Публикация педагога на тему Экологический проект для детей подготовительной группы. Экологический проект в подготовительной группе «Дом под крышей голубой

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Травникова Алла Викторовна

Тема: «Овощи – полезные продукты»


Тип проекта : информационно – исследовательский

Срок реализации проекта : краткосрочный (2 недели).

Участники проекта : воспитатель, дети с 6до7лет, родители воспитанников.

Проблема – овощи поспорили, кто из них полезней.

Цель : Развивать умение самостоятельно находить нужную информацию и составлять сообщение по теме. Формировать интерес к книге как к источнику знаний.

Задачи развития :

Расширять знания детей об овощах.

Закрепить знания детей об условиях и о месте произрастания овощей.

Способствовать поиску новой информации об уже известных объектах (овощах).

Формировать знания о пользе овощей, их значение для здоровья.

Формировать умение готовить сообщение по определенной теме в форме познавательного рассказа с опорой на модель.

Повышать заинтересованность родителей в творческой деятельности детей.

Предполагаемые результаты :

Сформированы знания об овощах, их пользе и значении для здоровья человека.

Созданы продукты (сообщения по теме), которые представлены социуму.

Развита система продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в процесс родителей, общаются между собой и с воспитателем).

Этап 1 . Подготовительный:

1. Дети формируют проблему (Овощи на грядке поспорили: кто из них полезней?)

2. Воспитатель вводит детей в игровую ситуацию (Сказочные овощи пришли к детям, рассматривание, называние).

3. Воспитатель формирует задачу: определить, какую пользу приносят овощи.

4. Совместная деятельность родителей, детей, педагога.

5. Воспитатель знакомит родителей с проектом.

Этап 2 . Информационно-исследовательский:

Экскурсия к овощной палатке.

Цель: Углубить представления детей о том, что осенью созревают овощи и фрукты, взрослые (колхозники, рабочие) убирают урожай, много фруктов и овощей появляется в магазинах; воспитывать уважение к труду сельских тружеников.

Беседа с детьми «Откуда овощи в магазине».

Цель: формировать представление, что на огороде вырастают овощи, закреплять представления об овощах и отличительных признаках (форма, цвет)

НОД «Овощи».

Цель: Углублять знания об условиях, необходимых для роста растений, об экологических связях между неживой и живой природой; растениями и деятельностью человека. Развивать наблюдательность.

Игра «Чудесный мешочек».

Цель: продолжать учить называть овощи и различать их по цвету, по величине. Развивать тактильные ощущения.

Беседа «Зачем нужны овощи человеку».

Цель: помочь детям понять, чем полезны овощи для человека.

Игра «Вершки – корешки»

Цель: уточнить знания детей об овощах, учить различать части растений, правильно соотносить к определенному виду растения, ввести в словарь детей слова «вершки», «корешки».

Игра «Четвертый лишний »

Цель: Усвоение существительных в родительном падеже. Употребление в речи сложных предложений. Развитие логического мышления.

Рисование « Овощи».

Задачи: Учить детей создавать в рисунке композицию из элементов разной формы. Изображать овощи, передавая в характерные особенности внешнего вида. Развивать чувства цвета, формы и композиции. Воспитывать старательность.

Лепка «Овощная история»

Задачи: Продолжать учить детей лепить предметы овальной, круглой, конусообразной формы, закреплять знания об овощах, их внешнем виде. Воспитывать аккуратность и старательность в работе.

Аппликация «Осенний натюрморт»

Задачи: Совершенствовать технику вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое. Развивать чувство формы и композиции, чувство цвета при подборе колорита. Воспитывать эстетическое отношение к природе в окружающем мире и в искусстве.

Приготовление салата из овощей «Витаминный»

Цель: Познакомить детей с последовательностью приготовления салата из овощей, закреплять знания о полезных свойствах помидоров, огурцов, лука.

Сбор урожая на огороде .

Цель: Вызвать радость от результатов совместного труда, закрепить представление о труде, необходимом для выращивания овощей, упражнять детей в различении овощей.

Пальчиковые игры:

1. «Был у зайки огород»

2. «Мы капусту рубим»

3. «Прыгнул козел в огород»

Цель: развивать мелкую моторику рук, речь, память, внимание.

Отгадывание загадок

Цель: продолжать учить отгадывать загадки про овощи.

Этап 3. Итоговый:

Папка - передвижка «Овощи».

Кулинарные рецепты овощных блюд.

Создание и представление продукта по теме «Овощи – полезные продукты».

Выставка работ продуктивной деятельности.

Екатерина Халтурина

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Юные метеорологи »

Разработала : воспитатель Халтурина Е. В.

МАДОУ “Детский сад №4” г. Нижнего Новгорода

Актуальность :

Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов, истребление лекарственных растений, разорение птичьих гнезд, и т. д. Для того чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствие системы непосредственного общения с природой.

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владения знаниями, но и умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Наиболее активно такое отношение к миру проявляется в старшем дошкольном возрасте. Дети проявляют интерес к познанию окружающего мира, демонстрируют самостоятельность и инициативность.

Широкие возможности для развития исследовательской активности ребенка-дошкольника открывает экспериментирование с различными объектами. И важно поддерживать стремление детей к познанию интересующих их явлений и событий.

Возраст участников : 5 – 6 лет

Сроки реализации проекта : с сентября 2016 года по август 2017 года

I этап – постановка проблемы

Проблема :

Детская : Во время наблюдения на прогулке у детей возник вопрос : «Для чего и как определяют погоду? Сможем ли мы самим определить погоду?»

Педагогическая : У детей дошкольного возраста не сформированы представлений о погоде, недостаточно условий для организации практических наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.

Цель :

Создание условий для познавательно - исследовательской деятельности экологического содержания у старших дошкольников, формирование у детей элементарных представлений о погоде, средствах и способах ее определения.

Задачи :

1. Формировать у детей представления о значении погоды в жизни человека.

2. Познакомить с профессией метеоролога .

3. Познакомить с приборами – помощниками, позволяющими определять состояние погоды; развивать умение снимать показания приборов и фиксировать их в дневнике наблюдений.

4. Развивать умение наблюдать, анализировать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.

5. Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.

II этап - сбор копилок

Совместно с детьми было собрано несколько копилок.

Первая копилка – это копилка информации о погоде, природных явлениях, профессии «метеоролог » , а также приборах, с помощью которых можно определить состояние погоды.

Были подобраны детские энциклопедии и познавательная литература : «Погода и климат. Серия : «Энциклопедия окружающего мира» Ф. Уотт, Ф. Уилсон, «Как меняется погода» П. М. Волцит, Г. Р. Граубин, «Маленькому почемучке о погоде» М. Султанова, «Откуда берется ветер?» С. В. Болушевский, «Погода» Б. Козгроув, «Прогноз погоды» А. А. Васильев, Р. М. Вильфанд, «Книги с секретами. Открой тайны. Погода и климат» Робинс.

Также были подобраны познавательные презентации для детей : «Явления природы» , «Что такое погода?» , «Почему идет дождь» и др.

Из книг и презентаций ребята узнали, что такое дождь, снег и град, как происходят туман и северное сияние; почему утром можно увидеть росу на траве; как образуются торнадо и цунами; где бывают землетрясения.

Также дети узнали о профессии «метеоролог » и о приборах, позволяющих определить состояние погоды.

Вместе с детьми составили модель «Трех вопросов»

Что мы знаем о погоде?

Погода бывает разной.

(Данил)

Про погоду говорят по телевизору (Арсений)

Летом теплее, чем зимой.

(Егор)

Погода – это ветер, дождь, снег, тепло или холодно (Маша)

В группе на окне есть термометр, он измеряет температуру на улице

(Иван)

Ветер дует (Алина)

Ветер бывает холодный и теплый (Алена)

Ветер гонит облака (Рома)

Бывает сильный и слабый ветер (Ваня)

Черные предметы нагреваются лучше, чем белые (Полина)

Что хотим узнать о погоде?

Что такое погода?

(Кирилл)

Что такое прогноз погоды? (Надя)

Кто составляет прогноз погоды? (Настя)

Как действует термометр?

(Леша)

Почему дует ветер?

(Саша)

Какие бывают ветра?

(Алена)

Ветер может что-нибудь сломать? (Даниил)

Откуда берутся облака?

(Максим)

Почему бывает тепло или холодно? (Андрей)

Как узнать?

Спросить у воспитателя

(Максим)

Можно найти приборы и попробовать самим определить погоду (Агния)

Посмотреть телевизор (Сергей)

Спросить у родителей (Егор)

Детям стало интересно, что думают их сверстники по этой проблеме. Была разработана анкета и проведено анкетирование среди сверстников : «Могут ли дети самостоятельно определить погоду?»

В анкетировании приняло участие 47 детей нашего детского сада.

Вторая копилка - изображений природных явлений.

Третья копилка – копилка изображений метеоприборов , с помощью которых можно определять погоду : термометр, гидрометр, барометр, анемометр, облакомер, дождемер, термограф, флюгер, метеоЗонд , метеоСпутник .

Мы вместе с детьми выяснили, что прогноз погоды делают метеорологи на метеостанциях .

Метеоролог – это специалист , который работает на метеорологической станции , осуществляет сбор сведений о процессах в атмосфере, анализирует полученную информацию и составляет прогноз погоды.

Прогнозы метеорологов используют в самых различных целях :

Для сельского хозяйства (чтобы знать, когда благоприятно сажать, собирать урожай и т. д. ;

Для авиации (чтобы знать, когда безопасно летать самолетам) ;

В судоходстве (чтобы уберечь корабли и пароходы от штормов и ураганов) ;

В градостроительстве (чтобы строители знали, когда безопасно строить высокие дома) ;

Простым жителям, ведь мы должны знать, как одеться, будет ли дождь, не ожидается ли ураганный ветер и т. д.

Работа метеоролога не проста , осуществляется она на свежем воздухе, часто в неблагоприятных погодных условиях. Измерения в строго заданные временные интервалы специалисты проводят независимо от состояния погоды (дождь, град, шторм, гроза и т. д.) . Работать на отдаленных метеостанциях специалисты часто вынуждены в условиях изоляции, одиночества. Поэтому метеоролог должен уметь переносить неблагоприятные погодные условия и одиночество.

III этап – создание картотеки (классификация собранной информации)

На третьем этапе были подведены результаты анкетирования, по которым выявлено, что 34 человека (72%) считают, что дети сами могут определить состояние погоды с помощью несложных приборов, а 13 человек (28%) детей считают, что дети могут определять состояние погоды только с помощью взрослого.

На этом же этапе все природные явления из копилки дети разложили по разным признакам :

1. По сезонам

2. Водные природные явления

3. Воздушные природные явления

4. Природные явления, происходящие на земле :

5. Необычные природные явления

IV этап – создание модели

Чем дальше мы погружались в тему проекта , тем больше дети хотели сами попробовать себя в роли метеорологов . Было решено создать модель детской метеостанции . Некоторые приборы нам удалось достать, а некоторые мы изготовили вместе с детьми. Так у нас появились самодельные «ловушки» . Вместе с детьми мы определили, что включает в себя метеостанция и прогноз погоды :

Показание температуры воздуха;

Сила и направление ветра;

Наличие осадков;

Состояние неба и солнца;

Влажность воздуха.

Модель метеостанции .

Вместе с родителями мы создали метеостанцию на участке детского сада.

Были приобретены и изготовлены :

Термометр для измерения температуры воздуха (один термометр располагался на солнце, второй – в тени для сравнения температуры,

Флюгер для определения силы и направления ветра,

Барометр (из банки) для определения атмосферного давления

Гигрометр (из еловой шишки) для определения влажности воздуха,

Дождемер для определения количества выпавших осадков,

Измеритель глубины снега.

Наша метеостанция




В процессе наблюдений за состоянием погоды дети научились определять температуру воздуха, влажность, давление, силу и направление ветра (с помощью флюгера и компаса, количество осадков (с помощью дождемера или снегомера, различать виды облаков – перистые, кучевые, слоистые (с помощью «ловушки облаков» )

Все наблюдения дети фиксируют как в индивидуальных дневниках, так и в общем календаре погоды. Благодаря этому мы можем :

– с какого числа по погодному календарю наступила зима с устойчивыми отрицательными температурами?

– когда была первая оттепель?

В каком месяце была самая высокая температура? Самая низкая температура? и т. д.

Дети сравнивали показания приборов на участке с настоящим прогнозом погоды и делали выводы о его соответствии или изменении в течение дня.

Увлеченность детей метеорологическими наблюдениями нашла свое отражение и в игровой деятельности : дети играли в «путешественников» , «спасателей» или «летчиков» , которым был необходим прогноз погоды; а также проводили передачи «Прогноз погоды» с рекомендациями по одежде и играм для детей на улице.

Созданные объекты метеостанции позволили вовлечь детей в увлекательную познавательную деятельность экологического содержания , а разная погода стимулировала детей к исследованиям, так как интересно наблюдать разные показания приборов и делать соответствующие выводы.

Исследовательская деятельность может осуществляться детьми самостоятельно, нужно только создать условия, стимулирующие такую деятельность. Совместное создание с детьми тех самых условий – это тоже часть увлекательной познавательной деятельности. Таким образом, мы изменили стереотип наблюдений за природой на прогулке и погрузили детей в мир познания и исследования.

V этап – презентация проекта

Проект был представлен :

Для детей старших и подготовительных групп детского сада,

Для педагогов детского сада

Для родителей

VI этап – постановка новой проблемы

Конечно же, современный человек привык полагаться на прогноз погоды, которые делают синоптики. Но не следует забывать и о том, что рядом с ним есть настоящие, природные барометры, которые точно и заблаговременно предсказывают изменения погоды, прогнозируют наводнения и землетрясения. К этим живыми барометрами относятся : животные, птицы, насекомые, и растения.

В процессе чтения познавательной литературы мы с детьми узнали : если внимательно понаблюдать за поведением животных и растений, можно научиться самостоятельно предсказывать погоду. Как себя ведут растения перед дождем? Как себя ведет кошка или собаки, предчувствуя наступление холода?

Дети решили изучать поведение животных и птиц, наблюдать за растениями и определять, как это связано с изменениями в погоде. Это будет продолжением нашего проекта .

Познавательно - исследовательский проект по экологии.

Подготовительная группа

Познавательно - исследовательский проект «Прикоснись к природе сердцем» (подготовительная группа)

Вид проекта: Познавательно - исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели).

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Проблема:

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Актуальность:

Наш край - удивительно красивый. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Приобретённые в детстве умения видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию интересов. Необходимо научить детей беречь и любить природу.

Цель:

Формирование экологической культуры старших дошкольников через ознакомление с явлениями природы родного края.

Задачи проекта:

Учить детей понимать и оценивать природные явления нашего края, их влияние на человека, растения и животных.

Развивать познавательную активность, способность устанавливать причинно - следственные связи между поведением животных, растений и погодными явлениями.

Воспитывать бережное отношение к родной природе, учить видеть красоту в каждом её проявлении.

Совершенствовать изобразительные умения детей.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап

Практическая работа по подготовке необходимых материалов, обогащение предметно - развивающей среды;

Определение цели;

Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

Основной этап

Проведение комплекса мероприятий

Взаимодействие с родителями

Заключительный этап

Конкурс рисунков «Наш край».

Предполагаемый результат:

Сформированность представлений детей об явлениях природы.

сформированность желания изучать природу и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой;

пополнение активного словаря детей;

Предварительная работа:

Наблюдение в природе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание стихов, беседы, дидактические, подвижные и пальчиковые игры, физкультминутки.

Взаимодействие с родителями:

Совместная работа детей и родителей: совместное наблюдение за погодными явлениями, за облаками (форма, размер, цвет).

Памятка для родителей «Что подскажет нам природа – народные приметы» .

Методы и приёмы:

наглядный (наблюдение, показ, демонстрация);

словесный (рассказ, чтение, беседа);

практический (игра, упражнения, опыты и эксперименты).

Продукт проектной деятельности:

Выставка детских рисунков «А за окном то дождь, то снег», рисунки-загадки «На что похоже облако?».

Материалы к проекту:

Электронная презентация «Приборы метеоролога», «Природные явления», «Образование облаков и осадков», «На что похоже облако?».

Перечень примет о природных явлениях, поговорок о погоде, загадок о природных явлениях.

Картины, иллюстрации на тему «Красоты родного края» (знакомство детей с природой родного края в разное время года), «Растения – синоптики».

Художественная литература: И. Бунин «Лес, точно терем расписной», С. Есенин «Белая береза», «Поет зима - аукает», К. Бальмонт «Снежинка», «Осень».

Рисунки детей.

План реализации проекта:

Понедельник

1. НОД «Интересная наука – метеорология»

2. П\игра «Солнышко и дождик»

3. Просмотр презентации «Приборы метеоролога»

Формировать представление о науке метеорологии, приборах метеоролога.

Обогащать активный словарь детей по теме: метеоролог, метеорология, метеостанция и т.д. Совершенствовать движения, и выполнять их в соответствии с текстом.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Рассматривание карточек с изображением различных явлений природы (дождь, солнце, ветер, снег и т. д.);

Знакомство с приборами на метеостанции и приборами (снегомер, гидромер, гигромер, флюгер, наружный термометр)

Вторник

1. Рассказ «Спор облачка, дождика и грозы» (см. приложение)

2. Экспериментирование

«Круговорот воды в природе» (см. приложение).

Развивать любознательность.

Формировать представление детей об образовании облаков и круговороте воды в природе.

Чтение, ответы на вопросы, рассуждение.

Раскрыть многогранность природных явлений в жизни человека

Учить искусственно создавать природные явления, объяснять увиденное.

Среда

1. Наблюдения в природе « Солнце – источник тепла и света»

2. Пальчиковая гимнастика (см. приложение)

3. Настольная игра «Времена года»

Развивать умение устанавливать причинно - следственные связи, воспитывать культуру экспериментальной работы.

Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук.

Наблюдение: солнце как источник тепла и света, необходимое для всего живого (наблюдение за растениями на затененной и солнечной стороне участка).

Пальчиковая гимнастика «Кап-кап».

Четверг

1. Восприятие художественной литературы «Экологические сказки: Сказка о радуге»

2. Экспериментирование «Дружба песка и воды».

3. Просмотр мультфильма «Подарок для Милы»

Формировать представление о радуге как природном явлении, имеющем прямую взаимосвязь с погодными явлениями.

Развивать любознательность.

Обогащать активный словарь детей.

Закрепить знания детей о свойствах воды и песка.

Чтение, обсуждение экологической сказки «Сказка о радуге», формулирование детьми предположений о возникновении радуги как природного явления.

Экспериментальная работа на прогулке «Вода и песок». Постройки из песка «Песочный городок».

Пятница

1. День пословиц и примет (см. приложение)

2. Наблюдение в природе «Какого цвета небо?»

3. Рисование акварелью «На что похоже облако?»

4. П/игра «Найди свою пару»

Активизировать мыслительную деятельность детей, углубить экологические знания, воспитывать трепетное отношение к природе.

Познакомить с разными видами облаков: перистые, слоистые, кучевые.

Развивать наблюдательность и умение рисовать на основе личного опыта.

Пословицы, поговорки о погоде; народные приметы, связанные с явлениями погоды (животные, растения - синоптики); карточки с изображением животных и растений-синоптиков.

Просмотр фотографий: виды облаков.

Просмотр и анализ фотоальбома: «На что похоже облако».

Рисунки-загадки. Выставка рисунков.

Понедельник

1. НОД «У природы нет плохой погоды»

2. Наблюдение в природе: осадки, влажность

3. Пальчиковая гимнастика

Учить детей понимать неизбежность и важность в глобальных масштабах явлений природы.

Развивать наблюдательность.

Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук

Просмотр изображений явлений природы, в том числе и опасных для человека. Подведение детей к мысли о том, что любое природное явление достойно внимательного изучения, красиво само по себе, человек должен знать как вести себя в чрезвычайных ситуациях (во время грозы, ливня, сильных порывов ветра и т.д.)

Пальчиковая гимнастика «Солнышко» (В. Данько)

Вторник

1. Просмотр мультфильма «Земляничный дождик»

2. Составление рассказов «Я люблю такую погоду…»

3. Изодеятельность (рисование) «А за окном то дождь, то снег…»

Закрепить названий природных явлений с последующим их описанием.

Развивать воображение.

Учить изображать на листе бумаги погодные явления (выбор материала самостоятелен)

Просмотреть, проанализировать мультфильм «Земляничный дождик», ответить на вопросы по мультфильму, пофантазировать на тему «Я люблю такую погоду…», побудить детей к составлению фантазийных рассказов на тему природных явлений с последующим изображением их на бумаге.

Среда

1. День отгадывания загадок (см. приложение)

2. Трудовая деятельность в природе: полив растений

3. Наблюдение за облаками, солнцем.

4. Восприятие художественной литературы «Сказка про ветер»

Учить отгадывать и составлять загадки, опираясь на описание основных признаков природных явлений.

Закреплять знания о необходимости полива растений при жаркой и сухой погоде.

Закреплять умение пользоваться лейкой и граблями.

Развивать наблюдательность.

Повторить основные признаки природных явлений и, опираясь на них, формулировать содержание загадки. Проверку осуществлять с помощью картинок.

Пронаблюдать погодные условия и опытным путем установить, что при жаркой погоде земле, а, следовательно, и растениям необходима вода.

Четверг

1. Изо деятельность: иллюстрирование песни «Хорошая погода»

2. П/игра «Солнышко и дождик»

Закреплять умение иллюстрировать знакомое произведение.

Развивать воображение, внимание, зрительную и слуховую память.

Закрепить правила поведения при различных погодных явлениях.

Повторить знакомую песню «Хорошая погода», подготовить иллюстрации к презентации песенки на итоговом мероприятии.

Отрабатывать быструю смену действий, опираясь на музыку.

Пятница

Конкурс рисунков «Наш край!».

Приложение 1

Сказка о трех друзьях

Жили – были на свете Облако, Дождь и Гроза. Жили они, не тужили. Но вот однажды возник у них спор – кто же из них самый главный и нужный. Облако утверждало, что оно самое главное, так как оно закрывает землю от солнца, чтобы на земле не было слишком жарко. Дождь, говорил, что он самый главный и нужный, так как он поливает землю, а всему живому нужна вода. Гроза, говорила о том, что она нужна, ведь она разгоняет облака и тучи, чтобы потом светило солнышко, чтобы все росло, и расцветало.

Воспитатель: Какая интересная сценка. Скажите, а облака, дождь и гроза когда впервые появляются? Верно, весной. А какое сейчас время года? (Ответы детей). Посмотрите в окно, что вы видите на небе? Какая сегодня погода? (Ответы детей).

Поспорили облако, дождь и гроза. Как вы думаете, кто из них главнее? Чтобы это узнать, нужно знать, что собой представляют облака, дождь и гроза. Скажите, кто изучает природные явления и предсказывает погоду? (Ответы детей).

Приложение 2

Беседа о природных явлениях

Предлагаю вам посмотреть и послушать о природных явлениях. И первое, о чём мы поговорим -на экране (облака).

Воспитатель: Посмотрите, ребята, это облака. Они бывают разных видов: кучевые облака – держаться на небе кучками, появляются перед дождём. А это перистые. По состоянию облаков можно предсказать погоду. Когда они плывут высоко в небе и имеют небольшие размеры – жди хорошую погоду. Облака состоят из бесчисленного количества капелек воды. Посмотрите на экран и скажите, какое облако? (ответы детей - подбор определений).

Облака, гонимые ветром, соединяясь друг с другом, превращаются в тучу. Она становиться темного цвета (серого, фиолетового). Когда капелек воды набирается много, они становиться очень тяжелыми и выпадают на землю. Скажите, какие вы знаете осадки? (ответы детей).

Дождь - это один из видов атмосферных осадков. Капля дождя при своем падении нередко увлекают различные примешанные к воздуху частички (пыль, дым, пыльцу растений). Сильный дождь с крупными каплями называется ливнем.

Гроза - это сильный дождь с молнией и громом, а иногда и с градом. В солнечный день после дождя на небе мы можем увидеть радугу. Гроза возникает, когда теплый, влажный воздух быстро поднимается вверх и формирует грозовые облака. Идет дождь. Если влажный воздух поднимается еще выше, он встречается с еще более холодным воздухом (настоящим морозом) и капельки превращаются в крупинки льда, и идет град. Град обычно идет с дождем. Одни льдинки успевают растаять, другие же самые крупные падают на землю. Внутри грозового облака дождевые капли, и ледяные градины сталкиваются между собой, создавая в грозовой туче мощный энергетический заряд. Эти заряды, пробивая воздух, перескакивают с облака на соседнее облако или с облака на землю. Так возникает мощная искра. Это МОЛНИЯ.

Скажите, когда чаще бывает гроза? По каким признакам в природе можно догадаться, что приближается гроза? Что бывает вначале - гром или молния? (ответы детей). Показ видео - грозы.

Ребята, я предлагаю вам составить предложение про молнию…..(дети составляют предложение с опорой на картинку по цепочке)

Что может произойти во время грозы? (ответы детей) Молния, во время грозы очень опасна. Она очень часто попадает в одиноко стоящие предметы, может разнести в щепки целое дерево и устроить пожар. А знаете ли вы правила поведения во время грозы (ответы детей).

Верно. А еще во время грозы:

Зачитываются те правила, про которые дети не говорили.

Ребята, есть такая пословица «И гроза не всякому грозна». Почему так говорят (Ответы детей - разбор пословицы).

Теперь вы знаете о природных явлениях, и как вести себя во время грозы.

Приложение 3

Экспериментирование

Ребята, я приготовила для вас несколько загадок. Отгадайте.

Стучит без рук, Горит без огня. Это - гром и … (молния)

Возьмите по два шарика. Потрите о шерстяную ткань и соедините их. Что произошло? (Шарики отодвигаются друг от друга). Так происходит потому, что заряды отталкиваются друг от друга. Вот так же, как наши шарики отодвинулись друг от друга, в небе грозовые облака, сталкиваются друг с другом и отталкиваясь возникает мощная искра. Это и есть молния. Гром и молния раздаются одновременно, но так как свет движется быстрее звука, то мы видим сначала молнию, а затем слышим гром. Слушайте следующую загадку:

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять (вода).

Потрогайте её, - какая она? (ответы детей). Я вам сейчас покажу опыт, как капелька воды путешествует (кипящий чайник, к струе пара поднести холодное стекло).

Что выходит из носика чайника, при закипании воды? Откуда пар появился в чайнике? Ведь в него наливали воду? Вода при нагревании превращается в пар. Посмотрите, что произошло со стеклом? Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду. Так капелька воды путешествует в природе. Отгадайте ещё одну загадку:

Крупно, дробно зачастило

Всю землю напоило (дождь).

Возьмем лейку и посмотрим, что же произойдёт (идёт дождь). Что осталось после дождя? Лужи растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются. Солнце пригревает нашу землю, вода испаряется, так же, как испарялась при закипании в чайнике. А сейчас возьмите бутылочки и полейте из них. На что сейчас похожа струя воды? Ливень идёт день, идёт два. Когда сильная гроза и шквалистый ветер, ливень обрушивается на землю и льёт «как из ведра», говорят в народе. Что тогда происходит? А весной, когда тает снег, лёд на реках, вода выходит из своих берегов, то тоже может произойти наводнение. Дома, расположенные вдоль рек, могут быть затоплены. О приближающемся наводнении сообщают метеорологи, они предупреждают людей об опасности. При сообщении о наводнении необходимо срочно эвакуироваться. Если не успели, то надо подняться на возвышенность или на крышу дома и звать на помощь, позвонив в службу спасения. Назовите номер службы спасения. Вот какая природная катастрофа может произойти во время грозы.

Приложение 4

Пальчиковая гимнастика «Капли»

Капли первые упали

Пауков перепугали

Дождик застучал сильней

Птички скрылись средь ветвей.

Дождь полил как из ведра

Разбежалась детвора.

В небе молния сверкает

Гром гремит - не затихает

Дождь прошел и снова солнце

Засеяло нам в оконце

Приложение 5

Приметы, поговорки, загадки

Приметы о погодных явлениях

Первый снег всегда тает.

Пока лист с вишен не опал, сколько бы снегу не выпало, оттепель его сгонит.

Если с березы лист не опал полностью, снег ляжет поздно.

Постоянный снег ложиться ночью.

Ласточки летают низко - будет дождь.

Воробьи в пыли купаются - к дождю.

C листьев ивы обильно каплет влага - к ненастью.

Утром сухо, нет росы - жди дождя.

Растения - синоптики

Кроме вышеперечисленных признаков, предсказать погоду могут некоторые растения. Они заранее реагируют на изменение погоды.

* Фиалка душистая перед дождем прячет свои фиолетовые лепестки, так как влага губительна для нее. Так же ведут себя цикорий обыкновенный, сердечник луговой, звездчатка, вьюнок полевой, кувшинка белая. Их цветки закрываются перед дождем и ненастьем.

* Среди массы зелени ярко светят "фонарики" чистотела. Но вот они начали тускнеть, стали еле заметны. Растение сигнализирует: скоро будет дождь.

* В мае-июне луга покрыты желтым ковром одуванчиков. Это растение тоже заблаговременно предсказывает погоду. Представьте, что утром, проходя мимо знакомого луга, вы не узнаете его: желтый "ковер" почти исчез, цветки одуванчика сжались в плотный шарик, укрылись зелеными обертками. Солнце уже поднялось, греет вроде бы по-прежнему. А одуванчик не спешит раскрывать свой цветок. Секрет прост: близится гроза.

Одуванчик может предсказать погоду и после того, как отцветет, когда на его стройной ножке появится пушистый шарик. Сорвите такой шарик и дуньте на него. Множество пушинок легко срываются и поднимаются в воздух. Так бывает в ясную хорошую погоду. А перед дождем, когда влажность воздуха повышается, пушинки не легко сдунуть, они словно приклеены.

* По-своему реагирует на погодные изменения клевер луговой. Его трехлопастные листики перед ненастьем складываются. А задолго перед улучшением погоды, когда небо еще пасмурное, они распрямляются.

* Если ветки елки и можжевельника, устремленные в ясную и сухую погоду вверх, начинают опускаться - ждите ненастья.

* Есть и такие растения, которые уже за несколько дней до дождя начинают "плакать" - выделять из себя излишнюю воду. Так, примерно за три дня до начала дождя начинает "плакать" клен. Капельки воды появляются перед дождем на листьях камыша, ивы. Влажными становятся листья осокоря, черемухи.

(Ю. Теплов)

Пословицы и поговорки о погоде

Хоть и хороша погода, а зонтиком запасайся.

Серенькое утро - красный денек.

Сбежалися тучки в одну кучку - быть ненастью.

Сиди у моря да жди погоды.

С погодой не поспоришь.

Загадки о явлениях природы, погоде

Ревнул вол

за сто сел,

за сто речек.

Конь бежит

земля дрожит.

Летит орлица

по синему небу,

крылья распластала,

солнышко застлала.

Крашеное коромысло

через реку повисло.

Рассыпался горох

на семьдесят семь дорог,

никто его не подберет.

Шёл долговяз,

в землю увяз.

Заря-зоренька

ключи потеряла.

Месяц пошёл -

не нашёл,

Солнце пошло -

ключи нашло.

Бежал по улице,

на другую перешёл,

а по третьей полетел.

Без рук, без ног,

под окном стучится, в избу просится.

Без рук, без ног,

а ворота отворяет.

Белые мухи

на поле сели.

Белая скатерть

все поле укрыла.

Летит - молчит,

лежит - молчит,

когда умрет,

тогда заревёт.

Лежал, лежал,

да в речку побежал.

На дворе горой,

а в избе водой.

Гуляет в поле -

да не конь.

Летает на воле -

да не птица.

Дедушка мост мостит

без топора и без клиньев.

Старик у ворот

тепло уволок,

сам не бежит

и стоять не велит.

Анна Туманова
Экологический проект в подготовительной группе «Дом под крышей голубой»

Экологический проект в подготовительной группе

«Дом под крышей голубой »

Словно крыша над землею ,

Голубые небеса .

А под крышей голубою –

Реки, горы и леса.

Океаны, пароходы,

И поляны, и цветы,

Страны все, и все народы,

И, конечно, я и ты.

Кружит в небе голубом

Наш огромный круглый дом.

Под одною голубою

Общей крышей мы живем .

Дом под крышей голубой

И просторный и большой.

Дом кружится возле Солнца

Чтобы было нам тепло,

Чтобы каждое оконце

Осветить оно могло.

Чтобы жили мы на свете,

Не ругаясь, не грозя,

Как хорошие соседи

Или добрые друзья.

Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться основы личности, отношение к окружающему миру, всему живому, что окружает нас каждый день. Детский сад – это первое звено в системе экологического образования и воспитания, на этапе которого необходимо сформировать основы культуры рационального природопользования.

Экологическое воспитание – это , прежде всего, нравственное воспитание, развитие представлений о самоценности природы, осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. Важно, чтобы дети смогли приобрести первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Осуществляя работу по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе , я поставила цель : сформировать у детей экологические представления , воспитать эмоционально-нравственное и практически-деятельное отношение к окружающей среде.

Наметила следующие задачи :

1. Расширять представления детей о разнообразии живой и неживой природы.

2. Формировать у детей экологическое мышление , способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде.

3. Закреплять у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать и в практической деятельности и в быту.

4. Развивать умение видеть красоту природы, обогащать эстетические чувства, желание выражать их в творческой деятельности.

5. Привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы.

6. Воспитывать бережное отношение к миру природы, стремление защищать и беречь всё живое.

Для решения этих задач я разработала и реализовала проект «Дом под крышей голубой » .

Тип проекта – практико-ориентированный, долгосрочный.

Длительность – 1 год.

Во время подготовительного этапа изучила и проанализировала научную и методическую литературу по тематике проекта , обогатила предметно-развивающую среду в группе : подобрала игры и задания экспериментального характера, разработала картотеку опытов, пополнила материалы и коллекции в нашем уголке природы и лаборатории, изготовила дидактические игры и наглядные пособия экологического содержания .

Разработала план работы на учебный год, в котором были намечены следующие темы :

Сентябрь «Родной планеты уголок»

Октябрь «В мире животных»

Ноябрь «Витамины круглый год»

Декабрь «Такие разные деревья»

Январь «Птицы – наши друзья»

Февраль «Волшебница-вода»

Март «Невидимка-воздух»

Апрель «Планета в опасности»

Май «Живая земля под ногами»

Работа по этим темам проводилась на основном этапе проекта с использованием разнообразных форм :

познавательные занятия и беседы с детьми,

чтение художественной литературы о природе,

экскурсии и наблюдения,

опытно-экспериментальная деятельность,

природоохранные акции,

художественно – продуктивная деятельность.

«Чтобы беречь Землю, природу, надо её полюбить, чтобы полюбить, надо узнать…» (Сладков А. Н.) Узнавать, прежде всего, мы начали природу родного края, города. Экскурсия в осенний лес по «тропе здоровья» подарила детям настоящую радость от общения с природой. Встречи со сказочными персонажами, подвижные игры и хороводы, чаепитие у костра содействовали сплочению ребят, вызвали чувство единения. Все вместе мы изучали деревья и кустарники родного края, наблюдали за птицами, за сезонными изменениями растений. Беседа на тему «Зачем растениям нужна вода, солнце и тепло» помогла детям понять общую связь живых организмов с внешней средой. Во время экскурсии ребята собрали разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе , в уголке природы (листья, ветки деревьев и кустарников, камушки) .

Большой пласт знаний об окружающей среде и её охране дети получили на занятиях по экологии . Ребёнок по своей натуре – исследователь, экспериментатор, ему нравится делать открытия. Опыты и эксперименты, проводимые на занятиях, позволили дошкольникам сделать собственные выводы о простейших причинных и функциональных связях в природе.

Например, при проведении опыта «Какой формы вода?» дети наливали воду в разные емкости, рассматривали сосуды с водой, выясняли, какой формы стала вода. Ребята самостоятельно делали вывод о том, что она принимает форму того сосуда, в котором налита, то есть не имеет своей формы.

Детям дошкольного возраста трудно осознать, что растения – это живой организм. Поэтому кроме организации наблюдений за ростом растений, я предложила провести опыт «Дыхание растений» : накрыть цветок стеклянной банкой на 3 часа и посмотреть, что будет. Увидев капли воды на стекле, убедились, что растение дышит, а значит, оно живое. Растения и нам помогают дышать, так как очищают воздух. Ребята самостоятельно пришли к выводу, что беречь растения – значит, заботиться и о своём здоровье тоже.

На занятии «Свойства песка и глины» дети высыпали песчинки и кусочки глины на листы белой бумаги, рассматривали их с помощью увеличительного стекла и давали характеристику. Песок состоит из маленьких круглых песчинок, сыпучий, легкий. Глина, наоборот, состоит из комочков, тяжелая, липкая. Это позволило не только расширить знания детей, но и обогатить их речь.

После ознакомления детей со свойствами магнита я предложила ребятам решить практическую задачу : как достать скрепки из воды, не намочив рук. Дети быстро разрешили эту проблему, воспользовавшись магнитом.

Некоторые опыты напоминают детям «фокусы» , они необычны и вызывают у ребят бурю эмоций, чувство радости. А главное – дети все проделывают сами, и выводы, полученные опытным путём, более осознанны.

Для старших дошкольников характерно стремление воплотить знания и впечатления, полученные в процессе занятий, бесед, экскурсий и наблюдений в художественно-творческой деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд) .

В. А. Сухомлинский подчеркивал : «…детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты».

Так, в процессе творческой деятельности детей, родились интересные выставки, коллективные коллажи и альбомы. В этой работе активное участие принимают родители.

В преддверии «Дня земли» были выполнены замечательные семейные поделки из бросового материала. А в рамках темы «Волшебница-вода» у нас прошла выставка семейных рисунков «Берегите воду!»

В группе мы объединили индивидуальные творения воспитанников, изготовив коллективный альбом «Портрет воды» . Рисуя иллюстрации для альбома, дети сделали открытие, что вода в природе встречается в неожиданном облике. Она может быть как приятной (снежинка, облако, ручеёк, море, так и опасной (тайфун, наводнение) .

С большим увлечением дети рисовали запретительные экологические знаки , проявив творчество и самостоятельность в процессе их придумывания. Это позволило закрепить знания экологически -безопасного поведения в природе, реализовать свои творческие замыслы.

К норвежской выставке изготовили художественный коллаж . В нём дети выразили свои впечатления о том, как вместе с родителями посадили летом деревья на территории детского сада.

Наши воспитанники приняли участие в региональном конкурсе «Дорога в завтра – 2013» на тему «Сохраним природу вместе!» . Были представлены 10 работ. Трое воспитанников стали лауреатами конкурса с рисунками :

-«Давайте станем дружно природу защищать,

не будем больше мусорить, а лес наш очищать!»

-«Покормите птиц зимой, сделайте кормушки,

чтоб без песен не пришлось гулять нам на опушке»

-«Хорошо на свете жить и с природою дружить!»

В своей работе широко использую такую форму наглядной агитации, как листовки, в которых дети призывают соблюдать правила поведения в природе : «Берегите природу!» , «Вырубка деревьев запрещена!» , «Не оставляйте после себя мусор!» и др. Эти листовки мы сначала вывешивали в раздевалке, а затем дети распространяли их среди знакомых.

Я стараюсь формировать у детей реалистическое понимание природы, любознательность, определённые трудовые навыки, и поэтому использую и такую форму экологического воспитания как проведение экологических акций , направленных на сохранение и бережное отношение к природе, обеспечивающих высокую степень активности и самостоятельности воспитанников. Они с энтузиазмом и желанием принимали участие в таких акциях :

«Наш красивый участок» Вместе с детьми и родителями летом изготовили поделки из шин и пластиковых бутылок на участках.

«Ёлочка – зелёная иголочка» . В декабре такая семейная акция стартовала у нас в детском саду. Каждая семья ответственно отнеслась к акции, фантазии участников не было предела! Все работали с душой и желанием. Ни одна ёлочка не повторила другую, и каких только елок мы не увидели – и из мишуры, и из ниток, и из ткани, из салфеток, из теста! Все ёлочки получились красивые и оригинальные. Участие в этой акции помогло и детям, и взрослым осознать, что чудо можно создать и своими руками, сохраняя тем самым жизнь зеленой красавице.

«Как деревья мы сажали, детский сад озеленяли» . Вместе с папами и мамами дети копали ямки, носили воду, держали саженцы. Каждому ребёнку хотелось посадить своё деревце. Время пролетело незаметно. И я потом на прогулках не раз замечала, те дети, которые участвовали в этом субботнике, интересуются, как чувствуют себя эти саженцы, подросли ли они.

«Птицы - наши друзья!» Родители совместно с детьми смастерили кормушки для птиц, которые мы вместе с ребятами развесили во время прогулки. Теперь следим, чтобы птичьи столовые не оставались пустыми, чтобы их не заносило снегом, не сдувало ветром, а корм был всегда свежий.

Проведенные акции затронули чувства детей, обогатили их духовно-нравственные представления и помогли сформировать практически-деятельное отношение к окружающей среде.

В результате реализации проекта у детей пополнился запас знаний об экологии и сформированы начала экологической культуры , осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы. Дети признают ценность жизни, видят связи живого с условиями среды и другими живыми существами, а также имеют представление о правилах поведения в природе, применяют их в конкретных жизненных ситуациях.

экологический проект


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Экологический проект

для детей подготовительной группы

«Рябинушка»

срок реализации проекта:

01.012.14г. по 01.04.15г.

Нестерова Татьяна Геннадьевна

2015 г.

Экологический проект «Рябинушка»
(для детей подготовительной группы)
Цель
: формирование системы экологических знаний и стремление к самостоятельному поиску, формировать представление о себе как об активном члене коллектива через проектную деятельность.
Тип проекта:
познавательно-исследовательский, групповой, долгосрочный.
Обоснование выбора проекта:
гуляя на участке, на снегу возле дерева дети нашли красно-оранжевые ягоды. У них возникло желание узнать о дереве, откуда упали эти ягоды.
Предполагаемый результат:
сформировать у детей представления о рябине, воспитание эмоционального и бережного отношения к рябине, как живому объекту мира природы, о пользе рябины.
План реализации проекта:

Планирование

Что вы знаете?
Это - ягоды, они красно-оранжевого цвета, круглые, маленькие, растут на дереве.
Что вы хотите узнать?
С какого дерева эти ягоды? Какие они на вкус? Съедобные или не съедобные? Едят ли их птицы? Какие птицы прилетают к дереву?
Как можно узнать?
Спросить родителей. Посмотреть в энциклопедии, журнале, книгах. Посмотреть телепередачу о природе. Посмотреть в интернете.
2.

Сбор сведений

Наблюдение «Наше дерево»

Цель:
развивать познавательную активность детей, закреплять знания о рябине, учить выделять ее среди других деревьев.
Чтение книг:
Рыжова Н.А. Экологическое воспитание в детском саду. – М.: ООО «Карапуз», 2001г. Горщенко Е. Природа и люди. – М.: Просвещение, 1976г. Красиков С. Лесная энциклопедия. – М.: ТОО «Природа и человек», 1997г. Петров В.В. Растительный мир нашей родины. – М.: Просвещение, 1992г. Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они? – М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001г.
Рассматривание пейзажных картин
И.Э. Грабарь «Рябина»
Цель:
приобщать детей к художественному творчеству, развивать эстетическое восприятие.
Дидактическая игра «Деревья»

Цель:
расширять и уточнять знания детей о деревьях, закреплять названия деревьев, вызвать эмоционально-положительный отклик на игровое действие.
Песни о рябине.

«Тонкая рябина» О.Рождественская. «То березка, то рябинка…» Пионерская песня.1985г. О родном крае.
Цель:
приобщать к музыкальному творчеству, развивать познавательный интерес.
Стихи о рябине.

Рябина.
Красненькую ягоду Мне дал рябина. Думал я, что сладкая, А она как хина. То ли эта ягодка Просто не дозрела, Толь рябина хитрая пошутить хотела. И.Такмакова
Рябина.
Хоть зима свои перины Расстелила у рябины И вокруг морозом веет Ярко ягода алеет. В.Сибирцев *** Скучная картина Тучи без конца. Дождик так и льется, Лужи у крыльца. Чахлая рябина Мерзнет под окном, Смотрит деревушка Стареньким пятном. Что ты рано в гости, Осень к нам пришла Еще просит сердце Света и тепла! А. Плещеев
Народные приметы.
Рябина зацветает – пора сеять лен.
Рябина цветет ясно – много овса будет. Хорошо рябина цветет – к урожаю льна. Поздний расцвет рябины – к долгой осени. Если уродится рябина – рожь будет – хороша. В лесу много рябины – осень будет дождливой, если мало – то сухой.
Загадки
. Платье потерялось, а ягоды остались. (рябина) Под ярусом, ярусом висит зипун с красным гарусом. (рябина) Висят на ветке подружки, прижались тесно друг к дружке. (ягоды рябины) Весною зеленела. Летом загорала. Осенью надела Красные кораллы. (рябина)
Выставка поделок из рябины.

Цель:
развивать эстетическое восприятие, привлечь родителей к активному сотрудничеству в процессе проекта.
Подвижна игра «Беги к рябине!».

Цель
: учить находит рябину среди других деревьев, повышать двигательную активность.
Экскурсия к рябине.

Цель:
познакомить детей с природными наблюдениями на примере рябины, рассмотреть птиц, прилетающих к дереву, развивать наблюдательность.
Экспериментирование «Какая это ягодка, а вот – какая ягодка…»

Цель:
учить совместно заниматься исследовательской деятельностью, делать выводы, развивать познавательный интерес.
Вывод:
Это – ягоды рябины. Осенью они – горькие, а зимой – сладкие. Они съедобные. Рябина – лекарственное растение. Из ягод рябины варят варенье. Птицы охотно едят ягоды рябины.
3.

Продукт творческой деятельности.
Изготовление альбома «Ой рябина, рябинушка». Фоторепортаж «У рябины». Совместные работы детей и родителей.

Реализация проекта.

Познание.

Занятие «Рябинушка»

Цель:
продолжить экологическое развитие старших дошкольников, расширить и пополнить знания детей о рябине, воспитывать бережное отношение и любовь к природе, развивать и активизировать словарь детей, логическое мышление.
Художественное творчество в рисовании.

Рисование с натры «Ветка рябины»

Цель:
продолжать знакомить детей с натюрмортом, учить предавать характерные особенности: форму частей, строение ветки, листа. Закреплять умение красиво располагать ветку на листе бумаги, упражнять в рисовании акварелью.
Художественное творчество в лепке.

«Рябина»

Цель:
совершенствовать технику рельефной лепки, показать новые приемы лепки, добиваться сходства с образцом.
Художественное творчество в аппликации.

«Снегирь на ветке рябины»

Цель:
закрепить умение вырезать части круглой и овальной формы, учить составлять изображение из частей, учить предавать в аппликации образ птиц, особенности ветки дерева, закреплять приемы аккуратного наклеивания, развивать эстетическое восприятие.
Работа с природным материалом.

«Бусы из рябины»

Цель:
продолжать учить работать с природным материалом, учить аккуратности, усидчивости, развивать воображение и эстетический вкус.
«Панно из листьев рябины»

Цель:
учить детей составлять узор, подбирать по цвету и по форме листья для осуществления замысла, познакомить с понятием «кайма».
5. Презентация проекта.
Выставка альбома «Наша рябинушка», фоторепортаж «У рябины», выставка поделок. Праздник «Дерево года».
Анализ:
«Что мы узнали?» - обсудить с детьми то, что они узнали, чему научились, что сделали своими руками, высказывания детей записать.

Опись материалов.
1. Конспект образовательной деятельности «Рябинушка» 2.Конспект наблюдений. 3.Фотоматериалы. 4.Подборка художественных произведений. 5.Подборка дидактических игр. 6.Художественное слово о рябине.

Дидактические игры

«Деревья».
Цель: расширить и уточнять знания детей о деревьях, закреплять названия деревьев, вызвать эмоциональный отклик на игровые действия.
2.

«Собери целое».
Цель: учить детей составлять целое из частей, формировать целостноый образ рябины.
3.

«С какого дерева этот листочек?»
Цель: закреплять названия деревьев, учить находит листья соответствующие этому дереву.
Подвижна я игра «Беги к рябине!»

Цель:
учить находить рябину среди других деревьев, повышать двигательную активность.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 85 города Тюмени
Образовательная деятельность

тема «Рябинушка»
Подготовила: воспитатель Нестерова Т.Г. 2015 г.

Цель:
продолжить знакомить детей с природными изменениями в природе на примере рябины, рассказать о пользе рябины.
Ход:

Педагог.
Ребята, какое сейчас время года? Скажите, какая погода сейчас на улице? Как назвать погоду одним словом? Да, сегодня на улице холодно, ветрено, морозно. Одним словом – Зима. А зимой всегда морозно, холодно. Когда нам холодно, что мы делаем? (Ответы детей)
Педагог
. А есть те, что не одеваются зимой, а наоборот - раздеваются. Вы догадались, о чем я говорю? Конечно это деревья. Пойдемте, проведаем нашу рябинушку. Поговорим с ней. Расскажем о том, что мы узнали нового за это время. Одеваемся тепло и выходим в парк.
Педагог.
Скажите, можно узнать нашу рябинку? Куда делись ее красивые листья? Для чего облетают листья на деревьях? Что было бы если листья с деревьев не облетали на зиму? (Ответы детей)
Педагог.
Правильно вы говорите, что если бы листья остались на заму, то дерево могло бы замерзнуть. Ведь в листочках много влаги или воды. А вода зимой замерзает, а вместе с влагой в листьях замерз бы и сок в ветках и стволе. Сок дает жизнь дереву. И еще, помните, что дерево на зиму не умирает, а просто спит, отдыхает до лета. Летом оно хорошо потрудилось и может отдохнуть.. Дети подходят к дереву, гладят ствол, определяют какой он на ощупь.
Педагог.
Посмотрите, пожалуйста на рябинку и скажите, какая она сейчас? Какое у нее настроение? (ответы детей)
Педагог.
Много ли ягод на рябине? А раньше на ней было много ягод Что случилось? (Ответы детей)
Педагог.
Значит много птиц прилетело к ней. Какие птицы прилетали к рябине? (Ответы детей)
Педагог.
Почему же эти птицы не улетели в теплые края? Таким птицам трудно искать корм. Что нужно сделать чтобы им помочь? (Ответы детей)
Педагог.
Правильно, нужно подкармливать птиц зимой. Педагог. Дети, как вы думаете, а только ли птицам нужны ягоды рябины? (Ответы детей)
Педагог.
Осенью ягоды рябины собирают и сушат люди, потому что рябина обладает лекарственными свойствами. Настой из ягод рябины пьют при простуде и других болезнях. А еще из ягод делают рябиновое варенье и джем. А к лесной рябине прилетают лесные пчелы, они собирают нектар с цветов рябины. Рябиновый мед очень ценится в медицине. Вот видите, какое полезное и нужное дерево – наша рябинушка.
Педагог.
А сейчас давайте отойдем и посмотрим, может быть сейчас прилетят птицы к рябинке.
Педагог.
Давайте попрощаемся с рябинкой и прочитаем ей стихотворение В.Сибирцева «Рябина», которое мы разучили. (Дети читают стихотворение, прощаются с деревом)

Подборка художественных произведений
1. Рыжова Н.А. Экологическое воспитание в детском саду. – М.: ООО «Карапуз», 2001 г. 2. Горщенко Е.И. Природа и люди – М.: Просвещение, 1976 г. 3. Красиков С. Лесная энциклопедия – М.: ТОО «Природа и человек», 1997 г. 4. Петров В.В. Растительный мир нашей природы – М.: Просвещение, 1992 г. 5. Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они? – М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001 г.

Муниципальное автономное образовательное учреждение

детский сад № 85 города Тюмени

Конспект «Наблюдение за рябиной»

с детьми подготовительной группы
Подготовила; Воспитатель Нестерова Т.Г. 2015 г.
Цель: расширять знания о рябине, продолжать наблюдение за рябиной зимой.
Ход наблюдения.
Нарядилась рябинушка, вышла погулять. Платье в красных бусинках – их не сосчитать. Стала с ребятишками хоровод водить, С платьица по бусинке каждому дарить. Стали ярче рябинушки щечки детворы, Щедрые у рябинушки для детей дары. Рябина пригодна для посадок в снегозащитной полосе, отличается высокой холодоустойчивостью. Ягоды рябины терпкие, горькие, но тронутые легким морозцем, становятся приятные на вкус и слаще. Воспитатель задает детям вопросы. - Какие на вкус ягоды рябины зимой? - Какие птицы прилетают полакомиться ягодами?
Исследовательская деятельность
Сравнить ягоды на морозе и после.
Трудовая деятельность
Расчистка дорожек от снега. Цель: оказывать помощь дворнику.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 85 города Тюмени
Конспект образовательной деятельности

по художественному творчеству в рисовании

с детьми подготовительной группы

рисование с натуры «Ветка рябины»
Подготовила: воспитатель Нестерова Т.Г. 2015 г.

Программное содержание.
Учить детей передавать характерные особенности натуры: форму частей, строение ветки и листа. Закреплять умение располагать ветку на листе бумаги. Упражнять в рисовании акварелью, кистью (всем ворсом и концом его). Учить составлять рисунок с натурой, добиваться точности изображения.
Материалы.
Красивая ветка с небольшим числом ответвлений. Альбомный лист. Акварель. Кисточки. Кассета с аудиозаписью музыки «Осень» из альбома П.И.Чайковского «Времена года».
Ход занятия.
Весною зеленела. Летом загорала. Осенью надела Красные кораллы.
Педагог.
О каком дереве эта загадка? (Ответы детей) Педагог. Правильно, это рябина. Сегодня на занятие я принесла ветку рябины. Рассмотрите ее хорошенько и скажите, что вы видите.(Ответы детей) Воспитатель уточняет с детьми особенность, активизирует детей, спрашивает как лучше расположить рисунок на листе бумаги. Затем детям предлагается вспомнить приемы работы с акварелью.
Педагог.
Перед началом работы давайте разбудим наша ручки и поиграем нашими пальчиками, чтобы они лучше рисовали. Пальчиковая гимнастика «Кисточку верчу, кручу, рисовать научить ее хочу».
Педагог.
А сейчас приступайте к работе. Дети рисуют под музыку «Осень» из альбома П.И.Чайковского «Времена года»
Итог занятия:
Выставка детского творчества «Ветка рябины»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 85 города Тюмени

Конспект образовательной деятельности по художественному творчеству

в аппликации

с детьми подготовительной группы

«Снегирь на ветке рябины»
Подготовила: воспитатель Нестерова Татьяна Геннадьевна 2015 г.

Программные задачи:
закреплять умение вырезать части круглой и овальной формы, продолжать учить составлять изображение из частей, учить передавать в аппликации образ птицы, особенности ветки рябины, закреплять приемы наклеивания, развивать эстетический вкус
Материалы:
цветная бумага, клей, альбомный лист, кисточки для клея, салфетки, ножницы.
Ход:
Воспитатель спрашивает детей каких птиц они видели на прогулке у рябины и загадывает загадку про снегиря. Воспитатель предлагает сделать аппликацию «Снегирь на ветке рябины». Затем объясняет: как лучше выполнить эту работу и рассматривает образец, напоминает детям о правилах работы с клеем и ножницами. Перед началом работы дети делают пальчиковую гимнастику «Птички». В конце занятия – выставка детских работ.

ФОТОМАТЕРИАЛ

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Как избежать трещин во время кормления грудью? Как избежать трещин во время кормления грудью?