Что можно делать в церковные праздники дома. Можно ли в церковные праздники работать? Чего именно нельзя делать в церковные праздники

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Работающий по необходимости не подлежит осуждению

Можно ли работать в праздники и воскресные дни? Как ни странно, этот простой, не требующий глубоких богословских познаний вопрос волнует многих православных христиан. Чаще всего, это волнение вызвано формулировкой четвертой заповеди: «Помни день субботний, чтобы святить его: шесть дней работай и делай всякие дела твои, а в седьмой день – суббота Господу, Богу твоему » (Исх. 20:8). Из Ветхого Завета мы знаем, что нарушителей этой заповеди ожидало всеобщее осуждение и суровое наказание.

При поверхностном осмыслении вопроса, вывод, действительно, кажется очевидным: Бог сказал не работай, значит, работать нельзя. Будешь работать – будешь наказан. В то же время высказываются и недоумения: а как быть с тем, что мы празднуем не субботу, а воскресение, которое, согласно церковному преданию, является восьмым днем, а не седьмым? Как быть с теми, кто вынужден работать в праздничные и воскресные дни? Разве водители автобусов, трамваев и поездов, летчики, работники сферы обслуживания, дежурные врачи, хлеборобы, военные и многие другие, кто вынужден выполнять в праздники и общие выходные свои служебные обязанности, непременно погибнут? Но ведь мы пользуемся продуктами их труда, услугами, товарами, произведенными «во грехе», – разве это не лицемерие с нашей стороны? Не перекладываем ли мы вину на плечи других людей? И потом, разве лучше в праздничный день предаваться пустословию и суесловию, распивать спиртные напитки, смотреть телевизор, бездельничать, нежели трудиться с пользой для себя и близких?

Так, не хотя или не умея найти ответ, мы часто доходим до ситуации, когда грех, сотворенный в праздничный день, считаем нормой, а труд во благо – грехом.

Доводя жизнь до абсурда, мы забываем, что четвертая заповедь была дана народу, который практически окончательно забыл о Боге. Вспомним: когда Моисей взошел на Синай, тут же, не выдержав и сорока дней, народ Израиля уклонился в язычество, а ведь перед этим ему были явлены такие чудеса, о которых сегодня можно только мечтать. Так что в ситуации чуть ли не полного духовного омертвения израильтян четвертая заповедь была более чем уместна. Ибо без нее евреи вскоре и вовсе могли забыть о том, к чему их приготовил Господь.

В этом смысле оправданы и суровые наказания за нарушения заповедей: только страх возмездия являлся тем стимулом, который удерживал ветхозаветных людей от уклонения в вере, точно так же, как страх наказания удерживает и наших детей от непослушания и дурных поступков. Дети еще не способны понять всех причин, по которым родители накладывают на них те или иные запреты, они еще не способны совершить сознательный выбор, и только данный им свыше (от родителей) закон способен научить их различать, что такое грех, а что добродетель.

Собственно, по этой причине апостол Павел и назвал Ветхий Закон «детоводителем ко Христу » (Гал. 3:24). И именно в этом контексте следует понимать его слова: «Законом познается грех » (Рим. 3:19-20).

Но все это касается исключительно ветхого, неокрепшего душой человека. У христиан все по-другому. Еще в Книге пророка Иеремии написано: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, – не такой завет, который Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили… Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его …» (Иер. 31:31-34). И сегодня мы видим, что, согласно этому Завету, мы, христиане, уже вошли в вечную субботу, которая для нас – Христос! Именно Он есть Господин и субботы (Рим. 10:4, Лк. 6:5). Он Сам сделался для нас субботой, т.е. покоем (Евр. 4:1-11, Мф. 11:28-30).

Поэтому в Новом Завете идет речь о том, что «никто да не осуждает вас ни за пищу или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу » (Кол. 2:16); «Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает » (Рим. 14:6). А далее следует вывод, кардинально меняющий вектор ветхозаветной заповеди о субботе: «Итак, можно в субботы делать добро » (Мф. 12:12).

Странно, но современные христиане почему-то забыли, что теперь Господь всегда с нами! Теперь мы ходим в церковь не под страхом наказания, не потому, что Бог обязал нас это делать, а потому, что ощущаем в этом острую необходимость. Ощущаем необходимость быть в Его Теле, жить Его Жизнью! В этом смысле не только один день, но и вся наша жизнь должна проходить как постоянное «богослужение». И это «богослужение» должно включать в себя не только посещение храма, не только частную молитву (которая, по заповеди апостола Павла, должна стать непрестанной), но и труд на благо близких, ибо: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного » (1 Тим. 5:8).

