Ребенок боится оставаться один. Можно ли оставлять ребёнка одного дома на ночь? Почему ребенок боится оставаться один дома, методы решения проблемы

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Бояться может любой ребенок, если чувствует, что его жизни и здоровью угрожает опасность, то есть если рядом нет взрослого. Это здоровый страх, он совершенно необходим и выполняет охранительную функцию. А вот когда бояться нечего, а страх все-таки есть и никакие разумные доводы, уговоры, отвлечения и забалтывания не помогают...

Многие родители сталкиваются с такой проблемой. Ребенок боится оставаться один дома даже на несколько минут. Если рядом нет папы или бабушки, бедная мама не может даже выскочить за хлебом.

Страх оставаться одному может сопровождать ребенка с самого раннего возраста, а может возникнуть внезапно после какого-то события. Разберемся с причинами возникновения таких страхов у детей и определим пути решения этой проблемы.

Две главные причины страхов у детей

Это не опечатка, действительно, базовых причин детских страхов только две. Глубокое понимание этих причин очень важно для того, чтобы не слушать бессмысленных или откровенно вредных советов, а также для того, чтобы родители сами могли помочь своему ребенку избавиться от любых необоснованных страхов.

Бояться может любой ребенок, если чувствует, что его жизни и здоровью угрожает опасность, то есть если рядом нет взрослого. Это здоровый страх, он совершенно необходим и выполняет охранительную функцию. А вот когда бояться нечего, а страх все-таки есть и никакие разумные доводы, уговоры, отвлечения и забалтывания не помогают - самое время обратиться к системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Итак, главные причины детских страхов:

  1. Нарушение чувства безопасности и защищенности у ребенка.
  2. Наличие у ребенка зрительного вектора.

Ребенок боится оставаться один, если не уверен в надежности родителей

Представьте: вы - маленькое и беззащитное существо и вся ваша жизнь зависит от одного великана, который может заботиться о вас, защищать вас от опасностей, приказывать другим великанам, чтобы они тоже заботились и не обижали вас. А может и забыть о вас или, наоборот, начать кричать, ругаться и пугать вас. Или ваш великан, может быть, сам слабый и неуверенный, боится всего на свете, а особенно других великанов. Сможет ли он защитить вас? Как вы будете чувствовать себя в этом случае?

Чувство безопасности и защищенности - база для развития любого ребенка. Более подробно об этом основополагающем концепте читайте в .

Если ребенок в 3-4 года боится оставаться один - может быть, он не уверен в том, что мама обязательно вернется? Может быть, вы покидали его слишком надолго или оставляли с незнакомыми людьми? Такое случается, когда малыш попадает в больницу, например, а мать к нему не пускают. Или когда сама мама неожиданно попадает в больницу или уезжает в роддом за новым ребеночком, а малыш оказывается совершенно не подготовленным к этому и чувствует себя брошенным.

Если мама и папа ругаются и выясняют отношения при ребенке, особенно когда звучат смыслы «Уходи и не возвращайся!» или «Уйду и не вернусь!» , то у ребенка просыпается неосознанный, непроговариваемый страх потерять семью. Он боится оставаться дома один, потому что опасается, что кто-то из родителей, особенно мама, может уйти навсегда и не вернуться.

Если мама воспитывает ребенка одна, если она замучена, разрывается между работой и домом, не уверена в себе и своем завтрашнем дне, ребенку автоматически и неосознанно передается эта неуверенность, он теряет чувство защищенности и безопасности. В зависимости от векторов ребенка это может выражаться по-разному, например тем, что он боится оставаться один. И чем меньше ребенок, тем больше состояние матери влияет на него.


Или, возможно, в ваше отсутствие приходил пьяный сосед, кричал, угрожал, барабанил в дверь и тем самым вызвал ужас у вашего малыша. И теперь он так напуган, что боится даже вам рассказать о случившемся. Такое бывает, когда ребенок не уверен, что вы гарантированно сможете защитить его от обидчика.

Если ваш ребенок боится оставаться один, хорошенько подумайте, какие у него есть основания не доверять вам?

Зрительный вектор: коктейль из страха и любви

В школьном лагере ребята любят рассказывать друг другу на ночь страшные истории, провоцируя друг друга на совместное переживание эмоций. Почему же некоторые даже относительно взрослые 9-10-летние дети после подобных развлечений начинают бояться засыпать без света или среди белого дня оставаться одни в городской квартире?

    Не ругать и не стыдить ребенка за его страхи, не сравнивать с другими, более «смелыми» детьми. Лучшее, что вы можете сделать, - это дать вашему малышу поддержку и вселить уверенность.

    Не пугать Бабой Ягой, Бармалеем, чужим дядей, Волан-де-Мортом и прочей нечистью. Подобные дети и так боятся больше всех.

    Не читать страшных сказок и сказок, где присутствует каннибализм. Это такие сказки, как «Колобок», «Волк и семеро козлят» и др. Ребенок представляет себя на месте съеденного героя. Как вы думаете, каково это - быть съеденным?

    Развивать в ребенке сострадание и сопереживание, умение разбираться в чувствах других людей. Для этого читать сказки на сострадание, классическую литературу. Учить жалеть животных, а главное - людей. Учась переживать за героев художественных произведений, зрительный ребенок учится думать о других, понимать их чувства, то есть сопереживать. На месте страха внутри постепенно поселяется любовь, в которой, как системно известно, страха нет.


Как помочь ребенку оставаться одному дома без страха

Вы, наверное, уже поняли, что заставлять насильно ребенка оставаться одному дома ни в коем случае нельзя. Это только усугубит его страхи и еще больше пошатнет его и так непрочное чувство защищенности и безопасности.

Поэтому самое главное - создайте благоприятный эмоциональный фон. Поймите, он не притворяется, ему на самом деле страшно оставаться одному. Не стоит на страхе акцентировать внимание, вашим грамотным поведением и действиями можно добиться того, что страх уйдет сам бесследно.

Самое главное - разберитесь со своим внутренним состоянием . У тревожной мамы тревожное дитя. Тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» помогает взрослым полностью и навсегда избавиться от собственных страхов и других психологических проблем. А когда мама чувствует себя хорошо, нормализуется и состояние детей. Послушайте один из отзывов мамы, прошедшей тренинг.

Больше играйте с ребенком . Дети, которые не играют в обычные, некомпьютерные, детские игры, в общем и целом испытывают больше проблем в социализации, и страхов у них намного больше. Для деток, которые боятся оставаться дома одни, боятся заходить в темную комнату будет полезна игра в дочки-матери: незаметно вплетите в игру сюжет о том, как «маме нужно уйти, а ребеночек остается дома один и спокойно занимается своими делами». Постройте сюжет дальше, как мама возвращается и счастливая жизнь продолжается дальше.

Если он боится заходить в темную комнату, придумайте игру с фонариком. Например, зайти в комнату, взять на столе фонарик и прочитать тайное послание. Фантазируйте! Играя с ребенком, вы не только боретесь с его страхами, а еще и укрепляете доверие между вами, строите фундамент ваших счастливых семейных отношений.

Расскажите свою «историю успеха» , героическую или юмористическую, - о том, как вы в детстве боялись чего-то и как вы победили этот страх. Вселите уверенность в малыша, что у него тоже получится победить свой страх.

И самое главное - читайте ребенку книги! Хорошие, правильные книги. Книги должны развивать душу ребенка, учить его сочувствовать, сопереживать. Не бойтесь книг, где в конце героев жалко так, что хочется плакать. Это очищающие душу слезы, как воздух необходимые для развития ребенка со зрительным вектором. У многих слушателей тренинга «Системно-векторная психология» после прочитывания детям грустной сказки Андерсена «Девочка со спичками» страх у детей проходил сам собой:

«Моей дочери 10 лет, и все эти годы прошли для меня как один страшный и ужасный сон, потому что я ее совсем не понимала ………… как можно всего бояться… мурашиков, жучков, орать так, как будто тебя режут, ночью спать только при свете (я так уставала от непонимания и капризов, что просто валилась с ног или засыпала в любых позах и что происходило дальше с моей дочерью я не представляла….

Так не бывает, если бы мне сказали, я бы не поверила. После первого раза прочтения «Девочки со спичками» наутро мой до боли знакомый ребенок стал другим, ее как будто подменили. С тех пор у меня началась счастливая и сладкая жизнь, полная смеха и радости…»

Чем больше вы разовьете ребенка со зрительным вектором чувственно и эмоционально, чем тоньше он научится чувствовать состояния других людей, чем отзывчивее и добрее он будет, тем меньше в его сердце останется места страхам.

Хотите, чтобы ребенок спокойно и с пользой оставался дома один и вы сами были уверены, что с ним ничего не случится? Чтобы и вы, и он адекватно могли реагировать на стрессовую ситуацию? Чтобы и вы, и ваш ребенок ориентировались в окружающем мире и с первого взгляда могли определить, кому из окружающих можно доверять, а кому нет?

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Ребенок боится оставаться один дома? – Это очень частая проблема, сопровождающая тревожного ребенка. Вам, как родителю, нужно попытаться разобраться в истинных причинах этого страха.

Если ваш ребенок был напуган реальным событием, произошедшим в ваше отсутствие, то возникновение страха и нежелание оставаться одному – вполне уместная реакция на сложившиеся обстоятельства. В этом случае можно рекомендовать посещение детского психолога, вместе с которым ребенок проработает возникшие неприятные, болезненные эмоциональные переживания.

Если данный вид страха появился у вашего ребенка в возрасте четырех-шести лет и никакие конфликтные или драматические события не предшествовали его появлению, то, возможно, причина кроется в том, что ребенок вступил в определенный возрастной период, обусловленный особенностями развития воображения.

В кабинете психолога:

Наталья (25 лет), сын Лев (4 года)

… Вот уже полгода Левушка боится оставаться дома один. Он домашний ребенок, в садик не ходит и очень ко мне привязан. Он боится оставаться один в комнате, говорит: «Я боюсь здесь оставаться. А вдруг под кроватью сидят чудовища?» Боится один даже дойти из комнаты до туалета, просит, чтобы его проводили, потому что чудовища могут поджидать его за углом в коридоре. Чудовищами его специально никто не пугал. Может быть, страх возник после просмотра мультиков? Что делать – не знаю. Он панически боится оставаться один. Когда мне нужно уйти, он закатывает истерику. Как помочь ему преодолеть свой страх?

Приведенный пример иллюстрирует поведение, типичное для детей этого возраста, когда ведущей познавательной функцией является воображение. Ребенок искренне верит в реальность своих фантазий. Спорить с ним, доказывая, что выдуманные чудовища не живут под кроватью, бесполезно.

Не волнуйтесь, это пройдет. В этом случае вы можете обойтись без консультации психолога. Сила детского воображения может не только создавать трудности. Способность ребенка фантазировать и воодушевляться верой в необычные свойства предметов может сослужить и добрую службу. Привлекая фантазию, воспользуйтесь технологией создания «волшебного» предмета-защитника и сделайте для ребенка талисман, оберегающий его от всяческих напастей. Для этих целей можно сделать специальный браслет, наделенный защитными свойствами.

Способ «изготовления» защитного браслета

Купите ребенку обычный браслет в магазине и расскажите ему очень интересную историю: «Несколько лет назад храбрый рыцарь подарил одному ребенку волшебный браслет, охраняющий его от чудовищ. Ребенок путешествовал по всему свету и ничего не боялся. Даже ночью он знал, что с ним ничего не случится. Браслет отпугивал всех чудовищ. Ребенок знал, что с этим браслетом он находится в полной безопасности и что чудовища не смогут ему навредить. Прошло несколько лет, ребенок вырос, и браслет ему уже не нужен». Говоря эти слова, достаньте браслет и скажите, что буквально недавно вы встречались с этим человеком и он, узнав о ваших проблемах, согласился передать свой волшебный талисман вашему ребенку.

Полученный талисман можете наделить различными защитными свойствами, которые могут понадобиться вашему ребенку.

Присутствие страха оставаться в одиночестве обычно не свойственно подросткам. Подростковый возраст предполагает достаточную автономию личности и усиливает обратную тенденцию – получить возможность на время уединиться, стремление создать свой, особый, независимый от родителей мир. Категоричное нежелание подростка оставаться некоторое время в одиночестве позволяет выделить и разграничить две возможные ситуации.

Первый случай: подросток привык, что обычно в доме он не один. В изменившихся обстоятельствах подросток говорит, что ему страшно оставаться одному, однако не может обосновать причину. Это требование, кажется, больше похоже на упрямство или желание, чтобы кто-то находился рядом, чтоб ему не было скучно. Подобные требования позволяют предположить, что сложившийся в семье стиль детско-родительских взаимодействий основывается на отношениях гиперопеки.

Иногда родителям бывает сложно перестроить свое отношение к растущему ребенку. Когда он уже способен справляться с серьезными требованиями, взрослые продолжают относиться к нему, как к маленькому и беззащитному. Причиной гиперопеки может также стать стремление взрослых находить в детях источник собственного самоутверждения, удерживая их в положении малого дитя.

Гиперопека может порождаться присутствием у родителей постоянного чувства страха за своего ребенка, навязчивых опасений за его жизнь, здоровье и благополучие.

Неблагоприятное влияние родительской гиперопеки состоит в том, что ребенку передается избыточное беспокойство, дети «заражаются» от родителей несвойственной возрасту тревогой. Таким образом, безграничная забота порождает беспомощность.

В этом случае родителям важно понять, насколько их собственное отношение к детям окрашено чрезмерной озабоченностью и тревогой.

Если ребенок уже привык к сверхзаботе, ему нелегко бывает отказаться от привычных привилегий. Родителям рекомендуется постепенно передавать ему ответственность и развивать саморуководство. Неожиданно «свалившаяся» на гиперопекаемого подростка свобода вызовет замешательство и растерянность.

Второй случай: подросток в отсутствие старших действительно проявляет беспокойство, возбуждение. Иллюстрацией таких реакций может служить поведение подростка в следующем примере.

В кабинете психолога:

Наталья (43 года), сын Никита (14 лет)

… Мой ребенок боится оставаться один дома. Когда я задерживаюсь на работе даже на 10-15 минут, он звонит на мобильный несколько раз, спрашивая, когда я вернусь, где я и чем занимаюсь. Если я собираюсь в магазин, то он или идет со мной, или дает мне на это 15-20 минут, и если я по какой-то причине задерживаюсь, он опять же начинает звонить…

Психолог: «Никита, а зачем ты это делаешь?»

Никита: «Ну а что такого? До магазина 5 минут идти, там быстро все можно купить и назад. Где можно задерживаться? Чем можно там заниматься? Я же переживаю…»

Психолог: «Я понимаю, ты сильно переживаешь, когда мамы нет рядом. А что может случиться с тобой в это время?»

Никита: «Я боюсь, что мама не придет ко мне. Вдруг с ней что-то случится. Папа бросил нас, ушел к другой женщине. Бабушка не любит меня, ругает меня всегда, говорит: «Чтобы глаза мои тебя не видели!» Что будет со мной, если мама не придет? Я останусь один. Что я буду кушать? Меня заберут в детский дом. Ведь я совсем не нужен ни папе, ни бабушке…»

Конфликтные отношения в семье и последующий развод родителей мальчика заострили его переживание отверженности, усилили страх одиночества и покинутости, побудили судорожное стремление цепляться за мать, как за спасительную соломинку, единственную защиту в жестоком и неустойчивом мире.

В этой ситуации для коррекции глубоких конфликтных переживаний стоит обратиться за помощью к психологу, психотерапевту. В подобном случае одной консультации недостаточно, может потребоваться длительная психотерапевтическая работа.

Детские страхи – природный инструмент самосохранения ребенка. Каждому возрасту свойственны свои переживания и волнения. Для того чтобы помочь дитя справиться со своими фобиями, родитель должен выяснить причину и повод для страха. Если ребенок боится оставаться один, что делать? 10 лет и старше – период зрелой самостоятельности дитя. Боязнь оставаться в одиночестве может сильно досаждать маленькому человечку, ведь несколько часов в день самостоятельного времяпрепровождения неизбежны.

Узнать о страхах.

Ребенок старше 10 лет способен сформулировать свои мысли, чувства, страхи. Родитель должен уделить его переживаниям должное внимание. Откровенные разговоры и совместный анализ ситуации помогут выбрать верное решение проблемы.

Такой взрослый мальчик боится «Бабайку», что прячется под кроватью? А смелая дочка думает, что ее игрушки оживают, когда никого нет? Насмехаться над несущественностью волнений нельзя, иначе вместе с фобией появятся комплексы.

Что, если дитя не хочет делиться своими страхами? Возможно, изобразить свои переживания на бумаге будет проще. После рисования объект фобии можно сжечь, порвать или просто выкинуть. Психологи считают, что подобная практика помогает освободиться от страхов.

Правила для родителей.

1. Перед уходом взрослый обещает вернуться в определенное время. Ребенок будет следить за часами, и знать, сколько времени осталось пробыть в одиночестве.
Важно! Нельзя обманывать дитя. Следует конкретно называть время прибытия и не опаздывать.
2. Во время отсутствия следует периодически звонить или поддерживать связь с ребенком любым другим способом. Школьник не будет переживать о том, что с родителем что-то произошло, и взрослому будет спокойнее.
3. Перед тем, как оставить ребенка одного, следует придумать ему интересное занятие, дать увлекательную игру или захватывающую книгу. Также можно оставить список домашних дел, с которыми он справится. Так время пролетит быстрее и веселее.
4. Маленький сюрприз по возвращению родителя станет приятным для ребенка подтверждением того, что взрослый думает о нем во время разлуки.
5. Время, которое маленький человечек проводит в одиночестве, должно увеличиваться постепенно, осторожно.
6. Нельзя запугивать школьника маньяками, стучащими в дверь, или привидениями, проходящими сквозь стену. Часто родители сами зарождают в сознании ребенка различные страхи.

В случаях, когда ни какие меры не помогают в течение длительного периода, а страх ребенка перед одиночеством превращается в маниакальный, следует обратиться за помощью к детскому психологу. Специалист обязательно поможет семье справиться с проблемой.

Возможно вам также понравится:


Ребенок просится домой из детского лагеря — что делать родителям?
Стоит ли оставлять ребенка на продленке — нужна ли она?
Как развить память и внимание у школьника. Упражнения
Как научить ребёнка считать в уме двузначные числа 1-2 класс Как правильно объяснить ребенку четные и нечетные числа? Как отучить ребенка чавкать за столом? Как помочь ребенку избавиться от компьютерной зависимости

В некоторых семьях родители сталкиваются с тем, что их уже повзрослевший ребенок боится остаться сам дома. При этом малыш в другой ситуации ведет себя достаточно самостоятельно. Но стоит маме и папе сказать, что они куда-то идут, как их чадо начинает плакать и не пускает родителей к двери.

Если ребенок боится оставаться один дома

Страх остаться одному дома возникает, как правило, у детей в возрасте 6-7 лет. Обычно такой страх возникает из-за нескольких причин. Часто в появлении такой тревоги виноваты сами родители. Страх одиночества в своей квартире спровоцирован часто тем, что родители пугают своих малышей вымышленными Бабайками, серыми волками, Кощеем Бессмертным и другими персонажами. Часто от родителей дети слышат такие фразы, как: «Не будешь слушаться ¬ придет Баба Яга…», «Если не прекратишь дурачиться, тебя заберет плохой дядя…». Когда ребенок остается наедине, к нему приходят его страхи.

Часто он боится всего, что находится в доме: встроенных шкафов, антресолей, плакатов, больших мягких игрушек. Оставшись дома без родителей, страх появления негативных героев увеличивается в разы.

Часто страх остаться самому дома возникает из-за того, что родители позволяют ребенку смотреть негативно окрашенные передачи, фильмы и мультфильмы, в которых рассказываются сюжеты о пожарах, землетрясениях, убийствах, кражах. Иногда такая реакция у детей возникает вследствие профилактической беседы в садике и школе. Рассказчики сгущают краски и от этого возможные ситуации кажутся еще страшнее и опасней для жизни и здоровья.

На возникновение детского страха остаться одному в своей квартире влияют рассказы сверстников или ребят постарше о разных ужасных событиях. Часто это просто выдуманные истории. Но когда малыш остается сам, ему кажется все это реалистичным.

Часто малыш боится отпустить своих маму и папу из дому, потому что переживает за их жизнь и здоровье. Он испытывает страх, что они не вернуться к нему.

Родители должны помочь своему крохе избавиться от мучительной тревоги. Чтобы понять, что повлияло на возникновение страха, важно попытаться выяснить это с помощью беседы. Однако не всегда разговор являются результативными. В этом случае можно предложить ребенку нарисовать свой страх или пугающую ситуацию. Не стоит высмеивать и обвинять малыша за его страх. Ведь тогда малыш еще больше замкнется в себе, а страх возрастет.

Важно перед выходом из дома говорить ребенку, куда и для какой цели это делается. Ребенок должен знать примерное время возврата родителей: когда малыш достроит гараж или поскладывает свои игрушки. Стоит предупредить кроху о возможном задержании. Желательно оставлять малыша одного дома сначала на несколько минут, постепенно увеличивая время до часа.

Чтобы разлука с родителями не была для ребенка долгой, стоит дать ему какое-то важное задание: нарисовать поздравительную открытку или посмотреть любимый мультфильм. При долгом отсутствии стоит попросить соседку или подругу время от времени заходить к малышу. Желательно, после прихода домой наградить малыша небольшим подарком или сладостями. Так малыш поймет, что о нем не забыли. Не желательно при ребенке говорить с другими людьми о его страхе. Так к тревоге может добавиться стыд.

Справиться с детским страхом остаться самому дома поможет понимание проблемы. Важно, чтобы родители уделяли как можно больше своего внимания малышу. При правильном подходе страх уйдет через небольшой промежуток времени.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность Как сохранить загар после моря надолго Как сохранить загар после моря надолго Панно с венецианской маской из папье-маше своими руками Изготовление масок из папье маше своими руками Панно с венецианской маской из папье-маше своими руками Изготовление масок из папье маше своими руками