Внутриутробное развитие человека. Периоды детского возраста

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Развитие зародыша начинается с оплодотворения яйцеклетки. Из оплодотворенного яйца в полости матки формируется зародыш. Беременность продолжается в среднем около 270 дней, т. е. примерно 10 лунных месяцев. Начинают отсчет беременности с первого дня последнего менструального цикла у женщины.

Эмбриональное развитие плода проходит несколько периодов. Терминальный, или собственно зародышевый, период (от момента оплодотворения клетки) длится около одной недели. Затем наступает период имплантации яйцеклетки, продолжительность которого около 2 суток. В этот период 50-70 % яйцеклеток не развивается, так как вредные (тератогенные) факторы вызывают внутриутробную патологию, несовместимую с жизнью.

Следующий эмбриональный период развития плода длится 5-8 недель. Развитие зародыша продолжается за счет питательных веществ желточного мешка. В этот период закладываются все органы и системы эмбриона. Поэтому вредные факторы, как экзогенные, так и эндогенные, приводят к развитию эмбриопатий - грубых анатомических и диспластических пороков развития. Поскольку в это время частота воздействия вредных факторов на эмбрион особенно велика, эмбриональный период внутриутробного развития называют критическим.

За эмбриональным следует неофетальный период продолжительностью около 2 недель, который характеризуется начальным этапом развития плаценты. К этому времени заканчивается формирование большинства внутренних органов (кроме центральной нервной и эндокринной систем). Залогом дальнейшего нормального развития эмбриона-плода является правильное формирование плаценты.

В акушерстве принято первые 3 месяца беременности выделять, как наиболее опасные с точки зрения воздействия на плод неблагоприятных факторов (генные и хромосомные аномалии, болезни матери), приводящими к выкидышам, внутриутробной смерти плода или рождению ребенка с пороками развития, несовместимыми с жизнью.

Период с 12-й недели и до рождения характеризуется тем, что развитие плода обеспечивается за счет плацентарного кровообращения (гемотрофное питание). Этот период подразделяют на два этапа. Первый этап с 9-12-й по 28-ю недели характеризуется интенсивным ростом и тканевой дифференциацией органов плода. 11а 12-й неделе масса его составляет 14 г, а длина 7,5 см, а к концу первого триместра уже можно определить пол плода.

К концу второго триместра (к 28-й неделе гестации) у плода появляются первые признаки функционирования органов и систем; масса тела составляет около 1000 г, а длина 35 см.

На 1-й неделе эмбрионального развития плода происходит активное деление клеток, на 2-й неделе дифференцируются, образуя два слоя - эндо- и эктодерму, а на 3-й неделе формируется третий слой - мезодерма. На 4-й неделе образуются сегменты тела, а с 5-й по 8-ю недели эмбрион приобретает присущую человеку форму строения тела. К 8-й неделе масса тела плода составляет около 1 г, а длина - 2,5 см.

Система кровообращения плода достигает окончательного развития на 8-12-й неделях гестации. На 18-й неделе определяют первые дыхательные движения. Дыхательные движения необходимы плоду для создания тока амниотической жидкости в развивающихся легких, что важно для развития древовидной структуры бронхов. Однако развитие легочной ткани до 27 -28-й недель гестации недостаточно для выживания ребенка.

По мере роста и развития плода постепенно формируется пищеварительная система. Глотательные движения появляются на 14-й неделе гестации, а на 17 -20-й неделе плод начинает выпячивать губы, на 22-й неделе сморщивает губы, а с 28 -29-й недели способен к активным сосательным движениям.

Желчь образуется у плода к 12-й неделе. Меконий (первородный кал) появляется к 16-й неделе. Мышечные движения появляются к 8-й неделе, с 9-й недели - контрлатеральные и односторонние движения мышц тела, спонтанные движения гладкой мускулатуры (движения кишечника). К 13 - 14-й неделе беременности мать начинает ощущать движения плода. Хватательные рефлексы у плода развиваются с 17-й по 26-ю неделю.

Плацента влияет на развитие плода. Через нее осуществляются газообмен и питание растущего организма. В плаценте вырабатываются гормоны и , участвующие в регуляции беременности и селективном (выборочном) транспорте питательных веществ и метаболитов.

Воздействие неблагоприятных факторов в ранний фетальный период (с 12-й по 28-ю недели) не приводит к формированию пороков у плода, но может способствовать задержке роста (гипотрофия органов) или нарушению дифференцировки тканей (дис-плазии). В этот период иммунитет только начинает формироваться (с 20-25-й недели), поэтому в ответ на инфекцию организм плода начинает отвечать соединительно-тканными реакциями, что приводит к развитию цирроза или фиброза тканей плода. К концу этого периода (с 26-й недели) уже возможно рождение живого, но незрелого ребенка. Совокупность изменений, возникающих у плода в ранний фетальный период, называют ранними фетопатиями.

Поздний фетальный период начинается с 28-й недели гестации и длится до начала родов.

В поздний фетальный период действие вредных факторов уже не вызывает нарушения дифференцировки органов и тканей, но такие факторы могут способствовать или преждевременным родам - рождению недоношенного (незрелого) ребенка, или рождению ребенка в срок, но с признаками внутриутробной гипотрофии (недостаточность массы тела) и общего недоразвития (дефицит массы тела и роста).

При нормальном развитии беременности в поздний фетальный период у плода отмечаются процессы депонирования многих компонентов питания, которые не могут быть введены ребенку с молоком матери: витаминов, солей кальция, железа, меди. Это обеспечивает ему сравнительно высокую степень зрелости жизненно важных органов и их защиту от возможных нарушений кислородного обмена и травм в родах.

В последние недели периода происходит окончательное развитие легочной ткани, созревает сурфоктантная система, обеспечивающая расправление легких и правильную дыхательную функцию у родившегося ребенка.

Последние недели необходимы плоду для создания высокого уровня пассивной иммунизации.

Болезни плода во время позднего фетального периода возникают вследствие:

1) гипоксии плода при патологии плаценты или пупочного канатика;

2) инфекций, таких как сифилис, токсоплазмоз, цитомегалия и др.;

3) воздействия на плод радиации, токсического или травматического факторов;

4) иммунологических нарушений, при которых эритроциты или другие клетки повреждаются изоантителами;

5) различных нарушений питания беременной женщины, которые особенно в поздние сроки влияют на развитие подкожной жировой клетчатки плода и ребенка.

Увеличение количества мертворожденных и рождение детей с низкой массой тела связывают с недостаточностью питания беременных. При этом часто у плода и новорожденного ребенка отмечают признаки дефицита кальция и фосфора, что выражается в разнообразных костных деформациях. Чем продолжительней недостаточность питания беременной женщины, тем чаще следует ожидать опасных нарушений у новорожденного.

Поздний фетальный период переходит в интранатальный - роды. Срочными считаются роды, происходящие на 37-41-й неделе беременности, преждевременными - ранее 37-й недели и запоздалыми или поздними - на 42-й неделе и позднее.

Период родов исчисляют от начала регулярных схваток до момента перевязки (пережатия) пуповины. Продолжается этот период от 2 до 18 ч. Правильно организованная акушерская помощь - залог дальнейшего здоровья ребенка. При нарушениях родового акта возникают травмы центральной и периферической нервной системы. Возможны нарушения пуповинного кровообращения и дыхания, часто возникают повреждения скелета и внутренних органов. Эти травмы возможны при неквалифицированном ведении родов, несоответствии размеров головы и родовых путей, неправильном положении плода (ножное, косое, ягодичное). При риске нарушения нормального хода родов для извлечения плода акушеры нередко производят кесарево сечение.

Таким образом, на развитие эмбриона и плода определяющее влияние оказывает среда обитания - материнский организм.

Развивающиеся эмбрион и плод очень чувствительны к неблагоприятным факторам, называемым тератогенными. Они могут вызывать как гибель плода, так и формирование пороков развития - от тяжелых, несовместимых с жизнью, до легких аномалий. При воздействии тератогенов возникают и функциональные нарушения, которые могут проявиться в более поздние сроки после рождения под воздействием провоцирующих ситуаций.

В настоящее время все тератогены делят на три группы: экзогенные, генетические, сочетанные (экзогенные с генетическими).

К экзогенным тератогенам в первую очередь относят ионизирующую радиацию, вызывающую поражение центральной нервной системы, эндокринных желез. Одномоментное получение дозы в 60-80 Р приводит к гибели плода или мутациям генов, которые проявятся в последующих поколениях. К этой группе относят и вирусы коревой краснухи, гриппа, гепатитов, цитомегалии, энтеровирусы и др.

Экзогенными тератогенами являются фармакологические вещества. Поэтому в аннотациях лекарственных средств обязательно есть указания на лекарственную толерантность (переносимость). При воздействии на беременных тератогенных лекарств у новорожденных могут возникать нарушения функционирования пищеварительной, костно-мышечной, центральной нервной систем и др.

Тератогенами являются и средства, применяемые в промышленности и сельском хозяйстве, ядовитые вещества, хозяйственные яды, бытовая химия, а также некоторые группы вирусов. Слабым тератогенным действием обладают вибрация, ультразвук, токи ультравысокой частоты.

К экзогенным тератогенам относят алкоголь. Грубые множественные пороки развития плода в 32% случаев связаны с хронической алкогольной интоксикацией. Чаще встречаются аномалии развития мочеполовой системы и ЦНС плода. У детей, родители которых страдают алкоголизмом, сразу после рождения обнаруживают признаки хронической алкогольной интоксикации: абстинентный синдром, печеночную недостаточность и др.

Высокая степень нарушений внутриутробного развития плода, приводящая к перинатальной смертности или поражению ЦНС ребенка, отмечается у курящих матерей.

К генетическим тератогенам относят мутантные гены, вызывающие пороки развития с доминантным или рецессивным типом наследования: расщепление верхней губы, поли- и синдактилию, болезнь Дауна и др. Хромосомно обусловленная патология среди живорожденных составляет 3-4 случая на 1000 рожденных, среди мертворожденных и умерших до 1 года - 60-80 случаев.

Для формирования пороков развития, безусловно, имеют значение сроки воздействия тератогенов на формирующиеся органы и системы зародыша и плода.

Периоды детского возраста.

Воспитание ребенка

Возрастные периоды - это жизненные отрезки времени, в пределах которых процесс роста и развития, а также морфофункциональные особенности организма тождественны. При характеристике каждого возрастного периода детства оцениваются законы роста и развития; морфофункциональное состояние органов и систем; особенности центральной нервной системы (ЦНС), нервно-психическое развитие; ведущие линии развития; особенности эндокринной системы; иммунологические особенности; основной характер патологии, свойственный данному возрастному периоду; инфекционные возбудители заболеваний; наиболее неблагоприятные факторы, воздействующие на организм ребенка; создание условий для гармоничного развития с учетом возраста и принципы воспитания детей. Таким образом, выделение отдельных возрастных периодов способствует дифференцированному подходу к ребенку.

В процессе развития плода и ребенка выделяют еще критические периоды в отношении роста и развития, созревания и становления функций органов и систем.

Согласно Международной конвенции защиты прав ребенка 1999 г., к детям относятся человеческие индивидуумы в возрасте от рождения до 18 лет. Выделяют следующие возрастные периоды:

I. Внутриутробный период - от момента зачатия до рождения ребенка. Продолжается 280 дней (10 лунных месяцев), начиная счет с первого дня последнего менструального цикла у женщины.

II. Период новорожденности - от момента перевязки пуповины по 28-й день жизни. В пределах его различают: ранний неонатальный период - до окончания 7-х суток (всего 168 часов); поздний неонатальный период - с 8-го по 28-й день жизни новорожденного; перинатальный период - с 24-й недели беременности до окончания первой недели после рождения.

По рекомендации экспертов ВОЗ (1960) его исчисляли с 28 недель внутриутробного развития до окончания первой недели после рождения. В настоящее время перинатальный период исчисляют с 24-й недели беременности, так как исследования показали, что с 23-24 нед гестационного возраста ребенок жизнеспособен внеутробно при совершенствовании современных методов выхаживания недоношенных новорожденных.

III. Период грудного возраста - от 29-го дня жизни ребенка до 1 года.

IV. Период раннего детского возраста - от 1 года до 3 лет.

V. Период дошкольного возраста - от 3 до 7 лет.

VI. Период младшего школьного возраста - от 7 до 11 лет.

VII. Период старшего школьного возраста - с 12 до 17-18 лет.

Внутриутробный период

Внутриутробный период - это важнейший период, определяющий биологическую судьбу организма человека на последующие годы, состояние здоровья, адаптационные реакции, риск развития болезней. В настоящее время можно говорить о возрастающей значимости отклонений в здоровье плода на формирование болезней человека. Отсюда большое значение перинатальной диагностики, и плод выступает как пациент. Для прямой оценки исследования функционального состояния плода используется биофизический профиль, мониторный контроль за сердечной деятельностью плода, исследование маточно-плацентарного и плодо-плацентарного кровотока; синхронное исследование компьютерной интервалограммы матери и плода.

Определение биофизического профиля включает сосательные движения плода, глотание, сон и целенаправленные движения, рефлексы.

Характерен бурный рост и тканевая дифференцировка плода. На сроке 8 нед сформированы рудименты всех основных органов и систем. С 4-й недели определяется у эмбриона сердцебиение, на 8-й неделе наблюдается мышечная реакция в ответ на стимуляцию, к 9-й неделе рефлексогенными становятся ладони и подошвы, отмечается спонтанная моторика кишечника. Система кровообращения плода достигает окончательного развития между 8 и 12 нед беременности. К 12 нед определяется кора больших полушарий головного мозга. К 13–14 нед появляются плавные движения в ответ на стимуляцию различных зон. На 14-й неделе начинаются глотательные движения. К 17-й неделе появляется хватательный рефлекс. На 18-й неделе отмечаются дыхательные движения. С 20-й по 28-ю недели устанавливается костно-мозговое кроветворение (вместо печеночного). С 28–29 нед плод может активно сосать.

К концу второго триместра беременности масса плода составляет 1000 г, а длина тела - 35 см, а к концу беременности масса тела 3200–3500 г, длина тела 48–50 см и более.

Критические периоды в отношении роста и развития:

    первые 7–9 дней - период имплантации яйцеклетки;

    3–12-я недели - ранний фетальный период - интенсивный рост и тканевая дифференцировка плода;

    после 28 нед и до начала родов - поздний фетальный период, когда отмечаются исключительно быстрый рост и накопление клеточной массы; обеспечиваются процессы депонирования многих компонентов питания: депо солей кальция, железа, фтора, меди, витаминов D и В12. В этот же период происходит созревание сурфактанта в органах дыхания. В это время отмечается высокий уровень пассивного иммунитета, созревания ферментных систем, неспецифических факторов защиты организма.

Развитие плода определяет функциональная система мать-плацента-плод; это нервные, гуморальные, иммунные связи (прямые и обратные).

Главными факторами, определяющими и регулирующими рост плода, являются маточный кровоток и плацентарная перфузия. Особую роль играют инсулин, гормоны гипофиза. Одним из основных факторов, обеспечивающих нормальное развитие и рост организма до рождения, являются гемодинамические процессы в функциональной системе мать-плацента-плод. С помощью допплеровского исследования сердцебиение плода можно определить с 10–12 нед беременности.

Особенности ЦНС плода. Темпы роста мозга до 33-й недели превышают темпы роста остальных систем и органов, особенно быстрое нарастание массы мозга в последние недели перед рождением. Созревание коры головного мозга происходит на 12–16-й неделе. На 12-й неделе отмечается время появления электрических импульсов в дыхательные центры в ответ на внешние раздражители. С 13–14-й недели фиксируются плавные грациозные движения плода в ответ на стимуляцию всех зон за исключением областей спины, затылка, темени. С 17-й недели формируются и хорошо развиты хватательные рефлексы рук. К 27 нед зафиксировано влияние двигательной активности и эмоций матери на плод. К 28-й неделе у плода созревает моторно-кардиальный рефлекс, и к 32-й неделе фиксируется реакция плода на звук, передающийся через брюшную стенку изменением частоты пульса.

Критический период созревания головного мозга - это время появления электрических сдвигов в коре больших полушарий и ее ответов на внешние раздражители - 12–16-я недели.

Электроэнцефалограмма плода с 5 мес имеет однотипный и прерывистый характер. С 7 мес наблюдается межзональная дифференциация. С 8 мес ЭЭГ приобретает непрерывный характер, далее появляются качественные различия сна и бодрствования.

Регуляция моторики и позы плода. Основное значение спинального уровня рефлекторной деятельности - обеспечивание позы плода. С 9-й недели отмечены импульсы с рецепторов скелетных мышц. С 20-й по 40-ю недели быстрое увеличение мозжечка (в 12 раз), регуляция моторики и позы. Кора мозжечка принимает непосредственное участие в регуляции общего уровня активности плода, пространственной ориентации, модуляции вегетативной нервной системы, обеспечивая адаптивное поведение во внешней среде уже новорожденного.

Особенности эндокринной системы плода. Отмечается преобладание функции надпочечников. Корковая зона надпочечников очень широкая, пучковая зона выражена неотчетливо; мозговое вещество надпочечников не выявляется - это так называемый эмбриональный тип. С 25-й недели плод образует кортикостероиды из собственных субстратов.

Инсулин определяется в b-клетках поджелудочной железы к 12-й неделе, синтез его нарастает к середине внутриутробного периода и концентрация инсулина в крови плода не отличается от таковой в крови матери.

Инсулин и соматомедины под влиянием соматотропного гормона гипофиза определяют рост плода. Гипофиз закладывается у эмбриона на 4-й неделе, а с 9–10-й недели определяются следы адренокортикотропного гормона (АКТГ). Соматотропный гормон гипофиза через инсулиноподобные факторы роста влияет на метаболизм и рост.

Щитовидная железа к 4-му месяцу сформирована структурно, функционально активна и по внутритиреоидному обмену йода не отличается от взрослых. Регуляция щитовидной железы плода осуществляется собственным тиреотропным гормоном гипофиза, так как аналогичный гормон матери через плацентарный барьер не проникает.

У плода с 27 нед сформирована функциональная система гипофиз–надпочечник–гипоталамус. Благодаря этой системе плод способен отвечать на стрессовые воздействия

Особенности иммунитета плода. Пассивный иммунитет - перенос IgG материнского через плаценту с 26-й недели. Синтез иммуноглобулинов плода ограничен, усиливается при наличии антигенной стимуляции. Способность к самостоятельному синтезу IgM и IgG появляется с 3 мес гестации, IgM с 7 мес; IgE c 11 нед в легких и печени; с 21-й недели- в селезенке. Первые В-лимфоциты появляются на 7–8-й неделях, а к 14-й неделе число их в крови плода достигает уровня взрослого. Первые Т-лимфоциты образуются на 10–11-й неделях. К моменту рождения их число выше, чем у взрослого. С 6-й недели начинают типироваться HLA антигены - создается индивидуальный конституциональный «портрет».

Неспецифические факторы резистентности плода. Синтез лизоцима плодом зафиксирован с 9-й недели, к моменту рождения уровень лизоцима превышает уровень взрослого человека. Содержание пропердина у плода низкое, нарастает быстро в течение первой недели жизни новорожденного. Становление системы комплемента у плода отмечено на 8–15-й неделях, к моменту рождения общий уровень комплемента составляет 50% его уровня в крови матери; к концу первой недели жизни ребенка количество комплемента быстро нарастает. Лейкоциты на всем протяжении фетального периода и полученные из пуповинной крови новорожденных обладают низкой способностью к фагоцитозу и низкой подвижностью. Первые периферические лимфатические железы формируются, начиная с 3 мес гестации, «заселение» их лимфоидными элементами происходит в течение 4-го месяца.

Лимфатические железы и образования желудочно-кишечного тракта формируются после 21-й недели.

Нервно-психическая активность плода. В работах конца XX века приводят аргументы в пользу наличия своеобразной нервно-психической активности плода уже в III триместре беременности. Слуховая и вестибулярная система у плода структурно созревает к 6-му месяцу беременности. Доказано, что плод способен воспринимать особенно интонации звуков, при этом необходимы более частые повторения фонетических раздражений. Плод реагирует на голос матери, музыкальные мелодичные звуки, что фиксируется учащением сердцебиения, характерным для моторно-кардиального рефлекса; при этом отмечена позитивная и негативная реакция на тоны. Играет роль упомянутая выше система плода гипоталамус–гипофиз–надпочечники, способная отвечать на стрессовые воздействия.

Выявлены наиболее информативные показатели нарушений развития ЦНС плода. Основные из них - продолжительность промежуточного и спокойного состояния цикла «активность–покой», величина моторно-кардиального рефлекса и осцилляций сердечного ритма плода в активном состоянии цикла «активность–покой», а также особенности дыхательных движений плода.

В отношении развития нервно-психической активности плода большое значение имеет система мать–дитя. Воздействие на плод и его развитие осуществляется опосредованно через организм, психику, восприятие, образ жизни и деятельности женщины-матери, а также через генетический код. Полагают, что акустические раздражения, которым подвергается плод в конце беременности, оставляет в нервных клетках след реакции, являющейся основой развития кратковременной памяти.

Отсутствие материнского чувства, искаженность или недостаточность его являются самым распространенным источником стресса для ребенка на антенатальном этапе развития. Уже на этапе внутриутробного развития несомненна важнейшая роль матери, семьи в рациональном развитии ребенка. Система пренатального воспитания предполагает проведение коррекции психоэмоционального состояния беременной женщины и воспитание ребенка, начиная с внутриутробного развития.

Профилактические меры. Задача активной защиты плода - одна из важнейших целей в период внутриутробного развития. Достигается эта цель путем воздействия на плод через организм матери. Установлено, что уже с 5–5.5 мес внутриутробной жизни у плода могут функционировать вкусовой, слуховой, вестибулярный, тактильный и другие анализаторы, что позволяет начать дородовое воспитание будущего ребенка. Это перестройка уклада семьи с постоянным акцентом на интересы ожидаемого ребенка, любовь к нему и доброта.

Важное значение имеет режим беременной женщины: достаточный сон, прогулки, гигиеническая гимнастика. Особую роль играет двигательная активность, ходьба. Процессы жизнеобеспечения плода зависят от двигательной активности беременной женщины (энергетическое правило скелетных мышц). Уменьшение мышечной активности сочетается с уменьшением импульсации в ЦНС, дыхательные мышцы плода. Творческий контакт матери и отца с плодом, беседы с ним, ласковое пение необходимы. Отмечено, что головка ребенка в утробе матери движется за рукой отца, поглаживающего живот беременной. Огромную роль играет мелодичная музыка. Описаны примеры дифференцированного отношения плода к музыке в III триместре беременности: музыка Моцарта, Вивальди, Чайковского успокаивает плод; рок-музыка действует плохо. Успокаивает плод мелодичное пение матери, а также пение родителей дуэтом. Беременной женщине необходимо отказаться от телевизионных фильмов-ужасов и передач, содержащих насилие и жестокость. Беременной следует соблюдать рекомендации по рациональному питанию.

Большое значение имеет подготовка грудных желез к лактации.

Возможный характер патологии во внутриутробном периоде. Воздействие неблагоприятных факторов в зародышевой стадии (до 8-го дня), особенно вирусов, радиации приводят к хромосомным и генным аномалиям или гибели яйцеклетки; в эмбриональной (с 8-го дня до 9–10 нед) к нарушению органогенеза: уродства, врожденные пороки.

Заболевания матери и токсические влияния (курение, алкоголь, наркотики) в эмбриональную стадию (11–12 нед) могут привести к задержке внутриутробного развития, поражению ЦНС. При воздействии неблагоприятных факторов в ранней фетальной стадии (до 28 нед) может быть задержка роста и дифференцировки органов и тканей: гипо- и дисплазии их; недоношенность; а в поздней фетальной (после 28 нед) - недостаточное образование депо в организме плода: жирового, белкового, витаминного (D, В12) и минерального - кальция, железа, меди, селена. В указанный период может быть преждевременное рождение и функциональная незрелость плода.

Одним из наиболее распространенных синдромов перинатального периода, непосредственно отражающегося на физическом, нервно-психическом развитии и заболеваемости младенца, является задержка внутриутробного развития (ЗВУР). По данным ВОЗ, в Европейских странах ЗВУР встречается в 6,5%, а в Центральной Азии - до 31%.

В патологии внутриутробного периода большую роль играет гипоксическое поражение мозга, а также при недостаточности питания беременной - уменьшение числа глиальных клеток мозга. Особенно опасна недостаточность в питании фолиевой кислоты, цинка, меди и других эссенциальных нутриентов.

Неблагоприятное влияние на развитие плода оказывают экзогенные токсиканты, особенно соли тяжелых металлов, приводящие к метаболическим нарушениям и поражениям органов и систем плода. Магнитно-резонансная томография дает практически 100% точность визуализации состояния ЦНС плода и его аномалий.

Фетопатии могут быть вызваны гормональными расстройствами матери: сахарный диабет, гипотиреоз, недостаточность функции надпочечников.

Одно из ведущих мест в формировании пороков развития плода принадлежит группе инфекционных возбудителей: краснухе, цитомегалии, токсоплазмозу и герпес-вирусам. Исследование на антитела к краснухе, цитомегаловирусу и токсоплазме проводится обязательно.

При заражении плода до 5–6 мес беременности обычно развивается генерализованный процесс с преобладанием поражения ЦНС, печени и почек. При более позднем инфицировании, а особенно при заражении непосредственно перед рождением или в процессе родов, развиваются инфекционные заболевания, такие как пневмония, пиелонефрит, отит, конъюнктивит и т. д.

Дети с проявлениями внутриутробной инфекции (ВУИ) имеют пролонгированную желтуху, снижение мышечного тонуса, двигательной активности и сосательного рефлекса, значительную первоначальную потерю массы тела и медленное восстановление ее, повторные падения массы тела, «плоскую» кривую массы, а также субфебрильную температуру тела. Максимальную диагностическую информативность при ВУИ бактериальной этиологии имеют тесты на определение сывороточных концентраций С-реактивного белка (СРБ), интерлейкина-8 и преальбумина [Володин Н. Н. и соавт., 2001]. Повышенные концентрации СРБ и ИЛ-8 в сыворотке крови расцениваются как наличие системного воспаления и являются основанием для начала антибактериальной терапии новорожденным.

В настоящее время большое значение имеет пренатальная диагностика в I и II триместрах беременности УЗИ, ДНК-зонды, кордоцентез, амниоцентез, биопсия хориона, позволяющие выявить врожденные пороки развития в 75–80% случаев, хромосомные болезни (методы гибридизации in situ с хромосомспецифическими ДНК-зондами) в 85–95%, моногенные заболевания более 50 нозологических форм (Айламазян Э. К.), генные болезни - муковисцидоз, гемофилия А и В, болезнь Виллебранда, миотоническая дистрофия, миодистрофия Дюшена.

Плод выступает как пациент в случаях фетохирургии, при гемолитической болезни. Получены первые удачные попытки лечения фетальными тканями мозга человека, использование нейротрансплантации стволовых клеток мозга. Имеет большое значение доклиническое выявление и лечение фенилкетонурии, галактоземии, гипотиреоза. Успешно осуществляется медикаментозная коррекция дефектов при адреногенитальном синдроме, гемофилии, диабете. Перспективы - в генотерапии.

Период новорожденности

Период новорожденности - это первые 28 дней жизни ребенка, или четыре недели. Это самый ответственный период для адаптации ребенка к условиям внешней среды. Очень важно, по данным экспертов ВОЗ, сразу же после рождения осуществить процедуры, укрепляющие узы между матерью и новорожденным:

    положить ребенка на живот матери;

    дать новорожденному грудь матери в палате родильного отделения;

    обеспечить совместное пребывание матери и ребенка.

Различают ранний неонатальный период - от момента перевязки пуповины до окончания 7-х суток жизни (всего 168 часов) и поздний неонатальный период - с 8-го по 28-й день жизни новорожденного.

В раннем неонатальном периоде отмечаются следующие периоды наибольшего напряжения реакций адаптации: первые 30 мин жизни - острая респираторно-гемодинамическая адаптация; период от 1 до 6 часов - синхронизации основных функциональных систем; на 3–4-е сутки внеутробной жизни - напряженная метаболическая адаптация в связи с переходом на лактотрофный тип питания и анаболический тип обмена веществ.

В поздний неонатальный период происходит дальнейшая адаптация к условиям внешней среды. Наиболее важными критериями благополучия ребенка в этот период служат динамика массы тела и роста, нервно-психическое развитие, состояние сна. Для оценки физического развития используется массо-ростовой индекс (Кетле 1) или индекс Тура - частное от деления массы тела в граммах на длину тела в сантиметрах. Величина массо-ростового индекса для здоровых новорожденных колеблется от 50 до 60.

Масса тела новорожденных в среднем у девочек составляет 3200–3350 г, у мальчиков 3400–3500 г, длина тела - 50–51 см.

Особенности роста и развития. После рождения происходит физиологическая потеря массы тела (к 3–5-му дню жизни) новорожденного на 6–8% от массы тела при рождении, а к 6–7-му дню жизни - восстановление. К концу первого месяца жизни прибавка массы в среднем составляет 600 г или 20% от массы тела при рождении. Увеличение длины тела за первый месяц жизни происходит на 3 см. Окружность головы у новорожденного - 34–36 см, окружность груди - 32–34 см; длина ноги - 36–40% длины тела. На приспособление к условиям внешней среды, на органы дыхания, кровообращения и теплопродукцию оказывают положительное влияние спонтанные движения новорожденного; в связи с этим их важно не ограничивать.

Особенности ЦНС. Масса мозга новорожденного составляет 10% общей массы тела. Крупные борозды и извилины головного мозга выражены хорошо, но имеют малую глубину. Отмечается недостаточная дифференцировка коры больших полушарий головного мозга, наличие безусловных рефлекторных реакций. Реакции на болевое раздражение носят общий генерализованный характер. У новорожденного холодовых рецепторов в 10 раз больше, чем тепловых, в связи с чем чувствительность ребенка к охлаждению выше, чем к перегреванию. Характерно преобладание пищевой доминанты.

Кора мозжечка принимает участие в обработке сенсорной информации, пространственной ориентации.

В течение 2–3 сут у новорожденного повышен уровень неопиатных пептидов - медиаторных нейроаминов (нейротензин, субстанция Р, бомбензин), участвующих в регуляции ряда гормонов желудочно-кишечного тракта, поджелудочной железы, симпатико-адреналовой системы.

У новорожденного развиты вкусовой и обонятельный анализаторы. Порог вкусового ощущения выше, чем у взрослого.

В период новорожденности отмечается интенсивное развитие слухового, зрительного анализаторов; тактильного и эмоционального контакта с матерью. Важную роль играет наличие врожденного ориентировочного рефлекса новорожденного - развитие положительных эмоциональных ориентировочных реакций со слуховых и зрительных анализаторов.

Новорожденный имеет врожденные рефлексы: поисковый - рефлекс поиска груди матери; сосательный и глотательный; хватательный. У новорожденного отмечается рефлекс опоры на ноги и автоматической ходьбы (шаговый). При нормально выраженном рефлексе ходьбы ноги не подкашиваются и не перекрещиваются. К 1–1.5 месяцам жизни ребенка этот рефлекс угасает. Рефлекторный поворот головы влево или вправо при положении ребенка на животе, руки вдоль головы. Новорожденный имеет рефлекс ползания - при прикосновении ладони к стопам ребенок делает попытку ползти.

Особенности эндокринной системы новорожденного. Выделены три последовательные фазы гормональной адаптации новорожденных:

I фаза - первые 3 часа жизни новорожденного. Она характеризуется максимально высоким уровнем материнских гормонов и гормонов плода (тироксин, трийодтиронин, тиреотропный и соматотропный гормоны).

II фаза - последующие 3 дня - происходит снижение материнских гормонов, повышение собственных гормонов новорожденного.

III фаза - с 4-го по 6-й день жизни новорожденного. Она характеризуется минимальным уровнем фетоплацентарных гормонов, сохранением уровня гипофизарных гормонов и снижением тиреоидных гормонов.

У новорожденных отмечается низкая биологическая активность надпочечников (80% коры надпочечников состоит из зародышевой зоны). К 12–14 дням жизни отмечается повышение уровня кортикостероидов.

Преобладает у новорожденного функция зобной и щитовидной желез. Наблюдается транзиторная гипофункция паращитовидных желез: ранняя (на 2–3-и сутки) и/или поздняя - на 10-й день и первые недели жизни. Транзиторная гипофункция паращитовидных желез может проявиться повышенной нервно-мышечной возбудимостью, готовностью к судорогам (тетания новорожденного). Возможен гормональный криз новорожденного, связанный с нарушением взаимоотношений между эндокринным аппаратом матери и ребенка.

Особенности иммунитета. При рождении содержание Т и В клеток в крови ребенка как у взрослого, низкий уровень естественных киллеров, IgG - материнский; IgM - следы, количество его увеличивается с первой недели; IgA в сыворотке крови низкий, синтез увеличивается с третьей недели. К моменту рождения отмечено отсутствие секреторного IgA, с конца первой недели - следы; IgE может быть увеличен при условии внутриутробной сенсибилизации.

Особенностью реакции новорожденного на первый контакт с антигеном является отсутствие клеток памяти и появление их после повторных контактов.

Неспецифические факторы защиты. У новорожденного уровень лизоцима выше, чем у матери; к 7–8-му дню снижается до уровня взрослого. В момент рождения уровень пропердина в крови низкий, в течение недели быстро нарастает и к концу 1-го месяца жизни не отличается от уровня у взрослых. Понижен уровень компонентов комплемента С3а и С5а, в связи с чем снижен хемотаксис, опсонизация и бактерицидность (понижена резистентность к вирусным и бактериальным инфекциям). Ограничена продукция интерлейкинов и гамма-интерферонов. У новорожденного поглотительная способность фагоцитов развита достаточно, однако завершенная фаза фагоцитоза не совершенна.

Отмечается первый критический период иммунитета у ребенка - это слабая резистентность к условно-патогенной грамотрицательной флоре.

Для новорожденного характерна склонность к генерализации инфекционного процесса, вследствие чего - частота септических состояний.

У новорожденных, перенесших внутриутробную инфекцию или страдающих ею, повышены уровни IgA и IgM.

Нервно-психическое развитие. В течение 1–2 часов после нормальных родов новорожденный находится в состоянии настороженности. Способен сканировать простые геометрические фигуры, среди них предпочтение более похожим на лицо человека. В течение первого месяца жизни ребенок обращает внимание главным образом на глаза людей. Преобладают процессы торможения. Большую часть времени он спит, однако на 2–3-й день отмечается предвосхищение предстоящего кормления, а на 5–7-й дни - голодное возбуждение. При ощущении голода наблюдается «роющий» рефлекс - поворот головы к соску груди матери и «роющие» движения вокруг него, обусловленные чувством голода или другими раздражителями области рта. В конце 2-й недели появляется рефлекс на положение новорожденного под грудью матери и рефлекс зрительного сосредоточения. Он выражается активным познанием взрослого, спустя 2–3 мин после сосания груди. У новорожденного к концу 2-й недели появляется слуховое сосредоточение, а зрительное к концу 1-го месяца жизни. Показателем восприятия новорожденным объекта служат движения глазных яблок, выражающиеся в слежении и фиксации взора.

Человека - период от момента образования зиготы (оплодотворенная яйцеклетка) до рождения полностью сформированного плода, который является жизнеспособным вне матки женщины.

Данный период называется антенатальным. Он длится 280 суток. Выделяют следующие этапы развития плода:

Начальный период - характеризуется дроблением образованием бластулы и ее имплантацией в слизистую матки. Оплодотворение происходит при слиянии половых клеток женщины и мужчины, при котором образуется зигота с диплоидным генетическим аппаратом. При этом пол ребенка определяется хромосомами сперматозоида, который оплодотворил яйцеклетку. Так, если он содержал Х-хромосому, то родится девочка, если У - то мальчик. Начальные этапы дробления проходят в маточной трубе. Процесс имплантации завершается закреплением оплодотворенной яйцеклетки в толще слизистого слоя матки, где и проходит дальнейшее ее развитие;

Эмбриональный период - образование зародыша и закладка его внутренних органов. Внутриутробное развитие плода на данном этапе является процессом гаструляции, при котором образуются три Кроме этого, именно в данном периоде проходит гисто- и органогенез (закладываются ткани и органы). Восьминедельный эмбрион уже имеет вес около 4 граммов. У него намечаются черты лица, формируются ножки и ручки;

Плодный период - сопровождается дальнейшим ростом и развитием зародыша, который с третьего месяца беременности уже называется плодом. В данном периоде в костях образуются кожа покрывается пушком, начинает прослушиваться женщина чувствует его движения. Внутриутробное развитие плода в это время характеризуется интенсивными процессами роста и тканевой дифференциацией.

Заключительным этапом являются роды. Их начало провоцируется выделением который синтезируется гипофизом. Данный гормон провоцирует сокращение мышц матки, что приводит к проталкиванию ребенка в малый таз и родовые пути.

Следует сказать, что характеризуется отдельными критическими периодами, при которых наблюдается повышенная чувствительность зародыша к неблагоприятным внешним факторам. Первые три месяца беременности, так же, как и роды, требуют повышенного внимания к состоянию беременной. При влиянии в это время негативных факторов окружающей среды увеличивается риск развития различных аномалий и уродств, а также осложнений во время родов или после них.

Следует также отметить, что внутриутробное развитие плода сопровождается образованием уникального органа - плаценты, которая позволяет вынашивать детей в утробе. Она является важным способом адаптации к условиям окружающей среды. Основные ее функции - участие в газообмене плода, его снабжение питательными веществами и кислородом, а также секреция гормонов, которые обеспечивают нормальное протекание всего периода беременности.

В этот период из оплодотворенного яйца возникает организм, обладающий примитивными закладками различных систем и органов. Внутриутробное развитие делят на предплодный и плодный этапы. Границей между ними служит конец второго месяца жизни зародыша, когда он превращается в плод.

Начало начал

Развитие плода начинается не с эмбрионального периода, а еще раньше, ведь зародыш развивается из оплодотворенного яйца, а оплодотворению яйца предшествует длительное развитие половых клеток.

Предзародышевый период включает в себя созревание половых клеток и оплодотворение.

Если в семенниках мужчин постоянное обновление половых клеток происходит в среднем каждые 2 месяца, то в яичниках женщин никакого обновления нет. После рождения девочки в ее яичниках насчитывается всего около 400 тысяч клеток - предшественников яйцеклеток, которые даны ей на всю жизнь. В каждом менструальном цикле из яичника выходит одна, реже - две яйцеклетки. Этот процесс называется овуляцией. После выхода из яичника яйцеклетка попадает в маточную трубу, где происходит оплодотворение - слияние женской и мужской половых клеток.

Это слияние ведет к образованию качественно новой клетки - зиготы. Зигота по маточной трубе продвигается в полость матки (этот период длится 7-8 дней). Когда зигота достигает матки, начинается имплантация - внедрение зиготы в стенку матки. Процесс имплантации длится 3 дня.

В предплодном периоде происходит интенсивное анатомическое формирование зачатков органов, возникших при образовании зародыша, и возникают новые закладки: выделяется желудок и остальные отделы пищеварительного тракта, закладка кишечника расчленяется на отделы, осуществляется разделение мускулатуры, формируется скелет. Во второй половине предплодного периода формируются лицевые части, шея, развивается кровеносная система и органы чувств, усложняется строение головного мозга, выделяются крупные пищеварительные железы - печень и поджелудочная железа. К концу второго месяца формируются и занимают свое постоянное положение зачатки всех органов.

В течение плодного периода происходят рост и функциональное созревание органов и тканей плода, т.е. начиная с этого периода органы плода приобретают способность функционировать.

Второй месяц. У эмбриона (его длина 4 - 5 мм) становятся заметными закладки конечностей. К концу второго месяца длина зародыша увеличивается от 5 мм (на 5-й педеле) до 25 - 30 мм. На руках и ногах имеются пальцы, которые уже способны двигаться; но эти движения пока матерью не ощущаются. Довольно длинный хвост постепенно превращается в небольшой бугорок. Формируется шея. Мозг перестает просвечивать сквозь кожу. Зачаткиоргановчувствобразуются из выступов и углублений головного мозга, при этом глаза уже почти полностью сформированы. Размер головы очень большой (он составляет около половины длины всего зародыша). Устанавливаются постоянные отношения главных структур лица, за исключением ушных раковин, которые расположены очень низко. Организм плода начинает функционировать: мозг посылает импульсы, которые координируют функции других органов, сердце стучит, желудок выделяет желудочный сок, печень вырабатывает клетки крови. Начавшийся на 6-7-й неделе быстрый рост кишечника приводит к тому, что часть кишечных петель перестает помещаться в небольшой брюшной полости зародыша и выходит за ее пределы. Возникает так называемая физиологическая пупочная грыжа, которая к концу второго месяца достигает полного развития, а к 10-й неделе полностью исчезает. В конце второго месяца (8 недель) тело плода сформировано, имеются зачатки конечностей, на головке заметны зачатки глаз, носа, рта, начинается формирование половых органов.

Третий месяц. Общая длина плода, включая ноги, составляет 7 см, масса - 20 г. В течение третьего месяца плод быстро растет и почти удваивает свою длину. Голова по-прежнему остается относительно большой и к концу месяца составляет около l/З теменно-копчиковой длины. Лицевая часть очень мала по сравнению с мозговой частью черепа. Отмечается быстрый рост век, края которых на 9- 10-й неделе эмбрионального развития срастаются между собой. Глаза открываются лишь на седьмом месяце беременности. Появляются первые зачатки волос (на бровях, верхней и нижней губах, на лбу). Конечности совершают движения, видны пальцы рук и ног, в хрящевом зачатке скелета появляются первые точки окостенения. На пальцах рук и ног образуются зачатки ногтей. Плод уже умеет гримасничать. Специальными исследованиями было обнаружено, что мимика плода отражает изменения лица его мамы во время смеха или плача. Руки настолько вырастают, что плод может дотронуться пальчиками до головы, умеет сжимать кулачки. В начале третьего месяца возникают мочеполовое и анальное отверстия. По структуре наружных половых органов можно уже определить пол плода. К концу третьего месяца кожа начинает терять прозрачность, свойственную ей в первые два месяца внутриутробной жизни.

Четвертыймесяц. Общая длина плода, включая ноги, составляет 15-18 см, масса - 120 г. Голова начинает несколько отставать в росте. На теле появляются пушковые волосы. Руки и ноги имеют приблизительно одинаковую длину. Формируется лицо, происходит окостенение черепа, в основном заканчивается формирование мышечной системы, движения конечностей становятся активнее, но матерью пока не воспринимаются, пол плода различается ясно. Плод много двигается, может сосать свои палец. Кожные покровы имеют несколько слоев. Усложняются функции различных систем организма. При помощи электронной микроскопии установлено, что структура нервных клеток мозга плода этого возраста почти такая же, как у новорожденных. Уже хорошо можно прослушать через брюшную стенку беременной женщины сердцебиения плода, частота которых достигает 120-150 ударов в минуту. К концу четвертого месяца уже становится заметным увеличение живота у беременной.

Пятый месяц. (Общая длина плода, включая ноги, составляет 22 см, масса - 300 г). Происходит более быстрый рост туловища, и к концу пятого месяца внутриутробного развития голова составляет не более l/З общей длины тела. Кожа имеет темно-красный цвет. Начинает образовываться подкожный жировой слой. Кожа покрывается пушковыми волосами. Сальные железы начинают выделять жировое вещество, которое смешивается с чешуйками эпидермиса и образует сыровидную смазку. Эта смазка предохраняет плод от постоянного воздействия околоплодных вод, а затем облегчает его прохождение по родовым путям. В кишечнике образуется меконий. Заметно удлиняются нижние конечности. Плод может родиться живым, делает дыхательные движения, но при таком сроке беременности он обычно нежизнеспособен.

В околоплодном пузыре ему уже не так свободно, а его двигательная активность возрастает. На 3-й неделе пятого месяца женщина, беременная впервые, начинает ощущать эти движения. Повторно беременные замечают их дней на 10 раньше. Вначале движения очень слабы - женщины могут путать их с сокращениями кишечника. Позднее движения плода становятся все интенсивнее, и их уже ни с чем не спутать. Первая регистрация матерью движений плода - важный признак, позволяющий вычислить дату предстоящих родов.

Шестой месяц. Общая длина плода, включая ноги, составляет 30 см, масса - 800 г. Кожа плода делается морщинистой, по-видимому из-за несоответствия скорости роста самого плода и его кожного покрова. Становятся заметными брови и ресницы. На подушечках пальцев образуются кожные узоры. Их рисунок у каждого свой - уникальный и неповторимый. В этот период в основном завершается образование клеток коры головного мозга. Их утрата под воздействием каких-либо повреждающих факторов не восполняется. Всю жизнь человек живет с тем количеством клеток, которое сформировало кору головного мозга к этому времени. Движения плода становятся более дифференцированными. Наблюдая за плодом при помощи ультразвукового исследования, немецкие ученые научились по положению рук определять, в состоянии бодрствования или сна находится плод. Органы и системы плода продолжают развиваться, осваивать новые функции, но еще недостаточно совершенны и не способны поддерживать жизнь плода вне утробы матери.

Седьмой и восьмой месяцы. Общая длина плода, включая ноги, составляет 35-40 см, масса - 1200- 1700 г. Увеличивается подкожный жировой слой, и кожа делается более плотной и гладкой. На седьмом месяце беременности у плода открываются веки. Он умеет открывать и закрывать глаза. Все его тело к этому времени покрывается нежными пушковыми волосками. В последние недели прибавка веса идет в основном за счет подкожно-жировой клетчатки, обеспечивающей после родов поддержание стабильной температуры тела. Все важнейшие системы организма достаточно развиты и могут, хотя и с большим трудом, при особом уходе, поддерживать жизнедеятельность младенца вне материнского организма.

Приблизительно к семи с половиной месяцам плод может родиться и выжить. Дети, рождающиеся во время третьего триместра (с седьмого месяца до окончания беременности) обычно способны выжить, хотя по мере приближения назначенного срока родов и шанс выжить, и легкость перехода к самостоятельному существованию значительно увеличиваются. К концу беременности антитела от матери проникают через плаценту к плоду, создавая кратковременную сопротивляемость болезням, к которым у вас есть иммунитет. Недоношенные дети получают меньше этой защиты, чем доношенные, следовательно, они более подвержены инфекциям.

Девятый месяц. Общая длина плода, включая ноги, составляет 45 см. Благодаря сильному отложению жира в подкожной жировой клетчатке, форма его тела делается более округлой. Ногти на руках доходят до кончиков пальцев. Волосы на голове становятся толще и длиннее. Плод, родившийся в этот срок, жизнеспособен, громко кричит, открывает глаза, выражен сосательный рефлекс.

На восьмом - десятом месяцах темп роста плода снижается. Он уже настолько велик, что в околоплодном пузыре ему тесно. В этой ситуации наиболее выгодным положением, обеспечивающим максимальную подвижность в воронкообразной матке, является положение вниз головой. Нормально развивающийся плод принимает его. Головное предлежание наиболее благоприятно при родовспоможении. К концу девятого месяца организм плода настолько совершенен, что наконец готов к внеутробной жизни. Нежные волоски остаются только на предплечьях. Их выраженность и распространенность по всему телу могут косвенно свидетельствовать о недостаточной зрелости плода.

Десятый месяц. Общая длина плода, включая ноги, составляет 50 см, масса - 3000 г. К концу десятого месяца беременности (38-40 недель) признаки недоношенности исчезают, плод рождается зрелым. Сравнительно редко наблюдается несоответствие между доношенностью и зрелостью плода. При неблагоприятных условиях развития (заболевания матери, недостаточное или неправильное питание и др.) доношенный ребенок может иметь признаки незрелости. Иногда наблюдается и противоположное явление: ребенок рождается немного раньше срока, но зрелым.

В последний месяц происходит более быстрый рост нижних конечностей, иразницав длине по сравнению с верхними конечностями сглаживается. Однако только после рождения ноги становятся длиннее рук.

Напомним, что правильность внутриутробного развития малыша во многом зависит его мамы. Вовремя прохождения обследования, выполняйте все рекомендации и назначен врача - и ребенок родится здоровым.

Нервная система человека развивается из наружного зародышевого лепестка – эктодермы. Из этой же части зародыша в процессе развития образуются органы чувств, кожные покровы и отделы пищеварительной системы. Уже на 17-18-й день внутриутробного развития (гестации) в структуре эмбриона выделяется слой нервных клеток – нервная пластинка, из которой впоследствии, к 27-му дню гестации, образуется нервная трубка – анатомический предшественник центральной нервной системы. Процесс образования нервной трубки называется «нейруляция». В этот период края нервной пластинки постепенно загибаются кверху, соединяются и срастаются друг с другом (Рисунок 1).

Рисунок 1. Этапы формирования нервной трубки (в разрезе).

Если посмотреть на это движение сверху, может возникнуть ассоциация с застегиванием молнии (Рисунок 2).

Рисунок 2. Этапы формирования нервной трубки (вид сверху).

Одна «молния» застегивается от центра к головному концу эмбриона (ростральная волна нейруляции), другая – от центра к хвостовому концу (каудальная волна нейруляции). Есть еще и третья «молния», обеспечивающая сращивание нижних краев нервной пластинки, которая «застегивается» по направлению к головному концу и встречается там с первой волной. Все эти изменения происходят очень быстро, всего за 2 недели. К моменту завершения нейруляции (31-32-е сутки гестации) еще не все женщины даже знают о том, что у них будет ребенок.

Однако к этому моменту у будущего человека начинает формироваться головной мозг, возникает зачаток двух полушарий. Полушария быстро увеличиваются, и к концу 32-го дня составляют ¼ часть всего мозга! Тогда же внимательный исследователь сможет уже разглядеть зачаток мозжечка. В этот период также начинается формирование органов чувств.

Воздействие вредностей в этот период может приводить к возникновению разнообразных пороков развития нервной системы. Один из самых распространенных пороков – спинномозговая грыжа, образующаяся вследствие неправильного «застегивания» второй «молнии» (нарушения прохождения каудальной волны нейруляции). Даже стертые, почти незаметные варианты таких спинномозговых грыж порой снижают качество жизни ребенка, приводя к различным формам недержания (недержание мочи и кала). Если у ребенка есть такая проблема как энурез (недержание мочи) или энкопрез (недержание кала), необходимо проверить, нет ли у него стертой формы спинномозговой грыжи. Это можно узнать, сделав ребенку МРТ пояснично-крестцового отдела позвоночника. При обнаружении спинномозговой грыжи показано оперативное лечение, которое приведет к улучшению тазовых функций.

В моей практике был случай 9-летнего мальчика, который страдал энкопрезом. Только с 6-й попытки удалось сделать качественный МРТ-снимок, показавший наличие спинномозговой грыжи. К огромному сожалению, до этого момента ребенок уже наблюдался психиатром и получал соответствующее лечение, так как неврологи открестились от него, считая, что у него проблемы с психикой. Простая операция позволила мальчику вернуться к нормальному образу жизни, полностью контролировать свои тазовые функции. Еще более показательной была история 16-летнего подростка, который всю жизнь страдал от энкопреза. Неврологи посылали его к гастроэнтерологам, гастроэнтерологи к психиатрам. К моменту нашей встречи он уже получал психиатрическое лечение в течение десяти (!!!) лет. Никто никогда не назначал ему МРТ-исследование. Благодаря тому, что были выполнены наши рекомендации по дообследованию, у парня выявили серьезные нарушения в поясничном отделе позвоночника, которые приводили к сдавлению нервов и нарушению чувствительности тазовых органов. Очевидно, что психиатрическое лечение, а также психотерапия или другие способы психологического воздействия во всех этих случаях совершенно бесполезны и, возможно, даже вредны.

Чтобы предупредить возникновение таких пороков развития как спинномозговая грыжа, беременным женщинам уже на ранних сроках беременности рекомендуют принимать фолиевую кислоту. Фолиевая кислота играет роль защитника клеток нервной системы (нейропротектора), и при ее регулярном приеме воздействие различных вредоносных факторов существенно ослабевает.

Для того чтобы максимально снизить риск возникновения пороков развития, будущей матери необходимо также избегать различных неблагоприятных воздействий на организм. К таким воздействиям относятся прием успокоительных средств, содержащих фенобарбитал (в том числе, Валокордина и Корвалола), гипоксия (кислородное голодание), перегревание материнского организма. К сожалению, к неблагоприятным последствиям также приводит прием некоторых противосудорожных препаратов. Поэтому, если женщина, вынужденная принимать такие препараты, планирует забеременеть, ей необходимо проконсультироваться со своим лечащим врачом.

Всю первую половину беременности в будущем мозге ребенка очень активно рождаются и развиваются новые нервные клетки (нейроны). В первую очередь, процессы зарождения новых нервных клеток происходят в зоне, окружающей мозговые желудочки. Еще одной зоной рождения новых нейронов является гиппокамп – внутренняя часть коры височных областей правого и левого полушарий. Новые нервные клетки продолжают появляться и после рождения, но менее интенсивно, чем во внутриутробном периоде. Даже у взрослых людей в гиппокампе обнаружены молодые нейроны. Считается, что это – один из механизмов, благодаря которым, в случае необходимости, мозг человека может пластично перестраиваться, восстанавливать поврежденные функции.

Только что народившиеся нейроны не остаются на месте, а «переползают» к местам своей постоянной «дислокации» в коре и глубинных структурах мозга. Процесс этот начинается ближе к концу второго месяца беременности и активно продолжается вплоть до 26-29 недель внутриутробного развития. К 35-й неделе кора головного мозга плода уже обладает структурой, присущей коре взрослого человека.

Каждый нейрон имеет отростки, с помощью которых он взаимодействует с другими клетками организма.

Рисунок 3. Нейрон. Длинный отросток – аксон. Короткие ветвистые отростки – дендриты.

Нейроны, занявшие свое место в мозге, пытаются устанавливать новые отношения с другими нервными клетками, а также с клетками других тканей организма (например, с мышечными клетками). Место, где одна клетка соединяется с другой, называется «синапс». Такие соединения очень важны, так как именно благодаря им мозг формирует сложные системы, в которых информация может быстро передаваться от одной клетки к другой. Внутри клетки информация передается в направлении от тела к окончанию в виде электрического импульса. Этот импульс провоцирует высвобождение в синаптическую щель специфических химических веществ (нейромедиаторов), которые хранятся в окончании нейрона, и посредством которых информация передается от нейрона к следующей клетке.

Рисунок 4. Синапс

Первые синапсы обнаружены у эмбрионов в возрасте 5 недель внутриутробного развития. Наиболее активно образование синаптических контактов между нейронами происходит, начиная с 18 недель внутриутробного развития. Новые связи между нервными клетками образуются практически всю жизнь. В период активного образования синапсов мозг ребенка подвержен негативному влиянию наркотических веществ и некоторых медикаментов, влияющих на обмен нейромедиаторов. К этим веществам относятся, в частности, нейролептики, транквилизаторы и антидепрессанты – препараты, с помощью которых лечат психические расстройства. Если будущая мама вынуждена принимать подобные препараты, ей необходимо проконсультироваться со своим лечащим врачом. И, конечно, беременной женщине следует избегать употребления психоактивных веществ, если ее беспокоит умственное развитие ее ребенка.

Нейромедиаторы – специфические химические соединения, благодаря которым происходит передача информации в нервной системе. От их правильного обмена зависит очень многое в поведении человека. В том числе, его настроение, активность, внимание, память. Есть факторы, которые могут повлиять на их обмен. Один из таких, неблагоприятно воздействующих факторов – курение матери во время беременности. Воздействие никотина порождает сразу несколько эффектов. Мозг опознает никотин как вещество, способствующее его активации, и начинает развивать системы, чувствительные к нему. Попросту, в мозге увеличивается число воспринимающих никотин элементов, улучшается передача информации, осуществляемая посредством никотина. Одновременно, происходит негативное воздействие на обмен тех нейромедиаторов, которые должны вырабатываться самим мозгом. В первую очередь, это касается тех веществ, которые имеют отношение к обеспечению внимания и регуляции эмоций. В исследованиях показано, что курение матери во время беременности в несколько раз повышает риск рождения ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Вторым по счету последствием внутриутробного потребления никотина после СДВГ является оппозиционно-вызывающее расстройство, для которого характерны такие проявления как раздражительность, гневливость, постоянно меняющееся, часто негативное, настроение, злопамятность. Еще один эффект курения – ухудшение состояния сосудов, нарушение питания плода. Дети курящих матерей рождаются с низким весом, а низкий вес при рождении сам по себе является фактором риска развития последующих проблем в поведении. Из-за спазма сосудов, вызываемых воздействием никотина, мозг плода подвержен ишемическим инсультам – нарушениям кровоснабжения определенных участков мозга, их гипоксии, которая очень пагубно воздействует на все последующее психическое развитие .

Один из важнейших процессов, происходящих в формирующемся мозге еще не родившегося ребенка – покрытие длинных окончаний нервных клеток (аксонов) миелином (миелинизация). Покрытый миелином аксон изображен на одном из предыдущих рисунков (рисунке нейрона). Миелин – вещество, которое в чем-то подобно изоляции, покрывающей провода. Благодаря ему электрический сигнал перемещается от тела нейрона к окончанию аксона очень быстро. Первые признаки миелинизации обнаруживаются в мозге 20-недельных плодов. Этот процесс происходит неравномерно. Первыми миелином покрываются аксоны, образующие зрительные и двигательные нервные пути, которые в первую очередь пригодятся новорожденному младенцу. Чуть позже (практически перед рождением) начинают покрываться миелином слуховые пути.

Клетки одной из мозговых тканей – нейроглии, производящие миелин, очень чувствительны к недостатку кислорода. Также на миелинизацию мозга плода может повлиять воздействие токсинов, наркотических веществ, дефицит необходимых мозгу веществ, поступающих с пищей (в частности, витаминов группы В, железа, меди и йода), неправильный обмен некоторых гормонов, таких, например, как гормоны щитовидной железы.

Крайне вредным для нормального протекания процессов миелинизации является алкоголь. Он препятствует миелинизации и, в результате, может стать причиной тяжелых нарушений психического развития, сопровождающихся умственной отсталостью ребенка. Воздействие алкоголя может иметь и неспецифический эффект, приводя к возникновению разнообразных пороков развития.

О том, насколько интенсивно развивается мозг ребенка, находящегося в утробе матери, говорит хотя бы тот факт, что в период с 29 по 41 неделю, мозг увеличивается почти в 3 раза! Во многом, это происходит за счет миелинизации.

О психическом развитии ребенка во внутриутробном периоде известно сравнительно мало. В то же время существуют некоторые интересные факты.

Начиная с 10 недель внутриутробного развития, дети сосут большой палец (75% - правый). Оказывается, что будущие правши, в большинстве своем, предпочитают сосать правый палец, а будущие левши – левый .

При контактном воздействии звуком на живот беременных женщин (37-41 неделя беременности) через наушники обнаружена достоверная активация в височных областях у четырех и в лобных у одного плода – тех самых зонах коры головного мозга, которые впоследствии будут принимать участие в обработке речевой информации. Это говорит о том, что мозг ребенка активно готовится существовать в той среде, которая ему предназначена.

Литература:

Nomura Y., Marks D.J., Halperin J.M. Prenatal Exposure to Maternal and Parental Smoking on Attention Deficit Hyperactivity Symptoms and Diagnosis in Offspring // J Nerv Ment Dis. 2010 September; 198(9): 672-678.
Читать оригинал статьи >>

Tau G.Z., Peterson B.S . Normal development of brain circuits // Neuropsychopharmacology reviews (2010) 35, 147-168
Читать оригинал статьи >>

Савельев С.В. Эмбриональная патология нервной системы. – М.:ВЕДИ, 2007. – 216 с.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Разводы в молодых семьях Разводы в молодых семьях Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность Как сохранить загар после моря надолго Как сохранить загар после моря надолго