Любой труд ВО БЛАГО есть служение Богу («богослужение»), и поэтому он благословен. Поэтому святые отцы, кроме участия в богослужении, всегда призывали христиан в праздники и воскресные дни посещать больных, помогать страждущим, кормить голодных и т.д. Забота о ближних должна быть насущной потребностью для каждого христианина. И поэтому все люди, которые совершают общественно полезный труд в воскресные и праздничные дни, не только не совершают греха, но, более того – творят угодное Богу!

В этом смысле Церковь никогда не запрещала необходимо-полезный труд. Так, например, свт. Григорий Палама, увещевая христиан посещать церковь в воскресные дни, добавляет: «…Посещай в день сей храм Божий, и будь на всех службах церковных… и никакого житейского дела в оный день не делай, кроме необходимого » (Добротолюбие, т. 5).

Еще красноречивее на все вышесказанное указывает 29-е правило Святого Поместного Лаодикийского Собора: «Не подобает христианам иудействовати, и в субботу праздновати, но делати им в сей день: а день воскресный преимущественно праздновати, аще могут, яко христианам. Аще же обрящутся иудействующие: да будет анафема от Христа ».

Все толкователи соборных постановлений Церкви единогласны в том, что христиане, вынужденные по тем или иным причинам работать в воскресный день, не подлежат осуждению . Так, епископ Никодим (Милаш) подчеркивает, что данным правилом «предписывается особенно почитать воскресный день, не работать и проводить его по-христиански. Относительно последнего отцы Собора добавляют, что так должны поступать, если могут, т.e., как говорит в толковании данного правила Вальсамон, никто не принуждается безусловно ничего не делать, потому что, если кто, вследствие бедности или какой-либо необходимости, будет работать и в воскресение, он не подлежит за это осуждению».

Кончено же, речь не может идти о том, чтобы подобные святоотеческие советы и соборные правила стали причиной (точнее, отговоркой) для того, чтобы не присутствовать на богослужении. Но все же весь опыт Церкви четко указывает на то, что созидательный труд есть благо , на то, что человек (тем более, христианин) должен трудом своим украшать и приводить в порядок окружающий мир (свою квартиру, подъезд, улицу, двор, страну, наконец).

Глядя на наши замусоренные дворы, улицы и города, тяжело представить, что здесь живут христиане, которые Бога боятся, но не любят свой двор, улицу, страну, своих ближних… От этого взгляда приходят на память слова апостола Иоанна: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви » (1 Ин. 4:18). Согласно обетованию Господа Новый Закон, закон любви, должен быть начертан в наших сердцах, ибо: «Любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:10).

И разве этот закон может оправдывать лень и безделье?

Иеродиакон ИОАНН (Ампелокипиотис)
Газета «Одигитрия»

Просмотрено (12400) раз

Многие воцерковлённые люди считают любую работу в воскресенье или в дни церковных праздников чуть ли не грехом. Пошло это, по всей видимости, с тех времён, когда в воскресный или праздничный день крестьяне с утра шли всей семьёй на службу, а остаток дня предпочитали отдыхать, ведь дней, когда можно не трудиться на барина, было так мало.

Может быть, суеверная традиция, запрещающая работать в божьи дни, имеет иное происхождение, однако сейчас она исказилась до такой степени, что в некоторых семьях даже опрокинутый кошкой в Пасхальное воскресенье или иной двунадесятый праздник горшок с цветком лежит нетронутым до буднего дня. Ибо за прикосновение к венику и совку в этот день «Бог накажет». Давайте разберёмся, что можно, а что нельзя делать в церковные праздники.

Что православные люди в дни святых праздников не делают?

«Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу Богу твоему» - так звучала одна из 10 заповедей, данных Господом Моисею.

Верующие люди считают, что уборка, стирка или огородно-полевые работы – удел будних дней. Эти суетные занятия они спешат закончить к воскресенью, а тем более к церковным праздникам, чтобы посвятить время Богу и близким людям. Так что же православные христиане в божьи дни не делают?

Физический труд в дни церковных праздников многие суеверные люди приравнивают к смертному греху

Не ругаются

Ссориться и браниться в святые дни православным людям действительно не следует, как и в любой другой день. Ведь сквернословие Библия приравнивает к смертному греху. Слово даётся человеку для молитвы, общения с Богом и ближними людьми.

Бранясь, хоть в дни церковных праздников, хоть в будние, человек оскверняет часть своей души. Суеверием запрет на ругань и ссоры в святые дни назвать сложно, ведь это должно быть нормой для христианина.

Не прибираются

Большинство из нас наверняка припомнит, как бабушка когда-то приговаривала «Сегодня великий праздник, не мети», а ничем не мотивированный запрет так и тянул поступить наперекор.

Традиция не прибираться в доме, не работать в огороде и не рукодельничать в праздничные дни берёт начало с дней возникновения христианства на Руси, когда религия насаждалась насильно. Чтобы собрать новообращённых христиан в храме в разгар страды, требовалось запретить им работать под страхом божьего наказания.

Запрет сработал, и каждое воскресное утро крестьяне начинали со службы в церкви. До современных дней эта традиция дошла в несколько искажённом виде – как запрет на любую физическую деятельность, например, на уборку. Причём объяснение запрета посещением храма в годы советского атеизма как-то затушевалась.

С точки зрения священнослужителей, наведение порядка в доме лучше завершить в будние дни, чтобы в праздник не отвлекаться от молитвы, но криминала в том, чтобы после службы заняться мирскими делами, они не видят.

«Кто работает, тот молится» - так наставляют своих прихожан священники в протестантской церкви. Православные священники говорят, что любая работа, и в воскресный день в том числе, проделанная с молитвой на устах, – богоугодное занятие.

Не стирают

В божьи дни стирку лучше не устраивать, а отложить её на другой день, если есть возможность

К физической работе, попавшей под запрет в дни церковных праздников, относится и стирка. К счастью, появление стиральной машины-автомата православных людей от этого запрета избавило – работать самим, имея в доме такого помощника стало уже не нужно.

А вот в деревнях всегда можно поймать косые взгляды соседей, развешивая бельё в божий день. Стирка «на руках» была и всегда останется тяжёлой работой, особенно когда воду приходится таскать из колодца. И занимает она весь день – разведёшь стирку с утра, уже и не до церкви будет.

Именно поэтому в святые дни запрещалось стирать, а если уж была необходимость в виде кучи пелёнок от маленького ребёнка, которому испражняться в божий день не запретишь, то работу эту делали после службы. Так и сегодня, вместо молитвы церковь заниматься стиркой не разрешает, а после или вместе с молитвой – бога ради!

Не моются

Под «мытьём» каждый понимает что-то своё, но душ принять в святые дни никем не возбраняется

Не мойся в праздник, а то будешь потом воду пить на том свете – такое объяснение запрета на мытьё в божьи дни можно услышать от наших современников. С логической точки зрения толкование его таково: чтобы протопить баню нужно наколоть дров, наносить воды, несколько часов следить за печкой – работы достаточно много. В старину крестьяне старались вымыться до воскресенья или до праздника, чтобы посвятить время Богу, а не хлопотам.

В XVII веке был издан царский указ, согласно которому перед всенощной службой закрывались все базары и бани, чтобы верующие христиане наверняка попали в церковь, а не свернули куда-нибудь по пути.

Сегодня мытьё не представляет таких трудностей, поэтому принять ванну или сходить в душ вполне можно даже до службы и пойти в церковь с чистыми помыслами и телом. Священники все домыслы по поводу запрета купания считают суевериями.

Не занимаются рукоделием

Женщин больше всего раздражает запрет старшего поколения на рукоделие по воскресеньям, в церковные праздники и, более того, в святочные вечера.

Когда фабричного производства и готовой одежды в магазинах ещё не было, рукоделие было единственной возможностью для хозяйки одеть семью на все сезоны, а для девушки – приготовить приданое, все те простыни-подушки-полотенца-половики, которые её будущая семья будет использовать. Конечно, рукоделие воспринималось как работа, да ещё и утомительная, и вредящая здоровью!

Рукодельничать в дни церковных праздников священнослужители разрешают, главное – не забыть посетить церковь

На Руси «бабьей святой», покровительницей рукоделия была Параскева Пятница. Почитая её память, по пятницам крестьянки не пряли, не ткали, не шили и не вязали. А в день её именин 10 ноября рукодельницы демонстрировали друг другу всё, что успели сотворить за год.

Церковь рукоделие считает богоугодным занятием, недаром простейшие рукоделия – обыденное дело в монашеской практике. А ассоциирование иглы или спицы с гвоздями, которые вонзались в тело Христово, и прочие домыслы наших бабушек священнослужители рассматривают как суеверие. Запрета церкви на рукоделие в праздничные дни не существует, поэтому современные мастерицы, которым это занятие приносит удовольствие, могут творить в любой день, не забывая о Творце и необходимости посещать его храм.

Не работают в огороде

Огородно-полевые работы также попадают под запретную для христиан в дни церковных праздников деятельность. Как и в случае с иным физическим трудом, труд сельскохозяйственный отнимает много сил и времени, которые в божий день лучше уделить молитве. Конечно, посадку картошки или посев яровых в честь святого дня отложить вполне возможно, а вот не подоить корову, или не напоить лошадь, не накормить птичник, мотивируя это тем, что работа запрещена, вряд ли придёт кому-то в голову.

Согласно Евангелию от Луки, Иисус врачевал больного водянкой в доме одного из фарисейских начальников. Происходило это в субботу – день Господа, когда иудеи не работали. Излечив больного, Иисус произнёс: «Если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?».
По Евангелию от Луки, глава 14, стих 1-5

Бог разрешает работать в божий день, главное – чтобы работа проходила с молитвой

Среди сельскохозяйственных работ есть те, что можно отложить и найти время для посещения храма, но и всегда найдутся дела, чтобы выполнить после молитвы.

Церковь и священнослужители лояльно относятся к любой работе в воскресенье и в святые праздники. Современное общество произвело на свет немало профессий, рабочая деятельность которых не может быть остановлена ради божьих дней. И человек не всегда найдёт в себе силы отказаться от заработка, которым он кормит своих детей, чтобы как истинный христианин каждое воскресенье молиться в храме.

Церковь советует встречать праздничные дни с молитвой. И, как и в любой другой день, не браниться и стараться совершать добрые, богоугодные поступки. А в необходимости отстоять рабочую смену, прибраться в собственном доме или напоить скот после молитвы священнослужители ничего греховного не усматривают.

Сейчас происходит подмена понятий, когда запрет на работу воспринимается, как разрешение лениться. С точки зрения христианского учения одним из семи смертных грехов является лень. Поэтому когда человек в воскресенье либо в святые праздники не посещает храм, а проводит день в праздности, например, перед телевизором или за выпивкой, мотивируя это тем, что делать-то всё равно ничего нельзя, это воспринимается церковью как большее прегрешение.

Конечно, праздничный день верующему человеку лучше провести с семьёй, не забыв при этом посетить с утра храм, но и протереть пыль, убрать разбитый цветочный горшок, искупаться или выстирать испачканные детские штанишки церковью, и более того, Богом, не возбраняется.

Можно ли работать в церковные праздники
Недавно было Благовещение. А скоро – Пасха. Многие сельские жители постоянно интересуются: можно ли работать в церковные праздники? На селе, особенно весной и осенью, очень много работы и на огороде, и дворах. Тем более что к церковным праздникам относится и воскресный день в течение всего года. Чтобы ответить на вопрос когда работать, когда не работать, и в какие именно церковные праздники, попробую обобщить всю информацию по этому поводу: что я слышал и читал лично, что слышал от наших священников, что слышал от людей, постоянно ходящих в храм.

Откуда пошло, с каких пор возбраняется трудиться в церковные праздники?

Четвертая заповедь Божия гласит:

«Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему.»

Этой заповедью Господь Бог велит трудиться в течение шести дней и заниматься нужными делами, к каким кто призван, а седьмой день посвящать на служение Ему и на святые дела. К угодным Ему делам относятся: забота о спасении своей души, молитва в храме Божием и дома, изучение Слова Божия, просвещение ума и сердца полезными религиозными знаниями, благочестивые религиозные беседы, помощь бедным, посещение больных и заключенных в темнице, утешение скорбящих и другие дела милосердия.

В Ветхом Завете праздновалась суббота. В Новозаветное время, в которое мы проживаем, суббота в первые века христианства сменилась на воскресение.

Еженедельное устранение от обычных занятий дает возможность человеку собрать свои мысли, обновить свои физические и душевные силы, осмыслить цель своих трудов и вообще своего земного существования. Труд необходим, но важнейшим делом является спасение души.

Нарушают четвертую заповедь не только те, кто работают в воскресенье, но и те, которые ленятся трудиться в будничные дни и уклоняются от своих обязанностей, потому что заповедь говорит: "шесть дней трудись." Нарушают четвертую заповедь и те, которые, хотя не работают в воскресенье, но и Богу не посвящают этого дня, а проводят его в одних забавах, предаются разгулу и всякому излишеству.

Под воскресным днем нужно подразумевать не только воскресение, но и другие праздники и посты, установленные Церковью.

Очень подробно об этой и о других заповедях Божиих написано на сайте 10zapovedei.ru.

Практическое применение 4-й заповеди

Мы же касаемся практического применения этой заповеди в наше время для сельской местности, для людей, занятых земледелием (самым благородным занятием по свидетельству Ветхого Завета).

Итак, разберем на реальном примере вопрос о том, как относиться к работе в церковные праздники.

Знакомый фермер, Олег, который уже излагал свой личный опыт на этом сайте, после совета с нашими местными священниками поступает так:

По большим праздникам (список ниже) и воскресным дням в его хозяйстве никто не работает.
Но… если была крайняя необходимость, например, посевы пшеницы очень быстро поедала какая-то черепашка, то работа по химобработке шла и в праздники, важен был каждый час.

Отсюда следует одно общее правило: если есть работа по дому, по огороду, которую можно отложить, то ее лучше отложить и выполнить после церковного праздника. Например, покрасить забор, поколоть дрова, вырыть колодец и т.д. День-два ничего не решат, и совесть будет чиста, да и получится все потом в лучшем виде.

Но… можно колоть дрова, если дрова закончились и надо протопить печь в доме, чтобы семья не замерзла. То же самое и со стиркой. Если, например, нет чистых вещей для детей и для мужа, то можно и нужно стирать. Также с глажкой. А кормить семью и домашних животных? Тоже можно и нужно. Даже на Пасху.

То есть ко всему надо подходить с рассуждением: надо смотреть по обстоятельствам. Если взять православные монастыри, где есть на подворье коровы, то их так же кормят и доят даже по большим церковным праздникам. И здесь нет никакого противоречия.

Часто люди работают на производстве, на подворье и огород остаются только выходные. Другого времени просто нет. А например, сроки посадки каких-либо огородных культур уже уходят. Многие люди в нашей местности в этом случае поступают так: начинают работу тогда, когда отходит воскресная служба, или, по крайней мере, с обеда воскресного (праздничного) дня.

Еще замечено, не только мной, но и многими людьми, что на церковный праздник так и «распирает» сделать какую-нибудь работу, которую спокойно можно перенести на другой день. Это самое настоящее искушение.

И еще можно привести массу примеров, когда работа на церковные праздники ничем хорошим не заканчивалась. Бывали даже трагические случаи.

Некоторые скажут, а когда же работать, если по церковному календарю сплошные праздники?

Далеко все не так. Больших праздников не так уж много – 12. Остальное – это как правило дни памяти Святых и дни почитания икон Царицы Небесной. В эти дни можно работать.

Но есть на Руси и особо чтимые святые, или престольные праздники храмов. Для той местности в данном случае это день покровителя этого населенного пункта. В этих случаях по желанию также можно воздержаться от работы.

Итак, самый главный христианский праздник - Светлое Воскресение Христово, называемое Святою Пасхою. Это переходящий праздник, выпадает на разные даты в каждом году.

7. Благовещение (ангельское возвещение Пресвятой Деве Марии о воплощении от Нее Сына Божия) – 7 апреля

8. Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье) - в последнее воскресенье перед Пасхой

9. Вознесение Господне - в сороковой день после Пасхи.

10. Сошествие Святаго Духа на апостолов (Пятидесятница, или день Святой Троицы) - в пятидесятый день после Пасхи (переходящий праздник)

Следует заметить, что праздник Святой Троицы всегда выпадает на воскресенье. Сразу следом, в понедельник, празднуется День Святаго Духа - тоже большой праздник. Работать без крайней необходимости нежелательно.

Другие наиболее чтимые праздники

Приведу универсальную рекомендацию, если вы не знаете как поступить с работой в Праздничный (воскресный) день. Спросите у вашего священника, и как он благословит, так и поступайте. В этом случае он всю ответственность берет на себя. Только перед тем, как идти к священнику, твердо решите для себя, что точно последуете его совету.

Чем заняться в церковные праздничные дни?

Во-первых, по-возможности, посетить богослужение.

Во-вторых, можно уделить время близким людям, которым из-за повседневной работы не хватает нашей заботы и внимания. Например, погулять с детьми, выехать с ними на природу, на рыбалку и т.д.. Можно посетить пожилых родителей или просто старых знакомых, или кого-то в больнице.

И конечно, никто не запрещает собраться всей семьей, с друзьями, знакомыми, посидеть за праздничным столом и выпить чего-нибудь спиртного. Конечно, в меру.

Существуют особенные праздники, в которые нельзя заниматься какими-то конкретными делами. Эти действия не приводят к добру, поэтому следует знать, о чем идет речь.
Величайший православный праздник Рождество

В этот день следует остаться дома или пойти в гости к близким родственникам. Это семейный праздник. В этот день не нужно ходить на охоту и вообще в любые походы – может случиться несчастный случай. Категорически запрещается в этот день шить, есть такая примета, что это приведет к слепоте одного из членов семьи.
Сретение

На Сретение, когда зима встречается с весной нельзя уезжать, переезжать и вообще стоит отложить любые дела, связанные с поездками, особенно дальними. Кроме того, на Сретение часто пропадают люди, поэтому будьте внимательны, а лучше останьтесь в этот день дома.
Благовещение

По Благовещение есть такая примета, что в этот день «девушка косы не плетет, птичка гнездышко не вьет». И действительно, не стоит в этот день делать прически. Оставьте волосы распущенными. Также не стоит проводить любые процедуры, связанные с волосами на голове или на теле. По приметам, если не соблюдать это правило, то можно потерять любимого человека.
Ильин день

В Ильин день нельзя купаться в реках и озерах. Вообще в этот день на Руси официально прекращался купальный сезон. Считалось, что после 2 августа купаться в водоемах нельзя. А именно этот день является самым опасным для купальщиков.

В день главы святого Иоанна православные не пользуются ножами, пилами, топорами и другими острыми предметами. Если в этот день нужно готовить, то хозяйки заготавливают продукты накануне. То же и с нарезкой хлеба и любых других продуктов. Особенно нельзя разрезать круглые предметы – арбузы, дыни, круглые головы сыра и хлеба. Это принесет несчастье.

Все эти суеверия возникли в народе многие века назад, но сегодняшняя православная церковь очень скептически относится к этим суевериям. Пользование острыми предметами в праздник Усекновения головы Иоанна Предтечи, распущенные волосы в Благовещение, а также многие другие народные поверья считаются ложными. Церковь воспринимает их как заблуждения, которым не стоит следовать. Это суеверия, которые не имеют ничего общего с православием.

С другой стороны народная мудрость, собранная годами, не может быть ложной. Даже если вы не верите в приметы и суеверия, лучше избегать описанных выше действий в определенные дни, ведь, как говорится, береженого Бог бережет.

Преподаватель православной культуры Галина Колесниченко рассказала «АиФ-Юг» о том, когда и, главное, как правильно отмечать церковные праздники. А также развеяла общепринятые заблуждения о том, что нужно и нельзя делать в эти дни.

В Пасху на кладбище не ходят

Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресение (1 апреля) . Народ Иерусалима встречает этот праздник очень торжественно. Вербу срезают заранее и в субботу, освящают в церкви. Раньше на Руси устраивались торжественные шествия, имитирующие вход Иисуса в Иерусалим.

«Важно помнить, что Вербу, которую вы освятили в Храме, ни в коем случае нельзя выкидывать. Освященную Святой водой веточку, как и все остальное, освященное в храме, и даже шелуху от пасхальных освященных яиц, и обертку от куличей, купленных в магазине и освященных, следует сжигать. Кстати, считается, что освященная веточка вербы охраняет дом от пожара»

Благовещенье Пресвятой Богородицы (7 апреля) . По преданию, в этот день Пресвятая и непорочная Дева Мария получила весть о том, что ей суждено стать матерью Богомладенца. Празднование Благовещения заключается в посещении в этот день храма и прослушивания Литургии.

«После окончания Литургии, по древнему русскому обычаю, верующие выпускают на волю птиц. Этим обрядом символизируется, что птицы не заперты в клетке, а на свободе, в поиске Божественной Церкви. В этот праздник, кстати, птиц массово скупают, чтобы выпустить».

Пасха или Воскресение Христово (8 апреля). Считается самым важным христианским праздником. Сейчас, как и прежде, в этот день щедро накрываются столы. Среди блюд главным символом считаются крашеные яйца, пасхальные куличи, душистые творожные пасхи. В субботу в ночь все это несут на торжественную службу в церковь, где батюшка их святит. И в воскресенье с утра за накрытым столом собирается семья.

«Однако есть устоявшееся заблуждение, что еду с праздничного стола, оставшуюся невостребованной, следует везти на кладбище. Нельзя. Во-первых, посещать кладбище стоит на Радоницу. Во-вторых, оставлять еду, а еще хуже, стопку или сигарету, как это зачастую делает народ, ни в коем случае нельзя».

Вознесение Господне (17 мая) . Празднование «восшествия Иисуса Христа на небо во плоти». Считается, событие произошло на Елеонской горе - с этого дня начинается полный расцвет весны, как бы ее окончание и переход к лету.

«Накануне праздника, служится всенощная и выполняется обряд отдания Пасхи. В четверг проводится торжественная литургия. Нужно идти в храм на исповедь и причастие. В этот день пекут прямоугольные пироги с луком, украшают их перекладинами в виде символической лесенки - пути Христа на небеса. Также принято поминать умерших предков блинами, вареными яйцами. А вот делать работу по дому, например, уборку - нельзя. Любая другая трудоемкая, «черная» работа также под запретом. И кстати, в этот день нельзя произносить фразу «Христос Воскрес», поскольку в Вознесение из храмов выносят Плащаницу».

«Делитесь с обездоленными»

Троица (27 мая) . Как отдельный, самостоятельный праздник ее утвердила церковь в память «о дне, когда собравшимся апостолам снизошел Дух, наполнив их светом, благодатью. Для христианства у Бога три лица: отец, сын и дух святой». Поэтому в троицу прихожане также собираются внутри храмов, где священники молятся, чтобы им явился дух, как основа жизни, ее наполнение, источник света, благодати.

«На Троицу освещают цветы и зеленые веточки, украшают квартиры и дома, в храме зеленой травой покрывают полы, словно ковром. В этот день нельзя заниматься полевыми работами, шить, купаться в море или реке».

Преображение Господне или Яблочный спас (19 августа) . Как сказано в Священном Писании, в этот день Иисус со своими учениками молились на вершине горы Фавор. «Во время молитвы лицо Иисуса посветлело, а одежды сделались белее снега…. Вскоре их окружило облако, из которого ученики услышали голос отца Небесного, сказавшего: «Это мой сын возлюбленный. Его слушайтесь». На этом видение закончилось, облако исчезло».

«Это праздник благодарения за дары природы. Считается, что до Яблочного Спаса должен быть полностью убран весь урожай зерновых, поскольку после 19-го августа любой дождь погубит весь урожай. Также в этот день принято делиться яблочным урожаем с семьей и с обездоленными».

Успение Пресвятой Богородицы (28 августа) .Праздник посвящен воспоминанию об Успении (смерти) Пресвятой Богородицы. По писанию, в этот день Апостолы, находящиеся в разных странах, встретились в Иерусалиме, чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии.

«В этот день нельзя работать, шить, стирать, мыть полы, работать в огороде. Нужно идти в храм, молиться и совершать добрые дела».

Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября) . Идет в летоисчислении первым, т.к. ранее год начинался с 1 сентября. Ну, и вторая причина - именно с рождением Пресвятой девы Марии последовательно начали строиться другие праздники.

«Нельзя творить зло, нужно стараться делать как можно дел. Важна помощь людям в эти дни, посещение бедных, больных, обездоленных. Двунадесятые праздники - очень важные, поэтому требования, к ним применимые, одинаковы».

Защита на весь год

Воздвижение креста Господня (27 сентября) . Праздник установлен в честь Обретения Креста Господня (326 год, Иерусалим, в непосредственной близости от Голгофы). Крест Иисуса Христа был определен тогда, когда больная женщина, на которую поочередно возлагали три креста, получила исцеление. По другому преданию, от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший, которого несли по улице для погребения.

«Воздвижение тоже относится к двунадесятым праздникам - в эти дни важна усиленная молитва, посещение храма, «гигиена своей души».

Введение во Храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) . В этот день храм обычно украшен в нежно-голубом цвете (любимый цвет Марии) - в этот день престарелые родители Марии, Иоаким и Анна, посвятили свою единственную трехлетнюю дочь Богу. Существует сказание, в котором описывается, как трехлетняя малышка самостоятельно поднимается по высоким ступеням в стены Иерусалимского храма. Также этот день показывает огромную любовь к Богу. Иоаким и Анна были людьми крайне состоятельными и добрыми, но вот ребенка родить долго у них не получалось. После пятидесяти лет совместной жизни, отчаявшийся Иоаким удалился в пустыню, где провел 40 дней и ночей. Анна продолжала молиться дома. И «молитва была услышана.

«В этот день желательно причаститься, надеть в Храм одежду со светло-голубым оттенком. Если исповедоваться и причаститься в этот день, Богородица будет защищать весь год».

Рождество Господне (7 января) . В этот праздник православные люди разговляются (вкушают скоромную пищу после поста). Считается, это самый светлый праздник - рождение Иисуса Христа, сына Бога. Непорочное зачатие и сверхъестественное рождение делают этот праздник еще более ярким и почитаемым. Перед Рождеством идет пост, длиной 40 дней.

«Желательно отстоять в храме всенощное бдение. 7 января лучше всего ходить в гости и принимать гостей. Немаловажно, что общаться надо на Рождество лучше только с теми людьми, которые могут принести счастье вам. Как правило, в Рождество преподносят съестные подарки. Обязательно несут кутью, конфеты, варенье и соленья. Можно подарить и игрушку, если это ребенок».

Крещение Господне (19 января) . В этот день вспоминают, как пророк Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в реке Иордан. Крещение было первым явлением Христа народу Израиля. Именно после Богоявления за Учителем последовали первые ученики.

«Надо помнить, что окунаться в прорубь в этот день могут только физически здоровые люди. Этот момент отображается не как очищение от всех грехов (в совокупности с очищением души молитвой, исповедью и причастием). Но часто ежегодный обряд отмечают по типу «вчера Крещение праздновали, выпили. Поспорили, кто из нас в прорубь окунуться сможет. От грехов очистились. Безгрешные теперь…». Так нельзя».

Самое важное в любой православный праздник, да и без него - это гигиена души.

Сретение (15 февраля) . Встреча человечества с Богом. Человечество здесь олицетворяет старец Симеон, которому сам Бог, воплотившийся в Духа Святого, пообещал жизнь на земле до тех пор, пока он не увидит Иисуса Христа.

«На сретение в церквях освящают свечи, в народе эти свечи называются громницы. Существет поверье, что такие свечи способны отгонять гром и молнии, а также бесов и нечистую силу. Кроме того, в этот же день брали в церкви освященную воду, она считалась целебной».

Многие люди слышали о том, что вовремя церковных праздников некоторая деятельность находится под запретом.

Однако, точно ответить на вопрос, что нельзя делать в церковные праздники, могут не все.

Можно ли вязать в воскресенье мнения священников

Воскресный день – важный день для людей.

Священники говорят, что он создан не для повседневных дел, а для богоугодных дел: ходить в храм, совершать милосердные дела и т.д.

В случае внештатных ситуаций, к примеру, у ребенка начала распускаться кофточка, то можно ее довязать. Важно помнить, что основную работу следует планировать на другие дни.

Можно ли убираться в воскресенье дома

В седьмой день недели, как уже говорилось выше, лучше не выполнять домашние дела.

Воскресенье создано для посещения служб , чтений молитв, времяпровождения с близкими людьми.

Грехом считается выполнение хозяйственных дел, но некоторые священнослужители твердят, что уборка разрешается в том случае, когда ее невыполнение может привести к греху.

Можно ли шить в воскресенье

Шитье в этот день, как основная деятельность, считается грешным делом. При этом не стоит относиться к этому оккультно. В случае необходимости зашить порванную штору или брюки считается нормальным явлением.

Можно ли мыть голову в церковные праздники

Данный вопрос вызывает споры между священнослужителями. Еще в далекие годы появляться грязным в церкви считалось грешным.

Но как быть людям, моющим волосы ежедневно? Данное дело будет грехом, если вместо посещения храма заниматься водными процедурами, поэтому делать все нужно не нарушая должный распорядок.

Верить в суеверия, что мытье головы влечет смыванию счастья и т.д. является ошибочным.

Можно ли вышивать в церковные праздники

Вышивка – хобби многих девушек, женщин и некоторых мужчин, которые занимаются любимым делом каждый день. Часто можно услышать, что грешно вышивать в церковные праздники.

В случае свободного времени можно взять сесть и вышивать. Под свободным временем понимается время, которое осталось после похода в храм, молитв, исповедания и причастия.

Существуют сведенья, когда царицы в свободное время вышивали и при этом произносили молитвы. Поэтому вышивать можно только при вышеописанных условиях.

Можно ли топить баню в родительскую субботу

Родительская суббота – время поминания ушедших в мир иной. Церковь поминает всех умерших, а прихожане, как правило, своих родных и товарищей.

Называется так потому, что чтится память усопших, ушедших к родителям, предкам. Считается, что молитвы помогают очиститься душам. Кроме молитв и посещения храма люди приходят на кладбище для уборки могил.

Крестьяне в Родительскую субботу в обязательном порядке топили баню и купались всей семьей. После этого оставляли веник и воду для ушедших близких. Исходя из этого топить баню можно.

Можно ли стирать в церковные праздники

Официально не существует запретов в отношении стирки в церковные праздники. Это совершенно не означает, что можно встать утром и весь день заниматься перестирываем белья.

Утром нужно посвятить время Богу, сходя в церковь. Далее желательно провести время с семьей, родными и близкими для себя людьми.

Затем уже обед приблизится и если стирка в этот день очень необходима, то можно ей заняться. При возможности перенести ее на другой день, то лучше так и поступить. Главное уделить время Богу.

Можно ли купать ребенка в воскресенье

Еще в давние времена считалось, что ребенка купать в этот день недели нельзя. В наше время отголоски этого суеверия еще остались.

Часто бабушки, свекрови ругают за это матерей. Они предполагают, что это нанесет вред ребенку (малыш будет беспокойный, болеть, с него смывается счастье и т.д).

На самом деле ни одна церковь такого не подтверждает. В первую очередь необходимо уделить время Господу, осуществить милосердные поступки, не стоит забывать про близких, а потом уже заниматься своими делами.

Можно ли работать в праздник Казанской божьей матери

Строгих запретов по поводу работы в этот день нет. Согласно суевериям, работа в такой большой праздник будет напрасной или, что хуже, навредит.

Представители церкви считают нужным придерживаться божьих заповедей, а именно: шесть дней трудись, а на седьмой удели время Господу и близким.

Можно ли в церковный праздник лечить зубы

Церковные праздники необходимо чтить. Однако, при заболевании нуждающемуся в срочном лечении было бы неразумно мучиться от боли. Поэтому лечить зубы разрешается.

Пренебрежение здоровьем не одобрит ни одна церковь.

Если боли незначительные или процедуру можно провести в иной день, то лучше перенести планы на следующий день. Также следует постараться выкроить время для Господа.

Таким образом, запреты на разные виды работ и занятий по воскресеньям или церковным праздникам – удел суеверий. Суеверия вселяют страх, реальной угрозы не существует. Несмотря на это многие продолжают придерживаться мифов.

Впрочем, это дело каждого. Священнослужители рекомендуют проводить это время для посещения церкви или храма, молитв, совместного времяпровождение с семьей и близкими.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
С чем носить темно-синее пальто: шарф, шапка, обувь Синее прямое пальто с чем носить С чем носить темно-синее пальто: шарф, шапка, обувь Синее прямое пальто с чем носить Пасхальный цыпленок крючком: очаровательный подарок к Пасхе своими руками Пасхальный цыпленок крючком: очаровательный подарок к Пасхе своими руками Ранее развитие дома: занятия с шестимесячным ребенком Ранее развитие дома: занятия с шестимесячным ребенком