Подростковый кризис. Как ведут себя подростки в переходном возрасте и как пережить кризис

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Люди сами того не замечают, как быстро они взрослеют. Взросление - это зачастую изменение понимания мира и жизни с течением времени. Со временем человек становится старше и набирается нового опыта. В данном случае затрагивается не столь вопрос физиологии, которая меняется из года в год, а образа мышления человека, его взглядов и принципов. Именно поэтому многие не понимают, в чем специфика взросления человека и каким образом оно происходит. Оказывается, получить ответ на представленный вопрос не получится, так как каждый человек индивидуален по-своему, а следовательно, взросление происходит также индивидуально.

Понятие взросления и основные этапы

Взросление - это длительный период жизни человека, в котором принято выделять следующие этапы:

  • этап раннего взросления (20-40 лет);
  • этап среднего взросления (40-60 лет);
  • этап позднего взросления (60 лет и старше).

Представленные этапы отличаются своими особенностями и характеристиками. Однако человек - индивидуальная личность, поэтому применить возрастные ограничения оказывается весьма сложно. Ведь его субъективное представление о своем возрасте и себе в целом существенно сказывается на манере поведения и процессе развития. Как результат, по отношению к взрослым людям используют понятие «возрастные часы», а проблема взросления ежедневно становится более актуальной и требует к себе повышенного внимания.

Понятие «возрастные часы» и три независимых возраста

Возрастные часы - некий график, который показывает внутренне состояние индивида и позволяет определить, насколько человек опережает основные и важные события в своей жизни или отстает от них: обучение в школе, университете, бракосочетание, рождение детей и достижение определенного статуса в обществе. Наряду с понятием «возрастные часы» стали различать три понятия возраста:

  • биологический возраст показывает, насколько человек соответствует определенному моменту жизни;
  • социальный степень соответствия человека нормам той или иной культуры, которые рассматриваются в контексте биологического возраста;
  • психологический возраст показывает, насколько уровень интеллекта человека соответствует условиям социума, двигательным навыкам, установкам, чувствам.

Независимо от перечисленных понятий, существует несколько этапов взросления личности, которые также требуют особого внимания.

Детство - от рождения до 11 лет

Детство - самый светлый Ведь ему предстоит пройти величайший путь в своем индивидуальном развитии от не способного ни на что существа до адаптированной к окружающему миру детской личности.

Как правило, психика ребенка на протяжении первых 10 лет жизни проходит путь, которым несравним с каждым из последующих возрастных периодов. Подобное прохождение жизненного расстояния прежде всего обусловлено ортогенетическими особенностями возраста. Таким образом, можно сказать, что детство ориентировано природными предпосылками на интенсификацию развития. Независимо от не определяет данное движение, а природные предпосылки лишь продвигают ребенка в детстве с одного жизненного этапа на другой.

Важно отметить, что организм ребенка стремительно развивается в этот возрастной период. У него также появляется собственное «я», свои понятия и понимание тех или иных вещей. В период детства ребенок развивается психологически, начинает общаться, чувствовать, осознавать свою уникальность и проявлять свои способности в важных жизненных ситуациях.

Подростковый период - от 11 до 16 лет

Подростковый период предполагает взросление ребенка и является жизненным этапом для самоидентификации личности, то есть его самоопределения. Постоянно находясь в социальном окружении, ребенок отделяется от родительских ценностей и стремится примерить на себя другие. Часто родители пытаются овладеть психологической территорией своего ребенка, что становится причиной разногласий и конфликтов, которые переходят в борьбу за свободу.

Взросление - это важный процесс, который влечет за собой переход от детского понимания окружающего мира к взрослому мировоззрению. Дети на протяжении всего подросткового периода начинают размышлять над своей дальнейшей жизнью и профессионально деятельностью. Родители в таком случае постепенно отпускают своих детей во взрослый мир, тем самым освобождая их психологическую территорию. Однако сохраняется зависимость не только от родителей в материальном аспекте, но и от модели поведения и ценностей семьи.

Юность - от 16 до 19 лет

Юность - жизненный этап, который при неопределенности территории личности уже взрослого ребенка перерастает в борьбу с родителями. И несмотря на материальную поддержку родителей, им не удастся что-либо изменить. Именно на данном этапе детям вместе со свободой передается практически вся часть ответственности за свои поступки и принятие важных решений. Нередко родители пытаются удержать возле себя детей и взять часть обязанностей на себя, что впоследствии приводит к серьезным проблемам.

Молодость - от 19 до 35 лет

Молодость по праву считается важным периодом в жизни, когда устанавливается партнерство в отношениях между детьми и взрослыми, а также взаимодействие психологических территорий. И родители, и дети всегда готовы оказать поддержку и помощь друг другу, не препятствуя осуществлению потребностей каждого.

Как правило, сохраняется область взаимодействия, и устанавливаются правила, выгодные как для одних, так и для других. Однако следует отметить, что на данном этапе взросление девочки заметно отличается от взросления мальчика.

Зрелость - от 35 лет и старше

Зрелый возраст лишен конкретики, присущей остальным жизненным периодам. Большую часть времени люди проводят на работе. Несмотря на это, доминируют экономические соображения - работа также позволяет организовать время и является сферой общения, где поддерживается чувство необходимости и самоуважения. Таким образом, рабочее время приятно сочетать с возможностью свободного выбора и независимого принятия решений.

Как правило, по достижении 30 лет люди стремятся найти себя в жизни: строят долгосрочные планы и приступают к их достижению. Через некоторые время некоторые пытаются освободиться от власти других людей и утвердить независимость. После 40 лет мужчины начинают часто размышлять над тем, чего им удалось достичь в жизни, и, оценив результаты, делают соответствующие выводы. После 45 лет наступает кризис среднего возраста, с которым удается справиться большинству индивидов.

В заключение

Взросление - это прекрасный период в жизни человека, который у каждого протекает индивидуально. Ведь только в процессе взросления происходит становление личности. Именно этот светлый жизненный этап помогает стать более сдержанным и терпимым по отношению к людям. Уже отсутствует бунтарство, человек становится спокойным и более представительным, что на самом деле неплохо.

Процесс взросления позволяет набраться опыта, который постепенно помогает осуществиться задуманным планам. Однако следует приложить все усилия, чтобы сохранить детскую мечту, которая и делает человека индивидуальной личностью. Не стоит бояться жить, взрослеть, ведь это новый жизненный этап, который предстоит пройти каждому.

Переходный возраст иногда называют периодом открытия «Я», когда подросток начинает задумываться над вопросами «Чего хочу и что могу?», т. е. стремительное развитие самопопознания. В самопознании выделяются следующие компоненты: имя человека, притязание на социальное признание, социальное пространство личности (ее права и обязанности), половая идентификация.

Нарушение развития одного или нескольких структурных звеньев самопознание могут приводить к появлению агрессивности, тревожности, трудностей в общении, а иногда и суицидным попыткам.

Рассмотрим специфику каждого из структурных звеньев в отдельности.

1. Отношение к имени - это важнейший показатель воспитания человеком самого себя в целом. Человек, принимающий имя, носящий его с гордостью, как правило, позитивно относится к себе, обладает достаточно устойчивой самооценкой. Подростковый возраст- это время резких изменений, как в физическом, так и в эмоциональным состоянии, что находит своё отражение и в отношении подростка к его имени. Если подросток недоволен именем, то это может свидетельствовать о некотором снижении самооценки.

2. Притязание на социальное признание - главными факторами этого структурного звена является признание внешних данных и самого факта взросления.

Именно телесное самовоспитание начинает выступать как одно из оснований самооценки подростков. Удовлетворение или недовольство своей внешностью подростки переносит на отношение к себе в целом. С особой остротой встаёт эта проблема у детей, имеющих реальные внешние дефекты. Многих родителей удивляет, что ребенок, практически не замечавший их ранее, вдруг начинает глубоко переживать по этому поводу. Однако почти все подростки в начальный период взросления испытывают некоторое недовольство своей внешностью. Подростки начинают сравнивать себя со сверстниками, обращая внимание на пропорции тела, состояние кожи, половые признаки. Самоуважение в этот период резко снижается. Нужно иметь в виду, что иногда недовольство своей внешностью у подростков имеет реальную основу. В частности, у подростков часто появляются прыщи, что связано с физиологической перестройкой. Неприятие своего тела становится причиной трудностей в общении со сверстниками как своего, так и противоположного пола. Притязание на телесное признание значимо для подростков, поскольку тесно связано с признанием собственной сексуальной привлекательности. Подросток глубоко страдает не только в случае объективной сексуальной непривлекательности, но и при неполучении ее признания от ближайшего окружения. В этом случае он может пытаться доказать окружающим (и прежде всего самому себе), что он достоин признания, либо через фантазирование, преувеличение собственной раскованности, и даже доступности, либо уходит в собственные переживания.

Следующий параметр признания - факт собственного взросления. Почему подросткам необходимо так яростно отстаивать свою взрослость? Именно потому, что чувство взрослости только начало появляться и в этот период и еще слишком слабо.

Отстаивание своей взрослости на самом деле упирается в проблему неустойчивости самоотношения подростков. Одним из механизмов для укрепления самоотношения является отстаивание своей взрослой позиции.

