Ветхозаветная Пасха и пасхальная трапеза. Пасхальная трапеза и пасхальный стол. Еда на Пасху

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Пасха исхода.

Название праздника.

За словом «пасха» в оригинале Ветхого Завета стоит слово [пéсах] (русская форма заимствована из греческой Септуагинты — πασχα). Древнееврейское слово [пéсах] буквально означает — «перескочить через что-то», «миновать, обойти что-то», «оставить нетронутым». Таким образом, пасха — это прохождение мимо и пощада. В Библии это слово означает, с одной стороны — праздник (Пасху) установленный в память об избавлении еврейских первенцев от смерти и об освобождении Израиля от египетского рабства, а с другой — праздничную жертву , (пасхального) агнца . Это связано с тем, что когда Ангел смерти в Египте поражал первенцев (от первенца фараона до первенца узника, а также «все первородное из скота»), он не затронул дома евреев (прошел мимо, песах), двери которых был окроплены кровью жертвенного агнца (Исх.12:13). Смерть прошла мимо их. И защитила Израильтян от смерти кровь пасхального агнца. Тем самым путь для исхода был открыт. И они освободились от египетского плена. Об этом событии и должна была напоминать евреям ежегодно празднуемая Пасха.

История праздника.

Египетский фараон не пожелал отпустить порабощенный народ израильтян в пустыню даже после того, как Бог, чтобы сломить его упорство, наслал на египтян девять казней. И тогда Моисей объявил фараону о последнем, самом тяжелом наказании — о смерти всех египетских первенцев (Исх.11:4-6). Эта кара должна была вынудить фараона отпустить израильтян из страны (ст.8).

Конечно, читая о десяти египетских казнях, невольно думаешь, а не было бы проще и разумней и гуманней убить фараона, чем посылать на египтян столь ужасные казни. Но здесь нужно помнить, что Бог видит и знает больше нас, Он мудрее нас. Он видит и знает все и поступает безошибочно. Все эти казни имели огромное спасительное значение. Казни египетские были как бы нападением на богов Египта. «Над всеми богами Египетскими Я произведу суд» — говорит Господь (Исх.12:12). Бог показал евреям и египтянам Свою силу, но главное бессилие и ничтожество египетских богов. Эти казни показывают Кто на самом деле Бог, которому должны служить народы (ср. Исх. 6:7; 7:5, 17; 8:22; 10:2; 14:4, 18). «Вы покланяетесь Нилу, вы считаете, что зависите от него». И Бог как бы поражает его, делая воду красной как кровь. «Вы покланяетесь Ра (солнцу), вы считаете, что зависите от него». И Бог как бы поражает его, превращая день в ночь. Все эти казни низвергают с пьедесталов египетских богов.

И вот наступает самое страшное десятое наказание. К этому дню евреи должны были тщательно подготовиться, что означало для них одновременно и испытание веры (Евp.11:28). Начиная с 10-го дня месяца авива (первый месяц еврейского календаря (Исх.12:2), соответствующий марту/апрелю, означающий месяц колосьев т.к. в этом месяце начинает колоситься хлеб; впоследствии (после вавилонского плена) названный нисан — месяц цветов ), каждый глава дома должен был позаботиться об агнце — годовалом, без изъянов, ягненке (детёныш овцы) или козленке — для своей семьи (Исх.12:3,5). Если семья была слишком мала и не могла съесть агнца целиком за один раз, она должна была присоединиться к соседней семье, чтобы число участников трапезы оказалось достаточным, не меньше десяти (ст. 4). Агнца следовало забить 14 авива «под вечер» (букв. «в сумерках»), т.е. между заходом солнца и наступлением темноты (Исх.12:6; Лев.23:5; Чис.9:3,5,11; сp. Втоp.16:6). Пучком иссопа следовало помазать кровью агнца оба косяка и перекладину дверей каждого еврейского дома, после чего никто не имел права выходить за дверь (Исх.12:7,22).

Агнца следовало запечь (зажарить) целиком (на вертеле) — с головой, ногами и внутренностями (сердцем, почками, печенью, легкими; всё несъедобное естественно вынималось); нельзя было сломать ни одной кости, запрещалось есть мясо сырым или в вареном виде (Исх.12:8,9; ср. Втоp.16:7 и 2 Паp.35:13). Готовить пасхального агнца следовало в доме (во дворе дома). Мясо агнца надо было съесть в ту же ночь с опресноками (мацой) и горькими травами (лук, чеснок, хрен, петрушка и т.д.) (Исх.12:8). Кроме того, все участники трапезы должны были быть готовы немедленно отправиться в путь, поэтому пасхального агнца надо было есть стоя с «препоясанными чреслами, обутыми, с посохом в руках и с поспешностью» (ст. 11). Все остатки пищи следовало сжечь (ст. 10).

И вот ночью каждый дом в Египте не отмеченный знаком крови агнца, от фараона до последнего раба, постигло страшное горе – смерть первенцев от человека до скота. Перворожденный сын был у египтян в особой чести – он считался принадлежащим богу и священником в семье. Но больше всего этот удар поразил фараона. Ведь он считался воплощением бога, сыном бога Ра, а его старший сын был наследник престола, и тоже почитался богом. И вот в девятой казни был побежден «отец» фараона, солнечный бог, а теперь его сын наследник престола. После этого фараон не то что отпускает евреев, он их прогоняет из Египта.

Пасха эпохи Иисуса Христа.

Праздник Пасхи, именуемый также праздник опресноков ; а в настоящее время у иудеев еще и праздник свободы; праздник весны; имел историческое значение. Он напоминал об избавлении еврейских первенцев от смерти и об освобождении Израиля от египетского рабства. Пасха была одним из трех великих и заповеданных в Исх.34:23, обязательных для всех иудеев праздников. К ней относились также как к субботе. Кроме Пасхи обязательными были также Пятидесятница (евр. Шавуот – установлен в память о заключении с Богом Завета) и праздник Кущей (евр. Суккот – установлен в память 40-а летнего странствия по пустыни). Первоначально в Библии название «Песах» относилось только к вечеру с 14-го на 15-е нисан. Остальные 7 дней составляли праздник опресноков (Исх.34:18). Но на практике оба праздника слились, и в позднейшем употреблении (в I в. по Р.Х.) название «Песах» было распространено на все 8 дней от вечера 14-го до 21-го числа месяца нисана (Иосиф Флавий Древн. II, 15, 1). А «днем опресноков» стали называть не только день Пасхи, но и канун её, т.е. 14 нисан (Мк.14:12), когда в доме уже не должно было быть ничего квасного, и положено было готовить опресноки (следовательно, дней праздника опресноков было не 8, а 9).

Пасху (то есть пасхального агнца) можно было есть только на святом месте (Втоp 16:5-7). Во времена царя Иосии (639-609 гг. до Р.Х.) пасхальная трапеза совершалась во дворе храма. Позднее, когда народ перестал вмещаться там, её разрешено было вкушать в пределах Иерусалима, а в I веке и в близлежащих к нему городах и деревнях, в том числе в Вифании и в Виффагии. На праздник Пасхи в Иерусалим обязаны были приходить все взрослые иудеи мужского пола, жившие в радиусе 25 км от Иерусалима, но приходило намного больше людей. Число паломников в Иерусалиме могло составлять около трех миллионов. Все остальные иудеи, жившие далеко от Иерусалима мечтали вкусить хотя бы раз в своей жизни Пасху.

На время Пасхи паломники получали бесплатно кров и пищу. Местные жители обязаны были предоставить паломникам свободные комнаты или хотя бы позволить проводить пасхальную трапезу во дворе или на крыше дома. Часто в одной комнате собиралось по нескольку групп. Деньги за помещение брать не разрешалось, но хозяевам в виде компенсации обычно оставлялись шкуры убитых животных и сосуды от трапезы. Бедняки, у которых не было денег, получали специальную помощь на приобретение всего необходимого. Кроме того, считалось очень богоугодным пригласить к себе на праздник неимущих.

В период Пасхи во время Иисуса люди были очень разгорячены. Воспоминания об избавлении из египетского плена вызывали у людей мысли и желания о новом избавлении от Рима. Поэтому на время Пасхи в Иерусалим из Кесарии вводили особые отряды и размещали их в крепости Антония, возвышавшейся над храмом. Римляне понимали, что во время Пасхи всякое может случиться и они не хотели допустить этого.

Еврейский священный календарь является лунно-солнечным, благодаря этому каждая календарная дата всегда приходится не только на один и тот же сезон года, но и на одну и ту же фазу луны. Поэтому по отношению к Григорианскому календарю он плавает. Месяцы начинаются только в новолуние, как и Еврейский Новый год. С исходом из Египта началась для евреев новая жизнь, ознаменованная целым рядом милостей Господних к Своему народу. Воспоминание об этих событиях и составляет содержание священного еврейского календаря. И так как первое из благодеяний — изведение из Египта падает на месяц авив названный впоследствии ниссан, то он и считается первым месяцем в году. Еврейская Пасха — всегда в полнолуние в начале весны с 14 на 15 нисан. По иудейскому священному календарю день начинается с вечера, поэтому праздник Пасхи начинался с заходом солнца (это в 6 часов вечера), перед первым полнолунием после дня весеннего равноденствия (время в году, когда продолжительность дня и ночи одинакова (20-21 марта по Григорианскому календарю)).

В продолжение же всех дней Песах запрещено было не только есть квашеное, называемое по-еврейки [хамéц] (бук. заквашенное, квасное), но и держать таковое в своих домах. Поэтому к Пасхи (к полудню 14 нисан) иудеи удаляли все заквашенные продукты. К ним относится любое мучное блюдо (из любой муки), при приготовлении которого в тесте произошел процесс брожения. Этот процесс происходит естественным образом, если тесто долго выдерживается, или с помощью дрожжей и закваски (евр. [сеор] – основательно скисшееся тесто). Сюда относятся и напитки содержащие солод (продукт сделанный из проросших и смолотых злаков) — пшеничная водка, пиво, виски, квас. В настоящее время, хотя Талмуд требует ликвидации кусков хамец размером крупнее оливы, многие вычищают хамец до последней крошки. Поэтому религиозные еврейские семьи обычно проводят недели до праздника в интенсивной домашней уборке. Параллельно семья старается доесть к началу праздника все наличные запасы хамец. После наступления темноты с 13 на 14 нисана, т.е. в вечер предшествующий кануну Пасхи проводился обряд – поиск квасного (евр. [бдикат хамец]). Глава семьи читает специальное благословение «о ликвидации хамец», берет зажженную свечу (иногда еще и ложку с пером) и обыскивает дом в поисках закваски. Существует также традиция перед поиском прятать в доме тщательно завёрнутые в алюминиевую фольгу или пластиковую плёнку хамец чтобы формальный поиск стал действительным отыскиванием. После полудня 14 нисан (время начала принесения пасхальной жертвы в храме) и до 21 нисан из мучного разрешено есть только пресный хлеб, мацу (из муки, тщательно охраняемой от влаги), да и то только ту на приготовление которой ушло не более 18 минут. Если канун праздника приходится на субботу, то все квасное следует уничтожить до наступления субботы, оставляя лишь самое необходимое для субботних трапез. За употребление в пищу хамец и за присутствие его в доме (превышающего размер оливы) в пасхальные дни закон угрожает строгим наказанием.

После полудня 14 нисан совершалось жертвоприношение пасхального агнца. Все собирались к храму, и каждый глава семьи (или тот, кому он это поручал) участвовавший в богослужении, приносил в жертву своего собственного агнца, совершая как бы свое жертвоприношение (Заклание пасхальной жертвы поручалось обыкновенному простому израильтянину, не священнику. Это объясняется тем, что, ввиду огромного количества пасхальных жертв, священники не могли бы справиться со своей работой. Иосиф Флавий говорит ο количестве свыше 250 000 агнцев, закалавшихся в тот день. ). Пасхальный агнец должен был быть без недостатков, поскольку он являлся прообразом безгрешного Иисуса Христа. Заклание было обставлено большой торжественностью. Народ по очереди входил в храмовый двор и как только его наполнял, двери закрывались, об этом извещали тремя трубными звуками. Священники становились рядами, имея в руках серебряные и золотые блюда; у одного ряда исключительно серебряные, а у другого — золотые. Израильтянин резал, а священник принимал кровь и передавал ее соседу, а тот — рядом стоящему и т. д. Кровь выливали к подножию жертвенника всесожжения. Первая группа выходила, и входила следующая. При этом левиты пели Халлель (псалмы 112-117). Агнца уносили домой, и лишь только смеркалось его жарили на открытом огне на вертеле из гранатового дерева. После разрушения Храма и по настоящее время жертвы уже не приносятся, поэтому на центральном блюде современного пасхального ужина иудея агнца символически представляет зро́а — жареная баранья голень или куриное крыло или ножка, и сваренное яйцо, которые не употребляются в пищу.

Итак, пасхальная трапеза должна была напомнить евреям последнюю ночь их в Египте перед исходом из него. Символика пасхального обряда была следующая.

  1. Во-первых агнец напоминал иудеям о том, как их дома были защищены знаком крови агнца, когда ангел смерти проходил по Египту. И через это они освободились от египетского рабства.
  2. Во-вторых, опресноки напоминали им о хлебе, который они ели в спешке, когда уходили из египетского рабства. Тогда израильтянам пришлось бежать из Египта так поспешно, что у них не было времени испечь хлеб из квашенного теста (Исх. 12,34). Также это символически напоминает очиститься от египетской примеси, «закваски».
  3. Чаша соленой воды напоминала им о слезах, пролитых в Египте и о водах Красного моря, через которое они чудом прошли от опасности.
  4. Горькие травы (евр. [маро́р]) – лук, чеснок, тертый хрен, петрушка, листовой салат и т.д. В течение Cедера в различные моменты ритуала предписывается попробовать горькую зелень. Марор напоминает горечь рабства в Египте.
  5. Паста или мастика (по-еврейски [харосет] или [харошеф]) из яблок, фиников, гранатов и орехов (к которой прибавляют немножко вина и обсыпают имбирем), этот густой фруктовый соус напоминал иудеям о глине, из которой они делали кирпичи в Египте.
  6. Четыре чаши вина (смешанных с водой) или виноградного сока (для детей и недомогающих), которые выпивали на определенных этапах праздника, должны были напоминать им о четырех великих обетованиях в Исх.6:6-7

«Я выведу вас из-под ига Египтян,

И избавлю вас от рабства их,

И спасу вас мышцею простертою и судами великими.

И приму вас к Себе в народ и буду вам Богом» .

Итак, центральным моментом Песах был пасхальный ужин, называемый по-еврейски [се́дер-песах], или просто [се́дер] (бук. — порядок, чин, потому что совершался по особому чину). Ее участниками могли быть только здоровые, обрезанные и ритуально чистые. Первую Пасху времени Исхода ели стоя (Исх.12:11), что было признаком спешки, знаком того, что они, иудеи, были рабами, бежавшими из рабства. В эпоху Иисуса Христа Пасху уже вкушали лёжа за столом – это было признаком свободного человека, имевшего свой дом и свою страну. В настоящее время её едят сидя за столом. Проведение Седера тщательно регламентировано и состоит из множества элементов. Все происходило в таком порядке:

1 . В начале трапезы читали молитву Киддуш (освящение, посвящение), освящавшую праздник — это выделяло пасхальную трапезу из прочих обычных трапез. Затем наливали первый бокал вина, называвшийся чашей Киддуш. Глава семьи (или трапезы, если несколько семей) поднимал чашу и читал положенное благословение (евр. [берахот] — молитва прославляющая Бога) над вином. Евангелисты не уточняют эти молитвы, но ученые предполагают, что они не отличаются особенно от обычных еврейских застольных благословений. B Мишне даны такие молитвы, например, благословение праздника: «Благословен … избравший нас из всех народов, и возвысивший нас над всеми языками, и освятивший нас Своими заповедями…» ; благословение над вином: «Благословен Ты,Господи Боже наш, Царь вселенной, создавший плод виноградной лозы…». На эти молитвы присутствовавшие должны были ответить «Аминь!» (это знак того, что благословение произнесено также от их имени и при их полном согласии). И все пить это вино. Но не из одной чаши, у каждого была своя. Правда, глава застолья, хозяин, мог свою чашу, над которой было произнесено благословение, предложить какому-нибудь одному участнику вечери, тому, которого он хотел особенно почтить.

2 . После этого следовало первое омовение рук (оно совершалось трижды и в разные моменты).

3 . Глава семейства брал ветки петрушки или листы салата или перышка лука, опускал в чашу с соленой водой и подавал их прочим членам семейства. Положено хоть немножко этой зелени съесть. Лист зелени символизировал иссоп, которым в Египте мазали кровью косяки дверей, а соленая вода, как мы уже упоминали прежде, символизировала слезы, пролитые в Египте, и воды Чермного моря, через которые безопасно прошел Израиль.

4 . Далее шло преломление хлеба . На столе лежали три пресных хлеба (один на другом). Глава вечери брал средний, разламывал на две части, половину его отлагали до конца вечери (эта половина называлась афигомон), а остальной хлеб (без афигомона) на блюде поднимал и произносил два благословения : «Благословлен Ты, о Господи, Бог наш, Царь вселенной, рождающий производящий все из земли…» и «Благословлен будь Ты, Отец наш небесный, дающий нам хлеб насущный днесь… ». Потом хлебпреломлялся на маленькие кусочки и раздавался присутствующим со словами: «Это горький хлеб, который праотцы наши ели в земле египетской. Пусть каждый, кто голоден, приходит и ест. Пусть нуждающиеся приходят и проводят с нами Пасху» (Сегодня при праздновании в иных землях и странах добавляется знаменитая молитва: «Ныне мы проводим его здесь, а в будущем году – в земле Израиля. Ныне мы рабы, в будущем году – свободные» ). Этот кусочек положено было съесть. И это должно было напомнить иудеям о горьком хлебе, который они ели в Египте, и то, что рабы никогда не могли съесть целый каравай хлеба, а лишь краюшку. Ритуал Седера предусматривает за вечер несколько моментов, в которые съедается маца.Заповедь предписывает съесть на Седере по меньшей мере один кусок мацы размером с оливку.

5 . Затем следовал пересказ истории избавления , называемой Хаггада (объяснение). Наливали второй бокал вина, и младший из присутствующих должен был спросить, почему этот день так отличается от других и для чего все это делается, после чего глава семьи и дома должен был рассказать или прочитать всю историю Израиля вплоть до избавления из Египетского рабства, в память чего и праздновалась Пасха. Потом поднимается вторая чаша со словами: «Мы должны благодарить, хвалить, славословить…». Чаша опускалась и вновь поднималась, но еще не пилась.

6 . Затем пели так называемые Аллилуйные псалмы 112 и 113. Псалмы 112–117 у евреев всегда назывались Халлел – песни восхваления Бога. Эти псалмы в Православном Богослужении поются за праздничным полиелеем:

«Аллилуия.

Хвалите имя Господне, хвалите рабы Господа.

Да будет имя Господне благословенно

отныне и вовек.

От восхода солнца до запада

Славно имя Господне».

7 . После этого выпивали вторую чашу вина . Она называлась чашей Хаггада.

8 . Все присутствующие второй раз омывали руки и готовились к трапезе.

9 . Произносили благословение : «Благословлен Ты, о Господи, Бог наш, Царь вселенной, рождающий все из земли. Благословлен Ты, о Боже, освятивший нас заповедями и позволивший нам есть опресноки». После этого участникам давались маленькие кусочки опресноков. Между кусками опресноков клали горькие травы (напр., хрен), обмакивали все это в харосет и ели. Это называлось сои и было напоминание о рабстве и о кирпичах, которые когда-то заставляли делать иудеев.

10 . Теперь начиналась собственно трапеза. Агнец должен был быть съеден весь до полуночи. Все остатки нужно было сжечь и не употреблять в обычной трапезе. Пасха не раздавалась порционно каждому члену в отдельности, ее ели сообща, и каждый брал себе, сколько хотел, но должен был съесть кусок величиной не меньше оливы.

11 . Руки омывали еще раз .

12 . Разделялся и съедался оставшийся хлеб — афигомон.

13 . Произносили благодарственную молитву с просьбой о пришествии Илии, вестника Мессии, после чего выпивали третью чашу вина, называвшуюся чашею благословения . Чашу эту благословляли следующими словами: «Благословен Ты, Бог наш, Царь вселенной, создавший плод вина».

14 . Пели вторую часть Псалмов Халлел – Псалмы 114-117.

15 . Выпивали четвертую чашу вина и пели Пс.135, известный как великий Халлел .

16 . Возносились две короткие молитвы. И на этом заканчивался пасхальный Седер.

Слово пасха происходит от древнееврейского «пейсах » — «исход ». Христос праздновал с апостолами еврейскую пасху (пейсах) незадолго до своего ареста и распятия.

Еврейская пасха — воспоминание о благополучном исходе из египетского плена, когда еврейский народ покинул Древний и во главе с Моисеем перешел по морю аки по суху через Чермное (не путать с Черным) море. Войска фараона погнались за Моисеем, но воды моря сомкнулись над ними, потопив отборное воинство. После сорокалетних скитаний в синайской пустыне евреи обосновались на земле, где ныне находится Израиль.

Христос праздновал с апостолами пасху в первое полнолуние после весеннего равноденствия. Поскольку полнолуние перемещается во времени с нею вместе и перемещается время древнееврейской пасхи.

После смерти и воскресения своего Учителя апостолы стали праздновать новую христианскую пасху. Ее праздновали отмечая день воскресения Христа. В первые века христианства праздновались обе пасхи. Сначала древнееврейская, потом христианская.

Когда же христианство распространилось в римской империи и стало государственной религией, был учрежден новый день недели в честь воскресения Христа под названием воскресение.

Забавно, что, борясь с религией, большевики упразднили 7 дней недели, чтобы избавиться от воскресенья и ввели так называемую шестидневку. В знаменитом фильме «Волга-Волга» мелькают титры, отмечающие дни: первый день шестидневки, второй день шестидневки и т.д.

Атеистическое новшество не привилось. Вернулась и пасха и воскресение.

Для древнеримских христиан не было большой проблемы в том, что еврейская пасха из-за перемещения фаз луны порой случалась после христианской или с ней совпадала. Таковы особенности лунного календаря. Однако после распада империи на Рим и Византию начались разногласия с определении времени праздника. Католический Рим остановился на первом воскресении после весеннего равноденствия, а православная империя составила сложный график празднования пасхи, который гарантировал, что православная пасха будет обязательно после полнолуния, чтобы не совпасть с пасхой еврейской. Поэтому дата православной пасхи снует по календарю как челнок вслед за полнолунием и бывает то ранней, то поздней, порой даже приходясь на май.

Календарные даты, конечно же, условны. На самом деле, все три пасхи и еврейская, а католическая, и православная сохранили свой весенний смысл и так или иначе расположены вблизи 21-го марта. Исход из египетского зимнего плена смерти к весне, к жизни, к воскресению.

«С радостью друг-друга обнимаем и ненавидящих нас простим» — взывают православные пасхальные песнопения.

«Христос воскресе из мертвых.

Смертию смерть поправ

И сущим во гробах

Жизнь даровав».

Считается, что после воскресения Христа все умершие рано или поздно воскреснут для будущей вечной жизни. Одним будет уготован ад, другим рай. Но это уже тонкости богословия. Люди же пекут куличи и красят в надежде на счастливую жизнь здесь и сейчас. Верующие надеются, что радость праздника с ними разделяют и умершие близкие. Хозяйки обмениваются секретами изготовления пасхи: ореховой, апельсиновой, ванильной. Не счесть рецептов пасхальной творожной массы.

Уже много лет россияне смело произносят слово кулич, не подменяя его стыдливым полузапретным советским названием «кекс весенний». Этот «кекс» власти то разрешали, то запрещали продавать с пасхальные дни, пока народ не наплевал на все их запреты и не ринулся в храмы, сметая комсомольские кордоны с радостным кличем «Христос Воскресе!»

Так кулич победил кекс весенний. Будем надеяться, навсегда.

А на небе в эти дни как и тысячи лет назад сияет созвездие Пехасиса (Пегаса), давшее название всем трем пасхам.

Пасха: сакральные свойства пасхальной трапезы

Вот-вот наступит Пасха. За время поста верующие порядком изголодались, так что сейчас мы будем растравлять их аппетит и заставлять пускать слюнки.

Начиная с первого дня Пасхи вам разрешается есть не только мясо, но и сыр, творог и яйца. Однако перед тем как съесть «пасхальную трапезу», лучше сначала освятить ее в церкви. Тогда она, по преданиям, будет обладать сакральными свойствами, о которых мы расскажем чуть позже.

Итак, печем дома кулич (можно, конечно, купить его и в магазине, но это уже легкое отступление от обычая), готовим пасху (ознакомьтесь со статьей о том, ), красим яйца. Идеально было бы сделать это в Чистый четверг, то есть в ближайший четверг перед Пасхой. В этот же день надо хорошенько вымыться. Тогда же варят знаменитый «овсяный кисель» для «ублажения» морозов и готовят всю (кроме скоропортящейся) праздничную снедь.

О яйцах. Впервые их покрасила Мария Магдалина. Именно она первая поднесла окрашенные пурпуром куриные яйца в дар римскому императору Тиберию с восклицанием «Христос воскресе!» и этой фразой ознаменовала свою легендарную проповедь. Ибо яйцо является символом гроба и возникновения новой жизни в самых недрах его; окрашенные красной краской яйца знаменуют возрождение наше кровью Иисуса Христа. Именно с тех времен верующие всегда дарят друг другу на Пасху красные яйца.

Те яйца, которые вы не успели съесть или подарить, стоит оставить на кладбище: зарыть их в могилку усопшего или накормить ими кладбищенских птиц. Тогда всем — и вам, и усопшим, и птицам — станет хорошо.

Одно яйцо отложите и спрячьте за икону, если таковая имеется. Это яйцо, по преданиям, поможет вам потушить пожар. Перед тем как бросить пасхальное яйцо в огонь, нужно три раза обежать вокруг горящего дома. Считается также, что если таким яйцом погладить по хребту домашнюю скотину, то скотина эта не будет болеть, а потомство ее увеличится.

Прочие продукты пасхальной трапезы тоже обладают почти мистической силой. Кости от пасхальных ягненка, поросенка, птицы и пр., зарытые в пашню, спасают посевы от града, засухи и наводнений. Скорлупу и крошки от пасхального кулича используют для гадания, ворожбы и лечения кожных недугов.

На всякий случай напоминаем, что всем встречным на Пасху нужно говорить: «Христос воскрес!». Встречный, соответственно, должен ответить вам: «Воистину воскрес!». После чего следует троекратно расцеловаться.

В старину пасхальная трапеза непременно начиналась с крашеных яиц. Недаром говорится: «Дорого яичко к Христову дню». Многими секретами разукрашивания яиц владели наши предки. С помощью отвара луковой шелухи и молодых березовых листьев их окрашивали в желтый, темно-красный, оранжевый и медный цвет – такое яичко называли крашенкой, а вручную расписанное красками или растопленным воском – писанкой. Подарочные яйца вытачивали из дерева, отливали из стекла, фарфора и металла, украшали золотым орнаментом и драгоценными камнями. Обмен крашеными яйцами – непременный ритуал на Пасху. Яйца от первого христосования хранили весь год, до следующего праздника.

К празднику специально проращивали зерна злаков, в первую очередь овса. За 2-3 недели до Пасхи его высеивали в наполненное мокрой землей фигурное блюдо. Блюдо с нежной изумрудной травкой, среди которой лежали нарядные яйца, выставляли на праздничный стол. Кстати, особую ценность этому диетическому «пасхальному» продукту с нежным и приятным вкусом обеспечивает желток, который богат витаминами А, группы В, Е, D, РР, кальцием, фосфором, железом, жирами, особенно жироподобным веществом лецитином, играющим важную роль в регуляции жирового обмена и питании нервных клеток. А яичный белок используется организмом для построения и обновления тканей. Высокая питательная ценность яиц обусловливается и присутствием в них так называемых незаменимых аминокислот: они не образуются в организме и должны поступать с пищей.

Кружевной кулич

До сих пор сохранился обычай изготовления специального праздничного хлеба. В народе его величали куличом, пышной пасхальной бабой. Каждая хозяйка старалась, чтобы кулич удался на славу: был высоким, ноздрястым, кружевным и сдобным. У каждой семьи был свой, проверенный временем рецепт праздничного хлеба: с лимонной цедрой, орехами, ванилью, цукатами, изюмом, вареньем. С вечера ставилось сдобное тесто, которое хорошенько вымешивалось. Утром подошедшее тесто выбивали деревянной лопаткой. Во время выпечки посуду с куличом осторожно поворачивали, но не трясли: иначе тесто «осядет» и кулич лишится своих пышных форм. Чтобы верх кулича не подгорел, его, после того как зарумянится, накрывали кружком бумаги, смоченным в воде. Готовность кулича определяли, воткнув в него тонкую лучинку. Если вынутая лучинка будет сухой – кулич готов, а если на ней останутся следы теста – кулич еще сырой.

Румяный праздничный хлеб поливали белоснежной глазурью, посыпали сахарной пудрой, украшали ягодами из варенья, шоколадными фигурками.

С изюмом и корицей

К куличу непременно подавали творожную пасху. Для улучшения вкуса в нее добавляли сладости и ароматические вещества (например, корицу), домашнюю сметану и масло. Чтобы творожная масса хорошо держала форму, ее закладывали в деревянную пирамидку и оставляли под прессом.

По бокам пирамидки вырезались буквы «ХВ» (Христос Воскресе), яйцо (символ жизни) и крест (символ распятия), которые отпечатывались на творожной пасхе.

Стол под стать празднику

Неправы те, кто считает, что на Пасху подают только сваренные вкрутую яйца, куличи и творожную массу. В старину пасхальный стол был обильным и разнообразным. К разговлению заботливые хозяюшки припасали мясо, ветчину, домашнюю колбасу, постный окорок, соленую рыбку, сыры. К радостному и долгожданному празднику стряпались любимые блюда: жареные телячьи ноги, заливное из дичи, гусь с яблоками, запеченный поросенок. Из погребов выставлялись лучшие ликеры, наливки, вина, пшеничная водка.

Пасха – радостный и веселый праздник, воплощающий самые светлые надежды и мечты. Так пусть и блюда на вашем столе будут ей под стать!

Кстати

Сейчас специальная краска для яиц продается в магазинах, но можно воспользоваться старым проверенным способом – луковой шелухой. Собранную заранее луковую шелуху залейте небольшим количеством воды и варите в ней яйца. От времени варки зависит интенсивность окраски скорлупы. Окрашенное золотистое яичко не забудьте протереть растительным маслом, чтобы оно блестело.

Рецепты

Пасха с фисташками

1,5 кг творога, 200 г фисташек, 1,5 стакана сахарного песка, 150 г сливочного масла, 3 яйца, 500 мл сливок, ванилин (по вкусу).

Протрите сквозь сито творог, смешайте с измельченными фисташками. В полученную массу добавьте сахарный песок, ванилин, размягченное сливочное масло, взбитые яйца и сливки. Хорошенько вымесите пасху, а затем выложите в форму под пресс и поставьте примерно на 12 часов в холодильник.

Пасха заварная с цукатами и изюмом

1 кг творога, 7 желтков, 400 г сахарного песка, 500 мл сливок, 100 г сливочного масла, 200 г цукатов, 200 г синего изюма без косточек, ванилин (по вкусу).

Взбейте в миксере желтки и сахарный песок, добавьте сливки и ванилин. Полученную смесь проварите на тихом огне до густоты. В горячую смесь добавьте кусочки размягченного сливочного масла, перемешайте и остудите.

Добавьте протертый сквозь сито творог, вымесите до однородной массы. После этого добавьте цукаты и изюм. Затем всю массу снова проварите на умеренном огне до закипания, но не кипятите. Готовую пасху выложите в форму под пресс и поставьте в холодильник примерно на 12 часов.

С давних времен готовится оригинальный пасхальный стол, включающий разнообразные рецепты пасхи. В домах православных христиан традиционно на столе должны присутствовать три главных блюда: куличи, крашеные яйца и пасха. Помимо этого, меню на Пасху включает также запечённого поросенка, птицу и другие разнообразные мясные закуски, а также всякие сладости.

Даже в современных семьях наследие убранства пасхального стола и потомственные рецепты блюдутся неуклонно. Куличи, пасхи и крашенки играют основную сакральную роль во всём том, что едят на Пасху. Главное блюдо Пасхи - это пасхальная тарелка. В её центральное углубление ставят кулич, а в выемки вокруг него раскладывают яйца.

Кроме этого, пасхальная трапеза изобилует всевозможными колбасными изделиями, бужениной и другими мясными яствами. В старину стол на Пасху украшал запечённый поросенок - это было свидетельством щедрости хозяев дома. В наше время его могут заменять мясные рецепты попроще: запечённая курица или кролик, мясные запеканки, рулеты, фаршированные окорока и т. п. При этом мясные блюда есть нужно не иначе как запечёнными. А вот рыбные рецепты на Пасху не подразумеваются. В этот день также подают к столу кагор пасхальный, освященный в храме.

В течение всей Светлой седмицы праздничный стол не убирают. Наоборот, его дополняют свежими кушаньями. В каждом доме у хозяйки имеются свои проверенные поколениями рецепты того, что должно быть на столе, поэтому для праздника Пасхи и Светлой седмицы, как правило, заранее откладывали деньги для приготовления знатного угощения. Как говорит старинное поверье, изобилие и многообразие всего, чем мы накрываем пасхальный стол, является залогом благополучия и финансового состояния семьи.

Православный обычай гласит, что пасхальный стол должен быть настолько роскошным, чтобы иметь возможность накормить каждого входящего в дом. Поэтому православные никогда не жадничают на пасхальное застолье. Столы покрывают самой красивой скатёркой, в центр стола ставят цветы, церковную свечу и освящённые пасхальные блюда.

Интерьер комнаты, где подается пасхальная еда, также меняется для создания праздничной атмосферы. На почётном месте ставят корзину с куличами, расставляют на подставках и развешивают на декоративные яйца.

Секреты приготовления пасхи

Пасхальные угощения изобилуют на столе в этот светлый день, и одним из них непременно должна оставаться пасха. При этом многие по ошибке считают, что кулич и пасха - это одно и то же. На самом деле это не так. Кое-где в нашей стране «пасхой», действительно, именуют куличи, однако это два абсолютных разных блюда, несущих свой сакральный смысл.

Кулич - это , преломляя который во время трапезы люди становятся ближе к Богу. А пасха, имеющая вид усеченной пирамиды (символ Голгофы) - это сакральное кушанье на основе творога. Помимо творожной массы, в будущий десерт кладут сметану или жирные сливки, сливочное масло, яйца, изюм, цукаты, сироп, цедру лимона и различные специи.

Все варианты этого десерта схожи по содержанию, но готовить их могут несколькими способами. Сырые пасхи в готовке самые простые. Но зато печёные и заварные дольше хранятся. Это блюдо всегда делают из самого свежего творога наилучшего качества. Чтобы избавиться от остатков сыворотки, его на ночь оставляют под гнётом, а затем дважды протирают через сито, чтобы десерт получился воздушным и однородным.

Если в рецепте предусмотрены сливки, нужно покупать продукт с жирностью не менее 30 %. Сливочное масло перед употреблением нужно предварительно прогреть, чтобы оно стало пластичным. Сухофрукты и орехи перед приготовлением требуют промывки и просушки. Пряные добавки предварительно нужно перемолоть и просеять через самое мелкое сито.

Следуя традиции, это блюдо готовят в разбирающейся пасочнице, состоящей из четырех деревянных дощечек, на внутренней стороне которых вырезана надпись «ХВ».

Традиционные варианты приготовления пасхи

Секретные рецепты приготовления пасхи, так же как и куличей, передаются в семьях по женской линии. Готовят её только один раз в год. И чтобы пасха удалась на славу, для её приготовления берут свежайшие продукты высокого качества.

Рецепт приготовления пасхи обыкновенной требует:

  • 3 кг творога;
  • 200 г сл. масла;
  • 1 ст. сахара-песка;
  • 1 ст. сметаны;
  • 2 ч. л. соли.

Выдержанный заранее под прессом творог дважды протереть и смешать со сметаной и размягчённым маслом (можно в миксере). В полученную творожную массу добавить остальные ингредиенты, все аккуратно перемешать и выложить в пасочницу.

Чтобы приготовить пасху «Розовую», вам понадобится следующее.

Размягчённое масло взбить в миксере с протёртым творогом, сахаром-песком и вареньем. В процессе сбивания добавить яйца и сметану. Полученную творожную массу поместить в . Однако этот вариант требует удаления влаги ещё и в процессе готовки. Для этого пасочницу предварительно выстилают кухонной салфеткой. Творожную массу также накрывают и сверху кладут пресс. Готовым десерт будет через сутки.

Для приготовления заварной «Царской» пасхи нужно взять:

  • 1 кг творога;
  • 250 г сл. масла;
  • 1,5 ст. сахара-песка;
  • 2 ст. сметаны;
  • 2 яйца;
  • 50 г миндальных орехов.

Выдержанный под прессом творог дважды пропустить через сито. В кастрюле перемешать творог с яйцами, маслом и сметаной и варить, непрерывно помешивая деревянной ложкой. Снять с плиты, как только в массе появится первый пузырек. Продолжая мешать, вынести кастрюлю на чтобы масса остыла. После этого добавить оставшиеся ингредиенты, тщательно вымешать и выложить в форму.

Ещё один очень вкусный вариант - это печёная творожная пасха. Для её приготовления нужно:

  • 1 кг творога;
  • 3 ст. л. манной крупы;
  • 8 яиц;
  • 400 г сахара-песка;
  • 200 г сл. масла;
  • по стакану изюма и миндальных орехов.

В протёртый творог добавить сахар-песок, манку, сливочное масло. Всё хорошенько растерев, потихоньку подмешать к творожной массе предварительно взбитые яйца. Добавить изюм с миндальными орехами, перемешать и выложить всё в смазанную маслом и обсыпанную манкой форму. Выпекается десерт при температуре 1800 40–45 минут.

Можно также как и кулич - глазурью, а сверху припудрить посыпками, рассыпать орешки, фрукты. А можно просто сахарной пудрой. Здесь всё зависит от фантазии хозяйки.


Пасхальное приветствие «Христос Воскресе!» - «Воистину Воскресе!» выражает весь глубочайший смысл праздника - радость победы Жизни над смертью. Этим приветствием заканчивается Праздничная Божественная Литургия в Пасхальную ночь и начинается Пасхальная трапеза.

Пасхальную трапезу в Пасхальные дни начинают с освященного кулича, который, как и другой освященный хлеб (просфору, антидор, артос), едят прежде всякой другой пищи. Разговение, то есть вкушение крашеных яиц, пищи мясной и молочной, начинается после окончания Праздничной Божественной Литургии в Пасхальную ночь. Для тех, кто по каким-то причинам не смог прийти в храм, время разговения после 24 часов.

На праздничном Пасхальном столе присутствуют обязательные атрибуты праздника – куличи, пасхи и крашеные яйца. Крашеные яйца подают на блюде вокруг зелени пророщенной пшеницы. 12 крашеных яиц, по числу апостолов Христовых, а в центре 1 некрашеное яйцо, посвященное Христу.

Затем замесить песочное тесто и поставить его в холодное место на 0,5 ч.

Форму смазать жиром и наполнить на 2/3 тестом, затем вложить немного остывшее мясо и снова положить слой теста.

Поверхность запеканки смазать яичным желтком, поставить в духовку на 20-30 минут.

Мясо «под шубой»

Потребуется : 400 г любого мяса, 2-3 репчатые луковицы, 1-2 зубчика чеснока, 3-4 картофелины, 50-10 г сыра, соль, майонез по вкусу.
Мясо нарезать кусочками, отбить, посолить, уложить в смазанную маслом форму.

На мясо выложить слой лука, нарезанного кольцами, измельченный чеснок, затем слой картофеля, нарезанного кружочками, посолить и посыпать тертым сыром. Сверху смазать майонезом, закрыть крышкой и запекать в разогретой духовке 30-40 минут.

Телятина с апельсинами и перцем

Из расчета на 4 порции потребуется : 500 г телятины, 2 ст. ложки соевого соуса, 2 ст. ложки сухой приправы к овощам, 2 ст. ложки растительного масла. Кроме того, по 1 красному и желтому сладкому перцу, пучок зеленого лука, 125 г апельсинового сока, 1 ст. ложка апельсиновой цедры, 1,5 ч. ложки тертого свежего имбиря, щепотка кукурузного крахмала, 2 апельсина.

Мясо нарезать тонкими полосками длиной 2 см, положить в миску и полить соевым соусом. Тщательно перемешать.

Перцы вымыть, удалить семена и нарезать полосками шириной 0,5 см. Зеленый лук вымыть, нарезать кусочками длиной 5 см.

В большой сковороде разогреть 1 ст. ложку масла, положить нарезанный перец и жарить, часто помешивая, 4 минуты. Переложить в миску.

В той же сковороде обжарить лук 3 минуты. Переложить в миску с перцем.

Оставшееся масло вылить в сковороду, выложить мясо и жарить его 8 минут до образования золотистой корочки. Добавить его к овощам.

В сковороде смешать апельсиновую цедру и сок, имбирь, кукурузный крахмал, прогреть 2-3 минуты, затем вернуть в сковороду овощи с мясом.

Апельсины очистить, разрезать пополам и нарезать тонкими ломтиками. Добавить в сковороду и готовить, постоянно помешивая, 2 минуты.

Чтобы придать блюду кислинку и сочность, можно добавить в апельсиновый соус 50 г клюквы. Она обогатит вкус блюда.

Лосось в апельсиновом сиропе

Потребуется : 300 г лосося, 300 г апельсинов с коркой, 50 г горчицы, 30 г укропа, 15 г соли.

Апельсины вместе с кожурой пропустить через мясорубку. Этой массой натереть лосося и вынести его на холод на 12 часов.

Затем очистить от апельсиновой массы, смазать горчицей, рубленым укропом и вынести на холод еще на 12 часов.

Готовую рыбу нарезать тонкими пластинами и красиво уложить на тарелку.

Рыба фаршированная

Для этого блюда подойдет любая сочная рыба, но не красная. Идеальный вариант – судак. А количество продуктов произвольное.

Рыбу очистить, аккуратно удалить хребет и реберные кости. Посолить, поперчить, сбрызнуть лимонным соком.

Свежие грибы (мы возьмем ) нарезать и поджарить с измельченным репчатым луком. Добавить тертый сыр и перемешать.

Этой массой начинить рыбу, заколоть брюшко деревянными зубочистками.

Уложить рыбу на противень, смазать майонезом, сверху выложить кружочки апельсинов.

Запекать в духовке 20 минут до готовности.

При подаче на стол аккуратно нарезать рыбу порционными кусочками.

Продолжение следует…

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Стрижки по форме лица для женщин и девушек Стрижки по форме лица для женщин и девушек Разводы в молодых семьях Разводы в молодых семьях Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность