитивный и негативный эдипов комплекс
Впоследствии Фрейд пришёл к выводу, что существует более сложный характер эдипова комплекса - негативный, проявляющийся в любви к родителю того же пола и враждебности к родителю противоположного пола. Выше описанные варианты были обозначены как позитивные. Описывая это явление, он использовал понятия бисексуальности и амбивалентности :
«Более подробное исследование обнаруживает чаще всего более полный эдипов комплекс, который является двояким - позитивным и негативным, в зависимости от бисексуальности ребенка, то есть у мальчика - не только амбивалентная установка к отцу и нежный выбор объекта-матери, но одновременно он и ведет себя как девочка - проявляет нежную женственную установку к отцу и соответствующую ей, ревниво-враждебную, к матери».
Таким образом, Фрейд придерживался мнения, что на практике эдипов комплекс проявляется в виде комбинации вариантов вдоль оси между его позитивным и негативным типом, включающей в себя как гетеросексуальные, так и гомосексуальные импульсы.
Эдипов комплекс в контексте сексуальной теории Фрейда
Фрейдизм рассматривает эдипов комплекс как этап психосексуального развития и восприятия, впервые проявляющимся между вторым и третьим годами жизни (в теории Фрейда этот период характеризуется приматом генитальности, под которым объединяются оральное и анальное влечения предыдущих стадий развития либидо. Пиковых же значений, по Фрейду, эдипов комплекс достигает между 3 и 5 годами жизни человека и после некоторого угасания возрождается в период полового созревания (пубертатный период), в процессе которого преодолевается тем или иным выбором эротического объекта.
Значимость
С самых истоков психоаналитической теории Фрейд придавал эдипову комплексу первостепенное значение в образовании всех невротических заболеваний. По Фрейду, успешное разрешение эдипова комплекса является ключевым для психического здоровья человека. Неудача же ведет к неврозам и сексуальным отклонениям: в этом случае говорят о неразрешенном эдиповом комплексе либо неразрешенной эдиповой ситуации. Впоследствии Фрейд придавал эдипову комплексу ещё большее значение, усматривая практически во всех проявлениях человеческой цивилизации эдипальные корни. Так, например, в «Тотеме и табу » (1913) Фрейд пишет:
«Таким образом, в заключение этого крайне сокращенного исследования, я хочу высказать вывод, что в Эдиповом комплексе совпадает начало религии, нравственности, общественности и искусства в полном согласии с данными психоанализа, по которым этот комплекс составляет ядро всех неврозов».
На позднем этапе развития психоанализа Фрейд указывает на необходимость установления некоторых границ применения данного понятия и на необходимость ограничений спекуляций на его счет («Конец эдипова комплекса», 1924). Впрочем, от предыдущих взглядов Фрейд не отказался, а упомянутая работа ставила своей целью «расставить точки над i» в рядах психоаналитиков, допускающих себе вольности в интерпретации явления (см. ниже). Известны также слова Фрейда, согласно которым признание эдипова комплекса является своего рода отличительным признаком психоаналитиков:
На сегодняшний день большинство психоаналитиков фрейдистской школы вслед за Фрейдом признает первостепенную значимость эдипова комплекса в психосексуальном развитии человека. Однако за пределами психоаналитической теории понятие эдипова комплекса не получило признания по причине своей ненаучности.
Пересмотр и вариации
Современные психоаналитики, а также психоаналитики направлений, отличных от классического фрейдистского направления, иначе смотрят на концепцию эдипова комплекса, превнося в неё свои собственные элементы либо перераспределяя акценты в уже имеющихся.
Карл Густав Юнг
Альфред Адлер
Эрих Фромм
Мелани Кляйн
Мелани Кляйн явилась одним из первых психоаналитиков, подчеркивающих то, что эдипов комплекс Фрейда, как и вся теория Фрейда, занижает влияние матери в психической жизни индивида; она также подвергала критике использование Фрейдом мальчика в качестве модели развития. Помимо этого Кляйн пришла к выводу, что эдипальные отношения можно наблюдать даже на первых годах жизни ребёнка:
«Я неоднократно упоминала о том, что эдипов комплекс начинает действовать раньше, чем обычно считается. В моей последней статье „Психологические принципы детского анализа“ я рассмотрела этот вопрос детально. Вывод, к которому я пришла, заключался в том, что эдиповы тенденции появляются в результате фрустрации , которую переживает ребёнок, когда его отнимают от груди, и что они становятся явными в конце первого и в начале второго года жизни».
Кляйн считала что с возраста семи месяцев (когда у малыша начинают развиваться когнитивные способности), он начинает осознавать что объект (мать) и частичный объект (грудь) не принадлежат только ему и что он должен разделять их ещё с кем-то. Вследствие этого понимания, у малыша зарождается эдипова тенденция в виде ревности к матери. Впоследствии в теории Мелани Кляйн эдипову комплексу уделялось второстепенное значение, а основной её компонентой стала так называемая «депрессивная позиция».
Отто Ранк
Карен Хорни
То есть, по Хорни, эдипов комплекс является следствием невроза, а не его причиной. Ещё одним пунктом критики Карен Хорни явилось понимание Фрейдом развития эдипова комплекса у девочек, которое она считала совершенно неправильным, «результатом искаженного понимания женской психологии» и «продуктом мужского нарциссизма».
Эдипов комплекс в рамках современного психоанализа
Как уже отмечалось выше, современные психоаналитики признают существенную роль эдипова комплекса в психосексуальном развитии человека. Однако некоторые пункты теории Фрейда подверглись ревизии и пересмотру. Так, многие психоаналитики отвергают тезис об универсальности и биологической детерминированности эдипова комплекса. Концепция развития эдипова комплекса у лиц женского пола также не находит единодушной поддержки. В целом, многими психоаналитиками концепция эдипова комплекса понимается более свободно, чем она понималась Фрейдом: часто это понятие используется в самом широком смысле, например, в контексте обозначения и характеристики всей гаммы отношений ребёнка с родителями. Также в отличие от классического психоанализа, фокус источника эдипова комплекса сместился с биологического на социологический.
Критика
Ненаучный статус гипотезы
Специалисты указывают на то, что отсутствуют какие-либо эмпирические данные, свидетельствующие в пользу эдипова комплекса. Более того, доказать наличие эдипова комплекса объективным научным образом представляется невозможным по причине неудовлетворения базовых научных принципов (например, принципа фальсификации ) как отдельными гипотезами психоанализа (включая эдипов комплекс), так и всей теорией психоанализа. То, что Фрейдом и его последователями выдается за доказательства, объективно следует рассматривать исключительно в качестве интерпретаций психоаналитиков, приспосабливающих их к своим априорно принятым гипотезам , которые, по мнению скептиков, несут отпечаток субъективных предубеждений . В этой связи критики также указывают на тот факт, что эдипов комплекс является, в первую очередь, результатом самоанализа Фрейда, а не объективного наблюдения за пациентами.
Критика детской сексуальности
Для многих сомнительным представляется само утверждение о том, что ребёнок может испытывать половое влечение по отношению к родителю: как известно, тестостерон и прогестерон , половые гормоны , которые, воздействуя на гипоталамус , вызывают у человека половое влечение, организмом ребёнка до пубертатного возраста вырабатываются лишь в незначительных количествах. Впрочем, данная критика является, по мнению сторонников Фрейда, несостоятельной по той причине, что половое созревание индивидуума не обеспечивается одним только формированием генитальных морфологических и нейроэндокринных структур организма и должно сопровождаться организацией соответствующих психологических структур.
Споры об универсальности эдипова комплекса
Многие специалисты отвергают постулируемый Фрейдом универсальный характер эдипова комплекса, указывая на несостоятельность тезиса биологической детерминированности эдипова комплекса и подчеркивая первостепенное значение социокультурных особенностей. Польский антрополог Бронислав Малиновский в своей работе «Секс и подавление в обществе дикарей» (1927) доказывает , что эдипов комплекс никак не проявляется в жизни дикарей на Тробриановых островах и что, следовательно, тезис об универсальности эдипова комплекса является ложным. Впрочем, некоторые психоаналитики отстаивают мнение, что выводы Малиновского являются необоснованными. Например, венгерский антрополог и психоаналитик Геза Рохайм в своей работе «Психоанализ примитивных культур» (1932), которую он написал после того, как провел четыре года в Сомали и Австралии, утверждает, что не только доказал универсальность эдипова комплекса, но также обнаружил ряд фактов, свидетельствующих в пользу гипотезы, выдвинутой Фрейдом в «Тотеме и табу», согласно которой первобытная орда братьев, убив деспотичного отца, раскаялась и ввела запрет на инцест и отцеубийство.
Критика в контексте шизоанализа
В таком направлении современного постструктурализма , как шизоанализ , разработанном Жилем Делёзом и Феликсом Гваттари в их работе «Анти-Эдип » (1972), эдипов комплекс предстает олицетворением репрессивного духа буржуазных семейных отношений и символом репрессивной идеологии капитализма. Эдипов комплекс подвергается критике по причине своей односторонности и ограниченности: ограниченный рамками семейных отношений, он оказывается неспособным объяснить сложные социальные структуры и процессы. Делёз и Гваттари указывают также на то, что психоанализ в целом оказывается неэффективным средством лечения таких заболеваний, как психоз и шизофрения , и малоэффективным средством интерпретации социальных процессов. Более того, согласно шизоанализу , концепция эдипова комплекса является препятствием на пути выздоровления невротика, поскольку заведомо обрекает его на детерминационную зависимость от такой «псевдоструктуры», как семья. В этом контексте Делёз и Гваттари говорят об «эдипизации» бессознательного, сознания и всей культуры в целом. Концепция эдипова комплекса противопоставляется свободной («шизофренической») форме бессознательного:
«Шизофреническое - вместо Эдипова».
Таким образом, Делёз и Гваттари призывают к свободному интерпретированию бессознательного, не зажатого в узкие рамки эдипова комплекса.
Маленькая девочка: — Когда я буду взрослой,
то обязательно выйду замуж за своего папу.
Обычное явление
Очень часто люди хотят вступить в брак, найдя,
таким образом, замену своей матери или отцу.
Детское «я» в человеке ищет материнское «я» в
женщине или отцовское «я» в мужчине.
Эдипов комплекс и комплекс Электры как качество личности – склонность к бессознательному сексуальному влечению ребёнка к родителю противоположного пола.
Психотерапевт – клиентке: — Видите ли, у вашего сына Эдипов комплекс. — Ой, да комплекс-шмомплекс… Лишь бы мамочку любил!
Родители не забрали Вовочку из садика. Пришлось воспитательнице брать его домой. Перед сном Вовочка говорит: — Я сильно люблю свою маму, без неё не могу уснуть, поэтому сплю с мамой. И что б заснуть, я ковыряюсь у нее пальчиком в пупочке. Ну, подумала воспитательница, и согласилась. Легли. Вдруг слышится голос воспитательницы: — Вовочка, ты что делаешь? Это же не пупочек! — А это уже и не пальчик!
Эдипов комплекс. Фрейд тут не причём – это о недвижимости в Турции. Такую надпись однажды прочитали мы с мужем, поехав на дальнюю необитаемую гору, чтобы полюбоваться видом. «Эдип» – обычное турецкое имя, и владелец некогда дикого леса назвал им построенный вдали от цивилизации жилой комплекс. Правда, через год переименовал его в «Прикосновение рая» — видимо, иностранные клиенты смеялись.
Эдипов комплекс из работы «Об одном типе выбора объекта у людей» австрийского врача-психиатра и психолога, основателя психоанализа Зигмунда Фрейда (1856-1939).Первоисточник — древнегреческое предание о царе города Фив Эдипе.
Миф повествует о том, что однажды Лаю – царю Фив – оракулы нагадали, что тот умрет от рук собственного сына. И то, что отпрыск помимо трона посягнет еще и на его жену (свою мать). Услышанное так напугало правителя, что тот приказал бросить новорожденного Эдипа на съедение зверям. Однако судьба распорядилась иначе, и мальчика подобрали сердобольные пастухи. Они вырастили его, не зная, кто перед ними. Поэтому для взрослого Эдипа его титул и имена родителей оставались неизвестными. В принципе он и не старался разузнать о своей родословной. Однако царская кровь брала свое, и юноша решил покорить Фивы. Задумка дерзкому воину удалась, и тот в пылу сражения убивает собственного отца (первая часть пророчества сбылась). Далее все потекло по сценарию. Эдип влюбляется в собственную мать и женится на ней. Справедливости ради нужно заметить, что пара прожила вместе долгих 20 лет. И только потом герой узнает, с кем именно делил супружескую постель, и кто по его вине сейчас лежит в могиле. Эдип ослепляет себя, а безутешная мать заканчивает жизнь самоубийством.
Психологи согласно Фрейду выделяют две гендерные разновидности Эдипового комплекса:
— Эдипов комплекс у мальчиков – характеризуется испытанием ребёнком сексуального влечения к своей матери и, одновременно, враждебных чувств по отношению к своему отцу, как к сопернику, также претендующему на мать. Ребёнок боится показывать отцу свою злость. Вследствие того, что боящийся ребёнок вынужден постоянно держать себя в узде, у него формируется Сверх-Я, психологическая институция, подавляющая инцестуальное влечение к матери и буквально принуждающая его идентифицировать себя с отцом. При правильном подходе грамотный отец должен мягко показать ребёнку, что его мать на инстинктивном уровне принадлежит ему, а для мальчика это не повод расстраиваться – у него будет другая женщина, когда подрастёт;
— Эдипов комплекс у девочек – характеризуется тем, что малышки также испытывают сексуальное влечение к своей матери, но не к отцу. Однако в возрасте трёх лет, когда они обнаруживают, что у них нет полового члена, начинают испытывать так называемую «зависть к пенису» и переносят своё сексуальное желание на отца, начиная видеть в матери соперницу, также претендующую на его любовь. В конечном счёте «зависть к пенису» перерождается у девочки в желание иметь ребёнка.
Психологи считают, что Эдипов комплекс у девочек выражается в особенном обожествлении своего папы. Подрастая, девочка может даже начать вести себя агрессивно и негативно по отношению к матери, из-за ревности. Кроме этого, в будущем у девочек с таким диагнозом могут возникнуть проблемы в общении с противоположным полом, в построении собственных отношений, ведь «такого, как папа» найти нелегко.
Важно избавиться от Эдипова комплекса в детском возрасте, иначе у девушки, а в будущем у женщины могут возникнуть серьезные психологические проблемы. Она может остаться навсегда влюбленной в своего отца, в этого идеального мужчину. Это может повлечь за собой отказ от построения собственной личной жизни, или женщина свяжет свою судьбу с человеком, который намного старше ее – в лучшем случае.
Эдипов комплекс (или комплекс Электры) создает три основные проблемы, которые не позволяют мужчине и женщине иметь гармоничные отношения: желание сохранить то положение вещей, которое было в детстве, неравенство в отношениях и чувство вины.
Психолог Александр Шарапов пишет: «Отголоски не пройденного Эдипового комплекса мы можем видеть в гомосексуальности, проблемах в выборе партнера, непринятии своего пола в отдельных проявлениях или в целом, трудностях взаимодействия с другими людьми, в неврозах и более глубоких нарушениях, мешающих человеку взаимодействовать с окружающими. Склонность к гомосексуализму может возникнуть, к примеру, в случае идентификации мальчика с матерью – вследствие ли слишком сильной любви к ней (и боязни предать ее любовью к другой женщине) или вследствие неправильного поведения родителей, плохих отношений с отцом, мешающих принять его за образец.
Мазохистические тенденции в связи с эдиповым комплексом часто идут от непереносимого чувства вины за “инцест”, а чаще, фантазийное его воплощение. Вина возникает как раз тогда, когда ребенка допустили слишком близко в отношения. Ребенок подсознательно чувствует, что не должен любить свою мать, и чувствует себя виноватым перед отцом; не разрешение этой ситуации ведет в дальнейшем к ощущению своей никчемности и мазохизму как попыткам самонаказания за эту вину. Всевозможное поклонение кумирам, фанатство также связано с проекциями фантазий об идеальных образах, идущих от эдиповой ситуации.
То есть постоянная погоня за идеальным мужчиной или совершенной женщиной – тоже из этой серии? - Да, это тоже очень распространенная ситуация. Неразрешенный эдипов конфликт, как и все конфликты личности, ждет своего завершения, и при попытке выстраивания отношений двух, казалось бы, взрослых людей, на поле битвы выходят два мира детских фантазий, воспоминаний, а самое главное, – детских чувств, которые когда-то не были прожиты и “отпущены”. Именно поэтому многие женщины ищут себе супруга-”папочку”, а мужчины “мамочку”, иногда дело доходит даже до внешнего сходства с запечатленным в памяти обликом родителя. К сожалению, любовь таких удачно, казалось бы, подходящих друг другу людей, воплотившую детскую фантазию в реальность, нельзя назвать зрелой. Построить более счастливые, партнерские отношения можно, только перешагнув в своем развитии этап “эдипов комплекс”».
Петр Ковалев 2015 год
«Эдип, о котором пойдет речь, – герой древнегреческой мифологии, ставший символом определенного этапа развития нашей сексуальности, – объясняет Ж.-Д. Назьо. – Это сексуальное желание, о котором мы привыкли думать как об атрибуте взрослого, переживается маленьким ребенком в возрасте трех-пяти лет. Оно направлено на родителей. Почему именно на них? Да просто потому, что они рядом! Невинный ребенок наделяет их сексуальностью, вовлекает их в свои фантазии и беззастенчиво копирует их взрослое сексуальное поведение».
Эдипов комплекс соотносится с той фазой психического развития, во время которой мы учимся сдерживать свои порывы и отказываться от неисполнимых желаний через усвоение запретов, в том числе на инцест. Это необходимый этап, преодолев который мы впоследствии сможем любить, создавать пару, строить семью. А если мы так и не смогли пережить ту нашу самую первую любовь – к папе и маме, – эдипов комплекс создает для нас большие эмоциональные сложности. Ведь ни один потенциальный партнер не выдерживает сравнения с папой или мамой – такими, какими мы их видели в детстве.
Эдипов комплекс у мальчика
«Овладеть» матерью – такова главная бессознательная эдипова фантазия маленького мальчика. Еще одна самая известная фантазия, относящаяся к этому периоду, – «убить отца». Эдипов комплекс – это «война» отцов и сыновей, в которой последние стремятся самоутвердиться. В конце концов эти желания внушают ребенку чувство вины, его начинает мучить бессознательный страх кастрации, как его называет Фрейд. Этот страх в своих крайних проявлениях даже может привести к формированию неврозов и фобий. Он же позволяет мальчику понять, что можно, а чего нельзя, и освобождает его от инцестуозных фантазий. Соперничество с отцом и страх перед ним приводят к тому, что мальчик начинает идентифицироваться с отцом и в результате отказывается от матери.
Елена Ратнер
Механизмы сексуальной идентификации
«Проживая эдипову фазу, ребенок приобретает основу своей будущей сексуальности, – объясняет Ж.-Д. Назьо. – Он обретает то, что впоследствии заставляет мужчину выбирать маскулинный тип поведения, а женщину – фемининный. И это при том, что существует множество женщин, которые выбирают мужской тип, и наоборот. Понятия маскулинный и фемининный обозначают два основных способа выбирать объект любви и испытывать сексуальное желание, но частных случаев тут такое множество, что невозможно дать портрет типичного мужчины или типичной женщины».
Эдипов комплекс у девочки
Парадоксальным образом совсем маленькая девочка, так же как и мальчик, хочет обладать матерью. Однако в возрасте между тремя и пятью годами она вдруг обнаруживает, что у мальчика есть пенис. Тогда начинается болезненный период, во время которого девочка чувствует себя несовершенной. Кто-то лишил ее чего-то по-настоящему ценного, и этот кто-то, думает она, – ее мать! Так заканчивается идиллия с матерью, и девочка обращается к отцу. Сначала для того, чтобы быть такой же сильной, как он, что, конечно, невозможно. Затем – надеясь быть желанной ему: «Я выйду замуж за папу». Речь идет о бессознательной фантазии: она не знает точно, чего хочет, и, конечно, не собирается переходить к реальным действиям. В своем поведении она начинает подражать матери, которую, с одной стороны, ненавидит как соперницу, а с другой – считает идеалом, восхищается ее женственностью и мечтает быть как она, чтобы понравиться папе. Чтобы добиться взрослой женственности, девочка отказывается от своих запретных фантазий.
Маскулинный тип
Мужская сексуальность задается эдиповой фантазией мальчика о том, чтобы «овладеть» своей матерью. Мужчина гордится своим половым органом, способным проникать. Но в его бессознательном сохраняется детский страх кастрации, из-за которого мужчина «больше боится физической боли и постоянно обеспокоен тем, чтобы доказывать свою маскулинность, утверждает Ж.-Д. Назьо. «Мужчина боится потерять власть, которой, как ему кажется, он обладает благодаря пенису. Надо, наконец, сказать со всей определенностью: мужчина труслив и уязвим из-за постоянного болезненного внимания к своему телу. Любой рискованный поступок вызывает у него страх быть уничтоженным, а неудача часто ассоциируется с увечащим его унижением».
Самое страшное для мужчины – это другой человек, которого невозможно удовлетворить и который навязывает свою волю. Такая ситуация оживляет его детские страхи. Однако в бессознательном взрослого мужчины сохраняются также воспоминания о детских фантазиях фемининного типа, о том, как он пассивно отдавался удовольствию, которое доставляли ему родители. Такие «остаточные явления» – это женская сторона личности, и ее можно обнаружить даже у самых вирильных мужчин. Поэтому мужчина предпочитает любить, а не быть любимым. Однако, влюбившись по-настоящему, он боится стать зависимым, а это очень мучительное переживание для того, кто испытывает потребность чувствовать себя сильным.
Если мать одинока
Если мать растит ребенка одна, как возможен эдипов комплекс? «Самое важное – чтобы ребенок не становился единственной любовью ее жизни, – отвечает Ж.-Д. Назьо. – Если у женщины нет партнера, то достаточно иметь серьезные интересы и увлечения. Отец – это третий (человек, занятие, идеал), на которого направлено желание матери и который, следовательно, встает между ней и ребенком и позволяет ему обособиться».
Фемининный тип
Женская сексуальность проявляется обычно в желании отдаться, в отличие от мужского желания обладать. Она связана с бессознательной фантазией маленькой девочки о том, чтобы стать сексуально привлекательной для своего отца. Во взрослом возрасте эта мечта трансформируется в потребность быть необходимой мужчине. Поскольку очень рано она поняла, что с ней «что-то не так», женщина может быть не уверена в своей внешности и ценности.
Эти сомнения заставляют ее чувствовать себя «неполной», «незаконченной», постоянно сравнивать себя с другими женщинами. Слабость и сила заботят ее не в первую очередь; для нее главное – быть кому-то необходимой. И, хотя ей неведом страх кастрации, характерный для мужчин, она тоже боится – быть покинутой. «Ей нечего терять, кроме любви мужчины, – уверяет Ж.-Д. Назьо, – любовь для нее – предмет постоянного поиска, потребность, которую она стремится удовлетворять снова и снова». Тем не менее бессознательно некоторые женщины «застревают» в том периоде, когда они завидовали пенису мальчика и силе отца. Тогда они реагируют на ситуацию от противного, решая, что им «это» не нужно, они и так гораздо сильнее мужчин!
Стоит нам влюбиться или почувствовать желание, как притаившийся в нас ребенок эдиповой фазы оживает вновь. Это из-за него мы склонны воспроизводить одни и те же любовные схемы. Но его же мы должны благодарить за то, что каждый раз любим как в первый.
Об этом
- Зигмунд Фрейд. «Я и Оно». Азбука-классика, 2007.
- «Ключевые понятия психоанализа». Б&К, 2001.