3. Социальное пространство личности (специфика обязанностей). В отличие от младших классов, для которых значимым было строгое выполнение обязанностей, во многом служившим основанием положительной самооценки, подростки ориентированны на активное отстаивание своих прав и пренебрежение обязанностями. Возникает одна из основных проблем - это отсутствие желаемой подростками свободы. Вокруг этого часто возникает много конфликтов. Есть несколько причин такого явления:

Первая причина - это деформация развития осознания своих прав и обязанностей в более ранних возрастах. Младшие школьники знают намного больше обязанностей, чем прав. Более того, они считают эту ситуацию нормальной.

Вторая причина - одностороннее понимание процесса взросления. К увеличению числа обязанностей, подростки требуют предоставления им новых прав. Многие родители все больше требуют от взрослеющего подростка, делают акцент на обязанностях, стараясь сохранить права в «детском» варианте. И, напротив, многие подростки, требуют предоставлять им новые права, и не спешат брать на себя дополнительные обязанности.

Третья причина - неопределенность ценностей современной жизни, размытость половых ролей, отсутствие четко выраженных нормативных требований к обязанностям подростков как будущих взрослых. Поэтому, для устранения конфликтов вокруг прав и обязанностей нужно решить два вопроса:1. нужно проговорить, что человек обычно имеет равное количество прав и обязанностей. 2. Чем взрослее он становится, тем больше обязанностей на него возлагают и тем больше прав он получает. Тогда можно договориться об уравнивании количества обязанностей подростка. Труднее решается вопрос об обязанностях, которые придется выполнить подростку. Сегодня общество слабо влияет на определение их, и обсуждать это нужно в каждой конкретной семье, с точки зрения принимаемого в ней эталона взрослого человека.

4. Отношение подростков к прошлому, настоящему и будущему. В целом этот возраст характеризуется ориентацией на будущее: стремлением скорее вырасти, ожиданием определенных радостей и свобод. Подросток старается выглядеть старше. Престижным становится общение со старшими сверстниками. До старшего подросткового возраста сохраняется инфантильное отношение к будущему. Оно воспринимается подростками как проекция настоящего, т. е. подростки представляют себе в будущем исполнение желаний настоящего, они видят мир сквозь «розовые очки». Поскольку подростки уже активно претендуют на признание собственной взрослости, такое «розовое» будущее может удивлять родителей и других взрослых. Они будут стремиться активно «заземлить» подростков. Некоторое «заземление» можно признать разумным, но при условии сохранения бережного и уважительного отношения к подростку. Иначе существует риск снижения собственного самоуважения.

5. Половая идентификация. Обычно в ней выделяют две линии; взаимосвязанные между собой: развитие половой роли и половой идентичности. Половую роль следует понимать как поведение человека, обусловленное принадлежностью к определенному полу. Половую идентичность можно рассматривать как представление о себе с точки зрения своего сексуального поведения, сексуальной позиции. В этот период подростки начинают осознавать как собственные половые роли, так и идеальные роли, к которым хотелось бы стремиться. Можно сказать, что формируются эталоны женственности и мужественности, определяющие сознательное стремление подростков к их достижению. Сравнивая себя с имеющимися у них эталонами, подростки определяют степень своего соответствия, т. е. насколько полноценно в них воплощены черты женственности или мужественности. Это во многом влияет на общее самоотношение.

В процессе развития подростки проходят следующие этапы:

1 этап характерен для подростков младшего возраста (10- 11 лет), его можно назвать этапом воображения, поскольку формой полового поведения являются сексуальные фантазии. Они, как правило, носят нереальный характер и не соответствуют действительным возрастным возможностям и потребностям подростков. Некоторые из подростков не только эмоционально проживают свои фантазии, но и рассказывают о них сверстникам, выдавая их за реальные, существующие. Поэтому случайно услышанные родителями разговоры подростков о своих фантазиях могут привести к конфликтам, ошибочному приписыванию подросткам сексуальной распущенности.

2 этап можно назвать этапом дружбы. Становятся возможными первые гетеросексуальные действия, вызванные появлением влюбленности, суть которых заключается в предложении друг другу дружбы.

3 этап можно назвать этапом экспериментов, когда мотивом полового поведения является стремление познакомиться с его различными формами, узнать, что это такое. Имеющийся опыт служит предметом хвастовства друг перед другом, а подросток, не имеющий его, может чувствовать себя в чем-то неполноценным, опоздавшим. Этот этап можно считать своеобразной школой подростков. Главной потребностью подростков на этом этапе можно назвать возможность привлечения внимания лиц, противоположного пола. Как они сами говорят: «Хочется, чтобы на меня обратили внимание».

На 4 этапе становится возможным сексуальное поведение, основывающееся на сексуальном влечении. Именно в это время определяется индивидуальное половое поведение подростка. На развитие личности подростка оказывает влияние и темп полового созревания. Оно влияет на самооценку, социальную адаптированность и даже будущую жизненную успешность.

На развитии девочек может негативно сказаться слишком раннее созревание, когда половые признаки начинают явно проявляться уже в 5-6 классах. Некоторые девочки начинают стесняться изменившейся внешности, скрывать ее от окружающих, самооценка соответственно снижается.

Для мальчиков половое созревание, наоборот, предоставляет значительные преимущества, влияет на повышение caмооценки. Именно такие мальчики часто становятся лидерами. Позднее созревание может остро переживаться мальчиками, восприниматься как показатель собственной несостоятельности и слабости. Это время требует особенного внимания и поддержки окружающих.

Общение со сверстниками.

Влияние общения со сверстниками играет решающую роль на формирование личности подростка как в позитивном, гак и в негативном аспектах. Оно помогает успешной социализации подростка, но также может определить его асоциальное поведение. Роль общения со сверстниками для подростков действительно велика, хотя внутрисемейное общение остаётся достаточно сильным, т. е. влияние сверстников на подростка во многом опосредуется его семьей. Доверительные отношения в семье могут скомпенсировать трудности в общении со сверстниками, помочь определить свою внутреннюю позицию по отношению к асоциальным тенденциям его друзей. Однако верно и обратное. Непонятый, непринятый в семье подросток пойдет искать душевное внимание вне дома. Подросток, которого унижают близкие, будет компенсировать это насмешками, издевательствами над слабыми ребятами в компании. Таким образом, можно сказать, что характер общения со сверстниками во многом определяется взаимоотношениями в семье подростка.

Реальное усиление «Я» возможно в случае, если у подростка действительно есть достижения в какой-либо области - спорте, музыке и т. п. значимой в подростковой среде. Иногда усиление «Я» осуществляется не за счет реальных успехов, а за счёт принадлежности к группе, позволяющей почувствовать сильное «Мы». Поэтому подростки остро воспринимают критику взрослых в адрес своей компании - это означает ослабление их собственного «Я». Они испытывают тревогу при возможности потери друзей, переживают, если взрослые оказывают те или иные воспитательные воздействия. Однако группа сверстников дает лишь иллюзию силы. Но, если кто-то прибегает к этой иллюзии, значит, она ему нужна. Часто это происходит в тех семьях, где взрослые сами не чувствуют своей личной значимости. Внешне это может выглядеть как социальная или семейная неуспешность, например, малооплачиваемая работа или отсутствие полноценной семьи, конфликты в ней. Поэтому подростки полагают, что такие взрослые не могут быть образцами поведения, поскольку не обеспечили семье достойную жизнь. Другая причина - отсутствие в семье защищённости, поиск которой подросток осуществляет среди сверстников.

Для ощущения собственной силы подростку обязательно требуется «коллективный враг», вокруг которого концентрируются их объединенные агрессивные воздействия. Это даёт им ощущение собственной силы. Иллюзия собственной силы ощущается подростками через наличие рядом с собой слабого человека, в отношении которого можно позволить себе совершать объединенные насильственные действия.

Другой вариант - это вступление в неформальные группы, стихийно образующиеся компанией подростков на основе интересов, увлечений, различных видов досуговой деятельности, по выбранному типу поведения («фанаты», «хиппи», «панки», «металлисты» и т. д.). С одной стороны, принадлежность к группе даёт поддержку еще довольно слабому «Я» подростка, за счёт сильного «Мы», таким образом, подросток ощущает собственную силу. В реальности группами руководят сильные подростки стремящиеся подавить всех остальных членов группы

Подростковая дружба оказывает содействие психосексуальному развитию подростков. Проявляется это себя двояким образом.

Во-первых, это демонстрация застенчивого поведения. Внешне такие подростки не проявляют своих чувств. Окружающим они могут показаться абсолютно спокойными, однако в душе могут бушевать сильнейшие переживания и неудовлетворенные желания. Как правило, они обладают повышенной склонностью к самоанализу и поэтому сравнивают себя с другими, чувствуют, что не соответствуют желаемым стандартам. Особенность таких ребят является склонность к самоунижению. И хотя может показаться, что им нравится быть только с самими собой, на самом деле они глубоко страдают от невозможности близких контактов.

Во-вторых, это излишнее стремление к лидерству, в данном случае имеющее защитный характер, т. е. подростки пытаются доказать окружающим, но в первую очередь самому себе собственную полноценность. Такой путь приводит к частым конфликтам со сверстниками, поскольку подросток не всегда может выполнять лидерские функции.

Рассмотрим общение подростков в подростковой субкультуре. Одна из ее неотъемлемых составляющих - матерная лексика. Ее специфика заключается в распространенности в подростковой среде. Широкое использование матерной брани современными подростками, также обозначает стремление освободиться от требований культуры, являясь своего рода антиповедением. Пребывание в позиции «анти», т. е. частичного разрушения культурных норм, наверное, необходимо для развития подростков.

Современные подростки, не имея возможности осуществить антиповедение в социально приемных формах, проявляют его в повседневной жизни через использование матерной брани и других форм поведения, включающих, как правило, агрессивные действия. Через антиповедение осуществляется знакомство подростков с тёмной стороной своей личности, «тенью», что необходимо для достижения их личной целостности. Чаще всего такое поведение носит временный характер, хотя, в некоторых случаях может стать источником стойкого ассоциального поведения. Это определяются не самой культурой, а, прежде всего атмосферой семьи подростка и его личностными качествами.

ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ С ПЕДАГОГАМИ

НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

Внимание педагогов и родителей привлечено, прежде всего, к изменениям в познавательной сфере ребенка. Их интересует количество приобретенной информации, овладение способами её переработки и использования, то есть то, что находит отражение в школьной успеваемости. Учебная успешность определяет удовлетворенность взрослых своим ребенком. Несколько сниженная по сравнению с желаемым эталоном успеваемость вызывает недовольство. И это понятно, поскольку взрослые полагают, что хорошая успеваемость ребенка является предпосылкой социальной успешности. Но многие педагоги и родители не предают значение тому важному обстоятельству, что в процессе деятельности учащийся не только получает образование, необходимое для его успешного функционирования и развития в период взросления, но и то, что школьное обучение оказывает существенное влияние на развитие личности. Это воздействие может быть как позитивным, так и негативным. Позитивные личностные новообразования. сложившиеся в процессе школьного обучения также необходимы для успешной жизни, как и хорошее образование, а негативные могут «свести на нет» любое самое элитное образование, существенно осложняют последующую социальную адаптацию и профессиональный рост, а иногда и семейную жизнь. Один из важнейших факторов - это субъективное восприятие учеником результатов своей учебной деятельности, как успешное, так и неуспешное. Учебная деятельность - это деятельность, направленная на усвоение знаний, накопленных человечеством. При этом ученик является субъектом, осуществляющим эту деятельность. Таким образом, неудача в учении - это несоответствие полученного ребёнком результата учебной деятельности желаемому результату. Эта ситуация вызывает достаточно сильное эмоциональное переживание. Длительность пребывания школьников в ситуации неудачи или же одиночное эмоционально значимая неудача может сформировать чувство неполноценности, собственной слабости, беспомощности, которая проявляется на поведенческом плане в двух вариантах. Первый (активный) - это стремление подростка скомпенсировать имеющееся чувство неполноценности через агрессивные действия, направленные на более слабых людей; второй (пассивный) вариант - это акцентирование своей слабости (как частный случай - склонность к заболеваниям).

Можно выделить три группы основных причин неудач подростков:

Социальные причины. Школьные неудачи чаще сопровождают учащихся из семей с очень низким или очень высоким доходами. Первым не уделяют достаточного внимания родители, занятые проблемой материального обеспечения семьи. Плохие бытовые условия часто мешают развивать детям свои интеллектуальные возможности. Вторые могут находиться в ситуации сверх требовательности родителей к их школьным успехам. Это вызывает страх несоответствовать предъявляемым требованиям.

Психологические причины. Эти причины можно разделить на две группы: 1) вызванные нарушением развития в онтогенезе; 2)обусловленные актуальной ситуацией.

Часто подросток неуспешен в учении из-за неуверенности в себе, чувства собственной неполноценности, которое сформировалось в детстве. Причиной, относящейся к актуальной ситуации, можно назвать дискомфорт в семье подростка. Очень часто школьные неуспехи – это признак глубокого душевного разлада самого подростка, связанного с тем, каковы его отношения с родителями.

Педагогические причины. Это совокупность неадекватных воздействий со стороны школы, включая организацию учебного процесса, построения программ обучения, стиль педагогического общения. Общение может содействовать усилению «Я» подростка, если будет способствовать его самоутверждению в глазах сверстников. Это происходит, если педагог проявляет уважение к чувствам и мыслям подростка, не допускает ситуаций оскорбления, насмешек.

Важность общения подростков с педагогами обусловлена и тем, что педагог может быть тем значимым взрослым, который послужит объектом для положительной идентификации, способствуя познанию подростков самого себя. Особенно это необходимо для ребят из таких семей, где родители не могут быть для них эталонами.

ОБЩЕНИЕ С РОДИТЕЛЯМИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

Одной из главных проблем во взаимоотношении детей с родителями - это отделение подростка от семьи, необходимое для достижения им в последствии зрелости, возможности принятия ответственности за свою жизнь. Результатом такого отделения является не разрыв подростка с семьёй, а установление новых партнерских взаимоотношений. Имеется в виду, что теперь они находятся в равных позициях и через диалог помогают друг другу в решении жизненных задач.

Если нарушается этот процесс, то в последствии может произойти полное эмоциональное отстранение человека от своей семьи. Возможен и такой вариант: отделения подростка от семьи по тем или иным причинам не происходит. Это можно назвать самым тяжелым исходом для подростка. В этом случае он остается в эмоциональной зависимости от родителей. Ему будет трудно принимать собственные решения. В последствии формируется склонность к отношениям зависимости от вышестоящих лиц, пассивная жизненная позиция. Сложно будут выстраиваться семейные взаимоотношения. Скорее всего, они будут строиться под контролем родителей или это влияние будет заменено зависимостью от мужа или жены.

Этот процесс редко протекает без осложнений. Основные причины этого можно отнести либо к характеру внутрисемейных отношений, либо к особенностям самого подростка. Чаще всего семье трудно «отпустить ребенка», то есть допустить начало отделения. Это может происходить по разным причинам.

Во многих семьях сын или дочь являются смыслом жизни матери, то есть мать живет только ради своего ребенка. Отделение его от семьи делает жизнь для неё бессмысленной, ей некого опекать. Довольно часто можно встретить семьи, в которых присутствует требование к ребенку быть первым, причем во всех возможных видах деятельности. В этом случае формируется сильный страх не соответствовать требованиям родителей, тому эталонному образу, который у них сформировался. Это не страх наказания, а скорее, страх потери родительской любви из-за невозможности достичь планки установленной родителями. Этот страх мешает процессу его отделения

Чтобы иметь возможность оказать эффективную помощь подросткам, нужно четко представить себе, на каком этапе отделения они находятся:

1 этап (II - 12 лет) характеризуется наличием у подростка конфликта между потребностью зависимости и стремлением к автономии. Подросток с одной стороны, сопротивляется проявлениям их заботы и ласки, а с другой - проявляет желание, чтобы его баловали. Таким образом, подросток перестает быть послушным и вежливым, каким был раньше. Родители, как правило, не понимают, что происходит с подростком, ужесточают запреты, что может вызвать у него острые эмоциональные расстройства.

2 этап - когнитивная реализация отделения (здесь сложно указать возраст, так как переход к этому этапу может затянуться на всю жизнь). Подросток доказывает всем - миру, родителям, себе собственную независимость. Чаще всего это уход в критику всего того, что делается родителями.

В этот период подростки особенно настороженно относятся к советам родителей. Они воспринимаются детьми как ущемления их самостоятельности и взрослости. Даже полезные советы немедленно отвергаются.

3 этап - эмоциональные реакции на отделение. Здесь может возникать чувства вины, гнева, депрессивной реакции, страх потери любви. Необходимо помочь родителям взращивать в себе чувство гордости и радости от достижений взрослеющего ребенка.

4 этап - поиск образцов идентификации. Пребывание в новом для него поле взрослой жизни, подросток ищет людей, которые бы выступить для него в качестве образцов для подражания, может недооцениваться взрослыми, так как исчезают внешние буйство и ранимость подростка. Может показаться, что он повзрослел и больше не требует поддержки. Однако, она необходима, но в другой форме.

Большинство современных родителей и подростков пытаются построить, казалось бы, новые взаимоотношения, оставаясь на старых позициях: подросток на детской, родитель – на опекающей и запретительной. При этом подросток отстаивает свои взрослые права, используя инфантильные средства: крик, плач, обиды т. п. Родители продолжают принимать те же воспитательные действия, которые были эффективными в прошлом.

Практическая часть

Для изучения особенностей взросления подростков нашей школы мы провели анкетирование учащихся 6-9 классов (всего 208 человек). (Результаты представлены в таблицах в приложении №1)

Анкета составлена на основе представленной в работе теории. Анализ результатов даёт возможность увидеть особенности развития мальчиков и девочек, а также увидеть закономерности возрастного развития подростков.

Так, например, по результатам представленным в таблице № 2, можно сказать, что девочки 6а класса больше боятся будущего (23%), чем мальчики (0%). Девочки больше помогают родителям, чем мальчики (27% и 14%), 38% девочек считают, что у них больше обязанностей, чем прав, мальчиков же таких лишь 11%. В то же время 100% мальчиков ждут светлого будущего, а девочек таких лишь 69%.

Особенностью 6Б класса является то, что всего 40% мальчиков и 55% девочек считают своё будущее светлым.

Особенностью 8А класса является то, что 6% девочек считают себя старше своих сверстников, мальчиков же таких 50%.

В 9А классе 40% девочек и 50% мальчиков считают, что у них больше обязанностей, чем прав, при этом никто не отмечает, что помогает родителям. В 9Б классе же из 40% девочек и 11% мальчиков помогают родителям соответственно по 20% и 22%. А в 9В классе 100% девочек считают, что у них больше обязанностей, чем прав, мальчиков таких 50%, помогают родителям 11% девочек и 25% мальчиков.

Вывод: В 6А классе мальчики очень жизнерадостны, смотрят на жизнь сквозь «розовые очки», девочки более «заземлены», более настороженно относятся к своему будущему.

В 6Б классе лишь половина ребят ждут светлого будущего, а остальные его боятся или к нему безразличны: скорее всего, такое отношение связанно с социальным статусом семьи.

В классе 38% полных семей, 28% одиноких матерей, 17% воспитываются бабушками или отцами, всего 33% семей можно назвать социально благополучными (полная семья, родители работают, не пьют, имеют достаточный материальный достаток).

В 8А классе половина мальчиков считают себя взрослыми, скорее всего они выдают желаемое за действительное.

В 9м классе особенно проявляется проблема несоответствия заявки подростков на свои права и нежелания брать на себя дополнительные обязанности.

По результатам представленным в таблицах № 3 и 4 мы выявили некоторые закономерности подросткового развития девочек и мальчиков. Так, например, мы обратили внимание, что девочки 6х-7х классов хотели бы поменять своё имя (17% и 26%), у мальчиков же эти цифры соответственно 11% и 4%

Количество девочек, которые считают, что у них больше обязанностей, чем прав растёт с 6 по 8 класс (с 28% до 36%), в то время как девочек помогающих родителям с каждым годом становится всё меньше (с 33% до 6%).

Вывод. В силу того, что девочки физически взрослеют быстрее, скорее всего и психологическое взросление наступает раньше. Подростковые проблемы для девочек 6-8 классов проявляются острее. Из ребят предпочитающих одиночество 75% девочек и 25% мальчиков. Скорее всего, это связано с трудностями в общении. Из таких ребят 20% воспитываются в социально неблагополучных семьях, 40%-новенькие,30%-неаккуратные, 10%-из интеллектуальной «элиты» школы.

По результатам представленным в таблице№5 можно говорить об общих закономерностях взросления подростков нашей школы.

Так проблема неприятия своего имени больше характерна для учащихся 6х, 7х классов.

Большинство учащихся 6-9 классов относят себя к группе подростков (90%, 75%, 97%, 87%), выделяются лишь учащиеся 7х классов, из которых 16% считают себя взрослыми, но, скорее всего, они выдают желаемое за действительное.

Отношение к будущему, скорее всего, зависит не от возраста, а от социального статуса семьи. В свободное время учащиеся больше всего гуляют. Процент таких учащихся растёт с 6 по 8 класс (с 31% до 60%), девятиклассники же больше посещают секции (43%).

Читают очень мало все (6%, 2%, 3%, 0%).

По мере взросления растёт число ребят, предпочитающих общение в большой компании (17%, 28%, 41%, 41%), любителей одиночества с возрастом становится всё меньше (6%, 12%, 4%, 2%).

С 6 по 8 класс растёт число родителей, принимающих вкусы своих детей (65%, 66%, 77%), вместе с тем растёт число родителей относящихся к ним безразлично. Во всех возрастных группах достаточно большой процент родителей одобряющих дружбу своих детей со сверстниками противоположного пола, соответственно 9%, 3%, 7%, 8% не одобряют, 18%, 24%, 13%, 14% относятся безразлично.

У родителей и подростка складываются новые взаимоотношения. Они учатся понимать друг друга. Этим можно объяснить то, что большой процент родителей принимает вкусы своих детей и их дружбу со сверстниками. И это положительный момент, потому что, скорее всего, в этих семьях происходит необходимое подростку отделение от «родительского гнезда».

Те родители, которые не одобряют дружбу подростка с противоположным полом, скорее всего, не хотят отпускать ребенка из-под своей опеки, не дают ему возможности становиться самостоятельным. Но это может пагубно сказаться в дальнейшем, так как ему необходимо учиться приобретать свой жизненный опыт.

Безразличие родителей ко вкусам подростка и его дружбе со сверстниками можно объяснить самыми разными причинами. Мы проанализировали социальный статус семей, в которых они воспитываются и увидели, что это семьи самые разнообразные:

1. Неблагополучные семьи (пьющие, неработающие родители).

2. Семьи, в которых дети являют приёмными.

3. Неполные семьи.

4. Семьи, где подросток является старшим из детей.

5. Достаточно благополучные, но очень занятые родители (учителя, предприниматели).

По результатам изучения особенностей взросления подростков нашей школы, можно выявить следующие закономерности:

1. С возрастом у ребят всё больше проявляется потребность в общении со сверстниками.

2. Интерес к интеллектуальным занятиям падает.

3. С 6 по 9 класс всё более актуальной является проблема несоответствия желаемых прав и нежелания выполнять предъявляемые взрослыми обязанности.

4. С 6 по 9 класс растёт число подростков, для которых актуальной является проблема взаимоотношений «отцов и детей».

Подтверждается гипотеза о том, что пик возрастных проблем приходится на 7 класс,

1. Неприятие своего имени.

2. Ощущение мнимой взрослости.

3. Ощущение одиночества.

4. Трудности во взаимопонимании родителями.

Чтобы облегчить процесс взросления, подросткам необходимо понимание взрослыми их возрастных проблем, необходимо оказание психологической поддержки. Необходимость такой поддержки обусловлена ещё и социальным статусом семей, в которых они живут.

Социальный портрет учащихся нашей школы.

Всего учащихся 235 %

Один ребёнок в семье 122 43

Два ребёнка в семье 117 50

Три ребёнка и более 16 7

Проживает с мамой 55 23

Проживает с отцом 9 4

Проживает с бабушкой (дедушкой) 10 4

Опекаемых 13 4

Малообеспеченных 22 9

Асоциальные семьи 10 4

Хорошо обеспеченные семьи 14 6

Одним из вариантов психологической поддержки может быть цикл занятий, который мы предлагаем

Подросток: как пережить взросление?

Каждый любящий родитель мечтает о том, чтобы его чадо училось на одни пятерки — или, хотя бы, на четверки и пятерки. Однако не все понимают, что эффективность обучения зависит не только от пожеланий мам и пап, но и от возможностей ребенка. Объективной помехой на дороге к знаниям может стать бурная перестройка всего подростка, называемая "переходный период". Как его пережить с наименьшими потерями?

Подростки взрослеют незаметно

Чаще всего и родители, и педагоги связывают проблемы обучения с уровнем интеллектуального развития. Отсюда и вопросы: "Почему он плохо учится, ведь совсем не дурак?". В действительности же ребенок может плохо учиться из-за снижения работоспособности, связанного с возрастными перестроениями его организма.

Младшие тинейджеры пока не похожи на взрослых ни по внешнему облику, ни по поведению. Они еще много играют и просто бегают, возятся и шалят, они непосредственны и непоседливы, легко поддаются влиянию.

Однако внешняя картина сохраняющейся детскости обманчива, за ней скрываются важные процессы становления нового: подростки взрослеют незаметно, оставаясь во многом детьми. В этом возрасте учебная деятельность и школа постепенно перестает быть основной и самой важной задачей.

В период пубертата происходят изменения на всех уровнях, в первую очередь на биологическом, а также на психологическом и социальном. Меняется интенсивность физиологических процессов, гормональный фон, функции органов.

Отсюда и нескладность

Рост скелета идёт быстрее, чем развитие мышечной ткани, отсюда нескладность, непропорциональность, угловатость фигуры. У девочек увеличивается масса жировой ткани на 10-20%, что субъективно переживается ими очень тяжело. Объём сердца увеличивается за пубертатный период в два раза, при этом происходят значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли. Зачастую врачи ставят подросткам диагноз: вегетососудистая дистония.

Биологические особенности подросткового возраста в значительной мере зависят от функционирования желез внутренней секреции. В этом возрасте происходит как бы "взрыв" деятельности гипотоламо-гипофизарной и эндокринной систем. Это ведет к изменению гормонального статуса. Гормон роста — один из основных гормонов гипофиза — стимулирует жироотложение, активизирует биосинтез белка, усиливает обменные процессы. Его выработка достигает пика к 12-14 годам. Именно с этим связан максимальный ростовой скачок у подростков.

Другой гормон этой железы воздействует на увеличение костной и мышечной ткани. Он же усиливает приспособительные реакции организма к стрессовым воздействиям. В этом состоит биологическая основа, которая в подростковом возрасте обеспечивает усвоение знаний, а также выработку и закрепление трудовых и жизненных навыков.

Да и нервы теряют устойчивость

Важную роль в растущем организме играют гормоны щитовидной железы. Они участвуют во всех видах обмена веществ, в развитии мозга, определяют уровень интеллекта, физического развития, созревания репродуктивной системы, адаптационных возможностей. Функция щитовидной железы, в свою очередь, "управляется" гипофизарным гормоном, который регулирует обмен йода, углеводный обмен, стимулирует синтез белка. Изменения гормонального статуса, характерные для пубертатного периода, обуславливают перестройку иммунной системы. Соматотропный гормон и тиреоидные гормоны стимулируют функцию вилочковой железы, лимфоидной ткани, образование Т-лимфоцитов.

Но и это еще не все. Состояние нервной системы подростка становится неустойчивым. Поэтому в поведении подростков отмечается повышенная нервозность, несдержанность, неустойчивость эмоциональных реакций. Внешние признаки этого — повышенная возбудимость, выраженные эмоциональные реакции на минимальные стрессовые ситуации, потливость.

Наш мозг развивается неравномерно — есть кризисные моменты, когда заканчивается формирование одних его отделов и начинается бурное развитие других. Это происходит примерно в год, три, семь и четырнадцать лет. И в каждый период между кризисами меняется характер и способ восприятия действительности — в зависимости от развития тех или иных отделов головного мозга.

Конкретное мышление сменяется логическим

У ребенка на протяжении предшествующих лет нарастала ведущая роль коры больших полушарий головного мозга. Но вот в период полового созревания снова усиливается подкорковая активность (об этом говорят данные электроэнцефалографических исследований). Этим-то и объясняется естественное снижение продуктивности умственной деятельности старшего школьника из-за того, что конкретное мышление сменяется логическим. Неудивительно, что школьная успеваемость падает, хотя вроде бы закономерность должна быть обратная — с возрастом должен быть все нарастающий прогресс.

В психологическом плане появляется стремление стать более самостоятельной, независимой от родителей личностью. Главным становится интимно-личностное общение со сверстниками. Новый для подростка механизм логического мышления приводит к росту критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований. Лишь у 20% подростков полностью отсутствуют кризисные проявления негативизма.

Детские психологи уверены: человек должен пройти все естественные стадии своего развития — наиграться всласть, подраться со сверстниками в . Повсеместно распространенные школы раннего развития, где малыши учат интегралы чуть ли не с пеленок, — это просто конъюнктурный заказ, не оправданный потребностями ребенка. Личность может формироваться только после того, как сформирован мозг. А его развитие завершается к 15 — 16 годам с созреванием лобных долей.

Назначение лобных долей — контроль. Ребенок становится Личностью, когда он научается контролировать себя — то есть нести ответственность за свои поступки. Подростковый период развития ребенка — последняя возможность повлиять на формирование его личности, характера.

Познать свое место в мире

Подросток хочет познать не только себя, но и свое место в мире, который он исследует эмпирически. Любое "асоциальное", с точки зрения взрослых, поведение сам тинейджер рассматривает, скорее, как… исследовательское. Естественно, те рамки, в которых он вынужден существовать в учебном заведении, ему тесны. Школа не дает ответы на те вопросы, которые волнуют старшего школьника. И это еще одна причина конфликта ученика с учебой.

Но родителям нельзя относиться к подрастающему чаду слишком прямолинейно и думать, что обязательно у него будет спад в обучении. В этом возрасте определяются предпочтения в учебных дисциплинах. Уровень знаний для многих подростков становится фактором жизненной успешности. Школьные занятия впервые превращаются не в деятельность для получения оценок, а в учебу, как самообразование и стимул к саморазвитию, т. е. приобретают личностный смысл и ценность.

Если смотреть на все эти метаморфозы как бы со стороны, то можно вообразить, как бурно развивающаяся личность освобождается от старой оболочки, ставшей тесной, и появляется некое неведомое существо. Этот процесс происходит иногда постепенно, исподволь, а иногда внезапно и сразу. И зачастую даже опытные школьные педагоги не поспевают за эскалацией мыслей и чувств подрастающих юношей и девушек.

Изменившееся поведение подростков окружающие нередко ошибочно расценивают как пробелы воспитания, результат неблагоприятного влияния среды и т. д. К ним пытаются применять меры общественного или административного воздействия, в то время как нужно просто на новом уровне выстраивать отношения со взрослеющим человеком. Наступит время, когда гормональные бури улягутся, но если тинейджер успел стать "трудным" из-за неправильного воспитания, улучшение его физического состояния не приведет к его автоматическому исправлению.

Все-таки взрослым надо не забывать, что главная особенность подростка — не агрессия, а личностная нестабильность. В нем борются противоположные черты и устремления, определяя противоречивость характера и поведения.

Психологи советуют:

— Сгладить все проблемы отроческого возраста можно за счет хорошего психологического климата в семье. Вместе с тем на подростка положительно влияют высокий статус в среде сверстников, наличие жизненных перспектив, а также хобби. Родители должны понимать, что перепады настроения в этом возрасте являются нормой. Помочь своему отпрыску восстановить эмоциональный баланс можно с помощью прогулок на природе, травяных чаев, ванн с хвоей и солью.

— Чаще говорите ребенку, что вы его любите: еще никого не испортил избыток родительской любви. Он нуждается в этом, даже если отчаянно показывает свою независимость от вашего мнения. Примите своего ребенка в обоих его проявлениях, взрослом и детском. Ведь ему требуется ваша любовь, и несмотря ни на что, вы для него — самый большой авторитет.

— Для многих родителей, которые считают, что успешность и отличная учеба — это синонимы, можно напомнить позицию профессионалов: успешность зависит не от количества пятерок в аттестате, а от умения общаться, находить общий язык с разными людьми, от способности вступать в конкурентные отношения с другими. Кроме того, очень пригодятся навыки ориентироваться в жизненных ситуациях, умение ставить собственные цели и самостоятельно их добиваться и много другого, чему отчасти можно научиться в школе, но это не называется школьной успеваемостью и не оценивается в пятерках.

Комментарий эксперта

Наталья Куинджи, главный научный сотрудник лаборатории гигиены обучения и воспитания Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД (научный центр здоровья детей) РАМН, доктор медицинских наук, профессор:

Я целиком и полностью согласна с тем, что с началом гормональной перестройки в организме подростка снижается восприимчивость к информации, становится хуже память, замедляются все умственные процессы. При этом естественные физиологические изменения накладываются на повышенную физическую и интеллектуальную нагрузку, и происходит некий конфликт интересов.

Для всех школьников характерны психоэмоциональное и зрительное напряжение, гиподинамия, длительная вынужденная сидячая поза, обусловленные учебным процессом. К сожалению, это наблюдается в тот период, когда ребенок растет, и ему нужна повышенная двигательная активность. Поэтому специалисты нашего института уверены, что детский организм способен выдержать только шесть уроков в день, даже если речь идет о старшекласснике.

Важно отметить, что и половые отличия очень сильно влияют на процесс обучения. Взрослеют и мальчики, и девочки, но происходит это у них по-разному. К примеру, девочки уже в первом классе резво включаются в учебу, стараются изо всех сил, но поскольку они очень волнуются и нервничают, у них часто поднимается артериальное давление. А у мальчиков — никаких колебаний давления, и учеба их совсем не невротизирует: ну и пусть не получается, ну и пусть ругают, наплевать. Мальчики растрачивают явно меньше нервов и здоровья, чем девочки. Замечено, что на крик, на авторитарное поведение учителя мальчики не реагируют, а у 75% девочек в ответ поднимается давление.

В нашем институте разработана методика: благодаря специальному тесту можно увидеть, как с возрастом изменяется восприимчивость к обучению. Есть такой показатель — отношение количества прочитанных знаков к ошибкам при чтении. Вот этот параметр у девочек вначале улучшается с первого по четвертый классы, затем — в пятом-седьмом классах — происходит резкое падение, и потом постепенно, с конца седьмого-восьмого классов этот показатель вновь начинает вновь потихонечку расти. А у мальчиков подобных скачков нет, так как у них иное развитие. Как правило, и адаптация к школе у них проходит лучше, чем у девочек. Проблемы с обучением мальчиков связаны скорее с психологическими изменениями в этом возрасте.

Специалисты нашего института считают, что для девочек необходимо снизить нагрузку в средних классах, а чтобы не пострадал учебный процесс, нужно начинать их учить раньше. То есть для девочек идти в первый класс оптимально с шести лет. А для мальчиков все-таки лучше идти с семи, потому что хотя сам образовательный процесс у них проходит намного легче, они позже "включаются" в учение.

Безусловно, и родителям, и всем воспитателям необходимо учитывать возрастные изменения у детей, соответственно не ожидать от них такой же отличной успеваемости в средней школе, какая была в начальной. Для снижения школьных успехов есть объективные причины, и никакое муштрование не может повлиять на это. при воспитании подростков нужно обязательно принимать во внимание все биологические особенности, присущие этому возрасту.

Кириллов Вадим

Не забудьте включить сайт в список источников, которые будут вам попадаться время от времени:

Также будем рады вам в наших сообществах во

Самая большая трудность подросткового возраста – это одновременная очень мощная перестройка организма и психики ребенка. Качество взрослой жизни во многом определяется тем, насколько успешно человек прошел через подростковый кризис.

Подростковым возрастом принято называть период от 10-11 до 15-16 лет. Его называют переходным, так как в это время ребенок переходит от детской модели поведения к взрослой. Происходит изменение самооценки, восприятия себя в социуме. Появляется способность воспринимать окружающее критически, анализировать и делать собственные выводы, сознательно присваивать предлагаемые социумом те или иные моральные ценности.

Кроме того, в этот период подросток переживает серьезнейшие физиологические изменения.

Возрастные особенности подростков

  • Скрытые от глаза физиологические процессы вызывают чувство тревоги, дискомфорта, постоянного напряжения и эмоциональной усталости
  • Психологические изменения в свою очередь приводят к эмоциональному дисбалансу, внутренним и внешним конфликтам, решение которых требует энергии внутренней силы
  • К описанным проблемам подростка добавляется значительное повышение учебной нагрузки в старших классах, усиление давления со стороны родителей.
  • Все это создает у подростка чувство растерянности: старые ориентиры утрачены, новые еще не обретены
  • Естественные процессы взросления вызывают ощущения катастрофы и утраты себя в окружающем мире
  • Социальные навыки подростка еще не сформированы, личный жизненный опыт слишком мал, чтобы самостоятельно находить решения в сложных ситуациях.
  • Постоянная внутренняя дисгармония приводит к повышенной конфликтности и агрессии, что только усиливает негативное восприятие ситуации
  • В результате подросток замыкается, уходит в себя, обрастает ненужными комплексами, вместо решения проблем ищет легкие способы бегства от них
  • В худшем случае подростковые проблемы могут сломать человека как личность



Первые признаки переходного возраста

Внешне начало переходного возраста проявляется в следующем:

  • Ребенок начинает быстро расти, прибавка к росту больше 10-15 см в год
  • Развиваются вторичные половые признаки
  • Появляются подростковые угри и высыпания на коже
  • Ребенок становится чересчур ранимым, обижается на вещи, которых раньше не замечал
  • Стесняется проявлений родительской ласки на людях
  • Спорит и грубит чаще, чем обычно

Физиологические проблемы подросткового возраста.

  • Происходит серьезная перестройка эндокринной системы. Тело подростка в переходный период развивается неравномерно и непропорционально. К моменту окончания полового созревания диспропорции в большинстве случае исчезают
  • Центральная нервная система претерпевает значительные изменения, следствием которых является чрезмерная эмоциональная возбудимость подростков. Процессы, происходящие в коре головного мозга, провоцируют повышенную реакцию нервных окончаний и одновременно снижают реакцию торможения


  • В переходном возрасте происходит окончательное формирование жировых тканей и клетчатки, костей и мышечной ткани. Тело принимает законченные формы. В этот период особенно важно правильное здоровое питание и обмен веществ
  • В области желудочно-кишечного тракта в подростковом возрасте часто возникают проблемы, так как пищеварительная система очень чувствительна к физическим нагрузкам и эмоциональным перепадам
  • Физиологические изменения сердечно-сосудистой системы и органов дыхания приводят к возникновению расстройств в области сердца, легких, частой слабости, головокружениям и обморокам. Очень важно подобрать для ребенка правильный режим сна и отдыха, а также внимательно отнестись к определению допустимых нагрузок на организм



Основные особенности переходного возраста у девочек

  • Тело постепенно приобретают формы, характерные для женской фигуры: круглые бедра, выпуклые ягодицы, нижняя часть тела становится шире, чем верхняя
  • Происходит рост молочных желез, часто процесс сопровождается болезненными ощущениями и чувством дискомфорта. Грудь может расти неравномерно, молочные железы могут отличаться по размеру одна от другой, но к завершению полового созревания разница практически исчезает
  • В подростковом периоде у девочек начинают расти волосы в области лобка и подмышек, одновременно с этим сальные железы начинают работать интенсивнее, запах тела становится резче. В этом возрасте необходимо пересмотреть вопросы гигиены и выработать индивидуальный режим ухода за телом
  • Завершается формирование половых органов. Часто в этот период возможны нарушения микрофлоры и связанные с этим осложнения (раздражения, грибковые инфекции). Необходимо приучить девочку внимательно относиться к здоровью в области гинекологии и правильно ухаживать за этой частью тела



Основные особенности переходного возраста у мальчиков

  • В подростковом возрасте у мальчиков начинается интенсивный рост костей, а затем и мышечной такни, причем кости обычно растут быстрее, чем мышцы. Отсюда частая излишняя худоба у подростков-мальчиков. Иногда такое отставание мышечной ткани может вызвать болезненные ощущения и временное недомогание
  • Подростковая ломка голоса – это рост гортани, в процессе которого у мальчика появляется «адамово» яблоко, а голос понижается на несколько тонов до характерного взрослым мужчинам тембра. В этот период мальчики подвержены частым осложнениям и болезням горла, так как при росте гортани происходит довольно сильный приток крови в эту область
  • Очень тонкий и деликатный вопрос полового созревания мальчиков – это поллюции (непроизвольное, обычно ночное, семяизвержение, связанное с чрезмерным сексуальным возбуждением)
  • Изменения на лице, вызванные гормональной перестройкой: черты лица становятся более резкими и мужскими, уходит детская округлость. На лице и шее появляется растительность. Юношеские угри у мальчиков обычно выражены сильнее, чем у девочек
  • Рост волос на груди, в подмышках, в паху, изменение запаха пота. Важно приучить мальчика к ежедневной гигиене и использованию косметических средств по уходу за телом (дезодоранты, лосьоны, крема)



Перестройка гормонов. Что делать с проблемной кожей?

Угревая сыпь на лице в подростковом возрасте практически неизбежна из-за глобальной гормональной перестройки организма. Поскольку подростки очень чувствительны к своему внешнему виду и оценке своей внешности в глазах окружающих, прыщи на лице являются не только физиологической, но и психологической проблемой.

При половом созревании сальные железы ребенка начинают работать в усиленном режиме. Выделяемый ими жир создает идеальные условия для развития патогенной флоры на коже, что приводит к закупорке пор и развитию гнойничковых поражений.

При правильном ежедневном уходе можно значительно снизить уровень бактерий в порах и предотвратить излишнее количество угрей на лице.

Что необходимо учесть при лечении угревой сыпи у подростков:

  • Подростковая кожа очень чувствительна и подвержена раздражению, поэтому следует выбирать препараты деликатного действия, разработанные специально для подростков
  • «Взрослые» средства могут привести к серьезному раздражению и аллергическим высыпаниям, что только усугубит физический и психологический дискомфорт ребенка
  • Лучше подойдут средства на основе натуральных компонентов, можно при умывании протирать лицо отварами лечебных трав, обладающих антисептическим действием
  • Не используйте спиртосодержащие препараты, так как спирт пересушивает кожу, что в свою очередь вызывает еще более активную работу сальных желез и выделение жира
  • Угревая сыпь может усиливаться из-за неправильной работы пищеварения, поэтому важно придерживаться здорового и сбалансированного питания
  • Важно помнить, что чистой должна быть не только кожа, но и полотенце, постельное и нижнее белье. Приучите ребенка не прикасаться к лицу без особой необходимости, чаще мыть руки и пользоваться чистыми носовыми платками
  • Подростковая кожа подвержена загрязнениям больше, чем взрослая, поэтому необходимо умывать лицо несколько раз в сутки, как минимум утром и вечером



Социальные проблемы подросткового возраста. Адаптация в социуме

Главной мотивацией ребенка в социуме в подростковом возрасте становится обретение уважения в глазах окружающих, особенно сверстников. Мнение одноклассников начинает превалировать над мнением родителей и учителей. Подростки очень чувствительны к малейшему изменению своего положения в кругу ровесников.

Отсюда часты внезапные поступки, нехарактерные для ребенка, призванные продемонстрировать сверстникам его исключительность и неординарность: хулиганские выходки, необдуманный риск, экстравагантные детали внешности.
Замечено, что вес ребенка в глаза подростка напрямую зависит от его эмоционального благополучия и микроклимата в семье.



Психологические проблемы подросткового возраста

Главные задачи личностного роста, которые ребенок решает для себя в подростковом возрасте:

  • Умение анализировать, сравнивать, делать собственные выводы
    Самостоятельное принятие решений на основе сделанных выводов
    Осознание личной ответственности за свои решения и поступки
    Осознание себя как отдельной личности и субъекта социума
    Его статус и положение в социуме

Важный аспект для подростка – уважение себя как личности. Научившись воспринимать мир критически, дети начинают видеть в себе слишком много недостатков, особенно в сравнении с другими сверстниками. Также болезненно они воспринимают любой намек на неуважение извне.

Часто подавленное состояние подростка либо повышенная агрессивность вызваны именно дисбалансом между внутренней потребностью ребенка в уважении и его недостаточным проявлением со стороны родителей и сверстников.



Проблемы межличностных отношений в подростковом возрасте

  • В плане межличностных отношений в подростковом возрасте происходит снижение значимости взрослых и высокая зависимость от мнения сверстников. То есть подросток из позиции подчиненного переходит в позицию равного по значению
  • Если в отношениях взрослый-ребенок присутствует серьезная дистанция и субординация, то в отношениях ребенок-ребенок подросток в полной мере может реализовать свои главные для этого возраста потребности: чувствовать себя взрослым и обрести уважение в глазах окружающих
  • Главными же проблемами межличностного общения подростка являются неготовность взрослых согласиться со снижением собственной значимости в глазах ребенка, и неумение подростка формировать гармоничные отношения, основанные на равноправии, поскольку навык общения в детском возрасте был основан на подчинении взрослым и выполнении их требований
  • Частые конфликты подростков друг с другом вызваны именно попытками выстраивать новые отношения на основе старых навыков. В раннем подростковом возрасте ребенок не разборчив в друзьях, его интересует общение как таковое и наработка необходимого опыта
  • К старшему подростковому возрасту, дети, как правило, уже определяются с выбором постоянных друзей по интересам, четко определяют свою роль в их компании и имеют достаточные навыки для поддержания ровных отношений на протяжении длительного времени



Проблемы обучения в подростковом возрасте. Как помочь ребенку справиться с учебой?

У большинства подростков помимо всех вышеперечисленных сложностей возникает еще одна – потеря интереса к учебе. У каждого ребенка причина может быть своя, объединяет их одно: подростковый возраст переполнен эмоциональными и физиологическими переживаниями, что неизбежно сказывается на всех аспектах жизни ребенка.

Возможные причины ухудшения успеваемости

  • В раннем подростковом возрасте ребенок переходит в среднюю школу, где организация учебной деятельности существенно отличается от начальной. Вместо одного педагога появляется много, каждый со своими требованиями и установками. Способы подачи материала становятся более академичными, акцент смещается в сторону теории и сложных понятийных конструкций. Ребенку необходима помощь родителей в том, чтобы своевременно и правильно адаптироваться в новых условиях
  • В старшей школе к сложности материала добавляются повышенные требования родителей к качеству оценок и уровню знаний, поскольку стоит вопрос о поступлении в профессиональные учебные заведения. Возрастает давление со стороны педагогов, заинтересованных в качестве сдачи ЕГЭ. Сам подросток переживает естественные страхи по поводу предстоящих экзаменов и поступления в вуз
  • Все это приводит к серьезной психологической нагрузке, которая может сказаться на качестве успеваемости. Помогите ребенку равномерно распределить нагрузку в течение рабочей недели, правильно чередовать режим отдыха и работы. Постарайтесь не нагнетать обстановку, подбодрите ребенка, помогите ему обрести чувство уверенности в себе и своих сила.
  • Конфликты с педагогами и отсутствие мотивации. Подростки очень чувствительны к критике в свой адрес, особенно к публичным ее проявлениям. Самая естественная реакция подростка – агрессия, что только усугубляет конфликт. Неуспеваемость по отдельным предметам может быть связана с негативными взаимоотношениями педагога и ребенка. Попробуйте выяснить причины конфликта и помочь ребенку выстроить контакт
  • Личные проблемы. Для подростка взаимоотношения со сверстниками гораздо важнее успеваемости. На текущий момент это его самая болевая точка. Если подросток не адаптирован в коллективе, испытывает трудности в общении, это может быть причиной общей апатии, в том числе в отношении учебы. Очень важно не отмахиваться от проблем подростка, какой бы несущественной она вам ни казалась
  • Признайте ее значимость, постарайтесь вызвать ребенка на откровенный разговор и оказать ему реальную помощь, иначе в следующий раз он вряд ли поделится проблемой. Помните, что для подростка важна самостоятельность, поэтому не пытайтесь решить его проблемы силой, не читайте нотаций его одноклассникам. Помогите подростку найти достойный выход из ситуации или поменять коллектив



Проблема конфликта в подростковом возрасте

В подростковом возрасте особенности развития психики и организма складываются так, что ребенок переживает одновременно несколько серьезных внутренних конфликтов.

  • Желание быть взрослым – отрицание ценностей окружающих взрослых
  • Ощущение себя центром вселенной – самокритика и неприятие себя как личности
  • Желание быть «как все» — глубокая потребность заявить о своей индивидуальности и исключительности
  • Половое созревание – страх и неприятие перемен, происходящих в организме
  • Влечение к противоположному полу – неумение выстраивать отношения

Подростку трудно справиться с таким наплывом эмоций, переживаний и физических ощущений, в этот период. Внутренние конфликты неизбежно находят отражение во внешней жизни.



Отношения с родителями и близкими подростка. Как себя вести старшему поколению и чего ждать?

  • В подростковом возрасте ребенок выходит из-под опеки родителей. Если в детстве он воспринимал родительские оценки и требования как правильные по определению, в подростковом возрасте ребенок начинает оценивать происходящее вокруг с точки зрения своего личного восприятия. Он осознает, что у него есть свои собственные предпочтения, симпатии и стремления, которые не всегда совпадают с мнением взрослых
  • В отношении родителей подросток в этот период стремится дистанцироваться от их опеки и покровительства, продемонстрировать свою взрослость и самостоятельность. Однако это не значит, что подросток готов отказаться от общения с родителями в целом. Просто его общение в этот период выходит на качественно новый уровень
  • Часто родителям кажется, что ребенок проявляет беспричинную агрессию и упрямство, и единственное, что им движет – сделать все назло. Но недопонимание скорее вызвано неумением ребенка в силу возраста выразить свои подлинные эмоции, и нежеланием родителей его понять. В итоге у ребенка возникает чувство одиночества, замкнутость
  • Важно понимать, что от конфликтов ребенок эмоционально страдает не меньше, чем родители. Но, не имея достаточного опыта взрослых отношений, подросток не в состоянии понять причину взаимного недовольства, не знает, что предпринять, чтобы разрешить конфликт

Также необходимо понимать, что гормональная революция подросткового организма вызывает неуправляемые всплески эмоций, которые ребенок физически не способен контролировать.



Личность подростка в период переходного возраста. Новые увлечения и взгляды на мир

Психологи разделяют подростковый период на две фазы: негативную и позитивную.

  • Негативная фаза – это отмирание старой системы ценностей и интересов, активное неприятие происходящих внутри перемен. Ребенок чувствует, что происходят изменения, но психологически к ним еще не готов, отсюда его раздражительность, апатия, постоянное беспокойство и недовольство
  • В позитивной фазе подросток готов принять и осознать происходящие перемены. У него появляются новые друзья, интересы, он способен к коммуникациям на новом качественном уровне, возникает чувство зрелости, эмоции становятся более устойчивыми

Именно в период позитивной фазы у подростка появляются устойчивые увлечения, ярко проявляются творческие таланты. Если в 10-12 лет подростки выбирают друзей по территориальному принципу (вместе учатся, рядом живут), то в старшем подростковом возрасте круг знакомых формируется на базе общих интересов и увлечений.



Когнитивное развитие подростка

Когнитивным развитием называется развитие познавательных навыков.

  • В подростковом возрасте ребенок способен усваивать абстрактные понятия, анализировать гипотезы, строить собственные предположения, обоснованно критиковать чужую точку зрения. Подросток открывает для себя логический способ изучения предметов, в дополнение к механической памяти, которой пользуются дети дошкольного и младшего школьного возраста
  • При механическом запоминании воспроизведение материала происходит в той последовательности, в которой оно было заучено: дословный пересказ текста, строго последовательное выполнение физических действий
  • Логическая память делает акцент не на форме, а на сути изучаемого предмета. Изучаемый предмет анализируется, вычленяются наиболее важные моменты, устанавливается их логическая взаимосвязь, после чего изученный материал закладывается в память
  • В раннем подростковом возрасте ребенку трудно понять, в каких случаях использовать те или иные полученные навыки. Часть школьных предметов хорошо поддается логическому способу заучивания, некоторые предметы можно изучить только при помощи механической памяти (иностранные языки, сложные формулы и определения). В возрасте 10-12 лет дети часто жалуются на ухудшение памяти и неспособность понять тот или иной материал

К старшему подростковому возрасту ребенок обычно свободно владеет приобретенными навыками и их использование не вызывает у него затруднений.



Конфликт поколений: разрешать или не разрешать?

Конфликты, возникающие у родителей с подростком, могут иметь самые разные причины, но если не пытаться управлять конфликтом, любая незначительная мелочь может привести к очень серьезным последствиям для обеих сторон. Что делать, если возник конфликт?

  1. Первый шаг – необходимо выслушать аргументы и доводы обеих сторон. Подростки не воспринимают категорических запретов, им важно понимать, что стоит за вашим «нет». Дайте ребенку возможность высказать свою точку зрения. Во-первых, он научится формулировать объяснения своим поступкам (он не всегда их понимает сам), во-вторых, вы дадите ему понять, что считаете его взрослым и уважаете его мнение. Это существенно снимет накал страстей
  2. После того, как вы взвешенно и уважительно выслушали позицию ребенка и высказали свои аргументы, постарайтесь найти общий компромисс. Обозначьте подростку границы, в которых вы готовы уступить, предложите ему отказаться от части требований. Так вы научите ребенка находить золотую середину в конфликтах с другими людьми
  3. Если вы нашли устраивающее обе стороны решение, не пытайтесь его пересмотреть под воздействием внешних обстоятельств. Будьте логичны и последовательны в своем желании говорить с ребенком с позиции взаимоуважения



Как выстроить отношения с ребенком, чтобы не навредить ему?

Родительская семья является первой и важнейшей в жизни ребенка моделью взаимоотношений между людьми.

Возможные перекосы и дисгармония в семейных отношениях наиболее остро проявляются именно в подростковом возрасте ребенка. Несколько примеров негармоничного поведения родителей и их последствия для подростка.

Недостаток внимания к подростку, его проблемам и интересам, отсутствие общения и привязанности между родителями и детьми Асоциальное поведение подростка: побеги из дома, демонстративное «ничегонеделание», эпатажные выходки и эмоциональные провокации
Чрезмерное внимание к ребенку, большое количество запретов и ограничений, отсутствие личного пространства и поля для принятия самостоятельных решений Инфантильность, неумение дать сдачи, отстоять свою территорию; протесты по отношению к родителям по защите собственного «Я»
Поощрение малейших прихотей и желаний, отсутствие требований и границ, чрезмерная любовь и обожание Неадекватная оценка себя по отношению к окружающим, чрезмерное самомнение, потребность в постоянном внимании к собственной персоне
Диктаторский, спартанский стиль воспитания, завышенные требования, отсутствие похвалы, чрезмерно жесткий стиль общения, невнимание к желаниям и интересам ребенка Либо замкнутость, уход в себя и собственный мир, отстраненность от социума, либо опускание «во все тяжкие» и демонстративное нарушение всех запретов и ограничений, установленных родителями
Завышенные требования, несоответствующие возрасту обязанности и роли в семье: выполнение родительских функций по отношению к младшим детям, возложенное на ребенка «взрослое» чувство долга и ответственности по отношению к семье, непризнание его детства как такового Затяжные депрессивные состояния, бесконтрольная агрессия, вспышки гнева по отношению к объекту ответственности



Как помочь ребенку принять себя как личность?

  • Излишняя критичность, с которой подросток анализирует ми и окружающих, в полной мере относится и к нему самому
  • Все подростки в той или иной степени недовольны собой, своей внешностью, своими достижениями и успехами в среде сверстников. Девочки подвержены низкой самооценке сильнее, чем мальчики
  • Помогите подростку увидеть свои сильные стороны, понять, в чем он привлекателен и уникален. Отмечайте его реальные успехи, постарайтесь поднять его самооценку в собственных глазах
  • Подростки испытывают очень большую потребность в общении со сверстниками. Стать своим, быть полноправным членом социальной группы, компании друзей – главная мечта любого подростка
  • Помогите ребенку выстроить отношения в коллективе. Найдите время для разговора «по душам»; расскажите ребенку о вашем подростковом возрасте, о вашем опыте первой любви, дружбы, первых ссор и ошибок. Анализируя ваши рассказы подростку будет легче принять решение в отношении собственных проблем
  • В поисках собственного «Я» подросток может начать вести себя эпатажно, одеваться в странные одежды, слушать непривычную музыку и так далее. Если поведение ребенка не несет угрозы себе и окружающим, позвольте ему «перебеситься»
  • Не высмеивайте его новые увлечения, не запрещайте самовыражаться. Дайте понять, что он по-прежнему ценен и любим независимо от его внешности
  • Позвольте подростку совершать ошибки. Это отнюдь не означает отсутствие родительского контроля. Наоборот, разрешите ребенку сделать по-своему, но предупредите о возможных, на ваш взгляд, последствиях
  • Уроки из собственного опыта усваиваются гораздо лучше, чем родительские наставления. Конечно, такие эксперименты уместны в тех вопросах, где ошибка ребенка не приведет к критическим последствиям

Видео: Проблемы подростка в переходном возрасте

Во сколько лет обычно начинается подростковый период? У каждого человека это происходит по-разному. Однако имеется единый критерий: когда у ребенка появляется самосознание – он становится подростком.

Начало переходного возраста

Раннее детство закладывает в малыше базу для участия в социальной жизни, труде. Социум формирует его личностные качества, помогающие ему гармонично влиться во взрослую жизнь, чему способствуют дошкольные учреждения, различные кружки, а также домашнее воспитание.

Периодизация детства и взросления

Большинство родителей задаются вопросом: подростковый возраст – это сколько лет? Точные цифры назвать сложно, поскольку вступление каждого ребенка в данный период зависит от генетической предрасположенности и индивидуальных особенностей организма. У одних детей наступление подросткового возраста приходится на 11 лет, у других на 14.

Принято выделять три этапа переходного возраста:

  1. Организм готовится к изменениям – предпубертатный период.
  2. Формируются вторичные половые признаки – пубертатный.
  3. Фаза завершения подросткового периода – постпубертатный.

Помимо общих черт подростковый возраст у различных народов, национальностей имеет свои особенности, вызванные географическим, национально-культурным и иными аспектами. У детей формируются черты характера, привычки, которые отвечают общепринятым нормам данной среды.

Во сколько лет начинается переходный возраст в России? На протяжении столетий пубертатный период у русскоязычного населения назывался «отрочество». Он продолжался с 12 до 17 лет. По настоящий момент эта норма в нашей стране осталась неизменной.

Психологическая ломка

На фоне физиологического взросления происходят психические изменения. Для ребят данной возрастной группы характерны эмоциональные вспышки, личная активность, стремление к самостоятельности, самоутверждению в глазах окружающих. Их гордость страдает из-за того, что они вынуждены зависеть от родителей.

Подростки очень активно стремятся подражать старшим, ориентируясь при этом на ценности современного мира. У них появляется повышенный интерес к своей личности, самооценка. Начинает проявляться противоположное состояние: конфликт с собой. Взрослеющий ребенок зачастую имеет болезненное самомнение, порою беспечное отношение к своей жизни. Все незначительные проблемы кажутся катастрофическими, они проявляются весьма эмоционально.

Внимание! Различные проявления подросткового поведения необходимо терпеливо пережить, как стихию, которая вскоре уляжется.

Взросление мальчика

Давайте разберемся – когда начинается подростковый возраст у мальчиков? Научные исследования говорят, что «мальчиковый» предпубертатный период обычно начинается в 11. Оканчивается примерно в 16.

Трудный возраст обусловлен гормональной перестройкой. У мальчика изменяется голос, начинается активное наращивание мускулов, развиваются половые органы, появляются маленькие усики и пушок на лице, а также растительность на других частях тела. Выработка гормонов в организме влияет на поведение подростка: он становится груб, неуправляем. Сильное половое влечение доставляет юноше дискомфорт (даже когда он находится в младшем подростковом возрасте – а это 11 лет).

Взрослеющие мальчишки стремятся к максимальной независимости. Нередко она становится непредсказуемой и безрассудной. Всплески гормонов приводят юношу к бунтам и истерическому поведению. От этого страдает не только он, но также домочадцы. У мальчиков сложный период протекает сложнее, чем у девочек. Этому подтверждение грустная статистика: убегают из дома, становятся наркоманами или алкоголиками чаще всего дети мужского пола.

В воспитании мальчика неоценимую роль играет отец, который должен быть образцом мужского поведения. Чтобы сформировать будущую гармоничную личность из своего сына, отец должен наладить с ним контакт на базе полного взаимопонимания. Если семья неполная, то данная роль отводится деду или дяде.

Взросление девочки

Половое развитие у девочек наступает раньше, чем у мальчиков, поэтому в подростковый период девочка вступает зачастую в 9 лет – а это раньше обозначенного срока. Оканчивается сложный период примерно в 15.

У ребенка появляются вторичные половые признаки: расширяются бедра, тело становится более округленным. Может увеличится масса тела. На лобке и подмышками появляются волосы. Нередко выскакивают угри, что приносит подростку массу комплексов. Физиологическое состояние девочки очень часто приводит к тому, что она не воспринимает свое тело. Другая сторона медали – повышенный интерес к противоположному полу.

Важно! Обязанность мамы – в доступной для дочки форме объяснить щекотливые моменты, связанные с физиологическими моментами. Необходимо помочь ребенку смягчить скачок «от детства к взрослости».

Как и у мальчиков, у взрослеющих девочек появляется потребность доказать всем, что они взрослые. Необходимость в самоутверждении лишает их возможности сохранять спокойствие все время, пока длится подростковая фаза жизни, принимать разумные решения. Характер девочки становится трудно-контролируемым.

Подростковый возраст длится примерно 4–5 лет. Все это время родителям нужно ставить себя на место своего ребенка. От старших требуется благородство по отношению ко всем людям, терпимость и гибкость по отношению к подростку. Неокрепшее сознание взрослеющего ребенка впитывает поведенческую манеру взрослых. Если родители критикуют и осуждают учителей, соседей, друзей, то тем самым засевают психику своего чада зернами неприязни к окружающим.

Учтите! Взрослые должны приучать подростка к ответственности, однако не насильственными методами, а предоставляя ему свободу выбора.

Важный аспект – полноценный сон. Норма ночного отдыха составляет 8 часов. Если подросток не высыпается, то его нервная система расшатывается, он испытывает стресс. Начинаются проблемы.

Очень важно физическое развитие взрослеющего ребенка. Спорт поможет снять напряжение, связанное с гормональными выплесками. Правильное, сбалансированное питание обеспечит потребность подрастающего организма в витаминах, микроэлементах, белках, углеводах и т.д.

  • постоянная подавленность;
  • отстраненность;
  • отсутствие аппетита;
  • хамство;
  • демонстративные поступки;
  • жестокость;
  • «деньголюбие».

Если ребенок требует карманных денег сверх нормы, то родителям следует отреагировать на этот тревожный сигнал. За «деньголюбием» может скрываться ужасная причина: . При обоснованном подозрении необходимо обследовать ребенка в наркодиспансере.

Окончание постпубертатного возраста

В последние годы психологи отмечают, что подростковый возраст заканчивается после совершеннолетия. Этот феномен имеет причины. Рассмотрим их.

Сегодняшняя эпоха цифровой экономики требует от молодых людей конкурентоспособного образования, на получения которого уходит очень много времени. Следовательно – отодвигается срок, когда молодой человек станет взрослым: будет финансово самостоятельным, чтобы создать полноценную семью. К тому же, многие парни и девушки возрастом от 18 до 35 лет продолжают жить с родителями.

Итак, психология взросления ребенка может немного снизить градус накала, облегчить нелегкую ношу родителей. И тогда подросток придет к согласию с собой.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Стрижки по форме лица для женщин и девушек Стрижки по форме лица для женщин и девушек Разводы в молодых семьях Разводы в молодых семьях Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность